Всероссийская олимпиада школьников по литературе 217. Всероссийская олимпиада муниципального уровня по литературе. Сколько стоит участие в олимпиаде по литературе

При достижении его виновным лицом суд вправе привлечь его к ответственности за преступления. В большинстве государств определен минимальный возраст, когда человек может ответить за их совершение.

ВУО по Уголовному кодексу

Возраст наступления уголовной ответственности (УК РФ) - критерий, существующий в уголовном праве. Применяются две возрастные планки, согласно которым наступает так называемое "криминальное совершеннолетие". Возраст, с которого возможно наступление уголовной ответственности за большинство преступлений, составляет 16 лет, также может наступить в ряде случаев и с 14.

Необходимость в установлении минимального ВУО

Необходимость объясняется следующим фактом: ребенок не может осознавать полностью сущность поступков для общества. Хотя уже в возрасте пяти лет имеется понимание о том, что нельзя причинять каким-либо образом вред жизни и здоровью окружающим, позднее оно появляется по отношению к другим противоправным действиям. Можно сказать о том, что осознание ценности отдельных объектов приходит к человеку не сразу, а по мере его взросления и развития, при этом занимая довольно длительный период.

Исходя их данных исследования в области физиологии, психологии и педагогики, законодателем устанавливается минимальный ВУО. В каждой стране и в разные исторические периоды этот вопрос решается по-своему. Законодательством также предусмотрено разграничение возрастных пределов путем разного ВУО по отношению к определенным составам.

Установление возраста

Точное установление возраста обвиняемого несовершеннолетнего - необходимое условие для применения к нему уголовной ответственности. Процедура, как правило, проводится с использованием соответствующих документов, если это сделать невозможно, применяется судебно-медицинская экспертиза, в ходе которой дается ответ на этот вопрос.

Определенный возраст достигается не в день рождения, а на следующий за ним день (согласно судебной практике, которая применяется в России). В том случае, если возраст был установлен при помощи судебно-медицинской экспертизы, днем рождения подсудимого будет являться последний день года, установленный экспертами. Несовершеннолетними считаются лица до 18 лет.

Пониженный ВУО

Возраст наступления уголовной ответственности за тяжкие преступления - 14 лет. В число подобных преступлений входят следующие: с умыслом на это, изнасилование, убийство, похищение человека, разбой, кража, вымогательство, грабеж, хищение оружия, угон автомобиля, злостное хулиганство.

Пониженный возраст устанавливается по ряду составов преступлений, которые перечисляются в ст. 20 УК РФ (ч. 2). Они делятся на несколько групп, рассмотрим их более подробно:

  • Завладение чужим имуществом - разбой, кража, грабеж, завладение автомобилем, вымогательство, хищение наркотических (психотропных) средств или их вымогательство, а также хищение оружия, взрывчатых веществ.

  • Физическое насилие или его угроза - убийство, изнасилование, умышленное причинение тяжкого или среднего вреда здоровью.
  • Уничтожение или повреждение чужого имущества - вандализм, теракт, уничтожение (повреждение) имущества, сделанное с умыслом и при отягчающих обстоятельствах, приведение в негодность ТС.

Кроме этого, имеются иные составы преступлений. В их число входят: захват заложника, хулиганство при наличии ложное сообщение о терроризме, незаконное изготовление и иные действия, связанные с использованием взрывчатых веществ.

Этот перечень был сформирован в соответствии с двумя критериями: тяжестью деяния, а также способностью осознавать в этом возрасте общественную опасность, которую несут в себе эти преступления. У несовершеннолетнего одними из первых появляются представления о недопустимости посягательств на имущество или насилия. Кроме этого, список этих деяний особенно распространен среди несовершеннолетних.

Лица младше 16 лет не привлекаются к ответственности за совершение преступлений, которые не входят в этот список. В том случае, если в действиях лица одновременно имеются признаки преступления, ответственность за которые он может нести с 14 лет, а также содержится состав преступления, за совершение которого он должен отвечать перед законом после достижения 16 лет, то субъект привлекается только по первому составу. Например, лицо похитило предмет, представляющий собой особую историческую ценность путем кражи. На момент совершения деяния ему было менее 16 лет. В данном преступлении имеются признаки деяния, квалифицируемого по двум статьям: 158 и 164. В этом случае субъект несет ответственность только по первому составу, но за второй он отвечать не может.

Статьи, по которым могут быть привлечены лица младше 16

Итак, список статей, по которым уже может быть привлечено лицо, достигшее 14-летнего возраста, выглядит следующим образом: ст. 105, 111, 267, 112, 229, 126, 226, 131, 214, 207, 213, 132, 206, 158, 161, 162, 167, 205, 163, 166.

ВУО (возраст наступления уголовной ответственности) в РФ и других странах

В мировом законодательстве лицами совершеннолетие достигается в разном возрасте. В основном речь идет о восемнадцатилетии. В ряде стран совершеннолетними считаются те, кто достиг 15, 20 и 21 года. Если возраст обвиняемого ниже этой границы, в отношении его применяются смягченные меры, однако это не означает, что лицо освобождается от наказания.

Например, в России общий возраст наступления уголовной ответственности - 16 лет. В США и Казахстане - также 16, в ФРГ - 14, в Англии - 10-17, во Франции - 13, в Финляндии - 15, в Шотландии - 8, в Иране - 6 лет. Например, если в Германии нарушителю меньше 14 лет, то он считается невменяемым. Согласно их нормам законодательства, дети в более младшем возрасте еще не способны осознать неправомерность деяния. В период с 11 до 18 лет подросток привлекается к ответственности, если он совершил преступление, наказание за которое предусмотрено в виде лишения свободы более чем на год или же более тяжкого.

Общий, пониженный и повышенный ВУО

По общему правилу, ВУО наступает с 16 лет. Но он может наступить и с четырнадцатилетнего возраста, в том случае если преступления были совершены против собственности, личности, общественной безопасности и порядка. Тогда речь идет о пониженном ВУО. Повышенный возраст наступления уголовной ответственности - совершеннолетие. Например, для привлечения лица за неуплату алиментов его возраст не может быть меньше 18 лет.

Отмечается, что для некоторых преступлений, которые не имеют комментариев относительно ВУО за них, установлен - 18 лет. К ним относятся, как правило, те из них, где должен присутствовать специальный субъект, который занимает определенную должность.

Уголовная ответственность в отношении лиц, отстающих в психическом развитии

Исходя из п. 3 ст. 20 УК РФ, лицо, которому исполнилось уже 14 или 16 лет, но имеет отставание в психическом развитии, не может быть привлечено к ответственности по тем преступлениям, за которые должны отвечать несовершеннолетние. Причина этому - непонимание лицом своих действий, а также невозможность руководить ими.

Вменяемость лица

Обвиняемый в преступлении должен быть вменяем - это одно общее условие для привлечения его к ответственности. Лицо должно осознавать фактический характер действий, их общественную опасность и возможность руководить ими. Если имеются психические дефекты здоровья, не влияющие на поведение человека, уголовная ответственность может быть применена к человеку. В случае наличия у субъекта психических аномалий, в отношении его может применяться принудительная госпитализация в определенные учреждения. При этот факт учитывается судом.

Меры воздействий на малолетних правонарушителей

Несовершеннолетние, которым уже исполнилось 11 лет, но которым менее 14, в случае нарушения ими закона судебным постановлением помещаются в СУВУЗТ. Это не относится к мерам привлечения к уголовной ответственности. Главной целью помещения лица в подобные учреждения является медицинская, психологическая, социальная реабилитация несовершеннолетнего, корректировка его поведения и адаптация к жизни в обществе.

Максимальный ВУО

В Уголовном кодексе РФ не устанавливается максимальный возраст ответственности за преступления. По этой причине даже престарелый человек подлежит наказанию за совершенное им деяние. Однако имеется определенная дифференциация в отношении этих лиц. К ним не применяются некоторые меры наказания, например пожизненное заключение не применяется в отношении мужчин, которым уже исполнилось 65.

ТРЕБОВАНИЯ

к организации и проведению школьного этапа

в 2016/2017 учебном году

Уважаемые коллеги!

Предоставляем вашему вниманию методические рекомендации, которые помогут организовать школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2016-2017 учебном году.


  1. Дата и время проведения олимпиады.

  2. Подготовка участников олимпиады.

  3. Принципы организации школьного этапа.

  4. Организационно-технологическое обеспечение.

  5. Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ.

1. Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проходит в один день: 21 сентября , рекомендуемое время начала олимпиады -12.00 .

Время выполнения задания :

для учеников 5-6 классов – не более двух астрономических часов;

для учеников 7-8 классов – не более 3 астрономических часов;

для учеников 9-11 классов – не более 5 астрономических часов.

Основной задачей школьного этапа олимпиады должно быть максимальное вовлечение школьников в творческую деятельность.

На школьном (муниципальном) этапе ученики приобретают первый опыт состязательности, что предъявляет к организаторам определенные требования по созданию атмосферы честного соперничества, доброжелательности и уважения к знаниям, умениям, личностным особенностям товарищей. Во время подготовки к олимпиаде необходимо уделить внимание внутреннему позитивному настрою, правилам поведения на олимпиаде, соблюдению регламента.

2. Подготовка участников олимпиады

Для выполнения заданий олимпиады участникам необходимы умения и навыки, формируемые на уроках литературы и зафиксированные в требованиях соответствующих образовательных стандартов (для каждого класса – на своем уровне). Формирование этих умений и навыков происходит у разных учащихся с разной скоростью и в разной степени, на протяжении многих лет и не заканчивается в школе, поэтому к представленному ниже списку умений и навыков нужно относиться только как к ориентировочному. В этот список включены следующие умения :

Определять тему и основную мысль произведения, основной конфликт;

Пересказывать сюжет; видеть особенности композиции;

Характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; оценивать систему персонажей;

Выявлять особенности языка и стиля писателя; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

Определять жанровую, родовую специфику художественного произведения;

Объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;

Анализировать литературные произведения разных жанров;

Пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями;

Выражать личное отношение к художественному произведению; аргументировать свою точку зрения;

Представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные

Собирать материал, необходимый для написания сочинения на заранее объявленную литературную или публицистическую тему;

Писать сочинения различных жанров: описание, сочинение по картине, устное иллюстрирование, характеристика (в том числе сопоставительная) литературных героев, отзыв, рецензия, анализ эпизода литературного произведения, ответ на проблемный вопрос, эссе, публицистическая статья, очерк, литературный дневник, заметка, аналитическое сочинение литературоведческой направленности, опыт читательской интерпретации классического или современного произведения;

жанровой специфики (индивидуальное чтение, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям); передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения); устно и письменно рецензировать выразительное чтение одноклассников, актеров после прослушивания фрагментов фонохрестоматии и другой аудиозаписи;

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве; работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Для подготовки к олимпиаде (помимо уроков литературы, на которых формируются перечисленные выше умения) можно использовать разнообразные формы дополнительного образования: элективные курсы, клубы юного филолога, факультативы, различные творческие конкурсы, исследования по литературному краеведению и т.п. Система подготовки школьников к олимпиаде включает посещение музеев и театров, проведение совместных мероприятий с библиотеками, знакомство с современной литературой. Все большее распространение получают дистанционные формы подготовки.

3. Принципы организации школьного этапа

Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Особенности школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе заключаются в том, что конкурс проводится отдельно для 5-6-х, 7-8-х, 9-11-х классов и носит обучающий характер. Ученики 5-6 классов не принимают участия в олимпиаде по литературе на муниципальном уровне, ограничиваясь только школьным этапом. Ученики 7-8 классов участвуют и в муниципальном этапе, но на региональный и заключительный не выходят. С учетом этого ЦПМК рекомендует предлагать для учеников 5-8 классов отдельные задания, не дублирующие по своему типу задания 9-11 классов .

Задания для учеников 9-11 классов строятся в логике заданий, предлагаемых на заключительном этапе олимпиады. Особо отмечаем: текущие оценки по литературе не должны становиться поводом или препятствием для участия в олимпиаде.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает предметно- методическая комиссия муниципального этапа олимпиады с учетом методических рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии.
4. Организационно-технологическое обеспечение

Момент вскрытия пакетов с заданиями должен быть зафиксирован протоколом в присутствии представителей оргкомитета школьного этапа олимпиады по литературе и членов жюри.

При проведении школьного этапа олимпиады выделяются несколько аудиторий для каждой параллели. Участники олимпиады размещаются по одному человеку за партой.

Необходимо обеспечить школьников комплектом заданий, писчебумажными принадлежностями (тетрадями, ручками), ознакомить учащихся с правилами выполнения заданий.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.

Перед выполнением заданий с участниками олимпиады должен проводиться инструктаж о технической стороне выполнения заданий. Все олимпиадные задания выполняются письменно. Работы предварительно кодируются.

Для осуществления контроля за выполнением заданий рекомендуется

организовать дежурство учителей (кроме учителей русского языка и литературы).

По истечении времени выполнения заданий работы школьников сдаются

представителю конкретного организатора олимпиады.
Кодирование олимпиадных работ


  1. Для кодирования работ Оргкомитетом создается специальная комиссия в количестве не менее двух человек (один из которых является председателем) на каждую возрастную параллель.

  2. После выполнения заданий работы участников олимпиады передаются комиссии для кодирования. На обложке каждой тетради пишется соответствующий код: № класса и № работы (н-р, 9-1-1, 10-1-1). Код дублируется на прикрепленном бланке для кодирования. После этого обложка тетради снимается.

  3. Обложки (отдельно для каждого класса) сдаются председателю комиссии и хранятся в сейфе до показа работ.

  4. Для показа работ комиссии декодирует работы.

  5. Работа по кодированию, проверке и процедура внесения баллов в компьютер должна быть организована так, что полная информация о рейтинге каждого участника школьного этапа олимпиады доступна только членам комиссии.

  6. Для проверки работ выделяется несколько отдельных аудиторий (для 5-6 классов…).

5.Общая система проверки и оценивания олимпиадных работ

Поскольку проверка работ осуществляется в каждой конкретной школе, то каждому школьному жюри придется проверять в сумме не так много работ. Это обеспечит единство подходов к проверке. Перед проверкой целесообразно договориться о том, как распределять предложенные баллы, и составить свои рабочие критерии. При этом можно воспользоваться рекомендациями, данными для проверки работ учеников 7-8-х и 9-11-х классов. В любом случае при проверке работ стоит не забывать о здравом смысле и в спорных ситуациях вспоминать о живом олимпиадном духе, а не о мёртвой букве инструкций.

К примеру, по 1 баллу можно давать за выбор каждого персонажа, до 10 баллов за его характеристику, ещё по 1 баллу – за обоснованность и оригинальность его выбора и умение сопоставить его с другими героями; наконец, до 10 баллов за стиль и качество путеводителя, понимание жанровых особенностей данного текста.

Выполненное задание оценивается членами жюри в соответствии с критериями и методикой оценки, разработанной Центральной предметно-методической комиссией и содержащейся в настоящих рекомендациях.

Оценка выставляется в баллах . Итоговые результаты объявляются после окончания олимпиады.

Работы пишутся только в прозаической форме (если в задании специально не оговаривается иное). Если участник использовал черновик, он сдает его вместе с работой. Члены жюри оценивают записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются. Если задание выполнено не полностью, то члены жюри обращаются к черновику работы. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу участника.

Объем работ не регламентируется, но должен соответствовать поставленной задаче.

Работа должна быть независимо проверена и подписана не менее чем двумя членами жюри. В случае существенного расхождения их баллов председателем жюри назначается третий проверяющий. Его оценка и решает спорный вопрос с распределением баллов.

Участники, набравшие менее половины максимального возможного балла, не могут становиться участниками следующего этапа.

Лучшие работы учащихся хранятся в архиве в архиве отделов муниципального образования не менее трех лет.

Критерии оценивания работ зависят от класса и характера задания.
Задания для 5-6 класса

Ученики 5-6 класса не выходят на дальнейшие этапы олимпиады, поэтому нет смысла давать им те же задания, что и для старшеклассников. Задания для пяти шестиклассников посильны, занимательны, интересны, они должны формировать у ребят желание заниматься литературой – и в то же время, опираясь на полученные в школе знания, исподволь готовить их к настоящим олимпиадным испытаниям.
С учетом этого ученикам 5-6 класса предлагаются два задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа

Время выполнения – не более двух астрономических часов. Максимальный общий балл за оба задания – 50.
Выполнение такого рода творческих заданий поможет ученикам 5-6 классов готовиться к решению тех нестандартных филологических задач, которые будут предлагаться им на различных турах Олимпиады в старших классах.

Предполагается, что в олимпиаде по литературе участвуют школьники, читающие много и с удовольствием, причем качественную литературу. При отборе информации для выполнения этого задания ученик должен будет не только продемонстрировать свой читательский диапазон, но и показать своё умение давать характеристику литературным героям, производя сопоставительный анализ, видеть в них общность и различие, замечать связь образа героя с условиями и обстоятельствами его жизни, в том числе – места его проживания, его дома, обстановки, интерьера. Кроме того, данное задание позволяет проверить речевые навыки школьников, умение создавать информативный текст в занимательной творческой форме.

Задания для 7-8 класса
Ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя первое задание, ученики создают текст ответа , опираясь на предложенные вопросы.

Время выполнения – не более трех астрономических часов .

Максимальный общий балл за задания – 50 .

Критерии оценивания :


  1. Понимание задачи. Умение создавать тексты определенной жанровой и стилистической направленности. (5 баллов: 0-2-4-5).

  2. Способность занимательно представить литературные произведения с учетом обстоятельств знакомства с ними, предложить свои размышления о прочитанном. (10 баллов: 2-5-8-10)

  3. Оригинальность сочинения. Богатство творческого воображения. (5 баллов: 0-2-4-5)

  4. Разнообразие и грамотность речи. (5 баллов: 0-2-4-5)
Итог: максимальный балл 25.
9 – 11 класс

Школьный этап олимпиады для учащихся 9-11 классов состоит из аналитического задания (анализ художественного произведения (прозаического или поэтического с опорой на предложенные вопросы; время выполнения 3,5-4 часа, максимальный балл -70 ) и творческого задания (время выполнения 1-1,5 часа, максимальный балл -30 ). Максимальный балл за всю работу -100 баллов.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

В определении методов и приемов анализа, порядка изложения своих мыслей ученик может опираться на предложенные в задании вспомогательные вопросы (что не отменяет создания цельного, связного, объединённого общим замыслом аналитического текста). Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того , чтобы уточнить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулезное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста. Рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени “работают” на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально заметим: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель анализа предложенного произведения состоит не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

Критерии оценки аналитического задания

Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии.

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе : первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы .

При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.

Критерии:

1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30

2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок, уместность использования фонового материала из области культуры и литературы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических ошибок).

Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трёх ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5

Итого: максимальный балл – 70 баллов

N.B. Вопросы, предложенные школьникам, не обязательны для прямого ответа; их назначение лишь в том, чтобы направить внимание на существенные особенности проблематики и поэтики текста. Если ученик выбрал собственный путь анализа – он имел на это право, и оценивать надо работу в целом, а не наличие в ней ответов на опорные вопросы.

Творческое задание

Второй тур олимпиады – творческий. Он должен выявить творческие способности школьника, умение создавать разные по жанру и стилю тексты, готовность решать нестандартные (с точки зрения школьного обучения) филологические задачи, выступать в роли редактора, журналиста, писателя, рецензента, популярного блогера, комментатора, учёного и в других ролях, требующих филологической подготовки, широкого литературного и культурного кругозора, языкового чутья и художественного вкуса.
6. Подведение итогов.

Определение победителей и призеров школьного этапа Олимпиады осуществляется на основе «Порядка проведения Всероссийской олимпиаде школьников», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1252.

После проверки работ проводится их анализ и показ, а также рассматриваются апелляции участников. Решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит.

Участники школьного этапа Олимпиады, набравшие наибольшее количество баллов, признаются победителями школьного этапа Олимпиады при условии, что количество набранных ими баллов превышает половину максимально возможных баллов.

Количество победителей и призеров школьного этапа Олимпиады определяется, исходя из квоты победителей и призеров, установленной организатором муниципального этапа Олимпиады.

Призерами школьного этапа Олимпиады в пределах установленной квоты победителей и призеров признаются все участники школьного этапа Олимпиады, следующие в итоговой таблице за победителями.

Array ( => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/3380/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_03.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3250/10.JPG => Перед открытием => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3030/IMG_0984.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1690/1.4.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3320/DSC03137.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК)) => Array ( => /files/m_foto_vos/2090/image.jpeg => Заселение участников в гостиницу => Технология) => Array ( => /files/m_foto_vos/1701/IMG_4074.JPG => Загружено участником => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3271/-eFx4X_nB-w.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1771/DSCN9991.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2221/DSC_7893.jpg => Торжественное открытие. Фото организаторов => Экология)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1710/IMG_4616.JPG => Пробный тур => Информатика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3270/bHq6Hj42oVc.jpg => Открытие олимпиады. Фото пресс-службы ТвГУ => География) => Array ( => /files/m_foto_vos/1770/DSCN9989.jpg => Дорога в Смоленск => Английский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2220/IMG_9576.jpg => Расселение участников. Фото организаторов => Экология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3010/IMG_6037.jpg => День первого теоретического тура. Фото организаторов => Право) => Array ( => /files/m_foto_vos/2310/IMG_6046.jpg => Письменный тур => Китайский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/2251/IMG_8151.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1251/1-1.jpg => Открытие олимпиады. Участники от принимающего региона - команда Мордовии => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3071/fWbhe8SBjJo.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1371/image_1P_kopiya_2.jpg => Концертный зал СмолГУ => История)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/2260/IMG_8312.JPG => Открытие => Физика) => Array ( => /files/m_foto_vos/1260/Теоретический_тур_-_11_класс22222.jpg => Теоретический тур - 11 классы => Астрономия) => Array ( => /files/m_foto_vos/3070/0if1ixmGipU.jpg => Торжественное открытие. Фото Кристины Масальцевой => Немецкий язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1370/image.jpg => Митинг в Сквере Памяти Героев => История) => Array ( => /files/m_foto_vos/2380/IMG_4410.JPG => Фото организаторов => ОБЖ) => Array ( => /files/m_foto_vos/2300/IMG_6023.jpg => Письменный тур => Испанский, итальянский, китайский) => Array ( => /files/m_foto_vos/1571/IMG_3948.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1641/IMG_0601.jpg => (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1451/DSC_3046-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3511/image-24-04-16-08-35-2_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание)) => Array ( => Array ( => /files/m_foto_vos/1570/IMG_3954.JPG => Открытие олимпиады. Фото Татьяны Куликовой => Химия) => Array ( => /files/m_foto_vos/1640/IMG_0599_(10).jpg => Открытие олимпиады (фото Д. Сергиенко) => Литература) => Array ( => /files/m_foto_vos/1450/DSC_3036-2.JPG => Торжественное открытие олимпиады. Фото организаторов => Французский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/3510/image-24-04-16-08-35-1_result.jpeg => Открытие олимпиады => Обществознание) => Array ( => /files/m_foto_vos/2080/5.jpg => Церемония открытия => Физкультура) => Array ( => /files/m_foto_vos/3381/2016-04-21_Olimpiada_Den_1_06.jpg => Приезд участников. Фото организаторов => Математика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3241/5.JPG => Вынос флагов => Биология) => Array ( => /files/m_foto_vos/3031/IMG_0983.jpg => Перед дорогой в Курск. Фото Д. Сергиенко => Русский язык) => Array ( => /files/m_foto_vos/1691/1.1.jpg => Первый тур. Фото организаторов => Экономика) => Array ( => /files/m_foto_vos/3321/DSC03135.JPG => На олимпиаду. Загружено участником => Искусство (МХК))))

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 уч. г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы, критерии оценивания 1. ...»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Задания, ответы, критерии оценивания

1. ЗАСЕЛЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА

Перед Вами фрагмент художественного произведения, описывающий некое

пространство. Представьте себе человека (людей), живущего (живущих) в этой

комнате. Напишите очерк о них. Дайте героям имена, опишите их внешность и характер. Опирайтесь на художественные детали в предложенном фрагменте.

Это была большая комната, но чрезвычайно низкая …. На противоположной стороне, в стене справа, была ещё другая дверь, всегда запертая наглухо. … Комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву [здесь – в значении «канал»], перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле неё, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью; около стола два плетёных стула. Затем, у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот всё, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой.



(Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание») От школьников не требуется узнавать данные фрагменты и восстанавливать имена героев. Важно, чтобы они могли описать возможных персонажей, которые могут населять это пространство, через детали интерьера или пейзажа создать образ человека.

Критерии оценивания Баллы Соответствие текста художественному фрагменту: имена, внешность, 0 – 12 характер героев не противоречат описанию места баллов Описание внешности и характера героев следует из подмеченных 0 – 8 в художественном тексте деталей баллов Логичность и связность; единство стиля 0–5 баллов Грамотность (наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфогра- 0 – 5 фических, пунктуационных ошибок) (в пределах изученного по баллов русскому языку материала) © ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 1 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по литера

–  –  –

2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Вариант 1. Прозаический текст.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910)

СИЛА ДЕТСТВА

– Убить!.. Застрелить!.. Сейчас застрелить мерзавца!.. Убить!.. Горло перерезать убийце!.. Убить, убить! – кричали мужские, женские голоса толпы.

Огромная толпа народа вела по улице связанного человека. Человек этот, высокий, прямой, шёл твёрдым шагом, высоко поднимая голову. На красивом, мужественном лице его было выражение презрения и злобы к окружающим его людям.

Это был один из тех людей, которые в войне народа против власти воюют на стороне власти. Его схватили теперь и вели на казнь.

«Что же делать! Не всегда сила на нашей стороне. Что же делать? Теперь их власть. Умереть так умереть, видно, так надо», – думал этот человек и, пожимая плечами, холодно улыбнулся на крики, которые продолжались в толпе.

– Это городовой, он ещё утром стрелял по нас! – кричали в толпе.

– Нечего оттягивать! Сейчас тут и застрелить негодяя, куда ещё водить его? – кричали люди.

Пленный хмурился и только выше поднимал голову. Он, казалось, ненавидел толпу ещё более, чем толпа ненавидела его.

– Перебить всех! Шпионов! Царей! Попов! И этих мерзавцев! Убить, убить сейчас! – взвизгивали женские голоса.

Но руководители толпы решили довести его до площади и там разделаться с ним.

До площади уже было недалеко, когда в минуту затишья в задних рядах толпы послышался плачущий детский голосок.

– Батя! Батя! – всхлипывая, кричал шестилетний мальчик, втискиваясь в толпу, чтобы добраться до пленного. – Батя! Что они с тобой делают? Постой, постой, возьми меня, возьми!..

Крики остановились в той стороне толпы, с которой шёл ребёнок, и толпа, расступаясь перед ним, как перед силой, пропускала ребёнка всё ближе и ближе к отцу.

– А какой миленький! – сказала одна женщина.

– Тебе кого? – сказала другая, нагибаясь к мальчику.

– Батю! Пустите меня к бате! – пищал мальчик.

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 2 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Муниципальный этап. 9 класс

– Тебе сколько лет, мальчик?

– Что вы с батей хотите делать? – отвечал мальчик.

– Иди домой, мальчик, иди к матери, – сказал мальчику один из мужчин.

– У него нет матери! – крикнул он на слова того, кто отсылал ребёнка к матери.

Всё ближе и ближе протискиваясь в толпе, мальчик добрался до отца и полез к нему на руки.

В толпе кричали всё то же: «Убить! Повесить! Застрелить мерзавца!»

– Зачем ты из дома ушёл? – сказал отец мальчику.

– Что они с тобой хотят делать? – говорил мальчик.

– Ты вот что сделай, – сказал отец.

– Знаешь Катюшу?

– Соседку? Как не знать.

– Так вот, пойди к ней и там побудь. А я... я приду.

– Без тебя не пойду, – сказал мальчик и заплакал.

– Отчего не пойдёшь?

– Они прибьют тебя.

– Нет же, они ничего, они так.

И пленный спустил с рук мальчика и подошёл к тому человеку, который распоряжался в толпе.

– Послушайте, – сказал он, – убивайте меня, как и где хотите, но только не при нём, – он показал на мальчика. – Развяжите меня на две минуты и держите за руку, а я скажу ему, что мы с вами гуляем, что вы мне приятель, и он уйдёт.

А тогда... тогда убивайте, как хотите.

Руководитель согласился.

Тогда пленный взял опять мальчика на руки и сказал:

– Будь умник, пойди к Кате.

– А ты что же?

– А ты видишь, я гуляю вот с этим приятелем, мы пройдём ещё немного, а ты иди, а я приду. Иди же, будь умник.

Мальчик уставился на отца, нагнул головку на одну сторону, потом на другую и задумался.

– Иди, милый, я приду.

– Придёшь?

И ребёнок послушался. Одна женщина вывела его из толпы.

Когда ребёнок скрылся, пленный сказал:

– Теперь я готов, убивайте меня.

И тут случилось что-то совсем непонятное, неожиданное.

Какой-то один и тот же дух проснулся во всех этих на минуту жестоких, безжалостных, ненавидящих людях, и одна женщина сказала:

© ГАОУ ДПО ЦПМ. Публикация в Интернете или печатных изданиях без 3 письменного согласия ГАОУ ДПО ЦПМ запрещена.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.

Муниципальный этап. 9 класс

– А знаете что. Пустить бы его.

– И то, Бог с ним, – сказал ещё кто-то. – Отпустить.

– Отпустить, отпустить! – загремела толпа.

И гордый, безжалостный человек, за минуту ненавидевший толпу, зарыдал, закрыл лицо руками и, как виноватый, выбежал из толпы, и никто не остановил его.

(1908) Вариант 2. Стихотворный текст.

Михаил Валентинович Кульчицкий (1919–1943) ДОЖДЬ Дождь. И вертикальными столбами дно земли таранила вода.

И казалось, сдвинутся над нами синие колонны навсегда.

Мы на дне глухого океана.

Даже если б не было дождя, проплывают птицы сквозь туманы, плавниками чёрными водя.

И земля лежит, как Атлантида, скрытая морской травой лесов, и внутри кургана скифский идол может испугать чутливых псов.

И моё дыханье белой чашей, пузырьками взвилося туда, где висит и видит землю нашу не открытая ещё звезда, чтобы вынырнуть к поверхности, где мчится к нам, на дно, забрасывая свет, заставляя сердце в ритм с ней биться, древняя флотилия планет.

–  –  –

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Критерии оценивания Баллы К1 Наличие/отсутствие ошибок в понимании текста; последо- 15 вательное и адекватное раскрытие смысла текста в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15 К2 Композиционная стройность работы, её общая логика и стилисти- 10 ческая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10 К3 Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и 5 умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 К4 Наличие/отсутствие фактических ошибок, уместность исполь- 5 зования фонового материала из области культуры и литературы.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 К5 Общая грамотность (наличие/отсутствие речевых, граммати- 5 ческих, орфографических и пунктуационных ошибок).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5 Максимальный балл 40 Максимальное количество баллов за все выполненные задания – 70.

Похожие работы:

«Приложение №1 к вопросу №1 повестки дня Годового общего собрания акционеров ОАО "Ростелеком" по итогам 2011 года УТВЕРЖДЕНО Годовым Общим собранием акционеров ОАО "Ростелеком" "14" июня 2012 года Протокол №1 от " " июня 2012 года ГОДОВОЙ ОТ...»

«Государственное издamельcmво художесmвенной лиmератуы СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ в восьми томах Под общей редакцией Е. А. ГУНСТА, В. А. ДЫННИК, Б. Г. РЕИЗОВА Государственное издательство ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва 1958 ТОМ ВТОРОЙ ВАЛТАСАР ТАИС Х...»

«Номинация "Интерпретация классического произведения" Константин Ермихин ЛЕГЕНДА О СТАЛКЕРЕ Сценическая версия романа Аркадия и Бориса Стругацких "Пикник на обочине" (избранные сцены хроники конца света) Санкт-Петербург январь 2015г.ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Рэдрик Шухарт (Рыжий) -Сильный человек, озлобленный нелёгкой жизнью. О...»

«alisnad.com Абу Мухаммад Аль-Макдиси: Ответы на вопросы из Турции Меня посетил один из наших братьев-турок, рассказал мне о положении исламской молодежи в Турции и передал мне следующее послание: "Хвала Аллаху Господу миров, благословение...»

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 учебный год

9-11 классы


«olimp_9-11»

ВСЕРОССИЙСКАЯ олимпиада школьников по литературе

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

2016-2017 учебный год

9–11 классы

Максимальное время выполнения заданий: 300 мин.

Максимальное количество набранных баллов: 100.

Пользоваться можно : бумага, ручка.

Аналитическое задание (на выбор: анализ либо прозаического, либо поэтического текста ).

1. Выполните целостный анализ рассказа Ю.В. Трифонова (1925–1981), входящего в цикл «Опрокинутый дом» (1980). Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы/поэтики: название, композиция, темы времени и памяти.

Ю.В. Трифонов.

Кошки или зайцы?

Я приехал в город через восемнадцать лет после того, как был здесь впервые. Тогда мне было тридцать пять, я бегал, прыгал, играл в теннис, страстно курил, мог работать ночами, теперь мне пятьдесят три, я не бегаю, не прыгаю, не играю в теннис, не курю и не могу работать ночами. Тогда приехал в Рим в толпе туристов, теперь я здесь один. Тогда вокруг были друзья, теперь окружают малознакомые итальянцы, которые заняты своими делами, и я их понимаю. Между прочим, они довольно необязательные, часто опаздывают на полчаса, а то и на час. Я жду в вестибюле гостиницы. Они милые люди. Я привык к их опозданиям. Они не могут переделать себя. Здесь, в Риме, перемешаны тысячелетия, перепутаны времена, и точное время трудно определить. Оно здесь не нужно. Ведь это Вечный город , а для вечности опоздание не имеет значения. Вы живете в доме XIX века, спускаетесь по лестнице XVII , выходите на улицу XV и садитесь в автомобиль XXI века. Я изучил все иллюстрированные журналы, что валяются на круглом столике в вестибюле гостиницы «Сан-Рафаэль», фасад которой затоплен желтовато-серым, шуршащим на ветру водопадом дикого винограда, а может быть, плюща. Во всяком случае, тут заросли какой-то исчахшей от жаркого лета ползучей зелени.

Так вот: тогда я был нищ, скуп, по городу ходил пешком, жалея тратить лиры на автобус, вечерами валился с ног от усталости, утром вскакивал бодрый, как пионер, на витрины книжных магазинов смотрел со жгучей тоской; теперь могу купить любую книгу, ходить пешком мне скучно и утомительно; кроме того, я всегда куда-то спешу и езжу на такси. Тогда я жил в бывшем публичном доме «Каиро», обитательниц которого на время Олимпиады выселили и в узких комнатах поселили нас, туристов, неподалеку от вокзала, рядом с рынком и кинотеатром «Люкс», на пятый этаж мы поднимались пешком; теперь живу в «Сан-Рафаэле», рядом с площадью Навона, и это совсем непохоже на пансионат «Каиро». Тогда меня все ошеломляло, я все хотел запомнить, мучился желанием написать что-нибудь лирическое обо всем этом, а теперь ничто не ошеломляет и не слишком хочется писать. Тут много причин. Не стану о них распространяться. Скажу лишь: жизнь – постепенная пропажа ошеломительного.

В воскресенье пришел один из малознакомых итальянцев, опоздав на сорок минут, милый человек по имени Джани, и предложил поехать куда-нибудь за город. Например, в Дженцано. Я засмеялся: Дженцано был единственный город в окрестностях Рима, где я побывал восемнадцать лет назад! Хорошо его помню. Я же написал рассказ о Дженцано. Нельзя ли в другое место? Но Джани мялся, явно не желая ехать в другое место, и вскоре объяснилось: он жил в Дженцано и ему надо было по хозяйственным делам непременно заехать домой. Мы поехали. По дороге я вспоминал: маленький город, который живет производством цветов. Там бывают карнавалы и фейерверки. Тогда в компании полупьяных и ошеломленных друзей я сидел в траттории Пистаментуччиа, пил кьянти, ел жареную зайчатину (то была особая охотничья траттория, и все убранство внутри эту особенность подчеркивало: рога оленей, чучела, оружие на стенах), пел песни, раскачиваясь на лавке и обнимаясь с соседями; потом хозяин подарил нам фотографии своей траттории с шеренгою официантов и поваров в колпаках перед входом, сам усатый господин Пистаментуччиа в середине шеренги, потом мы сидели за столиками на площади, душно, одуряющее пахло цветами и порохом, соревновались пиротехники, в небе что-то крутилось и сверкало, потом к нам подвели человека по имени Руссо, который провел два года в нашем плену, у него была глянцевитая голова, он изображал рукою, будто пилит дрова, и говорил: «Ошень карашо!». Обо всем этом я когда-то написал. В том стиле лирической прозы, который был моден в шестидесятые годы. Рассказ назывался «Воспоминание о Дженцано». И это было действительно самое дорогое и лучшее мое воспоминание о той поездке. Была какая-то свобода, молодость, распахнутость, всечеловечность и хмель, хмель! Я не мог бы внятно объяснить, что значила для меня ночная площадь в Дженцано. И охотничья траттория Пистаментуччиа. Но все это осталось во мне как музыка тех лет со всеми их радостями, надеждами, предвкушениями. А теперь палил зноем воскресный пустой Рим, желтел на камнях полувысохший Тибр, Джани ехал по своим делам домой, а я зачем-то увязался с ним, понимая, что напрасно, повторения быть не может. Музыка отзвучала. Двое из тех, с кем я был тогда в Дженцано, умерли, двое других ушли от меня далеко.

Городишко не изменился за восемнадцать лет. Это был тоже маленький вечный город. В ресторане на веранде, где воздух дрожал от жары, где лежала тень от платанов, вокруг столиков бегали во множестве дети, на каменных плитах, забившись в угол, где попрохладнее, дремали жалкие собачонки вроде тех, которых любил рисовать Карпаччио, незаметно всовывая их в свои громадные загадочные полотна, я спросил у Джани. Существует ли та траттория Пистаментуччиа. Не знаю, зачем спросил. По-настоящему она меня не интересовала. Она годилась только как воспоминание. Я не собирался ее искать. Джани ответил: траттория существует, но теперь там другой хозяин. У прежнего хозяина два года назад случились большие неприятности. У него был процесс. Его обвинили в том, что вместо жареных зайцев он давал гостям жареных кошек.

Я едва не крикнул: «Они были вкусные! Я помню!» Еще мне хотелось крикнуть: «А как же рассказ “Воспоминание в Дженцано”? Значит, неправда? Значит, не теплые сумерки, не море цветов, не песни враскачку с соседям, трудовыми людьми Италии, с их мужественными, обожженными солнцем лицами, не чудесное кьянти, не охотничий запах зайчатины, а – жареные кошки?» И сразу пришла другая мысль: «Вот так надо кончать рассказ! Надо его дописать !» но я не крикнул ни того, ни другого, ни третьего. Я молчал, подавленный. Потому что всею кожей и задохнувшимся сердцем вдруг почуял разницу между нами: мною тем и сегодняшним. Дописывать ничего не надо . Нельзя править то, что не подлежит правке, что недоступно прикосновению – то, что течет сквозь нас. Разумеется, мало радости узнать, что когда-то тебя изумлявшее и делавшее счастливым оказалось фальшивкой и ерундой. Боже мой, но ведь ощущение счастья было! И навсегда остались пение, шум в голове, петарды, Руссо. Правда, я не почувствовал за всей красотой жареных кошек. Я не прозрел истину. Несчастные жареные кошки есть повсюду. И писатель не имеет права делать вид, что их нет, он обязан их обнаруживать, как бы глубоко и хитро они ни скрывались. Все так, но мне было тогда тридцать пять, я бегал, прыгал, играл в теннис, страстно курил, мог работать ночами.

Я спросил у Джани: что стало с синьором Пистаментуччиа?

– Его оправдали, – сказал Джани. – Но он не захотел жить в Дженцано и продал тратторию. Теперь она называется «Настоящие зайцы».

Выполните целостный анализ стихотворения Н.М. Рубцова (1936–1971) «Журавли». Обратите внимание на следующие компоненты его содержания и формы/поэтики: смысл центрального образа-символа, своеобразие воплощения образа лирического героя, эмоциональная доминанта стихотворения, особенности стихотворного размера.

Н.М. Рубцов.

Меж болотных стволов красовался восток

огнеликий…
Вот наступит октябрь – и покажутся вдруг

журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц.

Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Вот летят, вот летят… Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа
Оттого, что – молчи! – так никто уж не

выразит их…

Творческое задание

Напишите эссе на тему «Иностранец в русской литературе» (не менее 200 слов), используя известные Вам соответствующие образы в отечественной литературе любого периода.

Просмотр содержимого документа
«otvet_9-11»

Всероссийская олимпиада школьников по литературе муниципальный тап 2016-2017 учебный год 9–11 классы критерии оценивания
1 или 2 задание (анализ текста) Критерии оценки аналитического задания распространяются как на работы, в которых анализируется прозаическое произведение, так и на работы, посвященные анализу поэзии. С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырехбалльной системе: первая оценка - условная «двойка», вторая - условная «тройка», третья - условная «четверка», четвертая - условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условными «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе. Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчеркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четверка с минусом». В системе оценок по критерию «четверке» соответствует 20 баллов, «тройке» - 15 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок - «зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов. Оценок за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр - оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.
Обязательно оцениваются:
1. Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М.Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту. Максимально 25 баллов. Шкала оценок: 10-15-20-25 2. Композиционная стройность работы и её стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту. Максимально 20 баллов. Шкала оценок: 5-10-15-20 3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы. 4. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие языковых, речевых, грамматических шибок).
Примечание 1 : сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчетом ошибок не предусматривается. Примечание 2 : при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 1-2-3-4-5

Дополнительно оценивается:
5. Наличие оригинальных и вместе с тем обоснованных наблюдений, формулировок, параллелей, возможно, не очевидных для проверяющего.

Примечание 1 : в случае отсутствия в работе оригинальных наблюдений по этому критерию балл не выставляется. Критерий назван «дополнительным» потому, что оценивает такой аспект работы, наличие которого нельзя вменить в обязанность, но который тем не менее часто в работах присутствует и требует оснований для поощрения.
Примечание 2 : при выставлении баллов по этому критерию желательна мини-рецензия проверяющего или такая система обозначений/подчеркиваний в тексте, которая позволила бы ученику при просмотре работы сразу увидеть те оригинальные наблюдения, которые принесли ему баллы. Эти наблюдения будет удобно выбрать из работ и опубликовать.
Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 2-5-8-10
Итого: максимальный балл - 70.
2 задание (30 баллов)
- знание литературного и общекультурного материала (от 0 до 5 баллов); - глубина и аргументированность рассуждений, умений определять роль писателя в национальном литературном процессе; - композиционная цельность работы, соответствует жанру (от 0 до 5 баллов); - речевая грамотность (от 0 до 5 баллов); - оригинальность, нестереотипность, образность мышления (от 0 до 5 баллов).
Общее количество баллов - 100.

Просмотр содержимого документа
«trebjvanya_7-11 literatura»

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

7 – 11 классы

2016-2017 учебный год

1. Принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий.

Задания для 7-8 классов

Ученики 7-8 классов на муниципальном этапе завершают участие в олимпиаде. Задания для них должны строиться с учётом школьного этапа и базироваться на тех же принципах посильности, занимательности и ориентированности на подготовку к настоящим олимпиадным испытаниям в дальнейшем. С учётом этого ученикам 7-8 классов предлагаются два письменных задания творческого характера. Выполняя каждое задание, ученики создают текст ответа , опираясь на предложенные вопросы.

Время выполнения – не более трёх астрономических часов .

Максимальный общий балл за оба задания – 50 .

Задания для 9-11 класса

Муниципальный этап проводится в один тур, состоит из аналитического задания время выполнения 3,5 астрономических часа, максимальный балл – 70 и творческого задания (время выполнения – 1,5 астрономических часа, максимальный балл – 30)

Внутри общего времени (5 астрономических часов) ученик распределяет количество времени для работы над аналитическим и творческим заданием сам. Максимальный общий балл за работу – 100 баллов (аналитическое задание – 70 баллов, творческое задание – 30 баллов).

Аналитическое задание

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического ИЛИ поэтического. Выбор типа текста – право ученика.

Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

Ученик сам определяет методы и приёмы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулёзное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени «работают» на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.

2. Материально-техническое обеспечение для выполнения олимпиадных заданий.

При проведении муниципального этапа олимпиады выделяются несколько аудиторий для каждой параллели классов, количество парт должно соответствовать количеству участников. Для работы жюри необходима отдельная аудитория, количество столов должно соответствовать количеству членов жюри.

В аудиториях для учащихся должна присутствовать учебная доска, мел/маркеры, рабочие места для учителей-наблюдателей.

Наличие в аудитории дополнительного материала (текстов художественной литературы, словарей разных видов, учебно-методической литературы, средств мобильной связи, компьютера и т.д.) исключается. В случае нарушения этих условий учащийся исключается из состава участников олимпиады.

3 . Перечень справочных материалов, средств связи и электронно-вычислительной техники, разрешенных к использованию во время проведения олимпиады.

Нормативные документы

Проведение олимпиады регулируется «Порядком проведения всероссийской олимпиады школьников», утверждённым приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2013 г.№1252. Организаторам олимпиады любого уровня нужно ориентироваться на положения «Порядка…».

Кроме того, при разработке олимпиады можно ориентироваться на Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. №1089) и на Примерные программы по литературе, вводимые в школу. При этом стоит помнить, что тексты для олимпиадных заданий могут выходить за рамки школьной программы (в этом, в частности, её отличие от ЕГЭ).

Список литературы для школьников и педагогов

1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., 1988.

2. Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., 1985.

3. Белокурова С. П . Словарь литературоведческих терминов. СПб., 2006.

4. Гуковский Г.А . Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, 2000.

5. Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа. http://www.durov.com/literature2/gasparov-97b.htm

6. Корман Б. О . Изучение текста художественного произведения. М., 1972.

7. Кожинов В.В . Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., 1970.

8. Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В.И. Новиков, Е.А. Шкловский. М., 2001.

9. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., 1996.

10. Лихачев Д. С . Внутренний мир литературного произведения http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext/0398_Vnutrennij_mir_1968.pdf

11. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г. М. Фридлендер. Л., 1973.

12. Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М.Марковича и В. Шмида. СПб., 1993.

13. Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., 2007. С. 21 – 40.

14. Эткинд Е.Г . Разговор о стихах. М., 1970.

Интернет-ресурсы

1. http: // lit. rusolymp.ru – Информационный портал всероссийской олимпиады.

2. http://lit.1september.ru – Журнал «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы».

3. www.slovesnik.org – cайт Гильдии словесников.

4. http://www.feb-web.ru – Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (здесь даны ссылки на персональные сайты писателей и на другие полезные сетевые ресурсы).

4. Критерии и методики оценивания олимпиадных заданий.

Для 7-8 классов (творческое задание)

Выполнение данного задания поможет ученикам подготовиться к целостному анализу поэтического текста, навыками которого они ещё не владеют, в старших классах. Предложенные вопросы должны помочь сконцентрироваться на особой функции слова в лирическом произведении и показать понимание специфики лирики в целом. При проверке работы необходимо также оценивать читательский кругозор и эрудицию ученика, филологическую зоркость, точность и глубину наблюдений, богатство словаря.

Рекомендуется распределять баллы в соответствии с предложенными вопросами: от 0 до 5 баллов по каждой позиции (всего до 20 баллов). 5 баллов оставить для оценивания богатства речи и филологической культуры ученика.

Максимальный балл – 25

Примечание

В связи с тем, что восьмиклассники через год будут выполнять аналитическое задание, можно включать в задания муниципального этапа целостный анализ текста по вопросам.

Для 9-11 классов

Выполнение данного задания поможет ученику подготовиться к целостному анализу поэтического текста в старших классах. Поскольку ученики 8-го класса, участвуя в олимпиаде, ещё не в полной мере владеют навыками целостного анализа текста, целесообразно предложить задание, которое поможет им сконцентрироваться при ответе на конкретные вопросы, но при этом показать понимание специфики лирического текста в целом. При проверке работы, безусловно, необходимо оценить и читательский кругозор, и эрудицию ученика, и богатство словаря, и разнообразие использованных синтаксических конструкций.

При оценивании работы рекомендуем распределить баллы в соответствии с предложенными вопросами: до 5 баллов по каждой позиции (итого 20 баллов); 5 баллов оставить для оценивания богатства речи учащегося и оригинальности его работы.

Максимальный балл 25

5. Процедура регистрации участников олимпиады.

Все участники олимпиады проходят в обязательном порядке процедуру регистрации, для подтверждения правомочности участия в олимпиаде.

Перечень документов необходимых для регистрации:

      копия приказа о направлении обучающегося на муниципальный этап;

      справка, выданная образовательным учреждением;

      паспорт или свидетельство о рождении;

      медицинский полис (оригинал);

      медицинская справка с отметкой от врача о допуске к участию в олимпиаде;

      справка об эпидокружении.

6. Показ олимпиадных работ, рассмотрение апелляций участников олимпиады.

Жюри совместно с оргкомитетом олимпиады осуществляет показ работ
и рассматривает апелляции участников.

      апелляция проводится в случаях несогласия участника Олимпиады
      с результатами оценивания его олимпиадной работы;

      рассмотрение апелляции проводится в спокойной и доброжелательной обстановке;

      участнику олимпиады, подавшему апелляцию, предоставляется возможность убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с критериями
      и методикой, разработанными Центральной предметно-методической комиссией;

      апелляция участника олимпиады рассматривается строго в день объявления результатов выполнения олимпиадного задания;

      для проведения апелляции участник олимпиады подает письменное заявление;

      заявление на апелляцию принимается в течение 1 астрономического часа после окончания разбора заданий и показа работ на имя председателя Жюри

      При рассмотрении апелляции присутствует только участник олимпиады, подавший заявление, имеющий при себе документ, удостоверяющий личность.

      По результатам рассмотрения апелляции выносится одно из следующих решений:

    об отклонении апелляции и сохранении выставленных баллов;

    об удовлетворении апелляции и корректировке баллов.

      критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат;

      решения по апелляции принимаются простым большинством голосов.
      В случае равенства голосов председатель Жюри имеет право решающего голоса;

      решение по апелляции является окончательным и пересмотру не подлежит;

      проведение апелляции оформляется протоколами, которые подписываются членами Жюри и Оргкомитета;

      протоколы проведения апелляции передаются председателю Жюри
      для внесения соответствующих изменений в протокол и отчетную документацию;

      документами по проведению апелляции являются:

    письменные заявления об апелляциях участников олимпиады;

    журнал (листы) регистрации апелляций;

протоколы апелляции