Отличие армянской церкви от православной. Православная ли Армянская Апостольская Церковь

Армения - христианская страна. Национальной церковью армянского народа является Армянская апостольская церковь (ААЦ), что утверждено на государственном уровне. Конституцией Армении гарантирована свобода вероисповедания для национальных меньшинств, проживающих в Армении: мусульман, иудеев, православных, католиков, протестантов, ассирийцев, езидов, греков и молокан.

Вероисповедание армянского народа

На такие вопросы, как: «к какой вере относятся армяне» или «какая религия у армян», можно ответить: религия у армян христианская, а по вере армяне делятся на:

  • последователей апостольской церкви ;
  • католиков;
  • протестантов;
  • последователей византийского православия.

Почему так произошло? Это исторически сложившийся факт. В древности Армения находилась то под властью Рима, то Византии, что отразилось на вероисповедании народа - их вера тяготела к католическому и византийскому христианству, а Крестовые походы внесли в Армению протестантство.

Армянская Церковь

В г. Эчмиадзине расположен Духовный центр ААЦ с:

Постоянной резиденцией Верховного патриарха и Католикоса всех армян;

Главным кафедральным собором;

Духовной академией.

Глава ААЦ является верховным духовным главой всех верующих армян с полной властью управления Армянской Церковью. Он является защитником и последователем веры Армянской Церкви, хранителем ее единства, традиций и канонов.

В составе ААЦ имеется три архиерейские кафедры:

  • Иерусалимский Патриархат;
  • Константинопольский Патриархат;
  • Киликийский Католикосат.

Канонически они находятся под юрисдикцией Эчмиадзина , административно имеют внутреннюю автономию.

Иерусалимский патриархат

Иерусалимский патриархат (Апостольская кафедра святого Иакова в Иерусалиме) с резиденцией Армянского патриарха в Соборе святого Иакова находится в старом городе в Иерусалиме. В его подчинении находятся все армянские храмы Израиля и Иордании.

Армянская, греческая и латинская патриархии обладают правом собственности на отдельные части Святынь Святой Земли, например, в храме Гроба Господня в Иерусалиме, Армянская патриархия владеет рассечённой колонной .

Константинопольский патриархат

Константинопольский Патриархат был основан в 1461 году. Резиденция константинопольского патриарха находится в г. Стамбуле. Напротив резиденции стоит кафедральный собор Пресвятой Богородицы - главный духовный центр константинопольского патриархата Армянской апостольской церкви.

Ему подчинены все приходы Армянской патриархии в Турции и на острове Крит. Он исполняет не только церковные обязанности, но и светские - представляет интересы армянской общины перед властями Турции.

Киликийский Католикосат

Резиденция Киликийского Католикосата (Католикосата Великого Дома Киликии) находится в Ливане в г. Антелиасе. Великий Дом Киликии был создан в 1080 году с возникновением Армянского киликийского государства. Там он находился до 1920 года. После резни армян в Османской империи, Католикосат в течение 10 лет скитался, а в 1930 г. окончательно обосновался в Ливане. В ведении Киликийского Католикосата находятся епархии ААЦ Ливана, Сирии, Ирана, Кипра, стран Персидского залива, Греции, США и Канады.

Местом заседаний Киликийского Католикосата является Собор святого Григория Просветителя.

История религии Армении

История становления христианства в Армении овеяна легендами, которые являются историческими фактами и имеют документальное подтверждение.

Абгар V Уккама

Слух о Христе и его удивительных целительных способностях дошел до армян еще при земной жизни Христа. Сохранилось предание о том, что армянский царь государства Осроена со столицей Эдесса (4 г. до н. э. − 50 г. н. э.), Абгар V Уккама (Черный), заболел проказой. Он отправил с письмом к Христу придворного архивария Анания. Он просил Христа прийти и исцелить его. Царь поручил Анании, который был хорошим художником, нарисовать Христа в случае, если Христос откажет в просьбе.

Анания передал Христу письмо, тот написал ответ, в котором объяснил, что сам прийти в Эдессу не сможет, так как подошло время ему исполнить То, для чего он Послан; по завершении же своего дела он отправит к Абгару одного из своих учеников. Анания взял Христово письмо, взобрался на высокий камень и стал рисовать Христа, стоящего в толпе народа.

Христос это заметил и спросил, зачем он рисует его. Тот ответил, что по просьбе своего царя, тогда Христос попросил принести ему воды, умылся и приложил к мокрому лицу платок: произошло Чудо - на платке отпечатался Лик Христа и народ увидел это. Он отдал платок Анании и велел передать его вместе с письмом царю.

Царь, получив письмо и «нерукотворный» Лик, почти исцелился. После Пятидесятницы, в Эдессу пришел апостол Фаддей, завершил исцеление Абгара и Абгар принял христианство. «Нерукотворный» Лик Спасителя поместили в нишу над городскими воротами .

После исцеления Абгар посылал письма своим родственникам, в которых рассказывал о чуде исцеления, о других чудесах, которые продолжал творить Лик Спасителя и призывал их принять христианство.

Христианство в Осроене просуществовало недолго. Через три года царь Абгар умер. За эти годы практически все население Осроены было обращено в христианскую веру.

Имя Абгара V вошло в христианство, как первого правителя христианского государства первоапостольских времен, приравнено к лику Святых и упоминается священниками во время праздничных служб:

  • в праздник Перенесения Нерукотворного Образа;
  • в день памяти Святого апостола Фаддея;
  • в день памяти святого Абгара, первого царя, уверовавшего в Иисуса Христа.

Миссия апостола Фаддея в Осроене длилась с 35 по 43 гг. В Ватикане хранится кусок древнего холста, на котором повествуется эта история.

После смерти Абгара V, трон занял его родственник, Санатрук I. Взойдя на престол, он вернул Осроену в язычество, но обещал гражданам не преследовать христиан.

Обещания своего он не сдержал: начались гонения на христиан; было истреблено все мужское потомство Абгара; тяжкий жребий выпал на долю апостола Фаддея и дочь Санатрука, Сандухт, которые были вместе казнены.

Потом Осроену ввели в состав Великой Армении, которой правил Санатрук I с 91 по 109 гг.

В 44 году в Армению прибыл апостол Варфоломей. Его миссия в Армении длилась с 44 по 60 гг. Он распространял учения Христа и обращал в христианство армян, в числе которых были многие придворные особы, а также сестра царя, Вогуи. Санатрук был беспощаден, он продолжал истреблять христиан. По его приказу были казнены апостол Варфоломей и Вогуи.

Полностью истребить христианство в Армении так и не удалось. С тех пор армянская христианская вера называется «апостольская» в память о Фаддее и Варфоломее, принесших христианство в Армению еще в I веке.

Армянский царь Хосров

Царь Хосров правил Арменией в середине II в. Он был сильный и умный: одолел внешних врагов, расширил границы государства, прекратил внутренние распри.

Но это совсем не устраивало персидского царя. Чтобы захватить Армению он организовал дворцовый заговор и предательское убийство царя. Умирающий царь повелел поймать и убить всех, кто участвовал в заговоре, а также их семьи. Жена убийцы с маленьким сыном Григорием бежала в Рим.

Персидский царь не ограничился убийством Хосрова, он решил извести и его семью. Чтобы спасти сына Хосрова, Трдата, его тоже увезли в Рим. А персидский царь добился своей цели и захватил Армению.

Григорий и Трдат

Спустя годы, Григорий узнает правду о своем отце и решает искупить его грех - он поступил на службу к Трдату и стал служить ему. Несмотря на то что Григорий был христианином, а Трдат язычником, он привязался к Григорию, а Григорий был верным его слугой и советчиком.

В 287 г., римский император Диаклетиан послал Трдата в Армению с армией, чтобы изгнать персов. Так Трдат III стал царем Армении, а Армения возвратилась под юрисдикцию Рима.

В годы царствования, по примеру Диаклетиана, Трдат преследовал христиан, жестоко расправлялся с ними. В это жерло попал и храбрый воин по имени Георгий, который был причислен к лику святых под именем Георгий Победоносец. Но слугу своего Трдат не трогал.

Однажды, когда все славили языческую богиню, Трдат приказал Григорию присоединиться к действу, но тот прилюдно отказался. Трдату пришлось отдать приказ схватить Григория и силой вернуть в язычество; убивать своего слугу он не хотел. Но нашлись «доброжелатели», которые сообщили Трдату, кем является Григорий. Трдат пришел в ярость, подверг Григория мукам, а затем приказал бросить в Хор Вирап (глубокая яма), куда бросали злостных врагов государства, не кормили, не поили, а оставляли там до их кончины.

Через 10 лет, Трдат заболел неизвестной болезнью. Его пытались лечить лучшие врачи со всего мира, но безуспешно. Через три года, его сестре приснился сон, в котором ей Голос повелел выпустить Григория. Она рассказала об этом брату, но тот решил, что она сошла с ума, так как 13 лет яму не открывали, и было невозможно, чтобы Григорий остался живым.

Но она настояла. Яму открыли и увидели Григория иссохшего, еле дышащего, но живого (потом выяснилось, что одна христианка, через отверстие в земле опускала ему воду и кидала хлеб). Григория вытащили, сообщили ему о болезни царя, и Григорий стал молитвами лечить Трдата. Новость об исцелении царя разнеслась молниеносно.

Принятие христианства

После излечения Трдат уверовал в целительную силу христианских молитв, сам обратился в христианство, распространил эту веру по всей стране, стал строить христианские храмы, в которых служили священники. Григорию был дан титул «Просветитель», и он стал первым католикосом Армении. Смена религии произошла без свержения власти и с сохранением государственной культуры. Это произошло в 301 г. Армянскую веру стали назвать «григорианство», церковь - «григорианской», а последователей веры - «григорианцами».

Значение церкви в истории армянского народа велико. Даже во времена потери государственности, церковь брала на себя духовное руководство народом и сохраняла его единство, возглавляла освободительные войны и по своим каналам налаживала дипломатические отношения, открывала школы, воспитывала в народе самосознание и патриотический дух.

Особенности Армянской церкви

ААЦ отличается от других христианских церквей. Принято считать, что она относится к монофизитству, признающему во Христе только божественное начало, в то время как русская Православная - к диофизитству, признающего во Христе два начала - человеческое и божественное.

У ААЦ особые правила в соблюдении обрядов:

  • крестятся слева направо;
  • календарь - юлианский;
  • миропомазание соединено с крещением;
  • для причастия используется цельное вино и пресный хлеб;
  • соборуют только духовных лиц;
  • на иконах используют армянские буквы;
  • исповедуют на современном армянском языке.

Армянская церковь в России

В России на протяжении многих веков проживают армяне, но они сохранили свои культурные ценности и в этом заслуга армянской церкви. Во многих городах России действуют армянские храмы, при которых имеются воскресные школы, проводятся духовные и светские мероприятия. Поддерживается связь с Арменией.

Самый большой армянский духовный центр в России - новый Армянский храмовый комплекс в г. Москве, где расположена резиденция Главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ (Патриаршего Экзарха), а также Кафедральный собор Преображения Господня, выполненный в стиле классической армянской архитектуры, внутри украшен резьбой по камню и армянскими иконами.

Адрес храмового комплекса, номера телефонов, расписание церковных служб и светских мероприятий можно узнать, дав поиск: «Армянская апостольская церковь в Москве официальный сайт».






Прихожане армянской «церкви»

Армянская григорианская апостольская церковь» (АГАЦ) (здесь и далее - выделения автора, - примеч. ред. ) - одна из общин, называющих себя христианскими. Но давайте разберемся, справедливо ли она носит это имя.

Часто приходится слышать, что армяне первыми приняли веру Христову на государственном уровне. Но как это произошло? Несмотря на принятие истинного вероучения от Иерусалимской и Византийской Церквей, АГАЦ не осталась его исповедницей. Кроме того, в тот же период в Римской Империи были изданы полностью легализовавшие христианство эдикты. Поэтому АГАЦ не имеет никаких поводов для превозношения.

Уже много веков между представителями этой «церкви» и православными христианами нет церковного единства. Это не исключает добрососедских отношений, однако раскол и ереси АГАЦ противны принципу сохранения единства веры, переданной нам апостолами, и указанию слова Божия: Един Бог, едина вера, едино крещение (Ефес. 4, 5). С IV века АГАЦ отделилась от всей полноты древнейших Православных Поместных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и проч.), приняв - сначала по недоразумению, а потом и осознанно - монофизитскую, монофелитскую и миафизитскую ереси. Болезнь эта не уврачевана до сего дня: мы не можем молиться и причащаться вместе с членами АГАЦ - пока в ней не будет восстановлено истинное учение о Боге.

К сожалению, заложниками этой беды - ереси и раскола - становятся простые армяне, зачастую далекие от тонкостей богословия. Им следует знать, что невозможно быть и православным, и причисленным к армянской «церкви», как нельзя одновременно являться спасенным и погибшим, правдивым и лжецом. Нужно обязательно сделать выбор между жизнью и смертью, истиной и ложью.

О МОНОФИЗИТСКОЙ ЕРЕСИ ВООБЩЕ И ЗАБЛУЖДЕНИЯХ АРМЯНСКОЙ «ЦЕРКВИ» В ЧАСТНОСТИ

А) ЕРЕСЬ МОНОФИЗИТСТВА

Прежде чем говорить об армянском направлении монофизитства, расскажем о том, что это за ересь и как она возникла.

Монофизитство - это неверное учение о Христе, сущность которого состоит в том, что в Господе признается лишь одна природа, а не две, как учат Слово Божие и Православная Церковь.

Православная Церковь исповедует во Христе одну Личность (Ипостась) и две природы - Божественную и человеческую, пребывающие неслитно, нераздельно, неразлучно, неизменно. Монофизиты же (в т. ч. и АГАЦ) во Христе признают одно Лицо, одну Ипостась и одну природу. Вследствие этого они отвергают Вселенские Соборы, начиная с Четвертого (а всего их, как известно, было Семь).

Б) ЛЖЕУЧЕНИЯ АГАЦ

По этой причине члены АГАЦ не принимают, оскорбляют и считают еретиками многих православных святых. Монофизитство - это не только полное отрицание реальной человеческой плоти у Господа Иисуса Христа, Сына Божия, но и любой, даже малейший сдвиг или перекос от человеческой природы Христа в сторону Его Божества. АГАЦ, после многих колебаний, склонилась к ереси монофизитства, которая у них заключается не в отрицании факта Боговоплощения, а в упорном настаивании на поглощении Божеством Христа Его человеческой природы - что есть хула на Господа и еретическое учение. По этой причине ни символ армянской веры, в котором православно исповедуется Боговоплощение, ни утверждения отдельных армянских «богословов» о наличии плоти у Христа - никакого значения не имеют.

Примечательно, что в АГАЦ отсутствует какое-либо официально утвержденное, хотя бы сжатое изложение основ вероучения. В ней используются три символа веры: 1) краткий, употребляемый в чине оглашения; 2) средний - в чине «божественной литургии» и 3) пространный, читаемый «священником» в начале утреннего «богослужения». Фраза из третьего пространного символа «едино Лице, един вид, и соединен в едином естестве» вполне еретична, а всякая ложь и ересь - от диавола, и принятие ее для христиан недопустимо, особенно - в вопросах вероисповедания. Эта ересь приводит ко лжи о Богочеловеке Христе, к мысли о невозможности подражать Ему - ведь Он якобы в наибольшей степени Бог, а человечество в Нем поглощено. Т. е. унижением человеческой природы Спасителя для верующих уничтожается и мотивация к христоподражанию.

Одно заблуждение закономерно повлекло за собой и другие. Так, АГАЦ окончательно признала иконопочитание лишь в XII веке; при «священнодействии» армяне по сей день используют по иудейскому обычаю опресноки и совершают жертвоприношения животных (т. н. «матах»). Кроме того, они употребляют сырно-молочную пищу в субботу и воскресенье во время постов. А с 965 года АГАЦ стала «перекрещивать» людей, переходящих в нее из Православия.

Основные разногласия армянской «церкви» с Православием состоят в следующем:

В АГАЦ признают Тело Христово не единосущным человеческой плоти, а «нетленным и безстрастным, и эфирным , и несотворенным, и небесным, совершавшим все, что свойственно телу, не на самом деле, а в воображении»;

АГАЦ считает, что в акте Воплощения Тело Христа «превратилось в Божество и сделалось единосущным Ему, исчезнув в Божестве, как капля в море, так что после этого не остаются уже во Христе два естества, но одно, целиком Божественное». Она исповедует во Христе два естества до Воплощения, а после - единое сложное, в котором якобы соединились оба - Божественное и человеческое.

Кроме того, монофизитство почти всегда сопровождается монофелитской и моноэнергистской ересями, т. е. учениями о том, что во Христе только одна воля и одно действие, один источник активности, которым является Божество, а человечество - лишь Его пассивное орудие. Это также нечестивая хула на Богочеловека Иисуса Христа.

В) ОТЛИЧИЯ АРМЯНСКОГО МОНОФИЗИТСТВА ОТ ПРОЧИХ ЕГО РАЗНОВИДНОСТЕЙ

Вероучение АГАЦ имеет свои особенности, отличия от доктрин иных монофизитских «церквей».

В настоящее время можно выделить три направления монофизитства:

1) сирояковиты, копты и малабарцы севирианской традиции;

2) АГАЦ (Эчмиадзинский и Киликийский католикасаты);

3) эфиопская и эритрейская «церкви».

АГАЦ отличается от остальных монофизитов-нехалкидонцев тем, что один из монофизитских ересиархов Севир Антиохийский был анафематствован армянами в IV веке как недостаточно последовательный монофизит. Значительное влияние на «богословие» АГАЦ оказал также афтартодокетизм (еретическое учение о нетленности Тела Иисуса Христа с момента Воплощения).

К сожалению, интерес к истории армянской христологической мысли сегодня проявляют в основном люди, сознательно перешедшие из АГАЦ в Православие - причем, как в самой Армении, так и в России.

Г) ВОЗМОЖЕН ЛИ БОГОСЛОВСКИЙ ДИАЛОГ С АГАЦ?

Богословский диалог Православной Церкви с АГАЦ в наши дни видится безперспективным, поскольку ее представители не обнаруживают никакого интереса к догматическим проблемам и настроены на обсуждение лишь вопросов социального служения, пастырской практики, различных проблем общественной и церковной жизни. Печально, но факт: АГАЦ поставила себя вне Церкви Христовой, превратившись в самоизолированную и однонациональную «церковь», имеющую общение в вере только с прочими еретическими монофизитскими лжецерквами.

СПРАВКА О ХРИСТИАНСТВЕ В АРМЕНИИ

А) ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

В 354 году состоялся первый Собор Армянской Церкви, осудивший арианство и подтвердивший приверженность Православию. В 366 году Церковь Армении, бывшая до того в канонической зависимости от Кесарийской кафедры Византии, получила автокефалию (самостоятельность).

В 387 году Великая Армения оказалась разделенной, и ее восточная часть в 428 году была присоединена к Персии, а западная - стала провинцией Византии. В 406 году Месроп Маштоц создал армянский алфавит, что позволило перевести на национальный язык богослужение, Священное Писание и творения Отцов Церкви.

Представители Армянской Церкви присутствовали на Первом и Втором Вселенских Соборах; также ими были приняты решения Третьего. Но вот уже Четвертый Вселенский Собор, состоявшийся в 451 году в Халкидоне, прошел без участия армянских епископов, и по этой причине им не были в точности известны постановления этого Собора. А между тем в Армению прибыли монофизиты, распространявшие свои заблуждения. Правда, постановления Собора вскоре появились в Армянской Церкви, но, по незнанию точного значения греческих богословских терминов, армянские учителя впали в непреднамеренную ошибку. В результате армянский собор в Довине в 527 году постановил признать во Христе одну природу и тем самым однозначно поставил АГАЦ в число монофизитов. Православная вера была официально отвергнута и осуждена. Так армянская «церковь» отпала от Православия. Однако значительное количество армян осталось в общении со Вселенской Церковью, перейдя в подчинение Константинопольского Патриархата.

В 591 году вследствие нападения персов Армения была разделена. Большая часть страны вошла в состав Византийской Империи, и в городе Аване (который располагался северо-восточнее Еревана, а сейчас стал его частью) образовался православный католикосат.

Ему противостоял католикосат монофизитский, располагавшийся в Довине, на персидской территории, и персы искусственно его поддерживали, опасаясь воссоединения местных армян с византийскими православными армянами (впрочем, на персидской территории также проживало немало православных армян).

Во время византийско-персидской войны 602-609 годов православный католикосат был упразднен захватчиками-персами. Монофизитский католикос Авраам инициировал гонения на православных, заставляя всех клириков либо предать анафеме Халкидонский Собор, либо покинуть страну.

Однако репрессии не смогли искоренить Православную веру среди армян. В 630 году состоялся Каринский Собор, на котором Армянская Церковь официально вернулась в Православие. Но после арабских завоеваний 726 года АГАЦ снова отпала от Вселенской Церкви в монофизитство. Православные армяне опять стали переселяться на территорию Византии, под омофор Константинопольского Патриарха. Те же, кто остался в районах Армении, пограничных с Грузией, оказались в юрисдикции Грузинской Церкви. В IX веке православными были население и князья области Тарон, а также большинство населения областей Тао и Кларджети.

Усилиями святителя Фотия Константинопольского и Харранского епископа Феодора Абу Курры при князе Ашоте I в 862 году на Ширакаванском Соборе Церковь Армении снова вернулась в Православие, однако спустя 30 лет по решению нового католикоса Ованнеса V в очередной раз уклонилась в монофизитство.

В XI веке в Армении увеличивается число кафедр, состоящих в общении с Константинополем, в этот период Православие стало преобладать среди армян. После вторжения турок-сельджуков во второй половине XI века православные армяне оказались в юрисдикции Грузинского Патриарха, и через полтора века их епископы уже именуются и воспринимаются как грузинские.

Последняя попытка возвратить армянскую «церковь» к Православию была предпринята в 1178 году. На созванном Императором Мануилом Комниным Соборе ее иерархи признали православное исповедание веры, однако смерть Императора воспрепятствовала их воссоединению с Церковью Христовой.

В 1198 году союз папских крестоносцев с армянским Царем Киликии привел к заключению унии между еретическими римско-католической и армянской «церквами». Эта уния, которая не была принята армянами вне Киликии, закончилась расколом армянской «церкви», в результате чего возникла «армянская католическая церковь». Но основная часть армян, проживающих в Армении, по сей день принадлежит к АГАЦ.

Б) ПРИЧИНА УКЛОНЕНИЯ АГАЦ В ЕРЕСЬ

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископствовавший на Кавказе, прекрасно знал положение дел в армянской «церкви» и взгляды армян, тяготевших к Православию. Он с великим сожалением и скорбью говорил, что АГАЦ во многом близка Православной Церкви, но не хочет отказаться от разделяющей нас ереси монофизитства. Причина этому одна - невероятно окрепшая за века неправого исповедания и по причине однонациональности армянской «церкви» гордость. Последнее привнесло в АГАЦ убеждение в национальной исключительности ее членов, противное евангельскому учению. О ложности этого гордостного мировоззрения в Писании говорится: Нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, cкифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол. 3, 11).

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст свидетельствует: «Производить разделения в Церкви - не меньшее зло, чем впадать в ереси <…>. Грех раскола не смывается даже мученической кровью». Посему мы ждем возвращения наших братьев-армян из греха ереси и раскола в единство веры (см.: Еф. 4, 5).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, АГАЦ относится к сообществам, не пребывающим в единстве с Православной Церковью. После Четвертого Вселенского Собора, из-за неприятия церковной истины о том, что в единой Ипостаси, в едином Лице воплотившегося Сына Божия неслитно и нераздельно соединились две природы - Божественная и человеческая, она оказалась в числе тех лжецерквей, которые называются монофизитскими. Некогда бывшая частью единой Вселенской Церкви, АГАЦ приняла лжеучение монофизитов, признав только одну природу воплотившегося Бога Слова - Божественную. И хотя можно говорить о том, что сейчас острота богословских споров 5-6 столетий во многом отошла в прошлое и что современное «богословие» армянской «церкви» далеко от крайностей монофизитства, но, тем не менее, единства в вере между нами пока нет.

Так, Отцы Четвертого Халкидонского Вселенского Собора, осудившего ересь монофизитства, для нас, православных верующих, - святые угодники Божии и учителя Церкви, а для представителей АГАЦ и других «древневосточных церквей» - лица либо анафематствованные (что чаще всего), либо, по крайней мере, не обладающими вероучительным авторитетом. И напротив, ересиарх Диоскор для нас - богохульник, а для армян - «иже во святых отец». Даже из указанного примера уже понятно, каким традициям преемствует семья Поместных Православных Церквей, а каким - лжецеркви, именуемые «древневосточными». Да, между этими «нехалкидонскими церквами» есть довольно значительные различия, и мера монофизитского влияния на их догматику неодинакова (оно намного сильнее в коптских «церквах» и почти неприметно в АГАЦ). Однако историческим, каноническим и вероучительным фактом остается то, что на протяжении полутора тысяч лет между нами отсутствует евхаристическое общение. И если мы признаем Церковь как столп и утверждение истины, если мы верим, что обетование Христа Спасителя о том, что ее не одолеют врата ада, имеет не релятивное, а абсолютное значение, то необходимо сделать вывод, что либо одна Церковь истинная, а другая - еретическая, либо наоборот, - и задуматься о последствиях этого вывода. Единственное, чего никак нельзя допускать, - это попыток утвердить истинность одновременно и Православной Церкви, и АГАЦ, утверждая, что хотя учения их не тождественны, но на самом деле они якобы совпадают и причина полуторатысячелетнего разделения состоит как бы лишь в людской косности, политических амбициях и нежелании объединяться.

В заключение отметим, что армянам, проживающим или временно пребывающим в России, нельзя попеременно причащаться то в «церквах» АГАЦ, то в православных храмах. Им необходимо внимательно исследовать вероучительные позиции АГАЦ и Православной Церкви и сделать свой выбор.

Иеромонах Димитрий,
насельник монастыря Свято-Крестовая Пустынь (Сочи)

Религия Армении очень разнообразна. Она включает в себя христианство, ислам, езидизм и френги. Большинство жителей Армении верующие люди. Считается, что самой распространенной религией является христианство.

Христианство в Армении

Около 94% всего населения проповедуют христианство и относятся к Армянской Апостольской Церкви. Эта является одной из древнейших в мире. Мало кто знает, что Армения – это первое христианское государство в мире: в 301 году вера в Царя Небесного и сына его Христа стала государственной религией страны. Первыми проповедниками здесь считаются Варфоломей и Фаддей.

В 404 году был создан армянский алфавит, и в этом же году Библия была переведена на армянский язык, а в 506 году Армянская церковь официально отделилась от византийской, что существенно повлияло на дальнейшую историю государства, его политическую и общественную деятельность.

Католицизм в Армении

Но христианство не единственная , приверженцы которой проживают в Армении. Существуют Армянской католической (всего насчитывается около 36 приходов), которые называются «франками». Франки (или френги) проживают в Северной Армении. Первоначально они появилось вместе с крестоносцами, но позднее, в 16-19 веках, франками стали называть - . Армяне-франки делятся на три группы:
- гбо-франки,
- хас-франки,
- мшеци-франки.

Разделение католиков связано не с особенностями религиозных воззрений, оно связано с местом жительства приверженцев данной веры.

Ислам в Армении

Сейчас в Ереване в Хранилище древних рукописей имени Маштоц хранятся более 20 тысяч рукописных текстов, собирать которые начал сам Маштоц. Это собрание рукописей представляет большую историческую и культурную ценность для народов всего мира.

Распространение армянской Церкви

В Земле Обетованной, то есть на территории современного Израиля уже с шестого века было построено свыше семидесяти армянских церквей, а в 638 году была основана армянская Патриархия, которая объединила и стала во главе всех восточноправославных епархий. Это и Эфиопская, Сирийская и Коптская епархии.

Почти две тысячи лет ежегодно происходит чудо – схождение Благодатного Огня, что совершается накануне Пасхи в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Из числа епископов Армяно-Григорианской святой Апостольской церкви ежегодно избирается священнослужитель, которому будет доверено принять Благодатный Огонь.

Такой вопрос регулярно поднимается то там, то сям в сети, часто этот вопрос задается и мне. Я уже многократно давал на подобные вопросы ответы, но вопросы все равно повторяются, потому как прежние ответы "уходят в глубину". Поэтому нужно повторяться и мне. Данный пост конкретно посвящается вот этому обсуждению - http://spectat.livejournal.com/380030.html , потому как хозяин блога попросил меня об этом высказаться.
________________________

Итак, чтобы ответить на вопрос, кто православный, а кто нет, нужно для начала выяснить - а что вообще такое, эта самая православность? И что значит, если ты не православный? Начнем как в первом классе раскладывать слова по полочкам.

ПРАВО-СЛАВИЕ (греч. Орто-Доксия; арм. Ухха-Парутюн), т.е. Правое, Правильное, Прямое Прославление, означает то, что православные правильно прославляют Бога. Стало быть? Не православные не правильно прославляют Бога. Именно поэтому православие противопоставляется ничему иному, как ереси. Т.е., тот кто не православный, тот еретик . Это и есть основной ответ на вопрос "православны ли армяне?".

Кто сам себя будет считать еретиком? Кто оставаясь в своей религии будет считать, что чья-то религия (или ее подвид) правильнее? Естественно, если армяне свою веру считают самой правильной, то они не просто считают себя православными (арм. уххапар), но именно себя считают православными. Соответственно, тех, кто верит не так, они будут считать не православными.

Остается вопрос - кто решает, как оно ПРАВИЛЬНО? Это решает папа Римский? Или дядя Крымский? Это решает Турецкий султан? Или Владимир Вольфович Жириновский? Если всякая религия или ее подвид себя считает правильной, то ей все равно, кто там что о ней думает. Так чего же духарятся сетевые истерички, когда начинают вопить о неправославности армян? А духарятся они по одной простой причине - по причине отсутствия мозгов.

Религиозная истина - понятие исключительно субъективное, а потому, сколько голов, столько и "истин". И ничего удивительного в том нет, что верующий РПЦ (как и верующий любой другой греко-византийской Церкви) считая свою веру правильной себя же считает православным. Кто ему может запретить в это верить? Никто не может. Ему не может никто запретить и того, чтоб верить в неправославие армян.

Но совсем другое дело, если этот самый верующий РПЦ придет к армянину, и начнет умничать, типа, он православный, а армяне нет. Этим он просто выставит себя идиотом. Впрочем, такие люди тупят по своему конфессиональному недоразумению. Ведь греко-византийская церковная традиция сама для себя монополизировала бренд "Православие" и теперь местные неофиты мнят себя "православными" по умолчанию. Для них православный - это не тот, кто право славит Бога, а просто любой состоящий в греко-византийской конфессии.

Но и это не самый большой прикол. Ладно когда кто-то из христиан считая себя православным не считает православными других. Это как бы естественно. Но есть такие неадекваты, которые или будучи иноверцами-нехристями или вовсе атеистами, начинают рассказывать о неправославности армян. В исходном посте, на который, собственно говоря и дается ответ, есть комментарии парочки турко-мусульман, которые под зомби-кодировкой Алиевских пропагандистов на полном серьезе визжат по мотивам "да какие там армяне православные!".

Не, ну турко-курдо-мусульманин - это главный специалист по православию в Христианстве. Кто православный христианин, а кто нет, наверное решают в Азерагитпропе...))))) Впрочем, поскольку сотрудники Азерагитпропа не отличаются ни умом ни знаниями, то критерии православности они берут из ключнической литературы РПЦ. Вот в РПЦ говорят о том, что армяне не православные, а монофизиты, то и алиевцы повторяют это как зеленые волнистые попугайчики.

Главный специалист по православию в Христианстве: " Армяне вообще не христиане. Армянская церковь политическая организация с фашистким уклоном. Там уже все очень сильно запущено, поэтому есть армяне которые добровольно принимают Ислам ".

Но что это мы все о ненормальных?! Вернемся к сути темы.

Итак, желающему понять, являются ли кто-то православным, нужно осознать, что есть два понимания этого вопроса:

1. Православие - это пребывание в истинной вере

2. Православие - это конфессиональное самоназвание .

И если про первое я сказал, что дело это субъективное, как и всё в религии, то второе и вовсе пустой звук. Можно назваться хоть горшком, сути дела это не меняет. Монополии на самоназвание нет. Так же как поместные Церкви греко-византийской халкидонитской традиции в своем самоназвании содержат слово "Православная", точно так же это слово имеется в самоназвании и древневосточных дохалкидонских Церквей. Как Болгарская Церковь именуется Православной, так и Коптская Церковь именуется Православной.

Некоторым исключением среди дохалкидонских Церквей является Армянская Церковь, которая официально предпочитает называться Апостольской, но от этого она не перестает быть Православной. Видимо есть исторические причины тому, что в официальном самоназвании ААЦ нет этого слова. А может быть это нормальное, здравое представление того, что самому себя на публику величать Истинным просто не скромно, и что кто право веровал, а кто нет, то решать Богу на Страшном Суде.

Однако, тут есть еще и тот нюанс, что многие люди задаваясь вопросом о том "православны ли армяне?", менее всего интересуются правильным прославлением Бога или самоназваниями, но просто хотят понять, относится ли Армянская Апостольская Церковь к той самой церковной традиции, к которой относится Русская Церковь и что у русских на слуху как Православие. Здесь, конечно же, ответ отрицательный. Если под "Православием" понимать греко-византийскую конфессию, то армяне, как и другие негреческие народы древнего христианского Востока, к этой конфессии не относятся.

Ни армяне, ни другие народы Востока стоявшие у истоков самого Христианства не состоят в греко-византийской конфессии не потому, что вот они такие неправильные и не любят правильную греческую веру. Они не относятся к греческой конфессии потому, что в отличие от русских и других народов второго эшелона христианизации, приняли веру не от греков, а непосредственно от самих апостолов. Как те же греки. Так же как и греки с латинянами создали свои особые церковные традиции, со своими самобытными обрядами и богословскими школами, свои самобытные церковные традиции в обряде и богословии создали и армяне, и сирийцы с египтянами.

Т.е. вопрошателям нужно понять, что в отличие от русских, армяне не обязывались принимать от греков все, что те придумали, равно как и греки не обязывались что-то перенимать у армян. А вот русские приняв веру от греков, обязаны веровать так, как предписано греками, и именно эта преданность всему греческому делает бывших "византийцев" единой конфессией. И пока Русская Церковь официально не отречется от покрытой тысячелетней плесенью греко-византийской лжи о "монофизитах" и прочем таком же, она по-прежнему будет дезинформировать собственных верующих и порождать в головах несведущих вопросы о православии армян.

Впрочем, зомби-адепты Алиевской пропаганды сильно расстроятся, если отнять у них такую погремушку...

Многие люди еще со школы знают про раскол христианства на католичество и православие, так как это входит в курс истории. Из него мы знаем о некоторых различиях этих церквей, предпосылках, которые привели к разделению, а также последствиях этого разделения. Но мало кто знает в чем заключаются особенности многих других видов христианства, которые по различным причинам отделились от двух основных течениях. Одной из церквей, которые близки по духу православной, но в тоже самое время, являющихся полностью отдельными, является Армянская апостольская церковь.

Православная церковь - второе по величине течение христианства после католицизма. Несмотря на частое заблуждение, раскол христианства на католичество и православие, хотя и назревал начиная с 5 века н. э., произошел только в 1054 году.


Неофициальное разделение сфер влияния привел к возникновению двух больших регионов Европы, которые вследствие религиозных различий, пошли разными путями развития. В сферу влияния православной церкви попали Балканы и восточная Европа, в том числе и Россия.

Армянская апостольская церковь возникла гораздо раньше православной. Так, уже в 41 году она приобрела некоторую автономию (автокефальная армянская церковь), а официально отделилась в 372 году вследствие неприятия Халкидонского Вселенского собора. Примечательно, что этот раскол был первым серьезным разделением христианства.

Вследствие Халкидонского собора наравне с армянской, выделилось еще четыре церкви. Пять этих церквей географически расположились в Азии и на северо-востоке Африки. Впоследствии, во время распространения ислама, эти церкви были изолированы от остального христианского мира, что и привело к еще большим различиям между ними и халкидонскими церквями (православие и католицизм).


Интересный фактом является то, что армянская апостольская церковь стала государственной религией еще в 301 году, то есть это первая официальная государственная религия в мире.

Общие черты

Несмотря на столь раннее отделение от единого христианского движения, между армянской и православной церковью всегда происходил культурный обмен. Это связано с тем, что частичная изоляция Армении во время распространения ислама, отделила ее от значительной части христианского мира. Единственное «окно в Европу» сохранялось через Грузию, которая к тому времени уже стала православным государством.

Благодаря этому можно найти некоторые общие черты в облачении священно служителей, обустройстве храмов, а в некоторых случаях и архитектуре.

Различие

Тем не менее, о родстве православной и армянской церквей говорить не имеет смысла. Стоит хотя бы вспомнить тот факт, что православная церковь в наше время очень неоднородна во внутренней структуре . Так очень авторитетными, практически независимыми от Вселенского Патриарха (формальный глава православной церкви), является Русская православная, Иерусалимская, Антиохийская, Украинская церкви.

Армянская апостольская же церковь является единой, даже несмотря на наличие автокефальной армянской церкви, ведь она признает покровительства над собой главы апостольской церкви.

Отсюда сразу можно перейти к вопросу о руководстве этих двух церквей. Так главой православной церкви является Константинопольский патриарх, а армянской апостольской - Верховный Патриарх и Католикос всех армян.

Наличие абсолютно разных титулов у глав церкви свидетельствует о том, что это совершенно разные институты.

Нельзя не отметить различие традиционной архитектуры этих двух церквей. Так, армянские соборы представляют себе продолжение и дальнейшее развитие традиционной восточной школы строительства. На это во многом повлияли не только культурные предпосылки, но также климат и основные строительные материалы. Армянские церкви, которые возводились еще в средние века, как правило, приземисты и имеют толстые стены (причиной этому являлось то, что они часто были и фортификационными сооружениями).

Православные церкви хоть и не являются примером европейской культуры, но и выглядят совершенно не так, как армянские. Они обычно тянутся ввысь, купола их традиционно озолочены.

Кардинально различаются обряды , а также время проведения праздников и постов у этих церквей. Так, армянский обряд имеет национальный язык, священные книги. В нем принимает другое количество человек, нежели в православном. Что примечательно, последний до сих пор не имеет такой связи с народом, что в первую очередь связано с языком богослужений.

Напоследок самое главное различие, которое и послужило причиной халкидонского раскола. Армянская апостольская церковь придерживается мнения, что Иисус Христос - это одно лицо, то есть он имеет единую природу. В православной традиции он имеет двойную природу - объединяет в себе и бога, и человека.

Эти различия настолько весомы, что эти церкви считали друг друга еретическими учениями, и были наложены взаимные анафемы. Положительные изменения были достигнуты лишь в 1993 году, когда представители обеих церквей подписали соглашение.

Таким образом Армянская апостольская церковь и православная имеют одни истоки, а также в меньшей степени различаются друг от друга, чем армянская от католической или католическая от православной, на деле являются разными и абсолютно независимыми духовными институтами.