Роль ансамблевой игры в развитии ученика-пианиста. Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся дмш

Для музыканта нет большего счастья, чем совместное музицирование, и степень профессионализма любого музыканта прямо пропорциональна его мастерству игры в ансамбле. Да, он может быть прекрасным солистом, слушать которого – одно удовольствие, но окончательно оценить его, как музыканта, можно лишь, послушав, как он играет в коллективе.

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль. В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно. В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля.

Ансамбли бывают разные, и в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия. Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям.

Какие же условия необходимо соблюдать при игре в ансамбле? Как добиться слаженности и тем самым развить навыки, без которых музыкант не может называться музыкантом? Существует несколько тонкостей и нюансов, которые нужно отслеживать, пока они не войдут в привычку.

  • Стройная игра, прежде всего! Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно.
  • Все участники ансамбля должны неуклонно придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры. Недопустимо разное понимание музыкального произведения с точки зрения музыкальной направленности. Например, вальс должен звучать именно вальсом, и если, вдруг, кто-то потеряет характер вальса и будет играть что-то близкое к маршу, ансамбль попросту «развалится».
  • Одинаковое понимание темпа и ритма. Все музыканты – люди, а не метрономы, и кому-то свойственно замедлять темп, а некоторым – ускорять. За этим нужно тщательно следить, так же, как и за ритмом, ведь искаженное понимание ритма так же приведет к отсутствию слаженности и синхронности.
  • Игра в ансамбле подразумевает одинаковые штрихи исполнения. На первый взгляд, кажется, что это не так существенно, на самом же деле, разные штрихи – это дисгармония музыки, которую удастся избежать, если внимательно отнестись к разбору музыкального произведения.
  • Не оставляем «хвостов»! Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно, если, конечно, не подразумевается изначально что-то иное. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе всеми участниками ансамбля.
  • Динамическая согласованность. Сольное исполнение должно быть забыто во время игры в ансамбле. Если музыкант ведет главную тему, он должен играть ярче, но во время контрапункта или сопровождения, звук надо уменьшать.

Кажется, что все вышеперечисленные приемы не такие уж и сложные. На самом деле, игра в ансамбле требует годы сосредоточенной работы и труда, но труда, приносящего удовольствие. Тут нужно ловить взгляды и движения друг друга с жадностью, боясь упустить что – либо. Именно здесь важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни. Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль — полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

А теперь давайте слушать музыку! Музыка будет ансамблевая.

Л. ван Бетховен Соната для скрипки и фортепиано №5 «Весенняя»

Игра в ансамбле сплачивает, развивает коммуникативные навыки, способствует формированию коллектива, дисциплинирует участников ансамбля, прививает любовь к различным жанрам музыкальной культуры.


Управление образования Добрянского муниципального района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Добрянская детская школа искусств»

Методическая разработка:
« Работа над ансамблями как
одна из форм развития
интереса в обучении музыке
детей со средними данными.»
Преподаватель первой
квалификационной категории
Рапецкая Лариса Викторовна

Добрянка
2010 г.

Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными.

Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.

Цель обучения ансамблевого музицирования:

Воспитание эстетически развитой личности, приобретение начального музыкального образования, необходимого для практического участия в сфере досуга и культурного обслуживания населения в инструментальных ансамблях различных составов и жанров.

Основные задачи:

Ознакомление с широким кругом музыкальной литературы, освоение новых жанров;
-развитие способностей согласовывать свои исполнительские намерения с действиями других участников ансамбля;
-повышение требований в отношении музыкально-исполнительских навыков, умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего художественного целого, выражения общей художественной идеи;
-воспитывать чувство ответственности за себя и за коллектив.

Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Поэтому, чем шире сеть музыкальных школ и чем распространеннее учение музыке, тем лучше. Но я думаю, что в построении педагогического процесса в музыкальных школах мы недостаточно различаем понятия – общее музыкальное воспитание и обучение музыкантов.

Музыке нужно учить всех в той или иной форме и степени, а воспитывать профессионалами-музыкантами нужно не только не всех, но лишь очень не многих».
Никто не встречал шести-, семилетнего ребенка, который бы не пришел на первый урок музыки с сияющими глазами, с огромным ожиданием, с безграничной любовью к незнакомому миру звуков и желанием извлечь их своими собственными руками.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить стимулом к кропотливой работе всех преподавателей. Главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя- музыканта нечем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес учащихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
Однообразная, монотонная деятельность приводит детей к быстро наступающему утомлению, и тому состоянию, которое определяется у детей словом «скучно». «Все жанры хороши, кроме скучного», - говорил некогда Вальтер. Слушание музыки, пение в ансамбле или в хоре, музыкальные викторины, игра в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходиться наблюдать обратную картину, когда ансамблисты, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации. Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.
Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса.

В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо.
Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Игра в ансамбле помогает музыканту преодолеть присущие ему недостатки: неумение держать темп, вялый или излишне жесткий ритм; помогает сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Одним из интереснейших разделов в работе с учащимися является работа над камерным ансамблем, т.е. ансамбль с участием смычковых инструментов.
В камерных ансамблях объединяются инструменты с различными динамическими возможностями. В процессе репетиции выясняется, что при нюансе некоторые партии тонут в общем звучании и важные элементы музыкальной ткани пропадают для слушателя. Возникает необходимость в корректировке привычных представлений. Особое значение приобретают три звучания:
-каждого инструмента в отдельности;
-в ансамбле;
-всего ансамбля.
Если первое не требует пояснений, то второе имеет одну существенную особенность: оно определяется динамическими возможностями слабейшего инструмента. Для исполнителей это звучание слабейшего служит как бы эталоном, по которому они соответственно «подстраивают» силу звучания своих партий. Звук ведущей партии будет более интенсивным, чем звук сопровождения; при прозрачной фактуре он будет иным, нежнее, чем при плотной. Работа над штрихом – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы ее выражения. Штрихи в ансамбле зависят от штрихов отдельных партий. Лишь при общем звучании может быть определена художественная целесообразность и убедительность решения любого штрихового вопроса. Занимаясь камерным ансамблем, т.е. ансамблем с участием смычковых инструментов, педагогу надо внимательно отнестись к смычковым лигам, которые иногда целесообразно изменить в соответствии со смычковым логическим построением фразы, ее динамикой. Смычковая лига не исключает возможности и перерыва звучания, паузы, а ее отсутствие – непрерывного звучания. Многие композиторы охотно ставили смычковые лиги в фортепианных ансамблевых партиях. Пианисты понимают, что такие лиги не обусловливают обязательного снятия руки в конце каждой фразы и обычно мысленно объединяют несколько коротких лиг в одну общую.
Однако лиги имеют другое, гораздо более важное значение. Они могут определять строение музыкальной речи, ее «синтаксис», деление на фразы и показывать интонацию мотива.
Такие лиги обычно называют «фразировочными» или «смысловыми».
Живая фраза - это искусство агогики. Естественно «дышащая» пьеса как ощущение целого – это логичная агогика, не разрушающая внутренне единого темпа. Темп, метр и агогика должны быть подчинены друг другу и вытекать одно из другого: метр появляется из сопротивления темпу, агогика – из сопротивления метру, темп – при обуздании метра и агогики.
Для успешного усвоения всех этих задач возможно применение синтезатора на уроках.
Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, ритмический контроль – самая трудная задача в процессе обучения, и синтезатор здесь – незаменимый помощник. Синтезатор по сравнению с другими музыкальными инструментами – самый молодой и в то же время самый многофункциональный, многоплановый, универсальный инструмент.
Какие же возможности открываются при использовании синтезатора на уроках? Струнные, духовые инструменты получают возможность звучания с аккомпанементом различными вариантами ансамблей, стилями и ритмами.
Исполнение учениками произведений с автоаккомпанементом, причем с варьируемыми ритмами, даст несравнимо большие навыки ансамблевой игры, нежели игра под аккомпанемент концертмейстера. Примером может служить произведение на известные французские мелодии (обработка Морозовой С. И.)
«Попурри».
Для основной массы учеников школы исполнение сольных концертов с оркестром на сегодняшний день остается недостижимой мечтой. Здесь синтезатор мог бы помочь: если и не полностью имитировать оркестр через воспроизведение компьютерного Midi файла, то создать иллюзию оркестрового ансамбля, записав партию оркестра в память.
Концерты классных ансамблей, которые есть у каждого педагога школы, могут превратиться в настоящие «художественные вечера», удивляя разнообразием возможностей. Игра в ансамбле с различными тембрами синтезатора возможна даже для начинающих учащихся. Спандевеккиа. Добрый жук.
Искусство «живой» игры на синтезаторе в концертной практике, когда все звуки рождаются исполнителем непосредственно в момент исполнения, - состоит из двух этапов.
1) Подготовка синтезатора для исполнения конкретного произведения, которая включает выбор необходимых стилей и тембров. Создание и занесение в регистрационную память настроек для всех частей формы музыкального произведения.
2) Умение играть нужным для каждого тембра фактурой и штрихами, умение точно переключиться с одной настройки на другую, создавая драматургически выстроенное по форме музыкальное произведение.

Для концертного использования любого репертуара требуется творческое отношение учеников и преподавателя к выбранному материалу.
Автоаккомпанемент синтезатора – это главный помощник, который полностью подчиняется исполнителю. Придумать для него роль в каждом конкретном произведении – задача ученика и педагога.
На основе репертуара проходит закрепление различных видов гармонии, полифонии, метроритма, фактуры. В репертуаре учащихся должны найти место произведения русских и зарубежных композиторов, композиторов-классиков. В. Моцарт «Маленькая ночная серенада».
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником.
Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ученика.

Литература: В.В. Крюкова «Музыкальная педагогика».
Г.М. Цыпина «Психология музыкальной деятельности».
В.Г. Пешняк «Курс игры на синтезаторе».
И. Шавкунов «Методика игры на синтезаторе».
Полный текст материала Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними данными. смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Цель и задача создания данного сборника – увлечь детей популярным, доступным музыкальным материалом, привить интерес к ансамблевой игре.

В сборник вошли 10 песен из м/ф, знакомые детям с раннего детства, в переложении для исполнения в четыре руки на одном или двух фортепиано.

Переложения дополнены стихами и рисунками, что помогает ребенку создать конкретный образ, а одновременное исполнение мелодии со словами, помогает освоить дыхание, фразировку и выразительность мелодии.

Материал рассчитан для работы в классах специального и общего фортепиано.

Каждому педагогу известна любовь детей к игре в четыре руки. Дети обычно любят играть несложные пьески со своим педагогом. На личном опыте я убедилась, что дети с большим удовольствием исполняют знакомые мелодии. Но при подборе репертуара преподаватель часто сталкивается с трудным и сложным переложением популярной музыки. Учитывая большой интерес к этому виду музицирования и несомненную его пользу, я создала сборник ансамблей, составленный из переложений хорошо знакомых детям песен из мультфильмов. В него вошли десять пьес, удобно размещенных – каждая партия занимает одну страницу, с приложением текста песенки и рисунка (см. Приложение 1 ).

Большинство четырехручных пьес намеренно дано в максимально легком изложении партии, исполняемой учеником, с тем, чтобы учащийся мог направить свое внимание главным образом на задачи ансамблевого исполнения. Эти пьесы, т.е. партии ученика, также целесообразно использовать для чтения с листа с детьми средних и старших классов. Некоторые из ансамблей рассчитаны на совместную игру самих учеников. Например, “Песенка Мамонтенка”, “Антошка”, “Песенка крокодила Гены” (см. Приложение 1 , Приложение 2 ).

Необходимо развивать в учениках способность понимать выразительность музыки с постепенным все более тонким и слуховым восприятием музыкальной ткани (умение вслушиваться в звучание и добиваться правильной фразировки мелодии, каждого голоса в отдельности и в их сочетании, нужной звучности при исполнении мелодии с аккомпанементом и т.п.).

Работая с учеником над произведением, педагог должен приучать учащегося вслушиваться в музыкальную ткань сочинения, добиваясь не только точного исполнения нотного текста и правильной фразировки, но и осмысленной передачи содержания и характера музыки. Выполнение этих задач во многом зависит от умения преподавателя ярко, образно и понятно рассказать ученику о содержании произведения, обратив его внимание на выразительные средства, которыми раскрывается музыкальный образ пьесы.

В результате первых лет обучения (1–3-е классы) ученик должен научиться выразительно, достаточно полным и певучим звуком играть мелодию с несложным аккомпанементом, уметь передать музыкальный образ и характер исполняемых пьес, пользуясь динамическими красками (преимущественно приемом контраста forte и piano) и различными приемами звукоизвлечения: legato, non legato, staccato.

В сборнике переложений “Ансамбли для детей” простота партий ученика, обеспечивает удобство и естественность прикосновения ребенка к инструменту. Распределение мелодии между двумя руками, из которых каждая берет минимальное количество звуков, снимает напряжение, помогает использовать вес руки, добиваться глубины звучания. Здесь ученик осваивает такой прием игры, как переход “ легато” из руки в руку.

Главное внимание отводится выразительному исполнению песенных мелодий. Необходимо научить ребенка в инструментальном звучании мелодии слышать и чувствовать ее вокальные свойства – линию развития, яркие интонации, мелодическое

дыхание. Мелодическая линия должна передаваться не разрозненными звуками, а в виде оформленных музыкальных мотивов – фраз, в которых имеются свои яркие интонации.

Никакие указания не смогут точнее и тоньше передать все нюансы артикуляции, чем живая речь и конкретный образ. Роль текста в период обучения трудно переоценить. Им определяется естественность дыхания, ясность фразировки, выразительность мелодии.

Самой доступной и понятной для ребенка формой приобщения к музыке является пение со словами. Каждая пьеса в сборнике дана с текстом стихов и ученик может сначала спеть просто мелодию под аккомпанемент педагога, а потом уже сам петь и играть. Детям это очень нравится. Так может зародиться склонность к многократным повторениям, а следствием является улучшение качества исполнения.

Осмысленность речевой интонации переносится в интонацию музыкальную, помогая найти нужную окраску звука и отсюда – сам способ звукоизвлечения. Мелодия, связанная с текстом, ярче воспринимается и лучше запоминается, а потому легче переходит в область внутреннего слуха, активизируя его и становясь тем стержнем, на котором строится логика формообразования.

Сборник служит развитию творческой инициативы маленьких музыкантов. Первая самая простая форма ее проявления – поиски новых вариантов распределения звуков между руками. В дальнейшем можно практиковать и более сложные задания – поиски ребенком собственного варианта первой, а затем и второй партии, сочинение им своих вариантов. Например, смена регистров. Очень часто я сама предлагаю ученику “пофантазировать” с регистрами. Это достаточно весело и забавно. В этот момент дети часто придумывают свои сценки с героями мультфильмов.

Возвращаясь к пьесам, пройденным ранее в четыре руки, можно предложить ребенку объединить обе партии в одну. Этот материал можно использовать и на уроках музицирования.

В настоящее время детское музыкальное образование побуждает педагогику к поиску таких путей обучения, которые сделали бы процесс приобщения к музыке и овладение навыками игры на музыкальном инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными. Надо помнить, что процесс обучения должен быть посильным и радостным, так как если постижение азов музыкального искусства сопряжено с непомерной затратой усилий, то интерес к занятиям у ребенка, как правило угасает.

Моя основная задача – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает конкретизировать музыкальный образ и даже находить нужные движения рук.

Глубоко прав Д. Кабалевский, говоря, что “интерес к музыке, увлеченность музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную и познавательную роль”.

“Зажечь, “заразить” ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. В детстве закладываются не только основы знаний, но и формируется музыкальное мышление и умение работать,– считает А.Артоболевская.– Только сумев достигнуть заинтересованности на первых встречах музыкой, можно постепенно вводить ребенка в более узкий круг профессиональных навыков”.

Анна Даниловна часто повторяет: “ Память детства – самая драгоценная память. То, что узнал в детстве, остается на всю жизнь. Ребенка надо сразу “окунать” в музыку, давая ему возможность с первых же встреч активно действовать, создавая музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании ученика как целостный образ, который может заинтересовать и пробудить фантазию ребенка. А каждый образ диктует определенные исполнительские приемы. Более того, от яркости возникшего образа у ребенка подчас как бы сама собой рождается способность передать его необходимым для этого движениями рук.

Как я уже упоминала, одна из важнейших для меня задач – зажечь в ребенке интерес к музыке, слить музыку с его жизнью, с его играми. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами.

Необычайно полезна для детей ансамблевая игра, которая широко рекомендуется. Игра в ансамбле с педагогом – обязательный компонент обучения. Обучение ансамблевой игре активизирует музыкальное развитие, расширяет восприятие музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств исполнительной выразительности. При изучении ансамбля, ребенок вслушивается в звучание нового для него гармонического фона в партии педагога, в выразительно – изобразительные краски сопровождения, его ритмически – организующее начало. Далее внимание ученика направляется на слушание элементов полифонии, острой и колористической ритмики.

Я активно использую данные переложения на уроках общего фортепиано. Это помогает детям быстрее освоить и нотную грамоту, и клавиатуру, и поддерживает интерес к предмету.

При недостаточной эмоциональной отзывчивости на музыку рекомендуется на начальных занятиях чаще пользоваться песенной литературой, конкретнее воздействующей на музыкальные впечатления ребенка и активизирующей его интерес к музыке. Характер подготовки детей к усвоению исполняемых произведений зависит от степени их музыкальной восприимчивости. Полезно предварительно (до исполнения) ознакомить детей с предлагаемым для слушания произведением. Такая подготовка включает разъяснение словесного текста, характера музыки и ее образного содержания, сходства и различия частей формы, выразительных особенностей мелодии, ритма, регистров, динамики, штрихов. Данный сборник призван помочь более простым и доступным способом, на понятном ребенку материале объяснить форму, ритм, динамику, регистры, штрихи.

Развитию и стимулированию важнейшего качества – умению хорошо слушать музыку и активно участвовать в исполнении – служит игра в ансамбле, где эти качества совершенствуются благодаря необходимости слушать партнера, согласовывать звучность и преемственность обеих партий.

Ансамбли обогащают музыкальные представления ученика яркими ладо – гармоническими звучаниями, образной характеристичностью разных жанровых зарисовок.

Ансамбль – слово, знакомое всем и каждому. Его часто употребляют по отношению к вещам, не имеющим ничего общего с музыкой. Например, архитектурный ансамбль. В переводе с французского языка, «ансамбль» означает: слаженность и согласованность. Именно это, и есть его самая важная составляющая. Делать что-то вместе и делать это синхронно.

В синхронности и кроется главная тайна и неизменный успех ансамбля. Ансамбли бывают разные, и в зависимости от количества музыкантов имеют свои названия. Такие слова, как дуэт, трио, квартет известны даже далеким от музыки людям.

Какие же условия необходимо соблюдать при игре в ансамбле? Как добиться слаженности и тем самым развить навыки, без которых музыкант не может называться музыкантом?

Существует несколько тонкостей и нюансов, которые нужно отслеживать, пока они не войдут в привычку.

Стройная игра, прежде всего! Фальшивое исполнение сведет на нет все хорошие начинания, и приведет к неудовольствию слушателей. Над строем надо работать и работать усердно.

Все участники ансамбля должны неуклонно придерживаться одного музыкального жанра или манеры игры. Недопустимо разное понимание музыкального произведения с точки зрения музыкальной направленности. Например, вальс должен звучать именно вальсом, и если, вдруг, кто-то потеряет характер вальса и будет играть что-то близкое к маршу, ансамбль попросту «развалится».

Одинаковое понимание темпа и ритма. Все музыканты – люди, а не метрономы, и кому-то свойственно замедлять темп, а некоторым – ускорять. За этим нужно тщательно следить, так же, как и за ритмом, ведь искаженное понимание ритма так же приведет к отсутствию слаженности и синхронности.

Игра в ансамбле подразумевает одинаковые штрихи исполнения. На первый взгляд, кажется, что это не так существенно, на самом же деле, разные штрихи – это дисгармония музыки, которую удастся избежать, если внимательно отнестись к разбору музыкального произведения.

Не оставляем «хвостов»! Заканчивать, как и начинать музыкальную фразу нужно одновременно, если, конечно, не подразумевается изначально что-то иное. Очень некрасиво и неряшливо слушаются окончания, завершенные не вместе всеми участниками ансамбля.

Динамическая согласованность. Сольное исполнение должно быть забыто во время игры в ансамбле. Если музыкант ведет главную тему, он должен играть ярче, но во время контрапункта или сопровождения, звук надо уменьшать.

Кажется, что все вышеперечисленные приемы не такие уж и сложные. На самом деле, игра в ансамбле требует годы сосредоточенной работы и труда, но труда, приносящего удовольствие. Тут нужно ловить взгляды и движения друг друга с жадностью, боясь упустить что – либо. Именно здесь важна чуткость и внимательность, качества, которые очень даже пригодятся в жизни. Поэтому, можно не сомневаться, ансамбль - полезное и приятное дело не только для слушателей, но и для исполнителей!

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств».

Методическое сообщение по теме:

«О пользе ансамблевой игры»

г. Инта, республика Коми.

2013г.

Задача школ общего музыкального образования состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные учебные заведения, но и в воспитании гармонично развитых людей, жизнь которых обогащена великим даром - умением тонко чувствовать и понимать музыку. Цель музыкальных школ – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, но и всех, кто обучается в ней. А главная задача преподавателя состоит в том, чтобы иметь неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно приобщить к волшебному миру музыки и научить этой увлекательной игре – игре на музыкальном инструменте! Одной из таких возможностей является игра в ансамбле. Мы знаем, что ансамбль (от фр. ensemble) – это совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Ансамбли различаются количеством участников (дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д.) и составом инструментов. Я предпочитаю работать со смешанными ансамблями, где исполнителями являются дети разных возрастов, играющие на разных инструментах (аккордеон и флейта, домры и гитары, ударные и клавишные инструменты). Такие ансамбли радуют своими неожиданными возможностями, новыми тембровыми сочетаниями, яркими находками. Также ансамбли, которыми я руковожу (ансамбль преподавателей «Шутка» и детский инструментальный ансамбль «Изюминка») тесно сотрудничают с солистами-вокалистами и детской вокальной группой. И участникам ансамбля, особенно детям, это доставляет особую радость, дети с удовольствием аккомпанируют и даже сами подпевают.

Занятия в ансамбле являются одной из эффективных форм музыкального воспитания и развития учащихся. И будущему музыканту, и участнику самодеятельности игра в ансамбле, коллективные выступления дают яркие музыкальные впечатления, захватывают общностью творческой задачи, объединяют и сплачивают в единый дружный коллектив. Многие учащиеся музыкальных школ по разным причинам – недостатка игровых навыков, технических возможностей, необходимых данных – не имеют возможности выступать как солисты в концертах. А так как для современных детей самореализация и самоутверждение очень важны, то это не удовлетворяет учащихся и приводит к снижению интереса к занятиям. Ребёнок остаётся нереализованным в своих желаниях и, разочаровавшись, может бросить обучение. Игра же в ансамбле делает учащихся разной степени продвинутости равноправными исполнителями и даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, способствуя успехам в занятиях и личной заинтересованности в обучении. Поэтому вопросы совместного музицирования занимают одно из важнейших мест в жизни школ. Ведь именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Совместное музицирование обладает огромными развивающими возможностями. Все мы знаем, что игра в ансамбле или оркестре способствует закреплению навыков, приобретённых на уроках специальности, как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, помогает ученику выработать технические навыки, а также доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость, большее, чем сольное исполнение. Ансамблевое музицирование учит слушать партнёра, учит музыкальному мышлению: это искусство вести диалог с партнёром, т.е. понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать. Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно надеяться, что он успешно освоит специфику игры на инструменте.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей, авторов, различные переложения оперной и симфонической музыки. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. Игра в ансамбле способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического). Также совместное музицирование способствует хорошему чтению нот с листа. Детям интересно, они слышат знакомую или приятную мелодию, хотят быстрее её освоить, быстро осваивают нотную графику. Нотный текст помогает разобраться в простейших элементах музыкальной формы, а также закрепляются полученные навыки артикуляции – staccato, legato, non legato.

Все мы знаем, что дети не хотят и не видят паузы в нотном тексте. А что такое паузы? Паузы – это дыхание в музыке, которое бывает коротким или более длинным, но обязательно длится определённое время. Так вот, в ансамбле дети учатся слушать игру партнера во время пауз в своей партии. Ансамблевое музицирование так же очень хорошо помогает в закреплении основных навыков звукоизвлечения. Еще игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Ритм – один из центральных элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Играя вместе, ученики находятся в определённых метроритмических рамках. Необходимость "держать" свой ритм делает усвоение различных ритмических фигур более ограниченным. Ансамблевая игра не только даёт педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика верное темпоощущение, необходимость найти наиболее выразительный ритм, добиться точности и чёткости ритмического рисунка. Определение темпа зависит от выбранной совместно единой ритмической единицы (формулы общего движения). Эта формула имеет при игре в ансамбле большое значение, т.к. подчиняет частное целому и способствует созданию у партнёров единого темпа. Игра в ансамбле требует прежде всего синхронности исполнения, метро-ритмической устойчивости, яркости ритмического воображения, умения представить не только свою партию, но и другую. Также во время коллективного музицирования требуется:

1. Работа над чистотой исполнения текста, слаженной игрой, отработка штрихов. Осмысленная игра на основе понимания содержания и характера исполняемой музыки.

2. Работа над звуком, способность «держать» темп во время исполнения. Выработка внимания и понимания жеста дирижера. Воспитание умения слушать исполняемое произведение и оценивать свое исполнение.
3. Работа над ритмом, единым оркестровым метром .

4. Работа по группам над качеством звукоизвлечения. Исполнение текста без ошибок и остановок.

5. Работа над выразительным исполнением.

6. Работа над формой и стилем исполняемого произведения. Первоначальный навык умения услышать себя в оркестре и исполнить пьесу целиком.

Первым партнером ученика по ансамблю является, конечно же, педагог. Уже на самых первых занятиях я беру домру и совместно с учеником исполняю какую-нибудь известную мелодию. При этом я играю основную тему, а ученик мне подыгрывает целыми или половинными нотами. Такое совместное исполнение помогает ребенку быстро включиться в обучающий процесс и почувствовать себя в роли музыканта-исполнителя. Особой внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик) уже в начальных классах. Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения.

Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнёрами темпа и ритмического пульса. Синхронность является одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление всех обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание. Одновременность окончания имеет не меньшее значение. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Синхронность вступления и снятия звука достигается значительно легче, если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Музыка начинается уже в ауфтакте и в короткие мгновения ему предшествующие, когда учащиеся волевым усилием сосредотачивают своё внимание на выполнении художественной задачи. В средних и старших классах осваивается более сложный ритм, дети учатся выделять из общего звучания главное, передавать мелодическую линию из одной партии в другую и т.д. Ученикам это нравится и они лучше справляются с произведением, чем при сольном исполнении, чувствуют большую ответственность. Необходимо стараться не прекращать этот вид обучения, предлагать детям читать с листа ансамблевые пьесы, всё это способствует концентрированному музыкальному мышлению.

Любой ансамбль не мыслим без творческой дисциплины. Для публики ансамбль начинается уже с выхода на сцену. Поэтому ещё на репетициях я с учащимися отрабатываю красивый и собранный выход на сцену, совместный поклон и дисциплинированный уход, обговариваю их внешний вид и форму одежды.

Таким образом, роль ансамблевой игры при обучении игре на музыкальных инструментах очень велико. Она учит всему: ритму, сознательному отношению к делу, ответственности, быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие!

Список используемой литература:

1. Е.М. Тимакин "Воспитание пианиста"

2. А. Алексеев "Методика обучения игре на фортепиано"

3. Н. Гончарова “Работа над ансамблями как одна из форм развития интереса в обучении музыке детей со средними природными данными”

4. А. Готлиб "Основы ансамблевой техники"

5. Г. Нейгауз "Об искусстве фортепианной игры"

6. Максимов Л. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов. - М., 1983.
7. Методика обучения игре на русских народных инструментах. -Л., 1975.