Теория музыки: как развить музыкальный слух. Женские певческие голоса

Библиографическое описание: Шумейко А. В., Веташенко О. Г. Современный взгляд на простой механизм «блок», изучаемый по учебникам физики для 7 класса // Юный ученый. — 2016. — №2. — С. 106-113..04.2019).



Учебники физики для 7 класса при изучении простого механизма блок по-разному трактуют получение выигрыша в силе при подъёме груза с помощью этого механизма, например: в учебнике Пёрышкина А. В. выигрыш в силе достигается с помощью колеса блока, на который действуют силы рычага, а в учебнике Генденштейна Л. Э. тот же выигрыш получают с помощью троса, на который действует сила натяжения троса. Разные учебники, разные предметы и разные силы - для получения выигрыша в силе, при подъёме груза. Поэтому целью данной статьи служит поиск предметов и сил, с помощью которых получается выигрыш в силе, при подъёме груза простым механизмом блок.

Ключевые слова:

Сначала ознакомимся и сравним как получают выигрыш в силе, при подъёме груза простым механизмом блок, в учебниках физики для 7 класса, для этого выдержки из текстов учебников, с одинаковыми понятиями, для наглядности разместим в таблице.

Пёрышкин А. В. Физика. 7 класс.

§ 61. Применение правила равновесия рычага к блоку, стр.180–183.

Генденштейн Л. Э. Физика. 7 класс.

§ 24. Простые механизмы, стр.188–196.

«Блок представляет собой колесо с жёлобом, укреплённое в обойме. По жёлобу блока пропускают верёвку, трос или цепь.

«Неподвижным блоком называют такой блок ось которого закреплена и при подъёме грузов не поднимается и не опускается (рис.177).

Неподвижный блок можно рассматривать как равноплечий рычаг, у которого плечи сил равны радиусу колеса (рис.178): ОА=ОВ=r.

Такой блок не даёт выигрыша в силе

(F1 = F2), но позволяет изменять направление действия силы» .

«Даёт ли неподвижный блок выигрыш в силе? …на рис.24.1а трос натянут силой, приложенной рыбаком к свободному концу троса. Сила натяжения троса остаётся постоянной вдоль троса, поэтому со стороны троса на груз (рыбу) действует такая же по модулю сила. Следовательно, неподвижный блок не даёт выигрыша в силе.

6.Как с помощью неподвижного блока получить выигрыш в силе? Если человек поднимает самого себя, как показано на рис.24.6, то при этом вес человека распределяется поровну на две части троса (по разные стороны блока). Поэтому человек поднимает себя прикладывая силу, которая вдвое меньше его веса», .

«Подвижный блок - это блок, ось которого поднимается и опускается вместе с грузом (рис.179).

На рисунке 180 показан соответствующий ему рычаг: О - точка опоры рычага,

АО - плечо силы Р и ОВ - плечо силы F.

Так как плечо ОВ в 2 раза больше плеча ОА,

то сила F в 2 раза меньше силы Р: F=Р/2.

Таким образом, подвижный блок даёт выигрыш в силе в 2 раза» .

«5. Почему подвижный блок даёт выигрыш в силе в два раза?

При равномерном подъёме груза подвижный блок тоже движется равномерно. Значит равнодействующая всех приложенных к нему сил равна нулю. Если массой блока и трением в нём можно пренебречь, то можно считать, что к блоку приложены три силы: вес груза Р, направленный вниз, и две одинаковые силы натяжения троса F, направленные вверх. Поскольку равнодействующая этих сил равна нулю, то Р=2F, то есть вес груза в 2 раза больше силы натяжения троса. Но сила натяжения троса - это как раз и есть сила, которую прикладывают поднимая груз с помощью подвижного блока. Таким образом мы доказали, что подвижный блок даёт выигрыш в силе в 2 раза» .

«Обычно на практике применяют комбинацию неподвижного блока с подвижным (рис.181).

Неподвижный блок применяется только для удобства. Он не даёт выигрыша в силе, но изменяет направление действия силы, например позволяет поднимать груз, стоя на земле.

Рис.181. Комбинация подвижных и неподвижных блоков - полиспаст» .

«12.На рис 24.7 изображена система

блоков. Сколько в ней подвижных блоков и сколько неподвижных?

Какой выигрыш в силе даёт такая система блоков, если трением и

массой блоков можно пренебречь?» .

Рис.24.7. Ответ на стр.240: «12.Три подвижных блока и один неподвижный; в 8 раз» .

Подведём итог ознакомления и сравнения текстов и рисунков в учебниках:

Доказательства получения выигрыша в силе в учебнике Пёрышкина А. В. проводятся на колесе блока и действующая сила - сила рычага; при подъёме груза неподвижный блок не даёт выигрыша в силе, а подвижный блок даёт выигрыш в силе в 2 раза. О тросе, на котором висит груз на неподвижном блоке и подвижный блок с грузом, нет упоминания.

С другой стороны, в учебнике Генденштейна Л. Э. доказательства выигрыша в силе проводятся на тросу, на котором висит груз или подвижный блок с грузом и действующая сила - сила натяжения троса; при подъёме груза неподвижный блок может давать выигрыш в силе в 2 раза, а о рычаге, на колесе блока, в тексте нет упоминания.

Поиск литературы с описанием получения выигрыша в силе блоком и тросом привели к «Элементарному учебнику физики» под редакцией академика Г. С. Ландсберга, в §84. Простые машины на стр.168–175 даны описания: «простого блока, двойного блока, ворота, полиспаста и дифференциального блока». Действительно, по своей конструкции, «двойной блок даёт выигрыш в силе, при подъёме груза, за счёт разницы в длине радиусов блоков», с помощью которых происходит подъём груза, а «полиспаст - даёт выигрыш в силе, при подъёме груза, за счет верёвки, на нескольких частях которой, висит груз» . Таким образом удалось узнать почему дают выигрыш в силе, при подъёме груза, по отдельности блок и трос (верёвка), но не удалось узнать, как блок и трос взаимодействуют между собой и передают вес груза друг другу, так как груз может быть подвешен на тросу, а трос перекинут через блок или груз может висеть на блоке, а блок висит на тросу. Выяснилось, что сила натяжения троса постоянна и действует по всей длине троса, поэтому передача веса груза тросом блоку будет в каждой точке соприкосновения троса и блока, а также передача веса груза подвешенного на блоке - тросу. Для уточнения взаимодействия блока с тросом проведём опыты по получению выигрыша в силе подвижным блоком, при подъёме груза, с использованием оборудования школьного кабинета физики: динамометры, лабораторные блоки и набор грузов в 1Н (102 г). Опыты начнём с подвижного блока, потому что имеем три разные версии получения выигрыша в силе этим блоком. Первая версия - это «Рис.180. Подвижный блок как рычаг с неравными плечами» - учебник Пёрышкина А. В., вторая «Рис.24.5... две одинаковые силы натяжения троса F», - по учебнику Генденштейна Л. Э. и наконец третья «Рис.145.Полиспаст». Подъём груза подвижной обоймой полиспаста на нескольких частях одной верёвки - согласно учебника Ландсберга Г. С.

Опыт №1. «Рис.183»

Для проведения опыта № 1, получение выигрыша в силе на подвижном блоке «рычагом с неравными плечами ОАВ рис.180» по учебнику Пёрышкина А. В., на подвижном блоке «рис.183» положение 1, нарисуем рычаг с неравными плечами ОАВ, как на «рис.180», и начнём подъём груза из положения 1 в положение 2. В это же мгновение блок начинает вращение, против часовой стрелки, вокруг своей оси в точке А, а точка В - конец рычага, за который происходит подъём, выходит за пределы полуокружности, по которой трос снизу огибает подвижный блок. Точка О - точка опоры рычага, которая должна быть неподвижной, уходит вниз см. «рис.183» - положение 2, т. е. рычаг с неравными плечами ОАВ изменяется как рычаг с равными плечами (одинаковые пути проходят точки О и В).

На основе полученных данных в опыте № 1 об изменений положения рычага ОАВ на подвижном блоке при подъёме груза из положения 1 в положение 2, можно сделать вывод о том, что представление подвижного блока как рычага с неравными плечами на «рис.180», при подъёме груза, с вращением блока вокруг своей оси, соответствует рычагу с равными плечами, который не даёт выигрыша в силе, при подъёме груза .

Опыт № 2 начнём с крепления динамометров на концы троса, на который повесим подвижный блок с грузом весом 102 г, что соответствует силе тяжести 1 Н. Один из концов троса закрепим на подвесе, а за второй конец троса будем производить подъём груза на подвижном блоке. Перед подъёмом показания обоих динамометров по 0,5 Н, вначале подъёма показания динамометра, за который происходит подъём, изменилось до 0,6 Н, и оставалось таким во время подъёма, по окончании подъёма показания вернулись к 0,5 Н. Показания динамометра, закреплённого за неподвижный подвес не менялось во время подъёма и оставалось равным 0,5 Н. Проведём анализ результатов опыта:

  1. Перед подъёмом, когда груз в 1 Н (102 г) висит на подвижном блоке, вес груза распределяется на всё колесо и передаётся тросу, который снизу огибает блок, всей полуокружностью колеса.
  2. Перед подъёмом показания обоих динамометров по 0,5 Н, что свидетельствует о распределении веса груза в 1 Н (102 г) на две части троса (до и после блока) или о том, что сила натяжения троса равна 0,5 Н, и одинакова по всей длине троса (какая в начале, такая же и в конце троса) - оба эти утверждения верны.

Проведём сравнение анализа опыта № 2 с версиями учебников о получении выигрыша в силе в 2 раза подвижным блоком. Начнём с утверждения в учебнике Генденштейна Л. Э. «... что к блоку приложены три силы: вес груза Р, направленный вниз, и две одинаковые силы натяжения троса, направленные вверх (рис.24.5)». Точнее будет утверждение, что вес груза на «рис. 14.5» распределился на две части троса, до и после блока, так как сила натяжения троса - одна . Осталось проанализировать подпись под «рис.181» из учебника Пёрышкина А. В. «Комбинация подвижных и неподвижных блоков - полиспаст». Описание устройства и получения выигрыша в силе, при подъёме груза, полиспастом дано в Элементарном учебнике физики под ред. Лансберга Г. С. где сказано: «Каждый кусок верёвки между блоками будет действовать на движущийся груз с силой Т, а все куски верёвки будут действовать с силой nT, где n - число отдельных участков верёвки, соединяющих обе части блока». Получается, что если к «рис.181» применить получение выигрыша в силе «верёвкой, соединяющей обе части» полиспаста из Элементарного учебника физики Ландсберга Г. С., то описание получение выигрыша в силе подвижным блоком на «рис.179 и соответственно рис.180» будет ошибкой .

Проанализировав четыре учебника физики можно сделать вывод, что существующее описание получения выигрыша в силе простым механизмом блок не отвечает реальному положению дела и поэтому требует нового описания работы простого механизма блок.

Простой грузоподъёмный механизм состоит из блока и троса (верёвки или цепи).

Блоки этого грузоподъёмного механизма подразделяются:

по конструкции на простые и сложные;

по способу подъёма груза на подвижные и неподвижные.

Знакомство с конструкцией блоков начнём с простого блока , который представляет собой колесо, вращающееся вокруг своей оси, с жёлобом по окружности для троса (верёвки, цепи) рис.1 и его можно рассматривать как равноплечий рычаг, у которого плечи сил равны радиусу колеса: ОА=ОВ=r. Такой блок не даёт выигрыша в силе, но позволяет изменять направление движение троса (верёвки, цепи).

Двойной блок состоит из двух блоков разных радиусов, жестко скреплённых между собой и насаженных на общую ось рис.2. Радиусы блоков r1 и r2 различны и при подъёме груза действуют как рычаг с неравными плечами, а выигрыш в силе будет равен отношению длин радиусов блока большего диаметра к блоку меньшего диаметра F =Р·r1/r2.

Ворот состоит из цилиндра (барабана) и прикреплённой к нему рукоятки, которая выполняет роль блока большого диаметра, Выигрыш в силе, даваемый воротом, определяется отношением радиуса окружности R, описываемой рукояткой, к радиусу цилиндра r, на который намотана верёвка F = Р·r/R.

Перейдём к способу подъёма груза блоками. Из описания конструкции все блока имеют ось, вокруг которой они вращаются. Если ось блока закреплена и при подъёме грузов не поднимается и не опускается, то такой блок называется неподвижным блоком, простой блок, двойной блок, ворот.

У подвижного блока ось поднимается и опускается вместе с грузом рис.10 и он предназначен в основном для устранения перегиба троса в месте подвеса груза.

Ознакомимся к устройством и способом подъёма груза второй частью простого грузоподъёмного механизма - это трос, верёвка или цепь. Трос свит из стальных проволочек, верёвка свита из нитей или прядей, а цепь состоит из звеньев, соединённых между собой.

Способы подвеса груза и получение выигрыша в силе, при подъёме груза, тросом:

На рис. 4 груз закреплён на одном конце троса и если поднимать груз за другой конец троса, то для подъёма этого груза потребуется сила чуть больше веса груза, так как простой блок выигрыша в силе не даёт F = Р.

На рис.5 груз рабочий поднимает самого себя за трос, который сверху огибает простой блок, на одном конце первой части троса закреплено сидение, на котором сидит рабочий, а за вторую часть троса рабочий поднимает самого себя с силой в 2 раза меньшей своего веса, потому что вес рабочего распределился на две части троса, первая - от сидения до блока, а вторая - от блока до рук рабочего F = Р/2.

На рис.6 груз поднимают двое рабочих за два троса и вес груза распределятся поровну между тросами и поэтому каждый рабочий будет поднимать груз с силой половины веса груза F = Р/2.

На рис.7 рабочие поднимают груз, который висит на двух частях одного троса и вес груза распределятся поровну между частями этого троса (как между двумя тросами) и каждый рабочий будет поднимать груз с силой равной половине веса груза F = Р/2.

На рис.8 конец троса, за который поднимал груз один из рабочих, закрепили на неподвижном подвесе, а вес груза распределился на две части троса и при подъёме груза рабочим за второй конец троса, сила, с которой рабочий будет поднимать груз, в два раза меньше веса груза F = Р/2 и подъём груза будет в 2 раза медленнее.

На рис.9 груз висит на 3 частях одного троса, один конец которого закреплён и выигрыш в силе, при подъёме груза, будет равен 3, так как вес груза распределится на три части троса F = Р/3.

Для устранения перегиба и уменьшения силы трения в месте подвеса груза устанавливается простой блок и сила необходимая для подъёма груза не изменилась, так как простой блок не даёт выигрыша в силе рис.10 и рис.11, а сам блок будет называться подвижным блоком , так как ось этого блока поднимается и опускается вместе с грузом.

Теоретически груз можно подвесить на неограниченное число частей одного троса, но практически ограничиваются шестью частями и такой грузоподъёмный механизм называется полиспаст , который состоит из неподвижной и подвижной обойм с простыми блоками, которые поочерёдно огибаются тросом, одним концом закреплённый на неподвижной обойме, а подъём груза производят за второй конец троса. Выигрыш в силе зависит от количества частей троса между неподвижной и подвижной обоймами, как правило это 6 частей троса и выигрыш в силе 6 раз.

В статье рассмотрены реально существующие взаимодействия между блоками и тросом при подъёме груза. Существующая практика в определении что «неподвижный блок не даёт выигрыша в силе, а подвижный блок даёт выигрыш в силе в 2 раза» ошибочно трактовала взаимодействие троса и блока в подъёмном механизме и не отражала всего многообразия конструкции блоков, что вело к развитию односторонних ошибочных представлений о блоке. По сравнению с существующими объёмами материала для изучения простого механизма блок, объём статьи увеличился в 2 раза, но это позволило наглядно и доходчиво объяснить процессы, протекающие в простом грузоподъёмном механизме не только ученикам, но и учителям.

Литература:

  1. Пёрышкин, А. В. Физика, 7 кл.: учебник/ А. В. Пёрышкин.- 3-е изд., доп.- М.: Дрофа, 2014, - 224 c,: ил. ISBN 978–5-358–14436–1. § 61. Применение правила равновесия рычага к блоку, стр.181–183.
  2. Генденштейн, Л. Э. Физика. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений/ Л. Э. Генденштен, А. Б. Кайдалов, В. Б. Кожевников; под ред. В. А. Орлова, И, И. Ройзена.- 2-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2010.-254 с.: ил. ISBN 978–5-346–01453–9. § 24. Простые механизмы, стр.188–196.
  3. Элементарный учебник физики, под редакцией академика Г. С. Ландсберга Том 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика.- 10 изд.- М.: Наука, 1985. § 84. Простые машины, стр. 168–175.
  4. Громов, С. В. Физика: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ С. В. Громов, Н. А. Родина.- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2001.-158 с,:ил. ISBN-5–09–010349–6. §22. Блок, стр.55 -57.

Ключевые слова: блок, двойной блок, неподвижный блок, подвижный блок, полиспаст. .

Аннотация: Учебники физики для 7 класса при изучении простого механизма блок по-разному трактуют получение выигрыша в силе при подъёме груза с помощью этого механизма, например: в учебнике Пёрышкина А. В. выигрыш в силе достигается с помощью колеса блока, на который действуют силы рычага, а в учебнике Генденштейна Л. Э. тот же выигрыш получают с помощью троса, на который действует сила натяжения троса. Разные учебники, разные предметы и разные силы - для получения выигрыша в силе, при подъёме груза. Поэтому целью данной статьи служит поиск предметов и сил, с помощью которых получается выигрыш в силе, при подъёме груза простым механизмом блок.

При решении задач о рычагах используют формулу или так как обычно рассматривают равновесие только двух сил. В VI классе предпочтение нужно отдать записи условия равновесия рычага в виде пропорции, которая допускает более наглядное представление о соотношениях сил и плеч.

Сначала решают задачи о прямолинейных рычагах, у которых точка опоры находится между точками приложения сил, а затем - о рычагах, в которых точки приложения сил расположены по одну сторону от точки опоры. После этого рассматривают криволинейные рычаги.

Обычно в задачах о рычагах определяют выигрыш в силе, который дает рычаг. Наряду с этим нужно показать целесообразность в ряде случаев получения выигрыша не в силе, а в расстоянии, с тем чтобы учащиеся лучше усвоили «золотое правило механики».

На примере действия рычагов учащихся знакомят также с принципом равенства работы для простых механизмов.

150. Схематично зарисуйте следующие рычаги и укажите для каждого из них точку опоры, плечи и силы: 1) рычажные весы с уравновешенным на их чашках грузом; 2) горизонтально расположенный железнодорожный шлагбаум; 3) колодезный журавель, на котором висит поднятое из колодца ведро с водой. Что общего и в чем различие данных рычагов?

При решении задачи учащиеся зарисовывают рычаги, соблюдая соотношение между плечами и силами. Особое их внимание нужно обратить на правильность ответа на третий вопрос. Рычаг колодезного журавля в данном случае расположен наклонно к горизонту. Но учащиеся нередко принимают за длину плеча расстояние от оси вращения до точки приложения, а не до линии действия силы.

151 (э). Какой груз и где нужно подвесить на правое плечо (рис. 20), чтобы рычаг находился в равновесии?

На демонстрационном столе устанавливают рычаг с грузами на левом плече и предлагают учащимся рассчитать, какие грузы и где можно повесить на правое плечо, чтобы рычаг находился в равновесии. Ответы проверяют на опыте.

152 (э). Зарисуйте, а затем соберите установку, показанную на рисунке 21. Укажите точку опоры, плечи и направление сил, действующих на рычаг. Проверьте, применимо ли для этого случая известное вам правило равновесия рычагов. В чем отличие данного рычага от рычагов, которые вы изучили до этого? Подберите другие значения сил и плеч, при которых рычаг будет находиться в равновесии.

153. На рисунке 22 показана схема педали автопоилки. Укажите точку опоры, плечи и силы, действующие на этот рычаг.

154. Зарисуйте кусачки, клещи или щипцы для колки сахара и рассчитайте, какой они дают выигрыш в силе.

Решение. Принимают одну половину кусачек (рис. 23) за опору, а вторую - за рычаг с осью вращения О. Указывают точки приложения и направления действия сил Сила создается давлением материала, рукой. Находят длины плеч и и их отношение которое и показывает, какой выигрыш в силе дают кусачки.

155. На рисунке 24 изображена рука человека. Ядро весит 80 н. Расстояние от центра ядра до локтя 32 см. Расстояние от локтя до места закрепления мышцы 4 см. С какой силой натянуты мышцы? .

Решение. Выполняют схематический чертеж (рис. 25). Здесь - Следовательно, больше в 8 раз.

Н, т. е. сила натяжения мышцы в 8 раз больше веса ядра. Зато кисть руки с грузом перемещается на большее расстояние, чем точка приложения силы мышцы. Проигрывая в силе, рука выигрывает в расстоянии или скорости.

158. Рассмотрите и зарисуйте модель ворота. Где и с какой целью применяют в жизни этот простой механизм? Рассчитайте и проверьте на опыте, какой выигрыш в силе дает модель ворота.

157. Дает ли выигрыш в силе неподвижный блок? Ответ обосновать и проверить на опыте.

При решении этой задачи неподвижный блок рассматривают как равноплечий рычаг.

158. Может ли стоящий на полу человек весом 700 н поднять с помощью неподвижного блока груз 500, 800 н?

159. С какой силой нужно тянуть веревку (рис. 26, а), чтобы поднять груз? Получат ли выигрыш в работе, если применят блоки? Весом блоков и трением пренебречь.

В задачах данного типа учащихся нередко смущает вывод о том, что простые механизмы не дают выигрыша в работе. Здесь следует подчеркнуть разницу физического понятия «работа» как величины, определяемой произведением и понятия «работа», как трудовой деятельности человека. Простой механизм, в данном случае блок, может сделать трудовые операции

более удобными и повысить производительность труда.

160. Ученик, измерив с помощью динамометра силу натяжения веревки (рис. 26, б), нашел, что она равна 12 н. Согласуются ли эти данные с теоретическими расчетами и если не согласуются, то почему?

161. По данным задачи 160 определите к.п.д. блоков.

Решение.

Главная трудность для учащихся VI класса при решении этой задачи заключается в выполнении действий в общем виде. На это надо обратить внимание, постепенно приучая учащихся к решению задач в общем виде и к задачам с неполными данными.

И музыка поэзией объята

Ақмола облысы білім басқармасының жанындағы

МКҚҚ «Щучинск қаласы, педагогикалық колледжі»

ГККП «Педагогический колледж, г.Щучинск»

при управлении образования Акмолинской области

(лекция-концерт)

Подготовили:

Прямосудова Г.В

Антонова О.В.

Цель: Сформировать музыкальную культуру, приобщить к вокальному искусству.

Ознакомить с историей создания произведений, программным значением,

Развить ассоциативное мышление, музыкальный слух,

Воспитать любовь к музыке и вокальному творчеству.

Оборудование: музыкальная аппаратура, презентационный проектор, рояль, светодиодные иллюминационные прожектора.

План мероприятия:

  1. Концертые номера

    «Баркаролла»

    «Песня бабочки»

    «Серенада Дон Кихота»

    «Песня юности»

    «Звездный вальс»

    «Куплеты Фомы и Филипа»

    «Помнишь ли ты»

    «Ариозо Наташи»

    «Послушай, как звуки хрустально чисты»

    «Слыхал иль вы»

    «Застольная»

    Заключение.

На вершине Олимпа, самой высокой горы Греции, в великолепных чертогах живут Боги и…. музы. Они являются, дочерями самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями.

Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук. Музы изображались в виде молодых и красивых женщин. Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить их вдохновения.

(На музыкальном фоне звучат стихи, выходят Музы в танце)

Терпсихора кифарой влечет, бурей чувства владея,
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времен героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами все выражая, Полимния славит героев.

Клио прошлых времен дела вещает потомству,
Мельпомена трагический вопль исторгает печали,
Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,
Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа,

Эвтерпа - Добрый вечер, дорогие друзья! Я Эвтерпа-покровительница лирической поэзии и музыки!

Эрато - А я муза Эрато- покровительница любовной поэзии!
Сегодня мы будем говорить с вами о чуде. О чуде, которое живёт рядом с нами.
Его нельзя потрогать руками, но можно увидеть и услышать. Оно способно заставить нас плакать и смеяться…. Оно имеет душу и сердце.
Эвтерпа -Это чудо рождается здесь и сейчас, в этом зале ….
и имя ему – музыка!!! (Обращаясь к Эрато) Я думаю ты согласишься со мной - нет такого поэта, который не задумывался бы над тем, как звучат его стихи. Многие из них не возражали бы против переложения своих поэтических произведений на музыку, ведь мелодия стихотворения в сердце поэта всегда созвучна его настроению и переживаниям.

Эрато - Абсолютно согласна! «Музыкант должен быть поэтом, а поэт музыкантом»

Вероятно, поэзия, музыка и душа поэта связаны воедино, и такое единение может вдохновлять на создание интересных поэтических образов. Таким образом-вдохновителем очень часто выступает образ любви. Не остался равнодушным к любовной поэзии и композитор Оффенбах, сочинивший оперу «Сказки Гофмана». Звучит дуэт из этой оперы «Баркаролла»

1.Номер: «Баркаролла» исполняет Оксана Антонова и Дина Кожагулова, концертмейстер Ольга Шараева

Эрато- Ветер чуть слышно поёт
Липа вздыхает у сада….
Чуткая музыка всюду живёт –
В шелесте трав, в шуме дубрав –
Только прислушаться надо.

(обращаясь к Эвтерпе)- Какие музыкальные стихи! Не правда ли?!

Эвтерпа – Действительно-стихи и музыку многое объединяет. Но самое важное, что объединяет музыку и поэзию – это душа. Поэт Райский настолько образно передал красоту природы в своем стихотворении, что композитор Векерлен восхищенный красотой его поэтического языка написал на его произведение музыку и назвал свое произведение «Песня бабочки»

2.Номер «Песня бабочки» (анимация с бабочками) Звучит песня в исполнении Ваксовой Алины. Концертмейстер Ольга Шараева

Эвтерпа -(прогуливаясь по сцене с листом бумаги и пером)

Чистый лист бумаги, нотная строка…

звуки всей Вселенной в мыслях у меня…

Дай мне силы, Боже, это удержать.

Красоту созвучий людям передать!

«Лирическую поэзию можно сравнить только с музыкой» Музыка проясняет и открывает ее. Делает поэтическое слово более глубоким по смыслу и более легким по восприятию.

Эрато (подходя к Эвтерпе)- И когда поэзия достигает наивысшей красоты, она приближается к музыке. И, наоборот, под воздействием музыки могут быть созданы сильнейшие поэтические произведения. О эти рыцари,......

3.Номер «Серенада Дон Кихота» в исполнении Дмитрия Логунова. Концертмейстер Е. Зинченко

Эрато- Песни могут быть самые различные по характеру и исполняться где угодно. Это самый демократический жанр музыки. Музыка звучит всюду: на праздниках, сопровождает театральные представления, и даже в кинофильмах. Послушай «Песню юности» композитора Бабаева из кинофильма «Хитрость старого Ашира»

4.Номер «Песня юности» » из кинофильма «Хитрость старого Ашира» К-р А Бабаев сл. Кара Сейтлиева рус. Текст Г. Регистана. исп. Айганым Жусупбекова конц. О. Шараева

Эрато- Но ведь Андрей Аванесович Бабаев писал музыку не только к кинофильмам, он работал во многих вокальных жанрах, и как многие композиторы считал вальс высоким образцом музыки.

Эвтерпа- О Вальсе сказано не мало!
За два столетия подряд
На вечерах и карнавалах
Не потускнел его наряд!

О вальсе казано не мало!
Он в песнях и стихах воспет!
И столько б танцев не бывало,
А лучше вальса, право нет!

Эрато-Давай пригласим на сцену юную Музу, которая исполнит нам

«Звездный вальс» Андрея Бабаева на стихи Харитонова

5.Номер «Звездный вальс» В исполнении Кожагуловой Дины.Концертмейстер Ю Ермакова

Дина - Я вам исполнила песню, но к вокальной музыке так же относятся: и романс, и произведения для хора, оперы, оперетты….

Эрато- (перебивая) Например- оперетта…В переводе с итальянского означает «Маленькая опера». Много оперетт, или, как их у нас чаще называют, музыкальных комедий, создано советскими композиторами.

Под музыку выходят Логунов Д. и Кахарманов С.- (движения в танце)

Логунов -Хотите ли послушать куплеты из оперетты?!

Кахарманов -Фомы

Логунов – и Филипа

Музы- Просим!!! (хлопая в ладоши)

6. Номер «Куплеты Фомы и Филипа» из оперетты « Вольный ветер» в исполнении Логунова Д. и Кахарманова Ст. Концертмейстер Е. Зинченко.

Кахарманов - Мы уходим, но музыка оперетты остаётся

(на сцену со словами выходят на встречу друг другу А. Акимов и Р. Логинова)

Р. Логинова - Они уносят дух - властительные звуки,
В них упоение мучительных страстей,
В них голос плачущей разлуки,
В них радость юности моей.

А. Акимов - Взволнованное сердце замирает,
Но я тоски не властен утолить.
Душа безумная томится и желает...
И петь, и плакать, и любить..

7.Номер «Помнишь ли ты» А. Акимов и Р. Логинова. Концертмейстер Е. Зинченко

Эрато- Если оперетта это маленькая опера, то какая же большая опера?!

Эвтерпа- Это самый монументальный жанр вокальной музыки. Сюжет зачастую композиторы черпают в литературе, поэзии. Характеры героев наиболее полно раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог).

Сейчас мы услышим прекрасное «Ариозо Наташи» из оперы Даргомыжского «Русалка».

8.Номер «Ариозо Наташи» в исполнении Анны Фоминой. Концертмейстер Ю. Ермакова

Эвтерпа- А ты знаешь, что сценическому диалогу в опере соответствует музыкальный ансамбль. А ансамбли бывают…….. дуэт, трио, квартет, квинтет (выходят по очереди).

А. Садвокасова и Б. Ибраева)

Б.Ибраева - Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам ее поешь,
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идешь.

А. Садвокасова - Послушай, как щебечут птицы.
Послушай, как поет волна.
Как дождь в окно твое стучится,
Повсюду музыка слышна

Эрато- Хор мальчиков-колокольчиков из оперы «Волшебная флейта В. А. Моцарта

9.Номер «Послушай, как звуки хрустально чисты» . Исполняют Анара Садвокасова и Байаргуль Ибраева. Концертмейстер Ю. Ермакова

Эвтерпа- (стоя у рояля)Коснусь я клавишей рукою - наполнив музыкой сердца…(садится за рояль, играет)

Эрато- дуэт Ольги и Татьяны «Слыхали ль вы» из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» на стихи гениального поэта А. С. Пушкина.

11.Номер «Слыхали ль вы»О. Антонова и Г. Прямосудова

Г. Прямосудова- Два великих творца! Гениальный поэт А. С. Пушкин и великий композитор П. И. Чайковский…и их бессмертное творение – опера «Евгений Онегин» . Каждый номер этой оперы-шедевр.

О. Антонова- И еще один яркий пример тому- «Ариозо Онегина»

12.Номер «Ариозо Онегина» в исполнении Акимова А. Концертмейстер Е. Зинченко.

Эрато- Песня – самый древний и самый распространенный в наши дни музыкальный жанр. О песне говорят, что она родилась вместе с человеком. Песня в отличие от других художественных сочинений звучит не долго.

Эвтерпа- Но за этот короткий миг она выполняет миссию, которая выпадает на долю произведения искусства.

(выходят по очереди участники концерта)

А. Фомина-Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня.

И в пенье птиц, и в шуме городов, В молчанье трав и в радуге цветов,

А.Садвокасова- И в зареве рассвета над землей... Она везде и вечно спутник мой.

Ей всё подвластно: радость и тоска, В ней - просто миг и долгие века.

Б. Ибраева -И воскресить умеет и убить, заставит полюбить и разлюбить.

Но разве может жить она без нас? Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!

Г. Прямосудова - Без наших дум и радостей земных, без мелочей смешных и не смешных?..

Мы ей за всё – «спасибо!» говорим, и, веря в торжество ее, - творим!

Эвтерпа- Наш концерт завершается…. Скоро смолкнут звуки музыки…Мы разойдёмся. Но… Прислушайтесь…Ведь в каждом из нас звучит музыка… порой радостная или печальная, быстрая или неторопливая, как ручеёк тихая или как океан шумная…У каждого из нас она своя, неповторимая…

Эрато- И пусть всегда в вашей душе поют ангелы! А в этом зале звучит хорошая, добрая песня

13. Финал «Застольная» из оп. «Травиата» Исполняют все участники концерта.

Без свирели, без флейты,без скрипки,
Без певучести соловья.
Чтобы значили эти улыбки,
Что везде караулят меня?
Всё пронизано музыкой, песней,
Откровенностью, радостью птиц.
Тёплым вечером в роще чудесной
Светлый месяц под музыку спит.
Всюду музыка, в шуме под клёном,
В соловьиных коленах в саду.
И в твоём поцелуе влюблённом,
И в твоём обещании: «Приду…»

…Звезда за звездою летела…

Заснуть бы, да только невмочь.

Вдруг девушка рядом запела,

И песни наполнили ночь.

О, как они нежно звучали,

От первой строки до конца!

О, сколько в них было печали,

О, как в них любили сердца!...

Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада
Чуткая музыка всюду живет,-
В шелесте трав,
В шуме дубрав,-
Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода –
Это мелодией вечной своей
Мир наполняет природа.

Тихие слезы свои
Ива роняет у брода,
Трелью приветствуют ночь соловьи,
Звоном ветвей, песней дождей,
Мир наполняет природа.

1. В каком слове сорок гласных?

Ответ: сорока

2. Как называется знак, который превращает слово семя в семья?

Ответ: разделительный мягкий знак.

3. Прочитайте вслух стихотворение И.Сельвинского. Может ли человек, не знающий русского языка, догадаться, о чем в нем идет речь? Почему?

Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов
Пара барабанов
Била
Бой!

Ответ: Любой человек, даже не зная русского языка, поймет, что речь идет о барабанном бое. Поэт использует здесь звукопись.

4. Вслушайтесь в звучание стихотворения С.Маршака «Дождь».
По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
Определите, какими сочетаниями звуков и их повторением передает поэт грохот грома и стук дождевых капель.

Ответ: грохот грома – р – гр -
Стук дождевых капель – повторение предлога –по.

5. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:
лог, гол, люк, лед, пара?

Ответ: кол, лог, куль, толь, арап.

6. Объясните, почему А.С.Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рифмует:
«Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого»?

Ответ: По правилам современного русского литературного языка слово такого произносится как такова.

7. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Упражнение по фонетике». Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?

Мы гласные,
Мы – гласные,
Стоглазые и властные.
Мы в вашем первом крике.
На фронте.
И на рынке.
В «Ура!»
И в «Помогите!»
На сцене.
На могиле.
В страдании
И в злобе…
Мы – как фундамент в слове.
Кричите, если страшно,
Кричите, если больно…
Мы – в лихости футбольной,
Когда – удар и – мимо.
Когда орут:
«На мы –ы –ы-ло - !»
Мы рвемся из гортани,
И вы нас не глотайте.
Мы не хотим обратно.
Мы - гласные.
Мы – правда.

Ответ: В стихотворении подчеркнуто, что при произнесении гласных воздух проходит через рот свободно. Гласные состоят только из голоса, их можно протянуть. «Глотая гласные, мы лишаем нашу речь звучности и делаем её невнятной.

Если вы думаете, что “вам слон на ухо наступил” и вы никогда не сможете воспринимать окружающие вас звуки так, как их воспринимают люди, одаренные музыкальным слухом с рождения, то вы глубоко ошибаетесь. Развить музыкальный слух не так уж сложно, как вам кажется. И сегодня мы дадим вам несколько советов, которые помогут вам это сделать.

Для начала давайте разберемся в видах слуха. Чтобы развить музыкальный слух, нам нужно отточить:

  • Ритмический слух. То есть научиться слышать и ощущать ритм.
  • Мелодический слух – умение понимать движение и структуру музыки и слышать ее тонкости.
  • Относительный – слух, позволяющий понимать величину музыкальных интервалов и высоту звука.
  • Внутренний слух – то есть слух, позволяющий ясно представлять музыку и отдельные звуки в своих мыслях.
  • Интонационный слух, позволяющий понимать характер и тон музыки.

Конечно, существует гораздо больше видов слуха, но мы остановимся на этих пяти, так как их достаточно для того, чтобы обрести музыкальный слух.

Итак, что же нам нужно делать, чтобы натренировать эти виды слуха.

1. Музыкальный инструмент

Идеальный способ “прокачать” все виды слуха – это начать учиться игре на каком-либо инструменте. Таким образом вы запомните, как должна звучать каждая нота, натренируете свое чувство ритма и в целом начнете лучше понимать музыку. Но так как у вас, скорее всего, нет времени на обучение игре на музыкальных инструментах, давайте пойдем дальше.

2. Пение

Если у вас нет дома фортепиано – найдите онлайн версию в интернете и каждый день по нескольку раз играйте на нем гаммы и пойте их вместе с фортепиано. Когда вы начнете уверенно чувствовать себя с гаммами, приступайте к интервалам, аккордам и простым мелодиям. Главное не стесняйтесь. Если вы боитесь, что вас кто-то услышит – постарайтесь тренироваться в то время, когда вы одни дома. Но на самом деле, ничего постыдного здесь нет! Вспомните только караоке-бары, где люди, мягко говоря, без голоса и слуха поют так громко, что их слышно и за пределами бара.

3. Медитация

Мы назвали этот пункт так, потому что упражнение, о котором мы сейчас вам расскажем, очень похоже на практики медитации для новичков. Оно поможет вам развить внимательность к звукам.

Гуляйте на улице без наушников, стараясь уловить обрывки разговоров, шум деревьев, звук машин, стук каблуков по асфальту; то, как собака шаркает лапой по земле; то, как кто-то вытряхивает одеяло на балконе….вы заметите, что вас окружает такое количество звуков, что в это и поверить сложно. Дома тратьте пять минут в день на то, чтобы послушать, как доносится жужжание холодильника из кухни, шум воды в трубах, разговоры соседей, шум с улицы.

4. Голоса

Разговаривая с человеком, старайтесь запомнить его голос. Также можно смотреть фильмы, запоминая голоса актеров, а затем прослушивать отдельные части фильма и стараться назвать персонажа, основываясь лишь на его голосе.

Старайтесь замечать манеру разговора вашего собеседника, тембр его голоса; вспоминая разговор с кем-либо, старайтесь проговаривать у себя в голове фразы собеседника его же голосом.

5. Учитесь слышать музыку

Конечно, очень приятно слушать музыку и не думать ни о чем. Но если перед вами стоит цель развить музыкальный слух, то старайтесь вникать в музыку, которую вы слушаете. Учитесь отделять один музыкальный инструмент от другого; изучите, как звучит гитара под разными “примочками”, чтобы не путать ее с другими инструментами; научитесь также отличать разные режимы синтезатора от остальных музыкальных инструментов; послушайте, как звучат настоящие барабаны и электронные.

Такая практика поможет вам не только развить музыкальный слух, но и научит более тонко слышать музыку, что в свою очередь подарит вам еще большее наслаждение от ее прослушивания. Есть один побочный эффект у данной практики – скорее всего впоследствии вы не захотите слушать то, что слушаете сейчас, вам захочется чего-то более сложного и объемного. И это отлично, ведь не это ли является основным показателем вашего продвижения?

6. Ритм

Есть такая классная вещь, называется “метроном”. Вы можете приобрести себе его или же найти онлайн версию в интернете. Каждый день упражняйтесь с метрономом, отстукивая пальцем (рукой, ногой, чем угодно), ритм, который он вам задает.

Когда вы почувствуете себя уверенно с метрономом, переходите к распознаванию ритма в музыке. Начните с той музыки, в которой присутствуют барабаны, по ним проще определиться с ритмом. А затем переходите к работе с музыкой, не содержащей шумовых инструментов, позволяющих без особого труда определить ритм (классическая музыка, например).

Еще один приятный способ улучшить свое чувство ритма – танцы. Запишитесь в танцевальную студию или же танцуйте дома в свое удовольствие.

7. Источник звука

Если у вас есть помощник для этого задания – прекрасно! Закройте глаза и попросите кого-нибудь ходить вокруг вас в комнате и за ее пределами и издавать звуки (голос, хлопок в ладоши, звонок колокольчика и так далее). И каждый раз, когда ваш помощник издает звук, вы должны постараться понять, с какой стороны он доносится. Довольно простое задание, если вы с помощником находитесь в одной комнате, но как только он начнет ходить по квартире, вы заметите, что вам стало сложнее определить, откуда доносится звук.

Если же у вас нет человека, который сможет вам в этом помочь, то вы можете поступить следующим образом. Выйдите на улицу, сядьте где-нибудь на лавочку и прислушайтесь к окружающим вас звукам, как в третьем упражнении. Только в этот раз вам нужно будет еще и понять, с какой стороны доносится этот звук.

Программы и приложения

Конечно же, существует множество программ для развития музыкального слуха, и мы собрали лучшие из них.

1. Earteach

Отличное приложение, содержащее в себе упражнения на гаммы, аккорды и интервалы. Отлично подойдет для тех, у кого музыкальных слух уже более развит. Можно скачать и версию для ПК.

Принцип очень простой – нужно сыграть мелодию, которую вы только что услышали. Приложение также можно скачать на Android и iOS.

Простая игра, которая поможет вам запомнить ноты. Также справа вы сможете найти еще множество игр на развитие музыкального слуха.