Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика. Раскольников и Свидригайлов: сравнительная характеристика героев

- 19.25 Кб

Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.

Раскольников и Свидригайлов - герои одного из лучших романов Достоевского “Преступление и наказание”. Этот роман отличается глубочайшим психологизмом и обилием резких контрастов.
На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Раскольников и Свидригайлов предстают перед читателями как “сильные” личности. И это действительно так. Только обладающие исключительной силой воли и невозмутимостью люди могут заставить себя переступить кровавую черту, сознательно пойти на преступление. Оба эти героя прекрасно понимают, что по сути своей они чрезвычайно близки. И недаром при первой же встрече Свидригайлов говорит Раскольникову: “Мы одного поля ягоды”. Впоследствии и Раскольников приходит к пониманию этого. За преступлением следует наказание. У обоих героев оно примерно одинаково. И Раскольников, и Свидригайлов испытывают сильнейшие муки совести, они раскаиваются в содеянном и пытаются исправить положение. И, казалось бы, встают на путь истинный. Но душевные терзания вскоре становятся невыносимыми. У Свидригайлова не выдерживают нервы, и он заканчивает жизнь самоубийством. Раскольников с ужасом понимает, что с ним может произойти то же самое, и в конце концов признается в содеянном.
В отличие от Раскольникова Свидригайлов имеет несколько двойственный характер. С одной стороны, кажется, что он обыкновенный, нормальный, трезвомыслящий человек, каким он и представляется Раскольникову, но эту сторону характера заглушает его вечное и неодолимое влечение к удовольствиям.
Раскольников же, по-моему, куда более твердый в своих намерениях человек. Он даже в чем-то похож на тургеневского Базарова, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
В представленных выше соображениях и заключаются, на мой взгляд, различия и сходства между

Раскольниковым и Свидригайловым, которых можно назвать двумя сторонами одной медали

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей. По-прежнему царит равнодушное отношение людей друг к другу. Атмосфера безысходности, окружающая моих современников, как и тогда способна зародить и зарождает любые, самые преступные идеи, теории.
Значимость романа Ф. М. Достоевского я увидел в том, что он убеждает нас, своих читателей, в невозможности построить жизнь по каким-то теориям, пусть даже очень внушительным.
Достоевский раскрыл в романе опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки своей человеческой природе. И тогда не идея становится орудием человека, а он сам становится кровавым орудием в руках своей идеи.
Как безобразно и отвратительно выглядит в жизни все то, что так складно выстраивалось в уме и на бумаге! Достоевский показывает нам и главному герою романа Родиону Раскольникову, каково практическое воплощение этой идеи на примере психологических “двойников” героя. Таковыми в романе являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов, студент в трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова.
Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова с ними, доказывая антигуманность, античеловечность теории, делящей всех людей на два разряда: “тварей дрожащих” и “право имеющих”.
Писатель на примере Лужина показывает, что происходит, если такая “теория” попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести. Она становится обоснованным оправданием и прикрытием собственной подлости.
Лужин - приверженец “экономической правды”. Он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот”. Он считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о “всеобщем преуспеянии”. В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворен “единичной” и ничего не решающей помощью. Оба они “разумно” находят жертву для достижения своих целей, теоретически обосновывая свой выбор так: никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно - рано или поздно -украдет.
Лужин так же, как и Раскольников, оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони. Он очищает “арифметику” Раскольникова от “деятельного сострадания”.
Двойник Лебезятников - “прогрессист”. Он выступает против таких предрассудков, как “целомудрие и женская стыдливость”, взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз. Лебезятников видит смысл демократического движения в том, чтобы “огреть протестом” русскую жизнь: “Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!”
Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в поток бессмысленных и пошлых отрицаний.
Карикатурной тенью этот двойник “пристраивается” к главному герою, желающему “взять просто-напросто все за хвост и стряхнуть к черту”. Культ протеста, принимающий у этого двойника форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.
Свидригайлов не случайно появляется после двух своих предшественников, которые в силу своей ничтожности не смогли уничтожить ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна была личность незаурядная, “выламывающаяся” из ряда людей “обыкновенных” (“Свидригайлов -загадка”, - думает о нем Раскольников). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение.
“Арифметика”, согласно которой можно убить одну “вредную” старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу.
Свидригайлов - это тот избранный, который “переступил”, и “переступил” не единожды, и без нравственных мучений (казалось бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова - это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Таким образом мы видим, что, вводя явных и неявных двойников Раскольникова, автор развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова, показывая, как она может подействовать на людей. Достоевский показывает путь духовного возрождения человека, и метод двойников помогает ему.

Прежде всего, бросаются в глаза внешние различия между персонажами: бедный студент Раскольников и зажиточный Лужин кажутся антиподами друг к другу. Несомненно, Лужин - «темная сторона» Раскольникова, но, в отличие от главного героя романа, Лужин - более часто встречающийся характер, намного меньший, чем «Наполеоновский тип», он не лучше от этого.

Наиболее яркий пример сопоставления описываемых героев - их диалог в каморке Раскольникова. Вначале контраст между ними несомненен, но позже можно заметить, что их мировоззрения поразительно схожи.

Раскольников - бедный студент, «живущий в долг»; Лужин же - преуспевающий делец. Раскольников мечется в поисках себя; Лужин - спокоен и рассудителен.

Но идеи «Право имеющего» и «Мелкого эгоиста» - практически идентичны, и разница между ними - только в масштабе.

Встать над другими. Это - то общее, что объединяет принципы Раскольникова и Лужина. Стать ли Судией с карающим мечом, или же ставить себя на первое место, считая уделом остальных «кафтан с барского плеча» - суть одна. Раскольников видит в этом свою схожесть с человеком, которого ненавидит, и ничего не может поделать.


Описание работы

На первый взгляд, в характерах Раскольникова и Свидригайлова нет ничего общего, мало того, они представляются антиподами. Однако если внимательнее вглядеться в образы этих героев, то можно найти определенное сходство. В первую очередь это сходство проявляется в том, что оба героя совершают преступления. Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.

(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Главный герой романа «Преступление и наказание» создает теорию о праве сильной личности на преступление, если оно необходимо для всеобщего блага. Желая проверить себя, Родион «переступает через кровь», и начинается наказание героя, мучительный путь к прозрению. Раскольников не желает расстаться со своими ложными убеждениями, но ощущает, что жизнь для него превратилась в пытку. И вот на его пути появляется человек, который, по слухам, совершил целый ряд тягчайших преступлений: погубил свою жену, замучил слугу, обесчестил девочку, которая не выдержала позора и утопилась. Это Аркадий Иванович Свидригайлов, который и лично Раскольникову ненавистен, так как своими преследованиями оскорбил сестру Родиона Дуню. После письма матери Свидригайлов для героя становится символом насильника, притеснителя слабых.

Впервые встретившись с Аркадием Ивановичем, Родион, несмотря на негодование и отвращение, не может почему-то просто выгнать этого человека. Его удерживает некое любопытство. Постепенно мы понимаем, что героя мучает вопрос: почему же так спокоен этот безнравственный человек? Как он может жить, нося в душе такие воспоминания? Неужели сам Родион слабее духом этого «пустейшего и ничтожнейшего злодея в мире»? Так оценивает Раскольников своего врага, но ошибается во всем.

Аркадий Иванович вовсе не пустой и ничтожный человек. Напротив, это натура, в которой таятся огромные потенциальные возможности. Он необыкновенно умен и проницателен. Мощные страсти живут в его душе. В нем есть сладострастный зверь, но и жаждущий любви человек. Он способен на благородство по отношению к Дунечке, находящейся в его власти. Свидригайлов надеется, что любовь Авдотьи Романовны могла бы возродить его душу. Да ведь и факт совершения Свидригайловым преступлений нигде автором не подтверждается: в основном это сплетни подлеца Лужина. Свидригайлов активно добр: он помогает Сонечке и сиротам Мармеладова.

При первой же встрече с Родионом Свидригайлов заявляет, «что между ними есть какая-то общая точка».

В последнем разговоре героев наконец выявляется вся бездна, разделяющая этих людей. Свидригайлов, считавший Родиона преступником по убеждению и циником, подобным ему самому, вдруг открывает, что тот - «Шиллер», то есть идеалист. Для Раскольни-кова, оказывается, существуют абсолютные представления о добре и зле, он руководствуется этими критериями даже после совершения убийства.

Итак, Свидригайлов - циник, скептик, человек, потерявший грань между добром и злом, так как не верит ни во что. Загробный мир представляется ему чем-то вроде деревенской баньки с пауками по углам: «Вот и вся вечность». Ничего справедливее и утешительнее этого он не знает. Главный герой романа совсем не таков, недаром он «с болезненным чувством» выслушивает такие тирады Аркадия Ивановича. Лишь в снах и кошмарах Свидригайлова реализуется его совесть, но это уже не спасает. Свидригайлов отчаялся, его преследует бесконечное ощущение скуки и тоски, опустошенная душа мертва. Для него нет выхода, и, понимая это своим глубоким умом, герой принимает обдуманное, а не импульсивное решение покончить с собой.

Известие о смерти Аркадия Ивановича поражает Раскольнико-ва. На каторге, куда герой отправляется после добровольного признания, Родион часто вспоминает Свидригайлова, спрашивая себя: отчего же я не смог покончить с собой, как он? Раскольников объясняет это лишь собственной слабостью, «тупой тягостью инстинкта», боязнью смерти. Автор возражает: герой «предчувствовал в убеждениях своих глубокую ложь» и «это предчувствие могло быть предвестником будущего взгляда на жизнь». Раскольников выбирает каторгу, так как ему необходимо принять наказание и в этом обрести единение с людьми. Он действительно воскресает к новой жизни благодаря Соне и собственной натуре, в которой заложено стремление к добру и жажда веры. Сопоставление двух этих сложных характеров помогает Достоевскому полнее раскрыть мысль о том, что без веры в истину и добро жить невозможно.

/ / / Сравнительная характеристика Раскольникова и Свидригайлова (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

«Преступление и наказание» - многогранный психологический роман известного русского классика Федора Достоевского. Галерея образов удивляет яркостью и реалистичностью.

В центре романа главный мужской персонаж – . Его внутренний мир подробно описан автором. Но в качестве дополнения в романе есть много моральных двойников героя, которые помогает глубже понять его образ. Одним их таких есть Аркадий Иванович Свидригайлов.

Сравнивая Раскольникова и Свидригайлова, вначале можно подумать, что между ними не так много общего. Они, скорее, кажутся абсолютными антиподами. Однако постепенно между ними исчезает четкая моральная грань.

Что же общего между этими двумя героями? Во-первых, они, несомненно, сильные неординарные личности. Во-вторых, они оба преступают закон. Хотя мотивы у героев разные: Раскольников движем идеей доказать свою теорию, а Свидригайлов находится в плену своих низменных желаний. Перед тем, как совершить преступление, Родион долго размышляет и колеблется, а вот Аркадий Иванович давно забыл о муках совести. Главный герой становится преступником с мыслью, что таким способом он поможет другим обездоленным людям, ведь старуха-процентщица казалась ему воплощением зла. А его моральный двойник не боится замарать руки в крови, утоляя свой низменный «голод» к удовольствиям. Но, несмотря на разные мотивы, автор подводит к мысли, что за всякое преступление все равно придется платить.

Раскольников и – разные люди по многим внешним критериям: по возрасту, социальному положению и т.д. Родион – бедный студент, не имеющий возможности продолжить обучение из-за нехватки денег. А Аркадий Иванович – дворянин, имеющий деньги и связи. Бывший студент еще очень молод и красив. Его двойник уже человек в возрасте, но еще сохранивший некую привлекательность. Но внутренне они оказываются довольно похожими личностями. Первым это замечает Свидригайлов, как более опытный человек. Он говорит Родиону, что они одного поля ягоды. И со временем главный герой это тоже понимает.

Сближает их и то, что оба в финале получают наказание. И не потому что их раскрыли, а потому что их мучает совесть. Немаловажную роль в осознании ними совершенных преступлений играют женщины. Для Родиона такой женщиной стала Сонечка, а доя Свидригайлова – Дуня.

Сонечка помогает Родиону понять, что его теория неправильна, аморальна и то, что ему нужно принять наказание, чтобы жить дальше. Свидригайлова удивляет стойкость и чистота Дуни. Эта сильная гордая девушка смогла покорить его сердце. Он не смог добиться ее любви, но и обесчестить не решился. Что-то изменилось в его душе.

И вернули преступникам их утраченную человечность. Герои приняли наказание, хотя и по-разному. Свидригайлов не справился с муками совести и покончил с собой, а Родион встал на путь искупления. Писатель показал в образе Свидригайлова – возможную судьбу Родиона Раскольникова, если бы тот не отказался от своей негуманной теории.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Раскольников и Свидригайлов [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Сопоставление художественных образов Раскольникова и Свидригайлова.

В российской классической литературе особое место занимает творчество Федора Ивановича Достоевского. Каждое произведение являет собой уникальное творение, наполненное глубоким смыслом. Преступление и наказание – это один из тех романов, который при повторном прочтении играет новыми смысловыми красками и открывает широкий спектр неповторимых образов и картин.

Роман был создан Ф.М. Достоевским в период с 1865 по 1866 год. Через всю канву романа проходит осознание автором трагизма существования как аристократического так и иных сословий. Именно в этот период в России возникает множество различных философских течений и это все на фоне появления большого количества униженных и оскорбленных людей. Эти теории прочно внедрялись в умы не только бедного студенчества, но и весьма зажиточного дворянства. Отсюда и формирование гипертрофированных идей направленных не на созидание а на уничтожение.

В этом плане особый интерес в романе "Преступление и наказание представляют образы Родиона Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова.

Родион Раскольников несомненно, – центральная фигура романа. Но был бы его образ настолько полным без А.И. Свидригайлова, который являет собой антипод главного персонажа. Различия видны практически во всем, начиная внешнего вида и кончая мировоззрением. Так Раскольников "... был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить". Одежда же Свидригайлова наоборот была "щегольская, летняя, легкая, в особенности щеголял он бельём". Из этого становиться очевидным, что Раскольников беден, а Свидригайлов богат. Аркадий Иванович назло всем выставляет свое богатство напоказ: " На пальце был огромный перстень с дорогим канем". Раскольников не имея возможности улучшить свое материальное положение выставляет свою бедность на всеобщее обозрение. Именно склонность к "показухе" является одной из общих для обоих персонажей черт. Оба персонажи отличаются удивительной внешней красотой. Родион Раскольников "темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен". У Аркадия Ивановича очень красивое лицо "похожее как бы на маску: белое, румяное, с алыми губами, со светлою белокурой бородой". Однако, несмотря на необычайную внешнюю привлекательность в лице Свидригайлова было что-то "ужасно неприятное". В тоже время лицо Раскольникова было печально и красиво, на нем отразились задумчивость и грусть.

Тот факт, что Свидригайлов поселился в дешевой гостинице, заставляет читателя задуматься и заподозрить персонажа в дурных намерениях. Однако это может также служить отражением безразличия Свидригайлова к жизни и её благам.

Родион Раскольников очень часто находится под влиянием меланхолии. В этом характеры Свидригайлова и Раскольникова похожи. Основу внутреннего мира главного героя романа Ф.М. Достоевский отразил в фамилии "Раскольников". В тоже время многое указывает на то, что Свидригайлов создавался как двойник Родиона, именно поэтому внутренний раскол характерен и для Аркадия Ивановича. Так в Свидригайлов сочетаются пошлый и беспринципный развратник и ценитель большого искусства. Не зря же Федор Михайлович Достоевский именно в уста Свидригайлова вложил слова о Сикстинской Мадонне, любимой картине писателя: "...об Рафаэлевой Мадонне Госпоже Прилуковой в альбом сумел написать".

Противоречив несомненно и Родион Раскольников. Он горд и жалок одновременно, помимо этого он добр и зол на весь мир. Так увидев пьяную девушку и преследующего её господина, Раскольников заступился за неё.

Свидригайлов – шулер, знававший побои товарищей и волевой смельчак. Не каждый осмелится прийти к брату, чью сестру он хотел совратить. Раскольников холоден и бесчувственен, однако в раннем студенчестве он помогал нищему товарищу, а после его смерти и его отцу.

Свидригайлов жесток и одновременно гуманен. Он жестоко издевается над людьми, но в тоже время предлагает Дуне десять тысяч рублей. Аркадий Иванович "человек который всю жизнь носил маску самодовольства, но был неудовлетворен собой". Раскольников также испытывал глубокое самонеудовлетворение. Именно это привело его к разрушительной идеи.

Оба героя и Раскольников и Свидригайлов совершили преступление, но только один из них познал настоящее раскаинье: "Он вышел, весь, дрожа от какого-то дикого истерического ощущения, в котором между тем была часть нестерпимого наслаждения, – впрочем, мрачный, ужасно усталый. Лицо его было искривлено, как бы после какого-то припадка. Утомление его быстро увеличивалось. Силы его возбуждались и приходили теперь вдруг, с первым толчком, с первым раздражающим ощущением, и так же быстро ослабевали, по мере того как ослабевало ощущение". Свидригайлов же считает что подавил в себе все муки совести. Оба персонажа не видят просвета во тьме жизни. Им чужда вера в светлое будущее. Их преступления давят на них. И того и другого преследуют призраки прошлого. Свидригайлов сознается в этом Родиону Раскольникову: "Марфа Петровна вдруг садится подле меня, в руках колода карт: "Не загадать ли вам, Аркадий Иванович, на дорогу-то?" А она мастерица гадать была. Ну, и не прощу же себе, что не загадал! Убежал, испугавшись, а тут, правда, и колокольчик. Сижу сегодня после дряннейшего обеда из кухмистерской, с тяжелым желудком, – сижу, курю – вдруг опять Марфа Петровна, входит вся разодетая в новом шелковом зеленом платье, с длиннейшим хвостом: "Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус мое платье? Аниська так не сошьет". Стоит, вертится передо мной. "Охота вам, говорю, Марфа Петровна, из таких пустяков ко мне ходить, беспокоиться". – "Ах бог мой, батюшка, уж и потревожить тебя нельзя!" Я ей говорю, чтобы подразнить ее: "Я, Марфа Петровна, жениться хочу". – "От вас это станется, Аркадий Иванович; не много чести вам, что вы, не успев жену схоронить, тотчас и жениться поехали. И хоть бы выбрали-то хорошо, а то ведь, я знаю, – ни ей, ни себе, только добрых людей насмешите". Взяла да и вышла, и хвостом точно как будто шумит. Экой ведь вздор, а?" Свидригайлов испугался, так как чувствовал близость смерти. В отличии от Аркадия Ивановича, Раскольников не хочет признаваться в том, что призраки преследуют т его.

В романе "Преступление и наказание" Ф.М, Достоевский дает шанс на искуплении обоим. Они должны освободиться от ложных идей. Раскольников получает духовную свободу благодаря Сонечке. Свидригайлов впервые в жизни полюбил, но Дуня не ответила взаимностью. Это лишило его надежды на спасение. Именно по этой причине Свидригайлов решает покончить с собой.

Раскольников и Свидригайлов – такие разные и в тоже время похожие персонажи. В Свидригайлове Раскольников видит свое падение. Их объединяет то, что они оба бросили вызов обществу. Свидригайлов попытался освободиться от совести, но это привело к смерти. Достоевский показывает, что смерть Свидригайлова – это тот конец, который мог бы ждать Раскольникова если бы он не освободился от бремени своей теории.

Многое перекликается с Раскольниковым и в образе Свидригайлова. Достоевский разными средствами дает нам ощутить близость этих духовных двойников, постоянно проводит параллели между ними. Зосимов, говоря об убийстве старухи, замечает: «Слишком уж все удачно сошлось... и сплелось...точно как на театре». А Раскольников, встретившись со Свидригайловым, говорит ему: «Уж слишком вы складной человек». Свидригайлов чувствует, что они с Раскольниковым - «одного поля ягоды»: «А что-то в вас есть», «вот, может, сойдемся поближе», «в вас есть что-то к моему подходящее». Раскольников, которого Зосимов подозревал в помешательстве, видит в Свидригайлове сумасшедшего. Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».
Сходства
Оба являются преступниками (Правда, делают они это в разных целях: Раскольников убивает старушку и Лизавету ради проверки своей теории, с благородной целью помочь нищим, обездоленным, униженным и оскорбленным. А Свидригайлов всю свою низменную энергию направляет на получение сомнительных удовольствий, стараясь добиться желаемого любой ценой.
Относят себя к «право имеющим»
сильные личности (переступают черту закона).
Свидригайлов утверждает, что он и Раскольников - «одного поля ягоды».
Судьбы похожи (Даже в истории жизни Свидригайлова мы слышим ноты, созвучные с судьбой Раскольникова: он был замешан в уголовном деле, состоял «в некоторых весьма близких и таинственных отношениях» с «мелкой процентщицей», по его вине гибнут люди, и, наконец, его самоубийство перекликается с духовным самоубийством Раскольникова: «Я не старушонку убил, я себя убил».)
Различия
различие между Раскольниковым и Свидригайловым состоит в том, что преступление Раскольников совершил, но «черту» не переступил, «на этой стороне остался», а Свидригайлов переступил и никакими угрызениями совести не мучается.
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек. жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Свидригайлов совершенно спокойно, даже хладнокровно воспринимает убийство, совершенное Раскольниковым, и не видит здесь никакой трагедии. Родиона, беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением,
Раскольников же куда более твердый в своих намерениях человек, который жестко придерживается своей теории и проверяет ее на практике. Ради своей теории Раскольников даже разрывает отношения с матерью и сестрой, он хочет произвести впечатление на окружающих благодаря своей теории и ставит себя намного выше окружающих.
Раскольниковым движет цель проверить свою теорию, а Св. – порок.
Св. весь мир- нелепость
Св. « и добро и зло творит равнодушно»
Св. пошлый, развратный человек.

Хозяин жизни творит добро и зло от скуки, понимая, что весь мир- нелепость, Справедливость в этом мире невозможна.
ему становится тошно в этой жизни – самоубийство!.
Свидригайлов совершает преступления, но не для того чтобы, принести пользу и счастье людям, а для того, чтобы утвердить свою волю, почувствовать в полной мере свою свободу, творить как добро, так и зло т.о. создавая для себя морально этические нормы.
Окончательно признав себя “вошью”, Раскольников идет сознаваться в убийстве, прекращая свой “бунт”. Раскольников узнает о смерти Свидригайлова, решаясь на признание. Это известие - последнее предупреждение Родиону о том, что ждало бы его, если бы он последовательно претворял свою теорию в жизнь, заглушив голос совести. Недаром теория Раскольникова своеобразно связана с позицией Свидригайлова - человека, живущего по принципу “все дозволено”.