Межнациональное общение как проблема в молодежной среде. Дети разных народов… В чем причина национальных конфликтов между детьми

Межэтнические отношения - субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей, этническими общностями. В социальной психологии и этнопсихологии выделяются два уровня межэтнических отношений - личностный и групповой. Такие отношения складываются в разных сферах жизни - в области политики, трудовой деятельности, быта, семьи, дружеского, неформального общения. Характер межэтнических отношений (дружественный, нейтральный, либо конфликтный) складывается в зависимости от исторического прошлого, социально-политической обстановки в той или иной стране, от экономических и культурно-бытовых условий жизни, непосредственной конкретной ситуации или заинтересованности в общении. На личностном уровне он зависит от индивидуально-психологических качеств людей. Межэтнические отношения проявляются в установках и ориентациях на межэтнические контакты в разных сферах взаимодействия, в национальных стереотипах, в настроении и поведении, поступках людей и конкретных этнических общностей. Межэтнические установки и ориентации формируются в процессе социализации личности, в семье, учебных заведениях, коллективах, в ходе соседского и дружеского общения. Межэтнические отношения содержат в себе рациональные, когнитивные элементы, эмоционально-оценочные и регулятивные компоненты. Чрезвычайно важную роль в развитии межэтнических отношений играют национальные интересы, осознаваемые народом и личностью потребности в национальном, этническом развитии. Изучение межэтнических отношений приобретает особую актуальность в условиях многонациональной страны.

Общение людей разных национальностей обусловлено наличие на планете более двух тысяч этнических общностей. В условиях современной глобализации мира происходит усиление межэтнических взаимодействий, что неизбежно приводит к конфликтам на национальной почве. Одной из наиболее сложных социальных проблем современности является обостряющаяся проблема взаимоотношений между людьми разных национальностей. Обостряются противоречия между ростом национального самосознания, желанием представителей одной и той же этнической группы к консолидации и их стремлением к межэтнической интеграции, к установлению единого экономического, культурного и информационного пространства, что и приводит нередко к открытому противостоянию.

ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации в своих основополагающих документах рассматривают воспитание людей в духе мира, дружбы между народами как важнейшую цель воспитания и образования. В ст. 26 Всеобщей декларации прав человека сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами…»


Определение в основных международных правовых документах и правовой системе многонационального государства такой общей цели воспитания имеет огромное значение, поскольку подразумевает соблюдение прав и свобод личности без каких бы то ни было различий в отношении расы, религии, языка и национальности. При этом на первый план выходит организация межэтнического общения, взаимодействия.

Общение − важнейший фактор формирования личности, средство воспитания. Оно обеспечивает регуляцию поведения человека, его отношений с другими людьми, создает условия для целенаправленного регулирования чувств, поведения, ориентаций, оценок.

Межнациональное общение ¾ это процесс взаимодействия представителей различных национальностей по поводу разных аспектов их жизнедеятельности; процесс определения взаимосвязи и взаимоотношений, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающихся разных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями и чувствами.

Межнациональное общение реализуется на нескольких уровнях: межгосударственном, внутри одного государства, межгрупповом, межличностном. Последние два, которые и являются предметом педагогики, обусловлены культурными традициями, обычаями народов, системой их воспитания.

Выделяют 3 характера межэтнических отношений:

Дружественный;

Нейтральный;

Конфликтный.

Межнациональное общение ¾ конкретная форма проявления отношений, взаимодействия представителей разных национальностей. Вступая в такое общение, человек выступает носителем национальных чувств, сознания, языка, культуры.

Одним из средств гармонизации межнациональных отношений является формирование культуры межнационального общения. Существует несколько трактовок этого понятия:

Культура межнационального общения ¾ это совокупность специальных знаний, умений, убеждений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся как в межличностных контактах, так и во взаимодействии целых этнических общностей, и позволяющих на основе межкультурной компетентности быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. (Крысько); является составной частью духовной жизни общества, а также общечеловеческой культуры и включает знание общепринятых норм, правил поведения в обществе, эмоционально-положительные реакции на межэтнические явления и процессы в жизни; Культура межнационального общения представляет свод правил, ограничений и свобод, которые должны позволить человеку и народу не быть ущемленными в правах и свободах и не ущемлять и не оскорблять права и чувства других народов.

Культура межнационального общения ¾ это особый тип культуры представителей разных национальностей, который характеризуется взаимодействием национальных культур, проявляющихся в национальном самосознании личности, терпении, такте и стремлении к межнациональному согласию во всех сферах.

Одним из ключевых понятий, характеризующих сущность культуры межнационального общения, является понятие «толерантности ». В переводе на русский язык оно означает терпение. Однако, данный перевод не достаточно точно отражает сегодняшнее понимание этого понятия. В современном обществе толерантность рассматривается как одно из оснований конструктивного общения между людьми во всех сферах общественной жизни и призвана выступать как норма гражданского общества. При этом толерантность рассматривается как целостное проявление личности, выражающееся в позитивном взаимодействии членов общества, на основе сохранения индивидуальности каждого, взаимного уважения и равноправия сторон. Межэтническая толерантность понимается значительно шире, чем просто терпимое отношение к представителям разных этнических групп. В содержание этого понятия входят принципы общечеловеческой морали, проявляющиеся в уважении и обязательном соблюдении прав всех народов; в осознании единства и всеобщей взаимосвязи различных этнокультур, в широких знаниях о культуре своего народа и культурах различных народов, в особенности тех, с которыми осуществляется непосредственный контакт.

Формировать культуру межнационального общения означает решение нескольких задач :

1. Воспитание уважения к человеку любой национальности.

2. Воспитание уважения к национальной культуре и национальному достоинству как своей, так и других народов.

3. Формирование бережного отношения к национальным чувствам и достоинству каждого человека независимо от его национальной принадлежности.

4. Воспитание гражданственности и патриотизма.

5. Воспитание толерантности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Список использованной литературы

межнациональный общение коммуникация личность подросток

Введение

Острота межэтнических конфликтов в современной России детерминирована совокупностью факторов: разрушением социально-экономических, политических, идеологических взаимосвязей; преступной активизацией военных конфликтов; игнорированием конфессиональных и национальных идеалов, ценностных установок; отсутствием хорошо продуманной и всесторонне обоснованной концепции национальной политики; неконтролируемой миграцией; ростом национального самосознания ранее репрессированных народов.

В этих условиях резко повышается актуальность и значимость национальных культурных установок, ценностно-символических аспектов бытия национальных социумов, специфических особенностей конкретных этносов. В этом плане особый интерес представляет Северо-Кавказский регион, в котором сосредоточены многочисленные этносы, обладающие древними культурными традициями. Достаточно сказать, что в данном регионе проживают более 50 автономных народов, многочисленные группы некоренного населения, множество транзитивных этнокультурных объединений, попавших сюда в результате миграционных процессов последних десятилетий. Сегодня Кавказ - это сложная система множества мощных культур, каждая из которых характеризуется собственной национальной идеей, своеобразной иерархией этнокультурных ценностей, сложной знаково-символической когнитивно-культурной системой.

Одним из серьезных препятствий на пути стабилизации межэтнических отношений в регионе является отсутствие позитивного образа этнических отношений в общественном сознании. Между тем, такой образ - это исключительно важный элемент полиэтнического и поликультурного общества. В такие напряженные периоды истории, которые сейчас переживает Северный Кавказ, исключительно важное значение имеет объединение всех реалистически мыслящих людей в деле гармонизации межэтнических отношений, воспитании культуры межнационального общения и толерантного поведения в обществе.

В обществоведческой литературе понятия "культура межнационального общения", "межкультурная коммуникация" в основном стали употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах Авксентьева А.В., Бурмистровой Т.Ю., Гасанова Н.Н., Дробижевой Л.М. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе //Педагогика. 1994. № 5. С. 12. Так, Дробижева Л.М. анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом. А в работах Бурмистровой Т.Ю. и Дмитриева О.А. выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни.

В исследовании проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории Арутюнова С.А., Баграмова Э.А., Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н. и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.

Исходной методологией для исследования этнической толерантности личности является культурно-историческая концепция изучения психических явлений Л. Выготского, А.Леонтьева и А. Лурия и историко-эволюционный подход к изучению личности, разрабатываемый А. Асмоловым. Рассмотрение проблемы с точки зрения психологии является необходимым и актуальным, поскольку этнические установки - это, прежде всего, психологический компонент отдельно взятой личности, и его формирование нужно рассматривать как формирование одного из структурных компонентов самосознания. Подростки - это одна из наиболее активных составляющих человечества, в этом возрасте происходит формирование жизненных установок и ценностей, и для психологии важно определить, каким образом формируются этнические установки у подростков, как они влияют на поведение и общение детей, как предотвратить появление вражды и розни в этом возрасте.

1. Понятия «толерантность», «культура межнационального общения»

Термин “коммуникация” появился в научной литературе в начале 20-х годов ХХ века в связи с необходимостью изучения процессов межличностного общения, взаимного понимания человека человеком, эффективности жизнедеятельности, достижения успеха, а также в связи с развитием средств массовой информации, их воздействием на сознание индивида и массовое сознание, необходимостью изучения механизмов манипулирования личностью, массами, управления обществом, его культурой. Действительно, культура формирует личность членов общества, а ей культуре, обучаются, (ведь ее невозможно приобрести биологическим путем) посредством прямого и косвенного общения Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. -М., 1995..

Общение - специфическое межличностное взаимодействие людей как членов общества, представителей определенных социальных групп, культур. Общение - важная составная часть социального бытия человека как общественного существа, источник его жизнедеятельности, условие формирования как общества, так и личности. Человек не может существовать вне общения с другими людьми. Потребность в общении является одной из базовых потребностей общественного индивида Леонтьев А.А. Психология общения. - Тарту. 1974.. В условиях общения осуществляется коммуникативный процесс, происходит взаимодействие, взаимовлияние индивидов, возникает взаимопонимание.

Общение - важный фактор социальной детерминации поведения индивида. В его процессе человек всегда стремится определенным образом воздействовать на своего партнера, и сам подвергается воздействию со стороны последнего.

Эффективность социальной коммуникации во многом зависит от понимания. Обычно результативная сторона понимания выражается в двух аспектах: явление включается в смысловую структуру личности, и понятое соответствует целям коммуникации. Коммуникация не может рассматриваться просто как передача знаний, а всегда как взаимодействие сторон, преследуя определенные, часто различные цели. Понимание носит диалогический характер. “Умному намека достаточно”, - гласит народная мудрость. Но намека достаточно тому, кто уже обладает знанием смыслового целого. Понимание зависит от особенностей воспринимающего субъекта его целей, ориентации, контекста осмысления.

С нашей точки зрения межкультурная коммуникация подразумевает межличностное общение представителей разных культур, а также культурные контакты. В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

В настоящее время выделяются пять основных направлений взаимозависимости, взаимопроникновения культур, которые служат основой выработки глобального мышления для значимой и продуктивной совместной жизни сообществ людей:

1. Развитие технологий;

2. Глобализация экономики;

3. Интенсивные миграционные процессы;

4. Мультикультурность;

5. Распад нации - государства См.: Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. - Ставрополь. 1999..

Совокупность этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать “терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне” Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. - Ставрополь. 1999..

Итак, межкультурная коммуникация - это процесс общения и обмена информацией между различными культурами и представителями данных культур с целью постижения глобализационных процессов в мире, понимание и принятие иных культурных ценностей и адекватного положения в иной культуре.

Главенствующее положение в межкультурной коммуникации занимает культура межнационального общения представителей различных этнонациональных общностей, где определяющим фактором является этническая толерантность личности.

Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям. В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования. Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления - этнической вариативности личности.

2. Влияние этнических установок на поведение подростков

Подростки - это одна из наиболее интенсивных зон межэтнических контактов. В целом подростковый возраст является важным периодом развития этнического самосознания, его формирования Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5. С. 69-75.. В период обучения в школе этническое самосознание подростка расширяет систему его представлений о мире и укрепляет его место в нем. Подростковый возраст представляет собой кризисный переход между детством и юностью, в течение которого в личности происходят многомерные, сложные процессы: обретение идентичности и нового отношения к миру.

В целом в повседневной жизни этничность подавляющего большинства подростков не актуализирована и этническая самоидентификация не занимает ведущих позиций. Несмотря на это, школьники проявляют довольно живой интерес к различным этническим вопросам. В то же время следует отметить существующие элементы предвзятости и негативизма в национальных отношениях. Хотя многие подростки имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей, достаточно значительное количество определяют свое отношение к человеку, исходя из его этнической принадлежности.

Мощнейшим мобилизационным фактором для большинства подростков является оскорбление по национальному признаку или негативная оценка народа, к которому принадлежит человек. Именно это чаще всего оставляет глубокий след в памяти человека и заставляет предпринимать какие-либо действия. Ещё одним мощным фактором этнической мобилизации является сопричастность или сопереживание какому-либо общему успеху или достижению.

Всё это повышает ответственность школьного образования за будущее России, за то, по какому пути она пойдёт, как будут развиваться процессы межэтнического взаимодействия. Но, к сожалению, сегодня в этом направлении не ведется активной работы. И современная система образования не гарантирует формирования позитивных межэтнических установок. А оформившееся в школьной среде негативное восприятие той или иной этнической группы или исключительность своей национальной группы опасны вдвойне.

Межэтнические отношения подростков определяются особенностями социализации, зависят от влияния этнопсихологических характеристик окружающих этносов, уровня развития этнической идентификации, этнических стереотипов, этнического воспитания.

Социальная ситуация, включающая все социально-культурные институты трансляции норм, ценностей, установок, влияние языковых отличий, семейно-бытовых норм, традиционную систему этико-поведенческих стереотипов, этноспецифическую ритуализированную обрядность, оказывает наиболее значимое влияние на межэтнические взаимоотношения подростков.

В зависимости от того, в какой социальной ситуации, благоприятной или несущей в себе заряд отрицательных эмоций, находится подросток, соответственно и будут складываться его взаимоотношения с представителями окружающих этносов.

Большое влияние на формирование межэтнических взаимоотношений подростков оказывает семья, где под влиянием взглядов родителей происходит первое базовое накопление впечатлений об окружающих этносах. На основе полученного этнического воспитания в дальнейшем формируется фон позитивных или негативных межэтнических взаимоотношений подростков. Этническая идентичность является базовой основой для формирования межэтнических взаимоотношений. В зависимости от умения подростков отождествлять себя со своим и с окружающими этносом будет зависеть установление и течение их межэтнических взаимоотношений.

Важным фактором развития межэтнических взаимоотношений являются этнопсихологические характеристики, которые проявляются в основном через механизмы установок и стереотипов.

Этнические установки, являясь составной частью этнической психики человека, формируют определенный настрой, придавая особую специфику мотивации и целеполаганию подростков.

3. Формирование положительной этнической установки у подростков

Одним из основных направлений в решении проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли этнопсихологии в образовательных программах. Именно эта дисциплина способна ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более яркими.

При работе со студентами необходимо помнить, что многие из них - будущие преподаватели, которые должны будут передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. А современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучающиеся у учителей, с гиперболизованной и литотизированной формами этнического самосознания отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в среде Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. с. 186-187..

Кроме того, необходимо отметить, что большая часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

Заключение

Поскольку мы живем в эпоху глобализации процессов, можно ожидать наступления эры интегрированной культуры. Но чтобы в нашем сложном мире оставаться самим собой, культурные различия нужно воспринимать как данное и пытаться освоиться в “чужой” культуре, не теряя своей собственной.

Подлинная культура межнационального общения, взаимодействия и сотрудничества народов может возникнуть только на основе раскрытия духовно-нравственного потенциала каждой нации, обмена опытом социального и культурного творчества, на основе реализации идеалов свободы, справедливости и равенства. И именно образование призвано обеспечить сочетание интернационального и национального воспитания у подростков.

В условиях интенсивных миграций и взаимодействия культур, современная система образования призвана создавать условия для формирования человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной поликультурной среде. Высокая ставка на традиционную культуру воспитания в этом плане, существующая в современном мире, естественна и закономерна. Национальная традиция воспитания практически остается главным условием возрождения любых национальных традиций и национального возрождения в целом.

Исторический опыт развития школы, воспитания, педагогического знания, выраженного в теоретической форме, может и доложен стать базисом современной модели образования и новых педагогических концепций. Этот опыт способствует лучшему выявлению содержания образования, определению основных направлений его развития, средств и методов непрерывного духовного совершенствования и обновления общества. Модель современного образования не может быть создана без учета региональных особенностей, без опоры на историческую память народов, на национальный опыт обучения и семейного воспитания.

Целью нашей работы было рассмотреть влияние этнических установок на поведение подростков. Мы выяснили, что этнические установки формируются у подростков благодаря влиянию окружающего общества - школы, семьи, друзей, СМИ. Формирование положительной этнической установки в рамках этих социальных институтов имеет очень большое значение для общества.

Список литературы

1. Авксентьев В.А., Шаповалов В.А. Этнические проблемы современной России: социально-философский аспект анализа. Ставрополь, 1997.

2. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического исследования. Выпуск 2. - М., 1984.

3. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности.// Психологический журнал, 1996. Т. 17. № 5.

4. Гасанов Н.Н. О культуре межнационального общения //Социально-политический журнал. 1997. № 3. С. 233; Он же. Особенности формирования культуры межнационального общения в многонациональном регионе.// Педагогика. 1994. № 5.

5. Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту. 1974.

6. Ломтева Т.Н. Базовые концепции межкультурной коммуникации. Ставрополь. 1999.

7. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. М., 1995.

8. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.

9. Шлягина Е.И. К вопросу построения этнопсихологии личности // Этническая психология и общество. - М., 1997.

10. Шлягина Е.И., Карлинская И.М. Толерантность как условие позитивного межэтнического общения // Психология общения: проблемы и перспективы. - М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История создания сети Интернет. "Жертвы" интернета, что именно завлекает людей в Сеть и как этого можно избежать. Проблема "Интернет на рабочем месте". Особенности общения в Интернет на web-chat. Психологические аспекты общения, понятия флейм и флуд.

    аттестационная работа , добавлен 05.10.2009

    Теоретические аспекты коммуникационных средств. Виды и основные технологии общения. Социальные сети: понятие, история создания. Краткая характеристика социальной сети Твиттер, её возможности. Анализ блога известного человека на примере Елены Весниной.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2017

    Логическая модель ЕСВ как виртуальная площадка для профессионального общения сотрудников, организации совместной работы по систематизации информационных потоков: структура, формирование требований, основное концептуальное понятие общей модели системы.

    реферат , добавлен 23.03.2011

    История и основные этапы создания всемирной информационной системы Интернет, ее характеристики и назначение, сферы применения и распространенность. Характер общения и разновидности развлечений в Интернет, преимущества и недостатки, порождаемые проблемы.

    аттестационная работа , добавлен 19.10.2009

    Изучение назначения, функциональных возможностей и конструкции взрывобезопасной аппаратуры для автоматизации водоотливных установок - ВАВ-1М. Ее теоретические исследования и экспериментальные исследования. Работа системы автоматического управления.

    лабораторная работа , добавлен 01.03.2009

    Коммуникации: понятие и сущность. Развитие и применение информационных технологий, стандарты и средства их взаимодействия. Создание аппаратных и программных комплексов автоматизации бизнес-процессов компаний. Роль и проблема культурной коммуникации.

    курсовая работа , добавлен 27.01.2014

    Совершенствование и популярность телефона. История развития Шербакульского РУСа. Финансово-экономическая деятельность ОАО "Электросвязь", ее организационная структура и виды деятельности. Ресурсы Интернет для бизнеса, образования, общения, досуга.

    курсовая работа , добавлен 03.09.2010

    Исследование устройства мобильного телефона, переносного средства связи, предназначенного преимущественно для голосового общения. Характеристика влияния электромагнитного излучения на эндокринную и сердечнососудистую системы, активность мозга человека.

    реферат , добавлен 18.12.2011

    Характеристика технических средств, применяемых при деловом общении. Интернет как средство делового общения. Телефонная коммуникация, факсимильная связь, автоответчики, электронная почта, Интернет-пейджер ICQ. Видео и телеконференции в Интернет.

    реферат , добавлен 28.03.2013

    Принцип действия телефонной сети. Классификация внутриучрежденских телефонных систем, их достоинства. Некоторые правила телефонного общения секретаря с клиентом. Основные стандарты сотовой радиотелефонной связи. Особенности и удобство факсимильной связи.

В современном мире проблема межнациональных отношений стоит очень остро. Практически каждый день раздаются взрывы, совершаются террористические акты именно на почве межэтнических конфликтов. И Россия здесь не исключение. Активизировавшиеся в последние несколько лет нацистские и профашистские группировки периодически заявляют о себе, избивая, а зачастую и убивая, представителей других наций. Тем самым они пытаются выгнать со «своей» территории тех, кто, якобы «занимает чужое место», забывая, однако, что исторически в России проживает огромное число национальностей.

Но эта проблема родилась не вчера. Уже много лет социологи и этнографы пытаются разобраться в причине межнациональных розней. Обзором этих исследований и является данная работа.

1. Понятие этноса и его виды.

Прежде всего, необходимо определится с тем, что же такое этнос, этнография. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова сказано, что этнография - это наука, изучающая материальную и духовную культуру народов, а также особенности быта, нравов и культуры какого-либо народа. В специальной литературе под этносом (этнической общностью) принято понимать устойчивую совокупность людей, проживающих на отдельной территории, имеющей свою самобытную культуру, язык, обладающую самосознанием, что обычно выражается в названии этноса - Россия, Франция, Эстония, Дагестан и т.п. (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса.). Кроме того, любая этническая группа обладает особым чувством, настроением и переживаниями, которые аккумулируются в выражении «мы группа», призванном подчеркнуть самобытность этноса, сплоченность его членов, их противостояние всем другим окружающим этническим группам, обладающих иным культурным слоем и психологией.

Названные выше общие признаки этнической группы сближают ее с другими социальными образованиями, формами социальной жизнедеятельности людей, рассматриваемых в социологии в качестве социокультурных систем, так как этнос, как и любая другая значительная социальная группа, обладает своей культурой, ценностно-нормативной структурой, психологией, механизмами социальной интеграции и дифференциации людей. Поэтому следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющие ее среди других социальных образований.

Во-первых, это язык данной нации, народности, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, то есть определение его как «своего» или «чужого».

Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило, длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, нации, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения - это один из факторов, объединяющих представителей данного этноса, способствующий формированию у них чувства естественной близости и родственности.

В-третьих, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек (у многих народов Севера и кочевых племен, например, преобладают не кирпичные строения, а юрты, у этнических групп, проживающих на побережье, жилище может выглядеть в виде свайных построек и т.д.). Состав и приготовление пищи представителей разных этнических групп также может значительно различаться, как и способ ее приготовления: у народов Востока в питании преобладает рис, в Латинской Америке - кукуруза, многие народы Севера употребляют в пищу оленину и т.д.

В-четвертых, особенность жизни этнических групп связана с семейно-бытовым поведением - убранство жилья, брачные обряды и традиции (например, обычай у народов Средней Азии брать за невесту «выкуп» - калым), взаимоотношениями супругов между собой и детьми, родственниками.

В-пятых, это нормативы повседневного поведения, этикета обращения, приветствия, характерные жесты и символы (у многих народов Востока, в отличие от европейцев, при встрече принято кланяться, а сама встреча знакомых людей может вылиться в долгий разговор о здоровье и благополучии родных и близких людей).

В-шестых, следует отметить также и такую немаловажную деталь как гигиенические правила, отражающие в значительной мере природные условия обитания этноса.

Существуют два противоположных подхода к пониманию сущности этносов: первый можно условно назвать естественно-биологическим, второй - социокультурным, тяготеющим к социологическому воззрению. Истоки первого восходят к середине ХIХ в., его защищали представители так называемой расово-антропологической школы (Ж.Гобино, С.Аммон, Ж.Лапуж и др.), считающие, что этнокультурное разнообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами объясняли они также и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Общественный прогресс, согласно им, обеспечивается главным образом белой, европеоидной расой, а культурная отсталость других наций и народов обусловлена врожденными несовершенствами их расовых признаков. Однако эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека (генетика, этология, социобиология), преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биологический источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, отмечая биологическое единство человечества, представители естественных наук указывают на важную роль биологической компоненты в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения. Такая позиция естествоиспытателей порождает споры среди обществоведов, большая часть которых продолжает придерживаться традиционной позиции социокультурного детерминизма. Наряду с этим в отечественном и зарубежном обществоведении имеется немало ученых, подчеркивающих определенную роль природно-биологических факторов поведения. В отечественной этнографии подобную позицию отстаивал известный ученый Л.Н.Гумилев, развивающий «пассионарную теорию этногенеза», заметно выделяющуюся на фоне распространенного в нашей этнографии культурологического подхода.

Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

Природно-биологический характер этноса Л.Н.Гумилев видит в том, что он является составной частью биоорганического мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Любой этнос есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Этнос - это феномен биосферы, а не культуры, возникновение которой носит вторичный характер. «Мы - порождение земной биосферы в той же степени, в какой и носители социального прогресса» (Гумилев Л.Н. Биография научной теории).

Л.Н.Гумилев прежде всего пытается объяснить причины гибели одних этносов и зарождения других, которые, по его мнению, традиционная культурологическая концепция этноса не объясняет. Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы является присутствие в ее составе "пассионариев" - наиболее энергичных, даровитых и талантливых людей и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами. Из этой категории людей формируются бродяги, бездельники, преступники, для них характерна «безответственность и импульсивность». «Именно эта категория людей погубила Римскую империю» Появление пассионариев и субпассионариев - это результат генетических мутаций в популяции. Мутанты в среднем живут около 1200 лет, таков же и срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря жизнедеятельности энергичных пассионариев. Уменьшение числа пассионариев и увеличение числа субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы.

Особенно важна роль природно-климатических условий, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса. «В единой системе этносов, например, в романо-германской Европе, называвшейся в ХIV в. «Христианским миром», стереотип поведения разнился мало и этой величиной можно было пренебречь. Но в системе, условно именовавшейся «мусульманскими народами», он был настолько иным, что переход отмечался специально». (Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению).

Вокруг биоэнергетической теории Л.Н.Гумилева не прекращаются споры ученых, хотя большинство этнографов все же защищает традиционную точку зрения, отдающую приоритет социокультурным факторам происхождения этносов. Однако вместе с тем в последнее время среди многих естествоиспытателей, занимающихся изучением биологических основ поведения, получила распространение такая точка зрения, что обществоведы склоны недооценивать роль эволюционно-генетических и природных факторов в становлении человеческой культуры и общества. Однако подобная позиция недостаточно аргументирована, не имеет строгой эмпирической базы, так как генетический фактор оказывает заметное воздействие лишь в отдельных областях человеческой жизни, как например, брачно-семейные отношения, особенности ролевого поведения мужчин и женщин, групповое поведение подростков и т.п.

Типы этносов - племя, народность, нация.

Специфика социологического подхода к изучению этнических групп заключается, прежде всего в том, что в отличие от этнографии, имеющей ярко выраженный исторический и описательный характер, в социологии этнические общности рассматриваются как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами - классами, стратами, территориальными общностями и различными социальными институтами. В этой связи в качестве самостоятельной темы встает проблема этнической стратификации, поскольку этничность, национальность в современном мире, особенно в нашей стране, является важным показателем социальной позиции личности и его этнической группы в целом. Помимо этого, этнические группы и отношения анализируются в рамках принятой в социологии концептуальной модели, выражающей взаимосвязь трех основных уровней - культуры, социальной системы и личности. Иными словами, жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках системно-структурных представлений, а этническая общность - как одна из подсистем общества в целом, находится в связи и отношениях с другими социальными подсистемами и социальными институтами.

Особенности культуры и быта различных этнических групп являются предметом пристального изучения этнографов. В социологии этнографический материал используется учеными для построения общих теоретических концепций и типологий.

Нужно отметить, что до недавнего времени социологи мало интересовались изучением этнических групп, которые обычно относились к области так называемых «социальных проблеем», имеющих сугубо прикладное, практическое значение, а не научно-познавательное. За последние 20-30 лет ситуация коренным образом изменилась. В силу целого ряда причин - экономических, политических, социокультурных, психологических, демографических и др. вопросы изучения национально-этнических отношений в современном мире приобрели такую актуальность и значимость, что эта проблематика стала объектом широкомасштабных исследований. Волна национально-этнических конфликтов, прокатившихся по миру в последние десятилетия, побудила социологов, как впрочем, и представителей других социальных наук, строить новые объяснения феномену национально-этнических отношений, который казался многим ученым решенным и объясненным, поскольку процесс образования национальных государств в ведущих странах мира был завершен. Обострение национально-этнических процессов в странах бывшего СССР можно рассматривать как составное звено этого всемирного процесса «возврата к этничности», хотя здесь он, безусловно, имеет свои особенности.

Принято выделять три главных типа этносов - племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.

Племя - это такого рода объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровнородственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяют в племя также общие религиозные верования - фетишизм, тотемизм и др., наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти (совет старейшин, вожди и др.), общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности на этой исторической ступени являлись охота и собирательство.

Народность отличается от племенной организации более высоким уровнем развития экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, то есть народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает уже сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанием, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии. На территории бывшего СССР проживало более сотни различных народностей, административно-территориально закрепленных в автономных республиках и округах. Многие из них остаются в составе Российской Федерации.

Процесс создания нации , как наиболее развитой формы этноса, происходит в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе этот процесс происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры в основных странах европейского континента - Франции, Германии, Испании и др.. В России подобный процесс образования наций начался в дореволюционный период, но он не получил своего естественного завершения, был прерван Октябрьской революцией, после которой национальный вопрос стал решаться с позиций марксистско-ленинской идеологии, в рамках тоталитарной системы власти.

Из трех указанных разновидностей этноса, социологи первостепенное внимание уделяют изучению наций и национальных отношений, так как этот тип этноса преобладает в современном мире, в том числе и на территории нашей страны. Поэтому в социологической литературе термины «этнический» и «национальный» часто используются как синонимы или в словосочетании «национально-этнический».

Этнографы, изучающие быт и культуру различных этнических групп, сегодня спорят о том, является ли проживание на общей территории существенным признаком этнической общности. Из мировой практики известно, что представители какого-либо этноса не всегда проживают на одной территории и образуют отдельное государство. Сплошь и рядом бывает так, что представители одного этноса могут проживать на территориях других государств и этнических групп (коренной нации), сохраняя при этом характерные черты своего этноса - обычаи, традиции, стереотипы поведения, не говоря уже об общем языке. Поэтому в мире фактически не существует государств, в границах которого проживали бы исключительно представители одного этноса. Даже в рамках европейских мононациональных государств - Франции, Германии, Швеции и др. в границах одного политического образования живут представители различных этносов. Графа «национальность» во многих западных странах вообще не используется, говорят о французском, немецком, американском и т.д. гражданстве, а не о национальности, так как национальная и политическая характеристика этнической общности здесь совпадают. Термин «американец», например, означает не столько этническую принадлежность сколько гражданство.

2. ЭТНИЧЕСКАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ.

В состав прежнего СССР входили 35 национальных государственных систем (15 союзных и 20 автономных республик) и 18 национально-государственных образований (8 автономных областей и 10 автономных округов). Причем этнический состав в каждой из указанных территориальных образований, как правило, был смешанным, в него входили представители различных этнических групп, хотя их коренная нация могла проживать на другой территории. СССР являлся одним из самых многонациональных государств мира. Уже сама по себе сложность этнического состава народонаселения СССР говорит о громадной научной и политической значимости изучения национально-этнических отношений, резкое обострение которых наблюдается в последние годы в связи с общим социально-политическим кризисом и развалом СССР, формированием самостоятельных национальных государств на территориях бывших республик.

Понятие этнической стратификации выражает социально-этническое неравенство различных этнических групп, их престиж, статус и место в общей иерархии этнических общностей. Конечно, этническая стратификация не существует в чистом виде, в таком случае она вырождается в простые расовые предрассудки. Этническая стратификация теснейшим образом связана с другими признаками социального статуса человека - доходом, образованием, престижем профессии, объемом властных полномочий и др. Однако было бы неверно выводить этнический статус из отдельных измерений статуса, например, экономического или политического, так поступали некоторые представители марксистской концепции и сторонники традиционного социологического подхода к стратификации. Вопрос заключается в том, в какой мере правомерно считать национальность аскриптивным, то есть предписываемым от рождения признаком статуса, который раз и навсегда определяет положение человека в обществе. Вероятно, этническое измерение статуса играло важную роль в условиях доиндустриального общества с присущими ему кастовыми или сословными барьерами. В современном промышленно развитом, демократическом обществе этничность как показатель социального статуса сама по себе в чистом виде не выступает, без учета других измерений стратификации - экономических, культурных, политических и др. - она не срабатывает, хотя нельзя отрицать ее самостоятельного значения, особенно в условиях обострения межэтнических отношений.

Удобным инструментом для изучения этнической стратификации служит изобретенная в 20-е годы американским исследователем Э.Богардусом шкала социальной дистанции, помогающая выявить престиж, или «предпочтительность» представителей различных наций в общественном мнении. Подобно другим шкалам она определяет континуум возможных установок представителей одной этнической группы по отношению к другой. Респондентам предлагалось ответить на ряд вопросов, раскрывающих степень доверительности, доброжелательности или, проще, «предпочтительности» по отношению к другим этническим группа. Так, при опросе 1725 американцев об их отношении к англичанам, шведам, полякам и корейцам исследователями были сформулированы следующие вопросы, представляющие собой пункты шкалы:

1. возможность установления родства посредством брака

2. членство в одном клубе на правах близкого друга

3. соседство на одной улице

4. общая занятость в «моей» профессии

5. общее гражданство в «моей» стране

6. присутствие в «моей» стране только в качестве посетителей

7. нежелательное присутствие в «моей» стране.

Результаты опроса показали, что американцы оценивают англичан выше, чем шведов, а шведов выше, чем поляков. Меньше всех симпатий снискали корейцы: почти половина опрошенных допустили их присутствие в стране только в качестве посетителей, а большинство высказываются против установления с ними доверительных отношений.

В последующих исследованиях, число этнических групп было значительно увеличено - до 40 этнических групп, но традиционно первые месте занимали англичане или другие представители англо-саксонской этнической группы, последнее место отводилось африканцам и корейцам.

Какова реальная значимость подобных исследований? Достаточно очевидно, что они не отражают объективного социального статуса тех этнических групп, в отношении которых проводятся опросы. Результаты этих исследований фиксируют национальные стереотипы, в первую очередь, имеющие широкое хождение в общественном мнении национально-этнические предрассудки и предубеждения.

Если подобные исследования проводятся регулярно в течение нескольких десятилетий, то они могут вполне объективно отразить тенденцию изменения этнических стереотипов в националистических предубеждений за этот период, являющихся следствием изменения их социокультурного и экономического статуса.

Исследования, подобные американским, никогда прежде не проводились в отечественной этнографии и социологии, поскольку их авторов могли обвинить в разжигании национализма. Лишь в последние годы в связи с распадом СССР и обострением межнациональных конфликтов социологи стали предпринимать попытки выявления в общественном мнении отношения к различным этническим группам и связанные с ними этнические стереотипы и националистические предубеждения, существенно усиливающиеся на фоне социально-экономического и политического кризиса.

Первые проведенные по этой методике в 1991 г. социологические исследования, охватившие свыше пяти тысяч человек различных регионов России (Москва, Кемеровская, Оренбургская и Псковская области, Ставропольский край, Северная Осетия), зафиксировали усиление тенденций этноцентризма и рост националистических предубеждений по отношению к лицам некоренной национальности. «Неприятие людей иной национальности в сложных социально-экономических условиях растущего дефицита, инфляции, безработицы - «мина замедленного действия», которая в состоянии привести к внезапному обострению конфликтов» (Иванов В.М. Межнациональные конфликты: социально-психологический аспект).

3. ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В БЫВШЕМ СССР И В РОССИИ

Прежде чем говорить о причинах обострения межнациональных отношений в бывшем СССР и в самой России, являющихся в настоящее время одним из главных источников социальной напряженности в стране, закономерно поставить вопрос о том, что в действительности представляли из себя находящиеся на территории СССР этнические группы, какой характер носила проводимая в стране национальная политика. Оба эти вопроса теснейшим образом взаимосвязаны, ибо ошибки в национальной политике КПСС во многом предопределили искусственный и в значительной мере насильственный процесс формирования наций и народностей в СССР. Отметим два наиболее существенных обстоятельства, обусловивших обострение национально-этнических отношений.

1) На протяжении многих десятилетий в стране происходил процесс огосударствления наций, они создавались без учета реальных потребностей и интересов людей коренной нации и национальных меньшинств. Искусственно выделялись такие административно-государственные единицы как союзные и автономные республики, национальные округа и области. Не существовало четких и ясных критериев, по мимо идеологических, которые давали бы возможность, например, провести строгое разграничение между союзными и автономными республиками. Различные национально-этнические общности в зависимости от политического и административно-территориального статуса наделялись различными правами, степенью экономической самостоятельности. Как отмечает С.Кордонский, нации были превращены в "социально-учетные группы" наряду с другими элементами государственной политики, а руководители национальных республик должны были регулярно докладывать о своих достижениях в области экономики, культуры, грамотности и других показателях. Реальный процесс развития наций подменялся социально-статистическими показателями "расцвета и сближения наций" (Кордонский С.Г. Нации как государственные институты).

Искусственное вторжение государства в процесс национальных отношений с самыми благими намерениями, за которыми скрывались идеологические догмы КПСС о создании бесклассового общества и построении коммунизма в СССР, на практике принимало форму насильственного окультуривания. Фактически такая политика означала консервацию прежнего дореволюционного уровня развития наций и отношений между различными этническими группами, хотя развивались эти отношения в новых условиях.

Таким образом, есть основания полагать, что нации в СССР рассматривались государственно-бюрократическим аппаратом управления не как подлинные этнические общности с присущими им социокультурными особенностями, различной степенью развития национального самосознания, культурной самобытностью и др., а как искусственно сформированные по идеологическим критериям социальные общности, развитие которых осуществлялось и направлялось идеологическими установками. Иными словами, национальный вопрос не был решен в СССР вопреки официально пропагандируемым лозунгам о расцвете и сближении наций. Причины этого кроются не только в авторитарно-бюрократическом стиле управления страной, но еще в том, что та модель социализма, которая существовала в СССР, не смогла удовлетворительно решить социально-экономические проблемы, связанные с обеспечением населения национально-территориальных образований высоким и стабильным уровнем жизни, устойчивым социально-экономическим ростом. Именно устойчивый социально-экономический прогресс и сопровождающий его высокий уровень и качество жизни способствовали успешному решению национально-этнических проблем в капиталистических странах на протяжении второй половины ХIХ в. и в ХХ столетии, что способствовало преобладанию интеграционистских тенденций над сепаратистскими.

«Интернационализм» как один из ведущих принципов марксистско-ленинской идеологии также сыграл отрицательную роль в проведении национальной политики. На практике он вел к нивелированию национально-этнических различий, порождая и усиливая предрассудки, предубеждения и недоверие одной нации по отношению к другой. Одним из важных свидетельств политики интернационализма и сближения наций явилось объявление русского языка в качестве единственного государственного языка, что автоматически вело к принижению роли национальных языков и культурных особенностей. Интернационализм означал вместе с тем приоритет политических и социально-экономических отношений над национально-этническими, тормозил процессы роста этнического самосознания, формирование самобытной культуры и психологии. Хотя нельзя отрицать отдельных фактов своевременного оказания помощи различным республикам, как это было, например, после землетрясения в Ташкенте в 1968 г. и в Армении в 1988 г.. В годы «перестройки», когда наметились признаки ослабления централизованной государственно-партийной власти стала формироваться первая волна националистических движений в республиках Прибалтики, «интернационализм» стал нарицательным именем, синонимом «русской империи», реальным образом врага, на который сконцентрировались националистические страсти и эмоции.

2) Второй большой круг проблем, повлиявших на обострение национально-этнических отношений в бывшем СССР, заключается в самой природе этничности; точнее порождаемых ею специфических взаимосвязях личности и этнической группы. Эта проблема никогда прежде не рассматривалась всерьез ни официальной идеологией, ни теорией марксизма-ленинизма, считающей национальные отношения в качестве вторичных, порожденных классовыми и политическими отношениями. Однако принадлежность человека к определенному классу, или социальному строю и этническая принадлежность - это явления разного порядка. Принадлежность к этносу связана с культурно-историческими истоками формированиями личности, его мировоззрения, чувствами патриотизма и любви к Родине, к окружающим его людям того же этноса. Поэтому этнические чувства и переживания, связанные с ними ценностные ориентации при определенных обстоятельствах могут возобладать над его социально-классовыми интересами, политическими установками. Подобные явления чаще всего имели место в ранних периодах истории, когда «трайбализм», принадлежность к одному роду и племени, превалировал в отношениях между различными этническими группами, еще не имевшими зрелой политической организации.

В современную эпоху этнические установки и ценности начинают преобладать в отношениях между различными социальными группами, государствами, в отношениях между личностью и обществом в тех случаях, когда социально-экономические и политические интересы людей по тем или иным причинам не могут быть удовлетворены, т.е. имеют место кризисные явления в общественной жизни. Тогда феномен этничности, имеющий глубинные корни в национальной культуре и традициях, обычаях, образе жизни людей, становится важнейшим интегрирующим фактором для людей одной национальности, сплачивает их для достижения политических и социально-экономических задач. Иными словами, этничность выступает инструментом, противостоящим социально признаваемым в данном обществе критериям социальной стратификации, такими как доход, образование, власть и другим известным фактором, влияющим на социальную позицию людей, их права и привилегии. Люди одной этнической группы объединяются на базе своих исконных этнических ценностей для того, чтобы изменить существующую социальную структуру, сложившуюся систему социальной стратификации, социального неравенства.

Среди этнографов преобладает несколько отличная, хотя в основных чертах совпадающая с социологической трактовкой, интерпретация причин обострения межэтнических отношений. Решающую роль в национально-этнических конфликтах отводят феномену национализма, который в наиболее краткой форме звучит так: «Национализм - это политический принцип, суть которого состоит в том, что политические и национальные единицы должны совпадать». Английский философ Э.Геллнер, которому принадлежит это определение национализма, уточняет, что националистические чувства вызываются как раз нарушением этого принципа. «Националистическое движение - это движение, вдохновляемое чувствами подобного рода» (Геллнер Э. Нации и национализм). В отечественной обществоведческой литературе феномену национализма, в котором видят своеобразный движущий мотор, раскручивающий межэтнические конфликты, также отводится первостепенное место.

В данном случае национализм может быть истолкован как принцип межгосударственных отношений или как инструмент борьбы за политическую независимость определенной этнической группы. Но достаточно очевидно, что ссылка на национализм многое не объясняет в отношениях между этническими группами, особенно коренной национальностью и малой национальностью, живущих в пределах единого государственного образования. Борьба, например, за свои права многих этнических групп, представляющих из себя национальные меньшинства, в США, европейских странах, странах третьего мира не затрагивают, или, по крайней мере, в незначительной степени, вопросов территориально-государственного устройства. На первом месте здесь вопросы изменения существующей системы социальной стратификации, социального неравенства: получить равные права с коренной нацией или даже добиться определенных привилегий в доступе к материальным и культурным ресурсам и ценностям. Если же перейти на межгосударственный уровень, когда в политических отношениях громко звучат националистические нотки, даже в этом случае предметом борьбы выступает не столько оформление новой этнической государственности, сколько скрывающееся за этим стремление перераспределить природные, социальные и культурные ресурсы в пользу своей этнической группы. Именно такого рода интересы этнических групп скрываются за национальными конфликтами в бывшем СССР и Российской Федерации. Отсюда и стремление к национальной независимости бывших республик и автономий СССР, поскольку это напрямую открывает путь к различным ресурсам, которые прежде находились под контролем центральной власти, партийно-государственного аппарата.

В условиях обострения социально-политического, экономического и культурного кризиса СССР этнические связи и отношения, привязывавшие личность к его историческим корням, Родине, отечеству, обычаям, традициям, родному языку, эмоциональные чувства «естественной этничности» начинают преобладать над экономическими, классовыми и политическими интересами людей. Ближайшее этническое окружение личности оказывается наиболее устойчивым и поэтому в период разгула национализма «этническое сообщество» начинает играть первостепенную роль в жизни человека. С одной стороны, идентифицируя себя с определенной этнической группой, человек чувствует себя более уверенным и защищенным, в нем обостряется чувство личной активности и заинтересованности в проблемах развития своей общности. Вместе с тем, «в период разгула националистических страстей этническое общество может поработить личность». В свою очередь это ведет в деиндивидуализации человеческой личности, открывает дорогу для проявления агрессивности, разрушительных инстинктов, которые выступают психологической основой многих межэтнических конфликтов. Старые государственные институты, социалистическая мораль и идеология перестают быть регулятором поведения человека, который руководствуется захлестнувшими его чувствами этноцентризма (моя этническая группа самая хорошая, мужественная, трудолюбивая и т.д.).

Эмпирические социологические данные, в общем подтверждают эти теоретические рассуждения, фиксируют рост «конфликтного потенциала» в массовом сознании - высокую готовность населения участвовать в конфликтах на стороне своей этнической группы.

В настоящее время межнациональные конфликты превратились в одну из самых мощных доминант социальной напряженности в России, где еще в 1992 г. насчитывалось приблизительно 70 зон потенциальных межнациональных конфликтов (Рукавишников В.О. и др. Социальная напряженность: диагноз и прогноз), некоторые из которых на данный момент привели к человеческим жертвам, а в Чечне - даже к крупномасштабным военным действиям.

Существует весьма распространенная точка зрения, что межнациональные конфликты, происходящие на территории бывшего СССР, могут с такой же интенсивностью проявиться и в межэтнических отношениях на территории России (Солодухин Ю. Грозит ли Российской Федерации участь Советского Союза?). Действительно, эти конфликты не обошли стороной и Россию, но в большей мере проявились они именно в странах ближнего зарубежья. Нельзя обойти молчанием и тот факт, что негативные последствия национальной политики КПСС больше всего сказались именно на русской нации: выполняя роль главной, ведущей нации, будучи «оплотом интернационализма» русский народ не смог в достаточной мере выработать национального самосознания, утратил многие прежние национально-культурные особенности. Процесс восстановления самобытной русской культуры начался лишь в самые последние годы, когда пресса заговорила о «русской идее» и глубинных корнях отечественной культуры.

Выполняя роль «народа-интернационалиста», Россия давала возможность проживания на своей территории представителям всех других этнических групп. В Москве, например, как и в большинстве крупных городов мира, проживают представители почти всех национальностей. Наряду с этим за пределами Российской Федерации до последнего времени проживало примерно 55 млн. чел. (сейчас цифра уменьшилась в связи с усилением миграции русского населения из бывших республик), особенно велика была доля русского населения в республиках Прибалтики, в Казахстане, Белоруссии, на Украине и др. Одна из самых актуальных проблем в связи с этим - положением русского населения в бывших республиках СССР, где, как уже отмечалось, очень сильны тенденции этноцентризма и рост националистических настроений. Можно выделить основные тенденции этих отношений.

Во-первых, это утрата прежнего достаточно высокого статуса русской нации. Правительства некоторых новых национальных государств открыто проводят политику выживания представителей русской этнической группы, лишая их политических и гражданских прав. Русским теперь приходится довольствоваться статусом национальных меньшинств, они вынуждены бороться за свои социально-экономические права, отстаивать интересы своей этнической группы в экономике, политике, культуре. Несмотря на поддержку правительства России, многие русские вынуждены мигрировать из Эстонии, Литвы, Латвии, Украины и др..

Вторая проблема связана с ростом сепаратистских тенденций на территориях России. Ряд крупных республик, таких как Башкирия, Татарстан, Якутия, Бурятия, заявили о создании собственной государственности и, не ставя вопрос о выходе из Российской Федерации, вместе с тем, проводят линию на расширение своих прав в хозяйственных, финансовых, социальных областях и внешнеэкономической деятельности. Однако высокая доля русского населения во многих республиках, его культурная интеграция с местными этническими группами, входящими в состав Российской Федерации, служит серьезным противовесом сепаратистским тенденциям.

Заключение.

Причины многих современных разногласий и конфликтов уходят корнями в прошлое, разжигание же новых не имеет под собой никакой логической базы. Россия всегда являлась общим домом для множества этносов, представляя собой смесь различных культур, обычаев, порядков. Неправильная национальная политика, выделяющая одни нации и принижающая другие, принудительно разделяя и объединяя различные народы, привела к остро вставшей проблеме розней. Современное же правительство своим бездействием только усугубляет социальную напряженность. Для любого этноса характерно желание выделится, индивидуализироваться, а, при подавляющем большинстве, и остаться единственным на своей территории. В стране с таким огромным числом различных национальных меньшинств необходима серьезная работа по предотвращению всевозможных попыток подавления их индивидуальности. А учитывая межгосударственный уровень общения, необходимо также следить за притеснением иностранных граждан.

Амеженко Диана, 9-й класс

Россия - многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? В работе изучается этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ». Автор исходит из предположения, что повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям.

Скачать:

Предварительный просмотр:

«Мы» и «они» - проблема межнациональных отношений.

Актуальность : Так случилось, что мы, представители различных национальностей, живём сегодня в России. Это многонациональная страна. Конечно же, можно сказать, что существуют страны с ещё большим количеством различных национальностей, и будете совершенно правы. Однако Россия была и остаётся страной особенной: её населяет более ста народов и народностей. Как сделать так, чтобы люди, её населяющие, жили мирно и дружно? Сегодня это проблема актуальна и важна. В связи с этим, на наш взгляд, необходимо воспитание толерантности среди школьников.

Цель исследования: изучить уровень этнической толерантности учащихся в школьном коллективе.

Объект: учащиеся 8-11 классов МОУ «Солнечнинской СОШ».

Предмет : этническая толерантность в многонациональном ученическом коллективе учащихся МОУ « Солнечнинская СОШ ».

Методы исследования:

  1. метод аналитического чтения;
  2. метод исследования;

Задачи: – изучить имеющуюся литературу по данному вопросу;

– определить возрастные группы учащихся для проведения исследования;

– составить опросник;

– провести социологический опрос;

– проанализировать полученные результаты;

– определить уровень этнической толерантности среди учащихся МОУ «Солнечнинская СОШ ».

Практическая направленность исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы педагогами и психологами школьных образовательных учреждений для решения проблем, связанных с вопросами толерантных взаимоотношений на этнической основе.

Гипотеза: Повышение политической, исторической и этнокультурной грамотности подростков будет способствовать формированию толерантного отношения к окружающим людям

Я живу в п. Солнечный Республики Саха (Якутия) где живут и работают представителей самых разных народов . В нашей школе учатся дети разных национальностей и языковых общностей. Бок о бок я живу с украинцами, якутами, ингушами, эвенками, молдаванами, татарами, общаюсь с ними каждый день и не задумываясь над тем у кого какая национальность. В общей массе учащихся преобладают русские. Этот факт подтверждают анкетные данные: из 110 учащихся школы - 83 русские. Регион, в котором мы живём, в плане межэтнической конфликтности относительно благополучен. Но наш регион – это место постоянной трудовой миграции населения и в условиях общей напряжённой политической ситуации возможны серьёзные последствия. Если не обращать внимания на локальные стычки сегодня, мы можем получить масштабные конфликты завтра.

Нас, живущих в Якутии, объединяет историческая и духовная общность. Единение народов за всю историю человечества не лишило их уникальных традиций, родного языка, культуры, национального своеобразия. Я точно знаю: нет плохих наций и национальностей, есть мы, невоспитанные люди. Что может быть проще: улыбнись человеку, протяни ему руку для приветствия, ободри, поддержи в трудную минуту – и не будет никаких проблем. Все великое в мире просто, об этом никому не следует забывать.

В нашей школе учатся дети разных национальностей. Но национальные различия никогда не становились причиной для конфликтов. Мы всегда вместе. Вместе на школьных праздниках и соревнованиях, в походах и вечерах. Мы восхищаемся тем, как танцуют вместе эвенк Атласов Коля, татарин Юнусов Саша, ингушка Чапанова Амина, русская Малахова Настя. Как замечательно поют дуэтом ингуш Белокиев Лорс и украинец Кравченко Игорь. Среди наших лучших спортсменов имена якутки Вали Рыбалкиной, русских Вики Саловой, Антона Кулиша, Дениса Конева, украинки Юли Овчаренко, татарки Анжелы Гизатуллиной.

И все же проблема межнациональных отношений стара как мир. В наше не простое время она не просто не утратила своей актуальности, но встала во весь свой исполинский рост: «Какой ты крови?»

Человек вполне естественно пытается осознать себя через голос крови, т.е. через принадлежность к определенной нации. Издавна представители одной этнической группы воспринимали своих сородичей как носителей уникальных природных, психологических и культурных качеств. Это чувство знакомо нам с детства. Об этом сказал Р. Киплинг в своей «Книги джунглей»: «Мы с тобой одной крови, ты и я…».

Люди одной национальности склонны видеть в своих сородичах воплощение лучших этнических качеств. Они умны, храбры, трудолюбивы, проницательны. В то же время инородцы выглядят полной противоположностью. В них много отрицательных качеств. Уже в глубокой древности сформировалась установка «мы» и «они». В результате складывались ложные и упрощенные этнические стереотипы.

Например, американцы на протяжении веков пытались создать искаженное представление о неграх. Сначала о них говорили как о людях патриархального склада, добрых и неиспорченных цивилизацией. (Б. Стоу «Хижина дяди Тома») Потом негры превратились в массовом сознании в носителей лени, социальной апатии и агрессии.

В нацистской Германии Гитлер доказывал, что именно евреи виноваты во всех трудностях и бедах страны. Окончательным решением этой проблемы было уничтожение евреев.

В чем причины вспышек национальной розни? Почему люди одной национальности нередко с неприязнью относятся к людям другой национальности?

Наверное, дело в стереотипах восприятия. Тысячелетия проживая рядом друг с другом, народы накопили немало обоюдных обид, и отсюда закрепилось представление о том, что люди другой национальности хуже. И мы все не раз сталкивались с тем, что если некрасивый поступок совершает человек другой национальности, то в разговоре обязательно кто-либо скажет: «Ну, что с него взять, он же…(русский, татарин, еврей…)».

В настоящее время причиной межнациональных конфликтов все чаще выступает рост национального самосознания малых народов. Все народы за века внесли большой вклад в копилку общечеловеческой культуры. Они принимали участие в развитии экономики и культуры стран, в которых проживают. Но нередко из-за политики правительства, или из-за поведения представителей титульной нации испытывают национальное унижение: ущемляются их национальные чувства, нарушается принцип равноправия, пренебрежительно относятся к их культурным ценностям.

Наша страна является многонациональным государством. Сейчас мы пытаемся решить проблемы, которые существовали во времена царской России, были при советской власти, возникли в последнее время. Можно заниматься поиском виновных, отстаивать свою правоту, ссылаться на историю, обмениваться претензиями и обвинениями. Но жизнь показывает, что решать споры надо, основываясь на поиске согласия, отказываясь от насилия.

Другой проблемой России является сохранение малых народностей, в первую очередь северных. Экономические преобразования 90-х годов лишь ухудшили их положение, приходят в упадок традиционные занятия (оленеводство, рыболовство, резьба по дереву). Во многих случаях, они оказались в положении национального меньшинства и лишились возможности жить в своём этническом пространстве. Выросло уже второе поколение якутов, которые не знают своего языка, отдалились от своей культуры.

Есть и другие проблемы. Появились многочисленные политические организации националистического толка. Сейчас национализм пока не пользуется повсеместной поддержкой в нашей стране, где в течение многих лет народы дружно жили между собой, совместно боролись против фашизма. Но в периоды экономических кризисов, снижения уровня жизни населения резко повышается недовольство и на этом фоне можно успешно пропагандировать ненависть к людям другой национальности. Подобные идеи используются на митингах, проповедуются в печати. Обычно чем меньше у человека внутренней культуры, тем проще его убедить в особой исключительности и наличии врагов, не дающих ей проявиться.

Мне хотелось узнать каков уровень этнической толерантности молодежи и в частности учащихся нашего школьного коллектива. У меня возник вопрос: можно ли встречаться с человеком другой национальности? А семью создавать? Не помешает ли обычаи, семейные традиции, религия? Я решила посмотреть, что по этому поводу пишут молодые люди на Интернет-форумах. Вот что получилось.

kolya12

главное, чтобы в человеке душа была, и изначально взаимопонимание между двумя конкретными людьми.

kolyan_76

Ну, на мусульманке я бы никогда не женился. Большинство из них фанатики и больные на всю голову. Тем более я атеист. Но другие варианты готов рассмотреть:D

Да и тебе не дадут на ней жениться, пока ты их веру не примешь, хотя бывает, попадаются светские мусульмане, но их меньшинство.

lenka

А я бы за китайца никогда замуж не вышла. Да и за мусульманина тоже - опасно это.

igor"

Я как-то больше к европеоидной расе склоняюсь

dmitriy

Красивые женщины есть в любой нации

А что же думают жители нашего поселка?

Я провела социологический опрос среди школьников старших классов, в возрасте от 13 до 18 лет и взрослых, в возрасте от 30 до 50 лет. Вопросы были для всех одинаковые:

1. Возраст

2. Национальная принадлежность

3. Как вы относитесь к представителям другой национальности

а) толерантно

б) ненавижу

4. Как вы относитесь к межнациональным бракам?

а) толерантно

б) ненавижу

в) в зависимости от национальности

5. Были ли вы свидетелем дискриминации по национальному признаку?

6. Знаете ли вы свой родной язык?

а) хорошо знаю

б) знаю только несколько слов

в) не знаю

7. Согласны ли вы впустить в своё окружение представителя другой национальности?

8. В качестве кого?

9. Есть ли у вас друзья другой национальности?

10. Были ли у вас конфликты с представителями другой национальности?

По данным этого опроса 100% из взрослых относятся к другой национальности и межнациональным бракам толерантно, согласны впустить их в своё общество, мало того, у них уже есть друзья другой национальности. Ни один из опрошенных не написал, что согласен представителя другой национальности иметь в качестве супруга (супруги) или члена семьи. Ответы были у всех одинаковы: друга, подруги, товарища, и иногда соседа.

Все были свидетелями дискриминации по национальному признаку, но конфликтов с представителями другой национальности у них не было. Все опрошенные взрослые по национальности русские и хорошо знают свой родной язык.

У школьников мнения расходятся. Всего было опрошено 23 человека. 11 подростков в возрасте 13-14 лет и 12 подростков в возрасте 15-18 лет.

Из 11 опрошенных подростков в возрасте 13-14 лет, 6 русских, 2 смешанного происхождения (один из родителей русский, другой украинец), и 3 украинца. 7 из 11 человек ответили, что относятся к представителям другой национальности толерантно. Остальные 4 - в зависимости от национальности. 6 из 11 опрошенных подростков ответили, что толерантно относятся к межнациональным бракам, остальные - в зависимости от нации. 2 человека из 11 были свидетелями дискриминации по национальному признаку. Дети от смешанных браков и русские хорошо знают родной им язык, а вот украинцы знают из родного украинского языка только отдельные слова. Согласны впустить в своё общество представителя другой национальности в качестве друга, знакомого, или одноклассника 9 из 11. 1 из 11 опрошенных не согласен впускать представителя другой нации в своё общество, но уже имеет друга другой нации. У него же и ещё двух человек были конфликты на национальной почве.

Из 12 подростков в возрасте 15-18 лет 8 русских, 1 украинка, 1 якут и 1 ингушка. Русские хорошо знают свой родной язык. Ингушка знает только несколько слов на родном языке. Якут родного языка не знает совсем. Из 12 опрошенных подростков 10 толерантно относятся к представителям другой нации. 1 - в зависимости от национальности, а 1 вообще их ненавидит. К межнациональным бракам 9 из 12 человек относятся толерантно, остальные - в зависимости от национальной принадлежности. 10 человек ответили, что согласны впустить в своё общество представителя другой нации в качестве друга, знакомого, собеседника или вообще кого угодно. 2 человека ответили отрицательно, но у них есть друзья другой национальности. У 4-х опрошенных были конфликты с представителями другой национальности. Двое из них были свидетелями дискриминации по национальному признаку.

Как видно, большинство людей относятся к другой нации толерантно, меньшинство подразделяют на нации, которые им симпатичны и несимпатичны, и всего единицы ненавидят представителей другой нации.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1) Часть нынешнего поколения не придает особого значения национальности

2) Почти все опрошенные вне зависимости от национальности, думают на русском языке

3) Национализму больше подвержены те респонденты, которые не являются русскими

Я долго думала, что можно сделать для того, что бы проблемы межнациональных отношений не стали в нашем обществе острее и не привели к беде? Вот мои предложения:

1) Сделать обучение истории родного края обязательным школьным предметом.

2) Включить элементы национальных культур (культур народов Якутии и русской национальной культуры) в школьное и дошкольное образование.

3) Ввести сурдоперевод на канале НВК

4) Увеличить количество телепередач о культуре Якутии на русском языке.

5) Трансляция передач студии «Спектр» должна быть на территории всего района без задержек.

6) Начинать обучение якутскому языку в игровой форме еще в детском саду

7) В межнациональных семьях воспитывать ребенка в традициях обеих культур .

Приложение.

Взрослые.