Жанр путешествие в мировой литературе. Литературный жанр путешествие. Особое место в литературе путешествий занимают дорожные дневники, путевые очерки. Истоки литературы "путешествий" во всемирной истории жанровых традиций теряются в глубинах древнейших л

  • PR-кампания как особый вид коммуникационной деятельности. Признаки PR-кампании.
  • TG Дополнительные признаки, например, Case Report - описание случая
  • Анализ как необходимый этап изучения литературного произведения. Своеобразие школьного анализа. Взаимосвязь восприятия и анализа литературных произведений в школе.
  • Описания странствий известны в мировой литературе с древности. Уже в античности существовало деление описания путешествий по морю – периплы (περίπλος) и по суше – периегезы (περιήγησις). Однако в современном литературоведении до сих пор нет единого мнения относительно границ и признаков путешествия как литературного жанра. В 60-е годы этот вид текстов не определялся в советском литературоведении как жанр. «Краткий словарь литературоведческих терминов» М.П. Венгерова и Л.И. Тимофеева толкует путешествие как «произведение, в котором повествуется о бывшем в действительности или вымышленном путешествии в чужой, неизвестный или малознакомый край. В путешествии описываются наблюдения, впечатления путешественника, его открытия и приключения» . В приведенном определении обозначен лишь предмет изображения, характерный для этой группы текстов.

    Следует отметить, что попытки выявить жанровую сущность «путешествия» имеют свою историю. Такую попытку предпринимал Н.Г. Чернышевский, который определял путешествие как жанр, который, «соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и, приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, – людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, – путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие – это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно всё, что только хочет найти он» . Данное определение, с одной стороны, не задает границ жанра, а, наоборот, предельно расширяет их, отмечая крайне широкий спектр свойств и особенностей текстов путешествия.

    С другой стороны, Н. Чернышевский отмечает наиболее важную черту жанра путешествия – способность синтезировать черты других жанров. Более того, Н. Чернышевский удивительным образом приближается по сути к самым современным литературоведческим характеристикам жанра, делая акценты на его динамизме, открытости, жанровой многосоставности.



    Отечественные исследователи жанра путешествия (Н. Маслова, В. Михайлов, М. Шадрина, О. Скибина) в качестве наиболее полного и терминологически корректного называют определение В. Гуминского: «Путешествие – жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературных путешествий – повествования о вымышленных, воображаемых странствиях <…> с доминирующим идейно-художественным элементом, в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия» . Среди жанрообразующих аспектов формы и содержания путешествий В. Гуминский выделяет «сложное взаимодействие документальных, художественных и фольклорных форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика)», противопоставление «своего» «чужому», отмечает характерную ориентированность повествования на отношение к родине, которая выступает своеобразным центром произведения.



    В числе современных определений жанра путешествий следует отметить то, которое дает в своей диссертации «Эволюция жанра путешествия в произведениях русских писателей XVIII–XIX вв.» (1999 г.) В.А. Михайлов: «Путешествие – жанр художественной литературы, в основе которого лежит описание реального или мнимого перемещения в достоверном (реальном) или вымышленном пространстве путешествующего героя (чаще героя-повествователя), очевидца, описывающего малоизвестные или неизвестные отечественные, иностранные реалии и явления, собственные мысли, чувства и впечатления, возникшие в процессе путешествия, а также повествование о событиях, происходивших в момент путешествия» . Автор присоединяется, таким образом, к исследователям, безоговорочно относившим жанр путешествия к художественной литературе, который, по мнению Ю. Лотмана, «судить надо по законам художественного текста» .

    Однако ряд авторов рассматривают путешествие только как жанр публицистики. Например, Н. Маслова строго делит путешествия на «реальные» и «фантастические» (вымышленные), анализируя при этом только «реальные», документальные путешествия, всецело относя их к публицистике в узком смысле. В путешествиях же «фантастических» сам факт путешествия выступает лишь в качестве литературного приема. К числу жанровых особенностей путешествия Н. Маслова относит «создание целостной картины отображаемой социальной действительности, многосторонность ее описания и активную роль автора-путешественника, очевидца как действующего лица описываемых событий, субъективность авторского подхода» .

    Советская литературоведческая традиция, отразившаяся в работах таких исследователей путешествия, как В. Михельсон, В. Канторович, Д. Молдавский, Б. Костелянец, не рассматривала путешествия в качестве отдельного, самостоятельного жанра, касаясь его лишь как разновидности очерка. Н. Маслова спорит со своими предшественниками, исследуя путешествие как самостоятельный жанр. Она остается последовательной в своих научных взглядах и рассматривает путешествие исключительно как жанр публицистики. Предложенное ею деление путешествий исключительно на документально-публицистические и беллетристические, вымышленные, по нашему мнению, сужает границы жанра.

    Путешествие как литературный жанр

    Зинаида Блинова

    Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Сима

    Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре.

    1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра.

    2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях.

    3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии.

    План-конспект

    I. Чтение эпиграфа.

    Есть два разряда путешествий:

    Один – пускаться с места вдаль,

    Другой – сидеть себе на месте,

    Листать обратно календарь.

    А.Т. Твардовский

    II. Определение жанра.

    Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

    Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

    III. История жанра.

    1. Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.

    Миф (фольклор) – тотем (герой) – странствие (испытание).

    2. Исторические вехи развития – два плана.

    а) Внешний план. Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира, о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):

    – Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298) – о путешествии на Восток, в Китай.

    – Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век - об индийских впечатлениях.

    – Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи.

    б) Внутренний план. При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего, внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.

    – Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

    – Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи.

    – Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

    3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

    – Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие.

    – В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева.

    IV. Многообразие жанровых форм.

    1. Собственно путешествие (путевой дневник).

    – Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).

    2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие.

    – Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».

    – М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

    4. Основная часть произведения.

    – «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».

    – Пушкин. «Путешествие в Арзрум».

    6. Свободное повествование.

    Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя.

    Свобода жанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и читателей.

    V. Основные элементы путешествия.

    Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?

    – Маршрут, транспортные средства, дороги;

    – пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов;

    – люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди;

    – сценки;

    – вкусовые ощущения.

    Как организовать эти элементы?

    Каков общий закон использования их?

    – Внешние впечатления – чувство, оценка увиденного – общечеловеческий (публицистический) вывод.

    Следовательно, литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам.

    VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в Арзрум», анализ его с целью выявления элементов путешествия.

    Из 1-й главы: от слов “Из Москвы поехал я...” до “...потому что неестественна”.

    Маршрут – поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “...вершины Кавказской цепи”

    Состояние дорог – пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж.

    Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не оставляя по себе следов...”

    Пейзаж – встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события.

    Обобщающая беседа.

    Какова цель Пушкина в этом очерке?

    – Возможно более точно описать увиденное.

    Имеет ли очерк публицистическую направленность и в чём она?

    – Да, имеет. Автор при описании любого момента, будь это внешность Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или убитый Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своё непосредственное впечатление.

    VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки».

    1. Писатель совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году.

    2. День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский.

    Пейзаж – воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе – исторический экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска – рассказ о Липецкой битве.

    3. Комментарий к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.

    VIII. Обобщение по занятию.

    Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия?

    – Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;

    – возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.

    Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии.

    Литература по теме

    1) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

    2) Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.

    3) Развивайте дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разных жанров. Пособие для учащихся. М., 1977.

    Урок развития речи

    в 9-м классе

    Тема. Анализ темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание материала к сочинению.

    Цель. Сделать попытку практического применения знаний о путешествии как литературном жанре.

    I. Повторение.

    1) К какой группе жанров относится жанр путешествия?

    – К разновидности художественно-публицистических жанров.

    2) Назовите элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведении использовать все эти элементы?

    3) Почему художник слова прибегает к этому жанру?

    – По разным причинам. Вероятнее всего, для выражения своей позиции в более яркой и привлекательной для читателя форме.

    II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве».

    А. Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами.

    Первый тезис

    Путешествие по грибоедовской Москве – это странствие в её историю.

    1) Московская топонимика и маршруты перемещений героев.

    Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова.

    Кузнецкий мост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю.

    2) Картины быта и нравов.

    Наряды, моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее.

    3) Разгадки прототипов.

    Московские тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица, формирующие общественное мнение, и его распространители.

    Второй тезис

    Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим путеводителем.

    1) Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти.

    2) “Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры.

    Загорецкий и его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев.

    3) Сплетня как зеркало убеждений московских бар.

    Распоряжения Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их, поведение и речи сплетничающих, результат сплетни.

    Третий тезис

    Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума».

    1) Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого.

    2) “Визитные карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, Софьей Фамусовой, другими героями.

    Кузьма Петрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света.

    3) Зарисовки быта и нравов Москвы.

    История сватовства Чацкого и оценки его как жениха.

    Б. Определение вступительной и заключительной частей.

    Заключения

    К первому тезису:

    Большая познавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым.

    Ко второму тезису:

    Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.

    К третьему тезису:

    Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.

    Вступления

    К первому тезису:

    Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.

    Ко второму тезису:

    Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    К третьему тезису:

    Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».

    III. Оформление планов к сочинениям.

    Первый вариант

    1. Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.

    2. Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю:

    – московская топонимика и маршруты экскурсий;

    – яркие картины быта и нравов барской Москвы;

    – интригующие загадки прототипов.

    3. Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым.

    Второй вариант

    1. Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    2. Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице:

    – условия сватовства в барской Москве;

    – московские лица на балах и развлечениях;

    – сплетня как зеркало нравов московских бар.

    3. Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.

    Третий вариант

    1. Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».

    2. Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе от ума»:

    – московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга;

    – “визитные карточки” московских знаменитостей;

    – зарисовки быта и нравов города Москвы.

    3. Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.

    IV. Словарная работа.

    Отбор лексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание переходов от части к части.

    Домашнее задание. Написать сочинение по любому варианту плана.

    Литература

    1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967.

    2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М., 1982.

    Примечания

    На уроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в известность, может зачитать свои предложения по их проработке.

    Особого внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова, наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия, действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше синонимов.

    Урок развития речи в 10-м классе

    Тема. Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор материала.

    Цель. Закрепить знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писать сочинения такого типа.

    I. Повторение.

    1. Какие виды путешествий вы можете назвать?

    – Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве;

    – книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем.

    2. Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при описании путешествия.

    3. К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему?

    – К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных произведениях.

    II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И. Чичиковым».

    А. Определение объёма темы.

    Тему следует раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его разговоры-расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных, кулинарных и так далее.

    Всё это и станет компонентами его путешествия.

    В него не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам.

    Б. Определение содержания темы.

    Почему Н.В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы «Мёртвые души»?

    – Именно путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой – обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёв в соответствии со своим замыслом.

    Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России).

    Аргументы.

    1. Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах.

    2. Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN.

    3. Разнообразные интерьеры гостиных.

    4. Объекты наблюдений героя из окна его кареты.

    5. “Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии.

    6. Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.

    Вывод. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.

    В. Вступление.

    а) Замысел Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души».

    б) Особенность поэмы Гоголя.

    Г. Составление и запись плана сочинения.

    1. Жанровая особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

    2. Путешествие с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни николаевской России:

    а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;

    б) редкостные достопримечательности города NN;

    в) разнообразные интерьеры гостиных;

    г) объекты наблюдения героя из его кареты;

    д) “говорящие” меню в распоряжении гостя губернии;

    е) достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.

    3. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.

    III. Собирание материала к сочинению.

    Отбор цитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка текста по любому из аргументов.

    Урок развития речи в 10-м классе

    Тема. Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».

    Цель. Обобщить знания учащихся о литературном путешествии как жанре, проконтролировать их умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения.

    I. Повторение.

    1. Что означает путешествие как литературный жанр?

    – Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большей художественной, читательской привлекательности произведения.

    2. Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора?

    II. Вопросы для беседы.

    1) Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует.

    – «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».

    Тема требует:

    а) показать поиск;

    б) как шёл этот поиск;

    в) где и среди кого искали счастливого;

    г) как оценивали “счастье” претендентов;

    д) как они (претенденты) сами понимали счастье.

    – Тема называет жанр сочинения – это путешествие, значит, потребуется отобрать его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова.

    – Тема напоминает нам, что ходили именно мужики-правдоискатели и искали счастливого со своих позиций, следовательно, весь материал поэмы надо будет рассматривать их глазами.

    – Тема указывает, что и поиск, и хождение мужиков организовал автор – Некрасов, значит, следует выявить его позицию.

    2) Какой вывод из анализа формулировки темы нужен?

    – В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании с другими понятиями.

    3) Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать?

    – Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис.

    4) Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке?

    – Зачем Некрасов “организует” поиск счастливого мужиками-правдоискателями?

    – Как читатели относятся к такому поиску-хождению?

    – Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова?

    5) Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение?

    – Например, второй.

    6) Попробуем ответить на него.

    – нам нравится...;

    – описание этого хождения производит на нас сильное (яркое, незабываемое, необычное, странное) впечатление, потому что автору удалось как бы провести и нас по Руси.

    7) Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и согласовать их с остальными словами темы.

    Возможен такой вариант первого тезиса:

    – яркие впечатления читателей от совместного хождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых годов XIX века.

    8) А как ответили бы вы на первый вопрос?

    – Некрасову так удобнее, легче показать широко жизнь России после реформы.

    – Поэт может без усилий и натяжек “организовать” встречу пешеходов с людьми всех социальных слоёв России и познакомиться с распространённым мнением о счастье.

    9) Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то?

    – Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла.

    10) Сформулируем же из ответов на первый вопрос второй тезис.

    – Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и решить проблему счастья.

    11) Итак, два тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тот же материал, мы будем рассматривать его с разных позиций.

    По отношению к первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показать яркие впечатления от...

    12) Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие?

    – Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее.

    13) Подберём аргументы к первому тезису.

    1. Образная точная топонимика “счастливых местечек” России.

    2. Природно-погодный календарь хождения.

    3. Живописные достопримечательности русских селений.

    4. Незабываемые встречи со “счастливыми”:

    а) общее народное “счастье” на “ярмонке”;

    б) исповедь счастливой “губернаторши”;

    в) жалобы помещика на утрату счастья.

    14) Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса?

    – Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки.

    1. Отражение жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России.

    2. Наблюдение природно-погодных условий глазами крестьян-путников.

    3. Изображение условий жизни народа через обрисовку достопримечательностей селений.

    4. Организация встреч путешественников с очень широким кругом жителей России:

    а) сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”;

    б) знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь;

    в) выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд;

    г) наблюдение за деревней Вахлаки.

    5. Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении).

    Вывод. Следовательно, получится два разных текста.

    15) Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части.

    Заключения

    К первому тезису:

    Художественный талант Некрасова.

    Ко второму тезису:

    Мнение Некрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье.

    Вступления

    К первому тезису:

    Пристальное внимание Некрасова к форме своей поэмы.

    III. Материалы к сочинению.

    Попытки составления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двух разных тезисов.

    IV. Обобщение.

    Домашнее задание. Написать сочинение.

    Список литературы

    Зинаида БЛИНОВА,
    Владимирская область,
    Юрьев-Польский район,
    с. Сима

    Путешествие как литературный жанр

    Уроки по теории и практике
    школьного сочинения
    в 9-м классе

    Тема: Понятие о путешествии как литературном жанре.

    1. Рассказать учащимся об истории развития и особенностях этого литературного жанра.
    2. Проанализировать элементы путешествия в конкретных литературных произведениях.
    3. Определить требования к школьному сочинению о путешествии.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ

    I. Чтение эпиграфа.

    Есть два разряда путешествий:
    Один – пускаться с места вдаль,
    Другой – сидеть себе на месте,
    Листать обратно календарь.
    А.Т. Твардовский

    II. Определение жанра.

    Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя . Это могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

    Основная задача таких произведений прежде всего познавательная, но автор может ставить философские, публицистические, психологические и другие задачи. Это могут быть также повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (утопия, фантастика).

    III. История жанра.

    1. Корни жанра в мифологии и фольклоре, где странствие героя становится для него испытанием.
    Миф (фольклор) – тотем (герой) – странствие (испытание).
    2. Исторические вехи развития – два плана.

    а) Внешний план . Странствующий герой активно перемещается в пространстве как наблюдатель чужого мира , о котором он (потом) рассказывает читателям (слушателям):
    – Марко Поло, сын венецианского купца. «Книга о разнообразии мира» (1298 ) – о путешествии на Восток, в Китай.
    – Афанасий Никитин, тверской купец. «Хожение за три моря», XV век - об индийских впечатлениях.
    – Тур Хейердал, норвежский учёный-путешественник. «Путешествие на Кон-Тики», 1950-е годы – о культуре о. Пасхи.
    б) Внутренний план . При восприятии читателем литературного путешествия его внимание переместилось на чувства и переживания странствующего , внешние элементы перемещения в пространстве уже не имели решающего значения.
    – Стерн. «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии», XVIII век. В этом произведении писатель как бы играет с пространством, переосмысливает мотив реального странствия для выражения своих переживаний, чувств; Карамзин. «Письма русского путешественника»; Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
    – Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»; Лермонтов. «Мцыри». Это лирические путешествия, в которых культ экзотики, а “духовные скитания” романтического героя показаны как “бегство” из неволи.
    – Лермонтов. «Герой нашего времени»; Ч.Айтматов. «Плаха». Путешествие воплощает идею духовного поиска, мотив странствия становится одним из способов раскрытия характера героя.

    3. Литературное путешествие как объект пародии. Почти каждое литературное путешествие рано или поздно пародируется.

    – Сервантес. «Дон Кихот» – пародия на рыцарское путешествие.
    – В.Ерофеев в поэме «Москва–Петушки» пародирует Радищева.

    IV. Многообразие жанровых форм.

    1. Собственно путешествие (путевой дневник).
    – Гомер. «Одиссея». «Сказание о Гильгамеше» (шумеро-аккадский эпос).
    2. Разновидность поэмы, сюжетной и композиционной основой которой становится путешествие.
    – Вергилий. «Энеида»; Данте. «Божественная комедия»; Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо».
    3. Роман.
    – М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна».
    4. Основная часть произведения.
    – «Путешествие Онегина» в романе Пушкина «Евгений Онегин».
    5. Очерк.
    – Пушкин. «Путешествие в Арзрум».
    6. Свободное повествование.
    Оно может включать в себя письмо и дневник, повесть и автобиографию, новеллу и исповедь, авторские размышления и поток сознания героя.
    Свобода жанра практически не знает границ, поэтому столь притягательна для авторов и читателей.

    V. Основные элементы путешествия.

    Что является необходимым, обязательным атрибутом перемещения в пространстве и времени?

    – Маршрут, транспортные средства, дороги;
    – пейзаж, архитектура и достопримечательности городов и селений, интерьеры домов;
    – люди: этнографические наблюдения, диалоги, лица, рассказы, исповеди;
    – сценки;
    – вкусовые ощущения.
    Как организовать эти элементы?
    – Как требует замысел автора в произведении.
    Каков общий закон использования их?
    – Внешние впечатления – чувство, оценка увиденного – общечеловеческий (публицистический) вывод.

    Следовательно, литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам.

    VI. Чтение отрывков из очерка Пушкина «Путешествие в Арзрум» , анализ его с целью выявления элементов путешествия.

    Из 1-й главы: от слов “Из Москвы поехал я...” до “...потому что неестественна”.
    Маршрут – поездка к Ермилову – внешность генерала в восприятии автора: от “До Ельца дороги ужасны” до “...вершины Кавказской цепи”
    Состояние дорог – пейзаж – этнографическая зарисовка калмыцкого быта – пейзаж.
    Из 2-й главы: от “Человек мой...” до “...не оставляя по себе следов...”

    Пейзаж – встреча с сопровождающими тело убитого Грибоедова – оценка этого события.

    Обобщающая беседа.

    Какова цель Пушкина в этом очерке?

    – Возможно более точно описать увиденное.
    Имеет ли очерк публицистическую направленность и в чём она?
    – Да, имеет. Автор при описании любого момента, будь это внешность Ермолова, кавказская природа, калмыцкий чай с бараньим жиром или убитый Грибоедов, обязательно выражает своё отношение к нему, своё непосредственное впечатление.

    VII. Краткий обзор книги Вл.Солоухина «Владимирские просёлки».

    1. Писатель совершил путешествие по Владимирской области в 1956 году.
    2. День одиннадцатый. Юрьев-Польский район и г. Юрьев-Польский.
    Пейзаж – воспроизведение записи летописца – заметки о Георгиевском соборе – исторический экскурс о селе Сима – обращение к книге Калачёва о селе Вёска – рассказ о Липецкой битве.
    3. Комментарий к обзору: писатель выбирает из своего путешествия наиболее яркие элементы, такие, которые важны ему и которые, вероятно, заинтересуют читателя. При этом странствующий в своём движении вперёд в пространстве сворачивает на историческую тропу, в прошлое, а то и вовсе останавливается полюбоваться чем-то и поразмышлять. Именно эти моменты становятся наиболее публицистическими.

    VIII. Обобщение по занятию.

    Чем можно объяснить столь частое обращение различных авторов к жанру литературного путешествия?

    – Универсальностью данного жанра, богатыми возможностями формы;
    – возможностью непосредственного выражения своих мыслей и чувств.

    Домашнее задание. Написать сочинение о своём путешествии.

    Литература по теме

    1) Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.
    2) Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1997.
    3) Развивайте дар слова. Факультативный курс по теории и практике сочинений разных жанров. Пособие для учащихся. М., 1977.

    Урок развития речи
    в 9-м классе

    Тема. Анализ темы сочинения по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Собирание материала к сочинению.
    Цель. Сделать попытку практического применения знаний о путешествии как литературном жанре.

    ПЛАН

    I. Повторение.

    1) К какой группе жанров относится жанр путешествия?
    – К разновидности художественно-публицистических жанров.
    2) Назовите элементы путешествия. Обязательно ли в художественном произведении использовать все эти элементы?
    3) Почему художник слова прибегает к этому жанру?
    – По разным причинам. Вероятнее всего, для выражения своей позиции в более яркой и привлекательной для читателя форме.

    II. Обсуждение темы «Путешествие по грибоедовской Москве».

    А. Определение объёма и содержания темы в соответствии с тезисами.

    Первый тезис
    Путешествие по грибоедовской Москве – это странствие в её историю.

    1) Московская топонимика и маршруты перемещений героев.

    Кузнецкий мост, Покровка, Английский клуб, дом московского богача Позднякова с крепостным театром, дом Фамусова.
    Кузнецкий мост – улица в центре Москвы, место, откуда шло наибольшее влияние иностранного на московскую дворянскую молодёжь; с Покровки Хлёстова час тащилась до дома Фамусова в центре города; Английский клуб – любимое место встреч влиятельных дворян; крепостной театр Позднякова имел славную и несчастную историю.

    2) Картины быта и нравов.

    Наряды, моды, причёски, средства передвижения, балы, заседания в клубе, развлечения, обычаи, проблемы карьеры, привычки героев и так далее.

    3) Разгадки прототипов.

    Московские тузы, племянник Скалозуба, Чацкий, влиятельные дамы, влиятельные лица, формирующие общественное мнение, и его распространители.

    Второй тезис

    Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии Грибоедова «Горе от ума», которые стали нашим путеводителем.

    1) Условия сватовства в грибоедовской Москве. Требования к жениху со стороны невесты, родителей, практическая цель ухаживаний. Особенности любовного треугольника, восприятие мужа в качестве пажа, решающая сила дамской власти.

    2) “Московские всё” лица на балах и развлечениях. Гости Фамусовых, их одежда, разговоры.

    Загорецкий и его дифирамбы талантам посетителей Английского клуба, интересы гостей и хозяев.

    3) Сплетня как зеркало убеждений московских бар.

    Распоряжения Фамусова Петрушке о записях в календаре, причины сплетен, распространение их, поведение и речи сплетничающих, результат сплетни.

    Третий тезис

    Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора в комедии «Горе от ума».

    1) Московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга. Разница этого восприятия, разная оценка влияний Кузнецкого моста Фамусовым и Чацким, различное отношение к Английскому клубу у Чацкого и Загорецкого.

    2) “Визитные карточки” московских знаменитостей, составленные Чацким, Софьей Фамусовой, другими героями.
    Кузьма Петрович, Нестор, любитель балета, гости Фамусовых, дамы московского света.

    3) Зарисовки быта и нравов Москвы.
    История сватовства Чацкого и оценки его как жениха.

    Б. Определение вступительной и заключительной частей.

    Заключения

    К первому тезису:
    Большая познавательная ценность путешествия по Москве с “экскурсоводом” Грибоедовым.

    Ко второму тезису:
    Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.

    К третьему тезису:
    Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.

    Вступления

    К первому тезису:
    Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.

    Ко второму тезису:
    Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    К третьему тезису:
    Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».

    III. Оформление планов к сочинениям.

    Первый вариант

    1. Своеобразный путеводитель по Москве 10–20-х годов XIX века.

    2. Путешествие по грибоедовской Москве – это увлекательное странствие в её историю:

    – московская топонимика и маршруты экскурсий;
    – яркие картины быта и нравов барской Москвы;
    – интригующие загадки прототипов.

    3. Большая познавательная ценность путешествия по Москве с экскурсоводом Грибоедовым.

    Второй вариант

    1. Место действия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

    2. Путешествие по Москве возможно благодаря ярким картинам жизни Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», своеобразному путеводителю по столице:

    – условия сватовства в барской Москве;
    – московские лица на балах и развлечениях;
    – сплетня как зеркало нравов московских бар.

    3. Незабываемые впечатления от грибоедовской Москвы.

    Третий вариант

    1. Замысел Грибоедова в комедии «Горе от ума».

    2. Путешествие по грибоедовской Москве – это возможность понять замысел автора комедии «Горе от ума»:

    – московские достопримечательности глазами Чацкого и людей фамусовского круга;
    – “визитные карточки” московских знаменитостей;
    – зарисовки быта и нравов города Москвы.

    3. Неизбежность одиночества Чацкого в Москве начала XIX века.

    IV. Словарная работа.

    Отбор лексики, речевых оборотов, обязательных для сочинений данного типа. Обдумывание переходов от части к части.

    Домашнее задание . Написать сочинение по любому варианту плана.

    Литература

    1. Вл.Орлов. Грибоедов. Л., 1967.
    2. А.Лебедев. Куда влечёт тебя свободный ум. М., 1982.

    Примечания

    На уроке обдумывания и анализа темы «Путешествие по грибоедовской Москве» ввиду недостатка времени следует ограничиться проработкой одного, выбранного учениками, варианта тезиса. О других учитель может поставить класс в известность, может зачитать свои предложения по их проработке.

    Особого внимания перед сочинением о путешествии требует словарная работа. Это слова, наименования, словосочетания, связанные с обозначением предметов путешествия, действий путешественников. Желательно попытаться подобрать как можно больше синонимов.

    Урок развития речи в 10-м классе

    Тема. Разработка темы сочинения «Путешествие по России с П.И. Чичиковым». Отбор материала.
    Цель. Закрепить знания о путешествии как литературном жанре и развить умение писать сочинения такого типа.

    ПЛАН

    I. Повторение.

    1. Какие виды путешествий вы можете назвать?

    – Реальные, в которых человек действительно перемещается в пространстве;
    – книжные, литературные, в которых читатель странствует с автором и его героем.

    2. Назовите элементы путешествия и объясните, по какому принципу автор отбирает их при описании путешествия.

    3. К какому типу литературных жанров относят путешествие и почему?

    – К художественно-публицистическому: описывая путешествие, автор более свободно и открыто выражает свою позицию, чем в обычных художественных произведениях.

    II. Обдумывание темы «Путешествие по России с П.И. Чичиковым».

    А. Определение объёма темы.
    Тему следует раскрыть на большом объёме материала почти всей поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» – всё, что связано с описанием поездок Чичикова, его дорожных впечатлений и наблюдений. Это, конечно, приезд Чичикова в губернский город NN, его прогулка по городу, чтение газеты, восприятие номера в гостинице, обеда в трактире, его разговоры-расспросы о демографических особенностях края. Материалом к сочинению станет повествование о поездках Чичикова к помещикам и приключениях, что с ним произошли: дорожно-транспортных, авантюрных, комических, сентиментальных, кулинарных и так далее.
    Всё это и станет компонентами его путешествия.
    В него не войдут, например, «Повесть о капитане Копейкине», рассказ о биографии Чичикова, о торжестве херсонского помещика, авторские отступления, то есть те части текста, в которых не повествуется о перемещениях героя по российским просторам.

    Б. Определение содержания темы.

    Почему Н.В. Гоголь использовал путешествие Чичикова по России в качестве основы поэмы «Мёртвые души»?
    – Именно путешествие героя помогло писателю сделать поэму «Мёртвые души» поэмой – обозрением жизни России XIX века и широко изобразить жизнь всех социальных слоёв в соответствии со своим замыслом.

    Тезис

    Путешествие с П.И. Чичиковым по России – это прекрасный способ познания (изучения) жизни России XIX века (николаевской России).

    Аргументы.

    1. Дорожно-транспортные приключения с Чичиковым на российских дорогах.
    2. Редкостные, неповторимые достопримечательности города NN.
    3. Разнообразные интерьеры гостиных.
    4. Объекты наблюдений героя из окна его кареты.
    5. “Говорящие” меню в распоряжении гостя губернии.
    6. Достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.

    Вывод. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.

    В. Вступление.

    а) Замысел Н.В. Гоголя в поэме «Мёртвые души».
    б) Особенность поэмы Гоголя.

    Г. Составление и запись плана сочинения.

    1. Жанровая особенность поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
    2. Путешествие с П.И. Чичиковым по России – прекрасный способ познания жизни николаевской России:

    а) дорожно-транспортные приключения Чичикова на российских просторах;
    б) редкостные достопримечательности города NN;
    в) разнообразные интерьеры гостиных;
    г) объекты наблюдения героя из его кареты;
    д) “говорящие” меню в распоряжении гостя губернии;
    е) достойные деловые партнёры ловкого приобретателя.

    3. Большое познавательное значение путешествия с Чичиковым.

    III. Собирание материала к сочинению.

    Отбор цитат. Характер комментариев. Переходы между частями текста. Устный вариант отрывка текста по любому из аргументов.

    Домашнее задание . Написать сочинение.

    Урок развития речи в 10-м классе

    Тема. Обсуждение темы «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».
    Цель. Обобщить знания учащихся о литературном путешествии как жанре, проконтролировать их умение анализировать такие темы и писать по ним сочинения.

    ПЛАН

    I. Повторение.

    1. Что означает путешествие как литературный жанр?

    – Литературное путешествие относится к художественно-публицистическим жанрам и обладает богатыми возможностями для глубокого, яркого и точного выражения замысла автора, для большей художественной, читательской привлекательности произведения.

    2. Являются ли многочисленные элементы путешествия обязательными для автора?

    II. Вопросы для беседы.

    1) Перечитайте формулировку темы и объясните, чего она от вас требует.

    – «В поисках счастливого. Путешествие по России с некрасовскими правдоискателями».

    Тема требует:

    а) показать поиск;
    б) как шёл этот поиск;
    в) где и среди кого искали счастливого;
    г) как оценивали “счастье” претендентов;
    д) как они (претенденты) сами понимали счастье.

    – Тема называет жанр сочинения – это путешествие, значит, потребуется отобрать его наиболее яркие элементы из поэмы Некрасова.
    – Тема напоминает нам, что ходили именно мужики-правдоискатели и искали счастливого со своих позиций, следовательно, весь материал поэмы надо будет рассматривать их глазами.
    – Тема указывает, что и поиск, и хождение мужиков организовал автор – Некрасов, значит, следует выявить его позицию.

    2) Какой вывод из анализа формулировки темы нужен?

    – В формулировке темы нет ни одного лишнего слова. Каждое из них означает ёмкое понятие, которое надо и растолковать, и учитывать в согласовании с другими понятиями.

    3) Содержит ли формулировка готовый тезис для сочинения? И как нам далее действовать?

    – Нет. Значит, нужно провести логические операции для его выявления: поставить вопрос, ответить на него, из ответа сформулировать тезис.

    4) Какие вопросы содержатся, по-вашему, в формулировке?

    – Зачем Некрасов “организует” поиск счастливого мужиками-правдоискателями?
    – Как читатели относятся к такому поиску-хождению?
    – Нашли ли счастливого крестьяне Некрасова?

    5) Какой из этих вопросов может дать нам наиболее интересный тезис, а значит, наиболее удачный поворот в раскрытии темы, полноценное сочинение?

    – Например, второй.

    6) Попробуем ответить на него.

    – Читателям интересно читать об этом поиске-хождении;
    – нам нравится...;
    – описание этого хождения производит на нас сильное (яркое , незабываемое, необычное, странное) впечатление , потому что автору удалось как бы провести и нас по Руси.

    7) Попытаемся сформулировать из ответов тезис, используя наиболее подходящие формулировки, и согласовать их с остальными словами темы.

    Возможен такой вариант первого тезиса :

    – яркие впечатления читателей от совместного хождения с некрасовскими правдоискателями в поисках счастливого в России шестидесятых годов XIX века.

    8) А как ответили бы вы на первый вопрос?

    – Некрасову так удобнее, легче показать широко жизнь России после реформы.
    – Поэт может без усилий и натяжек “организовать” встречу пешеходов с людьми всех социальных слоёв России и познакомиться с распространённым мнением о счастье.

    9) Значит, для поэта путешествие – это удобная форма, прекрасная возможность для чего-то?

    – Да, для выражения его собственных мыслей, личного мнения, замысла.

    10) Сформулируем же из ответов на первый вопрос второй тезис .

    – Хождение крестьян-правдоискателей по России в поисках счастливого – это возможность показать широко жизнь России после реформ и решить проблему счастья.

    11) Итак, два тезиса, значит, два разных сочинения, так как, используя один и тот же материал, мы будем рассматривать его с разных позиций.
    По отношению к первому тезису мы занимаем такую позицию: наша задача – показать яркие впечатления от...
    Ко второму: наша задача – показать авторское воплощение его замыслов.

    12) Будут ли общие моменты в этих разных сочинениях? Какие?

    – Да, будут; это элементы путешествия: дорога, география хождений, достопримечательности, люди, встречи со “счастливыми” и так далее.

    13) Подберём аргументы к первому тезису.

    1. Образная точная топонимика “счастливых местечек” России.
    2. Природно-погодный календарь хождения.
    3. Живописные достопримечательности русских селений.
    4. Незабываемые встречи со “счастливыми”:

    а) общее народное “счастье” на “ярмонке”;
    б) исповедь счастливой “губернаторши”;
    в) жалобы помещика на утрату счастья.

    14) Можем ли мы использовать эти аргументы в доказательстве второго тезиса?

    – Конечно. Только, вероятно, следует откорректировать формулировки.

    1. Отражение жизни народа в географических названиях “счастливых местечек” России.
    2. Наблюдение природно-погодных условий глазами крестьян-путников.
    3. Изображение условий жизни народа через обрисовку достопримечательностей селений.
    4. Организация встреч путешественников с очень широким кругом жителей России:

    а) сцены общего народного “счастья” на “ярмонке”;
    б) знакомство со счастливой “губернаторшей” и её исповедь;
    в) выслушивание жалоб помещика на утрату счастья и народных легенд;
    г) наблюдение за деревней Вахлаки.

    5. Отрицательный результат хождений мужиков (возможно, в заключении).

    Вывод. Следовательно, получится два разных текста.

    15) Продумать наиболее логически точные заключительные и вступительные части.

    Заключения

    К первому тезису:
    Художественный талант Некрасова.

    Ко второму тезису:
    Мнение Некрасова о состоянии России после реформ и о человеческом счастье.

    Вступления

    К первому тезису:
    Пристальное внимание Некрасова к форме своей поэмы.

    III. Материалы к сочинению.

    Попытки составления устных вариантов текстов по одному из аргументов – похожему – двух разных тезисов.

    IV. Обобщение.

    Домашнее задание. Написать сочинение.

    Путешествие это литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные - эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи; особый вид литературного путешествия - повествования о вымышленных, воображаемых странствиях (см. Утопия, Научная фантастика), в той или иной степени следующие описательным принципам построения документального путешествия, в котором доминирует идейно-художественный элемент. Формирование и развитие жанра отличает сложное взаимодействие документальной, художественной и фольклорной форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика), что характерно уже для древнейших путешествий (древнеегипетская «Сказка потерпевшего кораблекрушение», 20-17 века до н.э.; поэма о Гильгамеше, известна в записях 19-18 века до н.э.). Определяющая Позиция такого героя-наблюдатель чужого мира; противостояние «своего» (мира, пространства) «чужому»-формообразующий фактор жанра путешествий. Масштаб для оценки явлений чужого мира дает «свой» мир путешественника - его родина; по отношению к ней как внутреннему центру ориентировано все повествование. Как правило, герой-путешественник, в отличие от «чисто» литературного персонажа, существенно не меняется на протяжении повествования: в чужом мире путешествия он выступает как в определенном отношении обобщенное лицо - носитель своей национально-культурной традиции, что не может не оттеснять на периферию его индивидуальное самосознание и психологию. Литература путешествия, особенно древняя, тесно связана с представлением путешествующего героя (целого народа) о пространстве - реальном и мифологическом. Примером широкого использования как достоверных, так и легендарных географических сведений может служить так называемый «эпос поисков»: «Одиссея», «Рамаяна» и др.

    В эпоху античности литература путешествия берет начало от ионийских описаний 6-5 века до н.э. и получает дальнейшее развитие в историко-географических сочинениях Геродота, «Географии» (1 век) Страбона, «Германии» (1 век) Тацита, в мемуарных «Записках о Галльской войне» (1 век до н.э.) Юлия Цезаря. Странствующий герой, активно перемещающийся в реальном и фантастическом пространствах, широко представлен в римской литературе («Энеида», 1 век до н.э., Вергилия, Овидий, Апулей и др.), в особенности в греческом романе, в котором принципы сюжетно-композиционного построения путешествий получают художественную разработку. Мотив реальных странствий определяет сферу взаимодействия путешествия с народным эпосом и различными жанрами художественной литературы в эпохи средних веков и Возрождения (исландская и ирландская саги, рыцарские и плутовские романы, «Божественная комедия», 1307-21, Данте). В средние века разделение пространства на «свои» и «чужие», «праведные» и «грешные» земли носило ярко выраженный религиозно-этический характер, что обусловило неизменную особенность древнерусской литературы. Путешествия 12-15 веков - паломнический маршрут и замкнутость, обособленность сакрального пространства в художественном мире хождений («Хожение Даниила, Русскыя земли игумена», 12 век). Перестройка средневековой картины мира, становление представления о географической протяженности в духе Нового времени привели к расширению «карты» маршрутов хождений и к формированию нового, дневникового типа повествования, включающего в себя рассказ о пути к цели странствия, о возвращении на родину («Хожение за три моря» Афанасия Никитина, 15 век). Именно этот, возрожденческий в своей основе, тип становится определяющим при дальнейшем развитии литературы путешествий. В западноевропейской литературе он складывается несколько ранее, в 13 веке («Книга» Марко Поло, отчеты о миссиях на Восток Плано да Карпини, Виллема Рубрука и др.), и особенно интенсивно развивается в эпоху Великих географических открытий 15-16 века: сочинения Б. де Лас Касаса, бортовой журнал Х.Колумба, письма Америго Веспуччи, дневник А.Пигафетты, спутника Магеллана, «Описание путешествия в Московию…» Адама Олеария (17 век) и др.

    Во многом аналогично складывается история жанра в литературах стран древнего и средневекового Востока: сочинения Чжан Цяня (2 век до н.э.), Сулеймана из Басры (9 век), Ибн Маджида - лоцмана Васко да Гамы (16 век). В арабской литературе памятники этого жанра - «Развлечение истомленного в странствии по областям» (аль-Идриси, 12 век), «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах путешествий» Ибн Баттуты (14 век). Разнообразны описания морских и сухопутных экспедиций 17-18 века (Р.Ла Саля, Дж.Кука, Л.де Бугенвиля, Ж.Ф.Лаперуза, В.И.Беринга и др.); пользуются читательским успехом путешествия с авантюрным сюжетом - сочинения о пиратских плаваниях (записи голландца Эксквемелина, английского пирата У. Дампира). Популярность реальных путешествий (записки путешественников начинают систематически печататься с середины 16 века) расширяет обращение художественной литературы к их содержанию и сюжетно-композиционным приемам: плавание Васко да Гамы в Индию стало сюжетом поэмы Л.Камоэнса «Лузиады» (1572), тема путешествий и географических открытий служит основой произведения Ф.Рабле. Философский и социально-утопический роман 16-17 веков строится в виде путевых записок или воспоминаний об удивительных странах (Томас Мор, Фрэнсис Бэкон, Сирано де Бержерак).

    В 18 веке сложился просветительский роман-путешествие, вобравший в себя черты авантюрного, философского, психологического, нравоописательного романов на жанровой основе путевых записок: «Робинзон Крузо» (1719) Д. Дефо, «Путешествие Гулливера» (1726) Дж.Свифта, «Приключения Родерика Рэндома» (1748) и «Приключения Перигрина Пикля» (1751) Т.Смоллетта, «Подземное странствие Нильса Клима» (1741) Л.Хольберга. В рамках литературных направлений и школ 18-19 веков формируется жанр писательского «путевого очерка». Наряду с автобиографическим или литературным героем-путешественником, помещенным в реальные географические координаты, когда повествование подчинено, в сущности, той же эпической закономерности, что и течение человеческой жизни, в литературе путешествий возникает субъективная игра с пространством, пародийное переосмысление мотива реального странствия: «Сентиментальное путешествие» (1768) Л.Стерна, так называемое «путешествия воображения» (Ксавье де Местр, А.Ф.Вельтман). Путешествие по родной стране, знакомому, привычному миру открывает возможность для решения масштабных публицистических задач («Путешествие из Петербурга в Москву», 1790, А.Н.Радищева; в 19 веке эту линию продолжат путевые очерки Г.Гейне). Сильное и длительное влияние на развитие жанра оказали «Итальянское путешествие» (1816-29) И.В.Гёте, «Письма русского путешественника» (1791-95; полное издание 1801) Н.М.Карамзина. Расцвет литературы путешествий в России (конец 18 - первая половина 19 века), когда путешествие из периферийной области литературы превращается в полноправный литературный жанр («Путешествие в Арзрум», 1835, А.С.Пушкина; «Тарантас», 1840, В.А.Соллогуба; «Фрегат «Паллада», 1855-57, И.А.Гончарова; формой путешествия воспользовался и Н.В.Гоголь в своей поэме «Мертвые души», 1842, и, отчасти, М.Ю.Лермонтов в «Герое нашего времени», 1839-40), был вызван общими задачами, стоящими перед молодой русской прозой, в частности, проблемой создания большой повествовательной формы. Путевой очерк романтиков культивирует интерес к экзотическим, «окраинным» темам, что нашло отражение в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» (1809-18) Дж.Байрона, «Моби Дике» (1851) Г.Мелвилла, в сочинениях неоромантиков Р.Стивенсона, Г.Р.Хаггарда. Разнообразны формы путевого очерка в литературе 19-20 веков («Путешествие ко Святым местам в 1830 г.», 1832, А.Н.Муравьёва; «Письма об Испании», 1847-49, В.П.Боткина; «Остров Сахалин», 1893-94, А.П.Чехова; «Дерсу Узала», 1923, В.К.Арсеньева). Широко используются формы и приемы литературы путешествий в научной фантастике и приключенческой литературе .

    Интерес к рассказам о путешествиях можно считать универсальным человеческим интересом, обнаруживающимся на всех этапах развития человечества, вне зависимости от существующей в определенный момент картины мира и уровня развития материальной культуры. Человек путешествующий отвечает на два экзистенциальных вызова - вызов пространства и вызов времени, а его рассказ пробуждает в cлушателях сопереживание и желание узнать, что будет дальше.

    Описания странствий встречаются еще в литературе античности. Уже тогда существовало деление описания путешествий по морю – периплы (περίπλο) и по суше – периегезы (περιήγησις). Однако в современном литературоведении до сих пор идут споры относительно границ и признаков путешествия как литературного жанра.

    Многие писатели и литературоведы пытались выявить жанровую сущность «путешествия». И. Борн в «Кратком руководстве к российской словесности» дает первую жанровую дефиницию: «Путешествия суть истинные повествования о случившихся со странствовавшим приключениях в разных частях света, с естествословными описаниями виденных стран».

    Любопытно, что уже в то время существовал дифференцированный и неоднозначный подход к разнообразным проявлениям жанра: И. Борн выделяет «особенный род путешествий, целью имеющих наблюдения нравственности и степени народного и частного просвещения».

    Сам основатель собственно литературного путешествия Н. Карамзин в предисловии к «Письмам русского путешественника» отделяет художественные путешествия от научных - этнографических, географических и других: «А кто в описании путешествий ищет одних статистических и географических сведений, тому, вместо сих «Писем», советую читать Бишингову «Географию»» .

    Н. Чернышевский , определял «путешествие» как жанр, который, «соединяя в себе элементы истории, статистики, государственных наук, естествознания и приближаясь к так называемой легкой литературе своею формою, как рассказ о личных приключениях, чувствах и мыслях отдельного человека в столкновениях его с другими людьми, – людьми, жизнь которых тем любопытнее для нас, что они живут в условиях иной обстановки, нежели публика, для которой предназначается книга, – путешествие совмещает в самой легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие – это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествознание. Каждому читателю дает оно всё, что только хочет найти он» .



    Данное определение, с одной стороны, отмечает довольно широкий спектр свойств и особенностей текстов путешествий, не задавая четких границ жанра. С другой стороны, Н. Чернышевский указывает на наиболее важную черту путешествия - способность синтезировать в себе другие жанры. В своем определении Н. Чернышевский приближается к самым современным литературоведческим характеристикам жанра, отмечая такие его особенности, как динамизм, открытость, жанровую многосоставность.

    Отечественные исследователи жанра путешествия (Н. Маслова , В. Михайлов , М. Шадрина ) в качестве наиболее полного и терминологически корректного называют определение В. Гуминского :

    «Путешествие – жанр, в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких-либо, в первую очередь, незнакомых читателю или малоизвестных странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников, журналов, очерков, мемуаров. Помимо собственно познавательных, путешествие может ставить дополнительные – эстетические, политические, публицистические, философские и другие задачи» .

    Также В. Гуминский среди жанрообразующих аспектов формы и содержания путешествий выделяет «сложное взаимодействие документальных, художественных и фольклорных форм, объединенных образом путешествующего героя (рассказчика)» , противопоставление «своего» «чужому», отмечает характерную ориентированность повествования на отношение к родине, которая выступает своеобразным центром произведения.

    Для М. Шадриной путешествия - «литература в литературе» . Здесь, как и в большой литературе, существуют «противоположные и промежуточные формы», которые так же делятся на научную и художественную прозу. По мнению исследовательницы, жанр «путешествие» в своей основе документальный. Автор и герой-путешественник, по сути дела, - единое целое, а литературный мир путешествия – «возможно точный слепок с действительности, параметры и качество которого определяются позицией субъекта (путешественника) в объективном мире и той культурной ролью (ученый, купец, посол и т.д.), которую он в этом мире играет».

    М. Шадрина считает главной особенностью текстов, написанных в жанре путешествия, синтез документального и беллетристического начал, проявляющихся в установке на информативность в сочетании с подчеркнутым субъективно-авторским отношением и отбором фактов реальной действительности.

    Однако ряд авторов рассматривают путешествие только как жанр публицистики. Например, Н. Маслова строго делит путешествия на «реальные» и «фантастические» (вымышленные), анализируя при этом только «реальные», документальные путешествия, всецело относя их к публицистике в узком смысле. В путешествиях же «фантастических» сам факт путешествия выступает лишь в качестве литературного приема. К числу жанровых особенностей путешествия Н. Маслова относит «создание целостной картины отображаемой социальной действительности, многосторонность ее описания и активную роль автора-путешественника, очевидца как действующего лица описываемых событий, субъективность авторского подхода».

    Уже упомянутый ранее В. Гуминский использует «идею свободы» в качестве основной характеристики жанра путешествия ».

    Но как не бывает абсолютной свободы в жизни, так ее не может быть и в тексте. Авторы могут называть свои «путешествия» по-разному: «записки», «заметки», «письма с пути», «путевые очерки», «портреты и пейзажи», «путевые дневники», – но это не будет нарушать композиционной и структурной стройности произведений. Современное литературоведение относит названные выше виды путешествий к «гибридному», промежуточному, но, тем не менее, отдельному и самостоятельному жанру путешествия.

    «Идея свободы» воплощается в том, что автор в жанре путешествия имеет возможность выбирать самостоятельно предмет изображения, переходить от одного предмета к другому исключительно по своей воле, не подчиняясь закономерностям, которые присущи произведениям с четко выстроенной фабулой. «Идея свободы» выражается также в том, что текст путешествия не является замкнутым внутри себя как отдельный литературный объект. Он непосредственно связан с действительностью, отражая реальные ее моменты. Принцип жанровой свободы в путешествиях можно также усмотреть в отсутствии литературных условностей и канонов, которых следовало бы придерживаться автору, пишущему в этом жанре.

    Проанализировав работы литературоведов и высказывания писателей на данную тему, можно сказать, что «путешествие» является самостоятельным жанром художественной литературы, атрибутивные признаки которого проявляются в принципе жанровой свободы, особой роли образа автора, присутствии документальных элементов наряду с художественным вымыслом, синтетичности, предполагающей включение в текст элементов других жанров (дневника, письма, репортажа, анекдота, автобиографии).

    Основные признаки произведения в жанре «путешествие»:

    1. Принцип жанровой свободы. Отсутствие строгих литературных условностей и жанровых канонов. Несмотря на свободную форму изложения, автор не должен забывать о композиционном единстве.

    3. Обязательные документальные элементы. В тексте путешествия всегда подчеркивается роль факта, документа: автор стремится убедить читателя в достоверности описываемого.

    5. Публицистичность как способ выражения авторской позиции.

    6. Синтетичность жанра, которая подразумевает не просто соединение разнородных элементов, а их преломление друг в друге, взаимопроникновение, «пропитанность» друг другом, сплетение в единую ткань.

    6.1. Обязательное включение в структуру текста путешествия элементов других жанров как художественной литературы, так и небеллетристических (дневника, письма, памфлета, автобиографии, репортажа, анекдота).

    6.2. Синтез обязательной фактической составляющей, которая имеет познавательную, информативную функцию с подчеркнуто субъективной авторской интерпретацией и вымыслом.

    7. Маршрут, дорога как тематический и структурный стержень текста в жанре путешествия.

    8. В жанре путешествия авторы утверждают себя как интересные рассказчики и имеют максимум возможностей для выработки индивидуального стиля. В этом жанре часто писали авторы, условно говоря, второго ряда, а также выдающиеся художники в начале своего творческого пути.

    9. Путешествие является откликом на запросы аудитории. Путешествие как жанр наиболее сильно испытывает непосредственное влияние действительности, различных внелитературных обстоятельств.