Многонациональная семья презентация. Педразвитие. Правила жизни в нашем классе

Автор проекта

Адлер Галина Борисовна

Название проекта

Моя многонациональная семья

Цель

выяснение роли семьи в воспитании уважения к людям других национальностей.

Задачи проекта

1) Узнать понятие настоящая семья.

2) Исследовать национальности учащихся класса.

3) Провести конкурс сочинений "Моя семья"

Краткая аннотация проекта

Исторически так сложилось, что русский народ жил в окружении других народов: с кем-то воевал, со многими выстраивал мирные отношения; с кем-то делился опытом, у кого-то учился. Русская культура впитала в себя традиции и обычаи многих народов; в русском языке огромное количество слов «неславянского» происхождения (собака, боярин, богатырь, топор и др.) И ведь не было презрения,высокомерия к тем «другим», напротив – уважение, помощь, сочувствие. Почему же сегодня мы забываем об этом?

Основополагающий вопрос

Какова роль семьи в жизни человека?

Проблемные вопросы

Что такое семья?

Что такое семейные традиции?

Что такое история семья (родословная)?

Может ли быть у семьи герб?

Учебные вопросы

Какая у вас семья?

Всегда ли люди жили семьями?

Нужно ли знать родовые корни?

Что я знаю о своих предках (бабушки, прабабушки, дедушки и прадедушки)?

План проекта

1.Введение в проект.

2.Постановка проблемных вопросов.

3.Изучение литературы для ведения проекта.

4.Исследовательская работа.

5.Обобщение результатов, создание продукта.

6.Защита проекта.

Образовательные стандарты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Личностные результаты

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми в разных социальных ситуациях;

Формирование мотивации к творческому труду, работе на результат.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Планируемые результаты

После завершения проекта учащийся приобретет следующие умения:

1.составлять план действий по достижению поставленной цели;

2.пользоваться справочной литературой и Интернет - источниками;

3.наблюдать, анализировать, обобщать, решать творческие задачи;

4.делать самоанализ проделанной работы по алгоритму, предложенному учителем;

5.создавать презентацию по шаблону, предложенному учителем;

6.представлять результаты проектно - исследовательской деятельности в виде буклета, презентации;

7.составлять анкету и проводить опрос по проблеме;

8.соблюдать бережное отношение к семье.

Пример ученической работы

Презентация "Моя многонациональная семья" [

Научно – исследовательская конференция «Моя малая Родина»
МБОУ ДОД ЦДТ Воткинского района
Секция: Юный исследователь
Исследовательская работа
Моя многонациональная семья
Автор: Руководитель:
Краснов Илья,ученик 3 класса
МБОУ Гавриловская СОШ Скобкарева Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Гавриловская СОШ

Гавриловка, 2014
Содержание
Введение 3
Глава 1 Обзор литературы5
1.1.Немного о себе5
1.2.Из литературных источников7
1.2.1Национальные праздники9
1.2.2. Национальные блюда10
Глава 2Методика исследования11
2.1Методы исследования11
2.2.Результаты исследования12
2.2.1. Моя многонациональная семья15
2.2.2. Традиции нашей семьи18
Выводы20
Заключение21
Литература 22
Приложение 23

Введение
Сегодня мы много говорим о том, что люди должны уважать традиции и обычаи народов, которые живут на одной земле. Не случайно можно увидеть, как схожи слова Родина, родители, родство. Думаю, что всё начинается с семьи. Мы должны чувствовать, что история страны и история семьи связаны между собой, знать прошлое семьи, отношение своих предков к жизни, к Родине.
Размышляя над этим, задавал себе вопросы: что знаю о своей семье? Похожа ли история моей семьи на историю моей Родины? Что интересного связано с жизнью моих предков? Оказалось, мне известно об этом очень мало. Захотелось узнать историю своей семьи, своего народа, своей страны, в которой мы живем. Решил начать с себя и ближе познакомиться с историей моей семьи. Мне стало интересно, а что представляют из себя национальности моей семьи, какие у них традиции, какой вклад они внесли в судьбе страны. Оказывается,во вне намешено несколько кровей. Моя семья многонациональна. Так родилась идея этой исследовательской работы. А изучая историю моей семьи, понял, как трудно было моим предкам.
Работа выполнялась в июне-ноябре 2014 года. Исследования проводились в д. Беркуты, д. Гавриловка, Чувашская республика.
Цель исследования. Изучить какой национальности принадлежат члены моей семьи, какие у них традиции, какой вклад они внесли в судьбе страны на примере семьи Красновых- Снегиревых
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать литературу о семье, национальных традициях.
2.Познакомиться с родословной семьи, узнать национальность каждого из членов семьи
4.Выяснить какой вклад внесли в развитие страны наши предки
3. Совершить поездку в Чувашию, узнать традиционные праздники Чувашии
Объект исследования: моя семья
Предмет исследования: многонациональность семьи
Гипотеза:. несмотря на многие различия, люди разных национальностей могут легко ужиться между собой.
Методы:
1.Изучение литературы
2.Изучение документов, фотографий из семейного архива.
3.Беседа с членами семьи, поезда в Чувашию
4.Анализ.
5.Обобщение.
В работе использованы авторские фотографии.

Глава I Из литературных источников
.1.Немного о себе.
Во в третьем классе я учусь,
Но ничуть не задаюсь.
Вижу здесь мои друзья
Ну, а я – Краснов Илья.
Я в Удмуртии родился
Здесь я многому учился.
Здесь течет, волной играя,
Кама – речка мне родная.
Мама, папа, 2 сестренки-
Идеальная семья.
Мне завидуют соседи:
«Повезло тебе, Илья!»
Но они еще не знают,
Что в деревне у меня
Есть два деда, две бабули у меня
И прабабушка, ей уж девяносто.
Молится и вяжет для меня.
Про Чувашию расскажет-
Деда Алексеевич.
Пермский край покажет
Деда Снегирев.
А бабуля Аля непременно
По удмуртски колыбельную споет.
Помогаю деду по хозяйству
Накормить собаку и овец.
Снег убрать, расчистить все дорожки.
Скажет мне бабуля «Молодец!»
И подумал я, что вся Россия,
Как одна огромная семья.
Постараюсь быть тебе достойным сыном
Родина – Удмуртия моя!
Из этого стихотворения мы уже видим, что моя семья многонациональна.

1.2.Из литературных источников…
Сначала нам предстояло изучить литературу по теме нашего исследования. Для этого мы заглянули в энциклопедии и словари. И вот что мы нашли.
Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе. 1
Семья - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 2
Генеалогия – наука о родословной человека. 2
Родственники – тот, кто находится в родстве. 1
Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих, ближайших предков. 2
Предок – древний предшественник по роду, а так же соотечественник из прошлых поколений. 1
Папа и мама помогли мне разобраться в многочисленных родственных связях (Приложение 1.). А беседы со старшими членами семьи явились немаловажной частью моего исследования.
Родословное древо человечества изучалось всегда. Каждый человек должен знать и понимать откуда он родом, кто его родные и близкие какой вклад внесли они в развитии нашей страны.
Что такое родословная? Родословная – это перечень поколений одного рода («до седьмого колена»)1
Что такое род? Род – это ряд поколений, происходящих от одного предка.1
Также нам предстояло узнать, что такое традиции и какие традиции есть у разных национальностей. Нам удалось выяснить, что:
Традиция - обычай, обыкновение; наследие, принято, установление, ценность, повелось, так повелось, неписанный закон, так принято, так заведено, норма, заведено. 1
Каждый народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. В основном, обычаи и традиции народа связаны и с календарем, и с праздниками и непростыми обрядами.4

1.2.1. Национальные праздники
Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники, которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа.
К русским национальным праздникам относятся: Масленица, Крещение, Рождество, Новый год, Старый Новый год, Вербное воскресенье и многие другие.4
К чувашским национальным праздникам относятся: Сурхури (Рождество), Кашарни (Крещение), Саварни (Масленица), Манкун (Пасха), Акатуй, (Сабантуй), Симёк (Троица), Утаси (Сенокосная пора), Вырма (Жатва) и многие другие.3
К удмуртским национальным праздникам относятся Новый год (Празднуется так же, как и повсеместно, в ночь на 1 января),Толсур и Вожодыр (Рождество и Святки), Вой дыр (Масленица),Йо Келян (Проводы льда), Быдзым нунал (Пасха),Гербер, Гырон быдтон(это один из значительных праздников - молений (куриськон) удмуртов о предстоящем урожае), Семык Келян (Троица)- празднуется по православному календарю. До этого дня нельзя купаться и заготавливать веники,Выль жук (Ильин день).5
Как выяснилось, у всех народов есть одинаковые праздники, только называются они по – другому. Это такие праздники, как Рождество, Крещение, Масленица, Троица, Пасха.

1.2.2.Национальные блюда
Русская кухня славится своим многообразием и обилием. Среди исконно русских такие блюда: горячие (щи, похлебка, уха), холодные (окрошка, студень, заливная рыба), жаркое (мясо, птица), пироги, кулебяки, каши, кисели, компоты, квас и многое другое.4Чувашская кухня, формируясь веками, обросла огромным числом национальных традиций. Изучая чувашскую кухню мы выяснили, что древние чуваши питались в основном блюдами из дикорастущих трав, молочных продуктов, субпродуктов и изделий из теста. Современные чуваши имеют очень разнообразную кухню со своими отличительными чертами. Ширтан, шарку, хуплу, чигит, какай шурпи – вот лишь малая часть традиционных чувашских блюд ставших известными и любимыми не только у чувашей.3
В составе удмуртских праздничных угощений большим разнообразием отличаются хлебные изделия с начинкой, причем значительное место среди них занимают кушанья, приготовленные из пресного теста: блинчики с маслом (мильым), блинчики с кашей (ӝуко мильым, пуньмам), сочни с картофельным пюре и кашей (кыстыбей), ватрушки (перепеч, пересьмон), пирожки в форме полумесяца (кокрок, кукыр, когыльы), пельмени и др.5Таким образом,если взглянуть на наш рацион питания, то мы можем увидеть в нашем рационе различные блюда, которые мы взяли из блюд разных национальностей.

Глава II.
2.1.Методы исследования
В ходе исследования мы выдвинули гипотезу, что несмотря на многие различия люди разных национальностей могут легко ужиться между собой, если в семье будут царить любовь, уважение, взаимопонимание, а дети, растущие в таких семьях, могут впитать все самое лучшее из разных культур своих предков и вырасти достойными гражданами своей страны.
Доказать ее мы решили разными методами:
Так, мы провели опрос наших родителей, бабушек, дедушек, чтобы узнать, к какой национальности принадлежали наши предки, какой вклад они внесли в судьбе страны по следующим вопросам: Фамилия, имя, отчество, год рождения,место рождения,где служил, работал, заслуги.
Изучили документы, фотографии из семейного архива.
.Еще мы изучили материалы интернета, где узнали много интересного о традициях, обычаях разных народов, об их пищевых предпочтениях
Совершили поезду в Чувашию.

2.2.Результаты исследования.2.2.1. Моя многонациональная семья.
Очень часто значение слова «семья» сужено до узких рамок – муж, жена, дети. На наш взгляд, это понятие значительно шире и объемнее. Это родители, сестры, братья, племянники, дедушки, бабушки... Сегодня редко встретишь большую и дружную семью. Но мне в этом плане повезло. Нам удалось выяснить, что моя семья многонациональна, где перемешана кровь чувашей, удмуртов и русских. (Приложение 1, таблица 1)
Мой папа, Краснов Павел Николаевич, 1983 года рождения.
Его национальность-чуваш, хотя его отец, мой дедушка – чуваш, а мама, моя бабушка – удмуртка. (Приложение 1, таблица 1).
Чуваши относятся к алтайской семье тюркской группы, как и татары, башкиры, калмыки, казахи.3
Моя мама, Снегирева Наталья Викторовна (ныне Краснова), 1985 года рождения
У мамы в родстве – русские. (Приложение 1, таблица 1)Русские относятся к индоевропейской семье славянской группы, как и украинцы, белорусы, поляки.4
Из опроса старших членов семьи узнали какой вклад внесли наши предки в развитие страны. Оказывается,предки прошли различные войны, которые были в стране вплоть до моего отца. (Приложение, таблица 1)
2.2.2. Традиции нашей семьи.
Горжусь своей семьей, где бережно чтут традиции всех наций. Пусть у нас нет родословной «до пятнадцатого колена», семейного герба и гимна, зато, как выяснилось, у нас есть свои традиции».
Главной из них является гостеприимство. Мы всегда рады друзьям, знакомым, родственникам – всем, кто приходит в наш уютный светлый дом. Традиционным в нашей семье стало празднование юбилеев, Дней рождения,8 марта, 23 февраля и, конечно же, Нового года. В Дни рождения собирается за нашим большим столом вся родня. В такие дни мы готовим утку с яблоками, пельмени, различные салаты и закуски. Главные атрибуты таких праздников- торт со свечками и подарки, а также самые теплые слова в адрес именинников. К новому году всегда долго готовимся: украшаем елку, готовим подарки, поздравляем друг друга и вечером садимся за праздничный стол. Мы отмечаем и православный праздник Пасху, в этот день ставим на стол куличи, крашеные яйца, мясные блюда, пироги, блины. Различные национальные блюда, которые есть и у чувашей, и у русских, и у удмурттов. А в праздник Троицы вспоминаем бабушек, дедушек – всех тех, кого уже нет рядом с нами.
Этим летом ездил вместе с папой и дедушкой в Чувашию. Там живет сестра моего деда – Краснова Мария Алексеевна. Она досматривает отцовский дом, в котором каждый год на Троицу собирается вся семья: братья и сестры деда. В этом году впервые познакомился с дедом Митей и его дочерью Женей. Самым ярким воспоминанием был праздник Троицы и день села « Тугаево». Нам удалось выяснить,что у каждой семьи в этом селе есть свой родовой столб, на котором вырезаны фамилии основателей рода. (Приложение 2, рис. 1).
Раз в году все семьи собираются на Троицу у площади и приносят сундуки с самоткаными полотнами протягивают к верхушке родовых столбов. (Приложение 2, рис.2). Все встают в большой хоровод вокруг этих столбов и поют песни на чувашском языке. (Приложение 2, рис. 3)Потом начинаются различные забавы и конкурсы. Мне посчастливилось увидеть некоторые из них. Такие, как борьба, плавание, гонки на велосипедах. Надо отметить, что на велосипедах в селе Тугаево ездят все, так как улицы очень длинные по протяженности. Было очень интересно посмотреть на национальные обряды. Молодые парни и девушки, которые собираются в этом году пожениться, в национальных костюмах носили воду из ключа. Парни кололи поленья, а девушки отбивали лён. Так молодые присматривались друг к другу. Заканчивалась эта часть праздника народными танцами.(Приложение 2, рис. 4,5,6)
Заметил, что чуваши очень трудолюбивый народ. Всю неделю мы с папой и дедушкой работали и помогали по хозяйству бабушке Мане. Каждый вечер ддедушка Митя пел нам частушки под балалайку.
Очень рад, что у меня такая обширная родословная и очень горжусь своими предками. Многое нам предстоит еще узнать о традициях моей семьи. Но делая вывод, хочется отметить, что всё же хоть частично, но наша семья соблюдает традиции разных национальностей. У русских свои традиции, у чувашей – свои. Хотя и удмуртов в семье только один человек (Приложение 1, рис. 7), уважаю этот народ, даже изучаю его язык. Хотелось бы еще выучить язык чувашей.

3. Выводы
Составление родового древа потребовало много знаний. Много времени заняла работа по сбору информации. Но, невзирая на трудности, работа оказалась довольно-таки увлекательная, которая помогла узнать своё прошлое и предвидеть будущее своей семьи. Проделав работу, можно сделать следующие выводы:
1)моя семья многонациональна. В семье есть удмурты, русские и чуваши.

7- чувашей
6-русских
1-удмурт
2)В истории семьи есть отпечаток исторических событий (Приложение1, таблица 1), а значит история моей семьи – это история моей страны. Думаю, если каждый будет чтить своих предков, своё прошлое и настоящее, то история семьи никогда не забудется. Историю семьи предстоит продолжить нам.
3). Горжусь своей семьей, где бережно чтут традиции всех наций. Пусть у нас нет родословной «до пятнадцатого колена», семейного герба и гимна, зато, как выяснилось, у нас есть свои традиции».
Несмотря на многие различия люди разных национальностей могут ужиться вместе.
Выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

4.Заключение
Итак, проделав свою работу, мы можем сделать вывод, что когда люди разных национальностей образуют семью, трудности, с которыми они могут столкнуться - языковые и культурные различия. Однако терпение и доброта помогают им преодолеть эти трудности. Несмотря на разные традиции, пищу,другой язык люди разных национальностей могут прекрасно ужиться в одной семье, если здесь будут царить любовь, уважение и взаимопонимание. А русский язык объединит их.
В Воткинском районе я родился.
Беркуты – вот Родина моя.
Красотою Камы я гордился,
Пил с друзьями воду из ручья
Рассказала мне бабуля Аля
Про удмуртов, их обычаи уклад
С интересом слушал я вдыхая,
Вкусных перепечей аромат.
А другая бабушка вздыхает:
«Внучек, далеко моя родня!»-
«Бабушка, а разве так бывает
Разве родина другая у тебя?»
- Да, родилась я в деревне ПетрогиевоВ Пермском крае я всё детство провела
Там и с дедушкой твоим я повстречалась
И твою там маму родила.
Скоро мы туда поедем
Я тебя возьму с собой
Ты, Илья, роднёй не беден
Ждут нас дружною семьёй».
Поражен я был немало
Чудеса, - не дать, не взять.
Вся деревня, мне казалось,
Собралась нас повидать.9 (Краснова Т.П.)
Эти строки дают нам идею побывать еще в Пермском крае, познакомиться с родственниками, узнать их обычаи и традиции. Наша исследовательская работа ещё не завершена.
Литература.
Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – М.: Российской АН, 1996.
Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.- М.:Просвещение,2001.
Иванов В. П. Чуваши: Этническая история и традиционная культура.- М.: ДИК, 2000.
Короткова М. Традиции русского народа. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.
http://udmurt.info/udmurt/ - портал "Удмуртология": удмуртский язык, история и культура удмуртов
Информаторы:
Краснова Мария Алексеевна.- двоюродная бабушка
Снегирева Татьяна Петровна - бабушка

Приложение №1.
Результаты опроса родственников
Ф И О, год рождения Место рождения Служил, заслуги национальность
Никитин Павел
1810 С. Тугаево Чувашия, Комсомольский район
25 лет в царской армии в Варшаве
Был волостным старшиной. После службы в армии дали лошадь, суконную шинель, кожаные сапоги Чуваш
Николай Павлович (Павлов) С.Тугаево Служил в Варшаве
Середняк
Имел крепкое хозяйство, разводил коней,был раскулачен Чуваш
Терентий Николаевич Николаев
1877т -1943
Краснов (взял другую фамилию, т.к. фамилия Краснов означала рыжие волосы, рыжая борода С. ТугаевоУчаствовал в войне с Японией 1904 г. участник 1-й Мировой Войны, 1914г., гражданской войны – 1918 – 1920 (за красных) в чапаевской 25-й дивизии. Полный кавалер георгиевских крестов.
Староста села, самый первый вернулся в колхоз чуваш
Андрей Терентьевич Краснов 1904- 1997 чуваш
Алексей Терентьевич Краснов (1916-1998) С. ТугаевоАвиа-механик. Участник войны с бело –финнами- Финской войны 1939-1940. Участник ВОВ. Гвардии –старшина 412 гвардейского истребительского авиа- полка. Полный кавалер орденов Красной звезды. Медаль за боевые заслуги, за оборону Москвы, Сталинграда, за взятие Берлина. Участник Сталинградской и Курской дуги. чуваш
Николай Алексеевич Краснов
1959 (мой дедушка) С. Тугаево, Чувашская республика, Комсомольский район После службы в армии (Алтайский край г.Новосибирск – стройбат) работал главным энергетиком колхоза в С. Сюмси Удмуртской АССР чуваш
Павел Николаевич Краснов, 1983 г.
(мой папа) Имеет Знак отличия- Крест за службу на Кавказе, служил в чеченской республике 2002-2004 г. чуваш
Краснова Алевтина Вениаминовна 19639 (моя бабушка) Д.Ключи Шарканского района, Удмуртская АССР Работа в отделе кадров, лаборантом хим.водоочистки, шеф –поваром, зав.складомУдмурт
ка
Мамина сторона- КолпаковыКолпаков Антон Васильевич С. Петропавловск, Октябрьского района, Пермской области Участник Первой Мировой Войны 1914 русский
Колпаков Петр Антонович 1918 -1982 (отец бабушки Снегиревой Т.П.) С. Петропавловск, Октябрьского района, Пермской области Служил 1938 г. освобождал Эстонию, Латвию, Литву. ВОВ не участвовал, т.к. повредил позвоночник, работал учителем, воспитателем в интернате. В с. Петропавловск русский
Краснова (Снегирева) Наталья Викторовна,
1985 С. Петропавловск октябрьского района Русская
Снегирева Татьяна Петровна С. Петропавловск Октябрьского района русская
Снегирев Виктор Аркадьевич русский
Приложение 2
Рисунок 1

Приложение2Рисунок 2

Приложение 2
Рисунок 3

Приложение 2
Рисунок 4

Приложение 2
Рисунок 5

Приложение 2
Рисунок 6

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Индивидуальная итоговая работа по результатам стажёрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Демидовой Марины Викторовны. МБОУ: «Златополинская средняя общеобразовательная школа» Кулундинского района Алтайского края Проект: «Моя многонациональная семья». Исследовательский коллективный творческий проект с элементами индивидуальной работы. Проект рассчитан на учащихся 4 класса. Актуальность проекта. Национальная культура каждого народа -это память, то, что отличает и выделяет от других, хранит связь времён и поколений. Многообразие материальной и духовной культуры, их самобытность зависят от конкретных условий, в которых формировался и развивался народ. Понять и осмыслить культуру своего народа можно лишь тогда, когда ощутишь её в самом себе. И когда ты обращаешься к обрядам и традициям не только потому, что это кладезь мудрости, но и потому, что это- твои корни. Когда для тебя вышитые полотенца и скатерть становятся бесценными. Чтобы учащиеся выросли достойными гражданами, любили и уважали старшее поколение - они должны знать историю своей семьи, обычаи и традиции. Гипотеза. В нашей жизни меняется всё: вещи, города, деревни, профессии, одежда, природа, климат, но остаются неизменными только народные традиции.

2 Если в ходе совместной деятельности ребёнка, учителя, родителей появится хоть какой-то интерес к праздникам, традициям, обрядам своей многонациональной семьи-значит появится привязанность к семье и дому, что очень важно для становления личности. А это значит, что проект достиг поставленной цели. Цель проекта: Привить у учащихся любовь и уважение к народным традициям, обычаям своей многонациональной семьи. Задачи педагога: -Формировать навыки планирования, целеполагания, самооценки. -Формировать чувства значимости семьи в жизни каждого человека. -Развивать навыки групповой, коллективной работы. -Прививать эстетический вкус к окружающему миру. -Воспитывать уважение к старшему поколению, к членам своей семьи, к Родине. Задачи учащихся: -Выявить многонациональный состав семьи своего класса. -Найти и систематизировать информацию об этой национальности. -Собрать материал из семейных архивов. -Участвовать в конкурсах, выставках,в создании плакатов и презентаций. Личностные результаты: -Формирование чувства патриотизма, уважения к истории,к культуре разных народов. -Знакомство с традициями, обычаями,духовной жизнью конкретной нации. Метапредметные результаты:

3 -Умение выделять главное, обобщать, систематизировать, анализировать. -Умение нахождения способов решения проблем. -Умение работать в коллективе. Предметные результаты: - Овладение навыками работы с проектом. -Формирование представлений о народных традициях и обычаях. Ожидаемый результат нашего совместного проекта стали: -Рисунки,плакаты. -Доклады,рефераты. -Инсценировки. -Презентации. Этапы реализации проекта: Проект реализации 1 год. Первый этап: подготовка. -Выявить многонациональные семьи конкретного класса. -Узнать «что такое традиции и обычаи?» Второй этап: планирование. Сентябрь. 1.Составление плана действий на год. 2.Родительское собрание на тему: «Помоги ребёнку проявить творчество». Октябрь.

4 1.Сбор информации о национальностях каждой семьи. 2.Подбор материала (чтение и анализ сказок этого народа, пословиц, примет, стихов, музыкальных произведений.) Ноябрь. 1.Обработка собранных материалов. 2.Сообщение (доклад) о членах семьи, их традициях..рисунки на тему: «Моя семья». Декабрь. 1.Рассказать об особенностях празднования Нового года в разных семьях. 2.Составление сценария празднования «Рождества» русского народа. Изготовление костюмов совместно с родителями. 4.Посещение местного музея,комнаты «Русской избы». 5.Репетиции. Январь. 1.Проведение праздника «Рождество». 2.Знакомство с обычаями, одеждой,бытом украинцев..посещение виртуального музея украинского народа. Февраль. 1.Подготовка к празднику «Масленница». Как празднует украинский и русский народ?.изготовление чучела Масленицы, костюмов. 2.Изучение особенностей культуры,быта,музыкальных произведений, поэзии чувашского народа..посещение виртуального музея этого народа. 4.Репетиция.

5 Март. 1.Проведение мероприятия «Масленица». 2.Знакомство с особенностями немецкой культуры. З. Рисунки на тему: «Национальная одежда». Апрель. 1.Представление национальных блюд каждой семьи. 2.Оформление собранного материала. Май. 1.Представление творческого материала в разнообразных формах: презентация, реферат, фотоколлаж, стендовый доклад, плакат. 2.Рефлексия. Третий этап: реализация. Четвёртый этап: оценка результатов работы. Участие в оценке путём коллективного обсуждения и самооценок. Критерии оценивания проектов (По Марии Ступницкой) Критерий «Постановка цели, планирование путей еѐ достижения» баллы (максимум балла) Цель не сформулирована 0 Цель сформулирована, но план еѐ достижения отсутствует 1 Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения 2 Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план еѐ достижения Критерий «Постановка и обоснование проблемы проекта» (максимум балла) Проблема проекта не сформулирована 0 Формулировка проблемы проекта носит поверхностный характер 1 Проблема проекта четко сформулирована и обоснована 2 Проблема проекта четко сформулирована, обоснована и имеет глубокий характер Критерий «Глубина раскрытия темы проекта» (максимум балла) Тема проекта не раскрыта 0 Тема проекта раскрыта фрагментарно 1 Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы 2

6 Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы Критерий «Разнообразие источников информации, целесообразность их использования» (максимум балла) Использована не соответствующая теме и цели проекта информация 0 Большая часть представленной информации не относиться к теме работы 1 Работа содержит не значительный объѐм подходящий информации из ограниченного 2 числа однотипных источников Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников Критерий «Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта (максимум балла) Заявленные в проекте цели не достигнуты 0 Значительная часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта 1 Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются не 2 достаточными Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты Критерий «Анализ хода работы, выводы и перспективы» (максимально балла) Не предприняты попытки проанализировать ход и результат работы 0 Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы 1 Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 2 Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы Критерий «Это личная заинтересованность автора, творческий подход к работе» (максимум балла) Работа шаблонная, показывающая формальное отношение автора 0 Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал 1 самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода Работа самостоятельная, демонстрирующая серьѐзную заинтересованность автора, 2 предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта Критерий «Соответствие требования оформление письменной части» (максимум балла) Письменная часть проекта отсутствует 0 В письменной части работы отсутствуют установленные правилами порядок и четкая 1 структура, допущены ошибки в оформлении Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, 2 предать ей соответствующую структуру Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами Критерий «Качество проведения презентации» (максимум балла) Презентация не проведена 0 Материал изложен с учетом регламента, однако автору не удалось заинтересовать 1 аудиторию Автору удалось вызвать интерес аудитории, но он вышел за рамки регламента 2 Автору удалось вызвать интерес аудитории и уложиться в регламент

7 Критерий «Качество проектного продукта» (максимум балла) Проектный продукт отсутствует 0 Проектный продукт не соответствует требованиям качества (эстетика, удобство 1 использования, соответствие заявленным целям) Продукт не полностью соответствует требованиям качества 2 Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Задание 1 для слушателей 14 групп Какие метапредметные УУД Вы увидели на уроке? Какие из них были измеримы на уроке? Какие критерии оценки метапредметных

Индивидуальная итоговая работа по результатам стажѐрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Организация проектной деятельности учащихся 6К класса

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 544 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПРИНЯТО на заседании Общего

Индивидуальная итоговая работа по результатам стажѐрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Организация проектной деятельности учащихся 5 класса

Приложение 1 к приказу министерства образования Саратовской области от 2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ о VI Межрегиональных Мартыновских чтениях 1. Общие положения 1.1. VI Межрегиональные Мартыновские чтения (далее

Организация деятельности учащихся 5 класса над проектом «Без корня и полынь не растет» муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя общеобразовательная школа 4» Кулундинского

Система оценки проектной деятельности учащихся Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия 82 Итоговый индивидуальный проект - основной объект оценки метапредметных результатов, полученных

Пояснительная записка Нормативно-правовые документы. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Этнография народов Самарского края» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

Индивидуальная итоговая работа по результатам стажѐрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Организация проектной деятельности учащихся 2 класса

Приложение 2. Типовые критерии оценивания проекта (для учителя) Критерий. Постановка цели проекта, планирование путей её достижения (максимум 2 балла): Цель не сформулирована 0 Цель сформулирована, но

Программой развития ГБОУ Школа 1095; - учебным планом ГБОУ Школа 1095. 1.2.Проектная деятельность является составной частью образовательной деятельности школы и осуществляется в урочное и внеурочное

Аннотация к рабочей программе дисциплины «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного предмета «Основы духовно-нравственной

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1130» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа 1130 Д.И. Бодер 2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей школьного возраста

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 55» РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения классных руководителей протокол _ от 2018г. /Исаенко О.В.

Приобщение детей к истокам русской культуры. ГБДОУ Детский сад 60 Приморского района г. Санкт - Петербург Воспитатель Корсакова Е.Н. Одним из направлений социального развития детей является духовно-патриотическое

ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности краевого государственного автономного общеобразовательного учреждения «Краевой центр образования» г. Хабаровск 2015 год 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса

Ярославцева Елена Анатольевна методист, преподаватель филиала Горный университет «Хибинский технический колледж» Мурманская область г. Кировск МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО

Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы. Рефлексия Доклад на тему «Проектная деятельность в начальной школе» (из опыта

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Обществознание» в 5 классе Рабочая программа предмета «Обществознание» для 5 класса составлена в соответствии с требованиями к результатам основного

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 имени Короленко В.Г. с углубленным изучением английского языка» ПРОЕКТ «Театральные встречи» ПРОЕКТ «Театральные

Пояснительная записка Рабочая программа «Юный патриот» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе государственной комплексно-целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Воскресенка муниципального района Волжский Самарской области Методические рекомендации для

Заведующий МБДОУ Детский сад ЦРР «Звѐздочка» Немтинова Людмила Петровна В условиях создания поликультурного пространства и ориентации современного общества на гуманистические ценности особую значимость

Индивидуальная итоговая работа по результатам стажѐрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Ф.И. О. учителя: Белозерова Ольга Михайловна Образовательная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 50 Рассмотрена на педагогическом совете Протокол от «Утверждаю» / В. И. Гулидова/ Директор

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 50 Рассмотрена на педагогическом совете Протокол от 9.08.06 «Утверждаю» В. И. Гулидова Директор

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 15» Проект «23 февраля. День защитника Отечества» Образовательный проект «23 февраля. День защитника Отечества» Содержание проекта: 1. Тип проекта. 2. Постановка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа 11» ПРОЕКТ «Семейные традиции и обычаи» Методический паспорт проекта. Руководитель проекта: учитель начальных

Портфолио ученика начальных классов МБОУ СОШ 4 Учитель начальных классов Сиенко О.В Тема: «Портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития» Для чего ученику портфолио? "У

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности Дроздова П.М., учитель химии МБОУ «СОШ 7» г. Сафоново Смоленской области 2015 год проектная деятельность.

Программа проектной деятельности учащихся. Проектная деятельность в школе Пояснительная записка. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. НЕФТЕЮГАНСКА «ДЕТСКИЙ САД 20 «ЗОЛУШКА» Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая родина-нефтеюганск» Подготовительная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 33 г. Челябинска» 454106, г. Челябинск, ул. Вострецова,54, тел. 797-89-93, еmail:[email protected] Воспитание нравственно-патриотических

Индивидуальная итоговая работа по результатам стажѐрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Ф.И. О. учителя Немцева Елена Васильевна Образовательная

Отчёт о работе школьной библиотеки «Школа 1989 «Центр образования» 2015-2016 учебный год 1 Работа школьной библиотеки была построена согласно плану работы библиотеки и общешкольного плана. Главная цель

Индивидуальная итоговая работа по результатам стажѐрской практики «Формирование и мониторинг УУД школьников через организацию проектной деятельности» Ф.И. О. учителя Шевченко Елена Ивановна Образовательная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

Проект с детьми 6-7 лет. Паспорт проекта п/п Наименование проекта «Танцы народов мира» 1. Разработчик проекта Педагог дополнительного образования (хореограф), первой квалификационной категории 2. Проект:

«Здравствуй мир!» Выполнила: Федотова И.В. Воспитатель подготовительной группы 7 Актуальность Российская Федерация один из наиболее активных участников миграционных процессов, происходящих сегодня в мире.

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" ч.4, ст.26 Федерального закона 273-ФЗ от 29.12.2012г. Федеральными государственными

Доклад на тему: «Технология создания проекта». Учитель биологии Зеленкова И.Е. Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе

Рабочая программа «Проектная деятельность по географии» Направленность: научно-познавательная Составитель: учитель географии Логачёва Ф.М. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе:

Проект на тему «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления детей с малой родиной» Творческое название: «Лучше нет родного края» Выполнила Бадина М.А,

Критерии оценки проектной деятельности учащихся Бунтякова Н.А., заместитель директора по ВР 21 октября 2016 Направления взаимодействия учащихся посредством проекта Информационное (обмен информацией) Практическое

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Алёнушка» поселка Эгвекинота» ПРОЕКТ «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ МОЯ ЧУКОТКА» Проект разработала воспитатель 1 кв. категории Сайфулина Л.В. п. ЭГВЕКИНОТ

Проблема. Не достаточно сформированы патриотические чувства детей к событиям ВОВ, к празднованию дня Победы и героико-патриотическое воспитание в семье. Актуальность проекта. Дошкольный возраст это время,

Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии! Тема моей выпускной квалификационной работы - «Игрушка как средство формирования социального опыта дошкольника». Актуальность темы объясняется

Концепция развития этнографического музея «Лукоморье». Характеристика музея. Музей был создан в 2007 году, идея создания принадлежит руководству и педагогическому коллективу центра. Этнографический музей

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ГАО УСПО МО «ГУБЕРНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Организация внеурочной деятельности

МАДОУ «Детский сад 4 «Аленка» комбинированного вида» Проект о толерантности: «Дети планеты» Цель: Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Администрация муниципального образования Киришский муниципальный район Ленинградской области КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ КИРИШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде Мини-проект «Мамочка моя, я люблю тебя», посвящённый Дню матери Автор мини проекта: воспитатель Кривцун Анна Сергеевна Цель: интеграция всех образовательных

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 419 105264, г. Москва, ул. Верхняя Первомайская,

Рассмотрено и одобрено Методическим советом ГБОУ РК «Ливадийская санаторная школа-интернат Протокол 1 от 13.01.2015г Председатель В.П. Цема УТВЕРЖДЕНО Приказом директора ГБОУ РК «Ливадийская санаторная

ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности обучающихся (в рамках реализации ФГОС) 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение составлено на основе Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от

Пояснительная записка Культура и быт татарского народа Данная программа разработана на основе рекомендаций Письма Департамента общего образования Минобрнауки России главы «Об организации внеурочной деятельности

O публичная защита проекта. 2.9. Научно-методический совет школы - организует семинары для учителей по проектной деятельности и осуществляет консультативную помощь. III. Процедура и формы защиты проекта

УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ СОШ 8 Козик Т.В. Приказ 170 от 28.08.2015 ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности обучающихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная

Оценивание защиты индивидуального проекта О.А. Смирнова, учитель физики и математики МБОУ СШ 25 Источники ООП ООО (1.3 Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП ООО) Фещенко Т.С. Методические

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Законом 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности

I. Пояснительная записка Программа по внеурочной деятельности «Духовные традиции в музыке, литературе и изобразительном искусстве» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным

Этапы реализации проекта. 1. Роль учителя при выполнении проекта Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Излучинская общеобразовательная начальная школа» План работы с родителями на 2017-2018 учебный год в группе общеразвивающей направленности для детей

Обществознание 6 класс Мо с кв а, 2018г. Реализация рабочей программы способствует - развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического

Человек должен знать свои корни, своих предков и гордиться ими! Должен делиться своей историей с окружающими, со сверстниками, с друзьями. Это будет его «маленьким» вкладом в большое дело.

Моя многонациональная страна.

Номинация: История моей семьи в истории страны.

Тихонова Марина, 2 класс МБОУ СОШ № 3 с. Серафимовский

Руководитель: Сиразетдинова Ляйсан Зуфаровна, учитель начальных классов

В семейном кругу мы с вами растём,

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ – родительский дом.

XXI век. Мы с надеждой смотрим в будущее, мечтаем о том, какой будет наша жизнь. Жизнь меняется, но невозможно движение вперед без знаний о нашем прошлом. Зная прошлое, легче понять настоящее и без страха сделать шаг в будущее. У каждого из нас есть то личное, дорогое и самое главное в жизни, это семья. Семья – это слово, которое греет душу.

Мало кто досконально знает историю своей семьи. Потому люди, которые активно интересуются прошлым и настоящим рода, заслуживают особого уважения. Пожалуй, если покопаться в любой отдельно взятой семье, то можно обнаружить, сколько кровей в ней намешано. Просто об этом либо не догадываются, либо не стремятся узнать.

Цель исследования. Изучить особенности многонациональной семьи на примере семьи Тихоновых — Мурзаковых.

Задачи исследования :

  1. Изучить и проанализировать литературу о семье, национальных традициях.
  2. Познакомиться с историей своей многонациональной семьи.

Объект исследования : семья Тихоновых — Мурзаковых.

Предмет исследования : документы, фотографии из семейного архива.

Гипотеза: Прикоснувшись к истории своей многонациональной семьи, открою для себя много любопытных (для семьи) фактов.

  1. 1. Немного обо мне…

Меня зовут Тихонова Марина. Я родилась 6 октября 2003 года. Сейчас мне 8 лет. Мои любимые увлечения – чтение и рисование. Еще я посещаю музыкальную школу, где учусь играть на скрипке. И, конечно же, я хожу в школу. Наш классный руководитель Сиразетдинова Ляйсан Зуфаровна научила меня не только читать и писать, но и приобщила меня к всевозможным олимпиадам и конкурсам, все это помогает развивать память и научиться общаться с людьми.

  1. 2. Из литературных источников…

Сначала нам предстояло изучить литературу по теме нашего исследования. Для этого мы заглянули в энциклопедии и словари. И вот что мы нашли.

Семья - совокупность близких родственников, живущих вместе. 2

Семья — группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. 6

Генеалогия – наука о родословной человека. 5

Родственники – тот, кто находится в родстве. 5

Родство – отношение между людьми, создаваемое наличием общих, ближайших предков. 8

Предок – древний предшественник по роду, а так же соотечественник из прошлых поколений. 8

Папа и мама помогли мне разобраться в многочисленных родственных связях. А беседы со старшими членами семьи явились немаловажной частью моего исследования. При встречах мама, папа, тёти и дяди, братья и сёстры вспоминали, плача и смеясь, события большого жизненного пути членов рода Тихоновых — Мурзаковых.

  1. 3. Моя многонациональная семья.

Очень часто значение слова «семья» сужено до узких рамок – муж, жена, дети. На мой взгляд, это понятие значительно шире и объемнее. Это родители, сестры, братья, племянники, дедушки, бабушки… Сегодня редко встретишь большую и дружную семью. Но мне в этом плане повезло. Я горжусь тем, что выросла в многодетной и многонациональной семье, где перемешана кровь чувашей, мордвы и русских.

Мой папа , Тихонов Евгений Алексеевич, родился 9 сентября 1976 года. Он окончил среднюю школу, затем нефтяной техникум. Когда его приняли на работу, то сразу заметили, что он общительный и хорошо знающий свою работу, человек. Он участник многих конкурсов по профессиональному мастерству, занимал первые и вторые места. Сейчас он работает геологом, ищет нефть. В свободное время папа любит собирать разные машины, трайки, квадроциклы.

Его национальность-мордвин , т.к. его родители , Тихонов Алексей Никитьевич и Тихонова (Лабуткина) Софья Ивановна относятся к мордве.

Мордва относится к уральской семье финно-угорской группы, как и эстонцы, карелы, коми.

Моя мама , Тихонова (Мурзакова) Оксана Петровна, родилась 7 августа 1981 года. После окончания школы, поступила в училище, где получила очень хорошую профессию – повар. Сейчас моя мамочка – домохозяйка. Она занимается воспитанием нас, детей. А детей в нашей большой и дружной семье трое – это я и 2 моих братика – Кирилл и Егор.

У мамы в родстве 2 национальности, т.к. мамин отец , Мурзаков Петр Васильевич, по национальности – чуваш , а мамина мама , Мурзакова (Уколова) Валентина Васильевна, по национальности русская .

Чуваши относятся к алтайской семье тюркской группы, как и татары, башкиры, калмыки, казахи.

Русские относятся к индоевропейской семье славянской группы, как и украинцы, белорусы, поляки.

4. Традиции нашей семьи.

Традиция — обычай, обыкновение; наследие, принято, установление, ценность, повелось, так повелось, неписанный закон, так принято, так заведено, норма, заведено. 1

Каждый народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. В основном, обычаи и традиции народа связаны и с календарем, и с праздниками и непростыми обрядами.

4.1. Национальные праздники

Пожалуй, ни что так ярко не характеризует народ, как те праздники , которые он любит и отмечает. В праздниках , как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа.

К русским национальным праздникам относятся: Масленица, Крещение, Рождество, Новый год, Старый Новый год, Вербное воскресенье и многие другие. 4 Некоторые из них празднует и наша семья:

Новый год – мы украшаем квартиру новогодней ёлкой. В полночь на 1 января слушается поздравление главы государства и бой курантов. Родители нам, детям, дарят подарки (от «Деда Мороза»).
Рождество Христово (7 января) - этот праздник отмечается в нашей семье торжественным праздничным ужином.
Масленица - всю неделю мама печет блины.
К мордовским национальным праздникам относятся: День родного языка «Келесь народонтъ ойме»; Праздник семьи «Вейсэ кеме семия» («Вместе дружная семья»), «Роштовань кудо» («Рождественский дом»), «Тундонь ильтямонь чи» («Проводы весны, праздник берёзы»). 3 Наша семья празднует:

Роштовань кудо («Рождественский дом») — национальный праздник плодородия, приуроченный к зимнему солнцевороту. Праздник начинается вечером, в сочельник, продолжается 10-14 ночей. В эти дни принято колядовать.

К чувашским национальным праздникам относятся: Сурхури (Рождество), Кашарни (Крещение), Саварни (Масленица), Манкун (Пасха), Акатуй, (Сабантуй), Симёк (Троица), Утаси (Сенокосная пора), Вырма (Жатва) и многие другие. 7 Наша семья не остается в стороне от празника:

Манкун - праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. Этот праздник очень похож на русскую Пасху.

4.2.Национальные блюда

Русская кухня славится своим многообразием и обилием. Среди исконно русских такие блюда: горячие (щи, похлебка, уха), холодные (окрошка, студень, заливная рыба), жаркое (мясо, птица), пироги, кулебяки, каши, кисели, компоты, квас и многое другое. 4 Так как по профессии мама повар, она готовит много и вкусно, но из национальных блюд наша семья обожает русское блюдо «Бабка картофельная».

Мордовская кухня в своей основе здоровая, натуральная, растительная, молочная и состоит из всевозможных квашений. 3 Нашей семье нравится мордовское национальное блюдо «Пъяньти».

Чувашская кухня, формируясь веками, обросла огромным числом национальных традиций. Древние чуваши питались в основном блюдами из дикорастущих трав, молочных продуктов, субпродуктов и изделий из теста. Современные чуваши имеют очень разнообразную кухню со своими отличительными чертами. Ширтан, шарку, хуплу, чигит, какай шурпи – вот лишь малая часть традиционных чувашских блюд ставших известными и любимыми не только у чувашей. 7 Наша семья любит кушать чувашское национальное блюдо «Шарку».

Заключение.

Во мне есть смешение крови не одной национальности. Поэтому я не могу про себя сказать, что я по национальности русская или мордва, хотя я родилась и живу в России. Я не скрываю этого. И данный факт нисколько не мешает мне в общении с окружающими. Человек должен знать свои корни, своих предков и гордиться ими! Должен делиться своей историей с окружающими, со сверстниками, с друзьями. Это будет его «маленьким» вкладом в большое дело.

Благодаря проделанной работе, я совсем другими глазами стала смотреть на своих родных. Я хорошо поняла, что чем, больше узнаешь родных, близких и дорогих тебе людей, тем больше их любишь.

Я за новую Россию, многонациональную страну, мою любимую Родину, где ценен каждый, где каждый «Отечества достойный сын»!

Литература

  1. Гайбарян О.Е. Школьный словарь синонимов и антонимов. -Москва: Изд-во Феникс, 2010.
  2. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. — Москва: Изд-во Российской АН, 1996.
  3. Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования. — Саранск, 2000.
  4. Короткова М. Традиции русского народа. — Москва: Изд-во Дрофа-Плюс, 2008.
  5. Толковый словарь русского языка / Под редакцией Т. Ф. Ефремовой. – Москва: Изд-во Просвещение, 2001.
  6. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь – Москва: Изд-во Российской АН, 2001.
  7. 7. Чуваши: Этническая история и традиционная культура / Авт.-сост. Иванов В. П., Николаев В. В. — М.: ДИК, 2000.
  8. Этимологический словарь / Сост. П.Е. Цыганенко. — Москва: Изд-во Российской АН, 1998.

Проект «Парад многонациональных семей»

Основополагающий вопрос: Как должны взаимодействовать люди разных национальностей?

Учебные вопросы: какие национальности ты знаешь? Какой национальности ты сам?

Знаешь ли ты, люди каких национальностей есть в твоей семье, улице, детском саду, селе?

Какие чувства ты к ним испытываешь: любовь, уважение, дружбу?

Уебные предметы:

«Познаем других людей и себя»

«Учимся родному языку»

«Изодеятельность»

«Музыкальная деятельность»

Цель проекта: формирование основ национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание , уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

Задачи проекта:

1.Познакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов.

2.Воспитывать патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.

3.Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей.

Участники проекта:

Дети группы предшкольной подготовки

Сроки проведения проекта: 1 месяц

беседы, народные игры, рассматривание семейных альбомов, разучивание народных песен, национальных танцев, сравнение национальных костюмов и их изготовление, чтение книг, работа с тестом.

Методы и приемы работы над проектом:

Сравнение, сопоставление, индивидуальная и групповая работа, эксперимент, занятие-путешествие, Семейная гостиная

Виды работ, использованных в процессе реализации проекта:

1-неделя: беседы о семье, просмотр домашних фотоальбомов, подбор фотографий, рассматривание элементов костюмов;

2-неделя:консультация для родителей, занятие-путешествие, занятие тематическое, разучивание национальных песен и танцев;

3-неделя:рисование на тему: «Моя семья», тестопластика «Национальные угощения «, примерка костюмов, разучивание народных игр;

4-неделя: проведение « Семейной гостиной»

Итог: « Семейная гостиная»

Приложение 1.

Семейная гостиная «Парад многонациональных семей»

Цель: формирование основ национального самосознания и любви к Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей, знакомство с их традициями, культурой;

Воспитание патриотов, знающих и уважающих традиции своей семьи, края, Родины.

Оборудование: «Семейная газета», рисунки детей, национальная одежда, национальные блюда, магнитофон, кинокамера, цифровой фотоаппарат.

Заведующая ДОУ: подходит к концу год семьи. Важность семьи признают сегодня все: правительство, СМИ, общественность. Сегодня у нас Парад многонациональных семей. Национальность… Она есть у каждого из нас с момента нашего рождения. И это очень просто и здорово. Потому что дает возможность быть в чем-то разными и в чем-то схожими, слышать иную речь, удивляться обычаям и привычкам друг друга, радоваться новым знакомствам. И наша с вами задача состоит в том, чтобы наши дети в национальном многообразии видели только самые светлые и притягательные, красивые и добрые моменты. И чтобы, вырастая, они об этом никогда не забывали.

Ведущая 1. Внимание! Внимание! Открывается парад наших многонациональных семей. Хочется отметить многонациональный состав наших семей и каждая семья будет выступать в духе национальных традиций своего народа. Каждая семья имеет право пригласить группу поддержки.

За 1-й стол приглашается русская семья – семья Трифиловых. За 2-й стол приглашается татарская семья – семья Дамаевых. За 3-й стол приглашается русско-армянская семья – семья Мазяркиных.

Ведущая 2. Ну что же, начинаем знакомство с нашими многонациональными семьями. 1-й тур называется «Круг знакомств»(комплимент своей семье с использованием национальных традиций). Участники кратко рассказывают о своей семье.

2-й тур «Семейный альбом»

3-й тур «Семейные традиции» («Развязывание пут»- первые шаги ребенка – татарская народная традиция); «Святочные гулянья»- рождественские колядки – русская народная традиция и т. д.

4-й тур «Наши таланты»:представление мини-концертов с использованием национального искусства. («Задорные частушки»- семья Трифиловых, «Татарский национальный танец»- Блинкова Амина и Дамаева Кадрия; «Армянская пляска»- Мазяркина Диана и.

5-й тур «Гостевой стол».Семьи представляют угощения в национальных традициях (каравай, блины, пироги, чак-чак, беляш, кыйыкча, брынза, сладости)

Объединяет добрую семью любой национальности: любовь, доброта, уважение, отзывчивость, гостеприимство, трудолюбие.

Ведущая: А сейчас все вместе дружно исполним «Песню о семье».

Заведующая: Настало время чаепития. Приглашаем всех на чаепитие с разными национальными угощениями.

Приложение 2.

Тематическое занятие «Семейный альбом». (Группа предшкольной подготовки).

Цель: Вызвать положительные эмоции в беседе о семье. Формировать представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят и заботятся друг о друге. Поддерживать интерес и желание продолжать семейные традиции. Воспитывать чувство гордости за членов своей семьи, акцентировать внимание на чувство доброты, отзывчивости к близким.

Предварительная работа: Беседы о семье, просмотр домашнего фотоальбома, детские рисунки на тему: «Моя семья».

Словарная работа: традиции, реликвия.

Ход занятия.

Ребята, сегодня у нас в группе открыта фотовыставка. И каждый расскажет нам о своей семье и традициях. (Дети подходят к выставке фотографий и рассказывают).

Игра малой подвижности «Братишка».

(Воспитатель произносит текст, дети добавляют недостающие слова, сопровождая их соответствующими движениями).

Беседа: - Семьи бывают большие и маленькие. Хорошо когда в семье есть бабушка и дедушка, сестра, брат, мама и папа. Они всегда помогут, приласкают, позаботятся о вас. И вы должны относиться к своим родным так, как вы хотели, чтобы они относились к вам, и тогда в семье будет мир и согласие.

Пословицы и поговорки о семье: «При солнышке – тепло, при матери – добро», « Нет милее дружка, чем родная матушка», «Вся семья вместе – и душа на месте».

Итог: - Ребята, вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело живут все вместе.

Предложить детям после занятия нарисовать свою семью.