Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. Литературный процесс в XX веке

XX столетие - самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

Политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,

Усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,

Отрицание литературных традиций,

Интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,

Слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,

Стремление к жанру эссе.

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

1)1917-1945гг.

2) после 1945г.

Особенности лит-ры 20 века:

1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений - реализма и модернизма.

Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

Особенностями этого направления являются:

Утверждение «чистого» немотивированного действия,

Утверждение индивидуализма,

Отражение одиночества человека во враждебном ему абсурдном мире.

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

У Джойса самый известный роман – «Улисс». Действие происходит в 1 день, с утра до глубокой ночи. Важный объект – город Дублин. Немолодой семейный человек уходит из дома, проводит день вне дома. Этот день уподобляется странствиям Одиссея. События мифа, переиначенные, образуют подводное течение романа. Так в литературу вошёл неомифологизм.


Неомифологизм имеет разные проявления. С 1 стороны это возвращение в литературу сюжетов, связанных с древними мифами, и иногда прошедших через массу новых усвоений («Антигона» Жана Ануя – сюжет тот же, но косметика, кофе…). С другой стороны мифологический сюжет может стать частью текста не специально. Например, Гарсиа Маркес «100 лет одиночества» – мотив потопа, мотив первородного греха – за сердце Урсулы соревновались 2 молодых человека. Хосе Аркадио убивает соперника. Живут почти в раю, в Мокондо. С другой стороны Урсула и Хосе Аркадио близкие родственники и она боится вступать с ним в любовную связь, т. к.думает, что родится уродливый ребёнок. Смерть приходит вместе с девочкой, которая приносит кости предков в мешочке. У всех безумие, потеря памяти. Эсхатологический мотив – конец мира – цыган, который привозил невиданные мысли, оставляет книгу. Сказано, что её прочтёт последний в роду Буэнди, и в конце буря сметает Мокондо с лица земли, а читал обо всём, что было раньше.

3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке. Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

4.Роман в 20 веке - Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

5.Сказать о том, что весь лит-ый процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные направления русской литературы XX столетия. Литература начала XX века. вводный урок литературы в 11 классе

«Ни одна мировая литература не имела столь безграничного опыта тревог, надежд, обострённых нравственных исканий, боли за судьбу родного народа в час опасности...» В.А. Чалмаев Три революции: 1905 года, Февральская, Октябрьская 1917 г., Русско-японскую война 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии Вторая мировая война Экологические катастрофы Литература XX века

« Наше время трудновато для пера...» В.В. Маяковский «Ни одна мировая литература XX века, кроме русской, не знала столь обширного списка безвременно, рано ушедших из жизни мастеров культуры...» В.А. Чалмаев « XX век всех нас переломал...» М.И. Цветаева Литература XX века

Периодизация литература XX века Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г.г.) Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г.г.) литература в годы ВО войны (1941 -1945г.г.) литература середины века (50 – 70-ые годы) литература 80-90-ых годов современная литература Эмигрантская литература (литература русского зарубежья)

Серебряный век «Серебряный век – это не столько время и отдельные творческие личности, сколько целостное мировоззрение, картина мира, в которой личность и творчество едины...» В.А. Чалмаев «...писали как жили, жили как писали» В.А. Чалмаев

Историческая ситуация в России начала XX века Последние годы XIX столетия стали поворотными для русской и западной культур. Начиная с 1890-х гг. и вплоть до Октябрьской революции 1917 года изменились буквально все стороны российской жизни, начиная от экономики, политики и науки, и заканчивая технологией, культурой и искусством. Новая стадия историко-культурного развития была невероятно динамична и, в то же время, крайне драматична. Можно сказать, что Россия в переломное для нее время опережала другие страны по темпам и глубине перемен, а также по колоссальности внутренних конфликтов.

Важнейшие исторические события в России начала 20 века? Три революции: 1905 года, Февральскую, Октябрьскую 1917 г., Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Первая мировая война 1914-1918гг., Гражданская война Сталинские репрессии

«Культурный ренессанс» «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори, соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» Н. Бердяев

Литературная полифония Что есть искусство? Какова роль искусства в обществе? Каково влияние искусства на человека? Какова связь искусства с жизнью? Каким должно быть искусство будущего? Каким должен быть творец?

Основные литературные направления XX века Критический реализм. Декаданс. Модернистские течения: символизм акмеизм футуризм Социалистический реализм.

Критический реализм (XIX век - начало XX века) Правдивое, объективное отображение действительности в ее историческом развитии. Продолжение традиций русской литературы XIX века, критическое осмысление происходящего. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданс (кон. 19 - нач. 20 вв.) От франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок. Настроение пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремление замкнуться в мире своих душевных переживаний. Оппозиция к общепринятой «мещанской» морали. Культ красоты как самодовлеющей ценности. Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм, особое «чувство бездны».

Декаданская лирика Пустынный шар в пустой пустыне, Как Дьявола раздумие... Висел всегда, висит поныне... Безумие! Безумие! Единый миг застыл – и длится, Как вечное раскаянье... Нельзя ни плакать, ни молиться... Отчаянье! Отчаянье! Пугает кто-то мукой ада, Потом сулит спасение... Ни лжи, ни истины не надо... Забвение! Забвение! Сомкни плотней пустые очи И тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи. Конец. З. Гиппиус

Декаданская лирика Так жизнь ничтожеством страшна, И даже не борьбой, не мукой, А только бесконечной скукой И тихим ужасом полна, Что кажется - я не живу, И сердце перестало биться, И это только наяву Мне все одно и то же снится. И если там, где буду я, Господь меня, как здесь, накажет, - То будет смерть, как жизнь моя, И смерть мне нового не скажет. Д.С. Мережковский

Модернизм (от франц. moderne - современный) Понятие «модернизма» применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма. Совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе. Новые художественные направления обычно заявляли о себе как искусстве в высшей степени «современном» (отсюда - само происхождение термина), наиболее чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего нас «текущего» времени.

Серебряный век – поэзия начала XX века. Условное обозначение культурной эпохи в истории России рубежа 19 – 20 вв. и вошедшая в критику и науку с конца 1950-х – начала 1960-х гг. Термин возник по аналогии с «Золотым веком». Формула «Серебряный век» имела оценочный характер. В 1920-1930-х гг. он противопоставлялся «Золотому веку» как эпоха, несущая несомненные черты вторичности, и в то же время утонченности. Поэты Серебряного века создали новую концепцию мира и человека в этом мире: не все создаваемое людьми осознается, есть области, недоступные аналитическому разуму.

Символизм (1870-1910гг.) Выражение идей посредством символов. «Поэзия намеков», метафоричность, иносказательность, культ впечатления. Внутренний мир личности – показатель общего трагического мира, обреченного на гибель. Существование в двух планах: реальном и мистическом.

Валерий Брюсов «Женщине» Ты – женщина, ты – книга между книг, Ты – свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг. Ты - женщина, ты – ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток. Ты – женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты – в наших безднах образ божества! Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся – от века – на тебя!

Акмеизм (образов. в 1910 г.) Производное от греч. «акме» - «острие», «вершина», «цветущая сила», «высшая степень». Ясность, утверждение реальной жизни, культ чувств над всем остальным. Возврат слову его изначального, не символического смысла.

Анна Ахматова «Перед весной бывают дни такие» Перед весной бывают дни такие: Под плотным снегом отдыхает луг, Шумят деревья весело-сухие, И теплый ветер нежен и упруг. И легкости своей дивится тело, И дома своего не узнаешь, А песню ту, что прежде надоела, Как новую, с волнением поешь.

Футуризм (начало 1910 г.) Перестройка русской словесности, «искусство будущего» (от латинского f и t и r и m – будущее). Авангардное течение, отрицающее художественное и нравственное наследие. Создание «заумного языка», игра слов и букв. Любование словом вне зависимости от смысла. Словотворчество и словоновшество.

Велимир Хлебников «Заклятие смехом» О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смеячей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейво, смейво, Усмей, осмей, смешики, смешики. Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Социалистический реализм (октябрь1917) Правдивое, исторически- конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма. Писатель – это «выразитель», «представитель», «учитель». Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и справедливые люди, смелые и отважные.

Вне литературных стилей и направлений Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час! С.А. Есенин

Вне литературных стилей и направлений Вскрыла жилы: неостановимо, Невосстановимо хлещет жизнь. Подставляйте миски и тарелки! Всякая тарелка будет – мелкой, Миска – плоской. Через край – и мимо В землю черную, питать тростник. Невозвратно, неостановимо, Невосстановимо хлещет стих. М.И. Цветаева

Вне литературных стилей и направлений повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов» «Река Потудань», «Котлован», «Ювенильное море» «Джан» романы «Чевенгур», «Счастливая Москва»

Вне литературных стилей и направлений повести «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» пьесы «Кабала святош», «Дни Турбиных», «Бег»

Литература начала XX века «Это время -Серебряный век – выдвинуло писателей, поразительных по разнообразию, смелости, остроте видения жизни и одухотворённости чувства... Они во многом проделали работу, которая была необходима России для её самопознания в наступивший переломный момент истории» Л.Б. Воронин


Русская литература XX века: общая характеристика

Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.

Конец XIX - начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее "серебряным веком" ("золотым веком" называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре "серебряного века" были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.

Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные - о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.

Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие - с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.

На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово "кризис". Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: "материя исчезла". Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры ("Бог умер!" - воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором - все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.

В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.

Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление "серебряного века" русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор "Аполлона" С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий "На Парнасе серебряного века". Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет "…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл".

Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 - выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник "Символы" Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) - 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921-1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).

Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:

Представители литературных направлений


  • Старшие символисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.К. Сологуб и др.

    • Мистики-богоискатели : Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н. Минский.

    • Декаденты-индивидуалисты : В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб.

  • Младшие символисты : А.А. Блок, Андрей Белый (Б.Н. Бугаев), В.И. Иванов и др.

  • Акмеизм : Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, С.М. Городецкий, О.Э. Мандельштам, М.А. Зенкевич, В.И. Нарбут.

  • Кубофутуристы (поэты "Гилеи"): Д.Д. Бурлюк, В.В. Хлебников, В.В. Каменский, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых.

  • Эгофутуристы : И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов.

  • Группа "Мезонин поэзии": В. Шершеневич, Хрисанф, Р. Ивнев и др.

  • Объединение "Центрифуга" : Б.Л. Пастернак, Н.Н. Асеев, С.П. Бобров и др.
Одним из интереснейших явлений в искусстве первых десятилетий XX века было возрождение романтических форм, во многом забытых со времен начала прошлого столетия. Одну из таких форм предложил В.Г. Короленко, чье творчество продолжает развиваться в конце XIX и первые десятилетия нового века. Иным выражением романтического стало творчество А. Грина, произведения которого необычны своей экзотичностью, полетом фантазии, неискоренимой мечтательностью. Третьей формой романтического явилось творчество революционных рабочих поэтов (Н. Нечаева, Е. Тарасова, И. Привалова, А. Белозерова, Ф. Шкулева). Обращаясь к маршам, басням, призывам, песням, эти авторы поэтизируют героический подвиг, используют романтические образы зарева, пожара, багровой зари, грозы, заката, безгранично расширяют диапазон революционной лексики, прибегают к космическим масштабам.

Особую роль в развитии литературы XX века сыграли такие писатели, как Максим Горький и Л.Н. Андреев. Двадцатые годы - сложный, но динамичный и творчески плодотворный период в развитии литературы. Хотя многие деятели русской культуры оказались в 1922 году выдворенными из страны, а другие отправились в добровольную эмиграцию, художественная жизнь в России не замирает. Наоборот, появляется много талантливых молодых писателей, недавних участников Гражданской войны: Л. Леонов, М. Шолохов, А. Фадеев, Ю. Либединский, А. Веселый и др.

Тридцатые годы начались с "года великого перелома", когда резко были деформированы основы прежнего российского жизнеустройства, началось активное вмешательство партии в сферу культуры. Арестовываются П. Флоренский, А. Лосев, А. Воронский И Д. Хармс, усилились репрессии против интеллигенции, которые унесли жизни десятков тысяч деятелей культуры, погибли две тысячи писателей, в частности Н. Клюев, О. Мандельштам, И. Катаев, И. Бабель, Б. Пильняк, П. Васильев, А. Воронский, Б. Корнилов. В этих условиях развитие литературы происходило чрезвычайно затрудненно, напряженно и неоднозначно.

Особо рассмотрение заслуживает творчество таких писателей и поэтов, как В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, А.Н. Толстой, Е.И. Замятин, М.М. Зощенко, М.А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.П. Платонов, О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева.

Священная война, начавшаяся в июне 1941 года, выдвинула перед литературой новые задачи, на которые сразу же откликнулись писатели страны. Большинство их оказалось на полях сражений. Более тысячи поэтов и прозаиков вступили в ряды действующей армии, став прославленными военными корреспондентами (М. Шолохов, А. Фадеев, Н. Тихонов, И. Эренбург, Вс. Вишневский, Е. Петров, А. Сурков, А. Платонов). Произведения различных родов и жанров включились в борьбу с фашизмом. На первом месте среди них была поэзия. Здесь надо выделить патриотическую лирику А. Ахматовой, К. Симонова, Н. Тихонова, А. Твардовского, В. Саянова. Прозаики культивировали свои самые оперативные жанры: публицистические очерки, репортажи, памфлеты, рассказы.

Следующим крупным этапом в развитии литературы века был период второй половины XX века. В пределах этого большого отрезка времени исследователи выделяют несколько относительно самостоятельных периодов: позднего сталинизма (1946-1953 гг.); "оттепели" (1953-1965 гг.); застоя (1965-1985 гг.), перестройки (1985-1991 гг.); современных реформ (1991-1998 гг.) Литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

В мировой литературе, именно русская литература в целом занимает значимое место. Если рассуждать о русской литературе 20 века, то именно начало столетия знаменуется как серебряный век расцвета литературы на Руси. В этом периоде происходили самые сложные для России той эпохи, существенные противоречия. В этот момент стал постепенно оживать интерес к изучению религии, которая в свою очередь и оказывала основное влияние на столь стремительное развитие русской литературы. Начались проявляться всё новые талантливые люди. Практически всех литераторов той эпохи стали тревожить вопросы о сущности добра и зла, жизни и смерти, а также внутренней природы человека.

Научные открытия, которые были сделаны в тот период, сильно пошатнули современные представления о жизни. НОВЫЕ ВЗГЯДЫ НА МИР, СТАЛИ ОПРЕДЕЛТЬ И НОВЫЕ ПОНИМАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ 20 ВЕКА. Он весьма чувствительно отличался по сравнению с видением жизни их предшественников. Это всё стало первым и основным шагом к самому глубокому кризису в сознании. Практически в каждый сложный момент жизни, человек попросту нуждается в сильном всплеске эмоций, а тем боле, если человек творческой натуры. В эти года не каждый мог просто и свободно высказывать свои переживания. Могли это делать лишь писатели да и то на бумаге, ведь она всё может стерпеть. Литература внесла огромный вклад в происходящую переоценку жизненных ценностей.

Влияние литературы 20 века на Руси довольно быстро распространялась за её пределы. Это довольно хорошо почувствовалось сразу же после окончания Октябрьской революции. Она сделала очевидным то, что русская литература 20 века оказывает поступательные влияния на сознание человека. Благодаря написанным произведениям в этом веке, за границей Руси все считали русского человека настоящим и храбрым бойцом с сильными духовными качествами самопознания. Просто гигантскими тиражами стали выходить произведения, которые написали классики русской литературы 20 века. Таким образом каждый день появлялось всё больше новых людей, которые их читали.

В этот знаменательный период расцвета русской литературы, большинство писателей той эпохи были изгнаны из страны, а некоторые добровольно решили эмигрировать, но культурное общество России и её литературная жизни с тех пор не замирала ни на секунду. Стали появляться весьма талантливые молодые писатели, которые принимали участие в Гражданской войне.

Нельзя обойти стороной творчество гениальных писателей как Есенин, Маяковский, Толстой, Платонов, а также десятки многих других писателей, чьи произведения и по сей день остаются мировой классикой и примером для подражания начинающих поэтов и писателей. Во времена Великой Отечественной Войны, в литературе всё больше стало появляться патриотизма, который взывал к народу. В них довольно ярко описывались сцены сражения русского народа с фашистскими захватчиками и оккупантами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Костанайский государственный педагогический институт

Факультет дистанционного обучения

Кафедра русского языка и литературы

Дисциплина «История русской литературы 20 века»

«Особенности литературы начала 20 века»

Хитрик Ольга Юрьевна

Специальность 5В011800 «Русский язык и литература», 2 курс

г. Костанай

План

Введение

1. Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

2. Влияние общественной и государственной жизни на литературу

Введение

Начало двадцатого века было ознаменовано масштабной технической революцией: впервые начинают использоваться телефоны, электрические лампочки, автомобили. Революция свершается и в государственном строе, это период кровопролитных войн. Предельно точно можно охарактеризовать это время можно словом «Прорыв». Общество смогло проститься со своим прошлым и открылось новшествам, впитывало новые идеи. Литература подобно зеркалу отображала все изменения, которые происходили в жизни народа.

1. Новые приемы в литературном процессе первой половины ХХ века

Литературный процесс в первой половине ХХ века приобретает новые стили, новые приемы, в нем сочетаются модернизм и реализм. Для литературных произведений становится характерным фантастический абсурд, как новая экспериментальная форма. Если в ХIХ веке в литературных произведениях описывались четкие объективные предметы, к примеру, любовь, зло, семейные и общественные отношения, то в обновленной литературе ХХ века используются в первую очередь абстрактные психологические приемы для описания той или иной вещи.

Литература наполняется особой философией. Главные темы, которые использовались в творчестве - это война, революция, проблемы религиозного восприятия, а главное - трагедия личности, человека, который в силу обстоятельств потерял свою внутреннюю гармонию. Лирические герои становятся более смелыми, решительными, неординарными, непредсказуемыми. литература творчество стиль прием

Многие литераторы также отказываются от классической стилистической подачи текста - появляется знаменитая «лесенка» В. Маяковского. Опыт литературных мастеров прошлого не отвергается, но дополняется более смелыми модерными элементами. Например, стиль стихосложения Есенина очень близок к манере Пушкина, но сравнивать и отождествлять их нельзя. В большинстве произведений на первый план выносится интерес к субъекту, к тому, как человек воспринимает общественные события через призму своего сознания.

В начале XX века появляется массовая литература. Произведения, которые не отличались высокой художественной ценностью, однако имели большое распространение среди населения.

2. Влияние общественной и государственной жизни на литературу

В этот период писатели и поэты находились в ожидании все новых перемен и взрывов в общественной и государственной жизни. Это, однозначно, в огромной степени повлияло на их творчество. Кто-то в своих произведениях вдохновлял людей и вселял веру в новое прекрасное будущее, кто-то с пессимизмом и надрывом убеждал в неизбежности горя и страданий.

Существенную роль в развитии литературного процесса сыграло авторитарное вмешательство новой власти. Некоторые писатели выбрали для себя диссидентский путь, некоторые начали в своих произведениях строить страну социализма, воспевать рабочий класс и коммунистическую партию.

Не смотря на то, что многие литературные деятели вынуждены были из-за политических мотивов покинуть страну, русская литература не умирает в эмиграции. К самым знаменитым русским литературным деятелям в эмиграции относятся Бунин, Цветаева, Куприн, Ходасевич, Шмелев.

Для русской литературы начала ХХ века характерно осознание кризиса старых представлений о ценностях, происходит масштабная их переоценка. Появляются новые литературные течения и школы. Происходит возрождение обновленной поэзии, что ознаменовывает начало Серебряного века русской литературы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Зарубежная литература и исторические события ХХ века. Направления зарубежной литературы первой половины XX века: модернизм, экспрессионизм и экзистенциализм. Зарубежные писатели ХХ века: Эрнест Хэмингуэй, Бертольт Брехт, Томас Манн, Франц Кафка.

    реферат , добавлен 30.03.2011

    От фельетонов до романов. Идейно-художественный анализ романа "Учитель фехтования" и романа "Королева Марго". Романтизм в западно-европейских литературах 1 половины 19 века.

    курсовая работа , добавлен 12.09.2002

    Стили и жанры русской литературы XVII в., ее специфические черты, отличные от современной литературы. Развитие и трансформация традиционных исторических и агиографических жанров литературы в первой половине XVII в. Процесс демократизации литературы.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2010

    Гуманизм как главный источник художественной силы русской классической литературы. Основные черты литературных направлений и этапы развития русской литературы. Жизненный и творческий путь писателей и поэтов, мировое значение русской литературы XIX века.

    реферат , добавлен 12.06.2011

    Краткая биография наиболее выдающихся поэтов и писателей XIX века - Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова, В.А. Жуковского, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Высокие достижения русской культуры и литературы XIX века.

    презентация , добавлен 09.04.2013

    Любовь в жизни героев литературы XIX века. Анализ и характеристика произведений, основанных на проблеме любви: И.А. Гончаров "Обломов" и А.Н. Островский "Гроза". Характеристика женских образов в произведении Островского: старуха Кабанова и Катерина.

    презентация , добавлен 28.02.2012

    Специфические признаки начала ХХ века в культурной жизни России, характеристика новых направлений в поэзии: символизма, акмеизма и футуризма. Особенности и главные мотивы творчества известных российских поэтов Соловьева, Мережковского, Сологубы и Белого.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Уильям Шекспир в контексте английской культуры и мировой литературы. Краткий обзор его жизненного и творческого пути. Особенности развития европейской литературы ХХ века. Анализ популярных произведений поэта и драматурга в контексте школьной программы.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2015

    Подлинный расцвет европейской литературы XIX века; стадии романтизма, реализма и символизма в ее развитии, влияние индустриального общества. Новые литературные тенденции ХХ века. Характеристика французской, английской, немецкой и русской литературы.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Формирование классической традиции в произведениях XIX века. Тема детства в творчестве Л.Н. Толстого. Социальный аспект детской литературы в творчестве А.И. Куприна. Образ подростка в детской литературе начала ХХ века на примере творчества А.П. Гайдара.