Выдающиеся деятели российской науки и культуры XVIII в. Известные деятели искусства и науки

Деятели культуры – понятие такое же общее, как сама культура, а эта категория представляет собой целую филисофскую тему. Культура понимается как нечто, с одной стороны, рукотворное, социальное – в противоположность природе, с другой – как нечто упорядоченное и подчиненное законам красоты – в противоположность варварству и дикости. В этом смысле к категории культуры можно отнести и искусство, и науку, и религию, и даже своды моральных норм… впрочем, углубившись в понятие культуры как таковой, мы рискуем окончательно затеряться в философских и культурологических «дебрях», так что сузим наш предмет исследования за счет «государственной машины» и посмотрим, что находится в ведении Министерства культуры.

В первую очередь это, конечно, все, что связано с искусством – филармонии и концертные залы, драматические, оперные и кукольные театры, цирки, киностудии, самостоятельные исполнительские коллективы – оркестры, хоры и ансамбли… вот всех людей, которые работают в заведениях такого рода и можно назвать деятелями культуры. Правда, чаще употребляют несколько иную формулировку – «работник культуры», а «деятель» – это уже нечто более возвышенное… но никакого конкретного, зафиксированного в документах различия между тем и другим указать нельзя.

К работникам (или, если хотите, деятелям) культуры в нашей стране относятся и те, кто готовит кадры для всех этих организаций, причем на самом что ни на есть базовом уровне: музыкальные и художественные школы находятся у нас в ведении Министерства культуры, а не образования… примечательно, что учебные заведения более высокого уровня – например, музыкальные училища и консерватории – все-таки относятся к категории образования… иначе, как иронией судьбы это не назовешь: ведь у студента консерватории намного больше шансов стать музыкантом (т.е. работником культуры), чем у учащегося музыкальной школы.

Но к деятелям культуры причисляют не только тех, кто искусство создает. В эту категорию входят и те, кто сохраняет его и преподносит широкой публике: картинные галереи и прочие музей – это тоже учреждения культуры, а их сотрудники – работники культуры. Входят в это понятие и библиотеки (исключая те, которые являются частью каких-то организаций – например, университетов, в данном случае речь идет о библиотеках, являющихся самостоятельными организациями).

Всех деятелей культуры – какими бы разными ни были сферы их деятельности – объединяет одно: без них сравнительно легко обойтись. Не случайно именно по ним бьют в первую очередь все экономические кризисы – так, в незабвенные 90-е годы, когда учителя и врачи хотя бы пытались бастовать, работники культуры, сидя месяцами без зарплаты, не решались даже на это: ведь скажешь слово – закроют! И все же… представьте себе, что завтра закроются все театры, картинные галереи и концертные залы… от голода, холода и болезней мы тогда, конечно, не умрем – но в нас умрет нечто очень важное, что принципиально отличает нас от животных. Можно сказать, что главная обязанность любого деятеля культуры – от экскурсовода в провинциальном музее до директора Мариинского театра – это делать людей людьми.

Одно из высших признаний заслуг для такого человека – звание Заслуженного работника культуры. Правда, есть и более высокие звания – Заслуженный деятель искусств, Заслуженный артист – но их получают именно артисты, а стать Заслуженным работником культуры может и преподаватель музыкальной школы.

ГАШЕК Ярослав

Чешский писатель-сатирик

Родился в семье школьного учителя. В юности отличался взрывным характером, был непременным участником антинемецких выступлений в Праге, различных скандалов и драк.

Всегда был дущой компании, завсегдатаем пражских кабачков и пивных. В 1902 году с отличием окончил Торговую академию и устроился на работу в банк «Славия». В 1903 году бросил работу и совершил путешествие по Балканам и Центральной Европе.

После публикации в 1903 году сборника стихов «Майские выкрики», написанного совместно с Ладиславом Гаеком, и получения денег за свои заметки, которые писал в ходе своих путешествий, решил стать писателем. Быстро приобрел популярность как самый читаемый чешский юморист, печатаясь в развлекательных рубриках ежедневных газет и еженедельников, юмористических журналах, календарях.

В середине 1900-х сблизился с анархистскими кругами и принимал участие в митингах, выступал с агитационными поездками. К 1909 году порвал с анархическим движением.

В 1909 году стал редактором журнала «Мир животных». Спокойный академический характер издания претил веселому характеру Гашека, и он решил порадовать читателей всяческими открытиями из жизни животных. Из под его пера вышли загадочный «табу-табуран», живущий в Тихом океане, муха с шестнадцатью крыльями, восемью из которых она обмахивается как веером, домашние серебристо-серые вурдалаки, древний ящер «идиотозавр». Неудивительно, что вскоре был уволен с поста редактора. В 1912-1915 годах были изданы сборники «Бравый солдат Швейк и другие удивительные истории», «Страдания пана Тенкрата», «Гид для иностранцев», «Моя торговля собаками».

Затем открыл «Кинологический институт», а по сути просто контору по продаже собак. Не имея денег на покупку породистых щенков, ловил дворняг, перекрашивал их и подделывал родословную. Подобное мошенничество продолжалось недолго и окончилось судом. Вообще имя Гашека часто фигурировало в полицейских протоколах: «в нетрезвом состоянии справлял малую нужду перед зданием полицейского управления»; «в состоянии легкого алкогольного опьянения повредил две железные загородки»; «недалеко от полицейского участка зажег три уличных фонаря, которые уже были погашены»; «стрелял из детского пугача». Представившись в полиции святым Яном Непомуцким, 518 лет от роду, был помещен в сумасшедший дом, где собирал материалы для новых юморесок. Во время Первой мировой войны поселился в пражском отеле и зарегистрировался как «Лев Николаевич Тургенев. Родился 3 ноября 1885 года в городе Киеве. Живет в Петрограде. Православный. Частный служащий. Приехал из Москвы. Цель приезда - ревизия австрийского генерального штаба». Будучи арестован как русский шпион, заявил, что в качестве лояльного гражданина счел долгом проверить, «как в это тяжкое для страны время функционирует государственная полиция».

В 1915 году был призван в армию и зачислен в 91-й пехотный полк, расположенный в Ческе-Будеевицах. Многое из того, что случилось с Гашеком в армии, он описал затем в романе «Похождения бравого солдата Швейка». Так, в полк он явился в военной форме, но в цилиндре. Из школы вольноопределяющихся был отчислен за нарушения дисциплины. А симуляцию ревматизма признали попыткой дезертирства и даже осудили на три года, с отбытием по окончании войны. Так что на фронт Гашек отправился в арестантском вагоне.

В армии получил должность помощника писаря, что позволило ему уклоняться от учений и продолжать творчество. Тогда же довольно тесно сошелся с денщиком Франтишеком Страшлипкой, ставшим одним из основных прототипов Швейка. На фронте в Галиции выполнял обязанности квартирьера, позже был ординарцем и связным взвода. Участвовал в боях у горы Сокаль, был награжден серебряной медалью за храбрость и произведен в чин ефрейтора. 24 сентября 1915 года, в ходе контрнаступления русской армии на участке 91-го полка, Гашек вместе со Страшлипкой добровольно сдались в плен.

В плену, подобно многим другим соотечественникам, вступил в Чехословацкий легион, воевавший на стороне русской армии. Летом 1917 года за бой у Зборова он даже был награжден георгиевским крестом четвертой степени.

После заключения сепаратного мира между Россией и Германией и начавшейся эвакуацией чешского корпуса в Европу через Владивосток отправился в Москву, где вступил в коммунистическую партию. В апреле 1918 года был отправлен в Самару, где вел среди чехов и словаков агитацию против эвакуации во Францию, а также призывал их вступать в Красную Армию. К концу мая отряд Гашека насчитывал 120 бойцов, которые принимали участие в боях с частями Белой армии и успешно подавили анархистский мятеж в Самаре. В июле полевой суд чехословацкого легиона выдал ордер на арест Гашека, как предателя чешского народа. После белочешского мятежа, оказавшись на контролируемой колчаковцами территории, был вынужден скрываться. Только к сентябрю пересек линию фронта, и в Симбирске вновь примкнул к частям Красной Армии.

С октября 1918 года занимался партийной, политической и административной работой при политотделе 5-й армии Восточного фронта. В декабре 1918 года был назначен комендантом города Бугульмы. Принимал личное участие в красном терроре. В 1919 году был переведен в Уфу, где заведовал типографией и издавал большевистскую газету «Наш путь». Там женился на сотруднице типографии А.Г. Львовой. Вместе с 5-й армией побывал в Челябинске, Омске, Красноярске, Иркутске, где был легко ранен при покушении

В Иркутске был избран депутатом городского Совета. Одновременно издавал газеты «Штурм» на немецком языке, «Рогам» на венгерском, «Бюллетень политработника» на русском и «Ур» («Рассвет») на бурятском. После окончания Гражданской войны Гашек остался в Иркутске, где даже купил дом. Однако в то время в Сибири действовал «сухой закон», что не могло не огорчать известного любителя выпить. Возможно, это стало одной из причин возвращения на родину.

В декабре 1920 года вместе с супругой вернулся в Прагу, где в связи со своей службой у большевиков, был встречен с крайней неприязнью. Оказался почти без средств к существованию и даже продавал на улицах экземпляры своих книг, скопившиеся у издателей за время войны. Вскоре снова жил на авансы от издателей, кочуя из трактира в трактир. В трактирах же он и писал свои новые произведения, часто там же их и зачитывал. Постоянная выпивка, два перенесенных тифа, отказ соблюдать рекомендации врачей, - все это приводило к постоянному ухудшению здоровья Гашека.

После возвращения в Прагу выпустил сборники рассказов «Две дюжины рассказов», «Трое мужчин и акула» и «Мирная конференция и другие юморески». В это же время начал работу над романом «Похождения бравого солдата Швейка», который печатался отдельными выпусками. Роман писался сразу набело, и каждая написанная глава немедленно направлялась издателю. Одновременно с чешским изданием перевод книги на правах оригинала выходит во Франции, Англии, Америке. К 1922 году первый том романа уже выдержал четыре издания, а второй - три.

В августе 1921 года переехал в небольшой городок Липнице, где продолжал активно работать над романом о Швейке. Но здоровье его неуклонно ухудшалось. Часто из-за болей приходилось прерывать работу. Однако писатель трудился до конца. Последний раз он диктовал Швейка всего за 5 дней до собственной смерти. Роман остался незаконченным. 3 января 1923 года Гашек скончался.

Во многих городах мира в честь Ярослава Гашека названы улицы, а количество памятников Йозефу Швейку даже превышает количество памятников самому Гашеку. В мире существует несколько музеев Гашека, в том числе в России (в Бугульме). В честь Я. Гашека назван астероид 2734 Гашек, а в честь его самого известного персонажа - астероид 7896 Швейк.

Ещё довольно рано определять, кто будет отнесён к выдающимся людям современной истории, ведь XXI век только начался. Но если вспомнить о знаменитых личностях прошедших времён, то можно предположить, что может дать новому столетию славянская раса.

Среди выдающихся личностей России встречаются известные государственные и политические деятели, художники, композиторы, поэты и великие умы. Чуть ниже коротко описаны достижения знаменитостей прошлых столетий.

Рюрик – князь варяжских племён, о котором слагались легенды. В 862 году он был приглашён править в Новгород, с братьями, Трувором и Синеусом, ставшими правителями и Белоозере и Изборске. Когда братья умерли, Рюрик единолично возглавил Северную Русь.

Александр Невский – легендарный полководец, Великий князь земли Новгородской. Непревзойдённый военачальник, сумел разгромить войска тевтонских и шведских рыцарей. Благодаря действиям князя, Россия начала существовать как государство, основывающееся на своих культурных и исторических традициях.

Пётр I – первый в истории император Российского государства, внедривший много реформ. Построил флотилию, основал город Петербург. Расширил территорию страны, путём введения в неё Прибалтийских земель. Был новатором и пытался приблизить Россию к европейским стандартам своего времени.

Владимир Ильич Ленин – теоретически обосновал и развил социалистическую и коммунистическую модели общества. Написал множество трудов об устроении государства нового типа. Известен, как вождь пролетариата. Основатель первого социалистического государства в мире – СССР.

Российские писатели

Александр Островский – великий драматург, создатель пьес:

  • «Свои люди – сочтёмся»;
  • «Бесприданница».

Реплики его героев пропитаны тончайшим психологическим содержанием. Написанные им произведения оказали существенное влияние на мировоззрение и творчество драматургов XIX века.

Николай Гоголь знаменитый писатель и драматург. Его пьесы «Женитьба», «Ревизор» и проза «Шинель», «Вий» приобрели мировую известность. Зачастую сновным персонажем выбирался маленький человек, страдавший от несправедливого отношения мира к себе. Также он является отечественным прародителем жанра ужасов.

Фёдор Достоевский – талантливый писатель. Его романы «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот» и другие приобрели мировую известность. Тонкий психолог, сумел полностью изменить традицию описания внутренней жизни литературных персонажей. Придавал большое значение описанию взаимоотношений человека и Бога в собственных сюжетах.

Лев Толстой – великий писатель с подлинно русской душой. По его произведениям «Анна Каренина» и «Война и мир» снимают картины режиссёры всех стран. Был убеждён, что только жизнь в единстве с природой сделает человека счастливым. Был сторонником мирной жизни и противником всяческих военных конфликтов.

Талантливые поэты

Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.

Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.

Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.

Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.

Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.

Отечественные кинематографисты

Лев Кулешов – применил технику монтажа в российской кинематографии. Является первооткрывателем эффекта Кулешова, где два кадра неодинакового содержания при склеивании, придают новый смысл. Благодаря его творчеству, лучшие деятели страны стали появляться в кинокадрах.

Сергей Эйзенштейн – создатель фильма «Броненосец Потёмкин», ставший впоследствии культовым. Теоретик кино, впервые начал использовать технику динамичного монтажа. Первым стал и в другом деле, а именно в применении цвета в кино. Например, так появился красный флаг в фильме «Броненосц Потёмкин».

Михаил Ромм – режиссёр документального кино, автор научных трудов, преподаватель ВГИКа. Снял неординарные картины:

  • «Девять дней одного года»;
  • «Обыкновенный фашизм».

Его работы получили большой общественный резонанс. Один из лучших теоретиков кино середины XX века.

Андрей Тарковский – снимал в стиле арт-хаус, сильно отличавший его от других режиссёров. Его знаменитые фильмы «Солярис» и «Сталкер» наполнены глубокими метафорами и ярко выраженными личностными смыслами. Его работы пронизаны аллегоричностью и где-то сродни притчам.

Великие художники

Андрей Рублёв – знаменитый иконописец. Основоположник русской живописи. Написал множество икон. Его работы хранятся в церквях, соборах, монастырях и в художественных галереях. Их относят к эталонам и образцам иконописи. Следующее поколение художников буквально училось по его работам.

Феофан Грек – один из лучших российских художников. Занимался росписью храмов, среди которых:

  • Церковь Спаса на Ильине (Новгород);
  • Архангельский Собор (Москва, Кремль);
  • Благовещенский собор Московского Кремля.

Прославился как знатный иконописец, глубокий знаток иконографии.

Илья Репин – великий художник, чьей кисти принадлежат полотна, ставшие известными всему миру:

  • «Иван Грозный и сын его Иван»;
  • «Бурлаки на Волге»;
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Его работам присуща сюжетность, точное изображение ситуации. В каждой картине уловлена кульминация жизненного события. Полотна не сразу обнажают суть. Очень остро выписаны детали и чувства персонажей.

Казимир Малевич – автор прогремевшего «Чёрного квадрата», художник-модернист. Искал новые способы выражения цветового спектра в живописи. В его полотнах встречаются геометрические формы и абстракции. Мечтал найти «абсолютный покой» в художественных произведениях.

Композиторы

Пётр Чайковский – профессиональный композитор, творение музыки было смыслом его жизни. Тематика произведений обширна, каждая пьеса вызывает отклик у любого слушателя. Музыка проникнута лиризмом, напевностью, элементами народных мотивов. В театрах всего мира исполняются его балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Николай Римский-Корсаков – великий оперный композитор, опиравшийся на историю и сказки (оперы «Снегурочка», «Три чуда»). Думал, что музыкальные формы объединят слушателя с подлинной природой мира. В арсенале его выразительных средств: настоящая мелодика народных песен, частицы гармоний, позаимствованных у скоморохов. Был одарённым педагогом и дирижёром.

Дмитрий Шостакович – композитор советского периода, много экспериментировавший в музыке. Он работал во всех жанрах, и в стиле модерн. Однако, оперу «Леди Макбет Мценского уезда» не одобрил глава государства И.В.Сталин, после чего композитор подвергся репрессиям. Творчество ограничили рамками «государственных» предпочтений. Но каждому слушателю ясен подтекст настроений и смыслов симфоний № 5 и № 7.

Русские учёные

Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».

Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.

Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.

Лучшие спортсмены

Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».

Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».

Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».

Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.

Видео

Познакомьтесь с известными высказываниями выдающихся представителей России о своей Родине.

Не получили ответ на свой вопрос? Предложите авторам тему.

Анджей Вайда выдающийся кинорежиссёр

Польский режиссер Анджей Вайда родился 6 марта 1926 года в Сувалках. Вайда учился живописи в Академии изобразительных искусств в Кракове, но, не закончив курса, поступил на режиссерский факультет Лодзинской киношколы. Во время учебы он работал вторым режиссером на фильме "Пятеро с улицы Барской", который ставил режиссер А.Форд. Окончив в 1954 году киношколу, режиссер дебютировал картиной "Поколение", которая положила начало "польской школе кино". Широкое признание к Вайде пришло после фильма "Канал" (1956), удостоенного нескольких премий, в том числе специального приза на кинофестивале в Канне в 1957 году. Одной из лучших работ Анджея Вайды этого периода считается лента "Пепел и алмаз", поставленная им по одноименному роману Ежи Анджеевского и рассказавшая о трагедии молодых подпольщиков. Роль Мацека в этом фильме принесла известность актеру Збигневу Цибульскому. В дальнейшем темы войны режиссер касался в картинах "Летна", "Самсон", "Пейзаж после битвы", "Корчак", "Перстенек с орлом в короне", "Страстная неделя". Кроме того, Анджей Вайда снимал лирические фильмы и сатирические комедии ("Барышни из Вилко", "Березняк", "Земля обетованная", "Невинные чародеи", "Охота на мух"). Немалое место занимают в творчестве режиссера экранизации литературной классики, как польской, так и мировой - "Свадьба", "Сибирская леди Макбет", "Бесы", "Пилат и другие". Заметный общественно-политический резонанс, и не только в Польше, вызвало творчество Вайды в конце 1970-х - начале 1980-х годов, когда он снял такие фильмы, как "Человек из мрамора", "Без наркоза", "Человек из железа", "Дантон".
Кроме кинематографа Анджей Вайда с конца 1950-х годов работал в театре, в числе поставленных им спектаклей несколько вариантов "Гамлета", "Бесы" и "Преступление и наказание" (по Ф.М.Достоевскому).
Творчество режиссера было отмечено премиями "Оскар", "Сезар", "Феликс", а также рядом престижных международных премий в Японии, Италии, Греции; Вашингтонский и Ягеллонский университеты присвоили ему звание почетного доктора.
В 1999 году Анджей Вайда поставил историческую картину "Пан Тадеуш", рассказывающую о Польше времен Наполеоновских войн.
В 2000 году Анджей Вайда получил премию "Оскар" за заслуги в кинеметографии.

Генрик Венявский - великий польский скрипач и композитор

Великий польский скрипач и композитор. Родился 10 июля 1835 г. в Люблине, умер 31 марта 1880 г. в Москве. В 1843 г. был принят в консерваторию в Париже, где с 1844 г. был учеником Л.Массарта. В 1846 г., успешно закончив консерваторию, начал активную концертную деятельность. В 1851-1853 гг. вместе с братом Юзефом выступал в Польше, России, Германии, а затем концертировал во Франции и Англии. В 1860-1872 гг. был солистом императорского двора в Петербурге. В 1862-1868 гг. - профессор по классу скрипки Петербургской консерватории. Вместе с Антоном Рубинштейном совершил большое турне по странам Америки (1872-1874). В 1875-1877 гг. - профессор Брюссельской консерватории по классу скрипки. Затем вновь вернулся к концертной деятельности.
Был блестящим виртуозом, которого по яркости таланта сравнивали с великим Н.Паганини. Представитель романтического исполнительского искусства. Как композитор обогатил скрипичный репертуар (полонезы, мазурки и др.). Его именем названы многие международные конкурсы, учрежденные в Варшаве (с 1935), в Познани (с 1952), а также конкурсы композиторов и скрипичных мастеров (с 1956).

Анна Герман популярная в прошлом певица

Анна Герман родилась 14.02.1936 в Советском Союзе в городе Ургенче (Средняя Азия) в семье русских переселенцев. Среди ее далеких предков, были эмигранты из Голландии, которые оказались в России в середине XVII века. Прапрадед Анны по отцовской линии, около сорока лет проживший на хуторе на юге Украины, вынужден был отправился в Среднюю Азию, где и остался навсегда.
Родным языком для Анны стал русский язык в силу семейных традиций. Своего отца Анна практически не помнила - когда ей было два года, его арестовали и отправили в лагерь, где он и пропал. Вскоре умер от болезни и младший брат Анны. После этого им с мамой пришлось много скитаться - они жили в Новосибирске, Ташкенте, Джамбуле, где их застала война.
Мать Анны вторично вышла замуж и после войны в 1946 году они уехали в Польшу на родину ко второму мужу. Там Анна пошла в школу. Особенно хорошо ей давались языки (ей с детства приходилось общаться на разных местных языках еще на родине) - она хорошо знала голландский, итальянский. Прекрасно рисовала. Тогда же начала петь. После окончания школы Анна подала документы на факультет геологии. Там на геологическом факультете Вроцлавского университета, проявился ее талант в студенческом театре «Каламбур», на Вроцлавской эстраде. Проучившись шесть лет, в геологию не пошла - выбрала песню.
Первый успех пришел к ней на 3-м Сопотском фестивале, потом был триумф на втором фестивале польской песни в Ополе с песней «Танцующие Эвридики». Первые выступления в Москве, где ей предложили записать первую пластинку, снова Сопот, гастроли в США, выступление в парижской «Олимпии» вместе с Далидой.
В 1967 Герман покоряет Италию на фестивале в Сан-Ремо где были такие знаменитости в то время как Доменико Модуньо, Далида, Сонни, Шер, Клаудио Вилла. Позже имеет большой успех на фестивале неаполитанской песни в Сорренто. Все складывалось хорошо, но, к сожалению, судьба обошлась с ней жестоко - она попала в автомобильную катастрофу.
Анна с водителем ехали в машине по горной дороге. На одном из сложных участков дороги водитель задремал и машина врезалась в бетонное ограждение. В результате столкновения Анну выбросило из машины так далеко, что ее поначалу просто не заметили. В этой автокатастрофе она получает сложные переломы позвоночника, обеих ног, левой руки, сотрясение мозга. 12 дней Анна не приходит в сознание, затем следуют тяжелые операции, все ее тело заковано в гипс.
Лишь к 1970 она начинает ходить по квартире. Весной 1972 Герман возобновляет концертные поездки. Осенью она приезжает в Москву и записывает песню А. Пахмутовой и Н. Добронравова «Надежда». В Польше у нее не оказалось своего автора, а в СССР ей стали предлагать свои новые песни В. Шаинский, О. Фельцман, В. Добрынин, Е. Птичкин, А. Бабаджанян, Я. Френкель и многие другие композиторы. В 70-е годы А. Герман стала часто исполнять песни для Российских слушателей, которые им очень понравились особенно в ее исполнении. Многие из этих песен стали шлягерами того времени, а некоторые остались навсегда. Например: "Надежда", "Когда цвели сады", "Мы долгое эхо друг друга", "Гори, гори моя звезда" и др.
В 1975 году у нее родился сын. Вроде все складывалось хорошо, но судьба в очередной раз обошлась с ней жестоко - в начале 80-х годов у нее обнаружили рак. Зная об этом, Анна отправилась на свои последние гастроли - в Австралию. Вернувшись, легла в больницу. Там ей сделали три сложные операции. Однако спасти А. Герман так и не удалось.
А. Герман похоронили на варшавском кладбище а на черном надгробии выгравировали скрипичный ключ и ноты.

Станислав Лем - знаменитый писатель-фантаст

ЛЕМ (LEM) Станислав (р. 12.09.1921). Видный польский писатель, драматург, критик, литературовед и оригинальный философ, известный также произв. др. жанров (детективной лит-ры, поэзии), ведущий автор нац. НФ литры, классик совр. НФ. Родился во Львове (ныне - Украина). Был вынужден прервать учебу в Львовском (ныне -Украина) мед. ин-те в связи с нач. второй мировой войны; в годы нем. оккупации работал автослесарем, сварщиком, участвовал в польском движении Сопротивления. После окончания войны вместе с семьей репатриировался в Польшу, окончил мед. ф-т Ягеллонского ун-та в Кракове и нек-рое время работал по специальности; с нач. 1950-х гг. - професс. писатель. Дебютировал в лит-ре в 1946 г.; в НФ - тогда же (р-зы “Чужой” и “История одного открытия”, а также повесть “Человек с Марса”). После установления в Польше военного положения в 1980 г. уехал в Зап. Берлин, также жил в Австрии, Италии; вернулся на родину в конце 1980-х гг. Почетный д-р Вроцлавского политехнического ин-та. Лауреат мн. нац. и иностр. лит. премий, в т. ч. Гос. премии ПНР (1976), Гос. премии Австрии (1956). НФ и философское тв-во Л. (одного, видимо, из последних мыслителей - энциклопедистов), обычно тесно смыкающееся в большинстве его произв., представляет собой уникальный лит. и общекультурный феномен 2-й пол. XX в. Обычно в НФ романах и р-зах писателя, мн. из к-рых входят в золотой фонд совр. НФ, “обкатывались” его оригинальные и смелые философские концепции, касающиеся перспектив разл. наук, от кибернетики до космической цивилизаторской деятельности в целом. К наиболее известным НФ произв. Л. относятся: ранние романы - “Астронавты” (1951; рус. 1955) и “Магелланово облако” (1955; рус. 1958); сатирические циклы - “Звездные дневники Ийона Тихого” (1957; рус. 1961), впоследствии продолженные повестями и даже романами, и “Кибериада”, также составивший неск. сб.; цикл о космическом пилоте Пирксе - сб. “Рассказы о пилоте Пирксе” (1968) и др., поздний роман “Фиаско” (1987); романы - “Эдем” (1959; рус. 1967), “Солярис” (1961; рус. сокр. 1963; доп. 1976), “Возвращение со звезд” (1961; рус. 1965), “Непобедимый” (1964; рус. 1964) и др. Одна из повестей о Пирксе и роман “Солярис” экранизированы, причем вторая экранизация А. Тарковского относится к шедеврам мировой кинофантастики. Л. также известен оригинальной философски - футурологической книгой “Сумма технологии” (1964; рус. 1968), рядом философских и лит.-критических трудов.

Адам Мицкевич- знаменитый польский поэт

МИЦКЕВИЧ, АДАМ (Mickiewicz, Adam) (1798–1855), польский поэт. Родился 24 декабря 1798 в Новогрудке (ныне Белоруссия) в мелкопоместной шляхетской семье. В 1819 закончил Виленский университет. В 1822 и 1823 опубликовал два небольших поэтических сборника, обозначивших начало романтического направления в польской литературе. В 1824 за активное участие в польских патриотических организациях был выслан в Россию; жил в Одессе, Москве и Санкт-Петербурге; в 1829 получил разрешение выехать в Западную Европу.
В России Мицкевич написал Крымские сонеты (Sonety krymskie, 1826) и эпическую поэму в байроновском духе Конрад Валленрод (Konrad Wallenrod, 1828), свидетельствовавшие о поэтической зрелости. В 1829–1831 жил преимущественно в Риме, где, испытав духовный кризис, увлекся мистицизмом. Без особого энтузиазма попытавшись присоединиться к участникам Польского восстания 1830–1831, в 1832 поселился в Париже, где провел большую часть оставшейся жизни. В 1832–1834 написаны две его величайшие поэмы: III часть Дзядов (Dziady) и Пан Тадеуш (Pan Tadeusz). В первой Мицкевич изложил свою «мессианскую» идею, отведя полякам такое же место среди других народов, какое занимал Христос среди людей: Польша была распята, но воскреснет и положит начало новой исторической эпохе. Действие Пана Тадеуша разворачивается в сельской Литве в канун нашествия Наполеона на Россию в 1812; в основе сюжета – распри местных польских шляхтичей, благополучно завершившиеся свадьбой.
После Пана Тадеуша Мицкевич практически перестал писать стихи. В 1840 он стал первым профессором славянской литературы в парижском Коллеж де Франс. В 1841 подпал под влияние апологета польского мессианства мистика А. Товяньского, в учении которого вера в возрождение Польши сочеталась с верой в непрекращающуюся деятельность духа Наполеона. За пропаганду товянизма французское правительство в 1845 отстранило Мицкевича от чтения лекций, а в 1852 он был отправлен в отставку. В 1855 Мицкевич уехал в Константинополь, где намеревался организовать польский легион для помощи французам и англичанам в борьбе с Россией. Заразившись холерой, умер 26 ноября 1855. В 1890 прах Мицкевича был перевезен из Парижа в Краков и помещен в саркофаг в Вавельском кафедральном соборе.

Циприан Камиль Норвид - крупнейший поэт, драматург, художник

Циприан Камиль Норвид / Cyprian Kamil Norwid (1821 - 1883) Купитькнигипоэта Циприан Камиль Норвид - стихи, стихотворные переводы... Крупнейший польский поэт, драматург, художник. В 1842 году он покинул родину и уехал в Италию, желая продолжить художественное образование. В 1846 году был арестован в Берлине прусскими властями, после освобождения перебрался в Париж. В конце 1852 года выехал в Америку, затем снова вернулся в Европу, жил в Париже. Современник Мицкевича, Словацкого, Шопена. С грустью называя себя "неизвестным поэтом", он верил в возрождение гармонии в искусстве, которое, как утверждал поэт, можно постичь лишь в "обществе свободных личностей", отстаивающих свое право мыслить и созидать; он был сторонником прогрессивной эволюции, выступая против революционного насилия; именно в искусстве он видел силу воздействия на социальную действительность (поэма "Promethidiоn" - 1848-1850). Современники ценили Норвида как блестящего оратора и великолепного декламатора, прекрасного художника, но только создатели "Молодой Польши" оценили его литературный гений. Литературное наследие поэта характеризуют глубокие философские обобщения, смелое новаторство, но прежде всего - всесторонний интерес к человеку, к содержанию его жизни. Наиболее оригинальны его цикл "Vade mecum" (1865-66), в который вошел шедевр норвидовской лирики "Рояль Шопена", а также "Вещь о свободе слова" (1869). Эти и многие другие жемчужины интеллектуальной лирики поэта были опубликованы посмертно. Последние годы поэт жил в крайней нищете. С февраля 1877 он был вынужден жить в приюте на парижской окраине Иври. Скончался в 1883. Спустя пять лет прах поэта был перенесен на кладбище Монморанси и погребен в общей могиле безвестных польских скитальцев.
Большинство важнейших творений поэта сохранилось в фрагментах и дошло до нашего времени в рукописях: "За кулисами", "Тиртей", "Клеопатра", "A Dorio ad Phrygium", "Перстень великосветской дамы", "Эмиль из Гоставя", "Графиня Пальмира".
Сегодня имя Норвида в пантеоне польской литературы находится рядом с именами Мицкевича и Словацкого.

Кшиштоф Пендерецки - выдающийся композитор и дирижер

Выдающийся польский композитор и дирижер, одна из самых интересных личностей в современной мировой музыке, один из создателей современного музыкального авангарда. Выпускник Ягеллонского Университета и Высшего Государственного Музыкального Училища в Кракове (позже переименованного в Музыкальную Академию). С 1958 г. профессор композиции. Преподавал во многих учебных заведениях в Польше и за границей. В 1972-1987 гг. ректор Музыкальной Академии в Кракове. В 1987-1990 гг. был худ. руководителем Краковской филармонии. С 1988 г. - главный дирижер Северно-немецкого оркестра радио в Гамбурге.
Почетный член Королевской Музыкальной Академии в Лондоне и Стокгольме, почетный доктор многих университетов, лауреат самых престижных музыкальных премий мира, в том числе им. Сибелиуса в Хельсинки (1983), премии "Гремми" в США (1988), "Грейвмейер Авард" в США (1990).

Важнейшие произведения К.Пендерецкого:
- "Памяти жертв Хиросимы - трен" (1960)
- "Страсти по Луке" (1963/65)
- "Заутреня" (1970)
- "Космогония" (1970)
- "Магнификат"(1974)
- "Семь врат Иерусалима" (1996)
оперы:
- "Люденские демоны" (1968)
- "Потерянный рай" (1978)
- "Черная маска" (1987)
- "Король Убю" (1991).
Автор пяти симфоний, трех квартетов, ряда концертов и др.

Юлиуш Словацки - великий поэт и драматург

Великий поэт и драматург, наряду с А. Мицкевичем является основоположником польского романтизма. Образование получил в Вильнюсском университете им. Стефана Батория. Во время ноябрьского восстания 1830 г. работал в Дипломатическом бюро Национального правительства. В патриотических стихах, написанных в этот период, звучит голос поэта-гражданина. "Воскресение народа стало моментом воскресения мечтаний," - писал позже Ю. Словацки в автобиографии. Однако в марте 1831 г. поэт покинул Варшаву (уехал как дипкурьер в Париж, а затем в Лондон). После поражения восстания Ю. Словацки остался в эмиграции. Жил в основном в Париже, 1833-1836 провел в Женеве, в 1837-38 путешествовал по Греции, Египту и странам Ближнего Востока.В своих ранних произведениях Ю. Словацки подражал Байрону и Шекспиру. В период зрелого творчества стал выразителем исканий и разочарований своего поколения, предъявляя от его имени счет жизни и истории. Творчество поэта поражает многогранностью жанровых поисков, обилием замыслов, многие из которых, впрочем, так и не были доведены до конца. Особенно значителен его вклад в развитие романтической драмы. Драмы "Кордиан" (изд. 1834, пост. 1899), "Балладина" (1835, изд. 1839, пост. 1862), "Лилла Венеда" (1840, пост. 1863), являются шедеврами польской драматургии. Мотивы индивидуального трагизма переплетаются в них с национальными историко-философскими проблемами. В драмах "Балладина" и "Лилла Венеда" поэт пытался найти в мире мифов и преданий образцы национального характера и истории. Мастерство в соединении трагических и комических мотивов, фантазии и реальности, которое заметно в "Балладине", наиболее полно проявилось в поэме "Беневски" (1841, неокончена), шедевре романтического субъективизма и литературной полемики. Другие важнейшие произведения Ю. Словацкого: прозаическая поэма "Ангелли" (1938); драмы "Горштынский" (1835), "Мазепа" (1840), "Серебряный сон Саломеи" (1844), "Самуэль Зборовский" (1845); романтическая комедия "Фантазий" (1841); неоконченная историко-философская поэма "Король-дух" (1845-1849).
Умер Ю.Словацки в Париже в 1849 году. С 1927 года прах поэта покоится в Кракове в усыпальнице Вавеля. Творчество Ю. Словацкого оказало огромное влияние на развитие польской литературы ("Молодая Польша" признала поэта своим покровителем и предшественником) и по сей день является живым источником идейного и художественного вдохновения.

Червоны Гитары - популярнейший польский молодёжный ансамбль шестидесятых годов

Czerwone Gitary - популярнейший польский молодёжный ансамбль шестидесятых годов. Основан в 1965 году в Грыни Я. Косселем (J. Kossel). В состав входили также: С. Караевски (S. Krajewski), К. Кленчон (K. Klenczon), Х. Зомерски (H. Zomerski), Я. Срыпчак (J. Skrzypczak) и Б. Дорновски (B. Dornowski).
"Червоны гитары" (Красные гитары) очень быстро завоевали популярность. В их репертуаре было множество популярных песен. Наиболее известные из них: "Матура" (Matura), "Не задирай нос" (Nie zadzieraj nosa), "Ведь ты боишься мышь" (Bo ty sie boisz myszy), "Никто на свете не знает" (Nikt na swiecie nie wie), "Белый крест" (Bialy krzyz), "Анна Мария" (Anna Maria), "Цветы в волосах" (Kwiaty we wlosach), "Разрешено с 18 лет" (Dozwolone od lat 18-tu).
В 1968 песня "Такие прекрасные глаза" (Takie ladne oczy) получила награду Комитета по делам Радио и Телевидения (Przewodniczacy Komitet d.s. PR i TV), а в 1969 "Белый крест" (Bialy Krzyz) получила награду Министра Культуры и Искусства (Ministr Kultury i Sztuki).
В 1970 из группы вышел Кленчон (Klenczon) (трагически погиб в 1981).
"Червоны гитары" после небольших изменений в составе в 1977 году в Сопоте завоевали вторую награду на конкурсе "Евровидения" с песней "Не успокоимся" (Nie spoczniemy).
Дискография: "To wlasnie my" (1996), "Czerwone Gitary 2" (1967), "Czerwone Gitary 3" (1968), "Na fujarce" (1970), "Consuela" (1971), "Czerwone Gitary - Warszawa" (1971), "Spokoj serca" (1971), "Rytm ziemi" (1974), "Dzien jeden w roku" (1976), "Port piratow" (1977), "Rote Gitarren" (1978), "The Best Of Czerwone Gitary" (1978), "The Best Of Czerwone Gitary" (1991), "The Best Of Czerwone Gitary 2" (1991), "The Best Of Czerwone Gitary 3" (1991), "Czerwone Gitary (1)" (1991), "Czerwone Gitary (2)" (1991), "Czerwone Gitary" (1994), "Ballady" (1994), "Koniec - Czerwone Gitary by Seweryn Krajewski" (1995), "Gold" (1996).

Фридерик Шопен - великий композитор

Великий польский композитор Фридерик Шопен родился (согласно официальным документам) 22 февраля 1810 года в Желязовой Воле. Сам композитор, однако, считал датой своего рождения 1 марта, что подтверждала и его мать. Шопен воспитывался в Варшаве в пансионе для детей знатного происхождения, который открыла его мать. Отец - Миколай Шопен - француз по происхождению, образованный сын вогезского крестьянина-винодела, прибыл из Лотарингии и остался в Польше, чтобы избежать службы в наполеоновской армии. Мать - Юстына Кшижановска - служила экономкой у графини Скарбек в поместье Желязова Воля. Юность Шопена - это постижение тайн композиции у Юзефа Эльснера, ректора консерватории; это быстрые успехи игры на фортепиано, это варшавские рауты, концертирование в фешенебельных салонах, и летние каникулы в поместьях товарищей по пансиону. Музыкальные способности Шопена проявились исключительно рано: уже в восьмилетнем возрасте его называли "польским Моцартом". 24.II.1818 года он дал первый публичный концерт. О нем заговорила вся Варшава. Шопен был пристальным наблюдателем окружавшей его жизни: следил за сменой стилей и мод, прежде всего - в мире искусства, за варшавскими спорами сторонников классицизма и романтизма. Одновременно происходило формирование Шопена как пианиста. Его выступления привлекли внимание публики и прессы в Варшаве, затем в Вене, где он дал первый концерт в 1829 году. В Вене же Шопена застало известие о начавшемся 29.XI.1830 года в Варшаве восстании, что вызвало у композитора, многие друзья которого участвовали в этом восстании, тяжелый душевный кризис. Трагические переживания этого времени отразились в созданных вскоре этюдах. Трем этюдам было дано название "Революционный" в силу исключительно драматического характера. Размышления о судьбах Польши и патриотический дух прозвучали позднее в героических полонезах Шопена, а отголоски тоски по Польше звучат в некоторых мазурках, написанных на Мальорке и в Ноане.
Осенью 1831 года Шопен приезжает в Париж. Первый парижский концерт 26 февраля 1832 года сразу же принес ему огромную популярность. Шопен быстро покорил парижские салоны своим блистательным юмором и гением импровизации, быстро вошел в избранный круг людей искусства. Здесь он сблизился с Листом, Мендельсоном, Мейербером, Галеви, Гейне, встречался с Мицкевичем, который безуспешно уговаривал его написать патриотическую оперу. Большую роль в жизни Шопена того парижского периода сыграла известная писательница Аврора Дюдеван, писавшая под псевдонимом Жорж Санд. Шопен бывал в ее летней резиденции в Ноане, госпожа Санд сопровождала уже тогда тяжело больного композитора в его поездке на Мальорку. В те годы (1838-1847) были написаны лучшие произведения Шопена - баллады, скерцо, фантазия фа минор, сонаты си-бемоль минор и си минор, баркарола, ряд вальсов и мазурок, а также полонезы фа-диез минор, ля-бемоль мажор и полонез-фантазия. В Ноане завершилось его творчество. После разрыва с Жорж Санд композитор отправился на несколько месяцев в Англию и Шотландию. Шопен скончался в Париже 17 октября 1849 года и был похоронен не кладбище Пер-Лашез. Согласно воле композитора, его сердце было перевезено сестрой в Варшаву и захоронено в подземелье костела св. Креста; в 1879 году оно было замуровано в одной из колонн этого храма, на которой сооружена доска с надписью: "Фридерику Шопену - соотечественники".
Шопен был одной из ярчайших творческих индивидуальностей в истории не только музыки, но и всей мировой культуры. Он сознательно посвятил себя только фортепианному творчеству, не писал ни опер, ни симфоний. Но он впервые превратил фортепианную музыку в столь самостоятельное мощное художественное царство.

Наше столетие наступило совсем недавно, и поэтому сказать, кто именно выдающиеся личности России 21 века, мы пока не можем. Однако анализ прошлого даст нам возможность понять, чего же истинно великого мы можем ждать от славянской крови. Ведь, как известно, кто знает минувшее, знает и будущее.

Сергей Есенин

Современник Маяковского и полная его противоположность как автора. Тонкий и душевный лирик, который при этом умудрялся оставаться вечным хулиганом и подростком. Поднимал темы борьбы личности с окружением, любви к природе и, конечно, к женщине.

Владимир Высоцкий

Бард, автор множества песен и стихов. Величайший поэт Его хриплый голос будто подвел голос под наследием, которое оставили ему все выдающиеся личности России 20 века. Подымал темы внутренней и внешней борьбы человека, его места в обществе и в мире вообще. Тонкий сатирик.

Булат Окуджава

Также поэт, самостоятельно исполнявший свои стихотворения в виде песен. Трогательный и честный, он писал стихи, наполненные какой-то космической задумчивостью. Часто использовал метафоры, создавая с помощью них глубокие образы. Его песни имели притчевую форму, что однажды даже было (добродушно) спародировано Высоцким.

Кинематографисты

Лев Кулешов

Благодаря ему выдающиеся личности Россиистали появляться и в кинематографе. Первооткрыватель «эффекта Кулешова» - «два самостоятельных по смыслу кадра, склеенные вместе, создают новый смысл». Фактически основоположник монтажного рассказа.

Первый, кто в России использовал цвет в кино - красный флаг во все том же «Броненосце Потемкине».

Михаил Ромм

Режиссер документальных («Обыкновенный фашизм») и игровых («Девять дней одного года») фильмов. Один из важнейших теоретиков кино середины XX века. Преподаватель ВГИКа и автор множества научных работ.

Андрей Тарковский

Человек, умудряющийся снимать в СССР истинный арт-хаус. Его ленты наполнены личностными смыслами, полными метафор и тонких намеков. Снял «Солярис» и «Сталкер», чаще всего делая свои произведения этакими притчами-аллегориями.

Художники

Андрей Рублев

Современные выдающиеся личности России среди художников были бы невозможны без человека, заложившего фундамент русской живописи.

Каждое его полотно - будто фотография, сделанная во время кульминации события, которое он пытался запечатлеть. Его картины бесконечно живые и не всегда могут открывать свой истинный смысл с первого взгляда. Главное в Репине - это эмоции персонажей и детали.

Казимир Малевич

Великий модернист, известен как автор ставшего уже нарицательным «Черного квадрата». Был занят поиском новых форм и способов выражения цвета в живописи. Его картины полны абстракций и геометрических фигур, попыток изобрести нечто новое в своем искусстве. Старался найти в картинах «абсолютный покой».

Композиторы

Петр Чайковский

Один из первых российских профессиональных композиторов, Чайковский сделал из музыки истинное ремесло (в хорошем смысле этого слова). Он был человеком, который просто не мог не писать музыку.

Крайне разнообразные поднятые темы во всех возможных жанрах делают из Петра Ильича композитора, способного достучаться до сердца каждого человека. Самые известные его произведения - балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро».

Николай Римский-Корсаков

Считал, что главная цель музыки - это единение слушателя с истинной природой мира, которую можно выразить только в подобной, мелодичной, форме.

Дмитрий Шостакович

Композитор со сложной судьбой, вначале творивший в стиле модернизма и активно экспериментировавший во всех жанрах. Однако «Леди Макбет Мценского уезда» не понравилась лично Сталину, и затем последовали жестокие репрессии.

Чтобы спасти себя и семью, Шостаковичу пришлось творить в сугубо «государственном» ключе. Однако его музыка и правда доказывает, что даже простой слушатель слышит подтекст, вкладываемый композитором. Множество тонких настроений и смыслов, которые он вкладывал в симфонии №5 и №7, понял тогда каждый.

Ученые

Михаил Ломоносов

Первый русский энциклопедист, «человек всех наук». Вывел российские исследования на уровень Европы. Сделал множество открытий почти в каждой современной для него науке.

Будучи академиком и одним из наиболее активных личностей своего времени, он являлся иконой для российского Просвещения.

Дмитрий Менделеев

Уже ставший легендарным российский химик, сумевший создать периодическую систему химических элементов, чем значительно подтолкнул мировую науку вперед.

Существование подобной таблицы ясно доказывает гармонию природы и ее четкую систему.

Одно из величайших открытий в на котором, по сути, держится вся современная естественная наука, принадлежит именно ему. Работал и в других науках, где также совершал разнообразные открытия.

Иван Павлов

Первый Нобелевский лауреат от России. Павлов сделал важнейшее открытие в биологии и физиологии - именно он выяснил присутствие рефлексов в теле живых существ. И именно этот российский ученый разделил их на условные и безусловные.

Этому открытию Павлов посвятил всю свою жизнь и даже умирая, продолжал диктовать ученикам свои чувства - чтобы наука смогла лучше узнать состояние смерти.

Спортсмены

Иван Поддубный

Легендарный русский борец, «богатырь XX века». За десять лет не проиграл ни разу. Пять раз становился чемпионом по борьбе.

Гарри Каспаров

Шахматист, имеющий множество наград, «Шахматные Оскары» и звание чемпиона мира. Прославился крайне успешным комбинированием различных тактик и стратегий и умением выйти из, казалось бы, полностью проваленной партии победителем.

«Дебюты Каспарова» - так сейчас называются неожиданные и нестандартные ходы в начале партии.

Лев Яшин

Советский вратарь, славившийся своей абсолютной "непробиваемостью". Считается лучшим голкипером XX века. Неоднократно признавался лучшим вратарем СССР. Обладатель "Золотого мяча".

Заключение

Как мы видим, выдающиеся личности в истории России стали крайне значимыми для всего человечества. Чехова можно спокойно назвать лучшим драматургом мира, а Менделеева - величайшим химиком. Все эти люди важны не только для России, но и для каждой области, в которой они прославились.

Остается надеяться, что выдающиеся личности России 21 века будут, так же, как и их предшественники, значить что-то для всего мира, а не только для своей Родины.