Лев николаевич толстой 1828 1910 читать. Лев Николаевич Толстой (1828–1910). Обращение в веру

Основные вехи . Лев Николаевич Толстой - классик мировой литературы, величайший, наряду с Ф.М. Достоевским, мастер психологизма, создатель жанра романа-эпопеи, оригинальный мыслитель, «учитель жизни».

Состоял в родстве с несколькими аристократическими родами. Рано осиротел. Учился в Казанском университете, но бросил его, предпочтя самообразование по собственной программе. За долгую жизнь выучил многие языки, стал эрудированнейшим человеком, со временем счел для себя обязательным и физический труд - крестьянский, ремесленный.

В 1852 г . дебютировал в некрасовском журнале «Современник » повестью «Детство», за которой последовали «Отрочество» (1854) и «Юность» (1857). Новым словом в русской баталистике стали рассказы 1853-1856 гг. о военных действиях на Кавказе и три «Севастополь ских рассказа» (1855-1856) , появившиеся благодаря собственному опыту автора - сначала юнкера, потом офицера-артиллериста, награжденного орденом и двумя медалями. В статье-рецензии об отдельном издании «Детства» и «Отрочества» и военных рассказов (1856) Н.Г. Чернышевский отметил особенности творческого облика Толстого, сохранившиеся у писателя навсегда: «диалектику души» и «чистоту нравственного чувства». В образах офицеров молодой писатель раскрыл несоответствие сущности и видимости (как в положительном, так и в отрицательном смысле), вытеснение естественных, соответствующих жестокой реальности войны мыслей и чувств соображениями престижа и карьеры.

После отставки (1856) и заграничного путешествия Толстой обосновывается в своем тульском имении Ясная Поляна, увлекается хозяйством, в 1859 г. впервые открывает школу для крестьянских де тей (потом он дважды вновь ее открывал и сам преподавал: педагоги ческие увлечения находили на него волнами), издает педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862); е му довелось быть мировым посредником между помещиками и освобождаемыми крестьянами, в пользу которых он стремился решать дела. Еще в 1856 г. Толстой опубликовал рассказ «Утро помещика», явно автобиографический , где трезво показана пропасть между прекраснодушием 19-летнего помещика-прожектера князя Дмитрия Нехлюдова и крестьянами, которых он решил облагодетельствовать. Эту пропасть Толстой всю жизнь стремился преодолеть. Важные проблемы нравственности были поставлены в центре рассказов 1856-1859 гг. «Записки маркера», «Два гусара», «Аль берт», «Люцерн», «Три смерти», повести «Семейное счастье». В рассказе «Поликушка» (1863) говорилось о робком и совестливом мужике, повесившемся из-за того, что потерял доверенные ему барыней деньги. Толстой постоянно обращался ко все новой и новой тематике. По сравнению с предыдущей прозой он мало уделяет внимания построению сюжета, нет у него подробных описаний. Еще в 1853 г. в дневнике он назвал манеру Пушкина в «Капитанской дочке» устаревшей: «...в новом направлении интерес подробностей чувства заменяет интерес самих событий». Толстой развертывает диалоги, изображение связывается с точкой зрения того или иного персонажа, хотя автор с его оценочной позицией всегда возвышается над персонажами. В отличие от тогдашних реалистов Толстой совсем не склонен специально живописать быт.

В 1852-1863 гг. под влиянием идей Ж.Ж. Руссо о необходимости сближения современного цивилизованного человека с природой, с «естественными людьми» написана повесть «Казаки». Ее молодой герой, Оленин, впервые у Толстого пытается «опроститься» среди гребенских казаков, дружит со старым охотником дядей Ерошкой, пьет с ним чихирь, увлекается казачкой Марьяной. Но реалист Толстой далек от утопизма Руссо. Станица отвергает чужака, Марьяне куда ближе Лукашка, человек ее круга. «Казаки» - одно из немногих классических произведений о простых вольных людях, красоте их жизни.

В начале 60-х гг. писатель приступил к работе над романом «Декабристы», но постепенно перешел от замысла произведения о возвратившемся из Сибири декабристе к большому историческому полотну. Женившись в 34 года, начав новый этап в своей биографии (семейная тема - важнейшая для Толстого), он испытал прилив творческих сил. 1863-1869 гг. отданы «Войне и миру» (публикация первых частей под заглавием «1805 год», один из замыслов имел название «Все хорошо, что хорошо кончается»: предполагалось оставить в живых Андрея Бол конского и Петю Ростова). Реализация первоначальных намерений колоссально их превзошла. Самый популярный тогдашний русский писатель И.С. Тургенев признал за Толстым « первое место между всеми нашими современными писателями» 1 .

После «Войны и мира» Толстой, с полным основанием считавший «узлом» всей последующей истории России эпоху Петра I, изучал материалы о ней и сделал немало набросков нового исторического романа, но, наконец, признав это время слишком далеким (в психологическом и иных отношениях) от современности, оставил свой замысел. В 1873-1877 гг. была создана «Анна Каренина». Хотя Толстой и говорил, что в ней он любил «мысль семейную», моралистический замысел был преодолен, разорвавшая семейные узы ради любовного чувства героиня, не понятая любовником и отторгнутая обществом, в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие автора и читателя как жертва собственных сложных переживаний и светских норм поведения, в изрядной степени лицемерных. Параллельная главной сюжетной линии линия Константина Левина, персонажа, весьма близкого автору, вдвигает содержание этого любовного романа в значительно более широкий и глубокий социально-исторический контекст. «У нас теперь, - размышляет Левин о пореформенной действительности, - когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть только один важный вопрос в России...» Но итог духовных исканий героя был искусственно упрощен: он ставит себе в пример старого крестьянина Фоканыча, который, по словам мужиков, «для души живет, Бога помнит». Этот итог предвещал мировоззренческий кризис Толстого, произошедший в нем на рубеже 70-80-х гг. внутренний перелом, породивший отречение от своего художественного творчества (подчас поздний Толстой писал «художественное» тайком от жены, мучаясь противоречием между провозглашаемым учением и творческой потребностью). «Толстовство» довольно широко распространилось, захватило на исходе лет, например, Н.С. Лескова.

С 80-х гг . Толстой живет преимущественно в Москве, пишет трактаты, публицистические статьи, компилирует из четырех Евангелий собственное (божественной природы Иисуса Христа он не признавал), критикует догматическое богословие, создает назидательные, нарочито упрощенные «народные рассказы». Но тогда же появляются повести «Холстомер. История лошади» и «Смерть Ивана Ильича» (обе напечата ны в 1886 г.), в которых глубокий психологизм соединился с исключительно острым социальным критицизмом. Повести «Крейцерова соната» (1891), «Дьявол», «Отец Сергий» (две последние писались в 1889- 1890 и 1890-1898 гг., опубликованы посмертно) с небывалой откровенностью ставили запретный для русской классической литературы вопрос о власти пола над человеком, но далеко к нему не сводились. Написал Толстой и несколько пьес, лучшая из которых - «Живой труп» (1900, опубликована в 1911 г.), показывающая неизбежность гибели слабовольного, но хорошего человека, который пытается уйти из привычной жизни своего социального круга с его законами.

Десять лет создавался роман «Воскресение» (1899) - «завещание уходящего столетия новому» (А.А. Блок) 2 . Толстой и в нем преодолел моралистический замысел, нравственное «воскресение» князя Дмитрия Нехлюдова скорее декларировано, чем художественно раскрыто, зато сюжет, в основе которого хлопоты героя за несправедливо приговоренную к каторге Катюшу Маслову, которую он некогда соблазнил и которой сломал жизнь, позволил показать многочисленные социальные слои России сверху донизу так, как никогда не бывало ни в каком произведении. Едко ироническое изображение церковной службы в романе было одной из причин того, что Синод констатировал отпадение Толстого от православной церкви (но не «отлучал» буквально и тем более не предавал анафеме). Последнее крупное художе ственное произведение писателя, над которым он работал в 1896- 1904 гг., - историческая повесть «Хаджи-Мурат» из времен Кавказской войны, где «властный абсолютизм» критикуется в лице как Николая I, так и имама Шамиля, прославляются внутреннее благородство и жизненная стойкость главного героя. Одна из последних статей Толстого, «Не могу молчать» (1908), была протестом против смертных казней, вызванных революцией 1905-1907 гг.

Толстого как писателя и публициста характеризует страстная убежденность. Для этого правдоискателя недопустима мысль, что истина человеку недоступна.

Анализ романа - эпопеи «ВОЙНА И МИР» (1863-1869)

Проблема жанра. Толстой затруднялся определить жанр своего главного произведения. «Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника », - писал он в статье «Несколько слов по пово ду книги "Война и мир"» (1868), добавляя, что вообще «в новом периоде русской литературы нет ни одного художественного прозаического произведения, немного выходящего из посредственности, которое бы вполне укладывалось в форму романа, поэмы или повести». Поэма имелась в виду, конечно, прозаическая, гоголевская, ориентированная на старинные эпопеи и в то же время на плутовской роман о современности. Под романом, как он сложился на Западе, традиционно понималось многособытийное, с развитым сюжетом повествование о том, что произошло с одним человеком или несколькими людьми, которым уделяется существенно большее внимание, чем другим, - не об обычной, регулярной их жизни, а о более или менее длительном происшествии с началом и концом, чаще всего счастливым, состоящим в женитьбе героя на его возлюбленной, реже несчастным, когда герой погибал. Даже в проблемном русском романе, предшествовавшем «Войне и миру», наблюдается «единодержавие» героя и финалы относительно традиционны. У Толстого, как и у Достоевского, «единодержавие центрального лица практически отсутствует» 3 , а романный сюжет представляется ему искусственным: «...я никак не могу и не умею положить вымышленным мною лицам известные границы - как то женитьба или смерть, после которых интерес повествования бы уничтожился. Мне невольно представлялось, что смерть одного лица только возбуждала интерес к другим лицам, и брак представлялся большей частью завязкой, а не развязкой интереса» 4 .

«Война и мир», безусловно, и не историческая хроника, хотя ис тории Толстой уделяет огромное внимание. Подсчитано: «Эпизоды из истории и рассуждения, в которых разработаны исторические вопро сы, занимают 186 глав из 333 глав книги», в то время как к линии Андрея Болконского имеют отношение только 70 глав . Особенно много исторических глав в третьем и четвертом томах. Так, во второй части четвертого тома четыре главы из девятнадцати связа ны с Пьером Безуховым, остальные целиком военно-исторические. Философско-публицистические и исторические рассуждения занима ют четыре главы в начале первой части эпилога и всю вторую его часть. Однако рассуждения - не признак хроники, хроника-это прежде всего изложение событий.

Признаки хроники в «Войне и мире» есть, но не столько исторической, сколько семейной. Персонажи редко бывают представлены в литературе целыми семьями. Толстой же рассказывает о семьях Болконских, Безуховых, Ростовых, Курагиных, Друбецких, упоминает семью Долохова (хотя вне семьи этот герой ведет себя как индивидуалист и эгоист). Три первые семьи, верные семейному духу, оказываются, наконец, в родстве, что очень важно, а официальное родство Пьера, по слабоволию женившегося на Элен, с бездушными Кураги-ными самой жизнью ликвидируется. Но и к семейной хронике «Войну и мир» никак свести нельзя.

Между тем Толстой сравнивал свою книгу с «Илиадой» 5 , то есть с древней эпопеей. Суть старинного эпоса -" примат общего над индивидуальным» 6 . Он рассказывает о славном прошлом, о событиях не просто значительных, но важных для больших человеческих общностей, народов. Отдельный герой существует в нем как выразитель (или антагонист) общей жизни.

Явные признаки эпопейного начала в «Войне и мире» - большой объем и проблемно-тематическая энциклопедичность. Но, безусловно, мировоззренчески Толстой был весьма далек от людей «века героев» и само понятие «герой» считал неприемлемым для художника. Его персонажи - самоценные личности, отнюдь не воплощающие какие-то внеличностные коллективные нормы. В XX в. «Войну и мир» часто называют романом-эпопеей. Это иногда вызывает возражения, утверждения, что «ведущим жанрообразующим началом толстовской «книги» следует признать все же мысль «персональную», в своей основе не эпическую, но романическую» 7 , в особенности «первые тома произведения, посвященные по преимуществу семейной жизни и личностным судьбам героев, довлеют не эпосу, но роману, хотя и нетрадиционному» 8 . Разумеется, в «Войне и мире» не буквально использованы принципы древнего эпоса. И все же наряду с романным началом есть и исконно противоположное ему эпопейное, только они не дополняют друг друга, а оказываются взаимопроницаемыми, создают некое новое качество, небывалый ранее художественный синтез. По Толстому, индивидуальное самоутверждение человека губительно для его личности. Только в единении с другими, с «жизнью общей» он может развивать и совершенствовать себя, получать истинно достойное воздаяние за свои усилия и поиски в этом направлении. В.А. Недзвецкий справедливо отмечал: «Мир романов Достоевского и Толстого впервые в русской прозе строится на взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и народа» 9 . У Толстого это и означает синтез романного и эпопейного начал. Поэтому все-таки есть основания называть «Войну и мир» историческим романом - эпопеей, имея в виду, что обе составляющие в этом синтезе радикально обновлены и трансформированы.

Значения слова «мир». Хотя во времена Толстого слово «мир» печаталось в заглавии его книги как «миръ», а не «м!ръ», тем самым означая только отсутствие войны, фактически в романе-эпопее значения этого слова, восходящие к одному изначальному, многочисленны и разнообразны . Это и весь свет (мироздание), и человечество, и национальный мир, и крестьянская община, и другие формы объединения людей, и то, что за пределами той или иной общности, - так, для Николая Ростова после проигрыша 43 тысяч Долохову «весь мир был разделен на два неровные отдела: один - наш Павлоградский полк, и другой - все остальное». Для него всегда важна определенность. Она есть в полку. Он решил «служить хорошо и быть вполне отличным товарищем и офицером, то есть прекрасным человеком, что представлялось столь трудным в миру, а в полку столь возможным» (т. 2, ч. 2, гл. XV). Наташу в начале войны 1812 г. в церкви глубоко волнуют слова «Миром Господу помолимся», она понимает это и как отсутствие вражды, как единение людей всех сословий. «Мир» может означать и образ жизни, и мировоззрение, тип восприятия, состояние сознания. Княжну Марью, накануне смерти отца вынужденную жить и поступать самостоятельно, «охватил другой мир житейской, трудной и свободной деятельности, совершенно противоположный тому нравственному миру, в котором она была заключена прежде и в котором лучшее утешение была - молитва» (т. 3, ч. 2, гл. VIII). Раненый князь Андрей «хотел вернуться к прежнему миру чистой мысли, но он не мог, и бред втягивал его в свою область» (т. 3, ч. 3, гл. XXXII). Княжне Марье в словах, тоне, взгляде умирающего брата «чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского» (т. 4, ч. 1, гл. XV). В эпилоге графиня Марья ревнует мужа к его хозяйственным занятиям, поскольку не может «понять радостей и огорчений, доставляемых ему этим отдельным, чуждым для нее миром» (ч. 1, гл. VII). И далее говорится: «Как в каждой настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое. Каждое событие, случившееся в доме, было одинаково - радостно или печально - важно для всех этих миров; но каждый мир имел совершенно свои, независимые от других, причины радоваться или печалиться какому-либо событию» (гл. XII). Таким образом, диапазон значений слова «мир» в «Войне и мире» - от мироздания, космоса до внутреннего состояния отдельного героя. Макромир и микромир у Толстого нерасторжимы. Не только в лысогорском доме Марьи и Николая Ростовых - во всей книге многие и разнообразнейшие миры сливаются «в одно гармоническое целое» соответственно небывалому жанру.

Психологизм. Еще один упрек, адресовавшийся Толстому, - уп­рек в модернизации психологии персонажей, в приписывании людям начала XIX в. мыслей, чувств и переживаний, свойственных духовно более развитым современникам писателя. Любимые герои Толстого действительно изображаются психологически углубленно. Хотя Николай Ростов далеко не интеллектуал, сентиментальная песенка, которую он поет (т. 1,ч. 1, гл. XVII), кажется слишком примитивной для него. Но она признак исторического времени. В духе этого времени и письмо Николая к Соне (т. 3, ч. 1, гл. XII), рассуждения Долохова о женщинах (т. 2, ч. 1, гл. X), масонский дневник Пьера (т. 2, ч. 3, гл. VIII, X). Когда же будто бы непосредственно воспроизводится внутренний мир персонажей, не следует воспринимать это буквально. Умному и тонкому Болконскому понятно: мысль, чувство и их выражение не совпадают. «Видно было, что никогда Сперанскому не могла прийти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя все-таки выразить всего того, что думаешь...» (т. 2, ч. 3, гл. VI).

Внутренняя речь, тем более неосознанные ощущения и переживания не поддаются буквальному логическому оформлению. И все же условно Толстой это делает, как бы переводит язык переживаний на язык понятий. Внутренние монологи в кавычках - именно такой перевод, иногда внешне противоречащий логике. Княжна Марья вдруг понимает, что скоро в Богучарово придут французы и что оставаться ей нельзя: «Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями!» (т. 3, ч. 2, гл. X). Внешне - прямая речь, но не думает же княжна Марья о себе в третьем лице. Подобная «внутренняя речь», понятая буквально, не была свойственна не только людям начала XIX в., но и никому впоследствии. Никакой человек никогда не мог успеть подумать о своей любви к жизни, траве, земле, воздуху, как князь Андрей в двух шагах от фанаты, которая вот-вот взорвется. Так передано обострившееся на грани жизни и смерти восприятие всего, что улавливает глаз.

Толстой пересказывает в своей авторской речи бред князя Андрея, описывает «мир» смертельно раненного: «И пити-пити-пити и ти-ти, и пити-пити - бум, ударилась муха... И внимание его вдруг перенеслось в другой мир действительности и бреда, в котором что-то происходило особенное. Все так же в этом мире все воздвигалось, не разрушаясь, здание, все так же тянулось что-то, так же с красным кругом горела свечка, та же рубашка-сфинкс лежала у двери; но, кроме всего этого, что-то скрипнуло, пахнуло свежим ветром, и новый белый сфинкс, стоячий, явился пред дверью. И в голове этого сфинкса было бледное лицо и блестящие глаза той самой Наташи, о которой он сейчас думал» (т. 3, ч. 3, гл. XXXII). Цепочка видений и ассоциаций замыкается на реальности, это действительно в дверь вошла Наташа, а князь Андрей и не подозревал, что она близко, совсем рядом. Пересказываются и философские размышления умирающего (оформленные подчас демонстративно логично), и его предсмертный символический сон. Даже неуправляемая психика предстает в конкретных, ясных образах. «Творчество Толстого - высшая точка аналитического, объясняю щего психологизма XIX века...» 13 - подчеркивает Л.Я. Гинзбург.

Толстовский психологизм распространяется только на близких, дорогих автору героев. Изнутри показан даже, казалось бы, абсолютно цельный Кутузов, которому истина известна заранее, но отнюдь не Наполеон, не Курагины. Долохов может раскрыть свои переживания в словах, раненный на дуэли, но такой мир звуков и видений, который открыт внутреннему взору и слуху Пети Ростова в его последнюю ночь на партизанском биваке, недоступен по воле Толстого персона­жам, занятым преимущественно самоутверждением.

Композиция романа-эпопеи и своеобразие стиля. Основное действие «Войны и мира» (до эпилога) охватывает семь с половиной лет. По четырем томам романа-эпопеи этот материал распределен неравномерно. В первом и третьем-четвертом томах охвачено по полгода, композиционно соотнесены две войны, 1805 и 1812 гг. Второй том - наиболее «романный». Война с французами 1806-1807 гг. освещена уже не столь подробно, несмотря на то, что по политическим последствиям (Тильзитский мир) она была важнее, чем кампания 1805 г.: политика как таковая менее интересна Толстому (хотя встречу двух императоров в Тильзите он показывает), чем нравственный смысл той или иной войны с Наполеоном. Еще короче говорится о долгой русско-турецкой войне, быструю и бескровную победу в которой принес Кутузов, совсем вскользь - о войне со Швецией («Финляндской»), ставшей очередной ступенькой в карьере Берга. Война с Ираном, тянувшаяся в те годы (1804-1813), даже не упомянута. В первом томе явно соотнесены несопоставимые по масштабам Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Отряд Багратиона прикрывал отступление армии Кутузова, сол­даты спасали своих братьев, и отряд не был разбит; при Аустерлице же не за что погибать, и это приносит армии страшное поражение. Во втором томе описывается на протяжении нескольких лет преимущественно мирная жизнь ряда персонажей, имеющая свои сложности.

В последних томах люди типа Курагиных один за другим исчезают из романа, в эпилоге не сказано ни слова о князе Василии и его сыне Ипполите, Анне Павловне Шерер, Друбецких, Берге и его жене Вере (хотя она в прошлом Ростова), даже о Долохове. Петербургская светская жизнь и в момент Бородинского сражения течет по-прежнему, но автору теперь не до того, чтобы подробно описывать тех, кто живет такой жизнью. Ненужными оказываются Несвицкий, Жерков, Телянин. О смерти Элен в четвертом томе говорится кратко и суммарно-в отличие от ее характеристик в первых томах. Наполеон после сцены на Поклонной горе только упоминается, в «наглядных» сценах, как полноценный литературный персонаж он больше не фигурирует. Отчасти то же происходит с персонажами, не вызывавшими авторского неприятия. Например, Багратион, один из самых значительных героев войны 1812 г., как персонаж в третьем томе практически не представлен, о нем лишь рассказывается, и то не слишком подробно, теперь он, видимо, кажется Толстому в основном фигурой официальной истории. В третьем и четвертом томах больше непосредственного изображения простого народа и собственно исторических эпизодов, усилены критицизм, аналитизм, а вместе с тем и патетика.

Реально существовавшие лица и вымышленные персонажи рисуются одинаковыми средствами. Они действуют в одних и тех же сценах и даже вместе упоминаются в толстовских рассуждениях. Точкой зрения вымышленного персонажа писатель охотно пользуется в изображении самого автора, Бородинское - глазами того же Болконского, но в основном Пьера (невоенного, непривычного человека) и опять-таки автора, причем позиции автора и героя здесь словно уравнены; Тильзитская встреча императоров дана с точек зрения Ростова и Бориса Друбецкого при наличии авторского комментария; Наполеона видят и князь Андрей на Аустерлицком поле, и казак Лаврушка после вторжения французов в Россию и т.д.

«Сопряжению» в единое целое разных тематических пластов и точек зрения персонажей соответствует и «сопряжение» разных форм повествования (в широком смысле слова): пластически представимых картин, обзорных сообщений о событиях, философских и публицистических рассуждений. Последние - принадлежность только второй половины романа-эпопеи. Иногда они присутствуют в сюжетных главах. Переходы от картин к рассуждениям не влекут за собой заметных изменений в авторской речи. В одной толстовской фразе могут совмещаться как вполне родственные слова высокого и сниженного, образно-экспрессивного и логико-понятийного рядов, например, в конце второго тома: «...Пьер радостно, мокрыми от слез глазами, смотрел на эту светлую звезду, которая как будто, с невыразимой быстротой пролетев неизмеримые пространства по параболической линии, вдруг, как вонзившаяся стрела в землю, влепилась тут в одно избранное ею место на черном небе и остановилась, энергично подняв кверху хвост...» Жизненный поток сложен, противоречив, и настолько же сложна и порой закономерно противоречива композиция «Войны и мира» на всех уровнях: от расположения глав и частей, сюжетных эпизодов до построения одной фразы. Установка на «сопряжение» порождает типично толстовскую развернутую и громоздкую фразу, подчас с одними и теми же синтаксическими конструкциями, как бы стремящуюся охватить все оттенки данного предмета, в том числе противоречащие один другому - отсюда оксюморонные эпитеты: на шенграбенском поле из любопытства оказывается «статский чиновник, аудитор» «с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой...» (т. 1, ч. 2, гл. XVII), как кажется Пьеру, комета у него над головой «вполне отвечала тому, что было в его... размягченной и ободренной душе» (т. 2, ч. 5, гл. XXII), и т.д. Разветвленную фразу, например, о Кутузове, исчерпанности его исторической роли после изгнания французов из России, может оттенять короткая, лапидарная: «И он умер» (т. 4, ч. 4, гл. XI).

Историческое своеобразие речи персонажей обеспечивается наименованиями реалий времени и обильным использованием французского языка, притом использованием разноплановым: нередко французские фразы приводятся как непосредственно изображенные, иногда (с оговоркой о том, что разговор идет по-французски, или без нее, если говорят французы) их сразу заменяет русский эквивалент, а иногда фраза более или менее условно сочетает русскую и французскую части. Авторский перевод порой бывает неадекватным, по-русски французской фразе придается какой-нибудь новый оттенок. Тщательно отграничивается простонародная речь от речи дворян, но главные герои говорят в общем одним и тем же языком, который малоотличим от авторской речи. Для индивидуализации персонажей вполне хватает других средств.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    Определите новаторство Л. Н. Толстого в рамках жанровых экспериментов русских классиков. Как жанровые признаки романа-эпопеи проявляют себя в тематике и повествовательной структуре «Войны и мира»?

    Как соотносятся у Толстого исторические факты и лица с вымыслом и домыслом? Перечислите известные истории персонажи «Войны и мира».

    Почему Толстой сходными средствами описывает внешность Наполеона и Кутузова? Эволюционирует ли отношение автора к императору Александру?

    В какой мере можно считать органичными в тексте «Войны и мира» философско-публицистические рассуждения? Как философия истории Толстого увязана с развивающимся художественным миром романа-эпопеи? Назовите использованные в «Войне и мире» символы.

    Почему Л. Н. Толстой заставляет своих любимых героев совершать в жизни множество ошибок? Расскажите о жизненном пути Николая Ростова. Почему так важны в книге, действие которой происходит во время войн, женские персонажи?

    Связаны ли в романе-эпопее мирные и военные эпизоды? Достигается ли конкретный художественный эффект тем или иным переносом места действия, сменой действующих лиц? Найдите в тексте «Войны и мира» перестановку событий во времени. Зачем нужен этот прием?

    Как соотносятся «мысль семейная» и «мысль народная» в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»?

    Перечислите значения слова «мир» в «Войне и мире».

    Почему Толстой воспринимал войну как «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?

    Охарактеризуйте Наполеона как действующее лицо и как персонаж размышлений автора в «Войне и мире» Л.Н. Толстого.

    Каково значение образов крестьян для художественной концепции «Войны и мира» Л.Н. Толстого?

    Почему столь различны судьбы Андрея Болконского и Пьера Безухова при сходстве их нравственных исканий?

    Опишите психологизм Л.Н. Толстого как средство характеристики его персонажей.

    Как показаны Петербург и Москва в «Войне и мире»?

    В чем своеобразие соотношения вымышленных и исторических персонажей у Л.Н. Толстого («Война и мир»)?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочаров С.Г. «Мир» в «Войне и мире»//Бочаров С.Г. О художественных мирах. М., 1985. С. 229-248.

2. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». 4-е изд. М., 1987.

3. В мире Толстого. Сб. ст. М., 1978.

4. Кандиев Б.И. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир»: Комментарий. М., 1967.

5. Литое В.Я. «Война и мир» Л. Толстого. М., 1998.

6. Опулъская Л. Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир»: Книга для учителя. М., 1987.

7. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого: Проблематика и поэтика. М., 1959.

8. Халтев В.Е., Кормилов С.И. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1983.

9 сентября 1828 года родился великий русский писатель, классик мировой литературы Лев Николаевич Толстой.

Лев Толстой с конца 70-х годов XIX века пользовался в России широкой известностью и уважением, которые со временем переросли в общественное поклонение. К нему постоянно обращались за советом и наставничеством. Однажды к нему приехала девушка с Волги. Ей, ее сестре и брату отец (богатый купец) оставил много денег — брату досталось 800 тысяч, а сестрам по четыреста. Девушка сказала Толстому:

— Я не могу отдать все бедным, как сказано в Евангелии. Но я могу отдать половину на то благое дело, какое вы, Лев Николаевич, укажете.

— Знаете что? Сожгите вы эти деньги, — сказал Толстой. — Лучшего употребления я при всем желании придумать не могу.

Тем не менее он все же предпринял попытку пристроить эти деньги. Он подумал, что хорошо было бы, если интеллигентные люди брали бы сирот на воспитание. А чтобы у них не возникало денежных затруднений, связанных с этим, им бы за это платить.

Лев Толстой написал нескольким своим знакомым с таким предложением. Один из адресатов сироту на воспитание взять согласился, а от денег отказался. И опять 200 тысяч зависли в воздухе.

И что же, спросите вы, сожгла она эти деньги?

Конечно, нет. Лев Николаевич направил девушку к московским барыням благотворительницам. Они уж точно найдут им применение.

ИСПОВЕДЬ

(Вступление к ненапечатанному сочинению)

I

Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства и во всё время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили.

Судя по некоторым воспоминаниям, я никогда и не верил серьезно, а имел только доверие к тому, чему меня учили, и к тому, что исповедовали передо мной большие; но доверие это было очень шатко.

Помню, что, когда мне было лет одиннадцать, один мальчик, давно умерший, Володинька М., учившийся в гимназии, придя к нам на воскресенье, как последнюю новинку объявил нам открытие, сделанное в гимназии. Открытие состояло в том, что бога нет и что всё, чему нас учат, одни выдумки (это было в 1838 году). Помню, как старшие братья заинтересовались этою новостью, позвали и меня на совет. Мы все, помню, очень оживились и приняли это известие как что-то очень занимательное и весьма возможное.



Помню еще, что, когда старший мой брат Дмитрий, будучи в университете, вдруг, с свойственною его натуре страстностью, предался вере и стал ходить ко всем службам, поститься, вести чистую и нравственную жизнь, то мы все, и даже старшие, не переставая поднимали его на смех и прозвали почему-то Ноем. Помню, Мусин-Пушкин, бывший тогда попечителем Казанского университета, звавший нас к себе танцевать, насмешливо уговаривал отказывавшегося брата тем, что и Давид плясал пред ковчегом. Я сочувствовал тогда этим шуткам старших и выводил из них заключение о том, что учить катехизис надо, ходить в церковь надо, но слитком серьезно всего этого принимать не следует. Помню еще, что я очень молодым читал Вольтера, и насмешки его не только не возмущали, но очень веселили меня.



Отпадение мое от веры произошло во мне так же, как оно происходило и происходит теперь в людях нашего склада образования. Оно, как мне кажется, происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему; вероучение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться и в собственной жизни самому никогда не приходится справляться с ним; вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от нее. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением.

По жизни человека, по делам его, как теперь, так и тогда, никак нельзя узнать, верующий он или нет. Если и есть различие между явно исповедующими православие и отрицающими его, то не в пользу первых. Как теперь, так и тогда явное признание и исповедание православия большею частию встречалось в людях тупых, жестоких и безнравственных и считающих себя очень важными. Ум же, честность, прямота, добродушие и нравственность большею частью встречались в людях, признающих себя неверующими.

Дальше: Лев Николаевич Исповедь Толстой. Исповедь (1882)

Лев Толстой и вегетерианство

В пятидесятилетнем возрасте Лев Толстой стал свидетелем убийства свиньи. Тяжелых переживаний не хватило - Толстой отправился в Тульскую область на бойню. Вид умирающего быка ужаснул писателя, заставил предпочесть мясу вегетарианство: «Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом». На идее вегетарианства зиждилось не столько здоровье писателя, сколько новое восприятие мира. Предпочтение овсяной каши и компота из сухофруктов совпало с религиозным подъемом - по мнению писателя, запрет насилия над животными мог положить конец злу всего мира. Собственное вегетарианство Лев Николаевич почитал не иначе как исполнением христианской заповеди: «Не убий». Последние двадцать пять лет своей жизни Толстой рьяно пропагандировал идею вегетарианства, сопереживал всему живому в статье 1892 года «Первая ступень» и активно поддерживал журнал «Вегетарианство».



Говоря о Толстом, Чехов как-то сказал: « Чем я особенно в нем восхищаюсь, так это его презрением ко всем нам, прочим писателям, или, лучше сказать, не презрением, а тем, что он всех нас, прочих писателей, считает совершенно за ничто. Вот он иногда хвалит Мопассана, Куприна, Семенова, меня… Отчего хвалит? Оттого, что он смотрит на нас как на детей. Наши повести, рассказы, романы для него детские игры, и поэтому он, в сущности, одними глазами глядит и на Мопассана и на Семенова. Вот Шекспир - другое дело.
Это уже взрослый и раздражает его, что пишет не по-толстовски…

Лев Толстой хотел стать странником и раздать свои сочинения народу, а Софья Андреевна не хотела после смерти мужа передавать его произведения в общественную собственность. Она считала, что из-за этого богатые издательства были бы несправедливо обогащены. Софья Андреевна ни на минуту не выпуская с поля зрения Льва Толстого она подслушивала, подглядывала за ним, рылась в его документах, с целью найти завещание, в котором Толстой на свои сочинения отказывался от авторских прав.
Терпение Толстого лопнуло, и ночью восьмидесятидвухлетний писатель тайно сбежал из своего собственного дома. Он сел на поезд и хотел уехать на Кавказ, но сильно простудился и сошел на станции Астапово. Здесь Лев Николаевич поселился в домике начальника станции. Ему чудилось в бреду, что его преследует жена и хочет забрать с собой домой. Вскоре она приехала с детьми.

Перед смертью мужа Софья Андреевна ему прошептала:
- Я здесь, Лёва, я люблю тебя. Прощай и прости меня...
В ответ ей раздался глубокий, тяжкий вздох.
Затем все стихло...


Толстой Лев Николаевич - Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Биография в датах и фактах

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Биография в датах и фактах

Лев Николаевич Толстой

9 сентября 1828 г.

1837 г.

1844 г.

1849 г.

1852 г. — В авторитетном журнале «Современник» появилась первая его публикация — повесть «Детство », которой открывалась автобиографическая трилогия, включавшая в себя еще две части: «Отрочество» и «Юность» (1852-1857).

1852 — 1856 гг.

1855 г.

1856 г.

1859 г. —

1860 — 1861 гг.
Эпопею « и мир», работа над которым продолжалась до 1869 г.

1862 г. — женился на Софье Берс.

1872 — 1875 гг.

1873 — 1877 гг.

1881 г. —

1880-е годы

1895 г.

1899 г.

1901 г.

1910 г. — писатель попытался ос

лев николаевич толстой (1828-1910). биография в датах и фактах

Лев Николаевич Толстой — русский писатель, публицист, педагог, создатель оригинального философского учения, получившего название «толстовство» и вызвавшего широкое общественно-культурное движение как в самой России, так и за ее пределами. Творчество Толстого, пронизанное пафосом утверждения нравственных основ жизни и духовного самосовершенствования личности, отметило собой новый этап в развитии реализма.

Жизнь Л. Толстого в датах и фактах

9 сентября 1828 г. — родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в семье родовитых аристократов. Через два года после его рождения умерла мать.

1837 г. — семья Толстых переехала в Москву, где в том же году умер отец. С этого времени воспитанием будущего писателя занимались опекуны.

1844 г. — избрав дипломатическую карьеру, Толстой поступил в Казанский университет на отделение арабско-турецкой словесности восточного факультета, однако вскоре перевелся на юридический факультет, а затем бросил университет и вернулся в Ясную Поляну.

1849 г. — успешно сдал два экзамена на степень кандидата в Санкт-Петербургском университете, но отказался от планов на дальнейшее продолжение образования.

1852 г. — В авторитетном журнале «Современник» появилась первая его публикация — повесть «Детство», которой открывалась автобиографическая трилогия, включавшая в себя еще две части: «Отрочество» и «Юность» (1852-1857).

1852 — 1856 гг. — находясь на военной службе, побывал на Кавказе и в Крыму, принял участие в Крымской войне, в частности, в героической обороне Севастополя. За военные заслуги был награжден орденом Святой Анны и двумя медалями. Впечатления от пребывания на Кавказе и в Крыму нашли художественное отражение в незаконченной повести «Казаки» (1863) и цикле «Севастопольские рассказы» (1855-1856).

1855 г. — Л. Н. Толстой приехал в Санкт-Петербург, где познакомился с ведущими литераторами этого времени: И. С. Тургеневым, Н. А. Некрасовым, А. А. Фетом, М. Е. Салтыковым-Щедриным, А. Н. Островским и др. Общение с ними способствовало его осознанию собственного писательского призвания.

1856 г. — совершил первую заграничную поездку, во время которой посетил Францию, Швейцарию, Германию. Критические наблюдения над западноевропейской жизнью писатель в художественной форме обобщил в рассказе «Люцерн» (1857).

1859 г. — Открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, в которой сам давал уроки.

1860 — 1861 гг. — осуществил второе путешествие по странам Европы (Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии). В это время писатель приступил к роману «Декабристы», впоследствии переросшему в роман-
Эпопею «Война и мир», работа над которым продолжалась до 1869 г.

1862 г. — женился на Софье Берс.

1872 — 1875 гг. — активно занимаясь педагогической деятельностью, Толстой составил и выпустил серию соответствующих изданий, куда вошли «Азбука», «Новая азбука» и «Русские книги для чтения».

1873 — 1877 гг. — писатель работал над романом «Анна Каренина».

1881 г. — Обратился к царю Александру III с просьбой об отмене казни террористов, убивших царя Александра II.

1880-е годы — появился ряд толстовских «мятежных» произведений разных жанров: трактат «В чем моя вера?» (1884), всколыхнувший церковные круги, драма «Власть тьмы» (1887), которая была запрещена к постановке на сцене, повесть «Крейцерова соната» (1889), преследуемая цензурой и лишь с позволения царя напечатанная в собрании сочинений писателя.

1895 г. — выступил со статьей «Стыдно», в которой осудил телесные наказания крестьян.

1899 г. — завершил роман «Воскресенье», которому отдал десять лет своего труда.

1901 г. — обратился к царю Николаю II c письмом, в котором призвал ликвидировать частную собственность на землю.

1910 г. — писатель попытался ос
уществить давно задуманный побег из Ясной Поляны и, в одиночку и втайне от близких покинув родной дом, отправился на юг. Однако по дороге он простудился и слег.

Вся жизнь Л. Н. Толстого прошла в постоянных исканиях. Литературное творчество было для него лишь одной из форм поиска и утверждения истины (были еще служба в армии, школа для крестьянских детей, переустройство хозяйства, чтение бесчисленного множества книг на разных языках). Поиски истины начались у Л. Н. Толстого рано, и именно им была подчинена вся долгая жизнь писателя.

Детство и юность писателя Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна под Тулой. Род Толстых существовал в России более шестисот лет. Мать писателя, Мария Николаевна, также происходила из старинного дворянского рода князей Волконских, ведущих свою историю от легендарного Рюрика.

В семье Толстых было четверо сыновей (Николай, Сергей, Дмитрий и Лев) и дочь Мария, рождение которой обернулось горем для семьи: в родах умерла Мария Николаевна Толстая. Л. Н. Толстой лишился матери, когда ему не было еще и двух лет, поэтому воспоминания о ней остались смутные, зато ее духовный облик, составленный по рассказам близких, писатель бережно хранил всю жизнь.

После смерти матери заботы о детях взяла на себя тетушка писателя, Татьяна Александровна Ергольская, оказавшая, по словам Л. Н. Толстого, огромное влияние на формирование его духовного мира.

В январе 1837 года семья Толстых переехала в Москву, где старший сын Николай начал готовиться к поступлению в университет, а в июне 1837 года в Туле умер уехавший туда по делам отец Николай Ильич Толстой. Левушка был отправлен в Ясную Поляну под опеку Т. А. Ергольской и немцагувернера Федора Ивановича Ресселя.

Летом 1841 года детей Толстых забрала к себе в Казань тетка Пелагея Ильинична Юшкова. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на философский факультет «по разряду арабскотурецкой словесности» . К учебе он относился крайне безответственно, большую часть времени проводил не за книгами, а в обществе отпрысков аристократических семей на балах и самодеятельных увеселениях, исповедуя идеалы «комильфо» (в соответствии с правилами светского приличия).

По протекции (покровительство в устройстве куда-нибудь, в продвижении по службе) тетки Л. Н. Толстому удалось перевестись на юридический факультет, где он со свойственным ему увлечением отдался изучению трудов французских философовпросветителей (Монтескье, Руссо и др.). В результате он, не долго думая, «бросил университет именно потому, что захотел заниматься» .

С 17 (30) марта 1847 года Толстой начал вести дневник, который с небольшими перерывами вел всю жизнь. Дневник этот, безусловно, способствовал выработке у него привычки и умения наблюдать прежде всего собственные мысли и чувства и анализировать их, что впоследствии воплотилось в произведениях писателя как глубокий психологический анализ человеческой личности вообще и путей ее нравственного и духовного совершенствования.

Но одних отвлеченных размышлений Толстому как человеку деятельному было недостаточно. Он едет в Ясную Поляну с целью посвятить себя хозяйственным делам и творчеству. Однако прожить долго в деревне Л. Н. Толстой тоже не смог. Он поехал в Москву, потом в Петербург, успешно сдал два кандидатских экзамена на юридическом факультете университета, но бросил начатое, опять возвратился в деревню, устроился на службу в Тульское губернское правление, но служба тоже не удовлетворяла его.

К 1852 году относятся первые писательские опыты Л. Н. Толстого: он делал наброски незаконченной повести «История вчерашнего дня» и повести из цыганского быта. Тогда же писатель начал работу над повестью «Детство» и продолжил ее одновременно с созданием первого из военных рассказов ‒ «Набег» . В 1852 году Л. H. Толстой послал свою первую повесть «Детство» в «Современник» Н. А. Некрасову. Уже с этой первой публикации стало очевидно, что в литературу пришел яркий и самобытный писатель.

Наконец, в 1851 году, в двадцать три года, он отправился с братом Николаем на Кавказ, где вскоре поступил на военную службу. На Кавказе у Л. Н. Толстого родился замысел повести «Казаки» . Именно здесь он впервые почувствовал всю бессмысленность и разрушительность войны.

Трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857) В окончательном тексте повести «Детство» с первой же сцены перед читателем появляются только те события, предметы, что замечены, восприняты самим главным героем, Николенькой, и сохраняются потом в его памяти. Таким образом, вместо давления среды, времени решающе важной стала теперь диалектика души самого человека, его собственная душевная работа. При этом никакого значения не имела степень общественной или какой-либо другой важности человека.

Став главным предметом толстовского внимания и изображения, диалектика души тут же явилась и главным творческим принципом писателя, его художественным методом, т. е. особым способом осваивать мир. Действие в первой повести Л. H. Толстого начинается и разворачивается, переходя от одного конкретного и частного впечатления мальчика к другому.

Впоследствии в толстовских изображениях первой влюбленности Наташи Ростовой или отчаяния ее брата при его проигрыше Долохову читатель видит какие-то собственные переживания. Объясняется это тем, что Л. Н. Толстой умел подчеркнуть в своих героях нечто основополагающее для самой сущности человеческого духовного существования.

Севастопольские рассказы (1855 ‒ 1856) Военные рассказы Л. Н. Толстой стал писать одновременно с первой своей повестью. Они сопутствовали трилогии и дальше, вплоть до публикации завершившей ее повести «Юность» . Собственные впечатления Л. Н. Толстого этой поры были связаны преимущественно с поведением людей в условиях боевых действий.

Так, в 1853‒ 1856 годах появились военные рассказы Л. Н. Толстого «Набег» , «Рубка леса» , «Разжалованный» . В них отразилось пребывание писателя на Кавказе. В начале 1854 года Л. Н. Толстого перевели по его просьбе в Севастополь, где он участвовал в обороне знаменитого четвертого бастиона. После этого подход к военной теме в творчестве писателя существенным образом изменился.

«Утро помещика» (1856) В этой явно автобиографической повести показана пропасть между прекраснодушным 19 летним помещикоммечтателем Нехлюдовым и крестьянами. Л. Н. Толстой всю жизнь стремился преодолеть эту пропасть между собой и простым народом.

Рассказы 1856‒ 1859 годов Важные нравственные проблемы были подняты в рассказах «Записки маркера» , «Два гусара» , «Альберт» , «Люцерн» , «Три смерти» , в повести «Семейное счастие» . Именно в рассказе «Люцерн» писатель впервые открыто и дерзко отверг привычные представления о важном и неважном в истории и объявил событием громадного, даже исключительного исторического значения тот факт, что сто человек, слушавших нищего певца, не дали «ему ничего и многие смеялись над ним» .

Л. Н. Толстому недостаточно было назвать какое-то определенное качество человека или несколько качеств, чтобы охарактеризовать его. Он пошел дальше и глубже, заглянул в тайны человеческой души, чтобы увидеть сам процесс зарождения чувства, картину душевной жизни. При этом писатель показал неточность любых шаблонных определений человеческой личности.

Психологический анализ Толстого открыл в человеке чрезвычайно богатые возможности внутреннего обновления и совершенствования. Таким образом, «диалектика души» у Л. Н. Толстого переросла в «диалектику характера» . В 1856 году Л. Н. Толстой впервые выехал за границу, чтобы изучить систему народного образования в Западной Европе.

Педагогическая и общественная деятельность Л. Н. Толстого Вернувшись в Ясную Поляну, Л. Н. Толстой реализовал свою идею создания школы для крестьянских детей. Уже ранней осенью 1859 года начались занятия в организованной Л. Н. Толстым яснополянской школе. Тогда же произошел и поворот Л. Н. Толстого от литературы к педагогике. Л. Н. Толстой сам учил детей, открывал новые школы, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» .

В начале 1860 -х годов Л. Н. Толстой увлекся общественной деятельностью: приветствуя реформу 1861 года, он выступил в качестве посредника между крестьянами и помещиками в вопросе о разделении земель. Защита им крестьянских интересов вызвала недовольство тульского дворянства. В результате доноса представителей местного дворянства в яснополянском доме и его окрестностях были учинены обыски, а школы буквально разгромлены.

«Казаки» (1863) После вынужденного отказа от педагогической деятельности Л. Н. Толстой возвратился в литературу. Успешному возвращению способствовала глубокая и сильная любовь к дочери известного московского врача Софье Андреевне Берс, на которой он женился 23 сентября (6 октября) 1862 года.

Одним из наиболее ранних и устойчивых толстовских замыслов был замысел кавказской повести. У писателя накопилось немало собственных впечатлений о Кавказе, не совпадающих с романтической традицией изображения этого края. Не могли устроить Л. Н. Толстого и очерки кавказской жизни, начавшие появляться в 1840 -х годах и написанные в духе «натуральной школы» .

«Война и мир» (1863‒ 1869) У каждого из ведущих писателей есть произведения центральные, без которых немыслимо понять их творчество. Одним из таких ключевых произведений русской литературы является роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» .

Начало работы над романомэпопеей пришлось на февраль 1863 года. В основу будущей книги легли годы исторических изысканий, семейные предания, опыт севастопольских событий, мелочи яснополянского быта, проблемы, затронутые в ранних произведениях писателя. Первые замыслы романа возникли у Л. Н. Толстого еще в конце 1850 -х годов: как романа о декабристе, вернувшемся из Сибири.

В центре внимания писателя оказался 1812 год. Но события Отечественной войны имели более глубокие исторические истоки, и первые главы романа появились в «Русском вестнике» под заглавием « 1805 год» . В 1866 году был сформулирован новый, не конкретноисторический, а философский вариант: «Все хорошо, что хорошо кончается» . Только в 1867 году, приведя в равновесие историческое и философское в романе, Л. Н. Толстой дал произведению окончательное название «Война и мир» .

В окончательном варианте романа «Война и мир» тесно переплетены философское и историческое начала. Окончательное название романа чрезвычайно многопланово и неоднозначно. На первый взгляд в нем заложено чередование и сочетание мирных и военных эпизодов. Но в русском языке слово «мир» означает не только «состояние вне войны» , но и человеческую общность, крестьянскую общину, а также все, что нас окружает: физическую и духовную атмосферу обитания.

Все эти значения заключены в названии романа. «Война и мир» ‒ роман о роли войны в жизни людей; о противоестественности кровавых разрешений противоречий между людьми; о том, что утрачивается в ходе битвы; что невозвратимо уходит мир довоенной России; что с каждым человеком, умирающим на поле боя, гибнет его неповторимый духовный мир, обрываются тысячи нитей, соединяющих его с другими людьми. Это роман о роли войны в мировой истории, об ее истоках и исходах.

«Анна Каренина» (1877) В 1873 году Л. Н. Толстой обратился к современной ему действительности ‒ появились первые наброски романа «Анна Каренина» .

Вопреки моралистическому замыслу о святости таинства брака, героиня романа, пренебрегшая семейными узами ради любви, отвергнутая обществом, не понятая любовником и в отчаянии покончившая с собой, вызывает сочувствие и сострадание читателей как жертва лицемерной светской морали и собственных сложных переживаний.

В романе «Анна Каренина» Л. Н. Толстому интересна проблема распада семьи, разобщения между людьми. Именно человеческая яркость, душевное богатство героини не позволяют ей «уместиться» в жизни, остаться с людьми и среди людей. Развитие любовного конфликта на фоне размышлений о смысле жизни переводит этот конфликт из разряда частных в социальноисторический.

Перелом в мировоззрении Л. Н. Толстого В 80 -е годы Толстой проявляет все больший интерес к сектантству, что способствует обострению его полемики с Церковью, переходящей в резкие, вызывающие обличения. Антицерковные произведения Толстого, запрещенные в России, находят себе издателей на Западе. В 1884 году на немецком языке в Лейпциге вышла «В чем моя вера? » , а в 1885 году на английском в Лондоне под общим заглавием «Христианство Христа» в переводе В Г. Черткова были опубликованы «Исповедь» , «В чем моя вера? » , «Краткое изложение Евангелия» . В том же году Толстой исправил французский перевод «Краткого изложения Евангелия» , сделанный Л. Д. Урусовым. В ноябре 1890 года книга эта вышла в Женеве. Идеи Толстого стали достоянием мировой общественности. .

В статье «Исповедь» (1882) Л. Н. Толстой описывает историю своих духовных исканий: от юношеского нигилизма и неверия до кризиса зрелого возраста. Толстой рассказывает, что ему пришлось перестать ходить с ружьём на охоту, «чтобы не соблазниться слишком легким способом избавления себя от жизни» . Вопрос, не дававший покоя знаменитому писателю и превративший его жизнь в кошмар, был поставлен с максимальной простотой и честностью: есть ли у жизни смысл, который не уничтожается неизбежностью смерти?

Учение графа Толстого вызвало возмущение официальных представителей Русской православной церкви. В 1901 году в газете «Церковные едомости» в было напечатано «Определение Святейшего Синода» об отлучении Л. Н. Толстого от Церкви. Это не было проклятием писателя, а констатация того факта, что он по собственному желанию больше не является членом Церкви.

Через месяц Л. Н. Толстой выступил со статьей «Ответ на постановление Синода» , в которой заявил: «Я действительно отрекся от Церкви, перестал исполнять ее обряды и написал в завещании своим близким, чтобы они, когда я буду умирать, не допускали ко мне церковных служителей. То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо» . Завещание писателя было исполнено: он умер без покаяния и погребен вне территории фамильного кладбища Толстых.

После перелома: народные рассказы, повести, драматургия Народные рассказы Л. Н. Толстой адресовал самому широкому читательскому кругу. Он взялся ответить на такие «первоосновные» вопросы, как: «чем люди живы? » или «много ли человеку земли нужно? » . Однако Л. Н. Толстой продолжал писать и в прежней своей, «необщедоступной» , как он ее сам иногда называл, манере. Так, в частности, написаны повести «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Крейцерова соната» (1889), «Дьявол» (1890), «Отец Сергий» (1898).

Период после перелома принес Л. Н. Толстому первые свершения в области драматургии ‒ в 1880 -х годах были написаны пьесы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения» , после смерти писателя, в 1911 году, была опубликована пьеса «Живой труп» .

Последние годы жизни Опубликованная, как и пьеса «Живой труп» , посмертно, в 1911 году, повесть «Хаджи-Мурат» (1904) посвящена историческим событиям времен Кавказской войны. Убедительно показано, как одинок, как затерян в потоке событий, а часто и обречен живой человек, сколь ответствен и виновен перед ним ход истории, какую жалкую цену имеет даже самая яркая и сильная человеческая жизнь.

Поздний Л. Н. Толстой все больше сосредоточивал свои усилия на прямом вмешательстве в ход жизненных событий и захвачен был прежде всего прямым пересозданием мира людского. Он неуклонно борется против применения насилия. В 1900 году выступает со статьей «Не убий» . В 1901 году писатель потребовал от царя прекратить репрессии против студентов. После поражения революции 1905 года в знаменитом своем произведении «Не могу молчать» (1908) он осудил правительственный террор, смертные казни.

Неустанная работа Л. Н. Толстого над самим собой продолжалась. Он видел в ней обязательное условие понимания других людей. За пять лет до смерти, 21 сентября (3 октября) 1905 года, он записал: «Во мне все пороки, и в высшей степени. . . Все, все есть, и в гораздо большей степени, чем у большинства людей. Одно мое спасение, что я знаю это и борюсь, всю жизнь борюсь. От этого они называют меня психологом» .

С момента перелома в мировоззрении писателя мучила необходимость оставаться в прежних социально-бытовых условиях. Еще в 1894 году он отказался от владения собственностью, как будто умер, передав все права наследства семье. Этого было мало. Жизнь яснополянского графа угнетала его. Единственной возможностью обрести равновесие и идти своим духовным путем был уход.

В сопровождении дочери Александры и доктора Душана Маковицкого в ночь с 27 на 28 октября (9 -10 ноября) он тайно покидает Ясную Поляну. В дороге он простудился, заболел воспалением легких и сошел с поезда на станции Астапово Рязанской железной дороги. 7 (20) ноября 1910 года Лев Николаевич Толстой скончался.

Похоронен Л. Н. Толстой, согласно его завещанию, в Ясной Поляне, у дороги, на краю оврага старого Заказа, где в детстве с братом Николенькой они искали зеленую палочку, на которой была написана тайна «муравейных братьев» , как сделать всех людей счастливыми.

Творчество Л. Н. Толстого в мировой литературе Личность и творчество великого русского писателя оказали огромное влияние на русских и зарубежных литераторов. Русские писатели XX века продолжили в своих произведениях масштабную эпическую традицию Л. Н. Толстого («Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Белая гвардия» М. А. Булгакова, «Красное колесо» , «Архипелаг ГУЛАГ» , «Раковый корпус» А. И. Солженицына и др.).

Толстовская идея исторической закономерности, толстовское отрицание роли «великих людей» ‒ все это ясно ощущается в последних книгах Василия Гроссмана. Тема государственной необходимости, противостоящей человеческой свободе, стала основной в романе Юрия Тынянова «Смерть Вазир. Мухтара» (1927).

По словам Л. Н. Толстого, настоящий художник должен жертвовать «своим спокойствием и своим благосостоянием» , чтобы выполнить свой долг перед людьми. Эта мысль великого русского писателя навсегда запала в душу выдающегося французского литератора, бойца против войны и фашизма Ромена Роллана (1866‒ 1944).

Л. Н. Толстой оставил глубокий след в сознании французского писателя XIX века Ги де Мопассана (1859‒ 1893), написавшего в 1879 году: «Нам всем следует учиться у графа Толстого, автора “Войны и мира”» . Мопассан опирался на творчество Л. Н. Толстого в разработке военнопатриотической темы.

Американский писатель и публицист Эрнест Миллер Хемингуэй (1899‒ 1961) считал Л. Н. Толстого своим учителем в изображении войны. Уже будучи крупным прозаиком, Хемингуэй не раз утверждал, что «всякий опыт войны бесценен для писателя» , и высказал мысль об абсолютной, эталонной правдивости Л. Н. Толстого.

Выдающийся австрийский писатель, мастер новеллы Стефан Цвейг (1881‒ 1942) в своих очерках о Л. Н. Толстом («Прелюдия» , «Певец своей жизни») говорил об особенностях мировоззрения великого русского писателя, о сильных и слабых сторонах его характера. Благодаря работам Цвейга за рубежом возрос интерес к личности и творчеству Л. Н. Толстого.

Влияние Л. Н. Толстого как мыслителя чувствуется во многих произведениях английского писателядраматурга Джорджа Бернарда Шоу (1856‒ 1950). Именно благодаря Л. Н. Толстому Шоу открыл для себя критикореалистическое направление в творчестве, нашел беспощадную, прямую постановку самых острых и коренных вопросов.

В целом творчество Л. Н. Толстого привнесло в мировую литературу тонкость и точность психологического анализа, оригинальность и силу художественного слова, мощное эпическое начало, искреннее бесстрашие обличения.


Мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик». Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Татьяна Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными и отразились в автобиографической повести "Детство ". Период детства


Л.Н. Толстой с братьями. Толстой был четвёртым ребёнком в семье; у него было три старших брата: Николай (), Сергей () и Дмитрий (). В 1830 году родилась сестра Мария. Его мать умерла с рождением последней дочери, когда ему не было ещё 2-х лет.


Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. Живя в Казани, Толстой 2,5 года готовился к поступлению в университет. И в 17 лет он поступает туда. Но занятия не вызывали у него живого интереса, и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс наук. Казанский университет П. И. Юшкова – тётя писателя Казанский университет. Дом в Ясной Поляне.




После лета в деревне, осенью 1847, Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся. Тогда же у него возникло серьезное желание писать, и появились первые незавершенные художественные наброски. " Бурная жизнь юношеского периода"


В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека. На Кавказе Толстой написал повесть "Детство" и отправил ее в журнал "Современник", не раскрыв своего имени. Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание. Повесть «Детство"


В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. Издавать и журнал для солдат). Здесь он начал писать цикл «Севастопольских рассказов». Крымская кампания


В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок "Современник", где его встретили как "великую надежду русской литературы". Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии.Осенью вернулся в Москву, затем снова в Ясную Поляну. В кругу литераторов и за границей


В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. В 1862 издавал педагогический журнал "Ясная Поляна", книги "Азбука" и "Новая Азбука, а также детские книги для чтения. Народная школа




В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работает над романами: «Война и мир», «Анна Каренина», повестью «Казаки», после опубликования которых был признан гениальным.


Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции, он провел последние семь дней своей жизни. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне. Станция Астапово


Всю свою жизнь Л. Н. Толстой пополнял свои знания и был высокообразованным человеком. В своих произведениях Л. Н. Толстой говорил, что человеком может называться только тот, кто трудится, кто делает добро другим людям, кто честно исполняет свой долг. Стыдно, недостойно человека жить чужим трудом. 10 (23) ноября 1910 года Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага, в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую секрет, как сделать всех людей счастливыми.