Викторина по окружающему миру "широка страна моя родная" для учащихся начальных классов. Викторина для детей подготовительной группы детского сада. Мой город Викторина о родной природе моя страна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым

«Евпаторийская санаторная школа-интернат»

Конспект открытого внеклассного мероприятия по окружающему миру для начальных классов викторина «Широка страна моя родная»

Учитель: Богдановская В.А.

г. Евпатория, 2017 г.

Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру

по теме: «Широка страна моя родная» дата: 05.12.2017г.

Учитель: Богдановская Виктория Анатольевна

Цели мероприятия: выяснить, что известно учащимся о нашей стране; обратить внимание учащихся на символы государства, известные города и памятники культуры, уникальность природы России.

Развивать фразовую речь, познавательный интерес.

Воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, чувство гордости за свою страну. Планируемые результаты

Предметные: получат возможность расширить знания о России: о символах государства, известных городах, памятниках культуры, уникальной природе.

Метапредметные

    выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; - понимать содержание вопросов

    готовность слушать собеседника и вести диалог, включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

Личностные

Тип занятия: внеклассное мероприятие

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Формы обучения: ответы на вопросы викторины (мультимедийная игра-презентация). Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, проектор.

Ход мероприятия:

I. Вступительное слово учителя :

    Здравствуйте уважаемые гости, ребята!

Мы начинаем проведение викторины

«Широка страна моя родная…»

    Наше мероприятие называется словами известной песни

(В конце мероприятия можно прослушать песню «Широка страна моя родная». Учитель:

    Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы поговорить о нашей великой Родине. - Что такое Родина?

Это слово знает каждый.

Родина - это то место, где ты родился, вырос, где ты живешь со своими родителями, со своими друзьями.

    В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня или город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Много чудесных стран на свете. Везде живут люди. Но у нас- единственная очень большая страна. И эта страна наша.

II. Основная часть. Давайте проверим знания о нашей стране! (Начинается мультимедийная игра-презентация, 29 слайдов с вопросами и заданиями. В ходе мероприятия за правильные ответы учащиеся получают миниатюрные ёлочки. В конце викторины по их количеству определяются победители. Подсчет проводит жюри.) Рубрика «Символы страны»

    Как называется страна, в которой мы живём?

Он звучит торжественно.

Все встают приветственно.

Песню главную страны Уважать мы все должны. (Гимн) 3. У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг.

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный,. (Флаг)

    Он дополняет гимн и флаг.

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй! (Герб) Учитель:

У России величавой

На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад, на восток Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный!

    Какое дерево является символом России?

Какая игрушка является символом России? Рубрика «Природа»

    Какие реки в России являются самыми крупными?

    Какое самое глубокое озеро в мире находится в России?

    Какая река в России является самой длинной?

    Какие горы России включены в Список Всемирного наследия?

    Какие горы самые длинные в России? Рубрика «Города»

    Какой город является столицей нашей страны?

    Какой город называют северной столицей нашей страны?

    Какой крупный город расположен на берегу Тихого океана (там, где встаёт солнышко)?

    Какой город вспоминают при слове «самовар»?

    Название какого города связано с птицей? Рубрика «Памятники культуры»

    Загадка

Назовите сразу Вы символ города Москвы. Площадь там зовётся Красной,

Бьют часы на башне Спасской!

    Что изображено? В каком городе?

    Что изображено? Где это находится?

    Что изображено? Где это находится?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте отдохнём! (Выполняются упражнения в соответствии со словами текста)

Ветер веет над полями

И качается трава…

Облако плывёт над нами, Словно белая гора.

В нашей стране горы высокие,

Реки глубокие, степи широкие,

Леса большие,

А мы, ребята, вот такие!

Дополнительные вопросы викторины (резерв) - Какие пословицы о Родине вы знаете?

    Как называется житель страны?

    Кто такой гражданин?

Гражданин – житель страны, который признает ее законы, любит свою Родину, гордится ею, вместе с ней переживает горе и радости, старается сделать ее сильной и богатой.

    Мы являемся частью народа огромной и богатой страны, мы – граждане России, россияне. Мы ее будущее.

    Кто является президентом нашей страны?

А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности? Ответы учащихся.

    Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность - учиться в школе, получить образование и стать достойными гражданами своей Родины. - Кто является президентом нашей страны?

Просмотр мультфильма «Я расскажу вам о России» (в это время жюри определяет победителей викторины)

III. Заключительная часть.

Запоминай!

У тебя есть Родина-Россия!

Это - счастье, это-жизнь твоя, Это - твоя будущая сила,

Это – твоя дружная семья!

Россией зовётся наш общий дом!

Пусть будет уютно каждому в нём!

Учащиеся читают стихотворение А. Прокофьева. Нет на свете Родины дороже.

Надо все нам делать для нее, Чтобы день, который нами прожит, Каждым часом радовал ее. Литература:

    Пчелов Е.В. «Государственные символы России – герб, флаг, гимн»: учебное пособие.–М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2002.

    Можейко И.В., Сивова Н.А., Соболева Н.А. «Государственная символика России. История и современность»: Наглядное пособие. – М.: ЦНСО, 2003.

    Жиренко О.Е., Лапина Е. В., Киселева Т.В. «Я гражданин России»! Классные часы по гражданско – патриотическому воспитанию: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2008.

    Попова Г. П. Классные часы. 4 класс. – Волгоград: Учитель, 2008

Цель.

Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям; прививать чувство любви и патриотизма.

Задачи.

Расширять представление детей о символах государства, округа. Закреплять знания об особенностях растительного и животного мира Ямала. Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас. Формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Оборудование: портативная доска, мольберты, столы, компьютер.

Материал: слайдовая презентация, фотографии достопримечательностей округа, города, оценочное табло.

Предварительная работа : беседы, знакомство с государственными символами, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, заучивание поговорок и пословиц о Родине.

Ход игры

Ведущий:

Здравствуйте, ребята. Мы рады Вас приветствовать на интеллектуальной игре «О Родине – мы знаем все». В ней принимают участие две команды: «Якорек» и «Флажок».

Поприветствуем наших участников.

Правила нашей игры.

Командам по очереди будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ команда будет получать символическую награду-значок. Если команда не знает ответ, вопрос переходит другой команде.

Для оценивания конкурсов нам надо выбрать жюри.

Представление жюри.

Жеребьевка.

Ведущий:

Капитаны, подойдите,

Что вы видите, скажите. (значок)

Ведущий прячет за спиной значок. (Капитаны должны отгадать, в какой руке значок. Отгадавшая команда выступает первой.)

Разминка.

Ведущий:

Как ласково называют Россию русские люди? (Россия – Матушка).

Народ придумал много пословиц и поговорок о России.

Вспомните и назовите знакомые пословицы и поговорки о Родине.

Например:

1. Родина любимая – мать родная.

2. Человек без Родины, что человек без песни.

3. Одна у человека мать, одна у него и Родина.

4. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

I тур.

1. Назовите основные символы нашей страны (герб, флаг, гимн)

2. Какой основной цвет герба России? (красный) (видео ответ)

Видео вопросы:

3. Какая птица изображена на гербе России? (орел , коршун, гриф, беркут)

4. Кто изображен на гербе России? (Суворов, Кутузов, Георгий Победоносец , Ленин.)

Конкурс капитанов.

1. Расположите цвета флага России в правильном порядке снизу вверх.

(красный, синий, белый) (видео ответ)

Ведущий:

Родину мы называем матерью, потому что она вскарминала нас своими водами, выучила нас своему языку, как мать защищает, бережет нас от врагов. «Родина и мама - очень похожи», есть такая песня.

Музыкальная пауза «Мама и Родина»

II тур.

1. В каком округе мы живем? (ЯНАО, ХМАО, Чукотский АО, Коми – Пермейский Округ) (Нашему округу в этом году исполняется 81 год)

2. Какие северные города находятся в нашем ЯНА Округе? (Салехард, Лабытнанги, Приуральск, Ноябрьск, Новый Уренгой, Надым, Губкинский, Муравленко, Пуровск, Красноселькупск, Тазовск).

3. Назовите столицу ЯНАО. (Салехард)

4. Как в старину назывался Салехард? (Обдорск , Красногорск, Приморск, Пятигорск)

III тур.

1. Какие коренные северные народы населяют ЯНАО? (ханты, манси, ненцы, селькупы)

2. Назовите основные занятия коренных народов Севера (скот, оленеводство, рыбная ловля.)

Видео вопросы:

3. Какие хищные животные украшают герб Ямала (лисы, волки, медведи , песцы)

4. Какое главное богатсво нашего края? (золото, нефть, уголь, изумруды)

Подвижная игра «Ручейки и озера»

IV тур.

Видео вопросы:

1. Как называется женская одежда коренных народов Ямала? (сарафан, ягушка , кимоно)

2. Как называется мужская одежда коренных народов Ямала? (малица , тулуп, ватник)

3. Как называется легко перевозимое жилище коренных народов Ямала? (дом, изба, чум , юрта)

4. Как называются легкие сани коренных народов Севера для перевозки грузов? (тележка, повозка, нарты , кибитка)

Музыкальная игра «Кто скорее построит чум?»

V тур.

Видео вопросы:

1. Назовите самое продолжительное время года на Севере (зима)

2. У какого хвойного дерева самые питательные орехи? (сосна, пихта, кедр, ель)

3. Назовите птицу, которая меняет свое оперенье к зиме (сова, куропатка , глухарь, рябчик)

4. Какая ягода растет на болоте? (земляника, малина, клюква , клубника)

Подсчет очков.

Награждение.

Использованная литература:

  1. Васин Ю.Ш., Ефремов Ф.В., Степанова Г.А. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов севера. Из-во «Институт повышения квалификации и развития регионов образования», 2003.
  2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.
  3. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.
  4. Кулемизин В. М. Знакомьтесь: ханты. – Новосибирск, 1992.

Викторина для детей 6-7 лет «Моя страна. Мой край. Мой город. Моя улица»

Цель:
Проверка и активизация имеющихся у детей знаний, самостоятельных суждений о стране, родном крае и городе.
Задачи:
закрепить знания детей о нашей стране, родном крае и городе;
систематизировать знания детей о символике государства: флаге, гербе, гимне.
расширять кругозор детей; учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
воспитывать у детей патриотические чувства, уважение ко всем национальностям, любовь и уважение к России.
Материалы и оборудование:
- ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация;
- изображения частей дома (30 шт), конверты с разрезанными частями поговорок и пословиц о Родине, конверт с частями флага России, конверт с разными изображениями герба России, звуковые фрагменты гимнов, изображения культурных символов России (матрешка, дымковская игрушка, гармошка), 9 платков, народные инструменты (ложки, металлофоны, свистульки), 3 альбомных листа бумаги, 3 пачки фломастеров.
Музыкальный материал, использованный в игре «Летчики»:
Идея, подбор музыки, микс - Холодная И.В.
«Кенгуру точка, ру» Жанны Колмагоровой
«Песенка о пингвинах» слова А.Горохова, музыка В. Купревич
«Черепаха» Музыка А.Варламова. Слова Р.Паниной
«Дельфины» муз. А.Варламова
«Веселые мартышки» Ю.Селиверстова
«Хорошее настроение» сл. Наталья Осошник, муз Виталий Осошник
Подготовительная работа: реализация детско-взрослого проекта (с участием родителей) – книги «Улицы моего города», «Профессии моих родителей»; выставки в группах «Народные промыслы Урала», «Сокровища Урала» (выставка камней), «Достопримечательности города Серова»; выставка книг писателей и поэтов города Серова; чтение сказов П.П. Бажова, выставка рисунков и творческих работ «Мой город», знакомство с национальными обычаями (праздник «Святки»).

Ход деятельности

Под музыку к песне «Моя Россия» (Г. Струве) в зал входят дети и присаживаются за столики по подгруппам.
Ведущий
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
Ведущий
Сегодня мы с вами собрались, ребята, чтобы рассказать друг другу, что узнали о нашей родине, нашем крае, городе. Вам предстоит ответить на 10 вопросов и выполнить 10 заданий. Вы разделены на группы. Ответы каждой группы будут оцениваться. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание команда получает часть дома, из которых потом мы составим город. Чем лучше и правильнее будут ваши ответы, тем выше и красивее будут ваши дома. Кто хочет построить самый высокий и красивый дом? (ответы детей)

Ведущий
Конечно, все вы этого хотите. Тогда за дело!
Внимание, звучит первый вопрос нашей викторины.
1. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
Задание командам: Составьте из частей поговорки и пословицы о нашей Родине (в командах работают взрослые – читают детям части поговорок).
1 команда –
Родина любимая, что мать родимая.
Береги землю родимую, как мать любимую.
2 команда –
На чужой сторонушке и весна не красна.
Если дружба велика, будет Родина крепка.
3 команда –
Человек без Родины – что соловей без песни.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают первый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит второй вопрос нашей викторины.
2. Назовите государственные символы России (Герб, флаг, гимн)
Практическое задание:
1 команда – собрать флаг России
2 команда – определить, в каком фрагменте звучит гимн России
3 команда – Игра «Найди отличия» (разные изображения герба России).
У России величавый
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
(В. Степанов)
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают второй этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит третий вопрос нашей викторины. Ответы обсуждаете в команде, один из участников выходит и произносит его.
3. Кто является главой Российского государства? (Президент)

Приглашаются по одному из участников команды. Участники озвучивают ответы своих команд.
Демонстрация фото В.В. Путина на слайде презентации.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают третий этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит четвертый вопрос нашей викторины.
4. В каждой стране есть главный город – столица. Как называется столица нашей родины? (Столица России – Москва.)


Практическое задание: объясни значение выражений. Участники совещаются. Один из членов команды выходит и озвучивает ответ команды.
1 команда – Почему говорят «Москва – сердце России»?
2 команда – Как можно понять слова: «Говорят в Москве, а слушают по всей стране?»
3 команда – Как можно понять слова: «Всем городам она голова, столица Родины – Москва».
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают четвертый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит пятый вопрос нашей викторины.
Издавна славилась Русь своими мастерами.
Ребенок
Прославлены умельцы камнерезы,
Хранители волшебного огня
Чеканщики по стали и железу –
Россия – знаменитая семья.
5. «Кто точнее нарисует и назовет символ России?»
Каждая команда выстраивается в шеренгу. Педагоги показывают каждой из своих команд изображение на 20 сек. и убирают его. Дети присаживаются за столы. На листе бумаги по очереди зарисовывают то, что им удалось запомнить, затем передают лист другому члену команды.
По завершении работы один участник команды выходит и демонстрирует получившееся изображение, называет символ России.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают пятый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит шестой вопрос нашей викторины.
Среди просторов нашей великой Родины есть уголок, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь помнить свой родной уголок, свой дом, своих родителей и друзей.
6. Как называется наш родной край? (Урал)
На Урале жили смелые и умелые люди. После трудного рабочего дня играли на разных музыкальных инструментах. Умели наши предки работать и отдыхать с душой.
Ребенок
Звонкие, резные, ложки расписные
От зари и до зари нам играют ложкари.
И мы ребята смелые
Во всех делах умелые.
Инструменты мы возьмем
И оркестр заведем.


Задание команде:
Прослушать звуковой фрагмент и сыграть его на народных инструментах. Определяется, чья команда точнее и дружнее исполнит мелодию.
Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают шестой этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит седьмой вопрос нашей викторины.
7. Как назывались первые жители Урала? (ханты и манси)


Ханты и манси жили в чумах.
Игра «Кто быстрей построит чум» (дети из больших платков строят чум, какая команда быстрее)


Ведущий
Команды, правильно выполнившие задание, получают седьмой этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит восьмой вопрос нашей викторины.
8. Сейчас мы живем в красивых городах, в уютных домах. Чье имя носит наш город? (летчика Анатолия Константиновича Серова)


Ребенок
Он металлическую птицу
Поднимает в облака.
Наша воздушная граница
Надёжна и крепка.
Ведущий
Как вы думаете, какими должны быть летчики?
Дети высказываются (сильными, выносливыми, ловкими)
Ведущий
Давайте посмотрим, можете ли вы проявлять смелость, ловкость.
Игра «Самолет». Правила проведения игры.
Дети делятся на группы по 3 человека. Каждая группа – отряд летчиков.
Каждый ребенок – самолет. Самолеты стоят в ангарах. Ангары располагаются любым способом: кругом, шеренгой, колонной и др. Каждый летчик должен запомнить место своего ангара, чтобы вернуться точно в него. По сигналу летчики совершают полет: руки в стороны, движение в любом направлении. Условие: руки не сгибать (считается поломкой крыльев). Если встретился с другим самолетом, то можно «планировать»: наклоняться вправо, влево, вперед, но руки не сгибать. По сигналу летчики возвращаются в ангары.


Игра проходит под звуковое сопровождение. Дети слушают диктора и выполняют предложенные действия:
1. «Летчики, на аэродром!» Дети присаживаются
2. «Заводим моторы!» Дети сидя (обязательное условие, чтобы было чередование двигательной активности и отдыха) делают «моталочку» согнутыми руками.
3. «В полет!» Дети изображают полет самолета (летают)
4. «Внимание, посадка!» Дети присаживаются на корточки.
5. Далее выполняются подражательные движения животных тех стран и континентов, куда прилетают самолеты.
Ведущий
Возвращаемся в наш город. Внимание, посадка!
Дети присаживаются на свои места за столами.
Ведущий
Команды, успешно выполнившие задание, получают восьмой этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит девятый вопрос нашей викторины.
9. Игра "Угадай, что я загадала"
Перед детьми демонстрируются изображения разных достопримечательностей города Серова. Ведущий загадывает один их них. Дети должны угадать, какую достопримечательность он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.
Набор изображений для 1 команды:
- здание администрации города
- юбилейный камень к столетию города
Набор изображений для 2 команды:
- здание дворца культуры металлургов
- «Камень желаний» у библиотеки им. Д.Н. Мамина-Сибиряка
Набор изображений для 3 команды:
- Храм во имя Преображения Господня
- Мемориал «Вечный огонь»
Ведущий
Команды, успешно выполнившие задание, получают девятый этаж дома.
Ведущий
Внимание, звучит десятый, заключительный вопрос нашей викторины.
10. В нашем городе много улиц, площадей. На какой улице расположен наш детский сад? Почему эта улица называется Зеленая? (ответы детей)


Ведущий
Команды, успешно выполнившие задание, получают десятый этаж дома.
Ведущий
Наши ребята вместе с родителями подготовили книгу «Улицы нашего города». Демонстрация книги и рассказ детей об улицах.
Ведущий.
- Вы ребята, молодцы, очень много знаете о своей Родине, любите ее и ее природу, уважаете своих родных и друзей, знаете свой край.
Предлагаю каждой команде составить свой дом из полученных этажей. Подойдите с выдумкой, фантазией. Создайте свой необычный дом.
Ведущий.
Какие замечательные дома у вас получились. Давайте посмотрим дома друг друга.
Дети проходят по кругу, рассматривая дома других команд.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1 с. Анучино

Классный час – викторина

Классный час – викторина «Моя Родина – Россия»

Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно не опоздать!

Задачи:

    закрепить знания детей о государственных символах России;

    воспитывать чувство любви к своей Родине – России;

    расширять представления о природе России;

    развивать умение отгадывать кроссворды;

    развивать умение правильно строить свой ответ, согласно грамматическим правилам;

    развивать познавательные интересы;

    воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

    создать радостное и веселое настроение у детей.

Ход занятия

    Вступительная часть.

Звучит запись песни «С чего начинается Родина»

Учитель.

- Ребята, вы прослушали песню на слова М. Матусовского, муз. В. Баснера «С чего начинается ».

Что такое Родина? (Ответы детей.)

Учитель

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушки, и бескрайние просторы. Это место, где ты торился и вырос.

Дети читают стихи

1 ученик:

«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

2 ученик:

Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.

3 ученик:

Что мы Родиной зовем?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлем».

Учитель

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми.

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

С. Комратова

Учитель

Чтобы любить свою Родину, надо её хорошо знать

Давайте проверим наши знания о России.

    Задания викторины

1 конкур: «Что я знаю о России»

Учитель:

- Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите.

    Наша страна называется… Россия.

    Граждане России называются… россияне

    Кто президент в России… Путин.

    Кто выбирал президента? - российский народ.

    Какой документ имеет гражданин России… паспорт.

    В каком документе записаны права гражданина России… конституция РФ.

    Что должен делать гражданин России, живя в российском государстве…

соблюдать права и обязанности.

    Какое дерево является символом России? – берёза

2 конкурс: «Символы государства»

    Ответь на вопросы

    Какие государственные символы вы знаете ? (Герб, флаг, гимн.)

    Что такое государственный гимн?

(Главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать ее надо стоя, проявляя уважение.)

Прослушивание гимна

    Игра «Узнай наш флаг».

Предлагаю на доске выбрать среди разных флагов российский флаг

Учитель

Где можно увидеть российский флаг?

(На государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников.)

Белый цвет обозначает чистоту, синий – небо и верность, красный – огонь и отвагу.

Учитель

Трёхцветный флаг России был учреждён первым российским императором Петром Великим ещё в 1693 году.

Флаг России

Белый цвет – берёзка,
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
(В. Степанов)

О русском флаге

Белый, синий, красный.
Триколор прекрасный.
Это наш великий русский флаг!
В мире его знают,
К тому же уважают.
Пусть его всегда боится враг!

Был Петром он принят,
Нас он не покинет,
Флаг не будет спущен никогда!
В море при Цусиме,
На суше в Измаиле
Храбро бились мы под ним всегда!

Михаил Кутузов
Победил французов,
Смог он честь России отстоять!
Знайте наши предки -
В двадцать первом веке
Славу флага будем продолжать!

    Игра «Узнай наш герб».

Учитель

Надо найти российский герб среди гербов других стран.

Что изображено на нашем гербе?

(Золотой двуглавый орел со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец на коне, он копьем поражает змея.)

Герб наш символизирует победу добра над злом, красоту и справедливость.

Ученик читает стихи о гербе

3 конкурс «Города России»

Учитель

Назовите столицу России

    Ребёнок читает стихотворение.

Москва – России краса

Городов не перечесть:

И Париж, и Лондон есть,

Рим, Венеция, Берлин,

Вена, Токио, Пекин –

Городов великих, славных,

Людных, шумных, ярких самых,

Удивительных... И всё же

Есть один – всего дороже,

Город близкий и родной,

Тот, что нарекли Москвой!

(В. Борисов)

Москва – святой Руси и сердце, и глава!

    Игра – аукцион «Назови город России»

4 конкурс «О России песни петь…»

    Конкурс «Собери пословицу»

Народная мудрость гласит…

Нашему народу

соловей без песни.

Родина любимая -

чем Родина наша.

Человек без Родины -

родина всего дороже.

Родину - мать

мать родимая.

Нет ничего краше,

умей защищать.

Поэты воспевают Родину в своих стихах…

    Дети читают стихи о Родине

Родина

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)

Здравствуй, Родина моя

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!

Я пою и в тишине
Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!

Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!

(В. Орлов)

Писатели создавали свои произведения о Родине.

Константин Ушинский

Наше отечество

Наше отечество, наша родина - матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать - святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии...

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и родина.

А композиторы сочиняли музыку

Дети поют песню о Родине

    Итог занятия

Учитель

- Наше занятие закончилось. И мне хотелось бы закончить его такими прекрасными словами:

Для меня Россия – белые березы,

Для меня Россия – утренние росы,

Для меня Россия ты всего дороже.

У моей России длинные косички.

У моей России светлые реснички,

У моей России голубые очи.

На меня Россия ты похожа очень.

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь,

Ты, моя Россия, песни петь умеешь,

Ты, моя Россия, неразлучна с нами.

Ведь Россия наша – это мы с друзьями!!!

Пока вы ещё маленькие, вы пока не можете ничего для России сделать. Но вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких, не будете ссориться, Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Давайте все дружно скажем: “Если дружба велика – будет Родина крепка!”

Литература:

    Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011.

    Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Под общ. ред. Т.И. Оверчук. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

    Информационно-деловое оснащение ДОУ. Наша Родина – Россия. – М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Галина Долгопятова
Игра - викторина для детей старшей и подготовительной к школе групп «Люблю тебя, мой край родной»

Подготовили и провели воспитатели : Гармилина Л. В. Долгопятова Г. А.

Цель : Формирование у детей понятия «Родина» .

Задачи :

Познавательное развитие :

Обобщить знания детей о родном крае . Развивать интерес к изучению родного края . Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности.

Художественно - эстетическое развитие :

Вызвать эмоциональный отклик при восприятии музыкальных и поэтических произведений.

Речевое развитие :

Развивать умение выразительно и эмоционально читать стихи о Родине, связную речь, логическое мышление. Обогащение словаря : гимн, держава, государство, район.

Предварительная работа. Экскурсии в музей, на почту, в библиотеку, к реке. Разучивание стихов, пословиц, песен, поговорок, рассматривание фотографий, беседы об истории Перелюба, о семье.

Материал : Панно-степь, хаты, гербы России, Перелюбского района, области, флаги России, Саратовской обл., альбом с фотографиями, карты Мира, Саратовской области.

Ход игры

Вед. 1 : Здравствуйте, гости дорогие. Мы очень рады вас видеть, предлагаем вашему вниманию игру викторину , в ходе которой мы узнаем много интересного о родном Перелюбском крае .

В игре принимают участие 2 команды. Прежде чем начать игру нам нужно выбрать жюри. Вед. 2 : Расскажем мы вам, не сказку, а быль…

Рос тут 200 лет назад лишь один ковыль. Степь одна была лишь дикая. Реками да озерками пересечённая. Степь широкая, степь раздольная, да никем не прирученная.

Матушка государыня Екатерина II начала подумывать о заселении заволжских степей. И вот потянулись сюда обозы крестьян с Украины. Степь ожила (заходят дети) . Прижились люди в степном крае, осели на веки вечные. А всю свою любовь к белёным хаткам, да хуторам Родной Украины , вложили в название новой родины - Перелюб. В честь Перелюба на Черниговщине.

Вед. 1 : Представляем команды : I команда «СТЕПНЯЧКИ»

ПРИВЕТСТВИЕ команды :

На радость нам наш край цветёт

Хороший здесь народ живёт

Край Перелюбский беречь мы должны

И помнить преданья седой старины .

Вед. 2 : команда «РОМАШКА» - что в переводе с сербского, значит «Камилица» , а, сербы тоже когда-то заселяли наш край . Этим, словом первоначально именовалась наша река Камелик.

ПРИВЕТСТВИЕ команды :

Мы за чистый лес и воду

Мы бережем Перелюбский покой

Кто любит родную природу

Тот любит и край родной

1 Конкурс-разминка.

Вед. 1 : Познакомились с командами. Игра начинается с разминки. Посмотрите внимательно на карту. Это карта мира. На ней среди многих государств есть наше.

Отвечает команда «Ромашки»

1. Назовите государство, в котором мы живём?

2. Кто сможет показать границы нашего государства?

3. Назовите столицу нашей Родины?

Мы видим, что Россия большое государство. Мы гордимся нашей великой Родиной. Но у каждого из нас есть малая Родина - тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом .

Отвечает команда «Степнячки» :

1 .Как называется наше село?

2. Как называется наш район?

3. Покажите на карте Саратовской области границы Перелюбского района?

Отвечает команда «Ромашки» : Какая река протекает по нашему району?

Отвечает команда «Степнячки» : Какой большой водоём находится на территории нашего края?

Вед. 2 : А сейчас дети от каждой команды расскажут по стихотворению о малой Родине. Ребёнок :

Малая Родина-островок земли

Под окном смородина, вишни расцвели

Яблоня кудрявая, а под ней скамья.

Ласковая, милая Родина моя.

Ребёнок :

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну - наш общий дом.

Вед. 1 : Разминка закончилась, жюри оценивает.

Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своём селе, тем больше будем любить его. Перелюб начинался с одной улицы, а сейчас их вместе с переулками около 30.

Следующий конкурс нашей викторины : «География Перелюба»

1 задание : «Кто больше?»

Назовите улицы, и переулки нашего села

2 задание : «Узнай по фото» . Вы должны назвать то, что видите на фотографии.

О нашей реке есть стихотворение местного поэта Сергея Ленгина, послушайте его. Ребёнок :

Целый день иди вдоль Камелика - тишина.

Но к камышам шагнёшь –

Всполошится гомоном и криком

Царство уток и утиных гнёзд.

Он на карте мира не отмечен,

Что ж, все понятно-малая река

Но если бы не сотни мелких речек

И Волга б обмелела в берегах.

Вед. 2 : 3 задание : «Собери пазлы»

Командам надо собрать изображение школы и детского сада .

Просим жюри оценить конкурс «География Перелюба» .

Вед. 1 : Родина - это то место, где мы родились, живём, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья. О Родине и о людях, которые трудятся от рассвета до заката на благо нашей Отчизны написано много хороших песен и стихов.

Следующий конкурс : «Конкурс чтецов и певцов»

Ребёнок :

Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей.

Люблю твои луга и нивы ,

Прозрачный звон твоих равнин

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою ,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою рекою,

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю , глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть

Люблю всё то , что называю

Одним широким словом «Русь» .

Ребёнок :

С чего начинается Родина?

С весенней и нежной травы.

С лучистого ясного солнышка

Иль ярко зелёной листвы

А может она начинается

С прилёта скворцов и грачей

С весёлого смеха детишек

И звонкого стука мячей

С чего начинается Родина?

С прекрасных и нежных цветов

Дорог асфальтированных в городе,

С людей и красивых домов

А может она начинается

С глубоких и синих морей

С громадных высоких утёсов

Со стаи крикливых гусей.

Ребёнок :

Нет на свете Родины милее,

Где других лазурней берега

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрады рощи и леса.

Нет на свете Родины дороже

Надо всё нам сделать для неё,

Чтобы день, который нами прожит

Каждым часом радовал её.

Ребёнок :

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском.

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережем,

И под небом синим- синим

Флаг России над Кремлём.

Вед. 2 : Песню «Наш край » исполняет команда «Ромашка» :

1. То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой

Край родной на век любимый , где найдёшь ещё такой.

2. Солнцем залиты долины, и куда не бросишь взгляд

Край родной , навек любимый весь цветёт как вешний сад

3. Детство наше золотое! Всё светлее с каждым днём

Под счастливою звездою Мы живём в краю родном .

Вед. 1 : Команда «Степнячки» исполнит песню местного автора, главы Первомайской сельской администрации Исаевой Веры Васильевны «Маленькая Родина»

1 .Далеко за Волгою есть степной район

Он для каждого из нас, милый отчий дом

Маленькая родина о тебе поём

Мы тебя всем сердцем любим и тобой живём

2. Люди наши добрые и душой открытые

И в беде и трудности со страной прошли

Маленькая родина огонёк оставила

На полях былых сражений, где деды полегли

3. А весной тюльпанами степи расстилаются

И речушка Камелик к берегам манит

Маленькая родина с тобой мы не расстанемся

Перелюбский край родной наш будем век любить.

Вед. 2 : Конкурс завершён, жюри просим оценить его.

Родину называют матерью, потому - что она кормит своим хлебом, поит своими водами, и защищает от врагов. В народе сложено много пословиц и поговорок о Родине. Следующий конкурс : «Пословицы и поговорки» .

Чья команда их больше знает. Жюри оценивает этот конкурс.

Вед. 1 : Следующий конкурс «Исторический»

Если любишь свою Родину и гордишься ею, надо знать её историю. Сейчас мы с вами перенесёмся в героическое прошлое нашей страны. Немало пришлось пережить нашей стране в военные годы, но наши люди всегда одерживали победу.

Родина не забыла героев и наградила их орденами и медалями. Есть среди награждённых и наши земляки, это Перетрухин Василий Зиновьевич, о котором вы узнали в музее. Рудченко Михаил Мифодьевич, погибший в Чечне, именем которого названа школа с . Перелюб. В каждой семье помнят о подвигах своих родных , которые совершали в боях и в тылу.

Дети рассказывают о своих героях.

Вед. 2 : Каждый год 9 мая мы с вами отмечаем праздник «День Победы» нашего народа в Великой Отечественной войне и чтим память о подвигах наших дедов и прадедов. (Исполняется общая песня «Мой дедушка герой войны» её автор В. В. Исаева).

1 .Мой дедушка герой войны, он жив мы очень рады

С родной земли фашистов гнал , до самого Рейхстага.

Пр-в : Пусть много лет прошло и многое забыто

Но не забыть путь огневой от Курска до Берлина.

2. Мой дедушка-герой войны, как мало их осталось

Какой же дорогой ценой, победа им досталась.

Пр-в

И не дай бог такой войне ещё раз повториться.

3. Родной ты мой смахни слезу , твоя судьба ведь подвиг

Живи 1ОО лет, живи без бед, здоровым будь и стойким.

Пр-в : Пусть много лет уже прошло и многое забыто

Любимым дедушкой своим всю жизнь будем гордиться.

Пусть много лет уже прошло и многое забыто

За ратный подвиг на земле позволь нам поклониться.

Вед. 1 : Жюри оценивает исторический конкурс.

Следующий конкурс : «Символика»

У каждого государства, области, города, села есть священные символы, которые человек должен почитать и уважать. Назовите их.

Команда «Степнячки» ответьте на вопросы :

1. Что такое гимн?

2. В каких случаях играется гимн ?

Команда «Ромашка» ответьте на вопросы :

1. Перед вами 2 полотнища. Как они называются? (Флаг Российской Федерации и Флаг Саратовской обл.)

2. Что обозначают цвета?

Ребёнок : «Флаг России» В. Степанов

Белый цвет - берёзка, синий - неба цвет Красная полоска, солнечный рассвет.

Вед. 2 : Команда «Степнячки» .

1. Покажите герб Российской Федерации и расскажите о нём.

2. Что это за символы? Чьи это гербы?

Ребёнок : «Герб России» В. Степанов

У России величавой, на гербе орёл двуглавый

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

он - России дух свободный.

Вед. 1 : Команда «Ромашка»

1. Покажите герб Перелюбского района?

2. Кто расскажет о гербе Перелюбского района?

(Жюри оценивает этот конкурс)

Вед. 2 : Любовь к родине начинается с малого, с любви к своему дому, к своей семье.

Наш последний конкурс : «Домашнее задание»

Каждая семья заранее получила задание : нарисовать свой семейный герб. Ведь семья - это маленькое государство со своими законами, особенностями, интересами.

(Жюри рассматривает гербы и на выбор заслушивает рассказы детей о своих гербах )

Вед. 1 : Вот и закончилась викторина . Жюри подводит итоги всех конкурсов.

Вед. 2 : Наш Перелюб для многих людей светлая и желанная Родина, которая всегда, приютит, обогреет, встретит, даст силы и благословит на большие дела.

Песня «Край родной »

1. Солнечным светом залитый край родной

Где наклонились ракиты над рекой

Где соловьиные трели так нежны

и песни, песни русские песни слышны.

2. Мы пронесём в нашем сердце сквозь года

Верность любимой Отчизне навсегда

Станет сильнее, чем прежде наша родная страна

И песня, песня будет повсюду слышна.

Вед. 1 : Слово предоставляется жюри для объявления результатов и награждения.