Жизнь и творчество рахманинова два три предложения. Камерно-вокальное творчество Рахманинова: общая характеристика. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

1

В статье рассмотрено влияние вмещающего ландшафта на творчество композитора С.В.Рахманинова. Он создал свой стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку двадцатого века. Природа имения Ивановка в Тамбовской губернии была его вдохновителем. Здесь он работал, отдыхал и черпал силы для своих гастролей. Почти все написанное Рахманиновым в России создавалось в Ивановке. Ради лета в Ивановке Сергей Васильевич отказывался от самых выгодных гастрольных предложений. Объясняя причину своего творческого кризиса после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что "у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить".

композитор

вмещающий ландшафт

1. Аничкина Н.В. Влияние характеристик вмещающего ландшафта на народные игры. /Проблемы непрерывного образования: проектирование, управление, функционирование: Материалы VIII международной научно-практической конференции. (21-22 мая 2010 г.; г. Липецк): В 3 ч. - Липецк: ЛГПУ, 2010. Ч. 1.- с. 165-168.

2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. -М.: Рольф, 2002. - 560 с.

3. Историческая справка о Казанской церкви в с. Старая Казинка Мичуринского района Тамбовской области. [Электронный ресурс] / URL: http://starkazinka.prihod.ru/history(дата обращения 10.01.2016)

4. Музей-усадьба С.В. Рахманинова. [Электронный ресурс] / URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения 10.01.2016)

5. Рахманинов Сергей Васильевич (воспоминания о нем). [Электронный ресурс] / URL: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1136(дата обращения 10.01.2016)

6. Рахманинов, Сергей Васильевич https: [Электронный ресурс] / URL: https: //ru.wikipedi a.org/wiki/(дата обращения 10.01.2016)

7. Фраёнова О.В. Рахманинов // Большая Российская энциклопедия. Том 28. - Москва, 2015. - с. 267-270.

Душа стремится к свету и прозренью,
Готовит к новой жизни свой полет.
Ивановка затоплена сиренью,
От счастья сердце радостно поет.
Кристаллы фиолетовых энергий
Любви всеобщей высекают ток,
В небесный колокол звонит нам Сергий,
И льется музыки божественный поток!

А.К. Лукина

Вмещающий ландшафт - одно из фундаментальных понятий в системе социоестественной истории, изучающей взаимодействие природы и общества, которые возникают и развиваются на отдельных территориях и в определенных исторических отрезках времени.

Рахманинов Сергей Васильевич (1873-1943) — русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки) и создал свой оригинальный стиль, оказавший впоследствии влияние как на русскую, так и на мировую музыку двадцатого века

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841-1916), происходил из дворян Тамбовской губернии. Село Старая Казинка является фамильным гнездом рода дворян Рахманиновых. Находится это село в Мичуринском районе, где Тамбовская область граничит с Липецкой.

Родоначальником тамбовской ветви Рахманиновых был царский стольник Иевлий Кузьмич Рахманинов, обосновавшийся в 1727 году в Старой Казинке. Представителями рода Рахманиновых, вышедших из Старой Казинки, были известный просветитель XVIII века, переводчик и публицист Иван Герасимович Рахманинов (1753-1807 гг.), русский учёный-математик, профессор и ректор Киевского университета Иван Иванович Рахманинов (1826—1897 гг.), знаменитый музыкант и композитор Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943 гг.)

В конце 1889 года Рахманинов приехал в гости к Варваре и Александру Сатиным. Их имение Ивановка в Тамбовской губернии стало его любимым местом отдыха и его лучшей творческой лабораторией. Ивановка стала местом, куда он «всегда стремился». Ивановка в жизни Рахманинова заняла особое место. «Я считаю его своим, - писал С. Рахманинов в одном из писем М. Шагинян, - так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось» (8 мая 1912 года. Ивановка).

Именно здесь Рахманинов создавал свои лучшие произведения, здесь во многом формировался как личность, как композитор. В Ивановке Сергей Рахманинов встретился с тремя сестрами Скалон, одной из которых была Вера. Девушка влюбилась в юного музыканта, и он ответил ей взаимностью. Рахманинов посвятил ей созданный в Ивановке романс «В молчанье ночи тайной», написанный им на стихи Александра Фета. Уехав в Москву, он написал ей более ста трогательных и возвышенных писем. Вере Скалон Сергей Рахманинов посвятил романс для виолончели и фортепьяно и вторую часть своего Первого фортепьянного концерта. В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию. Его дипломная работа опера "Алеко" по произведению А. С. Пушкина «Цыганы». Кроме неё написаны первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова. В период с 1890 года по 1917 год он почти каждую весну, лето, а часто и осень проводил в Ивановке. В 1902 году он женился на дочери Сатиных и своей двоюродной сестре Наталье Александровне (1877-1951 гг.) В Ивановке родились обе дочери Сергея Васильевича и Натальи Александровны - Ирина (1903) и Татьяна (1907). Именно здесь, среди степного раздолья расцвел талант великого музыканта. Здесь он много и плодотворно работал. В Ивановке появляются фортепианные концерты, музыкальные моменты, этюды-картины, романсы, симфонические произведения «Цыганское каприччио», «Утес» и многие другие. В период с 1890 по 1917 годы С.В.Рахманинов жил по следующему распорядку: осень, зима - гастроли по России, Европе, Америке; весна, лето - жизнь в Ивановке. Ради лета в Ивановке Сергей Васильевич отказывался от самых выгодных гастрольных предложений. Ивановка была для него,по его собственным словам, «милым сердцу и душе монастырем». Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Украшением и гордостью ивановского парка того времени была сирень. Отдельные кусты сирени были посажены даже между плодовыми деревьями в садах. Сергей Рахманинов очень любил цветущую сирень. Она вдохновляла его на создание произведений. Один из его романсов так и называется «Сирень». Место и время создания- Ивановка, апрель 1902 года. Автор стихов - Е. Бекетова, старшая дочь профессора А. Н. Бекетова, ректора Московского университета.

По утру, на заре,

По росистой траве,

Я пойду свежим утром дышать;

И в душистую тень,

Где теснится сирень,

Я пойду своё счастье искать…

В жизни счастье одно

Мне найти суждено,

И то счастье в сирени живёт;

На зелёных ветвях,

На душистых кистях

Моё бедное счастье цветёт.

Одной из первых исполнительниц романса была А. Нежданова, чьи корни тоже были с Тамбовщины. В своих воспоминаниях она пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые вдохновенные романсы “Сирень”, “Здесь хорошо”, “У моего окна”, “Островок” и много других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии произведений».

С. А. Сатина, двоюродная сестра композитора писала: "К нашей усадьбе примыкала небольшая, около 100 дворов, деревня Ивановка. Вокруг нас простирались бесконечные поля, сливавшиеся на горизонте с небом. Вдали, на западе, виднелась колокольня нашей приходской церкви, находящейся в пяти верстах от Ивановки. На севере — чья-то ветряная мельница, на восток — ничего кроме полей, а на юг — наш осиновый лес. На протяжении многих верст вокруг Ивановки эти осины и наш сад около дома, были единственными деревьями среди полей, и поэтому этот осинник являлся убежищем для зайцев, лисиц, и даже забегавших иногда откуда-то волков, в особенности же для птиц, вивших там свои гнёзда и наполнявших воздух щебетом и пением."

Почти все написанное Рахманиновым в России прошло через Ивановку. В Ивановке Рахманинов работал над симфоническими пьесами «Утес», «Остров мертвых», «Цыганское каприччио», над Первой и Второй симфониями, операми «Монна Ванна», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини», «Литургией Святого Иоанна Златоуста», поэмой «Колокола», Первым, Вторым, Третьим, Четвертым концертами для фортепиано с оркестром. В Ивановке Сергей Васильевич написал 24 прелюдий, 9 этюдов-картин, 2 сонаты, 49 романсов. 1 ноября 1918 года Рахманинов эмигрировал в США. Больше он никогда не был в России. В связи с отъездом у него начинается творческий кризис, он перестаёт писать музыку. Только через восемь лет он возвращается к композиторской деятельности. Рахманинов начинает работать и создаёт шесть произведений, среди которых "Четвертый концерт" и "Три русские песни". Объясняя причину своего молчания после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что, уехав из России, он потерял самого себя, что "у музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить". Понимая, что вернуться в Ивановку он не может, пробует воссоздать черты сходства с природой Ивановки при строительстве виллы в Швейцарии, где и жил с 1930 по 1940 год. Вернувшись в США в 1941 году он заканчивает своё последнее произведение "Симфонические танцы". В годы Второй мировой войны Рахманинов даёт в США несколько концертов, в пользу Красной Армии. Денежные средства он передал со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». На деньги композитора был построен для армии боевой самолёт. Рахманинов очень хотел поехать на родину. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей». До конца дней он хранил в памяти светлые воспоминания о "своей родине" Ивановке и стремился туда. Написанные в эти годы Три русские песни, Третья симфония, Симфонические танцы - это его любовь к России, к родной земле, которую он поцеловал, уезжая за границу, и на которую так и вернулся. После его смерти у секретаря нашли списки, насчитывавшие сотни адресов, по которым от имени Рахманинова оказывалась помощь. Он всегда помогал русским и России.

Большое место в творчестве С.В.Рахманинова занимают образы русской природы. Ивановка сыграла важную роль в возникновении его типично русских музыкальных картин. Живописные рахманиновские "пейзажи", созданные в Ивановке или под ее впечатлением, замечательны тем, что они передают не только картины природы, но и его эмоциональное состояние, что вместе со зрительным и слуховым восприятием природы композитором в них отражено все то, что соединялось в его представлении о Родине - душа русского человека, его влюбленность в свой край, его думы, его песни. В Ивановской усадьбе раскрылись и другие склонности С.В.Рахманинова. Он был русским. А русские, как нация, сформировались как земледельческий этнос. Посадить что-либо - это у русских в крови. Даже сейчас, несмотря на изобилие продуктов в магазинах, даже очень богатые русские обязательно посадят около дома сельскохозяйственные растения. Рахманинов также занимался сельским хозяйством: старался улучшить породу скота, покупал новый, современный инвентарь, интересовался полевыми работами. С русским пейзажем творчество Рахманинова связано своей сердцевиной, сокровенным движением души, рождающим вдохновение. Рахманинов говорил: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Музыка Сергея Васильевича Рахманинова органично сочетается с поэзией Федора Ивановича Тютчева. Композитор написал на стихи Тютчева четыре романса. В своем творчестве Рахманинов впервые обратился к лирике Тютчева в 1906 году, когда им были написаны два романса: трагический: «Всё отнял у меня» и лирический «Фонтан». Написаны они были летом в Ивановке. Но одним из замечательнейших образцов камерного вокального творчества Рахманинова это романс «Весенние воды» на стихи Ф. И. Тютчева. Он весь словно залит потоком солнца и в нём бушует ликование. «Молодые гонцы» весны радостно будят все вокруг и сообщают о грядущем обновлении, ведь его так заждалась природа. Энергия музыки подчёркивает вдохновенную силу этого таинственного превращения, которое повторяется каждый год, однако после долгой зимы и природа, и человек ждут весеннюю капель с нетерпением. Музыка Рахманинова в «Весенних водах» восходит к древнеславянскому мифу и чувству ожидания любви, страстного желания обновления Земли, что находится в подсознании и просыпается с небывалой силой каждой весной.

Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней!.."

Музыка Рахманинова передает упоение жизнью. Она то льется, как бесконечная, широкая мелодия (Второй концерт), то бурлит, словно стремительные вешние потоки (романс «Весенние воды»). Рахманинов рассказывает о тех минутах, когда человек наслаждается покоем природы или радуется красоте степи, леса, озера, — и музыка становится особенно нежной, светлой, какой-то прозрачной и хрупкой (романсы «Здесь хорошо», «Островок», «Сирень»), В «музыкальных пейзажах» Рахманинова, тонко и одухотворенно передано обаяние русской природы: широкой, раздольной, бесконечно щедрой и поэтичной.

Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знамённого распева. Рахманинов вывел русскую фортепианную музыку XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира.

Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941). И мы видим, что самый продуктивный его период был тогда, когда он находился в окружение русской природы, которая подпитывала его, давала силы и вдохновение. Россия не забыла своего сына. В 1968 году создан музей, а с 1987 года — Музей-усадьба С.В. Рахманинова в деревне Ивановка Уваровского района Тамбовской области. С 1982 года в Ивановке ежегодно проводится Международный музыкальный фестиваль имени С.В. Рахманинова. Также, в рамках Международного Рахманиновского музыкального фестиваля, традиционно проходят концерты в Казинке.

Про Рахманинова-композитора часто говорят, что он «самый русский композитор». Рахманинов сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910; Всенощная, 1916). Рахманинов был порождением Руси и русской природы. Он воплощение русских пословиц, например таких как эта: "ну какой же русский не любит быстрой езды". Сергей Васильевич любил верховую езду, прогулки на моторной лодке и в автомобиле. Рахманинов написал произведения, в которых выразил то чувство счастья, какое испытывают люди среди полей, лесов, лугов и нив. Максим Горький сказал о нём: «Как хорошо он слышит тишину». Рахманинов синтезировал различные тенденции национального музыкального искусства и объединил их в Русский национальный стиль. Рахманинов любил ивановские сады, большой тенистый парк, пруды, чистый воздух и аромат прилегавших к усадьбе полей и лугов. Ивановка была частицей великой Родины. Её природа способствовала обострению национального самосознания композитора и пробуждала патриотизм. И эту великую любовь к вмещающему русскому ландшафту мы слышим во всех его произведениях.

Библиографическая ссылка

Пушилин Н.О. ТВОРЧЕСТВО СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА КАК ОТРАЖЕНИЕ ВМЕЩАЮЩЕГО ЛАНДШАФТА // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=14334 (дата обращения: 18.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.

Сенар

Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.


Родители: мать Любовь Петровна и отец Василий Аркадьевич

Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия. На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.


Фото Сергея Рахманинова в детстве | Сенар

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу. Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор. Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.


Сенар

После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани. Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.


Сергей Васильевич Рахманинов | Сенар

Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

Произведения

Еще студентом консерватории Рахманинов стал известным на уровне Москвы. Именно тогда он написал Первый фортепианный концерт, Прелюдию до-диез минор, которая стала его визитной карточкой на долгие годы, а также множество лирических романсов. Но так удачно стартовавшая карьера прервалась из-за провала Первой симфонии. После ее исполнения в Санкт-петербургском концертном зале на композитора посыпался шквал критики и разгромных рецензий. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял, находился в депрессии и почти все время лежал дома на диване. Только прибегнув к помощи врача-гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.

В 1901 году Рахманинов наконец-то пишет новое большое произведение, «Второй фортепианный концерт». И этот опус до сих пор считается одним из величайших произведений классической музыки. Даже современные музыканты отмечают влияние этого творения. Например, на его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia», «Megalomania» и «Ruled by Secrecy». Чувствуется мелодика русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» , «All by Myself» и «I Think of You» Фрэнка Синатры.

Совершенно потрясающей получилась симфоническая поэма «Остров мёртвых», «Симфония № 2», которая в отличие от первой имела грандиозный успех у публики, а также очень сложная по своей структуре «Соната для фортепиано № 2». В ней Рахманинов широко использовал эффект диссонанса и развил его применение до максимального уровня. Говоря о творчестве русского композитора нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцати песен», но обычно исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства. Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром.

После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпускает в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и несколько русских песен. За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения – «Симфонию № 3», «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы». Но примечательно, что все три принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Личная жизнь

Рахманинов был очень влюбчивым человеком, в сердце которого неоднократно вспыхивали чувства к окружающим его дамам. И именно благодаря такой эмоциональности романсы композитора и получались настолько лирическими. Сергею было около 17 лет, когда он познакомился с сестрами Скалон. Особенно юноша выделил одну из них, Веру, которую называл либо Верочка, либо «Моя Психопатушка». Романтическое чувство Рахманинова оказалось взаимным, но при этом чисто платоническим. Вере Скалон молодой человек посвятил песню «В молчанье ночи тайной», романс для виолончели и фортепьяно, а также вторую часть своего Первого фортепьянного концерта.


Сенар

После возвращения в Москву Сергей пишет девушке огромное количество любовных писем, из которых сохранилось около сотни. Но одновременно пылкий юноша влюбляется в Анну Лодыженскую, супругу своего приятеля. Для нее он сочиняет романс «О нет, молю, не уходи!», ставший классическим. А со своей будущей женой, Натальей Александровной Сатиной, Рахманинов познакомился намного раньше, ведь она была дочерью тех самых родственников, которые его приютили, когда Сергей бросил учебу в пансионате.


С дочерьми Ириной и Татьяной | Сенар

В 1893 году Рахманинов понимает, что влюблен, и дарит возлюбленной новый романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Сергея Рахманинова меняется спустя девять лет - Наталья становится официальной супругой молодого композитора, а еще через год – матерью его старшей дочери Ирины. Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Но на этом любвеобильность Сергея Васильевича не исчерпала себя. Одной из «муз» легенды русской классики была молодая певица Нина Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий. Но после эмиграции Сергея Васильевича в гастрольных поездках его сопровождала только жена, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».


Сергей Рахманинов и его жена Наталья Сатина | Сенар

Несмотря на то, что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев - Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме мужчина полностью реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени – пылесос. Был композитор и обладателем патента за изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже звезды всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.


С внуками Софинькой Волконской и Сашей Конюсом | Сенар

Биография Рахманинова Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться отказывался, так как не признавал Советской власти. Тем не менее, когда Фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежный сбор со многих концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал последовать своему примеров многих знакомых.

Смерть

Всю жизнь Сергей Васильевич очень много курил, почти не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта пагубная привычка вызвала у композитора на склоне лет меланому. Правда, сам Рахманинов об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и всего за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним.


Сенар

Великий русский композитор не дожил до своего 70-летия всего лишь три дня. Он скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года.

Сергей Рахманинов биография краткая изложена в этой статье.

Рахманинов Сергей Васильевич краткая биография

Сергей Рахма́нинов - русский композитор, пианист, дирижёр.

Родился 20 марта 1873 года в дворянской семье. Долго местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода, но исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

С юных лет Сергей Рахманинов начал систематически учиться музыке. В 1882 году он поступил в Петербургскую консерваторию.

В 1885 году переехал в Москву и стал студентом Московской консерватории. Здесь Сергей Рахманинов впервые встретился с Петром Чайковским. Знаменитый композитор заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами.

В 1891 Рахманинов окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист, а в 1892 году – как композитор. С зимы 1892 года начались публичные выступления Рахманинова как пианиста.

Яркая художественная индивидуальность Рахманинова раскрылась еще в консерваторские годы - в Первом фортепианном концерте (1891) и опере «Алеко» (1892) Написанные вскоре симфоническая фантазия «Утес» (1893), Первая симфония (1895) и др. свидетельствовали о многообразии его творческих интересов.

Подлинный расцвет наступил в начале XX века с созданием таких замечательных произведений, как Второй (1901) и Третий (1909) фортепианные концерты, Вторая симфония (1907), фортепианные прелюдии и этюды-картины.

Первое зарубежное выступление Рахманинова состоялось в Лондоне в 1899 году. В 1900 году он побывал в Италии.

В 1898–1900 годах неоднократно выступал в ансамбле с Федором Шаляпиным.

В 1904–1906 годах Рахманинов работал дирижером в Большом театре, написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» (1904) на либретто Модеста Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» (1904) по Пушкину.

Крупные инструментальные опусы 1900-х годов – Симфония №2 (1907) и Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1909). Мрачным колоритом выделяется симфоническая поэма «Остров мертвых» (1909), навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина.

С 1906 года три зимы Рахманинов провел в Дрездене, летом возвращаясь домой. Он довольно часто выступал в тот период в Европе как пианист и дирижер. В 1907 году принимал участие в Русских исторических концертах, организованных Сергеем Дягилевым в Париже, в 1909 году впервые выступал в США, в 1910–1911 годах играл в Англии и Германии.

В 1910-х годах Рахманинов уделял много внимания крупным хоровым формам.

В декабре 1917 года Рахманинов отправился на гастроли в Скандинавию, в Россию уже не вернулся.

В Америке Сергей Рахманинов добился огромного успеха. С 1918 года композитор жил в Америке, где добился огромного успеха. В США он много гастролировал и мало сочинял. Лишь в 1941 году было создано величайшее произведение Рахманинова – «Симфонические танцы».

В годы Второй мировой войны Рахманинов дал в США несколько концертов и весь денежный сбор направил в фонд Советской Армии, чем оказал ей весьма существенную помощь.

28 марта 1943 года Рахманинов скончался после тяжелой болезни в кругу своих близких в Беверли Хиллз, Калифорния, США.

Рахманинов был женат на Наталье Сатиной – родственнице отца. В 1903 году в семье Рахманиновых родилась дочь Ирина, в 1907 году – Татьяна.

Одарённый необычайным музыкальным слухом и памятью, Рахманинов в 18 лет блестяще завершил занятия по классу фортепьяно. А через год, в 1892 году, когда он окончил Московскую консерваторию по классу сочинения, его наградили большой золотой медалью за выдающиеся исполнительские и композиторские успехи. Вместе с ним закончил консерваторию и Скрябин, который получил малую золотую медаль, т.к. большую присуждали только студентам, окончившим консерваторию по двум специальностям (Скрябин закончил как пианист). На выпускной экзамен Рахманинов представил одноактную оперу «Алеко» (по поэме Пушкина «Цыганы»), которую написал всего за 17 дней! За неё присутствовавший на экзамене Чайковский поставил своему «музыкальному внуку» (Рахманинов учился у Танеева, любимого ученика Петра Ильича) пятёрку с тремя плюсами. Спустя год опера 19-летнего композитора была поставлена в Большом театре. Музыка оперы, покоряющая юношеской страстностью, драматической силой, богатством и выразительностью мелодий, получила высокую оценку крупнейших музыкантов, критиков и слушателей. Музыкальный мир отнёсся к «Алеко» не как к школьной работе, а как к творению высочайшего мастера. Особенно высоко оценил оперу П. И. Чайковский: «Эта прелестная вещь мне очень понравилась»,- писал он своему брату. В последние годы жизни Чайковского, Рахманинов часто с ним общается. Он высоко ценил творца «Пиковой дамы». Ободрённый первым успехом и моральной поддержкой Чайковского, Рахманинов после окончания консерватории сочиняет ряд произведений. Среди них - симфоническая фантазия «Утёс», первая сюита для двух фортепиано, «Музыкальные моменты», до-диез минорная прелюдия, романсы: «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Островок», «Весенние воды». Под впечатлением смерти Чайковского в 1893 году создано «Эллегическое трио».

Однако его творческий путь не был усыпан розами. Случались неудачи, которые он остро переживал. В 1895 году Рахманинов заканчивает свою первую симфонию, которая в начале 1987 года была исполнена в одном из «Русских симфонических концертов» под управлением А. К. Глазунова. Симфония потерпела фиаско, её не поняли. По словам родственницы Рахманинова Л. Д. Ростовцевой-Скалон Глазунов флегматично стоял у пульта и также флегматично её провёл. Это до такой степени расстроило Рахманинова, что он несколько лет ничего не писал. Он впал в депрессию и потерял веру в свои способности. Ему тогда даже пришлось лечиться у психиатра. Но самым лучшим лекарством для композитора была музыка. В 1900 году Рахманинов возвращается к композиторской деятельности; он пишет две части второго фортепианного концерта, законченного годом позже; тогда же написана вторая сюита для двух фортепиано. Наряду с творческим подъёмом происходит очень важное событие в жизни Сергея Васильевича: он женится на своей двоюродной сестре Наталье Алексеевне Сатиной, с которой пройдёт весь свой долгий жизненный путь. Успешное исполнение его Второго концерта для фортепиано с оркестром в 1901 году полностью восстановило силы Рахманинова и помогло вернуть уверенность в своих творческих возможностях. Второй концерт для фортепиано с оркестром, написанный в 1901 году, - одно из знаменитейших произведений Рахманинова. Здесь сочетаются характерная для композитора колокольность и стремительное бурное движение. В этом национально-колористическая черта гармонического языка Рахманинова. Разлив певучих, по-русски широких мелодий, стихия деятельного ритма, блистательная виртуозность, подчиненная содержанию, отличают музыку Третьего концерта. В нем проявляется одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова - органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Вторым концертом открывается плодотворнейший период в композиторской деятельности Рахманинова. Появляются прекраснейшие произведения: прелюдии, этюды-картины. Созданы лучшие романсы, среди них: «Сирень», «Вокализ», «У моего окна». Крупнейшие симфонические сочинения этих лет - Вторая симфония, симфоническая поэма «Остров мёртвых». В эти же годы созданы: поэма-кантата «Колокола», прекрасное произведение для хора а cappella «Всенощное бдение», оперы «Скупой рыцарь» по А. С. Пушкину и «Франческа да Римини» по Данте.

Не меньшую известность Сергей Рахманинов приобрёл как пианист. С 1900 года Рахманинов постоянно концертировал в России и за рубежом. В 1899 году он с успехом выступал во Франции, а в 1909 году в Америке. Слушателям Рахманинова казалось, что он не знает никаких пианистических трудностей: таким блестящим, виртуозным было его исполнение, отличавшееся огромной внутренней силой. И вместе с тем Рахманинов играл необычайно певуче. Современники признавали Рахманинова величайшим пианистом ХХ века. Но он также был и талантливым оперным и симфоническим дирижёром, давшим своеобразное толкование многих классических произведений. Впервые за дирижёрский пульт он встал, когда ему исполнилось всего двадцать лет, - в 1893 году, в Киеве, как автор оперы «Алеко». В 1897 году начал работать вторым дирижёром в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова, где приобрёл необходимую практику и опыт. Он пробыл там только год, но этот год сыграл важную роль в его жизни: там он встретился с выдающимися русскими художниками - В. Серовым, К. Коровиным, Врубелем – и артистами, там же завязалась тесная дружба с Ф. И. Шаляпиным. До этого Рахманинов дирижированию никогда не учился, хотя и чувствовал, что «способен дирижировать». Ему помогли природная одарённость, исключительный вкус, феноменальная память и безупречный слух. 3 сентября 1904 года состоялся дирижёрский дебют Рахманинова в Большом театре. Здесь он вёл целый ряд спектаклей, прежде всего оперы русских композиторов. Под руководством Рахманинова были осуществлены новые постановки «Ивана Сусанина» М. И. Глинки и «Пиковой Дамы» П. И. Чайковского. С 1899 года Рахманинов выступает как дирижёр с гастролями в других странах. В мае 1907 года в парижской «Гранд Опера» Рахманинов провёл один их четырёх исторических концертов русской музыки (другими концертами дирижировали А. Никиш, К. Шевиллар и Н. Римский – Корсаков). Впервые выступая с концертами в США, он не только дирижировал собственными сочинениями, но и предложил интересную трактовку произведений таких композиторов, как Чайковский и Моцарт.

Фортепьянная музыка занимает особое место в творчестве Рахманинова. Лучшие произведения он написал для своего любимого инструмента – фортепиано. Это 24 прелюдии, 15 этюдов-картин, 4 концерта для фортепиано с оркестром, «Рапсодия на тему Паганини» для фортепиано с оркестром (1934) и др. Широк диапазон выраженных в них чувств и состояний – от тихого покоя до сильной взволнованности, от светлой радости до сумрачной печали. Рахманинов следовал лучшим традициям классики, и, прежде всего, русской, являясь проникновенным певцом русской природы. В его Второй симфонии, написанной в 1907 году, в кантате «Весна», в поэме «Колокол» тесно сосуществуют лиризм, открытое выражение прямых и сильных чувств, с величественными эпическими образами. В музыке Рахманинова сливаются традиции, идущие от П. И. Чайковского и композиторов «Могучей кучки», особенно А. П. Бородина. Музыка Рахманинова, обладающая неистощимыми мелодическими богатствами, впитала в себя русские народно-песенные истоки и некоторые элементы знаменного распева.

В 1915 году умирает товарищ и соученик Рахманинова по классу Зверева, великий русский композитор и пианист Александр Скрябин. Концертный репертуар Рахманинова состоял, главным образом, из собственных сочинений. Но в память Скрябина Рахманинов дал несколько концертов из его произведений, в том числе и для того, чтобы поддержать в материальном плане семью Скрябина.

Сергей Рахманинов – известный русский композитор, родился в 1873 году в Новгородской губернии.

С раннего детства Сергей увлекался музыкой, поэтому было решено отдать его на обучение в консерваторию Петербурга на отделение фортепиано. Кроме того, он обучался в пансионе Зверева, а также в Московской консерватории.

После окончания обучения Рахманинов начинает преподавательскую деятельность в Мариинском училище, а затем становится дирижером в русской опере.

В начале своей музыкальной деятельности он потерпел неудачу, а подлинное признание наступило в 1901 году. В это время он создает свои знаменитые Второй и Третий фортепианные концерты, Вторую симфонию.

Часто Рахманинов посещал Англию, где также выступал как пианист и дирижер.

В 1917 году он отправляется в Скандинавию на гастроли. В Россию он больше так и не вернулся. Большого успеха ему удалось добиться в США, там он сочинял мало, в основном гастролировал. Великое его произведение «Симфонические танцы» было создано только в 1941 году.

Во время Второй мировой войны Сергей Рахманинов пытался помочь своим соотечественникам, отправляя на Родину все собранные на благотворительных концертах средства.

После затяжной болезни в 1943 году музыкант ушел из жизни.

для 4 класса

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Артур Конан Дойл

    Артур Конан Дойл – известный английский писатель, создавший много интересных произведений различных жанров. Из-под его пера вышли исторические и приключенческие романы, научно-фантастические повести и романы, публицистические статьи и т.д.

  • Иван Данилович Калита

    Иван Данилович Калита. С этим именем связывают период становления града Московского как духовного и экономического центра Руси.

  • Жан Кальвин

    Жан Кальвин являлся один из самых радикальных деятелей европейской Реформации, французский теолог, который положил начало новому религиозному течению протестантской церкви.

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Иван Никитович Кожедуб

    Иван Кожедуб - советский лётчик, герой Советского Союза, воевавший во время Великой Отечественной войны, участвовал в конфликте на Корейском полуострове.