Сообщение литература 13 15 веков. Русская культура XIII- XV веков. Просвещение и накопление научных знаний

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии русской культуры в тяжелый для нашей страны период золотоордынского ига.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Руси в XIII-XIV веках

В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени.

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах - Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись - буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV - начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл - «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

Рис. 3. «Сказание о Мамаевом побоище» ()

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

Рис. 4. Успенский собор (Москва) ()

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви - алтарь - от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

  1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
  1. Historic.ru ).
  2. Русская академия правосудия ().
  1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?
  2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую»?
  3. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?
  4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.
- 129.50 Кб

Произведения Рублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи более широкого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица», написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далеко перерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеи любви и духовного единства. 12 Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг к другу в безмолвной беседе, образуют круг - символ вечности, а плавные, гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости. 13 Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый и звонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с ее выразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечным замыслом этого гениального произведения.

В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. В иконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образования русского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известное единообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, черты праздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит икон Дионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны нарядной торжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским. Созданные Дионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтова монастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненных плоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленные работы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. В конце XV в. московские художники выезжают в Новгород, Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественных центров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемами столичных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школы и подчиняет их общему образцу.

1.3 Фольклор

Устное народное творчество - былины и песни, пословицы и поговорки, заговоры и сказки, обрядовая и другая поэзия - отразило представления русских людей о своем прошлом, окружающем мире. Былины о Василии Буслаевиче и Садко воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в дальние заморские страны.

Именно в эти столетия окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, в образе которого угадываются черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха; об Илье Муромце и других богатырях земли Русской. В былинах кроме фактов древнерусской истории отражаются и более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом: битва на Калке, победа на поле Куликовом, освобождение от ига Орды. 14

Фольклорные черты имеют многие сказания - о битве на Калке, о разорении Рязани Батыем и Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Историческая песня о Щелкане Дудентьевиче рассказывает о восстании тверичей против Чол-хана и его отряда:

“И бысть между ими бой. Татарове же, надеющися на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие, и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар...”

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 г., а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: “Ни на ком не взыскалося”.

1.4 Общественная мысль

XIII-XV вв. были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х гг. XIV в. возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове. Эта ересь носила рационалистический характер, иными словами пыталась обосновать вероучение разумными аргументами и отвергнуть догматы, не выдерживающие критики с позиций разума. Стригольники критиковали нравы духовенства, "поставление по мзде", то есть плату епископу на посвящение в сан священнослужителя. Тем самым они фактически отрицали необходимость церковной иерархии, считая, что священником может быть каждый образованный и праведный человек. Стригольники отрицали как непостижимое разуму таинство причастия, во время которого вино и хлеб "пресуществляются" в кровь и тело Христа.

В 1375 г. новгородские стригольники были казнены.

В XV в. ересь возродилась в среде приходского духовенства в Новгороде, а оттуда перекинулась в Москву. Она вошла в историю как новгородско-московская или ересь жидовствующих. Последнее объяснялось тем, что еретиков обвиняли в приверженности иудаизму, поскольку они не признавали святости икон и не верили в Святую Троицу. В Москве среди приверженцев ереси оказались высокопоставленные придворные, например, видные дипломаты дьяки братья Курицыны. Еретиков поддерживала невестка Ивана III Елена Стефановна.

Сам Иван III долгое время тоже терпимо относился к ереси. Это объяснялось сложными отношениями между светской властью и церковью. Государство было не прочь провести секуляризацию, то есть изъять обширные земельные владения, накопившиеся у монастырей и церквей в результате вкладов служилых людей. В самой церкви по этому вопросу существовали два течения.

Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники - иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

1.5 Письменность

В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. Кроме служителей церкви грамотными были многие городские жители. При монастырях и княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов.

С XIV в. наряду с пергаменом стала использоваться привозная из Европы бумага. На смену торжественному "уставному" письму пришел более быстрый полуустав, а с конца XV в. стала преобладать скоропись. Все это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. В московских и тверских летописях отразилась борьба этих двух городов за первенство. Так, тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю. Московские летописи, напротив, подчеркивали, что великое княжение - отчина московских князей.

При всех различиях летописей отдельных земель и княжеств единой главной темой русского летописания оставались единство русской земли и борьба за торжество православной веры против иноземных завоевателей.

Эта же тема преобладала и в литературе. По следам ордынского нашествия были написаны "Слово о погибели Русской земли" и "Повесть о разорении Рязани Батыем", в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате. Ведущей идеей повести было решительное, пусть даже и безнадежное сопротивление захватчикам.

О деятельности Александра Невского рассказывало написанное в конце XIII в. "Слово о погибели Русской земли". Антиордынская борьба тверичей отразилась в "Повести об убиении князя Михаила Ярославича в Орде" и "Повести о Шавкале".

В конце XIV - начале XV вв. были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтическая "Задонщина" и "Сказание о Мамаеве побоище". Оба произведения проникнуты чувством глубокого восхищения подвигом русских воинов, патриотической гордостью.

В XIII-XV вв. на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и др. Жития, как правило, имели не только нравственно-поучительное, но и политическое значение. Так, житие Александра Невского подчеркивало противостояние православия и католицизма.

Распространенным жанром средневековой русской литературы была поветь. Особенно интересна лирическая "Повесть о Петре и Февронии", рассказывающая о любви крестьянки и князя. Муромский князь Петр, излеченный Февронией от тяжелой болезни, нарушает свое обещание жениться на ней. Но Бог вновь насылает на него болезнь. Только вернувшись к Февронии, князь окончательно выздоравливает. Бояре, недовольные тем, что княгиней стала незнатная девушка, требуют от нее уйти из Мурома. Тогда князь уходит вместе с ней. В конце концов бояре и жители Мурома просят Петра и Февронию вернуться. Петр и Феврония правят до смерти и умирают в один день, причем тела их чудесным образом соединяются в одном гробу. Сохранился в русской литературе и жанр "Хождений", то есть описаний путешествий. Самое значительное произведение этого рода - знаменитое "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии.




Глава II Быт, обычаи и традиции

1.1 Быт

Деревянная в основном Русь часто страдала от пожаров, войн, междоусобиц. Поэтому не сохранились избы, хозяйственные постройки той эпохи. Имеются лишь их изображения на миниатюрах летописей да археологические остатки.

Изба русского человека добатыевой поры - деревянная, с такими же полами, с двускатной крышей, тесовой или соломенной. Глинобитная печь (у богатых-из кирпича), стоявшая в избе, топилась по-черному. Под полом вырывали яму для хранения продуктов. Окна делались под потолком - через них выходил печной дым; закрывались они заволоками (заслонками) из дерева (волоковые окна).

Бедные селяне и горожане делали избу-полуземлянку: вырывали в земле выемку, над ней ставили каркас из дерева, который обмазывали глиной. По сделанным в грунте ступеням спускались вниз, перед входом стояло крыльцо. Печь, глиняная, куполообразная по форме, стояла в углу; топилась она по-черному. 15

Деревянная “срубная” изба, сто явшая на земле, имела нередко подклеть - нижнее помещение для скота, имущества. Хозяева более или менее состоятельные жили наверху - вгорнице (на горе, вверху). Еще более богатые имели клети с подклетями- летние помещения, неотапливаемые; в них жили летом, хранили вещи. Горницу, имевшую не волоковые, а “красные” окна, пропускавшие больше дневного света, звали светлицей. Они имелись у богатых хозяев - обычно для женщин, которые занимались здесь шитьем, вышиваниями. Наконец, в очень богатомдоме имелся третий ярус - терем. В верхние ярусы вела наружная лестница. Перед входом в жилые помещения предусматривались сени. 16

В домах стояли деревянные столы, скамьи; вдоль стен - лавки;у князей, бояр, в монастырях - еще и табуретки, украшенные резьбой, живописью, с подушками и валиками; под ноги ставили маленькие скамеечки.

Избы бедняков по вечерам освещали деревянными лучинами. Их вставляли в печную щель. У богатых для лучин имелась металлические светцы. Употребляли и сальные свечи-в деревянных или металлических подсвечниках, стоявших на столе.

1.2 Одежда

Простолюдины носили короткие рубашки из домотканого сукна и беленого холста, стянутые по талии поясами; это и естественно для пахаря, рыболова, ремесленника, занятого тяжелой работой. Для зимы они имели меховую одежду - медвежью (считалась “простонародной”) шубу. Деревенские жители носили лапти из лыка, городские - кожаную обувь.

Археологи добыли во время раскопок немало женских украшений: серьги, височные кольца, шейные гривны, бусы (из сердолика, хрусталя), браслеты, перстни, пряжки, пуговицы;у мужчин были пряжки для поясов, пуговицы да еще цепи.

Больше дошло до нас сведений об одеждах богатых людей. Они изображаются на миниатюрах и фресках, перечисляются в княжеских завещаниях. Как правило, одежды - длинные, до пят; по подолу, у обшлагов и ворота украшены вышивкой, драгоценными каменьями. 17 Довольно много разновидностей этих одеяний:у мужчин - шуба, кожух, опашень, однорядка; у женщин - шуба, опашень, летник, кортель, телогрея. Делались они из привозных сукон, бархата, атласа, камки. Украшались отложными широкими воротниками (“ожерелья”), соболями, шитыми по шелку драгоценными камнями, жемчугом.

Описание работы

Культура народа – одна из важнейших частей его жизни. Ее становление, постоянное развитие неразрывно связано с теми же факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входи, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси формируется в то же время, что и становление русской государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким н

Содержание


Введение

Развитие основных литературных жанров (Жития, хождения, повести)

Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета

Публицистика второй половины XV в

Расцвет живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев. Дионисий и его сыновья

Развитие каменно-церковного и светского зодчества

Быт и нравы

Заключение

Библиографический список


Введение


Каждый человек, живущий в своей стран, должен знать ее историю, особенно культуру. Без знаний культуры прошлых лет невозможно понять то, что чувствовали люди в тот период времени, какие внутренние процессы давали толчок к ее развитию, какие особенности в культуре были на лицо, а какие менее заметны, что влияло на ее становление и развитие, так как влияние разных стран на Россию было огромным.

Я рассматриваю русскую культуру XIII-XV веков, потому что Россия в это время начала возрождаться.

Вместе с возрождением и подъемом Русской земли, развитие экономики после татарско-монгольского нашествия, вместе с процессом объединения русских княжеств сначала вокруг нескольких центров, а потом вокруг Москвы возрождалась и развивалась русская культура. Она четко отражала все новшества в русской жизни, а главное изменившееся настроение русского народа, его патриотический порыв в пору борьбы с ордой в преддверии Куликовской битвы и в период создания единого Русского централизованного государства.

Целью работы было показать, что русская культура развивается в постоянных поисках, о чем свидетельствует сама история. Хотя на нее оказывала влияние культура Запада и Востока, но она создавала свои собственные. Отечественные традиции, не ограничиваясь копированием чужих образов.


1. Развитие основных литературных жанров (жития, хождения, повести)


Период XII-XI веков в русской литературе является переходным в движении от киевской литературы, отмеченной идейно-статистическим единством, к литературе будущего централизованного Московского государства. В литературном процессе можно выделить два основных этапа: XIII-XIV вв. и XV в.

Первый начинается с битвы Калке 1223 г. и заканчивается победой на Куликовском поле 1380 г. Литература этого периода характеризуется разновидными тенденциями. Ведущий жанр этого времени воинская повесть, доминирующая тема татаро-монгольское нашествие. Поэтическим пафосом образами и ссыльным патриотическими чувствами проникнуты «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о подвигах и житии великого князя Александра Невского» (житие, имеющие черты воинской повести), «Повесть о Шевкале», посвященная событиям 1327г. в Твери и др.

Жития - это церковные сочинения о выдающихся русских людях - князьях, деятелях церкви. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми. Таким было, например, «Житие святого Александра Невского». В нем рассказывалось о замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельности в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это Житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь от всего эгоистического, суетного и пробудить в их душах высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.

Другим таким известным Житием стала повесть о жизни и трагическом конце Тверского великого князя Михаила Ярославича, растерзанного в Орде.

Любимым чтением русских людей стало и «Житие Сергия Радонежского», написанное его учеником Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. На страницах этого сочинения предстает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье - сделать добро ближнему и благополучие родной земли.

Второй этап в развитие литературы начинается после победы на Куликовском поле и завершается присоединением к Москве Великого Новгорода, Твери и Пскова. В эти годы в общественной мысли в литературе господствовала идея политического и культурного объединения русских земель, которая все больше связывалась с Москвой. Московская литература приобретала общерусский характер и занимала ведущее место.

Особенно популярны в это время становятся сказания. Это истории, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Таким сказанием стала «Задонщина» (написана в 80-е гг. XIV в.), рассказывающая о Куликовской битве. Ее автор Софроний Рязанцев шаг за шагом повествует о начале нашествия Мамая, подготовке Дмитрия Донского к отпору врагу, о сборах рати, об исходе исторической битвы.

Повесть проникнута высоким патриотическим духом, и недаром автор не раз обращается мысленно к событиям и образам «Слова о полку Игореве».

Специальное сказание было создано о нашествии хана Тохтамыша на Москву, которое буквально потрясло Русь после блестящей победы на Куликовском поле. Историко-литературные произведения отражали всю сложность и трагичность борьбы Руси за единство, против ордынского ига.

В XIV - XV вв. вновь появляются на Руси «Хождения» - сочинения, описывающие дальние путешествия русских людей. Одним из них стало знаменитое «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, в котором он рассказал о своем многолетнем путешествии по странам Востока и о жизни в Индии. Начало описания датировано 1466 г., а последние строки были написаны в 1472 г. на обратном пути, неподалеку от Твери, где А.Никитин и умер.

В XV в. тему национально-освободительной борьбы оттесняла литературу нового типа, которая отличалась тематическим и стилевым разнообразием, более ограниченной связью с фольклором и стремлении к психологизму.


2. Творчество митрополита Киприана, Епифания Премудрого, Пахомия Логофета


Киприан - митрополит киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик и книгописец. Свой путь начал в Болгарии в келифарейском монастыре Феодосия Тырновского и сблизился с Еворимием Тырновским ушел он оттуда в Константинополь, а после на Афон. Впоследствии стал келейником патриарха, в 1373 г. он был послан в Литву и на Русь для применения литовского и тверского князей с митрополитом всея Руси Алексеем. В 1375 г. когда возобновилась вражда Литвы и Москвы, Литовские князья отправили Киприана грамотой в Константинополь, прося патриарха посвятить Киприана в митрополита литовского. В этом же году патриарх Филофий дал ему право после смерти митрополита Алексея, объединить обе части митрополии, став митрополитом «Киевским и всея Руси». В июне 1376 г. Киприан прибыл в Киев и через послов пытался добиться своего права от Московского князя, Новгорода и Пскова. А летом 1378 г. он списался c Сергием Радонежским и Федором Симоновским, Киприан попытался вопреки воли князя вступить в свои права, но в итоге был схвачен возле Москвы и был изгнан за пределы Великой Руси.

После изгнания сохранились его послания Сергию и Федору, в которых он рассказывает об этом событии и эти послания представляют собой публицистические произведения, которые были, рассчитаны на то чтобы читатели под угрозой церковного отлучения сохраняли его и распространяли. В 1381 г. Киприан создал службу митрополиту, написав свою редакцию Жития митрополита Петра, где вложил пророчество о будущем политическом величии Москвы при условии поддержки ею православия. И с помощью Петра Киприан был принят в Москве и смог занять престол, который когда-то принадлежал Петру.

При Киприане стала, увеличиваться русская литература за счет переводов греческого также активизировалась монастырская колонизация русского Севера, церковное строительство и украшение церквей на Руси. При Киприане была проведена реформа и некоторая унификация русского церковного пения, музыкальной нотации и начался период летоисчисления с мартовского на сентябрьский.

Епифаний Премудрый составитель житий, ученик преподобного Сергия Радонежского. Жил в конце XIV в. и начале XV века. Ему принадлежит «Житие преподобного Сергия», которое он начал писать через год после смерти преподобного. Другие сочинения Епифания: «Слово похвально преподобному отцу нашему Сергию» и «Житие святого Стефана Пермского» Епифаний был одним из самых известных и образованных писателей второй половины XV века - он был писцом и автором крупнейших сочинений, его работы были посланиями к разным лицам, панегирических текстов, жизни описателем своих выдающихся современников, участвовал в работе над летописанием Епифаний был иноком Троице-Сергиева монастыря.

В 1380 г. Епифаний оказался в Троицком монастыре под Москвой в качестве ученика, знаменитого того времени на Руси подвижника Сергия Радонежского. Здесь он занимался книгописной деятельностью. В 1392 г. Епифаний после смерти своего наставника перебрался в Москву к митрополиту Киприану. И посвятил Сергию Радонежскому два десятилетия написания его биографии.

Самыми наиболее известными сочинениями Епифания Премудрого были: «Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана, бывшего в Перми епископа». Оно было написано после смерти Стефана.

Писателем XV века был и Пахомий Логофет. Сведения о его жизни и деятельности того столетия русской литературы почти не сохранилась. Родом он был серб и жил на Афоне, но в молодом возрасте пришел в Россию во время правления и царствования Василия Васильевича. Большую часть своей жизни Пахомий провел в России в Москве и Троицко-Сергиевой лавре. Его первым литературным произведением был тоже в России это «Житие преподобного Сергия». И это представляла собой переделка жития, которую написал еще Епифаний.

Труды Пахомия устранили Епифаниевский, который уже практически не встречается в рукописях. Вторым произведением Пахомия считают «Житие митрополита Алексея» оно было написано Пахомием по воле великого князя, митрополита и по определению всего собора. Пахомий окончательно и надолго упрочнил литературные приемы с колебаниями вводившиеся впервые Киприаном и Епифанием. Пахомий заботился не о фактах, а только лишь о более красивой его передаче и не изучал исторических материалов, а прибегая к помощи общих мест.


. Публицистика второй половины XV века


Зарождение публицистических произведений XV века связано со временем формирования единого Русского государства. В основном публицистические черты носят произведения, которые возникали в связи с распространением еретических учений второй половины XVI века и первой половины XVI века и одной из центральных проблем того времени являлась проблема человеческого самовластья. Темы самовластья касались как представителей ортодоксального направления так и еретиков. Но одним из аспектов темы самовластья был вопрос о пределах царской власти - должен ли государь отчитываться перед подданными за свои действия или он отвечает за свои действия только перед Богом. И этот вопрос стал одним из центральных в сочинениях Иосифа Волотского. Публицистические произведения лидера Васиана Патрикеевича были посвящены отношениям духовных наставников и светской власти. И даже небольшие произведения Васиана были направлены против Иосифа Волоцкого состоявшие из введения и трех слов. В них он выступает против монастырского землевладения, а также против массовых казней раскаявшихся еретиков.

Если рассматривать в другом аспекте проблему самовластья рассматривая и анализируя принципы, на которых должны строится отношения государя с подданными, рассматривал Иван Семенович Пересветов в таких произведениях как «Большая и малая челобитные», «Сказание о Малмебе-Салтане» и другие. В этих произведениях он поднимает еще одну острую проблему точное соблюдение обряда и истинная вера которые важны для человека и для государства, в которых Иван Пересветов настаивает на необходимости формирования сильной власти и критикует ту систему, которая уже сложилась.

Публицистические направления и источники их распространения того времени связаны напрямую с событиями смутного времени.

Также в своих небольших произведениях по объему были близки к традиционным жанрам духовной литературы: это «Видения». Например: «Повесть о видении между протопова Терентия», «Видения в Нижнем Новгороде и Владимире», «Видения в Устюге» и другие. Были такие жанры как Послания, например: «Новая повесть о Преславном Российском расцвете», такие как Плачи: «План о пленении и о конечном разорении Московского государства. В них авторы пытались осмыслить происходившие драматические события, понять их причины, а также найти выход из создавшихся положений, путем попытки анализа происходящего.


4. Расцвет живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев. Дионисий и его сыновья


Общий подъем духовный жизни Руси в XIV-XV вв., бурное развитие зодчества повлияли в значительной степени на столкновение новой русской живописи. Из этого времени до нас дошли замечательные творения художников-иконописцев Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Все они были иконописцами, мастерами фреской живописи на религиозные темы. Величие русских живописцев состояло в том, что, не выходя за церковные рамки, они умели создавать подлинные художественные шедевры.

За счет чего же удалось этого достигнуть? Во-первых, благодаря глубоким гуманистическим идеям, вложенным в творения. Во-вторых, за счет собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манере письма, с помощью которых эти идеи выражались. Так в Новгороде во второй половине XIV в. расписывал храмы и создавал иконы Феофан Грек. Уже по его имени видно, что родом он из Византии. Его лики святых буквально потрясали людей. Несколькими сильными, на первый взгляд, грубыми мазками, игрой контрастных красок (белые, седые волосы и коричневые морщинистые лица святых) он создавал характер человека. Непростой была земная жизнь святых православной церкви, порой она была трагичной, и каждый лик, написанный Феофаном, был полон человеческих страстей, переживаний, драматизма. Ставшего знаменитым Феофана пригласили из Новгорода в Москву, где он расписывал ряд храмов.

Младшим современником Феофана был Андрей Рублев - монах сначала Троице-Сергиева, а потом московского Спасо-Андронникова монастыря. Он общался с Сергием Радонежским, его поощрял и поддерживал Юрий Звенигородский. Некоторое время Рублев работал в Москве вместе с Феофаном Греком. Они расписывали в начале XV в. фресками еще деревянный московский Благовещенский собор. Вероятно, старший по возрасту и имевший уже на Руси большой авторитет Феофан многому научил молодого мастера.

В дальнейшем Андрей Рублев становится наиболее известным русским живописцем. Его вместе с другом Даниилом Черным пригласили расписывать Успенский собор во Владимире, который послужил позднее моделью для Успенского собора в Кремле. Украшал он фресками Троицкий собор в Спасо-Андронниковом монастыре. В творчестве Андрея Рублева до совершенства была доведена идея сплава живописного мастерства и религиозно-философского смысла. Особенно это видно в его знаменитой иконе «Троица», созданной в 10-е гг. XV в. для Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре. Изображенные на иконе в виде ангелов трое странников, присевших за трапезой, по мысли художника, воплощают в себе святую Троицу - справа стоит Святой Дух, слева - Бог Отец, а в центре Бог Сын - Иисус Христос, который будет послан в мир для того, чтобы своими страданиями направить человеческий род на путь спасения. Все три фигуры и по облику своему, и по движению составляют как бы единое целое. В тоже время у каждого своя мысль, своя задача, своя судьба. Икона пронизана идеей жертвенности ради людей, идеей высокого гуманизма. Рублев сумел силой своей кисти, рядом условных знаков создать целую религиозную поэму. Каждый русский человек, смотрящий на икону, размышлял не только о религиозном сюжете, отраженном в иконе, но и о своей личной судьбе, вплетенной в судьбу многострадального Отечества.

Величайший расцвет иконной живописи XIV в. и первой половины XV в. падает на время Андрея Рублева самого древнерусского живописца. Новый подъем массовой живописи связан с именем Дионисий. Именно в эпоху Дионисия массовая живопись завоевала первое место между теми многочисленными местными иконами, среди которых она долгое время занимала равноправное положение.

Старые источники связывают с его именем много работ, из которых до нас дошло только несколько произведений, образ «Одигитрии» из Вознесенского монастыря в Москву дотируемый 1482 (1484) годом, росписи Ферапонтова монастыря, исполненные им вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром. В 1500 - 1502 гг., и иконы «Спаса» и «Распятие» из Павлова-Обнорского монастыря, относящиеся к 1500 г. Все остальные упоминаемые житиями и летописью работы прославленного мастерства либо скрываются под записями, либо безвозвратно исчезли. Самая ранняя работа Дионисия была роспись церкви Рождества Богородицы в Пафнутьем монастыре созданная между 1467 и 1477 гг.

В 1484 г. Дионисий возглавлял иконописную артель и выполнял иконы для соборной церкви Успения Божьей Матери в Иосифо-Волокомском монастыре. Его помощниками были два сына - Феодосий и Владимир, старец Паисий.

Волокомский монастырь был одним из главных хранилищ произведений Дионисия и мастеров его окружения, потому что в описи монастырского храма, ризнице и библиотеке, составленной в 1545 г. старцем Зосимой и книгохранителем Паисием, упоминаются 87 икон Дионисия, 20 икон Паисия, 17 икон Владимира, 20 икон Феодосия.

Дионисия по косвенным данным относят его ко времени между 1502 г. и 1508 г. В 1508 г. когда к ответственной работе по расписанию придворного Благовещенского собора была привлечена рукописная артель, то во главе уже стоял не Дионисий, а его сын Феодосий, а Дионисия возможно уже не было в живых. Современники высоко ценили искусство Дионисия и его работы называли «Вельми чудными», а его самого называли «пресловущим» и «мудрым».

Главным произведением последних лет его жизни является стенная роспись собора Ферапонтова монастыря.

В искусстве Дионисия много одухотворенности, нравственного благородства, тонкости чувств, и это связывает его с лучшими традициями Рублева. В истории древнерусского искусства трудно найти второй подобный пример прочности художественных традиций, на протяжении целого столетия времени Рублева и Дионисия.

Дионисий оставил глубокий след в русском искусстве концаXV - начало XVI в. На иконах, фресках, миниатюрах и шитье школы Дионисия лежит отпечаток его своеобразного живописного стиля.

литературный публицистика живопись зодчество

5. Развитие каменно-церковного и светского зодчества


В конце XIII в. начинается строительство первых каменных храмов и в послемонгольское время. Они возводятся в Новгороде и Твери. А затем строится Троицкий собор в обители Сергия Радонежского, церкви в московских монастырях. Русская земля украшается белокаменными храмами. Следом идут новые жилые дома и каменные крепости. Их строят там, где опасность нападений наиболее велика - на границах с крестоносцами - в Изборске, Копорье, на границе со шведами - в Орешке. В 60-е гг. в Москве Дмитрий Донской строит белокаменный Кремль, который с тех пор выдерживает не одну осаду литовцев и татар.

Феодальная война на время прерывает строительную активность в русских землях. Зато Иван III дает ей дополнительное ускорение. В конце XV и начале XVI в. зодчество как бы венчает его усилия по созданию могучей и единой Российской державе. Прежняя кремлевская стена заменяется новой и создается замечательный архитектурный памятник, который и до сего дня поражает своей красотой и величавостью - краснокирпичный Московский Кремль с 18 башнями. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянцы, а исполнителями - русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав европейского и русского искусства, видимо, и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.

Почти одновременно возносят свои гордые главы три замечательных кремлевских собора, прежде всего пятиглавый Успенский собор - главный храм страны (1475 - 1479), построенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиорованти. Второй собор - Благовещенский, домовая церковь великокняжеской семьи (1484 - 1489 гг.), был спроектирован и построен русскими умельцами. В начале XVI в. уже после смерти Ивана III был воздвигнут Архангельский собор (1505 - 1508 гг.), ставший усыпальницей династии Рюриковичей. Его построил итальянец Алоизо де Каркано или Алевиз, как его звали на Руси.

Одновременно с Кремлевской стеной и соборами во времена Ивана III создаются знаменитая Грановитая палата - место торжественных «выходов государя всея Руси», приема иностранных послов, другие правительственные здания из камня. Через три года после смерти Ивана III его наследник переедет во вновь отстроенный великокняжеский дворец. Так за полтора-два десятилетия центр Москвы поменял свой вид. Москва принимает облик величавой и царственной столицы.


. Быт и нравы


Быт народов, вошедших в состав Русского централизованного государства, - русского народа, поволжских, северо-западных угро-финских и балтийских племен - вполне отражал их общий экономический и культурный уровень. Большинство районов России, русских городов лежало в лесной зоне, вдали от морских побережий; находилось на внутренних речных путях. Ритм жизни был здесь, по сравнению с динамичными странами Европы, более замедленным, традиционным, но на фоне ближних кочевых государств, или племенных образований Востока, или золотоордынских земель и городов Русь выглядела более цивилизованной частью мира.

Хотя в целом быт народа менялся медленно, новшества касались в основном крупных городов, прежде всего Москвы. Там, особенно в высших слоях общества, собирались основные богатства, которые наживались в новых условиях в первую очередь землевладельцами, церковниками, дьяками, которые выступали в роли рычагов нового аппарата управления.

В богатых княжеских и боярских домах, обнесенных высокими и плотными заборами состоящих из многоярусных (двух - трехэтажных) теремов с множеством парадных жилых палат, светлиц, сеней, переходов, для украшения и удобств использовались восточные ковры, дорогая металлическая (золотая, серебряная, медная, оловянная) посуда. Здесь имелись рукописные книги религиозного и светского содержания. Переплетенные в кожу, с дорогими серебряными и золотыми пряжками, они представляли огромную ценность. Их наличие говорило не только о культурном уровне его обитателей, но и об их силе и богатства. Такие хоромы освящались свечами, которые стояли в металлических подсвечниках.

Открывались кованные железом дубовые ворота такого двора, и из него выезжали либо в карете, либо верхом на снаряженных дорогой сбруей лошадях, в сопровождении слуг, богатый владелец двора. Ходить пешком богатому человеку в это время уже считалось зазорным.

Знатные люди, как правило, носили длинные до пят одежды - кафтаны, шубы; они украшались драгоценными камнями, дорогим серебряным и золотым шитьем, вышивкой. Эти одежды шились из «заморских» дорогих тканей - сукна, бархата, атласа, камки. Шубы были тяжелые, с отложными соболиными воротниками, с длинными и намного прикрывающими кисти рук рукавами. Считалось, что чем богаче, тяжелее, длиннее была шуба, тем больше достоинства придавала она ее владельцу, хотя двигаться в ней было неудобно. Но такова была тогдашняя мода верхов общества. У женщин были свои представления о моде и престиже. Современники рассказывают, что русские женщины в XIV - XV вв. без меры белили лица и красили свеклой щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови и на их место приклеивали другие. Как говорится, ничто не ново под луной. Головы знатных людей во время выходов были покрыты. Даже в летнее время, высоченными цилиндрическими меховыми, так называемыми горлатными, шапками. Чем выше шапка, тем больше почета и уважения князю или боярину.

Мужчины и женщины носили украшения - перстни и монисты, цепи и пояса с пряжками из золота и серебра. На ногах были сапоги из тонко выделанной кожи - сафьяна - разных цветов. Они нередко также отделывались золотом, серебром, жемчугом.

Питание богатых включало мясо, птицу, рыбу разных сортов, в том числе дорогую красную, всевозможные молочные продукты. На столах в княжеских, боярских хоромах можно было увидеть не только домашние меды и пиво, но и «заморские» вина. В этих дворах ценились хорошие повара, а пиры порой продолжались по многу часов. Блюда же подавались «переменами», т.е. шли одно за другим. Иногда таких «перемен» было до двух десятков.

Русские люди всех сословий, как прежде, ценили хорошую баню. В богатых городских дворах и сельских имениях это были удобные и чистые «мыленки», иногда с металлическими стоками. Вода в эти «мыленки» доставлялась из колодцев, позднее в великокняжеские хоромы и в дома богатых бояр были проведены «водоводы», через которые вода поступала из реки или колодцев вверх с помощью примитивных насосов, работавших на ручной или конской тяге.

Существенные изменения в обществе коснулись прежде всего его наиболее богатой части. Быт же простого народа - крестьян, бедных ремесленников, работных людей, «ярыжек» резко отличался от жизни верхов. Там были свои обычаи, свои традиции, свои бытовые трудности и свои радости. По сравнению с XIII в. этот быт в период создания централизованного государства мало изменился. По - прежнему в сельской местности строились деревянные рубленные избы с двускатной тесовой или соломенной крышей. Скот содержался в подклети - нижнем помещении такой избы. Глинобитные печи топились по черному, т.е. дым уходил на волю через верхнее оконце. Иногда избы зажиточных крестьян имели клети с подклетями - летними неотапливаемыми помещениями.

Такие же дома в основном строились и в городах. Бедные селяне и горожане продолжали сооружать себе избы-полуземлянки (низ, вырытый в земле с деревянной надстройкой) с вековыми глинобитными печами.

И в рубленных избах, и в полуземлянках мебель была самодельной - деревянной, вдоль стен стояли лавки, в центре избы находился стол, на которой стояла посуда из обожженной глины и дерева. Ложки также были деревянными. Освещалась такая изба лучиной, которую вставляли для безопасности в печную щель. Лучина горела медленно, коптила, потрескивала. Когда она догорала, на ее место втыкали следующую. При ее свете женщины пряли, шили, мужчины чинили конскую сбрую, делали другую работу. По вечерам при свете лучины люди отдыхали - пели песни, рассказывали различные истории, сказки, былины. Фольклор и лучина были неразлучны.

Люди труда и одевались соответственно. Одежда не должна была мешать их тяжкой работе: рубахи из домотканого холоста или сукна (зимой), стянутые в талии поясами, такие же домотканые порты, на ногах крестьяне носили лапти, сплетенные из лыка, а городские жители - кожаную обувь. Лапти были легкой и удобной обувью в лесной местности. Кроме того, богатая кожаная обувь утяжеляла шаг, быстро портилась. А лапти можно было тут же выбросить и надеть свежие, сухие. Зимой поверх рубахи надевали меховые овчинные тулупы, а на ноги - валеную обувь, которая выручала в сильные морозы.

Еда в простых семьях - самая неприхотливая, там было не до «перемен», не до жаренных лебедей и рябчиков. Ржаной хлеб, квас, каша, кисели из овсяной или гороховой муки, капуста во всех видах, репа, редька, свекла, лук, чеснок - вот был обычный стол простолюдина. Из молочных продуктов обычно употребляли масло, молоко, сыр, творог. Все это было собственного производства. Мясо подавалось на стол не часто - только по праздникам. Зато реки о озера давали крестьянам в изобилии рыбу, а лес - различные ягоды, грибы, орехи.

В сельской местности на Пасху, Николин день, на храмовые праздники местных церквей устраивались мирские складчины - пиры, когда вся община садилась за общие столы под открытым небом. А потом начинались песни, пляски под гусли, свирели, бубны.

В таких праздниках участвовали и скоморохи. В городах, в том числе Москве, праздники часто сопровождались таким видом развлечения, как кулачные бои. На одной из площадей молодежь сходилась, к восторгу зрителей, стенка на стенку. Порой бились до смерти.

Деревянная Русь в это время особенно жестоко страдала от пожаров. Это объяснялась феодальными войнами, а также частыми нашествиями литовцев, ордынцев. Но и позднее, когда в централизованном государстве жизнь более или менее успокоилась, пожары все равно продолжали обескровливать страну. Этому способствовало печное отопление, освещение лучинами, но так же быстро отстраивались. Однако на восстановление жилищ, хозяйственных построек уходило время, народные силы. А потом случался новый пожар, и все начиналось сначала.

Но особенно пагубны для развития страны были пожары в крупных городах - средоточиях торговли, ремесла, управления, культуры.


Заключение


Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У значительного представителя европейского Возрождения Максима Грека, есть поразительный по глубине и верности и образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура то же «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Большая часть территории России занесена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская литература - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская литература оказывалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Воспринимая и усваивая культурное население других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Длительный период развития русской культуры определялся христьянско-православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами храмостроительство, иконопись, церковная культура. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу России вплоть до XIII в. вносила духовной деятельностью, связанной с христианством.

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и преумножить их.

Библиографический список


·Соловьев В.М. Русская культура с древнейших времен и до новейших дней. - М.: Белый город, 2004

·История России с древнейших времен и до наших дней.: И90 учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков: под ред. А.Н. Сахарова. - Проспект, 2008

·Грабарь И.Э., Каменнова В.Н. История русского искусства. III том, - М, 1954


Теги: Русская культура XIII-XV веков Реферат Культурология

Особенности культуры Древней Руси.

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Оно связано с развитием общества и государства. В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурного развития последующих эпох.

Письменность. Летописи. Литература.

Зарождение письменности – братья Кирилл и Мефодий (IX век) – кириллица .

Грамотность распространилась довольно широко, о чем свидетельствуют:

· рукописи на пергаменте (Остромирово Евангелие, Изборники 1073 и 1076 годов)

· граффити (надпись Владимира Мономаха на стене Софийского собора в Киеве)

· эпиграфика (надпись на Тмутараканском камне)

· берестяные грамоты (обиходные записи, выцарапанные так называемыми "писалами" на кусках бересты)

Первая книга на Руси – Остромирово Евангелие (изготовлено по заказу новгородского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого).

Летописание.

«Повесть временных лет» – первое десятилетие XII века – монах Нестор Киево-Печерского монастыря. Это общерусский летописный свод, текст которого включает летописные своды XI века и другие источники. История Руси в ПВЛ связана с всемирной историей и историей славянства. ПВЛ положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Литература.

· устное народное творчество – былины. Былины киевского цикла (о богатырях Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, князе Владимире) и новгородского цикла (купец Садко).

· проповеди и поучения – первое литературное произведение – «Слово и законе и благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха

· жития святых (агиография) – «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба» (Нестор)

· героический эпос – «Слово о полку Игореве» , написано в Киеве по случаю нападения половецкого хана Кончака (1185)

· публицистика – «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (XII - начало XIII)

Зодчество Древней Руси.

· первая каменная церковь – Десятинная церковь в Киеве (конец Х века)

· крестово-купольный храм (Византия), в XII веке – однокупольные храмы

· Софийский собор (1037, в память о разгроме печенегов, 13 куполов) и Золотые ворота в Киеве, Софийский собор в Новгороде (1052)

· Владимиро-Суздальское княжество: XII век – Успенский собор и Дмитровский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли (1165)

Изобразительное искусство.

· мозаика – изображение, выполненное из цветных камней (Богоматерь Оранта – Молящаяся в Софийском соборе)

· фреска – живопись водяными красками по сырой штукатурке (фрески Софийского собора в Киеве)

· иконопись – произведение станковой живописи, имеющее культовое назначение (Ангел Златые власы (новгородская школа))

Прикладное искусство.

· зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла

· гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле

· филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки


Культура Руси XIII-XV веков.


Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

· Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .

· Многие фольклорные произведения, основываясь на реальных исторических фактах, преображали подлинные события в соответствии с народными желаниями. Например, песня о Щелкане, основанная на истории восстания 1327 года в Твери.

· Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

· Самыми важными произведениями письменности оставались летописи, содержащие как информацию о природных и исторических явлениях, так и литературные произведения, богословские рассуждения. Центры летописания: Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите. Примеры: Троицкая летопись (1408 год, Москва как центр объединения русских земель), Русский Хронограф – всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (середина XV века).

· Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем», в состав которой вошло сказание о Евпатии Коловрате.

· В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище» . «Задонщина», автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

· В XIII-XV веках на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.

· Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии», рассказывающая о любви крестьянки и князя).

· Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Общественная мысль.

· XIV-XV века были на Руси временем острых религиозных споров. Уже в 70-х годах XIV века возникла ересь стригольников в Новгороде и Пскове.

· Нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что монахам подобает кормиться трудами собственных рук, а не чужим трудом. Поэтому они отказывали церкви в праве владеть деревнями с крестьянами. Их противники – иосифляне, сторонники игумена Иосифа Волоцкого, настаивали на праве церкви владеть землями с крестьянами для того, чтобы церковь могла вести широкую благотворительность. Одновременно нестяжатели сравнительно терпимо относились к еретикам, полагая, что их надлежит увещевать, как заблуждающихся, а иосифляне требовали беспощадно казнить еретиков и считали недопустимым всякое сомнение в вере.

Архитектура.

· В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:

·строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),

·XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).

· Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами.

Изобразительное искусство.

В изобразительном искусстве XIII-XV веков выделяется творчество двух великих художников: Феофана Грека и Андрея Рублева.

· Феофан Грек, приехавший из Византии, работал в Новгороде и Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональная напряженность, насыщенность цвета. Образы Феофана суровые, аскетические. Примеры: церковь Спаса-на-Ильинке в Новгороде, Архангельский и Благовещенский соборы в Москве.

· Иная манера была присуща Андрею Рублеву (последняя треть XIV – первая треть XV века, монах Троице-Сергиева монастыря). Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире. Примеры: Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Троицкий собор (знаменитая «Троица»), «Спас».

· Конец XV – начало XVI века – Дионисий (иконы Успенского собора Московского Кремля).


_______________________

Культура России XVI века.


Главные события и характерные черты культуры XVI века.

Главными событиями русской истории XVI века стали: создание централизованного государства и утверждение деспотического правления. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального объединения; б) идея образование единой народности.

Фольклор.

· В XVI веке расцветает жанр исторической песни . Большое распространение имели и исторические предания. Песни и предания обычно посвящались выдающимся событиям того времени - взятию Казани, походу в Сибирь, войнам на Западе, либо выдающимся личностям - Ивану Грозному, Ермаку Тимофеевичу.

· В фольклоре XVI века нередко смешиваются сюжеты киевского былинного цикла и события более близкого прошлого.

Письменность и книгопечатание.

· В середине XVI века летописцами был подготовлен новый летописный свод, получивший название Никоновской летописи (так как один из списков принадлежал в XVII веке патриарху Никону). Никоновская летопись вобрала в себя весь предшествующий летописный материал от начала Руси до конца 50-х годов XVI века.

· 1564 – начало книгопечатания в России : Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец – «Апостол» (ни одной опечатки, четкий шрифт), затем «Часослов», первый букварь (Печатный двор размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице, бежал из Москвы в Великое княжество Литовское).

Литература и общественная мысль.

· В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва – третий Рим». Первый Рим пал, второй Рим – Константинополь – тоже, третий же Рим – Москва, стоит вечно, а четвертому Риму не бывать.

· Расцвет публицистики : челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова (защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти), переписка Ивана Грозного со сбежавшим князем Андреем Курбским (защищал интересы аристократии, выступая против самодержавной власти). Общим у авторов было то, что они выступали за крепкое государство и сильную царскую власть. Политическим идеалом Курбского при этом являлась деятельность Избранной Рады, а для Ивана Пересветова – сильный правитель, опиравшийся на дворянство.

· Обобщающим руководством по ведению домашнего хозяйства, поведению в быту стал «Домострой» , написанный Сильвестром в середине XVI века. «Домострой» означает «домоводство», поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления.

· Уровень грамотности среди населения был различным. Обучение проводилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. Появляются первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифметике («Цифирная счетная мудрость»).

Архитектура и изобразительное искусство.

· С конца XV века в развитии русской архитектуры наступил новый этап, связанный с завершением объединения страны. Возросли масштабы каменного строительства. Начал формироваться единый русский архитектурный стиль, в котором преобладали черты московского и псковского зодчества.

· Развивается каменное строительство: окончательно оформлен Кремлевский ансамбль (Грановитая палата в Кремле – великокняжеский дворец, здесь Иван IV праздновал взятие Казани, Петр I – Полтавскую победу), Архангельский собор (усыпальница великих князей и царей), колокольня Ивана Великого (82 метра, в честь Ивана III).

· С XVI века господствует шатровый стиль в архитектуре (пришел из деревянного зодчества), лучший образец – церковь Вознесения в Коломенском (на рождение Ивана IV) – «весьма чудна высотою и светлостью».

· Покровский собор

Разорение русских земель в начале 13 века , памятником которому стал "Плач о пленении и конечном разорении русской земли" , стали причиной ослабления Византийских влияний на искусство, следствием чего оказалось развитие черт своеобразия в русском искусстве этого столетия (один из примеров – икона, называемая "Ярославская Оранта"). С этого времени можно начинать отсчет "собственного пути" русской культуры.

· Владимиро-Суздальская Русь (Ярославль ) Первая треть XIII в.

Москва входила с состав Владимирских земель , будучи одной из пограничных крепостей северо-восточной Руси.

Архитектура московского княжества и близких ему земель 14 – начала 15 века , получившая название "раннемосковского зодчества", наследует от Владимира технику белокаменного строительства и типологию четырехстолпных храмов с позакомарным завершением .

Главные события и характерные черты культуры XIV-XV веков.

Главными событиями русской истории XIV-XV веков стали: процесс объединения русских земель в единое государство и борьба с монгольским игом. Соответственно ключевыми чертами культуры стали: а) идея национального возрождения и государственного объединения; б) идея национальной независимости.

Фольклор.

  • Главной темой фольклора этого периода являлась борьба против монгольского нашествия и ордынского ига. В XIII-XV веках сложились жанры исторической песни и сказания .
  • Особый цикл былин - о Садко и Василии Буслаеве - сложился в Новгороде.

Письменность и литература.

  • Самые известные произведения литературы XIII века – «Слово о погибели Русской земли» и «Повесть о разорении Рязани Батыем»,
  • В конце XIV – начале XV века были созданы посвященные победе на Куликовом поле поэтические произведения «Задонщина» и .

«Задонщина» , автор - Софоний Рязанец («Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о брате его князе Владимире Андреевиче, как победили супостата своего царя Мамая») и «Сказание о Мамаевом побоище» - наиболее совершенные произведения о Куликовской битве.

  • В XIII-XV века х на Руси было создано много житий святых: Александра Невского, митрополита Петра, Сергия Радонежского и другие.
  • Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть («Повесть о Петре и Февронии» , рассказывающая о любви крестьянки и князя).
  • Сохранился в русской литературе и жанр «Хождений», то есть описаний путешествий («Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, первым из русских людей побывавшего в Индии).

Архитектура.

  • В Московском княжестве каменное строительство развернулось во второй четверти XIV века. Московский Кремль:
  • строительство белокаменного Московского Кремля (1366 – Дмитрий Донской, белокаменный Кремль),
  • XV век, Иван III – строительство современного Кремля (из красного кирпича, элементы итальянского зодчества – «ласточкин хвост»).
  • Самыми знаменитыми постройками конца XV века стали величественный Успенский собор , построенный в Московском Кремле под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти и Благовещенский собор , построенный псковскими мастерами .

Московский Кремль

Известно, что первые деревянные стены на месте кремля построили в 1156 году по приказу князя Юрия Долгорукого. Эти данные сохранились в древних летописях. В начале 14 века городом стал править Иван Калита. Князь Калита решил украсить и укрепить свой город. Он повелел построить Кремлю новые стены. Их срубили из крепких дубовых стволов, таких толстых, что и руками не обхватить.

При следующем правителе Москвы – Дмитрии Донском Кремлю построили другие стены – каменные. Боровицкий холм опоясала мощная каменная стена, толщиной в 2, а то и в 3 метра. Её построили из известняка. Кремль так поразил современников красотой своих белых стен, что с тех пор Москву стали называть белокаменной. Белокаменный кремль простоял более 100 лет. За это время многое изменилось. Русские земли объединились в одно сильное государство. Москва стала его столицей. Произошло это при московском князе Иване III. С той поры стал он зваться Великим князем Всея Руси, а историки называют его «собирателем земли русской».

Иван III собрал лучших русских мастеров и пригласил из далёкой Италии Аристотеля Фиарованти, Антонио Соларио и других знаменитых архитекторов. И вот под руководством итальянских зодчих на Боровицком холме началось новое строительство . Чтобы не оставлять город без крепости строители возводили новый кремль частями: разбирали участок старой белокаменной стены и на её месте быстро строили новую - из кирпича

СОБОРЫ КРЕМЛЯ.

Здесь же на Соборной площади находятся два собора: Архангельский и Благовещенский. Архангельский собор (ещё его называют Собор святого Архистратига Михаила), был построен в 1333 г. по приказу великого князя Ивана Калиты на месте старого деревянного, время создания которого до сих пор под вопросом.

Архангельский собор предназначался как последнее пристанище великого князя. В 1340 г. его предназначение было исполнено, и с тех пор всех царей, за некоторым исключением, вплоть до начала правления Петра I хоронили здесь.

Благовещенский собор . Таким как мы его видим сейчас, собор построили в 1484-89 гг. В Благовещенском соборе проходило венчание, крещение царских особ. У собора девять куполов , символизирующих образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Внутри на стенах собора изображены знаменитые древнегреческие философы со свитками в руках, а также иконостас знаменитого иконописца Андрея Рублёва.

Успенский собор – наиболее известный из соборов Кремля. Был заложен в 1326 г. митрополитом Петром. В те времена это был небольшой храм всего с одной башней. Он был посвящён Пресвятой Богородице . В 1327 г. Успенский собор был достроен и освящён, но митрополит Пётр не дожил до этого дня. Его похоронили в новопостроенном соборе, в им самим сделанном гробу. С тех пор всех патриархов хоронят в Успенском соборе. В 1453 г. царь Иван III решил построить новый Успенский собор, но в 1474 г. почти достроенный собор обрушился , по некоторым сведениям во время землетрясения (!). После этого происшествия Иван III пригласил итальянского мастера (Аристотеля Фиораванти) для строительства собора. Итальянцы были лучшими строителями в то время. Новый Успенский собор был построен в 1479 г. Через год после этого произошло освобождение Руси от татаро-монгольского ига. Это отразилось в архитектуре собора. Если посмотреть на его купола, то легко можно найти их сходство с воинскими шлемами того времени. Форма купола шлемовидная.