Архитектура как вид искусства. Особенности положения в ряду пространственных искусств. Виды архитектурных композиций

Архитектура... В этом слове заключается очень многое. На протяжении веков архитекторы трудились, оставляя после себя следы своих прекрасных произведений. Многие из их творений, к сожалению, утрачены в потоке времени. Но немало сохранилось до наших дней и радует ценителей различных видов архитектуры.

Определение понятия

В понятие архитектуры вложено довольно многое. Это, прежде всего, строительство. Но архитектор не просто что-то строит, сооружает. Он вкладывает в творение мастерство, стараясь создать что-то новое, уникальное. Один древний архитектор выделил три начала, на которых строится архитектура: прочность, польза и красота. Другой прибавил четвертое начало - целесообразность. Безусловно, эти качества проявляются в каждом здании, парке или фонтане, над которыми трудились их создатели.

Но архитектура - это не только просто строительство. Это еще и искусство создавать, проектировать что-то для практического применения людьми, для красоты, прочности и удобства. Она окружает нас повсюду. На протяжении истории человечества всегда были свои архитекторы, которые любили это искусство и передавали свои шедевры последующим поколениям.

Краткое рассмотрение видов и стилей архитектуры помогает видеть окружающий нас мир не просто, как массу или группу фигур, зданий, а как отдельные шедевры. Давайте ближе познакомимся с этим замечательным искусством и узнаем его особенности.

Главные виды архитектуры

Архитектура, как часть искусства, имеет свои области или направления. Градостроительство, ландшафтно-парковая и архитектура объемных, то есть, больших сооружений - основные виды архитектуры. Отдельно можно упомянуть еще дизайн внутреннего интерьера, архитектуру маленьких форм и другие. Но чаще всего остальные входят в какой-то из трех основных.

Градостроительство

Этот вид в современной архитектуре появился сравнительно недавно - в середине прошлого века. Он включает в себя проектирование и строительство новых населенных пунктов: мегаполисов, городов, поселков. Это обширная отрасль, которая охватывает разные сферы жизни человека в комплексе, то есть, не только жилье, но и все необходимое для жизни в обществе: школы, больницы, магазины и т. д. В этом виде рассматривается не только строительство, но и территория для расположения будущего населенного пункта. Стоит отметить, что градостроительство занимается также реконструкцией и сохранением старых построек, которые имеют большое значение для городов.

Архитектура сооружений

Этот вид играет большую роль в архитектуре. Сюда включаются крепостные, культовые постройки, жилые дома разных типов и размеров, общественные сооружения, такие как школы, музеи, магазины, театры, стадионы, а также промышленные здания, различные фабрики, заводы, станции. Архитекторы рассматривают, проектируют и строят различные здания, необходимые обществу, как отдельные единицы.

Ландшафтная архитектура

Среди современной архитектуры выделяют еще один, не менее значимый, вид. Он включает в себя все, что связано с благоустройством населенного пункта, его комфортабельностью, эстетикой. Парки, бульвары, улицы, площади, скверы со своими фонарями, памятниками, фонтанами, лавочками, деревьями, кустами, оградами, рекламными щитами входят в понятие ландшафтной архитектуры. Специалисты в этой области занимаются озеленением районов, территорий, находящихся рядом с домами и другими зданиями, а также оформлением садов и парков, которые являются прекрасным украшением и местом отдыха для своих посетителей.

Основные стили архитектуры

Как было отмечено, существуют разные виды архитектуры. Но не нужно забывать и о стилях, которые веками накладывали свой отпечаток на все, что нас окружает. Посещая музеи и картинные галереи, отправляясь на экскурсию по старинным городам разных стран, мы сталкиваемся с различными эпохами, проявленными в архитектуре. Каждый из стилей характеризуется своими особенностями. Стили обычно подразделяются по историческим периодам. Вот основные из них: античность, романский, готический, эпоха Возрождения или Ренессанс, барокко и рококо, классицизм, модерн, модернизм и постмодернизм. Обратим внимание на некоторые из них.

Архитектура в античности

Сперва скажем несколько слов о доантичном, то есть архаичном стиле. Он был характерен для таких древних государств, как Ассирия, Месопотамия и Древний Египет. Все сооружения, созданные до пятого века до нашей эры, принято относить именно к этому стилю. Что для них было характерно? Простота, довольно большие каменные строения, соблюдение геометрических фигур и пропорций. Однако имеются и различия в исполнении доантичного стиля. В Египте, к примеру, существовала определенная симметрия, а в Месопотамии - асимметрия.

Античность, как один из видов архитектуры, или стилей, прежде всего, относится к Древней Греции. Этот стиль проявлялся в строительстве жилых домов и храмов. Если говорить о культовых сооружениях, то их особенностями были толстые стены, отсутствие окон и наличие отверстия в потолке для попадания в здание света. Им присущи симметричность и ритмичность. В этот период была основана определенная система, названная ордерной. Она имела три направления. Первое, появившееся в пятом веке до нашей эры, это - коринфский ордер. Ему было присуще наличие колоннад. Появившийся веком ранее дорический ордер отличался чертами массивности и строгости. И последний, ионический, появился сравнительно позже остальных. Пользующийся популярностью в Малой Азии, ионический ордер имел более легкий, изящный характер строений.

Римляне сделали более богатой и роскошной ордерную систему, добавив декор и внедрив ее в строительство своих храмов и дворцов.

Архитектурное средневековье

Приблизительно в десятом веке появляется новый стиль, названный в XIX веке романским. Он просуществовал на протяжении двух-трех столетий. Этому периоду истории присуще строительство храмов и монастырей. В основе их лежали конструкции, имевшие формы простых геометрических фигур: куба, цилиндра, параллелепипеда. Постепенно эти конструкции совершенствовались, добавляя различные башни и галереи. Начало этого периода характерно своей росписью стен, а окончание - каменными рельефами на фасадах. Памятники этого самого своеобразного из видов архитектуры сохранились в Европе до наших дней.

Во второй половине XII века начинает зарождаться новый стиль - готический. Ему присущи конструкции с различными арками и сводами. Преимущественно он преобладал в строительстве церквей и соборов, которые впервые начали появляться в северной части средневековой Франции. К примеру, под Парижем в XII веке была построена церковь в этом стиле. С десятилетиями готика распространялась в других странах: в Швейцарии, Бельгии, Германии, Испании, Англии. Благодаря крестовым походам этот стиль проявился в сооружениях Сирии и Кипра. В XIV веке начали строить ратуши, применяя готический стиль для их украшений, а вместо крепостей - дворцы.

На смену готике приходит Ренессанс. В XV веке этот стиль начинает приобретать популярность. Ренессанс возвращает античный стиль, добавляя к нему нотки своих национальных традиций и взглядов, а также материалы, которые были доступны в этот период времени. Для строительства зданий архитекторы используют ордерную систему, а также характерную ей симметричность, простоту, пропорциональность, горизонтальность.

С усложнением конструкций и сооружений приходит следующий вид архитектуры - барокко, появившийся на рубеже XVI и XVII веков. Родиной стиля становится Италия. Барокко проявляется в строительстве дворцов, соборов, общественных сооружений. Основными отличительными чертами стиля становятся контрастность, динамичность, величественность, совмещение иллюзии и реальности, большое внимание уделяется декору и лепным элементам.

Наряду с барокко появляется стиль рококо, существовавший на протяжении XVIII века. Появляется легкость и приветливость в формах, исчезает строгая симметричность, практически исчезают прямые линии и плоские поверхности. Сохранившиеся до сегодняшних дней памятники стиля рококо привлекают нас своей игривостью и с легкостью переносят в ту эпоху. Виды архитектуры зданий приобретают своеобразные черты.

Классицизм, появившийся в середине XVIII века и существовавший на протяжении XIX, вновь возвращается к античным чертам: гармонии, простоте и монументальности.

Современные стили

На стыке XIX и XX веков появляется новый стиль - модерн. Он значительно расширяет возможности в строительстве с созданием новых материалов и технологий. Происходит отказ от углов и привычных линий, все направляется на естественность.

Следующим стилем становится модернизм, существовавший в XX веке. Он включает в себя различные подвиды архитектуры. Ему присуще создание всего нового и практичного, идущего в ногу со временем.

Итак, как видно из описания видов архитектуры, это искусство играло и играет огромную роль в жизни человека. Ее практичность и эстетичность помогают нам наслаждаться произведениями архитектуры и понимать, как на протяжении веков человечество развивалось, совершенствовалось, выражая это в различных деталях, чертах и фигурах.

Архитектура как искусство зародилось много
веков назад, поэтому историю ее возникновения и развития можно сравнить с
только что историей самого человечества. Слово «архитектура» в
переводе с латинского обозначает искусство создавать простые и самые и
прочих зданий, а затем строить по ним различные сооружения. В результате чего
человек создает для себя материально упорядоченную зону проживания, необходимую
ему как для полновесной жизни, так и для трудовой деятельности.

Зачастую архитектуру сравнивают
с застывшей музыкой: подчиняясь своим законам она напоминает
нотное письмо, где основными составляющими любого произведения являются идея и ее вещественное олицетворение. По достижению гармоничного слияния
этих элементов, будь то деятельность архитектора или расчетная , результат
их участия в зодческом деле будет действительно изящным и восхитительным.

Каждая человеческая
цивилизация развивалась с характерным ей архитектурным стилем, который
символизировал определенный исторический период, его характер, основные черты и
политическую идеологию. Архитектурные памятники способны донести вековую
информацию о том, что люди ценили в момент их возведения, что на тот момент являлось
эталоном красоты в искусстве архитектуры, насколько
просвещенным в плане культурного развития был их образ жизни и пр. Крупнейшие древние
цивилизации до сих пор очень часто ассоциируются у нас с несравненными архитектурными
шедеврами, которые сохранились после них до наших дней. Это и сказочный Египет со
своими дивными пирамидами, и Великая стена в экзотическом Китае, и
величественный Колизей как исторический архитектурный след существования Римской
империи… Подобных примеров бесконечное множество.

История архитектуры является
самостоятельной наукой одновременно двух профилей: теоретического и
исторического. Данная особенность предопределена спецификой самого предмета, куда
входит история возникновения и развития архитектуры в целом, теоретические
знания об архитектуре, архитектурная композиция, архитектурный язык, а также
наблюдение за общими признаками и чертами архитектуры определенного времени и
места, что дает возможность распознавать различные его стили. Более подробно об
этом можно узнать из следующей схемы:

История архитектурного искусства:

Эпоха бурного технического
развития в современном мире дает архитекторам бесконечное количество
возможностей воплощать в реальность самые смелые идеи и задумки, благодаря чему
сегодня существуют такие архитектурные стили, как хай-тек и модерн . Им, в сравнении,
например, с противоречивым барокко или древнейшим романским направлением свойственна
смелость и настойчивость решений, яркость идей и многообразие материалов.
Однако, несмотря на стремительное и напористое движение новых современных
течений, старинные особняки, дворцы и соборы, которые играют важную роль
своеобразного символа того города или государства, где они расположены, никогда
не утратят свое очарование и притягательность. Эти здания как будто существуют
вне всякого времени, вызывая трепет и восторг у истинных ценителей искусства архитектуры.

Архитектура как искусство строительства ,
которое формирует условия жизненного пространства человека через совокупность конкретных
зданий и сооружений, разделяется на определенные виды:

  1. Архитектура объемных
    сооружений
    . Сюда включены жилые дома, общественные здания (магазины, школы,
    стадионы, театры и пр.), промышленные сооружения (электростанции, фабрики и
    заводы и пр.);
  2. Ландшафтная архитектура . Этот вид связан непосредственно с организацией садово-парковой зоны: улицы,
    бульвары, скверы и парки с наличием «малой» архитектуры в виде беседок,
    мостиков, фонтанов, лестниц;
  3. Градостроительство . Оно охватывает
    создание новых поселков и городов, а также реконструкцию старых городских
    районов.

Каждое отдельное здание или
их комплексы и ансамбли, парки, проспекты, улицы и площади, целые города и даже
небольшие поселки способны вызывать у нас конкретные чувства и настроения, заставить нас переживать
непередаваемые эмоции. Это происходит посредством воздействия на них
определенной идеи и смысловой информации, которую авторы вложили в свои
архитектурные произведения. Любая постройка подчиняется конкретному назначению,
чему должен соответствовать и ее внешний вид, что настраивает людей на установленный
лад. Основа работы архитектора и заключается в поиске наиболее удачной
композиции, которая будет максимально гармонично сочетать в себе различные
части и детали будущего здания, а также отделку поверхности создаваемого «шедевра»
архитектуры. Главным художественным приемом эмоционального влияния на созерцателя
является форма здания и его составляющих, которая может быть легкой или тяжелой,
спокойной или динамичной, однотонной или цветной. Однако, обязательным условием
здесь является согласование всех отдельных частей между собой и со всем зданием
в целом, создавая неразделимое впечатление гармонии. Достигнуть этого творцам искусства архитектуры помогают различные художественные приемы:

  • симметричная и
    асимметричная композиция;
  • горизонтальный и вертикальный ритм;
  • освещение и цвет.

Немалую помощь архитекторам
оказывает, безусловно, современная техника. Это новейшие разработки конструкций
и материалов, мощные строительные машины, благодаря чему изо дня в день рождаются
все более усовершенствованные типы зданий, увеличивается размах и скорость строительства,
задумываются новые города.

Современное искусство архитектуры основано на полной свободе мнений и идей, приоритетные направления и как
таковой стиль практически отсутствуют, а все концепции, по которым идет
развитие, имеют свободу и равноправие. Творческая фантазия сегодняшних
архитекторов ничем не ограничена, а в полной мере предоставленные возможности
сделать нашу жизнь выразительнее и ярче воплощаются в современных зданиях с
неуловимой быстротой.

В. Городков. Дом-музей А. Толстого в с. Красный Рог, 1993 г.

В. Городков. Дом-музей Ф.Тютчева в с. Овстуг, 1985 г

Ещё в Древнем Риме известный нам теоре­тик и архитектор Витрувий вы­вел своеобразную формулу для архитектуры, где назвал её три основных свойства: польза, прочность, красота. Таким образом, важно, для каких целей строится здание, какие функ­ции оно будет выполнять и, соответственно, какую будет приносить пользу.

Сооружение для школы отличается от зда­ния поликлиники, театра и так далее. Поэто­му назначение будущего дома независимо от воли архитектора влияет на его внешний вид и внутреннее расположение помещений.

Знаменитая триада Витрувия, древнеримского теоретика архитектуры, автора трактата «Десять книг об архитектуре», - польза , прочность , кра coma. Все свойства: польза, прочность, красота (или, иначе говоря, функциональные, конструк­тивные и эстетические качества) - в архитектуре взаимосвязаны.

Несомненно, здание должно быть проч­ным. Для этого в разные исторические пери­оды применялись различные строительные материалы и конструкции.

А третье свойство очевидно: красивое архитектурное сооружение эмоционально воздействует на нас. Мы испытываем чув­ство радости, восхищения, видя перед собой радующее глаз здание, украшенное архитек­турными деталями, нам приятно заходить в такое помещение и находиться в нём.

Пример объёмных сооружений (жилой дом в Брянске по улице Фокина, в стиле сталинского ампи­ра,1955 г. Архитектор В. Городков)

Пример объёмных сооружений (жилой дом в Брянске по улице Комсомольской, уникальное здание в стиле необарокко, подражающее дворцовым построй­кам Петербурга в духе Растрелли, начало XX в.)

Пример объёмных сооружений (промышленная архитектура. Элеватор)

Виды архитектуры :

1. Архитектура объёмных
сооружений

  • Общественная
  • Жилая
  • Промышленная

2. Ландшафтная архитектура

  • Садово - парковая
  • Архитектура малых форм | 3. Градостроительство

Формы современной архитектуры очень разнообразны. Мы можем видеть на улицах совершенно разные здания, что стало воз­можным благодаря современному уровню техники, появлению новых материалов и кон­струкций. Но формула Витрувия и сегодня яв­ляется основополагающей для архитекторов.

В изобразительном искусстве - живописи, графике, скульптуре - существует деление на жанры. Архитектуре также свойственно тематическое разграничение. Так, различают три основных вида архитектуры и её подвиды.

Первый вид -это архитектура объёмных сооружений, которая включает в себя жилые дома, общественные здания (школы, театры магазины, стадионы), промышленные соору­жения (заводы, электростанции и пр.).

Второй вид менее знаком вам, но также регулярно встречается в повседневной жизни. Это ландшафтная архитектура. К ней относят городские скверы, бульвары и парки с архи­тектурой малых форм: беседками, фонтанами, мостиками, лестницами.

Ну и третий, на первый взгляд не очень за­метный для нас, но очень важный вид архитек­туры - градостроительство, занимающееся созданием новых посёлков и городов, а также реконструкцией старых городских районов.

Пример садово-парковой ландшафтной архитектуры. Парк в усадьбе Овстуг

Беседка рядом с бывшим домом торговца пенькой Яськова (вторая половина XIX века. Сегодня в центре беседки - водопроводная колонка)

Пример ландшафтной архитектуры (элемен­ты архитектуры малых форм - беседка и мостик в парке усадьбы Овстуг)

Чтобы создать для нас красивую и удоб­ную архитектуру, зодчие используют такие средства выразительности, как симметрия, масштаб, пропорции и т. д. Но главными вы­разительными средствами и характерными только для архитектуры являются простран­ство и тектоника.

План города Брянска

Русские города, как правило, состояли из дере­вянных строений. Страшным событием на Руси всегда были пожары, когда за несколько часов от богатых поселений оставались одни головеш­ки. Пожарам способствовала необычная скучен­ность городских строений и совершенно без­алаберная планировка, точнее говоря, полное отсутствие таковой. Желая уберечь российские города «от пожарного случая», императрица Ека­терина II в 1763 году издала указ «О сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов». А в 1780 году Екатерина II резолюцией «быть по сему» утвердила «план городу Брянску». Новый план впервые создал предпосылки для постепенного превращения стихийно застроен­ного Брянска в «регулярный», то есть правильно распланированный город. Местные специалисты делали геодезическую съемку городских земель, на ее основе состав­ляли свой вариант генерального плана и от­правляли на рассмотрение в Санкт-Петербург. Известны генеральные планы для Карачева, Сев-ска, Трубчевска (1780), Мглина, Почепа (1782), Стародуба(1803).

Площадь Ленина в Клинцах (вид сверху)

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 4. Архитектура как вид искусства

    Архитектура – один из древнейших видов искусства, выражающий в культовых и общественных сооружениях мировоззрение народа в конкретную историческую эпоху, определенный художественный стиль.АРХИТЕКТУРА (лат. architecture, отгреч.аrchitecton - строитель), зодчество – здания, другие сооружения или их комплексы, образующие материальную, художественно организованную среду жизнедеятельности человека.Также – искусство формировать эту пространственную среду, создавая новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую человеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение. Термин охватывает дизайн внешнего вида сооружения; организацию внутреннего пространства; выбор материалов для наружного и внутреннего применения, проектирование системы естественного и искусственного освещения, а также систем инженерного обеспечения; электро- и водоснабжение; декоративное оформление.Каждое из сооружений имеет определённое назначение: для жизни или труда, отдыха или учёбы, торговли или транспорта. Все они прочны, удобны и необходимы людям – это их обязательные свойства.

    Виды архитектуры

    Различают три основных вида архитектуры:

    Архитектура объёмных сооружений.Она включает культовые и крепостные постройки, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и др.), промышленные сооружения (заводы, фабрики и др.);

    Ландшафтная архитектура, связанная с организацией садово-паркового пространства (скверы, бульвары и парки с «малой» архитектурой – беседками, фонтанами, мостиками, лестницами)

    Градостроительство, охватывающее строительство новых городов и посёлков и реконструкцию старых городских районов.

    Стили архитектуры

    Архитектура тесно связана с жизнью общества, её взглядами и идеологией.В основе древнегреческой архитектуры лежит идея совершенного, физически и духовно развитого человека. Античные архитекторы все свои здания строили согласно пропорциям человеческого тела, воплощающего гармонию, противостояние стихии природы, величественную ясность и человечность«Стиль эпохи» (романский стиль, готика, и т.д.) возникает преимущественно в те исторические периоды, когда восприятие произведений искусства отличается сравнительной негибкостью, когда оно ещё легко приспосабливается к перемене стиля.

    Великие стили – романский, готика, ренессанс, барокко, классицизм, ампир /вариация позднего классицизма/ - обычно признаются равноправными и равнозначными.Развитие стилей ассиметрично, что внешне выражается в том, что каждый стиль постепенно изменяется от простого к сложному; однако от сложного к простому он возвращается только в результате скачка. Поэтому смены стилей происходят различно: медленно - от простого к сложному, и резко – от сложного к простому.Романский стиль сменяется готическим в течении более ста лет – от середины ХІІ в. до середины ХІІІ в. простые формы романской архитектуры постепенно переходят в усложнённый готический стиль.В пределах готики затем зреет ренессанс.С возникновением ренессанса снова наступил период идеологических исканий, появления цельной системы мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого: ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому, и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах заменил ампир.

    Причины смены пар стилей в следующем: действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный – первичный стиль, а преобразованный – вторичный.

    Архитектура родного края

    Архитектура Гродненской области

    Борисоглебская (Коложская) церковь, памятник древнерусскойархитектурывторой половиныХІІ в.

    Мирский замок, включенный в Список ЮНЕСКО, Лидский замок (XIV–XV вв.)

    Архитектура Минской области

    Архикафедральный костёл Пресвятой Девы Марии (вторая половина XVII–началоXVIIIвв.)

    Костёл Святых Симеона и Елены (Красный костёл) - памятник архитектуры неоготики с чертами модерна (1908 – 1910 гг.)

    Несвижский дворцово-парковый комплекс (XVII–XVIIIв.)

    Костёл бернардинцев в д. Будслав Мядельского района, памятник архитектуры барокко (XVIIIв.)

    Архитектура Витебской области

    Софийский собор, памятник архитектуры XI –XVIIIвв.

    Спасо-Евфросиньевская церковь, памятник древнерусской архитектуры (1152 – 1161 гг.). На ее стенах и колоннах сохранились уникальные фрески.

    Литература:

    1. Герчук Ю.Л. Основы художественной грамоты. –М., 1998

    2. Данилов В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда. Мн., 2004

    3. Кастерин Н.П. учебное рисование. –М.: Просвещение, 1996

    4. Лазука Б. Слоўнік тэрмінаў па архітэктуры, выяўленчаму дэкаратыўна-прыкладному мастацтву. – Мн., 2001

    5. Неменский Б.М. Педагогика искусства. –М.: Просвещение, 2007

    Другие материалы по предмету Строительство

    Муниципальное общеобразовательное учреждение Буранная средняя общеобразовательная школа

    Архитектура. Виды архитектуры

    Выполнил

    ученик 9А класса

    Волошин В

    Проверила

    Оськина Е.А

    п. Буранный 2012г.

    Введение

    Архитектура

    Виды архитектуры

    Стили в архитектуре

    Заключение

    Литература

    Введение

    Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

    Архитектура - искусство, неотделимое от повседневной жизни человека. Оно обслуживает наши бытовые нужды, разнообразные общественные потребности. И одновременно доставляет нам радость, создает настроение, воздействует на чувства людей.

    Выбор темы Архитектура. Виды архитектуры был обусловлен моим личным к ней интересом, а также тем, что архитектура - искусство, идущее в ногу со временем и всегда актуальное. Архитектура окружает человека повсюду и в течение всей жизни: это и жилище, и место работы и отдыха. Это среда, в которой человек существует, но среда искусственно созданная, которая противостоит природе, но в, то, же время всегда связана с окружающим пространством. Архитектура должна удовлетворять практическим нуждам человека, но она ещё и способна вызывать эстетическое волнение, завораживать и удивлять. Этим и интересна архитектура. Цель моей работы раскрыть особенности архитектуры как вида искусства через художественные стили.

    архитектура готика пространство барокко

    Архитектура

    Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Искусство архитектуры - воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делает архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Искусство архитектуры - воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени.

    В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею.

    Виды архитектуры

    Архитектура объемных сооружений.

    Архитектура объемных сооружений включает, жилые дома, общественные здания (школы, театры, стадионы, магазины и другие) промышленные сооружения (заводы, фабрики, электростанции и др.)

    2. Ландшафтно-парковая архитектура.

    Этот вид архитектуры связан с организацией садово-паркового пространства. Это скверы, бульвары и парки с малой архитектурой - беседками, мостиками, фонтанами, лестницами.

    Градостроительство/

    Градостроительная деятельность - деятельность в градостроительном планировании организации и развития территорий и населенных пунктов, определении видов градостроительного использования территорий, комплексном проектировании городских и сельских населенных пунктов, включающая творческий процесс формирования градостроительного пространства, создания

    Стили в архитектуре

    Архитектура всегда была тесно связана с историей развития общества, его мировоззрением и идеями, с уровнем развития строительной техники, с представлением человека о пользе и красоте. Все это влияло на архитектурный стиль, то есть исторически сложившуюся совокупность художественных средств и приемов. Архитектурный стиль проявляется в способах организации пространства, выборе характерных для данной эпохи архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений. Знакомство с различными архитектурными стилями много может рассказать о прошлом человека. В отличие от греков, знавших только колону, перекрытую балкой, и помещения с плоскими потолками, римляне разработали арочное перекрытие и систему сводов. Римские своды поражают изобразительностью, масштабами, обилием разновидности. Едва ли не высшим достижением римской конструкторской мысли был сомкнутый феерический свод, называемый обычно куполом. Один из наиболее совершенных образцов римской архитектуры - Пантеон, хр