Чем прославился лев николаевич толстой. Краткое сообщение о жизни и творчества льва николаевича толстого

А. П. Чехов сказал, что Толстому среди великих деятелей русского искусства принадлежит первое место. «Толстой – наш общий учитель», – утверждал выдающийся французский писатель Анатоль Франс. Больше полувека прошло после смерти великого русского художника слова, но всемирная слава его неуклонно продолжает расти. Замечательные рассказы, повести, драмы и три гениальных романа Л. Н. Толстого – «Война и мир», «Анна Каренина» и «Воскресение» – никогда не перестанут волновать человеческие умы и сердца.

Первое произведение писателя автобиографично. Это – трилогия «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857). Главный герой ее, Николенька Иртеньев, впечатлительный, чуткий и склонный к самоанализу мальчик, во многом напоминает самого Льва Толстого. Автор показывает, как в душе Николеньки, т. е. в душе самого будущего писателя, постепенно возникает критическое отношение к окружающему, растет желание жить лучше, честнее людей своего круга – дворян-аристократов.

В 1847 г. Толстой неожиданно для окружающих покидает Казанский университет, куда поступил в 1844 г., и едет в свою усадьбу Ясная Поляна. Этот период своей жизни Толстой впоследствии описал в повести «Утро помещика». Молодой помещик Нехлюдов старается улучшить жизнь крепостных, вникнуть в их положение и помочь каждому, но сталкивается с недоверием к нему народа и вопиющей нищетой, от которой невозможно избавиться.

Прожив в усадьбе, а позднее в Москве и Петербурге около четырех лет и не найдя дела по душе, Лев Толстой в 1851 г. едет на Кавказ, где поступает на военную службу. Этим поступком он удивил окружающих: богатый помещик, имеющий графский титул и связи в высших кругах, он мог при желании сделать блестящую карьеру в столице.

Но Толстой мечтает о другом. Попав на Кавказ, он стремится лучше узнать жизнь простого народа, сблизиться с казаками, в среде которых оказался, и зажить иной, лучшей жизнью. О своих впечатлениях о жизни казаков и раздумьях в эту пору Толстой рассказал в «песне своей юности» (Ромен Роллан) – повести «Казаки», написанной десять лет спустя. Повесть эта перекликается с такими произведениями, как «Цыганы» Пушкина , «Бэла» из лермонтовского «Героя нашего времени», «Олеся» Куприна. В ней рассказана история любви человека из «цивилизованного» мира – дворянина Дмитрия Оленина к простой девушке из народа – гордой красавице казачке Марьяне. Оленин, во многом близкий автору, презирает ту жизнь, которую оставил в Петербурге. Он мечтает жить, как живут казаки, и хочет жениться на Марьяне, которую полюбил. Но Оленин не может по-настоящему сблизиться с казаками.


Воспитание и среда наложили на него свой отпечаток. Оленина очень мало волнуют радости и горести окружающих, он думает прежде всего о себе. И казаки чувствуют это. Не удивительно, что Марьяна испытывает неприязнь к Оленину. Одинокий, чужой для всех, он вынужден уехать из казачьей станицы в ненавистный ему Петербург.

В 1853 г. началась Крымская война. Толстой участвовал в обороне Севастополя на самом опасном участке – знаменитом четвертом бастионе. По живым следам военных событий он написал затем «Севастопольские рассказы». Подлинные герои Крымской войны, по мнению писателя, – простые русские люди, которые «все могут сделать». «Из-за креста, из-за звания, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая, высокая побудительная причина. И эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, – любовь к родине». Мужественным и скромным солдатам писатель резко противопоставляет тех дворян-офицеров, которые друг перед другом кичатся «аристократизмом», стараются выставить напоказ свою храбрость. «Всякий из офицеров, – пишет Толстой, – маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звездочку или треть жалования».

Толстой видел, что жизнь высшего света – придворных, именитых помещиков, высших чиновников и военных – полна тщеславия, эгоизма, лжи и является ненастоящей, «искусственной». Однако писатель полагал, что сама по себе взаимная любовь – богатых и бедных, угнетателей и угнетенных – может изменить жизнь к лучшему, уничтожить пороки современного ему общества. Толстой надеялся также, что, веря в бога и следуя заповедям религии, люди будут делать друг другу добро и станут счастливыми. Это была наивная иллюзия гениального писателя.

Вернувшись с войны в Петербург, Толстой сблизился с Некрасовым, Чернышевским, Тургеневым и нашел свое призвание в литературной деятельности. Но она не стала для него «тихой гаванью». «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость», – утверждал он в одном из писем 1857 г. В неустанных, напряженных раздумьях, в постоянной тревоге, недовольстве собой и окружающими и прошла вся жизнь Льва Николаевича Толстого.

В 1862 г. писатель женился на Софье Андреевне Берс, которая стала ему помощницей и преданным другом. С той поры он почти безвыездно жил в своей усадьбе. С необычайной сосредоточенностью и упорством работал он над своими книгами. Когда Софья Андреевна однажды спросила, не переутомился ли он, Лев Николаевич ответил: «А ты думаешь, что писательство дается даром? Нет, каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

На протяжении 60-х годов Толстой работал над романом-эпопеей «Война и мир». Это произведение широко охватывает русскую жизнь начала XIX в. В центре внимания – Отечественная война 1812 г. Среди огромного числа персонажей «Войны и мира» (а их около шестисот) есть и выдающиеся исторические деятели, и рядовые участники войны 1812 г. С большой симпатией изображены Андрей Болконский и Пьер Безухов, подобно Толстому искавшие в жизни правду, справедливость и подлинное человеческое счастье.

Незабываемы образы женщин в романе, и прежде всего исполненный особенного обаяния образ Наташи Ростовой, в котором, по выражению Р. Роллана, запечатлен «трепет самой жизни».

В «Войне и мире» очень ярко проявилось умение Толстого изображать человеческие переживания. Он, по удачному выражению Чернышевского, передавал «диалектику человеческой души», «сам таинственный процесс выработки мыслей и чувств». Писатель добился этого, используя внутренние монологи героев, которые занимают иногда целые страницы в романе. Таковы, например, мысли, мелькающие в сознании Пети Ростова накануне рокового для него боя, или раздумья раненого Андрея Болконского, вдруг увидевшего над собой высокое небо.

Толстой сумел с необычайной силой передать патриотический подъем, который в 1812 г. испытали русские люди. «В «Войне и мире» я любил мысль народную», – говорил писатель. И всем содержанием романа-эпопеи Толстой показал, что именно русский народ, поднявшийся на борьбу за национальную независимость, изгнал французов из пределов своей страны и обеспечил победу.


Нет в русской литературе другого произведения, где бы с такой убедительностью и силой, как в «Войне и мире», были переданы мощь и величие русского народа. Патриотический роман Толстого, бесконечно дорогой людям нашей страны, имеет всемирное значение. «Этот роман, – быть может, величайший из всех, какие когда-либо были написаны», – сказал французский писатель-коммунист Луи Арагон.

В романе Толстого «Анна Каренина» отразилось то смутное, тревожное время, когда в России после отмены крепостного права ломались старые жизненные устои и на смену им приходили новые, буржуазные отношения. В жизни людей этой эпохи, по словам писателя, все было «неясно и запутанно». Толстой показал, что самые естественные человеческие чувства искажались и уродовались в высшем обществе. Трагичной оказалась судьба жены крупного петербургского сановника Каренина, обаятельной и искренней Анны, полюбившей другого человека и не скрывавшей этого чувства. Светские ханжи и лицемеры осудили ее любовь к Вронскому как преступное нарушение семейного долга.

Петербургскому обществу Толстой противопоставил помещика Левина. Его взаимоотношения с женой Кити основаны на полном доверии и большой чуткости друг к другу. Но в. душе Левина, счастливого семьянина, нет и тени безмятежного спокойствия: он, как и сам Толстой, не удовлетворен своей жизнью. Он полон тревоги и неустанно размышляет о смысле жизни, о своих взаимоотношениях с крестьянами, о настоящем и будущем страны.

Напряженно работая над художественными произведениями, Л. Толстой в 60–70-х годах много сил отдавал общественной деятельности. В 1859 г. он открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей и взрослых и сам был их учителем. При участии Льва Толстого в уездах Тульской губернии организовали еще двадцать одну школу. В 70-е годы писатель составил азбуку для детей. Он помогал крестьянам в неурожайные, голодные годы.

Враждебно, недоверчиво относилось царское правительство к педагогической деятельности Толстого. Особое недовольство властей вызвала Яснополянская школа. В усадьбе писателя произвели обыск, глубоко оскорбивший Толстого. Позже школу совсем закрыли.

Раздумья о неограниченной власти царя, произволе помещиков и чиновников, о нищете, бесправии и забитости народа, положение которого после реформы 1861 г. оставалось очень тяжелым, привели Толстого в конце 70-х и в 80-х годах к душевному кризису. Произошел давно готовившийся переворот во взглядах писателя. Толстой окончательно понял «преступность, жестокость, мерзость той жизни», которую ведут люди богатых классов, строя свое «глупое материальное внешнее благополучие на страданиях, забитости, унижении» народа.

В публицистических и художественных произведениях 1880–1900 гг. Толстой с особенной силой бичует имущие классы. Он, по выражению Ленина, «обрушивается» на утопающих в роскоши господ, жестоко угнетающих народ, и гневно срывает с них «все и всяческие маски». Суровую правду жизни имущих классов обнажил писатель в своей повести «Смерть Ивана Ильича». Ее главный герой, преуспевший чиновник, лишь перед смертью замечает чудовищное лицемерие и ложь, до краев наполняющие повседневную жизнь всех людей его круга.

Невелик по объему, но очень глубок по мысли рассказ Толстого «После бала». Герой его – пожилой полковник. Милый и изящный вечером на балу, он неузнаваемо меняется утром, когда руководит публичным наказанием солдата шпицрутенами, прогоняя его сквозь строй. Он избивает одного из солдат, который ударил палкой по окровавленной спине своего товарища не так сильно, как требовало начальство. Добродушие, светская изысканность полковника – это всего лишь лживая и лицемерная маска. За ней скрывается зверская жестокость, достойная палача.

В 90-е годы Л. Толстой создает последний из своих знаменитых романов – «Воскресение». С небывалой, даже в его произведениях, резкостью и страстностью бичует здесь писатель столичных аристократов и крупных царских чиновников, развращенных непомерной роскошью и безграничной властью, преступно равнодушных к людям, которые жили в унижении и неволе, на грани нищеты и в нищете. В центре внимания читателей романа – страшная судьба Катюши Масловой. Юную девушку, служившую горничной в помещичьей семье, соблазнил и бросил молодой князь Нехлюдов, и она после нескольких лет бездомной жизни в окружении низких, развращенных людей, после скитаний и мытарств попала в публичный дом, а позднее по недоразумению была обвинена в убийстве и сослана на каторжные работы. О переживаниях Катюши Масловой и князя Нехлюдова, который, случайно увидев Катюшу на скамье подсудимых, понял свою непоправимую вину перед ней, и рассказывается в романе.

Разоблачая антинародную сущность царского суда, армии, церкви и самого государства, резко отрицая частную собственность, доказывая взаимоотношения и жизнь людей во всей их сложности, Лев Толстой в своих художественных и публицистических произведениях, по словам Ленина, ставил великие вопросы своего времени. Он заставлял читателей задумываться о серьезных, глубоких противоречиях действительности.

В конце XIX – начале XX в. передовых русских людей особенно волновал вопрос о путях уничтожения царившего в стране зла. Правильно ответить на этот вопрос не мог и Лев Толстой.

В. И. Ленин в статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» дал глубокое истолкование сущности противоречий во взглядах Толстого: «С одной стороны, беспощадная кар­тина капиталистической эксплуатации, разоблачение правительственных насилий, комедии суда и государственного управления, вскрытие всей глубины противоречий между ростом богатства и завоеваниями цивилизации и ростом нищеты, одичалости и мучений рабочих масс; с другой стороны, юродивая проповедь «непротивления злу» насилием...»

Толстой сам чувствовал противоречивость своих взглядов. Он сознавал, что, следуя его проповеди, народ не сможет избавиться от гнета и нищеты. Последние десятилетия жизни были для него временем особенно мучительных раздумий, колебаний и недовольства собой.

Толстой отказался от помощи слуг, сам пахал землю, носил воду, пилил и колол дрова, помогал крестьянам строить избы, класть в них печи, тачал сапоги. Однако писатель не находил сил порвать с семьей и оставался жить в яснополянской усадьбе. «Все больше и больше, почти физически, страдаю от неравенства, богатства, излишества нашей жизни среди нищеты и не могу уменьшить это неравенство. В этом тайный трагизм моей жизни», – записывает он в дневнике в 1907 г.

В октябре 1910 г. Толстой тайно уехал из Ясной Поляны, с тем чтобы не возвращаться туда. Ему было 82 года. В дороге Лев Николаевич заболел воспалением легких и на станции Астапово был вынужден сойти с поезда. Через неделю, 7(20) ноября, Толстой умер. Похоронили его в Ясной Поляне. Сотни людей ежедневно посещают это дорогое всему человечеству место. Они идут мимо окруженных многолетними ивами прудов к усадьбе, осматривают небольшой двухэтажный дом, где работал Толстой, и, пройдя по аллеям тенистого парка к глубокому оврагу, подолгу стоят у поросшей густой травой могилы великого писателя.

на тему: "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"


Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической семье. По отцу он принадлежал к старинному роду, насчитывавшему шестьсот лет и давшему России знаменитых политических и государственных деятелей, а по матери - к роду Волконских, также прославившихся в служении Отечеству. Отец Толстого, Николай Ильич, семнадцатилетним юношей в 1812 г. определился в военную службу и воевал с Наполеоном. Он вышел в отставку после Отечественной войны и женился на Марии Николаевне Волконской. Быт Ясной Поляны был окутан многочисленными семейными преданиями и легендами, которыми богаты истории обоих родов. Эти предания впоследствии найдут место в произведениях Толстого, особенно в романе-эпопее "Война и мир". У Льва Толстого было три брата - Николай, Сергей, Дмитрий, а также сестра Мария. Девушке было только два года, когда умерла мать, а в 1837 г. скончался и Николай Ильич, и дети осиротели. В 1841 г. их взяла к себе родная сестра отца, Пелагея Ильинична Юшкова, жившая в Казани.

В 1844 г. Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета, но к занятиям относился несерьезно и провалил экзамены за первый курс. Благодаря протекции тетушки был переведен на юридический факультет, но вскоре оставил университет и уехал в Ясную Поляну. Там он со страстью читает сочинения Руссо и приходит к идее исправления мира через нравственное самосовершенствование каждого человека. Воодушевленный этой идеей, он заводит дневник, где анализирует отрицательные стороны своего характера. Это явилось началом той душевной работы, которой Толстой будет заниматься всю жизнь. Он считает, что осмысление собственных слабостей и недостатков ведет к их преодолению, освобождению от них.

Летом 1851 г. жизнь Толстого круто меняется. В отпуск с офицерской службы приезжает старший брат Николай и берет Льва с собой на Кавказ. В казачьей станице Старогладковской Толстой впервые столкнулся с миром вольных казаков, никогда не знавших крепостного права. Эта вольница обворожила Толстого, он испытывал желание оставить все и зажить такой же простой и естественной жизнью, как и казаки. Впоследствии он напишет повесть "Казаки" (1863), в которой поведает о том, как трудно человеку цивилизации вернуться в патриархальную простоту, да и само противопоставление естественного, природного уклада жизни простых людей цивилизации, заимствованное у Руссо, пройдет практически через все произведения Толстого.

На Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть "Детство", которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал "Современник", где она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. "Детство" явилось первой частью задуманной тетралогии "Четыре эпохи развития". Осуществлены были еще две части - повести "Отрочество" и "Юность", а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе "Утро помещика". Повесть "Отрочество" была напечатана в 1854 г., а "Юность" - в 1857 г. Имя Толстого стало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени. В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога. Толстой делал предметом своего психологического исследования не сформировавшийся характер героя, а сложнейшее соединение в душе человека различных временных срезов, отражающих этапы формирования его личности и создающих неповторимый облик каждого человека. Присутствующий в душе взрослого детский опыт может служить для него порой безошибочным критерием в выборе точного поведения и даже способствовать самосовершенствованию человека. Детская душа имеет дорогое для Толстого свойство восстанавливать гармонию с окружающим миром в силу своей чистоты и непосредственности, но взрослый мир затуманивает детское мироощущение и гасит эту способность, приводя тем самым человека к разладу с миром и самим собой. Этот разлад особенно болезненно сказывается в отрочестве, самом сложном периоде развития личности. Утратившая непосредственную чистоту нравственного чувства душа отрока становится открытой лишь для восприятия отрицательных сторон жизни и дурных эмоций. Потеряв доверие к миру, человек сосредоточивается на самом себе, и поэтому рвутся его душевные связи с окружающим.

Но и в этих обстоятельствах нравственное чувство не угасает в человеке совсем. Пробуждению души способствует возникновение дружбы и способность к ней. Юность, с точки зрения Толстого, подобна весне с ее пробуждением, и поэтому у человека рождается желание восстановить утраченные связи с миром, ощущение единения с ним. Но это отнюдь не безоблачный путь. Напротив, идя по нему, человек вынужден преодолевать разнообразные препятствия, прежде всего связанные с душевными противоречиями.

В 1853 г. началась русско-турецкая война, а в 1854 г. Толстого по его просьбе переводят в действующую армию. Находясь в осажденном Севастополе, Толстой наблюдает за поведением простых солдат и матросов и убеждается в колоссальной духовной силе народа, в его высоких патриотических чувствах. Толстой пытается взглянуть на события глазами простого солдата. Приобретенный в это время опыт дал ему большой материал для романа-эпопеи "Война и мир", кроме того, им были написаны три рассказа, в которых отразился его эстетический и этический идеал: "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года" (1855, 1856). В финале рассказа "Севастополь в мае" Толстой формулирует свое художественное кредо: "Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда".

В конце 1855 г. Толстой приехал в Петербург, будучи уже известным писателем. Его творческая манера сложилась в произведениях 50-х гг. "Особенность таланта графа Толстого, - писал Н.Г. Чернышевский, - состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином". Толстой стремился показать процесс зарождения чувства или мысли, их видоизменения в результате сцеплений с другими чувствами и мыслями, весь сложный путь их становления и оформления. При этом он постоянно подчеркивает неточность и приблизительность любых конечных определений. Такое изображение душевной жизни обусловливало и новое понимание характера. Тончайший психологический анализ приводит Толстого к мысли, что человек - значительно более сложное явление, чем это представляется на первый взгляд, и что он всегда таит в себе возможности духовного обновления. Эта способность к обновлению и саморазвитию всегда находится в центре внимания Толстого-художника. В движении человека к нравственной высоте, а не в изменениях социальных или политических систем видел он возможности развития и обновления мира. Способность человека к нравственному самосовершенствованию, по мысли Толстого, и есть жизнь, а задача литературы - научить "полюблять жизнь", как писал он в одном из писем.

Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869). В начале 60-х гг. Толстой задумывает роман о декабристе, который возвращается после амнистии из Сибири в обновленную реформой 1861 г. Россию. Замысел постепенно расширяется. Толстой писал: "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам... В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным... Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама... Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов".

Погружаясь в историю, Толстой все более приближался к современности. Он искал в историческом прошлом России момент, аналогичный тому, что переживала страна после 1861 г. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалое единение всего народа, которое было так необходимо в пореформенную эпоху - эпоху ломки жизненных устоев. Художественным исследованием этого единения и путей его достижения и занят Толстой в "Войне и мире". История становилась инструментом, с помощью которого исследовалась современность. Работа над романом продолжалась шесть лет, и в процессе ее временные рамки произведения ограничились 1812-1824 гг.

Напечатанная по частям в "Русском вестнике" книга имела огромный успех. Сразу стало очевидно, что произведение не укладывается в привычные формы жанра. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремился Толстой. Необходимо было преодолеть главное разграничение, казавшееся вечным и незыблемым, - разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Повседневная жизнь людей опутана целой сетью условностей, которые подчиняют себе человека, вынуждая его руководствоваться в своих поступках не принципами или чувствами, а общепринятыми нормами; человек зависим от этих условностей, которые заслоняют и даже подменяют собой абсолютные и подлинные ценности жизни. Самой главной ценностью, с точки зрения Толстого, является общечеловеческая связь, подтачиваемая в современном мире враждой между людьми.

Столь же необычной, как и жанр произведения, была композиция. Отсутствие единой сюжетной линии вынуждало Толстого искать новые приемы скрепления колоссального здания эпопеи в единое целое. Он изменил роль эпизода. В традиционном романе эпизод представлял собой одно из звеньев в цепи событий, объединенных причинно-следственными связями; будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становился предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автономных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделял его новым свойством. Эпизоды в "Войне и мире" скреплялись не только сюжетной, причинно-следственной связью, но и вступали в особую связь, которую сам Толстой, говоря о романе "Анна Каренина", назвал связью "сцеплений". Именно из бесконечных сцеплений состоит художественная ткань "Войны и мира". Она скрепляет воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в которых принимают участие совершенно разные действующие лица (например, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома - о встрече парламентера Александра I генерала Балашова с маршалом Мюратом). И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью "сцеплений", в "Войне и мире" громадное количество, что обеспечивает произведению с несколькими сотнями действующих лиц и многими, совершенно автономными сюжетными линиями художественное единство и целостность.

Кроме того, Толстой помимо обычных персонажей, представляющих собой полноценные реалистические характеры, создал образы двух персонажей, которые, также будучи реалистическими характерами, несут на себе особую нагрузку, становясь почти символическими образами. Это образы Кутузова и Наполеона, олицетворяющие два противоположных начала жизни - начало объединяющее и начало разъединяющее. И к этим образам в той или иной степени тяготеют практически все персонажи "Войны и мира", разделенные тем самым на людей "войны" и людей "мира". Таким образом, "Война" и "мир" у Толстого - это два универсальных состояния человеческого бытия, жизни общества.

Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вносит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузова, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историческую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Но история развивается по своим собственным законам, независимо от воли людей.

Кутузов у Толстого олицетворяет начало народное, народ же представляет собой духовную целостность, опоэтизированную автором "Войны и мира". Эта целостность возникает только на основе культурных преданий и традиций. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполеоновская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на гибель.

Общество, в котором восторжествовало начало "войны", распадается, теряет единство, его представители живут эгоистическими интересами. Именно таким изображает Толстой высшее общество Петербурга, воплощением сущности которого является семейство Курагиных. Всеобщий хаос мучителен для героев романа. Ситуация "мира", напротив, вносит в жизнь осмысленность и единство, приводя личный интерес в согласие с интересом всеобщим. Такая ситуация и возникает в России в 1812 г.

Это всеобщее единение окажется искомым для Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их жизненные пути свидетельствуют о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Тем не менее это не снимает важнейших различий между ними.

В начале жизни князь Андрей, найдя кумира в Наполеоне, обособляет себя от других людей. Его мечта о славе героя соответствует духу русской культуры XVIII в., когда герой мыслился непременно на пьедестале. Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произойдет на Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнутся в ходе военных действий с реальной жизнью и бытом войны, и Андрею откроется героическое начало в невзрачном капитане Тушине. Замкнувшегося в ограниченном семейном мире Болконского из состояния душевной апатии выведет Пьер Безухов, который посетит своего друга в счастливую для себя пору жизни. Пьер в зените своего увлечения масонскими идеями уверен, что нашел смысл жизни. Его воодушевление передастся и Андрею, который вновь почувствует вкус к активной деятельности (символичны две встречи князя Андрея со старым дубом по пути в Отрадное и обратно). Однако и новая жизнь Андрея, протекающая в высших сферах государственной бюрократии, искусственна. Это откроется Андрею благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу. Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же дает читателю почувствовать, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского.

Поворотным окажется в жизни и Наташи, и Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймет законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, который, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменятся представления Андрея Болконского о движущих силах истории. Но полностью воспринять миропонимание простых солдат князь Андрей все же не в силах. В момент смертельного ранения он испытывает страстный порыв жизнелюбия. Знаменательно, что на Аустерлицком поле символом всеобщего единения для него становится небо, а на Бородинском - земля. Но земля так и не далась Андрею. Восторжествовало небо с его всеобщей любовью, а не земля, которая проявилась в конкретной любви к Наташе.

В жизненных исканиях Пьера Безухова также поворотным моментом станет 1812 год. Но Пьер в своем стремлении жить общей жизнью перешагнет тот рубеж, на котором остановился князь Андрей. Солдаты примут его в свою семью, и он почувствует себя одним из них. Духовное перерождение Пьера довершают плен и знакомство с Платоном Каратаевым. В Каратаеве Пьера покорит любовь к миру без малейшей примеси эгоистического чувства. Каратаев станет для Толстого символом "мирных" свойств русского крестьянского характера, олицетворением простоты и правды. Общение с ним даст Пьеру более глубокое понимание смысла жизни, основанной на любви к Богу, который и есть жизнь, а жизнь есть Бог.

Пройдя через лишения плена и восприняв каратаевский взгляд на мир, Пьер делает вывод, что несчастья на земле происходят не от недостатка, а от избытка, в том числе подавляющего преобладания интеллектуального начала в современной цивилизации, в результате чего человек утрачивает непосредственность в восприятии земного существования.

Обновляющее влияние на интеллектуальных героев "Войны и мира" оказывает Наташа Ростова. Наташа никогда не задумывается над смыслом жизни и не пытается постичь его рационалистическим путем. Для нее этот смысл скрыт в самом процессе жизни и не существует вне его. В ее образе воплощены лучшие свойства женской натуры, гармония духовного и телесного. Нравственное чувство Наташи естественно, а не отвлеченно, она обладает даром интуиции. Живость и непосредственность Наташи, ее интуитивное понимание подлинных ценностей жизни привлекает к ней людей. Графинечка Наташа обладает истинно русской душой, что помогает ей естественно чувствовать себя в самых разных ситуациях (вспомним ее русскую пляску в доме дядюшки и желание помочь раненым в Бородинском сражении, передавшееся всем Ростовым).

Вместе с тем непосредственность Наташи таит в себе опасность и может толкнуть ее на необдуманные поступки. Свободная от внешних условностей, она оказывается способна преступить нравственные границы - в этом причина ее сближения с Курагиным. Пагубен как избыток интеллекта, приглушающий в человеке непосредственное чувство жизни, так и стихийная жизненная сила, не контролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найти гармоничное сочетание этих качеств.

Эпилог "Войны и мира" представляет собой соединение под крышей лысогорского дома в одной семье разрозненных прежде начал, олицетворенных в семьях Ростовых, Болконских и Безуховых. Эпилог звучит как гимн семье, являющейся, по Толстому, высшей формой единения между людьми.

Роман "Война и мир" стал ответом Толстого на сложившуюся в пореформенной России культурно-духовную ситуацию, требовавшую, как и в 1812 г., единения всех сил народа для преодоления того кризиса, в котором оказалась страна.

Исследованию утраты духовных связей между членами семьи и, как следствие этого, распаду самой семьи посвящен роман "Анна Каренина", над которым Толстой работал в 1873- 1877 гг. Две сюжетные линии лежат в основе этого произведения: история распавшейся семьи Анны Карениной и родившейся семьи Константина Левина. Брак Анны с духовно чуждым ей сановником Карениным построен не на основе любви и неизбежно обречен на крушение. Толстой осуждает общественную мораль, прощающую супружеские измены, но не прощающую свободную и искреннюю любовь. Драматична жизнь семьи без любви, но не менее драматичен и распад семьи.

Распад семьи Карениных, который, по мысли Толстого, знаменует собой духовный кризис современной цивилизации, распад духовных ценностей, а также драматизм любви Анны к Вронскому показаны на фоне отношений Кити Щербацкой и Левина, построенных на основе духовного единения. Константин Левин является героем автобиографическим. Для него первооснова жизни - земледельческий труд, которому он предан. Спасение от лжи современной цивилизации он видит в нравственном перерождении человечества.

Свои взгляды на основы современного общественно-государственного строя России и критику этого строя Толстой изложил в ряде философско-религиозных работ 80-90-х гг.: "Исповедь", "Так что же нам делать?", "Царство Божие внутри нас", "В чем моя вера?" и др. В этих работах он подверг сокрушительной критике все официальные социальные институты, включая церковь. Он создал собственное религиозно-этическое учение, нашедшее последователей, которых называли "толстовцами". Они покидали города, организовывали земледельческие колонии и занимались распространением толстовского учения. Последователи Толстого появились во многих странах.

В 1899 г. был опубликован роман "Воскресение" - одно из крупнейших произведений мировой реалистической литературы, отразившее широчайшую социально-нравственную проблематику. Через образ князя Нехлюдова, порвавшего со своим классом, автор показывает конфликт двух миров - имущих и неимущих, поднимает тему моральной ответственности человека за свои поступки. История духовного падения Нехлюдова, связанного с отказом от чувства стыда и превращением человека в обезличенное, грубое и эгоистичное существо, а также его медленного и мучительного "воскресения", т.е. обретения подлинно человеческой сущности, составляет сюжетную основу романа. Чувство вины перед Катюшей Масловой постепенно перерастает у Нехлюдова в чувство вины перед обездоленным и страдающим народом, стыд за себя - в стыд за всех людей своего круга. Собственная вина представляется ему частью общей вины всего дворянского сословия. Толстой выступает за неизбежность коренного преобразования всей русской жизни, но преобразование это он видит только ненасильственным.

Гений Л.Н. Толстого - художника и мыслителя отразил жизненные процессы всемирной важности во всей их сложности и противоречивости. И сам он не был сторонним их наблюдателем, стремясь соединить собственное учение с образом жизни. Переживаемая им духовная драма побудила его на закате дней тайно покинуть Ясную Поляну. В дороге он заболел воспалением легких и скончался. Смерть Толстого стала событием, потрясшим не только Россию, но и весь мир.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Лев Николаевич Толстой появился на свет в 1828 году, 9 сентября. Семейство писателя принадлежало к дворянскому сословию. После того, как умерла мать, Льва и его сестёр с братьями воспитывал двоюродный брат отца. Их отец умер спустя 7 лет. По этой причине дети были отданы на воспитание тёте. Но вскоре тётя умерла, и дети уехали в Казань, ко второй тёте. Детство Толстого было трудным, но, однако, в своих произведениях он романтизировал этот период его жизни.

Базовое образование Лев Николаевич получил дома. Вскоре он поступил в Императорский Казанский университет на филологический факультет. Но в учёбе он не был успешным.

В то время как Толстой служил в армии, у него бы довольно много свободного времени. Уже тогда он начал писать автобиографический рассказ «Детство». Эта история содержит хорошие воспоминания из детства публициста.

Также Лев Николаевич участвовал в Крымской войне, и за этот период создал ряд произведений: «Отрочество», «Севастопольские рассказы» и так далее.

«Анна Каренина» является наиболее знаменитым творением Толстого.

Лев Толстой уснул вечным сном в 1910 году, 20 ноября. Он был предан земле в Ясной Поляне, в том месте, где он вырос.

Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

Сначала Лев учился дома у немецких и французских преподавателей, он также увлекался музыкой. Подрос и поступил в Императорский Университет. Старший брат Толстого убедил его послужить в армии. Лев даже принял участие в настоящих боях. Они описаны им в «Севастопольских рассказах», в повестях «Отрочество» и «Юность».

Устав от войн, он объявил себя анархистом и уехал в Париж, где проиграл все деньги. Одумавшись, Лев Николаевич вернулся в Россию, женился на Софье Бернс. С тех пор он стал жить в родном имении и заниматься литературным творчеством.

Первым его большим произведением стал роман «Война и мир». Сочинял его писатель около десяти лет. Роман хорошо приняли и читатели, и критики. Далее Толстой создал роман «Анна Каренина», который получил ещё больший успех публики.

Толстой хотел понять жизнь. Отчаявшись найти ответ в творчестве, он ушел в церковь, но и там разочаровался. Тогда он отрекся от церкви, стал думать над своей философской теорией – «непротивление злу». Он хотел отдать всё имущество бедным… За ним стала даже следить тайная полиция!

Отправившись в паломничество, Толстой заболел и умер – в 1910 году.

Биография Льва Толстого

В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по - разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как,Детство’’,Отрочество’’,Юность’’.

В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя - опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.

Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях,Казаки’’,Хаджи – Мурат’’, в рассказах,Разжалованный’’,Рубка леса’’,Набег’’.

С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,Поликушка’’,Утро помещика’’ и другие.

1857-1860 года припали на путешествия. Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача. Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения,Война и мир’’,Анна Каренина’’.

Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,После бала’’,За что’’,Власть тьмы’’,Воскресенье’’ и т.д.

Роман,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог.

В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Габдулла Тукай

    Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Демокрит

    Демокрит родился в городе Абдеры около 460 года до новой эры. Поэтому его довольно часто называют Демокритом Абдерским. Он считается создателем атомистического материализма, хотя, если смотреть детальнее

  • Радищев Александр Николаевич

    Родился в Немцове (г.Москва). Спустя несколько лет семья переехала в село Верхнее Аблязово Саратовского наместничества (г.Петербург).

  • Достоевский Федор Михайлович

    Родился Федор Михайлович Достоевский в 1821 году в Москве. В семействе врача клиники для бедных Михаила Андреевича

  • Краткая биография Николай 2 самое главное для детей (4 класс, Окружающий мир)

    Николай II являлся последним Российским императором. Был рожден 18 мая в 1868 году в Царском селе. Николай начал обучение с 8 лет. Помимо стандартных школьных предметов, он также обучался рисованию, музыке и фехтованию

Толстой Лев Николаевич (28 августа 1828, усадьба Ясная Поляна Тульской губернии - 7 ноября 1910, станция Астапово (ныне станция Лев Толстой) Рязано-Уральской ж. д.) - граф, русский писатель.

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет, но по рассказам членов семьи он хорошо представлял себе «ее духовный облик»: некоторые черты матери (блестящее образование, чуткость к искусству, склонность к рефлексии и даже портретное сходство Толстой придал княжне Марье Николаевне Болконской («Война и мир»). Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте (послужил прототипом Николая Ростова), тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого: «она научила меня духовному наслаждению любви». Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными: семейные предания, первые впечатления от жизни дворянской усадьбы служили богатым материалом для его произведений, отразились в автобиографической повести «Детство».

Казанский университет

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, где проучился неполных два года: занятия не вызывали у него живого интереса и он со страстью предался светским развлечениям. Весной 1847, подав прошение об увольнении из университета «по расстроенному здоровью и домашним обстоятельствам», Толстой уехал в Ясную Поляну с твердым намерением изучить весь курс юридических наук (чтобы сдать экзамен экстерном), «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

«Бурная жизнь юношеского периода»

После лета в деревне, разочарованный неудачным опытом хозяйствования на новых, выгодных для крепостных условиях (эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857), осенью 1847 Толстой уехал сначала в Москву, затем в Петербург, чтобы держать кандидатские экзамены в университете. Образ его жизни в этот период часто менялся: то он сутками готовился и сдавал экзамены, то страстно отдавался музыке, то намеревался начать чиновную карьеру, то мечтал поступить юнкером в конногвардейский полк. Религиозные настроения, доходившие до аскетизма, чередовались с кутежами, картами, поездками к цыганам. В семье его считали «самым пустяшным малым», а сделанные тогда долги ему удалось отдать лишь много лет спустя. Однако именно эти годы окрашены напряженным самоанализом и борьбой с собой, что отражено в дневнике, который Толстой вел в течение всей жизни. Тогда же у него возникло серьезное желание писать и появились первые незавершенные художественные наброски.

«Война и свобода»

В 1851 старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях (сначала добровольно, потом был принят на службу). Кавказская природа и патриархальная простота казачьей жизни, поразившая Толстого по контрасту с бытом дворянского круга и с мучительной рефлексией человека образованного общества, дали материал для автобиографической повести «Казаки» (1852-63). Кавказские впечатления отразились и в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), а также в поздней повести «Хаджи-Мурат» (1896-1904, опубликована в 1912). Вернувшись в Россию, Толстой записал в дневнике, что полюбил этот «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи - война и свобода». На Кавказе Толстой написал повесть «Детство» и отправил ее в журнал «Современник», не раскрыв своего имени (напечатана в 1852 под инициалами Л. Н.; вместе с позднейшими повестями «Отрочество», 1852-54, и «Юность», 1855-57, составила автобиографическую трилогию). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

Крымская кампания

В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. Скучная штабная жизнь вскоре заставила его перевестись в Крымскую армию, в осажденный Севастополь, где он командовал батареей на 4-м бастионе, проявив редкую личную храбрость (награжден орденом св. Анны и медалями). В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы (собирался в т. ч. издавать журнал для солдат), здесь он начал писать цикл «севастопольских рассказов», вскоре напечатанных и имевших огромный успех (очерк «Севастополь в декабре месяце» прочитал даже Александр II). Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа и развернутой картиной «диалектики души» (Н. Г. Чернышевский). Некоторые замыслы, появившиеся в эти годы, позволяют угадывать в молодом артиллерийском офицере позднего Толстого-проповедника: он мечтал об «основании новой религии» - «религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической».

В кругу литераторов и за границей

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как «великую надежду русской литературы» (Некрасов). Толстой принимал участие в обедах и чтениях, в учреждении Литературного фонда, оказался вовлеченным в споры и конфликты писателей, однако чувствовал себя чужим в этой среде, о чем подробно рассказал позднее в «Исповеди» (1879-82): «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел». Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 - за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем - в Ясную Поляну.

Народная школа

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны, и это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он вторично отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, провел полтора месяца в Лондоне (где часто виделся с А. И. Герценом), был в Германии, Франции, Швейцарии, Бельгии, изучал популярные педагогические системы, в основном не удовлетворившие писателя. Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука». В 1862 в отсутствие Толстого в Ясной Поляне был проведен обыск (искали тайную типографию).

«Война и мир» (1863-69)

В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже с осени 1863 он захвачен новым литературным замыслом, который долгое время носил название «Тысяча восемьсот пятый год». Время создания романа было периодом душевного подъема, семейного счастья и спокойного уединенного труда. Толстой читал воспоминания и переписку людей александровской эпохи (в том числе материалы Толстых и Волконских), работал в архивах, изучал масонские рукописи, ездил на Бородинское поле, продвигаясь в работе медленно, через множество редакций (в копировании рукописей ему много помогала жена, опровергая тем самым шутки друзей, что она еще так молода, будто играет в куклы), и лишь в начале 1865 напечатал в «Русском вестнике» первую часть «Войны и мира». Роман читался взахлеб, вызвал множество откликов, поразив сочетанием широкого эпического полотна с тонким психологическим анализом, с живой картиной частной жизни, органично вписанной в историю. Горячие споры спровоцировали последующие части романа, в которых Толстой развивал фаталистическую философию истории. Прозвучали упреки в том, что писатель «передоверил» людям начала века интеллектуальные запросы своей эпохи: замысел романа об Отечественной войне действительно был ответом на проблемы, волновавшие русское пореформенное общество. Сам Толстой характеризовал свой замысел как попытку «писать историю народа» и считал невозможным определить его жанровую природу («не подойдет ни под какую форму, ни романа, ни повести, ни поэмы, ни истории»).

«Анна Каренина» (1873-77)

В 1870-е гг., живя по-прежнему в Ясной Поляне, продолжая учить крестьянских детей и развивать в печати свои педагогические взгляды, Толстой работал над романом о жизни современного ему общества, построив композицию на противопоставлении двух сюжетных линий: семейная драма Анны Карениной рисуется по контрасту с жизнью и домашней идиллией молодого помещика Константина Левина, близкого самому писателю и по образу жизни, и по убеждениям, и по психологическому рисунку. Начало работы совпало с увлечением прозой Пушкина: Толстой стремился к простоте слога, к внешней безоценочности тона, прокладывая себе дорогу к новому стилю 1880-х гг., в особенности к народным рассказам. Лишь тенденциозная критика интерпретировала роман как любовный. Смысл существования «образованного сословия» и глубокая правда мужицкой жизни - этот круг вопросов, близкий Левину и чуждый большинству даже симпатичных автору героев (включая Анну), прозвучал остро публицистично для многих современников, прежде всего для Ф. М. Достоевского, высоко оценившего «Анну Каренину» в «Дневнике писателя». «Мысль семейная» (главная в романе, по словам Толстого) переведена в социальное русло, беспощадные саморазоблачения Левина, его мысли о самоубийстве читаются как образная иллюстрация духовного кризиса, пережитого самим Толстым в 1880-е гг., но назревшего в ходе работы над романом.

Перелом (1880-е гг.)

Ход переворота, совершавшегося в сознании Толстого, нашел отражение в художественном творчестве, прежде всего в переживаниях героев, в том духовном прозрении, которое преломляет их жизнь. Эти герои занимают центральное место в повестях «Смерть Ивана Ильича» (1884-86), «Крейцерова соната» (1887-89, опубликована в России в 1891), «Отец Сергий» (1890-98, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, незавершена, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в заостренной форме ставил перед собой и перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Новое миропонимание писателя отражено в «Исповеди» (опубликована в 1884 в Женеве, в 1906 в России), в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1882-86, опубликована полностью в 1906), «О голоде» (1891, опубликована на английском языке в 1892, на русском - в 1954), «Что такое искусство?» (1897-98), «Рабство нашего времени» (1900, полностью опубликована в России в 1917), «О Шекспире и драме» (1906), «Не могу молчать» (1908).

Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе как основа всемирного братства людей. Этот комплекс проблем предполагал анализ Евангелия и критические штудии богословских сочинений, которым посвящены религиозно-философские трактаты Толстого «Исследование догматического богословия» (1879-80), «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1880-81), «В чем моя вера» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893). Бурной реакцией в обществе сопровождались высказываемые Толстым призывы к прямому и безотлагательному следованию христианским заповедям.

В особенности широко обсуждалась его проповедь непротивления злу насилием, ставшая импульсом к созданию целого ряда художественных произведений - драмы «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887) и народных рассказов, написанных в намеренно упрощенной, «безыскусной» манере. Наряду с близкими по духу произведениями В. М. Гаршина, Н. С. Лескова и других писателей, эти рассказы выпускались издательством «Посредник», основанном В. Г. Чертковым по инициативе и при ближайшем участии Толстого, который определял задачу «Посредника» как «выражение в художественных образах учения Христа», «чтобы можно было прочесть эту книгу старику, женщине, ребенку и чтоб и тот, и другой заинтересовались, умилились и почувствовали бы себя добрее».

В рамках нового миропонимания и представлений о христианстве Толстой выступал против христианской догматики и критиковал сближение церкви с государством, что привело его к полному разобщению с православной церковью. В 1901 последовала реакция Синода: всемирно признанный писатель и проповедник был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

«Воскресение» (1889-99)

Последний роман Толстого воплотил весь спектр проблем, волновавших его в годы перелома. Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, духовно близкий автору, проходит путь нравственного очищения, приводящий его к деятельному добру. Повествование построено на системе подчеркнуто оценочных противопоставлений, обнажающих неразумность общественного устройства (красота природы и лживость социального мира, правда мужицкого быта и фальшь, господствующая в жизни образованных слоев общества). Характерные черты позднего Толстого - откровенная, выдвинутая на первый план «тенденция» (в эти годы Толстой - сторонник нарочито тенденциозного, дидактического искусства), резкий критицизм, сатирическое начало - проявились в романе со всей наглядностью.

Уход и смерть

Годы перелома круто изменили личную биографию писателя, обернувшись разрывом с социальной средой и приведя к семейному разладу (провозглашенный Толстым отказ от владения частной собственностью вызывал резкое недовольство членов семьи, прежде всего жены). Пережитая Толстым личная драма нашла отражение в его дневниковых записях.

Поздней осенью 1910, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой , сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну. Дорога оказалась для него непосильной: в пути Толстой заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни. За сообщениями о здоровье Толстого, который к этому времени приобрел уже мировую известность не только как писатель, но и как религиозный мыслитель, проповедник новой веры, следила вся Россия. Событием общероссийского масштаба стали похороны Толстого в Ясной Поляне.

1. Краткие биографические сведения.
2. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», становление типичного толстовского героя.
3. История появления романа «Война и мир».
4. Трагизм главной героини романа «Анна Каренина».
5. Переломный момент в жизни Л. Н. Толстого.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в имении Ясная Поляна Крапивинского уезда Тульской губернии в дворянской семье. Толстой очень рано потерял родителей, и его воспитанием занялась дальняя родственница Т. А. Ергольская. Она была человеком твердого, решительного характера и одновременно мягкая и любящая особа.

По воспоминаниям самого писателя, его детство - это безоблачная и счастливая невозвратимая пора. В детстве Л. Н. Толстого окружали очень хорошие и любящие его люди. Шли годы, но все, что было связано с этими людьми, воспоминания, ощущения и впечатления навсегда остались в сердце писателя. Столь же трепетно Л. Н. Толстой относиться и к чудной природе, которая окружала его в детстве. Ясная поляна является не просто местом, где родился Л. Н. Толстой, но и где он провел самые лучшие годы в своей жизни, где были написаны множество произведений. Именно здесь писатель получал вдохновение и материал для своего творчества.

В 1844 году Л. Н. Толстой поступает в Казанский университет вначале на философский факультет, а затем переводится на юридический. В 1851 году Л. Н. Толстой уезжает на Кавказ. Вдохновленным кавказским темпераментом людей и красотой природы писатель создает автобиографическую повесть «Казаки» (1852-1963), где главный герой, обыкновенный человек, который ищет выход в своей жизни, и находит его в единении с природой. Также все эти впечатления были отражены и в рассказах «Рубка леса» (1855), «Набег» (1853).

Именно на Кавказе Л. Н. Толстой начал работу над повестью «Детство», которая стала началом для создания трилогии «Детство» (1852), «Отрочество» (1852-1854), «Юность» (1855-1857, повесть не окончена). Большая часть детских воспоминаний были отражены писателем в первой повести. Главный герой «Детства» Николенько Иртеньев - это ребенок, интересы которого не выходят за пределы семьи, ему свойственны ребячество, беззаботность и веселость. «Отрочество» - это пора пробуждения и понимания того, насколько сложна жизнь. В этом возрасте у человека появляется стремление разобраться не только в событиях, которые происходят вокруг него, но и в окружающих людях. Попытка познать все и каждого начинает преобладать в человеке. «Юность» в этот период жизни человек впервые задумывается над вопросом о смысле жизни, складывается свое мировоззрение на окружающий мир. Таким образом, видно, что герой трилогии растет, постепенно формируется его характер, отношение к окружающему миру и к людям.

Значение этой трилогии очень велико в истории творчества Л. Н. Толстого. Именно здесь начинает проявляться тот самый толстовский герой - человек, ищущий истину, любящий правду, наблюдательный и обладающий видением жизни не только через призму холодного рассудка, но и через само сердце и любовь. Это высоконравственный человек, который порой нередко и ошибался, но все же стремился стать лучше и справедливее.

Следующее произведение созданное Л. Н. Толсто-вым является одним из величайших романов русской литературы. В октябре 1863 года писатель заявил: «Я никогда не чувствовал свои умственные и даже все нравственные силы столько свободными и столько способными к работе. И работа эта есть у меня. Работа эта - роман из времени 1810 и 20-х годов, который занимает меня вполне с осени...». Это высказывание и есть первое упоминание о создании знаменитого романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Читая роман «Война и мир», поражаешься его большим охватом собь!тий - более пятнадцати лет жизни описывается в произведении. В романе задействовано более шестиста героев. Прежде чем начать писать этот роман, Л. Н. Толстой изучил огромное количество материалов времен Отечественной войны 1812 года. Прочитал много газет и журналов тех лет, где сделал важные пометки. Эти газеты и по сей день хранятся в библиотеках. Сама книга - это как некий исторический документ, состоящий из множества документов, писем, воспоминаний реальных людей. Сам писатель так отозвался о своей книге «Война и мир»: «...Когда я пишу историческое, я люблю быть до малейших подробностей верным действительности». Главная проблема романа «Война и мир» - это вопрос о том, какое место в обществе занимает человек, каков смысл его существования. Каждый по отдельности стремиться внести свой вклад в единое дело - защита своей родины и сохранение ее свободы от «правителей-администраторов». Люди действуют не так как им приказано с выше, а по своим внутренним убеждениям. Главная мысль романа - это «мысль народная». Л. Н. Толстой старался написать именно историю народа, раскрыть весь его национальный характер. И ему удалось показать всю силу и мощь русского человека. Читая этот роман Л. Н. Толстого, становиться понятно, что именно народ является главным создателем и двигателем истории.

В 1870-х годах писатель живет в Ясной Поляне и уже работает над новым романом. Это единственный роман из всех остальных, написанных Л. Н. Толстовым, который был назван именем главной героини, - «Анна Каренина» (1873-1877). Основная тема произведения касается семьи, хотя по своей сути его сложно назвать семейным или семейно-бытовым романом. В этом романе были поставлены многие важные вопросы русской жизни того времени. В последствии роман «Анна Каренина» общественность стала называть именно социальным романом. Вся жизнь того общества была построена на модели противопоставления двух сюжетных линий. С одной стороны, это семейная драма главной героини, а с другой - идиллия и спокойствие домашней жизни помещика Константина Левина. Анна представляет собой чело-вёка любящего, доброго, живущего по велению сердца. Левин же человек ума, думающего о вечных вопросах бытия. Но он искренне сочувствует главной героине. Анна не хочет мериться с окружающим ее лицемерием. Ради любви главная героиня жертвует всем: обществом, семьей, сыном, душевным покоем. Она бросила вызов той среде, в которой была воспитана - это протест против закона и светской морали. В конце к Анне приходит страшное разочарование и в любви, и в жизни. Все это приводит к трагедии.

В 80-х годах происходит важнейший перелом в мировоззрении самого писателя. Все это отражается в переживаниях его героев (повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886), «Отец Сергий» (1890-1898, опубликована в 1912), драме «Живой труп» (1900, опубликована в 1911), в рассказе «После бала» (1903, опубликован в 1911). Л. Н. Толстой описывает в своих произведениях социальное неравенство слоев населения: как нищенствуют бедные и как вечно празднуют богатые. Писатель резко высказывается и критикует государственные институты, вплоть до непонимания существования науки, суда, института брака и различных достижений. Новое понимание бытия Л. Н. Толстой показал в статьях «О переписи в Москве» (1882), «Так что же нам делать?» (1906) и в «Исповеди» (1906).

В 1910 году 82-летний Л. Н. Толстой в тайне от семьи уезжает из Ясной Поляны. Но дорога для писателя оказалась слишком длинной и тяжелой. По пути Толстой заболел и сошел на станции Астапово, а через семь дней писатель умер.

Главная цель всей творческой жизни Л. Н. Толстого заключается не в решении, каких-либо теоретических вопросов, а в стремлении заставить читателей плакать и смеяться, любить саму жизнь.