Традиции чаепития народов ханты и манси. Ханты


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ – ЮГРА

ГОРОД ПОКАЧИ

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Солнышко»

Конкурс учебно-исследовательских и творческих работ

«Юность в науке»

Направление:

Социально-гуманитарные

« Быт и традиции народов ханты»

воспитанница группы «Росинка»

Колозякова Майя Сергеевна

Научный руководитель:

воспитатель МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

Гасанагаева Файиза Абдулвагабовна

2016

Содержание

    Аннотация……………………………………………………………………………....

    План исследований……………………………………………………………………..

    Описание работы………………………………………………………………………..

    Список используемой литературы……………………………………………………

    Приложения…………………………………………………………………………….

«Быт и традиции народов ханты»

    Аннотация

Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. А все ли знают, что он уникален и чем? На занятии по ознакомлению с окружающим, выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста знают о быте и традициях народов Севера. Эти заблуждения явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос.

Актуальность: Мы родились и растем на Югорской земле. У каждого из нас растет потребность знать край, в котором мы живем. Посетив наш краеведческий музей, мы узнали о жизни коренного населения Севера ханты и манси. У нас пробудился интерес к более глубокому изучению родного края. Нам захотелось узнать о народах ханты, как возник этот угорский народ. Как живут и какие традиции у коренных народов Севера. После исследования нам захотелось самим проиллюстрировать жизнь этих народов.

Гипотеза: Мы мало знаем о том, как живут народы ханты и манси.

Цель: Расширить представления детей о жизни народов ханты и манси, их быте, традициях, культуре; развивать познавательные и творческие способности детей; воспитывать уважение к коренным народам Югры, патриотические чувства.

Задачи:

1. Узнать историю происхождения народов ханты и манси. Познакомиться с коренными жителями Ханты-Мансийского автономного округа.

2. Познакомиться с образом жизни, традициями, культурой коренных народов Севера.

3. Познакомить с орнаментом коренных народов, научить детей рисовать некоторые узоры.

4. Обогащать словарь воспитанников: нарты, малица, кисы, чум, лабаз, нырики, акань и др.

5. Воспитывать уважение к культуре народов ханты и манси.

В рамках исследования были использованы следующие методы и приёмы работы:

    Изучение литературы,

    Опрос,

    Сбор информации.

Вывод: Мы часто слышим слово РОДИНА. Что же это такое? Одни могут сказать, что Родина это место, где родился и вырос. Другие ответят, что это родной дом, где он сделал первый шаг, произнес первое слово. Для себя мы сделали вывод, что несмотря на то, что ханты и манси относятся к малочисленным народам, они вносят огромный вклад в развитии культуры нашего края. Благодаря этому проекту мы могли самостоятельно отыскать ответы на многочисленные вопросы. Этот проект научил нас беречь любить родной край, уважать культуру и традиции коренных народов Севера.

    План исследований

Этапы проекта:

    Подготовительный этап

Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.

Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений.

    Основной этап.

    История хантов

    Одежда хантов (мужская и женская)

    Обычаи и традиции,

    Хантыйская утварь

    Жилище хантов

Чтение художественной литературы по теме: хантыйские сказки

Рисование.

"Орнаменты и узоры»"

Аппликация

"Заячьи уши"

Просмотр иллюстраций в книгах, фото и видео материалов, заучивание стихов.

Чтение сказки.

Просмотр мультфильмов «Щука», «Баюн», «Хвастливый мышонок»

Оформление хантыйского уголка..

3.Заключительный этап.

Литературные произведения «Кот», «Три сына»

Презентация проекта.

Выставка хантыйского уголка.

Постановка хантыйской сказки «Кот»

3.Описание работы

В нашей группе был организован «Хантыйский уголок». Создать уголок помогли воспитатели, родители и дети. Дети нашей группы узнали историю Хантов. Узнали многое о традициях и обычаях хантыйского народа. Также на выставке дети узнали, что одежда у хантов шьется из оленей шкуры, что не все ханты живут в городе, а есть которые еще живут и в лесу. Во время оформления хантыйского уголка, дети также познакомились с хантыйскими орнаментами, узорами, домашней утварью. Узнали, что женская одежда вышивается бисером. Познакомились поближе с конструкцией чума, узнали, что он из себя представляет. Дети также узнали, что ханты занимаются не только оленеводством, но и рыболовством и охотой. Поближе познакомились с пищей хантов, узнали, что ханты в пищу употребляют большое количество рыбы и олене мясо. Большую радость детям доставила примерка хантыйской одежды, во время постановки хантыйской сказки «Кот». Также посетили краеведческий музей, где нам была представлена большая информация о хантах, как они живут, чем занимаются.

История возникновения народов ханты.

Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») – народ в РФ. До начала 20 века русские называли ханты остяками (возможно, от «астях» - «народ большой реки», еще ранее, до 14 века – югрой, югричами. В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине второго тысячелетия до нашей эры из степей. Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на Севере до Барабинских степей на юге. До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен – княжества. В 1930 году был создан Ханты- Мансийский национальный (теперь автономный) округ. Говорят ханты на хантыйском языке. Письменность также создана в 1930 году на основе латинского алфавита, а в 1937 году – русского.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и обские угры. Язык хантов относят к угорским. Численность хантов – 22, 3 тысячи человек. В настоящее время ханты и манси живут в Ханты-Мансийском и Ямало- Ненецком автономных округах Тюменской области,

Быт коренных народов Севера

Брак и семья

Главой в семье хантов и манси считается мужчина, а женщина во многом подчинялась ему. Бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина. Посуду из бересты делали женщины, а из дерева мужчины. Мужчины, при необходимости, могут сами приготовить пищу. В современных молодых семья все чаще мужья помогают женам в тяжёлых работах – доставке воды, дров. Когда в хантыйской семье появлялся на свет новый человек, здесь его ждали сразу четыре мамы. Первая мама - которая родила, вторая – принявшая роды, третья – та, что первой подняла ребенка на руки, и четвертая – крестная мама. У ребенка было две колыбели – это берестяная коробочка и деревянная с берестяной спинкою.

Жилище

Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубленные дома или дома в виде пирамид, нередко с земляной крышей. Отапливались зимние постройки открытым глинобитным очагом-чувалом или железной печкой. Летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Сколько же домов имеет одна хантыйская семья? У охотников - рыбаловов четыре сезонных поселения. Любая постройка называется «кат, хот», к этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая. Охотники зимой во время промысла жили в лесу в избушках. Оленеводы, кочуя со стадами оленей, жили на стойбищах в чумах, зимой крытыми оленьими шкурами, летом из бересты. В чумах жили и рыболовы. Около 30 типовых жилых построек насчитывается у хантов и манси, среди них священные амбарчики, домики для рожениц.

Постройки располагались разбросано: жилой дом (зимний и летний), один или несколько хозяйственных амбарчиков, навесы для хранения имущества, глинобитная печь для выпечки хлеба под навесом, открытый летний очаг, вешала для просушки сетей, для вяления рыбы, иногда собачьи домики.

Хантыйская изба

Хантыйский чум

Домашняя утварь

Посуда, мебель, игрушки делались из дерева. У каждого мужчины был свой нож, и учиться обращаться с ним мальчишки начинали очень рано. Огромное количество вещей делалось из бересты. Применялось десять способов орнаментации материала: выскабливание, тиснение, ажурная резьба, аппликация, раскрашивание и другие.

Одежда

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из нитей плели пояса и подвязки для обуви, а га иглах вязали носки. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером. В меховой одежде сочетаются белый и темный цвета, отделка цветным сукном (красным, зеленым). Летом традиционный костюм женской одежды были платья, распашные халаты(сатиновый или суконный). Зимой они одевали глухую одежду из оленьих шкур двойные шубы (ягушка, сах) и кисы, на голове – платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья). Мужская одежда – рубаха, штаны. Мужчины зимой также одевали глухую одежду: малицы и гуси (сокуи) с капюшоном, кисы.

Пища коренных народов

Основной пищей обских угров считается рыба, ее употребляют круглогодично в сыром, вареном, вяленом, копченом, сушеном, жареном и соленом виде. В летнее время варят уху, жарят подовушку, коптят, вялят и солят рыбу. В зимнее время излюбленным кушаньем являтся строганина (патанка) – свежемороженая рыба. На зиму заготовляют копченую рыбу (чомых), сушеную (пачи, ехул). Из сушеной рыбы толкут порсу – рыбью муку, из которой варят похлебку, пекут хлеб, добавляя в муку, часто перемешивают с сушеной и свежей ягодой. Лакомством являются брюшки, потроха белой рыбы. Летом из чистых кишок, икры и потрохов делают варку с вареной рыбой и ягодами, особенно с толченой черемухой. Никаких и в приготовлении рыб ханты и манси не используют.

Второй продукт питания ханты и манси – мясо. Мясо оленя и лося употребляют в пищу сырым, вареным, жареным, вяленым и копченым. Лакомством является сырая и мороженая печень, сырая теплая кровь оленя, костный мозг. Мясо варят в больших котлах, едят обычно полусырым. Едят обские угры и медвежье мясо, но только варят без соли. Впрок заготовляют сушеное лосиное мясо, топленое сало.

В летнее время в пищу употребляют ягоды. Сушат черемуху, смородину, чернику. Толченую черемуху смешивают с мукой, пекут лепешки, едят с рыбьим жиром или варкой. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми.

Охота

Охотничий промысел разделялся на мясной (на крупного зверя или птицу) и пушной. Основную роль играл пушной промысел, на первом месте которого стояла белка, а в отдаленном прошлом – соболь. Боровую птицу добывали ловушками, промышляли птицу и ружьём. Главная охота на боровую дичь проходила осенью, а на водоплавающую птицу охотились весной и летом.

Рыболовство

Ханты и манси селились вдоль рек и знали реку не хуже леса. Рыболовство было и остаётся одной из основных отраслей хозяйства. С рекой ханты и манси связаны с детства и на всю жизнь. Основные промысловые рыбы на Оби и Иртыше: муксун, нельма, осетр, сырок, стерлядь, щука, язь.

Оленеводство

Ханты и манси стали заниматься оленеводством с 13 – 15 веков, обучившись этому занятию у северных соседей – ненцев. Олени заменяют им всех домашних животных: овец, коров, лошадей. Оленьи упряжки служат средством передвижения для народов Севера. Шкура оленя – материал для развития национальной культуры – из нее шьют одежду (малицы, кисы), делают различные сувениры. Утепляют жилище. Из рогов изготовляют различные орудия труда, используют в косторезном промысле, в изготовлении лекарства. По одному оленеводческому совхозу имеется в Березовском и Белоярском районах, их стада насчитывают 20 тысяч голов. В остальных районах олени содержатся в основном в личных подсобных хозяйствах.

Средства передвижения

Основной транспорт – лодка. Жизнь ханты и манси так тесно связана с водой, что их трудно представить без лёгкой долблёной лодки, называемой облас или обласок. Обычно облас изготовляли из осины, но если его перетаскивали по суше то использовали кедр, так как он легче и не намокает в воде.

Лыжи

Зимой для передвижения использовали лыжи. Ходить учились с 6-7 лет. Основу лыжи делали из древесины сосны, кедра или ели. Лыжи из одной деревянной части называли – голицами, а где скользящая часть обклеивалась мехом из камусов оленя или лося – поволоками.

Нарты

Основной транспорт зимой – нарты – ручные (собачьи), либо оленьи. Ручная нарта – используется хантами повсеместно. Общие очертания: двухполозая, длинная, узкая, трапециевидная в поперечном разрезе на одной линии с нащепали.

Традиционные и религиозные представления

Вероисповедание – православие. При этом сохраняются традиционные верования. У коренных народов Сибири развит культ медведя, в прошлом каждая семья хранила в доме медвежий череп. Широко распространено у хантов почитание лося (символ достатка и благополучия), лягушки (дарит семейное счастье, детей), искали поддержку у деревьев, почитают огонь, сильны представления о духах-хозяева местности, которые изображались в виде идолов. Волк считался созданием злого духа Куля.

Музыкальные инструменты

Санквылтап (манс. – звенящий) музыкальный инструмент в форме лодки Имеет более пяти струн. Изготовляется из осины. Чаще всего он звучит на Медвежьем празднике. Чисто женский инструмент наркас – юх и санквылтап, томран (косточка с жилкой) Его изготовляет обычно местная мастерица.

Литература

1. Югория: Энциклопедия Ханты- Мансийского автономного округа. В 3 – х т. – Ханты- Мансийск: 2000 г.

2.Край родной: Азбука краеведения. - Екатеринбург: 2001 г.

3. Югра: региональный журнал, 2003 – 2013 г.

4.Формирование этического самосознания у дошкольников на основе традиций Севера. – Ханты – Мансийск: 2002 г.

5.Интернет ресурсы:

- Xant . net . ru /

- Ru / Wikipedia . org / wiki /Ханты

Петухов Дмитрий Григорьевич

Аннотация.

Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. А все ли знают что он уникален и чем? На уроке географии, в беседе с обучающимися 6 «А» класса, выяснилось, что не все знают об уникальности быта народов севера. Оказывается, что среди многих обучающихся бытует различные заблуждения на этот счет. Эти заблуждения явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос. К тому же, мы должны обладать информацией о своей малой родине, о населяющих ее народах, об особенностях их культуры.

Изучая много самой разнообразной литературы, наткнувшись на информацию о народах севера ханты и манси, я узнал об истории появления этого народа на территории ХМАО – Югры. Надо отметить, что это очень интересные сведения, которые уходят веками в прошлые тысячелетия.

Не менее интересными являются сведения о быте этих народов. Я узнал, что существует много обособленного в быту и не похожего на другие.

Цель: изучить источники об истории появления коренных народов севера и об особенностях их быта была достигнута, задачи выполнены.

Результатом продукта данной работы была разработка туристических маршрутов. Первый маршрут «Путешествие по местам обитания коренных народов севера». Я решил отобразить на листе ватмана, карту нашего округа и показать на карте места обитания народов ханты и манси. Для отображения мест обитания коренных народов, я использовал символы характеризующие данные народы и их самобытность.

Изучив различную литературу о том, где человек интересующийся бытом народов севера и любящий путешествовать, может почерпнуть информацию о ханты и манси, мы разработали второй маршрут «По следам коренных народов севера». Он отражает основные культурные места и знакомит с имеющейся в них информационной справкой о коренных народах.

Изученный мной материал, можно использовать на уроках географии, в качестве дополнительных сведений.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное

Образовательное учреждение

6 «А» класс

Руководитель : Фролова Татьяна Викторовна

Учитель географии

Муниципальное бюджетное

Образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 13»

Аннотация.

Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. А все ли знают что он уникален и чем? На уроке географии, в беседе с обучающимися 6 «А» класса, выяснилось, что не все знают об уникальности быта народов севера. Оказывается, что среди многих обучающихся бытует различные заблуждения на этот счет. Эти заблуждения явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос. К тому же, мы должны обладать информацией о своей малой родине, о населяющих ее народах, об особенностях их культуры.

Изучая много самой разнообразной литературы, наткнувшись на информацию о народах севера ханты и манси, я узнал об истории появления этого народа на территории ХМАО – Югры. Надо отметить, что это очень интересные сведения, которые уходят веками в прошлые тысячелетия.

Не менее интересными являются сведения о быте этих народов. Я узнал, что существует много обособленного в быту и не похожего на другие.

Цель: изучить источники об истории появления коренных народов севера и об особенностях их быта была достигнута, задачи выполнены.

Результатом продукта данной работы была разработка туристических маршрутов. Первый маршрут «Путешествие по местам обитания коренных народов севера». Я решил отобразить на листе ватмана, карту нашего округа и показать на карте места обитания народов ханты и манси. Для отображения мест обитания коренных народов, я использовал символы характеризующие данные народы и их самобытность.

Изучив различную литературу о том, где человек интересующийся бытом народов севера и любящий путешествовать, может почерпнуть информацию о ханты и манси, мы разработали второй маршрут «По следам коренных народов севера». Он отражает основные культурные места и знакомит с имеющейся в них информационной справкой о коренных народах.

План.

Исследуемая проблема. Гипотеза.

Проблема: Как показал социологический опрос моих одноклассников, имеется много заблуждений относительно быта коренных народов севера ханты и манси, большинство одноклассников предполагают, что все ханты и манси имеют уютные квартиры, что их быт однообразен.

Цель работы: Изучить источники, которые нам раскрывают знания об истории появления коренных народов севера и об особенностях их быта. Разработать туристический маршрут в данном направлении.

Задачи:

  1. Выяснить, что известно окружающим меня одноклассникам о происхождении народов ханты и манси, что они знают о быте этих народов, какой уникальностью он обладает. Какие справочные данные имеются в литературе, интернет – ресурсах.
  2. Осуществление поездки на стойбище ханты и манси, для более углубленного изучения моей работы.
  3. Составление маршрутных листов для ознакомления всех, кто заинтересуется бытом коренных народов севера и захочет развеять свои заблуждения.

Выдвинутая гипотеза : быт коренных народов севера ханты и манси обладает уникальной самобытностью и неповторим.

Методы исследования :

  1. Социальный опрос
  2. Изучение информационных источников
  3. Разработка туристических маршрутов.

В своей работе я использовал следующий метод исследования: социальный опрос обучающихся 6 «А» класса.

Основные вопросы, обсуждаемые в форме круглого стола:

1. Что вам известно о коренных народах севера ханты и манси?

2. Известно вам что либо об истории возникновения этого народа?

3. Что вы знаете о быте данных народов?

По полученным ответам была составлена диагностика и выведена диаграмма, которая показала определенные данные.

Как выяснилось, не всем, окружающим меня одноклассникам известно, об истории происхождении народа ханты и манси, у многих одноклассников возникают вопросы относительно быта коренных народов: где они проживают, какими предметами обихода пользуются. Недостаточные знания одноклассников, относительно коренных народов севера побудили меня продолжить исследование и перейти ко второму методу моего исследования, изучению различных информационных источников. Я изучил различную литературу, в том совершил поездку на стойбище ханты и манси, что позволило мне получить достаточно знаний и сделать определенные выводы, описанные в работе.

Следующим методом исследования были разработанные мною маршруты путешествий, описанные в практической части, которые позволят всем, кто заинтересуется данной темой, получить ответы на многие вопросы.

Библиография.

В своей исследовательской работе я опирался на книгу хантыйского писателя Айпина Е. Д. «Ханты, или Звезда Утренней Зари», где поэт прикасается к теме быта ханты и манси, истории происхождения этого народа. Подробную информацию я нашел на сайтах: www.informugra.ru , и попытался сопоставить свои знания, знания одноклассников с полученными сведениями. Изучение работ знаменитых исследователей помогло мне в собственных исследованиях.

На занимательных и полезных сайтах, которые указаны в списке литературы, выложено много информации об истории коренных народов ханты и манси, об особенностях быта северных народов.

Выше перечисленные библиографические источники и множество других источников, позволили мне расширить кругозор знаний относительно истории и быта коренных народов севера ханты и манси.

Введение ……………………………………………………………………………….2

Теоретическая часть

1.1. История появления народа…………………………………............................2

1.2. Особенности быта ханты и манси…………..…………….………………….5

2.1 Практическая часть …………………………………………………………..9

2.2 Заключение ………………………………………………………………….….9

2.3 Список литературы …………………………………………………………..10

«Быт народов ханты и манси: правда и вымысел».

Введение.

«Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».

Хантыйское высказывание.

Неужели и сегодня, в наше современное время, есть народы, которые слились воедино с природой, сохраняющие целостность природы при устроении своей жизни, быта. Речь идет о коренных народов севера ханты и манси. Быт народов севера ханты и манси уникален и отличается самобытностью. Различные заблуждения и малая осведомленность в этом вопросе моих одноклассников явились стимулом для того, чтобы изучить более подробно данный вопрос.

Заинтересовавшись данной темой, я решил выяснить:

  1. Что известно окружающие меня одноклассникам о происхождении народов ханты и манси, что они знают о быте этих народов, какой уникальностью он обладает. Какие справочные данные имеются в литературе, интернет – ресурсах. Также я запланировал поездку на стойбище ханты и манси.
  2. Я решил составить маршрутные листы для ознакомления всех, кто заинтересуется бытом коренных народов севера и захочет развеять свои заблуждения.

Теоретическая часть.

  1. История появления народа.

Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе. Так, в пещерах Пермского края археологам удалось найти древние капища. В этих местах сакрального значения были найдены фрагменты глиняной посуды, украшения, оружия, но что действительно важно – многочисленные медвежьи черепа с зазубринами от ударов каменными топорами.

Для современной истории сложилась устойчивая тенденция полагать, что культуры народов хантов и манси были едины. Предположение это сформировалось благодаря тому, что эти языки относились к фино-угорской группе уральской языковой семьи. По этой причине ученые выдвинули предположение о том, что раз существовала общность людей, говорящих на похожем языке, значит должна была быть и общая местность их проживания – место, где разговаривали на уральском праязыке. Однако вопрос этот и по сей день остается не решенным.

Уровень развития коренных сибирских племён было достаточно низким. В быту племен были лишь орудия из дерева, коры, кости и камня. Посуда была деревянной и керамической. Основным родом занятий племён являлась рыбалка, охота и оленеводство. Только на юге региона, где климат был мягче, незначительное распространение получили занятия скотоводством и земледелием. Первая встреча с местными племенами произошла только в X-XI веке, когда эти земли посетили пермяки и новгородцы. Местных пришельцы называли «вогулами», что означало «дикие». Эти самые «вогулы» описывались как кровожадные разорители окольных земель и дикари, практикующие жертвенные обряды. Позже, уже в XVI веке, земли Обь-Иртышья были присоединены к Московскому государству, после чего наступила длительная эпоха освоения завоеванных территорий русскими. Первым делом захватчики возвели на присоединенной территории несколько острогов, которые позже переросли в города: Березов, Нарым, Сургут, Томск, Тюмень,. Вместо некогда существовавших хантыйских княжеств были образованы волости. В XVII веке в новые волости началось активное переселение русских крестьян, от чего к началу следующего века, количество «местных» значительно уступало пришельцам. Хантов в начале 17-го века было около 7 800 чел, к концу 19-го столетия их численность составила 16 тыс. чел. Согласно последней переписи в Российской Федерации их насчитывается уже более 31 тыс. человек, а во всем мире примерно 32 тыс. представителей этой этнической группы. Численность народа манси с начала 17-го века до нашего времени возросла с 4.8 тыс. человек до почти 12,5 тыс.

Отношения с русскими колонистами у сибирских народов складывались непросто. На момент вторжения русских общество хантов было классовым, а все земли делились на удельные княжества. После начала русской экспансии были созданы волости, которые помогали гораздо более эффективно управлять землями и населением. Примечательно, что во главе волостей стояли представители местной родоплеменной знати. Также во власть местных жителей отдавался и весь местный учет и управление.

После присоединения земель манси к Московскому государству в скором времени встал вопрос об обращении язычников в христианскую веру. Причин на то, по мнению историков, было более чем предостаточно. Согласно доводам некоторых историков, одна из причин - необходимость контроля местных ресурсов, в частности, охотничьих угодий. Известны манси были в земле русской как прекрасные охотники, которые без спросу «растрачивали» драгоценные запасы оленей и соболей. Направлен в эти земли из Москвы был епископ Питирим, который и должен был обратить язычников в православную веру, но принял он смерть от мансийского князя Асыки.

Спустя 10 лет после гибели епископа, москвичи собрали новый поход на язычников, который стал более удачным для христиан. Поход закончился довольно скоро, и победители привезли с собой нескольких князей племен вогулов. Однако князь Иван III отпустил язычников с миром.

В ходе похода 1467 года москвичам удалось захватить даже самого князя Асыку, который, правда, по пути в Москву смог бежать. Скорее всего, произошло этого где-то под Вяткой. Объявился языческий князь только в 1481 году, когда попытался осадить и взять приступом Чер-дынь. Поход его закончился неудачно, и хотя разорило его войско всю местность вокруг Чер-дыни, пришлось им бежать с поля брани от опытного московского войска, направленного на подмогу Иваном Васильевичем. Возглавляли войско опытные воеводы Федор Курбский и Иван Салтык-Травин. Спустя год после этого события Москву посетило посольство от воргулов: к князю прибыли сын и зять Асыки, звали которых Пыткей и Юшман. Позже стало известно, что Асыка сам ушел в Сибирь, и исчез где-то там, уведя за собой и свой народ.

Прошло 100 лет, и в Сибирь явились новые покорители - дружина Ермака. В ходе одной из битв между воргулами и москвичами, погиб князь Патлик, хозяин тех земель. Полегла тогда вместе с ним и вся его дружина. Однако, даже этот поход не стал успешным для православной церкви. Очередную попытку крещения воргулов приняли лишь при Петре I. Принять новую веру племена манси должны были под страхом смерти, однако вместо этого целый народ выбрал изоляцию и ушел еще дальше на север. Те, кто остался, отказывались от языческих символов, но одевать кресты не спешили. Избегали местные племена новой веры до начала XX века, когда стали формально считаться православным населением страны. Догмы новой религии очень тяжело проникали в общество язычников. И ещё долгое время важную роль в жизни общества играли племенные шаманы.

Большинство хантов еще на рубеже конца XIX - начале XX века вели исключительно таежный образ жизни. Традиционным родом занятия для племен хантов была охота и рыболовство. Те из племен, что обитали в бассейне Оби, занимались преимущественно рыболовством. Племена, проживавшие на севере и в верховьях реки, охотились. Олень служил источником не только шкур и мяса, он также выполнял роль тяглой силы в хозяйстве.

Основными видами продуктов питания были мясо и рыба, растительной пищи практически не потребляли. Рыбу чаще всего ели варенной в виде похлебки или же вяленой, нередко ее ели и вовсе сырой. Источниками мяса были крупные звери, вроде лося и оленя. Внутренности добытых животных также употреблялись в пищу, как и мясо, чаще всего их ели прямо сырыми. Не исключено, что не брезгали ханты и извлекать из желудков оленей остатки растительной пищи для собственного употребления. Мясо подвергалось термической обработке, чаще всего его варили, как и рыбу.

  1. Особенности быта ханты и манси.

На первоначальных этапах своей истории ханты и манси, как и многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища - дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по мировоззрению ханты, дом - это все, что окружает человека в жизни. Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.

Собственно технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы. Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум - переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи, и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа, выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.

В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом. Во временных постройках на спальные места настилали циновки и шкуры. В постоянных жилищах имелись нары, также застилаемые. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров. Своего рода «микрожилищем» для ребенка служила колыбель - деревянная или берестяная. Непременной принадлежностью каждого дома был столик на низких или высоких ножках.

Поселения ханты и манси могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, ханты и манси начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

Сколько на территории стойбища у ханты и манси построек? Их можно насчитать более двадцати разновидностей. Много-ли построек имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.). К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья. Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать.

Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым. Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками.

Следующий шаг к усовершенствованию - установка заслонов вплотную друг к другу и вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине, но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на лучших промысловых угодьях строят более прочным - из бревен и досок, чтобы он служил несколько лет. Более капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты - еще эпохи неолита (4-5 тыс. лет назад). Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невысокий сруб из бревен и по разному соединялись вверху, покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков получался тот или иной тип жилища.

Идея такой землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние -эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке - нивхи и даже индейцы Северо-Западной Америки.

Полом в таких жилищах была сама земля. Поначалу и для спальных мест просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше.

Только потом его стали закрывать и превратили в окно. Это стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Его основное преимущество - наличие трубы, выводящей дым из жилого помещения. Собственно, чувал и состоит из одной широкой трубы. Для нее использовали полое дерево и ставили по кругу прутья, обмазанные глиной. В нижней части трубы - зев, где разводят огонь и подвешивают на перекладине котел.

Зимой чувал топят целый день, на ночь трубу затыкают. На улице ставили глинобитную печь для выпечки хлеба.

Современного человека окружает огромное количество
вещей и все они кажутся нам необходимыми. Но какое количество из этих вещей мы
способны сделать сами? Не так уж и много. Времена, когда
семья могла обеспечить себя почти всем необходимым на основе собственного
хозяйства для современной культуры давно прошли. Хлеб берут в магазине. Это
исторический факт. Но для народов ханты и манси подобная ситуация стала фактом
не так уж и давно, а для некоторой их части, которая до сих пор ведет
традиционный образ жизни, реальностью является почти полное самообеспечение всем
необходимым. Большую часть вещей, необходимых в хозяйстве, делали сами. Предметы

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги.
Каждая семья имела множество берестяных емкостей разной формы и назначения:
плоскодонные сосуды, кузова, коробки, табакерки и т. д.

Берестяные изделия хантыйских мастериц вызывают
восхищение разнообразием форм и украшений. Плоскодонный водонепроницаемый сосуд
с низкими стенками был вместилищем для сырой рыбы, мяса, жидкостей. Для сбора
низкорастущих ягод пользовались кузовками, носимыми в руке, а для высокорастущих
- подвешенными на шею. Переносили ягоды, другие продукты и даже детей в
большом заплечном кузове. Для сухих продуктов, хранения посуды и одежды женщина
шила множество коробок - круглых, овальных, подпрямоугольных, от крошечных до
размера с кадку.

Применялось девять способов орнаментации бересты: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная
резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев,
накалывание, нанесение узора штампом, сшивание различно окрашенных кусочков
бересты. В узорах по бересте наиболее полно выражено все многообразие
орнаментального искусства ханты: его структуры, композиции, стилистики,
семантики. Многообразные орнаментированные изделия были почти исключительно делом женских рук.

Шли в дело и травы. Тонкие пучки вейника, а в приполярной зоне и прутья связывали веревками из ивового лыка и получали циновки. Иногда сплетали полосы из травы ситника как тесьму или сухожильные нити и вплетали для узора ивовое лыко, вымоченное
дочерна в болотной воде. Полосы сшивали в полотнище и по краям обшивали кожей
налима, выкрашенной в красный цвет. Был и более сложный способ изготовления
циновок - с помощью станка.

Очень много можно говорить о самобытности народов севера. Но я попытался остановиться на основных характерных чертах быта коренных народов.

  1. Практическая часть.

В связи с различными имеющимися заблуждениями о коренных народах севера мы решили составить маршруты путешествий для тех, кто захочет узнать более подробную информацию о народах севера.

Первый маршрут «Путешествие по местам обитания коренных народов севера». Я решил отобразить на листе ватмана, карту нашего округа и показать на карте места обитания народов ханты и манси. Для отображения мест обитания коренных народов, я использовал символы характеризующие данные народы и их самобытность.

Изучив различную литературу о том, где человек интересующийся бытом народов севера и любящий путешествовать, может почерпнуть информацию о ханты и манси, мы разработали второй маршрут «По следам коренных народов севера» (приложение № 1). Он отражает основные культурные места и знакомит с имеющейся в них информационной справкой о коренных народах.

Изученный мной материал, можно использовать на уроках географии, в качестве дополнительных сведений.

  1. Заключение

В результате своего исследования я узнал:

1. Ханты проживают на правобережье реки Обь, а манси на левобережье. Интересен вопрос возникновения этих народов. Народы Манси и Ханты - родственные. Мало кто знает, однако некогда это были великие народы охотников. В XV слава о мастерстве и отваге этих людей доходила из-за Урала до самой Москвы. Сегодня же, оба этих народа представлены немногочисленной группой жителей Ханты-Мансийского округа.

Исконно хантыйскими территориями считался бассейн русской реки Обь. Племена Манси поселились здесь лишь в конце 19-го века. Тогда-то началось продвижение этих племён в северные и восточные части региона.

Учёные-этнологи считают, что в основу появления этого этноса легло слияние двух культур - уральского неолита и угорских племен. Причиной послужило переселение угорских племен с Северного Кавказа и южных районов Западной Сибири. Первые поселения манси располагались на склонах Уральских гор, доказательством тому служат весьма богатые археологические находки в данном регионе.

2. Поселения ханты и манси могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, ханты и манси начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

Построек на территории стойбища можно насчитать более двадцати разновидностей. У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум.

Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары - дощатые или бревенчатые, навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.

Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, стайки и хлева.

Для хранения домашней утвари и одежды устраивали полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.

Большую часть вещей, необходимых в хозяйстве, делали сами. Предметы
домашнего обихода изготовлялись почти исключительно из местных материалов.

Предметы домашнего обихода изготавливались из местных материалов: бересты, дерева, рыбьей кожи, оленьего меха и ровдуги.

В перспективе, мне бы хотелось продолжить данное исследование взяв за обработку статистические данные по численности, уменьшается количество ханты и манси или увеличивается. А также мне хотелось бы поднять вопрос о самобытности коренных народов севера. Нужно ли стараться всеми силами сохранить самобытную культуру сохранить эту уникальную и неповторимую культуру.

  1. Список литературы.

1. Айпин Е. Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари - М.: Молодая гвардия 1990 - 71 стр.

Велики просторы Севера. Маленькие хантыйские поселения разбросаны на сотни вёрст друг от друга. Редки были праздники, на которые съезжалось много семей. Это «Варнга хата» (День ворона) – весенний праздник, Медвежий праздник, который устраивался при поимке медведя, и «Лунгутоп хатл» - праздник середины лета.
Остальное время - нелёгкие будни. Мужчины занимались охотой, рыбной ловлей. Женщины выделывали шкуры, шили тёплую одежду, хлопотали по хозяйству, воспитывали детей. Самых маленьких ласкали и холили. Пока мать занималась хозяйством, ребёнок спал или играл в люльке из бересты, подвешенной к шесту чума. У ребёнка было две колыбельки: дневная и ночная.
Ночная люлька представляла собой берестяную коробку с закруглёнными углами, с завязками над телом ребёнка. Внутрь насыпали опилки либо иссохшее перетёртое дерево. Содержимое люльки хорошо впитывало влагу. На колыбели изображали глухаря – хранителя сна. Если ребёнка оставляли одного, в колыбель для охраны от злых духов клали символ огня – нож либо спички.
Каждая мать дарила своему малышу «личную» песню. Хантыйские женщины, в основном, сами сочиняли песни своим детям. Это происходило потому, что селения расположены далеко друг от друга, и не было возможности перенять слова и напев песен, сочинённых ранее. Если мать и заимствовала песню, то обязательно добавляла в неё слова собственного сочинения, относящиеся к её малышу. Сравнивая его с каким-нибудь зверьком, мать хвалила его достоинства, указывала на его недостатки, пророчила малышу счастливую жизнь. Такие песни назывались «шиканщоп», в переводе – «песни ребёнка».
Если «личная» песня, сочинённая матерью, не устраивала ставшего взрослым ребёнка, он сам сочинял себе новую песню или изменял старую, дополняя её на протяжении всей своей жизни. Так рождались «песни-судьбы», которые исполнялись как самими её владельцами, так и другими жителями. Иногда «личная» песня проделывала дальний путь. Могло оказаться так, что «хозяин» песни жил у устья реки, а песня исполнялась у её истока. По этой песне люди могли узнать, кто её «хозяин», чем занимается, какая у него семья.
Игрушек, в нынешнем понимании, тогда было мало. Игрушками служили миниатюрные копии вещевого набора взрослых. У девочек, к примеру, - игольничек, коробочка со швейными принадлежностями, люлечка. Куклы имели одну особенность – у них не было глаз, носа и рта. Фигурка с чертами лица считалась уже изображением духа. Поэтому старики неодобрительно относились к привозным купленным куклам.
Хантыйские дети взрослели рано: девочка в два-три года уже умела собирать из бисера браслетик; мальчик в этом возрасте уже умел набросить аркан на любой предмет, напоминающий ему оленя. Среди игрушек мальчиков были лодочка, лук со стрелами, фигурки оленей, набор костей, исполнявших роль оленьего стада, нарт. У Романа Ругина, известного поэта нашего края, есть стихотворение, которое называется «Лук»:
Когда про детство думать начинаю,
Среди друзей давнишних и подруг,
Одним из первых часто вспоминаю
Свой неразлучный лиственничный лук…
В шесть лет ребёнок мог получить в самостоятельное управление оленью упряжку, набрать за сезон десятки килограммов ягод. С 12 лет девочка умела самостоятельно вести домашнее хозяйство, а мальчик ходил один на охоту.
Танцы и песни хантов – это поэтизированное отражение их повседневных забот. Примером тому - песня-танец «Сбор ягод».
Духовный мир ребёнка был богат. В детях воспитывалась привязанность к животным, будь то оленёнок, приручённая птица или выдра. Ребёнок воспринимал их как равных себе и только со временем узнавал, что это существа другого рода и живут они по своим законам.
Люди олицетворяли себя частью той природы, которая их окружала. Именно она давала для творчества все необходимые краски и всевозможные звуки: всплеск воды, скрип полозьев, ритмичный бег оленей, посвист ветра, голоса птиц и зверей. Люди часто изображали птиц и животных в различных сценках.
Для развлечений обычно собирались в чуме, когда дневные дела были окончены. Собирались и дети, и взрослые. Пели песни-сказы, играли на музыкальных инструментах. Так Кастрен (1839) упоминает об игре на домбре, на остяцком языке – «Нарс-юх». Это наиболее известный инструмент, вырезанный из цельной плахи, похож на плоскодонную лодку. К сожалению, нынче звучат лишь немногие инструменты, хотя музыкальный «арсенал» ханты очень разнообразен. К примеру, струнный щипковый инструмент «Тоор» (журавль) – дугообразная арфа с вырезанной птичьей головой или «Тороп-юх» – с лебединой головой.
К другой группе относятся струнные смычковые инструменты («Нерпь» - скрипка). Имелись также духовые и шумовые музыкальные инструменты: дудки, свистки, пищалки; а также ударные – бубен – символ музыки, олицетворение мужского начала, а также волшебный посредник между людьми и духами. уф вроде всё




































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО-Югра – ханты и манси.

Задачи:

1. Образовательный аспект:

  • углубить знания учащихся по истории Ханты-Мансийского автономного округа;
  • сформировать знания по теме “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”;
  • познакомить с традиционной одеждой ханты и манси;
  • познакомить с представлениями Обских угров о природе и человеке;
  • сформировать знания о традиционных праздниках ханты и манси – “Вороний день” и “Медвежий праздник”;
  • обобщить факты прошлого и настоящего.

2. Развивающий аспект:

  • развивать умение актуализировать полученные знания;
  • развивать познавательные процессы: памяти, внимания, воображения.

3. Воспитательный аспект:

  • воспитывать у учащихся чувство интереса и уважения к культуре, традициям и обычаям коренного населения края, где они живут;
  • воспитывать чувство причастности к малой Родине, патриотизма, уважения к родной стране, её истории;
  • воспитывать толерантность;
  • воспитывать общую культуру.

Тип занятия: Урок-экскурсия.

Учебное пособие:

  • “История Ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
  • Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год
  • Глава 1, параграф 3 “Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири”, параграф 4 “Природа и человек в представлениях обских угров”; страницы 30-49

Место проведения: музейная комната МБОУ гимназия г. Советский

Оборудование : фотографии музейной комнаты, компьютер, проектор, презентация, музейная экспозиция.

Урок-экскурсия может использоваться как дополнение к уроку для старших классов к указанным параграфам и как внеклассное мероприятие для 6-11 классов.

Эпиграф:

Край ты мой - моя Югория,
Край лесов и озёр голубых.
Ты мой мир, моя история,
И мой дом на просторах твоих.
Югорский край, моя седая Русь,
Я именем твоим горжусь!

Я счастлив, что живу твоей судьбой,
Что я грущу и радуюсь с тобой.
Ты прошла дорогу длинную,
Помнишь ты времена Ермака.

Пусть летят над землёю былинною
Дорогие для сердца слова сквозь года и века.
Виктор Калинушкин

План мероприятия.

1. Вступительное слово учителя.

2. Представление интерактивной презентации.

3. Подведение итогов мероприятия.

4. Осмотр музейной экспозиции.

Ход мероприятия

1 Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы приглашены в музейную комнату гимназии, чтобы познакомиться с традиционным хозяйством, культурой, некоторыми обычаями и традициями коренного народа нашего округа.

Вопрос : Скажите, как называется округ, в котором мы живем?

Как называются коренные жители нашего края, которые жили здесь издревле?

(Учащиеся отвечают на вопросы)

Наш округ очень большой и здесь проживает очень много национальностей (Учащиеся перечисляют национальности).

Коренными жителями называют народы, которые обитали на своих землях до формирования существующих государственных границ, до прихода туда переселенцев из других мест.

Коренные народы нашего округа – это ханты и манси. И наше занятие посвящено славной дате – 85-летию со дня рождения Ханты-Мансийского автономного округа Югра, которое отмечалось 10 декабря 2015 года.

2. Представление интерактивной презентации.

Сначала мы посмотрим небольшую историческую справку о нашем округе.

Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края – Югра) образован 10 декабря 1930 года постановлением ВЦИК как Остяко-Вогульский национальный округ с центром в селе Самарово (ныне это город Ханты-Мансийск). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.

Своим именем этот край обязан живописной местности, расположенной вокруг могучих рек: Оби и Иртыша. “ Югра” в переводе означает “ люди на воде”, старое название “ ханты” - остяк (“ясах”) означает “люди с Оби”, а “манси” называли “вогулами”, что означало “дикие”.

Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа ханты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа. Их часто объединяют под общим названием “обские угры”, так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения - оленеводством. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.

Эти малочисленные народы сегодня составляют всего лишь около 2% всего населения округа, которое сегодня превышает полтора миллиона человек.

Первые люди в нашем крае появились в глубокой древности, 8 – 10 тысяч лет назад. Они пришли с юга. Это были Угры - предки ханты и манси. Позднее, в 5 – 8 веках, на Обский Север пришли предки ненцев.

Остяки - ханты, жили по среднему течению Оби, Иртыша, их притокам.

Вогулы - манси, занимали территорию по обоим склонам Среднего Урала, а также по рекам Сосьве, Лозьве, Пелыму, Тагилу, Мугаю, Тавде и Конде.

“Есть такая Страна Мрака, там всегда темно: нет ни солнца, ни луны, ни звезд. У жителей йура нет царя, живут они как звери: никому не подвластны. У этих людей множество мехов. Все они охотники. Соседние народы, оттуда, где свет, покупают эти меха. Великая Россия, скажу я вам, граничит с одной стороны с этой областью”.

Эти строки были написаны о земле Югорской Марко Поло, известным путешественником, еще в XIII .

Ханты и манси одни из древних народов Западной Сибири. Знаменитый древнегреческий историк Геродот дает одно из первых описаний народов Севера, о которых в его времена ходили полуфантастические слухи:

“Области до этих лысых гор нам еще не знакомы. Эти страны отделяют высокие, недоступные горы, и никто их еще не переходил. По словам лысых, на горах обитают, хотя я этому не верю, козлоногие люди, а за этими горами – другие люди, которые спят шесть месяцев в году. Зима в этих странах столь сурова, что стоит невыносимая стужа. В это время хоть лей на землю воду, грязи не будет, разве что разведешь костер”.

Читая сведения Геродота, еще раз убеждаешься, что предки северного народа имели свой особый образ жизни, поэтому и смогли выжить в суровых климатических условиях! Богатый жизненный опыт ханты и манси помог освоить богатые просторы Югры!

Когда ханты говорят “если моей сказке продолжаться” - это означает “если я буду жив”. Сказка этого красивого сурового края уходит своими корнями в далекое прошлое.

Природно-климатические условия таежного Приобья замедлили социально-экономическое развитие обитавшего здесь населения. С древнейших времен основными занятиями мужчин были охота и рыболовство.

Важнейшими промысловыми животными были: северный олень, лось и бобр. Позднее, большое значение приобрел отстрел соболя и белки, шкурками которых оплачивался ясак (ясак – это налог с сибирских народов пушниной).

До сих пор неизвестно, когда был одомашнен северный олень. Но уже в I веке до н.э. домашние олени были в хозяйстве жителей северной тайги.

Промысел копытных велся с целью получения мяса, шкур и рогов, а отлов бобров имел, помимо мясопушного значения, еще одну важную направленность – получение внутренних органов животного. Ханты и манси считали их целебными, а также использовали в качестве “очищающего” средства.

На особенности ведения рыболовства в нашем регионе наложили отпечаток два фактора: огромные разливы рек и губительные для рыбы заморы, которые происходили после ледостава. В этих условиях местное население практиковало добычу рыбы в искусственно огороженных участках рек. Такой вид называется запорным рыболовством. У ханты и манси существовало около 90 разновидностей запорных сооружений.

Водоемы богаты большим разнообразием рыбы. В реках и озерах обитает 42 вида рыб, в том числе высокоценные промысловые – осётр, стерлядь, нельма, муксун, чир (щокур), пелядь сырок), сиг (пыжьян), сосьвинская сельдь (тугун).

Женщины занимались хозяйством и рукоделием. Необходимые в быту вещи и одежду они изготавливали из подручных материалов: бересты, дерева, травы, шкур животных, рыбьей кожи. Из бересты делали набирки для ягод, миски – чуманы, заплечные короба, детские колыбели, делали обереги, которые защищали их в дальнейшем от злых духов.

На полы стелили циновки, сплетенные из осоки и камыша.

Из рыбьих кож (налима, стерляди, осетра), шкур животных и шкурок птиц шилась разнообразная одежда. Вместо ниток использовали сухожилия северного оленя или лося.

Как и у любого другого народа у ханты и манси есть своя традиционная одежда.

Мужская одежда была глухая и одевалась через голову. Она включала малицу с мехом внутрь и гусь с мехом наружу, который одевался поверх малицы в сильные морозы.

В некоторых районах даже ткали холст из крапивного волокна.

Женский сах – двойная шуба – отличалась от мужской тем, что был распашным.

Женское платье называется “ягушка”. Оно украшались бисером.

Ханты и манси также применяли окрашивание. Ярко- красный цвет приобретали шкуры, выдержанные в отваре ольховой коры. Различные оттенки коричневого цвета давала кора лиственницы, черемухи и березовой губы. Некоторые вещи окрашивались соком ягод.

Я хочу вам рассказать, что означает национальное платье. Платье синего цвета и это говорит о том, что наш край богат водоемами - реками, озерами. Красная полоса говорит о том, что округ богат ягодами. Зеленая полоса означает, что округ богат лесами, этот цвет называют “Цвет тайги”. Белый цвет – цвет снега, ведь зима длится у нас несколько долгих месяцев.

Мех на платье говорит о том, что наши леса богаты пушниной – ценным мехом.

Все платье говорит о щедрости и богатстве нашего края.

Свою одежду и предметы быта ханты и манси щедро украшали орнаментом. Орнамент – это не просто украшение, а символические изображения животных или растений.

Орнаменты имеют свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, медвежий след, морошка, лось и другие.

Неофициальным символом России является береза, а у народов ханты и манси есть древний обычай – завязывать яркие ленточки на берёзу, так как она является чистым деревом, олицетворяющим жизнь. Завязывая ленточку, загадайте своё заветное желание. Оно должно быть чистым, светлым и добрым, тогда обязательно всё сбудется.

Кукла-скрутка.

Эта куколка распространена по всей территории России, но самая древняя скрутка найдена у народов ханты-манси. Кукла кулачковая – чуть больше ладони. В раннем возрасте выполняла роль оберега ребенка.

Обитатели тайги не мыслили своего существования вне связи с внешним миром, от которого они очень зависели. Обские угры верили, что и дом, где живут люди, и окружающий его мир заселены сверхъестественными существами – духами.

Обязательно приносили жертвы лесному духу – хозяину соснового бора, где были расставлены слопцы (вид ловушки для зверей), и водному духу – хозяину реки, которая была перегорожена запором, поскольку от этого зависел успех промысла и благополучие людей.

Владениями духов объявлялись места старых захоронений, кладбища, заброшенные поселения, городища, мысы рек и озер, скалы и другие места. Рано или поздно здесь возникали святилища – места поклонения духам.

Ханты и манси считали, что животные тоже наделены душой, могут обидеться на охотника и не попасться ему в следующую охоту. Отсюда древнейшая традиция не разбивать и не разбрасывать кости животных, а собирать их в отведенном для этого месте. Запрещалось также сжигание перьев и пуха птиц, чтобы они, воскреснув, не летали с опаленными крыльями. Не одобрялось сжигание и разбрасывание рыбьей чешуи.

Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды - приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам - хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.

А сейчас мы познакомимся с некоторыми праздниками ханты и манси.

Вороний день

Ворона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.

В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: “С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!”

По обычаям ханты и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки - стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте.

Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: “Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки”. Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка “саламат”.

Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы ханты и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь - забота о детях.

Тулыглап – медвежий праздник

Наиболее известным и особо почитаемым обрядом был культовый обряд - “Тулыглап”.

Что такое “Тулыглап”?
Может след медвежьих лап!
Может, песня, может, сказка?
Может хитрая побаска?..
Может сон? Может храп?
Что такое “Тулыглап”?
(Юван Шесталов).

Тулыглап – медвежье игрище – это самый популярный обрядно ритуальный праздник ханты и манси.

Слайд 32.

Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги.

Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках.

“Убил медведя – извинись. Ведь он предок человека.”

И поэтому перед низверженным братом – Медвежьей головой, посаженной на “священный стол”, извиняются плясками, песнями, слезами горести”.

Медвежий праздник или медвежьи игрища – наиболее древняя церемония, которая сохранилась и до наших дней.

В зависимости от пола добытого животного игрища проводятся 5 дней (если это медведь) или 4 (если медведица).

3. Подведение итогов мероприятия.

Заключение

Живя в современном мире, у ханты и манси сохранилась вера в духов, в переселение душ (анимизм), используются предметы-амулеты, отсюда идолопоклонство.

“У северных народов есть исторические корни, а значит и будет будущее!”, даже несмотря на то, что культура и традиционный образ жизни образ ханты и манси подверглись сильнейшим деформациям.

4. Осмотр музейной экспозиции.

После просмотра презентации учащиеся приглашаются на осмотр экспозиции.

Использованная литература и интернет-сайты

1. “История ханты-Мансийского округа с древности до наших дней”, Учебник для старших классов, авторы: Баранов Н.Н, Горшков С.В., Зыков А.П. и другие.
Издательство НПМП “Волот”, Екатеринбург, 2000 год.

Выяснение истинного происхождения народа ханты затруднено из-за отсутствия необходимых достоверных данных. У учёных имеются отрывочные сведения их дальних соседей, поэтому версии выдвигаются на основе лингвистики, археологии и фольклора.

Например хантийский язык лингвисты относят к финно-угорской группе уральской семьи, однако, где жили первые его носители, учёные также до сих пор не выяснили.

Предполагается, что предки хантов около 4 тысячелетий назад (во время потепления климата) переселились по Оби к северу, где продолжала заниматься и сельским хозяйством.

В процессе военных столкновений с , мантами, татарами и другими племенами сложились союзы хантийских племён. Во главе их стояли представители знати так называемые «княэпы». После разгрома Сибирского ханства Кучума в конце XVI века западная часть Сибири была присоединена к Московскому государству. В XVII веке началось освоение Западной Сибири русскими, которые соорудили там остроги, позднее превратившиеся в города. Переселение крестьян на эти осваиваемые земли привело к тому, что численность русского населения стала выше, чем коренного.

В начале XVII века хантов было 7859 человек, в конце XIX их насчитывалось 16 256 человек. Однако возрастание численности происходило не за счет естественного прироста, а за счет выявления новых налогоплательщиков.

В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный округ. В настоящее время ханты проживают в основном в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Томской, Свердловской и Пермской областях. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 28 тысяч хантов.

Основными занятиями хантов были речное рыболовство, охота (пушной зверь, лось, медведь), оленеводство и собирательство (грибы, ягоды). В южных районах распространено было животноводство и овощеводство.

Эти традиционные занятия хантов сохранились и в наши дни в сельской местности, однако, довольно большое число их (около 30%) сейчас живёт в городах и заняты в различных сферах.

Зимние жилища ханты делали либо каркасными, либо срубными (на манер русских). Они отапливались они очагом или железной печкой. Кочевники жили в простых каркасных сооружениях, покрытых корой деревьев. Помимо дома во дворе располагались более простые постройки или и вовсе навесы для хранения припасов, печи для выпечки хлеба, баня и тому подобное.

Кочующие оленеводы в тундре и лесотундре жили на стойбищах в чумах самодийского типа, покрытых оленьими шкурами. Большинство хантов (живущих не только в городах, но и в сельской местности) в настоящее время ведут осёдлый образ жизни и живут в более современных постройках.

В XVI-XVIIвеках были большие отцовские и братские семьи. В случае смерти старшего брата младший брал в свою семью его жену вместе с детьми. У некоторых хантов было принято в помощь старой жене брать молодую. Естественно, сейчас все эти обычаи забыты.

Традиционные занятия хантов шитьё одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. У се¬верных групп хантов в верхней мужской одежде преобладала надеваемая через голову (малица, гусь, парка), у южных и восточных - распашная.

Женщины повсеместно носили распашную верхнюю одежду различного покроя. Исключительно женскими видами одежды были набедренный пояс-повязка, двойная шуба из оленьих шкур, большие яркие головные платки. Вообще одежда хантов, в особенности женщин, отличалась яркими цветами. Женщины также носили нагрудные и накосные украшения.

Различных фольклорные жанры ханты обозначают по-своему. Например, сказки они называют моньсь, а песни – арых. Среди народных сказаний легенды о происхождении земли, о потопе, о путешествии в разные миры, о превращении героев в духов и так далее. Значительное место занимают повествования и песни о народных героях (богатырях) и животных. Часто в сказках упоминаются реально существовавшие или существующие поселения

Широкое распространение в народном фольклоре получил орнамент. Героями изображений обычно становятся местные животные, различные бытовые сцены, обряды и так далее. Изображения можно встретить на одежде, предметах быта и даже на теле (татуировки).