Горе от ума тесты и викторина. Урок–викторина "Счастливый случай" по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Тема «музыкальный инструмент»

Предварительный просмотр:

ТЕСТ

ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».9 класс

1 вариант

1.Кому принадлежит высказывание о том, что в комедии "Чацкого роль - роль страдательная....":

2.Действие комедии длится:

а) 1 день; б) неделю; в) 2 дня; г) 3 дня.

3.Завязкой драматического конфликта в пьесе является:

а) бал у Фамусова; б) встреча Чацкого с Софьей; в) спор с Фамусовым во втором действии; г) приезд Чацкого в дом Фамусовых.

4.Напишите, как зовут этих героев комедии :

Чацкий - … , Молчалин-...

5.Что заставило Чацкого некогда уехать из Москвы?

6.Сколько времени Чацкий отсутствовал в Москве?

А)3 месяца; б) 3 года; в) 5 лет; г) полгода.

7.Кто воспитывал Софью?

а) мадам Розье; б)мосье Бопре; в) старуха Хлёстова; г) Вральман.

8.Сколько лет жил у Фамусова Молчалин?

а) год; б) 3 года; в) 10 лет; г) 5 лет.

9 . Молчалин приехал в Москву из:

а) Петербурга; б) Саратова; в) Твери; г) Бордо.

10. Выражение «Злые языки страшнее пистолета» принадлежит:

а) Фамусову; б) Молчалину; в) Чацкому; г)Софье; д) Лизе; е) Репетилову.

11. Молчалин получил в Москве чин:

а)коллежского асессора; б)статского советника; в) коллежского регистратора; г)титулярного советника.

12.Кого в комедии «учёностью не обморочишь»?

а) Молчалина; б)Скалозуба; в)Тугоуховского; г)Фамусова.

13.Кто в комедии «и золотой мешок, и метит в генералы»?

14.Закончите строки: а) «Служить бы рад, …»;

15.Опишите жизненные принципы Молчалина

16.Куда уезжает Чацкий в конце пьесы?

ТЕСТ

ПО КОМЕДИИ А.С.ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».9 кл.

2 ВАРИАНТ

1.Кому принадлежит высказывание о том, что"Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой"

а) Пушкину; б) Грибоедову; в) Гончарову; г) Белинскому.

2.Напишите, как зовут этих героев комедии :

Фамусов -… , Скалозуб -… .

3.Закончите строки: «Счастливые …».

4. Кто из этого списка не является героем комедии «Горе от ума":

Горич, Фамусов, Лиза, Молчалин, Загорецкий, Тугоуховский, Бобчинский, Репетилов, Хлёстова.

5.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"?

а)Драматическое произведение

б)Реалистично описаны чувства героев

в)Романтическое произведение

6.Какой из перечисленных фактов не связан с биографией А.С.Грибоедова?

а)Во время Отечественной войны 1812 года поступает в армию.

б)После восстания декабристов был арестован и осужден.

в)Знал много иностранных языков.

г)Играл на фортепьяно, сочинял музыку .

7.Укажите, какое из перечисленных событий связано с биографией Грибоедова ?

а)Погиб в Тегеране при нападении на русское посольство.

б)Служил в действующей армии на Кавказе и погиб на дуэли в Пятигорске.

в)Погиб на дуэли с человеком, который был его свояком, то есть они были женаты на сёстрах.

8.Кто стал виновником зарождения слуха о сумасшествии Чацкого?

9.Каково воинское звание Скалозуба?

10 Кому из героев комедии принадлежит такое высказывание: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; об них как истинный философ я сужу…»?

а)Фамусову; б)Чацкому; в) Молчалину; г)Скалозубу.

11.Кому из героев произведения дана следующая характеристика?

Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...

12. Укажите тип конфликта, который разворачивается в пьесе «Горе от ума».

а)любовный, б)социальный, в)любовный и социальный, г)семейный

13. Каким образом Максим Петрович заслужил расположение при дворе?

14. Назовите героя:

« чувствителен, и весел, и остер»

15. Кому принадлежат следующие слова?

Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.

16.Кто написал критическую статью на комедию "Горе от ума"? Как она называется?

ключи вариант 1

1.В

2.А

3.Г

4.Александр Андреевич Чацкий, Алексей Степанович Молчалин

5.А

6.Б

7.А

8.Б

9.В

10.Б

11.А

12.Б

13.Скалозуб

14.Служить бы рад, прислуживаться тошно.

15. Угождать все людям без изъятья

16.В Саратов

ключи вариант2

1.В

2.Фамусов ПавелАфанасьевич, Скалозуб Сергей Сергеевич

3.Счастливые часов не наблюдают

4. Бобчинский

5.В

6.Б

7.А

8.Софья

9.полковник

10.Г

11.Максим Петрович

12.В

13.Специально упал перед императрицей, чтобы рассмешить её

14. Чацкий

15. Лиза

16."Мильон терзаний" И.А.Гончаров

ОЦЕНКИ

16-15 "5"

14-13"4"


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №14 г. Коврова Владимирской области
Викторина
по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Подготовила учитель русского языка и литературы
Алешина Наталья Алексеевна
г. Ковров
Пояснительная записка
Участие в литературных викторинах требует от обучающихся знаний литературных произведений, отдельных событий литературной жизни и биографий писателей.
Литературные викторины приучают к внимательному чтению текстов, тренируют память, обогащают знаниями в области литературы и умением анализировать произведения.
Данная викторина может быть проведена на литературном вечере, посвященном творчеству А.С.Грибоедова, читательской конференции, заседании литературного клуба и т.д.
Грибоедовская викторина
В 1825 году Пушкин жил в ссылке, в селе Михайловском. В одном из своих писем к Бестужеву он, подробно разбирая бессмертное произведение Грибоедова «Горе от ума» и восхищаясь изумительным народным языком комедии, писал: «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицу».
И действительно, многие грибоедовские слова стали крылатыми. Часто мы их произносим, не зная даже, кому из действующих лиц они принадлежат. Прочтите внимательно «Горе от ума», и вам нетрудно будет найти ответы на помещенные ниже вопросы.
1.Кто из действующих лиц «Горе от ума произносит следующие слова:
«Грех не беда, молва нехороша».
«А судьи кто?»
«Петрушка, вечно ты с обновкой, с разодранным локтем».
«Счастливые часов не наблюдают».
«Мне завещал отец: //Во-первых, угождать всем людям без изъятья…»
«…говорит, как пишет!»
«Блажен, кто верует, тепло ему на свете!»
«Свободен, вдов, себе я господин...//Монашеским известен поведеньем!..»
«…ври, да знай же меру…»
«А как не полюбить буфетчика Петрушу!»
2. В какое время года – зимой, летом или весной – и в какой день недели развертываются события пьесы, действие которой происходит в течение одного дня, с утра до вечера?
3. Какой орден, когда и за что получил Скалозуб?
4. Как звали дедов Чацкого и Софьи – по отцовской и материнской линиям?5. На ком был женат Репетилов?
6. Была ли у Софьи еще тетушка, кроме Хлестовой?
7. Где находилась комната Молчалина?
8. Кто из фамусовских гостей единственный усомнился в безумии Чацкого?
9. Сколько лет Софье?
10.Назовите два таланта Молчалина.
11.Как звали дядю Фамусова? Кем он был?
12.Кого с собой привезла на бал старуха Хлестова?
13.В какой дивизии служил Скалозуб?
14.Кто предлагает: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь»?
15.Какой фразой заканчивается комедия?
Ответы
1.
1. Лиза (1 действие, явление 5)
2.Чацкий (2 действие, явление 5)
3.Фамусов (2 действие, явление 1) 4.Софья (1 действие, явление 3)
5.Молчалин (действие 4, явление 12)
6.Возмущается Фамусов Чацким (2 действие, явление 2)
7.Произносит Чацкий (1 действие, явление 7)
8.Фамусов (1 действие, явление 4)
9.Говорит Репетилову Чацкий (4действие, явление 4)
10.Говорит Лиза (2 действие, явление 14)
2.Действие комедии происходит в четверг, зимой:
«У нас там общество, и тайные собранья// По четвергам. Секретнейший союз…» (Репетилов, 4 действие, явление 4)
«И день и ночь по снеговой пустыне, //Спешу к вам, голову сломя» (Чацкий, 1 действие, явление 7)
3.Орден Анны на шее, 3 августа, за сидение в траншее.
«За третье августа; засели мы в траншею:// Ему дан с бантом, мне на шею» (2 действие, 5 явление)
4.Дедов Чацкого звали Илья и Алексей
«…Вот-с – Чацкого, мне друга,//Андрея Ильича сынок». (Фамусов, 2-е действие, явление 5)
«По матери пошел, по Анне Алексевне;//Покойница с ума сходила восемь раз…» (Фамусов о Чацком, 3-е действие, явление 21)
5.Репетилов был женат на баронессе фон Клоц,
«…тогда//Барон фон Клоц в министры метил, //А я// К нему в зятья…»
«…Женился, наконец, на дочери его…» (Репетилов, 4-е действие, явление 5)
6.Кроме Анфисы Ниловны Хлестовой, у Софьи была еще одна тетушка – Прасковья.
«…мне и сестре Прасковье// Двоих арапченков на ярмарке достал…» (Хлестова, 3-е действие, явление 10)
7.Комната Молчалина находилась под лестницей.
«Молчалин, вот чуланчик твой». (Хлестова, 4-е действие, явление 8)
8.Платон Михайлович Горич, бывший однополчанин Чацкого
«Ну все, так верить поневоли;// А мне сомнительно».(4 действие, явление 21)
9.Софье 17 лет:
«…а теперь,//В семнадцать лет вы расцвели прелестно». (Чацкий, 1-е действие, явление 7)
10.Умеренность и аккуратность. (3действие, явление 3)
11.Дядю Фамусова звали Максимом Петровичем. Был он «вельможей в случае», т.е.пользовался благоволением императрицы Екатерины Второй.
«Вот то-то, все вы гордецы!» (2-е действие, явление 2. Монолог Фамусова)12.Старуха Хлестова привезла на бал арапку-девку да собачку.
«От скуки я взяла с собой// Арапку-девку да собачку» (3 действие, явление 10)
13.Скалозуб служил в 15-й дивизии.
«У нас, в пятнадцатой дивизии, не далее, //Об нашем хоть сказать бригадном генерале». (Скалозуб, 2-е действие, явление 4).
14.Это предлагает сделать Фамусов (3 действие, явление 21).
15.Комедия заканчивается словами Фамусова:
«Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Источники
1. А.С.Грибоедов. Горе от ума. Комедия в четырех действиях, Ленинград «Детская литература», 1972.
2. http://www.booksite.ru/department/center/helpl/vik_rus_read_11.htm


Гг.


Традиции и новаторство Соблюдение правил единства места и времени Соблюдение правил единства места и времени «говорящие» фамилии «говорящие» фамилии Традиционные амплуа(Чацкий- резонёр, глупый отец и т.п.) Традиционные амплуа(Чацкий- резонёр, глупый отец и т.п.) Отсутствие единства действия Отсутствие единства действия Отказ от 5 действия Отказ от 5 действия Историзм Историзм Новаторство в языке Новаторство в языке Характеристика персонажей Характеристика персонажей


Конкурс знатоков афоризмов Счастливые часов Счастливые часов не наблюдают. не наблюдают. (Софья) (Софья) Грех не беда, Грех не беда, молва нехороша. молва нехороша. (Лиза) (Лиза) И дым Отечества И дым Отечества нам сладок и приятен. нам сладок и приятен. (Чацкий) (Чацкий) Минуй нас пуще всех печалей Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь. и барский гнев, и барская любовь. (Лиза) (Лиза) Ах! Злые языки Ах! Злые языки страшнее пистолета. страшнее пистолета. (Молчалин) (Молчалин)


Молчалины блаженствуют Молчалины блаженствуют на свете. (Чацкий) на свете. (Чацкий) Ум с сердцем Ум с сердцем не в ладу. (Чацкий) не в ладу. (Чацкий) И золотой мешок, И золотой мешок, и метит в генерала. (Лиза) и метит в генерала. (Лиза) Блажен, кто верует, Блажен, кто верует, тепло ему на свете. (Чацкий) тепло ему на свете. (Чацкий) Ума в нем только мало, Ума в нем только мало, но чтоб иметь детей, кому ж ума недоставало. но чтоб иметь детей, кому ж ума недоставало. (Чацкий о Молчалине) (Чацкий о Молчалине) Герой…. Герой…. не моего романа. не моего романа. (Софья) (Софья) Служить бы рад, Служить бы рад, прислуживаться тошно. прислуживаться тошно. (Чацкий) (Чацкий)


Литературная викторина Сколько лет не было Чацкого? Сколько лет не было Чацкого? (3 года) (3 года) Сколько душ надо было иметь, чтоб стать мужем Софьи? Сколько душ надо было иметь, чтоб стать мужем Софьи? (2 тыс.) (2 тыс.) Сколько раз сходила с ума мать Чацкого? Сколько раз сходила с ума мать Чацкого? (8 раз) (8 раз)


Сколько душ было у Чацкого? Сколько душ было у Чацкого? (300 душ) (300 душ) 2 правила Молчалина 2 правила Молчалина (умеренность и аккуратность) (умеренность и аккуратность) Какой репликой заканчивается комедия? Какой репликой заканчивается комедия? (Ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?) (Ах боже мой, что станет говорить княгиня Марья Алексеевна?)

Литературная викторина

Тема А.С. Грибоедов «Горе от ума»

1 Когда была написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума?» (в 1824 году)

2 Первоначальное название пьесы? (« Горе уму»)

3 Где происходят события комедии? (В Москве; в доме Фамусова),

4 В течение какого времени происходят все действия комедии,

(Одних суток - начинаясь на рассвете одного зимнего дня и заканчиваясь под утра следующего).

5. Из скольких действий состоит комедия? (Из 4х действий).

    Назовите фамилию управляющего в казенном месте.

(Павел Афанасьевич Фамусов).

7. О ком следующие слова Фамусова «Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, и в чтенье прок-от не велик; Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится» (О Софье Павловне)

8. Секретарь Фамусова, живущий у него в доме? (Алексей Степанович Молчалин).

9. Кому Фамусов говорит: « Друг. Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?». (Молчалину).

10. Какое время для Фамусова являлся «Золотым веком».

(Прошедший век).

11, Сон Софии, где есть « и черты и любовь и страхи и цветы». На какое произведение русского поэта похожа данная ситуация?

(В.А Жуковский « Светлана»)

12. О ком говорит Лиза: « а он в ответ: « Недаром Лиза плачу кому известно, что найду я воротясь? И сколько, может быть, утрачу! «Бедняжка будто зная, что года через три…. (О Чацком).

13. Кому из героев комедии принадлежат крылатые слова «И дым отечества нам сладок и приятен». (Чацкому).

14. Откуда вернулся Чацкий? (Из Петербурга).

15. Кто такой Скалозуб? Каковы его идеалы?.

(Полковник, мечтает «чины добыть любым путем», метит в генералы).

16. Какой случай убедил Чацкого в там, что Софья любит не его, а Молчалина? (Падение Молчалина с лошади).

17. Чьи эти слова; о ком они? «Чудеснейшего свойства

Он, наконец; уступчив, скромен, тих,

В лице ни тени беспокойства,

И на душе поступков никаких чужих и вкривь и вкось не рубит,- Вот я за что его люблю. (Слова Софьи о Молчалине)

18. Каково отношение Фамусова к книгам, к образованию?

« Ученье – вот чума, ученость - вот причина»

«И впрямь с ума сойдешь, от этих, от одних, от пансионов, школ, лицеев» (Хлестова)

« Забрать все книги бы да сжечь» (Фамусов).

19.Кто из героев не произносит ни слова, хотя его имя упоминалось в произведении? («Петрушка»)

20. Кто говорит: «Мильон терзаний» (Чацкий)

21. О ком Фамусов говорит:

«Ну что? Не видишь ты, что он с сума сошел. Скажи

серьезно; Безумный!» (О Чацком).

1.ТЕМА «ИМЕНА»

    Её имя означает «мудрость». (Софья)

    Имя слуги Фамусова. (Петрушка)

    Имя этой героини- древнееврейское, означает «божья клятва» (Лиза)

    Его фамилия означает в переводе «повторять» (Репетилов)

    Как звали родителей Чацкого? (мать- Анна Алексеевна, отец- Андрей Ильич)

2.ТЕМА «ИНТЕРЬЕР»

1.»Дом зеленью окрашен в виде рощи». Мы используем ЭТО и сейчас. Что это?(Обои)

2. Что такое тафта? (шелковая блестящая материя)

3. Где в доме Фамусова устраивали балы? (в зале)

4. На какой посуде ел Максим Петрович? (на золотой)

5. В какой комнате дома Фамусова начинается действие комедии? (в гостиной)

3.ТЕМА «ЧИНЫ И ЗВАНИЯ»

    Должность Молчалина в доме Фамусова. (секретарь)

    Кем был по должности Фамусов? (управляющий в казенном месте)

    О каком звании мечтаем Скалозуб? (генерал)

    Кем служил Максим Петрович? (камергер)

    Важные чины в Москве. (тузы)

4.ТЕМА «ГЕОГРАФИЯ»

    Откуда приехал Чацкий? (из Спб)

    В каком городе происходит действие комедии?(в Москве)

    Из этого города Молчалин. (из Твери)

    В этот город Фамусов грозит сослать Лизаньку. (Саратов)

    Лиза говорит, что Чацкий лечился на «кислых водах». (Кисловодск)

5.ТЕМА «ОБРАЗОВАНИЕ»

    Эти учебные заведения, по мнению героев комедии, -

причина сумасшествия молодежи.(университеты)

    Фамусов крепко спит именно от ЭТОГО. (русские книги)

    Этого героя «ученостью не обморочить».(Скалозуб)

    Кто в комедии называет себя «истинным философом» ?(Скалозуб)

6.ТЕМА «РОДСТВЕННИКИ».

    Кем приходится Софья Хлестовой? (племянница)

    Максим Петрович для Фамусова. (дядя)

    Что хлопотно для Фамусова? (« быть взрослой дочери отцом)

    Платон Михайлович для Натальи Дмитриевны. (муж)

    Старуха Хлестова для Фамусова. (свояченица)

7. ТЕМА «ПОРТРЕТ»

    «Не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж и дожил до седин». (Фамусов)

    «Созвездие маневров и мазурки». (Скалозуб)

    Курчавая, горбом лопатки. (Арапка-девка)

    «На цыпочках и не богат словами». (Молчалин)

    «Умен, остер, красноречив, в друзьях особенно счастлив»(Чацкий)

8.ТЕМА «СЛОВАРЬ»

1.Краткое изречение. (афоризм)

2. Что такое «дымка»? (вуаль)

3. Кто такой «пономарь»?(служитель церкви)

4. Что означает слово «комиссия» в реплике Фамусова «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!»? (комиссия в переводе с лат-«поручение», в нач.19 века- хлопоты, беспокойство)

5. Что такое «тупей»? (прическа- пучок волос, взбитый надо лбом)

9.ТЕМА «ЗАКОНЧИ ФРАЗУ»

    «Свежо предание…»(да верится с трудом)

    «Злые языки страшнее.. (пистолета)

    «Счастливые часов… (не наблюдают)

    «Служить бы рад… (прислуживаться тошно)

10. ТЕМА «ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ»

    Ремарка - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе.

    Действи е - законченная часть пьесы или спектакля.

    Пьеса - драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.

    Реплика - элемент сценического диалога.

    Комедия - жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы.

11. ТЕМА «АЛЕКСАНДР ГРИБОЕДОВ»

1. На каком инструменте играл Грибоедов? (рояль)

2. Каким произведением, кроме «Горя от ума», известен А.С. Грибоедов? (вальс)

3. За ЧТО Грибоедов был щедро награжден и возведен в ранг полномочного министра-резидента России в Персии? (Заключение Туркманчайского мира с Персией, выгодного для России)

4. Сначала за границей- в 1858 году, затем в России- в 1862 году. О чем речь? (издание комедии «Горе от ума»)

5. Кого А.С.Грибоедов называл «Мадонной Мурильо»? (Нину Чавчавадзе)

12. ТЕМА «ЧЬИ СЛОВА?»

1. Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится. (Фамусов)

2. Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь! (Лиза)

3. Счастливые часов не наблюдают. (Софья)

4. Карету мне! Карету! Чацкий)

5. Злые языки страшнее пистолета (Молчалин)

ФИНАЛ

1.ТЕМА «КАРТЫ»

«Батюшка с мадамой за….». Назовите карточную игру. (Пикет, рассчитана на двух игроков)

2.ТЕМА. «МИФОЛОГИЯ»

«Все девушкой, Минервой/, все фрейлиной Екатерины Первой?»- Чацкий в этих словах упоминает богиню древнеримской мифологии. Богиней ЧЕГО являлась Минерва? (мудрости).

3. ТЕМА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ»

С каким инструментом сравнил Чацкий Скалозуба и почему? («Хрипун, удавленник, ФАГОТ»- фагот- труба низкого звучания.)

4. ТЕМА «КАРЬЕРНЫЙ РОСТ»

Благодаря ЧЕМУ карьера Максима Петровича, дяди Фамусова, пошла в гору? (оступился на куртаге- приёмном дне при дворе)

5.ТЕМА « РАБЫ И ГОСПОДА»

После того, Фамусов застал Софью наедине с мужчиной(-Молчалиным), он грозит наказанием своим слугам. ЧТО грозило Лизаньке и Фильке?(Лизаньке- стать птичницей, Фильке- поселение)

    ТЕМА «НАГРАДЫ»

О ЧЁМ РЕЧЬ- «Ему дан с бантом, мне- на шею»? (ордена св.Владимира 4 степени и св.Анны 2 ст.- носили на шейной повязке)

    ТЕМА «ИСТОРИЯ»

«Сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма»- говорит Чацкий. Назовите год завоевания Крыма и взятия крепости Очаков. (1783)