Проекты по литературе 6 кл военная тематика. Темы исследовательских работ по литературе. Дополнительно интересные темы

Работа по ФГОСам предполагает развитие творческой инициативы обучающихся. Поэтому в течение четырёх лет я работаю над темой "Метод проектов как средство формирования коммуникативных навыков обучающихся и средство их творческого развития". Поэтому выбираем наиболее интересные темы для работы детей над проектами и в течение определённого времени работаем над проектом. Затем обучающиеся выступают с презентацией проекта на уроках и на ежегодных школьных научно-практических конференциях. На конференции отбираются лучшие проекты, по мнению детей и учителя.

Просмотр содержимого документа
«Список проектов по литературе. 6 класс.»

СПИСОК ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 6 КЛАСС

2.Подготовка материала к Игре «Что? Где? Когда?» по литературе Древней Руси: история Древней Руси, литературные жанры древнерусской литературы: летописи, поучения, повести, хождения, жития.

3.Лицейские друзья А.С. Пушкина.

4.Кавказ в жизни и творческой судьбе М.Ю. Лермонтова: поездки на Кавказ, ссылки на Кавказ, картины поэта на тему «Кавказ», стихотворения о Кавказе.

5.И.С. Тургенев в изобразительном искусстве.

6.Что сближает повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе» и рассказ Л.Н. Толстого «Бедные люди».

7.Словарные статьи о юмористических журналах «Будильник», «Зритель», «Осколок», «Стрекоза», в которых печатался А.П. Чехов.

8.Что сближает плакаты «Родина-мать зовёт!» и «Воин Красной Армии, спаси!» периода Великой Отечественной войны со стихотворением А.А. Ахматовой «Мужество»: в идее, настроении, образном строе.

9.Программа концерта «Любимые песни и стихотворения нашей семьи о Великой Отечественной войне».

Задачи: 1. развитие познавательной деятельности учащихся

2. формирование навыков самообразования

3. развитие исследовательских умений
4. развитие системного мышления

Результат проекта - анализ стихотворений учащихся



Анализ стихотворения

Семантический анализ

  1. В отрывке произведения А.С. Пушкина «19 октября» основным персонажем является образ Ф.Ф. Матюшкина, хорошего друга-лицеиста поэта. Это становится понятно из описания, так как Фёдор Фёдорович был моряком, его всегда «тянуло» к морской деятельности, и Александр Сергеевич пишет:

...«Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!»...

2. В этих двух восьмистишиях описывается жизнь Матюшкина. В начале Пушкин задает вопрос ему о том, где тот сейчас находится, в морях или же с друзьями. Затем поэт описывает его жизнь после выпуска из Царскосельского лицея. А в конце отрывка он сожалеет о долгой разлуке, но упоминает, что они остаются по прежнему друзьями, несмотря на дальние расстояния.


3. По моему мнению, сопутствующим образом является описание морских стихий, дополняющее отношение поэта к интересам друга.

...«Иль снова ты проходишь тропик знойный

...«Средь бурных волн мечталися тебе;

Ты простирал из-за моря нам руку»...

Пушкин рад за своего товарища, что он верно выбрал свой путь в жизни, и Александр Сергеевич восхищается этим выбором.

4. Стихотворение было написано в честь годовщины окончания Царскосельского лицея. В 1825 году А.С. Пушкин находился в ссылке, поэтому в его произведении "19 октября", соответственно, и в этом отрывке, присутствует некое одиночество и тоска по старым временам.


Анализ изобразительных средств.

  1. Поэт использует средства выразительности, такие как:

Инверсия

..."любовник беспокойный"...

..."тропик знойный"...


Анафора

"Ты простирал из-за моря нам руку.

Ты нас одних в младой душе носил..."


Эпитет

...«в блуждающей судьбе»..


Риторический вопрос

«...Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полуночный морей?»...

  1. Стихотворение написано в разных рифмах. Сначала в опоясывающей рифме, а потом в перекрестной для предания большей выразительности, для того чтобы произведение не казалось монотонным.
  2. Это стихотворение просвещается крепкой дружбе в Царскосельском лицее, о том, что неважно какие преграды разделяют товарищей, они всегда останутся верны друг другу. А этот отрывок повествует об одном представителей этого союза - Матюшкине.

Анализ стихотворения в контексте.

  1. У Пушкина достаточно много стихотворений на тему дружбы, на лицейскую тему. Вот некоторые из них: «Царское село», «19 октября 1825», «19 октября 1827», «19 октября 1828», Дельвигу «Мы рождены, мой брат названый...», «Дружба», Друзьям «Богами вам еще даны», Друзьям «Вчера был день разлуки шумной», «К другу стихотворцу» и другие. Во всех них мы видим трепетное отношение к своим товарищам. Своими произведениями он хочет показать, как важны ему друзья и годы учебы. Что на протяжении всей жизни ребята из лицея никогда его не предавали и оставались верными поэту.
  2. Мне кажется, что тема дружбы является одной из самых часто используемых поэтами. Вот например, А.Н. Радищев писал такие произведения как «Ода к другу моему», «Почто, мой друг, почто слеза...». Также у В.Ф. Раевского - «Друзьям в Кишинев», Ода другу («На лоне ласкательной неги...»), Послание другу («Как отшельник вдалеке...») Или у товарища Александра Сергеевича А.А. Дельвига были написаны стихотворения «Друзья», «Романс» («Друзья, друзья! я Нестор»), «К друзьям». Конечно, эти произведения разные, но их объединяет одно - все они написаны на эту тему.
  3. Что касается зарубежных авторов, то Пушкина можно сравнить с Джорджем Гордоном Байроном, поскольку они очень похожи. В свое время Александр Сергеевич увлекался его творчеством, поэтому наблюдаются некоторые общие черты, будь то манера письма, темы и др. Поэт также упоминает его в стихотворении «К морю». Многие считают, что лирика Пушкина во многом перекликается со стихотворениями и поэмами Байрона. Например, их сходство ярко выражено в произведениях «Евгений Онегин» и «Дон Жуан». Можно сделать вывод, что несмотря на то что в произведениях Александра Сергеевича и встречаются байронические мотивы, но они представлены в другом виде.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина о любви

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

1. Это стихотворение о любви А.С.Пушкина посвящено Анне Керн. Оно было написано не позже 19 июля 1825 года, во время пребывания Пушкина в ссылке, в селе Михайловское. Это стихотворение показывает, как Пушкин был проникнут к Анне, как он любил её: всем сердцем, всей душой. Он полюбил её искренне, ненарочно, с первого взгляда.
Двумя ключевыми образами этого стихотворения являются сам Пушкин и его возлюбленная Анна Керн. Они создают динамику, энергию, эмоциональное напряжение этого стихотворения.

Пушкин-Дон-Жуан-любовь-

Женщины-Анна Керн-счастье-муза-жизнь

В первом четверостишье:

"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты."

Пушкин описывает его незабываемую встречу с Анной Керн. Аннв предстала перед ним, как "мимолетное виденье" , как "гений чистой красоты". Она была его музой, его душой. Любовь для поэта – это глубокое, искреннее, волшебное чувство, которое полностью захватывает его.
Виделись они недолго, и следущая встреча казалась ему невозможной. Он долго не мог забыть её, она являлась к нему во снах, он слышал её голос. И казалось ничто не сможет заставить его забыть о ней. Но шли годы, и поэт перестал испытывать те чувства, которые несколько лет назад не давали ему покоя, прошла та страсть поэта, та любовь поэта: ..И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

Но всё какие-то чувства ещё остались, хоть и в глубине души..
И вот поэт находится в ссылке, в глуши, без друзей, без возлюбленной. Жизнь поэта потеряла смысл, для него словно перестало всё существовать. Он не испытывает ни радости, ни счастья, одно только отчаяние:

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Но судьба преподносит поэту сладкий, счастливый и радостный момент в его жизни. Как лучик солнца ворвётся в темницу, где никогда не было света. Он вновь встречает его давнюю возлюбленную. Его душа раскрывается, радуется. Можно сказать, что поэт, как заново родился. Это момент был для него неожиданным, поэтому, мне кажется, наиболее счастливым- он встретил Анну там, где никогда и не думал её встретить:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Сердце поэта вновь живёт, радуется, оно наполненно счастьем. Для Пушкина вновь стали существовать и радость, и любовь, и слёзы, и вдохновенье, и жизнь в целом, му вновь хочется жить и твриить.. И больше в этот момент, мне кажется, ему ничего было не надо..

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

2.1. В этом стихотворении Пушкин использует разные средства выразительности, с помощью которых, стихотворение становится более выразительным, насыщеным, ярким. Такие как сравнение: ..Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Данное стихотворение написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмой. Ритм четкий, композиция очень музыкальна.

3.1. Стихотворение Пушкина:

Я вас люблю, — хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный,
И в этой глупости несчастной
У ваших ног я признаюсь!
Мне не к лицу и не по летам...
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, — я зеваю;
При вас мне грустно, — я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю,
Мой ангел, как я вас люблю!
Когда я слышу из гостиной
Ваш легкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнетесь, — мне отрада;
Вы отвернетесь, — мне тоска;
За день мучения — награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно,
Глаза и кудри опустя, —
Я в умиленье, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!..

Это стихотворение схоже с предыдущем, здесь Пушкин также затрагивает тему любви, что очень ему свойственно. Поэт также выражает свою любовь к женщине, к ее голосу, улыбке, ко всем её действиям.

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке «Русалочка».

Мифопоэтическая основа рассказа «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений).

Мистика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве.
«Цветные» прилагательные в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести «Шинель».
Реальность и фантастика.

В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии.
Роль пейзажа в стихотворениях.
Проблемы художественного мира поэмы «Демон»
Тема дуэли в лирике (анализ стихотворения «Сон»)

Анализ произведений «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве.
Тема долга и чести в творчестве (анализ романа «Дубровский»).

Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы

«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.

Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.


На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?