Реальные герои фильма "в бой идут одни старики". Мастера высшего пилотажа

«В бой идут одни старики» - художественный фильм Леонида Быкова, снятый по воспоминаниям советских летчиков. Он по праву считается лучшим советским фильмом о Великой Отечественной войне.

Идея снять этот фильм пришла в голову Леониду Быкову давно. В годы войны он мечтал стать летчиком, однако из-за маленького роста его не взяли в летное училище. Но любовь к людям этой героической профессии продолжала жить в нем постоянно. После того как в начале 70-х Быков перебрался из Ленинграда в Киев, он решил свои первый фильм на тамошней киностудии снять именно про военных летчиков.

В соавторстве с двумя сценаристами — Евгением Оноприенко и Александром Сацким — им был написан сценарии, основанный на подлинных событиях времен Великой Отечественной воины. В частности, под личностью командира эскадрильи гвардии лейтенанта Титаренко (он же Маэстро) скрывался Герой Советского Союза, парень с Арбата Виталий Попков. В годы войны он служил в легендарном 5-м гвардейском истребительном авиационном полку под командованием Василия Сталина, и его эскадрилья была прозвана «поющей» за то, что в ней имелся собственный хор, а два самолета были подарены фронту оркестром Утесова и на одном красовалась надпись «Веселые ребята». К слову, полк Василия Сталина дошел до Берлина и сбил рекордное количество вражеских самолетов — 744, имел в своих рядах 27 Героев Советского Союза (14 из них служили под началом непосредственно Маэстро, а самому Попкову после войны в Москве установили бюст как дважды Герою).


Когда Быков писал сценарий, он старался не слишком отходить от действительных событий, хотя кое-что все-таки домыслил и изменил. Например, он придумал новый персонаж — Кузнечика. На самом деле низкие виражи над аэродромом перед девушками выделывал не кто иной, как сам Попков, за что командир приказал запретить ему боевые вылеты на месяц. Но таких отклонений от реальных событий в сценарии было немного, и львиная доля того, что мы видим в фильме, — правда.


Это и любовь узбекского Ромео (настоящая фамилия летчика была Марнсаев) к русской Джульетте, и их последующая гибель (девушка погибла во время бомбежки столовой, а Ромео сложил голову в одном из боев)…


…и привычка механика крестить перед вылетом самолеты…


…и попадание Маэстро в плен к своим (для доказательства своей принадлежности к Красной Армии ему пришлось врезать одному из пленивших его по морде) и т.д. и т.п.


Между тем, когда сценарий был написан и отправлен «наверх», оттуда вскоре пришел неожиданный ответ: дескать, материал негероический. Высокие цензоры возмущались тем, что советские летчики изображены во многих сценах как поющие клоуны. Короче, ставить такой фильм Быкову поначалу запретили. Но он не отчаялся. Чтобы доказать обратное, Быков взялся… «обкатывать» сценарий на сцене. Чтение им отдельных кусков сценария в самых разных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у цензоров уже не возникало. А тут еще за сценарий стали заступаться люди, которые сами не понаслышке знали о войне. В частности, 14 ноября 1972 гола на киностудию Довженко прислал письмо начальник штаба войсковой части 55127 полковник Лезжов. Он писал, что прочитанный им сценарий — это честный рассказ о войне и о людях, которые добыли в ней победу.


20 февраля 1973 года фильм был запущен в подготовительный период. И здесь Быкову тоже пришлось столкнуться с рядом трудностей. К примеру, много нервов ему стоило утверждение на роль автотехника Макарыча ленинградского актера Алексея Смирнова. Тот был известен широкому зрителю прежде всего как актер комедийного плана, а у Быкова ему предстояло стать фронтовиком. Узнав об этом, чиновники от кино резко воспротивились: «Не бывать этому! У него же тупое лицо!» Но когда Быков заявил, что откажется снимать фильм, если в нем не будет Смирнова, когда рассказал о том, что «актер с тупым лицом» — сам бывший фронтовик, вернувшийся с войны полным кавалером орденов Славы, сопротивление чиновников было сломлено. Кстати, отчество киношному технику Быков дал то же, что на самом деле носил Смирнов — Макарыч.


Большую помощь в работе над фильмом оказал маршал авиации, легендарный летчик Александр Покрышкин. Когда Быков напросился к нему на прием, чтобы добиться от него выделения для съемок настоящих самолетов времен войны, маршал поначалу отнесся к этой просьбе настороженно. Слишком много в те годы выходило проходных фильмов о войне, чтобы маршал с ходу поверил в затею Быкова снять «нетленку». Он опросил оставить ему на несколько дней сценарий, чтобы поближе познакомиться с материалом. Но нескольких дней не понадобилось. Буквально за одну ночь Покрышкин проглотил сценарий и распорядился выдать киношникам не один, не два, а целых пять самолетов: четыре истребителя «Як-18 и чехословацкий «2-326, внешне похожий на «Мессершмитт-109. Машины доставили на киевский аэродром «Чайка», где их перекрасили и придали им фронтовой вид.


Съемки фильма начались 22 мая в павильоне студии Довженко в декорациях «блиндаж КП» и «блиндаж комбата». Затем съемки переместились на натуру: в конце мая начали снимать воздушные бои «яков» с «мессерами». Вот как вспоминает об этом участник тех съемок — оператор Виталь Кондратьев: «Для удобства воздушных съемок я придумал особое устройство, которое крепилось между первой и второй кабинами и позволяло брать кадр крупным планом прямо во время полета. Быков мое изобретение одобрил и тут же решил первым подняться в воздух, чтобы испытать его в деле. Пилот выписывал в небе «бочки» и «мертвые петли», а Леонид Федорович включал камеру, давил на гашетку и кричал в объектив: «Серега, прикрой! Атакую!» После нескольких дублей самолет садился, я менял кассету с пленкой, и машина снова поднималась в небо. В конце съемочного дня Быков буквально вывалился из самолета и плюхнулся на зеленую траву аэродрома. «Ну, как дела?» — спросил я, подбежав к нему, и услышал в ответ: «Проявим пленку- увидим!»


В начале июня начали снимать эпизоды «на аэродроме». Поскольку Быков не любил, когда его дублировали, он все трюки старался делать сам. И за время съемок вполне прилично освоил управление самолетами. Правда, в воздух он их не поднимал, но зато самостоятельно запускал двигатель и рулил по аэродрому. Иной раз без накладок не обходилось. Как-то он не смог рассчитать курс, и правое колесо попало в яму от пиротехнического взрыва. Самолет клюнул носом, полетели лопасти пропеллера, заднее колесо отломилось вместе со стойкой. Быков заработал на лбу здоровенную шишку, но расстроился не из-за этого. Дело в том, что авария произошла на том самом «Яке» с нарисованными на борту нотами и скрипичным ключом. Поскольку везти самолет для ремонта в Киев значило потерять уйму времени, было решено восстанавливать «железную птицу» на месте, своими силами. Предусмотрительный механик захватил из Киева несколько запасных лопастей, которые тут же установили на поврежденную машину. Но для заднего шасси нужна была сварка. И тогда за дело взялся оператор В. Кондратьев. Он положил изувеченную деталь в багажник своего авто и поехал в Чернигов на станцию юных техников, где у него имелись друзья. Однако когда он приехал, на станции никого не оказалось. Пришлось оператору «вылавливать» их по домам. Узнав, что он с Быковым снимает кино о фронтовых летчиках, мастера с радостью согласились им помочь. Стойку заварили, и на следующее утро самолет был снова готов к полетам.


Между тем через несколько дней случилось новое ЧП: с картины ушел исполнитель роли Смуглянки Анатолий Матешко, который прельстился главной ролью в другом фильме. Далее послушаем рассказ оператора фильма В. Кондратьева: «Помню, тем утром я встретил Быкова в буфете. Он стоял расстроенный и мял в руках какую-то бумажку. В ответ на мой удивленный взгляд он протянул мне телеграмму с киностудии: «Срочно отправьте в Киев Матешко». Что тут поделаешь? Поехали на съемочную площадку, а тут как раз ассистент режиссера привез из Киева «желторотиков» — молодых ребят — студентов театрального института, только что окончивших первый курс. Их представили Быкову. Он осмотрел начинающих актеров профессиональным взглядом, выискивая нового Смуглянку, и остановился на девятнадцатилетнем пареньке, Сереже Подгорном…»


Между тем, до конца съемок оставался еще месяц, но уже 8-10 сентября уже снимался финал: Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу двух летчиц, одна из которых была невестой их боевого товарища Ромео. Как мы теперь знаем, фильм завершается эпизодом, когда Маэстро и Макарыч сидят в степи возле памятника, и на фоне этого финального кадра будет звучать песня «За того парня».


В середине сентября группа перебазировалась на Киностудию имени Довженко, где предстояло отснять павильоны. Так, 20-24 сентября снимался эпизод в декорации «столовая»: Кузнечик, мастерски завалив «мессера» на глазах родной эскадрильи, приходит в столовую, где товарищи устраивают ему торжественный прием.


В эти же дни был отснят и другой «столовый» эпизод: когда летчики «второй поющей» поминают погибшего Смуглянку. В последующие несколько дней были отсняты эпизоды в декорациях: «хата девчат», «палатка», «хата 2-й эскадрильи». Параллельно снимались воздушные бои.


Съемки фильма закончились в середине октября, после чего начался монтаж. Он длился до 6 декабря. Шесть дней спустя фильм без поправок приняли на студии, а 27 декабря состоялась сдача ленты в Госкино Украины. На нее были приглашены не только высокие чины украинского кинематографа, но и те, о ком, собственно, и рассказывал этот фильм — летчики-фронтовики. Одним из них был прославленный советский ас, трижды Герой Советского Союза, сбивший в 156 воздушных боях 59 фашистских самолетов, Александр Покрышкин. Лента его буквально потрясла. Когда в зале зажгли свет, от присутствующих не укрылось, что Покрышкин вытирает слезы.


А потом картину посмотрел и сам прототип Маэстро Виталий Попков. Вот его рассказ об этом: «Был по службе в Киеве, позвонил Лене Быкову, поехали с ним в Министерство культуры Украины, прокрутили фильм. Министр упорствует: что это за фильм, говорит, люди не возвращаются с боевых заданий, гибнут, а живые песенки распевают. И резюмирует: такого на фронте не было и быть не могло. Спрашиваю министра: был ли он сам на фронте? Логика чиновника удивительна: «Не был, - отвечает, - но знаю». И тогда я рассказал министру, что летал на одном из двух самолетов, купленных на деньги джаза Утесова и подаренных нашему полку. И что Леонид Осипович со своими музыкантами приезжал к нам на аэродром, и мы вместе играли и вместе пели. Убедил. На него подействовали, наверное, не столько мои доводы, сколько генеральские эполеты и две геройских звезды…»


Во многом именно благодаря хорошим отзывам бывших фронтовиков, успевших посмотреть фильм до его выхода на широкий экран, Госкино СССР приняло решение поощрить создателей картины. 6 февраля 1974 года был издан приказ о выплате им денежного вознаграждения. Это было справедливое решение, если учитывать, что лента была снята с большой экономией средств: из отпущенных на ее постановку 381 тысячи рублей было потрачено 325 тысяч. В числе поощренных было 39 человек. При награждении особо выдели режиссера-постановщика Леонида Быкова: ему выплатили 200 рублей премии и присвоили звание «режиссера-постановщика 1-й категории» (для примера: актерам А. Смирнову, В. Талашко и С. Иванову выплатили по 50 рублей).


Руководству Киностудии имени Довженко сумма вознаграждения главным создателям фильма покажется недостаточной, и оно будет ходатайствовать перед Госкино СССР о том, чтобы авторам сценария (Л. Быкову, Е. Оноприенко и А. Сацкому) подняли гонорар с 6 тысяч рублей до максимального — 8 тысяч. Однако этот трюк не пройдет: в Госкино посчитают, что «работа коллектива поощрена достаточно убедительно и увеличение гонорара не представляется целесообразным». Это при том, что через несколько месяцев фильм «В бой идут одни «старики» соберет множество призов на различных кинофестивалях и принесет доход в сотни миллионов рублей.


На широкий экран фильм вышел 12 августа 1974 года. И уже к концу года собрал на своих сеансах 44 миллиона 300 тысяч зрителей (4-е место), что явилось большой неожиданностью: к тому времени фильмы о Великой Отечественной войне такой «кассы» практически не собирали.

«Бой идут одни старики» по праву считает одним из самых любимых фильмов о войне. У полюбившихся киношных персонажей были реально существующие прототипы, которые воевали с немцами не только в небе над СССР, но и в Чехии, Венгрии, Германии. Бил врага и «Маэстро» только звали летчика не майор Алексей Титаренко, а Виталий Иванович Попков и служил он в 5-ом гвардейском летном полку.[С-BLOCK]

Сержант Кузнечик

До того как Виталий Иванович получил прозвище «Маэстро» сослуживцы называли его «Кузнечиком». Попков был выпускником, прозванным в авиации «невезучим» предвоенного выпуска. В это время нарком обороны приказал отправлять в армию, окончивших обучение летчиков не офицерами, а сержантами. На место службы они приходили в обычных солдатских шинелях, и отношение сослуживцев к молодняку было соответствующее. Когда Попков хотел сесть в самолет его выгнали, сказав ты не летчик, а обычный сержантик, вот и сиди на аэродроме.

За первым учебным полетом Виталия наблюдал командир 5-го авиаполка Василий Зайцев и молодой летчик решил показать на что способен. Тем более в часть прибыли молодые радистки. Попков проносился в метре над землей и выполнял фигуры высшего пилотажа, хотя требовалось подняться в небо, два раза облететь аэродром и приземлиться.

Когда довольный сержант оказался на земле разъяренный командир прокричал, что тот теперь будет вечным дежурным по аэродрому и слово Зайцев сдержал. Когда парню было скучно дежурить, он ловил кузнечиков. Другие летчики заметили это и дали ему прозвище «Кузнечик». Услышав историю от Виталия Ивановича, Леонид Быков понял, что такой образ не должен пропасть и внес в сценарий молоденького и слегка задиристого лейтенанта Александрова.

Уважение сослуживцев Попков заслужил в марте 1942, когда все опытные летчики вылетели на боевое задание. В это время на аэродром совершили налет два немецких Юнкерса и пара Мессершмиттов. Кроме сержантов и техников в эскадрильи никого не было и Кузнечик, прыгнув в один из самолетов и забыв надеть парашют, решил принять бой. С первого захода Попков сбил один из бомбардировщиков и отогнал немцев.

Свое приземление Виталий Иванович описал так: «… лётчики, чтобы подначить меня, выстроились в две шеренги - мол, приветствуют героя. Ну, я им подыграл: почти как Кузнечик в фильме, прошелся чинной походкой, поблагодарил за оказанное доверие….». Командир Зайцев сначала растерялся, а потом, притворившись расстроенным и улыбаясь, спросил у «Кузнечика» чего это он остальных фрицев отпустил? Услышав историю, Быков понял, что ее обязательно надо отснять.

Командир Маэстро

В конце 1942 года Попкова, сбившего уже 13 вражеских самолетов, сделали командиром эскадрильи и дали старшего сержанта. При этом у него в подчинении были летчики с офицерскими звездами. Младшего лейтенанта Виталий Иванович получил через год, когда сбил 16 самолет противника. На земле Виталий Попков руководил музыкальным ансамблем из летчиков и технической обслуги. На музыкальные вечера приходили офицеры из других эскадрилий, пехотинцы и танкисты. Вот только свое прозвище командир получил не на земле, а в небе.

Во время воздушного боя над Днепропетровском эскадрилья Попкова уничтожила 10 нацистских самолетов, 3 из которых были на счету командира. Летя на аэродром, один из подчиненных по радио спросил у Виталия Борисовича разрешения запеть песню. Настроение у всех было отличное, и Попков разрешил. Хор летчиков запел песню «Ой, Днепро, Днепро, ты широк, могуч…». Когда они закончили с земли женский голос сказал: «Большое спасибо, маэстро!», Попков спросил: «Это за что? За концерт или за бой?» девушка ответила: «И за то и за другое…» После этого эпизода командира прозвали Маэстро.

В «музыкальной эскадрильи» из 14 летчиков 11 были Героями Советского союза, а сам Виталий Борисович за всю войну сделал 117 вылетов, сбил 47 нацистских самолетов лично и 13 в группе. В 1968 году он стал генерал-лейтенантом авиации и ушел в отставку в 1989 году. Служил не только в СССР, но и на Западе и в Корее.

Однако во время службы в жизни Попкова были не только песни. Первый раз его сбили в 1942 году во время битвы за Москву. Летчик успел выскочить из полыхающей машины и на парашюте приземлится на землю. 60% тела Виталия Попкова обгорело и после 6 пластических операций, он ввернулся в строй. Второй раз его сбили на Донбассе, а третий уже в 1944 году над Польшей. Летчик говорил: «на мне нет живого места. Когда подожгли, мясо на ногах обгорело кое-где до костей, рукам тоже досталось, а лицо вообще было не узнать. Так и остались на память от той войны обгоревшие губы без границ и не совсем правильный нос».

По этой же теме:

Кто был прототипами героев фильма «В бой идут одни старики» Что случилось с Леонидом Быковым из фильма «В бой идут одни старики» «В бой идут одни старики»: были ли прототипы у героев фильма

Фильм «В бой идут одни старики» в точности пересказал события из настоящей жизни

«От винта!» - звучит команда летчика, и истребитель с изображенными под фонарем кабины нотами музыкального фрагмента взлетает, чтобы ринуться в бой. Наверняка вам знакома эта сцена по фильму режиссера Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».

Принято считать, что образы героев фильма - собирательные, но все же один летчик заслуживает, чтобы больше других претендовать на роль реального прототипа командира эскадрильи Титаренко, знаменитого Маэстро - комэск 152-го гвардейского истребительного авиаполка дважды Герой Советского Союза Сергей Данилович Луганский. На основании именно его воспоминаний «На глубоких виражах» в основном и построен сюжет кинокартины. Именно из его воспоминаний взято и само название кинокартины - «В бой идут одни «старики». В чем же неувядающая сила и притягательность этого фильма? Понятно, что денег в него было вложено несравнимо меньше, чем вкладывается в современные фильмы. Нет в фильме и захватывающих дух спецэффектов. Почему же до сих пор нас продолжает пленять сдержанный, с грустинкой, юмор комэска Титаренко - Маэстро?

Безусловно, важная составляющая успеха - это блестящая игра актеров. Леонид Быков написал образ опытного, бывалого летчика широкими, жизнерадостными мазками. Еще одна важная составляющая успеха - достоверность и жизненная правда. Практически за каждым эпизодом фильма стоит реальный случай, имевший место во фронтовой обстановке.

Помните эпизод, в котором Маэстро возвращается с боевого задания на немецком Мессершмитте? На немой вопрос техника, роль которого блистательно исполнил артист Алексей Смирнов, кстати, ветеран Великой Отечественной, он произносит фразу: «Принимай аппарат, Макарыч! Во! Махнул не глядя».

Такой эпизод действительно имел место в реальной фронтовой обстановке. Правда, не с самим Сергеем Луганским, а с командиром 152­го гвардейского авиаполка Василием Афанасьевичем Меркушевым, который в воспоминаниях Луганского фигурирует как Федор Телегин. На самом деле, на отбитом у немцев Мессершмитте он неоднократно летал в разведку. Немцы долго не обращали внимания на одинокий Мессершмитт, который на бреющем полете проносился над колоннами техники, укрепленными позициями, штабами, считая его, видимо, своим свободным охотником.

Он привозил бесценную информацию и при этом оставался неуязвимым. Чтобы не сбили свои, командование предупредило об одиноком Мессершмитте соответствующие службы. Но в конце концов немцам удалось разгадать тайну этого самолета. Во время очередного вылета на боевое задание он был подбит и еле дотянул до наших позиций. Меркушев обрадовался, что попал к своим.

Но совсем иначе посчитали пехотинцы окружившие «мессершмитт», и как Меркушев ни пытался доказать, что он свой, ему не поверили. Не помогло даже хорошо действовавшее для идентификации в подобных случаях употребление крепких русских выражений. В общем, прежде чем он попал в штаб нашей пехотной части, ему крепко досталось.

Когда за ним на машине приехали летчики полка, его еле узнали. После этого случая Меркушев две недели пролежал в госпитале. «Ну и злые ребята попались, ­ шутил он о пехотинцах. ­ Из­за них, наверно, гитлеровцы под Ростовом и завязли». Помните, в подобную ситуацию попал и Маэстро из фильма.

Трагикомические случаи, подобные тому, когда Маэстро возвращается из боевого вылета на лошади, тоже случались на фронте, причем с многими летчиками. В такую ситуацию попал однажды и Иван Кожедуб, приземлившийся на раскисшем от дождей поле, чтобы выручить товарища из перевернувшегося при вынужденной посадке или, как выражались летчики, «скапотировавшего» самолета.

Товарища выручили, но взлететь не смогли: увязли шасси. Хорошо, что сели на территорию занятую нашими войсками. На аэродром по разбитым фронтовым дорогам пришлось добираться на лошадях.


1944 г. Командир 152 гв. ИАП гв. капитан Сергей ЛУГАНСКИЙ.

« - Я мог бы, конечно, и больше, но вы, товарищ командир, своим нижним бельем распугали всех немцев…»

(«Кузнечик» - Фильм «В бой идут одни «старики».)

«…Помнится, пришел к нам в полк молоденький летчик Иван Мокрый. Шея тоненькая, глаза ребячьи. Только что из летной школы. Кажется, в первый же день на взлете самолет Иван Мокрого врезался в другой самолет – и оба вышли из строя. Дикий случай! Что было делать с Мокрым? Судить! Наказывать самому?.. Ругал я его на чем свет стоит. Он только сконфуженно заливался румянцем и беспомощно разводил руками.

– Не болтать руками! Стоять как следует!

– Виноват, товарищ капитан...

– Кру-гом! К чертовой матери, в землянку! Вечером поговорим.

Каково же было мое удивление, когда я, оглянувшись через несколько шагов, увидел, что Иван, став на четвереньки, ловит пилоткой кузнечиков. Это после нагоняя-то!..

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики» (артист Сергей ИВАНОВ).

Вечером на общем собрании на Ивана наложили взыскание: от полетов отстранить, ста граммов не давать, назначить вечным дежурным по аэродрому.

Заскучал Иван Мокрый.

И неизвестно, что сталось бы с молодым летчиком, если бы не случай.

Как-то под самый вечер нежданно-негаданно на наш аэродром налетели четыре "мессершмитта". Мы бросились по щелям. Положение безвыходное: любой самолет на взлете немцы собьют, как куропатку.

"Мессершмитты" заходят на штурмовку. Пропали наши самолеты!

И вдруг все мы видим: Иван Мокрый, размахивая руками, бежит сломя голову к ближнему ЯКу. А немцы уже поливают аэродром из пулеметов.

Иван проворно вскочил в кабину. Заработал мотор. – Он с ума сошел! – чуть не со стоном проговорил Телегин.

– Собьют же, как... Эх!

А ЯК уже разбежался и оторвался от земли.

– Ну!.. – и Федор Телегин даже сморщился, глядя, как заходит в атаку "мессершмитт". –Сейчас одна только очередь и...

Неожиданно ЯК задрался вверх, навстречу пикирующему врагу, с дальней дистанции ударил из пулеметов – и "мессершмитт", не выходя из пике врезался в землю.

Мы остолбенели. Вот это номер! Как это он изловчился в таком положении?..

А ЯК взмыл вверх и ушел в облако.

Обозленные "мессеры" кинулись за смельчаком следом. За облаком самолетов не было видно.

Первым опомнился Телегин.

– По машинам!

Мы выскочили из щелей.

Но тут из облака показался объятый пламенем самолет. Пылая, он падал отвесно на землю.

Все невольно придержали шаг. Пропал наш Мокрый...

– Отлетался, – прошептал кто-то.

Самолет грохнулся о землю, раздался взрыв.

– Санитары! – крикнул я.

По полю уже неслась санитарная машина.

Я на ходу прыгнул на подножку.

Не успели мы подъехать к месту падения самолета, как кто-то, разглядев на сохранившемся хвосте зловещий крест, удивленно и радостно воскликнул:

– Так это же... Смотрите!

И словно в подтверждение нашему внезапному открытию, мы услышали в небе треск пулеметный очередей. Там все еще шел бой. Вот так Иван Мокрый!

Оставшиеся два "мессершмитта" позорно бежали, а Иван, показавшись над аэродромом, снова поразил нас: прежде всего он лихо исполнил традиционные "бочки" – переворот через крыло – две, по числу сбитых самолетов, а затем так чисто, так мастерски посадил самолет, что позавидовали даже "старики".

К Ивану бросились все – летчики, техники, девушки-официантки. Спрыгнув на землю, он попал в неистовые объятия друзей. Качали его до одурения, Зацелованный, затисканный, Иван не успевал отвечать на расспросы.

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики». Триумф «Кузнечика».

Вечером мы чествовали новоиспеченного аса. Был приготовлен парадный обед. А через несколько дней за мужество и отвагу Иван Мокрый получил орден Красного Знамени. С тех пор он неизменно вылетал на все ответственные тяжелые задания…».

Как видим, «Кузнечик» был! И в реальной фронтовой действительности он сбил не один, как показано в фильме, а два самолета противника (за что был награжден орденом Красной Звезды, а не Красного Знамени – авт. )! Однако, в фильме Леонид Быков «ограничился» одним сбитым самолетом. Слишком фантастической выглядела реальная правда – зрители не поверили бы!

Но кто же этот юный талантливый летчик из 270-го истребительного авиационного полка? Как сложилась его судьба?

Много раз, посещая ЦАМО РФ в Подольске, я пытался разгадать этот «ребус». И все безуспешно! Что-то было здесь не так…

Разгадка пришла неожиданно – а что если фамилии реальных героев воспоминаний Сергея Луганского изменены, «спрятаны» под псевдонимы?

Так и есть! Реальным командиром 270-го истребительного авиационного полка во время описываемых событий был не «Федор Телегин», а Герой Советского Союза майор Меркушев Василий Афанасьевич!

Сергей Луганский изменил в книге его имя (напомню – его воспоминания были опубликованы в 1963 г., когда книгопечатание находилось под зорким оком цензуры – авт .).

А причиной стало следующее: 4 июня 1944 г. в ходе боевого вылета над оккупированной территорией Молдавии истребитель Василия Меркушева был подбит огнем зенитной артиллерии. Летчик в последний момент покинул горящую машину, выпрыгнув с парашютом. Так командир авиаполка Меркушев попал в плен. Его судьба почти в точности повторила судьбу летчика Астахова – главного героя художественного фильма «Чистое небо», снятого в 1961 г. режиссером Григорием Чухраем.

После того, как сбили Василия Меркушева, авиационный истребительный полк возглавил Сергей Луганский (Приказом НКО СССР №. 016 от 05.02.44 г. за боевые отличия, стойкость и массовый героизм личного состава, проявленные в Курской битве и в сражениях на Правобережной Украине, 270 ИАП получил звание гвардейского и был преобразован в 152 ГИАП – авт .).

А через несколько дней после вступления в должность новый командир полка сам едва не погиб, атакованный при посадке парой немецких «охотников». Истребитель Луганского уже выпустил шасси, когда поступило предупреждение с земли. Ведомый – молодой летчик, сумел сбить напарника аса люфтваффе, но и сам попал под огонь – в воздухе остались только два самолета. Луганского спасло то, что при выпуске шасси его истребитель немного «просел» и вражеская очередь прошла выше...

Именной истребитель Сергея ЛУГАНСКОГО – подарок Алма-Атинских комсомольцев.

Пока «Як-1» убирал шасси, немецкий пилот успел выпустить еще одну очередь – были разбиты фонарь кабины, приборная доска... Затем наступила очередь Луганского идти в атаку. Облегченный до предела «Як» (почти без горючего! – авт .) послушно лег в глубокий вираж и быстро оказался в хвосте «Мессершмитта» – советский ас нажал на гашетку. Вначале от «Мессера» отлетели куски, а затем снаряд авиационной пушки угодил точно в двигатель. Совершивший вынужденную посадку на краю аэродрома «эксперт» люфтваффе имел на счету около 70 воздушных побед.

Довелось Луганскому встретиться в учебном поединке и с американским летчиком. Весной 1944 года полк посетила делегация США, и один из ее членов, полковник Бонт, выразил сомнение в летных качествах «Яков» с фанерной обшивкой крыла. Луганский тут же предложил ему состязание в небе. Уже со второго захода советский летчик повис в хвосте у «Кинг-кобры» американского полковника, и как последний не старался, он ничего не смог поделать….

Всего за годы войны Сергей Луганский выполнил 390 боевых вылетов и сбил 37 вражеских самолетов лично и 6 в группе.

Однако, вернемся к его достойному ученику – «Ивану Мокрому». Кто стоит за этой фамилией?

После длительного и тщательного анализа я выяснил, что настоящая фамилия летчика – гвардии лейтенант КИСЕЛЕВ Борис Михайлович, 1923 г.р., род. в с. Кунаково, Лохвицкого района Московской области (мать Киселева Мария Яковлевна проживала вблизи г. Коломны Московской области – на ст. Щурово, по адресу ул. Ленина, дом №3 – авт .).

Фрагмент книги Михаила Быкова «Все асы Сталина 1936–1953 гг.».

В фильме «В бой идут одни «старики» экранный герой «Кузнечик» не погибает, но реальная действительность оказалась намного суровее – 29 мая 1944 г. командир звена гвардии лейтенант Борис Киселев, защищая в неравном воздушном бою штурмовики Ил-2, получил тяжелые ранения в правый бок и руку, о чем, очевидно, успел сообщить по радиосвязи товарищам. Он попытался спасти боевую машину, но затем был вынужден покинуть горящий самолет. Парашют так и не раскрылся…

Об этом написал сам Сергей Луганский в наградном листе летчика, представляя его к награждению орденом Отечественной войны 1-й степени. Посмертно.

Фрагмент последнего наградного листа Бориса КИСЕЛЕВА.

В донесении о безвозвратных потерях 12-й гвардейской истребительной авиационной дивизии сказано: «…30 мая 1944 г. погиб в воздушном бою при выполнении боевого задания в районе Ларго, что северо-западнее 20 км г. Яссы». В графе «где захоронен» стоит прочерк.

В списках увековеченных на братских могилах гвардии лейтенант КИСЕЛЕВ Борис Михайлович, награжденный двумя орденами Отечественной войны 1-й ст. и Красной Звезды, нигде не значится. Это показала скрупулезная проверка паспортов браиских могил, находящихся на хранении в ЦАМО РФ.

Кадр из фильма «В бой идут одни «старики».

Откуда взялись ноты

Однако об одной важной линии фильма в книге Сергея Луганского нет ни слова. Это - оркестр, который в фильме играет стержневую роль в развитии сюжета. Да и такая важная и удачная находка, как изображение нот на самолете Маэстро напрочь отсутствует в воспоминаниях Луганского. Между тем, в реальной жизни с гитлеровцами действительно сражался летчик, нанесший на свой самолет это жизнеутверждающее изображение, «ибо все переходящее, и только музыка вечна».

Этот летчик - командир эскадрильи 7 гвардейского штурмового авиаполка Герой Советского Союза Василий Емельяненко. На его штурмовике Ил­2 были изображены ноты музыкального фрагмента и знак гвардии, что полностью соответствует показанному в фильме. И это было не какое­то пижонство. Василий Емельяненко имел на это полное моральное право, так как до поступления в летную школу учился в Московской консерватории на композиторском факультете, класс Виктора Аркадьевича Белого.

Но в 1932 году в стране прозвучал клич «Комсомолец на самолет!» и Емельяненко в числе тысяч других молодых людей связал свою судьбу с авиацией. Потому что считал, что в тот момент для страны важнее была авиация. Тем не менее, любовь к музыке он пронес через всю войну.

Некоторые детали, эпизоды и сюжетные линии фильма кажутся надуманными, словно создатели кинокартины ввели их для оживления сюжета. Например, музыкальный оркестр во второй эскадрилии. Но такой оркестр действительно существовал в эскадрилии Емельяненко, который был его руководителем. Несущественная разница состоит лишь в том, что он командовал не второй, а третьей эскадрильей.

Кроме самого Василия Емельяненко, игравшего на балалайке, в оркестре был еще один будущий Герой Советского Союза - Иван Чернец, музыкальной специализацией которого были гитара и вокал. Как и в фильме, партнеры Емельяненко по оркестру гибли в воздушных боях, получали ранения и надолго выходили из строя. У войны суровые законы... Музыка же давала летчикам психологическую разгрузку, так необходимую для восстановления сил после ожесточенных боев и постоянного балансирования на грани жизни и смерти.

Выявлены ли достоверно прототипы героев фильма «В бой идут одни «старики»? ­ судить читателю. Нераскрытым остался только один аспект повествования: фрагменты каких мелодий изображены на фюзеляжах командиров эскадрилий Титаренко и Емельяненко.

В случае с Василием Емельяненко это могли быть фрагменты вальса Фрица Крейслера «Муки любви», который был коронным номером фронтового оркестра, или популярная во время войны мелодия «Рио-Рита», звучавшая на танцах под патефон. В фильме «В бой идут одни «старики» чаще звучали песни «Нич яка зоряна» и «Смуглянка». Впрочем, это уже задача для знатоков музыки.

Леонид Александрович ИГНАТЕНКО

краевед, г. Никополь, Украина.

До того, как Виталий Иванович получил прозвище «Маэстро», сослуживцы называли его «Кузнечиком». Попков был курсантом предвоенного выпуска, прозванным в авиации «невезучим». В это время нарком обороны приказал отправлять в армию, окончивших обучение летчиков не офицерами, а сержантами. На место службы они приходили в обычных солдатских шинелях, и отношение сослуживцев к молодняку было соответствующее. Когда Попков хотел сесть в самолет его выгнали, сказав "ты не летчик, а обычный сержантик, вот и сиди на аэродроме".

За первым учебным полетом Виталия наблюдал командир 5-го авиаполка Василий Зайцев, и молодой летчик решил показать на что способен. Тем более, в часть прибыли молодые радистки. Попков проносился в метрах над землей и выполнял фигуры высшего пилотажа, хотя требовалось подняться в небо, два раза облететь аэродром и приземлиться.

Когда довольный сержант оказался на земле, разъяренный командир прокричал, что тот теперь будет вечным дежурным по аэродрому и слово сдержал. Когда парню было скучно дежурить, он ловил кузнечиков. Другие летчики заметили это и дали ему прозвище «Кузнечик». Услышав историю от Виталия Ивановича, Леонид Быков понял, что такой образ не должен пропасть и внес в сценарий молоденького и слегка задиристого лейтенанта Александрова.

Уважение сослуживцев Попков заслужил в марте 1942, когда все опытные летчики были на боевом задании. В это время на аэродром совершили налет два немецких пикирующих бомбардировщика юнкерс и пара истребителей мессершмитт. Кроме сержантов и техников в эскадрильи никого не было и тогда Кузнечик решил принять бой.

Добежав до самолета под огнем противника, он запрыгнул в кабину и как был, без парашюта, пошел на взлет. Только-только взлетев, он совершил маневр разворота и из крайне неудобного положения на предельной дистанции дал залп по несущемуся навстречу юнкерсу. Никто не ожидал попадания, но вражескую машину окутало пламя и она рухнула на землю. В это время с аэродрома поднялся ещё один самолет, в который запрыгнул в одном исподнем, брившийся и умывавшийся тут же на аэродроме, командир полка. Увидев такое дело, остальные враги поспешили убраться.

Свое приземление Виталий Иванович описал так: «… лётчики, чтобы подначить меня, выстроились в две шеренги - мол, приветствуют героя. Ну, я им подыграл: почти как Кузнечик в фильме, прошелся чинной походкой, поблагодарил за оказанное доверие….». Командир Зайцев сначала растерялся, а потом, притворившись расстроенным и улыбаясь, спросил у «Кузнечика» чего это он остальных фрицев отпустил? На что Кузнечик выпалил "Это вы их товарищ командир своим нижним бельем распугали". Услышав историю, Быков понял, что ее обязательно надо отснять.

Но сразу хотим прекратить различные спекуляции - лишь только напоминает. Отличия даже во внешнем виде:

1) Другая форма корпуса
2) Габаритные размеры больше
3) По другому реализована передняя панель с экраном

Технические характеристики

  • Технология печати: FDM/FFF;
  • Пластик печати: PLA, ABS, HIPS, SBS, NYLON, PETG, ASA, Cast, Eternal .
  • Диаметр пластика: 1.75 мм;
  • Количество экструдеров: 1;
  • Диаметр сопла: 0.4 мм (опционально 0.2, 0.3, 0.5 мм);
  • Область печати: 240х240х295 мм;
  • Точность позиционирования по осям X,Y: 16 микрон;
  • Точность позиционирования по оси Z: 2 микрона;
  • Толщина слоя: 50 - 300 микрон;
  • Максимальная скорость построения: 80 мм/сек;
  • Материал печатного стола: стекло;
  • Подогрев печатного стола: есть;
  • Автоматическая калибровка печатного стола: есть;
  • Датчик движения/окончания расходного материала: есть;
  • Тип дисплея: графический, монохромный;
  • Разрешение дисплея: 128×64 точек;
  • Поддерживаемые интерфейсы: USB-B;
  • Слот для карт памяти: SD;
  • Тип корпуса: закрытый с принудительной конвекцией;
  • Программное обеспечение: Maestro Wizard;
  • Габаритные размеры: 435 х 400 х 545 мм;
  • Вес: 17.5 кг;
  • Гарантия: 12 месяцев.

Внешний вид

Принтер собран из композитных панелей, или как их назвали производители, опорных конструкций из стали толщиной 1,5 мм для жесткости. Конструкция получилась достаточно жесткая. Принтер лишен, каких-либо дополнительных, “дизайнерских” идей в конструкции корпуса. Это просто “кубик”) . Открываем переднюю дверь. Она просто откидывается вверх.
При поднятой крышке, открывается свободный доступ к экструдеру и рабочему столу. Сбоку под крышкой расположена ниша для катушки пластика. Установка пластика снаружи корпуса в нише - удобное решение. Пластик можно устанавливать при любом положении рабочего стола. Особенно это актуально при печати (например закончилась нить и нужно установить новый филамент).

Конструкция

Кинематика принтера собрана на валах, и в целом это хорошо зарекомендовавший себя Core XY . По оси Z установлена ШВП. Сделано все основательно.
На фото можно заметить кулер рабочей камеры. Принтер оборудован системой термостабилизации в рабочей камере. И это обещает нам качественные принты.

Экструдер


Экструдер у 3D принтера Maestro собственной конструкции. Конструкция открытая и все элементы механизма подачи пластика хорошо видны. В случае внештатных ситуаций, экструдер очень просто разбирается и собирается, без использования спец. инструмента. Единственная проблема - экструдер не достаточно оптимизирован для печати гибкими пластиками. Поэтому печатать Flex-ом или Rubber-ом можно только на невысокой скорости. Однако надо отметить, что печать этими видами пластика на практике задача скорее экзотическая и редкая.

Печать обычными, классическими ABS и PLA (и их производными) не вызывает каких либо проблем. Обдув эффективный для качественной печати PLA.
Видно, что все “внутренности” укрыты защитным кожухом.
Вид снизу на экструдер.
Экструдер может нагреваться до 260С. Не рекорд. Но за исключением всякой экзотики, принтер может печатать большинством материалов без проблем.

Принтер стандартно комплектуется соплом 0,4 мм. Но его можно поменять на нужное вам сопло диаметром 0.2, 0.3, 0.5 мм.

Рабочая область

Рабочий стол имеет размер 240 х 240 мм по осям XY и 295 мм по оси Z. И это больше чем, у многих принтеров в аналогичном ценовом диапазоне. Главная фишка этого принтер - это полноценная автокалибровка (вообще без участия человека). Стол оборудован двумя двигателями, которые выравнивают стол на оптимальном расстоянии для печати. А на экструдере установлен датчик в том числе. Процесс автокалибровки запускается перед каждой печатью. Экструдер обходит несколько точек. Сопло прикасается к столу, датчик считывает нагрузку и с помощью двигателей стол выравнивается по плоскости.

Очень актуально, для новичков, которые приобретают первый 3D принтер. Большинство первых трудностей, с которыми сталкивается пользователь при освоении 3D принтера - это проблемы с адгезией первого слоя, связанные с неправильной калибровкой (не корректным расстоянием между соплом и рабочей поверхностью стола).

Полная, настоящая автокалибровка встречается не часто у 3D принтеров. И надо сказать, это очень правильный шаг разработчиков Maestro.

Рабочий стол может нагреваться до 130С. Это уже стало приятной традицией, что новые принтеры имеют возможность нагревать стол “с запасом” под большинство пластиков

Экран управления


Экран управления контрастный. Индикация режимов в нем реализована изменением цвета подсветки.
Режим начальной настройки. Режим печати.
При возникновении проблем, включается подсветка красного цвета. Сразу понятно, что у принтере возникли проблемы. Вроде мелочь, а очень удобно.

Интерфейсы


Принтер оборудован стандартными на сегодня интерфейсами - USB, для связи с компьютером. Он расположен на задней панели принтера.
И портом для SD-карт, для печати независимо от компьютера. Карту можно вставить в разъем, который расположен под экраном на передней панели.

Дополнительные функции

Помимо автокалибровки стола 3D принтер оборудован системой контроля подачи пластика. Именно подачи. А не только окончания, как у других принтеров. При любых проблемах с подачей пластика, Maestro встает на паузу, экран включает красную подсветку и ждет решения проблемы со стороны пользователя. В режиме паузы, можно поменять пластик, устранить засор. Принтер после всех этих манипуляция спокойно продолжит печать.

Еще интересен режим управления питанием. После окончании печати, и снижении температуры стола и экструдера, принтер отключит силовые нагрузки, и вентиляторы охлаждения, а в последствии, перейдет в спящий режим не досаждая пользователю своим шумом и экономя электроэнергию.

Точно так же, если принтер выключили принудительно, а потом включили с горячим экструдером. Электроника проверит температуру и включит кулеры охлаждения. Этим мы избежим перегрева и засора в хотэнде экструдера.
По словам производителя после обновления прошивки станет доступен режим продолжения печати, после прерывания питания. Сейчас работают над этим режимом. Действительно нужная и полезная функция.