Краткая биография эдварда грига самое главное. Биография грига

Имя: Эдвард Григ (Edvard Grieg)

Возраст: 64 года

Рост: 152

Деятельность: композитор, дирижёр, пианист, писатель

Семейное положение: был женат

Эдвард Григ: биография

Творчество норвежского композитора и дирижера Эдварда Хагерупа Грига – это 600 произведений, написанных в период романтизма, на которые музыканта вдохновил народный фольклор. Двадцать пьес Грига появились после его смерти, а многие песни, романсы и вокальные сочинения используются как саундтреки к популярным художественным и мультипликационным фильмам сегодня.


Композицию «В пещере горного короля» мы слышим в сериалах « » и «Интерны». Романс «Песня Сольвейг» есть в репертуаре , а отрывок из музыкальной пьесы Эдварда Грига «Пер Гюнт» британско-американская группа Rainbow взяла за основу для своей хард-рок композиции.

Детство и юность

Родился Эдвард летом 1843 года в Бергене. Он вырос в образованной семье, где музыка была важной составной повседневной жизни. В жилах прадеда по отцу – купца Александра Грига – текла шотландская кровь. Григ стал британским вице-консулом в Бергене. Дед унаследовал должность и слыл профессиональным музыкантом – играл в городском оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера.


Вице-консульская должность «перекочевала» в третье поколение шотландского купца – к родителю композитора Александру Григу, взявшему в жены, как и отец, женщину с отличным музыкальным слухом.

Мама Эдварда – Гесина Хагеруп – профессиональная пианистка. Дома она играла детям – двум сыновьям и трем дочерям – произведения и . Эдвард Григ сыграл первые аккорды на фортепиано в 4-летнем возрасте. В 5 уже сочинял пьесы.


В 12 подросток написал первую фортепианную мелодию, а спустя 3 года по настоянию знаменитого норвежского скрипача Уле Булля стал студентом Лейпцигской консерватории. Талантливый юноша оказался настолько требовательным к педагогам, что сменил наставника, показавшегося ему непрофессиональным исполнителем.

В Лейпциге Эдвард Григ посещал знаменитый концертный зал «Гевандхауз», где в исполнении музыкантов с мировыми именами слушал произведения , и . Последний композитор стал для Эдварда непререкаемым авторитетом и повлиял на раннее творчество Грига.

Музыка

В студенческие годы творческая биография Эдварда Грига развивается: юный композитор сочинил 4 пьесы для фортепиано и столько же романсов. В них заметно влияние Шумана, Феликса Мендельсона и .


В 1862-м музыкант оставил стены консерватории, получив диплом с отличием. Профессора и наставники прочили юноше блестящее будущее в искусстве, назвав «незаурядным пианистом с выразительной манерой исполнения». В том же году Григ дал первый концерт в Швеции, но в стране не остался – отправился в родной Берген. Дома Эдвард заскучал: уровень музыкальной культуры города показался ему низким.

Эдвард Григ поселился в эпицентре законодателя музыкальной «моды» – Копенгагене. Здесь, в Скандинавии, в 1860 годах композитор сочинил 6 фортепианных пьес, объединив их в «Поэтические картинки». Критики отметили в сочинениях норвежца национальный колорит.


В 1864 году Эдвард Григ вместе с датскими музыкантами стал основателем музыкального общества «Эвтерпа», которое познакомило меломанов с творчеством скандинавских композиторов. Григ творил без устали: он сочинил «Юморески» для исполнения на фортепиано, увертюру «Осенью» и Первую скрипичную сонату.

Вместе с молодой супругой музыкант переехал в Осло, где его вскоре пригласили занять место дирижера филармонии. Это годы творческого расцвета норвежского композитора: Эдвард Григ подарил слушателям первую тетрадь «Лирических пьес», Вторую скрипичную сонату и цикл «25 норвежских народных песен и танцев». После сближения с норвежским литератором и лауреатом Нобелевской премии Бьернстьерне Бьернсоном Григ в 1872 году написал пьесу «Сигурд Крестоносец».


В 1870 году Эдвард Григ встретился с , который, прослушав Первую скрипичную сонату норвежского композитора, был восхищен его талантом. Поддержку маэстро молодой композитор назвал бесценной.

В середине 1870-х норвежское правительство поддержало талантливого земляка, назначив ему пожизненную стипендию от государства. В эти годы Григ познакомился с поэтом , чьими стихами восхищался с детства, и написал музыку к его драме «Пер Гюнт» (наиболее известная увертюра из наследия композитора). После премьеры в Осло в 1876 году музыкант превратился из национальной звезды в мировую.

Эдвард Григ вернулся в Берген знаменитым и состоятельным человеком. Он поселился на вилле «Тролльхауген», где творил до 1907 года. Поэзия природы и фольклора родного края вдохновила его на множество шедевров, таких как «Шествие гномов», «Кобольд», «Песня Сольвейг» и десятки сюит.

Дочери лесника – 18-летней Дагни Педерсен – Эдвард Григ подарил мелодию «Утро». В ХХ веке американская компания «Уорнер Бразерс» неоднократно использовала мелодию в озвучивании мультипликационных фильмов.

В письмах друзьям музыкант подробно описывал величественную природу Норвегии, а его песни периода жизни в «Тролльхаугене» – это гимны лесистым горам и стремительным рекам края.

Эдвард Григ не закрывается на вилле: пожилой музыкант систематически совершает поездки в Европу, где дает концерты и собирает залы. Поклонники видят его как пианиста и дирижера, он аккомпанирует жене, издает десятки сборников с песнями и романсами. Но все гастрольные поездки заканчиваются возвращением в «Тролльхауген», любимое место на земле.


В начале 1888 года Эдвард Григ познакомился в Лейпциге с . Знакомство переросло в крепкую дружбу и сотрудничество. Петр Ильич посвятил норвежскому коллеге увертюру «Гамлет» и восхищенно описал Грига в своих мемуарах. В начале 1890-х оба музыканта удостоились званий докторов Кембриджа. Ранее Эдвард Григ получил членство академии изящных искусств Франции, королевской академии Швеции и университета в Лейдене.


В 1905-м в печати появилась автобиографическая повесть Грига, названная «Мой первый успех». Читатели оценили еще один талант гения – литераторский. Легким слогом, с юмором Эдвард Григ описал жизненный путь и восхождение к творческому Олимпу.

Работал композитор до последних дней жизни. В 1907 году музыкант отправился на гастроли по городам Норвегии, Дании и Германии, оказавшиеся прощальными.

Личная жизнь

Окончив консерваторию, молодой музыкант отправился в Копенгаген. В столице Дании Эдвард Григ влюбился в двоюродную сестру, племянницу матери Нину Хагеруп. Последний раз он видел ее 8-летней девочкой, а в Копенгагене перед ним появилась юная красавица и певица с мелодичным и сильным голосом.


Родные и друзья были шокированы романом Эдварда и Нины, но на рождественские праздники в 1864 году Григ поступил, как счел нужным: предложил возлюбленной руку и сердце. Ни молва, ни близкое родство не стали преградой для скандального брака: Григ и Хагеруп поженились летом 1867 года. Не выдержав морального давления и сплетен, молодожены уехали в Осло. Спустя 2 года у них родилась дочь Александра.


Кажется, против этого брака ополчились и люди, и небо: через год Александра умерла от менингита. Смерть ребенка омрачила брак. Нина погрузилась в депрессию и замкнулась. Супругов связывала только концертная деятельность и творческие планы, но прежней близости не стало. Детей у Григов больше не было.

В 1883 году Нина ушла от Эдварда Грига, и композитор три месяца жил в одиночестве. Обострившаяся болезнь – плеврит, грозящий перерасти в туберкулез – примирила супругов. Хагеруп вернулась, чтобы ухаживать за мужем.


Чтобы поправить расшатанное здоровье Грига, супруги переехали в горную местность и построили виллу «Тролльхауген». В деревенской глуши, общаясь с рыбаками и лесорубами, гуляя по горам, композитор обрел покой.

Смерть

Весной 1907 Эдвард Григ отправился на гастроли по датским и немецким городам. Осенью вместе с Ниной собрался на музыкальный фестиваль в Британию. Супруги остановились в бергенском портовом отеле, ожидая корабль до английской столицы. В отеле композитор почувствовал недомогание, его срочно госпитализировали.


Умер музыкант 4 сентября. Кончина Эдварда Грига погрузила Норвегию в национальный траур. По завещанию Грига его прах нашел последний приют рядом с виллой, в скальной нише. Позже здесь похоронили Нину Хагеруп.


«Тролльхауген», где Эдвард Григ прожил последние 14 лет жизни, открыт для посещения туристов и поклонников таланта норвежского композитора. На вилле сохранились интерьер, скрипка, вещи музыканта. На стене, как и при жизни маэстро, висит шляпа. Рядом с усадьбой стоит рабочий домик, где Григ любил уединяться для работы, и его статуя в полный рост.

Дискография (произведения)

  • 1865 – Соната для фортепиано ми минор, оп. 7
  • 1865 – Соната № 1 для скрипки и фортепиано фа мажор, оп. 8
  • 1866 – «Осенью» для фортепиано в четыре руки
  • 1866-1901 – «Лирические пьесы», 10 сборников
  • 1867 – Соната № 2 для скрипки и фортепиано соль мажор, оп. 13
  • 1868 – Концерт для фортепиано с оркестром, оп. 16
  • 1875 – «Сигурд Крестоносец», оп. 22
  • 1875 – «Пер Гюнт», оп. 23
  • 1877-78 – Струнный квартет соль минор, оп. 27
  • 1881 – «Норвежские танцы» для фортепиано в четыре руки
  • 1882 – Соната для виолончели и фортепиано, оп. 36
  • 1886-87 – Соната № 3 для скрипки и фортепиано до минор, оп. 45
  • 1898 – Симфонические танцы, оп. 64

Эдвард Григ — норвежский композитор, пианист, дирижер, критик, писавший народную музыку.

Творческое наследие Эдварда Грига насчитывает более 600 песен и романсов, 20 пьес, симфонии, сонаты и сюиты для фортепиано, скрипки, виолончели.

Григ в своих произведениях сумел передать таинство шведских и норвежских сказок, где за каждым камнем прячется гном, из любой норы может вылезти — тролль. Ощущение сказки, лабиринтов можно уловить в его музыке.

Самыми известными и узнаваемыми произведениями Грига можно назвать «Утро» и «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт. Предлагаем послушать эти произведения.

Слушать «Утро» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-Утро-из-Первой-сюиты.mp3

Слушать «В пещере горного короля» из сюиты Пер Гюнт

/wp-content/uploads/2017/12/Эдвард-Григ-В-пещере-горного-короля.mp3

Биография Грига

Полное имя: Эдвард Хагеруп Григ. Годы жизни: 1843 - 1907 гг. Рост: 152 см.

Родина : город Берген в Норвегии. Самый дождливый город в Европе. На сегодняшний день это 2 по величине город в Норвегии.


Берген — родина Грига

Отец Грига — Александр Григ был родом из Шотландии. В Бергене он исполнял обязанности британского вице-консула. Мать — Гесина Хагеруп была пианисткой — лучшей в Бергене. Она окончила консерваторию в Гамбурге, несмотря на то, что в это учебное заведение принимали исключительно юношей. У Грига было два брата и 3 сестры, которые с детства обучались музыке.

Гуляя однажды близ Бергена в горах, маленький Эдвард останавливался у сосны, выглядывающей из ущелья, долго смотрел на неё. Потом спрашивал у отца: «где живут тролли?» И хотя отец говорил ему, что тролли живут только в сказках, Эдвард не верил ему. Он был твердо уверен, что тролли живут среди скал, в лесах, в корнях старых сосен. В детстве Григ был фантазером и любил рассказывать удивительные истории своим близким. Свою мать Эдвард считал феей, ведь только фея может так играть на рояле.

Читая дневники маленького Грига, можно подчеркнуть, что феноменальные идеи рождаются в детстве. Григ, подходя к пианино, сразу заметил, что две соседние ноты звучат плохо. Но если через одну — то получается красиво. Об этом он писал в своем дневнике. Однажды, когда он подрос — нажал 4 ноты. А чуть позже, когда рука подросла – 5 нот через одну. И получился нонаккорд или димаккорд! И тогда в своем дневнике он написал что стал композитором!

В возрасте 6 лет мать начала обучать Грига игре на фортепиано. Играя гаммы и арпеджио – Григ представлял, как марширует взвод солдат.
Все детство он жил в мире фантазий. Делал скучные упражнения интересными, серую погоду, яркой, длинную дорогу в школу – сменой волшебных картин. Когда Григ подрос, ему разрешили посещать музыкальные вечера. На одном из таких вечеров, он слушал игру Моцарта.

Когда Григу было 8 лет в его дом, в качестве гостя, посетил Оле Булль – скрипач-виртуоз, получивший признание во всей Европе.
В 10 лет Григ стал посещать школу, но учеба для него была не интересной.

В 12 лет Григ написал свое первое сочинение: «В гостях у кобольдов».
Эдвард отнес в школу тетрадь со своим первым сочинением. Учитель, невзлюбивший мальчика за его невнимательное отношение к учебе, осмеял эти записи. Больше свои сочинения Григ не приносил в школу, но сочинять не перестал.

Семья Грига переезжает в предместье Бергена Ландос. Там вместе со старшим братом Эдворд часто ходил на соседний хутор — слушать песни крестьян и их игру на народных скрипках феле.

Норвежский мотив — национальный узор Норвегии — это танец, халиген, напевы – со всем этим Григ рос. И эти мелодии «прятал» в своих произведениях.


Когда Эдварду было 15 лет, его игру услышал Оле Булль и произнес пророческие слова: «Этот мальчик прославит Норвегию». Именно Булль посоветовал Григу ехать в Германию учиться в Лейпцигской консерватории.

В 1958 году Эдвард стал студентом консерватории.
Во время учебы Григ переболел плевритом и потерял одно легкое. По этой причини он перестал расти и остался рост — 152 см. В то время как средний рост мужчин в Норвегии было более 180 см.

Так или иначе Григ закончил консерваторию с отличными оценками и восхищёнными рекомендациями.

За годы учебы Эдвард посетил множество концертов, наслаждаясь произведениями великих музыкантов – Вагнера, Моцарта, Бетховена.
У самого Грига был интересные ритуал. Во время каждого своего выступления в кармане пиджака Грига лежала глиняная лягушка. Перед началом каждого концерта он обязательно вынимал её и гладил по спинке. Талисман работал: на концертах каждый раз был невообразимый успех.

В 1860-е Григ пишет первые произведения для фортепиано – пьесы и сонаты.
В 1863 году он стажировался в Копенгагене у Датского композитора Н. Гаде.

В то же период жизни в Копенгагене Григ познакомился и подружился с Гансом Христианом Андерсеном. Автором всем известных сказок: Гадкий утёнок, Стойкий Оловянный солдатик, Огниво, Оле-Лукойе, Пастушка и трубочист, Принцесса на горошине, Русалочка, Свинопас, Снежная королева и т.д. Композитор написал музыку на несколько его стихов.

Нина Хагеруп

Все в том же Копенгагене Эдвард Григ встречает женщину своей жизни - Нину Хагеруп. Молодая успешная певица ответила взаимностью на страстное признание Грига. На пути к их безграничному счастью было лишь одно препятствие - родственная связь. Нина была двоюродной сестрой Эдварда по материнской линии. Их союз вызвал бурю негодования родственников, и на все последующие годы они стали изгоями в собственных семьях.

В 1864 Эдвард сделал предложение Нине Хагеруп в рождественский вечер, в обществе молодых деятелей культуры, преподнеся ей сборник своих любовных сонетов под названием «Мелодии сердца», которые были написаны его другом Гансом Христианом Андерсеном.

В 1865 году совместно с другим композитором из Норвегии Нурдроком Григ основал Общество Эвтерпы, которое должно было популяризовать произведения молодых композиторов.

В 1867 году он женится на Нине Хагеруп. Из-за неодобрения родственников паре пришлось переехать в Осло – столицу Норвегии.

С 1867 года по 1874 Григ работает дирижером в Филармоническом обществе в Осло.

В 1868 году Лист (идол всей Европы) знакомится с творчеством Грига. Он поражен. Послав ему поддерживающее письмо, в 1870 году они познакомились лично.

Григ в свою очередь пишет Листу, что сочинил концерт, и хочет исполнить его для Листа в Вейморе (город в Германии).


Лист ждет его — ожидает высокого норвежца. А вместо этого видит «карлика» в полтора метра ростом. Однако когда Лист услышал фортепианный концерт Грига, то поистине огромный Лист с огромными руками воскликнул маленькому человечку Григу: «Гигант!».

В 1871 году Григ основал музыкальное общество, которое занималось пропагандой симфонической музыки.
В 1874 году за заслуги перед Норвегией правительство страны выписало Григу пожизненную стипендию.

В 1880 году возвращается в родной Берген и является главой музыкального общества Гармония. В течение 1880-х пишет произведения, в основном, предназначенные для игры на фортепиано в 4 руки.

В 1888 году знакомится с Чайковским, знакомство перерастает в дружбу.

Позже Чайковский говорил о Григе: «…человек очень маленького роста и тщедушной комплекции, с плечами неравномерной высоты, взбитыми кудрями на голове, но с чарующими голубыми глазами невинного прелестного ребёнка…» Чайковский даже посвятил Эдварду свою увертюру «Гамлет».


В 1889 году получает членство во Французской академии изящных искусств, в 1872 – в Шведской королевской академии, а в 1883 – Лейденского университета.
В 1893 году получает степень доктора музыки Кембриджского университета. Одновременно учебу он совмещает с гастролями по Европе вместе со своей женой Ниной.

Между гастрольными поездками по крупнейшим европейским городам, он возвращался в Норвегию и уединялся в своём имении, названном «Холм троллей».


Воспользовавшись своей славой, в 1898 году он организовывает в родном Бергене музыкальный фестиваль норвежской музыки, куда съезжались лучшие музыканты и музыкальные деятели мира, и таким образом наконец-то включил Норвегию в активную музыкальную жизнь Европы. Данный фестиваль проводится до сих пор. Григ много выступает, организовывает концерты и
фестивали, где выступает в качестве дирижёра, пианиста, просветителя. Зачастую они выступают вдвоём с женой — одарённой камерной певицей Ниной Хагеруп, которая вдохновляла его на написание большого количества
романсов (естественно, что на тексты скандинавских поэтов).
С 1891 по 1901 годы Григ творит без отдыха – пишет пьесы и сборник песен, в 1903 году выпускает обработку народных танцев для исполнения на фортепиано.

Продолжая гастролировать вместе с женой по Норвегии, Дании и Германии, он простывает, и 4 сентября 1907 года умирает от плеврита.


Произведения Грига

Сюита Пер Гюнт

Одно из наиболее значительных произведений Грига является сюита «Пер Гюнт», написанная по мотивам драмы норвежского писателя Генриха Ибсена. Однажды к Григу пришла посылка от драматурга Генриха Ибсена. Это была новая пьеса, для которой он просил Грига сочинить музыку.
Пер Гюнт – так зовут парня, выросшего в маленькой деревушке. Здесь его дом, мать и девушка, которая его любит – Сальвейг. Но не мила стала для него родина – и отправился он на поиски счастья в далёкие страны. Через много лет не найдя своего счастья, он вернулся на родину.

Прочитав пьесу, Григ отправил ответ с благодарностью за предложение и о своем согласии.

После премьеры спектакля в 1876 году музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из неё две сюиты для концертного исполнения. Из 23 номеров музыки к спектаклю в сюиты вошло 8 пьес. И музыка к спектаклю, и сюиты написаны для симфонического оркестра. Потом композитор сделал переложение обеих сюит для фортепиано.

Первая сюита состоит из четырёх частей:

  • «Утро»,
  • «Смерть Озе»,
  • Танец Анитры,
  • «В пещере горного короля».

Вторая сюита тоже состоит из четырёх частей:

  • «Жалоба Ингрид»,
  • Арабский танец,
  • «Возвращение Пера Гюнта»,
  • Песня Сольвейг.

По сути, Григ стал первым норвежским композитором, снискавшим мировую славу, к тому же продвинувшим народные скандинавские мотивы на новый уровень. Вспомним Сольвейг из Пер Гюнта. Там мы слышим норвежский мотив, а в теме танцующей Анитры все тот же мотив, но уже спрятанный. Там же мы слышим любимый аккорд из 5 нот — открытие детства. В пещере горного короля — снова этот народный норвежский мотив, но уже спрятанный — в обратную сторону.

Григ дал в городе Осло большой концерт, программа которого состояла исключительно из произведений композитора. Но в последнюю минуту Григ неожиданно заменил самый последний номер программы произведением Бетховена. На следующий день в самой крупной столичной газете появилась очень ядовитая рецензия известного норвежского критика, который очень не любил музыку Грига. Критик особенно строго отнесся к последнему номеру концерта, отметив, что это «сочинение просто смешно и совершенно неприемлемо». Григ позвонил этому критику по телефону и сказал:

Вас беспокоит дух Бетховена. Я должен вам сообщить, что последнее произведение, исполненное в концерте Грига, сочинил я!От подобного конфуза с несчастным опозоренным критиком случился инфаркт.

Григ и его друг дирижёр Франц Бейер часто отправлялись порыбачить в местечко Нурдо-сваннет. Однажды на рыбалке у Грига внезапно родилась какая-то музыкальная фраза. Он вынул из сумки кусочек бумаги, записал её и спокойно положил бумагу рядом с собой. Налетевший внезапно порыв ветра сдул листок в воду. Григ не заметил, что бумага исчезла, а Бейер незаметно выудил её из воды. Он прочитал записанную мелодию и, спрятав бумагу, принялся её напевать. Григ молниеносно обернулся и спросил:

Что это?.. Бейер совершенно невозмутимо ответил:

Всего лишь идея, которая пришла мне только что в голову.

- »Ну вот, а все говорят, что чудес не бывает! - в великом изумлении сказал Григ. —

Представляешь, ведь мне тоже несколько минут назад пришла в голову точно такая же идея!

В рассказе «Корзина с еловыми шишками» Константин Паустовский несколькими яркими штрихами создает портрет Грига. О внешности композитора писатель почти не говорит. Но по тому, как герой новеллы прислушивается к голосу леса, как он добрыми смеющимися глазами присматривается к жизни земли, мы узнаем в нем великого норвежского композитора. Мы верим, что Григ мог быть только таким: беспредельно чутким и талантливым на добро человеком.

Настоящую мировую известность ему принесло музыкальное произведение к постановке «Пер Гюнта», написанное по просьбе Генрика Ибсена. Композиция Эдварда Грига «В пещере горного короля» стала одной из узнаваемых классических мелодий.

Происхождение

Эдвард Григ появился на свет в городе Бергене на берегу Северного моря в обеспеченной и культурной семье. Его прадед по линии отца, шотландский купец Александр Григ, перебрался в Берген в 1770-х. Некоторое время он исполнял обязанности вице-консула Великобритании в Норвегии. Дед выдающегося композитора унаследовал эту должность. Джон Григ играл в местном оркестре. Он взял в жены дочь главного дирижера Н. Хаслунна.

Александр Григ, отец Эдварда Грига, исполнял обязанности вице-консула в третьем поколении. Мама выдающегося композитора, Гесина, в девичестве Хагеруп, обучалась вокалу и игре на фортепиано у Альберта Метфесселя - придворного певца в Рудольштадте, выступала в Лондоне, а в Бергене постоянно музицировала, любила исполнять произведения Шопена, Моцарта и Вебера.

Детство композитора

В состоятельных семьях было принято с детства обучать детей дома. Эдвард Григ, его брат и трое сестер знакомились с удивительным миром музыки под чутким руководством матери. Он впервые сел за фортепиано всего в четыре года. Уже тогда Эдварда стала занимать красота созвучий и мелодий. В сборнике «Избранных статей и писем» содержится трогательная короткая запись Грига о его первом успехе в музыке.

Свое первое произведение Эдвард Григ написал в двенадцать лет. Спустя три года после окончания школы известный скрипач, «норвежский Паганини» Уле Булл, посоветовал молодому человеку продолжить заниматься музыкой. У мальчика действительно обнаруживался необычайный талант. Так Эдвард Григ поступил в консерваторию в Лейпциге - городе, где творили Роберт Шуман и Иоганн Себастьян Бах.

Учеба в консерватории

В 1858 году Григ поступил в знаменитую консерваторию, основанную Мендельсоном. Заведение заслужило хорошую репутацию. Но Эдвард Григ оказался недоволен своим первым учителем Луи Плайди. Григ посчитал учителя малоспособным исполнителем и прямолинейным педантом, они разительно разошлись во вкусах и интересах.

По собственной просьбе Эдвард Григ был переведен под руководство Эрнста Фердинанда Венцеля. Немецкий композитор изучал философию в Лейпциге, затем занимался фортепиано с Фридрихом Виком, сблизился с Робертом Шуманом и Иоганнесом Брамсом. Преподавать в консерваторию пришел по личному приглашению Феликса Мендельсона. На этом посту он остался до конца жизни.

Эдвард Григ в годы обучения активно приобщался к творчеству современных композиторов. Он часто посещал концертный зал «Гевандхауз». Это домашняя площадка одноименного оркестра. В этом концертном зале, обладавшем уникальной акустикой, в свое время состоялись премьеры известнейших произведений Шуберта, Вагнера, Брамса, Бетховена, Мендельсона, Шумана и других.

С юности композитора Шуман остался его любимым музыкантом. Ранние произведения Эдварда Грига (особенно соната для фортепиано) сохранили характерные черты творчества Шумана. В ранних произведениях Грига отчетливо ощущается влияние Мендельсона и Шуберта.

В 1862 году композитор Эдвард Григ окончил Лейпцигскую консерваторию с отличными отметками. Профессора говорили, что он проявил себя, как значительный музыкальный талант. Особенных успехов молодой человек добился в области композиции. Также его называли незаурядным пианистом с удивительной манерой исполнения.

Свой первый концерт Эдвард Григ дал в шведском Карлсхамне. Оживленный портовый городок радушно принял молодого композитора. Свои юные годы, детство и обучение в консерватории композитор добродушно описал в очерке «Мой первый успех».

Годы спустя Григ вспоминал время учебы без удовольствия. Учителя были оторваны от реальной жизни и консервативны, использовали схоластические методы. Однако о Морице Гауптмане, учителе композиции, Григ говорил, что он был полной противоположностью схоластике.

Начало карьеры

После окончания консерватории Эдвард Григ предпочел работать в родном Бергене. Но его пребывание в родном городе не затянулось надолго. Талант не мог в полной мере совершенствоваться в условиях творческой среды Бергена. Тогда Григ спешно уехал в город Копенгаген, бывший в те годы центром культурной жизни всей Скандинавии.

В 1863 году Эдвард Григ написал «Поэтические картинки». Произведение из шести пьес для фортепиано - это первая музыка композитора, в которой проявились национальные черты. В основе третьей пьесы лежит ритмическая фигура, которая часто встречается в народной музыке Норвегии. Эта фигура станет характерной для творчества Грига.

В Копенгагене композитор сблизился с группой единомышленников, которые были вдохновлены идеей формирования нового искусства. Национальные мотивы в европейском искусстве в те годы занимали все больше места. Активно создавались национальные литературы, теперь тенденции пришли в музыку и изобразительное искусство.

Одним из единомышленников Эдварда Грига был Рикард Нурдрок. Норвежец ясно осознавал свою цель как борца за национальную музыку. Эстетические взгляды Грига значительно окрепли и окончательно оформились именно в общении с Нурдроком. В союзе еще с несколькими творческими людьми они основали общество «Эвтерпа». Цель состояла в знакомстве публики с произведениями национальных композиторов.

На протяжении двух лет Эдвард Григ выступал в качестве пианиста, дирижера и автора, написал «Шесть поэм» на стихи Шамиссо, Гейне и Уланда, Первую симфонию, несколько романсов на слова Андреаса Мунка, Ханса Кристиана Андресена, Расмуса Винтера. В те же годы композитором была написана единственная фортепианная соната, Первая скрипичная соната, «Юморески» для фортепиано.

Все больше места в этих произведениях занимали норвежские мотивы. Григ писал, что внезапно осознал всю глубину и мощь тех перспектив, о которых ранее и не имел понятия. Он понял величие норвежского фольклора и собственное призвание.

Вступление в брак

В Копенгагене Эдвард Григ встретил Нину Хагеруп. Эта девушка - его двоюродная сестра, с которой они вместе росли в Бергене. Нина переехала в Копенгаген вместе с семьей в возрасте восьми лет. За это время она повзрослела, стала певицей с удивительным голосом, который начинающему композитору очень понравился. На Рождество (1864) Эдвард Григ сделал девушке предложение, а летом 1867-го они поженились.

В 1869 году у супругов родилась дочь Александра, которая в малолетнем возрасте заболела менингитом и умерла. Это трагическое событие поставило крест на дальнейшей счастливой жизни семьи. После смерти первенца Нина замкнулась в себе и впала в тяжелую депрессию. Супруги продолжали совместную творческую деятельность и ездили на гастроли вместе.

Расцвет деятельности

Из-за нетрадиционного брака вся родня отвернулась от Грига. Молодожены сразу же после свадьбы переехали в Осло, а ближе к осени того же года композитор организовал концерт. В нем прозвучали первая соната для фортепиано и скрипки, произведения Хальфдана Кьерульфа, Нурдрока. После этого Эдварда Грига пригласили на пост дирижера Кристианийского сообщества.

Именно в Осло наступил расцвет творческой деятельности Грига. Была показана публике первая тетрадь «Лирических пьес», а на следующий год вышло несколько романсов и песен Кристофера Янсона, Йоргена Му в сборниках, Андерсена и других скандинавских поэтов. Вторую сонату Грига критики оценили как намного более богатую и разнообразную, чем Первая.

Вскоре Эдвард Григ стал опираться на сборник норвежского фольклора, составленный Людвигом Матиасом Линдеманом. В результате появился цикл двадцати пяти песен и танцев для фортепиано. Сборник состоял из различных лирических, крестьянских, трудовых и шуточных песен.

В 1871 году Григ (вместе с Юханом Свенсеном) основал общество «Музыкальная ассоциация Кристиании». Сегодня это «Филармоническое общество Осло». Они старались привить публике любовь не только к классике, но и к произведениям современников, имена которых еще не были на слуху в Норвегии (Лист, Вагнер, Шуман), а также к музыке отечественных авторов.

В желании отстоять свои взгляды композиторам пришлось столкнуться с трудностями. Космополитически настроенная крупная буржуазия не оценили такое просвещение, но в среде передовой интеллигенции и сторонников национальной культуры Григ нашел отклик и поддержку. Тогда завязалась дружба с Бьернстьерне Бьернсоном — писателем и общественным деятелем, который оказал большое влияние на творческие взгляды музыканта.

После начала их сотрудничества было опубликовано несколько произведений в соавторстве, а также пьеса «Сигурд Крестоносец» во славу короля двенадцатого века. В начале 1870-х Бьернсон и Григ задумались об опере, но творческие планы не осуществились, потому что в Норвегии отсутствовали собственные оперные традиции. Попытка создания произведения окончилась только музыкой к отдельным сценам. Российский композитор закончил наброски коллег и написал детскую оперу «Асгард».

В конце 1868 года Ференц Лист, который жил в Риме, ознакомился с его Первой скрипичной сонатой. Композитор был поражен тем, насколько музыка свежая. Он прислал восторженное письма автору. Это сыграло значительную роль в творческой биографии и вообще в жизни Эдварда Грига. Моральная поддержка композитора укрепила идейно-художественные позиции творческого общества.

Личная встреча с композитором состоялась в 1870 году. Великодушный и благородный друг всего талантливого в современной музыке тепло поддерживал всех, кто выявлял в его творчестве национальное начало. Лист открыто восхитился недавно законченным фортепианным концертом Грига. Рассказывая родным об этой встрече, Эдвард Григ упомянул, что эти слова коллеги имеют для него большое значение.

Правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию в 1872 году. Тогда же он получил предложение от В результате сотрудничества европейского драматурга, основателя европейской «новой драмы» и композитора появилась музыка к произведению «Пер Гюнт». Эдвард Григ был почитателем множества произведений Ибсена, а эта музыка стала одной из самых известных увертюр из всего наследия композитора.

Премьера увертюры состоялась в 1876 году в Осло. Представление сопровождалось головокружительным успехом. Музыка Грига становилась все известнее и известнее в Европе, а в Норвегии его творчество приобрело огромную популярность. Произведения композитора печатались в авторитетных издательствах, количество концертных поездок значительно увеличилось. Признание и материальная независимость позволили Григу вернуться в Берген.

Крупные произведения

С конца семидесятых Эдвард Григ был увлечен созданием крупных произведений. Он задумал фортепианный квинтет и фортепианное трио, но закончил только струнный квинтет на тему одной из ранних песен. В Бергене им были созданы «Танцы» для фортепиано в четыре руки. Редакция этого сочинения для оркестра стала особенно популярной.

Песни, выпущенные в то время, стали гимнами родной природе. Поэзия народной музыки отразилась в лучших произведениях Эдварда Грига тех лет, а в письмах встречаются подробные и удивительно проникновенные описания природы. Со временем он стал систематически ездить в Европу с концертами. Свои талантливейшие произведения Григ представлял в Швеции, Англии, Германии, Франции, Голландии. Концертную деятельность он не отставлял до конца своих дней.

Последние годы и смерть

Сразу после переезда в Берген у композитора обострился плеврит, который он получил еще в консерватории. Возникло опасение, что болезнь может перейти в туберкулез. Негативно сказывалось на здоровье Грига и то, что жена отдалялась от него. В 1882 году она ушла, три месяца композитор жил один, но потом помирился с Ниной.

С 1885 года местом жительства супругов стал Тролльхауген - вилла, которая была построена по заказу Эдварда Грига недалеко от Бергена. Он жил в деревенской глуши, общался с крестьянами, лесорубами и рыбаками.

Несмотря на тяжелую болезнь, творческую деятельность Эдвард Григ продолжал до конца жизни. Четвертого сентября 1907 года он скончался. Смерть композитора в Норвегии стала днем национального траура. Его прах похоронили в скале возле виллы Тролльхауген. Позже в доме был основан музей.

Характеристика творчества

Музыка Эдварда Грига впитала в себя национальные черты норвежского фольклора, который формировался в течение столетий. Огромную роль играло в его музыке воспроизведение образов родной природы, персонажей сказаний Норвегии. Например, композиция «В пещере горного короля» Эдварда Грига является одним из самых узнаваемых его произведений. Это удивительное творение.

Премьера композиции состоялась в 1876 году в Осло (это часть сюиты Эдварда Грига). Пещера короля ассоциируется с гномами, таинственной атмосферой, в целом произведение звучит при вступлении горного короля и его троллей в пещеру. Это одна из самых узнаваемых (наряду с «Полетом шмеля» Римского-Корсакова и «Фортуной» Карла Орфа) классических тем, которая пережила десятки обработок.

Композиция «В пещере...» Эдварда Грига начинается с основной темы, которая написала для контрабаса, виолончели и фагота. Мелодия постепенно повышается в квинту, а затем снова возвращается в нижнюю тональность. «Горный король» Эдварда Грига с каждым повторением ускоряется, а в конце срывается на очень быстрый темп.

Фольклорные персонажи до этого представлялись уродливыми и злобными, а крестьяне - грубыми и жестокими. В Дании и Норвегии пьесу Ибсена восприняли негативно, а Андерсен даже назвал произведение бессмысленным. Благодаря музыке Эдварда Грига и Сольвейг (как образу) началось переосмысление пьесы. Позже пьеса «Пер Гюнт» приобрела мировую известность.

Очень мелодично в своих произведениях представлял композитор природу. Он наблюдал за девственно чистыми лесами, сменой частей дня, жизнью животных. Мелодия «Утро» Эдварда Грига стала использоваться для иллюстрации отдельных сцен в мультфильмах студии Warner Bros.

Наследие Грига

Творчество Эдварда Грига сегодня особенно активно почитается в его родной Норвегии. Его произведения активно исполняет один из самых известных норвежских музыкантов - Лейф Ове Андснес. Пьесы композитора используются в культурных и художественных мероприятиях. Вилла, где композитор прожил часть своей жизни, стала музеем. Рядом с усадьбой стоит статуя Грига и его рабочая избушка.

Детская музыкальная школа № 2

Реферат на тему:

“Жизнь и творчество Э. Грига”

Выполнила: ученица 8 класса

Литвиненко Марина

Тюмень, 2003г.

1.Введение.

2.Жизненный и творческий путь:

2.1. Детство и годы учения;

2.2. Жизнь в Копенгагене;

2.3. Музыкально-просветительская и творческая деятельность Грига в годы жизни в Кристиании;

2.4. Европейское признание Грига. Широкая концертная деятельность композитора;

2.5. Произведения второй половины 70-80-х годов;

2.6. Последний период творчества.

3.Характеристика творчества:

3.1. Общая характеристика;

3.2. Лирические пьесы;

3.3. Фортепианный концерт;

3.4. Романсы и песни;

3.5. “Пер Гюнт”.

1.Введение.

Творчество Эдварда Грига формировалось в годы об­щественного и культурного подъема Норвегии. Страна, в те­чение нескольких веков находившаяся в подчинении у Дании (XIV-XVIII века) и Швеции (XIX век), Норвегия была скована в своем развитии, как экономическом, так и куль­турном. С середины XIX века начинается период подъема экономической жизни, период роста национального самосоз­нания и расцвета национально-культурных сил страны. Раз­вивается национальная литература, живопись, музыка. Ли­тература Норвегии, представленная прежде всего творчест­вом Г. Ибсена, переживает во второй половине века “такой подъем, каким не может похвалиться за этот период ни одна страна, кроме России”. Норвежская литература развивается в условиях восстановления прав норвежского языка, который ранее не признавался ни в качестве литературного, ни в ка­честве официального государственного языка. В это время за­кладываются основы театральной и концертной жизни страны. В 1850 году в Бергене при содействии скрипача Уле Булля открывается Национальный норвежский театр. Рабо­ту театров Норвегии возглавляют крупнейшие драматурги Ибсен и Бьернсон. К середине XIX века относится также начало систематической концертной жизни в столице Норве­гии Кристиании.

В музыкальной жизни Норвегии наблюдается много явлений, свидетельствующих об общем подъеме национальной музыкальной культуры. В Европе было широко признано ис­кусство замечательного скрипача Уле Булля. Плоды деятельности Булля, который “первым... подчеркнул значение норвежской народной песни для национальной музыки” (Григ), были очень значитель- ными для Норвегии. Начиная с середины XIX века собирание, изучение и обработка бога­тейшей народной музыки Норвегии становится делом мно­гих музыкантов. Выдвигается ряд националь- ных композито­ров, творчество которых отмечено стремлением приблизить профессиональную музыку к народной. Это X. Хьерульф (1815-1868) -создатель норвежской художественной песни, романса, Р. Нурдрок (1842-1866)-автор национального гимна Норвегии, И. Свенсен (1840-1911) - известный уже в то время в Европе своими симфониями, камерными ансамб­лями, концертами.

Григ-первый классик норвежской музыки, композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в ряд с пере­довыми национальными школами Европы. Содержание твор­чества Грига тесно связано с жизнью норвежского народа, с разными сторонами его быта, с образами родной природы. Григ “искренне и задушевно поведал в своих сочинениях все­му миру про жизнь, быт, думы, радости и скорби Норве­гии”.

Яркая самобытность стиля Грига кроется в своеобразии звучания народной норвежской музыки. “Я почерпнул бога­тые сокровища народных напевов моей родины, и из этого клада, являющегося непочатым источником норвежского духа, я пытался создать норвежское искусство”.


2.Жизненный и творческий путь.

2.1.Детство и годы учения.

Эдвард Григ родился 15 июня 1843 года в Бергене, крупном приморском городе Норвегии. Отец Грига, по происхождению шотландец, занимал должность британского консула. Мать Грига, норвежка, была хорошей пианисткой, она нередко выступала в Бергене с концертами. В семье Григов царило горячее увлечение музыкой. Это способствовало пробуждению у мальчика интереса к музыке. Мать Грига была его первой учительницей. Ей он обязан начальными навыка­ми фортепианной игры. От матери Григ унаследовал любовь к Моцарту: творчество Моцарта всегда было для Грига ис­точником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Наконец, мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соединялась у него с непосредст- вен­ностью вдохновения. К детским годам относятся первые опыты сочинения му­зыки. Композитор рассказывает, что уже в детстве его занимала красота созвучий, гармоний. В возрасте двенадцати лет Григ написал свое первое сочинение-вариации на не­мецкую тему для фортепиано. В жизни Грига огромную роль сыграл замечательный скрипач, “норвежский Паганини” - Уле Булль. Трудно ска­зать, как сложилась бы судьба Грига-музыканта, если бы не ­настоятельный совет Булля дать мальчику консерваторское образование.

В 1858 году, по окончании школы, Григ едет в Лейпциг. Начинается период учения Грига в Лейпцигской консерва­тории. В 50-е годы эта первая в Германии консерватория утеряла творческую атмосферу, царившую здесь при жизни ее основа­теля Ф. Мендельсона. Вспоминая годы учения в Лейпциге, Григ рассказывает об отрицательных сторонах консерватор­ского преподавания - о явлениях рутины, бессистемности за­нятий. Вопреки этому пребывание в Лейпциге явилось важным этапом в формировании Грига-музыканта. Он занимается здесь у известного пианиста И. Мошелеса, воспитывавшего у учеников понимание музыкальной классики и особенно Бет­ховена. О другом своем педагоге - пианисте Э. Венцеле - Григ вспоминает, как о талантливом музыканте и друге Шумана. Григ занимается у известного тогда теоретика М. Гауптмана, высокообразованного музыканта и чуткого педагога: “... он олицетворял для меня противоположность всякой схоластике. Для него правило было не чем-то само­довлеющим, но являлось выражением законов самой при­роды”.

Наконец, в формировании Грига большую роль сыграла музыкальная культура Лейпцига - города, в котором жили Бах, Мендельсон, Шуман. Концертная жизнь здесь была ин­тенсивной. “Я мог в Лейпциге слушать много хорошей, в осо­бенности камерной и оркестровой, музыки”, - вспоминает Григ. Лейпциг раскрыл перед ним огромный мир музыки. Это был период ярких и сильных, глубоких музыкальных впечатлений, сознательного и жадного изучения музыкаль­ной классики. В 1862 году Григ окончил консерваторию. По отзывам профессоров, в годы учения он проявил себя, как “в высшей степени значительный музыкальный талант, особенно в области композиции, а также как незаурядный “пианист со свойственной ему продуманной и полной выразительности манерой исполнения”.

2.2.Жизнь в Копенгагене.

Европейски образованный музы­кант, Григ возвращается в Берген с горячим желанием ра­ботать на родине. Однако пребывание Грига в родном городе на этот раз было недолгим. Талант молодого музыканта не мог совершенствоваться в условиях слабо развитой музы­кальной культуры Бергена. В 1863 году Григ едет в Копен­гаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии.

Годы, проведенные здесь, отмечены многими событиями, важными для творческой жизни Грига. Прежде всего, Григ близко соприкасается со скандинавской литературой, искус­ством. Он знакомится с видными ее представителями, напри­мер, со знаменитым поэтом и сказочником Хансом Кристиа­ном Андерсеном. Это вовлекает композитора в русло близкой ему национальной культуры. Григ пишет песни на тексты датчанина Андерсена, норвежского поэта-романтика Андреаса Мунка.

В Копенгагене Григ нашел замечательного интерпретатора своих произведений, певицу Нину Хагеруп, ставшую вскоре его женой. Творческое содружество Эдварда и Нины Григ продолжалось в течение всей их совместной жизни. Тонкость, артистизм, с которыми певица исполняла песни и романсы Грига, были тем высоким критерием их художественного во­площения, которое всегда имел в виду композитор, создавая свои вокальные миниатюры.

Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, было опорой для молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал те твор­ческие поиски Грига, которые вели к созданию национального музыкального стиля. В общении с Гаде для Грига лишь отчетливее вырисовываются его собственные устремления, как норвежского национального композитора. Огромное значение для Грига имела в те годы его встреча с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком. Горячий патриот, умный и энергичный человек, Нурдрок рано достиг ясного осознания своих задач как борца за норвеж­скую национальную музыку. В общении с Нурдроком окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Он так писал об этом: “У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призва­ние и натуру”.

Стремление молодых композиторов к развитию националь­ной музыки выражалось не только в их творчестве, в связи их музыки с народной, но и в пропаганде норвежской му­зыки. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальное общество “Евтерпа”, которое должно было знакомить публику с произ­ведениями композиторов Скандинавии. Это было началом той большой музыкально-общественной, просветительской деятельности, которая красной нитью проходит через всю жизнь Грига.

В годы жизни в Копенгагене (1863-1866) Григ написал много музыки: “Поэтические картинки” и “Юморески”, со­нату для фортепиано и первую скрипичную сонату, песни. С каждым новым произведением яснее вырисовывается облик Грига как композитора норвежца.

Эдвард Григ родился и провёл молодость в Бергене. В 1898 году Григ организовал первый в Бергене фестиваль норвежской музыки, который проводится и поныне.


Основное внимание Григ уделял песням и романсам, которых опубликовал более 600. Ещё около двадцати его пьес изданы посмертно. Вокальные сочинения Грига написаны на слова датских и норвежских, иногда немецких поэтов. Дед композитора, Джон Григ, унаследовавший эту должность, играл в бергенском оркестре и женился на дочери его главного дирижёра Нильса Хаслунна.

В возрасте двенадцати лет Григ написал своё первое произведение для фортепиано. Через три года, после окончания общей школы, по настоятельному совету «норвежского Паганини» - известного норвежского скрипача Оле Булла, Григ поступил на обучение в Лейпцигскую консерваторию. Шуман с тех пор всегда оставался любимым композитором Грига, и его ранние произведения, в частности соната для фортепиано (1865), хранят следы влияния Шумана.

В этих ранних произведениях заметно влияние любимых Григом классиков: Шумана, Шуберта, Мендельсона. В 1862 году Григ окончил консерваторию с отличными оценками. Однако о своем учителе композиции Морице Гауптмане Григ говорил так: «Он олицетворял для меня всякую противоположность схоластике». Окончив консерваторию, Григ пожелал работать на родине и вернулся в Берген.

В Копенгагене Григ сблизился с группой единомышленников, воодушевлённых идеей создания нового национального искусства. В общении с ним окрепли и оформились эстетические взгляды Грига. Норвежские народные мотивы занимают все больше и больше места в его творчестве. На Рождество 1864 года Григ сделал ей предложение, и в июле 1867 года они поженились.

В нём прозвучали первая соната Грига для скрипки и соната для фортепиано, песни Нурдрока и композитора Хальфдана Кьерульфа. В 1868 году у Григов родилась дочь, которую назвали Александрой. В 1869 году Григ открыл для себя классический сборник норвежского музыкального фольклора, составленный известным композитором и фольклористом Людвигом Матиасом Линдеманом.

Также в начале 1870-х годов Григ и Бьёрнсон были заняты мыслью об опере. Их замыслы не осуществились главным образом потому, что в Норвегии отсутствовали оперные традиции.

Великие композиторы

Он был поражён свежестью музыки и послал восторженное письмо автору, которое сыграло большую роль в жизни Грига: моральная поддержка Листа укрепила его идейно-художественные позиции.

В 1874 году правительство Норвегии назначило Григу пожизненную государственную стипендию. Представление увертюры в Осло 24 февраля1876 года сопровождалось большим успехом, музыка Грига становилась все более известной в Европе. Широкое признание и материальная обеспеченность позволили Григу оставить концертную деятельность в столице и вернуться в Берген. В конце 1870-х годов Григ был увлечен сочинением крупных инструментальных произведений.

От сырости в Бергене у Грига обострился плеврит, полученный ещё в консерватории, возникло опасение, что он может перейти в туберкулёз. С 1885 года основным местом жительства Грига стал Тролльхауген - вилла, выстроенная по его заказу неподалеку от Бергена.

Поэзия норвежской природы, дух и строй народной музыки отразились в лучших его произведениях этих лет: балладе для фортепиано, оп. 24; Первого струнного квартета. В письмах Грига того периода часто встречаются подобные описания гор и природы Норвегии.

В 1890-е годы внимание Грига больше всего было занято фортепианной музыкой и песнями. В последние годы жизни Григ опубликовал остроумную и лиричную автобиографическую повесть «Мой первый успех» и программную статью «Моцарт и его значение для современности». Несмотря на болезнь, Григ продолжал творческую деятельность до конца жизни. В апреле 1907 года композитор совершил большую концертную поездку по городам Норвегии, Дании, Германии.

С 1858 по 1862 год Эдвард Григ проходил обучение в этом музыкальном учебном заведении

Там Григу стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу. Григ часто пользовался ими и нередко насыщал свои произведения сюжетной программностью, когда хотел запечатлеть в музыке нравы и обычаи родного народа. Из около ста пятидесяти фортепианных пьес Грига семьдесят было издано в десяти сборниках «Лирических пьес». Лучшие из этих пьес давно стали достоянием широких кругов любителей музыки.

Поэтому так органично соседствуют в наследии Грига оригинальные фортепианные пьесы и его же переложения собственных вокальных песен для фортепиано (оп. 41, 52).

Композитор похоронен в одной могиле с женой Ниной Хагеруп

Пьесы Грига используются в художественных и культурных мероприятиях. Рядом с усадьбой установлена статуя Грига в натуральную величину и стоит его рабочая избушка. Затем же по совету Уле Булла родители Грига отдали его учиться в консерваторию Лейпцига.

Таким образом пятнадцатилетний Эдвард Григ попал в Лейпцигскую консерваторию

Недолго побыв в Бергене, Григ направляется в Копенгаген. В 1864 году Григ стал одним из основателей общества «Эвтерпа», которое было призвано просвещать население страны. Григ путешествовал по всей Европе, давая концерты совместные с женой – певицей Ниной Хагеруп. После встречи с Ференцом Листом в 1870 году в биографии композитора Грига было написано одно из известнейших его произведений – «Сигурда Крестоносец».

Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина вместе с родителями переехала в Копенгаген

По его совету Эдварда отправили в Лейпциг, где он стал брать уроки в консерватории. В 1862 году Григ окончил консерваторию, блестяще выдержал выпускные экзамены, получив диплом композитора и пианиста. Один из романсов Григ посвятил своей кузине Нине Хагеруп. Конечно, Эдвард был этим огорчен и мечтал доказать матери Нины, что та ошибается. Публика и пресса были в восторге от его выступления, а вскоре столичное филармоническое общество пригласило Грига на должность дирижера.

В 1871 Григ основал концертно музыкальное общество (ныне Филармоническое общество). В 1863 году Григ едет в Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Сегодня творчество Эдварда Грига высоко почитаемо, особенно в Норвегии. В 1864 году в содружестве с датскими музыкантами Григ и Рикард Нурдрок организовали музыкальное общество «Эвтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии.