Теоретические аспекты анализа субкультуры. Что представляют собой субкультуры? Каковы основания их выделения? Что скрывает в себе термин «субкультура»

Большая популярность аниме привела к тому, что появились люди, которые серьезно заинтересовались данным направлением анимации. Изначально это были просто сходки людей, имеющих общие интересы. Однако постепенно стали образовываться клубы, официально зарегистрированные косбенды. Появлялось все больше интернет-ресурсов, посвященных данной теме.

Как известно, субкультура – это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее.

Особое место в числе разнообразных субкультур современного общества принадлежит молодежной субкультуре как специфическому, характерному только для этой социальной группы, способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощаемые в особом молодежном образе жизни .

Об анимешниках уже давно говорят как об особой молодежной субкультуре. Эту социальную группу отличают следующие признаки:

1. Особые интересы и ценности.

Сюда входит увлечение аниме, мангой, культурой и историей Японии. Также в данной субкультуре распространено увлечение современной японской культурой, что обуславливает выбор в качестве попутного занятия таких видов искусства, как кендо, оригами, икебана и т. п.

Анимешникам присущи определенные виды творчества:

Рисование.

Для многих все начинается с простого срисовывания персонажей любимого аниме. Стиль аниме довольно необычен – большие глаза, всевозможные необыкновенные костюмы и прически, яркие образы, новые способы передачи эмоций персонажа. Все это побуждает выдумывать своих персонажей, экспериментировать. Поэтому среди анимешников встречается много художников [Приложение А].

Литературное творчество.

Стихи и проза по мотивам любимых произведений. В рамках этой темы следует сказать о фанфиках. Термин «Фанфик» (от английского «fan fiction») означает литературное произведение, в основу которого легли сюжет и персонажи какого-либо оригинального произведения. Фанфики создаются и поклонниками аниме. Тематика может быть самая разнообразная: это могут быть произведения юмористические, пародийные, альтернативные пересказы известных произведений.

Фанфик – это попытка автора показать свое видение персонажей и сюжета того или иного аниме или манги. В интернете можно найти огромное количество фанфиков, от низкопробных графоманских опусов до высококачественной прозы с отличным стилем изложения [Приложение Б].

Говоря про литературное творчество, не стоит забывать переводчиков. Творческие переводы песен из аниме и переводы иностранных фанфиков – это тоже своеобразное творчество. Ведь переводчику нужно сделать так, чтобы не был потерян смысл, и чтобы читать такое произведение было не скучно.

Клипмейкеры – любители.

АМВ (AMV – Anime Music Video) - музыкальный клип, созданный поклонниками аниме при помощи программ для редактирования видео с использованием фрагментов из любимого аниме и разнообразных музыкальных произведений. Мастера АМВ тратят дни, а порой и месяцы на создание своих произведений. Ведь создание клипа включает в себя не только наложение изображения на музыку, но и подбор и анализ музыкальной композиции, разбор ее буквально по секундам, разработку сюжета и концепции клипа, обработка видео и использование различных спецэффектов. Создаются объединения клипмейкеров, регулярно проводятся фестивали и конкурсы клипов.

2. Свой сленг.

Говоря о субкультуре, нельзя не упомянуть о лексике. Специфику речи анимешников можно сравнить со спецификой речи толкиенистов, геймеров или программистов. Используемые анимешниками выражения зачастую представляют собой буквальное заимствование с японского языка, но бывает и так, что заимствованное слово «обрастает» откровенно русскими аффиксами, и тогда уже можно говорить о морфологическом освоении заимствованного слова. Чаще всего анимешники в своих разговорах используют японские слова, термины и понятия, связанные с аниме и мангой. В качестве заимствований чаще всего анимешники используют междометия или отдельные слова, реже выражаясь словосочетаниями и почти не употребляя в своей речи предложения полностью на японском. Отдельное внимание хотелось бы уделить культовому для анимешников междометию «ня». Если опираться на язык-источник, то в японском «ня», а если быть более точной, то «nya» («ниа») – это звукоподражание мяуканью кошки. Междометие «ня» выражает ощущение нежности, радости, умиления и, по мнению анимешников, делает их «кавайными». Универсальное междометие «ня» может выражать широкий спектр эмоций - от печали и недоумения до эйфории и крайнего восторга. Всё зависит от интонации, с которой произнести данное слово. А далее с заимствованным словом происходит тоже, что случается и с некоторыми другими заимствованиями: оно начинает «обрастать» русскими аффиксами, которые из междометия делают другие самостоятельные части речи. Например, няшный - милый, вызывающий умиление.

3. Манера поведения.

Следует отметить, что определить общую для всех анимешников манеру поведения достаточно сложно. Скорее здесь можно говорить о заимствовании жестов у любимых аниме героев и культуре поведения, присущей японцам.

4.Одежда и внешний вид.

Нередко анимешники носят одежду с соответствующей символикой. Это может быть символ какого-то определенно аниме или же аниме персонажа. Также следует отдельно сказать о таком явлении как косплей.

«Костюмированная игра» – так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay» (Costume Play). Косплей – это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов (кимоно, самурайские доспехи и т.д.). Термин «косплей» укоренился не только в русскоязычном аниме-сообществе, но также среди ролевиков и исторических реконструкторов, где повсеместно используется для обозначения отыгрыша внешнего вида персонажа (как правило - одежды) вне зависимости от её отношения к японской культуре.

Зарубежные косплееры утверждают: «Ты должен доказать, что ты – и только ты – лучше всех играешь своего персонажа, ты - это он!». Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея – участники косплея полностью отождествляют себя с каким-то персонажем, называются его именем, носят аналогичную одежду, употребляют аналогичные речевые обороты. Часто во время косплея разыгрывается ролевая игра.

Косплей в Японии, а также во многих западных странах, развивался в тесной взаимосвязи с сообществом поклонников научной фантастики и фэнтези (иными словами, фэндомом). Так как аниме-фэндом не всегда воспринимал косплей как должное, энтузиасты перенимали опыт моделирования костюмов и мастерство постановки у представителей ролевого движения.

Во второй половине 1980-х зарубежный косплей вышел на международный уровень в форме специальных фестивалей (косплей-конов), а также в виде секций косплея на крупнейших аниме-конах. Являясь по сути дела фанатским творчеством, косплей за рубежом приобрел коммерческий оттенок с появлением фирм-производителей костюмов и атрибутики для косплея .

Следует отметить, что у анимешников есть своя классификация. Классифицировать анимешников по степени увлеченности можно на 4 условные группы:

1) новичок – увлекаться аниме стал недавно, плохо разбирается в терминологии, редко посещает мероприятия, имеет маленькую коллекцию аниме и манги.

2) интересующийся – увлекается давно, имеет приличную коллекцию аниме, манги, клипов, посещает аниме – мероприятия, может состоять в клубе, знает несколько японских слов, некоторые факты о Японии (стремиться расширить эти знания).

3) японист (особая группа среди интересующихся) - человек может увлекаться аниме, но при этом не сходить по нему с ума (как отаку), однако вместе с тем интересуется историей Японии, языком, вплоть до поездок и пр. это уже признаки эрудированности в культуре, а не в аниме.

4) отаку – все прекрасно знают, что термин «отаку» в самой Японии означает не только фанат или поклонник аниме и манги, но и вообще поклонник чего-либо. У нас же (да и не только у нас, во всем остальном мире тоже) этот термин применяется именно в отношении любителей аниме и манги .

Понятия анимешник и отаку разграничивают как общее и особенное. То есть, любой отаку – анимешник, но не всякий анимешник – отаку, так как в общем понимании отаку – это человек, в крайней степени увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии вообще.

Таким образом, субкультура анимешников представляет собой целостное образование с характерными отличительными признаками. Все эти признаки мы можем видеть и у белорусских представителей данной субкультуры.


Субкультура - это особая сфера культуры, целостное суверенное образование внутри господствующей культуры, отличается собственным целостным строем, обычаями, нормами.

Культура любой эпохи обладает относительной цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкретной культуры городская среда отличается от деревенской, официальная - от народной, аристократическая - от демократической, христианская - от языческой, взрослая - от детской. Обществу грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеческого духа.

Даже в античной культуре, которая казалась Гельдермину однородной, Ницше разглядел противостояние аполлонического и дионисийского первоначал, "два действительных средоточия единого бытия", порождающие восхождения и спады потока жизни.

В культурной эпохе сосуществуют разные тенденции и образования, элитарное и массовое, официальное и народное и т.д. Так, в средневековом миросозерцании и жизненном строе новое духовное, т.е. христианское начало, сосуществовало со старым, языческим.

В эпоху возрождения необозримый мир смеховых форм карнавального творчества противостоял официальной и серьезной культуре средневековья.

Народная культура представала в предельном многообразии субкультурных феноменов, обладающих единым стилем и составляющих нечто относительно целостное - народно-смеховую, карнавальную культуру.

Культура различных эпох демонстрирует сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеет карнавальная атмосфера мистерий, "праздники дураков", уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари и т.д.? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты взаимодействуют. Но официальная, серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между контркультурой и субкультурой. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Некоторые образования культуры отражают социальные или демократические особенности ее развития. Внутри различных общественных групп рождаются специфические культурные феномены, они закреплены в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурному явлению возникла характеристика особой ментальности как специфической настроенности определенных групп. Субкультурные образования в известной мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, например, не считают зазорным воровать у "чужих", но такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, который нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением.

Непочтительное отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складывается своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем субкультурой, это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практических установок, напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собственные законы в противовес господствующей культуре, которую они воспринимают как "чужую". То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремиться превратиться в официальную. Субкультура призвана держать социокультурные признаки в определенной изоляции от "иного" культурного слоя.

В современном мире примером субкультуры можно считать религиозные секты.

Эти культовые объединения нередко называются авторитарными, во главе сект обычно стоят харизматические лидеры, которые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина, дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, которые применяются к адептам "новых религий", прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга: сторонники эксцентрических верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в обществе вызваны к жизни стремлением официальной культуры заполнить собой все поры социального организма.

Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать аналогичную ответную реакцию.

Субкультура обладает стойкостью и в то же время не оказывает воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий ствол культуры при этом сохраняется. Субкультура обуславливает различия поколений.

Проблема субкультуры рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, которая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются определенные культурные циклы, обусловленные сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую историческую реальность, творит собственную субкультуру, которая хоть и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведения и в целом на стиль культурной эпохи.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа субкультурных явлений российской молодежи

1.1 Концептуальные основы молодежной субкультуры

1.2 Методологический инструментарий в социологическом исследовании субкультурных явлений

Глава 2. Презентация японской культуры в российском пространстве

2.1 Виды популярной японской кинопродукции в российском культурном пространстве

2.2 Возрастные предпочтения в выборе аниме как объекта сетевой коммуникации

2.3 Влияние аниме на формирование ценностных установок молодежи

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

субкультура молодежь методологический культура

Введение

Длинная розового цвета челка, узкие джинсы, выкрашенные в черный цвет ногти, глаза и губы: все это - признаки «молодежной субкультуры» -явления вневременного, возникшего давным-давно и не исчезающего, а только меняющего обличие. В чем же секрет молодежной субкультуры как явления? Что представляет из себя явление молодежных субкультур, почему они так живучи?

Субкультуры существовали всегда, в этом нет ничего нового. Любой коллектив более 10-20 человек уже разбивается на небольшие группы через какое-то время, А что уж говорить о целых народах! Паника людей старшего возраста связана не с тем, что это явление существует, а с тем, что это стало очень наглядно, модно. Основной корень у понятия - «культура». Как и у культуры в целом, у субкультуры те же задачи, в том числе объединение группы людей в единое целое, У субкультуры, как и у культуры, есть общепринятые символы, системы убеждений, ритуалы и язык общения. Именно наличие символов в широком смысле этого слова определяет саму суть субкультуры. По символам ее можно воссоздать почти с нуля, даже если ее время давно прошло.

Субкультура - это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, которое отличается собственной системой ценностей, обычаями, нормами, традициями. Молодежной субкультуре как специфическому, характерному для этой социальной группы способу поведения, общения, проведения досуга, представления о мире, воплощенному в особом молодежном образе жизни, принадлежит особое место в числе разнообразных субкультур современного общества .

В наше время количество субкультур сильно увеличилось, связано это с теми изменениями, что происходят в нашем обществе. Если общество и родители не могут предложить ребенку или подростку эффективных культурных образцов и символов выживания, социализации - то он ищет их сам. Подросток стремится войти в группу людей, в которой он перестает чувствовать себя одиноким, ему есть о чем поговорить с другими людьми, а значит, у него снижается чувство тревоги. Чувство тревоги, активный поиск себя и реализации своих способностей способствуют активному распространению субкультур.

Следует учитывать, что молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (какой-то набор обязательно однородных ценностей), а объединяет молодежь, причем молодежь из разных социальных групп, с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и их «символическое» обеспечение, с которым молодые люди соприкасаются, и чувствуют себя «в своей тарелке», то есть в обществе себе подобных, объединенных в данной локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей, недоступных взрослым. Если родители полностью обеспечивают своих детей культурными образцами, и если ребенку это актуально и интересно, то тогда он не будет заполнять культурный вакуум. Ведь, по сути, субкультура занимает собою образовавшуюся пустоту.

Мне бы хотелось подчеркнуть, что пребывание внутри какой-либо субкультуры - это временный период в жизни человека. Даже сама субкультура - временное явление, она имеет свой ограниченный срок жизни, а потом она угасает. Временное явление она и в жизни ребенка. Как только у человека происходит переоценка ценностей, изменения в личной жизни, карьере, и ценности субкультуры перестают быть для него актуальными - то он выходит из нее.

Существуют классификации субкультур. Причастность к той или иной группе может быть связана со способом времяпрепровождения (музыкальные и спортивные фанаты, металлисты и даже нацисты), с социальной позицией (экокультурные), с образом жизни («системники» и их многочисленные ответвления), с альтернативным творчеством (официально не признанные художники, скульпторы, музыканты, актеры и т. д.). Группы, объединенные по способу времяпрепровождения, включают в себя музыкальных и спортивных фанатов и т. д. Всех их объединяет одиночество, неумение найти для себя более достойное занятие.

Неформальные объединения по социальной позиции являются формой социальной и политической активности. Круг их проблем включает в себя сохранение и восстановление памятников истории и культуры, улучшение окружающей среды, формирование духовно-нравственной и гражданской ответственности, политические проблемы. Они выступают на собраниях и митингах, в печати. Некоторые их акции наталкиваются на противодействие органов правопорядка, когда они носят противоправный характер.

Группы, объединенные по образу жизни, составляют «системники» с многочисленными ответвлениями. Для них совместное общение становится образом жизни. Для «системников» главное - человеческое общение, их декларируемые ценности - мир и любовь. Живут они скрытой от посторонних глаз жизнью, пользуются собственным языком, не имеют постоянного места обитания, многие считают их бездельниками, ищущими кайфа и наркотиков. Но многие из них действительно верят в идеи братства, взаимопомощи, работают и имеют семьи, Людей сюда приводит чувство отчужденности, одиночество. Их отличие в том, что для других групп - это досуг, а для них - образ жизни, сама жизнь. Именно поэтому многие не уходят, даже повзрослев.

Группы альтернативного творчества отличаются от остальных групп. Их творчество не вписывается в рамки общественно и официально признанного искусства. В последние годы отношение к ним изменилось, они проводят выставки, выступают в СМИ, издаются,

Проблема классификаций, многочисленных исследований состоит, в основном, в том, что основное внимание уделяется именно классификации, типологии, а не глубокому анализу. Изучаются, прежде всего, политизированные или асоциальные группировки типа нацистов. Все остальное остается в тени.

Основная тенденция сегодняшних субкультур - это омоложение ее участников. Если раньше это могли быть взрослые люди, то сегодня в различных субкультурных группах начинают принимать участие школьники. Причем, намечается заметное искажение: школьники средне-младшего возраста просто стремятся подражать своим старшим товарищам. Они не столько улавливают и усваивают суть явления, сколько просто копируют внешние признаки, то, что на поверхности: стиль одежды, манеру разговаривать. Это становится просто модно.

Вообще, исследования последних лет свидетельствуют о системном кризисе современного общества. Этот кризис не мог не коснуться и сферы культуры в целом, и молодежной культуры в том числе. Это поставило под угрозу процесс преемственности поколений, а, следовательно, и объединяющую функцию культуры. Многие авторитетные исследователи этих вопросов при описании современного состояния молодежной субкультуры чаще всего делают выводы о коренных изменениях, происходящих в ней. Но даже при всем многообразии тем исследований ни одно из них не дает всесторонней оценки феномену молодежной субкультуры.

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

Условия жизни в большом городе создают предпосылки для объединения молодежи в разные группы, движения. Эти условия и являются сплачивающим фактором, формирующим коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях.

Объектом исследования является московская молодежь.

Предметом исследования выступают любители аниме среди московской молодежи.

Цель работы заключается в выявлении формирование субкультуры аниме среди московской молодежи.

Реализация намеченной цели предполагает постановку и последовательное решение ряда нижеследующих задач:

1. Описать концепт субкультуры.

2. Выяснить методологические и методические инструменты исследования субкультурных явлений.

3. Выявить виды аниме, презентируемых в российском пространстве.

4. Вычленить различные возрастные группы любителей аниме.

5. Определить предпочтения в выборе различных видов аниме, влияющих на конструирование сетевых сообществ.

6. Описать роль аниме в формировании ценностных установок (или эстетических вкусов, или мировоззренческих взглядов).

Данная работа имеет, прежде всего, научную значимость, причем как в плане теоретических, так и в плане практических результатов. В своей теоретической части работа представляет рассмотрение концептуальных основ молодежной субкультуры как культурного. Кроме того, в этой части молодежная субкультура рассматривается как закономерное явление современного общества, возникновение которого обусловлено определенными характеристиками его развития. В практической части работы рассматриваются молодежная субкультура - аниме.

Результаты данной работы могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований в этой области, а, также при разработке социальной политики по отношению к молодежным субкультурам.

СУБКУЛЬТУРА - особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собств. ценностным строем, обычаями, нормами. Культура любой эпохи обладает относит, цельностью, но сама по себе она неоднородна. Внутри конкр. культуры городская среда отличается от деревенской, офиц. - от народной, аристократич. - от демократич., христианская - от языческой, взрослая - от детской. Об-ву грозит опасность разбиться на группы и атомы. Любая культурная эпоха предстает нам в виде сложного спектра культурных тенденций, стилей, традиций и манифестаций человеч. духа.

Культуры различных эпох демонстрируют сложный спектр субкультурных феноменов. Отдельные отсеки культуры как бы отгорожены от магистрального пути духовного творчества. В самом деле, какое отношение имеют карнавальная атмосфера мистерий, “праздники дураков”, уличные шествия к прославлению турнирных победителей, посвящению в рыцари, королевским ритуалам или священнодействию? В сложном игровом социокультурном аспекте эти компоненты, как показывает Бахтин, взаимодействуют. Но офиц. серьезная культура определяет собой как бы главенствующее содержание эпохи. Она отделена от площадной культуры смеха. И за пределами эпохи Возрождения эта оппозиция официальной и народной культуры не исчезает. Культурное творчество при всей своей динамике вовсе не приводит к тому, что народная культура вдруг оказывается более значимой или определяющей доминантой эпохи. В этом смысле можно провести различие между понятиями “контркультура” и “субкультура”. Через них можно разглядеть механизмы социокультурной динамики.

Нек-рые образования культуры отражают социальные или демографич. особенности ее развития. Внутри разл. обществ, групп рождаются специфич. культурные феномены. Они закрепляются в особых чертах поведения людей, сознания, языка. По отношению к субкультурным явлениям возникла характеристика особой ментальности как специфич. настроенности опр.групп.

Субкультурные образования культуры в изв. мере автономны, закрыты и не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру, вытеснить ее как данность. Можно говорить об особом кодексе правил и моральных норм внутри этноса. Цыгане, напр., не считают зазорным воровать у “чужих”. Однако такой поступок, совершенный внутри табора, оценивается как преступление. Здесь не практикуется также строго правовая жизнь. Судьбу человека, к-рый нарушил заветы, решают старейшины, руководствуясь традициями и собственным разумением. Непочтит. отношение к старому человеку не будет воспринято на Кавказе как добродетель.

Среди заключенных, говорящих на особом жаргоне, также складываются своеобразные стандарты поведения, типичные только для данной среды.

Подобного рода феномены мы называем С.: это обозначение фиксирует герметичность данного явления. Цыгане вовсе не претендуют на всеобщность их жизненных и практич. установок. Напротив, они заинтересованы в том, чтобы сохранить лишь собств. законы в противовес господствующим в культуре, к-рую они воспринимают как “чужую”. То же самое можно сказать и о криминальном мире. Смеховая карнавальная культура остается субкультурным образованием и вовсе не стремится превратиться в официоз. С. призвана держать социокультурные признаки в опр. изоляции от “иного” культурного слоя.

В совр. мире примером С. можно считать религ. секты. Эти культовые объединения нередко называют авторитарными. Во главе сект обычно стоят харизматич. лидеры, к-рые мнят себя пророками или даже божествами. Во многих сектах царят единомыслие, строжайшая дисциплина. Дух свободного общества здесь зачастую утрачен. Однако, несмотря на жесткие меры, к-рые применяются к адептам “новых религий”, прокурорские заключения и угрозы, многолетняя работа с культовыми объединениями не дала ощутимых результатов. Напротив, она нередко вызывает эффект бумеранга. Сторонники эксцентричных верований предстают жертвами, мучениками, страдальцами.

Субкультурные тенденции в об-ве во многом вызваны к жизни стремлением офиц. культуры заполнить собой все поры социального организма. Партийная идеология автоматически рождала диссидентство. Тотальный рационализм не может не вызвать ответную аналогичную реакцию. Так, фундаментализм служит источником модернизма.

С. обладают стойкостью и в то же время не оказывают воздействия на генеральный ствол культуры, они рождаются, живут и устраняются, а ведущий строй культуры при этом сохраняется. Мангейм осмыслил эту проблему в традиц. рамках философии жизни. Культурные циклы уподоблены нем. социологом жизненным, биологическим. Решение сводилось к тому, что С. обусловлены различиями поколений.

Проблема С. рассматривается в культурологии в рамках концепции социализации. Предполагается, что приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней - процесс сложный и противоречивый, насыщенный психол. и иными трудностями. Это и порождает особые жизненные устремления молодежи, к-рая из духовного фонда присваивает себе то, что отвечает ее жизненному порыву, ценностным исканиям.

Так, по мнению многих культурологов, рождаются опр. культурные циклы, обусловленные, в общем, сменой поколений. Юношество воплощает в себе новую истор. реальность, творит собственную С., к-рая, хотя и не вызывает немедленных ощутимых изменений в магистральном пути культуры, вместе с тем влияет на многообразные срезы культуры, моду, стиль жизни, поведение и в целом на стиль культурной эпохи.

10) Как соотносятся понятия "субкультура" и "контркультура"?

понятие в совр. культурологии и социологии; используется для обозначения социокультурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, господствующим в конкр. культуре, а также отождествляется с молодежной субкультурой 60-х гг., отражающей критич. отношение к совр. культуре и отвержение ее как “культуры отцов”.

Термин “К.” появился в зап. лит-ре в 60-е гг. и отражал либеральную оценку ранних хиппи и битников; принадлежит амер. социологу Т. Роззаку, к-рый попытался объединить разл. духовные веяния, направленные против господствующей культуры, в некий относительно целостный феномен - К.

В к. 20 в. культурологи обратили внимание на феномен К., его роль в истор. динамике; тема эта перестала восприниматься как периферийная, частная, затрагивающая боковые сюжеты общекультурного потока. К обсуждению проблемы присоединились не только социологи и культурологи, но и культурфилософы. Многие исследователи пришли к убеждению, что именно данный вопрос позволяет наконец приблизиться к постижению самой культуры как специфич. явления, к распознаванию механизмов ее обновления и преображения.

В истории культуры складываются такие ситуации, когда локальные комплексы ценностей начинают претендовать на некую универсальность. Они выходят за рамки собств. культурной среды, возвещают новые ценностные и практич. установки для широких социальных общностей. В этом случае это уже не субкультуры, а скорее контркультурные тенденции.

Стойкость и возобновляемость молодежных субкультур как будто делает излишним термин К. Между тем в контексте совр. исканий он обретает глубокий культурфилос. смысл. Культура вовсе не развивается путем простого приращения духовных сокровищ. Если бы процесс культурного творчества шел плавно, без поворотов и мучительных мутаций, человечество располагало бы сегодня разветвленной монокультурой. В Европе, в частности, все еще экспансионистски развертывала бы себя античная культура.

Культурный процесс, как и научный, рождает новые культурные эпохи, отличающиеся друг от друга радикально. В культуре постоянно происходят парадигмальные сдвиги. Эти глубинные преобразования порождает - К. Культурфилософия не располагает другим понятием, к-рое указывало бы на общесоциол. характер такого рода преображений.

В истории постоянно меняются социальные реалии, рождаются новые духовные ценности. Распад старых форм жизни и появление новых ценностных мотивов приводят к интенсивному брожению, которое требует своего выражения. Далеко не всегда эти искания рождают новую культуру. Но чтобы возникла принципиально иная эпоха, нужны новые ценностные ориентации, меняющие структуру всей жизни.

К., в культурфилос. истолковании, постоянно проявляет себя в виде механизма культурных новаций. Она, следовательно,-обладает огромным потенциалом обновления. Рождение новых ценностных ориентиров есть провозвестие новой культуры. Общим местом стало повторение мысли, что К. - уже истор. факт, архаика. Офиц., господствующая культура устояла, сумев вобрать в себя элементы контркультурных тенденций и сохранить собств. ядро. Натиск новых ценностных ориентации оказался недолговечным.

В совр. мире произошла радикальная переоценка этики труда, смысла жизни, отношений между полами, традиций рациональности. Д. Белл, напр., отметил, что традиц. протестантская культура замещена теперь новой культурой, к-рую он в соответствии со своими неоконсервативными убеждениями называет модернистской.

В контексте подобных исследований понятие “К.” обретает совсем иной смысл, нежели понятие “субкультура”. Контр культур ным значением в совр. мире обладают не отд. феномены, а вся совокупность субкультур. Сохраняя и возобновляя себя, они вместе с тем провоцировали настоящую ценностную революцию. К., следовательно, есть совокупный эффект поисков нового ценностного ядра совр. культуры.

Противостояние господствующей культуре, рождение новых ценностных и практич. установок - процесс, постоянно воспроизводящий себя в мировой культуре. Рождение христианства есть по сути своей контркультурный феномен в столкновении нарождающейся христ. Церкви с Рим. империей.

История христианства в Европе началась с противостояния господствующей культуре, с провозглашения новых святынь и жизненных установлений. В той же мере отход от христ. культуры предполагает вначале смену ценностных установок. Не только религ., но и светская культура, как правило, при своем становлении исповедует отречение от офиц. канонов, идет ли речь о мировоззренч., этнич. или эстетич. установках.

Всякая новая культура, культура конкр. эпохи возникает в процессе осознания кризиса предшествующей социокультурной парадигмы. С этой т.зр. “первое осевое время” (Ясперс) есть своеобр. выход из кризиса культуры эпохи возникновения мировых религий. Христианство возникло как разрыв в языч. сознании античности. Контркультурными были движение киников в античности, движение романтиков в конце просветит. эпохи в Европе.

Э. Тирьякян (Канада) еще в сер. 70-х гг. разглядел в контркультурных феноменах мощные катализаторы культурно-истор. процесса. Зарубеж. публикации к. 80-нач. 90-х гг. свидетельствуют о том, что в совр. мире происходит “революция сознания”. Она знаменует собой рождение новой культуры. Понимание К. как ядра будущих культурных парадигм становится в зап. культурологии традиционным.

Рос. об-во находится сейчас в процессе контркультурного размежевания. Рождаются новые социокультурные группы, имеющие специфич. менталитет, образ жизни, ценностные установки. Несомненно одно: становление новой культуры в нашей стране невозможно без длительной полосы контркультурных феноменов.