«Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке. Использование синтезатора в работе со смешенным ансамблем в дши в

- 3.73 Мб

Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является проверка знаний, умений и навыков участников, правильная постановка которых в решающей степени обеспечивает качество результатов обучения, эффективность занятий. Ведя проверку, руководитель выявляет те знания, которые явятся основой для овладения новым учебным материалом. Проверка знаний дает возможность руководителю наблюдать процесс их формирования у всего коллектива, выявлять индивидуальные особенности учащихся, а участникам коллектива - видеть результат своих усилий. Лишь в результате проверки можно выявить и объективно оценить знания, умения и навыки участников, что имеет большое воспитательное значение.

Исходя из задач, стоящих перед коллективом в определенный период работы, руководитель применяет различные формы проверки. Это могут быть, например, индивидуальное исполнение участниками сольных ансамблевых партий, отдельных трудноисполняемых мест, игра инструктивного материала и др. Предпочтительнее вести проверку по группам или проверку нескольких учащихся, исполняющих общую партию: участники более спокойно чувствуют себя во время игры в окружении своих товарищей. Групповая проверка к тому же позволяет руководителю экономить ограниченное репетиционное время.

Учет и проверка знаний, как известно, завершается оценкой. Между тем в детском коллективе выставлять оценку в баллах не следует. Необходимо учитывать особенности массового музыкального образования, которое не ставит целью достижение конкретного уровня знаний. Основная задача – общее музыкальное развитие участников и, главным образом воспитание. Оценка дается обычно в одобрениях, похвалах, поправках, исправлениях ошибок. Старания и успехи учеников обязательно следует отмечать. Оценка всегда связана с самооценкой ученика, что не всегда учитывается педагогом.

Таким образом, музыкальное обучение и воспитание в коллективе может успешно протекать лишь при условии реализации трех тесно взаимосвязанных между собой сторон учебно-воспитательного процесса: формирование практических (технических, музыкально-исполнительских, ансамблевых) навыков; овладение знаниями основ теории музыки, ее закономерностей, художественно-выразительных средств, наиболее важных этапов развития музыкального искусства, его основных направлений и стилей; развитие восприимчивости и отзывчивости на музыку, воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли, активности, а также других качеств личности и свойств педагогической деятельности, важных для исполнительства. Усвоение всех этих знаний позволит участникам овладеть всем комплексом содержания общего музыкального образования, даст им возможность заниматься художественно-творческой деятельностью.

Регулярность проведения совместных репетиций – непременное условие. Без этого немыслима ансамблевая слаженность. Два-три раза в неделю по два часа – минимум, необходимый для успешной работы.

На первом этапе один час каждого занятия отводят ансамблевой игре упражнений и чтению нот с листа. Для чтения с листа можно использовать небольшие пьесы или отрывки из музыкальных произведений. Вначале они могут быть несложны, главная задача здесь – в быстром освоении незнакомого музыкального материла.

В дальнейшем, когда ансамбль будет иметь в своем репертуаре уже несколько пьес, план построения занятий несколько видоизменяется. В первый час наряду с игрой упражнений и чтением с листа разучиваются новые музыкальные произведения, а второй час целиком уделяется отработке, «отделке» пройденного и текущего репертуара, причем особое внимание участники обращают на художественно-выразительную сторону исполнения.

Некоторые преподаватели считают, что достаточно прослушать запись произведения, следя глазами по партитуре, или ознакомиться с произведением, воссоздав внутренним слухом звучание музыки, чтобы быть готовым к проведению учебной работы с ансамблем. Однако это не так. Лишь проигрывание ансамблевой партитуры на инструменте позволяет педагогу наиболее полно усвоить материал. Если педагог не владеет баяном настолько, чтобы исполнить все произведение в необходимом темпе, то можно проиграть отдельные партии частями в замедленных темпах. Ибо музыка, воспроизведенная на инструменте самим преподавателем, укладывается в его сознание легче и прочнее. Кроме того, становятся видны все трудности, которые могут встретиться в работе учащихся, и педагог может заранее подготовить каждого ансамблиста к преодолению этих трудностей. Проигрывая произведение, нужно стремиться воспроизвести все динамические и агогические оттенки и фразировку, которые будут требоваться от участников ансамбля. Необходимо также научиться свободно и выразительно петь каждую партию ансамбля и общую мелодическую линию произведения с обязательным тактированием. Тщательно анализируя избранное произведение, преподаватель должен определить его форму, тональности, выявить главные и побочные темы, частные и главную кульминации, установить темп. Лишь в результате такого кропотливого труда он может составить план работы ансамбля над художественным произведением.

II.4. Особенности ансамблевого музицирования

  1. Технические навыки

Немало важной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей. Раскрытие содержания требует от ансамблистов овладения всеми элементами техники исполнения. Поэтому работа над техникой связывается с художественными задачами и постепенно становится все более осмысленной, увлекательной. Это вовсе не отрицает того, что на данном этапе разучивания произведения техника является главной задачей. Однако уже здесь следует уделять внимание художественной стороне, а на последующих этапах художественной работы – совершенствованию технического исполнения.

Чтобы развивать технику игры, необходимо систематически, ежедневно упражняться: играть гаммы, арпеджио, отрывки из разучиваемых пьес, различные этюды. Если те или иные места не удаются, полезно построить на этом материале упражнение в этюдной форме. Безостановочное проигрывание пьесы от начала до конца, множество раз, как это делают некоторые баянисты, приносит больше вреда, чем пользы. Такая игра, как правило, осуществляемая без нюансировки, без исправления ошибок, приводит к тому, что произведение искажается, а сам исполнитель воспроизводит его чисто механически. Даже хорошо выученные места в таких случаях неряшливо. Чтобы предупредить подобное «заигрывание», рекомендуем не приступать к исполнению ансамблями, прежде чем каждый исполнитель не отработает тщательно свою партию.

Приведены ниже несколько вариантов упражнений.

Перед разучиванием произведения необходимо овладеть основными приемами ансамблевой игры.

Упражнение 1. Проигрывание гаммы наряду с другими упражнениями в начале занятий развивает, укрепляет и поддерживает в необходимой форме мышечный аппарат исполнителей. Кроме того, такое упражнение собирает внимание, обязывает следить за ровностью звука и за темпом. Придерживаясь указанной аппликатуры и порядка движения меха, рекомендуется следить за динамическими оттенками. Кроме предложенной гаммы до мажор можно играть мажорные и минорные гаммы в трех позициях.

Упражнение 2. Здесь поочередное вступление голосов. Каждый исполнитель должен следить, чтобы не пропустить свое вступление.

Упражнение 3 и 4. При исполнении этих примеров нужно обратить внимание на гармонию, которая дается здесь в арпеджированном виде. Пример 4 – продолжение и развитие 3 упражнения.

В трио баянистов наряду с общими репетициями всего состава, полезно заниматься и отдельно: первому баянисту со вторым, первому с третьим, второму с третьим. Это способствует более быстрому и прочному усвоению материала. На общих репетициях одному из исполнителей следует время от времени прекращать игру, чтобы послушать своих партнеров, контролируя со стороны, как звучит произведение. Когда будут достигнуты определенные результаты, полезно записать исполнение на магнитофон. Прослушав пленку, можно легче обнаружить, а затем исправить свои ошибки. Как показала практика, магнитофон – хороший помощник в работе музыкантов.

Любой самодеятельный коллектив баянистов, так же как и профессиональный, должен иметь план работы на три месяца (квартал) или полугодие. Задача этого плана – способствовать дальнейшему музыкальному развитию каждого участника ансамбля, с учетом его подвинутости и способностей.

  1. Репетиционная работа с ансамблем

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Все известные сборники пьес для ансамблей баянистов адресованы учащимся 3 – 5 классов, уже обладающим всеми необходимыми умениями и навыками, о которых говорилось выше. Практика показывает, что учить играть вдвоем нужно начинать с самых первых шагов обучения игре на баяне и воспитывать навыки ансамблевого музицирования необходимо на протяжении всего времени обучения в музыкальной школе. Освоение первоначальных навыков игры в ансамбле происходит с первых шагов обучения в инструментальном классе. В начале – это ансамбль ученика и педагога, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются: простейший аккомпанемент поручается самому ученику, для того, чтобы научить его гибко сопровождать мелодию, исполняемую педагогом. Помимо этого существует практическое исполнение учеником под «минусовку». В процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые навыки: “солирования” - когда нужно ярче выявить свою партию, и “аккомпанирования” - умения отойти на второй план ради единого целого. Для первоклассников, не обладающих необходимыми исполнительским навыками, проводились занятия в игровой форме, где оба ребенка вместе должны были выполнить задания, затем ритмические упражнения.

Например:

проговаривая слова песенки, прохлопать ритм;

проговаривая слова, прошагать;

шагать и хлопать ритм.

Такие задания можно варьировать: один ребенок шагает, другой прохлопывает слова песни и т.п. Конечно же, такие упражнения нравятся детям.

К основным ансамблевым навыкам можно отнести “чувство партнера”, умение слышать солиста и помогать ему в воплощении исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных и коллективных игровых действий.

Важнейшими требованиями для совместной игры являются одинаковые ощущения характера и темпа произведения. Игра в ансамбле требует от учащихся также умения передавать партнеру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальной ткани.

При подборе членов ансамбля педагог должен тщательно продумать распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям учащихся. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать ее и просто плохо исполнять, во втором – он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. И то и другое, естественно, не может способствовать формированию ансамбля, как художественного коллектива.

К первым шагам «ансамблевой техники» начального обучения

относятся: особенности посадки, способы достижения

синхронности при взятии и снятии звука; логически выстроенная смена меха, равновесие звучания в удвоении и аккордах, разделённых между партнерами, согласование приемов звукоизвлечения; передача голоса от партнера к партнеру; соразмерность в сочетании нескольких голосов.

Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике очень тесно между собой связаны. Порой трудно выявить, где кончается один этап и начинается другой. Но для более четкого определения частных задач и конечной цели работы ансамбля над произведением вполне оправданно такое условное разделение процесса:

  1. Знакомство ансамбля с произведением в целом;
  2. Техническое освоение выразительных средств;
  3. Работа над воплощением художественного образа произведения.

Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционально впечатления от произведения в целом. Здесь педагог должен познакомить учащихся с создателем произведения (будь то композитор или народ); эпохой, в которую оно возникло; стилистическими особенностями письма и требуемой манерой исполнения; характером произведения, его формой, основными темами. Эту беседу следует построить очень живо, интересно, приводя для иллюстрации фрагменты произведения в собственном исполнении или в звукозаписи. Необходимо предупредить участников коллектива о трудностях, с которыми им предстоит встретиться, и сообщить о путях преодоления этих трудностей. Приступая к первому этапу работы над ансамблем, педагог должен, прежде всего, рассказать об исполняемом произведении, дать учащимся общее представление о характере его музыкального содержания, форме, о значении и функции каждой партии, познакомить с автором. Затем педагог переходит к разбору нотного текста. Ему необходимо установить, что является главным, а что второстепенным. От того, насколько правильно понято произведение, во многом зависит успех дальнейшей работы.I.1. Создание первых ансамблей баянистов 70-х годов XIXвека. ………….....5
I.2. Возникновение академического ансамблевого искусства игры на баяне в 20-30-х годах. …………………………………………………………………….6
I.3. Развитие ансамблевого искусства в послевоенные годы. ………………....7
I.4. Баянное ансамблевого искусства период конца 50-60 годов; 1970-2000 годов. ………………………………………………………………………………8
I.5.Развитие ансамблевого искусства современного периода. .........................10
Глава II. Основные методы работы с ансамблем. Воспитание основных навыков ансамблевого музицирования на начальном этапе…………….12
II.1. Роль руководителя…………………………...…………………………......12
II.2. Комплектация учеников……………..……………………………….…....17
II.3. Учебно-воспитательная работа в ансамбле………………………………20
II.4. Особенности музицирования. …………………………………………….25
1) Технические навыки. ………………………………………………………...25
2) Репетиционная работа с ансамблем. ……………………..…………………29
II.5. Подбор репертуара……………………………………………………........36
II.6. Разбор произведений……………….……………………………………...37
II.7. Генеральная репетиция……………………….……...……………….…...41
II.8. Концертное выступление………………………….……………………....43
Заключение ……………………………………………….…………………….45
Список литературы…...………………………………….………………….....47

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - детская школа искусств

п. Ивня

Методический доклад:

Преподаватель

Фортепианного отделения

Елизарова О.О.

2012 г.

Тема: «Работа над ансамблем в младших классах»

Цель: Развитие способностей к «чувствованию» искусством, умению разделить чувство другого, предугадать возможные импровизационные нюансы.

Актуальность: Игра в ансамбле - лучшее средство в приобщении ребенка к занятиям музыкой.

Вопросы для обсуждения:

1. Репертуар ансамблевой музыки на современном этапе:
. ■ для домашнего музицирования;

    для интенсивного обучения;

    для концертных выступлений.

2. Психологический фактор при выборе партитуры.
3. Этапы работы над ансамблем.

В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, кино, телевидение, звукозапись постоянно воздействует на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, совершенно естественно, легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего их мира.

«Если внимательно проанализировать,- писал авторитетный советский педагог Сухомлинский,- то, что в житейском плане называется счастьем и несчастьем, удачей и неудачей... всё это основывается на культуре человеческих отношений, на умении управлять своими желаниями, сообразуя и согласуя их с желаниями других людей. Никто из них не имеет права забывать, что рядом с ними находятся другие люди, и что каждый поступок одного человека неизбежно отражается на окружающих. Воспитание культуры человеческих отношений, культуры желаний Сухомлинский считает, исключительно важной задачей педагога.

Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле.

Участников ансамбля объединяет стремление к общей цели. Творческое переживание трансформируется при игре в ансамбле в сопереживании, подразумевающее полную эмоциональную «солидарность» партнеров.

Музыка-форма несловесного общения. Ансамблист должен обладать особой способностью к «чувствованию» -искусством не только понять и разделить чувство другого, рядом играющего, но и предугадать возможные импровизационные нюансы.

Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музицирования, которым занимались во времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом; занимаются и поныне. В этом жанре писали сочинения почти все выдающиеся мастера. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений. Педагогическая ценность этого вида совместного исполнения недостаточно познана, и поэтому он слишком редко используется при преподавании. Между тем игра в четыре руки ставит перед исполнителями те же требования, что и ансамблевая игра в других инструментальных жанрах.

Начиная в классе фортепианного ансамбля изучать игру с партнером юный пианист встречается с основными эстетическими проблемами не умозрительно и не в общежитейском плане, а сугубо профессионально, в сфере наиболее для него увлекательной. Воспитание и обучение сливаются воедино. Овладевая ансамблевыми навыкам, учащийся развивает драгоценные нравственные качества. И совершенствуя характер, создает необходимые предпосылки исполнительского искусства.

Дружеское общение с партнером, обмен мнениями, коллективный труд мобилизует творческую волю, готовность к восприятию и действию, обогащают фантазию пианистов, подсказывая решения, которые могли быть и не найдены с самим собой.

При совместной игре немалое значение имеет выбор партнера.
На уроке обычно с учеником играет преподаватель. Как правило, в пьесках для начинающих первая (верхняя) партия является одноголосной, а вторая - басовая, предназначенная для преподавателя,- содержит гармоническое дополнение или сопровождение. Верхняя партия имеет ведущее значение и требует поэтому от ученика полного звука и уверенности. Многие малолетние или малоодаренные ученики привыкают к одновременному звучанию только после частой совместной игры и при исполнении пьески полностью уступают ведущую роль басовой партии. Музыкальному же ребенку очень нравится роль «примадонны», и нередко он музицирует намного выразительнее, чем при двухручной игре.

К сожалению, для начального обучения имеется, очень мало литературе, в которой нижняя партия была бы настолько легка, чтобы ее мог исполнять ученик. Поэтому нужно использовать каждую такую возможность для того, чтобы меняться ролями. Играя вторую партию, ребенок учится сопровождению и упражняется в приглушенном звучании и мягком исполнении басов. Самым главным в таком союзе преподаватель-ученик является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое наиболее естественным образом. Поскольку первой партии обычно принадлежит ведущая роль, ученик в музыкальном отношении может чувствовать себя равным учителю. Он учится слушать, включаться в ансамбль и под этим впечатлением с большей ответственностью исполняет свою сольно-тематическую часть.

Однако рекомендовать следует не только совместную игру преподавателя и ученика. Самое прекрасное, если с ребенком регулярно музицирует кто-то из членов семьи. Это видно по той радости, какую детям доставляет такое музицирование, и по той охоте, с которой они этим занимаются. Они играют свою партию уверенно, ритмически четко и привыкают даже преодолевать маленькие «промахи».

Этот психологический фактор играет важную роль и при совместной игре двух учащихся. Партнерами в этом случае выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. И поскольку каждому из них не хочется скомпроментировать себя перед другим, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.

Знание партии, даже отличное, еще не делает пианиста партнером. Он становится таковым лишь в процессе сложной и очень своеобразной работы с другим учащимся.

При совместной игре нужно избрать медленный темп, чтобы избежать частых запинок и перебоев. Оба играющих сообща разбирают каждое созвучие, каждую структурную частицу и находят им место в форме целого; все наиболее важное должно выделяться достаточно выпукло, второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем С этой целью рекомендуется такое упражнение: каждый из партнеров играет только одной рукой. Можно прорепетировать отдельно оба ведущих голоса (например, сопрано и тенор при параллельном двухголосии) или же крайние голоса - бас и сопрано, или темы в разных голосах, или одни мелодии - без баса и других сопровождающих голосов и т.п. Каждый из исполнителей должен внимательно и критически вслушиваться во всю многообразную динамику ансамбля. Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре руки. Вначале здесь может помочь метроном, позднее необходимо достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которая обеспечивает одновременность и согласованность игры. Пока пьеса основательно не разучена, длительные паузы (в несколько тактов) следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступление.

К задачам совместной тренировки относится также и точное распределение падали, что устанавливается обоими партнерами. Она обслуживается главным образом исполнителем нижней партии, где она и должна, быть в таком случае обозначена. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, так как из- за неумелогоприменения педали фактура басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести еще большую тяжеловесность.

Такого рода тщательное и напряженное разучивание превращает игру в четыре руки в нечто большее, чем простое музицирование. В музыкальной литературе имеется множество оригинальных четырехручных произведений, которые безусловно заслуживают таких интенсивных занятий.

Вполне естественно, что при игре в четыре много и охотно играют с листа. Поскольку слишком частые остановки портят радость от игры с листа, мы избираем музыкальный материал для этого значительно более легкий (по уровню на 1-2 учебных года ниже), чем то, что разучивается на уроках в настоящее время.

Учащийся должен постараться по возможности шире охватить в общих чертах свою партию и воспроизвести на клавиатуре наиболее важное. Прежде всего нужно сосредоточиться на метрической стороне, заранее охватывая счет последующих тактов. Счет нередко помогает дальнейшему чтению. Можно, пожалуй, утверждать, что при этом чувство ритма подвергается особенно хорошей проверке. Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстрее ориентироваться и вновь включаться в игру.

Нельзя не отметить, что многие педагоги высказываются против игры в четыре руки. Несмотря на все старания сохранить прозрачность фортепианной фактуры, не всегда удается достичь нужного звукового эффекта, так как из-за большого диапазона часто возникает слишком плотное и перезагруженное звучание. Такая грузность производит неприятное впечатление и вызывает отрицательное отношение у учителей к игре в четыре руки.

Игра в четыре руки в начальном обучении также часто отвергается и из-за технических причин. Считают, что несколько стесненное положение исполнителей может отрицательно повлиять на посадку играющего.

Однако эти недостатки столь незначительны по сравнению с преимуществами, что избегать игры в четыре руки вовсе не стоит.

Тем более что последняя составляет лишь небольшую часть всей учебной работы.

Очень желательно было бы чаще видеть в учебных помещениях нашей школы два инструмента могли музицировать с детьми на двух фортепиано, как это себе представлял Бела Барток в « Микрокосмосе»,-большего и пожелать нельзя.

Используемая литература:

1.Ян Достал « Ребенок за роялем».

2.Криста Хольцвейссиг « Игра в четыре руки».

3.Михаил Соколов « Ансамбль для начинающих».

МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1» г. Балашова

«Работа над ансамблями, как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей с замедленным музыкальным восприятием».

Проблема музыкального развития детей со средними природными данными не является новой.

А. Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее обучение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов. Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами - музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень немногих.»

Никто не встречал 6-ти летнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием чуда, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их собственными руками. И только от нас, преподавателей, зависит, как мы сможем этим запасом детского восторга.

Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни.»

В течение многих лет работы я постоянно стремлюсь вложить свою частицу в направление моих учеников на путь истинный, пробудить в них понимание того, насколько прекраснее и богаче становится жизнь, когда любишь музыку.

К каждому ребенку надо найти свой особый подход. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. В наше время музыка широко проникает в сознание детей.

Радио, телевидение, кино, компьютер постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего детства дети привыкают к музыке, естественно и легко ее воспринимают ее и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира.

В начале занятий ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле учитель - ученик. Даже играя одну ноту, ребенок знакомится с названием клавиш, с диапазоном фортепиано, осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, а также первоначальные игровые движения. Попутно у детей развивается и звуковое воображение: начинающие легко имитируют звуки башенных часов, призывы кукушки, эффекты эха, крики животных.

Прежде всего надо показать ученику на фортепиано ми 1-ой октавы, до 1-ой октавы и научить естественным движением и собранной рукой равномерно извлекать этот звук 2-ым или 3-им пальцем.

Например: «Родина слышит» Д. Шостаковича, «Песня о Родине» И. Дунаевского и др. Можно привести много других интересных примеров, используя сборники: Н. Соколовой «Ребенок за роялем», В. Игнатьева «Я музыкантом стать хочу», Милич «Ребенок за роялем» и другие. Естественно, что данные примеры, как и все последующие, играются учеником без изучения нотной грамоты.

После того, как дети начнут играть по нотам, партия ученика постепенно усложняется.

Г. Нейгауз писал: «С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование. Совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу ощущают радость непосредственного восприятия, хотя и крупицы, но искусства.

То, что ученики играют музыку, которая у них на слуху, несомненно будет побуждать их как можно лучше выполнять свои музыкальные обязанности. А это и есть начало работы над художественным образом, работа, которая должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано.»

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Если дети уважают и ценят друг друга, то занятия проходят более результативно – ребята чаще встречаются, интенсивнее репетируют.

Благоприятный морально – психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.

Начинать занятия надо с доступных детям произведения, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше выучить несколько несложных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.

Надо посвящать часть урока чтению с листа несложных произведений. Часто старший ученик, пришедший на урок, аккомпанирует младшему, читая свою партию с листа. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.

Под синхронностью ансамбля понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.

Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Ансамблист в таких случаях «уходит» от партнера, опережая его или отставая.

Малейшее нарушение синхронности при игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.

Игра в ансамбле помогает ребенку преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.

Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Она помогает раскрыть общий характер музыки, ее эмоциональное содержание, показать конструктивные особенности формы произведения.

Признавая существенную роль динамики в исполнении, не следует забывать и о других средствах выразительности.

Выбор того или иного штриха всецело зависит от музыкального содержания и его толкования учеником.

Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения.

Аккомпанемент - это одно из средств приобщения ученика к живому музицированию.

Важно культивировать все доступные виды активной музыкальной деятельности учеников. Пение, звуки скрипки, виолончели , флейты –все это обогатит его внутренний мир.

Очень полезно организовать ансамбль с певцом. Роберт Шуман в своих «Записках» советовал чаще аккомпанировать певцам для того, чтобы пианисты тоньше ощутили дыхание музыкальной фразы, столкнулись с особым типом звуковедения – длительной распевностью, протяженностью звука фразы, огромной ее гибкостью.

Учащиеся должны знать кроме своей партии и сольную партию. Когда играешь в ансамбле, надо слышать «дыхание» партнера, вовремя брать и снимать паузы, точно попадать во вступление и т. д. Очень помогает в работе когда просматриваешь и затем проигрываешь партию партнера. Это приносит пользу, особенно, если в это время пытаешься напеть свою партию. Можно на время поменяться местами, пытаясь с листа поиграть вторую партию. Это очень помогает при игре в ансамбле.

Надо развивать в детях умение сыграть ярче свою тему, если это необходимо, и уйти в «тень», когда играешь аккомпанемент .

Замечено, что игра в ансамбле дисциплинирует детей, они начинают больше общаться, находят общие интересы.

Ребята чаще собираются вместе, больше репетируют и, конечно, результат исполнения становится гораздо выше.

Занятия по аккомпанементу важны и для расширения динамического диапазона пианиста. Каждый аккомпанемент следует играть с разной силой звука, фразировкой, плотностью, выделением низких или высоких регистров фортепиано.

Одним из интереснейших разделов в работе с учеником является работа в камерном ансамбле, т. е. ансамбль с участием смычковых инструментов. Здесь объединяются инструменты с различными динамическими возможностями.

Особое значение приобретают три звучания:

1) Каждого инструмента в отдельности,

2) В ансамбле,

3) Всего ансамбля.

Выбор того или иного штриха зависит от музыкального содержания и его истолкования исполнителем. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в некотором тексте обозначаются с помощью лиг, точек, черточек, акцентов, словесных указаний. Лиги в партиях струнных инструментов, поставленных авторами из соображений удобства исполнения, можно назвать «смычковыми». Они носят сугубо технический характер. «Смычковая «лига не исключает возможности в перерыве звучания, паузы, а ее отсутствие - непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Лиги могут определить строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива. Такие лиги обычно называют «фразировочными» или смысловыми.

Хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы в ансамбле, чтобы творческая инициатива всегда оставалась за учеником.

Да, хочу напомнить о выборе ансамбля. В наше время появилось много сборников, в которых можно разыскать множество ансамблей на любой вкус и любой сложности. Но не следует забывать и о старых, добрых, классических ансамблях, таких композиторов как Моцарт, Бетховен, Григ, Чайковский, Бородин, Мусоргский, Калинников, Серов, Ребиков и многих других не менее известных авторов. Необходимо дать инициативу выбора ансамбля самому ученику. Пусть он сам предложит свой вариант ансамбля, тогда ему будет гораздо интереснее работать над произведением и, возможно, в этом случае, исполнение станет более результативным.

В заключении хотелось бы напомнить еще раз, что задача педагога - развивать и активизировать творческое начало личности ребенка.

Список литературы:

2. Е. Смолина. Современный урок музыки. Академия развития, 2006 г.

3. Т. Юдовина-Гальперина, Музыка и вся жизнь С-Пеьербург, «Композитор», 2005 г.

4. . Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано. Классика ХХI., 2003 г.

5. В. Крюкова. Музыкальная педагогика, «Феникс», 2002 г.

6. В. Милич. Воспитание ученика-пианиста. Киев, «Музычна Украина», 2002 г.

7. Г. Цыпин, Музыкант и его работа. М., Советский композитор, 1988 г.

8. Зеленин, «Работа в классе ансамбля».Минск, 1979 г.


Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»

Методическая разработка:
« Работа над ансамблями как
одна из форм развития
интереса в обучении музыке
детей со средними данными.»
Преподаватель первой
квалификационной категории
Рапецкая Лариса Викторовна

Добрянка
2010 г.

Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Цель обучения ансамблевого музицирования:

Воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров.

Основные задачи:

Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов.

Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».
Никто не встречал шести-, семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить стимулом к кропотливой работе всех преподавателей. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя- музыканта нечем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного», - говорил некогда Вальтер. Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходиться наблюдать обратную картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Одним из интереснейших разделов в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, т.е. ансамбль с участием смычковых инструментов.
В камерных ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений. Особое значение приобретают три звучания:
-каждого инструмента в отдельности;
-в ансамбле;
-всего ансамбля.
Если первое не требует пояснений, то второе имеет одну существенную особенность: оно определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Звук ведущей партии будет более интенсивным, чем звук сопровождения; при прозрачной фактуре он будет иным, нежнее, чем при плотной. Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в ансамбле зависят от штрихов отдельных партий. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Занимаясь камерным ансамблем, т.е. ансамблем с участием смычковых инструментов, педагогу надо внимательно отнестись к смычковым лигам, которые иногда целесообразно изменить в соответствии со смычковым логическим построением фразы, ее динамикой. Смычковая лига не исключает возможности и перерыва звучания, паузы, а ее отсутствие – непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Пианисты понимают, что такие лиги не обусловливают обязательного снятия руки в конце каждой фразы и обычно мысленно объединяют несколько коротких лиг в одну общую.
Однако лиги имеют другое, гораздо более важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива.
Такие лиги обычно называют «фразировочными» или «смысловыми».
Живая фраза - это искусство агогики. Естественно «дышащая» пьеса как ощущение целого – это логичная агогика, не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу и вытекать одно из другого: метр появляется из сопротивления темпу, агогика – из сопротивления метру, темп – при обуздании метра и агогики.
Для успешного усвоения всех этих задач возможно применение синтезатора на уроках.
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль – самая трудная задача в процессе обучения, и синтезатор здесь – незаменимый помощник. Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент.
Какие же возможности открываются при использовании синтезатора на уроках? Струнные, духовые инструменты получают возможность звучания с аккомпанементом различными вариантами ансамблей, стилями и ритмами.
Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом, причем с варьируемыми ритмами, даст несравнимо большие навыки ансамблевой игры, нежели игра под аккомпанемент концертмейстера. Примером может служить произведение на известные французские мелодии (обработка Морозовой С. И.)
«Попурри».
Для основной массы учеников школы исполнение сольных концертов с оркестром на сегодняшний день остается недостижимой мечтой. Здесь синтезатор мог бы помочь: если и не полностью имитировать оркестр через воспроизведение компьютерного Midi файла, то создать иллюзию оркестрового ансамбля, записав партию оркестра в память.
Концерты классных ансамблей, которые есть у каждого педагога школы, могут превратиться в настоящие «художественные вечера», удивляя разнообразием возможностей. Игра в ансамбле с различными тембрами синтезатора возможна даже для начинающих учащихся. Спандевеккиа. Добрый жук.
Искусство «живой» игры на синтезаторе в концертной практике, когда все звуки рождаются исполнителем непосредственно в момент исполнения, - состоит из двух этапов.
1) Подготовка синтезатора для исполнения конкретного произведения, которая включает выбор необходимых стилей и тембров. Создание и занесение в регистрационную память настроек для всех частей формы музыкального произведения.
2) Умение играть нужным для каждого тембра фактурой и штрихами, умение точно переключиться с одной настройки на другую, создавая драматургически выстроенное по форме музыкальное произведение.

Для концертного использования любого репертуара требуется творческое отношение учеников и преподавателя к выбранному материалу.
Автоаккомпанемент синтезатора – это главный помощник, который полностью подчиняется исполнителю. Придумать для него роль в каждом конкретном произведении – задача ученика и педагога.
На основе репертуара проходит закрепление различных видов гармонии, полифонии, метроритма, фактуры. В репертуаре учащихся должны найти место произведения русских и зарубежных композиторов, композиторов-классиков. В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ученика.

Литература: В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика».
Г.М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности».
В.Г. Пешняк «Курс игры на синтезаторе».
И. Шавкунов «Методика игры на синтезаторе».
Полный текст материала Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Пода Ирина
Использование синтезатора в работе со смешанным ансамблем в ДШИ в процессе музыкально-творческого развития школьников

Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия XX века отразилось во всех сферах человеческой деятельности. Не избежала влияния технического прогресса и музыкальная культура . Современную жизнь сопровождает безбрежный поток самой разной музыки . Научить подрастающее поколение ориентироваться в этом разнообразии жанров и стилей, привить детям с самого раннего возраста хороший музыкальный вкус – вот что является главным направлением всей сегодняшней профессиональной музыкальной педагогики .

Одной из задач нового этапа развития стало преодоление разобщения двух компонентов культуры : классического наследия и современных технологий, путем их взаимообогащения и создания целостной культуры на новом этапе развития цивилизации . В связи с этим актуальным становится привлечение средств мультимедиа в процесс совершенствования профессиональной подготовки музыкантов . Введение интерактивных технологий в процесс музыкально-творческого развития школьников давно стало непременным условием развития педагогической практики.

Игра в ансамбле музыкально-творческого развития школьников в процессе обучения в ДШИ . Приобщение к музыкальной культуре посредством знакомства с разнообразной музыкой , с творчеством композиторов разных стран и эпох, формирование основных музыкальных способностей в процессе коллективного исполнения – вот основная цель музыкального обучения в классе ансамбля .

Новизна предложенной разработки заключается во внедрении интерактивного принципа музыкального обучения в педагогическую практику музыкантов , посредством использования синтезатора в составе смешанного ансамбля . Такой дифференцированный подход к обучению позволяет наиболее широко ознакомить учащихся с основными компонентами музыкального языка и средствами музыкальной выразительности .

Включение симфонических и народных инструментов в состав смешенного ансамбля расширяет тембровую палитру, увеличивает динамический размах звучания, более активно развивает музыкальные способности учащихся, способствует формированию широкого круга интересов и воспитанию художественного вкуса в целом. Единая природа всех этих инструментов обуславливает общность задач обучения :

1) Освоение исполнительской техники ;

2) Овладение навыкам игры в ансамбле ;

3) Изучение художественных возможностей наличного инструментария;

4) Совершенствование в практической музыкально - творческой деятельности;

5) Ознакомление с основными компонентами музыкального языка ;

6) Получение базовых теоретических знаний.

Основной организационной формой учебного процесса являются групповые занятия и самостоятельная домашняя подготовка, а способом проверки результатов – участие в концертных выступлениях, фестивалях и конкурсах.

В перспективе данный метод работы со смешенным ансамблем может стать одним из самых действенных способов развития музыкально -творческих способностей учащихся. Степень его практической реализации очень высока, так как наличие в каждой школе искусств одного или нескольких ярких, мобильных концертных коллективов отвечает современным требованиям, предъявляемым ко всем педагогическим коллективам города. В целях обмена опытом, а так же дальнейшего распространения в других образовательных учреждениях данного метода и была написана эта работа .

Особенности работы со смешанным ансамблем .

Многие выдающиеся педагоги, музыканты и философы отмечали ведущее значение творческого начала в музыкальном воспитании . Развитие музыкально -творческих навыков является необходимейшим этапом наряду с исполнением и слушанием музыки (Б. Асафьев) . Вместе с тем в сложившейся практике массового музыкального образования внимание уделяется главным образом развитию музыкального восприятия , а детское творчество трактуется лишь как исполнительское .

В системе дополнительного образования это можно объяснить целым рядом причин. Во-первых, это отсутствие направленности на формирование способностей к музицированию, подчинение практики ученика задачам формирования частных исполнительских способностей . Во-вторых, освоение традиционных механических инструментов требует значительных затрат времени и сил на освоение технических задач, отодвигая таким образом творческую работу на второй план . И, наконец, третьей причиной можно назвать недостаточность и бессистемность педагогических разработок в данной области .

Слушание музыки , пение в ансамбле или хоре , игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкально -творческой деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько квалифицированно и умело они применяются. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте.

Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно» . «Все жанры хороши, кроме скучного» , - говорил некогда Вольтер. Если педагогу удается вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, – необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

Мы знаем, что ансамбль это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена и при любом уровне владения инструментом. В каждой школе искусств существует множество разнообразных ансамблей , начиная с дуэтов и заканчивая массовыми сводными коллективами. Но зачастую они формируются по классическим принципам (струнные ансамбли , духовые, народные, фортепианные и вокальные, что продиктовано академической программой. Такой подход уже давно устарел, необходимо искать новые методы работы с инструментальными коллективами, одним из которых может стать создание смешанных ансамблей . В состав подобных коллективов могут войти любые инструменты : клавишные, струнные, духовые, электроакустические. Здесь все будет зависеть от выдумки, творческой фантазии и изобретательности руководителя, естественно, ограниченной здравым смыслом и практической целесообразностью. В качестве примера можно привести несколько наиболее часто встречающихся составов смешанных ансамблей :

1) аккордеон, флейта, скрипки, синтезатор ;

2) скрипки, флейты, синтезатор ;

3) баян, домра, синтезатор ;

4) фортепиано, флейта, синтезатор ;

5) домра, флейта, синтезатор ;

6) фортепиано, аккордеон, синтезатор и т . п.

Кроме инструментального состава, подбор участников ансамбля должен осуществляться и по уровню подготовленности учащихся. Участники ансамбля должны быть равны по своей музыкальной подготовке и владению инструментом, в этом случае занятия проходят более результативно и интенсивно. Необходимо учитывать и морально-психологический климат в коллективе, только благоприятные межличностные отношения участников ансамбля станут залогом успеха.

Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки : неумение держать темп, метр, соблюдать ритм, агогику. Для более успешного усвоения этих задач возможно применение в смешанном ансамбле синтезатора . Его многотембровость, звуковые эффекты, автоаккомпанемент приближает звучание камерных ансамблей к оркестровым коллективам, а ритмические сбивки, заложенные в его памяти, оживляют звучание, придают ему блеск и импровизационную непосредственность.

Воспитание чувства ритма и тембрового слуха – самая трудная задача в процессе обучения . Играя в ансамбле с синтезатором струнные , духовые, клавишные инструменты получают возможность звучания с различными вариантами ансамблей , стилями, ритмами. Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом дает несравнимо большие навыки ансамблевой игры , нежели игра под аккомпанемент концертмейстера.

Одним из важнейших качеств ансамбля является синхронность, то есть совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей . В области темпа и ритма индивидуальность исполнителей сказывается очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность, что тут же улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение и гармония искажаются. В решении этой проблемы важную роль может сыграть использование синтезатора . Задаваемый им единый темп, метр, ритм поможет лучше организовать совместное исполнение и послужит важным инструментом при создании аранжировки. В качестве примера можно привести пьесу Р. Бажилина «Бабочки» .

Так же немаловажно при игре в игре ансамбле соблюдение штрихов . Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли , нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. В смешанном ансамбле , в состав которого входят клавишные, струнные и духовые инструменты, необходимость работы над штрихами становится важнейшим приоритетом. Единство звучания в каждой отдельной партии и в ансамбле в целом определяет строение музыкальной речи , ее «синтаксис » . Использование сочетания различных технических приемов, характерных только для определенного вида инструментов, лишь украсит звучание ансамбля и придаст яркость общему художественному замыслу. Например, использование в партии аккордеона приема игры мехом в пьесе Р. Бажилина «Танец лягушат» .

Не маловажную роль в создании художественного образа играет построение единой фразировки. «Фразировочные» или «смысловые» лиги должны подчиняться общему творческому замыслу, живая фраза – это искусство агогики. Грамотное интонирование мотивов, выстраивание развития музыкальной мысли , подчинение развития каждой партии общему художественному замыслу – вот задачи которые должен ставить перед собой педагог-руководитель ансамбля . Примером можно назвать французский вальс «Anette» . Таким образом, работа над единым звучанием ансамбля помогает индивидуальному творческому развитию каждого участника . Однако все музыкально- исполнительские трудности , преодолеваемые педагогом-руководителем ансамбля на практике , являются лишь инструментами для выполнения более важных задач ставящихся в процессе обучения игре в ансамбле .

Одной из немаловажных составляющих процесса работы с ансамблем является подбор репертуара. Необычайное многообразие и постоянное обновление звукового материала не должны затруднять его выбор. В репертуар школьного ансамбля можно включить музыку самых разных жанров : классическую, народную, эстрадную. Каждый педагог должен опираться на свой художественный вкус и здравый смысл, ведь не все произведения будут звучать в переложении для детского смешанного ансамбля одинаково хорошо . Особенно это касается классических произведений, ведь их аранжировка требует бережного отношения и должна опираться на академические каноны, как например, в пьесе Ж. Оффенбаха «Баркарола» и в Хоре из оперы «Набукко» Дж. Верди. Важность обращения к классическому репертуару обусловлена, прежде всего, его художественной ценностью. Обращение к классике обогащает музыкальный и эстетический кругозор ученика.

Введение в состав смешанного ансамбля клавишного синтезатора позволяет в значительной мере расширить репертуарный список, включив в него целый пласт музыкального материала , ранее не использованного в процессе академического обучения. Это так называемая популярная эстрадная музыка . Своими корнями этот музыкальный стиль уходит далеко в глубь веков. По большому счету родоначальницей всей современной популярной музыки можно считать музыку народную , так как оба эти жанра работали в одном направлении – были призваны заполнять досуг, развлекать или служить каким–либо другим прикладным целям. Наиболее яркие популярные мелодии – современные или прошлых лет могут войти в репертуар современного детского инструментального коллектива.

В XX веке композиторами было создано огромное количество музыкальных произведений эстрадного направления. Это : эстрадные песни, танцевальная музыка , музыка кино . Знакомство с этими жанрами просто необходимо для расширения творческого кругозора учащихся, ведь на индивидуальных занятиях они осваивают только классический музыкальный репертуар . Исполнение произведений эстрадного направления призвано обогатить концертную программу инструментального коллектива, так как на любом концерте гораздо интересней услышать знакомую музыку , чем полифонические произведения или сонатины. Так, например, в репертуаре ансамбля «Карнавал» нашей школы эстрадные произведения занимают большую часть : Французский вальс «Annete» , музыка к к/ф «Le jouet» В. Косма, музыка к к/ф «Долгая дорога в дюнах» Р. Паулса, «Французский визит У. Ютила, Бразильская самба «Amapola» и др.

В заключение следует сказать, что начинать занятия в классе ансамбля следует с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы . Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем нудно повторять одну сложную, так и не добравшись до ее творческой интерпретации.

Задачи педагога-руководителя ансамбля далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста. Помимо чисто исполнительских функций они включают в себя еще и функции инструментовщика (выбор тембра инструментов, аранжировщика (уточнение фактуры, выбор стиля автоаккомпанемента, мест ритмических отыгрышей, звукорежиссера (установка правильного баланса голосов , подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка и уточнение нотной записи музыки ) . С использованием синтезатора открывается широкий простор для творчества. Высокое качество звучания при относительно несложной технике игры, возможность лучше понять логику музыкальной мысли , яснее почувствовать художественный образ – все это делает синтезатор особенно привлекательным в работе со смешанным ансамблем . Встроенные в память синтезатора многочисленные виды автоаккомпанемента позволяют облагородить звучание легких жанров, а эскизность изложения нотного текста служит отличным стимулом для творческих поисков. Здесь перед педагогом-руководителем встает проблема создания оригинальных аранжировок.

Остановимся подробнее на этой наиболее сложной и наименее изученной проблеме. Аранжировкой называется переложение музыкального произведения для иного по сравнению с оригиналом состава исполнителей . Таким образом, это синтез оригинала (нотный текст или звуковой текст, если аранжировка делается по слуху) и звукового потенциала инструментального ансамбля . В художественной практике это осуществляется одновременно, и этот процесс составляет единое целое (вспомним слова П. И. Чайковского о том, что музыкальная мысль изобретается одновременно с инструментовкой). Однако для лучшего уяснения этого процесса следует прибегнуть к его абстрактному разделению на работу над проектом будущей аранжировки, и работу по отбору звуковых средств. В первом случае мы определяем, что следует взять в проект из имеющегося звукового материала (не обедняя и не искажая оригинал, а во втором решаем, что из имеющихся звуковых средств, способно ответить задачам построения аранжировки.

Работа над проектом аранжировки начинается с анализа оригинала и определения путей развития новой структуры . Художественно-образное содержание музыкального произведения можно условно разделить на три основных уровня : жанровый, драматургический и интонационный. Жанровые особенности оригинала и общая направленность аранжировки обуславливают выбор стиля, жанра будущего произведения (академическая, народная, эстрадная, поп–, рок–, танцевальная или джазовая музыка ). Точное попадание в жанр определяет успех аранжировки.

На драматургическом уровне проект аранжировки должен быть цельным (опираться на главную мысль, определенную логику музыкального развития , содержать «яркие» события, быть рельефным, контрастным, чтоб удержать внимание слушателя, и в то же время органичным, исключающим появления разрывов музыкальной мысли , резких, неоправданных поворотов, разрушающих логику развития . И главная задача здесь – выстроить увлекательный «музыкальный сюжет » . Во многом это зависит от индивидуального видения художественной задачи, вкусовых пристрастий и фантазии аранжировщика. При работе над третьим уровнем аранжировки важно увидеть целостный образ художественного решения, где для каждого элемента будущей структуры (тембр, фактура, гармония) существует своя «ниша выразительности» , что и определяет направление отбора конкретных звуковых средств.

Помимо опыта практической деятельности аранжировщику нужны и специфические музыкальные знания по гармонии , особенностям построения фактуры, инструментовке, музыкальной форме . Объем и характер этих знаний определяется уровнем образования и наличием практического опыта их применения. Следует однако отметить, что в искусстве аранжировки дело далеко не ограничивается технологией применения усвоенных знаний, в ее осмысливании всегда присутствует художественная доминанта, которую задает оригинальный текст, музыкальная ситуация и собственная индивидуальность аранжировщика.

Рассматривая исполнительскую аранжировку со стороны отбора звукового материала, мы сталкиваемся с анализом тембрового ряда. Здесь ориентиром может служить традиционное применение музыкальных тембров , классическое представление о музыкальном образе каждого инструмента и его ассоциативный ряд. Окраска музыкального звучания в ряде случаев становится ключевым моментом эстетики индивидуальных стилей, направлений. Например, в пьесе Ю. Пешкова «Аргентинское танго» в аранжировке использованы традиционные инструменты, исполняющие танго : аккордеон, скрипка, фортепиано.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что не существует правильных или неправильных способов написания аранжировки. Каждый проект носит сугубо индивидуальный характер. Однако большинство музыкантов видят изъяны только в чужой работе . Один человек легко может допустить ошибку, и чтобы помочь избежать этого попробуем перечислить наиболее распространенные недостатки, встречающиеся в аранжировках и дать несколько советов, опираясь на обобщенный опыт известных аранжировщиков.

Прежде чем приступать к разговору о технической стороне выполнения аранжировки необходимо выделить несколько основных понятий, которые часто встречаются при работе над ней . Этомелодия, гармония, ритм. Именно они формируют фактуру (совокупность всех выразительных средств) в аранжировке. Основу любой композиции составляет ритм, поэтому первым делом уделите внимание ритм-секции (автоаккомпанементу) . Здесь основным недостатком аранжировки могут стать чересчур длинные, не интересные вступления, вставки и проигрыши, не подходящие по жанру или стилю. Многие проекты были испорчены ведущим рифом (однообразным ритмическим рисунком аккомпанемента, исполненным во всех частях произведения, а так же скучной, утомительной последовательностью аккордов повторенной многократно (мелодиях песенного склада) . Именно ритм играет очень важную роль во всех элементах фактуры. Например в пьесе Г. Манчини из к/ф «Розовая пантера» – это важнейший художественно-выразительный элемент.

Основу любой музыкальной композиции составляет мелодия. При создании аранжировки главная установка – не мешать ей! Практически все в аранжировке должно быть подчинено мелодий. К ней можно добавить подголоски или обыгрывания в сопровождающих голосах, но не следует забивать ими мелодию, лучше проводить подголоски во время длинных нот. Мелодия застыла, а вы дополнили, продолжили или ответили ей. Причем лучше писать подголосок или выше или ниже самой мелодии, желательно другим инструментом, тембром, четко проводя границы – это мелодия, а вот это подголосок, как в мелодии Р. Паулса из к/ф «Долгая дорога в дюнах» .

Одной из грубейших ошибок может стать одновременное исполнение ведущей мелодии несколькими инструментами, занимающими одну и ту же часть аудиоспектра и играющими с одинаковой динамикой. Отдельные инструменты становятся плохо узнаваемыми, не выделяются звучанием из других, что приводит к закрытому, «мутному» звуку. Качество любой инструментовки состоит в том, чтобы легко слышать любой инструмент, а не в подавлении плотной стеной звука. Для этого необходимо поместить инструменты в разные части аудиоспектра с минимальным перекрытием по частотам, чтобы тембр каждого инструмента был хорошо различим. Не пытайтесь максимально загрузить мелодическим материалом каждую партию, не стоит заполнять все образовавшиеся паузы. Гораздо эффектней будет звучать переход мелодии от одного инструмента к другому (Ж. Оффенбах «Баркарола» . Если вы пишете длинную композицию, то не забывайте, что мелодия может переходить из регистра в регистр, а еще можно включать ее отдельные фрагменты в соло – это уже работа с материалом , почти искусство!

Можно расцвечивать мелодию и с помощью гармонии, но для этого надо знать, как это сделать. Если вы пытаетесь помочь мелодии, меняя аккорды каждую секунду, то вы переусердствовали. Особенное внимание следует уделить гармонической педали. При ее написании не следует использовать параллельные трезвучия, соблюдайте плавность голосоведения, и тогда вы получите целую мелодическую линию. Лучше всего гармоническая педаль проводится у скрипок, в нее можно включить неаккордовые звуки, задержания (sus4, предъемы, опевания, вспомогательные звуки. А еще гармонию можно украсить, используя различные септаккорды и нонаккорды.

Игра в ансамбле в детской школе искусств , призвана расширить музыкальные способности учеников, сформировать круг их интересов, развить художественный вкус . Знакомство учащихся с новыми компонентами современной музыкальной культуры , создание наиболее благоприятных условий обучения творческому музицированию, вот основные задачи музыкально-творческого развития школьников . В данной методической работе представлено несколько новых методических приемов их решения, с помощью интерактивных технологий.