Понятие сценография. Понятие о сценографии. Что особенного в современном театре

Тема: Сценография как искусство и производство.

Цели урока:

- дать обучающимся возможность выявить характерные особенности театрального здания

и устройства сцены; как и с кем работает художник - постановщик, какие театральные

службы и цеха существуют

- воспитывать любовь к театральному искусству.

Личностные: проявлять уважительное отношение к театральному

Метапредметные: искусству

познавательные УУД:с помощью учителя открывать и структурировать

знания.регулятивные УУД: с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль,

оценивание, коррекцию знаний.

коммуникативные УУД:сотрудничать с одноклассниками и учителем.

- предметные:выявлять характерные особенности театрального здания и устройства

сцены; как и с кем работает художник- постановщик, какие театральные службы и цеха

существуют.

Тип урока:урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок - исследование.

Формы работы учащихся:индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование:компьютер, мультимедийныйпроектор, экран.

План урока:

I. Оргмомент Мотивация к учебной деятельности.

II. Сообщение темы и цели урока. Актуализация знаний.

III. Чтение рассказа.

4.Практическая часть.

5.Контроль и коррекция.

6.Рефлексия.

7.Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2.Сообщение темы и цели урока.Актуализация знаний.

На доске тема урока: «Сценография как искусство и производство»

- Ребята, что из названия данной темы вам известно и понятно?

образа спектакля посредством декораций, костюмов, света, постановочной техники.

-Как вы думаете, почему сценографию можно назвать еще и производством?

-Она как большое промышленное предприятие насыщена техникой, электроникой,

-Правильно, а с художником -постановщиком сотрудничают целые театральные службы и

цеха. Давайте вместе перечислим, какие:

Столярно -сварочные, пошивочно - костюмерные, бутафорские, световые, гримерные и др.

-Работа всех цехов имеет один итог – спектакль, который ставится на сцене театра.

Именно об устройстве и оборудовании сценической коробки у нас и пойдет сегодня речь.

3.Чтение рассказа (объяснительно -иллюстративный метод познания)

Сегодня я прочитаю вам рассказ Юрия Алянского«Театральное здание. Дом для

волшебных представлений». Ваша задача внимательно слушать и подмечать, какие

приспособления и секреты таит в себе театральная сцена.

Современное театральное здание насыщено техникой, электроникой, оптикой, как

большое промышленное предприятие. Особенно сцена -главная часть театрального

здания, площадка для игры актеров.

трюмом. Сюда, например, может в случае надобности провалиться персонаж спектакля

Как сквозь землю. Есть и заоблачные высоты, где расположены колосники,

театральное небо могут вознестись черт, Баба Яга, какой- нибудь волшебник...

древнегреческом театре. Но и гораздо позднее, совсем «недавно», в XVII веке,

«театральное здание» скоморохов- кукольников заключалось... в куске ярко раскрашенного

холста. Посреди площади, на ярмарке, появлялся актер- кукольник в странной одежде:

вокруг пояса свисала почти до земли крашенина -нечто вроде юбки. Актер поднимал

руки и поднятая вверх «юбка» закрывала всю верхнюю часть его тела. И тогда наверху,

по краю такой самодельной ширмы, возникали иразыгрывали свои истории куклы.

Кукловод оказывался и артистом, и «театральным зданием». В средние века

театральные представления разыгрывались прямо на площадях, к примеру, на фоне

собора. Иногда и в наше время можно увидеть такое представление.

Однажды я побывал в венгерском городе Сегеде, где устраиваются международные

театральные фестивали. На огромной площади перед собором амфитеатром были

воздвигнуты простые деревянные скамьи без спинок. В таком «зрительном зале»

поместилось несколько тысяч человек. Представление началось, когда совсем стемнело.

На деревянных подмостках перед старинным собором современные актеры разыгрывали

и пели оперу «Фауст». И тени героев спектакля во много раз увеличенные и вытянутые,

метались по высокой стене готического здания..

Сегодня обслужить сложное устройство театра, особенно сцены, может только

коллектив знающих специалистов. Но и зрительный зал -не простое помещение. Его

архитектура сложилась за последние двести -триста лет. Места для зрителей

расположены и в партере,на плоскости пола, и в ложах -перегороженных «отсеках»

на различной высоте зала, на балконах- ярусах. Иногда зрительный зал представляет

собой единый амфитеатр -места его поднимаются постепенными уступами за партер

или вместо партера.

Именно так, как единый амфитеатр, сконструирован зал построенного в 1962 году

первого специального театрального здания для детей -Ленинградского театра юных

Александровича Брянцева.

Особое значение при проектировании и строительстве театральных зданий имеет их

акустика -создание наилучшей слышимости с любого места. Этим занимаются

одного старинного театрального здания в Москве, между перекрытиями потолка

зрительного зала были обнаружены... тысячи пустых бутылок. Очевидно, кто- то из

строителей предложил воспользоваться таким необычным способом улучшения

акустики. И бутылки сослужили свою незаметную зрителям службу.

Новые советские театральные здания строятся с учетом современных достижений

науки и техники.

4. Постановка проблемы.(Проблемный метод познания)

К сожалению не всем из вас довелось бывать в театре, поэтому придется изучить

устройство театральной сцены, опираясь на схемы, иллюстрации, описание и интуицию.

5.Практическая часть.(Эвристический метод познания –самостоятельная работа)

Изучить термины .

Сценография - искусство создания зрительного образа спектакля посредством декораций,

костюмов, освещения, постановочной техники. Развитие театрально- декорационного


Вопрос об истоках искусства сценографии, как и любого иного вида художественного творчества является первым из тех, на которые нам предстоит ответить. Без ответа на этот вопрос трудно представить закономерности всего последующего исторического развития сценографии. Лишь зная структуру и генетический:код «зерна», мы можем представить, какой породы «древо» этого искусства, и в какой направлении оно растет, можем мысленно охватить его целиком: от скрытой в глубине древней корневой системы до бесконечно разветвляющейся современной «кроны», дающей все новые и новые «побеги». Однако прежде чем искать истоки, и рассматривать их, мы должны четко определить, истоки чего нас интересуют. Ибо вопрос об истоках ставился, к примеру, и в книгах о декорационном искусстве (второй системе оформления спектакля): историки этого искусства искали в древних формах сценографии те черты, которые они могли бы истолковать как первоэлементы декорационного оформления. В данной работе нас будут интересовать истоки не только каждой из трех систем оформления спектаклей (игровой, декорационной, действенной), но прежде всего искусства сценографии в целом, как особого, специфического вида художественного творчества. Искусство сценографии, каким оно сформировалось в результате длительной исторической эволюции, каким мы его знаем и понимаем сегодня, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля.

Искусство сценографии, охватывает всю материально-вещественную часть, зримого образа спектакля. К нему относится все, что окружает актера, и все, что находится в его руках (реквизит) и на нем (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности). Охватывая всю материально-вещественную часть зримого образа спектакля, искусство сценографии пользуется самыми разнородными средствами выразительности, в которые может входить все, что создано природой и руками человека. К созданному руками человека относится как реальный предметный мир, так и мир искусства (маски, костюмы, вещи), декорационно-изобразительного (живопись, графика, скульптура), и специфически театрального (сценическое пространство, сценический свет, сценическая динамика и т.д.). При этом искусство сценографии может, как показал весь известный нам опыт его исторического существования, выполнять в спектакле три основные функции: игровую, обозначающую место действия и персонажную как по отдельности, так и в самых различных их сочетаниях. Игровая функция предполагает не посредственное участие сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещь) в преображении облика; актера и в его игре. Персонажная функция предполагает разнообразное включение сценографии) в сценическое действие - в том числе и г в качестве своего рода его материально-вещественного, пластического, изобразительного, всякого иного «персонажа», воплощающего в контексте спектакля тот или другой его идейно-художественный мотив, тему, обстоятельства, силы драматического конфликта, и т. д. и т. п.

Костюм: во-первых, средство игрового преображения (ряжения) актера; во-вторых, бытовая одежда действующего лица, характеризующая его социальное, с материальное, общественное положение, его вкусы, привычки; в-третьих, некое сочиненное художником одеяние, заключающее в себе существенную семантическую и образную значимость, имеющее самостоятельный символический смысл, - одеяние, которое несут на себе исполнители как особого рода обобщенный пластический образ персонажа.

Маска: во-первых, так же как и костюм, средство игрового преображения (маскировки, ряжения) актера; во-вторых (в форме элементов грима) - способ придания естественной бытовой характерности; в-третьих, отдельное, самостоятельное действующее лицо, воплошающее некие надличностные, нечеловеческие образы.

Пространство: во-первых, это место для игры, как естественное (на природе, на площади, в избе и т.д.), так и специально сооружаемое (сценические подмостки); во-вторых, место действия пьесы – обобщенное (например, мифопоэтические образы мироздания, вселенной, или пластическое воплощение целой исторической эпохи, стиля и т. д.) я или реальное, конкретное (комната, дом, дворец, город, деревня и т. д.); в-третьих, это действенное средство создания сценографического образа уже персонажного типа.

Это относится и к „сценографии. И она существовала задолго до театра и, следовательно, до ее собственного формирования как особого вида искусства.

«Декорационное искусство» - это более точное понятие, по отношению к декоративно-прикладному искусству, т.к. характеризует производимый предмет по его художественному признаку и захватывающий область оформления архитектурного интерьера (декоративно-оформительское искусство). Д.-п.и. обслуживает бытовые нужды человека и одновременно удовлетворяет человека в его эстетических потребностях. Еще в первобытном искусстве известны орнаментальные украшения, которые связаны были с трудовой деятельностью и магическими обрядами. С появлением машинного производства, художники стали использовать возможность нанесения рисунка на ткань, а также в резьбе по дереву и т.п.

«Декорационное искусство» при развитии промышленного производства стало более удовлетворять массовый спрос, связанный с появление дизайна. Здесь отмечается оформление архитектурного интерьера – росписи, декоративная скульптура, рельефы, плафоны и т.п. К разновидностям этого направления относят и изобразительное искусство, которое выражается в виде мозаики, панно, гобеленов, ковров и т.п. Сюда относят и украшение самого человека – одежда (Костюм) и ювелирные изделия.

«Сценическое искусство» - (от лат.–сцена театра, подмостки; от греч.–шатер, палатка) относится к области театрального творчества, т.е. области создания спектакля и необходимого профессионального мастерства. Любое театральное действо осуществляется с помощью всех средств театральной выразительности, которые непосредственно связаны с пространством и временем в искусстве. Сюда относят творчество режиссера, осветителя, костюмера, художника-декоратора, игра актера, музыка и др.

В эстетике - натурализма XIX в. декорация - это полотно заднего плана, чаще всего представляющее иллюзионную перспективу и помещающее сценическое место действия в заданную среду. Это достаточно узкое понимание термина. Отсюда попытки критиков расширить смысл термина, заменить его другими: сценография, изобразительность, устройство сцены, пространство игровое или сценического объекта и т. д.

Литература:

  1. Акимов Н.П. Театральное наследие. –М., 1980.
  2. Алперс В. Театральные очерки. – М., 1977.
  3. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. В двух книгах. М.: «Эдиториал УРСС», 1997.
  4. Очерки по истории европейского театра. – Пг., 1923.

5. Пави П. Словарь театра: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1991. – 504 с.: ил.

  1. Пожарская М. Русское театрально-декоративное искусство. – М., 1978.
  2. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. – М., 1962.
  3. Таиров А.Я. История театра России. – М., 1989.
  4. Такров А.Я. О театре. – М., 1983.
  5. Эстетика: Словарь /Под общ.ред. А.А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989.

В наши дни при решении художественного оформления спектакля больше можно говорить о сценографии, а не о декорации. О все времена существования театра, декорация характеризовала место изображаемого действия. Но с тех пор нередко режиссера работает напрямую над образом спектакля, его эмоциональным толкованием… В новых условиях нужной стала уже сценография, которая с течением времени стала все больше завоевывать сердца и зрителей, художников-создателей спектакля.

Сценография – это вид художественной деятельности, в основе которого заложено оформление спектакля, выступления, создание изобразительного образа, который воспринимается зрителями и участникам как единое целое, существующее в сценической форме, времени и пространстве.

Сценография – это наука о художественно-технических средствах создания и проведения спектакля. Все художественно-декорационные и технические средства, которые используются в реализации сценической программы или мероприятия, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму представления.

В практическом плане сценография представляет собой создание зрительного образа представления посредством оформления места проведения декорациями, освещением, постановочной техникой, а также посредством создания костюмов актеров в духе сценария. Фактически, постановка спектакля и создание правильного восприятия у зрителей и участников зависит от того, насколько органично подобраны элементы представления в процессе сценографии. Выбор способа изображения в каждом отдельном случае определяется конкретным содержанием, жанром и стилем воплощаемого на сцене произведения. Падуги закреплены над планшетом на горизонтальных штанкетах.

В спектакле «Áслă Арăм» использовалось обрамление сценической коробки, состоящие из кулис, падуг, задника белого цвета, на задник была закреплена декорация с изображением деревенского пейзажа, в данном случае – деревенской окраины. Большое живописное полотно, которое явилось фоном для спектакля. Оно вешается в глубине сцены, простираясь во всю ее ширину. На переднем плане которой видна извивающаяся в низине река, холмы, а на заднем плане, на горизонте, изображен лес. Создается видимость деревенского покоя и простора, величия сельской природы. С двух сторон изображены березы. Данная декорация выбрана с учетом сочетания своего колорита со световым освещением, при котором происходит данное сценическое представление, и рассчитана на то, чтобы в результате получалась живописная обстановка разыгрываемой пьесы, не только не вредящая спектаклю своей излишней простотою или вычурностью, но и способствующая силе и выразительности зрительского восприятия. Разнообразен выбор способов изображения жизненной среды на сцене.


В постановке данной пьесы преобладают живописные решения. При этом написанные плоскостные декорации обычно объединяются с объемными в единый комплекс, который позволяет изобразить на сцене иллюзию единой пространственной среды действия. В основу декорации положены и образно-выразительные конструкции, (печка с лежанкой, скамья, стол и стул) изображающая внутреннюю повседневную бытовую обстановку избы Бабы и Старика, на фоне ширмы с дверным и оконным проемом, задрапированной занавесками, сурпанами и прочими драпировками, вторая ширма, изображающая дом Умной Матрены снаружи, скамья перед домом, штакетник, а также муляж яблони, на которой подвешены настоящие яблоки, которые Матрена входе действия срывает и ест. Сочетание различных способов изображения позволило наиболее удачно решить основную задачу – уместить в одном сценическом пространстве и дом Матрены, и дом стариков, в которых приосходят действия в поочередной последовательности. . Развитие техники сцены и расширение способов изображения не отменяют, однако, значения живописи как основы театрально-декоративного искусства в целом. Половиками прикрывают дощатый не очень привлекательный на вид деревянный пол.

Костюмы персонажи

Сценический костюм и почему он важен и для актера, и для постановки в целом? Театральный костюм - это составная сценического образа актера, это внешние признаки и характеристика изображаемого персонажа, помогающие перевоплощению актера; средство художественного воздействия на зрителя. Неверно думать, что костюм ограничивается лишь одеждой. Это еще и грим, прическа, обувь, аксессуары (зонты, платки, шарфы, портфели, сумки, шляпы, украшения). Только в таком комплексе вещей понятие костюма полно. Для актера костюм - это материя, форма, одухотворенная смыслом роли.

Костюм способен выразить психологическую характеристику героя, т.е. предать свойства его характера (доброты, скупости, чванства, скромности, удальства, щегольства, кокетства и т. д.) или душевное состояние и настроение. Характер человека всегда отражается на его внешнем виде. Как носят костюм, какими деталями он дополнен, в каких сочетаниях составлен - все это черточки, выявляющие характер владельца. И актер должен об этом помнить. Не может элегантная леди в нормальном душевном состоянии проявлять небрежность в костюме. Не может ответственный офицер позволить себе не застегнуть все пуговицы на мундире. С другой стороны, именно такие отклонения от нормы будут выдавать особое эмоциональное состояние героя.

Костюмы действующих лиц, также подобраны в единстве с декорациями, и характеризуют социальные, национальные, индивидуальные особенности героев спектакля.

Костюм Деда представляет собой одежду деревенского мужчины начала 20 годов: вышитая рубаха косоворотка, потертый пиджак, галифе, валенки, шапка ушанка.

Костюм бабки - это повседневная одежда деревенских чувашских женщин, обычного чувашского деревенского покроя платье, передник, повседневный платок, повязанный по деревенскому обычаю чувашских женщин, темные чулки, калоши и собственноручно связанные шерстяные носки.

Костюм Степаниды (соседка)- цветастое платье, вышитый темный фартук, годящийся на на все случаи жизни, такой же неказистый платок, темные чулки и резиновые калоши.

Костюм Матрены подчеркивает ее красоту и трудолюбие, аккуратность. Несмотря на то, что она постоянно занята работой, Матрена одета в светлую чистую одежду с богатой вышивкой (платье и фартук, накинутый на плечи платок), которая показывает, что она еще и рукодельница, кожаные справные сапожки, платок повязан назад, по девичьи.

Костюм Солдата представленной солдатской формой – гимнастерка, шинель, галифе, кожаные сапоги и ремень.

Костюмы фольклорного коллектива «Сурпан» это народные костюмы нашей местности – домотканые платья средненизовых чувашей – улача кĕпе, национальные головные уборы сурпан, хушпу, тухъя и масмак и национальные нагрудные украшения.

Эскизы костюмов представлены в приложении№2

Урок 3

Тема: Сценография и театрально-декорационное искусство как особый вид художественного творчества.

Задание . Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Цели: выяснить, какова роль изображения и доля использования живописно-графических выразительных средств, при создании художественного образа спектакля; познакомить с художественной деятельностью сценографа; формировать представление о выразительных средствах сценографии; познакомить учащихся с видами сценического оформления; формировать умение определять тип сценического декорационного оформления; способствовать обучению школьников умению обосновывать свои ответы, иллюстрируя их примерами; совершенствовать навыки художественно-изобразительной деятельности; способствовать формированию коммуникативной культуры; способствовать формированию нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве; определить роль художника театра в создании спектакля для усиления его эмоционально-образного строя; обсудить и проанализировать фотографии театральных макетов и эскизов; установить обязательную связь содержания театральной декорации с жанровыми особенностями спектакля; развивать навыки пространственной композиции; развивать информационную культуру, творческую фантазию, воспитание эмоционально – чувственного отношения к произведениям музыкального и изобразительного искусства; развивать навыки создания эскиза декораций.

Зрительный ряд: Иллюстрации по теме.

Ход урока

    Организационный момент. Сообщение темы урока.

Слайд № 1. Многие из вас были в театре и вам, наверное, знакомо ощущение, когда в зале гаснет свет, поднимается занавес, и всех находящихся в зале охватывает ощущение волшебства и тайны. Ты ещё не видишь героев спектакля, но на сцене уже начинается какая-то другая, необыкновенная жизнь, открывается новый мир.

- Благодаря чему мы с первых мгновений погружаемся в этот прекрасный мир театрального чуда?

Конечно, причины этого явления кроются в том, что художники, работающие в театре, постепенно переходят от работы над сценическим оформлением к работе над спектаклем в целом, одним из результатов чего является сценическое оформление.

    Вводная беседа.

Художники театра проявляют себя не только в обычных функциях художника – определение формы, цвета, масштабов, освещения находящихся на сцене предметов, - а в действии, как этих предметов, так и актеров, с этими предметами связанных. Естественно, что при таких условиях совершенно невозможно рассмотреть работу художника над декорациями и костюмами отдельно от других функций. Художники театра должны быть разнообразны.

    Изучение нового материала.

Слайд № 2. Сценография – это вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера, все, с чем он имеет дело: декорации, костюмы, бутафория, грим, свет.

Слайд № 3. Над созданием целостного образа спектакля участвуют разнообразные театральные службы:

Слайд № 4. столярно-сварочный цех,

Слайд № 5-6. пошивочно-костюмерный цех,

Слайд № 7. бутафорский цех,

Слайд № 8. световой цех,

Слайд № 9. гримёрный цех,

Слайд № 10. монтировочный цех.

Слайд № 11. Пространство любого театра, где идет представление, можно условно разделить на 2 части: зрительный зал и сцена. Зрительный зал любого театра должен включать достаточное количество зрительских места. Основные комфортные места находятся в партере и следующим за ним слегка приподнятым амфитеатром.

Партер - плоскость пола зрительного зала с местами для зрителей, обычно ниже уровня сцены.

Амфитеа́тр – постройка, представляющая собой ступенеобразно возвышающиеся ряды сидений.

Выше зрительских мест в партере и амфитеатра возвышаются ложи бельэтажа, а дальше располагаются 4 яруса с балконами и ложами, как это видно на изображении зрительного зала.

Ложа - в традиционном театральном интерьере группа мест, отделённая от соседних боковыми перегородками или барьерами.

Слайд № 12. Как же устроена сцена? Сцена – площадка, на которой происходит театральное представление.

Театральная сцена – основная часть театрального здания, замкнутая коробка (сценическая коробка), примыкающая к зрительному залу и соединенная с ним портальным отверстием.

Слайд № 13. Сцена отделяется от зрительного зала занавесом. Он позволяет скрыть от зрителя приготовления к спектаклю, открытие занавеса отмечает четко начало спектакля, равно как четкая концовка действия достигается путем его закрытия.

Театральный занавес - полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала.

Занавесы бывают: поднимающиеся, раздвигающиеся и подбирающиеся по диагонали к углам зеркала сцены (греческий занавес).

Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой. Расположенная ниже уровня партера, оркестровая яма бывает отгорожена от него небольшим барьером.

Авансцена – передняя часть сцены несколько выдвинутая в зрительный зал.

Софит ы - это металлическая арматура для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.

Задник - живописное полотно на ткани, которое подвешивается в растянутом виде. Задник является фоном оформления спектакля и располагается сзади других декораций.

- Что же такое декорация?

Слайд № 14.

Декорация – это устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия.

Существует два вида декораций: изобразительно-живописные и архитектурно-конструктивные.

Слайд № 15. Основой изобразительно-живописных декораций является живописный эскиз – двухмерное произведение живописи. Разбивка эскиза на планы, перенесение его отдельных частей на ряд плоскостей, расположенных на различной глубине сцены, производятся в качестве неизбежного средства для того, чтобы живые трехмерные актёры могли поместиться в сценическом пространстве.

Живописная декорация в наши дни сохранилась только в балетных спектаклях, где нужна обширная пустая сцена, свободная для танцев.

Слайд № 16. Характер сценической архитектуры – тех построек, которые по решению художника и режиссера возникают на сцене для данной постановки, определяют характер будущих мизансцен – движений актеров. Подобно хорошей архитектуре и монументальной скульптуре, рассчитанной на обозрение со всех сторон, архитектурно-конструктивное оформление сцены могло бы с одинаковым эффектом рассматриваться со всех мест зрительного зала.

Хочу обратить ваше внимание на то, что красочная изобразительность спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев к работе над созданием декораций.

- Как вы думаете, кто из выдающихся художников связал своё творчество с театром?

Слайд № 17. А. Головин. Кащеево царство. Эскиз декорации к опере И. Стравинского «Жар-птица». - Что вы видите на этой декорации? Какие чувства она у вас вызывает?

- С помощью каких изобразительных средств художник этого добивается? (Пейзаж, в котором появляется Жар-птица – безмолвное, причудливое Кащеево царство – нарисован как будто неземными, «потусторонними» красками).

- Какая музыка может звучать на этом фоне? (Музыка усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре как будто слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов)

Слайд № 18. Н. Рерих. Декорация к балету И. Стравинского «Весна священная». (Изображение на декорации отражает настоящее действие «весеннего произрастания».)

Прослушайте вступление к балету.

- Поделитесь своими впечатлениями. (Начальная тема – наигрыш – исполняется фаготом, по своим очертаниям напоминающим стебелёк, который постоянно тянется, устремляется вверх. Подобно тому, как стебель растения постоянно обрастает листвой, мелодическая линия постоянно обрастает подголосками. Свирельные пастушьи наигрыши постепенно превращаются в густую музыкальную ткань, в которой слышится птичье щебетанье.)

Слайд № 19. А. Бенуа. Эскиз декорации к балету И. Стравинского «Петрушка».

(Мы видим, что действие балета происходит во время Масленицы, праздника, который всегда широко отмечался на Руси. Народные гуляния, ярмарки, пляски, балаганный дед, потешающий толпу – всё нашло отражение в декорации.)

Прослушивание отрывка из балета.

- Не появилось ли у вас ощущение того, что музыкальные инструменты звучат беспорядочно, как бы перебивая друг друга? Почему? (Передаётся настроение ярмарки, народного гуляния – крики, суета, пляски).

Слайд № 20.

Н. Гончарова. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

Слайд № 21.

И. Я. Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»

(Обратите внимание на то, что одно и то же место действия изображается разными художниками, но характер сюжета сохраняется.)

Слайд № 22.

Д. Стеллецкий. Эскиз декорации к опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Начало весны. Полночь. На Красную горку спускается Весна-красна. Некогда она стала женою сурового старого Мороза, и с тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним. Из лесу выходит Дед-Мороз. На заре он должен покинуть землю, но его беспокоит судьба Снегурочки: Ярило задумал погубить ее, заронив в ее сердце огонь любви.

Художник изображает какое-то таинство: вот-вот что-то должно произойти. Декорация показывает, что действие происходит в лесу. Земля и ветви деревьев ещё покрыты снегом, речка подёрнута льдом, но воздух уже напоён весенним дыханием весны.

Прослушивание Пролога из оперы.

- Попробуйте выделить три основные темы композиции. (Опера начинается небольшим оркестровым вступлением, рисующим ранний приход весны. Далее звучит тема Деда Мороза. Её характер тяжёлый, суровый, сдержанный, как бы «сковывающий». Постепенно природа начинает оживать: воздух наполняется разноголосым щебетанием прилетающих из-за моря птиц, из дупла появляется лениво потягивающийся леший и возвещает конец зимы).

Слайд № 23-26. Рассмотрим оформление декораций известными художниками к другим музыкальным спектаклям.

Слайд № 27. - Итак, что делает художник-декоратор, прежде чем начать работу? Изучение произведения, сценарияПодбор материала по темеСлайд № 28. Выполнение эскизов декорацииСлайд № 29. Изготовление макета декорацииСлайд № 30. Выполнение чертежа декорацииСлайд № 31. Изготовление основы декорации по чертежуСлайд № 32. Оформление, украшение декорацииСлайд № 33. Монтаж декорации на сцене

Слайд № 34-49. Рассмотрим оформление декораций к разным спектаклям.

    Актуализация знаний.

Вам сегодня на уроке придется попробовать себя в роль художника-декоратора и попробовать выполнить эскиз декораций к любому спектаклю по вашему выбору.

Но прежде чем вы начнете работу, давайте посмотрим последовательность работы над декорацией.

Слайд № 50-86.
    Практическая работа.

Создание эскиза декорации (в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж.

    Итог урока.
    Домашнее задание.