«Сила традиций и сила творчества в их сочетании — животворящий источник всякой культуры. «Сила традиций и сила творчества в их сочетании — животворящий источник всякой культуры Традиционные праздники русского народа

Сила духа русского народа

«Россия – это глубина, меру которой
никто до сих пор определить не смог,
отсюда и легенда о загадочной русской
душе, смоделировать движения которой
никто не в состоянии».
EXODUS Книга 2

Для нашей страны вновь наступили тяжелые времена. Америка, Великобритания и «высоко цивилизованные» страны Европы, привыкшие стабильно и комфортно жить за счет ресурсов зависимых государств доноров, в настоящее время столкнулись с широкомасштабным экономическим кризисом. Их руководители начали искать новые жертвы для того, чтобы продолжить своё безбедное существование в будущем. В этом плане огромные природные богатства России всегда были лакомым куском для завоевателей во все времена.

Много войн пережила Россия, но никогда не нападала первой, а лишь достойно давала отпор. Скрытые враги пытались разложить её и изнутри. Всевозможными способами Западные страны пытались навязать потребительское сознание и внедрить в умы русских людей несвойственные им мысли о никчемности и самоуничижении. Все это делалось для того, чтобы мы забыли о душе и Боге, и таким образом сломить русский дух. Но этот сценарий не прошел. И сейчас вновь предпринимается агрессивная попытка стран с колониальным мышлением развязать очередную войну и подмять под себя Россию. В ход идут все немыслимые методы. Поток откровенной лжи, фальсификаций и грязных обвинений из всех СМИ обрушился на нашу страну, и никакие объяснения и даже доказательства не могут остановить его. Россию и ее президента оболгали и распинают с явным удовольствием, обвиняя во всех грехах и бедах всего мира. Еще совсем недавно в это было сложно поверить, а сейчас эта наша действительность, и пришло время объединиться в духе и защитить нашу Родину Мать, как делали наши предки в дни лихолетий.

Из истории мы знаем множество поразительных примеров проявления силы духа и стойкости русских людей на пределе человеческих возможностей.

Крылатая фраза «Русские не сдаются» появилась в годы Первой Мировой войны. В Книге С.А. Хмелькова «Борьба за Осовец» описывается, как «в 1915 году русский гарнизон оборонял небольшую крепость Осовец, расположенной на территории нынешней Белоруссии. Как последнее средство, чтобы сломить русских, противник решил применить газовую атаку. Для этого немцы развернули 30 газовых батарей. На крепость потек темно-зеленый туман смеси хлора с бромом. Противогазов у защитников крепости не было. Все живое вокруг было отравлено. На штурм русской крепости двинулось около семи тысяч пехотинцев. Но когда германские цепи приблизились к окопам, из густо-зеленого хлорного тумана на них обрушилась контратакующая русская пехота. Зрелище было ужасающим: бойцы шли в штыковую с лицами, обмотанными тряпками, сотрясаясь от жуткого кашля, буквально выплевывая куски легких на окровавленные гимнастерки. Это были остатки 13-й роты 226-го пехотного Землянского полка, чуть больше 60 человек. Но они ввергли противника в такой ужас, что германские пехотинцы, не приняв боя, ринулись назад, затаптывая друг друга и повисая на собственных проволочных заграждениях. Ничего подобного мировое военное искусство не знало. Это сражение войдет в историю как «атака мертвецов»».

Слава русского оружия не знает границ. Русский солдат вытерпел то, что никогда не терпели и не вытерпят солдаты армий других стран. Этому свидетельствуют письма с фронта солдат и офицеров вермахта, в которых они восхищались мужеством русских воинов в годы Второй Мировой войны. И з письма солдата Третьего Рейха Эриха Отта, отправленного домой из Сталинграда 14 октября 1942 года: « Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха. Матросы, на лютом морозе, идут в атаку в тельняшках. Физически и духовно один русский солдат сильнее целой нашей роты».

Из книги Роберта Кершоу «1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных»: «Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!»

Сила духа проявлялась не только в сражениях. Во время блокады Ленинграда в лютые морозы до 50 градусов наши героические соотечественники проложили «Дорогу жизни» через Ладожское озеро, которая стала спасением для тысяч ленинградцев, умирающих от голода. После посещения музея «Дорога жизни» в памяти осталась фотография человека, идущего по колено в воде, с мешком за плечами. Эта была первая весна блокады Ленинграда. Лёд на Ладоге начал таять, машины глохли, лошади отказывались идти в ледяную воду. Но жизненно необходимо было доставить в осаждённый город 4.5 тонн лука. То, что не смогли сделать лошади, сделали люди. Тридцать добровольцев 44 км тащили на себе драгоценный груз. В общей сложности пешим ходом через Ладогу было перенесено 65 тонн продовольствия.

И это только мизерная часть подвига русских людей, которые не жалея своих жизней во имя победы, защищали Родину Мать от иноземных захватчиков. В чем же секрет несгибаемой воли, стойкости и мужества русских?

Прародина России – Гиперборея, высокодуховная легендарная цивилизация, существовавшая, по мнению ученых, несколько десятков тысяч лет назад в Арктике. Артефакты этой древнейшей страны, обнаружены археологами на Кольском полуострове. В самом названии Кольского полуострова и реки Колы, содержится корень имени древнего славянского бога Коло-Коляды. Когда поменялись полюса Земли, спасаясь от холода, наши предки росы или русы, как их еще называли, перебрались на территорию сегодняшней России из древней Гипербореи. Подтверждение можно найти в предсказаниях Нострадамуса, который называл русских «народом гиперборейским». Переселившись в Россию, росы напитались её кодами, и в их душах пробился росток силы духа земли русской. Россия – особая страна, она является оплотом Светлых сил, здесь сосредоточен Дух Земли. Согласно Славяно-Арийским Ведам слово «Россия» расшифровывается как «увеличивающая свет». «Рос» – рост, увеличение; «сия» – сияние, свет. То есть Россия изначально является источником духовного света, отсюда пошло название Святая Русь. Наша земля светоносна по своей сути, она несет материнские женские энергии. Неслучайно только у нас есть понятие «Родина Мать». Поэтому большой грех - хаять Россию, в каком бы упадке не была страна. Это, то же самое, что оскорблять свою измученную, больную мать, которая отдала все силы на спасение детей. Иностранцам сложно понять, почему русские всегда так отчаянно защищают свою землю от захватчиков. А ответ прост – они защищают самое святое - свою мать, и это заложено у руссов на генном уровне.

Даже в сказках любая нечисть не переносит русский дух и чует его на расстоянии. Славится наша земля ратными подвигами русских богатырей. Их имена и деяния во славу Отечества передавались из уст в уста предков, и дошли до наших дней в былинах и сказаниях. Нужно изучать и помнить историю своей страны. Связь поколений укрепляет корни духа и дает устойчивость и несгибаемость в любых самых трудных испытаниях. Человек без рода и племени, как «перекати поле», податлив даже слабому напору ветра и является легкой добычей любого врага.

Образ России – это птица Феникс, возрождающаяся из пепла, символ бессмертия. Из нашей богатой истории мы знаем множество фактов, когда врагам казалось, что Россия окончательно уничтожена и пала к ногам завоевателей. Вот только некоторые примеры: сдача Москвы Наполеону во время Отечественной войны 1812 года; блокада Ленинграда, бои за Москву в годы Второй Мировой войны; наси льственное насаждение атеизма в Советские времена; перестройка 90х годов и ориентир на западные ценности потребителя. Но каждый раз вопреки всем прогнозам аналитиков Россия возрождалась из разрухи и нищеты, как птица Феникс, и вновь обретала силу и мощь, вызывая недоумение наблюдателей со стороны. Что происходит и сейчас. Вспомним недавние события в марте месяце, когда п озиция России на заседании ООН по вопросу референдума в Крыму вызвала неадекватную реакцию со стороны постпреда США Саманты Пауэр. Она в истеричной форме высказала постпреду РФ Виталию Чуркину всё, что она думает о нашей стране: «Россия не имеет права забывать, что она не победитель, а побеждённый ». Всесильная Америка никак не может поверить и принять, что Россия вновь на «коне».

Русская душа – это глубина, и в ней много чего неизведанного и непредсказуемого, терпение её велико, что многих вводит в заблуждение и порождает мысли о безнаказанности преступников. На самом деле им дается шанс одуматься и не совершать греха. Россия терпит до предела, и ждет покаяния, пружина сжимается всё сильнее и наступает момент, когда она выстреливает с огромной силой. И враг в полной мере на своей шкуре сможет прочувствовать всю мощь русского духа. Как говорил «железный канцлер» Отто фон Бисмарк: «Я знаю множество способов, как выгнать русского медведя из берлоги, но, ни одного, как загнать его обратно». Уроки истории быстро забываются, долготерпение России вновь принимается за слабость, и снова находятся самоуверенные завоеватели, жаждущие заполучить богатства земли русской.

В книгах EXODUS написано, что р усские люди даже не подозревают, какая сила духа заложена в них, эти корни силы и духовности изначально заложил сам Господь. И все равно последнее решение остается за самим человекам. Оказавшись перед лицом смерти, он делает выбор или сохранить честь и совесть, потеряв жизнь или продолжать жить без чести и совести. Русская земля рождала большое количество Святых. Они примером своей жизни и истинной верой в Бога поднимали дух народа в самые тяжелые времена. Благословение на Куликовскую битву Великого Святого Сергия Радонежского явилось безусловным ручательством победы над Мамаем. Подвиг беззаветного служения Богу Святых земли русской воздвиг столпы духа, которые удерживали и удерживают души людей от окончательного падения в самые сложные годы безверия и атеизма.

Западная потребительская цивилизация на протяжении всей истории человечества чувствовала «инаковость» России. Жертвенность и широта русской души до сих пор остаются для неё загадкой. Духовный потенциал России, стремление к объединению не понимается и не принимается в Западных странах, а чуждое и непонятное всегда вызывает страх и подозрение. Немецкий философ Вальтер Шубарт пытался найти ответ на этот вопрос: «Россия не стремится ни к завоеванию Запада, ни к обогащению за его счёт – она хочет его спасти. Русская душа ощущает себя наиболее счастливой в состоянии самоотдачи и жертвенности. Она стремится ко всеобщей целостности, к живому воплощению идеи о всечеловечности. Она переливается через край – на Запад. Поскольку она хочет целостности. Она не ищет в нём дополнения к себе, а расточает себя, она намерена не брать, а давать. Она настроена по-мессиански» . Россия всегда была самодостаточна и не претендовала на чужие территории. В эту идею России Западные страны не верят и не хотят верить. Но наступает такой критический момент в их судьбах, что они будут вынуждены преодолеть свое высокомерие. И наступит перелом в «просвещенных» умах, когда они прозреют и увидят в России духовного лидера, Мать спасительницу и защитницу всего мира.

Сейчас во время Перехода человечества на новый уровень сознания, когда борьба сил Света и тьмы достигла своего максимума, Господь делает ставку на возрождение русского духа. К вышесказанному можно добавить слова Владыки Эль Мории из книги 5.3 серии EXODUS : «Удивительны русские люди в своём стремлении к познанию, к служению, когда они этого хотят всем сердцем, всей душой. Поэтому, действительно, Россия будет первой. Русский дух силён. Его, действительно, не убьёшь. А вот если бы все объединились, все проявили дух, какая б сила была, какой рывок, какой прогресс. Тогда одним махом можно было бы покончить со всеми негативами, со всей темнотой, которая вас окружает…Как долго, как мучительно страдали и страдают русские! Но почему? Ради будущего, а может, как плата за прошлое? Нет и, ещё раз нет. Ради будущего муки принимают. Чтобы свершилось то, что и должно произойти. Тогда и воспрянет Русь и поведёт вслед за собой другие страны и народы, в ком дух не так силён и терпелив, в ком святости немного, в ком веры в Бога недостаточно».

Острер Елена и Романова Людмила

Любовь к Отчизне


Взирают с гневом на людей глаза мои,
На тех, кто сеют ложь, цинизма яд и малодушье
Пришли на землю русскую коварные враги,
Чтобы взрастить в сердцах разврат и равнодушье

Сумели нам порочные слова внушить
И научили не любить родной народ,
Сумев стыдом покрыть и осквернить
Священное когда-то слово «патриот»

Но русский не любить не может
Без красоты и доброты на сердце пустота
Поруганная честь и справедливость душу гложет
Нужны как воздух ей любовь и чистота

Любовь к родной земле воспета в русских песнях,
Она у нас в крови и в душах, и в сердцах
И многое вернуть нам предстоит в сраженьях,
И сделать явным то, что было лишь в мечтах

Я верю, что придёт тот долгожданный час,
Когда любовь к Отчизне снова пробудится
И Русский Дух наполнит мощью нас,
И матушка - святая Русь навеки возродится!

Марат Насыбулин. октябрь, 2014

Слово тем, кто олицетворяет нашу суть – элите Духа

(Эти слова являют их истинную суть, и оставили яркий след в истории человечества)

Князь Александр Невский сказал перед битвой со шведами: «не в силе Бог, но в правде!»

Во все Века русские верили в одно и то же – выше всего стоит правда, истина, БОГ , и только этой меркой можно мерить как свою жизнь, так и жизнь своего народа. Никакая материальная сила – будь то сила оружия, денег или несправедливого закона – не стоит для русских выше правды: и в этом и состоит важнейшее отличие русской цивилизации от современной западной. Все наши беды происходили из-за уклонения от правды и справедливости – и тогда Россия разваливалась изнутри или проигрывала внешнему врагу. Но в украинском кризисе все понимают, что наше дело правое – поэтому В. Путин и говорит о нашей силе:

«Просто мы сильнее... Всех. Потому что мы правы. Сила – в правде. Когда русский человек чувствует правоту, он непобедим» .

«Чем человек проще и ближе к земле, тем больше у него ответственности за Родину. Скажу даже почему. У него другой Родины нет, он не сядет в самолет, в поезд либо на лошадь и не уедет, не отвалит отсюда. Он знает, что останется жить здесь, на этой земле, тут будут его дети, внуки и правнуки. Он должен о них позаботиться. Если сам не сделает, никто не сделает. В этом основа государственности и патриотизма рядового русского человека. Да и человека любой национальности, живущего здесь... «В объединении сила!» этот внутренний патриотизм рядового российского гражданина очень силен...»

«Посмотрите на нашу тысячелетнюю историю. Только поднимемся, сразу надо Россию немножко подвинуть, поставить на место, затормозить. Теория сдерживания, сколько лет она существует? Кажется, что возникла в советские времена, хотя ей сотни лет. Но мы не должны нагнетать, драматизировать. Надо понимать: мир так устроен».

http://vz.ru/politics/2014/11/24/716863.html - «Правда и любовь Владимира Путина»

Многие Правители часто с пафосом декламируют великие слова: «С нами – Бог!»

Но знают люди – не по словам, а по делам космическая Фемида их рассудит.

Разве БОГ направлял действия американских президентов от Трумэна до наших дней, которые оставили в истории очевидный кровавый планетарный след во СЛАВУ Америки («американских интересов») и так называемой «американской демократии»? Атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки, ковровые бомбардировки Дрездена, Вьетнама, расчленение Югославии, погружение в хаос братоубийственной войны Афганистана Ирака, … Оранжевые революции в Ливии, Египте, Сирии, Грузии и Украине… И всюду – хаос, геноцид мирного населения, уничтожение инфраструктуры жизнеобеспечения и экономического потенциала! И везде – приведение к власти самых фанатичных радикальных сил вплоть до нацистских. Теперь под американским управлением киевская Хунта во СЛАВУ Украины проводит карательную операцию, геноцид против народа своей страны, посмевший заявить о праве на собственную точку зрения на жизнь. Но БОГ - им судья!

Духовный лидер России В. Путин никогда не произносит с трибуны таких высоких слов, однако в его душе и сердце чувствуется постоянное присутствие Бога. Поэтому он говорит очень откровенно, прямо и открыто, без лжи и фальши. И чувствуется его ответственность за каждое слово и принятое решение.

И Высшие БОГИ высветили его эту самую главную грань, как служителя России, планеты и БОГА, дав нам слова молитвы, в которой расставлены все точки над i :

В Небе голубом слышна молитва

МАТЕРИ Великой.

Призывает Она звёзды, опустившиеся вниз,

Пусть вздрогнет сердце от любви у президентов,

Призывающий объединиться им вокруг России,

Соединившись мыслью с Аватаром Тотом,

Который объединился с Путиным

Как с собственным материальным телом.

Президент России укажет остальным путь

К Истине и Свету.

В своей молитве Небо восхваляет земного сына, -

Воплощенье верности, любви и мудрости.

Всех объединить – его задача,

Соединив собою звенья всей планеты

И стать звездою Космоса и Неба.

И обращается Она к нему:

«Да святится, сын Мой, твоё имя.

Ты главный воин, несущий крест

За всю планету и за всех людей.

Пусть сбудется всё, сказанное Мною.

Аминь»

Теперь каждый человек, в здравом уме и рассудке, может однозначно определить за кем идти и как, иными словами - какому Богу он служит.

«Стоит только русскому Императору отпустить себе бороду, и он непобедим», – сказал гениально Наполеон, проникая мыслию из своего лонгвудского уединения в тайны исторической жизни народов, – еще темные, еще не раскрывшиеся в то время сознанию просвещенного мира. Едва ли нужно объяснять, что под символом «бороды» разумеется здесь образ и подобие русского народа, в значении его духовной и нравственной исторической личности. Другими словами: пусть только русское государство проникнется вполне духом русской народности и оно получит силу жизни неодолимую и ту крепость внутреннюю, которой не сломить извне никакому натиску ополчившегося Запада.

Полезно припомнить это слово Наполеона I ввиду загадочных действий Наполеона III, как будто готовящих нам войну и ополчающих на нас снова весь Запад. Неужели племянник забыл слово дяди, – он, не оставивший праздным, обновивший в своем сознании всякое изречение, всякую мысль этого, по выражению русского поэта, «огромного человека, расточителя славы»? Чем объясним мы теперь такую азартную игру французской дипломатии в вопросе о Польше? За кого принимает император французов Россию, что не боится своим вмешательством, своими предложениями вызвать в ней именно ту силу, которую разумел первый император, обсуживая, после 1815 года, исторические судьбы России? Думает ли Наполеон III, что Россия уступит? Но чем же заслужили мы такое презрительное мнение о нас и разве мы не те, что были в 1812 году и в тот период времени, когда Наполеон I томился на острове Св. Елены, под стражею океана?

Нельзя и думать, чтоб Людовик‑Наполеон забыл изречение родоначальника Наполеонидов, – и остается предположить, что он в словах дяди о России видит только одно указание: чем бы должна была быть Россия, но чего однако в действительности, по мнению Наполеона III, она вовсе не представляет. Он ошибается; он не видит, что возможность приблизиться к источнику силы всегда при нас и с нами; он не подозревает, что мы несравненно ближе теперь к этому источнику, чем были 50 и 45 лет тому назад, что этот засоренный всяким мусором, свезенным с заднего двора Европы, источник начинает наконец нами расчищаться. То, чту составляет наше действительное могущество, то остается до сих пор невидимым и неведомым Западу; то, напротив, что он видит и ведает, что способен понимать и ценить, что только и может назваться могуществом с его точки зрения, то, без всякого сомнения, представляется ему слабее его собственного могущества. Только этою ложною оценкой нашей настоящей, кровной силы и можно объяснить ту слепую самоуверенность западных держав, с которою они предприняли свой дипломатический поход на Россию.

Частные сведения, полученные нами из Парижа и помещаемые нами ниже, в этом же номере, подтверждают такое предположение: как лет 10 тому назад существовало в Европе преувеличенное понятие о нашем внешнем могуществе, так и теперь господствует там не только преувеличенное, но совершенно ошибочное понятие о нашем будто бы государственном бессилии: доказательством может служить также французская статья о нашем войске («impuis‑sance militaire»), вызвавшая ответ русского инвалида. Впрочем, ошибка Европы не в этом: ее выводы, пожалуй, и верны и согласны с ее логической посылкой на внешние признаки могущества и силы; ошибка в том, что эти условные признаки нисколько не выражают истинной меры нашего могущества. Постараемся стать на точку зрения Европы – Людовика‑Наполеона, например, и посмотреть на Россию его глазами: как и чем представляется ему Россия?

Ему, как и всей Европе, Россия известна только своею европейски принаряженною стороною, только в европейском костюме, надетом на нее Петром I; костюм, или мундир был щеголеват, пояс перетягивал ее стан в рюмочку, и она в глазах европейцев представлялась статным и красивым молодцом; но мы все хорошо понимали и чувствовали, что этот мундир был тесен и узок, члены отекали кровью, движения были несвободны и вялы. Этот мундир наконец стал лопаться по швам, а наконец позволено было и правительством расстегнуть его на все пуговицы: мы вздохнули легче и вольнее, мы возвратили себе свободу движений и гибкость членов, – но очень может быть, что этот расстегнутый и лопнувший кое‑где мундир представляется и не совсем красивым для европейского глаза, кажется ему признаком какой‑то распущенности и дряблости. Чтоб не вводить его в смущение и соблазн, следовало бы и совсем отказаться от мундира и надеть свое русское платье. Это сравнение с мундиром довольно наглядно поясняет нашу мысль. Европа знает Россию только со стороны государственной и воображает, что она создана Петром, существует единственно как мысль и дело Петра.

Петербург называют окошком, прорубленным из России в Европу; действительно, только в это окошко и сквозь это окошко и глядит Европа на Россию, а потому и судит о России только по Петербургу. Она убеждена, что могучая Империя, которой она так долго и неутомимо боялась, жила только благодаря своему могучему бюрократическому механизму и своим внешним материальным средствам. В благонадежность этих внешних средств она в первый раз перестала верить со времени Восточной войны и, замечая теперь некоторое расстройство в бюрократическом механизме, льстит себя приятной надеждой, что все силы Империи, крепость и связь частей ее, окончательно подорваны: она не может понять, что это расстройство для нас спасительно, совершается вполне сознательно и свидетельствует о стремлении не только России, но и правительства заменить механизм прежней немецкой администрации естественною свободою органических, до сих пор стесненных отправлений.

Европа видела только могучую централизацию, какое‑то наружное, отвлеченное, государственное единство, и не подозревала присутствия повсеместной, не государственной, а бытовой жизни, которою Россия есть, живет и движется, она не понимала, как глубоко вкоренено в русском народе сознание единства и целости русской земли, какая исполинская сила лежит в этой возможности ощущать и чувствовать себя пятидесятимиллионным братством!..

От взора Европы укрывалось до сих пор, что только подкладка, так сказать, внутренней органической силы давала движение и силу петровскому государственному механизму, что только Русью жила и держалась Российская Империя, несмотря на все преграды, положенные органическому развитию Руси безусловным господством западной цивилизации, отступничеством русского общества от русской народности и вообще немецкими мастерами и подмастерьями государственных дел. От взаимного отношения народной Руси и официальной России зависит мера истинной, а не мнимой силы русского государства. Когда мы были сильны в смысле западном, – мы были слабы в нашем народном, русском смысле, и эта слабость не замедлила обнаружиться в Восточную войну. Мы возвращаемся теперь к источнику силы и являемся слабыми в глазах европейцев! Это понятно. Нам остается им показать – какова наша настоящая, не мишурная сила.

Но, может быть, возразят нам, Запад и не сомневается в истине изречения Наполеона I, но он убежден, что Петровская реформа уже навеки оторвала нас от источника жизни и крепости, что иссяк этот источник, что подсох корень могучего дерева. Может быть, и действительно Запад рассчитывает так: «что мы, русские, уже неспособны к возрождению в смысле народном, что в России существует только одна официальная, так сказать, казенная Россия и народная Русь давно заглохла, а с официальной Россией ему не трудно будет справиться; что Россия 1812 года, внушившая Наполеону слова, приведенные выше, была цельнее России 1863 г., представляющей заметное разложение своих общественных элементов, которого не было прежде». И в самом деле количество штыков у нас теперь меньше, чем было десять лет тому назад, курс на наши деньги стоит ниже, бумажных денег больше, а положение дел в Варшаве должно представляться человечку, совершившему переворот 2 декабря, явлением или непонятным, или же понятным только как симптом, как признак вполне благоприятный для всякого постороннего вмешательства во внутренние дела России; как залог, наконец, нашей непременной уступки всякому строгому и соединенному требованию Западной Европы. При таких внешних признаках нашего могущества, почему же и не предъявить таких требований? Россия на войну не пойдет, рассуждают европейцы, а если и пойдет, так 1812 год теперь не возобновится: «она слишком объевропеилась, чтоб проявить суровую, „варварскую“ энергию той эпохи, ее правительство никогда не решится опереться на народные массы, ее государственные принципы слишком резко противоречат началам русской народности, ее государственные люди никогда не отважатся и неспособны даже прибегнуть к мере, указываемой Наполеоном I, – и это противоречие, разлад и недоразумение между народом и государством помогут одержать нам легкую над Россией победу».

Так рассуждают иностранцы, таково общественное мнение об нас всей Европы, таково, вероятно, мнение и Людовика‑Наполеона и министров британской королевы!

Но они ошибаются! Мы верим, что только разочарование принесет им война, если она состоится, а едва ли она может не состояться при таком взгляде на нас Европы; да и нам, кажется, не остается другого средства, чтобы разбить ее ложные надежды, сокрушить ее корыстные расчеты, добиться вновь подобающего нам почета, и отвадить ее от охоты вмешиваться в наши внутренние дела. Мы должны явить миру, что Русь жива и существует, что внешние признаки слабости и разложения суть признаки нашего внутреннего перерождения; что, наконец, то, что в 12‑м году являлось только эпизодически плодом сверхъестественного напряжения народного духа, пробивавшегося сквозь толстую кору казенности и тупости русского общественного сознания, то, надеемся мы, скоро станет нормальным ходом русской народной и государственной жизни.

Нам предстоит доказать, что наши общественные недуги только накожные наросты, или вернее сыпь, освобождающая организм от внутренней болезни и свидетельствующая о выздоровлении: пусть только не вгоняют ее внутрь насильственными репрессивными мерами, и пособят ей высыпаться свободно… Европа должна будет убедиться, что имеет дело не с государством только, но со всем русским народом и что польский вопрос есть именно вопрос не правительственный, а всей русской земли, что, наконец, не латинским и немецким стихиям разрешить этот вопрос и умирить Польшу: этот вопрос может быть разрешен и Польша умирена только свободным воздействием на поляков и на нас самих духовных и органических сил русского народа, без всякого постороннего вмешательства, нашею собственною властью и соизволением!

Европа не может понять, но ей придется понять, что Петровская реформа, задержавшая на время внутреннюю жизнь народного организма, оказала ту историческую заслугу России, что вызвала к деятельности народное самосознание, просветила мыслью наши бытовые и непосредственные силы, заставила понять и уразуметь духовную сущность наших народных начал, оценить, наконец, по достоинству пригодность и пользу того могущества, порядка и благоустройства, на которые потрачено было столько сил и которыми думали у нас во время оно гордиться! Мы прозрели. Вне народа и народности не спасут нас никакие системы самой лучшей немецкой отделки, никакие штуцера бельгийской работы и пушки английского изобретения, никакие советы, примеры и приемы действий французского императора – никакие дипломатические союзы: мы сами должны быть с собою в союзе, а этот союз для нас возможен только тогда, когда мы вполне отречемся от русских преданий Петербургского периода нашей истории. В этом единственно залог нашей победы и успеха.

Мы, может быть, накануне войны; вспомним же и мы, сами для себя, изречение Наполеона: «стоит русскому Государю отпустить себе бороду, и он непобедим…».

Интервью писателя Андрея Хвалина с Владыкой Вениамином впервые полностью опубликованное в журнале «Дальний Восток» N 1, 1995 г. Но оно не потеряло своего значения и в наши дни. Многие актуальные вопросы того времени получают дополнительное освещение в исторической ретроспективе.

- Ваше Преосвященство, несмотря на то, что за несколько последних лет Русская Православная Церковь широко открыла перед народом врата храмов и церквей, приняла в свое лоно сотни и сотни тысяч новообращенных, уверовавших в Господа, и мы говорим о начавшемся новом возрождении Руси, для массового общественного сознания и даже для крещенных, но не церковных людей остается некой загадкой, вызывающей недоуменное любопытство, КАК и ПОЧЕМУ человек принимает на себя священный сан, решает всецело посвятить себя служению Богу. Владыка, Ваша «дорога к Храму» прокладывалась задолго до нынешних внешних послаблений, во времена открытого государственного подавления Православной веры. Как начинался Ваш путь к Богу? И как, в конце концов, оказались здесь, на краю земли русской?

Сам я с этого края русской земли. Родился в Хорольском районе Приморья, жил там до пяти лет, а потом семья переехала во Владивосток. Бабушка и мать были строго верующие, отец же в храм ходил редко. Крестился я уже в «сознательном» возрасте - в семь лет. Когда мама мне рассказывала о Христе, то детское сердце переполнялось любовью к Нему, жалело пострадавшего от людской злобы Распятого. Так, с детских лет возникли в моем сердце страх Божий и благоговение ко Христу.

Внешне жил я, как и все остальные, в атеистическом соусе: атеизм в школе, на улицах, по радио и телевидению. Широким потоком вливался атеизм в сердца людей. Часто приходилось слышать безбожные утверждения по радио, в школе.

Помню, во втором классе на уроке арифметики одна девочка сказала учителю: «Константин Федорович, а вот бабушка у Лены верующая и говорит, что есть Бог». Ошарашенный учитель подбежал к столу, взял бумажку и обратился к нам: «Дети, вот я бросаю бумажку вниз, - действительно, бумажка падала вниз.

Как же Бог может сидеть там наверху? - вопрошал бедный учитель и делал глубокомысленный вывод: «Если бумажка падает вниз, то Бог не может сидеть там, наверху, и его просто не существует, поэтому не верьте никаким бабушкам».

Потом, отвергнув истинного Бога, он сказал нам: «Дети, Сталин - наш мудрый отец. Вот мы здесь сидим, а он там день и ночь думает о нас. Поэтому, когда будете ложиться спать, прочитайте гимн Советского Союза». Вскоре нашему учителю дали орден Ленина. Стоя на школьной линейке, мы поздравляли его, он плакал.

Конечно, неся в сердце Христа, мы понимали, что творится в России. Особой враждебности ни к людям, подобным тому учителю, ни к государству у нас в семье не было. Просто мама старалась, чтобы мы были поближе к Богу, который есть Любовь.

Наша далекая родственница, крестная моего отца, рассказывала мне об архиереях, о священниках. О том, как в войну открылся Архиерейский собор и Православная церковь, благословив народ на священную битву, получила некоторое официальное признание и послабление. А ведь 1943 год был объявлен концом «безбожной» пятилетки, когда ни одного православного священника в России не должно было остаться. Она рассказала мне и о духовных семинарии и академии. Сердце мое загорелось туда поступить.

После окончания школы, встал вопрос о дальнейшей жизни. В армию по болезни меня не взяли. Надо решаться: идти вправо или налево. На Первой Речке стоял православный храм, куда я ходил по воскресеньям на службы. Придя к священнику, изложил свое желание идти по духовному пути. Он благословил, и я стал прислуживать в алтаре, пономарить, готовиться к поступлению в семинарию.

Поскольку документы отправил по почте, то об этом узнали. Приехали партийные и комсомольские люди «работать надо мной». Однако во всей мощи они «поработать» не успели - билет уже был куплен, и я отправился в семинарию. Благополучно добрался до Троице-Сергиевой Лавры, с Божией помощью сдал экзамены и начал учиться. Шел 1959 год - время так называемой хрущевской «оттепели», обернувшейся новым жесточайшим гонением на веру Христову и Русскую Православную Церковь.

В семинарии мы жили в атмосфере страшного наступления атеизма на религию. С 1961 года многие под давлением начинают отказываться и уходить из семинарии, появляются «отказные» статьи в газетах. В том числе отказался даже профессор Ленинградской духовной академии Осипов. В ход были пущены не только запреты и гонения, но клевета и ложь. Один из наших семинаристов ушел в армию, а потом в газете мы прочли «отказную» статью за его подписью. Позже получаем на курсе от него письмо: «Не верьте этой статье, не я писал, а за меня...»

Наступление на веру Христову шло широким фронтом. Закрывались семинарии в Киеве, Ставрополе, Саратове, Житомире... Мы жили под постоянным страхом, что и нашу семинарию закроют. Один из преподавателей, видимо, из сторонников разгона, так прямо и сказал: «Что, братия, капустой не довольны? Смотрите, повесим завтра замок на семинарию и пойдете на все четыре стороны». Всякие были люди.

Годы учебы в семинарии пролетели быстро. Очень любил кафедру основного богословия, т.е. апологетику. Слыша с детства нападки на религию, не мог тогда найти аргументов, чтобы опровергнуть утверждения безбожников. Теперь такая возможность представилась, и сердечное чувство к Богу получило подкрепление логическими доводами и историческими фактами.

Основной вопрос всей религии, всей философии, всех наук: воскресал ли Христос? Ибо воскреснуть мог только Богочеловек. Следовательно, вопрос о Воскресении - это вопрос о том, есть ли Бог? Атеисты, извращая истину и подтасовывая факты, отвечают на него отрицательно. Какова же истина?

Нашим атеистам-материалистам надо бы напомнить, что никто иной как один из их идолов - Фридрих Энгельс после важнейших открытий к концу своей жизни признал факт Воскресения Христа. Именно в статье о Штраусе к переизданию своих сочинений он пишет: «Новейшие капподакийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие (вопросы) мировой истории. И то, что казалось раньше достойным внимания только мифологов, должно отныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории - о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе».

«Эти строки Энгельса, - пишет академик А.И. Белецкий,- остались неизвестными у нас потому, что они ни разу не были переведены на русский язык в изданиях Маркса и Энгельса».

Один из величайших знатоков античности академик В.П. Бузескул говорил: «Воскресение Христа подтверждено историческими документами и археологическими находками с такой же несомненностью, как существование Ивана Грозного или Петра Великого».

Свидетельства о Воскресении Христа мы находим у еврейских писателей того времени, хотя вполне понятно, что евреи, не примкнувшие к христианству, скорее бы стали замалчивать факт Воскресения, чем писать о нем. А между тем среди крупнейших писателей того времени, прямо говоривших о Воскресении, находим таких еврейских авторов, как Уриста Галилеянин, Ганнон Мессопотамский, Шабрум-отец, Фернандо из Саренты, Навин, Антиохий, Маферкант.

По подсчетам крупнейшего знатока римской литературы академика Нетушида, число вполне надежных свидетельств о Воскресении превышает двести десять. Академик Белецкий доводит их до 230-ти, прибавляя к первому списку вновь обнаруженные исторические памятники.

Беда в том, что исследования не этих больших ученых были доступны народу в России последние семьдесят лет, а лживые «труды» наших записных атеистов: Губельмана под псевдонимом Ярославского, Шнейдера под псевдонимом Румянцева, Фридмана под псевдонимом Кандидова, Эдельштейна под псевдонимом Захарова, Раковича, Шаховича, Скворцова-Степанова... - имя им легион.

Теперь, слава Богу, правдивая православная литература издается, хотя не в таких объемах, как хотелось бы, но все-таки жаждущее правды сердце может утолить свой духовный голод. Беда в том, что посеянные в душах людей атеистической пропагандой плевелы дали свои ядовитые всходы и мешают многим хорошим светски образованным интеллигентам отказаться от лживых догм и припасть к источнику Вечной Жизни.

Итак, успешно закончив семинарию, я продолжил обучение уже в духовной академии, более углубленно постигая предметы. Итогом академического обучения явилась работа по любимой мною кафедре основного богословия на тему «Доказательства бытия Божия и безсмертия души в философской системе Эммануила Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения».

Господь благословил, и меня оставили при академии сначала стипендиатом, а потом, с 1968 года, преподавателем. Читал курс библейской истории, основное богословие с философским уклоном, формальную (аристотелевскую) логику. Основное время поглощали занятия с семинаристами и самообразование, создание слайд фильмов по святым местам Палестины и на евангельские темы.

Особо в администрацию меня не привлекали. Больше помощника инспектора не повышали. В то время нужно было быть не таким, каким был я. Заграницу не посылали, тогда постоянно ездили определенные лица. Но я особенно не переживал, считая, что наша земля, Русь, не уступает другим странам. В 1976 году мне присвоили звание доцента по кафедре логики. И я уже думал до конца своих дней остаться академическим преподавателем. Но Господь судил иначе.

Святой Иоанн Златоустый в своем «Слове о священстве» говорит о высоте и чистоте необходимой священству, чтобы предстоять перед Престолом Божиим. Если подходить с такими строгими мерками к нам, грешным, то все мы не достойны такого великого служения. Считая в первую очередь себя недостойным, все откладывал принятие сана. Но более духовно опытные в православном делании отцы подвигали сомневающихся, подобно мне, к принятию сана, говоря, что совершенства сразу достичь невозможно - надо принять тяжесть священнического служения и вместе с тем возрастать в духе.

Промыслом Божиим в 1988 году, когда начались внешние послабления, увидел я впервые Святую Землю - Палестину, о которой я долгие годы рассказывал в своих слайд-фильмах. Тогда меня взяли не столько для паломничества, сколько для подготовки юбилейной выставки к 1000-летию крещения Руси.

Поездка эта стала судьбоносной: молясь на земле, по которой ступал Христос, сердцем почувствовал, что Он благословляет меня на священническое служение. Вернувшись на родину, подал прошение. Через несколько месяцев, в день Преображения Господня, меня посвятили в дьяконы, а спустя немногим более недели, на праздник Успения Божией Матери, рукоположили во священника. Иные удивлялись: ведь сан я принял в сорок девять лет. Но такова воля Божия.

Преподавательская работа моя продолжалась. Взял тему магистерской диссертации - «Евгений Николаевич Трубецкой и его религиозно-философские воззрения», написал несколько глав. В привычных трудах и заботах прошло еще четыре года. Ничто не предвещало перемен. В тот год собирался отправиться с приехавшим из Приморья братом в паломничество по монастырям и святым местам Руси.

Вдруг, как гром с чистого неба, ко мне приходит мальчик-семинарист и приносит весть: вызывают к Святейшему Патриарху - сердце защемило...

Его Святейшество Патриарх Московский и всея Руси Алексий II сказал, что Святейший Синод имеет намерение направить меня на дальнейшее служение на восток страны - то ли на Курилы, то ли в Магадан, то ли во Владивосток - еще не решено. Мне пришлось убеждать Его Святейшество, что намерения покидать стены академии я не имею, нет у меня и пастырской практики, поэтому просил оставить в Лавре. Вопрос должен был решаться на заседании Синода.

Заседание проходило 12-13 августа 1992 года в канун празднования памяти священномученика Вениамина, Митрополита Петроградского и Гдовского, расстрелянного в 1922 году безбожниками. Синодалов я также просил оставить меня в Троице-Сергиевой Лавре, но непослушания не выражал. Синод имел суждение о занятии епископской кафедры во Владивостоке и решил направить меня туда. Как только вынесли решение, пропала боль в сердце и уныние отступило. Понял, что на то воля Божия.

Меня постригли в монахи и, видно, с благословения Святейшего Патриарха дали имя Вениамина. А 20-го сентября в Богоявленском Патриаршем соборе состоялось наречение во

епископа Владивостокского и Приморского. Через день, 21-го сентября, в праздник Рождества Божией Матери и очередную годовщину Куликовской битвы я был хиротонисан (посвящен) в архиерейский сан.

Святейший Патриарх попросил меня задержаться. Тогда отмечался 600-летний юбилей Преподобного Сергия Радонежского - игумена Земли Русской. Мы служили первые службы в Кремле. Впервые довелось посмотреть Царские палаты, занятые сейчас другими. Увидел в них Ельцина...

Со мной согласились ехать два студента-семинариста - Сергий и Николай. Заняв книгами все свободное место в купе, мы через всю матушку-Россию отправились из Москвы во Владивосток. Спустя семь суток на железнодорожном вокзале среди прочих нас встречали и казаки. И началась моя епископская жизнь, совсем несладкая, если подойти по-настоящему.

- Владыка, в жизни Владивостокско-Приморской епархии как в капле воды отражается общее тревожное положение Русской православной церкви: наступление раскольников и еретиков, представителей иных конфессий, «христианизирующих» Святую тысячелетнюю Русь, и откровенных служителей зла. Вместе с тем сила Божия, проявляется в немощи человеческой, попирает козни дьявольские: возрождаются старые приходы и открываются новые, вместо растриг и отступников рукополагаются новые батюшки, строятся и ремонтируются храмы и монастыри. Можно ли говорить об укреплении Православия в крае за те несколько лет, что Вы здесь?

Никаких собственных заслуг я не вижу - все Господь устраивает. Надо только трудиться, трудиться и трудиться, не покладая рук. Как только начинаешь уповать лишь на слабые человеческие силы, желая сразу все сделать, так ничего не получается, лишь треволнения всякие и сердечная маята. Когда же полагаешь себя полностью на волю Божию, то смотришь - все потихонечку строится.

По-настоящему в Приморье епископа до меня не было. Владыка Гавриил, находясь в Хабаровске, больше внимания уделял тому краю. Первый собственно приморский епископ, Владыка Николай, пробыл здесь недолго и, заболев, уехал на запад. Поэтому сравнивать ни с кем не нужно.

Хотелось бы устремить взор свой вперед: пусть строятся новые православные храмы. Но главное, - чтобы обратились сердца людей к Богу. Если Христос поселится в душе человеческой, то соберутся камни и воздвигнутся стены храмов. Точно так же, как на Руси в ее раннем возрасте, когда равноапостольный князь Владимир утверждал христианство. Русь полюбила Христа, потянулась к Нему - и храмы строились очень быстро. Их рубили повсюду - и в небольших городах, и на погостах, и на торговых путях (особенно из варяг в греки). В основе - Дух Святый. Вот что нужно земле приморской, чтобы люди зажили религиозно. А сие дается ой как трудно. Семьдесят лет сердца людские отравлялись безбожием и ложью.

Сегодня жизнь наша земная может устроиться и процвести лишь тогда, когда сами заживем по-Божьи, исполняя Его заповеди. После очередного нашествия или пленения иноверных Русь всегда начинала оживать, отстраиваться с храма, с монастыря. Потом рядом с ними и люд мирской быстро благоустраивал свою жизнь. В этом сила и «тайна» Святой Руси и безсмертие русского народа. Уповающий на Бога не посрамится. Ставящий во главу угла лишь «живот», материальные блага подобен гробу повапленному (разукрашенному), обреченному на смерть, ибо отнимется у него и то, что имеет.

Государство, десятилетиями разрушавшее храмы, должно взять на себя их восстановление. Но, увы, разрушать разрушали, а вернуть долги не спешат. Верующим передают храмы в таком состоянии, что не приведи Господь. Какой прекрасный храм Покрова Божией Матери был на Угловой, возле Артема. Сейчас пытаемся его отремонтировать. Но что может один батюшка сделать? Он там, бедненький, бьется, бьется... Но верую: с Божией помощью все восстановится, лишь бы горел огонь в душе человека, огонь веры и любви к Господу.

Вот возрождаем женский монастырь под Уссурийском. Дай Бог, чтобы развивался мужской Шмаковский монастырь. Хотя оккупировавшие его военные не отдают нам даже храмовых зданий, устраивая там танцы и кино. Продолжая такое кощунство, ссылаются на то, что, мол, негде бедненьким офицерам свою боеспособность поддерживать. Вот если храмы отдадут, то боеспособность у них якобы уменьшится. Трудно еще сердца многих изменяются к лучшему.

Однако есть и доброжелатели, которые помогают Церкви. Хочется, чтобы их стало больше. Сегодня, когда трудно всем, Православная Церковь вместе со всем народом особенно переживает эти трудности. Вот задумали возвести в центре Владивостока в Покровском парке кафедральный собор на месте прежнего порушенного. Сколько надо приложить сил! Дело движется, хотя и медленно. Причина все та же: уровень духовности остается низким. Главный храм - это показатель духовной жизни города. Как тело без души является трупом, так город без церкви умирает.

Слава Богу, вернули нам здание консистории. Для его ремонта и содержания требуются значительные финансы, а их в епархии не хватает. Нужно сказать, что администрация идет нам навстречу. Иногда помогает словом, утешением, иногда незначительно деньгами.

Тем не менее, несмотря на все трудности, люди тянутся к Богу. Открываются храмы, создаются новые общины. Когда образовывалась епархия, их было пять-шесть. Теперь насчитывается уже около сорока. Но не у всех есть даже молитвенные дома. До революции по всему Приморью стояло свыше 140 храмов и церквей. Православие здесь начало закрепляться с XIX века и глубоко не успело пустить корни. В советское время буквально все сто сорок храмов были уничтожены или перестроены. Бедственная картина!

Испокон века Русская Православная Церковь созидала великое Государство Российское. Она была душой России, ее ангелом - хранителем. Вера вдохновляла русский народ на подвиги, на победы. В критические времена Церковь призывала народ на защиту Веры православной, Царя и Отечества. В ПРАВОСЛАВИИ СИЛА РУССКОГО НАРОДА. Об этом знали недруги России, нашего государства. Поэтому во что бы ни стало стремились уничтожить его. Когда совершалась революция и был убит Царь - Помазанник Божий, внешний епископ и защитник Церкви, началось ее уничтожение, убийство русской души. На протяжении более семи десятилетий советской власти государственный атеизм планомерно уничтожал православную душу русского народа.

Сейчас государственный атеизм ушел на второй план. На первом у людей - деньги. Казалось бы, нужно помочь России, покаяться и вернуть Русской Православной Церкви отнятое у нее. Нет же. Демократическая конституция уравнивает Православную Церковь с баптистами, субботниками, иеговистами и иже с ними - имя им легион! Забывают, что Православная Церковь созидала могучую единую и неделимую Россию. Силы зла, безусловно, контролируют жизнедеятельность Русской Православной Церкви. Но теперь используются иные способы и методы.

Зарубежные миссионеры с большими деньгами приходят на Православную Русь, будто не было у нас 1000-летней истории христианства, и говорят «ангельскими» голосами. И многие идут им навстречу. Особенно администраторы в сфере культуры. Предоставляя им театры, эстрадные площадки, стадионы, они не задумываются о том, что эти люди пришли уродовать наш народ. Ведь нас уже разделили по искусственным границам на суверенные государства. Разделили по-живому, все кровоточит.

Теперь нас стараются разбить на множество партий по политическим признакам, а самое страшное - по религиозным конфессиям, чтобы в каждом русском городе, скажем, на сто тысяч православных было обязательно сто тысяч баптистов, сто тысяч адвентистов, сто тысяч иеговистов и т.п.

Как-то прочитал, что в Хабаровске открыта духовная семинария. Стал интересоваться: думал, что Владыка Иннокентий открыл. Оказалось, что это - протестантская, баптистская семинария. Кто же в ней проповедует? Люди из Америки, Австралии... Где деньги берут? Там же - за границей. Словом, на Русь идет самая настоящая духовная агрессия.

Делается это умышленно для окончательного убийства русской православной души. Чтобы мы, единый народ, не находили общего языка, чтобы в России - Доме Пресвятыя Богородицы - создать этакий Вавилон, столпотворение. И если сатанинские силы добьются своей цели - погубят на Святой Руси Православие, то вместе с ним погибнет и Россия. А если Русь погибнет, то и миру не устоять, значит, конец близок.

Зададим себе вопрос: почему в нашем обществе преуспевают силы зла? Почему мы отступаем перед ним? Потому, что люди теряют Дух Христов, теряют Дух Истины. Мы больше верим лжи, больше любим всякую грязь, разврат, опускаемся духовно, нравственно. И силы зла преуспевают. Если мы хотим победы духовных сил, победы Христовой, мы должны жить соответственно требованиям этой Истины. Сила Истины в чистоте души и тела, в чистоте Православия.

Будем же помнить, что, если мы не возродим духовность, если каждый из нас не начнет исправлять собственное сердце, тогда мы ничего не сможем сделать для личного спасения, для спасения Православной Руси - силы зла идут на нас.

- Ваше Высокопреосвященство, в разгар октябрьской московской смуты 1993 года Русская Православная Церковь заняла четкую миротворческую позицию. Ощущалось ли эхо столичных событий в Приморье и чувствовали ли Вы его на себе как возглавитель одной из крупных Дальневосточных епархий?

Что и говорить: событие печальное. Чувствовалось сердцем, что стрельба в Белый Дом - это стрельба в Русь, в душу русскую. Таково было мое восприятие. Официальная информация была однобокой, и трудно было судить объективно, что там происходило. Потом мы с радостью узнали, что Святейший Патриарх занял миротворческую позицию и хотел примирить две враждующие стороны. К сожалению, примирения не произошло.

После октября 93-го года «демократы» сразу притихли. Ведь выходило, что для разрешения споров они стреляли из танков в так называемых «партократов». Произошло страшное озлобление в душах людей. А потом все замолчали, будто ничего не произошло. Это печальное событие надо было всесторонне обсудить и покаяться. Здесь я не оправдываю ни ту, ни другую сторону, не вхожу в оценку. Мы видели только вершину айсберга. Ясно одно: необходимо находить общий язык, больше совещаться, а не стрелять.

- Ваше Преосвященство, как известно, Владивосток был последним оплотом русской жизни на русской земле и первым городом, где произошло опамятование народа. Здесь впервые совершен покаянный шаг: официально объявлено об убийстве всей Царской Семьи. Сделано это было руководителем следственной комиссии генерал-лейтенантом М.К. Дитерихсом на Приамурском Земском Соборе в 1922 году во Владивостоке. Собор, проходивший под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона, восстановил Династию Романовых на Российском Престоле. Многие считают это первым шагом к покаянию русского народа в грехе убийства Помазанника Божьего и возвращению Отечества на исторический путь Христов.

Летом 1993-го года Священный Синод Русской Православной Церкви принес покаяние в этом страшном грехе. Царь-мученик Николай почитается местночтимым святым в Екатеринбургской епархии - месте, где он с Августейшей Семьей принял мученическую кончину. Во многих уголках России, в том числе и во Владивостоке, сейчас возникли православные братства, фонды, объединения, исповедующие Новомучеников Российских во главе с Царской Семьей.

Владыка, Вы - архипастырь и русский человек - как относитесь к грядущей канонизации всей полнотой Церкви Царя-страстотерпца Николая, Его Августейшей Семьи с Их верными до смерти слугами?

Мне знакомо это покаянное послание, подписанное членами Синода во главе со Святейшим Патриархом. На мой взгляд, нужно было акт покаяния обставить подобающим образом: подготовить соответствующий чин богослужения, принести покаяние всенародно, всецерковно.

Что касается канонизации Царской Семьи, то, безусловно, они - мученики за Христа, за Русь Святую, достойные прославления. Не в том дело, как лично жил Царь. Он душу свою положил за Россию, за православие, за народ. При жизни и после злодейского убийства Государя Императора Николая II Александровича и Его Августейшую Семью всячески стремились оболгать, очернить наши враги. Такова суть любых революций: и прошлых, и «продолжающихся». Без такой сатанинской лжи на Царскую Семью не удалось бы поднять и февральский бунт. Думаю, что если и были у последнего Царя личные грехи (и на солнце есть пятна), то его мученическая кончина говорит сама за себя. Поэтому я за то, чтобы Государя Императора Николая II и всю Его Августейшую Семью канонизировать (прославить) как мучеников, как страстотерпцев. Такова моя точка зрения.

- Владыка, с группой паломников-приморцев Вы в очередной раз побывали в Палестине. До нынешнего "вавилонского" пленения текла туда полноводная река русских богомольцев. Духовно чувствуя себя наследниками ветхого Иерусалима (Новый Иерусалим - точную копию тех мест - создал под Москвой Патриарх Никон), православная Русь, соприкасаясь с землей, где ступала нога Христа, устремляла свой взор к грядущему небесному Иерусалиму. Не прервалась ли эта связь сегодня? Что для нынешней России, охваченной очередным беснованием смуты, прикоснуться к Святой Земле?

Святая Земля - это тема тем. О ней можно много говорить. Счастлив тот человек, который побывает на Святой Земле. На той земле, где жили патриархи - Авраам, Исаак, Иаков, где зародился народ еврейский, который должен был приуготовить пришествие в мир Христа-Спасителя. Однако народ еврейский, столько веков ожидавший Христа, не узнал Его, когда Он пришел в мир. Этот народ давно полюбил другого христа и ожидал воинствующего земного царя, чтобы, идя за ним, огнем и мечом покорить себе иные народы и страны. Поэтому жестокосердые евреи распяли мешавшего им Спасителя, превратившись из богоизбранного в проклятый народ. Добровольной смертью и воскресением Христа явилась в мир победа над силами зла и спасение человечества. Так возникло Христианство.

Палестина - это земля трех религий: иудаизма, христианства и магометанства. Нам, православным, она дорога тем, что по ней ходил Христос, здесь совершались Его чудеса, и отсюда было проповедано Его божественное учение - Евангелие.

Сейчас сложно паломничать по Святой Земле. Цивилизация охватила Израильское государство. Надо отрешиться от современной обстановки и погрузиться сердцем в евангельские времена. В этом трудность для многих паломников. Допустим, идешь по «виа долароза» - дороге страданий Христа - и надо прочувствовать сердцем: вот тут он падал, здесь встретила Его Божия Матерь, а там - Вероника... Повсюду же вдоль этих узких улочек кипит рынок: арабы бойко продают мясо, орехи, всякие сладости, одежду.

Однако есть и такие благодатные места, где можно созерцать, прикоснуться душой к евангельским событиям - гора Елеонская, Кедронов поток, Гефсиманский сад. Сам древний город обнесен стенами, восстановленными в ХV веке по старому фундаменту стен еще времен Маккаавеев. На месте Храма Соломона (исполнились изумительные слова Христа о его разрушении за нечестие народное) сейчас стоят две мечети - Омар и Эль Акса. От храма сохранилась лишь небольшая часть западной стены из огромных глыб. Десятый римский легион Тита оставил их в назидание всему миру, чтобы никто не смел противиться Великому Риму. Теперь эта стена называется «стеной плача», и евреи приходят к ней молиться и плакать, вспоминая разрушение Иерусалима.

Город лежит перед тобою: арабский сектор, иудейский, вдали виднеется храм Христа-Спасителя - Воскресения, там - Голгофа, там - камень помазания, там - гробница Христа, о которой сказано (единственной в мире): «Его здесь нет. Он воскрес...» Все это можно воспринимать лишь верующим сердцем. Иначе останешься просто туристом: посмотришь, деньги потратишь - и все.

Русские люди издавна любили совершать паломничества в Святую Землю. С трудами и лишениями великими достигали своей цели. Возвращаясь в родные места, были желанными гостями каждой православной семьи. Русь любили Святую Землю. Но пусть не печалятся те, кто не побывал на Святой Земле. Ведь она называется Святой потому, что ее Своим присутствием освятил Сам Господь. Но воскресший и вознесшийся Христос прославлен сейчас повсюду - и на Руси, и в сердцах наших. Где Господь, там и Святая Земля. Поэтому в первую очередь сердце наше превратим в Святую Землю - вот и будет самая большая радость.

Аннотация
Алексей Андреев в течение нескольких десятилетий обучался у стариков-мазыков из Ивановской области, которые сумели сохранить древние знания русских жрецов-коробейников - офеней. Свои опыт и знания, полученные во время обучения, автор изложил в нескольких книгах. Одна из них, посвященная традициям ведения «бизнеса» на Руси, предлагается вашему вниманию.
В этой книге Алексей Андреев рассказывает, в чем сила русского человека, его национального характера - в чем особенности русской народной психологии и как это можно применить для успешного ведения бизнеса, эффективной работы на предприятии. Автор говорит, что правильное управление бизнесом невозможно без самопознания и глубинных внутренних изменений, ибо успешность начатого дела - это отражение мира, порядка и лада внутри Хозяина, владельца предприятия. Если у Хозяина нет согласия в душе, то его предприятие «не выживет» в жестоком мире бизнеса.
Если мы вернемся к своим корням и поймем, как строились законы делоуправления на Руси, то сможем создать эффективное предприятие и обрести необходимые качества для того, чтобы быть успешным бизнесменом и одновременно гармоничной и целостной личностью.

О чем книга
В этой книге Алексей Андреев пишет об особенностях менталитета русского человека, большое внимание уделяя тому, как русские люди вели «бизнес», управляли предприятием и контролировали ведение дел в семье.
Автор уверен, что на Руси об успешном предпринимательстве и ведении «бизнеса» знали очень много - эти знания изначально заложены в каждом русском человеке, просто с течением времени мы их растеряли, ориентируясь на европейские образцы. Автор рассказывает, о чем важно помнить, начиная свое дело, как должен мыслить успешный предприниматель и как правильно организовать производство, чтобы оно приносило доход.
Предупреждаем, что на страницах этой книги вы не найдете инструкций по привлечению богатства, специальных заговоров, гарантирующих победу над конкурентами, знаков и символов, приманивающих удачу в бизнесе. Вместо этого автор предлагает каждому из нас посмотреть на себя с точки зрения самопознания, умения ладить с собой и окружающими, быть Хозяином собственной жизни, а, значит, и своего дела. Ведь порядок и гармония в сознании Хозяина - залог его процветания в этом мире.

Почему книгу стоит прочитать
Благодаря этой книге:
? вы узнаете интересные факты о быте, мировоззрении и образе жизни на Руси;
? вы поймете, в чем секрет успешного ведения «бизнеса» на Руси и почему сегодня эти знания остаются актуальными;
? вы узнаете, как русский человек успешно сочетал щедрость, гостеприимство, широту натуры и строгое, требовательное, иногда жестокое отношение к подчиненным и ведению бизнеса;
? вы сможете изменить свои представления об эффективном ведении дел и управлении предприятием, навязанные современным обществом;
? вы научитесь мыслить так, как делали это «бизнесмены» на Руси, и применять секреты, которыми издавна пользовался русский человек, в современном мире.

Для кого эта книга
Книга предназначена для всех, кто интересуется русскими традициями, в том числе в области ведения своего дела, и ищет практичных и мудрых советов при решении проблем, возникающих в процессе управления производством.

Почему решили издать
Мы уверены, что любому русскому человеку будет интересно прочитать об особенностях психологии своего народа, а значит, лучше узнать себя.

Информация об авторе
А. Андреев - этнограф и психолог, автор серии книг о русской психологии. Является одним из создателей Учебного центра традиционной русской культуры.
Собственную коммерческую деятельность А. Андреев начал еще при советской власти. Он был создателем первого кооператива в своем районе, когда вышел закон о кооперации, работал мастером-специалистом, главным бухгалтером, руководителем. Через несколько лет он оставил управленческие должности ради изучения национальной культуры. Он ушел в лес, чтобы научиться выживать так, как это умел русский народ.
Сейчас является автором нескольких книг о русской культуре и народных традициях.

Ключевые понятия
Русь, народ, Хозяин, управление, устроение, психотехники, руководитель, счетоводство, уклад, хозяйствование, предприятие, мазень, русский дух

В зависимости от климатических и исторических условий жизни в разных народах развиваются свои характерные национальные особенности. У немцев, например, развита дисциплинированность, у англичан - чопорность, у французов - куртуазность, у евреев - изворотливость, у грузин - вспыльчивость и т.д. Русский народ, прошедший через страшные испытания и, несмотря ни на что, сохранивший свою самобытность, свою веру, создавший великие произведения искусства, выработал в себе непревзойдённую и неистребимую силу духа. В чём заключается, на чём основана эта сила и что её питает? - вопросы очень актуальные. Попытаюсь на них ответить.
Начну с климатических условий жизни нашего народа. Как справедливо заметил Пушкин, "наше северное лето - карикатура южных зим" и "полгода снег да снег". Тут уж поневоле приучаешься стойко переносить и крепкие морозы, и бурные метели, и долгие зимние ночи. Суровый климат, безусловно, способствует формированию таких качеств, как выносливость, терпение, неподатливость унынию, что во многом характеризует именно русского человека.
Не баловали нас и исторические условия. Пушкин, испытывая закономерную гордость за свой народ, писал:
Мы нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир.
Так было и в XII веке, и в XVIII, и в XIX. Пожалуй, самое страшное бремя на своих плечах русский народ вынес в ХХ веке, когда одновременно испытал и выдержал и войну с Гитлером, и тиранию Сталина. Это, скорее всего, и предвидел Блок, когда писал:
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу.
Пускай заманит и обманет,
Не пропадёшь, не сгинешь ты...
Никому и ничему не удалось нас сломить. Есть ли ещё в мировой истории примеры такой силы? Я подобных примеров не знаю.
Что же помогло нам выстоять в самых страшных мировых катаклизмах? Прежде всего это православная вера, которая объединила всех русских в общее нерушимое целое, в котором не каждый стоИт сам за себя, а один за всех и все за одного. Кроме того, наша вера стала неисчерпаемым источником патриотического оптимизма и постоянной готовности отдать свою жизнь за святое дело. Недаром в народе говорится: "На миру и смерть красна". Недаром родились и такие знаменитые строки Тютчева:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить!
Вера в то, что Россия - это страна, избранная Богом для спасения всего мира, не раз подтверждалась и в нашей истории, и в трудах отечественных философов, и в произведениях русских писателей.
Говоря о том, что питает силу русского народа, следует выделить тот факт, что от многочисленных наших врагов нам всегда было что защищать. Как замечательно это выразил Лермонтов!
Не мог ценить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый,
На ЧТО он руку поднимал!
В этом "что" подразумевается не только личность Пушкина, но и всё, что выразил гениальный поэт: и родные просторы, и леса, и поля, и народ, и его историю, и его веру, и его культуру, и всё то, что для нас так дорого и свято. Лермонтов был готов умереть за Пушкина, потому что Пушкин - это наше всё.
Сегодня нам, к сожалению, опять есть от кого защищаться, но главное - нам есть что защищать. Давайте же не забывать, что сила русского народа в единстве его веры, его культуры и великой истории.