Техника смарт в продажах примеры. И помните, что если ваши планы не подкреплены активностью ваших рук, ног, языка и головы, то вся мощь этих целей и планов становится равной нулю. Поступательное развитие компании - признак успешного руководства

Постановка целей: правила и ошибки

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека

Если лестница приставлена не к той стене, каждый шаг, который мы делаем по ней, доставляет нас не туда.

Стивен Р. Кови

Постарайся получить то, что любишь, иначе придется полюбить то, что получил.

Б. Шоу

В жизни следует ставить перед собой две цели. Первая цель – осуществление того, к чему вы стремились. Вторая цель – умение радоваться достигнутому. Только самые мудрые представители человечества способны к достижению второй цели.

Л. Смит

Вот лучший совет, который можно дать юношеству: «Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить».

К. Уайтхорн

SMART -технология правильной постановки целей

Технология SMART задает требования, которых необходимо придерживаться при формулировании целей. Название технологии является аббревиатурой, составленной из первых букв английских слов, называющих соответствующие критерии качества целей:

S (specific ) – конкретная: каждая цель должна быть описана как четкий, конкретный результат;

M (measurable ) – измеримая: цель должна быть измеримой с помощью конкретных индикаторов и стандартных процедур измерения;

A (assignable ) – значимая, непротиворечивая: цель должна быть неслучайной, обоснованной, важной для человека или организации;

R (realistic ) – достижимая: цель должна быть реалистичной, в принципе достижимой;

T (time related ) – ориентированная во времени: цель должна быть четко определена во времени, должны быть конкретные сроки (и контрольные точки) ее достижения.

Процедура проверки или постановки целей с помощью системы SMART может быть следующей:

– пишется список возможных целей и проводится спецификация результата (точное его описание) (S );

– каждая из целей обосновывается, человек оценивает значимость каждой цели для его деятельности, причем для этого могут быть разработаны отдельные критерии для оценивания важности целей (например, по 10-балльной шкале) (А );

– человек прогнозирует и оценивает степень достижимости целей (R ), вплоть до применения числовых оценок вероятности достижения целей, различных коэффициентов достижимости (например, также по 10-балльной шкале) и т.п.;

– для каждой из целей выбирается несколько (3 – 5) критериев измерения и контроля достижения (М ). Важно, чтобы эти критерии измерения промежуточных результатов были достаточно удобными. Одним из распространенных критериев измеримости цели являются финансовые показатели;

– для выбранных целей указываются точные сроки их достижения (Т ), затем пишется план, в котором выделяются промежуточные этапы достижения целей.

В полном варианте процедура оценки и постановки целей с помощью системы SMART оперирует с избыточным количеством целей, постепенно на каждом этапе целеполагания отбрасывая цели, получившие наиболее низкие или негативные оценки.

Так, на первом этапе отбрасываются цели, которые невозможно преобразовать в конкретный результат; на втором этапе сокращаются незначимые для деятельности человека цели; на третьем – «недостижимые» цели (имеющие высокий уровень риска, требующие больших ресурсных затрат и др.); на четвертом этапе исключаются цели, выполнимость которых трудно или невозможно контролировать. На последнем, пятом, этапе целеполагания остается небольшое число «хороших» целей (как правило, 5 – 7) и происходит своего рода переход от стратегического (долгосрочного) целеполагания к текущему (краткосрочному) планированию.

Пример применения технологии SMART .

Пусть первоначально цель была сформулирована как:

«Я хочу написать книгу ».

Пункт первый – конкретность. В данном примере она отсутствует. Тогда следует задать себе вопрос: «Какую именно книгу я хочу написать» или «О чем будет моя книга?».

Допустим, я решил(а), что хочу написать любовный роман. Формулировка цели несколько изменилась: «Я хочу написать любовный роман ».

Однако насколько большим будет мой роман? Может быть, это будет маленький рассказ о любви парня к девушке, а может, произведение, подобное «Ромео и Джульетте». Допустим, это будет произведение не меньше, чем на 500 страниц.

Тогда: «Я хочу написать любовный роман, не меньше, чем на 500 страниц ».

Достижима ли данная цель? Если я окончил факультет журналистики, то, скорее всего, эта задача покажется мне не такой трудной. Если я просто часто пишу, то задача становиться немного сложнее. Если я давно уже не занимаюсь писательством, например, работая бухгалтером, то эта задача покажется мне сложной. Поэтому сразу стоит решить, выполнима для вас это цель или может поставить другую, допустим, краткосрочную цель, которая поможет вам увеличить вероятность достижения этой цели. Если решено, что цель выполнима, то важно учесть все эти рассуждения при определении сроков достижения цели.

Следующий пункт – насколько реальна эта цель. В наше время выпустить собственную книгу не проблемно, поэтому смело можно заявлять о том, что цель вполне реальная. Вопрос же о читателях в данной формулировке не учитывается.

Ну и последнее: временные рамки. Если я поставлю себе определенные сроки, то смогу правильно спланировать достижение этой цели и, соответственно достичь ее. За сколько можно написать роман на 500 страниц? Например: «Я считаю, что 3 года – это вполне приемлемый срок».

Итак, финальный результат правильной постановки цели:

«Я напишу любовный роман, не меньше, чем на 500 страниц за три года, то есть до хх.хх.хххх ».

Раздаточный лист для идентификации и анализа проблем в постановку целей

Первоначальная позиция:

Выявленные трудности:

Скорректированная позиция:

Выводы по результатам работы:

Примечание! Данный лист вложить в отчет по формированию системы личных целей!

Как правильно ставить цели? И что такое SMART модель?

Большинство людей жаждут, чтобы их цели и желания исполнялись. Поставил цель, и она исполнилась – мечта миллионов. Сотни лет люди спорят о том, как же правильно формулировать свои желания, чтобы они исполнялись. Есть целые учения, которые описывают это.

Мы не будем исключением в этом вопросе и тоже вставим свои пять копеек в этот важный диалог.

В 20-м веке в Гарворде проводили одно исследование, в котором опрашивали выпускников о будущих планах. Результаты были следующими:

Группа 1 — 85% — имели смутное представление о своих плаха.

Группа 2 — 13% — примерно представляли, где хотят жить, кем работать, сколько детей иметь.

Группа 3 — 2% — имели точные цели, записанные на бумаге.

Через 20 лет этих людей нашли и выяснилось, что люди Группы 2 в среднем зарабатывали в 3 раза больше, чем люди группы 1. А люди группы 3 в 10 раз больше, чем люди группы 1.

Получается, что от точности, с которой мы формулируем наши цели, зависит наш будущий материальный достаток.

В психологии (а также в сфере управления проектами и бизнесе) существует SMART (смарт) модель, которая была взята у профессионалов своего дела и отлично позволяет осуществлять постановку целей.

Опишем ее.

Описание модели SMART.

Цели должны быть.

S – Specific – Конкретные.

M –Measurable – Измеримые.

A — Attainable/Assignable – Достижимые, Определенные.

R — Realistic/Rewarding – Реалистичные, Стоящие.

T — Timeable/Tangible – Определенные во времени/Реальные.

Разберем каждый пункт модели SMART по отдельности.

S – Specific – Конкретные.

Стать богатым – не конкретная цель. Заработать 1 000 000 долларов – уже конкретнее. Привяжите свою цель к цифрам. Сколько? чего? Любой человек со стороны посмотрев на вашу цель должен точно понимать, что вы хотите и как вы поймете, что цель реализована.

M – Measurable – Измеримые.

Этого пункта я уже касался выше. Все важно измерять. В килограммах, метрах, деньгах, количестве. Даже изучение английского языка и занятие спортом нужно измерять. Например, изучение английского языка можно измерить по принципу:

— выучить 10000 слов

— просмотреть 20 фильмов

— пообщаться с 40 носителями языка

A — Attainable/ Assignable – Достижимые, Определенные.

Если я еле могу пробежать 1 км, но замахнулся завтра пробежать марафон, то достижимость этой цели низкая. Один мой знакомый, когда ставил цели всегда спрашивал себя, какова вероятность, что он сможет этой цели достичь. Если вероятность была маленькая, то за цель он не брался. Поступайте также.

R – Realistic/ Rewarding – Реалистичные, Стоящие.

Если я хочу стать балериной, но я мужик, то даже лишившись мужских вторичных половых признаков, балериной мне не быть. Ставьте цели реальные, зависящие от вас. Те цели, на которые вы можете повлиять. Цель – сын должен поступить в университет, от вас мало зависит. Цель, сделать все, чтобы сын поступил в университет от вас уже зависит больше.

T — Timeable/Tangible – Определенные во времени/Реальные.

Там где нету сроков нет движения вперед. Если у вас есть задача, которая давно не реализуется, просто поставьте ей сроки и процесс пойдет. У задачи должен быть финальный срок ее реализации.

Как работать с моделью SMART?

Пример работы с модель SMART?

Разберем постановку цели по модели СМАРТ. Возьмем цель – поездка в путешествие.

Каждый человек в своей жизни должен не только иметь цели, но стремится к их достижению. Если человек не имеет четких целей или не стремится их достигнуть, он теряет смысл жизни. Так утверждали в древности многие мудрецы, а сейчас к истинности этих суждений склоняются практически все современные психологи. В любой работе, постановка задач также очень важна. В том числе и для увеличения эффективности продаж – обязательно понимание, как зачем и ради чего мы это делаем. Осознание, для чего нам это нужно и чего мы хотим достичь, позволит нам выбрать более короткий и рациональный путь для достижения необходимого результата.

Предлагаю вам познакомиться с одной из самых популярных методик, постановки целей — SMART . Название, являет аббревиатуру, состоящую из первых букв слов: Specific (конкретная), Measurable (измеримая), Ambition (достижимая), Real (реальная), Timed (ограниченная во времени). Давайте разберем подробнее каким критериям должна соответствовать цель:

  1. Specific — конкретность. Ставьте для себя задачи, применяя максимум конкретики
  2. Measurable – поставленная цель должна иметь измеримую величину, иначе мы не сможем оценить, измерить и дать оценку достигнутому результату.
  3. Ambition – рекомендуется немного завышать цели, т.к. если вы будете стремится к большему — вы большего достигнете. Тем не менее, ожидаемы результаты с учетом окружающих факторов, должны быть достижимыми.
  4. Rea l несмотря на свою амбициозность, ваша цель должна быть реальной для достижения. Нет смысла ставить перед собой цели, которые по тем или иным причинам нереально достичь.
  5. Timed любая цель должна быть ограничена во времени, т.е. всегда определяйте сроки за которые вы должны выполнить поставленную задачу.

Теперь зная критерии SMART, давайте рассмотрим на примере, как необходимо формировать цель :

Я хочу приобрести машину черного цвета, для поездок на работу в ближайшее время.

Та же цель, сформированная по характеристикам SMART:

Мне необходимо приобрести новый автомобиль, японского производства для поездок на работу до конца марта. Он должен быть черного цвета, экономичным, маневренным, с автоматической коробкой передач, дешевым в обслуживании и в ценовом диапазоне от 15 до 20 тысяч у.е.

Как вы видите благодаря данной технике, расплывчатая цель, приобретает более четкие очертания. Также я рекомендую вам, после того, как вы сформируете задачу, придумайте минимум три способа как ее решить и проанализируйте их с точки зрения рациональности. Далее, выберете самый оптимальный из них. При выборе способа решения задачи учитывайте, материальную стоимость, эффективность, затраты времени и целесообразность. Также, рекомендуется при постановке цели, создавать промежуточные задачи для возможности предварительной оценки и анализа результатов на разных этапов. Для наглядности вернемся к примеру с задачей приобретения автомобиля и поставим промежуточные цели:

1. До конца недели записаться в автошколу

2. Научиться управлять машиной и выучить правила дорожного движения в течение двух месяцев.

3. Получить права на управление транспортным средством до конца ноября.

5. Зная необходимые мне свойства автомобиля, узнать максимум информации и определиться с маркой будущей машины до 20 марта.

Таким образом, для достижения глобальной цели, мы выполняем промежуточные задачи. С помощью таких разделений, нам будет проще контролировать продолжительность во времени и эффективность решения каждого этапа задач. Метод постановки целей SMART, вы можете применять не только в продажах, но и в любой сфере для формирования и выполнения поставленных задач.

Случалось ли вам испытывать трудности при постановке целей: вы не знали, с какой стороны подступиться, как правильно сформулировать цель, с чего вообще нужно начинать? Особенно сложным часто бывает первый шаг, когда поставленная цель пугает нас своим «величием». Мы уже почти готовы сдаться и отложить это дело на потом…

Вот тогда и наступает время проверить свои цели по критериям модели SMART! Как работает модель SMART? Что такое SMART+? Как пользоваться этим универсальным и эффективным инструментом максимально и с пользой?

Сегодня мы все это расскажем и покажем на наглядном примере.

Что такое SMART

SMART – это английская аббревиатура от начальных букв параметров заданной цели. Давайте вспомним, из каких «компонентов» она состоит:

S specific – конкретная;

M measurable – измеримая;

A achievable – достижимая;

R relevant – значимая;

T time-bounded – определена во времени.

А теперь на конкретном примере посмотрим, как это работает. Возьмем профессиональную цель – продвижение по карьерной лестнице и будем формулировать нашу цель от первого лица:

Я – бухгалтер с небольшим стажем, и моя цель — стать главным бухгалтером.

Традиционно вооружитесь листом бумаги и ручкой. Приготовьтесь к огранке своего алмаза, чтобы в результате получить прекрасный бриллиант!

S Specific - конкретная

Цель, сформулированная неконкретно, неопределенно, чаще всего остается нереализованной. Если необходимо, измените формулировку, опираясь на вопросы:

  • Является ли цель ясной и конкретной для вас?
  • Какие критерии описывают эту цель?
  • Что она из себя представляет?
  • Понятно ли вам, какого результата вы хотите достичь?
  • Какие есть необходимые требования и что вам может помешать?
  • Кто еще, кроме вас, будет участвовать в достижении результата?
  • Какие задачи вы будете ставить для достижения этой цели?

Наш пример:

Моя цель — стать главным бухгалтером.

Сделаем эту формулировку более конкретной: я хочу стать главным бухгалтером в той компании, где сейчас работаю, и добиться этого ровно через год. Для этого мне нужно получить дополнительные знания на курсах и семинарах. Возможно, потребуется получить несколько сертификатов. Я сделаю все от меня зависящее, чтобы вникнуть в работу всех участков бухгалтерии в компании. Мне также может понадобиться помощь наставника. Я буду стремиться постоянно улучшать результаты своей работы и анализировать, какая дополнительная информация поможет мне добиться более высоких результатов.

M Measurable - измеримая

Критерии измерения достижения цели помогут контролировать этот процесс. В постановке измеримой цели помогут ответы на вопросы:

  • Как вы поймете, что цель достигнута?
  • Есть ли показатель, который будет свидетельствовать о том, что цель достигнута?
  • Какое значение этого показателя будет говорить о том, вы достигли цели?

Опишите этот результат.

Наш пример:

Результатом моей цели будет оформление документов на должность главного бухгалтера и предоставление полномочий для выполнения работы по этой должности.

A Achievable – достижимая

Мы определяем достижимость цели на основании нашего собственного опыта, с учетом всех имеющихся ограничений и ресурсов (интеллектуальные ресурсы, опыт, время, трудовой потенциал, принятие решений, власть). Когда мы четко осознаем, что наша цель достижима, то наша мотивация получает огромную поддержку на энергетическом уровне.

Учтите и запишите все факторы, в том числе и ваши профессиональные навыки, опыт и знания, имеющиеся у вас временнЫе, финансовые и прочие ресурсы. И попытайтесь оценить реалистичность достижения вашей цели.

Наш пример:

У меня есть информация о том, что человек, который сейчас работает на должности главного бухгалтера, пойдет на повышение. Следовательно, должность главного бухгалтера освободится. Я вижу, что руководство компании доверяет мне как специалисту. Это также делает реальной возможность получения мною этой должности.

Ресурсы:

  • У меня сейчас есть достаточно времени (временной ресурс) для изучения дополнительной информации.
  • Есть возможность посещать курсы и семинары (информационный ресурс).
  • У меня уже достаточно опыта (ресурс знаний и опыта), чтобы вникать и уверенно выполнять работу всех участков бухгалтерии.

R Relevant – значимая

Источником значимости цели служат ваши собственные ценности, приоритеты и потребности. Попробуйте прояснить для себя следующее:

  • Является ли цель важной, значимой лично для вас?
  • Что для вас будет означать результат достижения цели?
  • Зачем вам нужно достижение этой цели?

Наш пример:

Эта цель действительно важна для меня, так как я хочу развиваться и получать подтверждения своей профессиональной востребованности. Когда я достигну цели, это повысит мою уверенность в себе и даст силы для дальнейшего развития.

T Time bounded – определенная во времени

Цель всегда направлена в будущее. Но чтобы начать приближать ее к нашей сегодняшней жизни и пошагово реализовывать, необходимо установить временнЫе рамки:

  • В какой период времени вы планируете начать работать над достижением цели?
  • Сколько времени понадобится для достижения цели?
  • Когда цель должна быть достигнута?

Наш пример:

Я предполагаю, что моя цель будет достигнута уже через год, конечно, при условии, что должность главного бухгалтера освободится к этому времени.

SMART +: проверяем цель на «внутреннее» соответствие

У модели SMART есть несколько дополнений, позволяющих проверить поставленную цель на соответствие факторам, зависящим лично от вас:

+ Утвердительная формулировка

Формулируйте цель положительно. В ней не должно быть отрицательной установки с использованием частицы «не», а также глаголов «избавиться», «отказаться», «уменьшить», «перестать», «искоренить», «не хочу». Делаем упор на то, чего мы хотим, а не на то, что нас не устраивает.

Цель в нашем примере, действительно, сформулирована положительно.

+ Подконтрольность

  • Можете ли вы сами контролировать достижение этой цели?
  • А если цель находится не под вашим контролем, что вы можете изменить, чтобы получить возможность контролировать достижение цели?

Наш пример:

Цель в большей степени подконтрольна, хоть и зависит от некоторых факторов. Могут выбрать не меня. Должность может не освободиться через год. Чтобы стать единственным кандидатом на эту должность, я буду выполнять мою текущую работу качественнее и быстрее моих коллег, применяя при этом только честные правила «игры».

+ Экологичность (гуманность)

  • Какие проблемы и трудности может вызвать достижение ваших целей для других людей? Как это может повлиять на взаимоотношения с ними?
  • Готовы ли вы пойти на эти жертвы? И насколько вообще результат цели стоит этих жертв?
  • Могут ли наступить последствия, о которых придется сожалеть?
  • Не вызывает ли достижение цели какого-то внутреннего конфликта?
  • На какой риск вы готовы (и можете) пойти?

Наш пример:

Возможно, кто-то из моих коллег тоже претендует на эту должность. Я могу пойти на честную конкуренцию и постараюсь в дальнейшем быть справедливым и мудрым руководителем. Поэтому я не буду сожалеть о том, что кто-то другой не получил эту должность.

Да, я чувствую в себе желание и силы для достижения этой цели, а также полностью принимаю на себя ответственность за результат. То есть я понимаю, что меня ждет после достижения цели и готова к этому.

+ Содержит вызов

Ваша профессиональная цель должна быть для вас вызовом – интересной, манящей и будоражащей. Приготовьтесь, что при работе над достижением цели вам будет нужно выйти из вашей зоны комфорта. Но это также будет тем достижением, которым вы будете по праву гордиться, и с радостью пожинать плоды своих усилий. Подумайте:

  • Какая формулировка вашей цели сделает ее такой вызывающей?
  • Почему достижение этой цели важно для вас?

Что ж, ваш Первый Шаг в достижении цели сделан! Вы проделали огромную работу!
Теперь можно приступать к действиям!

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным.

Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного целеполагания для эффективной организации работы.
Посмотрим, какие же инструменты есть у вас как у современного менеджера для работы над целями.

Умные цели

Что такое цель? Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific);
  • измеримый (measurable);
  • достижимый (attainable);
  • значимый (relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Значение

Пояснение (описание)

Specific (Конкретный)

Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия».

Measurable (Измеримый)

Объясняется в чем будет измеряться результат. «Сколько вешать в граммах?»(С). Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года».

Attainable, Achievable (Достижимый)

Объясняется за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще? Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества». А вот совершить кругосветный круиз на резиновой уточке вряд ли удастся.

Relevant (Актуальный)

Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Например, если брать «сокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %» в качестве отдельной подзадачи, которая также ставится по SMART, то сотрудников можно не увольнять, а перевести на иные должности, на которых эти сотрудники смогут принести компании доход, а не просто экономию. Если брать страховую компанию, то вместо увольнения, сотрудникам можно предложить продолжить работу в качестве агента, либо не расходовать средства на автоматизацию, а просто увеличить норму выработки.

Time-bound (Ограниченный во времени)

Определение временного триггера/промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). Например, «К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества».

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных критериев и посмотрим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

Конкретность. Ставя сотруднику задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи (идея один - И1). По ходу изложения цели у сотрудника формируется свое представление результата (идея два - И2). В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель (то есть И1 A И2). Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

Пример
Руководитель организации отдал заместителю директора коммерческого отдела такое распоряжение: «В связи с отсутствием коммерческого директора подготовить сегодня к 15.00 информацию по клиенту А». К назначенному времени заместитель коммерческого директора подготовил отчет по объему продаж клиента А. Ставивший же задачу руководитель ждал информацию по кредиторской задолженности этого клиента. В результате задача оказалась не выполненной.

Выход из ситуации. В рассмотренном примере оба участника коммуникации (ставящий задачу и принимающий ее) решили, что все ясно по умолчанию. Однако оказалось, что они имели разное представление о том, о какой информации идет речь. Руководителю организации нужно было более четко сформулировать поручение: «В связи с отсутствием коммерческого директора, подготовить сегодня к 15.00 информацию по кредиторской задолженности клиента А».

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:

  • проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объем продаж измерителем может выступить увеличение объема продаж на 30 процентов);
  • внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием ее выполнения явится позитивный отзыв клиента);
  • частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объем продаж на 30 процентов за 6 месяцев);
  • запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель - снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание - штраф);
  • соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
  • утверждение у руководства (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, однако, если сотрудник на момент постановки задачи знает, что используется именно такой критерий оценки, то он будет стремиться получить обратную связь в процессе выполнения работы, например, задача - разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий - «утвердить у меня»).

Пример

Генеральный директор на одном из совещаний поставил такую стратегическую цель: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики». Периодически начальники этих отделов рапортовали, что «оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики налажен». Когда же, наконец, генеральный директор поинтересовался, в чем именно выражается этот обмен информацией, оказалось, что руководители отделов стали чаще разговаривать друг с другом, узнавая «как идут дела». Так как поставленная цель не соответствовала нескольким критериям SMART, в частности, отсутствовал измеритель достижения цели, оказалось не понятно, как контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы.

Выход из ситуации. Генеральный директор должен был сформулировать задачу следующим образом: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики, а именно: еженедельно предоставлять друг другу отчеты о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет)».

Достижимость. При постановке задач вам необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и сохранялся достаточно интенсивный ритм работы. В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании. Выделим несколько типов сотрудников в коллективе:

  • опытный сотрудник, амбициозная «звезда»;
  • опытный сотрудник, инициативный, в меру амбициозный;
  • опытный сотрудник, приверженец стабильности, рутины;
  • давно работающий сотрудник, безынициативный, неуверенный в себе;
  • новый сотрудник, только что пришедший в компанию.

Теперь посмотрим, какие бывают варианты установки планки целей (см. схему на стр. 78). Для этого возьмем среднюю норму (средний показатель) работы коллектива на данный момент и наивысший показатель самого результативного работника (предел возможностей). И для каждого из выделенных нами типов сотрудников установим свою планку целей, которая обеспечит наиболее эффективное решение поставленных задач.

Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько сотрудник подготовлен к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку еще и еще. Такой подход эффективно использовать по отношению к сотрудникам, которые только что пришли в компанию, и еще сложно понять, на что в действительности они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если сотрудник хотя и давно работает в компании, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя ему более высокие цели, вы дадите ему возможность убедиться в том, что он все делает правильно.

Второй вариант - постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые имеют длительный опыт работы в компании, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны сотрудника, но вполне выполнима в силу его компетентности.
При третьем варианте установки планки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные сотрудники, которые стремятся к карьерному росту, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.
И наконец, четвертый вариант - постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и многого добившимся членам коллектива. Эти сотрудники имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.

Таким образом, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности подчиненных, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.

Пример

В рекрутинговой компании работал сотрудник, значительно опережавший всех по показателям продаж (количеству закрытых позиций, то есть принятых на работу кандидатов, найденных им, за месяц). Он подходил под категорию амбициозной «звезды». Руководством компании была поставлена задача повысить среднюю норму продаж. Начальник отдела продаж поступила следующим образом. Она побеседовала с сотрудником-«звездой» и выяснила, что его основной мотиватор - свободный график работы. Перед сотрудником была поставлена цель увеличить показатели продаж в 1,5 раза (завышенная планка целей), и как только будет обеспечен стабильный выход на эти показатели, сотрудник сможет работать по гибкому графику. В итоге через два месяца сотрудник достиг необходимых результатов, получил гибкий график работы, а остальные сотрудники смогли постепенно повышать свои показатели. Таким образом, общая цель - увеличение средней нормы продаж - была достигнута.

Значимость. Это следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, вы должны ответить на вопрос, зачем сотруднику необходимо выполнить эту задачу, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

Знать, зачем выполнять ту или иную работу сотруднику необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты. Например, руководитель поручает своему помощнику убрать на рабочем столе, так как вечером в кабинете соберутся его коллеги.
Руководитель подразумевал «разобрать накопившиеся бумаги, потому что вечером будет проходить совещание», и документы должны быть в порядке, и все под рукой. А помощник понимает это как «вообще убрать со стола и оставить стол чистым», потому что начальник собирается пообщаться с коллегами за чашкой чая. Таким образом, давая человеку понять, зачем он будет выполнять ту или иную работу, нужно устанавливать связь текущей задачи с целью более высокого уровня (убрать на столе, для того чтобы бумаги были в порядке, или убрать на столе, чтобы принять гостей).

С наилучшими пожеланиями,

коллектив компании "АркНет"