Гаммы на гитаре для начинающих. Как правильно играть гаммы и для чего они нужны? Гармоническая и мелодическая минорные гаммы на гитаре

Гамма - это последовательность звуков внутри октавы, идущая от основного тона через определенные интервалы. Теперь пояснение.

Октава - это часть звукового ряда, состоящая из 7 основных и 5 альтерированных нот.

Основной тон - это главная нота гаммы, от которой строится гамма и которой она заканчивается.

Интервалы - имеется ввиду интервалы в тон или полутон. На гитарном грифе 1 лад - это полутон.

Повышение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону корпуса гитары.

Понижение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону головки грифа.

Для чего нужны гаммы? Гаммы были придуманы для развития техники игры на музыкальном инструменте. На каком бы вы ни училмсь играть инструменте, вам придётся играть гаммы - без этого обучение будет иметь меньшую эффективность. Гаммы обладают следующими особенностями:

  1. Развивают растяжку пальцев левой руки
  2. Развивают чувство грифа у левой руки
  3. Развивают в правой руке независимость действий пальцев
  4. Развивают слух
  5. Развивают чувство ритма

Особенности игры гамм

Любую гамму нужно играть не просто так, а соблюдая ряд правил:

  • в правой руке играть нужно обязательно чередование пальцев: указательный-средний, лучше всего способом игры с опорой, когда палец ударяет по струне и упирается в следующую, идущую выше струну;
  • играть нужно громко и чётко;
  • между соседними звуками нужно стремиться делать одинаковые промежутки;
  • пальцы левой руки должны прижимать струну как можно ближе к ладовым порожкам, так как это развивает растяжку;
  • палец правой руки должен извлекать звук одновременно с постановкой на лад пальца левой руки, и ни в коем случае не через паузу после того как поставили палец на лад;
  • нужно постараться придать игре гаммы динамическую окраску, как будто это простое музыкальное произведение;

Как играть гамму

Гамму можно играть по-разному. Можно играть медленно, продумывая каждое действие левой и правой рук, можно играть её на скорость. Можно играть гамму триолями. Как вы уже читали, нужно всё время чередовать удары указательным и средним пальцем правой руки. Каждый третий удар можно выделять, то есть будет так: ТАМ-там-там-ТАМ-там-там... Это очень хорошо развивает независимость действий пальцев правой руки, ведь каждый третий удар приходится на разные пальцы. Но при этом важно следить за скоростью игры - она не должна меняться.

Какие бывают гаммы и как их построить

Каждая гамма имеет свое название. Называется она по имени ноты, от которой строится. Например есть гамма СОЛЬ мажор или к примеру ДО минор. Если гамма начинается с ноты СОЛЬ, то она и должна закончиться нотой СОЛЬ и никак иначе.

Мажорные гаммы строятся по такому принципу: берётся начальная нота, пусть будет нота СОЛЬ, и затем от неё по закону построения мажорной гаммы строится гамма. Закон построения - это определённая последовательность промежутков между нотами гаммы.

Минорные гаммы строятся по такому же принципу, что и мажорные, только закон построения для них будет выглядеть уже иначе.

Игра гамм не только способствует улучшению слуха, техники игры, навыка ориентирования на грифе, растяжки пальцев, но также позволяет приобрести навыки фразировки, которые весьма пригодятся при игре и сочинении сольных партий. Особенность устройства звукоряда гитары позволяет исполнить одну и ту же гамму от заданной ноты по разным схемам. Например, мажорную гамму на октаву можно сыграть с использованием четырёх схем, каждая из которых имеет свои преимущества.

В основе любой гаммы лежит лад - одно из важнейших понятий в музыкальной системе. Лад представляет собой ряд звуков, расположенных друг относительно друга на опеределенные интервалы. Наиболее распространенные семиступенные лады - мажорный и минорный.

В случае использования фортепиано мажорная гамма получается при игре на белых клавишах от ноты до (C), а минорная при игре на белых клавишах от ноты ля (A). Посмотрев интервалы между соседними клавишами, несложно вспомнить интервальный состав натурального мажорного лада:

б.2+б.2+м.2+б.2 +б.2+б.2+м.2 или проще ббмбббм

и натурального минорного лада:

б.2+м.2+б.2+б.2 +м.2+б.2+б.2 или проще бмббмбб

На грифе нет ориентиров, подобных белым и черным клавишам, но есть вторая струна, которая отлично подходит в качестве основы для вспоминания построений интервалов, аккордов и гамм. Для начала её нужно наглядно разметить, а затем эту разметку мысленно запомнить (рис. 1).

Рис. 1. Визуальная разметка нот на второй струне.

Получилась зрительная система, напоминающая систему черных и белых клавиш фортепиано, но в отличие от последней, на грифе наглядно видны группы ступеней с одинаковым интервальным строением от нот С и G (выделены пунктирной рамкой). Это позволит менять позиции для игры гамм не только от первых ступеней гаммы, но и от пятых.

Как вы помните, тоны, входящие в трезвучия, являются функциональными тонами, которые имеют собственные названия. Звуки лада (и, соответственно гамм) также обладают функциональностью и имеют собственные названия . Часто гитаристы воспринимают гаммы как последовательность звуков, которую нужно запомнить, а затем играть точно и как можно быстрее. Если вы хотите понять, на чём основаны построения в музыке, как строить гармонические обороты и квадраты, почему за одним аккордом играется этот, а не тот и многое другое, то с самого начала воспринимайте гаммы, как функциональную систему звуков .

Основным звуком аккорда является прима , а лада (гаммы) - тоника . Тоника - это не просто первый звук гаммы, - это первая ступень лада и опора лада , относительно которой строится всё остальное. Здесь можно привести аналогию с солнечной системой: тоника - солнце, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы - остальные звуки лада. Теория ладов на этом занятии не рассматривается, но вы можете познакомиться с ней в нашем теоретическом курсе .

Итак, мы можем сыграть мажорную гамму от ноты до на второй струне по белым тонам, а ля-минорную - по белым тонам от ля (на электрогитаре играть выше 12 лада не представляет особого труда). На этом моменте нужно остановиться и осмыслить его: зная зрительный шаблон расположения тонов мажорной гаммы, мы можем сыграть параллельную ему минорную гамму (находится на малую терцию ниже) с использованием этого же шаблона , добавив к нему два звука снизу, как показано на рис. 1. На этом как раз и основана игра гамм в боксах, когда запоминается не какое-то конкретное построение гаммы в конкретной позиции (как это приходится делать при игре на фортепиано), а в боксе - схеме-шаблоне для игры гаммы в пределах 5-7 ладов.

Чаще гаммы играются на нескольких струнах:

  • без изменения позиции:
    • в пределах одной позиции (четырёх соседних тонов)
    • в пределах одной расширенной позиции (пяти соседних тонов)
  • с изменение позиции:
    • небольшое смещение позиции в пределах бокса
    • за пределами бокса

Рассмотрим позиции для игры гаммы натурального мажора (рис. 2). Они даны с учетом возможности игры в одной позиции.


Рис. 2. Схемы и аппликатуры для игры мажорной гаммы в пределах октавы.

Сравнение данных схем позволяем найти много интересного.

Вариант 1:

  • Игра в одной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - больше справа
  • Используется три струны

Вариант 2а:

  • Игра происходит с коррекцией позиции при игре звуков 7 и 8. Можно сказать, что здесь происходит переход из позиции в расширенную позицию при игре звуков 7 и 8.
  • Расположение звуков относительно первого - слева
  • Используется четыре струны
  • На каждой струне разная комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить сложно

Вариант 2б является улучшенной версией предыдущего варианта.

Вариант 3:

  • Игра в одной расширенной позиции
  • Расположение звуков относительно первого - справа
  • Используется три струны
  • На двух струнах одинаковая комбинация расположения соседних тонов.
  • Верхний октавный звук определить легко

Вариант 1 удобен при игре на бас-гитаре. В расширенной позиции будет очень непросто (или невозможно) сыграть гамму на широких ладах. Для игры варианта 3 требуется хорошая растяжка пальцев, но запомнить его проще из всех. Вариант 2а - самый сложный из всех: используется 4 струны, разные варианты расположения тонов на струнах, смена позиции для игры звуков 7 и 8 . При использовании вариантов 2а и 2б гамма с использованием всех струн в боксе получится короче по сравнению с вариантами 1 и 3.

Мажорную гамму можно играть влево и вправо. Правосторонние варианты имеют преимущество при игре гаммы на несколько октав.

При игре гамм крайне важно с самого начала использовать правильную аппликатуру. Если растяжка пальцев слабая, то постоянно хочется зажать струну более удобным пальцем и подменить им тот, что указан на аппликатуре. Играть в позиции с непривычки сложно и левая рука пытается перестроить позицию пальцев так, чтобы было удобно. Это приводит к ошибкам и запинкам в игре. Неэффективная аппликатура и нежелание работать над игрой в позиции является мощнейшим тормозом при игре на гитаре. Часто гитарист не может быстро и точно сыграть фразу или рифф не потому, что у него пальцы не двигаются, а потому, что не теми пальцами он играет или не освоил игру в позиции. В результате проходят месяцы и годы, а качественного улучшения нет. Заниматься игрой на гитаре всю жизнь - это прекрасно, но не уметь играть на ней ничего всю жизнь - это слишком неинтересно и скучно!

Из рис. 2 видно, что при игре на одной струне звуки располагаются в трёх основных позиционных сочетаниях:

  • два звука рядом слева
  • два звука рядом справа
  • звуки через лад

Звуки через лад - большая секунда (б.2), звуки рядом - малая секунда (м.2)

Запоминание этих позиционных сочетаний помогает быстрее ориентироваться при игре и легче запоминать партию. При запоминании партии на уровне отдельных звуков происходит избыточный мыслительный процесс. Нужно вникать, как звуки расположены друг относительно друга и давать команду пальцам сначала сыграть этот звук, потом другой и т.д. При работе же на уровне позиционных сочетаний этот процесс оптимизируется. Иногда можно наблюдать такую картину: гитаристу показывается игра гаммы на октаву, а он никак не может её запомнить и точно сыграть. Это происходит не только потому, что он не занимался её игрой, но ещё и по причине видения гаммы на грифе как непонятной последовательности звуков, а не позиционных сочетаний.

При использовании позиционных сочетаний схема для игры мажорной гаммы может формулироваться так:

играем в позиции через лад, два слева, два справа

Можно для большей ясности формулировать алгоритм так:

сначала зажимаем на струне тоники второй звук через лад от неё, затем переходим на предыдущую струну и играем два звуки в позиции рядом, а третий через лад, затем переходим на предыдущую струны и играем два звука через лад, а третий рядом со вторым звуком

Осознание второй формулировки будет на порядок медленее первой. Импровизация закончится, пока поймёшь, что нужно делать. Чем короче формулировка алгоритма, тем быстрее его можно претворить в действие. Отсюда структура натурального мажора ббмбббм , а не б.2+б.2+м.2 и тд. или ещё дольше - большая секунда плюс большая секунда плюс малая секунда и т.д. Логично предположить, что при прочих равных условиях программистам-оптимизаторам легче даётся игра на гитаре чем пользователям. Не всегда, потому что часто происходит оптимизация не в ту сторону и вместо простого и понятного получается сложное и корявое.

Помните, на рис 1. рамкой были выделены области с одинаковым интервальным строением? Они хорошо видны и при игре гаммы в позиции (рис. 3).


Рис. 3. Области с одинаковым интервальным строением.

Нетрудно увидеть, что существует несколько схем интервальных фрагментов, состоящих из четырёх звуков. Гамма на октаву состоит из двух таких фрагментов.

Вариант 3 интересен тем, что позволяет наглядно увидеть отличие интервального строения начала мажорной и минорной гаммы:

бб мбббм - мажор
бм ббмбб - минор

Если от тоники сыграть интервалы б.2+б.2, то мы автоматически выходим в мажор, если сыграть интервалы б.2+м.2, то выходим в минор. На практике часто игра происходит в параллельных тональностях - натуральном мажоре и гармоническом миноре (седьмая ступень повышена на полутон). В этом случае гаммы будут отличаться только строением одного блока (рис. 4).

Рис. 4. Отличие натурального мажора от гармонического минора.

Если сравнить построение этих гамм по схемам вариантов 1 и 2, то такой наглядности мы не увидим. Наглядность - это преимущество схемы варианта 3.

Вариант 2a (рис. 3) выглядит самым проигрышным из всех. Можно отказаться от него? Не стоит спешить. Полезно играть во всех вариантах.

Вариант 1. Базовая игра в позиции, которая подойдет для оттачивания басовых риффов.

Вариант 2. Работа над связками с мизинцем.

Варианты 2б. Работа над связками с мизинцем и растяжка пальцев.

Варианты 3. Растяжка пальцев, переход из мажора в минор и наоборот.

Варианты 2а и 2б, в отличие от 1 и 3, позволяют поработать над игрой разных трезвучий и септаккордов, а варианты 1, 2б и 3 над игрой гамм в позиции полного баррэ, что также пригодится на будущее.

Посмотрим, что происходит при игре гаммы на две октавы (рис. 5).

Рис. 5. Позиции для игры мажорной гаммы на две октавы.

Варианты октавных схем комбинируются. Можно поменять схему от тоники (рис. 6) или от квинты (рис. 7).

Рис. 6. Смена позиции на тонике.

Рис. 7. Смена позиции на квинте.

Для получения полного шаблона аккорда, из которого можно получить остальные, мы выбирали аккорд, который строится на всех струнах. Для определения полной схемы для игры гаммы недостаточно построить её от шестой струны. Нужно ”прокрутить” её по вертикали, чтобы увидеть ситуацию при положении тоники на разных струнах. Данный приём помогает, в частности, легко построить все позиции пентатоники, если какие-то из них визуально или на уровне пальцев забылись, а подбор её на слух вызывает трудности.

Логично выбрать самый понятный вариант 3.

Рис. 8. Боксы для гаммы натурального мажора.

И для чего нам эта цветомузыка нужна? Это боксы. Под боксом могут пониматься разные схемы и желательно уточнять, что имеется ввиду, когда идёт речь о них. В данном случае под боксом понимается следующее: представьте, что бокс - это коробка шириной 6 ладов, в которой находятся все возможные тоны гаммы, удобные для игры . То есть, в боксе показана не гамма, начинающаяся от тоники и заканчивающаяся на октавном повторе тоники, а множество удобных для игры звуков гаммы, среди которых, естественно есть и тоника. В зависимости от того, на какой струне находится тоника, играется тот или иной вариант бокса.

Красным цветом выделена тоника. Одинаковые интервальные сочетания на одной струне также выделен цветом:

  • голубым - соседние тоны через лад
  • розовым - соседние тоны слева
  • серым - соседние тоны справа

Короче, через лад, слева и справа . Эти сочетания, как видно из рисунка, образуют блоки. Теперь можно “на лету” играть гамму от тоники, запомнив схему чередования блоков:

Гамма вверх - 2 через лад , 2 слева , 1 справа , 1 через лад .

Гамма вниз - 2 через лад , 2 справа , 2 слева

Зачем так всё усложнять? Четыре схемы игры мажорной гаммы, какие-то боксы, блоки, позиции? Разучил гамму в одной позиции, и хватит!

Всё это дано не для усложнения, а в качестве примера того, как создаются ориентиры при игре на гитаре. Каждый гитарист сам нарабатывает ориентиры и схемы, которые помогают ему при игре. Можно ориентироваться на положение тоники, смотреть интервалы, пользоваться позициями и боксами, смотреть закономерности в построениях и т.д. Кто-то предпочтёт просто заучить пять позиций минорной пентатоники, а кто-то захочет разобраться, как они получаются, чтобы строить их “на лету”. Многие гитаристы не пользуются нотами, но при этом выдают конкретные партии, а не просто перебирают пентатонику вверх и вниз. Но для выдачи таких партий нужно наработать базу, на основе которой будут строиться эти партии и собственный стиль игры. Без ориентиров игра на гитаре подобна поиску дороги домой, глядя только себе под ноги. Практичнее и гораздо интереснее поднять голову и увидеть, а не тереть пальцами струны, изображая попытку вспомнить то, что и не пытался учить.

Боксы, которого показаны на рис. 8, кажутся слишком сложным для игры из-за расширенной позиции, для игры в которой нужна хорошая растяжка пальцев. Возьмем вариант 1 и посмотрим, можно ли из него получить более простые для игры боксы.

Рис. 9. Боксы на основе схемы варианта 1.

От пятой и четвертой струны приходится играть в расширенной позиции, а по наглядности и простоте алгоритма следования блоков эти боксы ощутимо уступают показанным на рис. 8.

Попробуем изменить второй и третий бокс на рис. 8 и посмотреть результат.

Рис. 10. Оптимизация боксов.

Бокс №2 на этом рисунке значительно отличается от бокса №1. Если его продолжить, то получатся боксы как на рис 7. за исключением положения тоники. На рис. 9 она находится слева в позиции через один, а на данном рисунке. в центе позиции из соседей слева.

Бокс 3б выглядит перспективно, но от пятой струны получается нечто крайне сложное.

Вывод. Удобные и понятные боксы для игры гамм можно получить далеко не из всех возможных схем игры одной и той же гаммы.

Для лучшего понимания боксов рассмотрим минорную пентатонику (рис. 10).

Рис. 11. Минорная пентатоника.

Красным цветом отмечена тоника. Минорную пентатонику от одного лада можно сыграть налево и направо. На рисунке они условно обозначены как левосторонняя и правосторонняя.

Иногда возникает вопрос, а как запомнить все позиции пентатоники на грифе? Это несложно сделать, если знать её структуру. Для этого “прокрутим” пентатонику по вертикали и посмотрим, что получится.


Рис. 12. Позиции пентатоники.

Всего получилось 10 разных позиций (позиция от первой струны совпадает с шестой и не учитывается). После сравнения видим, что левосторонние и правосторонние позиции находятся в октавной зависимости, и всего получается 5 разных позиций минорной пентатоники. Также можно выделить относительное расположение звуков пентатоники на струне - через лад или через два лада. Они образуют блоки, что можно использовать для простого запоминания позиций: при игре правосторонних боксов вверх, после струны тоники играется 3 через лад, а вниз - 3 через лад после одного через два лада.

В качестве дополнительного ориентира можно зрительно держать октавные диагонали (рис. 13).

На практике всё несколько сложнее и фразы, основанные на гаммах, не обязательно играются от тоники и заканчиваются на ней. Если сольная партия основывается на обыгрывании аккордов, то в качестве дополнительных ориентиров выступают аккордовые звуки - звуки, которые входят в звучащий в данный момент времени аккорд. Какой аккорд играть сначала, а какие после него? Об этом мы узнаем на следующем занятии, где будут рассмотрены гармонические обороты - связанные последовательности аккордов. Успехов!


В этой статье мы подробнее поговорим о гаммах. Вы узнаете для чего они нужны и почему им придают такое большой значение.

Введение

Что такое гамма? Это ограниченная последовательность нот, выбранных из 12 возможных, которые создают желаемую окраску для звука. Другими словами гамма для музыканта это тоже самое, что для художника краски. Художник выбирает нужные ему цвета для написания картины, а музыкант выбирает ноты из гаммы для создания мелодии. Лучший способ описать отдельную гамму – это привести список интервалов между нотами. Мы используем термин «Тон» или «Полутон» , что позволяет записать формулу с помощью заглавных букв, T (Tone – тон) и S (Semitone – полутон).

Некоторые гитаристы для обозначения интервалов используют буквы W и H – заглавные от слов «Половинный» (Half) и «Целый» (Whole). Также есть способ указывать количество полутонов (1 или 2). В любом случае, эти три способа являются идентичными и все дают нам интервалы мажорной гаммы:

  1. T T S T T T S
  2. W W H W W W H
  3. 2 2 1 2 2 2 1

(тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон)

Давайте посмотрим, как это работает. Выберем гамму – Соль-диез мажор (G# major). На начальном этапе мы знаем две вещи. Во-первых, нашу основную ноту (или тонику) это Соль диез (G#). Во-вторых, мы будем использовать формулу мажорной гаммы.

Таким образом, мы начинаем с нашей ноты Соль-диез, и добавляем первый шаг формулы, которым является Т – тон. Так, начиная с Соль-диез и двигаясь вверх на тон (или два полутона), мы приходим к Ля-диез (A#).

G# + T = A# (Соль-диез + Тон = Ля-диез).

A# + T = C (Ля-диез + Тон = До).

На следующем шаге мы начинаем с До и сверяемся с формулой – теперь мы должны добавить полутон, который приведет нас к До-диез (C#):

C + S = C# (До + Полутон = До-диез).

Если продолжать в том же духе, то мы получим следующее:
C# + T = D# (До-диез + Тон = Ре-диез),
D# + T = F (Ре-диез + Тон = Фа; вспомните, что нет такой ноты как Ми-диез),
F + T = G (Фа + Тон = Соль),
G + S = G# (Соль + Полутон = Соль-диез).

Таким образом, мы построили нашу гамму Соль-диез мажор, согласуясь с нашей формулой мажорной гаммы:
G# A# C C# D# F G (Соль-диез, Ля-диез, До, До-диез, Ре-диез, Фа, Соль).

Большинство гамм содержит 7 нот, но это не точное правило. В качестве исключения, минорная пентатоника содержит только пять нот (её формула 3 2 2 3 2 – я использую здесь числа вместо T и S, потому что в ней пропущена пара Тон и Полутон, которые вместе составляют 3 половинные ноты и которые вместе легко записать как 3, вместо чего-нибудь наподобие “T + 1/2″, но эти записи обозначают одно и тоже). Некоторые гаммы имеют больше нот, например, хроматическая гамма содержит все 12 нот.

Важно отметить, что многие гитаристы используют ступеневое обозначение формулы гаммы. Например, для мажорной гаммы она выглядит так: 1-2-3-4-5-6-7, а для лидийского лада так: 1-2-3-4#-5-6-7. Разница лишь в повышенной четвёртой ступени. Это используется для облегчения работы с построением ладов, допустим, если вы знаете аппликатуру мажорной гаммы, то вы без труда сможете построить лидийский лад всего лишь повысив четвёртую ступень мажорной гаммы на полутон.

Гаммы и аппликатуры

Гамма – это группа нот с определенным интервалом между ними – так, как я описывал это выше. Эти интервалы определяют то, какие аппликатуры мы должны использовать, чтобы воспроизвести желаемую гамму.

Аппликатура мажорной гаммы:

Если вы знаете аппликатуру одной мажорной гаммы, вы знаете, как играть каждую мажорную гамму на гитаре при её стандартном строе. Чтобы сыграть До-мажорную гамму (C Major), начните её аппликатуру с До на шестой струне. Чтобы сыграть Ре-мажорную гамму (D Major), начните аппликатуру с Ре. И так далее.

То же относится и к любым другим гаммам, если вы знаете аппликатуру, то сразу начинайте с любой тоники, которая вам нужна, и вы сыграете гамму.

Аппликатуры были созданы для использования гамм в стандартном строе. Гаммы являются частью музыкальной теории, потому что гаммы – это только идея, пока их не сыграют и способ, которым мы, гитаристы, обращаем теоретическую гамму в действие – это применение аппликатуры, которая позволяет нам извлекать желаемые ноты.

Повторюсь, что аппликатура, которую я вам дал, была придумана специально для стандартного строя. Если вы понизите строй и сыграете гамму до-мажор по этой аппликатуре, то она не будет содержать те ноты, которые входят в До-мажорную гамму (До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си).

Гамма не изменилась – гамма До-мажор по-прежнему содержит ноты До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Однако, с того момента как гитара настроена иначе, вам нужно использовать новые аппликатуры, чтобы сыграть правильные ноты гаммы – До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.

Таким образом, гамма – это объединение нот, характерной чертой которого является воспроизведение определенного характера звучания при игре. Все аппликатуры, которые вы узнаете в дальнейших статьях – это просто удобный способ проигрывать гаммы, это своеобразный шаблон для построения гаммы от нужной вам ноты.

В приведённой аппликатуре по три ноты на струне. Нот на струне может быть четыре (хоть это и трудно для игры), две (используется в пентатонике), даже можно сыграть всю гамму на одной струне. Всё это разнообразие комбинаций даёт нам новые аппликатуры.

Гамма и тональность

Вы узнали, что тональность определяет тоника (первая ступень гаммы). Гамма и тональность очень тесно связаны, но гамма это не тональность. Название тональности зависит от гаммы – это немного вводит в заблуждение.

Тональность – тональный центр мелодии. Тональность указывает аккорды и ноты, к которым мелодия тяготеет. Вы можете написать песню, в которой мелодия начинается с гаммы До-мажор, а затем ненадолго переключается на гамму Ля-бемоль мажор, всего на один – два такта, после чего опять возвращаетесь к До.

Тот факт, что мы вернулись к До, помогает нам увидеть эту ноту как тональный центр или сердце мелодии, основу, к которой мы неизменно возвращаемся. Основа – это и есть «тональность», и в большинстве случаев, мы начинаем мелодию с гаммы, которая соответствует тональности. В некоторых случаях, мы не будем отходить от гаммы, которая соответствует тональности, без изменения тональности музыки.

Смена тональности называется модуляцией . В этом случае мы меняем тональный центр мелодии, и будем использовать новую гамму (или набор гамм), к которым она станет тяготеть. Мелодия будет построена так, что новая тональность станет ее центром, а старая тональность и ассоциированные с ней гаммы останутся лишь историей, пока мы не совершим обратную модуляцию.

Таким образом, тональность – якорь для мелодии, гамма – инструмент для создания мелодии, и аппликатура – инструмент для воплощения гамм на грифе гитары.

Значение гамм в музыке

В музыкальных терминах, гамма – это палитра нот, из которой вы можете выбирать ноты необходимые для построения аккордов, сольных мелодий, аккомпанементов и всего остального, в надежде получить хорошее звучание.

Взгляните на это так: прежде, чем стать поэтом, нужно овладеть русским языком. Гаммы – язык музыки, и существует множество способов объединять их друг с другом, чтобы создавать интересные композиции.

Незнание гамм похоже на попытку написать поэму, без использования слов. Допускаю, что в некоторых случаях это сработает, и результат будет замечательным, но возможности существенно расширятся, если Вы станете придерживаться общепринятых средств выражения, которыми являются гаммы.

Существует много типов гамм. Думайте о них как об увеличении вашего словарного запаса и получении новых оригинальных способов выражения ваших идей.

Боксы

Вернемся ненадолго к аппликатурам. При изучении аппликатур, как правило, делят последовательность ладов грифа на «боксы». Бокс это всего лишь группа нот гаммы, которую легко сыграть без лишних движений по грифу. Боксы сконструированы движением вверх от нижней струны Е, и проигрыванием одной ноты гаммы за другой, начиная с любой ноты, какой бы она не была.

Существует важное обстоятельство, касающееся боксов/аппликатур. Это то, что они остаются одинаковыми, независимо от того, в какой тональности вы играете вашу гамму. Если вы играете гамму До-мажор, используя специфический бокс или аппликатуру, и вы хотите сыграть гамму Ля-мажор, все, что вы должны сделать – передвинуть аппликатуру вверх по грифу на 2 лада. Почему так?

Давайте разберемся. До и Ля отделены 2 полутонами. Если вы будете передвигать бокс вверх по грифу, то ни один из интервалов между нотами не изменится. Таким образом, вы играете точно ту же самую формулу, только используя другую тонику. Это означает, что вы должны изучить каждую аппликатуру один раз, и можете использовать её для каждой из 12 нот!

Тоника

Источником неразберихи для некоторых людей служит тот факт, что у многих аппликатур нота, указанная как самая нижняя, не является тоникой. Если вы задумались об этом, то это правильно. Давайте начнем с гаммы Соль-мажор. Наш первый бокс должен начинаться на нижней струне Е, 3-ем ладу – которым является Соль. Мы добавляем ноты, начиная с этого лада, чтобы построить гамму:

G A B C D E F# G A B C D E F# G
(Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль).

Чтобы построить следующий бокс, нам пришлось бы сдвинуться от Соль вверх на один тон к 5-ому ладу, которым является Ля. Теперь, мы оттуда начинаем строить нашу гамму:

A B C D E F# G A B C D E F# G A
(Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля, Си, До, Ре, Ми, Фа-диез, Соль, Ля).

Требуется 7 нот, чтобы добраться до нашей тоники Соль!

Это не трудно – просто вы должны понять, какая нота является тоникой, и где она находится. Однако, чаще будет случаться, что выше или ниже тоники не найдется подходящих нот, которые бы являлись частью гаммы и подходили для игры (таким образом, игра будет начинаться с тоники).

Тоника очень важна, потому что она определяют гамму, которую вы играете (наряду с типом, мажор, минор и т.д). Хотя нет никакого правила, которое гласит, что вы всегда должны начинать гамму именно с тоники. Представьте себе гамму, как палитру нот, из которых нужно выбрать подходящие для игры.

Какие гаммы нужно учить?

Любые гаммы, какие вы захотите! Гаммы – важная часть вашего творческого арсенала. Чем больше есть гамм, которые вы знаете, тем больше способов вы имеете для самовыражения. Отметим некоторые из них.

1. Минорная пентатоника.

Это первая гамма, которую изучает большинство людей. Она проста, потому что содержит только пять нот, и сразу открывает огромные возможности для импровизации и игры в стиле блюз/рок.

2. Мажорная пентатоника.

Это вариация минорной пентатоники, они очень похожи.

3. Мажорная гамма.

Одна из основных гамм в музыке.

4. Натуральная минорная гамма.

Вместе с мажорной гаммой, они формируют основу всей музыки. Фактически, пентатоника является минорной гаммой, только с несколькими пропущенными нотами. Таким образом, везде, где вы используете минорную гамму, вы также можете использовать пентатонику.

С набором вышеупомянутых гамм вы исполните рок, и вероятно, cможете играть 95 % музыки, с которой знакомы. Вы можете быть очень компетентным музыкантом, даже если вы остановитесь на этом этапе. Следующие гаммы более ограничены в использовании, и имеют скорее джазовое звучание. Они привнесут в вашу музыку новые оттенки.

5. Гармонический минор / мелодический минор.

Две вариации минорной гаммы, которые звучат по-особенному, особенно гармонический минор.

6. Мажорные и минорные лады (Ионийский, Дорийский, Фригийский, Лидийский, Миксолидийский, Эолийский, Локрийский).

Натуральные лады это на самом деле вариации мажорной гаммы, которые построены согласно специальным правилам. В зависимости от лада, который вы используете, они придадут музыке различные оттенки. Мажорные натуральные лады отлично подходят для изучения, после того как вы полностью разберетесь с гаммами, упомянутыми выше.

К тому моменту, когда вы освоите мажорные лады и другие гаммы, вы станете опытным музыкантом, с большим диапазоном возможностей.

7. Экзотические гаммы.

Есть сотни экзотических гамм, многие из них используются в определенных типах народной музыки.

Каждому типу гамм будет уделено особое внимание в других статьях. На данном этапе вы должны лишь понять для чего мы их используем и почему они так важны.

Гамма – это последовательность нот, которые входят в тональность произведения. В данном случае это звукоряд, который образовывает тональность до-мажор, или же ля-минор – поскольку они параллельны друг другу. Ноты при этом идут одна за другой в определенной последовательности.

Данный материал необходим каждому гитаристу, поскольку именно на основе гамм и их аппликатур выстраиваются соло-партии, а также базируется . Благодаря этим знаниям вы сможете выстраивать интересные гармонии и последовательности аккордов, а также, при необходимости – четко будете понимать, какие правила нарушать, чтобы песня звучала необычно и интересно.

В первую очередь, потому что это – основа основ. Выучив аппликатуры и все позиции базовой гаммы с целыми нотами, вы поймете, как она вообще встраивается, и по аналогии уже самостоятельно найти другие боксы. Кроме этого вы сделаете первые шаги в импровизации, и начнете осваивать искусство придумывания соло-партий для гитары.

Краткая инструкция по правильной игре гамм

  1. Разберитесь с тем, ,и всегда играйте только под него. Берите средний для себя темп, и постепенно наращивайте его.
  2. Кроме этого, старайтесь делать дополнительные упражнения также под метроном – например, играть синкопы, или же триолями, дуолями, квартолями, и так далее.
  3. Старайтесь запомнить аппликатуры, чтобы не смотреть на гриф при игре.
  4. Выучив способ построения гаммы, попробуйте, не глядя в другие аппликатуры, построить ее в любом месте грифа.

Гамма До-мажор теоретическая часть

Как и любая мажорная гамма, она выстраивается по принципу – тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. В данном случае последовательность нот очень простая – C D E F G A B C. То есть вам просто нужно сыграть все полные ноты на гитаре – и вы получите гамму.

Устойчивыми ступенями называются ноты гаммы, которые при одновременной игре дают так называемое тоническое трезвучие – то есть, аккорд. Это всегда первая, третья и пятая ступень – данное правило применяется к любой тональности, меняются только ноты. В случае с до-мажором это ноты До, Ми и Соль.

Кроме этого, существуют также и неустойчивые ступени, которые при необходимости можно убрать – что и происходит, например, в мажорной и минорной пентатонике. Кроме этого, сами по себе они звучат напряженно, и их необходимо разрешать – то есть менять ноту на устойчивую ступень. В такие ноты всегда находятся на втором, четвертом, шестом и седьмом местах.

Гамма До-мажор для начинающих 5-позиций

Как уже было сказано выше, до-мажор представляется последовательностью нот До Ре Ми Фа Соль Ля Си, соответственно, в разных боксах ее аппликатура будет прежде всего отталкиваться от этого. Ниже, помимо объяснения, также будут представлены табы до-мажор , чтобы вам было еще легче упражняться в игре этой гаммы.

Как играть гамму До-мажор

Купите себе механический, или используйте ,и играйте только под него. Это очень важно, поскольку вы сразу же приучите себя к ровной и четкой игре. Кроме того, очень желательно выучить все позиции, чтобы при импровизации не теряться и продолжать играть на любом гитарном ладу. Старайтесь при игре задействовать все пальцы – так будет гораздо удобнее исполнять ваши партии и не теряться во время быстрых соло.

1 позиция

Первая позиция опирается на седьмой лад. Ноты играются последовательно, цифрами обозначены пальцы, которыми надо зажимать лады. Эту же схему можно транспонировать и на другие тональности.

2 позиция

Опускаемся на три лада ниже – теперь тоника находится на десятом. Обратите внимание на то, что схема практически не изменилась, и кроме этого, задействует в себе ноты от прошлой позиции. Это очень важно, поскольку понимая данный принцип, строить гаммы становится проще.

3 позиция

Теперь мы переходим к первому ладу. Все отталкивается от него. Это самая простая схема во всей тональности.

4 позиция

Двигаемая к третьему ладу. Обратите внимание еще раз на то, что в данной схеме первые ноты на каждом ладу – это последние ноты из предыдущего бокса.

5 позиция

Она начинается от четвертого лада, и заканчивается на седьмом – таким образом, вы проходите полный круг, и возвращаетесь к первой позиции.

Гамма До-диез мажор/Гамма Ре-бемоль мажор — 5-позиций

На самом деле, чтобы усвоить данные позиции, достаточно просто сдвинуть все перечисленные выше боксы на один лад вниз по грифу.

1 позиция

Первая позиция начинается с восьмого лада. Бокс при этом точно такой же, как и в гамме до-мажор, просто все переносится на половину тона.

2 позиция

Второй бокс начинается с девятого лада, и полностью повторяет собой схему второй позиции из гаммы до-мажор.

3 позиция

Третья позиция начинается с первого лада, и выглядит немного иначе, чем бокс до-мажора. Причина в том, что все открытые лады меняются на зажатый первый.

4 позиция

5 позиция

Последняя позиция, в которой мы возвращаемся к восьмому ладу. В данном случае все начинается с шестого.

Упражнения для игры гаммы До-мажор

Ниже представлены несколько упражнений для отработки гаммы до-мажор. Вместе с подробным описанием также идут табы и аудиодорожки, где можно будет более подробно их разобрать. Кроме того, все эти упражнения можно перенести и на другие тональности без каких-либо проблем.

Первое упражнение

Оно задействует лады с седьмого по десятый на всех струнах кроме первой и второй. Начинать вам надо со среднего пальца, поскольку именно с такой аппликатурой вам будет проще работать и играть. Все играется шестнадцатыми нотами, поэтому внимательно регулируйте темп.

Второе упражнение

Оно точно так же задействует лады с седьмого по десятый. С самого начала вы можете зажать сразу несколько нот, поскольку они располагаются на одной струне. Все исполняется точно так же шестнадцатыми нотами.

Третье упражнение

Похожее на предыдущее упражнение, разница лишь в том, что тут задействованы все струны, а также гамма восходящая, а не нисходящая. Кроме этого, в некоторых местах вам потребуется использовать прием легато для того, чтобы переход между нотами был плавным.

Четвертое упражнение

Более сложное упражнение, которое предлагает вам задействовать струны не подряд, а через одну. Это позволит вашим пальцем лучше двигаться, а также активнее тренировать мизинец.

В первую очередь стоит повторить еще раз, что упражняться играть гаммы следует исключительно под метроном. Приучите себя к нему с самого старта занятий, и в дальнейшем вам будет гораздо проще работать над музыкой.

Кроме того, старайтесь регулярно заниматься и уже самостоятельно отрабатывать все гаммы и тональности. Учите теорию, поскольку это пригодится вам в композиторской деятельности. Представленные выше упражнения – не единственные, и можно найти еще очень много – для отработки легато, гамм, а также скорости и техники игры.

Сегодняшняя статья будет посвящена упражнениям по игре на гитаре. Эти упражнения призваны повысить технику и скорость игры. В дальнейшем они помогут Вам играть сложные музыкальные пассажи. Подготовительные этапы мы уже прошли: изучили , разобрались с тем, что такое и Теперь пришло время объединить все эти знания и применить их на практике. Наша задача научиться играть гаммы на гитаре. Как эти гаммы записываются на нотном стане, и какие там присутствуют ключевые знаки я, надеюсь, Вы ознакомились. Если нет, то в представлен весь список гамм и их ключевые знаки. Я представлю аппликатуру нескольких гамм. Лучше всего играть их медиатором (вниз-вверх-вниз-вверх). Так можно добиться чёткой и скоростной игры. Естественно начинать играть гаммы нужно в медленном темпе и желательно под .

Для того, чтобы понять, как играть гаммы на гитаре, нужно во-первых правильно расположить левую руку. В целом её положение аналогично тому, когда Вы зажимаете аккорды, только пальцы нужно держать чуть шире, чтобы они располагались над соответствующими ладами. С помощью минимизации своих движений Вы сможете добиться высокой скорости игры и беглости пальцев.

Положение левой руки

Теперь посмотрим на аппликатуру конкретных гамм для гитары. Показан гитарный гриф также, как на обычных . Для предельной ясности перечисляю струны сверху вниз: Ми[E]-Си[H]-Соль[G]-Ре[D]-Ля[A]-Ми[E]. Под грифом пронумерованы лады, а цифры в кружках обозначают номера пальцев, которыми следует зажимать струны. Можно также сказать, что это табулатуры гамм для гитары.

Гамма Соль Мажор

Гамма Соль Минор

Гамма До Мажор

Хотел бы вам показать ещё один вариант аппликатуры гаммы До Мажор.

Гамма До Минор

Гамма Ми Минор

Хочу уточнить, что играть гаммы ми минор и ми мажор на гитаре нужно с открытой шестой струны, так как это тоника – нота МИ (отмечено кружочком).

Гамма Ми Мажор

Гамма Ля Минор

Гамму нужно начинать играть с открытой 5-й струны. Именно поэтому название струны ля обведено в кружок.

Гамма Ля Мажор

Данная гамма также, как и предыдущая начинается с открытой 5-й струны.

Гамма Ре Минор

Гамма Ре Мажор

Гаммы Си Мажор

Гаммы Си Минор