Как описать внешний вид персонажа. Описание внешности литературного героя Описание женского персонажа

Здравствуйте девушки, как вы относитесь к высоким и узкоплечим парням, смогли ли вы встречатся с такими парнями, спрашиваю не просто так потому что и самого природа наградила узким костяком, хотя сам 193 см роста и 102 кг не толстяк, но плечи узкие из-за этого фигура смотрется не очень мужественно.

Мне важно,что бы у парня были плечи широкие.Это самый важный критерий оценки мужской фигуры для меня.Пусть невысокого роста,пусть полноватый,но с широким плечевым поясом. Вот это мое мнение..

Я сегодня только разглядывала парня высоченного (метра 2, наверное, рост), тощий, бедра узкие, ножки худеньки)))) Возраст, наверное, под 30. И вот я подумала, что не выглядит он как мужчина, а скорее, как мальчик переросток. Меня бы такой, разумеется, не привлек.

ну не только же плечи важны))) лицо симпотичное если то почему бы и нет, вообще главное чтоб не отталкивающая внешность была, и харизма)) можно быть дрищом, но при этом обсолютно по мужски себя вести. ну и быть мужчиной соотвестственно

Важны пропорции плеч относительно бедер. 102 кг и не толстяк? Куда все уходит, если нет плеч? Мускулатура хоть развитая? Есть рельеф?

Я не воспринимаю худых и/или совсем маленьких ростом. А насчёт плечей.. Главное, чтобы не уже таза были.

что за глупости?

женщин возбуждает в первую очередь мозг мужчины, если ты веселый и забавный, умный то все равно)

ну да, косноязычие меня оттолкнет больше! Читайте книжки, автор, раз плечи узкие!)

а я всегда с худыми встречалась.

внешность не важна, мне всякие нравились (но не по внешности, а различным умственным качествам). но если говорить только о внешности, то очень нравятся широкоплечие.

Мой типаж! Ты откуда?

Ну прям тощие парни как то не очень.Я бы с таким не стала встречаться,не мое точно.Как и мужчины под 150-200 кг

ну я с худощавыми, скорее..а сейчас тоже худой и высокий (но не очень высокий) нравится, с узкой костью. но умный очень. не знаю, во что это выльется всё

я вот не могу, когда у парня живот свисает. сразу отталкивает и "не стоит". по мне, так лучше пускай худой совсем..хотя во всем лучше мера, конечно 🙂

Худой,в меру и высокий это очень даже неплохо.:-)Я говорю о тех кто выглядит по настоящему тощими,не привлекательно ведь ну совсем)

ну это да. но мне кажется, им довольно легко можно подкачаться за полгода — не вижу тут проблемы)

Широкие плечи, тонкая талия, если можно так сказать о мужчине)) — вот что меня привлекает. За это я могу даже простить ему лёгкую кривизну ног)) и невысокий рост.

Вы высокий, это хорошо. Качайтесь, с мышцами плечи станут выглядеть шире.

занимаюсь в зале, мышци по немногу растут, но свой костяк я уже не сделаю шире, как говорится что дано природой

Внешне мне абсолютно не нравятся узкие плечи у парня, рост тоже для меня высоковат, не люблю чувствовать себя карликом, когда нахожусь рядом со своим мужчиной — вобщем внешне вы не мой типаж. Если же вы можете покорить и очаровать девушку чем-то другим, то почему бы и нет — можно и повстречаться.

если лицо приятное и нет огромного круглого живота, тогда мог бы понравиться.

в зале я уже 2 года пашу до седьмого пота

цитатирую с другого форума.

ширина костяка задается генетически и изменить ее нельзя.

отдельно расширить плечи без общего набора ММ тоже нельзя, дельты это небольшие мышцы и качая только их желанного эффекта не будет.

Но можно увеличить общую мышечную массу всего торса и объем грудной клетки.

это тяжелые базовые упражнения на общий набор ММ.

Для грудной клетки — т.н. дыхательные приседания по 20 повторов суперсетом с дыхательны пулловером

ну и занятия плаванием, греблей, бегом, велосипедом — все то что заставляет активно дышать и развивает объем легких.

Милые дамы, мне 75 лет, и я можно сказать относительно недавно открыл для себя что такое настоящая насыщенная сексуальная жизнь во всей полноте. В молодости я даже не помышлял о том что бы участвовать в оргии с несколькими девушками, когда они садятся мне на лицо и стегают по заднице хлыстом, связывают и тп.

Это придаёт невероятный заряд бодрости и позитива, жизнь во всей её яркой полноте.

Хочу спросить у прекрасной половины молодого поколения, интересуют ли вас подобные вещи и насколько вы открыты для нового опыта и новых впечатлений? Эротического плана..

Вызывает ли у вас лукавые трепетные эмоции мысль об отношениях с довольно пожилым мужчиной?

Ещё я люблю наказывать молодых девушек ладонью или ремнём по попе. У меня есть невестка, но пока я не решаюсь совершать какие бы то ни было поползновения в её сторону или намекать. только позволяю себе фривольные шутки. В общем боюсь обидеть сына и вызвать скандал.

Но я считаю что мы приходим в этот мир что бы потреблять яркие чувственные впечатления и жизнь вероятнее всего одна. так что не хочется отказывать себе в простительных желаниях.

Как вы уважаемые барышни на это смотрите?

Моё фото http://i.ytimg.com/vi/XeH2_TG-W78/0.jpg

Я был уже в достаточно зрелом возрасте когда стал практиковать порку в сексуальной жизни, хотя ещё в детстве когда получал от мамы ремня я замечал за собой необъяснимую тягу и двойственные чувства связанные с темой порки. Это не значит что я кончал на маминых коленях или на диване прямо во время наказания, было довольно больно и обидно. но оставалось такое странное страстное послевкусие. я мастурбировал прикасаясь к следам от ремня на своих ягодицах и сладко засыпал.

Но не смотря на это я не включал порку в вою сексуальную жизнь на протяжении молодости. это большое упущение. Но сейчас есть больше условий для этого я очень рад что хоть что то поменялось в общественном отношении к этой теме

Мы с моей тридцатилетней подругой часто выезжаем в сельскую местность, в мой уютный загородный дом. И честно говоря хозяйственная часть всего этого дела интересует меня в меньшей степени, нежели сама. "культурная программа". Садик пребывает почти что в диком запустении, это даже придаёт какое то особое очарование нашему уютному убежищу.

У нас растут вишни и подруга очень ценит вишнёвые розги на своей попке, мы проводим время в атмосфере интимного уединения, занимаемся сексом.

Любим обыгрывать различные ролевые сценарии, она заголяет попочку и подкладывает под живот подушку.

Я секу её розгой по выпуклой попке, на коже остаются прекрасные тонкие полоски и она мило и задорно кричит. Потом я ласково смазываю её ягодицы кремом. Иногда после порки мы занимаемся анальным сексом.

Потрясающая чувственная дама!

Некрасиво, когда очень широкие плечи и очень маленькая голова. Смотрится, как мутант. А так, конечно, спортивная фигура привлекает больше.)

Если парень уверен в себе,самодостаточен, с отличным чувством юмора,ироничным взглядом на жизнь,умеющий одной фразой восхитить тебя или рассмешить, у которого есть Дело-то бог с ними,с плечами.

102 кг при узком костеке даже при 193 см роста,что то многовато.Или у тебя только плечи узкие?Скинь фотку,(без лица) так понятнее будет,может зря гонишь на плечи.

Внешность обманчива. не важно красивый,страшный. лишь бы человек хороший и любил

я вообще на внешность не обращаю внимание главное чтобы не жадный был и не воняло от парня не пойми чем

надо же какие женщины бывают неприхотливые))

Источник:
Внешность парня
Здравствуйте девушки, как вы относитесь к высоким и узкоплечим парням, смогли ли вы встречатся с такими парнями, спрашиваю не просто так потому что и самого природа наградила узким костяком, хотя сам 193 см роста и 102 кг не толстяк, но плечи узкие
http://www.woman.ru/relations/men/thread/4335012/

Описание внешности парня

Просто забудьте об этом.

Не для каждой истории нам действительно нужно знать, как выглядит персонаж. Если вы пишете миниатюру на две страницы, где главная героиня выиграет в лотерею благодаря счастливому случаю, так ли нам нужно знать, какого цвета на ней была блузка?

Так и в больших произведениях: к чему описывать внешность персонажа, который просуществует не более нескольких страниц? Чтобы потом, снимая фильм по вашей книге, пятому лучнику в седьмом ряду не забыли сделать рыжие кудри?

Если так нужно описать внешность, но все описания идут по нашему «любимому» шаблону, просто сделайте из них настоящие анкеты для каждого персонажа и поместите их в конце книги, или перед началом. Так, например, поступали драматурги-классики (вспомните Гоголя), вынося список персонажей и их описания перед пьесой.

Анкета может иметь вид:

Ну или что вы хотите указать. Можно даже рост/вес циферками. Какая-никакая, а у вас уже появится собственная фишка, которая выделит ваше творчество среди других произведений. Плюс, текст не будет загружен останавливающими все действие описаниями.

Да, героя желательно максимально сформировать в голове у читателя за одну-две страницы. Но не обязательно делать это одним массивным абзацем. Это все равно, что попытаться затолкнуть в человека тарелку супа одним махом. Так и подавиться можно.

Нет уж, давайте лучше будем скармливать его читателю по ложечке. Сначала подметьте одну деталь, потом вторую, затем и третью, и все это, не прерывая действия. Так хоть будет надежда, что читатель не пропустит все это и будет в курсе внешности персонажа. Старания не пропадут зря.

А теперь серьезно.

Но, если вы уже были на этом этапе, попробуйте шагнуть дальше – придумайте особую манеру для героя. Поначалу вообще откажитесь от всех атрибутов классического «анкетного» описания внешности. Описывайте героев чем угодно, только не их волосами, глазами, ростом, весом, цветом кожи и одеждой. Можете придумать им хриплый голос – тоже баян, но уже ничего. Вечную улыбку на лице или, наоборот, обиженное выражение – еще лучше.

«Он был мне неприятен из-за своего дурного запаха и тучного вида.»

«Этот парень только и делал, что размахивал руками и подкреплял свои слова незамысловатыми жестами».

(Фанаты Гарри Поттера вспомнят, что Хагрид активно жестикулировал при разговоре. Но узнала я об этом почему-то, в пятой книге.)

Все зависит только от вас.

Выпишите всю внешность персонажа на отдельный листок. А теперь, возьмите карандаш и придумайте хотя бы по пять синонимов к каждому слову, словосочетанию. Это могут быть и метафоры, и эпитеты, преувеличения – не обязательно быть точными. Просто откопайте в своей голове все, что напоминает вам это описание.

«У нее были золотые волосы»

Шаг за шагом заменяем:

«Она была блондинкой»

«Её шевелюра напоминала золотую сокровищницу кардинала»

«Её волосы были похожи на солнце»

Пример из описания персонажа одной из ролевых:

«Очевидцы говорили, что на голове у нее поселился рыжий еж. Сама девушка искренне верила, что это волосы.».

Превратите свои описания в пиршество языка – и ваш читатель не сможет их забыть, даже если захочет. Некоторые люди, кстати, с особым удовольствием читают красиво написанные тексты, лишь из-за стиля. Они просто наслаждаются слогом. Почему бы не порадовать таких читателей?

Еще один прием. Вместо того, чтобы везде всовывать надоедливый глагол «быть» в прошедшем времени, лучше придумать какое-нибудь действие.

Те же самые разнесчастные волосы могут: быть (плохо), лежать на плечах (уже лучше), струиться по плечам, развеваться на ветру, лезть в лицо пассажирам в метро, могут торчать, свисать, путаться, сплетаться и так далее.

«По плечам девушки струились золотые, как сокровища кардинала, волосы» – тоже плоховато, кстати. Так что ищите свой стиль.

«Она резко развернулась, и золотая волна её волос промелькнула прямо у меня перед глазами».

Динамичные и объемные персонажи приковывают внимание читателей и приводят сюжет книги в действие, но правильно описать персонажа не так-то просто. Потребуется приложить известные усилия, чтобы читателя заинтересовало ваше описание. Познакомьтесь со своим персонажем и подумайте, как черты могут влиять на описание. После этого используйте самые выразительные детали, чтобы описать внешний вид персонажа.

Шаги

Познакомьтесь со своим персонажем

    Составьте список характеристик , чтобы создать объемного персонажа . Вы должны знать о нем все, поэтому не обойтись без подробного перечня характеристик. Укажите все подробности от внешних качеств до происхождения, должности, интересов, фобий, хобби и других деталей.

  1. Сделайте набросок персонажа в качестве зрительного ориентира. Попробуйте нарисовать своего персонажа с учетом всех внешних особенностей. Рядом напишите сведения вроде происхождения персонажа, интересов и других описательных подробностей.

    • Это достаточно произвольный формат создания персонажа.
    • Допускается использовать несколько техник. Иногда полезно сделать набросок внешнего вида и составить таблицу характеристик.
  2. Найдите подходящую фотографию. В некоторых случаях полезно коллекционировать фотографии людей, мест и предметов, которые вас вдохновляют. Возможно, вы захотите создать персонажа на основе знакомого вам человека или внешнего вида знаменитости. Используйте фото в качестве основы или образца.

    • Собирайте подходящие фотографии в альбомы в электронном или физическом виде.
  3. Определите уникальные особенности персонажа. У каждого персонажа есть свои особенности, по которым его не спутать с другими. Используйте такие отличительные черты, чтобы читателю было проще представить образ. Они должны доминировать над базовыми описательными признаками (к примеру, шрам на лице персонажа важнее, чем толщина губ).

    • Например, у персонажа может быть родинка в форме сердца, отсутствующий зуб или заметная хромота.
    • Благодаря таким особенностям персонаж обретает черты реального человека. Вдобавок, по ним можно быстро описать второстепенных действующих лиц.
  4. Составьте список конкретных признаков персонажа. Не обязательно использовать все признаки в произведении, но работать с готовым списком гораздо удобнее. Далее можно будет использовать лучшие описательные фразы в сюжете. Вот несколько примеров:

    • Татуировка в виде алмаза ниже линии ресниц отвлекала внимание от его зеленовато-голубых глаз.
    • В движении ее ноги раскачивались словно ходули.
    • При порывах ветра волосы окутывали ее лицо словно языки пламени.
  5. Не используйте штампы и клише. Это касается как подхода к описанию, так и выбора подходящих слов.

    • Например, распространенным штампом при знакомстве с персонажем является так называемый «метод зеркала», когда персонаж рассматривает свое отражение. Не используйте этот прием!
    • Примеры описательных клише: «кровь с молоком», «холодный как лед» или «слепой как крот».

Используйте внешние черты в описании

  1. Обдумайте возможные движения персонажа. Характер движений и действий персонажа поможет многое сказать читателю. Это важная часть описания! Используйте движения, чтобы познакомить читателя с некоторыми особенностями персонажа.

    • Например, если человек волочит ноги, он выглядит и двигается не так, как персонаж с быстрой или неторопливой походкой.
    • Возможно, он постоянно суетится или часто пишет сообщения, переминается с ноги на ногу во время беседы или ходит с опущенной головой, чтобы не привлекать внимания. Используйте такие движения.
  2. Укажите тип прически. Люди часто выбирают такую прическу, которая лучше всего подчеркивает их личность. Стрижка, цвет волос и укладка позволят читателю лучше понять персонажа.

    • Например, розовый ирокез может являться отличительной чертой бунтаря, а ровная салонная укладка покажет, что ваш персонаж скорее важная и почитаемая персона.
    • Также прическа может отражать разные грани личности. Например, главное действующее лицо может быть успешным генеральным директором с аккуратной прической средней длины, но также иметь скрытую розовую прядь или укороченную длину волос с одной стороны лица, что позволяет ей быстро превращаться из акулы бизнеса в бунтаря и сорвиголову.
  3. Отразите личность персонажа в одежде. Также люди находят самовыражение в одежде, поэтому не забывайте про такой аспект. Что читателю следует знать о персонаже, чтобы полностью понять сюжет? Также это отличный способ описывать второстепенных действующих лиц. Вот некоторые примеры:

    • Важный человек может носить деловой костюм.
    • Одежда художника может быть испачкана краской.
    • Атрибутом рок-звезды может стать кожаная куртка.
    • Персонаж второго плана может быть атлетом и носить спортивный костюм.

Составьте описание

  1. Определите необходимое количество описательных фраз. Не перегружайте читателей большим количеством описаний, но помогите им сформировать полноценное представление о персонаже. Учитывайте свою целевую аудиторию и жанр произведения. Это поможет сделать выбор между подробным всесторонним описанием персонажа и минимально необходимым количеством таких деталей.

    • Например, представители классических жанров обходятся без подробных описаний. Они могут сообщить столько информации, сколько необходимо, чтобы составить представление о внешнем виде персонажа. Например: «Резкий голос исходил откуда-то из косматой бороды мужчины».
    • С другой стороны, жанровые авторы часто вдаются в подробности. Например, в жанре фэнтези или научной фантастики можно встретить полное описание персонажа, который является эльфом или киборгом, а не человеком: «Половина головы была скрыта под металлической пластиной, а из-под привода челюсти виднелись провода. В правой глазнице находился обычный голубой глаз, а вот слева располагалось некое подобие фотообъектива. Длинный остроконечный нос устремлен вниз к тонким роботизированным губам».
  2. Сосредоточьтесь на отличительных чертах вместо незначительных деталей. Сообщите только те сведения, которые необходимы читателю, поскольку всех подробностей не уместить. Грамотное описание позволяет читателю узнать персонажа, а не только его внешний вид. Вот некоторые примеры:

    • «Черные корни волос резко выделялись на фоне светло-русых локонов», - читатель поймет, что персонаж красит волосы, но не всегда придерживается выбранного стиля.
    • «На нем была кофта с логотипом пиццерии, которая закрылась еще три года назад. Она висела на долговязой и тощей фигуре как на вешалке», - персонаж носит старую одежду не по размеру и не может позволить себе новые вещи.
  3. Используйте образный язык, чтобы составить увлекательное описание. Задействуйте метафоры, сравнения, гиперболы и персонификацию, чтобы читателю было проще представлять персонажей и события. Стремитесь подойти к задаче творчески, а не просто перечислить основные внешние особенности.

    • Например, вместо фразы: «У Ксении были длинные каштановые волосы и карие глаза», - лучше написать: «Лицо Ксении окутывали густые темные локоны, за которыми прятались янтарные глаза».
    • Метафоры и сравнения позволяют сопоставить, казалось бы, непохожие вещи, но при сравнении используются слова «как» или «будто», что делает сопоставление более очевидным.
    • Персонификация наделяет человеческими чертами животных и различные предметы. Например, «ее глаза прятались от его вопросов».
  4. Не используйте пурпурную прозу, которая подразумевает большое количество описаний. Таким термином называют прозаический текст, который содержит много описаний и витиеватых слов, но не привносит в сюжет ничего нового. Это расстраивает читателей, поэтому используйте описание только в том случае, если оно помогает развивать сюжет. Описывайте только самые необходимые аспекты и меньше разглагольствуйте без надобности.

    • Старайтесь использовать в описании как можно меньше слов.
    • Например, можно написать: «Она покрасила волосы в чернильный цвет, чтобы больше походить на творца». Не нужно вдаваться в чрезмерные объяснения: «Ее черные волосы оттеняли бледную кожу словно нефтяное пятно на поверхности океана. При каждом взгляде в зеркало она замечала романтического поэта, который родился в другую эпоху. Это помогало ей если не являться, то хотя бы ощущать себя творцом».
  5. Используйте синекдоху, чтобы описать персонажа одной чертой. Синекдоха - это литературный прием, который задействует один аспект или часть, чтобы описать целое (человека, место или предмет). В таком случае подробное описание не требуется. Сосредоточьтесь на одной, самой выдающейся черте. Это удобный способ быстро и убедительно охарактеризовать персонажа без лишних слов.

    • Синекдоха станет отличным выбором для второстепенных персонажей!
    • Выберите выделяющиеся черты, по которым легко опознать персонажа, вроде розового ирокеза, острого подбородка, сгорбленной спины, походки, неповторимого запаха. Такая черта может быть как положительной, так и отрицательной. Описывайте всего персонажа таким качеством.
    • Например: «Когда мимо окна проходил розовый ирокез, я понимала, что соседка уже вернулась домой».
  6. Задействуйте чувственные детали, чтобы оживить персонажа. Не используйте только физические характеристики. Взывайте ко всем пяти чувствам читателя! Конечно, можно ограничиться меньшим количеством, но используйте такой прием.

    • Опишите запах персонажа, чтобы задействовать обоняние. Например: «От Катерины Розенбаум всегда пахло свежеиспеченным печеньем».
    • Опишите грубый рубец или шелковую кожу персонажа, чтобы задействовать осязание.
    • Сравните голос персонажа со щебетом птиц или рокотом двигателя, чтобы задействовать слух.
    • Расскажите об одежде и прическе, чтобы задействовать зрение.
    • Также старайтесь задействовать чувство вкуса. Например, опишите поцелуй персонажей.

«Описание внешности человека. Портрет в литературном произведении»

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать понятие о портрете в литературном произведении, его видах, использовании в разных стилях;
  • развивать навыки монологической речи при описании внешности человека;
  • развивать умение составлять собственный текст-описание;
  • обогащать речь учащихся «портретной» лексикой, формировать у учащихся наблюдательность;
  • обратить внимание на роль изобразительно-выразительных средств языка при описании внешности человека.

Развивающие:

  • способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания;
  • развивать коммуникативные свойства речи;
  • развивать творческие способности;
  • развивать устную и письменную речь;
  • развивать память и внимание учащихся.

Воспитательные:

  • привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет;
  • формировать культурологическую компетенцию в области литературы;
  • воспитывать внимание к окружающим людям, чувство прекрасного.

Здоровьесберегающие:

  • смена видов деятельности, физкультминутка.

Технологии:

  1. развивающего обучения;
  2. деятельностного подхода в обучении;
  3. личностно-ориентированного обучения.

Тип урока:

Урок развития речи.

Методы:

  • деятельный (процесс познания идет от учеников);
  • частично-поисковый;
  • проблемный (создание проблемной ситуации, которая помогла детям в открытии новых знаний);
  • практический.

Оборудование урока:

  • доска;
  • раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

  1. Работа с эпиграфом урока

… что есть красота,

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

(Н. Заболоцкий)

Как вы думаете, о чем эти строки?

Когда вы встречаете человека, на что в первую очередь вы обращаете внимание?

Всегда ли соответствует внешность характеру человека?

- «Сосуд, в котором пустота» – эта строчка говорит нам о том, что человек может быть прекрасным снаружи и «безобразным» внутри. И наоборот.

Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим на уроке?

  1. Фронтальная работа с классом

Ребята, а что такое литературный портрет?

Для чего словесный портрет вводится в художественное произведение?

Назовите основные элементы описания внешности. (Фигура, поза, лицо, глаза, волосы).

Итак, описание внешности используется писателем, как одно из средств характеристики героя.

  1. Викторина «Угадай героя»

Определите, о портретах каких героев идёт речь и ответьте на вопрос: «Какие элементы внешности использует автор при описании героя?»

  • «Что-то щелкнуло, и цветок распустился. Это оказался настоящий тюльпан, но в самой чашечке на зеленом стульчике сидела крошечная девочка. Она была такая нежная, маленькая, всего с дюйм ростом». (Дюймовочка, Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»)
  • «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда!.. Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира». (Снежная королева, Г.Х. Андерсен «Снежная королева»)
  • «У него было худое лицо, острые коленки, черные волосы и ярко-зеленые глаза. Он носил круглые очки, заклеенные скотчем и только благодаря этому не разваливающиеся. Единственное, что ему нравилось в собственной внешности – это тонкий шрам на лбу, напоминавший молнию». (Гарри Поттер, Дж. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень»)
  • «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья». (Герасим, И.С. Тургенев «Муму»)
  • «Что ж он видит? – Прекрасивых

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами». (Конёк-Горбунок, П. Ершов «Конёк-Горбунок»)

  • «Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело – отгонять птиц. Голова чучела была сделана из мешочка, набитого соломой, с нарисованными на нем глазами и ртом, так что получалось смешное человеческое лицо. Чучело было одето в поношенный голубой кафтан; кое-где из прорех кафтана торчала солома. На голове была старая потертая шляпа, с которой были срезаны бубенчики, на ногах – старые голубые ботфорты, какие носили мужчины в этой стране. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид». (Страшила, А. Волков «Волшебник Изумрудного города»)
  1. Беседа с классом

Внешность – это первое, что мы видим в человеке. Наш народ очень наблюдателен. О внешности он создал множество пословиц и поговорок. Прочитайте пословицы и попробуйте их объяснить.

  • С лица воды не пить;
  • Молодец красив, а на душу крив;
  • Глазами и кос, да на душу прям;
  • Хорош, пригож, а дела – ни на грош;

Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице? (Глаза).

Правильно, не даром существует пословица: «Глаза – зеркало души». Но не цвет и форма интересуют нас, а глубинная наполненность этих глаз, их выражение.

М.А. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника». Прочитав только этот отрывок, ещё ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали не его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

  1. Физкультминутка

Раз – подняться, подтянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.

  1. Лексическая работа

А сейчас проведём лексическую работу. Я зачитаю слова-определения глаз. Распределите эти слова в два столбика в зависимости от того, какие эмоции (положительные или отрицательные) они у вас вызывают.

Наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.

  1. Игра «Найди одноклассника»

Давайте разделимся на три группы и представим, что в каждой команде пропал один из ее участников. Нам нужно его найти. Для того, чтобы найти «пропавшего», необходимо дать точное описание его внешности и одежды. Я хочу, чтобы вы самостоятельно выбрали того, кто «пропал», но сделать это надо тихо, чтобы никто не услышал, потому что по вашему описанию мы постараемся угадать этого человека. Также вам необходимо выбрать одного человека, который будет представлять всю группу, читая описание «пропавшего». Напоминаю, оно должно быть верным, чтобы мы смогли найти этого ученика. (Для работы выдаются листы формата А4).

  1. Рефлексия

Выберете из предложенных вариантов два начала предложения и продолжите их.

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Я научился…
  • Мне захотелось…

«!» - ученик хорошо справился со всеми заданиями.

«?» - ученик справился не со всеми заданиями.

  1. Домашнее задание

Для учеников, которые подняли «!»: написать рассказ, включающий в себя описание внешности человека.

Для учеников, которые подняли «?»: найти в изученных литературных произведениях описание внешности персонажа (5 произведений).


90 процентов входящих рукописей очень похожи. Разумеется, сюжет в них разный и героев зовут не одинаково… Но есть в них печальное общее: отсутствие каких-либо составляющих, кроме диалогов и «неприхотливого» авторского текста, поясняющего, что вообще происходит, отчего тексты больше напоминают развернутые сценарии.

Возьмем простейшую вещь: описание внешности. Я проглядываю «писательские форумы» и знаю, что мнение о важности описаний внешности героев до сих пор существует. Но вот, что странно… встречаются они в современных рукописях в соотношении 1:30. То есть на тридцать входящих рукописей максимум в одной у меня есть шанс хотя бы узнать, как выглядит персонаж! Мне видится за этим пренебрежение к художественным текстам и банальное неумение пользоваться приемом. Будем учиться?..

Чтобы вы вспомнили, что это такое:
«...Габи бьет кулаком по столу, слезы текут вместе с краской по круглой веснушчатой физиономии к морщинкам около рта. Отец отворачивается к окну, он терпеть не может, когда она плачет, а может, ему просто не нравится видеть ее такой коровой зареванной.
Сейчас ее красавицей не назовешь. Это, конечно, ужасно несправедливо, что она совсем некрасивая. Вот был бы у нее рот маленький и аккуратный, и еще брезгливый носик, тогда, может, отец бы растрогался, что она такая хорошенькая. Бывает, что из-за одной только ямочки на щеке люди влюбляются по уши, даже если это не бог весть какая королева красоты. Но когда Габи ревет, какие уж там ямочки. Никаких у нее тогда ямочек нет, как ни прискорбно об этом сообщить.»
Давид Гроссман. Бывают дети зигзаги

Видим ли мы Габи? Да. Понимаем ли мы лучше, чем герой-подросток, что происходит между девушкой и его отцом? Конечно. Дело вовсе не в том, что ему не нравятся плачущие женщины! Габи плачет из-за него, но по каким-то причинам он не может/не хочет этого изменить и, отворачиваясь, прячется, в надежде, что все как-то само «разрулится». Узнаем ли мы лучше отца? Да: он не герой-любовник - это точно.
Попутно в этих двух абзацах автор решает еще две задачи:
- мы верим ему, что повествование ведется от лица подростка;
- понимаем, что чувствует наш герой: «некрасивая» (на самом деле очень милая, пухленькая и веснушчатая) Габи очень ему симпатична. И ему хочется, чтобы отношения отца и Габи изменились. Он видит отсутствие «внешних данных», которые бы помогли девушке пленить его отца, и впоследствии именно это (симпатия, сочувствие, желание, отсутствие детали, в которую можно было бы влюбиться) толкают героя на подвиг: украсть для Габи шарф актрисы и заполучить золотой колосок великого авантюриста – «магические элементы» для обретения счастья. Таким образом описание внешности здесь является двигателем и обоснованием сюжета.

Возьмем другое произведение:
«...У него есть ключи от собственной квартиры, но не от нашей.
Ричард похож на яхтсмена, какими я их себе представляю, - высокий, светловолосый, всегда собранный и подтянутый, даже по выходным. А может, наоборот, я представляю яхтсменов похожими на Ричарда, потому что он любит ходить под парусом. У него очень длинные ноги, под нашим кухонным столом они не помещаются, и ему приходится сидеть боком. По сравнению с мамой он кажется вообще великаном: она такая крошечная, что ей приходится покупать ремни для джинсов в детском отделе, а на ремешке для часов прокалывать еще одну дырочку, чтобы часы не свалились с руки.
Мама называет Ричарда "ваше совершенство" - из-за его внешности и еще потому, что он все знает. И каждый раз, когда она его так называет, Ричард постукивает себя по правой коленке. Это он напоминает, что правая нога у него короче левой. Ко всем его правым туфлям и ботинкам приделана платформа высотой в два дюйма, чтобы ноги получались одинаковой длины. Босиком он слегка хромает.
- Скажи спасибо своей ноге, - говорит ему мама. - Только из-за нее мы тебе и разрешаем к нам заглядывать.»
Ребекка Стед. «Когда мы встретимся»

Собственно, что в данном случае описание дает автору? Через него автор как бы между прочим знакомит читателя с важными обстоятельствами жизни и взглядов одной семьи. (Обратите внимание: избегая скучнейшего пояснительно-сказительного текста «…Эта девушка из неполной семьи. Мама давно одна, но к ним в гости заглядывал симпатичный яхтсмен. Она его за муки полюбила, а он ее – за состраданье к ним.») Мы же, читатели, испытываем радость от предугадывания событий: великан и крошечная мама - противоположности притягиваются, дополняют друг друга. И опять же, главное - мы знакомимся с самой героиней. Мы уже точно можем кое-что сказать о ее взаимоотношениях с матерью: мама тут - крошечный, хрупкий ребенок. Кстати, можете ли вы по описанию в первой главе предсказать, появятся ли у Ричарда ключи от этой квартиры в предпоследней?.. И кто именно вручит их ему?.. И снова: описание внешности определяет сюжет, отзовется в нем.

Не удержусь от еще одного показательного описания другого героя Гроссмана, которого разглядывает Амнон (наш главный герой-подросток).
«Пока он разглядывал меня, я не забывал о профессиональном долге. Итак, хозяин монокля был человек пожилой, лет семидесяти, очень загорелый, цвета темной меди, с приветливым лицом иностранца. Глаза круглые, ясные и улыбчивые, какие-то младенческие, несмотря на глубокие морщины возле уголков, а брови удивительные - толстые мохнатые треугольники над глазами. А что за нос! Большой, упрямый королевский нос, будто высеченный из камня. Перед таким носом сразу хочется пасть ниц. И волосы у хозяина монокля были красивые, ухоженные: седые, волнистые и гладкие, спускающиеся ниже ушей и завивающиеся, как у старых художников.»

Да, вы будете правы, когда скажете, что оно напоминает «словесный портрет». Так и есть. Но это отнюдь не от бессилия автора. Это художественный прием. Итак, что мы узнаем из этого отрывка?
Мы убеждаемся, что Амнон - сын полицейского (об этом уже говорилось, но мало ли, что нам сказали!). К тому же мы понимаем и то, о чем не рассказывал автор: отец много занимается с Амноном, делясь профессиональными навыками; он очевидно озабочен его безопасностью (интересно, почему?) и, похоже, слегка помешан на своей работе (наверное, на то есть причины). Автор где-нибудь говорит это? Нет! Обо всем этом мы просто догадываемся…
Что мы можем по этому описанию внешности сказать о самом Амноне? Что отец для него - герой, пример для подражания. В то же время (вероятно, в отличие от отца) он обладает богатым воображением. Искренне считая себя «прозорливым сыщиком», на самом деле - увлекающийся, впечатлительный подросток. Откуда мы знаем? Как этого добивается Давид Гроссман? Нам подсказывает это смешение стилей: в сухой «словесный портрет» закрадываются восторженные прилагательные и ряд художественных ассоциаций. Впоследствии Амнону предстоит сделать открытие, что он не такой, как отец, – это ключевая идея произведения. Заметьте, пожалуйста: автор описывает одного героя, а мы узнаем из этого описания совсем о других!

Что мне кажется главным, ради чего я это писала и о чем собиралась вам сообщить:

1. Описание внешности - это важно. И не только затем, чтобы дать читателю возможность «увидеть» ваш персонаж. Это полноправные составляющие текста, которые помогают решать самые разные авторские задачи.

2. Любое описание в тексте, в том числе - описание внешности, не существует само по себе: оно подчинено идее произведения и сюжету.

3. Нельзя подходить к внешности формально: «ой, надо же рассказать, как выглядит герой». Честно: если у него нет горба, палки или шрама на лице, или еще какого выдающегося предмета - формальное перечисление цвета глаз и высоты роста никому не интересно.

4. Внешность - это не только черты и размеры. Внешность - это внутренний мир. Внешность - это диалог с миром. И, конечно, часто внешность – действительно, судьба. Особенно, если вы какая-нибудь «Непослуха» или «Задом-наперед».

5. Описание внешности - не цель, а способ рассказа. При умелом использовании он помогает вам избежать десятков нудных абзацев, в которых вы вынуждены пояснять происходящее.

6. Решать задачки с описанием внешности может стать увлекательнейшим занятием, если вы знаете, зачем вы это делаете. Как творцу, вам должно быть невообразимо приятно двумя предложениями создать у читателя нужный вам образ, вызвать правильное отношение: «А что за нос! Перед таким носом сразу хочется пасть ниц» - все, уже удалось.

7. Кстати, о носах. Не будьте банальными. Самое главное: не будьте скучными! Из того, что мне встретилось в тридцати последних рукописях: «По ступенькам со второго этажа с грохотом спустился мистер Гордон Пипкин - в меру упитанный мужчина с длинным-длинным-длинным носом и невысоким-невысоким-невысоким ростом." Возможно, по замыслу автора это должно было вызвать улыбку. Но мне тут же вспомнился Карлсон, а затем и Сирано де Бержерак:

«..А я бы о таком, заметьте,
О выдающемся предмете
Острот набрал бы целые тома,
Меняя жесты и топа...
Вот, например, из не особо острых -
Тон описательный - так шутит новичок:
Как называете вы этот полуостров,
Который вырос между ваших щек?
Развязный тон, каким острят друзья:
Вам из стакана пить нельзя -
Побьет ваш нос посуду вашу!
Позвольте подарить вам чашу?
Или почтительно-умильный;
Вы этой башнею фамильной
Давно владеете? Наивный: С дальних мест
Вы этот монумент везли для дам столичных?
Любезный: Сударь любит птичек?
Он приготовил им вместительный насест!
Ехидный: Это что? Крючок для шляп? Удобный!
Платить не надо в гардеробной!
Тон нежный: Боже мой! От дождичка и ветра
Вы заказали зонтичек ему?
Тон удивленный: Извините, это -
Вам одному?
Доброжелательный: В пылу житейских гроз,
Фиаско потерпев в каком-нибудь вопросе,
Вам нелегко повесить нос,
Зато легко повеситься на носе!
Язвительный, чуть в сторону и косо:
Но, сударь, вам решительно везет:
Не видя дальше собственного носа,
Вы все же видите широкий горизонт!
Практический: Советовать вам смею
Для носа вашего устроить лотерею;
Я вам скажу с открытою душой,
Что получивший вещь такую
Имел бы выигрыш большой,
Имея радость небольшую.
Вот так острить могли б вы наобум,
Когда бы знания имели или ум.»

Все замечания, предложения, протесты и контраргументы присылайте, пожалуйста, на мою электронную почту,
Ваша Аня Амасова

В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Эффективное описание персонажа при работе над художественным или документальным текстом позволяет автору привлечь внимание читателя и задать тон всей истории. Станьте ушами, глазами и сознанием читателя. Удачно описанный герой всегда воспринимается живым и реальным, а создаваемый сознанием читателя образ позволяет уловить важные личные черты и прошлое персонажа.

Шаги

Часть 1

Внешний вид

    Продумайте образ персонажа. Такой профиль станет незаменимым помощником при работе над текстом и поможет определить, какие аспекты внешности героя следует непременно сообщить читателю.

    Сосредоточьте внимание на уникальных чертах и особенностях героя. Важно создать портрет интересного человека, чтобы читатель захотел узнать о нем как можно больше.

    Используйте необычные словосочетания вместо простых эпитетов. Скупая “полицейская сводка” может точно описывать внешность, но оставить читателя равнодушным. Задействуйте метафоры, чтобы сопоставлять несвязанные между собой черты. В качестве примеров метафор можно привести такие выражения, как “снежное покрывало”, “золотое сердце” и “глухое сознание”.