Мой план по самообразованию за прошлый год: «Дидактическая игра, как форма развития детей раннего возраста. Тема по самообразование "Использование дидактических игрдля развития речи у детей старшего дошкольного возраста."

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Реченская основная общеобразовательная школа

Алексеевского муниципального района РТ

«Утверждено»:

Директор МБОУ

Реченская ООШ

Л.П.Сорокина

САМООБРАЗОВАНИЕ НА ТЕМУ:

Использование дидактических игр, как способ

формирования математических способностей

У детей дошкольного возраста

Воспитатель:

Досова Елена Юрьевна

Особенности использования дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

Усвоение математических знаний на разных этапах школьного обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления дошкольников к усвоению этих знаний. Поэтому по своему содержанию математическая подготовка не должна исчерпываться формированием представлений о числах и простейших геометрических фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для подготовки их к усвоению математических знаний является формирование логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и измерять, но и рассуждать.

Обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей обучение через игру.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новы знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.

Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.

Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:

1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста

2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств

3. Все психологические новообразования берут начало в игре

4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике

5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов

На всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль. Следует отметить, что «обучающая игра» (хотя слово обучающая можно считать синонимом слова дидактическая) подчеркивается использование игры как метода обучения, а не закрепления или повторения уже усвоенных знаний.

На занятиях и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.

Дидактические игры делятся на:

Игры с предметами

Настольно-печатные игры

Словесные игры

Также при формировании элементарных представлений у дошкольников можно использовать: игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.), игры головоломки, задачи-шутки, кроссворды, ребусы, развивающие игры. Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами.

2. Игры - путешествия во времени.

3. Игры на ориентирование в пространстве.

4. Игры с геометрическими фигурами.

5. Игры на логическое мышление.

Дидактические игры используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
  • активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Предполагаемые сроки реализации проекта: сентябрь 2015 – май 2020г.

Предполагаемый результат: активизация познавательного интереса дошкольников; развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; формирование элементарных математических представлений; п ополнение предметно-развивающей среды; обогащение родительского опыта в развитии детей.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия проводимые в процессе работы над темой:

Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

Посещение НОД у воспитателей своего ДОО и района

Посещение педсоветов, семинаров, конференций

Самоанализ и самооценка НОД в своей группе

Проведение открытых мероприятий.

Практический выход: проведение открытого занятия

Отчет о проделанной работе: сообщение на педсовете; слайд – презентация по НОД.

Перспектива: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2015-2016 УЧ. ГОД.

Раздел плана

Срок

Формы работы

Практический выход

В течении года

Изучение методической, педагогической и предметной литературы;

Обзор в интернете информации по образовательным областям;

Доклады, выступления;

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

Работа с родителями;

2. Работа с детьми

Октябрь

2015 г.

Дидактические игры по развитию представлений о величинах: «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.

Ноябрь

2015 г.

Дидактическая игра «Найди пару», «Разложи по коробочкам».

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Декабрь

2015 г.

Д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»

Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Январь

2016г.

Дидактические игры по развитию количественных представлений: «В лес за грибами», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».

Знакомство с понятиями «один», «много».

Февраль

2016 г.

Дидактические игры по развитию равенства на основе сопоставления двух групп предметов: «Угостим белочек грибочками», «Жучки на листиках», «Бабочки и цветы».

Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).

Март

2016 г.

Дидактические игры: «Подбери дорожки к домикам», «Почини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».

Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже) .

Апрель

2016 г.

Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Катится – не катится», «Найди пару по форме».

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник , овал.

Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Май

2016 г.

Дидактические игры на расположение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».

Дидактические игры на умение соотносить цифры с количеством: «Следопыты», «Строители», «Магазин игрушек».

Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.

Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

3.Работа с родителями

Ноябрь

Представление родителям дидактических игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования математических способностей

Памятка-передвижка.

В течение года

Приобщать родителей играть с детьми в математические игры в домашних условиях.

Привлечение родителей в изготовлении игры

Март

Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Памятка-передвижка.

В течение года

Проведение индивидуальных консультаций и бесед.

Поговорить об успехах ребёнка

Посещение семинаров, занятий коллег;

Совещания, обмен опытом с коллегами;-

Работа с родителями;

Отчет по теме самообразования.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2016-2017 УЧ. ГОД.

Раздел плана

Срок

Формы работы

Практический выход

1. Изучение методической литературы

В течение года

Подбор литературы по теме

Изучить материал на тему: « Дидактические игры, как способ

формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»

Изучение и внедрение новых технологий;

Разработать картотеку дидактических игр по ФЭМП

Общение с коллегами в детских садах, районе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

Участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьми, также в профессиональных конкурсах;

Доклады, выступления;

Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .

Изготовить и внести: дидактические игры по развитию математических представлений;

Посещение семинаров, занятий коллег;

Совещания, обмен опытом с коллегами;

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

Оформление уголка познавательного развития;

Работа с родителями;

Отчет по теме самообразования.

2. Работа с детьми

Сентябрь

2016 г.

Исследование количественных представлений : "Посчитай, сколько раз хлопну"; "Какая цифра следующая"; "Подбери картинку"

Привлечение родителей в изготовлении игры.

Октябрь

2016 г.

Исследование знаний о геометрических фигурах : "Домино" (геометр. фигуры) ; "На какую фигуру похоже".

Освоение знаний о геометрических фигурах

Ноябрь

2016 г.

Игры с цифрами и числами :"Покажи столько же", "Посчитай от. до. ", "Какой цифры не стало", "Соедини цифры с нужным количеством", "На первый, второй рассчитайся", "Какой по счёту" "Весёлая гусеница".

Формирование умения соотносить цифру с количеством.

Декабрь

2016 г.

Игры с цифрами и числами

Кто первый назовёт" (должны посчитать количество ударов музыкальных инструментов) ; "Кто знает пусть дальше считает"; "Какие цифры поменялись местами", "Соседи чисел", "Волшебные яблочки" (найти карточку с нужным количеством семечек) .

Изготовление самодельной книжки-малышки"Стихи-загадки про цифры"

Январь

2017г.

Геометрические фигуры :

" Форма и цвет " (игра по карточкам,найди подобное) ;"Избушка" (соотносить предметы по форме и цвету ) ;"Танграм" ;"Волшебные резиночки" (ориентировка на плоскости)

Освоение умений соотносить предметы по форме и цвету, ориентироваться на плоскости

Февраль

2017 г.

: " Иди в ту сторону, откуда позвали", "Угадай, кто позвал", "Иди на звук музыкального инструмента".

Ориентировка в пространстве с помощью слуха

Март

2017 г.

Ориентировка в пространстве относительно предмета, относительно себя :

"Поставь. (предмет) справа от, за. ,перед. ","Полочка" (что находится слева от. ,справа от. ,над. ,под.) ;"У нас в группе" (ориентировка по группе) ;"Куда пойдёшь, что найдёшь"; "Кто со мною рядом, возле, спереди, сзади"

Освоение умений ориентироваться в пространстве относительно предмета, относительно себя

Апрель

2017г.

Геометрические фигуры :

" Форма и цвет " (игра по карточкам, найди подобное) ;"Избушка" (соотносить предметы по форме и цвету ) ;"Танграм" (из 7 геометрических фигур собираем одну) ;"Волшебные резиночки" (ориентировка на плоскости)

«Фото выставка"

Изучаем математику

Май

2017г.

Повторяем пройденный материал :

1. Дидактические игры на выбор

2. Заучиваем стихи-запоминалки

3. Прорешиваем "Сказочные задачки»

Индивидуально поговорить об успехах ребёнка

3.Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Как наша семья провела лето».

Беседа.

Ноябрь

Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника»

Работы родителей.

Январь

«Воспитание усидчивости – важное условие подготовки детей к школе».

Памятка-передвижка.

Март

Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.

Игра - конкурс

«Умные и находчивые».

Участие родителей в конкурсе.

Май

4. Отчет о проделанной работе.

Посещение семинаров, занятий коллег;

Совещания, обмен опытом с коллегами;

Оформление уголка;

Работа с родителями;

Отчет по теме самообразования.

Разработка и подготовка плана по самообразованию на следующий год.

Слайд – презентация о проделанной работе за год.

ПЛАН РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ НА 2017-2018 УЧ. ГОД.

Раздел плана

Срок

Формы работы

Практический выход

1. Изучение методической литературы

В течение года

Подбор литературы по теме

Изучить методические пособия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

«Сказка» п. Тургеневский Пугачевского района Саратовской области»

Отчёт по самообразованию

воспитателя средней разновозрастной группы

Развозжаевой

Елены Николаевны

Стаж работы 33 года, I квалификационная категория

Тема

2014- 2017 учебный год

п. Тургеневский

2017г

«Сенсорное воспитание детей через дидактические игры»

Постановка проблемы

Всё более расширяющийся круг знаний и умений, которыми должно овладеть молодое поколение, готовясь к практической деятельности, ставит перед педагогической наукой задачу совершенствования процессов воспитания и обучения детей.

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры.

Сенсорная культура ребёнка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей).

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления различных видов воспитания: умственного, эстетического, физического и даже нравственного, т. е. развития личности ребёнка в целом.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ведь только чувствующий, замечающий малейшие оттенки цветов или звуков ребёнок способен по-настоящему насладиться красотой музыкального или художественного произведения, а в последствии и создать его самостоятельно.

Готовность ребёнка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования показали, что значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребёнок не может воспроизводить образцы движений на физкультуре.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития

резко снижает возможность успешного обучения ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Сенсорному развитию ребёнка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства.

В истории дошкольной педагогики на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. Каменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.И. Тихеева) были разработаны разнообразные дидактические игры по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Специально организованные дидактические игры - хорошее дополнение к обучению на занятиях.

Н.К. Крупская придавала большое значение игре, как одному из средств формирования личности детей: « Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения и животных».

Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры

обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка.

Проведя диагностику в начале учебного года, опираясь на раздел «Сенсорное воспитание» примерной основной программы «От рождения до школы» - Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, были получены следующие результаты: лишь у 12% детей- высокий уровень, у 45% - средний и у 43% - низкий. (Смотреть диагностику)

Сделала вывод о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.

В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и реализации системы работы, направленной на повышение сенсорной культуры у детей дошкольного возраста.

Цель самообразования:

Создание условий для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через дидактические игры.

Задачи самообразования:

Создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию сенсорных способностей детей.

Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).

Основные направления в работе:

1. Формирование практических способов ориентировки.
«поисковая », результативная проба, практическое промеривание, умение прослеживать за движением, пользоваться указательным и соотносящим жестом в ходе предметных и орудийных действий, при сравнении объектов, а также формирование системы « взор - рука».
Важно формировать зрительно – тактильное восприятие, когда ребенок узнает геометрические фигуры или величину предметов первоначально на ощупь, и потом только рассматривает их.
2. Формирование восприятия цвета.
Для формирования у детей представлений о цвете полезны специальные занятия аппликацией, рисованием, лепкой, развитие восприятия цвета имеет важное значение в эстетическом воспитании ребенка.
Работа по развитию представлений о цвете проводится поэтапно.
На первом этапе ребенка учат сличению цветов дается инструкция: Дай такой же (по цвету) кубик, кружочек и т. д.).
На втором этапе ребенок выполняет задание по словесной инструкции.
На третьем он сам называет тот или иной цвет.
3. Формирование восприятия формы.
Раскладывание предметов на «кучки» с учетом величины, формы. Предлагаются специальные игры. С помощью зрительного соотнесения восприятия формы ребенок учиться выполнять эти задания.
Если у ребенка еще не сложились представления о форме предмета, то упражнения начинаются с различения шара, круга и их размеров. Действия сопровождаются речью.
4. Формирование восприятия величины.
Различие и раскрепления понятий большой – маленький проводиться на различных играх – упражнения на конструктивную деятельность: постройки башен из кубиков, игры со сборными игрушками.
В этих играх не только формируются представления о величине предметов, но и развивается манипулятивная деятельность рук, воспитывается последовательность действий, развиваются пространственные представления. Проводятся также игры с матрешками и пирамидками.
5. Формирование восприятия пространственных отношений.
Первые представления о пространстве тесно связаны с развитием возможности самостоятельного передвижения, восприятия расположения частей тела (схемы тела.)
Следует особо подчеркнуть, что доступность и полезность для каждого вида заданий определяется не только возрастом, сколько предварительной подготовкой, которую получили дети.

План работы на 2014 – 2015 учебный год.

Этапы и содержание работы

Сроки

Практические выходы

1.Изучение научно-методической литературы:

Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».

Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста, 1-3 года»

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности первая младшая группа»

Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности вторая младшая группа»

Сентябрь 2014г

Практический этап

1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины (осень)

2. Составление плана работы кружка по сенсорному воспитанию детей младшей разновозрастной группы «Калейдоскоп».

3. Составление перспективного плана по сенсорному воспитанию детей младшей разновозрастной группы.

4. Изготовление дидактических игр по сенсорному воспитанию детей.

5.Консультация для родителей

6. Разработка НОД по сенсорному воспитанию детей.

7. Консультация для воспитателей

8. Разработка НОД по сенсорному воспитанию детей.

9. Оформление информации для родителей по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста в родительском уголке.

10 . Фотоотчёт.

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь

Результаты диагностики детей

План кружка

«Калейдоскоп»

Перспективный план по сенсорному воспитанию.

В течении

года

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Дидактические игры «Спрячь мышку»,

«Заштопай штанишки»,

«Весёлые человечки»

Консультация для родителей «Развитие представлений о цвете, форме и величине средствами игр по сенсорике»

Конспект НОД

«Кукла Катя пришла в гости»

Консультация

«Сенсорное воспитание детей раннего возраста»

Конспект НОД

«В зимний лес пойдём и друзей себе найдём»

Информация в уголке для родителей

Фотоотчёт по кружку

«Калейдоскоп»

Заключительный этап

1. Проведение диагностического обследования детей с целью выявления знания в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины(весна)

Май 2015г

Результаты диагностики детей

План работы на 2015 – 2016 учебный год.

Этапы и содержание работы

Сроки

Практические выходы

Организационно-ознакомительный этап

Изучение статей в электронных журналах по данной теме :

- «Ребенок в детском Саду» http://dovosp.ru/j_rds

- «Обруч» http://www.obruch.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

В течение года

Практический этап.

5. Обобщение опыта по сенсорике

6. Изучение методик и технологий педагогов в интернете.

7. Консультация для родителей

9. Фотовыставка

10.Разработка конспекта ОД

Сентябрь.

Сентябрь

Октябрь

В течение

Года

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Результаты диагностики

Перспективный план

Дидактические игры

Обобщение опыта «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей

«Игры для сенсорного развития дошкольников»

Папка – передвижка

«Дидактические игры нашей группы»

Конспект ОД «Волшебный сундучок»

- «Обруч» http://www.obruch.ru/

- «Справочник старшего воспитателя» http://e.stvospitatel.ru/

В течение года

Практический этап.

1.Проведение диагностики по сенсорному воспитанию.

2.Разработка плана совместной деятельности по сенсорному воспитанию для детей средней разновозрастной группы «Калейдоскоп»

3.Разработка перспективного плана дидактических игр по сенсорному воспитанию детей средней группы.

4.Изготовление игр по сенсорному воспитанию.

5. Разработка проекта «Разноцветная неделя»

6. Консультация для воспитателей

7. Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4 лет »

8. Индивидуальные беседы с родителями: «Сенсорное воспитание ребенка в домашних условиях»

9. Разработка картотеки «Разноцветные физ. минутки»

10.Разработка конспекта ОД

«Веселое путешествие»

Сентябрь.

Сентябрь

Октябрь

В течение

Года

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Результаты диагностики

План совместной деятельности по сенсорному воспитанию для детей средней разновозрастной группы «Калейдоскоп»

Перспективный план

Дидактические игры

Карта проекта

«Разноцветная неделя»

Консультация для воспитателей:

«Обогащение сенсорного опыта детей в младшей группы»

Консультация для родителей

«Развитие сенсорных способностей у детей 3 -4 лет»

Картотека

«Разноцветные физ. минутки»

Конспект ОД

«Веселое путешествие»

Полученный результат.

Исходя из проведённой работы, были получены следующие результаты:

  • дети научились определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы.
  • у детей сформировалось умение сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия.
  • Дети самостоятельно определяют количественные отношения равенства и неравенства, практически устанавливают соответствие(на 3-4 предметах)

Сравнивая результаты диагностики за три года, я получила следующие результаты:

2014 – 2015 учебный год

сформированы знания у 2 детей, что составило – 25%, частично сформированы знания у 5 детей, что составило 57%. Не сформированы знания у 3 детей, что составило 24%.

2015 – 2016 учебный год

сформированы знания у 4 детей, что составило – 32%, частично сформированы знания у 5 детей, что составило 40%. Не сформированы знания у 1 ребёнка, что составило 18%.

2016 – 2017 учебный год

сформированы знания у 8 детей, что составило – 66%, частично сформированы знания у 3 детей, что составило 26%. Не сформированы знания у 1 ребёнка, что составило 8%.

Таким образом, я считаю, что проделанная работа дала положительные результаты. Все задачи были выполнены успешно.


Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

Продолжать закреплять количественные и порядковые числительные, различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и во времени.

Продолжать развивать навыки самостоятельной деятельности детей, умение сосредотачиваться на одном объекте, умственные способности; коммуникативные навыки.

Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками, уступчивости, умения договариваться.

2. Работа с детьми

4. Работа с родителями

5. Работа с сотрудниками

Сентябрь

I. Организационно-диагностический

- «Зажги звёзды».

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

- «Обозначений части суток».

-

Цель: Выявить уровень знаний детей по данной теме.

Октябрь

II. Основная часть

Изучение порядковых и количественных числительных.

1. Игры с цифрами и числами

- «Назови скорей».

- «Покажи столько же».

- «Какой цифры не стало».

- «Соедини цифры с нужным количеством».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте и количественных числительных, упражнять в порядковом счете до 10.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности детей.

Ноябрь

Игра «Кто первый назовет?» (Дети должны подсчитать количество ударов и найти игрушку).

- «Какие цифры поменялись местами?».

- «Назови соседей».

- «Покажи ту фигуру, которую назову».

- «Нарисуй и разукрась геометрическую фигуру».

1. Формировать у детей понятие о порядковом счёте.

2. Развивать внимание, зрительную и слуховую память, логическое мышление, наблюдательность, математическую речь.

3. Способствовать формированию активности, дисциплинированности.

Консультация «Обучение дошкольников математике в условиях семьи»

Декабрь

3. Ориентировка в пространстве.

Ориентировка с помощью слуха:

- «Иди в ту сторону, откуда позвали».

- «Угадай, кто позвал».

- «Иди на звук колокольчика.

- «Быстро движется или медленно?».

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве с помощью слуха.

Январь

Ориентировка в пространстве относительно предмета - впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета.

- «Поставь чайник справа от чашки, за чашкой, перед чашкой…».

- «Что находится слева от…?».

- «Расскажи, где находится шкаф, стул….

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно предмета.

2. Развивать умения понимать смысл пространственных отношений.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка в пространстве относительно предмета».

Фото – выставка «Изучаем математику».

Февраль

Ориентировка относительно себя - назад, вверх, вниз, направо, налево, вперёд направо, вперёд налево, назад направо, назад налево, впереди, сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди справа, впереди слева, сзади справа, сзади слева.

- «Найди игрушки».

- «Куда пойдешь, что найдешь».

- «Покажи флажком вперёд, направо...».

- «Назови все игрушки, которые стоят впереди, справа от тебя.

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться относительно себя.

2. Продолжать развивать умения понимать смысл пространственных отношений относительно себя.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Индивидуальная консультация на тему: «Ориентировка относительно себя».

Март

4. Ориентировки во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра; дни недели, времена года).

Составление рассказа по картине «Режим дня»

Беседа:«Наш день».

Беседа: «Что мы делали вчера, будем делать сегодня и завтра»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (части суток; вчера, сегодня, завтра).

2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Методика работы по формированию у детей временных представлений.

Апрель

Заучивание стихотворения (Е. Стеквашова) «Неделя»

Словесная дидактическая игра «Дни недели».

Отмечаем разноцветными кружками дни недели.

Дидактическая игра «Времена года»

1. Продолжать совершенствовать умение ориентироваться во времени (дни недели, времена года).

2. Продолжать развивать умения понимать смысл временных понятий, развивать активный словарь по теме, сформировать привычку отмечать дни недели цветными кружками.

3. Способствовать формированию дружеских взаимоотношений со сверстниками.

Повторить дома стихотворения Е. Стеквашова «Неделя»

III. Заключительная часть

1. Исследования количественных представлений:

- «Зажги звёзды».

- «Сосчитай сколько раз хлопну».

2. Исследование знаний о геометрических фигурах;

- «Геометрическая мозаика».

- «Почини коврик».

3. Исследование умения ориентироваться в пространстве;

- «Скажи что справа, слева, сзади, спереди от тебя, за».

- «Где лежит игрушка?» (на верхней, средней, нижней полке).

4. Исследование ориентировки во времени

- «Обозначений части суток».

- «Обозначений времени, как «вчера», «сегодня», «завтра»

IV. Выводы.

Цель: проверить уровень сформированности знаний детей по теме самообразования.

Индивидуально поговорить об успехах ребенка.

Литература:

В.П. Новикова «Математика в старшей группе», программа «От рождения до школы » под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, А. М. Леушина « Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

МДОУ ХОРОШЕВСКИЙ Д/С 2016 – 2017 год.
САМООБРАЗОВАНИЕ
Тема: «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей».
Воспитатель: Ступакова Н.Б.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребёнка, выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
формирование элементарных математических представлений.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Также при формировании элементарных математических способностей у дошкольников можно использовать игры на плоскостное моделирование, игры-головоломки, задачи-шутки.
Но, не смотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс,
2003 г. - 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия
для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников.
Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.
СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,
«Детский сад. Всё для воспитателя».

2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми.
Сроки Содержание работы Использование д/игр
сентябрь Мониторинг начальных знаний об
элементарных математических
представлениях. Дидактические игры на усвоение
понятия «цвета»: «Сделаем кукле
бусы», «Цветная вода», «Цветные
палочки».
октябрь Формирование представлений о свойствах
предметов ближайшего окружения: цвет, форма,
размер. Выделение признаков различия и
сходства. Дидактические игры по развитию
представлений о величинах:
«Украсим коврик», «Домики для
медвежат», «Угостим мышек чаем»,
«Цветные кубики».
ноябрь Объединение предметов в группу по цвету,
форме, размеру. «Найди пару», «Разложи по
коробочкам».
декабрь Выделение части группы. Нахождение
«лишних» предметов. д/игра «Что лишнее?», «Что
изменилось?»
январь Знакомство с понятиями «один», «много». Дидактические игры по развитию
количественных представлений: «В
лес за грибами», «Малина для
медвежат», «Угости зайчат».
февраль Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). Дидактические игры по развитию
равенства на основе сопоставления
двух групп предметов: «Угостим
белочек грибочками», «Жучки на
листиках», «Бабочки и цветы».
март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-
3, формирование умения соотносить цифру с
количеством.
Формирование представлений о
непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). Дидактические игры: «Подбери
дорожки к домикам», «Почини
коврик», «Мостики для зайчат»,
«Подбери дорожки к домикам».
апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг
и шар, квадрат и куб, треугольник,
прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-
5, формирование умения соотносить цифру с
количеством. Дидактические игры:
«Геометрическое лото», «Разложи
фигурки по домикам», «Катится – не
катится», «Найди пару по форме».
май Формирование пространственных
представлений: на-над-под, слева-справа,
вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5.
Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на расположение
в пространстве: «Возьми игрушку»,
«Магазин игрушек».
Дидактические игры на умение
соотносить цифры с количеством:
«Следопыты», «Строители»,
«Магазин игрушек».

5. Работа с родителями.
1. Участие родителей в изготовлении
дидактических игр и демонстрационного
материала. В течение года
2. Проведение индивидуальных консультаций и
бесед. В течение года
3. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании
детей дошкольного возраста».
В течение года
4. Рекомендации: «Формируем пространственные
представления», «Как научить детей определять
свойства предметов». В течение года
6. Отчет воспитателя о проделанной работе за год (май, 2017 г.)

Людмила Бабкина
Самообразование воспитателя «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста»

Уважаемые коллеги!

Представляю вашему вниманию тему своего самообразования :

СЛАЙД 1 «ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

СЛАЙД 2 ЦЕЛЬ МОЕГО САМООБРАЗОВАНИЯ :

Определить роль и значение дидактических игр в развитии и образовании детей дошкольного возраста по всем направлениям, определенным ФГОС ДО, т. е :

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

СЛАЙД 3 АКТУАЛЬНОСТЬ выбранной темы в том, что :

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра .

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания , и труда, и общения, и искусства, и спорта.

СЛАЙД 4 Еще Сухомлинский говорил : «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Ребенок живет в игре, учится играя и развивается по средствам игры . Задача педагога – стать тактичным руководителем этой игры, обогатить игровой опыт детей .

СЛАЙД 5 Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры , т. е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения или развития новых способностей . Известно, что в дошкольном возрасте усвоение новых знаний и развитие новых способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игре, имеет для ребёнка явные преимущества. В ситуации игры дошкольнику понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится, хотя при этом он постоянно сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и способов действия.

Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность . Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

СЛАЙД 6 В структуру дидактической игры входит :

Игровой замысел,

Игровое задание,

Игровые действия,

Правила.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей . Однако, созданные в дидактических целях , они остаются играми . Ребенка в этих играх привлекает , прежде всего, игровая ситуация, а играя , он незаметно для себя решает дидактическую задачу .

Дидактические задачи разнообразны и направлены на решение задач всех направлений развития ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни, развитие речи , (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления, могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений и т. д.

Чтобы дидактическая игра оставалась игрой , а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою . Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей , а также особенности их опыта.

Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте ) . Они воспитывают у детей умение сдерживаться , управлять своим поведением.

Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие - это проявление активности детей в игровых целях : катать разноцветные шары, разбирать башенку, собирать матрешку, перекладывать кубики, отгадывать предметы по описанию, отгадывать, какое изменение произошло с предметами, расставленными на столе, выиграть соревнование , выполнить роль волка, покупателя, продавца, отгадчика и т. д.

В играх для детей младшего дошкольного возраста игровые действия просты : прокатывать разноцветные шары в ворота такого же цвета, разбирать и собирать матрешки, башенки, складывать цветные яйца; отгадывать по голосу, кто позвал «мишку» ; доставать предметы из «чудесного мешочка» и т. д. Ребенка младшего возраста еще не интересует результат игры, его пока увлекает само игровое действие с предметами : катать, собирать, складывать.

Для детей среднего и старшего возраста игровое действие должно устанавливать более сложные взаимоотношения между участниками игры. В игровое действие, как правило, входит выполнение той или другой роли (волк, покупатель, продавец, отгадчик и другие) в определенной ситуации игры. Ребенок действует так, как в его детском воображении должен действовать изображаемый образ, переживает удачи и неудачи, связанные с этим образом.

СЛАЙД 7 Дидактические игры разделяются на виды :

Игры с игрушками и предметами,

Настольно-печатные игры,

Словесные игры

СЛАЙД 8 ИГРЫ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой , качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач.

Детям младшей группы дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свойствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между предметами.

В средней группе используют такие предметы, в которых разница между ними становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождения соответствующего предмета. Играя , дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы, выкладывать узоры из разнообразных форм .

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких дидактических игр , как «Чьи это детки?» , «От какого дерева лист?» , «Собери букет из осенних листьев» , и др. Воспитатель организует их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе , бережное к ней отношение.

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определенные роли, продавца, покупателя в играх типа «Магазин» , пекарей в играх «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, литературных произведениях «Путешествие в страну сказок» , о нормах поведения «Что такое хорошо и что такое плохо?» .

СЛАЙД 9 НАСТОЛЬНО-ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей . Они разнообразны по видам : парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи , которые решаются при их использовании :

Подбор картинок по парам

Подбор картинок по общему признаку

Запоминание состава, количества и расположения картинок

Составление разрезных картинок и кубиков

Описание, рассказ о картине с показом действий, движений

В более старших группах решаются задачи посложнее : одни дети изображают действие, нарисованное на картине, другие отгадывают кто нарисован на картине, что делают там люди, например, пожарники тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и др.

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

СЛАЙД 10 СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

Словесные игры построены на словах и действиях играющих . В таких играх дети учатся , опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах , но особенно они важны в воспитании и обучении , так как способствуют подготовке детей к школе : развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли , применять знания в соответствии с поставленной задачей.

СЛАЙД 11 Условно можно выделить несколько типов дидактических игр , сгруппированных по виду деятельности воспитанников .

Игры-путешествия.

Игры-поручения.

Игры-предположения.

Игры-загадки.

Игры-беседы (игры-диалоги) .

СЛАЙД 12 Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием , чудесами. Игра -путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его.

Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то , что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры , обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат : решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей , играя с ними , вести процесс обучения незаметно.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать : «Помоги Буратино расставить знаки препинания» , «Проверь домашнее задание у Незнайки» .

СЛАЙД 13 Игры-предположения «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» , «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы. ?» или «Что бы я сделал.» . Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии с поставленными условиями или созданными обстоятельствами. Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент : «Кто быстрее сообразит?» .

СЛАЙД 14 Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения . В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать , делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги) . В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом . Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов : единства слова, действия, мысли и воображения детей . Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, вопросы и ответы детей , умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

СЛАЙД 15 Рассмотрим ДИДАКТИЧЕСКУЮ ИГРУ КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА .

СЛАЙД 16 СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ .

В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности , важным механизмом социализации.

В игре дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости.

Дети часто испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры , упражнения на развитие эмоциональной сферы , пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки. Таким образом, при активном использовании коммуникативных игр, дети учатся правилам поведения в обществе, у них развивается речь и накапливается социальный опыт.

СЛАЙД 17 ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Познавательные (дидактические ) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности :

Активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста ;

- развивает способности ; вводит детей в жизненные ситуации;

Учит их действовать по правилам, развивает любознательность ;

Закрепляет знания, умения.

Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации , а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка старшего дошкольного возраста . Другой положительной стороной дидактической игры является то , что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый дошкольниками материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в педагогический процесс. Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию , укрепляет волю ребенка. Игра ведет к его самостоятельным открытиям , решениям проблем.

СЛАЙД 18 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) .

Задача воспитателя заключается в том , чтобы вызвать у детей интерес к игре , подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь. Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста .

Таким образом, особенностью дидактической игры по развитию речи и её завершающим концом является результат, которой определяется дидактической задачей , игровой задачей, игровыми действиями и правилами и которой воспитатель предвидит , используя ту или иную игру.

Овладение навыками звуко-слогового анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. Поэтому очень важно начинать обучение звуковому анализу на основе одновременного изучения звука и его графического изображения- буквы, в результате в сознании детей образовывается стойкая взаимосвязь между произносимым звуком и буквой.

Дидактические игры развивают речь детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь , умение правильно выражать свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три предмета". Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр.

Несомненно, дидактические игры являются мощнейшим средством для развития речи у детей еще и потому , что их можно рекомендовать для использования родителям в домашних условиях. Проведение дидактических игр не требует особых знаний в области педагогических наук и больших затрат в подготовке игры. В игре можно развить у детей дошкольного возраста тягу к словотворчеству, к игре со словом, благодаря которой они успешно овладеют родной речью.

СЛАЙД 19 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором закладываются основы художественно-эстетического, творческого отношения к действительности.

Дидактические игры – это одно из средств художественно-эстетического образования старших дошкольников . Они способствует развитию познавательных способностей, получению новых художественно-эстетических знаний их обобщению и закреплению. В процессе дидактических игр дети уточняют , закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Роль дидактических игр в художественно-эстетическом образовании старших дошкольников состоит в том , что они применяются как средство получения художественных знаний, развития художественного восприятия , художественно-эстетического вкуса, наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи, проверки и закрепления приобретенных технических умений.

Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятия , формированию представлений , усвоение знаний.

СЛАЙД 20 ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

В существующей практике обучения основным движениям детей в дошкольных учреждениях преобладают методы прямого обучения, которые не всегда эффективны. Внесение игрового компонента в обучение дает возможность ребенку посмотреть на движение с практической, т. е. игровой, позиции, учит его трансформировать двигательные умения в свою непосредственную деятельность.

Основное назначение предлагаемых игр - усиление образовательной направленности в обучении детей движениям . Само движение остается основным и обязательным компонентом игр, но выступает уже не только как конкретное двигательное действие, где надо получить определенные результаты, а в качестве познавательного объекта.

Через игры дети знакомятся с многообразием движений, их назначением; учатся дифференцировать движения по видам и способам выполнения; соотносить, сравнивать выполняемое движение с имеющимися мерками - двигательными эталонами; упражняются в применении движений в новой необычной обстановке.

С помощью дидактической игры организуются дополнительное восприятие , различение движений, узнавание их не только по внешнему действию, но и по словесному описанию. Таким образом, дети учатся делать первичные обобщения, группировать движения по определенным свойствам. Дидактические игры рекомендуются для использования на занятиях по физкультуре и в самостоятельной двигательной деятельности детей пяти-семи лет .

СЛАЙД 21 Можно сделать ВЫВОД :

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста , и формой обучения , и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка .

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала : учебное (познавательное) и игровое (занимательное) . Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет , а дети, играя , учатся.

Дидактические игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста .

Я хочу продолжить самообразование по выбранной теме , в связи с этим мной определен

СЛАЙД 22 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Продолжить изучение психолого-педагогической литературы и педагогического опыта других педагогов;

Планомерно и систематически совершенствовать методы учебно-воспитательного процесса .

Провести анализ и оценку результатов своей деятельности и деятельности детей ;

На этом мой доклад окончен. СЛАЙД 22-1 Всем спасибо за внимание!