Гравюра карамзин бедная лиза. Дополнительные материалы по повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза. Другие произведения Карамзина

«Карамзин Бедная Лиза» - Значение Симонова монастыря в повести «Бедная Лиза». Трудолюбивая. Первая встреча. «…Лиза! Какие образы, взятые из природы, характеризуют героев повести? Любила матушку. Эраст. Лиза. Самоотверженная. Нежная. Робкая. Легкомыслие Эраста. Измена Эраста. В чьи уста вкладывает автор рассуждения? Потеря смысла жизни.

«Бедная Лиза» - Эпитет. «Близ Симонова монастыря есть пруд, осененный деревьями. Н.М.Карамзин – журналист, писатель, историк. Образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. За 25 лет перед сим сочинил я там «Бедную Лизу» . Психологизм. А.Н. Радищев Н.М.Карамзин «Путешествие из «Бедная Лиза» Петербурга в Москву» (гл. «Едрово»).

«Иллюстрации к сказкам» - Иллюстрирование детских книжек.. Первый печатный букварь был издан Лаврентием Зизанием в Вильно в 1596г. Иллюстрация к «Cказке Царевна-лягушка». Какая первая иллюстрированная детская книга была выпущена в России? Художники стремились связать рисунок с плоскостью книжной страницы и шрифтами текста. Иллюстрация может быть цветной или черно-белой.

«Иллюстрации к книгам» - Аппликация. Выбрать вид иллюстрации. Полуполосная иллюстрация. Гравюра на дереве. Полуполосная ил. Фронтиспис Заставка Полосная Полуполосная Иллюстрация на разворот Иллюстрации на полях Концовки. Линогравюра. На полях. Иллюстрации-концовки помещают в конце частей, глав или всей книги. Рисунок. Ил. на разворот.

«Достоевский Бедные люди» - «Человек есть тайна. уроки литературы в 9 классе по роману Ф.М. Достоевского «Бедные люди». В.Н. Майков. Персонажи романа не выдерживают испытания счастьем. Раньше отцензуровать нельзя. Я взял назад рукопись, не зная, на что решиться. «Не понимают, как можно писать таким слогом. Проблемы поэтики Достоевского.

«Богатые и бедные страны» - Осмыслить и... действовать. Твой попугай не сдохнет; тебя не уволят с работы; тебя не постигнет неудача в течении 7 лет, а также ты не заболеешь. Общественность Ответственность Уважение законов и правил Уважение прав других людей Трудолюбие Стремление к сохранению и обустроенному будущему Воля на значимые начинания Пунктуальность.


В 1792 г. была опубликована сентиментальная повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза» , а спустя 35 лет художник Орест Кипренский написал одноименную картину на сюжет этого произведения. В его основу легла трагическая история юной крестьянской девушки, соблазненной дворянином и брошенной им, в результате чего она покончила с собой. Слова Карамзина «И крестьянки любить умеют» многие считали ключевой фразой, объясняющей замысел картины Кипренского. Однако у художника были и глубоко личные мотивы, заставившие его обратиться к этой теме.



Название «Бедная Лиза» действительно отсылает в первую очередь к повести Карамзина. К тому времени, когда был написан портрет – 1827 г. – интерес к этому произведению уже поутих, однако художник посчитал нужным напомнить публике о трагической судьбе девушки. Есть версия, что эта картина была данью памяти Карамзину, ушедшему из жизни в 1826 г. По сюжету повести, после смерти отца бедная крестьянка вынуждена трудиться не покладая рук, чтобы прокормить себя и мать. Весной она продавала ландыши в Москве и познакомилась там с молодым дворянином Эрастом. Между ними вспыхнули чувства, но вскоре юноша охладел к соблазненной им девушке и оставил ее. А позже она узнала, что он собирается жениться на пожилой богатой вдове, чтобы поправить свое состояние. В отчаянии Лиза утопилась в пруду.



Повесть Карамзина стала образцом русской сентиментальной литературы, а в начале XIX в. на смену сентиментализму пришел романтизм. Романтики провозгласили торжество чувства над разумом, духовного над материальным. В русской живописи того времени постепенно становится доминирующей тенденция выявлять в портретируемом не столько его социальный статус, сколько раскрывать психологическую глубину персонажа. Кипренский изобразил Лизу тоскующей, с красным цветком в руках – символом ее любви. Однако переживания девушки были близки и понятны художнику не только из-за способности сопереживания литературному персонажу, но и по личным причинам.



Точных данных о дате рождения и отце Кипренского не сохранилось. Биографы предполагают, что он был внебрачным сыном помещика Дьяконова и его крепостной Анны Гавриловой. Чтобы скрыть этот факт, после рождения сына помещик выдал девушку замуж за дворового человека Адама Швальбе и дал им вольную. От Швальбе художник принял отчество, он всю жизнь называл его своим отцом. А вот по поводу фамилии Кипренский существует несколько версий. Согласно одной из них, она происходит от названия местечка Копорье, близ которого на берегу Финского залива находилось поместье Дьяконова. По другой версии, своей фамилией Кипренский был обязан тем, что родился под «звездой любви» и назван в честь богини Киприды (Афродиты) – покровительницы влюбленных.



Один из первых биографов художника Н. Врангель писал: «Он всегда был мечтателем не только в искусстве, но и в жизни. Даже происхождение его – незаконного сына, – как в романе, предвещает жизнь, полную приключений». В биографии Кипренского действительно было немало загадок, и одной из первых стала тайна его рождения. Художник знал о бедственном положении своей матери, и поэтому историю бедной Лизы воспринимал как личную, как экстраполяцию истории своей семьи. Его положение в обществе и будущее было весьма неопределенным по милости отца, отдавшего дань Киприде.



По предположению исследователей творчества Кипренского, работая над портретом «Бедной Лизы», он думал о своей матери, судьба которой сложилась драматически из-за ее бесправного положения и социального неравенства с избранником. Мать Кипренского, так же, как и литературная героиня, стала жертвой законов крепостного времени. Поэтому художник хорошо понимал реальные причины, погубившие бедную Лизу. Иначе он и не мог изобразить крестьянку, чья любовь не имела будущего, так как с ее чувствами никто не считался.



Тайна рождения художника – не единственный загадочный эпизод его биографии:

Другие произведения Карамзина:

  • «Наталья, боярская дочь»,
  • «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода»,
  • Стихи.

Писатели-сентименталисты:

«Русская литература 18 века. Сентаментализм». М.: Дрофа, 2003.

Книга позволит ознакомиться с произведениями писателей-сентименталистов И. Хемницера, А. Радищева, Ю. Нелединского-Мелецкого, И. Дмитриева.

Экранизации:

«Бедная Лиза» (Реж. И. Гаранин, 1978 г.): чудный кукольный мультфильм на музыку А. Рыбникова.

Литература о «Бедной Лизе» :

1. «Бедная Лиза» / Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.

Экспериментальный учебник позволяет взглянуть на личность писателя в контексте эпохи, общественной жизни 18 века.

2. Вайль П., Генис А. Родная речь: уроки изящной словесности. М., 2008.

В остроумной книге о русской классике вы найдете главу «Наследство «Бедной Лизы». Карамзин» и узнаете о значении этого небольшого произведения для русской литературы.

3. Лотман Ю.М. Карамзин. М., 1996.

Юрий Лотман - известный литературовед, автор многочисленных работ по творчеству Пушкина, по истории литературы 19 века. Из книги вы узнаете не только о прозаическом и поэтическом творчестве автора «Бедной Лизы», но и о Карамзине - историке, создателе «Истории государства Российского».

4. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. М., 1983.

Книга рассказывает не только о Николае Михайловиче Карамзине, но и о времени, в котором он жил.

Иллюстративный материал:

1. Произведения Ф. Алексеева (русского художника, мастера городского пейзажа), которые помогут перенестись в Москву конца XVII- начала XIX века: http://bibliotekar.ru/k87-Alekseev/index.htm .

Литературные аналогии:

Эраст - герой повести «Бедная Лиза», стал первым в галерее героев русской литературы, которые упустили свою любовь. Некоторые черты карамзинского героя угадываются в следующих произведениях:

  1. Пушкин А.С. «Евгений Онегин» (в образе самого Евгения Онегина).
  2. Тургенев И.С. «Рудин» (в образе Рудина).
  3. Толстой Л.Н. «Воскресение» (в образе Нехлюдова).

Сюжет повести обыгран в следующих произведениях:

  1. Пушкин А.С. «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».
  2. Акунин Б. «Азазель».

О.Кипренский. Бедная Лиза.

Симонов монастырь.

Иллюстрации Г.Д Епифанова.

Лиза.

Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели - куда глаза глядят - по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу я новые приятные места или в старых новые красоты.

Но приятнее всего для меня место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря.

.

Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою, матерью своею.

…Лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве.

Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы - и закраснелась. "Ты продаешь их, девушка?" - спросил он с улыбкою. - "Продаю", - отвечала она.

Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным.

Вдруг Лиза услышала шум весел - взглянула на реку и увидела лодку, а в лодке - Эраста.

После сего Эраст и Лиза, боясь не сдержать своего слова, всякий вечер виделись...

Она бросилась в его объятия - и в сей час надлежало погибнуть непорочности!

Она пришла в себя - и свет показался ей уныл и печален.

На одной из больших улиц встретилась ей великолепная карета, и в сей карете увидела она - Эраста. "Ах!" - закричала Лиза и бросилась к нему...

..."Лиза! Обстоятельства переменились; я помолвил жениться; ты должна оставить меня в покое и для собственного своего спокойствия забыть меня. Я любил тебя и теперь люблю, то есть желаю тебе всякого добра"...

Она вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под сению древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями ее восторгов. Сие воспоминание потрясло ее душу; страшнейшее сердечное мучение изобразилось на лице ее.

Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привёл меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!

Мир блаженный, чадо неба,
К нам с оливою летит,
И венец светлее Феба
На главе его блестит.
Он в дыхании зефира
Ниспускается в наш край
И от горних стран эфира
В тьму низносит светлый рай.

Всё в Природе оживает;
Свет проник в густую тень:
Пышно роза расцветает,
Как весною в красный день;
Луг пушится, зеленеет,
Клас сребрится вдалеке,
Плод златый на древе зреет,
Бальзам веет в ветерке.

Птички снова прилетают
В наши рощи и леса;
Снова в песнях прославляют
Мир, свободу, небеса.
Агнец тигра не боится
И гуляет с ним в лугах;
Всё творение дружится,
На земле и на водах.

Карамзин Н.М. Песнь мира.

18 ноября 2016 г. в МБУК «Оловяннинская межпоселенческая центральная библиотека» открылся вернисаж «Иллюстрируем сказки Н.М. Карамзина» , посвященный важному событию года - празднованию 250-летия писателя, поэта, журналиста, переводчика и, конечно же, сказочника, - Н.М. Карамзина.

На мероприятии, для учащихся 3 класса МБОУ Оловяннинская СОШ №1 (учитель Людмила Демьяновна Дупик), обучающихся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества» (педагог дополнительного образования Надежда Викторовна Меркитанова), и гостей выставки, которыми стали учащиеся 6-7 классов МБОУ Оловяннинская СОШ №1 под руководством Валентины Александровны Филипповой, - звучали стихотворения Н.М. Карамзина «Весеннее чувство», «Песнь мира», «Осень», его замечательная сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла», проведена викторина по сказкам Николая Михайловича, а так же подведены итоги конкурса рисунков «Иллюстрируем сказки Н.М. Карамзина» среди учащихся 3-6 классов учреждений общего и дополнительного образования муниципального района «Оловяннинский район», который проводился с 1 октября по 18 ноября 2016 г. в рамках инновационного проекта по продвижению книги и чтения «И будет имя жить его в России вечно!», посвященного 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина. Данный инновационный проект по продвижению книги и чтения центральная библиотека реализует совместно с Оловяннинским историко-краеведческим музеем им. Я.К. Золотухина в ходе краевого конкурса «Учимся истории России по Карамзину» . Научный сотрудник историко-краеведческого музея Лидия Сергеевна Юровникова пояснила почему Н.М. Карамзин написал «Песнь мира». Итак, война с Наполеоном Бонапартом, это был 1812 год, Карамзин жил тогда в Москве, ему 46 лет, по тем временам, человек в 46 лет воевать не мог, хотя мечтал поступить в ополчение. Из-за возраста не был принят в ополчение. Губернатор Москвы граф Растопчин понимал, что великий писатель, историк не должен погибать. Его приняли и держали при штабе. В результате Бородинского сражения очень много людей погибло. Н.М. Карамзин видел эту страшную войну, и когда она закончилась замечательной победой русской армии, и когда в 1814 г. русская армия вступила в Париж, он, восхищенный этим событием, и написал «Песнь мира»



12 декабря 2016 г. исполняется 250 лет со дня рождения Н.М. Карамзина. Имя этого выдающегося писателя и историка, всемирно известно. В старших классах ребята неоднократно встретятся с творчеством Н.М. Карамзина, с удовольствием прочитают его произведения «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «История государства Российского». В творчестве Н.М. Карамзина нет такой книги, которая была бы недоступна или нежелательна для детского и юношеского чтения.

Белинский В.Г. считал, что в России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…

Н. М. Карамзин внёс огромный вклад в детскую литературу. Около 30 произведений, адресованных юным читателям, написал и перевёл знаменитый писатель. Именно Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире и, безусловно, сказки.



Оказывается великий классик тоже писал сказки! Добрые, мудрые сказки Николая Михайловича - «Прекрасная царевна и счастливый карла», «Илья Муромец», «Дремучий лес», малоизвестные среди детской аудитории, не издававшиеся отдельным изданием и не иллюстрировавшиеся, представляют несомненный интерес для прочтения и изучения. И очень приятно, что сегодня на выставке представлены яркие, неповторимые иллюстрации, выполненные участниками конкурса, они так точно передают сказочный колорит, что никого не оставили равнодушными: ни детей, ни нас, взрослых.

Чтобы создать такие красивые творческие работы, прежде всего, необходимо было прочитать сказки Н.М. Карамзина. Поэтому, мы спросили ребят: какие сказки вы прочитали? Какая из сказок вам больше всего понравилась? Почему?

Участники конкурса не только прочитали сказки, но и постарались передать полученные эмоции и переживания в своих работах. В течение полтора месяца ребята рисовали иллюстрации к трём сказкам Н.М. Карамзина: «Илья Муромец», «Дремучий лес», «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Всего на конкурс поступило 62 работы из следующих школ: МБОУ Оловяннинская СОШ №1, МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества», Золотореченское объединение «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества», МБОУ Ясногорская СОШ, МБОУ ДОД ДШИ, МБОУ Яснинская СОШ №2, МБОУ Бурулятуйская СОШ. По оценкам компетентного жюри, места распределились следующим образом:

в первой номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый Карла»:

I место - Александрова Анастасия (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

II место - Будникова Маргарита (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

III место - Пляскина Диана (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1);

во второй номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Дремучий лес»:

I место - Шивкова Ксения (МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Язева Анна (МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Санникова Ирина (учащаяся МБОУ ДОД ДШИ п.Ясногорск), Бородин Роман (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ), Гричунус Алёна (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Сикора Никита (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ);

II место - Ушакова Алёна (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»);

III место - Дубровин Станислав (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1);

в третьей номинации «Иллюстрируем сказку Н.М. Карамзина «Илья Муромец»:

I место - Лунченко Ксения (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Барковская Мария (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Каливина Ксения (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Самохвалова Марина (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Сикора Никита (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ);

II место - Кивешлигетий Дарья (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Кузнецова Олеся (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Пляскина Олеся (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Закиров Влад (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ), Климов Даниил (учащийся МБОУ Ясногорская СОШ); Путилина Нина (учащаяся МБОУ Ясногорская СОШ), Бурнашова Александра (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»);

III место - Тихонов Андрей (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1), Мамедова Ирина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»), Золотухина Алина (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»).

Все вышеназванные участники награждены Дипломами , остальным участникам конкурса вручены Сертификаты :

Вторушина Ирина (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Коленченко Надежда (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Лукоянова Татьяна (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Мовсисян Ася (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Рябов Богдан (учащийся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Фролова Диана (учащаяся МБОУ Оловяннинская СОШ №1),

Апасова Софья (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Дегтярева Ульяна (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Кургузова Дарья (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Петрова Карина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Селезнева Алина (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Шелковникова Ксения (обучающаяся МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Баранова Дарья (обучающаяся Золотореченского объединения «Волшебная кисточка» МБОУ ДОДВ «Оловяннинский районный Дом творчества»),

Букина Алина (

Веселкова Кристина (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Есипова Виктория (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Заточная Виталина (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Кузнецова Елизавета (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Кучина Яна (учащаяся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Чавгун Дмитрий (учащийся МБОУ Яснинская СОШ №2),

Ковальчук Андрей (учащийся МБОУ Бурулятуйская СОШ),

Панфилова Елизавета (учащаяся МБОУ Бурулятуйская СОШ),

Соболева Валерия (учащаяся МБОУ Бурулятуйская СОШ).

После награждения пригласили детей поближе подойти к выставке рисунков, внимательно посмотреть работы и поиграть в игру «Отгадай сказку», соотнося предложенные фрагменты авторского текста с рисунками. Отгадал сказку по описанию - молодец, а не отгадал - приходи в МБУК «ОМЦБ» за книгой и читай, с наслаждением погружаясь в сказочный мир, созданный классиком.

В заключение мероприятия ребята выбрали два лучших рисунка на приз зрительских симпатий: иллюстрация к сказке Н.М. Карамзина «Илья Муромец»Самохваловой Марины, учащейся МБОУ Ясногорская СОШ, и иллюстрация Кузнецовой Олеси, учащейся МБОУ Оловяннинская СОШ №1

1.