Великие истории любви. Бунин и его женщины. Бунин. Гений и злодей в одном лице

Литература

Особенности темы любви в творчестве И.А.Бунина

Выполнила:

ученица 9 класса

Учитель:

Маркович Л.В.

1 Введение 3

2 Основная часть

1) Взгляды Бунина 6

2) «Тёмные аллеи» 10

3) «Натали» 12

4) «Чистый понедельник» 14

3 Заключение 17

4 Библиографический список 20

введение

«Любовь – интимное и глубокое чувство, устремленное на другую личность, человеческую общность или идею. Любовь включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Любовь возникает как самое свободное и «непредсказуемое» выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть», - именно такое определение любви нам дает философский словарь И.Т.Фролова, но разве может человек, никогда не испытывающий любовь, прочитав это определение, понять что это за чувство. Безусловно, нет. Любовь – это чувство, которому невозможно дать определение. У каждого человека оно будет свое, ведь любовь индивидуальна и в каком – то смысле уникальна, отражает неповторимые черты жизненного пути каждого человека. Кроме того, можно сказать, что любовь – это стремление к идеалу. Когда человек влюбляется, его любовь становится живым воплощением идеала, который уже существует для него не где–то в отдалённом будущем, а сегодня, сейчас, сию минуту. Влюбившись, человек начинает видеть и ценить в любимом то, что подчас другие не видят и не ценят. Любовь вдохновляет людей на стихи, музыку, картины. Человек всегда думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней. И нет у людей более сильного чувства, чем любовь. Ни страх, ни зависть, ни злобная ненависть – ничто не одолеет любви.

В литературе тема любви - это одна из вечных тем. Бесконечное количество произведений написаны и будут написаны о любви.

Тема моего реферата «Особенности темы любви в сборнике рассказов И.А.Бунина «Темные аллеи»».

Рассказы Бунина произвели на меня сильное впечатление. Когда читаешь произведения одной темы у разных авторов, то как бы непроизвольно их сравниваешь, отмечаешь сходства и различия. Чаще всего бывает так, что сюжеты разные, авторы по - разному преподносят проблему, но видят ее одинаково. Однако, первый раз прочитав рассказы Бунина, я поразилась тому, как он не только преподносит, но и видит любовь. Я открыла для себя абсолютно другую, ни на что не похожую «любовь Бунина». Мне захотелось понять, разобраться во взглядах Бунина на любовь, именно поэтому я выбрала для реферата такую тему.

Я считаю, тема любви актуальна, и её актуальность я бы хотела выразить словами русского писателя Максима Горького: «Жизнь без любви не жизнь, а существование. Без любви жить невозможно, для того и дана душа человеку, чтобы любить». Действительно, сколько будет существовать Мир на Земле, столько люди и будут испытывать это великое чувство - любовь. Прочитав сборник рассказов «Темные аллеи», я выяснила, что любовь для Бунина – это величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Чтобы это доказать, я поставила перед собой следующие задачи:

Изучить биографию Бунина и его взгляды на любовь.

Исследовать критическую литературу, касающуюся темы реферата.

Проанализировать некоторые рассказы, входящие в сборник «Темные аллеи».

Сделать выводы и изложить материал по данной теме

Взгляды Бунина

Иван Алексеевич Бунин является одним из самых видных русских писателей двадцатого века. В 1933 году он был удостоен Нобелевской премии в области литературы. У него замечательно получались как стихи, так и проза, как короткие рассказы, так и романы. Говоря о Бунине, нельзя умолчать о главном обстоятельстве его литературной и житейской судьбы. В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не поняв Октябрьской революции, писатель в 1920 году навсегда покинул свою Родину. Эмиграция стала поистине трагическим рубежом в биографии Бунина. Бедность, равнодушие тягостно переносись Иваном Алексеевичем. Неизмеримо острее, однако, воспринимались страшные события с приходом к власти фашистов. Бунин неотступно следил за фронтом, прятал у себя преследуемых фашистами людей. Он увидел победу русского народа над немцами. В 1945 году он был счастлив за своё Отечество. А.Бобренко приводит горькие слова Ивана Алексеевича, сказанные 30 марта 1943 года: «…дни протекают в великом однообразии, в слабости и безделии. Года полтора тому назад написал в очень короткий срок целую книгу новых рассказов, теперь только изредка берусь за перо - руки отваливаются: зачем и для кого писать?» Речь здесь идёт о рассказах, вышедших под общим названием «Тёмные аллеи». В первом варианте сборник появился в США в 1943 году. Затем Бунин, тоже в «короткий срок», пополняет его и издаёт в 1946 году в Париже. Работа над сборником была для Бунина в военные годы родником душевного подъёма. Сам автор считал произведения сборника «Тёмные аллеи», начатого и законченного

с 1937 по 1944 год, своим высшим достижением. И.В.Одинцова вспоминала «жаркие возражения Бунина на реплику о его славе: «Что мне эта Нобелевская премия - а сколько я о ней мечтал - принесла? Чёртовы черепки какие-то. И разве иностранцы оценили меня? Вот я написал лучшую свою книгу «Тёмные аллеи», а её ни один французский издатель брать не желает». Рассказы этого цикла вымышлены, что не раз подчёркивал сам Бунин. Однако, все, в том числе ретроспективная их форма, вызвано, как это всегда в искусстве, состоянием души автора А.В.Бахрах однажды спросил: «Иван Алексеевич, вы никогда не пробовали составить свой донжуанский список?» На что Бунин ответил: «Тогда лучше бы составить список неиспользованных возможностей, но ваш бестактный вопрос разбудил во мне рой воспоминаний. Какое удивительное время – молодость! Сколько было встреч, незабываемых мгновений! Жизнь уходит быстро, и мы начинаем ценить её лишь тогда, когда остальное позади». Подобные моменты возвращения к самому яркому, сильному переживанию и воспроизведены в цикле. Настрой ему даёт стихотворение Н.П.Огарёва «Обыкновенная повесть», на которое не очень точно ссылается Бунин, объясняя происхождение своего рассказа «Тёмные аллеи». Сборник «Тёмные аллеи» стал воплощением всех многолетних размышлений писателя о любви, которую он видел повсюду, поскольку для него это понятие было весьма широким. Он видит любовь в каком-то особом свете. В то же время он отражает те чувства, которые испытывал каждый человек. С этой точки зрения любовь как раз не является неким особым, отвлечённым понятием, а, наоборот, общим для всех. Основной темой цикла становится тема любви, но это уже не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы все стремимся, но, увы, так часто упускаем. «Тёмные аллеи» - произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях: возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы «от нечего делать», животные проявления страсти.

Бунин влюблён в любовь. Для него это самое прекрасное на земле, несравнимое ни с чем другим чувство. И всё же любовь рушит судьбы. Писатель не уставал повторять, что всякая сильная любовь избегает брака. Земное чувство лишь короткая вспышка в жизни человека, и Бунин пытается сохранить эти чудесные мгновения в рассказах. В сборнике «Тёмные аллеи» мы не встретим ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюблённых разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создаётся впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает любовь на её пике, но никогда при угасании.

Неоднократно критики говорили о трагичности взглядов Бунина, соединившего любовь и смерть. Но вот как он сам объяснял И.В. Одоевцевой этот мотив: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть неразрывны? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, - а их, этих любовных катастроф было немало в моей жизни, вернее почти каждая моя любовь была катастрофой, - я был близок к самоубийству. Значит, вовсе не исходно, не природно связывал писатель свет жизни и мрак небытия. А только в катастрофической ситуации.

Слова одного неизвестного философа очень близки взглядам писателя: «Любовь искали и боготворили. Её теряли и не берегли. Любовь не существует, - люди говорили, а сами умирали от любви»

По мнению Бунина, любовь – некий высший главный момент бытия, который озаряет жизнь человека, и Бунин в лице любви видит противопоставление смерти: если жизнь человека наполнена любовью, то и длится она дольше. Но для Бунина не столько важна любовь «счастливая, длящаяся», с которой ему просто нечего делать, сколько важна любовь краткая, которая, как вспышка озаряет жизнь человека, наполняя ее радостными эмоциями. Такая любовь у Бунина быстро обрывается, но не погибает, и с этим представлением о любви Иван Алексеевич Бунин пишет серию кратких рассказов под общим названием «Темные аллеи». В первую очередь, все рассказы сближает мотив воспоминаний о молодости и родине. Все или почти все рассказы «Темных аллей» ведутся в прошедшем времени. Иногда прямо указано, что воспроизводятся былые события. «В ту далекую пору он тратил себя особенно безрассудно…» - «Таня». «Он не спал, лежал, курил и мысленно смотрел в то лето» - «Руся» «В то лето я впервые надел студенческий картуз» - «Натали». В другом случае эффект минувшего передан более тонко. Например, в «Чистом

понедельнике» «Каждый вечер мчал меня в этот час на вытягивающемся рысаке кучер…», а в конце уже

определенно: «В четырнадцатом году, под Новый год, был такой же тихий, солнечный вечер, как тот, незабываемый…». Всюду речь о том, что удержала человеческая память.

На первый взгляд может показаться, что все рассказы похожи друг на друга и удовлетворяют лишь таким тематическим делениям книги как: любовь, жизнь, смерть. Но эти темы соседствуют, переплетаются в каждом рассказе. Сам Бунин обозначил части «Темных аллей» римскими цифрами: I, II, III, расположив под ними рассказы, должно быть, в строгой и одному ему ведомой последовательности. Вячеслав Шугаев в своей книге «Переживания читающего человека» попытался расшифровать римские цифры более подробно, чтобы явственнее проступили связи и отличия частей. Пожалуй, можно предположить, что основной мотив, обозначенный цифрой I – прихотливость, причудливость возникновения страсти, неуместность ее в окружающем мире и обязательность расплаты за эту неуместность: разбитые, погубленные судьбы. Цифрой II – невозможность разлуки для любящих – они могут

либо умереть, либо заполнить дальнейшую жизнь муками воспоминаний и тоской по ушедшей любви. Цифрой III – неисповедимость женской души, ее мрачное, возвышенное неистовое служение страсти. Но, возможно, все это не так. У Бунина в любви соединяются родные души, столько жертвенной преданности в этом соединении, столько исступленной нежности в «борьбе не равной двух сердец», что любовь как бы переливается за пределы, уготованные ей природой, и трагически гаснет. Вот эти невыразимые сердечные муки, вызванные не недостатком любви, а ее избыточностью, более всего волновали Бунина, как проявление, уместно предположить, сугубо русского понимания чувства. За любовь или вернее, мучаясь любовью, русский человек шел на плаху, на каторгу, стрелялся, пускался в загул, принимал монашество. Нужна истовость, сродни религиозной, в служении любви – вот на чем на стаивал и проповедовал Бунин в «Темных аллеях».

Для анализа я выбрала, на мой взгляд, самые яркие произведения из каждой части.

«Темные аллеи»

В этом рассказе изображена случайная встреча людей, любивших друг друга тридцать лет назад. Ситуация достаточно заурядная: молодой дворянин легко расстался с влюбленной в него крепостной девушкой Надеждой и женился на женщине из своего круга. А Надежда, получив от господ вольную, стала хозяйкой постоялого двора и так и не вышла замуж, не имела семьи, детей, не узнала обыкновенного житейского счастья. Она через всю жизнь пронесла любовь к барину, некогда соблазнившему ее. Он не в состоянии подняться до ее высоких чувств, понять, от чего Надежда не вышла замуж «при такой красоте, которую имела». Как можно всю жизнь любить одного человека? Между тем, для Надежды Николенька на всю жизнь остался идеалом, единственным и неповторимым. «Сколько ни проходило времени все одним жила, признается она Николаю Алексеевичу. Все проходит, да не все забывается… Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было». Она не могла изменить самой себе, своему чувству. А Николай Алексеевич понял, что потерял в Надежде «самое дорогое, что имел в жизни». Но это минутное прозрение. Покидая постоялый двор, он «со стыдом вспоминал свои слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». И все – таки ему было трудно представить Надежду своей женой, хозяйкой петербургского дома, матерью своих детей. Этот господин придает слишком большое значение сословным предрассудкам, чтобы предпочесть им подлинное чувство. Но он расплатился за свое малодушие отсутствием личного счастья.

Как по – разному осмысливают происшедшее с ними герои рассказа! Для Николая Алексеевича это «история пошлая обыкновенная», а для Надежды не умирающие воспоминания, многолетняя преданность любви.

Да, возможно, Надежда не счастлива сейчас, через много лет, но насколько сильно было то чувство, сколько радости принесло, что забыть о нем невозможно. То есть любовь для героини - счастье, но счастье с постоянной, ноющей болью воспоминаний.

«Натали»

История любви студента первого курса Мещерского к юной красавице Натали Сенкевич передана в его воспоминаниях о долгом периоде – от первого знакомства с девушкой до безвременной ее смерти. Память наносит необычное, непонятное в прошлом и помогает осознать его. Мещерского друзья называли «монахом». Он сам не хотел «нарушать свою чистоту, искать любви без романтики». Натали не только не порочна, но обладает гордой, утонченной душой. Они сразу полюбили друг друга. А рассказ – об их разрыве и долгом одиночестве. Внешняя причина одна – неожиданно проснувшееся чувство накануне встречи с Натали, влечение молодого человека к телесным прелестям его двоюродной сестры Сони. Внутренний процесс очень сложен. Как всегда у Бунина, все событийные повороты едва обозначены. Явление же, которое занимает автора, глубоко осмысливается в своем внутреннем развитии. Уже в конце второй главы ощущается противоречие в мыслях героя:

« … как мне теперь жить в этой двойственности – в тайных свиданиях с Соней и рядом с Натали, одна мысль о которой уже охватывает меня таким чистым любовным восторгом». Почему происходит сближение с Соней? Писатель выявляет его внешние причины – общее среди молодежи стремление к ранней чувственности, преждевременная женская зрелость девушки, ее смелый и вольный нрав.

Но главное не в них. Мещерский сам не может оторваться от жарких объятий. Его память хранит опьянение этих встреч. Прекрасно сознавая преступность своего двойственного поведения, он не может выбрать для себя что – нибудь одно.

Мучительно не разрешимым кажется юноше вопрос, «за что так наказал меня бог, за что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные, такую мучительную красоту обожания Натали и такое телесное упоение Соней». Оба переживания он вначале называет любовью. Бедность и обманчивость чисто физической близости покажет лишь время. Достаточно было Мещерскому пять дней не видеть Соню, и он забыл свое чувственное наваждение, но это случилось слишком поздно Натали узнала об измене. А многолетняя разлука Натали (ее брак с нелюбимым человеком, связь самого Мещерского с крестьянкой) лишь разожгла неутоленное высокое чувство, подарив обоим подлинное, хотя тайное и короткое супружество. Автор обрывает счастье влюбленных последней, как бы вскользь упомянутой фразой рассказа «В декабре она умерла на Женевском озере в преждевременных родах».

Главный герой, и этим он отличается от многих, несет в своей душе редкий дар обожания возлюбленной, обладает способностью понять свои заблуждения (пусть не сразу, с большими потерями). И все – таки Мещерский долго несчастлив, одинок, потрясен собственной, столь неожиданной виной.

В рассказе «Натали» открылась новая грань художественных обобщений писателя. Впервые у Бунина человек преодолевает несовершенство своего сознания, ощущает неудовлетворение от чисто плотских наслаждений, а воспоминание о них несет отрезвление. Но ведь подобный опыт единичен. В массе побеждают другие чувства. Видимо, потому автор и завершает союз Мещерского и Натали ее смертью.

«Чистый понедельник»

Признание героя, но насколько они импульсивны, внутренне отрывисты неопределенны. И сразу читатель понимает, почему Рассказчику (он безымянен, как и она) все кажется наваждением неожиданностью. «Чем все это должно кончится, я не знаю»; «Она зачем-то училась на курсах…»; «Что же мне оставалось, кроме надежды»; «…мы зачем-то поехали на Ордынку». Более того, с самого начала он признается, что «старался не думать, не додумывать». Только он более открытый, добрый, но откровенно легкомысленный, подверженный власти случая, стихии. Не ему было понять подругу, полную противоположность себе. Утонченное мастерство писателя сказалось здесь в том, что языком такого человека он сумел донести всю сложную, серьезную натуру героини. Не проще ли было вести повествование от ее лица? Но ведь тогда мы не почувствовали бы исключительность этого женского характера. «И насколько я был склонен к болтливости, настолько она была молчалива: все что-то думала, все как будто во что-то мысленно вникала» - вот первое впечатление от загадочной женщины. Сразу улавливается противоречивость ее поведения: издевательство над обильной пищей, роскошь и участие в обедах, ужинах « с московским пониманием дела»; ирония над театральной и прочей мишурой и постоянные светские развлечения; принятие дерзких ласк мужчины и отказ от серьезного разговора об их отношениях. «Ничему не противилась, но все время молчала». Затаенные влечения героини тоже вдруг потрясли поклонника. Каждый вечер они проводили в лучших ресторанах Москвы, пользуясь своими богатством, молодостью, поражая всех редкой красотой. А затем, по ее предложению, оказались в Новодевичьем монастыре. Выяснилось, что она ходит на Рогожское кладбище, где так силен колорит допетровской России, в Кремлевские соборы, в храм Христа Спасителя, увлечена древнерусскими текстами.

Автор расширяет свои впечатления от этой внутренне противоречивой натуры героини ссылкой на не меньшее разноначалие столицы. Москва тех лет, действительно, являла собой сочетание седой древности монастырей, соборов с новейшими достижениями культуры: Художественный театр, творчество символистов, произведения Л.Андреева, переводные труды Шпицлера. Реалии столь пестрой обстановки ненавязчиво включены в повествование. Ненавязчиво, потому что к этим противоречиям устремлен внутренний взор героини. Писатель говорит не столько об интеллектуальном развитии этой странной женщины, сколько о борьбе в ее душе разных устремлений. Не зря упоминается В.Брюсов с его не лишенном пошлости романом «Огненный ангел». Пшибышевский, выступивший против «старой» морали, «пьяные» капустники: А с другой стороны, православные обители, наконец, героиней произнесенные слова русского сказания: «И вселил к жене его Диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном…» Вот пик столкновения противоположностей: «вседозволенность», пошлость наслаждений и подавления плоти, аскетизм, очищение духа. Эти несовместимые побуждения и объединяет в своем существе женщина. Снова в подтексте выражена мечта о слиянии здоровых запросов человеческого счастья с высшей духовной красотой. Мечта, которая восходит к идеалу любви.

Героиня, однако, верит мудрости толстовского Платона Каратаева: «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нет». Тем не менее, она пытается «испить» свою долю радости.

В калейдоскопе сменяющихся картин: ресторан, вечерняя гостиная, Новодевичье кладбище, трактир Егорова, капустник Художественного театра – отдельными «зернышками» прорастает решение героини рассказа: от усмешки над болтливостью ее поклонника, к подчинению его ласкам, к восклицанию: «Правда, как вы меня любите!», к любованию им, «зело прекрасным», к последнему шагу – разделению его страсти. Но, видимо, немного получила она от этой ночи, утром навсегда уехав в монастырь. И там не обрела успокоения – продолжала тосковать.

От чего очищается героиня рассказа «Чистый понедельник»? Кажется, ясно – от праздной мирской жизни. Тогда почему после «прощенного воскресенья» она оказывается в объятиях мужчины? Нет, были и другие за нею грехи: гордыня, презрение к людям. Она хотела поверить им и своей женственной силе, полюбить того лучшего, кого встретила на жизненном пути. И не смогла. С необычной сжатостью и виртуозной изобразительностью написан рассказ. Каждый штрих, цвет, деталь играют важную роль во внешнем движении сюжета и становятся знаком каких – то внутренних тенденций (чего стоит последний черно – бархатный светский наряд героини в сочетании с прической Шамаханской царицы). В смутных предчувствиях и зрелой мысли, ярком изменчивом облике этой женщины автор воплотил свои представления о противоречивой атмосфере, о сложных слоях человеческой души, о зарождении какого – то нового нравственного идеала. Неудивительно, что Бунин считал «Чистый понедельник» лучшим рассказом сборника.

Заключение

В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта, тонкий психолог, умеющий передать состояние души, которая ранена любовью. Писатель не избегает сложных откровенных тем, изображая в своих рассказах самые интимные человеческие переживания. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви, и каждой из них находил что-то неповторимое, индивидуальное в этой теме. Из моей работы следует, что особенность Бунина – художника состоит в том, что он считает любовь трагедией, катастрофой, сумасшествием, великим чувством, способным и беспредельно возвысить, и уничтожить человека. Также особенно Бунин видит образы героев своих рассказов.

Образ женщины - вот та притягательная сила, которая постоянно влечет Бунина. Он создает галерею таких образов, в каждом рассказе свой. Писатель обращается к судьбам абсолютно разных женщин. Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства. Женщина неотделима от природы. Она почти всегда соединена с лесом, с полем, морем, с облаками. Она ее часть и потому, видимо, наделена такой стихийной, неуправляемой силой, как ветер, молния, наводнение. Может быть, под влиянием этой силы занесено столько душевных мук в «Темные аллеи»? все образы восхищают, кажется, что автор влюблен в каждый из них. Все чувства, которые испытывают эти женщины, имеют право на существование. Пусть это будет первая яркая любовь, страсть к недостойному человеку, чувство мести, вожделение поклонение. И решительно все равно, крестьянка ты или дама. Главное – ты женщина.

Мужские образы в рассказах Бунина несколько затемнены, размыты, характеры не слишком определенны. Почти во всех рассказах мужчина одинаков: пылок, душевно зорок, полон сострадания к женщине и несколько созерцателен – таков должен быть мужчина, стоящий любви и находящий ее. Бунин сознательно не наделяет его характерной неповторимостью, чтобы она не мешала герою во всех любовных поисках и приключениях быть сердечно пристальным, чувственно наблюдательным и неутомимо восхищаться женщиной, поклоняться ее душевным тайнам. Для писателя важно разобраться, какие чувства испытывают эти мужчины, что толкает их к женщинам, почему они любят их. Читателю не обязательно знать, каков тот или иной мужчина, как выглядит, какие у него достоинства и недостатки. Он участвует в рассказе постольку, поскольку любовь – это чувство двоих.

Любовь – таинственная стихия, преображающая жизнь человека, придающая его судьбе неповторимый колорит на фоне обыкновенных житейских историй, наполняющая особым смыслом его земное существование. Да, любовь многолика и часто необъяснима. Это вечная загадка, и каждый читатель бунинских произведений ищет собственные ответы, размышляя над тайнами любви. Восприятие этого чувства личностно, и поэтому кто- то отнесётся к изображенному в книге, как к «пошлой истории», а кто – то будет потрясен великим даром любви, который, как и талант писателя, дается отнюдь не каждому. Каждый юный человек найдет в бунинских произведениях что – то созвучное собственным мыслям и переживаниям, прикоснется к великой тайне любви. Именно это делает автора «Темных аллей», всегда современным писателем, вызывающий глубокий читательский интерес. У читателей иногда может возникнуть вопрос: а не создает ли писатель искусственных преград на пути героев к счастью? Нет, дело в том, что сами люди не стремятся к борьбе. Они могут испытать счастье, но лишь на миг, а потом оно уходит, как вода в песок. И потому многие рассказы Бунина так трагичны. Подчас в одной короткой строчке писатель раскрывает крушение надежд, жесткую насмешку судьбы. Рассказы цикла «Темные аллеи» - образец удивительной русской психологической прозы, в которой любовь всегда была одной из вечных тайн, которую стремились раскрыть художники слова. Иван Алексеевич Бунин, по моему мнению, был одним из тех гениальных писателей, который ближе всех подошел к разгадке этой тайны.

Библиографический список

1. Архангельский А.А; Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии;

Москва,1991г.

2. Адамович Г.В; Одиночество и свобода. /Сост., авт. предисл. и прим. В.Крейд/ М.: Республика, 1996г.

3. Бунин И.А; Собрание сочинений в 9-ти томах; Москва, «Художественная литература», 1967г.

4. Бунин И.А; Стихотворения, рассказы, повести ; Москва, «Художественная литература», 1973г.

5.Русские писатели; Биобиблиографический словарь./Под ред. П.А.Николаева/ Москва, «Просвещение», 1990г.

6. Смирнова Л.А; И.А.Бунин: Жизнь и творчество ; Книга для учителя; Москва, «Просвещение», 1991г.

7. Философский словарь ./ Под ред. И.Т.Фролова. – 6-е изд. перераб. и доп/. Москва, «Политиздат», 1991г.

8.Шугаев В.М; Переживания читающего человека; Москва, «Современник», 1988г.

«Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким, - странной потому, что чуть ли не два десятилетия считались мы с ним большими друзьями, а в действительности ими не были, - начало это относится к 1899 году. А конец - к 1917-му. Тут случилось, что человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, вдруг оказался для меня врагом, долго вызывавшим во мне ужас, негодование. С течением времени чувства эти перегорели, он стал для меня как бы несуществующим» - так начинается глава «Горький» в «Воспоминаниях» , написанная в 1936 году.

В отношениях Ивана Бунина и можно выделить три этапа: после знакомства и постепенного сближения наступил период дружбы, которая была уничтожена пламенем мировой революции. После 1917 года Бунин и Горький общение прекратили.

Бунин и Горький познакомились в Ялте в 1899 году.

«Иду как-то по набережной и вижу: навстречу идет с кем-то , закрывается газетой, не то от солнца, не то от этого кого-то, идущего рядом с ним, что-то басом гудящего и все время высоко взмахивающего руками из своей крылатки. Здороваюсь с Чеховым, он говорит: «Познакомьтесь, Горький». Иван Бунин, «Воспоминания»

В мемуарах Бунин вспоминал, что Горький при первой встрече сказал: «Вы же последний писатель от дворянства, той культуры, которая дала миру Пушкина и Толстого». Насколько это правдиво, учитывая характер Бунина и его дальнейшее отношение к творчеству Горького, - судить сложно. «Вот уже сколько лет мировой славы, совершенно беспримерной по незаслуженности, основанной на безмерно счастливом для ее носителя стечении не только политических, но и весьма многих других обстоятельств, - например, полной неосведомленности публики в его биографии», - писал он уже в 1936 году, все в тех же «Воспоминаниях».

Тем не менее через несколько дней после знакомства Бунин прислал Горькому свою книгу - «Под открытым небом», и между классиками завязалась переписка, которая длилась почти 18 лет. Горькому ранние произведения Бунина нравились. Зимой 1899, например, он отправил ему такой трогательный отзыв:

«Читал и читаю стихи. Хорошие стихи, ей-богу! Свежие, звучные, в них есть что-то детски чистое и есть огромное чутье природы. Моим приятелям, людям строгим в суждениях о поэзии и поэтах, Ваши стихи тоже очень по душе, и я очень рад, что могу сказать Вам это.

Весел мирный проселочный путь,

Хороши вы, степные дороги!..

Это просто и красиво, а главное - это искренно и верно!»

Свою первую поэму «Листопад», изданную в 1900 году, Бунин посвятил Горькому. Посвящение, правда, позже было снято. В это же время Горький пригласил Бунина в журнал «Жизнь». Горький возглавлял издательство «Знание», которое напечатало Собрание сочинений Бунина.

«Мы встречались в Петербурге, в Москве, в Нижнем, в Крыму - были и дела у нас с ним: я сперва сотрудничал в его журнале «Новая жизнь», потом стал издавать свои первые книги в его издательстве «Знание», участвовал в «Сборниках знания». Иван Бунин, «Воспоминания»

Дружба крепла, в том числе на литературном поприще. Писатели, как считалось, представляли одну литературную группу.

Иван Бунин и его жена Вера Муромцева часто бывали в Италии, заезжали к Максиму Горькому на Капри - погостить.

«Мы с женой лет пять подряд ездили на Капри, провели там целых три зимы. В это время мы с Горьким встречались каждый день, чуть не все вечера проводили вместе, сошлись очень близко. Это было время, когда он был наиболее приятен мне». Иван Бунин, «Воспоминания»

Горький, в свою очередь, об одной из таких встреч в 1909 году писал, что Бунин радует его «серьезным своим отношением к литературе и слову».

В годы революции писатели разошлись из-за идейных разногласий. Последняя их встреча состоялась в Петрограде в апреле 1917 года. Горький организовал в собрание. Специальными гостями были Иван Бунин и . Публика в зале показалась Бунину сомнительной, что уж говорить про речь Горького, которую он начал обращением «Товарищи!». Впрочем, открытого конфликта не последовало, расстались они вполне дружески.

После революции Горький приехал в Москву и хотел встретиться с Буниным. Напрямую, правда, обращаться к нему не стал, просьбу передал через Екатерину Пешкову, свою супругу. Бунин Пешковой ответил, что его отношения с Горьким он считает «навсегда конченными». После этого неудавшегося диалога Горький и Бунин больше не виделись - только полемизировали в публицистике, и то не напрямую.

Бунин писал о горьковских «Несвоевременных мыслях»: «Горький, видя, что делишки Ленина крепнут, кричит в своей газете: «Не сметь трогать Ленина!» - но тут же, рядом печатает свои «несвоевременные мысли», где поругивает Ленина (на всякий случай)...»

Горький в долгу не остался: «Очень плох И.А. Бунин в своих «Окаянных днях». Бунин - умен по природе, достаточно образован. Видеть его в состоянии столь болезненного бешенства и обидно, и противно. И жаль художника. Пропал художник».

Иван Алексеевич Бунин особо выделяется среди русских писателей и поэтов. Это, конечно, неслучайно. Будущий литератор получил отличное образование.

Его творческая деятельность началась еще в ранние годы, когда мальчику было всего 8 лет. Сын дворянской семьи родился в городе Воронеже, в октябре 1870 года. Свое первое образование он получил дома, а в 11 лет маленький Иван стал воспитанником Елецкой уездной гимназии, где он проучился всего 4 года.

Дальнейшее обучение проводилось под бдительным руководством старшего брата. С особым интересом мальчик изучал произведения отечественных и мировых классиков. К тому же Иван много времени уделял саморазвитию. Литература всегда интересовала Бунина, и с самого детства мальчик определил свое предназначение. Этот выбор был вполне осознанным.

Первое стихотворение Иван Бунин написал в восьмилетнем возрасте, а серьезные произведения появились чуть позже, когда юный талант едва достиг семнадцати лет. В этот же период состоялся его первый печатный любовный дебют.


Когда Ивану было 19 лет, семья переехала в город Орел. Здесь будущий писатель и поэт стал заниматься коррекционными работами в местной газете. Эта деятельность принесла молодому Бунину не только первый опыт, но и первую настоящую любовь. Его избранницей стала Варвара Пащенко, она работала в том же издательстве. Служебный роман не был одобрен родителями Ивана, поэтому молодым влюбленным пришлось уехать из города, в Полтаву. Но и там выстроить отношения, похожие на семейные, паре не удалось. Этот союз, так неугодный родителям с обеих сторон, распался. Но многие личные переживания автор пронёс через всю жизнь и показал их в своих произведениях.

Первый сборник стихотворений вышел в 1891 году, когда писателю исполнился 21 год. Чуть позже, страна увидела другие шедевры молодого поэта, каждый стих был наполнен особым теплом и нежностью.

Любовь к Варваре вдохновляла юного поэта, каждое его стихотворение душевно передавало искренние чувства двух влюбленных сердец. Когда же отношения распались, молодой писатель познакомился с дочерью известного революционера, Анной Цакни, которая в 1898 году стала его законной супругой.

В этом браке у Ивана Алексеевича появился сын, но ребенок умер в пятилетнем возрасте, и вскоре, молодые супруги расстались. Буквально через год, поэт стал сожительствовать с Верой Муромцевой, но только в 1922 году пара официально вступила в брак.

Иван Алексеевич Бунин был известным поэтом, переводчиком, прозаиком. Он много путешествовал, и эти поездки наделяли талантливого человека новыми знаниями, которые он вдохновенно использовал в своей поэзии и прозе.

В 20-е годы прошлого столетия ему пришлось эмигрировать во Францию. Это была вынужденная мера, обоснованная общественно-политической ситуацией в России. В чужой стране он продолжал писать и печатать публицистические статьи интересного содержания, сочинять новые стихи на тему любви и просто жить, ведь вернуться на Родину, ему уже было не суждено.

В 1933 году, Иван Алексеевич был награжден Нобелевской премией. Ему выдали денежное вознаграждение за развитие русской классической прозы. Эти деньги решили многие проблемы обедневшего дворянина. А часть денег Бунин перечислил в качестве помощи эмигрантам и нуждающимся литераторам.

Бунин пережил Вторую мировую войну. Он гордился смелостью и подвигами русских солдат, мужество которых позволило победить в этой страшной схватке. Это было самое значимое событие для каждого человека, и знаменитый литератор не мог не реагировать на столь великие подвиги нашего народа.

Великий русский поэт, последний классик, воспевший в своих произведениях Россию XIX-XX века, умер в 1953 году в Париже.

Во многих произведениях Бунина открыто затрагивалась тема большой любви и трагедии. Человек, проживший не один год с разными женщинами, сумел извлечь из этих отношений много откровенных чувств, которые ему удалось детально передать в своем творчестве.

Яркие произведения Ивана Алексеевича не оставляют равнодушными ни одного читателя. Они раскрывают всю тайну настоящей любви, воспевают превосходные образы женщин и человеческой души. Он передает читателю искреннюю любовь и ненависть, нежность и грубость, счастье и слезы горести…

Все эти чувства знакомы многим романтикам, ведь любовь никогда не приносит исключительно приятные эмоции. Настоящие отношения выстраиваются на разных ощущениях, которые переживаются двумя влюбленными, и если они смогут перенести все испытания, посланные судьбой, их ждет настоящее счастье, любовь и верность.

Эту суть уловил писатель в период любовных отношений со своей гражданской, а после и законной женой, Верой Муромцевой.

Иван Алексеевич написал множество произведений, посвященных любви и преданности: «Митина любовь», «Легкое дыхание», «Темные аллеи» (сборник рассказов) и другие произведения.

«Солнечный удар» - история страсти

Нетипичное отношение к любви запечатлено в известном рассказе Бунина «Солнечный удар». Слегка заурядный и несколько обычный сюжет оказался захватывающим для читателя.

В этом произведении главной героиней выступает молодая и симпатичная женщина, находящаяся в законном браке. Во время дорожного путешествия, она знакомится с молодым поручиком, который славился пристрастием к мимолетным романам. Это эгоистичный и самоуверенный молодой человек.

Знакомство с замужней женщиной вызвало инстинктивный интерес у поручика. Он не знал о ней практически ничего, только то, что у нее есть любимый муж и маленькая дочь, которая ожидает возвращения матери с Анапы. Молодой офицер сумел вызвать интерес к своей персоне, и их случайное знакомство закончилось интимной связью в гостиничном номере. На утро, путешественники расстались и больше никогда не встретились вновь.

Казалось бы, на этом любовная история закончилась, но основной смысл произведения, который и хотел донести Иван Бунин до читателя, раскрывается в дальнейших событиях.

Замужняя дама, после пробуждения в гостиничном номере, поспешила уехать в родной город, а на прощанье, сказала случайному любовнику загадочную фразу «это было что-то вроде солнечного удара». Что она имела в виду?

Читатель может самостоятельно сделать вывод. Возможно, молодая женщина боялась продолжения отношений с любовником. Дома, ее ждала большая семья, ребенок, супружеские обязанности и быт. А может, ее вдохновила эта ночь любви? Нежная и внезапная связь с чужим мужчиной кардинально изменила налаженный образ жизни молодой барышни и оставила только приятные воспоминания, которые станут самым ярким моментом в ее обыденной судьбе?

Необыкновенные чувства переживает и главный герой произведения. Молодой и достаточно искушенный любовник испытал неизведанные чувства в ночь любви с обаятельной незнакомкой. Эта случайная встреча кардинально изменила его жизнь, только сейчас он понял, что такое настоящая любовь. Это прекрасное чувство принесло ему боль и страдания, теперь, после единственной ночи с замужней женщиной, он не представлял свое будущее без нее. Его сердце наполнилось печалью, все мысли были о любимой, но такой чужой…

Писатель представлял чувство любви как плотскую и духовную гармонию. Обретя ее, душа главного героя словно переродилась.

Бунин ценил искреннюю и настоящую любовь, но он всегда возносил это волшебное чувство как временное счастье, нередко с трагическим концом.

В другом произведении Ивана Алексеевича, под названием «Митина любовь», мы познаем подобные чувства, наполненные муками ревности главного персонажа. Митя был серьезно влюблен в прекрасную девушку Екатерину, но, волею судьбы, им предстояла длительная разлука. Парень сходил с ума, не выдерживая томительных дней ожидания. Его любовь была чувственной и возвышенной, по-настоящему духовной и особенной. Плотские чувства были второстепенны, ведь, как известно, физическая любовь не может принести настоящему романтику искреннего счастья и умиротворения.

Героиня этого рассказа Катя, была соблазнена другим человеком. Ее предательство раздирало душу Мити на части. Он пытался найти любовь на стороне, но эти попытки не могли успокоить боль в сердце влюбленного юноши.

Однажды, у него состоялось свидание с другой девушкой, Аленой, но встреча принесла только разочарование. Её слова и поступки просто разрушали романтический мир главного героя, их физиологические отношения воспринимались Митей как нечто пошлое и грязное.

Страшные душевные мучения, боль от безысходности, от невозможности изменить свою судьбу и вернуть любимую женщину, породили идею, которая, как показалось главному персонажу, была единственным выходом из сложившейся ситуации. Митя решился на самоубийство…

Иван Бунин смело критиковал любовь, показывал ее читателю в самых разных ситуациях. Его творчество оставляет в мыслях читателя особенный след. После прочтения очередного рассказа, можно задуматься о смысле жизни, пересмотреть свое отношению к, казалось бы, обыденным вещам, которые теперь начинают восприниматься совсем в другом свете.


Довольно впечатляющий рассказ «Легкое дыхание» повествует о судьбе юной девушки Ольги Мещерской. Она с ранних лет верует в настоящую и искреннюю любовь, но вскоре, героиню ждет суровая реальность, наполненная болью и человеческим эгоизмом.

Молодая особа вдохновлена окружающим миром, она видит в своем собеседнике родную душу, полностью доверяя лицемерным словам гнусного обманщика, запавшего на неопытную и совсем юную девушку. Этот человек уже в зрелом возрасте, поэтому ему быстро удалось соблазнить непокоренную никогда ранее Ольгу. Это бесчеловечное и предательское отношение вызывало отвращение у молоденькой героини к себе, к окружающим людям и всему миру.

Трагичный рассказ заканчивается сценой на кладбище, где среди могильных цветов отчетливо просматриваются на фотоснимке веселые и еще живые глаза юной красавицы Ольги…

Любовь – странное чувство, переживаемое по-разному. Оно несет невероятную радость и счастье, а потом, резко сменяет свое направление и переправляет влюбленного человека в мир ужасной боли, разочарования и слез…

Эту тему довольно отчетливо воспевал в своих интригующих, и часто трагичных произведениях, Иван Алексеевич Бунин. Чтобы проникнуться любовными переживаниями и страстью главных героев, нужно самостоятельно прочитать рассказы великого русского писателя и поэта, подарившего миру множество великолепных творческих шедевров на тему любви!

Тема любви в произведениях Бунина впервые в истории русской литературы открывает не только лишь платоническую, но и телесную сторону любовных отношений. Писатель пытается в своём творчестве соотнести то, что творится в сердце человека, с теми, требованиями, которые предъявляет к нему общество, жизнь которого построена на отношениях купли-продажи и в котором нередко на первый план выходят тёмные дикие инстинкты. Тем не менее интимной стороны отношений между людьми автор касается с необычайным тактом.

Тема любви в произведениях Бунина - это первое смелое заявление о том, что далеко не всегда телесная страсть приходит после порыва души, что в жизни порой случается и наоборот. К примеру, так случается с героями его рассказа «Солнечный удар». Иван Алексеевич в своих творениях описывает любовь во всей её многогранности - то она предстаёт в облике великой радости, то оборачивается жестоким разочарованием, одновременно является и весной, и осенью в жизни человека.

Раннее творчество

Не может оставить равнодушным тема любви в произведениях Бунина раннего периода его творчества. Рассказы «Заря всю ночь», «В августе», «Осенью» и несколько других - очень краткие, простые, но значительные. Испытываемые героями чувства чаще всего бывают двойственными. Редко бунинские персонажи приходят к гармоничным отношениям - их порывы намного чаще исчезают, не успев толком возникнуть. Однако в сердцах их продолжает пылать жажда любви. Грустное прощание с возлюбленной заканчивается грёзами («В августе»), свидание оставляет сильный отпечаток в памяти, ибо свидетельствует о прикосновению к настоящему чувству («Осенью»). А, к примеру, героиня рассказа «Заря всю ночь» проникается предчувствием сильной любви, которую юная девушка готова излить на своего грядущего избранника. Однако разочарование приходит к юным героям так же быстро, как и само увлечение. Бунин необычайно талантливо раскрывает эту разницу между действительностью и мечтами. После полной пения соловьёв и по-весеннему нежного трепета ночи в саду до Таты сквозь сон доносятся звуки выстрелов. Её жених стреляет в галок, и к девушке в одночасье приходит осознание того, что она не способна любить этого обычного, приземлённого человека.

«Митина любовь» (1924) - одно из лучших произведений Бунина о любви

В 20-е годы, в период эмиграции писателя, тема любви в произведениях Бунина обогащается новыми оттенками. В своей повести «Митина любовь» (1924) автор последовательно рассказывает о том, как постепенно осуществляется духовное становление главного героя, как жизнь ведёт его от любви к краху. Возвышенные чувства в этом повествовании тесно перекликаются с реальностью. Любовь Мити к Кате и его светлые надежды будто подернуты смутным ощущением тревоги. Мечтающая о карьере великой актрисы девушка оказывается в эпицентре фальшивой столичной жизни и изменяет своему возлюбленному. Даже связь с другой женщиной - приземлённой, хотя и видной Алёнкой - не сумела облегчить духовные терзания Мити. В итоге герой, незащищённый, неподготовленный к столкновению с жестокой реальностью, решает наложить на себя руки.

Тема любовных треугольников в творчестве И. Бунина

Иногда тема любви в произведениях Бунина раскрывается с другой стороны, в них показывается извечная проблема любовных треугольников (муж-жена-возлюбленный). Яркими примерами таких рассказов могут послужить «Кавказ», «Ида», «Прекраснейшая солнца». Брак в этих творениях становится непреодолимой преградой на пути к желанному счастью. Именно в этих рассказах впервые возникает образ любви как «солнечного удара», который находит своё дальнейшее развитие в цикле «Тёмные аллеи».

«Тёмные аллеи» - самый знаменитый цикл рассказов писателя

Тема любви в этого цикла («Тёмные аллеи», «Таня», «Поздний час», «Руся», «Визитные карточки» и др.) - это моментальная вспышка, телесные наслаждения, к которым героев толкает подлинная горячая страсть. Но на этом всё не заканчивается. «Солнечный удар» постепенно приводит персонажей к невыразимой самозабвенной нежности, а после - к истинной любви. Автор обращается к образам одиноких людей и обычной жизни. И потому вспоминания об овеянном романтичными впечатлениями прошлом кажутся для его героев такими чудесными. Однако и здесь, после того как люди сближаются и в духовном, и в телесном отношении, будто бы сама природа приводит их к неизбежному расставанию, а порой и к смерти.

«Господин из Сан-Франциско» - смелая интерпретация любовных отношений

Мастерство описания деталей быта, а также задевающего за живое описание любви, присущее всем рассказам цикла, достигает своего апогея в 1944 году, когда Бунин заканчивает работу над рассказом «Чистый понедельник», повествующем о судьбе женщины, ушедшей от жизни и любви в монастырь.

А особенно ярко тема любви в понимании Бунина была раскрыта при помощи рассказа «Господин из Сан-Франциско». Это - повествование о самых низких и уродливых проявлениях исковерканного великого чувства. Фальшивость, лживость, автоматизм и безжизненность, ставшие причиной неспособности к любви, особенно сильно подчёркнуты в образах «Господина из Сан-Франциско».

Сам же Бунин считал любовь тем чувством, которое вызволяет человека из плена всего наносного, делает его необычайно естественным и сближает с природой.

Колеса мелкий снег взрывали и скрипели,

Два вороных надменно пролетели,

Каретный кузов быстро промелькнул,

Блеснувши глянцем стекол мерзлых,

Слуга, сидевший с кучером на козлах,

От вихрей голову нагнул,

Поджал губу, синевшую щетиной,

И ветер веял красной пелериной

В орлах на позументе золотом:

Все пронеслось и скрылось за мостом,

В темнеющем буране: Зажигали

Огни в несметных окнах вкруг меня,

Чернели грубо баржи на канале,

И на мосту с дыбящего коня

И с бронзового юноши нагого,

Повисшего у диких конских ног,

Дымились клочья праха снегового...

Это строки стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «На Невском», датированного 1916 годом. Город выписан четкими, резкими мазками, он полон роскоши, блеска и равнодушия к бедному страннику, такому одинокому на этом чужом празднике жизни.

Революцию 1917 года, вспыхнувшую в дорогом сердцу Бунина городе, Иван Алексеевич категорически не принял. Он говорил, что “не может жить в новом мире”, что он принадлежит к старому миру, к миру Гончарова, Толстого, Москвы, Петербурга; что “поэзия только там, а в новом мире он не улавливает ее” .

Октябрьские события писатель встретил в Москве - вместе со своей второй женой Верой Николаевной Муромцевой он жил в доме № 26 на Поварской улице с осени 1917-го вплоть до следующей весны. Дневник, который Иван Алексеевич вёл в 1918-1920-х годах, стал основой для его книги «Окаянные дни», названной исследователями значимым документом переломного времени. Категорически отказавшись принимать советскую власть, Бунин в своих записях фактически полемизировал с написанной в 1918 году блоковской поэмой «Двенадцать». По словам литературоведа Игоря Сухих, в те дни «Блок услышал музыку революции,Бунин - какофонию бунта» .

21 мая 1918 года Иван Алексеевич и Вера Николаевна покинули Москву; на Савёловском вокзале их провожали Юлий Алексеевич Бунин и жена Максима Горького - Екатерина Пешкова. До Одессы - города, хорошо знакомого писателю, - чета добиралась сложными путями: по воспоминаниям Муромцевой, вместе с другими беженцами они ехали в переполненном санитарном вагоне до Минска, затем делали пересадки; однажды, отыскивая место для ночлега, попали в сомнительный притон.

В Одессу Иван Алексеевич и Вера Николаевна прибыли летом. Сначала жили на даче за Большим Фонтаном, позже переместились в особняк художника Евгения Буковецкого, предложившего им две комнаты. В письме, отправленном критику Абраму Дорману осенью 1918 года, Бунин сообщил, что испытывает «непрестанную боль, ужас и ярость при чтении каждой газеты» .

24 января 1920 года Бунин и Муромцева поднялись на борт небольшого французского парохода «Спарта». Простояв два (по некоторым данным - три) дня на внешнем рейде, судно взяло курс на Константинополь. Как писала в дневнике Вера Николаевна, «людей на пароходе было так много, что для ночлега использовались все палубы, проходы и столы»; им с Буниным удалось занять одно тесное спальное место на двоих. На шестой день «Спарта» сбилась с пути, на седьмой вошла в Босфор, на девятый добралась до Тузлы. Затем были короткие остановки в Болгарии и Сербии. В конце марта 1920 года писатель и его спутница прибыли в Париж.

«Вдруг я совсем очнулся, вдруг меня озарило: да - так вот оно что - я в Чёрном море, я на чужом пароходе, я зачем-то плыву в Константинополь, России - конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если и случится чудо и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине!»

И. А. Бунин

В эмиграции талант Бунина, ничем не сдерживаемый, заблистал во всей красе, его произведения получили мировое признание, некоторые из них доходили и до советских читателей даже сквозь «железный занавес». В 1933 году ему, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе. Успех произведений Бунина не мог не ввести в соблазн власти Страны Советов: как же так, вернуть такого маститого писателя на родину было равнозначно возможности «утереть нос» мировой общественности, а также существовал шанс использовать имя Ивана Алексеевича в качестве прикрытия политики террора и репрессий, как это произошло с Горьким и Куприным. И вот в 1946 году к уважаемому Ивану Алексеевичу отправились советские гости – Константин Симонов с женой, актрисой Валентиной Серовой. Уговаривали вернуться, но Бунин ответил категорическим отказом. Согласно одной версии, именно Валентина Серова успела шепнуть старику на ухо тайком от мужа, чтобы тот не ехал в СССР «себе на погибель». Другие источники утверждают, что это Симонов повел себя настолько грубо и нетактично, что Бунин в сердцах разорвал в клочки уже готовый советский паспорт.

Не вернулся Иван Алексеевич даже визитером-туристом. В этой непримиримости - вызов Ивана Бунина, написавшего незадолго до смерти: «Я был не из тех, кто был революцией застигнут врасплох, для кого ее размеры и зверства были неожиданностью, но все же действительность превзошла все мои ожидания: во что вскоре превратилась русская революция, не поймет никто, ее не видевший. Зрелище это было сплошным ужасом для всякого, кто не утратил образа и подобия Божия...»

Весьма жёсткие меры в отношении писателей-эмигрантов предпринимал в 1920-х годах Главполитпросвет, созданный при Народном комиссариате просвещения. Это учреждение периодически проводило ревизию библиотек, избавляя их от «контрреволюционной литературы». В списках, рассылавшихся Госполитпросветом и сопровождавшихся требованием «очистить фонды», неизменно фигурировало имя Бунина. После 1928 года его книги не издавались в СССР почти три десятилетия. О позиции советской власти в отношении Ивана Алексеевича высказался нарком просвещения Анатолий Луначарский, сообщивший в журнале «Вестник иностранной литературы» (1928, № 3), что Бунин - это «помещик… который знает, что класс его выпирается жизнью».

«Окаянные дни» - одна из самых знаменитых книг одного из лучших прозаиков нашего века. Это памятник, опаляющий огнем священной ненависти. Текст написан Буниным в жанре дневника. Писатель запечатлел в нем события 1918 года в Москве и 1919 года в Одессе. Бунин всегда был откровенно брезглив к любой форме насилия, унижения, грубости. Поэтому его «Окаянные дни», повествующие о революции и гражданской войне, написаны далеко не беспристрастно.

Именно писательская «необъективность» ценна для нас, читающих сегодня бунинский дневник. Существование этой книги долгие годы замалчивалось. Некоторые фрагменты ее с многочисленными сокращениями были запрятаны в «Дневники» Бунина в 6-м томе его собрания сочинений издания 1988 года.

Итак, страшное послереволюционное время. Бунин ненавидел новые порядки и ненависти своей не стеснялся. Для него неприемлемо само революционное сознание, мышление, поведение. О счастливом будущем после революции он высказался коротко: «вечная сказка про красного бычка»; о том, что революция - стихия: «чума, холера - тоже стихия. Однако никто не прославляет их, никто не канонизирует, с ними борются...»

Кого-то может возмутить, что Бунин предъявляет суровый счет не только революционерам, но и всему русскому народу. Тут он действительно резок, не сентиментален. Бунин негодует на народ не потому, что презирает его, а потому, что хорошо знает его созидательные духовные возможности. Он уверен, что никакое «всемирное бюро по устройству человеческого счастья» не способно разорить великую державу, если сам народ этого не позволит.

Великий писатель требует единого нравственного суда над «нашими» и «не нашими». Русские расколоты на «белых» и «красных», при этом революционной стороне все прощается, - «все это только эксцессы». На что Бунин восклицает:

«А у белых, у которых все отнято, поругано, изнасиловано, убито, - родина, родные колыбели и могилы, матери, отцы, сестры, - «эксцессов», конечно, быть не должно» .

В «Окаянных днях» писатель записывает поразившую его историю о том, как мужики, разгромившие в 1917 году помещичью усадьбу под Ельцом, оборвали перья с живых павлинов и пустили их, окровавленных, метаться с пронзительными криками куда попало. За этот рассказ он получил нагоняй от сотрудника одесской газеты «Рабочее слово» Павла Юшкевича. Тот пенял Бунину, что к революции нельзя подходить с мерками уголовного хроникера, что оплакивать павлинов - мещанство и обывательщина. К тому же Юшкевич призывает вспомнить Гегеля, который учил о разумности всего действительного.

Бунин восклицает: «Каково павлину, и не подозревавшему о существовании Гегеля? С какой меркой, кроме уголовной, могут «подходить к революции» те священники, помещики, офицеры, дети, старики, черепа которых дробит победоносный демос?»

Именно эту «мерку» прикладывает к происходящему сам писатель. «Купил книгу о большевиках... Страшная галерея каторжников!..» Конечно, прирожденная преступность конкретных деятелей революции сомнительна, но в целом Бунин выхватил точно проблему русской революции - участие в ней уголовной стихии. «И какой ужас берет, как подумаешь, сколько теперь народу ходит в одежде, содранной с убитых, с трупов!» По впечатлению Бунина, русская вакханалия превзошла все до нее бывшее и изумила даже тех, кто много лет призывал к революции.

«Была Россия! Где она теперь?»

Записал Бунин еще в ноябре 1917 года. Это сквозной мотив книги. Среди пожара братоубийственной войны в Одессе 1919 года Иван Бунин пишет о том, что дети и внуки не в состоянии даже будут представить себе ту Россию, в которой он когда-то жил, всю ее мощь, богатство и счастье. Вот Иван Алексеевич заносит в дневник городские слухи о том, что «они» решили вырезать всех поголовно до семилетнего возраста, чтобы потом ни одна душа не помнила происходящего.

Разрыв с новой Россией был для Бунина неизбежным. Здесь его ничего не ждало: «... в их мире, в мире поголовного хама и зверя, мне ничего не нужно» . Он уехал навсегда.

Потерь не счесть, не позабыть,
Пощечин от солдат Пилата
Ничем не смыть - и не простить.
Как не простить ни мук, ни крови,
Ни содроганий на кресте,
Всех убиенных во Христе,
Как не принять грядущей нови
В ее отвратной наготе.

Так он написал уже за границей в 1922 году. И не простил до самого конца. Бунину отомстили: лишили его права быть похороненным на родной земле.

Так или иначе, но Иван Алексеевич до конца остался верен себе, не отождествляя светлую Русь, оставшуюся в его детских и юношеских воспоминаниях, с Советской Россией. Тоска по родине вылилась у Бунина в десятки прекрасных рассказов и повестей, среди которых «Митина любовь», «Солнечный удар», «Темные аллеи», роман «Жизнь Арсеньева» и множество других. Бунин был последним представителем пушкинского века, истинным его наследником, он сохранил верность и своим идеалам, и своему древнему дворянскому роду.

Одесса

Жизнь в Одессе была тяжелой. Не было денег, не хватало пропитания, зимой нечем было отапливать жилье. Время было неспокойное: погромы, грабежы, насилие, - все это происходило регулярно. В городе то и дело менялась власть. Когда Бунины летом 1918 года только прибыли в Одессу, город был занят австрийскими войсками. Весной 1919 года в Одессу вошла Красная армия, но уже в августе того же года город был взят Добровольческой армией. Однако, положение было шатким, большевики наступали. Жить становилось все тяжелее, мысли об отъезде из России не покидали Буниных. Но Иван Алексеевич не хотел эмигрировать. Он долго не мог решиться. Наконец, в начале 1920 года, под влиянием жены, друзей и обстоятельств, Бунин принял окончательное решение - уезжать.

6 февраля 1920 года, в четыре часа пополудни, Бунины направились к причалу. Нетрезвый мужичок толкал тележку с их пожитками. Они делали последние шаги по родной земле. Недалеко от порта ухали взрывы - это наступала Красная Армия. 9 февраля три дня качавшийся на сильной волне внешнего рейда Одесского порта, пуская в небо черный дым, видавший виды французский пароход «Спарта» вышел в открытое море. На его борту в крошечной каюте 49-летний писатель Бунин с супругой.

Константинополь

«Спарта» направлялась в Константинополь. Погода портилась. Волна все мощнее и мощнее била в скрипящие, готовые в любое мгновение разлететься в щепки, борта. На пятый день плавания по неспокойному Черному морю судно попало в минное поле. Капитан-албанец плохо знал лоцию и к тому же был постоянно пьян. Целые сутки «Спарта» плавала среди мин, и только чудом не подорвалась. На седьмой день «Спарта» вошла в Босфор, прошла мимо военных фортов Эльмонс, Тели-Табия и, наконец, перед Буниными открылся Константинополь.

К Константинополю подошли в ледяные сумерки. Дул пронзительный ветер. В каютах было холодно и сыро. С борта парохода турецкие власти всех прибывших направили в холодный каменный сарай - под душ ради дезинфекции. Но доктор, направлявший путешественников на эту процедуру, милостиво освободил Буниных от сей тяжелой повинности. Всех прибывших направили ночевать «в какой-то совершенно пустой руине» под Стамбулом. Окна были выбиты, и холодный ветер свободно гулял по полу, на котором скорчились беженцы. Уже утром они узнали, что эта руина еще недавно была прибежищем прокаженных.

Контрольно-паспортный пункт в Стамбуле напоминал вражескую крепость, которая вот-вот рухнет под могучим напором наступающих. Толпы требующих визу на выезд в различные европейские державы заполнили двор русского посольства, проникли в приемную и пытались взять штурмом кабинет начальника пункта генерал-лейтенанта Н. Е. Агапеева. Не смотря на это, Бунину удалось быстро получить визы на въезд во Францию.

София

Из Константинополя чета Буниных прибыла в Софию. Они поселились в прокуренном и грязном отеле «Континенталь» и прожили там 3 недели. Не было разрешения на выезд, не было денег.

Некто по фамилии Рысс пригласил Бунина поучаствовать в политической дискуссии, предложив достойный гонорар. Накануне дискуссии Иван Алексеевич нежданно попал в гости. Местный поэт, содержавший еще и трактир, пригласил Бунина «на чай». В этом веселом заведении, заедая красное вино свежим сыром, он пробыл далеко за полночь. Вернулся в отель на рассвете и не совсем трезвый. Проснулся в одиннадцать часов, вскочил с постели, с ужасом вспомнив, что лекция должна была начаться в девять утра. Он сидел и размышлял: ехать все-таки на лекцию или нет. Вдруг кто-то стукнул в дверь. Бунин решил, что это жена, занимавшая такой же крошечный номер напротив него. Он выглянул в коридор, но там никого не было. Не закрывая на ключ номер, Бунин постучал к жене. Вера Николаевна очень удивилась, увидев мужа, ведь он в это время должен был быть на лекции. Когда писатель вернулся в свой номер, то обнаружил, что его чемодан, в котором хранилось все самое ценное, в том числе и сумочка с драгоценностями, был ограблен.

Но не случись этой истории, могла бы быть другая, более страшная. За минуту перед началом лекции, на которую Бунин не попал, под эстрадой взорвалась «адская машина». Несколько человек из первого ряда, где мог сидеть и Бунин, были убиты наповал.

Судьба спасла его, а болгарское правительство за свой счет отправило в вагоне третьего класса в Белград. Там вагон загнали на запасные пути. В этом железнодорожном тупике и жили Бунины, тратя последние гроши, которые подарило болгарское правительство. Спасла их положение телеграмма, пришедшая из Парижа. Мария Цетлин выхлопотала для Буниных визу во Францию и прислала тысячу французских франков.

Париж

28 марта 1920 года Бунины прибыли в Париж. Мария Самойловна Цетлин встречала их на Лионском вокзале. На автомобиле они доехали до рю де ла Фэзандри. В доме номер 118 находилась квартира Цетлиных, которую они занимали уже много лет и которая потрясла своим невиданным комфортом Веру Николаевну: двумя туалетными комнатами и тремя ванными! Буниным отвели небольшую комнату.

Денег у Буниных совсем не было, и чтобы заработать хоть что-то, было организовано выступление Ивана Алексеевича. 12 мая Бунин прочел лекцию о русской революции. Сбор от лекции, а больше - «взаимопомоществование» какого-то комитета, позволили Буниным покинуть квартиру Цетлипых.

По прибытии в Париж Бунин долго ничего не писал - душа не лежала. Лишь приводил в порядок дневниковые записи, сделанные в Одессе в 1918-1919 годах. Творческое молчание окончилось в 1921 году, Бунин написал рассказы «Третий класс», «Ночь отречения», «Преображение», во многом автобиографичный «Конец» и другие. Но когда в декабре 1921 года Бунин узнал о смерти своего брата Юлия, он снова перестал писать.

В Европе Бунина хорошо знали как писателя. Но почет уживался рядом с оскорбительным равнодушием, ощущение таланта и собственной значимости - с унизительной бедностью. Издательства Берлина, Праги, Парижа обращались с просьбой дать им новые произведения. За неимением таковых, печатали старые, но и платили, правда, гроши. Когда Иван Алексеевич появлялся в публичном месте - на литературном вечере, в театре или русском ресторане, незнакомые люди шептались: «Бунин, Бунин.!» И тут же, рядом с этим - высокомерное отношение иностранцев «к бедным русским», игнорирование их. Бунин воспринимает это как личное оскорбление.

Амбуаз

В апреле 1922 года Буниных, Мережковских и Куприна пригласил на ужин миллионер Розенталь. Он оказал писателям финансовую поддержку. На розенталевские деньги было решено снять на лето дачу. Бунин объехал «половину Франции», прежде чем нашел подходящее шато - домик в тихом, провинциальном городке Амбуазе, стоящем на берегу Луары. Домик сняли на двоих с Мережковскими.

Третьего июля в семейной жизни Буниных произошло важное событие: они сочетались законным браком. Т. к. только в июне 1922 года Ивану Алексеевичу удалось добиться развода с первой женой А. Н. Цакни. В ноябре, когда вернулись в Париж, они венчались в церкви.

Летом 1922 года свершилось главное - Бунин вновь обрел поэтический голос. Острейшая ностальгия, соприкоснувшись с художественным потенциалом писателя, дала ему удивительной силы творческий накал. 26 июля он пишет «Морфей» («Прекрасен твой венок из огненного мака»), 22 августа «Сириус» («Где ты, звезда моя заветная, венец небесной красоты?») и «О, слез невыплаканных яд! О, тщетной ненависти пламень!», через два дня сразу три стихотворения. Это «Душа навеки лишена Былых надежд, любви и веры», «Зачем пленяет старая могила Блаженными мечтами о былом?» и «В полночный час я встану…».

Эти последние дни августа двадцать второго года стали поистине взрывом поэтического вдохновенья. Каждый день он создавал стихи, которым было суждено стать хрестоматийными: «Мечты любви моей весенней» (26 августа), «Все снится мне заросшая травой» (27 августа), «Печаль ресниц, сияющих и черных» (27 августа), «Венеция» (28 августа), «Шепнуть заклятие при блеске Звезды падучей я успел» (28 августа), «В гелиотроповом свете молний летучих… (30 августа). Осенью Бунин создал одно из лучших своих произведений - «Петух на церковном кресте».

Грас


С 1923 года чета Буниных стала снимать на лето дачу в Грасе. «Перед домом у нас несколько старых пальм, за ними, под ними - сказочная голубая страна, море. Соловьи поют день и ночь. Ночи сладко холодноваты», - так он описывал дачу в письме Гиппиус.

Вопреки всем невзгодам (материальным заботам, неутихающей тоски по России и т. д.) творчество Ивана Бунина стало набирать новую высоту. И с годами этой высоты он только прибавлял. Каждая следующая вещь была совершенней предыдущей. Были написаны «Роза Иерихона» (1924), «Митина любовь» (опубликована в «Современных записках» в 1925 году). Затем последовали не уступающие им в художественной силе сборники рассказов «Солнечный удар» и «Божье древо». В 1930 году вышла «Жизнь Арсеньева», которая явила новый творческий взлет. Но еще совершеннее были «Освобождение Толстого» (1937), по мнению специалистов, одна из лучших книг во всей литературе о Льве Николаевиче и «Лика» (1939 год). И, наконец, книга, которую сам автор неоднократно называл «лучшей, из всего им написанного» - сборник коротких рассказов «Темные аллеи».

В мае 1923 года, приехав в Граc, Бунин испытал прилив вдохновенья. Это лето стало счастливым в творческом отношении. Он пишет стихи: «Льет без конца» и «Уж как на море», затем «Дочь», «Одно лишь небо…» и удивительно-трогательное - «Опять холодные седые небеса». Вернувшись из автомобильной поездки в горы, 18 июля пишет рассказ «В ночном море».

Летом 1926 года в Грасе Иван Алексеевич встретил женщину, которая перевернула его жизнь. Галина Кузнецова, молодая поэтесса, вскоре стала ученицей, музой и возлюбленной стареющего мастера. Ради него она бросила своего мужа. Бунину удалось убедить жену в том, что между ним и Галиной ничего, кроме отношений учителя и ученицы, нет. В самом ли деле Вера Николаевна была настолько наивна, чтобы поверить в это, или у нее не оставалось другого выхода, сказать трудно. Этот любовный треугольник существовал в течение восьми лет.

С весны 1927 года Галина Кузнецова переехала в грасский дом Бунина на правах члена семьи. Взлетевшая на самый верх провансальского городка, вознесшаяся над хаотическим нагромождением валунов, вилла «Бельведер» открывала своим жителям чудный вид на далекие горы Эстереля и более близкие холмы, украшенные древними домами. На самом горизонте в ясные дни можно было разглядеть беспредельную синеву моря.

Все изгороди «Бельведера» были увиты розами. Эти места связаны с самим Наполеоном. Верхняя площадка, словно вымощенная большими, блестящими под южным солнцем камнями, служила, согласно преданию, местом прогулок Полины - сестры-красавицы полководца. Круто спускающаяся вниз дорога называется Наполеоновой. Она тянется вдоль густых чащ, напоенных запахом хвои и горных цветов.

Бунины жили на вилле «Бельведер» большую часть года, только на несколько зимних месяцев уезжая в Париж. Помимо Галины в доме часто проживала еще молодежь - Бунин поддерживал молодых писателей. Но при этом денег в доме всегда не хватало. Как ни старались жители «Бельведера», как напряженно ни трудились - из бедности, из постоянной нехватки денег выбраться не могли. Прекратилась помощь из Чехии, откуда она хоть и в небольшом, но все же столь необходимом, количестве франков поступала с середины двадцатых годов.

Когда в 1940 году Францию захватили немцы, Бунины и их «домочадцы» хотели бежать из Граса. В июне выехали в Тулузу. Но 9 июля 1940 года вернулись обратно. Всю войну Бунин провел в Грасе, на вилле «Жаннет», куда он переехал еще 27 сентября 1939 года - хозяйка спешно бежала на родину, в Англию и сдала ее весьма недорого.

Осенью бунинское вдохновенье расправило крылья. 20 сентября он начал «Русю», а закончил ее 27-го, через неделю. Затем последовали «Красавица», «Дурочка», «Антигона», «Смарагд», «Волки», «Визитные карточки», «Зойка и Валерия», «Таня» и один из трогательнейших рассказов в русской литературе - о любви - «В Париже». Он помечен 26 октября - чуть больше месяца после написания «Руси». Все они войдут в сборник «Темные аллеи».

Многие из друзей и знакомых Бунина бежали от войны в США. Мария Цетлин настойчиво звала Бунина и Веру Николаевну с собой. Но в Америку Бунин эмигрировать не собирался. Он мечтал о другом - наконец вернуться в Россию… 2 мая 1941 года Бунин пишет письмо Алексею Николаевичу Толстому с просьбой о финансовой помощи, а затем, 8 мая, в письме давнему другу с Покровки, Н. Д. Телешову, напрямую пишет: «Очень хочу домой». В начале июня 1941 года открытка из Граса была получена Толстым, который 17 июня написал о желании Бунина вернуться лично Сталину. Но возвращению не суждено было случиться. 22 июня немцы напали на Советский союз.

Нобелевская премия

О том, что кандидатуру Бунина выставил на Нобелевскую премию Ромэн Роллан, Вера Николаевна записала в свой дневник еще в далеком 1922 году. С той поры Иван Алексеевич жил надеждами на этот приз. В конце сентября 1931 года к нему в «Бельведер» пожаловал зять Альфреда Нобеля - 67-летний человек в кепи, клетчатом пиджаке и бородкой-клинышком - Олейников. Он по секрету сообщил, что Бунин - самый вероятный претендент на награду. Но через неделю надежды рухнули. Девятого октября Бунин зашел в комнатку к жене, спокойным голосом, словно речь шла о погоде, произнес: «Премию присудили шведскому писателю…» В 1932 году на «Бельведере» опять с волнением ждали результатов премии. И опять награда прошла мимо.

10 ноября 1933 года газеты в Париже вышли с громадными заголовками: «БУНИН - НОБЕЛЕВСКИЙ ЛАУРЕАТ». Поместили его многочисленные портреты - какие нашлись в редакциях. Но самый красочный - Иван Алексеевич в смокинге, с бантом, поместили на первой полосе «Последние новости». Каждый русский в Париже воспринял это как личный праздник. В каждом кафе, в каждом кабачке и ресторане в тот вечер сидели люди, которые пили, порой на последние гроши, «за своего!». У всех был праздник.

Когда мальчик принес на «Бельведер» телеграмму из Стокгольма о присуждении Бунину Нобелевской премии, Вера Николаевна не могла отыскать в доме несколько су чаевых. К этому времени они уже знали о решении Шведской академии. Швед по национальности и филолог по образованию, возглавлявший крупнейшую демократическую газету «Даденс Нихитер», Антон Карлгрен годами не уставал ратовать за присуждение Бунину Нобелевской премии. До объявления официального сообщения ему позвонили из академии и спросили адрес Ивана Алексеевича. Все стало ясно! Карлгрен тут же связался с Грасом. Ивана Алексеевича не было дома.

Случилось это 9 ноября. Бунин, чтобы хоть немного рассеяться, ушел в синема. Там его нашел запыхавшийся Зуров и сообщил, что звонят из Стокгольма… «И сразу обрывается вся моя прежняя жизнь. Домой я иду довольно быстро, но не испытывая ничего, кроме сожаления, что не удалось досмотреть, как будет играть Киса дальше, и какого-то безразличного недоверия к тому, что мне сообщили. Но нет, не верить нельзя: издали видно, что мой всегда тихий и полутемный в эту пору дом, затерянный среди пустынных оливковых садов, покрывающих горные скаты над Грасом, ярко освещен сверху донизу. И сердце у меня сжимается какою-то грустью… Какой-то перелом в моей жизни…», - писал Бунин.

На Бунина посыпались десятки, сотни поздравительных телеграмм. Интервью, толпы журналистов, сотни вопросов. Приемы в редакциях, издательствах, объединениях, союзах. Иван Алексеевич в роль мировой знаменитости вошел без всяких усилий. Его остроумные ответы журналистам заполняли газеты. Изящный, полный непринужденности и собственного достоинства поклон окрестили «бунинским». В синема крутили хронику: «Бунин на Лионском вокзале», «Бунин в редакции «Современных записок», «Бунин в ресторане «Тройка».

В Стокгольм отправились вчетвером - кроме Галины и Веры Николаевны, увязался за Буниным шустрый корреспондент «Последних новостей» Яков Цвибак. Третьего декабря они сели в поезд. Путь лежал через Германию, в которой ребята в коричневых рубахах стремительно внедряли «новый порядок». В Стокгольм приехали на рассвете. Возле вагона - толпа фотографов, киношников, журналистов.

10 декабря 1933 года, в годовщину смерти Альфреда Нобеля, в присутствии короля Густава V, состоялась церемония награждения. Бунин получил светло-коричневую папку с дипломом и большую золотую медаль. Кроме того, лауреату был передан чек на сумму 715 тысяч французских франков.

Не обошлось без анекдотического происшествия. Получив папку и медаль, Бунин передал их Цвибаку. Тот неловко выронил медаль. Она покатилась по полу. Бросив папку, в которой лежал чек, на кресло, Цвибак полез на коленях между рядов. Медаль он поднял, но забыл про папку. Торжество закончилось, и Бунин осведомился:

- Папка где? Что вы сделали с чеком, дорогой?
- С каким чеком?
- Да с этой самой премией! Чек в папке лежал. Цвибак стремглав бросился к креслу. К счастью, папка мирно лежала на месте.
- И послал же мне бог помощничка! - облегченно вздохнул Иван Алексеевич, которого едва удар не хватил.

В Стокгольме Бунин пользовался исключительным успехом, каким, по заверениям журналистов, не пользовался еще ни один лауреат. Повсюду - в витринах магазинов, газетных киосках и даже окнах домов виднелись его портреты. В синема шли фильмы, рассказывавшие о «писателе из России, покорившем мир».

Ивану Алексеевичу исполнилось шестьдесят три года, но он ощущал могучий прилив творческих сил. Слава его теперь была всемирной. С бедностью, столь угнетавшей его, казалось, покончено навсегда. Но прошло два с лишним года. И с Буниным случилось то, что ни тогда, ни позже никто толком объяснить не умел - он вновь остался у разбитого корыта. 9 мая 1936 года он записал в дневник: «…Чудовищно провел 2 года! И разорился от этой страшной и гадкой жизни».

Деньги быстро растаяли. Сразу же после получения премии в Париже был создан комитет помощи нуждающимся литераторам, которому лауреат сразу передал сто тысяч франков, затем еще двадцать тысяч. Кроме того, не проходило и дня, чтобы кто-нибудь не обращался к лауреату с просьбой о финансовой помощи. Бунины не купили ни квартиры, ни виллы, а советники по денежным делам, видимо, позаботились больше о себе, чем о них.

Послевоенный Париж

30 апреля 1945 года в полутемном купе вагона третьего класса супруги Бунины отправились в Париж. Солнечным полднем 1 мая Иван Алексеевич после шестилетнего перерыва вновь оказался на берегах Сены. Бунин первое время был в тяжелых раздумьях: возвращаться в Россию или нет? Но на родине он так и не побывал.

Иван Алексеевич почти беспрестанно болел, был подолгу прикован к постели. Он все трезвее чувствовал, что все кончается, все от него ускользает, что вот-вот придет час расставания с этим миром. Бунин разбирал свои архивы, писал воспоминания.

В октябре 1948 года он последний раз поднялся на сцену. Все, кто пришел на встречу, знали, что Бунин давно и тяжело болеет. Каково же было их удивление, когда они увидели его бодрым, с живой и яркой речью, великолепными законченными жестами и красивым сильным голосом - это чудо всех потрясло.

Свою последнюю дневниковую запись Иван Бунин сделал 2 мая 1953 года - почерк все еще твердый, но уже какой-то старчески заострившийся: «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое очень малое время меня не будет - и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!.. И я только тупо, умом стараюсь изумиться, устрашиться!»

В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. На смятой простыне лежал много раз читанный том «Воскресения». Отпевание было торжественным - в русской церкви на улице Дарю, при небывало громадном стечении народа. Многие плакали. Все газеты - и русские, и французские - поместили обширные некрологи. Похоронен писатель был много позже - 30 января 1954 года (до этого прах находился во временном склепе) - на Русском кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем.