Почему островский стал исследовать жизнь купечества. Изображение мира московского купечества в комедии Свои люди - сочтемся! Творческая история "Грозы"

Слайд 2

Тип: урок новых знаний Оборудование: Иллюстрации постановки пьес в Малом театре экранизации произведений Островского (опыт показывает, что с фильмами рекомендуется познакомиться до обсуждения пьес в классе с целью более эмоционального восприятия произведения).

Слайд 3

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, освоить особенности драматического искусства основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе; совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Слайд 4

Задачи урока – определить своеобразие творчества А. Н. Островского, выражающееся в отражении проблем эпохи. Показать новаторство и традиции в его пьесах, своеобразие его стиля. На уроке следует выделить несколько ключевых моментов, которые могут быть представлены в виде небольших сообщений учащихся.

Слайд 5

Слайд 6

«У нас есть свой русский, национальный театр. Он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”» И.А.Гончаров

Слайд 7

«Колумб Замоскворечья»

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве (Малая Ордынка, д. 9). Его отец, Николай Федорович Островский, был преуспевающим чиновником, впоследствии титулярным советником, мать, Любовь Ивановна, дочерью пономаря и просвирни.

Слайд 8

«Колумб Замоскворечья» - этот почётный титул принадлежит драматургу по праву. В Замоскворечье – старом купеческом и чиновничье-мещанском районе Москвы – родился и прожил большую часть своей жизни Островский.

Слайд 9

О жителях этого живописного уголка Островский так написал в статье «Замоскворечье в праздники»: «У нас никогда по моде не одеваются. Это даже считается неблагопристойным». Здесь по праздникам спали до одиннадцати, ходили в церковь, пекли пироги, ужинали «туго-натуго», рано ложились спать.

Слайд 10

Идеал красоты

Слайд 11

Яркие цветы на обоях, равно как и цветы, которыми расписан сундук, ассоциируются с цветущим возрастом здоровой красивой женщины. Все героини Кустодиева этого ряда глядятся сестрами - они молоды, здоровы, "финансово достаточны". Лицо "красавицы" таит странное выражение, что вообще характерно для кустодиевских героинь этого ряда (или, если угодно, "цикла"). Оно безмятежно и вместе с тем лукаво; героиня глядит на зрителя, ничуть не смущаясь своей наготы, словно понимая, что главная драгоценность здесь - это она. Пуховое нежно-розовое одеяло (и чистые кружевные наволочки на подушках) - примета купеческого мира, любящего уют, комфорт и тепло. Таким образом, в социальном смысле героиня полотна атрибутируется без труда.

Слайд 12

Формам тела "красавицы" свойственна округлость - в героине полотна, в отличие от многих других персонажей тогдашней живописи, нет ничего резкого, изломанного, кричащего. Причем это, если можно так выразиться, гибкая округлость - обратите внимание на неестественно согнутую в локте руку. Вообще, несколько неуклюжая поза "красавицы" "рифмуется" с целомудренной чистотой. Любовно выписанные крохотные ступни - в сочетании с полным телом и определенной "дебелостью" - рождают ощущение хрупкости героини, что еще больше "идеализирует" ее образ, которому свойственны странная грация и неповторимая прелесть Весь интерьер - и, прежде всего, огромный кованый и ярко расписанный сундук - является своеобразной "рамой" для героини, свидетельствуя о достатке, устойчивости и размеренности ее существования.

Слайд 13

«Свои люди – сочтёмся» (1849)

Островский считается создателем незабываемых образов «темного царства» (статья Н. Добролюбова «Темное царство»).

Слайд 14

Пьеса «Свои люди - сочтемся!» (первоначальное название - «Банкрот») разоблачает торговые мошенничества, грубость, невежество, «дикие нравы» купеческого сословия. Жизнь сонная, закисшая, со своими чудачествами, грубостью и предрассудками окружала Островского с той самой поры, как он начал помнить себя.

Слайд 15

Мир «допетровского» русского человека, существовавший рядом с современностью «железного» XIX века, до Островского оставался странностью и экзотикой, предметом изумлённого и насмешливого разглядывания.

Слайд 16

В. Ф. Одоевский писал: «Я считаю на Руси три трагедии: «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор». На «Банкруте» я ставлю номер четвёртый». Комедия попала под цензурный запрет: было указано, что «сия пьеса - обида для русского купечества», за «литератором Островским» был учрежден негласный надзор», снятый лишь в 1855 году, уже при царе Александре II.

Слайд 17

Долго спорили несколько приволжских городов о том, с каким из них связаны события, изображённые в прославленной драме Островского «Гроза»

Слайд 18

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» – сетует Кулигин. В купеческих домах, за высокими заборами, за тяжёлыми замками льются невидимые слёзы, творятся тёмные дела.

Слайд 19

Знаете ли вы героев драмы «Гроза»? Кто из них…

…мечтал изобрести вечный двигатель, получить за него миллион и обеспечить работой бедных людей? …утверждал, что есть люди с песьими головами, что «огненного змея стали запрягать… для ради скорости»? …при упоминании о том, что должен кому-то долг отдать, свирепел и ругался? …поёт песню о том, как жена мужу взмолилась, чтобы не губил он её до вечера, а дал уснуть малым детушкам? …утверждал, что Литва на нас с неба упала? …имел образование, так как учился в коммерческой академии, но беспрекословно подчинялся самодуру? …обещает отправить Кулигина к городничему за стихи Державина: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю»? …довела сына до абсолютного безволия, дочь – до бегства из дома, невестку – до самоубийства? …говорил, что он возьмёт, да и пропьёт свой последний ум, и пусть тогда маменька с ним, с дураком, и мучится? …сожалела о том, что не птица она, а «так бы разбежалась, подняла руки и полетела»?

Слайд 20

Слайд 21

В пьесах Островского фамилии персонажей значимы и говорящие. Так например, в «Грозе»: «воюющий с бабами» Дикой, домашний диктатор Марфа (греческое – «хозяйка, госпожа») Кабанова, безвольный Тихон, лихой на девок и на язык Кудряш. Значение имени Катерина – «чистая», Варвара – «грубая», Фекла – «Бог, слава»

Слайд 22

Драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт, заключающийся в несоответствии между внешним проявлением и сущностью изображаемого. Драматический жанр, который строится на трагическом конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя. Один из литературных родов, предполагающий создание художественного мира для сценического воплощение в спектакле. Предметом изображения становятся события и действия людей, образующие драматический сюжет.

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

«Островский в Ларисе рисует образ девушки, не имеющей себе подобий, бесподобной. Стремления и вожделения окружающих её людей направлены к тому именно, чтобы уподобить её другим женщинам, навязать ей образ жизни, чуждый ее желаниям, но зато соответствующий реальным законам окружающего мира». (В. Костелянц)

Слайд 26

Подумайте какой смысл вложен в фамилии героев «Бесприданницы», если по словарю В.И.Далякнур– «боров, кабан, хряк»; паратый (прилагательное) - «сильный, хищный зверь»; карандыш – «коротышка, недоросток». Значение имен: Юлий – имя римского императора, полководца Юлия Цезаря; Лариса – греческое «чайка»; Харита – цыганское «прелестница».

Слайд 27

А. Н. Островский умеет «заглянуть в самую глубь души человека». Н.А. ДОБРОЛЮБОВ

Слайд 28

Щелыково

  • Слайд 29

    «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки - очаровательны, каждая мужицкая фигура значительна (я пошлых не видал ещё), и все это ждёт кисти, ждёт жизни от творческого духа» (А.Н. Островский).

    Слайд 30

    Ныне в Щелыкове находится дом-музей А.Н. Островского, и народная молва назвала долину близ реки КуекшиЯрилиной долиной, где растаяла Снегурочка, а родничок - Голубым ключиком, на дне которого бьётся её сердечко.

    Слайд 31

    Поэтическая сказка Островского вдохновила великих русских композиторов: Чайковский написал к пьесе музыку, Римский-Корсаков создал оперу «Снегурочка»

    Слайд 32

    Сцена разговора Купавы с царем Берендеем - одно из украшений русской лирической поэзии. Поэт в высшей степени тонко и осязательно передал характеры царя-старца, проникнутого любовью к жизни и её радостям, и молодой девицы, наивной, глубоко тоскующей по утраченному счастью.

    Слайд 33

    «Лес» (1870)

  • Слайд 34

    У нас есть свой русский,национальный театр. Он, по справедливости, должен назваться «Театр Островского» И.А. Гончаров

    Слайд 35

    Комедия «Лес» - это показ сложных социальных процессов, происходящих в обществе в пореформенное время. Разоряются дворянские имения. Помещица Гурмыжская бесхозяйственно распродает лес: недаром её усадьба называется «Пеньки».

    Слайд 36

    Её избранник, более чем вдвое её моложе, конечно, тоже не будет рачителен. Гурмыжская - деспот и тиран под личиной добропорядочности, об этом в минуту искренности говорит даже преданная ей ключница Улита. Богатая Гурмыжская отказывает в приданом бедной родственнице Аксюше, а Несчастливцев отдает последние деньги и устраивает её судьбу.

    Слайд 37

    Слайд 38

    За что Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья»?

    Слайд 39

    Назовите хотя бы пять пьес Островского, озаглавленных пословицами

    Слайд 40

    Какая дочь, выйдя замуж сшила себе на деньги отца более пятидесяти платьев, не захотев выручить его из долговой ямы?

    Слайд 41

    Какая мать хвалилась, что её дочери благородного воспитания: «где ход на кухню, не знали; не знали из чего щи варятся, только и занимались… разговором об чувствах и предметах облагороженных»?

    Слайд 42

    Слайд 43

    Жизнь и творчество А.Н.Островского 1. Вспомните название первой пьесы Островского. 2. Как называлась последняя пьеса Островского? 3. С какой пьесой связан дебют Островского-драматурга на театральной сцене? 4. В каких журналах сотрудничал Островский? 5. Какие прозаические произведения написал Островский? 6. Какую пьесу-сказку создал Островский под впечатлением природы в имени Щелыково Костромской губернии, куда драматург приезжал работать в летние месяцы? 7. Какой композитор написал оперу на сюжет этой пьесы-сказки? 8. За что Островского прозвали «Колумбом Замоскворечья»? 9. Какие три названия имеет первая комедия Островского? 10. За что Островского вынудили выйти в отставку с государственной службы, обвинили в политической неблагонадёжности и отдали под негласный надзор полиции? 11. Какой песней начинается драма «Гроза»? Кто её поёт? 12. А чем заканчивается драма «Гроза»?

    Слайд 44

    Масленица. (1016) Балаганы (1917) Ярмарка (1908) Масленичное гуляние (1919)

    Слайд 45

    "Ярмарка на Волге" "Прогулка верхом"

    Слайд 46

    Тест Задание 1 А. Н. Островский рассказывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно: 1. Помещичье-дворянской. 2. Купеческой. 3. Аристократической. 4. Народной. Задание 2 В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 года) сотрудничал А. Н. Островский: 1. «Москвитянин» 2. «Отечественные записки» 3. «Современник» 4. «Библиотека для чтения» Задание 3 Высшим критерием художественности А. Н. Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»: 1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа. 2. Литературные произведения рассказывающие о жизни народа. 3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую автор в своих произведениях. Задание 4 Статью «Тёмное царство» написал: 1. Н. Г. Чернышевский 2. В. Г. Белинский. 3. И. А. Гончаров 4. Н. А. Добролюбов.

    Слайд 47

    Слайд 48

    Задание 5 Творчество А. Н. Островского можно условно разделить на 3 периода. Найдите соответствующие названия произведений и основных конфликтов, положенных в их основу. 1-й период: создание резко отрицательных образов, обличительные пьесы в духе гоголевской традиции. 2-й период: пьесы, отражающие жизнь послереформенной России, - о разорившихся дворянах и дельцах нового типа. 3-й период: пьесы о трагической судьбе женщины в условиях капитализирующейся России, о разночинцах, актёрах. «Бешеные деньги» «Свои люди – сочтёмся!» «Бесприданница» Задание 6 Яркими представителями «тёмного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее): 1.Тихон 2.Дикой 3.Кабаниха 4.Кулигин. Задание 7 Кто из героев пьесы ярко демонстрирует распад «тёмного царства» в предреформенные годы: 1.Тихон 2.Варвара 3.Феклуша 4.Кабановна

    Слайд 52

    Слайд 53

    Слайд 54

    Задание 11 Речевая характеристика является яркой демонстрацией характера героя. Найдите соответствие речи действующим лицам пьесы: 1. «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле!», «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску». 2. «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле все живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». 3. «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала». Кабаних Катерина Феклуша Задание 12 В речи героев пьесы присутствует (найдите соответствие): 1.Церковная лексика, насыщенная архаизмами и просторечием. 2.Народно-поэтическая, разговорно-просторечная, эмоциональная лексика. 3.Мещанско-купеческое просторечие, грубость. 4.Литературная лексика XVIII века с ломоносовско-державинскими тенденциями. Катерина Кулигин Кабаниха Дикой

    Слайд 55

    Слайд 56

    Задание 13 Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы: 1. «Кто ж… угодит, коли у… вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится… А беда, коли по утру… кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается» 2. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом [заел(-а)] совсем» Дикой Кабаниха Задание 14 Кому из героинь пьесы принадлежат слова, ярко её характеризующие: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела». 1.Варвара 2.Катерина 3.Глаша 4.Феклуша Задание 15 А.Н.Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены практически все пьесы драматурга. Как называется этот театр: 1.Художественный театр 2.Малый театр 3.Театр «Современник» 4.Большой театр

    Слайд 57

    Я ИЗУЧИЛ… Я ПОВТОРИЛ… Я РАЗВИЛ… Я РАД….

    Слайд 58

    Слайд 59

    литература

    Беляева,Н.В. Иллюминарская, А.Е. Литература 10 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя. - М., 2008. -С.176-190. Брагина, Г. А. Магическое «Если бы...». Идеи Станиславского и профессионализм учителя /Г.А.Брагина // Учительская газета. - 1996. - 8 окт. - С. 9. Букатов, В. Л. Учителю о режиссуре настойчивого поведения / В.Л.Букатов // Педагогика. - 1996. - № 3. Косивцова Л.И. Тропкина Л.А. Открытые уроки по литературе 9-11 классы. - Волгоград, 2009. - С.13-24. Курдюмова, Т.Ф. Литература. 10 класс: методические рекомендации/ Т.Ф.Курдюмова, С.А.Леонов, Е.Н.Колокольцев и др. –М.: Дрофа, 2008. - С.54-84 Островский, А.Н. Записки замоскворецкого жителя / А.Н.Островский // Полное собрание сочинений: В 12-ти т. Т.1.:1843-1854. Под общ. ред. Г. И. Владыкинаи др. – М. : «Искусство», 1973.-С. 32-50. Островский, А.Н. Гроза, Лес, Бесприданница (Подробные комментарии, учебный материал, интерпретации) / А.Н.Островский,[сост., примеч., учебный материал Е.М.Стручковой]. -М.: Айрис-пресс, 2007. –С.240-327. Смирнов С. А. Понятие режиссуры игры в педагогике /С.А.Смирнов // Вестник высшей школы. - 1987. - № 6.

    Посмотреть все слайды

    Об интеграции на уроках гуманитарного и эстетического циклов на примере тем “Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе и изобразительном искусстве” и “Легенда о Вавилонской башне в русской литературе и архитектуре” смотрите Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборники тезисов 2003-2004 и 2004-2005 учебные годы.

    Материал “Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова” может быть использован в 10 классе на уроках изучения биографии драматурга и пьес “Свои люди – сочтемся”, “Гроза” и других.

    Иллюстративный материал – репродукции картин П. Федотова “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста” и другие. “Мир Островского – не наш мир, - утверждал в начале ХХ века исследователь литературы Ю.И. Айхенвальд, - и до известной степени мы, люди другой культуры, посещаем его как чужестранцы…” Да, нам, а тем более нашим ученикам, трудно понять мир, в котором живут герои Островского, их психологию, мотивы, которые движут их поступками. Когда-то в ранней молодости писатель почувствовал, что его долг – открыть публике новое, хотя и знакомое пространство: “До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей ее, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, - все это было покрыто мраком неизвестности.

    Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москва-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье”.

    Эти слова не просто шутка. Островский действительно вводил образованную публику в неизвестный ей мир. С годами он написал великое множество пьес о московской купеческой жизни. Его небогатая приключениями жизнь питала его воображение, и он создавал все новые и новые сюжеты.

    Современным детям этот мир нужно открывать заново. Хотим узнать, как выглядели обитатели этой загадочной страны? Пройдемся по залам Третьяковской галереи, всмотримся в картины Перова, Прянишникова, Федотова. Хотим услышать голоса этих людей, их говор, интонации – откроем сочинения Островского. Замоскворечье было особым миром купечества и мелкого чиновничества, жившего по своим отдельным законам. Здесь строго соблюдали церковные обряды (примешивая к ним суеверия), здесь царили старинные обычаи, звучала коренная русская речь, Даже одевались тут иначе, чем в центре города.

    Тихое течение жизни, старинный быт, нравы московского купечества, которое часто селилось именно в Замоскворечье, - все эти впечатления и сформировали личность юного Островского. В 1850 году журнал “Москвитянин” опубликовал комедию “Банкрут” (“Свои люди – сочтемся”), запрещенную к постановке на сцене. На пьесу обратил внимание сам Николай I. Он счел, что комедия напечатана напрасно, и поручил министру народного просвещения провести с автором необходимую воспитательную работу. Комедия попала на сцену только через десять с лишним лет, а в начальном варианте, без цензурного вмешательства, - в 1881 году. В.Ф. Одоевский в одном из писем так аттестовал доселе неизвестного ему автора и само произведение: “…Я считаю на Руси три трагедии: “Недоросль”, “Горе от ума”, “Ревизор”. На “Банкруте” я ставлю номер четвертый”.

    Сюжет комедии молодой автор, тогда еще чиновник Коммерческого суда, взял из своей служебной практики. В суде ему сплошь и рядом приходилось встречаться с разными мошенническими проделками купцов. В этой среде было делом самым заурядным объявить себя несостоятельным должником, отказаться вернуть долги доверившимся кредиторам. Так поступает глава семьи Самсон Силыч Большов. А его дочь Липочка, даром, что купеческая дочка, мечтает выйти замуж за благородного, то есть за военного: “Не пойду я за купца, ни за что не пойду. За тем разве я так воспитана: училась и по-французски, и на фортепьянах, и танцевать!” Учащиеся с интересом включаются в дискуссию: возможен ли был брак между представителями разных сословий – дворян и купцов? Был ли он равным? Почему такие браки все-таки совершались?

    В это же время на академическую художественную выставку 1849 года собралось небывалое количество посетителей. Все спешили увидеть “Сватовство майора”, картину дотоле никому не известного автора Павла Федотова. Рядом с модными в ту пору Венерами и Аполлонами эта небольшая житейская сценка, изображающая брак по расчету, дышала современностью и новизной. Художнику будто было мало того, что увидят зрители на картине, и он читал сочиненные им стихи-рацею, в которых раскрывался сюжет картины:

    Честные господа,
    Пожалуйте сюда!
    Милости просим,
    Денег не спросим:
    Даром смотри,
    Только очки хорошенько протри…
    Вот купецкий дом,
    Всего вдоволь в нем,
    Только толку нет ни в чем:
    Одно пахнет деревней,
    Другое харчевней.
    Тут зато один толк,
    Что все взято не в долг,
    Как у вас иногда,
    Честные господа!..
    А вот извольте посмотреть:
    Как хозяин купец,
    Невестин отец,
    Не сладит с сюртуком…
    А вот извольте посмотреть:
    Как наша невеста
    Не найдет сдуру места…
    Как в другой горнице
    Грозит ястреб горлице,
    Как майор толстый, бравый,
    Карман дырявый,
    Крутит свой ус:
    “Я, дескать, до денежек доберусь!”

    Художник писал о себе: “Отец мой был воином екатерининских времен; о походах он рассказывал редко, но видел многое на своем веку… Женат он был два раза: в первый – на пленной турчанке, во второй – на моей матери. Семейство наше помещалось в небольшом домике (в Москве). Жили мы очень бедно, но пока отец мог служить, нужды особенной не испытывали. Честностью обладал отец безмерною, но она, как у многих честных стариков, облечена была в формы суровые, жестокие, угловатые…Я всякий день видел десятки народа самого разнохарактерного, живописного и сверх всего этого сближенного со мною. Наша многочисленная родня… состояла из людей простых, неуглаженных светской жизнью, наша прислуга составляла часть семейства, болтала передо мной и являлась нараспашку; соседи были все люди знакомые…”. Так, будучи уже зрелым человеком, Павел Андреевич Федотов вспоминал обстановку своего раннего детства. Он рассказывал о детстве часто и охотно, заметно волнуясь, домашних изображал в лицах, воспроизводил их голоса. Очевидцы вспоминали, какие это были блистательные представления. Будущий художник – человек разносторонне одаренный: он не только рисует, но и сочиняет музыку, пишет стихи. Все эти увлечения, впрочем, не помешали Федотову блестяще закончить Московский кадетский корпус (он был определен туда по семейной традиции) и потом исправно служить в лейб-гвардии Финляндском полку в Петербурге. Молодой офицер и там не оставлял занятий искусством, посещал рисовальные классы Академии художеств.

    Вернемся на выставку 1848 года. Картина “Сватовство майора”. Перед нами живая, словно подсмотренная сценка. Рассмотрите ее внимательно и попробуйте рассказать, что здесь изображено, какая история легла в основу сюжета картины, попытайтесь раскрыть ее содержание.

    Ученики рассказывают, делают свои выводы, обобщения.

    Автор вводит зрителя в атмосферу купеческой жизни. Взгляните на обстановку, и вы почувствуете себя в купеческом доме, где все говорит об устойчивости быта, жизненного уклада его обитателей: расписной потолок, богатая люстра, вышитая скатерть на сервированном столе; на стенах симметрично повешенные портреты генералов, духовного лица, купца.

    Что же происходит здесь в момент, запечатленный художником? Нетрудно заметить, что в доме все взволнованы: сваха привела жениха. Вот он стоит у двери, поправляя усы. Сконфуженная невеста пытается убежать, ее удерживает разгневанная мать. А хозяин дома – бородатый купец – поспешно застегивает сюртук. Все персонажи в движении, поэтому мы можем предвидеть дальнейшие события. Через минуту жених появится в комнате, невеста перестанет жеманиться, мать не будет сердиться, все сядут за стол, и начнется разговор.

    В искусно построенной мизансцене легко читается не только внешняя канва событий, но и их социально-психологический смысл: майор явно собирается разбогатеть, женившись на купеческой дочке. Для купца же очень заманчиво породниться с дворянином, отдав дочь замуж за “благородного”. Типичная брачная сделка.

    Чем больше мы вглядываемся в картину, тем явственней замечаем, что приход майора не был неожиданным, как это могло показаться с первого взгляда. К визиту жениха в доме тщательно готовились. Об этом свидетельствует не только накрытый к ужину стол, но и дорогие наряды женщин, обилие домочадцев, занятых приготовлением к приему.

    В архитектоническом построении “Сватовства майора” Федотовым творчески использованы принципы классицистического “закона равновесия”, способствующего впечатлению компактности, гармонической слаженности изображения. Так, люстра, являющаяся своеобразным “отвесом” в картине, делит композицию на две половины по вертикальной оси, скрепляя фигуры матери и дочери в центре картины. Остальные представители семейства вместе со слугами и свахой при внимательном рассмотрении оказываются расположенными симметрично центральной вертикальной оси задней стены интерьера, проходящей как раз по центру портрета предка, основателя купеческого рода, чья важная осанка контрастирует с суетливостью членов купеческой семьи, усиливая критическое восприятие сцены сватовства.

    Активную роль в создании художественного образа играет у Федотова цвет. Цветом и светом художник выделяет главных героев, расставляет смысловые акценты. Мастерство Федотова в передаче материальности предметов совершенно. Посмотрите, как передана прозрачность легкого кисейного наряда невесты, тяжесть атласного платья купчихи со сверкающими на нем световыми бликами и золотистыми рефлексами от блестящего пола, блеск позолоченных рам на стенах и хрупкость хрустальных рюмок на столе. От разглядывания героев на картине испытываешь такое же наслаждение, как и от чтения монологов и диалогов персонажей Островского. Например, Липочка (“Свои люди – сочтемся”) в ответ на вопрос свахи Устиньи Наумовны, сколько у той платьев, перечисляет: “А вот считай: подвенечное блондовое на атласном чехле да три бархатных – это будет четыре; два газовых да креповое, шитое золотом – это семь; три атласных да три грогроновых – это тринадцать; гроденаплевых да гродафриковых семь – это дывдцать; три марселиновых, два муслинделиновых, два шинероялевых – много ли это? – три да четыре семь, да двадцать – двадцать семь; крепрашелевых четыре – это тридцать одно. Ну там еще кисейных, буфмуслиновых да ситцевых штук до двадцати; да там блуз да капотов – не то девять, не то десять. Да вот недавно из персидской материи сшила.”

    Ученица делает сообщение о нарядах московской купчихи, иллюстрируя его репродукциями картин Б. Кустодиева и фотографиями платьев из собрания ГИМа. Многие купчихи и мещаночки, изображенные на портретах, держат в руках платочки их тонкого прозрачного льнобатиста, тюля, шелка, кисеи или кружева. Эта деталь, придававшая естественность жесту, была поистине произведением белошвейного искусства. Платочками томно обмахивались, как веерами. На картине П.А.Федотова невеста бросила на пол кокетливый платочек, который придает всей сцене какую-то дополнительную законченность и изящество.

    Прежде чем воплотить замысел произведения, Федотов долго вынашивал каждый образ, каждую деталь. По его словам, главная его работа была не в мастерской, а “на улицах и в чужих домах”. Где только он не бывал, чтобы найти натуру! С каким трудом порой он добивался согласия людей позировать ему! Под разными предлогами он входил в незнакомые дома, выискивал, высматривал типажи и подходящие предметы.

    “…Могут быть такие счастливцы, которым воображение сейчас же дает нужный тип, - говорил Федотов. – Я не принадлежу к их числу, а может быть, и слишком добросовестен, чтобы игру фантазии выдавать за возможное. Когда мне понадобился тип купца для моего “Майора”, я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки… Наконец, однажды, у Аничкова моста, я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху… Я проводил мою находку до дому, потом нашел случай с ним познакомиться… изучил его характер… и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо, а чего мне стоили другие!”

    Картина Федотова “Сватовство майора” и по сей день не утратила своего обаяния. Она дорога нам как свидетельство таланта и мастерства замечательного художника 19 века, как первое проявление критического реализма в русской живописи. После этой картины Федотова признала публика. О нем много писала критика. В 1848 году Академия художеств присвоила Федотову звание академика. Когда в 1850 году Федотов приезжает в Москву, чтобы повидаться с родными и помочь им в устройстве семейных дел, радости художника не было предела: устроенная им выставка картин и здесь пользуется огромным успехом.

    Последние годы жизни художника были очень тяжелыми. он страдал от несовершенства жизни, от одиночества, бедности, но из гордости не любил говорить об этом. Многие замыслы остались неосуществленными, начатые картины – неоконченными. Не смог человек вынести постоянного душевного напряжения и непосильного труда. В 1852 году Павел Андреевич Федотов умер в частной психиатрической больнице. Ни в одной из петербургских газет не было напечатано ни строчки о смерти художника. Он умер в возрасте 37 лет.

    “Федотов умер, - писал В.В. Стасов, - произведя на свет едва лишь маленькую крупицу из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупица была чистое золото и принесла потом великие плоды…Федотов в первый раз затронул глубоко и сильно то самое страшное “темное царство”, которое через несколько лет спустя со всей силой таланта вывел на сцену Островский”.

    Список использованной литературы

    1. Кузнецова Э.В. Беседы о русском искусстве ХУ111- начала Х1Х века: пособие для учителя. – М.: Изд-во “Просвещение”, 1972.
    2. Легенда о счастье. Проза и стихи русских художников. – М.: Московский рабочий, 1987.
    3. Моров А.Г. Три века русской сцены. Кн.1. От истоков до Великого Октября. – М.: Изд-во “Просвещение”, 1978.
    4. Островский А.Н. Драматургия. – М.: ООО Изд-во “Олимп”, 2002.
    5. Архангельский А. А.Н.Островский. Художественный мир писателя.// Литература, 2001, № 33.
    6. Каракаш Т. “Вы меня обогнали…”// Искусство в школе, 1999, №3.
    7. Герасимова Е. Страна А.Н.Островского // Юный художник, 1996, №1.
    8. Алешина Т. Наряды московской купчихи.// Юный художник,1995, №7.
    9. Стасов В.В. Избранные сочинения, т.2.- М.: Искусство, 1952.

    Развёрнутый план сочинения «"Купечество да гражданство" в комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"»
    I Вступление
    1. Вопрос о том, как отреагирует «купечество да гражданство» на приезд ревизора, волнует Городничего. Он не без оснований полагает, что на приезжего чиновника обрушится поток жалоб. Представители купечества и гражданства могли бы рассказать о многих злоупотреблениях, чинимых городскими властями.
    2. Кем в пьесе представлено «купечество да гражданство»? Указом Екатерины II от 1775 года в России утвердилось деление на сословия, из которых к податным, то есть обязанным платить налоги, относилось крестьянство, купечество и мещанство. Купцы и мещане (последних Городничий называет «гражданством») несли рекрутскую повинность, были ограничены в свободе передвижения. К мещанам относились ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы, это были вольноотпущенные или выкупившиеся от крепостной зависимости крестьяне, отслужившие срок службы солдаты, но никогда не дворяне, даже обедневшие, поэтому Бобчинский и Добчинский оказываются в окружении Городничего и не противопоставляются ему.
    Купцы:
    а. Купец Абдулин.
    б. Купец Черняев.
    в. Другие купцы, имена которых не названы.
    Мещане:
    а. Трактирщик.
    б. Учителя.
    в. Унтер-офицерская вдова.
    г. Слесарша Февронья Петровна Пошлёпкина.
    д. Десятские, которых выбирали из мещан от каждого десятого двора для оказания помощи полиции. «Помощь» на деле заключается в подметании улиц.
    е. Другие жители города.
    3. Следует сказать, что все представители «купечества да гражданства» в пьесе относятся к второстепенным или эпизодическим действующим лицам. Есть внесценические персонажи, которых В.Набоков, характеризуя творческий метод Гоголя, называет «гомункулами», рождёнными поэтическим воображением автора (В.Набоков, «Николай Гоголь»).
    4. Много преступлений и проступков есть на счету у Городничего и других чиновников уездного города, а пострадавшей стороной зачастую становятся именно представители «купечества да гражданства». Однако отношение автора к «пострадавшей стороне» весьма неоднозначно.
    II Основная часть
    5. Проступки Городничего разнообразны и связаны в основном с его желанием обогатиться за счёт ближнего, обмануть государство. Антон Антонович называет их «грешками». Фамилию «Сквозник-Дмухановский» можно считать «говорящей»: «сквозник» ассоциируется со «сквозняк», а «дмухнуть» - «дунуть», то есть возникает ассоциация с выражением «продувная бестия».
    а. Непомерные поборы.
    б. Пытки. Кормил насильно купцов селёдкой.
    в. «Постоем заморил», то есть постоянно отправлял в купеческие и мещанские дома на временное проживание приезжающих в город военных или чиновников, прибывших по казённой надобности. Очевидно, Городничий ожидал от домовладельцев мзды за избавление от этой повинности.
    г. «Не по поступкам поступает». То есть не ценит покорности купцов и мещан, карает и правого и виноватого, обворовывает всех без пощады.
    д. «Всё берёт, что ни попадёт».
    е. Придумал себе вторые именины, чтобы больше получать подношений.
    ж. В его правление высекли унтер-офицерскую вдову. Женщины, выйдя замуж, причислялись к тому же сословию и званию, что и их мужья. Унтер-офицер – нижний чин, но всё-таки это не простой солдат или крестьянин, которого можно было выпороть безнаказанно. Городничий должен был заплатить штраф за нанесённое унтер-офицерше оскорбление.
    з. Женатого слесаря забрили в солдаты. По закону отдать женатого мужчину в солдаты было нельзя, но родители тех, чья была очередь идти в рекруты, откупились крупными взятками.
    и. Участвовал в разворовывании денег, предназначенных для строительства храма.
    к. Не боролся со злоупотреблениями, чинимыми другими представителями городской власти.
    6. Проступки чиновников
    а. Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника – «проныра и плут». Богоугодные заведения, находящиеся под его началом бедны и запущены, судя по всему, попечитель предназначенные для богоугодных заведений средства отправляет в свой карман.
    б. Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов не в состоянии следить за порядком во вверенном ему ведомстве. Это запуганный и жалкий человечек сам признаётся, что «всего боится». Вольнодумцев в его ведомстве нет, но есть безумные и неуравновешенные педагоги.
    в. Судья Аммос Фёдорович Ляпки-Тяпкин – после Городничего второе лицо в городе – более увлечён охотой, чем делом, не скрывает, что берёт взятки борзыми щенками. При судье состоял заседатель, горький пьяница. Дела в суде были запущены и запутаны настолько, что даже проверяющий вряд ли смог бы в них разобраться.
    г. Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин перлюстрирует корреспонденцию, то есть читает чужие письма, а понравившиеся даже оставляет себе.
    д. Частный пристав Степан Ильич Уховёртов и полицейские грубы и склонны к воровству. Квартальный крадёт серебряные ложечки в трактире. «Уховёртов», «Держиморда» - «говорящие фамилии», свидетельствующие о том, какими методами эти представители власти наводят порядок в городе. Городничий говорит: «Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он для порядка всем ставит фонари под глазами: и правому и виноватому».
    Рекомендую внимательно прочитать текст пьесы и найти как можно больше примеров злоупотреблений!
    7. Как «купечество да гражданство» реагирует на злоупотребления, чинимые городскими властями?
    а. Купцы готовы давать взятки, они лишь недовольны величиной поборов.
    б. Никто не возмущается тем, что не построен храм, что улицы грязны, что больница плохо работает, что детей учат полубезумные педагоги; люди жалуются Хлестакову на личные беды, не думают о том, как выглядит город, как живётся в нём бедным и обездоленным.
    в. Унтер-офицерская вдова считает, что быть высеченной – «большое счастье», поскольку теперь можно потребовать штраф за нанесённое ей оскорбление.
    г. Слесарша – женщина невоздержанная и грубая, не любовь, а потребительское отношение к мужу заставляет её возмущаться тем, что её супруга забрили в солдаты.
    д. Во втором явлении последнего (пятого) действия купцы поздравляют Городничего и молят о пощаде.
    е. Единственное положительное лицо в комедии – смех. Это действительно так, поскольку пострадавшее от произвола чиновников «купечество да гражданство» по нравственным качествам мало отличается от своих мучителей. Они, казалось бы, страдают, но не вызывают сочувствия автора.
    III Заключение
    В пьесе Гоголя велика роль второстепенных, эпизодических и внесценических персонажей, объединённых по социальному признаку как «купечество да гражданство».
    Казалось бы, жители уездного города пострадали от произвола чиновников, но они сами не противостоят произволу, готовы давать взятки, жить в городе, где грязно и неуютно, и устраивать свалки возле любого забора, проклинать мучителей, осыпать их страшными ругательствами, но радоваться возможности за свои мучения получить какую-то мзду.
    «Купечество да гражданство» не стоит на стороне справедливости, поэтому ни купцов, ни граждан нельзя считать положительными героями, противопоставленными чиновникам города.
    Единственное положительное лицо в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» - смех. Чаще это сатирический смех «сквозь невидимые миру слёзы», но в нём звучат также нотки юмора, иронии, сарказма.

    А.Н. Островский – не просто мастер драмы. Это очень чуткий писатель, любящий свой край, свой народ, свою историю. Пьесы его привлекают внимание удивительной нравственной чистотой, подлинной человечностью.
    Персонажи этого драматурга – люди своей эпохи. С произведениями Островского на театральную сцену вышли купцы, их жены и дети, свахи, конторщики, приказчики, слуги, дворяне, учителя, актеры, разбойники, юродивые…. И каждое действующее лицо имеет свой характер, говорит своим языком, несет в себе черты своей эпохи и своего социального круга.
    «Гроза» была написана в 1859 году, в период подъема общественного движения, когда всеми ощущалась необходимость политических и экономических перемен. Драматург очень точно и живо воспроизвел атмосферу патриархального купечества, от которого так и веет замшелостью, ограниченностью, дикостью, которому неведомо стремление к знаниям, интерес к открытиям в области науки, к общественно-политическим и экономическим проблемам.
    Единственный в пьесе просвещенный человек, Кулигин, выглядит в глазах горожан чудаком. Его бескорыстное желание принести пользу не встречает у горожан поддержки. Но он и не противостоит калиновскому миру, смиренно сносит не только насмешки, но и грубость, оскорбление.
    Создается впечатление, будто Калинов отгорожен от всего мира высоким забором и живет какой-то особой, замкнутой жизнью. Это типичная картина русской провинциальности. Драматург сконцентрировал внимание на самом важном, показав убогость и дикость нравов русского патриархального быта.
    Почему здесь нет места новому, свежему? Потому что вся эта жизнь основана на привычных, устаревших законах, которые представляются нам совершенно нелепыми. Это стояние на месте. Застой. Последствия его страшны и непредсказуемы. Люди либо тупеют, либо приспосабливаются. И, что редко, пытаются протестовать. Застой возможен всегда, когда он поддерживается людьми, имеющими власть. Таковыми в Калинове являются Дикой и Кабаниха.
    Не случайно в перечне действующих лиц полностью названы лишь трое: Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе; Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов, ее сын. Они – почетные граждане своего города. Это три разных характера, но все они порождены «темным царством». Дикой изображен всего лишь в трех сценах, но перед нами предстает законченный образ, тип самодура.
    Островский не только ввел в литературу слово «самодур», но и исследовал, почему такое явление возникает, на какой почве. А почва эта – неограниченная власть и отсутствие подлинной культуры. Дикой куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Грубый и бесцеремонный, он другим уже быть не может. От других персонажей Дикого отличает даже речь.
    Уже первое появление этого героя на сцене раскрывает его натуру. Он пользуется тем, что племянник Борис находится в материальной зависимости от него: «Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу появляться»; «тебе все неймется!»; «провались ты!» и т.д. Иначе ведет себя Дикой с Кабановой, хотя и ей по привычке грубит.
    В Диком есть черты, присущие народу. Так, явления природы он воспринимает в чисто религиозных традициях. На просьбу Кулигина дать денег на сооружение громоотвода Дикой гордо отвечает: «Все суета». Прижимистость и разнузданность – это, конечно, не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества. Но ведь оно выделилось из народной среды. Но, оторвавшись от народной культуры, эта часть купечества утратила лучшие стороны народного характера.
    Марфа Игнатьевна Кабанова воспринимается как характер сильный и властный. После смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания. Кабаниха серьезно относится к домостроевским порядкам. Ее искренне огорчает падение нравственности среди молодежи, неуважительное отношение к законам, которым она сама подчинялась безоговорочно. Героиня ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно лишь при соблюдении всех правил, предписанных домостроем. Ее заботит бущуее детей – Тихона и Варвары.
    «Гроза» - замечательный учебник для изучения купеческой жизни того времени. Эта жизнь показана в пьесе со всех сторон – и изнутри самого купеческого круга, и через отношения к нему людей, не вхожих туда.
    Еще одним произведением, в котором Островский показал жизнь купечества, стал «Лес». Эта комедия была написана в 1871 году, когда старый уклад жизни в пореформенной России перестраивался на новый лад. В своем произведении Островский отобразил состояние русского общества в то время. Писатель сумел охватить довольно широкий круг социальных слоев, собрал вместе людей, которых раньше представить вместе было бы невозможно: представителей уездного дворянства, провинциальных актеров, купечество, бедную воспитанницу, недоучившегося гимназиста.
    Комедия «Лес» тесно связана со своим временем: судьбы героев вписываются в большое историческое время. В концентрированном виде все перемены в жизни общества отражались в семье. С крушением крепостного права разрушаются патриархальные устои в жизни общества и семьи. Человек оказывается один на один с самим собой. Все это происходит на фоне совершенно новых экономических отношений.
    В первом же действии мы узнаем, что судьба леса, который продает Раиса Павловна Гурмыжская, решает участь многих людей. Огромные поместья Гурмыжской тают, их скупает вчерашний «мужик», купец Восмибратов. Помещики осознают, что под топором Восмибратова гибнут леса, окружающие их поместья и символизирующие незыблемость феодальных отношений. Они понимают, что Восмибратов не пожалеет привычных для «дворянских гнезд» форм жизни, не пожалеет красоты лесов. В пьесе Островский показывает столкновение материальных интересов помещиков и буржуазии.
    Казалось бы, эти две пьесы разделяет всего двенадцать лет, но насколько отличаются характеры и мировосприятие действующих лиц! Если в «Грозе» старое купечество всем силами старается удержать проникновение в жизнь всего нового, сохранить патриархальные традиции и предать их детям, то в пьесе «Лес» стремление к новому и переменам охватило почти всех, даже представителей старшего поколения. При этом забытыми оказываются все правила приличия и такта. Что ж, приметы времени, и Островский как нельзя более точно отразил их в своих произведениях.

    Среди русских классиков найдется много самобытных талантливых авторов, которые сумели своим творчеством приоткрыть завесу русской жизни, точно и реалистично обозначить основные социальные проблемы. Среди них обязательно следует назвать имя А.Н. Островского, известного драматурга XIX века. Сам родом из купеческой среды, он удивительно точно показал в своих пьесах мир купечества, это «тёмное царство» провинциальных российских городков. Герои его произведений живут среди диких нравов и обычаев. Хозяевами жизни выступают те, у кого есть деньги, остальные не имеют даже права думать и поступать по-своему. Ярким примером нового купечества являются герои пьесы «Бесприданница».

    В этой статье мы подробно рассмотрим изображение купечества, а также сравним его с более ранним произведением, с «Грозой».

    Пьеса была написана в 1874-1878 годах, в год окончания осенью состоялась премьера спектакля. Перед зрителями предстали два мира: мир денег, или материальный, воплощённый в образах Паратова, Вожеватова, Кнурова, Огудаловой, и мир любви, или духовный, показанный образом Ларисы Дмитриевны. Главной темой пьесы является тема «маленьких людей». Она очень точно оттеняется образами нового купечества.

    Кто же они, хозяева жизни? Рассмотрим на примере основных героев

    Самым ярким персонажем, конечно же, является Паратов. Это «блестящий барин из судохозяев, лет за 30», как говорит о нём сам автор. Островский наделяет своего героя расчётливым умом, который очень кстати дополняет его привлекательную внешность. В такого мужчину, богатого и обаятельного, просто нельзя не влюбиться. И Лариса Дмитриевна полюбила его. Но для Паратова она была лишь игрушкой. Он привык, что мир покорно лежит у его ног, а все люди подчиняются ему, потому что он богат. Но он не способен разглядеть хрупкую и нежную душу поверившей ему Ларисы.

    Василий Вожеватов, молод, корыстен, по словам автора, «один из представителей богатой торговой фирмы». С Ларисой Дмитриевной он знаком ещё с детства, о её жизни знает всё. Знает он хорошо и Паратова, для которого важны лишь деньги.

    Кнуров, человек в годах, женатый, хочет стать покровителем Ларисы. Состояние его громадно, он может позволить себе содержанку, тем более такую привлекательную.

    Огудалова Харита Игнатьевна, мать Ларисы Дмитревны, живёт не по средствам, которые постоянно выпрашивает у женихов своей дочери.

    Отличительные черты купечества

    Мы можем наблюдать, что купечество в «Бесприданнице» приобрело свои отличительные черты. Это уже не дикие и невежественные люди, каких описывает Островский в «Грозе». Стиль и образ жизни их изменился, они приобщаются к культуре, говорят правильно, красиво; читают французские газеты, носят европейские костюмы. Но их нравственность осталась на том же уровне, что у Кабанихи или Дикого из «Грозы».

    Образ Ларисы Дмитриевны

    Лариса Дмитриевна – бесприданница. Поэтому они считают, что у неё нет права ни на их любовь, ни даже на уважительное отношение. Она для них лишь вещь, хоть и прекрасная, поэтому единственную роль, которую они отводят ей — украшение их богатой компании, средство от скуки. Паратов принял её любовь, потому что ему это выгодно сегодня, а назавтра он ловко от неё отказывается. Лариса Дмитриевна не может быть его женой, ведь у неё нет приданого. А для Паратова важнее деньги, чем любовь.

    Не лучше ведут себя и Кнуров с Вожеватовым. Они цинично разыгрывают её. Девушка без приданого для них тоже одушевленный предмет, который можно купить. Кнуров богат, поэтому выигрывает её, и он не боится людского осуждения. Богатый купец считает, что его деньги сделают своё дело – «самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать».

    Смерть для Ларисы Дмитриевны оказалась лучшим выходом. Только так её жених, осмеянный Паратовым и его компанией, смог сохранить остатки гордости и чувства собственного достоинства. Как и его невеста.

    Обобщим

    Таким образом, мы видим, как купеческий мир в пьесах А.Н. Островского немного меняется. От совсем уж «тёмного царства» с дремучими нравами и традициями в ранних произведениях до некоторой утонченности, которая способна приблизить новое купечество к высшему обществу. Мы видим эти внешние изменения купцов в «Бесприданнице», эти люди приобрели некоторый лоск: они следят за своим внешним видом, речью, привычками, они стали образованными. Но внутреннее содержание осталось на том же уровне. Любовь, сострадание, милосердие, человечность и другие гуманистические черты для них по-прежнему не существуют. Всё в их мире определяют деньги. И чем их больше, тем богаче на впечатления и веселее будет их жизнь.

    Пьесой «Бесприданница» Островский бросает вызов обществу, которое должно задуматься о том, что важнее и ценнее человеческой жизни ничего нет. И право на достоинство «маленького человека» тоже должно уважаться.

    Статья предоставлена Донес Татьяной.

    Другие материалы для школьных сочинений вы найдете