Русская культура в XIII – XVII вв. Русская культура XIII—XVII вв

Внутренним рубежом в развитии русской культуры XIII-XV веков стала Куликовская битва. Восстанавливающаяся экономика предопределила общий подъем русской культуры в конце XIV-XV веках. Восстанавливались связи с Византией и южнославянскими государствами. Со второй половины XV века в России стали работать итальянские мастера.

Новый подъем переживает устное народное творчество. Новые произведения звали на борьбу за свержение золото-ордынского ига («Сказание о невидимом граде Китеже», «Песня о Щелкане Дудентьевиче»). Появились новые центры летописания. С 1325 года летописные записи стали вестись в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод - Троицкая летопись. Интерес к всемирной истории вызвал появление хронографов - своеобразной всемирной истории. В 1442 году Пахомием Логофетом был составлен первый русский хронограф. Распространенным литературным жанром стали исторические повести («Повесть о разорении Рязани Батыем», повести «О битве на Калке», об Александре Невском и др.). Победе на Куликовом поле посвящены «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина». Расцвел жанр житийной литературы. Первое в европейской литературе описание Индии дал тверской купец Афанасий Никитин («Хождение за три моря» (1466-1472гг.)).

Архитектура

В Новгороде и Пскове быстрее, чем в других землях, возобновилось каменное строительство (церкви Федора Стратилата (1361 год) и Спаса на Ильине улице (1374 год) в Новгороде, расписанная внутри Феофаном Греком, церковь Василия на Горке (1410 год) в Пскове). Каменные постройки в Московском княжестве появились в XIV-XV век (храмы в Звенигороде, Загорске, собор Андронникова монастыря в Москве). При Дмитрии Донском в 1367 году были возведены белокаменные стены Московского Кремля. Спустя сто лет участием итальянских мастеров был созван ансамбль Московского Кремля, во многом хранившийся до наших дней. В 1475-1479 годах итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти был создан главный храм Московского Кремля - Успенский собор. В 1484- 1489 годах псковскими мастерами был сооружен Благовещенский собор. Тогда же (в 1487-1491гг.) была построена Грановитая палата.

Живопись

Как и в архитектуре, в живописи шел процесс слияния местных художественных школ в общерусскую (вплоть до XVII века). В XIV веке в Новгороде и Москве работал выдающийся художник Феофан Грек, приехавший из Византии. Высший подъем русской живописи этого периода связан с творчеством гениального русского художника Андрея Рублева, жившего на рубеже XIV-XV веков. Наиболее известными произведениями Рублева являются «Троица» (хранится в Третьяковской галерее), фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина (Третьяковская галерея), Троицкого собора в Загорске.

Основные документы эпохи

«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Ледовое побоище 1242 г.», «Задонщина», «Судебник 1497 года».


В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, внутри же большие пространства гладких стен были покрыты снизу доверху фресками

Новгородские фрески второй половины XIV века (церкви Спаса Преображения, в Болотове и др.) говорят об интересе художников к живой природе и к человеку, Лучшим художником XIV века был Феофан Грек, работавший сначала в Новгороде, а потом в Москве. Слава о новгородских живописцах проникала за границу, куда их приглашали работать.

В XV веке в Москве идёт грандиозная работа по перестройке и созданию Кремля с его соборами, дворцами и палатами. В этой работе принимают участие мастера различных русских областей - Пскова, Новгорода, Твери, Владимира-Суздальского княжества.

К началу XV века относится деятельность гениального русского живописца Андрея Рублёва.

В его творчестве, как и в живописи новгородцев XVI века, отражён тот же интерес к человеку, к его душевной жизни, к природе. По Рублёв превосходит новгородцев мастерством исполнения. Он пишет лица (например, икона «Троица») определённо выраженного русского типа.

В области архитектуры именно в XVI веке возникает своеобразный московский стиль. Не порывая связи со стариной, строительство XVI века усиленно развивает так называемую шатровую архитектуру (крыша - шатром), переносившую в каменное зодчество тип деревянных построек, характерный для народного строительного искусства.

Одним из первых замечательных памятников таких каменных шатровых построек является выстроенная в 1532 году церковь в селе Коломенском под Москвой.

Она представляет собой огромной высоты (около 62 м) башню, завершаемую шатром. В архитектуре здания строители старались передать неудержимое стремление ввысь. Это было характерно для растущего и крепнущего Московского государства.

Ещё более поразительным по красоте и живописности созданием русской архитектуры XVI века является собор Василия Блаженного в Москве (1555 - 1660) - постройка русских мастеров Постника Яковлева и Бармы Собор построен был по заказу Ивана Грозного В память завоевания Казани. Как и церковь в селе Коломенском, этот собор представляет собой величественный памятник того времени, стремящийся передать мощь и силу Русского государства. Это были замечательные произведения русского народного искусства.

Интерес к политическим темам проявляется в Живописи. Так, например, на иконе «Церковь воинствующая» изображено было возвращение в Москву Ивана Грозного во главе московского войска из победоносного похода на Казань.

Для искусства XVII века характерно стремление к декоративности, В архитектуре широко применяются цветные изразцы, белый камень, фасонные кирпичи. Стены зданий украшаются различными узорами, которые дают игру цветов.

Ту же пестроту, наклонность к пышности, к гонкой отделке деталей можно наблюдать и в живописи Основным жанром в живописи становится портрет, «парсуна», как тогда говорили.

Крупнейшим мастером живописи в XVII веке был Симон Ушаков (1626-1686). Ушаков писал иконы и портреты, составлял рисунки для украшения деревянных скамей для монет, расписывал Грановитую палату в Кремле, чертил карты и т п. Особенно мастерски выполнял он писание лиц Рисуя лицо, Ушаков старался правдиво передать душевное состояние человека, Ушаков говорил, что в живописи, как в зеркале, должна отражаться жизнь

Как видим, искусство (архитектура, живопись) становится всё ближе к жизни.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Содержание и направление её развития в XIII – XV веках определялось борьбой с золотоордынским игом и борьбой за создание единого государства. Культурно-исторический процесс сер. XIII – сер. XIV вв. характеризуется упадком и стагнацией, которые были обусловлены монгольским нашествием. Его результаты: гибель и пленение тысяч людей; разрушение городов, архитектурных сооружений; исчезновение многих ремесел; прекращение на полвека каменного строительства; гибель литературных памятников, прерывание летописания.

Культурно-исторический процесс 2 пол. XIV–XV вв. – это подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития, победой в Куликовой битве, ведущей ролью Москвы. Золотой век древнерусской культуры – это подъем культуры в XV в. «Золотой век» русской иконописи – расцвет иконописи конца XIV–XV вв., связан с творчеством Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Андрею Рублеву принадлежат фрески Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина – «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Для Троицкого собора в Сергиевом Посаде Андреем Рублевым была создана знаменитая икона «Троица», которая воплощает истину христианского понимания Единого Бога в трех лицах.

Русская культура XVI в. по-прежнему определяется христианским мировоззрением. Большую роль в этом сыграл Стоглавый собор 1551 года. Он утвердил образцы, которым надлежало следовать. В иконописи это было творчество Андрея Рублева, в зодчестве – Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария. Формируется идеология «Москва – третий Рим». Она представляет исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – «вечный город» погиб из-за ереси, второй Рим – Константинополь – по причине заключения унии с католиками, третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства. Эти идеи воплотились в росписях Смоленского собора московского Новодевичьего монастыря (ок. 1530).

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Ощутимее проявляются светские элементы в культуре. Русская культура XVII в. завершает средневековый период истории, зарождаются элементы культуры Нового времени, для которой характерен процесс всестороннего «обмирщения».

16. Преобразования в России в первой четверти 18 века: содержания, итоги, последствия.

В XVII веке в результате деятельности первых Романовых был преодолен социально-экономический и политический кризис Смутного времени. В конце века наметились тенденции к европеизации страны. Россия вела активную внешнюю политику и торговлю в Европе и Азии, в экономике начался переход от мелкотоварного ремесленного производства к мануфактурам, западноевропейская культура активно проникала в культуру России. Для дальнейшего эффективного развития страны требовалось обеспечить выход к морям. Решение этой задачи предполагало наличие сильной личности во власти, реорганизацию и перевооружение армии, развитие экономики для ведения продолжительной войны. Из-за отсутствия буржуазии эти задачи должна была решить самодержавная власть за счет сил и средств всего общества. Таким реформатором стал Петр I Алексеевич (1682–1725) .


Деятельность Петра можно условно разделить на два периода: 1695–1715 и 1715–1725 года.

Важной особенностью первого периода является решение задач внутреннего переустройства страны из-за Семилетней войны. Реформы проводились в основном силовыми методами и сопровождались грубым вмешательством государства в экономику (регулирование торговли, промышленности, налогов). Реформы не имели четкого плана и проводились как ответ на запросы текущего момента, не были подготовлены соответствующие люди для проведения реформ, шла борьба со старыми административными кадрами. Поэтому многие реформы были неудачными и недоведенными до конца.

Во второй период реформы стали более планомерные. Начали сказываться результаты реформ, появляться опытные люди (птенцы гнезда Петрова).

В целом петровские реформы были подчинены интересам всего общества. На этом основывалась вся деятельность Петра, хотя и носила насильственный характер. Что касается темпов реформ , то они зависели от срочности решения конкретной задачи. При этом некоторые реформы приводили к кардинальной ломке общественных отношений и переустройству структур и учреждений.

Во главе всех реформ стояло создание боеспособной армии европейского образца, все остальные реформы были подчинены этой главной заботе Петра. По инициативе Петра была создана регулярная армия и военно-морской флот, открыты военные учебные заведения (навигационная, инженерная и артиллерийская школы), принято военное законодательство, созданы органы управления армией и флотом. Армия комплектовалась на основе регулярных рекрутских наборов и была пожизненной.

Во внешней торговле активно проводилась политика меркантилизма (поощрение развитие собственного производства и экспорта, высокие налоги на импорт). Промышленность высокими ввозными пошлинами ограждалась от иностранной конкуренции (политика протекционизма ).

Но в первую очередь Петр заботился о тех отраслях промышленности, которые работали на снабжение армии. Владельцам мануфактур Петр разрешил покупать крестьян для работы на мануфактурах (посессионные крестьяне ).

Реформа системы управления страной проводилась по западным, в основном протестантским моделям. В результате административных реформ сложился централизованный бюрократический аппарат, в целом сохранившийся до 1917 года. Возглавлялся этот аппарат самим царем, обладавшим всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной властью. Таким образом Россия вошла в период абсолютизма . В 1711 году окончательно деградировавшая Боярская дума заменяется Сенатом , члены которой назначаются царем. Функцией сената было издание указов, ему принадлежала исполнительная и судебная власть. За деятельностью Сената с 1722 года наблюдал генерал-прокурор с правом личного доклада царю и подчиненная ему прокуратура. В 1717–1718 году Петр заменил старую систему приказов на отраслевые коллегии . Города подчинены магистратам , в церкви упразднено патриаршество и созданСинод . Таким образом церковь стала частью государственного аппарата. В 1708–1710 годах прошлаобластная реформа : страна разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, которые обладали административной, судебной и военной властью. Губернии делились на провинции, провинции – на уезды.

В 1718–1724 годах проведена перепись населения и введена подушная подать (налог на мужчин). Это привело к удвоению налогов и распространению крепостного права на ранее свободные слои населения. В результате переписи крестьяне были разделены на государственных и частновладельческих . Городское население разделено на регулярных (купцы, промышленники, торговцы, крупные ремесленники) и нерегулярных (мелкие ремесленники и городская беднота). Это деление позволило повысит экономическую активность купцов и ремесленников путем освобождения регулярных людей от многих казенных повинностей.

Привилегированным сословиями остались аристократия и дворянство . Однако их землевладение было поставлено в зависимость от государственной службы. Таким образом, аристократия и дворянство окончательно было уравнено в правах. Продвижению по социальной лестнице способствовало введениеТабеля о рангах , что позволило расширить слой дворянства. Продвижение по служебной лестнице определялось профессиональными качествами человека.

«Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства (VIII класс) не из дворян, то когда кто получит вышеописанный чин, оный суть дворянин, и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде, и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить.»

Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго затормозили темпы и ход развития древнерусской народности. В огне нашествия погибли многие тысячи людей. Оставшиеся в живых ремесленники были уведены в рабство. Наблюдалось падение ремесла: исчезли навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики. На полвека прекратилось каменное строительство. Захватчики разрушили множество архитектурных сооружений, и прежде всего городские соборы, бывшие, как правило, последними укреплениями, где защитники русских городов отражали натиск вражеских войск. Сгорели многие литературные памятники. Летописание стало немногословным и практически во всех русских землях (кроме Новгорода) прервалось.

Высокий уровень русской культуры дал ей возможность выстоять в труднейший период ее истории. Несмотря на ужасы монгольского завоевания, русская культура сохранила традиционный характер. Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли территории, не подвергшиеся военному разгрому, хотя и подчиненные Орде (Псков, Новгород).

Монгольское нашествие нарушило связи между отдельными частями страны. Единая древнерусская народность стала основой, на которой складывались великорусская (русская), белорусская и украинская народности и их культуры.

Лишь постепенно русская культура оправлялась от последствий монгольского нашествия, нанесшего ей страшный урон. Интерес к строению Земли и вселенной привёл к появлению специальных сочинений. Усиливается интерес к медицине. В летописях описывались многие болезни и эпидемии, стали систематизироваться сведения о лекарственных растениях, появляются «Лечебники». В 1581 году в Москве открылась первая аптека. Развитие торговли и денежного обращения вызвало потребность в совершенствовании знаний в арифметике. Рос интерес и к устройству мира.

Основным памятником общественно-политической и исторической мысли как впрочем и литературы были летописи. Летописание отражало те процессы социальной и политической жизни, которые шли на Руси. В связи с созданием нового большого Успенского собора возник московский летописный свод 1480 – одно из самых значительных произведений русского летописания. В 16 столетии официальный характер московского летописания усилился, в нём широко используются различные официальные документы. Надо отметить что в области исторического знания уже в 16 веке наметились изменения, которые свидетельствуют если не об изживании летописного жанра, то о прекращении его доминирования. Так по новой форме изложения была составлена в третьей четверти 16 века «Книга степенная царского родословия». Здесь изложение велось не по годам а по «степеням» или «граням» т.е исторический материал сгруппирован по направлениям князей и митрополитов. С образованием единого государства усилилось стремление осмыслить историю России в связи со всемирной историей. Вот почему получили дальнейшее распространение хронографы. Наиболее известен хронограф редакции 1512 описывающий события византийской, южно-славянской и русской истории. Основой литературы древней Руси были исторические знания, исторические факты, да и сами эти произведения – чаще всего повести, входившие в состав летописей. Во второй половине 13-15 веков центральной темой литературы стала борьба русского народа против завоевателей. Одним из значительных произведений стала «Повесть о разорении Рязани Батыем», которое находиться в сборнике 16 века. Целый цикл произведений возникает под влиянием Куликовской битвы. Литература рубежа веков связана с общественно-политической мыслью. В посланиях Сильвестра развивались мысли о высокой ответственности царя перед богом, высказывалась идея о необходимости ограничения монастырского землевладения, о «мудрых подвижниках царя».

Архитектура. Первым городом Северо-восточной Руси, где после нашествия снова началось каменное строительство, стала Тверь. Здесь в 1285-1290 был построен главный храм – Спаса-Преображения. Крупнейшим центром развития архитектуры в 14-15 веках был Великий Новгород. Здесь уже в 1292 был построен один из интереснейших памятников новгородского зодчества – церковь Николы на Липне. Особенность архитектуры – кладка, использование валунов и частично кирпича. Это создавало неровную волнистую поверхность и усиливало впечатление грубоватой силы и мощи. Теперь на смену монументальным зданиям 11-12 века пришли небольшие сооружения. В первой половине 14 в. Выработался новый стиль новгородского зодчества, который расцвёл во второй половине столетия. Один из классических памятников – церковь Фёдора Стратилата на торговой стороне. На примере этой церкви видно стремление к нарядному, декоративному убранству постройки, что отличает эти сооружения от более суровых и строгих построек предшествующего времени. Вскоре, новгородцы начинают избегать декоративности, возвращаются к старым строгим формам. Во второй четверти 14 в Москве началось каменное строительство. В 1367 в Москве был возведён Кремль. Крупнейшей постройкой века был Успенский собор в Коломне. Были возведены древние соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове. В архитектуре преобладали традиции Владимиро-Суздальской Руси. Это крестово-купольные одноглавые церкви с тремя апсидами. Убранство – скромное, но появ. новые мотивы – арочки в порталах. С образов единого гос-ва – подъём во второй половине 15в. Увеличился размах строит-ва, стали восттанавл старые здания. На смену традиционному белокаменному строительству приходит кирпичная кладка. Мощный толчок формиров нового стиля дала перестройка Московского Кремля, Успенского Собора. Теперь уже всё приобретает нарядный вид: фрески, узоры. В 1516 закончили возведение новых стен Кремля, сложилась и внутренняя планировка. Рос и формировался и сам город. Стали укрепляться военные объекты, бойницы, дозорные вышки, строиться мощные укрепления. Дальнейшее развитие зодчества в перв половине 16 в постепенному изживанию местных особенностей в архитектуре. В культовые сооружения проникли чисто светские элементы. Стремление к некоторой декоративности. Монументальные постройки возводились или под влиянием Успенского собора Московского Кремля (собор Дмитрова) или в духе раннемосковских традиций 14в (Покровский монастырь в Суздале). В 16в. В русском зодчестве стал развиваться шатровый стиль. Это были каменные шатровые церкви без внутр. Столбов и единым внутр. пространством – Покровский собор на Красной площади в Москве («Собор Василия Блаженного»). Собор объединяет девять небольших церквей символизируя объединение русских земель под властью Москвы.

Живопись. В Новгороде в 14в. Как и в зодчестве в живописи сложился новый стиль. В фресках на смену тяжеловатым приземистым фигурам пришли узкие вытянутые изображения людей, многослойных композиций, обогащалась цветовая гамма. Крупнейшим художником конца 14в. Был Феофан Грек приехавший из Византии. Он работал в Новгороде и в Москве. Новгородское иконописание постепенно освободилось от следования образцам фресковой русской живописи и уже в конце 14в. Сложилась в самостоятельное направление искусства. Новгородские иконы посвящены популярным в народе святым. Святые изображались стоящими в ряд, житийные иконы выполнялись в виде большого изображения святого в центре, окружённого со всех сторон отдельными эпизодами из жизни святого. В рамках архаичных традиций развивалась и московская живопись первой половины 14в. Москва стала притягивать лучших мастеров живописного искусства. Помимо «феофановского» направления в московской живописи также имеется ряд произведений с византийской и юно-славянской художественных традиций. Вершиной русской живописи этого времени стало творчество Андрея Рублева. (Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор во Владимире, в Зенигороде). Его живопись отличает мягкость и глубокая человечность. Самое известное его произведение – икона «Троица» для собора Троице-Сергиева монастыря. С конца 15в.ведущее положение в живописи заняла Московская школа. Крупнейшим художником был Дионисий (росписи Ферапонтова монастыря), для Дионисия свойственны богатство и праздничность декоративного убранства. Далее гос-во начинает оказывать всё больший вес и воздействие на развитие живописи. Художники должны были работать под контролем церковных и светских властей. Живопись стала более тесно связана с библейскими сюжетами. Памятник первой половины 16в. – фрески московского Благовещенского собора, выполненные под руководством Феодосия, сына Дионисия. Здесь на стенах и столпах изображены византийские императоры и русские князья. Особенно сильно гос-ые тенденции стали проявляться в правление Ивана Грозного. К концу 16в. Выработалось своеобразное художественное направление сосредоточившее главное внимание на живописной технике. Это направление названо в честь известных промышленников и купцов «строгановская школа». Крупные мастера школы: Прокопий Читин, Никифор, Истома, Назарий. На ряду со Строгановской школой получило распространение и годуновская школа, стремившаяся вернуться к монументальным формам характерным для конца 15в.