Как живет русская община в сан-франциско. Русские газеты в Калифорнии: обзор трех местных СМИ Газета сан франциско русская жизнь

Наверняка у себя на родине вы редко читали газеты, но здесь, в Калифорнии, делать это приятно и полезно. Тем более что чувства ностальгии еще никто не отменял! О русской печатной прессе, о том, что в ней пишут и где ее достать - читайте в нашем материале!

«Эхо недели»

Газета «Эхо недели » - еженедельное бесплатное издание, где на нескольких десятках страниц размещаются мировые и местные новости, статьи, советы и интересные факты, автоновости, реклама и частные объявления. Предлагаются материалы совершенно разной направленности: от аналитических статей и практических советов экспертов до новостей шоу-бизнеса, техники и спорта. На последних страницах традиционно размещаются сканворды и анекдоты. Рекламные объявления помогут вам, к примеру, найти риелтора, фотографа, стоматолога, магазин русских продуктов или детский садик. В рубрике частных объявлений есть предложения по работе, аренде недвижимости и даже знакомства. Кроме этого, рекламная компания EchoRu LLC занимается изданием единственного в своем роде бизнес-каталога Русский Yellow Pages , а также предоставляет широкий спектр печатных услуг от бизнес-карточек до каталогов и имеет специальный отдел издательства, занимающийся дизайном и веб-дизайном (разработкой и строительством веб-сайтов и мобильных приложений) для всех желающих.


«Запад-Восток»

«Запад-Восток » - международный еженедельник для русскоязычного населения. Осенью 2000-го года, когда газета только начала издаваться, она носила название «Денвер–Курьер» и выходила в Колорадо. Теперь же ее издают в нескольких штатах Америки и паре городов Канады. Помимо статей на политические и экономические темы, в еженедельнике можно найти интересные факты, консультации специалистов в той или иной области, кулинарные рецепты, анекдоты, языковые материалы и кроссворды. Из рекламных объявлений можно узнать, к примеру, где достать фермерский творог, куда обратиться, чтобы провести себе русское телевидение или купить русских продуктов.


«Кстати»

Kstati (или, как переводят для «непонятливых» американцев - To the Point) - русско-американская еженедельная бесплатная газета, издаваемая в Сан-Франциско. В ней освещаются события культурной жизни Сан-Франциско, публикуются свежие новости, календарь интересных мероприятий Северной Калифорнии, статьи и аналитические материалы о политике, экономике, бизнесе, путешествиях и спорте, обзоры книжных новинок, поздравления и некрологи. Среди рекламных объявлений преобладают предложения по предоставлению услуг (русскоязычные риелторы, нотариусы, врачи и т.д.). Есть также рубрика по продаже недвижимости и частные объявления.

Путевые заметки, день 8

Добрался до Сан-Франциско, моего самого любимого города в США! Сан-Франциско, а точнее Кремниевая долина – место, куда едут люди со всего мира, чтобы этот мир менять. Здесь много денег и много возможностей. В следующих постах я расскажу подробнее о том, как сюда попадают и как тут живется нашим ребятам.

Сан-Франциско критикуют за погоду. Климат здесь своеобразный. Утром может быть 10 градусов и дуть сильный ветер, а к обеду солнце и +30. Погода очень быстро меняется, так что даже летом без шапки и куртки на долгие прогулки лучше не выходить.

А еще здесь всё дорого. Это один из самых дорогих городов США. Дорогое жилье, дорогие продукты и рестораны. Многие приезжают сюда, спускают все деньги и уезжают. Кто-то добивается успеха и остается. Но всё это мы подробнее рассмотрим в следующих постах.

01. По дороге попадаем в пробку из-за ремонта дорог... Вопрос к знатокам... Как вы думаете, будь такая пробка у нас, сколько мудаков попыталось бы объехать ее по обочине?

02. Несмотря на широкую асфальтированную обочину, в Штатах ни один водитель не выехал на неё. 20 минут все спокойно стояли и медленно двигались. Без нервов, клубов пыли и хаоса. Вот это просто один из примеров, как люди относятся к друг другу и в какой стране они живут. Почему в бездуховной Америке могут, а мы нет? Почему мы не уважаем ни себя, ни окружающих?

03. Утром иду в Mission District, мой любимый район Сан-Франциско. Он был назван в честь католической миссии, которая появилась здесь ещё до создания самого города. Район делится на две части: благополучную и относительно неблагополучную. В благополучной части высокие цены на жильё и аренду офисов. Как я , так вышло из-за того, что через район проезжают "вахтовые" автобусы крутых компаний из Кремниевой долины.

04. Котик

05. Умели раньше машины делать. Интересно, через 50 лет наши внуки тоже будут коллекционировать современные автомобили и восхищаться их дизайном?

06. Некомфортное, но безумно красивое жилье.

07. Жизнь кипит!

08. Утром холодно... Всего 15 градусов и сильный ветер, небо затянуто облаками. Бомжи просыпаются на трамвайной остановке. В неблагополучной части Мишн-дистрикт встречаются бомжи с психическими расстройствами, которые появились на улицах после того, как власти США отказались от психбольниц.

09. Вот здесь бездомные хорошо обосновались) Даже столик где-то раздобыли. Бездомных никто не гоняет.

10. Уличная спальня.

11. Человек в прямом смысле спит в коробке.

12. Кто сказал, что в Сан-Франциско нет мусора?) Есть! В целом американские города грязнее наших.

13. Очень люблю Сан-Франциско за общественный транспорт. Про него я уже писал... Тут есть метро, троллейбусы, и автобусы.

14. Троллейбусная система в Сан-Франциско очень старая (открыта в 1935 году), большая (вторая по величине в Западном полушарии после Мехико) и уважаемая.

15. Одна из главных её особенностей в том, что из-за местного рельефа троллейбусы часто поднимаются по очень крутым склонам.

16. Городской транспорт в Сан-Франциско коротко называют словом "Muni" (сокращение от "municipal"). Когда-то так обозначали только систему трамвая и лёгкого метро, но потом слово перешло на весь общественный транспорт.

17. Когда хочешь сделать красивую роспись на машине, но руки кривые.

18. Ознакомился с местным стрит-артом, про него сделаю отдельный пост.

19. Столб растолстел от афиш

20. Вид на центр Сан-Франциско с Мишн Долорес-парка

21. Здесь же построили неплохую детскую площадку. На входе табличка с именами жертвователей.

22. Учитесь делать у американцев!

23. Различные зоны для игры детей разных возрастов

24. Где мои 10 лет и такая горка!!!

25.

26.

27.

28. Безбарьерная среда

29. Пылесос.

30.

31. Красиво.

32. Лучшие автомобильные погони снимают в Сан-Франциско) Помните прыгающие по горкам автомобили? Все это здесь!

33. В Сан-Франциско очень дорогое жилье. Аренда одноэтажного дома в Дейли-Сити с тремя спальнями будет стоить $4000 в месяц.

34. Вообще, найти жилье с двумя спальнями дешевле $3000 почти невозможно.

35. Океан

36. Купаться без костюма здесь нельзя даже летом.

37.

38. Зато можно кататься на доске.

39. И загорать на пляжах.

40. Люди и собаки.

42. Вторую половину дня провёл, общаясь с замечательными людьми в Кремниевой долине. Отсюда будет много рассказов про стартапы и людей, которые зарабатывают миллионы долларов без нефти, газа и приватизации. Здесь, кстати, просто отличное русскоязычное сообщество)

43. Русские мозги утекают сюда.

44. Сергей геолог, приехал сюда работать на компанию, которая делает что-то секретное для нефтедобычи. В руках у Сергея органическое молоко. Стеклянную бутылку от него можно сдать за 2 доллара. Да, люди здесь сдают бутылки)

В ресторане официант настойчиво намекает на чаевые) Очень скромный ужин на четверых с чаевыми обойдется в 265 долларов.

Завтра лечу в Сиэтл!

Ранее в путешествии:

Возращение: русский американец поднимает фермерство в России

Недавно наш корреспондент побывал в Москве, где встретился с президентом группы компаний «Русские Фермы», главой Национального союза производителей молока Андреем Даниленко. Андрей родился в Сан-Франциско и в 1989 году вернулся на родину предков, где очень успешно занимается восстановлением сельского хозяйства.

Вопрос: Андрей Львович! Разрешите поприветствовать Вас от лица ваших земляков в Сан-Франциско. Скажите, пожалуйста, остались ли у Вас родственники в наших краях?

Ответ: Да, остались, правда не в самом городе, а в Марин Каунти, на север от Сан-Франциско, другая же часть семьи переехала в Южную Калифорнию. Могу откровенно сказать, что из всех городов за пределами Российской Федерации, однозначно Сан-Франциско - мой самый любимый город, и я очень трепетно к нему отношусь. Когда я бываю в Америке и могу на сутки попасть в этот город, я обязательно пользуюсь этой возможностью. В каждый мой приезд я непременно иду на улицу Гири, где находится Кафедральный Собор Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, и где еще остались русские магазинчики.

Всегда с трепетом отношусь к вашей газете, хотя не был ее регулярным читателем. Тем не менее, я о ней знаю и считаю, что это очень ценно, когда люди, живущие за пределами своей исторической родины, продолжают интересоваться делами в России.

В: Расскажите, пожалуйста, о своих корнях. В какой части Российской Империи жили Ваши предки?

О: Они приехали в Америку из Саратовской и Тамбовской губерний. По корням они были крестьяне. Если посмотреть вглубь нашей многовековой истории, то это были беглые крепостные крестьяне, которые бежали от произвола помещиков, но все они занимались сельским хозяйством. Другая часть семьи относилась к сельской интеллигенции, т. е. к зажиточным крестьянам. В роду также были священники и даже один епископ. Корни у них были крестьянские. Я никогда раньше не думал, что гены играют какую-либо роль, но теперь склонен этому верить - ведь я вырос в городе, и пока рос, никакого отношения к сельскому хозяйству не имел. В детстве я слушал рассказы своих дедушек и бабушек как красивую сказку об истории своей семьи и не думал, что это будет иметь отношение ко мне и к моей деятельности.

Я думаю, что эмигранты разделяются на две категории. Первая - это те, кто приехали в чужую страну и остановились на мысли о том, что хорошо, что они покинули Россию и больше там не живут. Другая категории эмиграции - это белая эмиграция, которая всегда рассматривала страну пребывания, как убежище, а не как постоянное место жительство. Я вырос именно в такой семье, где было твердое убеждение, что придет время, когда ситуация в России изменится, и не будет опасности для возвращения.

В: Когда ваша семья вернулась в Россию?

О: Первый раз мы вернулись в 1975 году. У меня довольно уникальная история, потому что в моей семье эмигранты по материнской линии. Моя мама, влюбленная в Россию, впервые поехала в туристическую поездку в СССР в 1965 году. А мой будущий отец тогда работал гидом в Интуристе. Они встретились, после чего и началась эта сложная история. Для отца это был достаточно рискованный шаг, потому что в те времена служащие Интуриста имели хорошие перспективы и возможности, а решить жениться на американке без желания уехать в Америку - это было рискованно для карьеры. Эта непростая история завершилась тем, что я родился в Соединенных Штатах Америки, а впервые приехал в СССР в 1975 году.

Наша семья получила разрешение на постоянное жительство на территории Советского Союза, когда мне исполнилось семь лет. В Сан-Франциско я ходил в церковно-приходскую школу при соборе, где изучал основы православия и впитал патриотическое отношение к России от представителей белой эмиграции.

Приехав в СССР меня отправили в школу, которая дала мне восприятие другого патриотизма, который складывался после Второй мировой войны. Этот патриотизм был построен не только на уважительном отношении к Ленину и коммунистической партии, но и на гордости и уважении к Петру Первому, Екатерине Великой, Суворову, Нахимову. Поэтому, я считаю, что впитал в себя коренную русскую патриотическую атмосферу, которая очень хорошо легла на мое воспитание, заложенное в детстве.

В конце восьмидесятых годов начался развал Советского Союза. Год Чернобыльской катастрофы стал для меня последней каплей терпения и разочарования в существующем строе. Я собрал чемоданы и уехал обратно к родственникам в Сан-Франциско с абсолютно жестким и твердым намерением больше в Советский Союз не возвращаться. Поступил в колледж Сан-Франциско. Профессионально занимался спортом. Преподавал русский язык. Создал свою частную школу преподавания русского языка. Материально я чувствовал себя благополучно, и для меня открывались всевозможные перспективы.

В Сан-Франциско, после российской жизни, я стал сильно тосковать по русской культуре, по общению и дружеским посиделкам на кухне. В Америке очень узкий круг американцев может вести беседы по широкому спектру тем. А с русским человеком все по-другому - сантехник, пришедший к тебе чинить кран, задержавшись, может запросто высказать свою позицию по поводу политической ситуации в Зимбабве. Из-за отсутствия такого общения между людьми, мне стало тяжело в Америке. Начало горбачевской перестройки вызвало у меня восхищение. И в 1989 году я решил отправиться на полгода в Россию, чтобы проверить обстановку и попробовать свои силы. Как видите, до сих пор никак не могу уехать обратно. Время шло, я пустил здесь корни, о чем совершенно не жалею.

В: Как началась ваша предпринимательская деятельность в России? Ведь в начале девяностых годов вы занимались лечением больных от алкоголизма, весьма полезным для России делом. Почему вы не продолжаете эту деятельность, а стали заниматься сельским хозяйством?

О: Я не перестал этим заниматься. Я продолжаю оставаться председателем совета директоров некоммерческой организации под названием "Выздоровление". Изначально мною была создана клиника, где я наладил определенную инфраструктуру. Но на последующих этапах мое участие стало рутинным, так как я не стал ни врачом, ни психотерапевтом. Я был управленцем. Тем не менее, я продолжал этим заниматься, и пока я этим занимался, мне позвонили и предложили участие в координации проекта одной американской делегации, которая была заинтересована в налаживании гуманитарных поставок продовольствия в Россию. Это было в 1991-1992 годы, когда были серьезные перебои с продуктами.

Я не возражал, и даже очень заинтересовался этой работой. Это была христианская организация, которая передавала всю помощь Русской православной церкви. Моя задача была передать груз представителям Православной церкви, а после отчитаться, что все поступило по месту назначения.

После года работы представители этой организации приехали в Россию для подведения итогов своей деятельности. Их пригласили в Верховный Совет Российской Федерации, где выразили им огромную благодарность. В ответ христианская организация изъявила желание продолжить сотрудничество в виде развития других программ. Им честно признались, что Россия - аграрная страна, а находится в зависимости от импортного продовольствия, и это стыдно. Поэтому было высказано предложение в качестве дальнейшей гуманитарной помощи инвестировать в сельское хозяйство.

Что касается меня, то я выступал в роли переводчика на этой встрече, и совершенно не думал, что это имеет хоть какое-нибудь отношение ко мне. И, тем не менее, меня попросили снова стать координатором, но уже координатором при специалистах, прибывших из Америки, которые организовывали курсы по подготовке фермеров.

Медленно, но верно я все более вовлекался в развитие сельского хозяйства, продолжая при этом заниматься лечебным центром. Честно говоря, заниматься алкоголизмом и наркоманией - это серьезный социальный проект, и я горжусь, что этим занимался. Это во многом мне помогло в понимании русской души и психологии человека, когда я стал заниматься бизнесом. А с другой стороны, это очень тяжелая деятельность, потому что приходиться иметь дело с людьми, находящимися в тяжелом эмоциональном состоянии.

Мое мнение - это гены во мне проснулись, и меня потянуло к земле. Это же волшебство, сказка, когда ты посеял, и оно растет, а потом взял, убрал. Все это купили и еще и съели. Это приятный творческий процесс.

В: С какими трудностями Вам пришлось столкнуться при развитии вашего фермерства?

О: Самым сложным для меня было завоевать доверие местных жителей. Потому что сельское хозяйство в отличие от большинства отраслей, например заводов, где есть охрана и забор, территория открытая, народ по этим полям ездит, ходит, топчет и т. д. Поэтому твой успех возможен только тогда, когда местное сообщество заинтересовано, чтобы у тебя был успех. Общинная система России как была, так до сегодняшнего дня и продолжает существовать. Приобретение этого доверия мне досталось очень тяжело. И то, что я молодой и симпатичный, не имело значения. Наличие у меня денег тем более ничего не значило для местного населения.

Вторая трудность - это найти формулу взаимопонимания с властью, потому что государство и бизнес в России намного более тесно переплетены, чем в США. Бизнес в России намного больше зависим от чиновничества, чем во многих других странах мира. Мне повезло, что я занимался сельским хозяйством, а не нефтяными скважинами. А сельское хозяйство во многом - это социальная деятельность. Я нашел компромисс - беру на себя социальные проблемы местных властей. Мне не сразу удалось найти это решение, я поэтапно его выстраивал. Несмотря на все трудности, я очень рад, что мне пришлось их преодолеть, потому что каждый урок - тяжелый, болезненный - в начале моей деятельности экономил мне колоссальные средства на последующих этапах, более серьезных по финансовым вложениям.

В: В данное время, сколько у вас фермерских хозяйств?

О: На сегодняшний день у меня шесть молочных комплексов. В общей сложности я имею около шести тысяч голов крупного рогатого скота. К концу года я планирую выйти на более чем десять тысяч голов. У меня наблюдается достаточно быстрый темп роста, несмотря на то, что молочное животноводство сейчас везде в мире, включая Соединенные Штаты, находится в очень тяжелом состоянии. У меня более шестидесяти тысяч гектаров земли, но хочется отметить, что начинал я свой бизнес в период больших рисков. Во времена политической и экономической нестабильности в России возникли большие возможности. Мало рисков - мало возможностей, много рисков - много возможностей. Конечно, в США, стране более стабильной с меньшими политическими и экономическими рисками, я бы не смог так быстро развиться. Даже сегодня, начав в том возрасте с тем же идеализмом, я не смог бы сделать того, что я сделал за тот специфический период “диких” девяностых годов в России.

В: В начале разговора вы упомянули о белой эмиграции, часть которой ждала своего возвращения на Родину. Как вы считаете, если бы такие люди нашлись в США - потомки той эмиграции, которая бы хотела вернуться, какой род деятельности Вы предложили бы этим людям при нынешней ситуации в России?

О: Несмотря на то, что я по натуре своей оптимист, идеалист и однозначно русский патриот, я считаю, что каждый человек должен определять для себя сам, где ему комфортно и где ему жить. И все зависит от того, что человек ищет? Если он ищет знакомства со своей исторической родиной, то может быть есть смысл приехать на учебу, либо найти американскую компанию, у которой есть представительство в Москве или в России в целом. Или попытаться найти работу, чтобы просто познакомиться и принять для себя решение - совместимо это или не совместимо. Например, в моем случае, я большую часть своей жизни, причем с достаточно раннего возраста, провел в России, я здесь прижился. Моя мама большую часть сознательной жизни прожила в Америке и, к сожалению, при всей своей огромной любви к России, она более комфортно чувствует себя в США.

Если говорить о жизни в России, я считаю, что любой человек, живущий в стране должен знать язык этой страны. Поэтому, для нормального функционирования в России знание русского языка принципиально важно. А что касается деятельности - я сегодня могу смело говорить, что хороший специалист в России может получать заработную плату не чуть не меньше, чем в США. Я считаю, что если отделить фактор любви к своей исторической родине, к русской культуре, просто отстраниться от этого фактора, Россия - это страна для людей, которые ищут новых творческих и уникальных возможностей, понимая при этом определенную степень риска, что долгое время не будет получаться так, как хотелось бы. Но вознаграждение за это терпение может быть очень хорошим. Начиная от финансового, кончая душевным спокойствием.

Америка - это страна, где люди защищены с точки зрения стабильности и правил игры, и понятны условия, но ограничены с точки зрения творческих возможностей.

Но есть и другая сторона вопроса - я в третьем поколении русский эмигрант, я чувствую себя лучше здесь, чем в Америке. Вопрос этот индивидуальный. Я знаю американцев, которые не имеют никаких русских корней и живут здесь, и обожают эту страну. В моем случае я “застолбился”, я свое решение принял, и теперь строю свой дом.

В: В вашем нелегком деле развития сельского хозяйства, есть ли поддержка государства?

О: Однозначно есть! Так, например, нами был создан Национальный союз производителей молока. И его создание правительство поддержало. Нас привлекают в качестве участников различных мероприятий, вопросы в области сельского хозяйства теперь решаются просто. Так, например, Министерство сельского хозяйства, как представитель правительства, заключает соглашение о сотрудничестве, это значит, что тебя признали. В нашем случае наш союз признали и дали определенный карт-бланш. Теперь вопрос - как мы им воспользуемся.

В: Вы участвуете в деле возрождения и укрепления традиций благотворительности. Есть ли перспективы развития меценатства, как это было в дореволюционной России?

О: Они неизбежно будут. Международный экономический кризис, а как модно его называть в Америке, рецессия - это последствие не проблем с экономикой, а проблем конкретно человека и человеческого характера, натуры. Эта проблема, к сожалению, перешла в фазу, где потребление стало существенно выше, чем то, что человек вкладывал и делал.

Я считаю, что чем больше ты даешь, тем больше растешь. Один очень умный человек мне однажды сказал: «Благотворительность, которой я занимаюсь, осуществляется мной в корыстных целях». У меня возник вопрос - в чем корысть? А он ответил: «Корысть - в моем колоссальном моральном и эмоциональном удовлетворении, которое эта благотворительная деятельность мне приносит».

Мы должны заботиться об окружающих, не создавая иждивенцев. Благотворительность, как сказано в той же Библии - не дать рыбу, а дать удочку, чтобы дать возможность поймать эту рыбу. Моя позиция заключается в том, что если тебе жизнь дала успехи, то делись этими успехами с другими. Невозможно жить хорошо, если вокруг тебя живут плохо. Я исхожу из этой позиции.

Большое Вам спасибо, что Вы смогли ответить на вопросы. Желаю Вам дальнейших успехов в Ваших делах.

Здание Русского центра в Сан-Франциско
Фото: Lenta.ru

Русский центр Сан-Франциско организовывает активную культурную жизнь для русскоязычной общины города.

О том, как там происходят танцевальные занятия, рассказало издание enta.ru .

В 2019 году Русский центр будет праздновать 80-летие своей работы. Основали его в 30-х годах прошлого века иммигранты из России. Русские в Калифорнии поселились еще в середине позапрошлого века. В Сан-Франциско до сих пор есть Русская горка, Russian Hill - в начале ХХ века там селились религиозные беженцы из России, в частности община молокан. (Переезд молокан в Калифорнию, к слову, частично спонсировали Лев Толстой и Максим Горький.)

С 1899 года в США появилась статистика по мигрантам, и оказалось, что русские тех лет приезжали в Америку буквально нищими - в 1910-1914 годы лишь 5,3% выходцев из России имели при себе более 50 долларов. Еще до мощной волны «белоэмиграции», привезшей за океан ордена, семейные фотоальбомы, бальные платья, иконы и ностальгию, иммигрантов из Российской империи в США было более полутора миллионов (по данным на 1910 год).

Сотрудница центра с гордостью говорит о местной русской общине, что она самая старая и большая в США и вообще одна из самых крупных русских общин за рубежом.

Те российские иммигранты, что приезжают в Калифорнию сейчас, в большинстве своем молодые программисты, технари, живущие настоящим, а не памятью о прошлом, поэтому центр, хранящий старомодные идеалы, их не привлекает. К тому же история, которую берегут «белогвардейские» общины, образовавшиеся в США после революции, для современных россиян не является семейной. Это вообще не их история, если на то пошло, - это история тех, кого их предки когда-то победили в Гражданской войне и вышвырнули из страны. И вот спустя 100 лет потомки и тех, и этих встречаются в Сан-Франциско и ничего не происходит — эти разные «России» мало соприкасаются между собой.

Светлое здание с большой надписью на фасаде «Русский центр» на улице Саттер заметно сразу. Внутри находится несколько залов для спортивных и танцевальных занятий, выше по лестнице - музей и офисные кабинеты.

Расположенная в Русском центре редакция газеты «Русская жизнь» прославилась тем, что в октябре 2012 года взяла интервью у российского министра культуры Владимира Мединского - то самое, в котором он на весь свет сообщил, что у россиян есть «лишняя хромосома».

Музей проходит период реорганизации: накопилось слишком много экспонатов. Пока они практически навалены в нескольких небольших залах. Выглядит все это по-любительски, но музей и не претендует на академичность, он работает за счет энтузиастов. Все экспонаты - семейные. Первое Русское историческое общество, стоявшее у истоков музея, было создано в 1937 году и сразу стало собирать различные предметы уходящего российского быта. После Второй мировой войны, в 1948 году группа эмигрантов организовала Музей русской культуры и включила в него экспонаты, собранные Русским историческим обществом.

«Сегодня потомки старых эмигрантов - американцы в третьем или четвертом поколении. Им эти вещи не нужны и непонятны, но они не хотят, чтобы они пропали», - объяснила сотрудница музея.

В маленьком холле на первом этаже висят фотографии руководителей первых организаций, объединявших местную русскую молодежь. В 1923 году была создана русская футбольная команда, в первом же сезоне выигравшая серебряный кубок, и основан Русский спортивный клуб «Меркурий» (1924 год). В начале 50-х годов появилось спортивное общество «Русский сокол». Детей называли «соколятами», мальчиков - братьями, девочек - сестрами.

Русский центр в Сан-Франциско хранит память о трагедиях, которые в сознании современного россиянина отсутствуют. Например, о том, «как преступный красный режим растерзал невинные казачьи скауты около города Верного, теперешнего Алма-Ата». О насильственной репатриации казаков в Лиенце - выдаче союзниками казаков сталинским эмиссарам: «Пусть героическая гибель непокоренных казаков на вечные времена напоминает грядущим поколениям о зверствах коммунизма и предательстве оккупационных властей в Австрии. Геноцид Лиенца - горе и боль миллионов людей. Мы не можем допустить, чтобы их мученическая смерть была забыта!».

Общество «Русский Сокол» в Сан-Франциско ежегодно проводит встречу «братьев и сестер по Соколу». В программе встречи - «молебен об еще живых, лития по усопшим», обмен мнениями за «заботливо накрытым нашими сестрами столом», доклады правления и решение текущих дел.

В остальном же Русский центр в Сан-Франциско похож на классический Дом культуры с кружками для детей, какие есть во всех городах России. Тут учат детей танцам и пению, зимой и осенью проходят фестивали. Занятия хореографией - классические, тут ничего не меняется ни из-за революций, ни из-за эмиграций.