Достижения русской культуры 17 века. Русская культура XVII века

Росту грамотности способствовало появление рукописных и печатных учебников – 1634 г. первый Букварь В.Бурцева; в 1648 г. Грамматика М.Смотрицкого: в 1687 г. «Считание удобное» – таблица умножения. Школы устраивались в основном при монастырях. В 1680 г. в Москве при Печатном дворе было открыто училище с двумя классами; в одном изучали славянские языки, в другом – греческий. В 1687 г. была открыта первая высшая школа – Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой получали служебные чины.
Архитектура второй половины XVII в. отличается декоративностью, используются различные украшения, яркая раскраска, фигурный кирпич, цветные изразцы как снаружи, так и внутри зданий. Эта пышная архитектура получила название московского барокко. Характерные черты этого стиля – четкость и симметричность композиции, многоярусность, тщательная проработка деталей, декоративная резьба по белому камню, раскраска фасадов, подчеркнутая устремленность здания вверх. Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно: происходит становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный – парсунная (изображение персон) живопись. Это направление возглавил С.Ф. Ушаков, парсуны и миниатюры которого сочетают в себе традиционные и новаторские приемы. («Спас Нерукотворный»).
До XVII в. на Руси не было театра. Его заменяли народные обряды – свадьбы, праздники, колядки, на которых выступали скоморохи – плясуны, акробаты, канатоходцы, музыканты, кукольники. Лишь в XVII в. в Москве при царе Алексее Михайловиче появляется настоящий придворный и школьный театр (1672 г.). Пьесы по евангельским и житейским сюжетам ставились учителями, а играли в них учащиеся.
В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навига-ционных наук – первое светское государственное учебное заведение. В 1724 г. открывается Академия наук со своим университетом и гимназией. М.В. Ломоносов становится первым русским академиком, до него это звание носили только иностранцы. В 1755 г. по инициативе Ломоносова открывается Московский университет.
Широкая книгоиздательская деятельность во многом ускорила развитие литературы. Русские нравы и обычаи выразил в своих социальных комедиях «Бригадир» и «Недоросль» Д.И. Фонвизин. Поэзия представлена творчеством крупнейшего поэта Г.Р. Державина. В его одах («Фелица») есть пейзажные и бытовые зарисовки, философские размышления, сатира на вельмож.
Прославленными русскими архитекторами были В.П. Баженов и М.Ф. Казаков, которые смело сочетали западный и русский стили (Михайловский замок и Петровский дворец). При строительстве новой столицы – Петербурга приглашались иноземные архитекторы: швейцарец Д.Трезини (Петропавловская крепость), итальянцы Б. Растрелли (оформление Петергофа) и В.В. Растрелли (Смольный монастырь и Зимний дворец). В конце XVIII в. создается одна из богатейших художественных коллекций мира – Эрмитаж (с фр. «место уединения»). В его основе приобретенные Екатериной II частные собрания картин западноевропейских мастеров. В Эрмитаже устраивались также спектакли, музыкальные вечера.

Основная литература:

1. Габитов Т., Муталипов Ж., Кулсариева А. Культурология /А., 2001, с. 255-268
2. Турысжанова Р.К., Бердалина А.С. Курс лекций по культурологии /А., 2003, с. 49-55
3. Культурология. Учебник. Под ред. Марковой А.Н./ М., 2002
4. Полищук В. Культурология / М., 1999
5. Нуржанов Б.Г. Культурология / Алматы, 1994

Дополнительная литература:

1. Адушкин Г.С. Нравственные уроки русской классической литературы / М., 1993
2. История культуры России / М., 1993
3. История русского искусства. В 3-х т./ М., 1991
4. Культурология. Под ред. А.Д. Попова / М., 1994
5. Соловьев С.М. История России (с древнейших времен). Соч. в 18 кн./ М., 1994
6. Очерки русской культуры XII-XV вв. / М., 1969-1970
7. Анисимов Е.В. Время петровских реформ / Л., 1989
8. Бессонов Б. Русская идея, мифы и реальность / М., 1993
9. Турысжанова Р.К. Краткий курс философии / Алматы, 2004

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которое стало первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17-м в. появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий ввел два новых жанра - поэзию и драматургию, создав стихотворные произведения и пьесы, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе .

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во второй половине 17-го в. появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» (или «Насаждение дерева российского государства»), на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Помимо создания шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском Севере, значительно увеличивается количество зданий, возводимых из камня.

В зодчестве 17-го в. намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко, - московское (или нарышкинское) барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля - церкви Покрова в Филях (1693) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены знания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В. Пояркова, С. Дежнева и Е. Хабарова по освоению новых территорий.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Политические и экономические изменения, произошедшие в России, ознаменовались расцветом культуры. Главная черта новой культуры - отход от религиозных канонов и обращение к ценностям людского бытия и человеческой личности.

В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется новая печатная азбука.

В 1665 г. при Заиконоспасском монастыре в Москве была открыта школа, готовившая подьячих для государственных учреждений, в 1680 г. - школа при Печатном дворе.

В 1687 г. по инициативе Сильвестра Медведева создается Славяно-греко-латинское училище (с 1701 г. - академия), которая стала первым высшим учебным заведением России. Распространение грамотности в посадской среде всячески поощрялось правительством. В Москву стали приглашать ученых и монахов для преподавания как светских, так и духовных наук.

В 17 века появляются новые литературные жанры. Создаются сатирические бытовые повести: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином Суде», в которых критикуются земельные порядки. Распутство и греховное бытие монахов Калязинского монастыря высмеивается в повести «Капязинская челобитная».

Симеон Полоцкий основал два новых жанра - поэзию и драматургию. Он - автор первых стихотворных произведений и пьес, которые ставились в первом придворном русском театре, основанном в 1670 г. при царе Алексее Михайловиче.

Одно из литературных течений того времени - народно-обличительное. Его представитель - протопоп Аввакум, основоположник биографического жанра. В полемическом произведении «Житие протопопа Аввакума» он простым разговорным языком повествовал о драматической истории своей жизни.

Во 2-й половине 17 века появляются первые портретные изображения с элементами реального сходства. Зарождается светская портретная живопись.

Родоначальник портретной живописи в России С. Ушаков работал в художественном центре при Оружейной палате Кремля. В 1668 г. он пишет икону «Богоматерь Владимирская» или «Насаждение дерева российского государства», на которой изображены наиболее выдающиеся деятели его эпохи.

Существенные изменения произошли в архитектуре и градостроении. Наряду с созданиями шедевров деревянного зодчества, культовых построек в Коломенском и на русском севере, значительно увеличивается количество здании возводимых из камня.

В зодчестве 17 века намечается сближение культового стиля с гражданским. Появляется стиль, который возник при слиянии русской архитектуры и западноевропейского барокко - московское или нарышкинское барокко.

Характерные черты русской архитектуры этого периода - многоярустность, симметричность композиций, цветной декор. Примеры этого стиля -церкви Покрова в Филях (1693 г.) и Спаса Нерукотворного в Уборах (1697 г.).

В гражданском зодчестве основным направлением стало строительство первых каменных зданий бытового назначения - гостиные дворы в Москве и Архангельске, Сухарева башня в Москве, Поганкины палаты в Пскове.

Экономические и военные потребности централизованного государства обусловили развитие науки и техники.

Русские умельцы осваивают науку и технику. Для них характерны обширные теоретические познания. Доказательством этому служит созданный в 1621 г. «Устав ратных, пушечных и других дел» Анисия Михайлова, в котором изложены познания по математике, физике и химии.

Активно развивается географическая наука. В 1643-1653 гг. состоялись экспедиции В.Пояркова, С.Дежнева и Е.Хабарова по освоению новых территорий.

В заключении, следует еще раз отметить, что в культуре России в 17 веке главной чертой был отход от церковных канонов и обращение к светскому началу в искусстве.

Определение 1

$17$ век для России знаменуется завершением Средневековья. Ведущие страны Запада уже начали активно укрепляться, выбрав буржуазный путь развития, когда Россия всё еще оставалась феодальным государством.

Замечание 1

Это подтверждается тем, что окончательно оформляется крепостное право $1649$ год, которое привело к резкому обострению межклассовой войны и к волнениям крестьян.

В начале столетия Россия пережила смутные времена, походы на Москву Лжедмитриев, народные ополчения против иноземных захватчиков под руководством Минина и Пожарского, восхождение на престол династии Романовых. Всё это качественно поменяло вид общественных отношений в государстве, установило сословно-представительную монархию.

С нового периода в русской истории начинается и обновление русской культуры.

К $17$ веку культура России продолжала нести в себе основополагающие элементы феодальной культуры. Но вместе с тем зарождаются и новые черты. Четкие тенденции к изменениям проявились только к концу века.

Новшества в культуре начали появляться, оформляться и утверждаться с периода правления Петра $1$, в связи с его радикальной модернистской политикой. Это момент формирования русской нации на фоне Западных государств. Укрепляется связь и единство земель, областей, культурных и экономических центров, закладывается единый русский язык.

Начало русского Просвещения

К концу $17$-го века начинается период Просвещения культуры и страны благодаря реформаторской деятельности Петра $1$. В культурно-историческом процессе этого времени отмечается распадом религиозного мировоззрения и восходом светской культуры. Культура начинает обмирщаться, отходить от церковных традиций, обретая гражданские черты.

Начинает активно развиваться образование, книгопечатание и все области культуры и искусства. Рост грамотности отмечен в период выхода первых учебных пособий, в 1634 году выходит первый Букварь Василия Бурцева . В $1648$ году выходит первая грамматика М. Смотрицкого, в $1687$ году – таблица умножения.

Начали строиться школы при монастырях и церквах. В 1680 году в Москве было открыто училище с $2$-мя классами.

Литература

Литература так же прошла этап секуляризации и оформила новый стили и жанры, такие как реалистическая, бытовая и историческая повести. Главными героями этих произведений становятся обычные люди в реальных событиях.

Были распространены повести о смутных временах: «Сказание Авраама Палицина», «Новая повесть о преславном Российском государстве».

Во второй половине $17$-го века формируется новое отношение к личности, растёт заинтересованность во внутреннем мире человека, с дальнейшим признанием ценности человека.

Появляются новые жанры в литературе – сатира, стихи.

Архитектура

Замечание 2

Переходный характер эпохи отразился и в зодчестве, особенно во $2й$ половине $17$ века. Обмирщение также затронуло архитектуру России. Это обусловлено отказом от канонов церкви, переходом к строгим и простым формам и декорациям. Появились новые искания дивных узоров и декоративного убранства, с заимствованием западных и восточных традиций.

Храмы начали отмечаться более выразительным и ярким убранством. Возрастают светские мотивы, растёт гражданское строительство. К выдающимся памятникам зодчества этого периода относятся церковь Рождества в Путинках.

Живопись

Необыкновенно быстро развивается живопись. Как и другие виды искусства ее затронули процессы обмирщения культуры. Оформляются светские, реалистичные направления, которые отображают интерес к личности человека. Развиваются портретный и бытовой жанры.

С.Ф.Ушаков – русский живописец, гравер, является основателем нового направления в живописи $17$-го века. К его творчеству относятся элементы миниатюры, парсуны с традиционными приёмами живописи и новаторством. Это переход от религиозного отображения мира к светскому. На иконах начинают появляться реалистические пейзажи и другие изображения.

Самое знаменитое творение Ушакова – «Спас Нерукотворный» , где художник смог изобразить не абстрактного святого, а реального человека.


Особенности развития культуры в XVII веке.

XVII век занимает особое место в истории русской культуры. Этот век – переходный от традиционной средневековой культуры Московской Руси к культуре Нового времени. Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I были подготовлены всем ходом истории российской культуры XVII века. Самая главная черта русской культуры XVII века состоит в широком обмирщении, постепенном разрушении средневекового всецело религиозного сознания. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается преимущественно городского населения, в то время как культура деревни еще долго оставалась полностью в рамках традиции.

Главными событиями русской истории XVII века стали: переход от средневековой истории к истории Нового времени, ослабление влияния церкви. Соответственно главной чертой культуры стало начало обмирщения культуры, то есть разрушение средневекового религиозного сознания и проникновение в культуру светских элементов.

Образование и письменность. Литература.

· Увеличивается число грамотных людей. Обучали церковнослужители и приказные по церковным книгам. Но уже в первой половине XVII века появились частные школы, где учили не только грамоте, но и риторике, древним языкам, иностранным языкам (немецкий) и философии. Учителями в них нередко бывали ученые украинские монахи. В 1687 году было создано первое высшее учебное заведение в России – Славяно-греко-латинская академия (братья Лихуды). Академия была построена по образцу европейских университетов. Преподавание велось на греческом и латинском языках.

· Развивается книгопечатание: первый печатный букварь (Карион Истомин), учебники, богослужебные книги, официальные документы (Соборное уложение). Создавались библиотеки как государственные (Посольского приказа), так и частные (Ордина-Нащокина, Голицына).

· В литературе XVII века появились принципиально новые жанры: сатира , драма , поэзия . Сатирические повести – о Ерше Ершовиче, о Шемякином суде, где обличался неправедный и корыстный суд. Появление русской поэзии и драмы связано с именем Симеона Полоцкого (воспитатель царских детей). Автобиографический жанр пришел в русскую литературу благодаря «Житию» протопопа Аввакума. Устное народное творчество – песни о Степане Разине.

· При Алексее Михайловиче в России был образован театр , в 1672 году. Театр был создан под влиянием молодой жены царя, Натальи Кирилловны. В нем ставили пьесы на библейские сюжеты, которые продолжались обычно несколько часов.

Архитектура.

· В конце XVII века появился новый архитектурный стиль – нарышкинское (московское) барокко. Его отличительные черты – живописность, усложненность плана, сочетание красного (кирпичная кладка) и белого (каменная резьба) цветов фасада. Характерным образцом этого стиля является церковь Покрова в Филях, построенная в 1693 году в усадьбе Нарышкиных, Новодевичий монастырь.

· Светские постройки: деревянный царский дворец в Коломенском, кирпичный Теремной дворец Московского Кремля, палаты Аверкия Кириллова.

· Московский Кремль перестал быть оборонительным сооружением, в XVII веке башни Кремля украшаются шатрами, появляются часы на Спасской башне.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XVII века сильнее, чем в других сферах культуры, сохранялось влияние традиции, что объяснялось контролем церковных властей за соблюдением иконописного канона. И, тем не менее, именно в XVII веке началось превращение иконописи в живопись.

· При Оружейной палате была создана школа для обучения живописи, живописная мастерская - фактически Академия художеств, которую возглавлял Симон Ушаков.

· Симон Ушаков – крупнейший художник XVII века: «Спас Нерукотворный», «Троица».

· В XVII веке было положено начало портретной живописи – парсуны . Известны изображения Алексея Михайловича, его сына Федора Алексеевича, патриарха Никона, князя Скопина-Шуйского.


_______________________

Тема: Культура России XVIII века.


Для развития культуры господствующих слоев российского общества характерны окончательное торжество светского начала, решительное следование европейским образцам, глубокий разрыв с традиционной народной культурой. Во второй половине XVIII века в России сформировалась самобытная национальная культура европейского типа. Успехи культуры отражали поступательное развитие государства и общества в целом. Сформировавшаяся в это время атмосфера особой дворянской духовности подготовила взлет русской национальной культуры в XIX веке.

Просвещение и наука.

− 1701 - Школа математических и навигационных наук в Москве, в Сухаревой башне (позднее - Морская Академия в Кикиных палатах в Петербурге). Позже возникли Артиллерийская школа, Медицинское училище, Инженерная школа.

− Для обучения провинциальных дворян были созданы 42 "цифирные школы".

− Образование приняло светский характер, первое место заняли математика, астрономия, инженерное дело.

− Появились новые учебники. "Арифметика, сиречь наука числительная" Магницкого.

− 1700 году - летосчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова, начало года не 1 сентября, а 1 января.

− 1702 - первая печатная газета "Ведомости" (при Алексее Михайловиче издавалась рукописная газета "Куранты" для нужд двора), редактором которой был Петр I.

− 1708 - переход на гражданский шрифт.

− 1755 - по инициативе Михаила Васильевича Ломоносова и при поддержке Ивана Ивановича Шувалова создан Московский университет. Устав университета предусматривал преподавание на русском языке (в европейских университетах преподавание велось на латыни). Университет состоял из философского, юридического и медицинского факультетов. Не было богословского факультета.

− Екатерина II - создана система воспитательных и образовательных учреждении под руководством Ивана Бецкого.

− 1764 - Смольный институт благородных девиц.

− Петр I открыл первый в России музей - Кунсткамеру, где были собраны различные древности, анатомические коллекции. При Кунсткамере имелась богатая библиотека.

− 1741 - экспедиция Витуса Беринга обследовала северо-западное побережье Америки и доказала, что Азия отделена от Америки.

− Известный изобретатель петровского времени - Андрей Константинович Нартов.

− 1718 - Петр задумал создать российскую Академию наук, велел пригласить крупнейших зарубежных ученых. Академия открылась в 1725 году, уже после смерти императора. Создание Академии наук привлекло в Россию европейских ученых, среди которых такие мировые знаменитости, как математики Л. Эйлер и Д. Бернулли. Работали в России немецкие историки Г. Байер и Г.Ф. Миллер, внесшие значительный вклад в становление российской исторической науки. При Екатерине II Академию наук возглавляла Екатерина Романовна Дашкова.

− Михайло Васильевич Ломоносов: поступил в 1731 году в Славяно-греко-латинскую Академию, откуда был переведен в Петербургский университет при Академии наук, а затем направлен учиться в Германию. В 1745 году он стал первым русским профессором, членом Академии наук. Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: "Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом".

− В XVIII веке достигла значительных успехов историческая наука. Василий Никитич Татищев. "История Российская" в 5 томах.

− Знаменитый изобретатель-самоучка - Иван Петрович Кулибин: проекты лифта, "самобеглой коляски", одноарочного моста через Неву, телескопа, микроскопа, барометра.

− Иван Иванович Ползунов сумел усовершенствовать паровую машину, с работой которой он познакомился в Англии. Подобная машина была создана в Англии Джеймсом Уаттом лишь через двадцать лет.

Литература. Общественная мысль.

− Важнейшим направлением в русской и европейской литературе середины XVIII века был классицизм . Классицизм нашел выражение, прежде всего, в поэзии: Антиох Кантемира, Василия Тредиаковского и особенно Михаила Ломоносова и Александра Сумарокова. Самым выдающимся российским поэтом конца XVIII века, писавшим в стиле классицизма, стал Гаврила Державин. К классицизму относятся и комедии Дениса Фонвизина "Бригадир" и "Недоросль".