Кому меньшов отказался вручать премию. Меньшов: "Сволочи" позорят мою страну. Кирилл соколов, преподаватель истории, ярославль

В 2007 году телеканал MTV Russia во второй раз вручал награды за наиболее выдающиеся достижения в области кинематографа. Эта церемония запомнится россиянам надолго: апофеозом праздничного действа стал скандал с участием уважаемого и любимого многими поклонниками отечественного кино режиссера и актера Владимира Меньшова, который в прямом эфире отказался вручать приз победителю в номинации «Фильм года» картине «Сволочи», заявив, что этот фильм позорит Россию, после чего покинул сцену, передает Lenta.Ru.

По версии MTV Russia, отечественная молодежь в минувшем году смотрела и верила в создателей следующих кинолент: «второму фильму года» «Питер FM», славянскому супербоевику «Волкодав», продолжению криминальной драмы «Бумер», фильму о том, как певец Тимати со товарищи ищут обменник, - «Жара» и псевдоисторической картине о событиях Второй мировой войны «Сволочи». И с последней-то и был связан главный скандал церемонии.

Приз за лучший фильм года вручался в самом конце церемонии. К этому моменту российские

Фотогалерея с церемонии вручения MTV Russian Movie Awards

зрители успели оценить формы Памелы Андерсон, чувство юмора второго ведущего Ивана Урганта, владение сниженной лексикой Ромы Билыка из «Зверей», назвавшего себя в прямом эфире «о**енной звездой», узнать, что лучшим зарубежным фильмом аудитория MTV считает вторых «Пиратов Карибского моря», лучшей анимационной картиной - второй же «Ледниковый период». Создателей этих картин в зале не было.

С отечественным кино дело обстояло следующим образом. Владимир Машков в роли отечественного Рэмбо из «Охоты на пиранью» уступил «Актера года» молодому Андрею Чадову из «Живого», зато психопат Прохор в исполнении Евгения Миронова из «Охоты …« взял приз за «Лучшего злодея», опередив даже страшного Людоеда из «Волкодава из рода серых псов». «Лучший поцелуй» отдали «Жаре», «Самой зрелищной сценой» назвали разгром базы фашистских оккупантов 15-летними детьми из фильма «Сволочи», актера из этого же фильма Александра Головина признали «Прорывом года».

Для вручения приза за лучший фильм года на сцену пригласили Владимира Меньшова. На всякий случай, напомним, что, например, именно он снял завоевавшую «Оскар» за лучший зарубежный фильм картину «Москва слезам не верит», а юным зрителям он знаком по обоим «Дозорам», «Дневному» и «Ночному».

Выбор перед зрителями MTV, действительно, стоял непростой: все-таки из представленных номинантов выбрать лучшего - дело очень непростое. По итогам SMS-голосования лучшим отечественным фильмом года были признаны «Сволочи».

Раскрыв конверт с именем победителя «Кинонаград MTV», Меньшов переменился в лице, сказал: «Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся», - заявил, что «Сволочи» позорят Россию и что он этот фильм награждать не собирается. Затем Владимир Меньшов бросил конверт на сцену, попутно предложив заморской гостье Памеле Андерсон самой вручать приз за «Фильм года», и покинул зал вместе с супругой.

После небольшой заминки, Иван Ургант решил взять ситуацию под контроль, поднял конверт, назвал победителей и, смущенная и шокированная, команда «Сволочей» поднялась на сцену за наградой.

Чем руководствовался Владимир Валентинович, решив столь экстравагантным образом завершить церемонию награждения лучших деятелей кино по версии MTV, нам судить сложно. С одной стороны, он, наверное, понимал, куда идет: вряд ли тинейджеры оценили бы по достоинству, к примеру, получивший все мыслимые и немыслимые награды «Остров» и актерскую игру Петра Мамонова. С другой стороны, искренне трепетное отношение людей его (да и не только) поколения ко Второй мировой войне, а особенно - к излишне вольным интерпретациям событий сороковых годов прошлого века, которыми в последнее время не гнушаются кинематографисты, тоже понятно. В частности, в «Сволочах» полет фантазии сценариста перевернул историю с ног на голову: в ленте идет речь о некоем отряде подростков-диверсантов, сформированном в СССР для борьбы с фашистами, а на самом деле в Советском Союзе ничего такого не существовало. Зато такой «отряд» был на вооружении нацистской Германии в 1943 году. Из последующего комментария Меньшова выяснилось, что именно это режиссера и возмутило: " …теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали».

Недавно на церемонии вручения премии «Кинонаграды MTV 2007» знаменитый русский режиссер Владимир Меньшов отказался вручить приз в номинации «Лучший фильм» киноленте «сволочи».

Подробности этого скандального происшествия смаковались во многих отечественных СМИ – Меньшов, открыв конверт с названием фильма-победителя номинации, бросил этот конверт на пол и удалился со сцены, заявив – «Пусть Памела Андерсон вручает приз!»

Объяснение этому инциденту давалось очень простое – Меньшов считает, что фильм «Сволочи» позорит нашу страну, и поэтому не мог поступить иначе.

Начнем с собственно самого фильма «Сволочи». Это малопрезентабельная гнусность на тему «фантастического» рассказа некого писателя Кунина. Действие картины разворачивается в тренировочном лагере, который разместился в заснеженных горах Казахстана. Из малолетних преступников, из "сволочей", якобы согласно секретной директиве советского командования 1943 года готовят диверсантов-смертников для заброски к немцам. Воспитатели, включая начальника лагеря, отобраны из "зеков" сталинских лагерей. Естественно, ничего подобного в настоящей жизни не было.

Иначе говоря, фильм «Сволочи» прекрасно вписывается в другие усилия сионистко-масонского агитпропа по этому направлению – сноса «Бронзового солдата» в Таллине, переписыванию учебников истории в самостийной Украине или выставлению «счетов» странами Прибалтики России «за советскую оккупацию».

Вручение премии «Лучший фильм» этой киногнусности было тщательно подготовлено – в качестве ведущей была приглашена заокеанская сисястая кинодива Памела Андерсон, а «Сволочей» замаскировали в списке других фильмов-претендентов, среди которых был, пожалуй, лучший русский фильм последних 15 лет – «Волкодав».

Не случайно и приглашение на роль вручающего премию Владимира Меньшова с супругой Верой Алентовой. Дело в том, что фильм Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» получил в 80-х годах так называемый «иностранный» «Оскар», или награду за лучший иностранный фильм по версии американской киноакадемии.

Вот и вручение приза «Лучший фильм» «Сволочам» должен был произвести лауреат этого самого «иностранного» «Оскара» Владимир Меньшов с супругой, исполнительницей главной женской роли в этом фильме. Так сказать, первый шаг на выдвижение «Сволочей» в качестве русского претендента на очередной розыгрыш лучшего иностранного фильма по версии американской киноакадемии. При этом, благодаря усилиям сионистко-масонской закулисы, с большими шансами заполучить этого самого «Оскара».

Вот такая нехитрая комбинация – мы вам «Оскара», а вы, дурни, сами подставитесь в этой киногнусности, где вас покажут убийцами детей и будущими «менторами мирового терроризма».

Но великолепный профессионал и настоящий мужчина Владимир Меньшов, видимо, понял всю эту «комбинацию», когда вскрыл конверт с «лауреатом» - «Сволочами». И максимально усложнил теперь выдвижение этой киногнусности в претенденты на «иностранный» «Оскар». Хотя, думается, эти попытки будут продолжены. Холуям сионистско-масонской закулисы, как известно, хоть мочись в глаза – все божья роса.

Иначе говоря, как писал всемирный классик, «Бойтесь данайцев, дары приносящих». Особенно, когда эти «дары», подобные дешевым силиконовым прелестям заезжей секс-бомбы, имеют плохо замаскированным намерением опорочить нашу страну и нашу историю нашими же руками.

Сегодня Владимир Меньшов прокомментировал причины своего поступка во время церемонии вручения "Кинонаград MTV 2007", передает «Газета.Ru» .

"Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии.

На что создатели отвечали - ну как же не было? Наш автор, Владимир Кунин, он сам был в таком лагере смерти для подростков и чудом остался жив. Тогда этим делом заинтересовалось ни много ни мало - ФСБ и стало поднимать архивы, доказывая, что не было такого. При этом выяснилось, что Кунин не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел. Хотя до этого он своим боевым прошлым очень гордился и много на эту тему написал всякой гадости про армию, в советское время, правда, писал прелести.

Ну и в связи с этим он, видимо, испугался, что раскопают слишком далеко, принес какие-то очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали - я имею в виду Атанесяна и прочих. Более того - потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!

А теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой, они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали.

Об этом все было сказано - неужели забыли? Тогда слава богу, что сейчас это все опять всплывет, и начнут об этом говорить. Громкие слова, извините, но для меня это святые годы, святой период нашей истории - Великая Отечественная война. Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории - а именно это и происходит. Проваливают, а вместе с ним проваливают и войну. Это ужасно! Это грешно. Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом.

Вот и все. Поэтому я так и сказал.

Понимаете, мы сейчас вообще очень легко можем свалиться в навязываемую нам позицию, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, а наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Сидеть в этой яме - и с большим удовольствием снимать такие фильмы. В то время, как по крайней мере европейцы перед воевавшими тогда на коленях должны стоять за эту фантастическую, нечеловеческую, жертвенную войну, которую они целиком практически взяли на свои плечи. И вытащили!

И что теперь - это перевернуть? Промолчать? Да никогда!"

Скандал произошел вчера на 2-й ежегодной Церемонии вручения "Кинонаград MTV Россия - 2007" в столичном кинотеатре "Пушкинский". режиссер Владимир Меньшов, вскрыв конверт и увидев победителя в номинации "Лучший фильм", - "военная драма" Александра Атанесяна "Сволочи", снятый по сценарию Владимира Кунина, - наотрез отказался вручать премию: "Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну", заявил режиссер картины "Ширли-Мырли".

Я поговорил с режиссером и актером Владимиром Валентиновичем Меньшовым относительно его вчерашнего поступка на вручении кинопремий MTV.

Напомню, что на вручении он отказался вручать приз за лучшую картину фильму «Сволочи». Вот выдержка из нашей сегодняшней статьи:

А следом произошло и главное событие вечера. Владимир Меньшов и его супруга Вера Алентова вышли вручать приз в номинации «Лучший фильм». Режиссер сказал, что следит за современным российским кино, понимает, как оно сделано, на что работает и платит ему тем же. На звание лучшего фильма по версии MTV претендовали «Питер FM», «Волкодав», второй «Бумер», «Жара» и «Сволочи».

Вскрыв конверт, Меньшов изменился в лице. «Я надеялся, что пронесет. Я очень надеялся, – сказал режиссер. – Я не собираюсь вручать приз фильму, который позорит мою страну». После этих слов Меньшов швырнул конверт на пол и вместе с женой поспешно покинул церемонию.

Поступок этот вызвал неоднозначную реакцию и оценки колебались в интервале от "молодец" до "хам". А вот как он сам объяснил мне свои мотивы:

Мне очень странно - неужели все забыли, что предшествовало выходу этого фильма на экран? Была дискуссия, довольно односторонняя, впрочем - писали ветераны, историки, говорили, что это бред, что такого физически быть не могло, и не было никогда в армии.

На что создатели отвечали - ну как же не было? Наш автор, Владимир Кунин, он сам был в таком лагере смерти для подростков и чудом остался жив. Тогда этим делом заинтересовалось ни много, ни мало - ФСБ, и стало поднимать архивы, доказывая - что не было такого. При этом выяснилось, что Кунин не только в этом лагере не был - он вообще не воевал, фронта не видел. Хотя до этого он своим боевым прошлым очень гордился и много на эту тему написал всякой гадости про армию - в советское время, правда, писал прелести.

Ну и в связи с этим он, видимо, испугался, что раскопают слишком далеко, принес какие очень невнятные извинения. И авторы фильма тоже сказали - извините, мы толком не знали - я имею в виду Атанесяна и прочих. Более того - потом раскопали, что такая школа была, вот только создали ее не у нас, а фашисты - на оккупированных территориях. Это же надо так все наизнанку вывернуть!

А теперь эти подростки, которым запудрили мозги со страшной силой - они вообще ничего не понимают в истории страны и, особенно, в новейшей нашей истории - советской, истории Великой Отечественной войны - они и приняли все показанное за чистую монету и проголосовали.

Все про это было сказано - и все-таки забыли? Тогда слава богу, что сейчас это все опять всплывет, и начнут об этом говорить. Громкие слова, извините, но для меня это святые годы, святой период нашей истории - Великая Отечественная война. Я не могу смотреть, как проваливают в черную дыру весь период советской истории - а именно это и происходит. Проваливают, а вместе с ним проваливают и войну. Это ужасно! Это грешно. Это грех, который нам не простится, веками будем отмаливать его потом.

Вот и все. Поэтому я так и сказал.

Понимаете, мы сейчас вообще очень легко можем свалиться в навязываемую нам позицию, что Советский Союз воевал на стороне Гитлера, а наши отцы были ничем не лучше фашистов. Два шага - и мы там уже будем. Сидеть в этой яме - и с большим удовольствием снимать такие фильмы. В то время, как по крайней мере европейцы перед воевавшими тогда на коленях должны стоять за эту фантастическую, нечеловеческую, жертвенную войну, которую они целиком практически взяли на свои плечи. И вытащили!

И что теперь - это перевернуть? Промолчать? Да никогда!

Кстати, успев посмотреть обсуждения в сети, понял, что вся эта история с фильмом «Сволочи» уже успела забыться. Поэтому я ее, с вашего позволения, напомню.

Ниже – только цитаты и прямая речь, в хронологическом порядке, без каких-либо комментариев.

июль 2000 года.

Кунин: - Дело в том, что я оказался в тюрьме, когда мне исполнилось четырнадцать лет. Было начало сорок третьего года. Меня взяли за групповое ограбление с убийством. Малолеток на том деле было несколько человек.

В Алма-Ате есть такой знаменитый каток Медео, вот 1000 метров вверх располагалась школа диверсантов НКВД, куда меня отобрали. Курсантами могли быть только члены партии или члены коммунистического союза молодежи. Помимо этого, обязательное условие - никаких родственников. Гибель выпускника-диверсанта на задании была запрограммирована. Готовили из нас убийц для выполнения спецзаданий в горах.

Первую группу сбросили над Югославией. Пятнадцать подростков - отлично подготовленных убийц. Приземлились только трупы. Расстреляли всех в воздухе. Кто-то заложил их, кто-то работал на немцев.
А я "отработал" в Карпатах. Потом вышли к своим, попали в фильтрационный лагерь. "Кто?", "откуда?" - а мы молчим, по-другому нельзя было. Но все обошлось.
Кстати, я однажды пришел в КГБ и говорю: "Ребята, у меня срок призыва в военном билете стоит 10 мая 44-го года, я же, извините, с 4 апреля 43-го под пулями сидел!". А они мне: "Вам же сказано подписку хранить вечно - ничего не можем поделать".
Спустя двадцать четыре года я первый раз рассказал об этом жене. И мы с семьей решили полететь в Алма-Ату - я хотел показать следственный изолятор, в котором меня держали.

Радио «Эхо Москвы», эфир Ксении Лариной под названием «Кино о Великой Отечественной». Гости - Актер Андрей Иванович Краско и режиссер и продюсер Александр Атанесян.

Фрагмент:

К. ЛАРИНА – А вот в этой истории, я так понимаю, про детей-смертников, если можно так выразиться. Это же жуть какая-то! Но на самом деле, так оно и было, да?

А. КРАСКО – Я готов поверить.

А. АТАНЕСЯН – Нет оснований не поверить Владимиру Кунину, он был в этом лагере. И собственно, киноповесть «Сволочи» родилась из двух глав романа «Мик и Альфред» - это его автобиографический роман. Он был сыном актера, эвакуированным в Алма-Ату. Потом папа замучил сам себя совестью, что в такое тяжелое для страны время имеет бронь и отсиживается в эвакуации, и, не подумав о сыне, ушел на фронт. Сын остался один, прибился к беспризорникам, бродягам, к преступникам, которых было полно в эвакуированном Казахстане, в Алма-Ате, в частности. Дальше попал в тюрьму, потом попал в этот самый лагерь. Но Кунин (по его рассказу, я не имею оснований ему не доверять), он не попал на спецзадание, почему, он об этом не говорит. На самом деле, это история не о войне. Было бы не правильно называть это о войне. Вот, замечательная песня и слова: «Нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим». Вот это история о той цене, которую заплатила страна за эту самую победу.

В СВЯЗИ С ВЫХОДОМ НА ЭКРАНЫ СТРАНЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СВОЛОЧИ»

В связи с выходом на экраны страны художественного фильма «Сволочи», созданного студией «Ритм» и продюсерской компанией «Парадиз» по одноименной повести Владимира Кунина, в ЦОС ФСБ России поступают обращения от представителей средств массовой информации и ветеранской общественности о соответствии сюжета фильма исторической действительности. В фильме рассказывается о якобы существовавшей в годы Великой Отечественной войны в горах Алатау под Алма-Атой спецшколе НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот.

Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.

В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.

В тот же день:

Кунин:

Для «Эхо Москвы»

В основе сценария фильма "Сволочи" не лежат реальные события, заявил в эфире радиостанции "Эхо Москвы" автор сценария киноленты Владимир Кунин. "У меня был полуфантастический-полумистический роман "Мика и Альфред", - рассказал В.Кунин. - Я взял оттуда полторы главы и сделал из этого сценарий, убрав фантастику, написал его как любой литератор, имеющий право на свое видение событий, на свои домыслы, основанные на некой информированности, на чем-то похожем".

По его словам, все публикации в Интернете, где "автор сочинения отождествляется с его героем – это бред сивой кобылы". "Я продал сценарий "Мосфильму", его взял режиссер Александр Атанесян, после чего я не виден ни самого режиссера, ни метра отснятого материала, - заметил писатель. – Каждый раз, когда я приезжал в Москву, мне в этом было отказано". По этому, по словам В.Кунина, он не может "отвечать ни за что: ни за переделки, которым подвергся сценарий, ни за то, что Атанесян включил свою фамилию в качестве соавтора сценария".

Для «Радио Культура»

«Мика и Альфред» - это роман мистико-фантастического толка. Все это сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на вымысел, на домысел, на свой собственный взгляд на мир и на любые фантазии. Тем более что я не писал никакой документальной повести. К сожалению, очень многие журналисты или не журналисты, может быть, даже и ФСБ, почему-то отождествляют придуманного героя с автором. Даже, когда это пишется от первого лица, как какая-нибудь повесть или роман. Но нельзя же так примитивно считать, что человек описывает самого себя. Все придумано. Это все равно, что сейчас подать иск в суд на Льва Николаевича Толстого за то, что он толкнул Анну Каренину на рельсы или притянуть Федора Михайловича Достоевского к ответу за то, что он вложил в руки Раскольникова топор».

Режиссер Александр Атанесян, для радио «Культура»:

«Ни у меня лично, ни у одного из моих ассистентов нет ни одного архивного документа, подтверждающего существование таких лагерей на территории Советского Союза. То есть, если Владимир Кунин - автор этой истории, утверждает, что он был в этом лагере и он давал подписку, то есть утверждал это в частных разговорах, но никогда на официальном уровне он этого не говорил, то в ФСБ России абсолютно правы, я даже более того допускаю, что правда за ФСБ России, нежели за Владимиром Куниным. Потому как авторы склонны выдумывать».

Статья в «Комсомолке»

В ответ на запрос в Центральный архив Министерства обороны мы получили любопытные документы. Например, как будущий писатель на недолгое время стал военным. Из приказа приемной комиссии о зачислении Кунина в Ташкентскую военно-авиационную школу стрелков-бомбардиров: «Фейнберг Владимир Влад., 1927 г. р., призван в декабре 1944 г., еврей, дом. адрес: г. Алма-Ата. ул. Калинина, 63».

Согласно этому приказу 17-летний Владимир Фейнберг стал курсантом и надел военную форму. Заметим, в нескольких тысячах километров от линии фронта. Здесь юноша и поднимался в небо, но совсем не в качестве военного летчика. В сентябре 1945 года его откомандировывают во 2-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков-наблюдателей (в нынешнюю Оренбургскую область). А уже 15 мая 1946-го по решению педсовета в связи с учебной неуспеваемостью исключают. Не смог он доучиться и в Московской военно-авиационной школе (г. Серпухов). Его и оттуда 11 декабря 1946 года отчисляют за недисциплинированность. Карьера «военного пилота» на этом заканчивается.

Андрей Краско в интервью “Комсомольская правда” (Калининград).

- Как вы отреагировали на письмо ФСБ России, где заявлено, что картина не имеет ничего общего с действительностью?

Для нас это был незапланированный рекламный ход. Мы-то думали, что снимали реальную историю. Автор книги и сценария Владимир Кунин утверждал, что сам был когда-то в одном из таких лагерей. И только за пару минут до премьеры он сообщил по телефону режиссеру Атанесяну, что сюжет «Сволочей» - полный вымысел. В итоге Атанесян сказал зрителям: «Чистая правда - первые 30 секунд фильма». Он имел в виду титры.

Михаил Швыдкой на пресс-конференции в РИА Новости:

«Я не владею информацией, что господин Кунин является самозванцем, - заявил на недавней пресс-конференции Михаил Швыдкой. - Он им не является. Я всегда в таких случаях занимаю адвокатскую позицию, а не прокурорскую. Что касается того, что история "Сволочей" является вымышленной... Художественные произведения - это всегда вымыслы художников. Художник, повторю еще раз, имеет право на вымысел. Фильм "Сволочи" кому-то нравится, кому-то нет, но заверяю вас: социологические опросы показывают, что свою патриотическую миссию он выполняет».

По моему, в последней фразе, если выкинуть слово «патриотическую», Михаил Ефимович в кои-то веки сказал правду.

К несчастью, свою линию Швыдкие-Кунины гнут с неподдельным усердием.

К счастью, иногда на пути им все еще попадаются Меньшовы.

Да, кстати, вот еще показательный "штрих к портрету". Вот что говорил режиссер "лучшей картины" в интервью "Радио Культуры" год назад:

Режиссёр Александр Атанесян особо подчеркнул, что его картина не должна принимать участие в какого-либо рода киноконкурсах. Это его принципиальная позиция:

«Я совершенно не против того, чтобы фильм показывали на любом фестивале вне конкурса. Это моя принципиальная позиция. Я считаю, что культура - не место для соревнований. Реальную оценку фильма, книги, произведению живописи может дать только время. Крайне глупо соревноваться между собой и выяснять, чья картина лучше. Это не разумно по определению. Это всегда зависит от субъективного мнения тех членов жюри, которые приглашены на конкретный фестиваль. А люди - есть люди. Критериев по определению лучших фильмов не существует»

Свидетелями случившегося были миллионы телезрителей: актер и режиссер Владимир Меньшов публично отказался вручить приз MTV за "лучший фильм" создателям Праздник музыкального телеканала из малозначительного факта перекочевал в ранг общественного скандала.

Номинанты этой премии отбираются пулом зрителей MTV, и это, конечно, особая аудитория: передачи развлекательного подросткового канала и признаки серьезного искусства несовместимы. Об этом говорят даже формулировки номинаций: "Лучший поцелуй в кино", "Лучший злодей", "Лучшая драка" и пр. Отсюда и предпочтения типичной для канала аудитории: в финальной пятерке фильмов года оказалась либо "развлекуха", либо некий интригующий "прикол", который позволил войти в число номинантов единственной в пятерке серьезной картине "Живой".

"Сволочи" вполне отвечают развлекательно-клиповому мышлению: динамично, круто, много мускулистых торсов, которые примелькались на афишах. Критически воспринимать кино, соотносить увиденное на экране с жизненными реалиями эту публику давно отучили. Но это не значит, что она не воспримет продемонстрированную им вампуку за историческую правду и начнет простодушно думать, что так, мол, и было.

Если принять все это во внимание, каждый порядочный человек на месте Владимира Меньшова сделал бы то же самое. Даже рискуя попутно создать дополнительную рекламу событию, не имеющему отношения к искусству, а также дать диджеям маргинальных радиостанций, работающим по принципу "о чем говорить, когда не о чем говорить", пищу для самых диких толкований. Среди наблюдавших инцидент по ТВ или прочитавших о нем в газетах многие теперь зададутся вопросом: мы знаем оскаровского лауреата Владимира Меньшова как человека серьезного и вдумчивого - стало быть, были у него веские основания для такого поступка. И задумаются - каковы же они? И это будет первым шагом к тому, чтобы от гипнотического кайфа вернуться к критическому осмыслению увиденного. И тогда - к правде нашей общей истории.

Напомню: речь в фильме идет о том, что в СССР якобы создавались спецшколы НКВД по подготовке диверсантов-смертников из малолетних преступников-сирот. Мало кто читал объяснение живущего в США сценариста Владимира Кунина, заявившего, что это вещь "мистико-фантастического толка. Все сочинено. Я считаю, что писатель имеет право на любые фантазии". Большинство зрителей восприняли картину как едва ли не документальное свидетельство, не заметив попсовой природы фильма, к которому даже музыку писал "попсист" Аркадий Укупник.

Мы попросили Владимира Меньшова прокомментировать двигавшие им мотивы.

"Когда "Сволочи" вышли на экраны, был скандал - фронтовики стали писать письма, возмущаться откровенной выдумкой: не было в практике Великой Отечественной войны случаев, чтобы из подростков формировалось подобие "гитлерюгенда", чтобы их посылали на верную смерть. Сначала авторы ссылались на опыт Владимира Кунина, который, мол, лично был в таком отряде, единственный, кто выжил. Но потом выяснилось, что он вообще не был на войне. Тогда в СМИ промелькнуло подобие извинений: драматург заявил, что имеет право на вымысел, а режиссер Александр Атанесян - что он поверил сценарию. Сейчас вся эта история забылась, и аудитория MTV - подростки, которые уже не знают истории своей страны или окончательно в ней запутались, дружно проголосовали за эту клюкву.

Почему я счел нужным так поступить? Потому что для меня война - это святая тема. Для русского народа не было ничего более значительного за минувший век, чем эта война и победа, давшаяся ценой миллионов жизней. И это очень тяжелый случай, когда мы, борясь с тоталитарным прошлым (причем многие сделали на этом неплохие карьеры), одновременно выплеснули из советской истории все реально героическое, подменив его самой дикой фантазией.

Когда на церемонии "Сволочи" получили парочку второстепенных наград, публика реагировала так буйно, что я внутренне напрягся: неужели фильм станет и главным победителем?! Но у меня еще оставалась надежда на разум этой публики, тем более что когда я вышел вручать приз за лучший фильм, названия номинированных картин мне не были известны. А когда я вскрыл конверт и увидел, что худшее свершилось, передо мной встал трудный выбор. С одной стороны - вроде бы нехорошо портить людям праздник. Но ведь мне тогда придется широко улыбнуться и расцеловать победителей, создателей того самого фильма, к которому я отношусь с брезгливостью. Это было выше моих сил, и я предоставил вручать награду кому-нибудь другому, для кого предмет фильма не столь близок".

подробности

Главной "фишкой" церемонии вручения наград MTV стало не явление киношедевра, а приезд пышногрудой 39-летней звезды Памелы Андерсен, которая известна не столько киноработами, сколько количеством силикона, который носит на себе.

Церемония эта известна стёбом, который переходит порой всякие границы. Так, один из ведущих - Александр Пряников, благожелательно поговорив с кем-то из продюсеров, тут же спохватился: "Лизнул?" Впрочем, возможно, некоторые звезды и заслуживают такого отношения. На церемонии наблюдалось распределение звезд по весовым категориям. Со звездульками мелкого масштаба типа группы "Тутси" говорили Пряников и Ирина Понарошку. С теми, кто претендует на интеллект (Чулпан Хаматова, Анастасия Заворотнюк), беседовали Тутта Ларсен и Александр Анатольевич. Эти уже знали английский, так что смогли достойно встретить Памелу Андерсен, которой кто только не пытался подражать в этот вечер. Больше всех - Маша Малиновская, доказавшая, что и у нас есть девушки, способные показать части тела не хуже, чем у Памелы. Скопление памелообразных блондинок превышало все нормы.

Но поражали не столько экстерьеры и наряды, сколько то, что звезды сами не знали номинированных фильмов. Вопрос: "За кого вы болеете?" - оказался для них самым сложным: они либо называли проект, в котором участвовали, либо уходили от ответа, дабы скрыть свое незнание отечественного кино. Хаматова, поднапрягшись, вспомнила два фильма. Заворотнюк пыталась отговориться: мол, знаю, но не скажу, но увидела рядом Филиппа Янковского и заявила: "За него болею!" Оставалось надеяться, что хотя бы зрители знают, за что голосуют.

Президент МТV Networks Билл Роуди сказал, что русская премия МТV - лучшая в мире! Она своеобразна, кто спорит. Начать с того, что Памела Андерсен не была ведущей церемонии, как было объявлено, а появилась на сцене лишь пару раз. По обе стороны сценической лестницы выстроились чернокожие люди и запели на мотив из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда". После чего возникла Памела, которой не дали ни микрофона, ни переводчика. Девушка переминалась с ноги на ногу, стоя между двумя ведущими и с Иваном Ургантом за спиной. К счастью, ей не перевели то, что о ней говорили, иначе она вернула бы 300 тысяч долларов, по слухам, уплаченные ей за участие в российской церемонии, и укатила на родину. Самую безобидную шутку отпустил Ургант: мол, Эльдар Рязанов снял в этом году фильм "Андерсен" в честь Памелы. Прошелся Иван и по фильмам с эротическим уклоном, где снималась актриса, а Игорь Верник и вообще обращался с девушкой аки с неразумным животным. Когда на Памелу налетели толпа цыган и русский ансамбль песни и пляски, она не знала, что ей делать. Пробовала потрясти грудью в такт с цыганами, а как пуститься в русский пляс - понятия не имела. Не знала она и что делать с поднесенными хлебом-солью: никто не предупредил, не научил, не перевел. Стёб и веселье - это, конечно, хорошо, но звезду, поставленную в столь бессловесное и беспомощное положение, тоже жалко.