Какое изобретение предсказал жюль верн. Жюль Верн. Научные открытия писателя фантаста. Быстрые путешествия вокруг света

П. Пласенсиа: иллюстрации к Жюль Верну


Не уверена, что вам понравятся эти иллюстрации - в них нет грудастых девушек и ярких пейзажей. Но они на редкость точно попали в атмосферу фантастических романов Жюля Верна, они тонкие, лаконичные и напоминают время, когда стартовала фантастика, брала разгон и попутно предсказывала самые значимые научные открытия.

Питер П. Пласенсиа опубликовал 8 иллюстраций к Жюль Верну (1828 - 1905) для книги Франца Борна 1964 года «Жюль Верн: человек, который изобрел будущее».
Пласенсиа (Plascenia) специализировался на промышленном дизайне в институте Пратта.

«Наука, мой мальчик, состоит из ошибок, но они являются ошибками, которые полезно сделать, потому что они ведут мало-помалу к истине».
- Жюль Верн, «Путешествие в Центр Земли»
Это любопытное, и, безусловно, правильное объяснение, сказанное однажды писателем.

«Я чувствовал, что мое истинное призвание, единственная цель моей жизни, состояла в том, чтобы преследовать этого тревожного монстра и очистить от него мир».
- Жюль Верн, Двадцать тысяч лье под водой

«Я никогда практически не изучал эксперименты в науке. Но в то время как я был совсем маленьким, я любил смотреть на работающие машины. У моего отца был загородный дом в Шантене, в устье Луары, и рядом с ним находится правительственный машиностроительный завод в Индре. Я часами стоял, наблюдая за машинами и их работой».
- Жюль Верн, журнал McClure"s January 1894

«Я могу сказать, что никогда не изучал науку, хотя в ходе моего самообразования взял очень много информации, которая стала полезной.
Я большой читатель, и всегда читаю с карандашом в руке. Я всегда ношу с собой записную книжку, и сразу же записываю, как тот человек из Диккенса, все, что интересует меня, или может оказаться возможным использовать в моих книгах».

"Чтобы дать Вам представление о моем чтении, расскажу: я прихожу сюда каждый день после обеда и сразу же принимаюсь за работу, чтобы прочитать пятнадцать различных статей, всегда пятнадцать, и я могу вам сказать, что очень мало в любой из них ускользает от моего внимания.

Когда я вижу что-нибудь интересное, на углубление в тему уходит бездна времени. Потом я читаю отзывы, такие как "Revue Bleue," в "Revue Rose," The "Ревю де Дё Mondes," "Космос" Тиссандье на "La Nature" Flammraion на «L"Astronomie".
- Жюль Верн, МакКлюра Magazine январь 1894

"В моей голове большое количество научного хлама. Но в один день, сидя в парижском кафе, я прочитал в «Siècle», что когда-нибудь человек сможет путешествовать по всему миру за восемьдесят дней, и это сразу же ударило меня так, что возник сюжет и стала готова моя развязка. История не была написана еще долго. Я несу идеи в моей голове иногда год-десять-пятнадцать лет, прежде чем дать им форму".
- Джулс Верн, МакКлюра Magazine январь 1894

34-летний физик-самоучка Алексей Расулов из деревни Воронцово Курского района уверен, что путешествия во времени возможны. Свою теорию он подкрепляет необходимыми расчетами и схемами «машины будущего».

Деревня Воронцово, обозначенная далеко не на всех картах и даже невидимая для спутникового навигатора, укрылась в настоящей сельской глубинке. Это, однако, не мешает ее жителю Алексею Расулову заниматься исследованиями глобального масштаба.

Дома у курского ученого-самоучки на полках аккуратно расставлены тома энциклопедий, справочников и монографий по физике, механике и проблемам исследования Вселенной.

Если других воронцовцев больше интересуют огород и хозяйство, то у Расуловых в повседневном обиходе непонятные многим «адронные коллайдеры», «кванты», «дейтерии» и «черные дыры». Насколько проекты Алексея научно обоснованы и реальны для воплощения в жизнь, судить сложно, но мы откликнулись на приглашение приехать к нему в гости, чтобы воочию увидеть место, где обсуждаются возможности холодного ядерного синтеза и разрабатывается машина времени.

Родился Алексей в семье инженеров, что и определило выбор специальности. Отучился на инженера-электрика сначала в Курском железнодорожном техникуме, а затем в «политехе» (ныне – ЮЗГУ). Уже тогда ум пытливого студента бередила теория холодного ядерного синтеза, предполагающая осуществление атомной реакции без нагревания вещества.

Расулов с детства любил много читать, хорошо учился, а физика была одним из любимых предметов в школе. 10 лет назад став инвалидом, он полностью посвятил себя исследованиям, юношеские увлечения переросли в нечто большее. Но корни всего, без сомнения, оттуда.

«Тот же Жюль Верн предугадал многие научные открытия, в чем мы убеждаемся по прошествии лет, – говорит курянин. – В том числе он полагал, что из воды и воздуха можно добывать энергию. Оперируя тем, что закись азота появляется из-за высокого напряжения на линиях электропередач, я предположил, что она существует и в тучах – там тоже высокая напряженность электрического поля».

Алексей, разумеется, не столь наивен, чтобы опираться лишь на художественную литературу. Не одну неделю провел в областной научной библиотеке им. Н. Н. Асеева, с упорством изучая все имеющиеся по интересующей его тематике труды. Особый упор делал на работы Мигеля Алькубьерре, Курта Геделя, Джона Ричарда Готта и нобелевского лауреата по физике Виталия Гинзбурга.

Машина времени – послание инопланетян

Дебютом на научной арене Расулов считает выступление на международном конгрессе «Фундаментальные проблемы естествознания и техники» в Санкт-Петербурге в 2010 году. Откликом на прочитанный им доклад о холодном ядерном синтезе стала рецензия организаторов: «В небольшом эссе Расулова предлагается заслуживающая особого внимания идея о необходимости учета в ядерных реакциях азота, который участвует в процессах распада и синтеза с положительным энергетическим выходом».

Курянин публиковался в газете «Аномалия», журналах «Изобретатель и рационализатор», «Итоги» и даже в «Энергетике», входящей в список рецензируемых научных изданий Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ и включенной в список международных баз цитирования.

В теории холодного ядерного синтеза кроется и секрет путешествия во времени. На ее основании Расулов построил догадку: как будет выглядеть и действовать механизм, способный переместить человека в прошлое или будущее.

«Огромная установка размером с Курскую область или даже больше должна быть построена под землей подобно адронному коллайдеру на границе Швейцарии и Франции, – поясняет Алексей. – Внутри по диаметру находятся несколько дуг электромагнитов, взаимодействующих с шаром из электронов на ядерном уровне.

Чтобы создать гравитационное поле, достаточное для образования черной дыры, шар необходимо разогнать до скорости света. В этот момент пространство и время деформируются, а в черной дыре появляется «червоточина» – туннель, через который человек сможет путешествовать во времени».

Кстати, в свое время Расулов пытался разгадать тайну кругов на полях, которые якобы оставляют инопланетные цивилизации. По его мнению, не исключено, что этими загадочными рисунками НЛО изображают машину времени, благодаря которой они сами попадают на Землю. Он в 2014 году наблюдал похожие круги недалеко от Курска – об этом даже снял сюжет один из областных телеканалов.

Проект по созданию машины времени требует колоссальных денежных вложений, но есть и техническая сложность. Исследователь признает: в мире пока не существует компьютера, мощности которого хватило бы на управление новой киберсистемой. Однако человечество не стоит на месте, и в будущем это станет возможно.

«Путешествия в другие миры, прошлое и будущее позволят переписать историю, избежать многих войн и катастроф, – говорит Расулов. – Это было бы достоянием всех людей. Лично я бы использовал машину времени для того, чтобы отправиться на несколько лет назад, когда можно было предотвратить трагедию, сделавшую меня инвалидом».

При жизни считался великолепным фантастом, а сегодня, более ста лет спустя, его называют провидцем. Этот человек в своих книгах предсказал около ста изобретений и открытий, которые действительно были сделаны в двадцатом и двадцать первом веках. Всего около десяти его идей остались неосуществленными или были ошибочными. Вряд ли найдется ученый, который мог бы похвастаться таким даром предвидения. Научные предсказания французского фантаста продолжают сбываться и сегодня: он первым придумал телевизоры, электрические автомобили, автоматические ружья, телефоны и множество других вещей. Какие же еще идеи Жюля Верна осуществились на практике?

1. Жюль Верн был одним из первых смельчаков, которые заговорили о космических полетах. До него уже были авторы, отправлявшие своих персонажей в космос - но они использовали различные чудеса и никак не обосновывали такие путешествия научно. Например, английский священник и писатель Фрэнсис Годвин написал роман-утопию под названием «Человек на Луне», но его герой отправился на спутник земли верхом на фантастических птицах, что никак нельзя назвать научным предсказанием. Об этом писатели и даже ученые не задумывались до девятнадцатого века.


А Жюль Верн стал первым, кто решил положиться на силу науки и начать космические путешествия на бумаге. В шестидесятые годы девятнадцатого века наука еще не рассматривала этот вопрос, поэтому писателю пришлось полагаться на свою фантазию и интуицию. Поэтому он отправил своего персонажа на луну с помощью огромной пушки. Это кажется невозможным, ведь человек не сможет выжить в таком случае - но Верн это предусмотрел и создал специальные амортизационные условия для уменьшения перегрузки. В реальности описанные им устройства вряд ли бы сработали, но эта идея значительно повлияла на развитие космонавтики. В середине двадцатого века ученые начали заниматься проблемой создания подобной пушки, и хотя пока им это не удалось, попытки не прекращаются.


2. Часто ошибочно полагают, что Жюль Верн был изобретателем подводной лодки. Это неверно, в его времена подобные суда уже существовали - когда писатель начал свой знаменитый роман «20 тысяч лье под водой», во Франции была спущена первая механическая подводная лодка. Верн собрал о ней информацию, чтобы использовать ее в романе, но значительно улучшил свой «Наутилус». По сравнению с маленькой французской лодкой, не способной погружаться глубже десяти метров, это был настоящий подводный лайнер. Характеристики «Наутилуса» кажутся фантастическими до сих пор, хотя некоторые технологии уже были изучены - Верн отлично предугадал общие тенденции развития подводных лодок.


3. Предсказание Верна, сделанное в его романе «Плавучий остров», еще не сбылось, но оно вполне вероятно и скоро может осуществиться. В книге действие происходит на искусственно созданном острове, где проживали богатые люди, стремившиеся создать идеальный мир. К 2014 году эта идея будет реализована организацией Seasteading Institute, которая собирается построить несколько островов-городов.



4. Жюль Верн жил в мирное время, до начала мировых войн, но видимо он чувствовал накаляющуюся обстановку и предсказал появление жестокого диктатора и новых видов оружия. В романе «Пятьсот миллионов бегумы» описывается злодей профессор Шульце, который был одержим идеей национализма и господства над всем миром. Он придумал огромную пушку с ядовитыми снарядами - так Верн предсказал появление химического оружия. В другой книге француз изобрел прототип ядерной бомбы - огромный снаряд, который мог поразить цель в пределах нескольких тысяч квадратных метров.


5. Одно из самых знаменитых предсказаний французского писателя - это книга «Париж в двадцатом веке», которая была найдена и опубликована только в 1994 году. Она моментально стала бестселлером, а современные ученые осознали, что Верн был талантливым провидцем. Когда писатель отнес рукопись этой книги издателю, тот счел прогнозы слишком пессимистичными и неправдоподобными. В нем описывались небоскребы, электропоезда с огромными скоростями, банки с вычислительными машинами и даже глобальная информационная сеть, правда, на основе телеграфа.



6. Кроме того, Жюль Верн предсказал появление электрического стула, самолета, вертолета, видеосвязи и телевидения. Еще до появления Эйфелевой башни он описал строительство башни в центре Европы, которая очень сильно напоминает символ Парижа. А его книга «Из России в Пекин» довольно точно описывает строительство трансазиатской магистрали. Одно из несбывшихся предсказаний писателя связано с расположением земли на полюсах: он думал, что на северном полюсе находится материк, а южный покрыт океаном, но оказалось, что все наоборот.


Не удивляйтесь: Жюля Верна, писателя-фантаста, непревзойденного мечтателя и книжного путешественника, в среде любителей фантастики кое-кто действительно считает... пришельцем. Правда, не с других планет, а с других времен, из будущего. Или же из параллельного нам мира, это уже как кому по нраву. Иначе, как он в ХІХ веке мог спрогнозировать на будущее 108 открытий: технических, научных, и даже – социальных и политических?

И немногие сегодня считаются с одной незаметной, но важной деталью творческой биографии писателя: он детский писатель. Жюль Габриэль Верн родился на острове в устье реки Луары, похожем очертаниями на корабль, плывущий в открытое море. Как здесь не замечтаться о морских приключениях, дальних странах и вообще – о странствиях? Отец Жюля, Пьер Верн, был известным состоятельным адвокатом. Сыну желал, как заведено, того же – закончить лицей, переехать в Париж, стать лиценциатом юридической практики и, в конце концов, заменить отца в адвокатской конторе.

Но Жюль начал образование с частных уроков, которые давала вдова капитана парусного судна, не вернувшегося из плавания. От нее услышал много романтических историй. Потом хорошо учился в семинарии, был в десятке лучших учеников, а затем – оказался в лицее парижской Школы права. Дорога в родительскую контору была открыта. Но море! Портовый город Нант, его атмосфера, не могли не повлиять на развитие мальчишки. И повлияли! Когда ему было 11, за небольшие деньги уговорил своего друга Фройдо, который служил юнгой на одном из кораблей (его название было «Коралы»), который захватил воображение Жюля – поменяться местами и отправиться в неизвестные страны вместо него. И так бы и произошло, если бы отец не догнал парусник на паровом катере уже на выходе в открытое море.

А затем молодой Жюль Верн оказался в Париже. Что-то там все-таки было в воздухе, в атмосфере, в этом городе, если молодые люди, получив лицейные или университетские дипломы, бросались в водоворот литературы, поэзии, театра. Так произошло и с молодым новоиспеченным юристом, которого с тщетной надеждой на адвокатские практики поддерживал средствами отец Пьер. Поддерживал, чтобы юноша не «пустился в бега» в наполненном искушениями свободном городе, и посылал 100 франков в месяц. Но именно в это время состоялась встреча, которая перевернула всю жизнь Жюля и определила его путь на длинные десятилетия: знакомство с самим Александром Дюма! Дюма давно уже не писал сам – это делали за него «литературные подмастерья», вот он и искал себе таких грамотных, фантазеров. Несколько дней пробыл Жюль Верн в гостях у литературного монстра, в его замке «Монте-Кристо», а тот присматривался к гостю. И разошлись, оба удовлетворенные знакомством. «Э! – сказал себе Дюма. – Этот талантливый, с хорошим воображением парень не годится, он слишком самостоятельный.» «Э! – вскоре сказал себе Жюль Верн – если он придумал исторический роман, то и я придумаю такое, чего еще не было. Географический роман!»

Но первыми литературными попытками стали… водевильные пьески, которые Верн носил на показ Александру Дюма. Одну из них – «Сломаные соломинки» даже поставили в театре, которым владел Дюма. Но ни денег, ни славы, она не принесла. Жюль продолжал учиться – он сообразил: если не будет это делать, хотя бы формально изображать свое стремление к адвокатской мантии, не видеть ему от отца и тех 100 франков. Он и учился, и писал, а еще – перелистывал тонны научной и географической литературы в библиотеках и что-то старательно выписывал, начав создание своей знаменитой картотеки.

Мало того, за время, остававшееся до выхода первого романа, успел даже жениться. С вдовой Онорин, которая сначала спокойно восприняла и подъемы молодого мужа в пять утра (это осталось у него на всю жизнь), и поздние вечера при свечах с бумагами и рукописями. А он продолжил и свои странные знакомства. То был Дюма, а здесь еще встретился старый, слепой путешественник Жак Араго, который длинными вечерами «забивал баки» молодому то ли адвокату, то ли брокеру, или может, журналисту, рассказывая о своих приключениях в неизведанных странах. Жюль запоминал и записывал. Он начал писать – «научный» роман, даже не подозревая, что именно этим прославит себя. Потом в кругу знакомых появился знаменитый фотограф Надар, который увлекался аэронавтикой. Его рассказы так поразили начинающего-романиста, который твердо решил: первый роман будет о путешествии на воздушной пуле!

И еще одно знакомство, которое тоже определило последующую писательскую судьбу. В Париж после длинных политических скитаний и преследований прибыл из изгнания знаменитый издатель Гетцель. Роман «Пять недель на воздушном шаре» был написан, и Жюль дрожащими руками во время первой же встречи передал его издателю. Гетцель прочитал, и у него тоже задрожали руки: этот юноша нужен ему! Для дальновидных планов: он собирался издавать необычный для тех времен «Журнал воспитания и развлечений». Нужны были авторы, которые умели не только описывать приключения, но и делать это интересно, увлекательно, чтобы дети не только следили за событиями, но и попадали под определение научных исследований и достижений, которые ежедневно высыпались из научных лабораторий. Это был он!

Предвидения исполнились… почти все

Жюля Верна как литературное явление породил издатель Гетцель. И не пожалел, поскольку между ним и Жюлем возникли дружеские отношения, которые никогда не переходили границу деловых. Но потом были времена, когда разбогатевший Жюль Верн выручал Гетцеля в затруднении. Издатель сделал очень точный выбор. Уже первый роман смели с полок за несколько дней. Мало того: в этом романе начались те чудеса предвидения, которые сопровождали Верна и дальше. И, в конце концов, дали потомкам повод заподозрить его в том, что он вообще «не из этого мира и времени».

Что можно сказать о таком описании: «Инструмент, напоминающий большое пианино. Вы нажимаете на клавиши и сразу получаете данные любого характера, выполняете разные операции и расчеты…» Это же наш компьютер, не так ли? А между прочим, написал эти строки Жюль Верн в 1863 году в романе «Париж в 1968 году». В своем первом произведении он описал путешествие к истокам реки Нил, которые не были открыты! Там еще никто из людей не побывал, никто не видел озеро Виктория и знаменитого гигантского водопада на реке Замбези. Исследователи доберутся туда только через два года! А он – написал. И множество романов, в которых изображал такое, чего не было и вроде бы и быть не могло. А затем, через несколько десятилетий, все исполнялось – откуда он знал?

Так предвидел появление акваланга, подводного скафандра, электромобиля, гигантских подводных лодок, космических путешествий, регенерацию воздуха во время этих путешествий, видеосвязь и телевидение, гигантскую башню в центре Европы (Эйфелева появилась через 10 лет!), строительство Турксиба, местонахождение будущего американского космодрома на мысе Канаверал. Даже электрический стул для казни преступников описал задолго до его появления.

Откуда ему это извесно? О самолетах, вертолетах, электросварках, всепланетной телефонной связи, о факсе, в конечном итоге! О космических путешествиях. Или он и в самом деле – посланец из будущего? Причем иногда все, что он описывал, так не укладывалось в головы современников, что один из рассказов, написанный по просьбе американского газетного магната Беннета, просто запретили. И он увидел свет лишь в ХХ веке. А рассказ был очень интересным! Назывался «Один день американского журналиста в 2829 году». И описывалась там. Американская империя доллара, которая стала самой мощной в мире, и ей могли противостоять лишь Россия и Китай. Это так напоминает сегодняшние времена, что начинаешь понимать, почему американцы спрятали рукопись этого рассказа от человеческих глаз на долгие годы.

Нет смысла анализировать все романы Жюля Верна. Но известно, что после их прочтения, причем в детстве, сотни тысяч мальчиков и девочек нашли свою профессию, увлеклись путешествиями, замечтались о подчинении космоса и подводных глубин, решили стать инженерами. Он писал так, что издатель Гетцель уже после ознакомления со вторым романом предложил контракт на 20 лет! При условии, что писатель будет «издавать на-гора» по два романа. И выдавал! Иногда его упрекали, что как-то очень слабо прописывает «женские» (любовные) линии в своих романах. Жюль Верн отвечал: «Дети, мои читатели, интересуются совсем другим».

Так и вышло, что детского писателя Жюля Верна и сегодня серьезно обсуждает очень взрослая литературная критика и ученые. И среди вопросов, которые они задают отныне сами себе: «Кто он и откуда, Жюль Верн»?

Из будущего? В это легко поверить. На его могиле писатель так и изображен – с рукой, протянутой к звездам. К будущему.

Уже много лет люди лелеют надежду научиться управлять секундными стрелками, чтобы хоть краешком глаза созерцать себя в пространстве будущего или вернуться в прошлое, чтобы исправить ошибки и круто перевернуть свою судьбу. Саму идею о возможности создания устройства, способного перемещать людей как в прошлое, так и в будущее, в сознание многих людей внедрил роман Герберта Уэллса «Машина времени». С тех самых пор как эта книга появилась на прилавках книжных магазинов, учёные пытаются проникнуть в тайну времени.


Уэллс там был?

«Машина времени» – это первый роман Герберта Джорджа Уэллса.После смерти писателя его друг и душеприказчик Чарльз Пинк, разбирая бумаги, наткнулся на неизвестные ранее автобиографические записки фантаста, из которых он с удивлением узнал, что сэр Герберт в детстве оказался в машине времени и увидел будущее собственными глазами! Под впечатлением от этого путешествия Уэллс написал свой первый роман – «Аргонавты хроноса». В первоначальном варианте он изобиловал множеством технических подробностей, показавшихся редакторам надуманными. Скрепя сердце сэр Герберт переделал книгу и назвал её «Машина времени».

Несмотря на сопротивление редакторов, Уэллс во введении к роману оставил сцену, в которой Путешественник во Времени (имя его в рассказе не упоминается, но в первом варианте Уэллс назвал его доктором Небо) объясняет теоретические основы своего изобретения:

«Каждое реальное тело, – сказал Путешественник во Времени, – должно обладать четырьмя измерениями: оно должно иметь длину, ширину, высоту и продолжительность существования. Но вследствие прирождённой ограниченности нашего ума мы не замечаем этого факта. И всё же существуют четыре измерения, из которых три мы называем пространственными, а четвёртое – временным. Правда, существует тенденция противопоставить три первых измерения последнему, но только потому, что наше сознание от начала нашей жизни и до её конца движется рывками лишь в одном-единственном направлении этого последнего измерения. Время и есть то, что подразумевается под Четвёртым Измерением. Время ничем не отличается от любого из трёх пространственных измерений, кроме того, что наше сознание движется во времени.

Это означает, что если бы мы могли взглянуть на какого-нибудь человека извне нашего пространства-времени, то увидели бы одновременно прошлое, настоящее и будущее этого человека, так же как в трёхмерном пространстве мы единым взглядом охватываем все части волнистой линии, проведённой на бумажной ленте пером самописца, повторяющего одномерные пространственные движения уровня ртути в барометре».

Но вот что удивительно: читая рассуждения Путешественника во Времени сегодня, можно подумать, что Уэллс был знаком с великолепной работой Германа Минковского по обоснованию специальной теории относительности Эйнштейна. Линия, по которой ползает наше сознание, это, конечно, наша «мировая линия» – линия, которую мы описываем в четырёхмерном пространстве – времени Минковского, перемещаясь в трёхмерном пространстве. Но рассказ Уэллса в своём окончательном варианте появился за четырнадцать лет до того, как Герман Минковский опубликовал книгу «Пространство и время», в которой предложил геометрическое представление кинематики относительности, введя четырёхмерное псевдоевклидово пространство (известное сейчас как «пространство Минковского»). В этой книге Минковский провозгласил: «Отныне время само по себе и пространство само по себе становятся пустой фикцией, и только единение их сохраняет шанс на реальность».

По всей видимости, Уэллс действительно однажды побывал в будущем и узнал там столько удивительного, что этого хватило на всю его последующую писательскую жизнь.

Первые читатели отнеслись к роману как к фантазии, но с течением времени люди обнаружили, что в 76 книгах писателя содержится множество крайне любопытной информации, которую возможно было передать, только заглянув в будущее. В них можно найти описание и боевого лазера, и бытового видеомагнитофона, и автомобильных пробок, и танковых сражений, и даже ядерного оружия.

Удивительным, уникальным прогнозом был «уэллсовский лазер», которым он в романе «Война миров» вооружил марсиан, вторгнувшихся на нашу Землю. Уэллс написал, что луч марсиан, поражающий всё живое, не был расходящимся! Более полувека «заказные» физики глумились над невеждой-дилетантом Уэллсом, поскольку «любой луч света должен расходиться с расстоянием». Но когда лазер был изобретён, все критики Уэллса оказались посрамлены.

Предсказал атомную бомбу

В 1913 г. Уэллс заканчивает роман «Освобождение мира», написанный под явным влиянием Фредерика Содди, открывателя изотопов, лауреата Нобелевской премии 1921 года по химии. В этом романе Уэллс предсказывает изобретение… атомной бомбы. Кстати, именно он изобрёл этот термин – «атомная бомба». В качестве ядерной взрывчатки Уэллс использует искусственный элемент каролиний, по всей видимости, это – нынешний плутоний. Кроме того, Уэллс предрекает, что его атомная бомба является «предтечей ещё более страшных бомб» аналогичного класса.

В этом романе немало мест, подобных таким: «…И по сей день поля сражений той сумасшедшей эпохи содержат радиоактивные вещества и являются центрами вреднейших излучений… В розовеющем небе кружили стреловидные ласточкоподобные монопланы. Эти аэропланы были снабжены атомными двигателями… пять аэропланов с атомными бомбами… После атомных взрывов международные споры словно утратили всякое значение».

Однако тогда и Эйнштейн, и Нильс Бор, и Резерфорд категорически отвергли этот прогноз-предупреждение, а мировое научное сообщество конформистски последовало за корифеями. Но так случилось, что Уэллс дожил до исполнения своих страшных пророчеств – до Хиросимы и Нагасаки. Гениальный провидец умер в августе 1946 года.

И тогда многие поверили, что Уэллс действительно мог побывать в будущем. И вот уже много лет футурологи разных стран пытаются разгадать, очём же предупреждал Уэллс в романе «Машина времени»? Что же он ещё увидел в своём путешествии в будущее? Не появились ли где-то на Земле ужасные морлоки? И что вообще означает эта уэллсовская метафора? Действительно ли человечество окажется в будущем разделённым на два класса – на элоев, маленьких красивых бездельников, живущих на земле, и морлоков, низведённых до животного уровня, работающих глубоко под землёй. И хотя морлоки одевают и обувают элоев, но беспечные элои служат пищей для морлоков, по ночам выползающих «на охоту» из своих подземелий. Секрет «Машины времени» Герберта Уэллса не разгадан до сих пор…

Но, возможно, это всего лишь метафора грядущего мироустройства. Согласно учению индийских мудрецов, в XXI веке мир разделится на два лагеря, на Север и Юг. На Севере жизнь будет вполне благоприятной, это будет территория добра, счастья, всеобщей взаимоподдержки. А вот жизнь тех, кто окажется на Юге, окажется не очень комфортной.

Пророчества Жюля Верна

Не меньшее количество предсказаний содержится и в книгах французского писателя-фантаста Жюля Габриэля Верна, которому, кстати, в 2008 году исполнилось бы 180 лет. Герои Жюля Верна воздвигают новые прекрасные города, орошают бесплодные пустыни, ускоряют рост растений с помощью аппаратов искусственного климата, высказывают предположение о некоей единой природе химических элементов, изобретают цветную фотографию, звуковое кино, автоматическую счётную машину, синтетические пищевые продукты, новые строительные материалы, одежду из стеклянного волокна и немало других замечательных вещей, облегчающих жизнь и труд человека и помогающих ему преобразовывать мир.

Удивительно, что Жюль Верн смог угадать и описать десятки научных изобретений, большинство из которых были сделаны уже после его смерти. Поскольку писатель не имел никакого научного образования, то создаётся ощущение, что он подглядывал за нашим миром и просто описывал увиденное в терминах, которые были доступны читателю его эпохи. На эту мысль наводят удивительные совпадения, которые существуют между событиями двух романов «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» и обстоятельствами реального полёта на Луну.

В космическом корабле Жюля Верна было три человека – три астронавта находились и на борту «Аполлона-11» и «Аполлона-12». Выдуманный Верном космодром находился в Кейптауне во Флориде – вблизи современного космодрома Кейп-Кеннеди на мысе Канаверал, откуда производился запуск «Аполлона-11».

Космический корабль Верна имел конусовидную форму и назывался «Колумбиада» – подобный силуэт имел командный модуль «Аполлона-12», названный «Колумбия».

Жюль Верн подсчитал, что «Колумбиада», путешествуя со скоростью 11 км/с, то есть около 40 тыс. км/ч, достигнет Луны за 4 дня, точнее, за 97 часов 13 минут и 20 секунд.«Аполлон‑11», скорость которого была порядка 39 тыс. км/ч, достиг Луны через 4 дня, 6 часов и 46 минут.

Как и современные «Аполлоны», верновская «Колумбиада» была оснащена ракетными двигателями, выводившими корабль с лунной орбиты и служившими двигателями торможения при входе в земную атмосферу.

Оба космических аппарата приземлились практически в одной и той же точке Тихого океана.

Совпадение ли это?

Те, кто скептически относится к возможности путешествий во времени, уверяют, что высчитать и предугадать можно всё. Но каким образом Верну удалось подсчитать стоимость полёта космического корабля на Луну? Согласно роману «С Земли на Луну», стоимость проекта по запуску людей к спутнику нашей планеты составила 1865 долларов (огромную по тем временам сумму). Как ни странно, в переводе на курс 1969 года, это приблизительно равно стоимости программы «Аполлон-11».

Кстати, интересно отметить, что роман «Вокруг Луны», описавший перипетии путешествия «Колумбиады», был написан ровно за 100 лет до полёта «Аполлона-13» – в апреле 1970 года. И вообще романы «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны» больше похожи не на беллетристику, а на добротный журналистский отчёт об увиденных событиях.

Основной претензией к Жюлю Верну является его терминология. «Разве стреляют из пушки на Луну?» – спрашивают скептики, отрицающие возможность путешествия Жюля Верна на настоящей машине времени. Любой современный учёный сказал бы ему, что герой был бы убит начальным ускорением. Но читатели вряд ли поняли Жюля Верна, если бы он стал со всеми подробностями описывать технологию запуска ракеты с Байконура или мыса Канаверал, тем более что к ракетам в те времена относились не очень серьёзно, а идея огромной космической пушки будоражила умы просвещённой части населения Земли. Но разве шахта, из которой запускается баллистическая ракета, не похожа на пушку? Да такая же пушка! Именно запуск такой ракеты и описал Жюль Верн в своих романах.

В романе «Двадцать тысяч лье под водой» Верн описал одного из праотцов современных супергероев – мизантропического капитана Немо и его удивительный подводный корабль «Наутилус». Удивительно, что в те годы, когда подводные лодки были ещё крайне несовершенными и почти не имели практического применения, Жюль Верн смог очень точно описать устройство подводной лодки второй половины ХХ века. Знаменитый «Наутилус», на котором отважный капитан Немо совершал свои путешествия под волнами океана, «имеет два корпуса, один наружный, другой внутренний; они соединены между собой железными балками, имеющими двутавровое сечение, которые придают судну чрезвычайную прочность. В самом деле благодаря такой конструкции судно противостоит любому давлению, подобно монолиту. Крепостью своего корпуса «Наутилус» обязан отнюдь не заклёпкам обшивки: монолитность его конструкции достигнута путём сварки и обеспечена однородностью материалов, что позволяет ему вступать в единоборство с самыми бурными морями.

Электрическая энергия, выработанная батареями, передаётся в машинное отделение, приводит в действие электромоторы, которые через сложную систему трансмиссий сообщают вращательное движение гребному валу. Водонепроницаемые переборки и герметически запиравшиеся двери служили надёжной защитой, если бы в какой-либо части подводного корабля образовалась течь…»

А вот внутреннее пространство подлодки Жюль Верн описал неверно. Когда читаешь роман, создаётся впечатление, что во время путешествия в будущее его не пустили внутрь подводного корабля и он смотрел на прообраз своего «Наутилуса», стоя на набережной Кронштадта либо на берегу севастопольской бухты. Но кто-то посвящённый подробно объяснял писателю, как устроена подводная лодка.

В 1994 году внук Жюля Верна нашёл рукопись неопубликованного романа своего знаменитого деда, который назывался «Париж в ХХ веке». В этом романе Жюль Верн описывает и метро, и автомобили с двигателем внутреннего сгорания, работающем на водороде, и факсы, и вычислительные машины, и многое другое. Значит, он всё-таки побывал здесь?

Богданов: утопия или реальность

Будущее описывал ещё один фантаст-прорицатель, наш соотечественник – русский писатель, учёный и профессиональный революционер Александр Богданов (Малиновский). В своём знаменитом утопическом романе «Красная звезда», вышедшем в 1908 году, а также в его продолжении – романе «Инженер Мэнни» Богданов предсказал и звуковой кинематограф; и пишущие машинки, способные записывать текст под диктовку; и даже цифровые машины, обслуживающие производство. Герой романа, русский революционер, приглашённый марсианами посетить их родную планету, совершая экскурсию по марсианскому кораблю, случайно заглянул в «вычислительную» комнату, в которой стояли непонятные машины с множеством циферблатов и стрелок. Из самой большой машины тянулась длинная лента, заключавшая, очевидно, результаты вычислений, но знаки на ней, как и на всех других циферблатах, оказались гостю незнакомы. Совершенно очевидно, что Богданов описывал в своём романе бортовой компьютер, имевшийся на космическом корабле.

В начале ХХ века русский поэт Велимир Хлебников всячески пропагандировал изобретение Уэллса и даже написал философско-математическую работу «Доски судьбы», в которой сделал попытку овладеть числовыми законами времени. Мало того, что он совершенно серьёзно относился к перемещениям во времени и верил в возможность создания машины времени из зеркал, он описал своё путешествие в Москву будущего, которое удивляет своими совпадениями с реальной Москвой конца прошлого века: проспекты с большими зданиями, дом-тополь, который очень напоминает Останкинскую телебашню…

Можно ли попасть в прошлое

Но если возможны путешествия в будущее, то наверняка можно отправиться и в прошлое?

Средневековые хроники время от времени фиксировали появление тут и там необычно одетых людей, которые вели себя странно и непонятно. Часто такие путешествия для пришельцев заканчивались трагически. В 840 году в средневековой Франции в городе Лионе обезумевшая от страха толпа растерзала трёх незнакомцев, сошедших с некоего «дьявольского круга», – записи об этом сохранились в церковных архивах. К глубокому сожалению, в них нет никаких описаний аппарата, который, возможно, являлся машиной времени, а «дьявольский круг» – это обычное метафорическое выражение той эпохи. По свидетельствам монахов, достаточно подробно описавших событие, «появившиеся ниоткуда» незнакомцы уверяли: они жители Лиона и лишь ненадолго отлучились, чтобы посмотреть на удивительные чудеса. Однако, как ни призывали власти и церковники, в городе не нашлось ни одного человека, который мог бы их опознать. А тогда Лион был во много раз меньше современного, в нём насчитывалось более тысячи жителей.

Человек из будущего

Одна из самых таинственных и загадочных исторических фигур – великий итальянский живописец, скульптор, архитектор, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

Согласно теории некоторых западных исследователей, Да Винчи – человек из далёкого будущего, попавший в прошлое на машине времени и потерпевший аварию, в результате которой не смог вернуться обратно. Или не захотел. В своих работах Леонардо неоднократно обращался к попыткам создать вертолёт и подводную лодку. Но технологии эпохи Возрождения ещё очень несовершенны и слишком многого не хватает, поэтому все его попытки неизбежно были обречены на неудачу. Однако пытливый ум учёного настойчиво и старательно ищет возможность создать универсальный ткацкий станок, заряжающуюся с казённой части пушку, аппарат для свободного плавания под водой. Он мечтает сделать танк, планер, строит неприступные крепости и рисует зашифрованные картины. Некоторые исследователи полагают, что мессир Леонардо немало поскитался по ленте времени, прежде чем оказался в эпохе Возрождения.

По описанию современников он выглядел, как 17-летний юноша, необычайно развитый во всех отношениях, в том числе и физически: он свободно ломал подковы, сжимая их в ладони левой руки! Прекрасно владея оружием и применяя в фехтовании неизвестные современникам приёмы, Леонардо никогда не воевал, не дрался на поединках и не женился, хотя нет сведений о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Уж не опасался ли он своими действиями изменить ход истории человечества так, что в отдалённом будущем ему самому не найдётся в ней места?

Советские опыты

В ХХ веке многие известные учёные пытались овладеть секретами времени. Проблемой перемещения во времени занимался Альберт Эйнштейн, который ещё в 1943 году пытался узнать, из чего соткано время. Во время эксперимента, известного под названием «Филадельфийский эксперимент», Эйнштейн пытался создать мощный электромагнитный кокон эсминца вокруг «Элдриджа», в результате чего эсминец сначала якобы исчез, а потом мгновенно переместился в пространстве на несколько сотен километров. Поскольку никаких мер безопасности предусмотрено не было, то секретный эксперимент закончился трагически. Из всего экипажа назад вернулся невредимым только 21 человек. 27 человек в буквальном смысле срослись с конструкцией корабля, 13 умерли от ожогов, облучения, поражения электрическим током и страха. Эйнштейн сжёг свои рукописи из опасения, что Время будет использовано в качестве оружия во вред Человечеству.

В Советском Союзе тоже проводились опыты над временем. Профессор Николай Александрович Козырев начинал заниматься проектированием машины времени под непосредственным руководством Лаврентия Павловича Берии.

Через много лет опыты Козырева повторил и доработал членкор АН Белоруссии Альберт Иосифович Вейник. Но его научная деятельность завершилась тем, что он «ушёл в религию», взяв себе новое имя Виктор, а свои научные работы и книги, в том числе по физике Времени, сжёг на костре во дворе академии. Быть может, он, как и Эйнштейн, действительно узнал что-то такое, что могло оказаться опасным для Человечества?

Возможно, именно про эти опасения написал американский фантаст Айзек Азимов в своей книге «Конец вечности». Там говорится, что даже бабочка, раздавленная ботинком путешественника во времени, может привести к изменению будущего. Это означает, что, изменив прошлое, мы, вернувшись в настоящее, окажемся в совершенно новом мире.

Тем не менее эксперименты по созданию машины времени продолжаются. В первых числах мая в некоторых СМИ появилось сообщение, что инженеры американского космического агентства NASA приступили к сборке двигателя для машины времени. Эксперты уже провели ряд экспериментов в вакууме, что дало им право говорить о возможности скачков во времени. Двигатель будут устанавливать на космических кораблях.

Надо сказать, что американский проект – далеко не единственный вариант машины времени. Как сообщает сайт «Технологии и наука», на сегодняшний день в мире насчитывается 42 изобретателя машины времени. Правда, речь пока идёт о теоретических идеях, но как только технологи смогут обеспечить все необходимые для постройки машины времени параметры, то сразу же начнётся производство. Поэтому не исключено, что уже в самом ближайшем будущем учёным всё-таки удастся осуществить мечту о путешествиях во времени, тем более что свидетельств таких путешествий предостаточно…