Архитектор воронихин краткая биография. Здание Горного института

Андрей Никифорович Воронихин
Основные сведения
Страна
Дата рождения 17 (28) октября
Место рождения Новое Усолье , Пермская губерния
Дата смерти 21 февраля (5 марта) (54 года)
Место смерти
Работы и достижения
Учёба
  • Императорская Академия художеств
Работал в городах Санкт-Петербург , Петергоф , Стрельна , Гатчина , Павловск
Архитектурный стиль Классицизм , русский ампир
Важнейшие постройки Казанский собор ,
Награды
Андрей Никифорович Воронихин на Викискладе

Биография

Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян , принадлежавших графу А. С. Строганову . С раннего детства проявил способность к рисованию . Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств . В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву , где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков . С 1779 года Воронихин работал в Петербурге , проживая в Строгановском дворце .

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе . В 1786-1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии . В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова , покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году ) Воронихин получил от Строганова отпускную , став таким образом свободным.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе . С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы в 1811 году.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге - здание (позже института, 1806-1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы , у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу .

В числе других работ Воронихина - дом Государственного казначейства, здание , колоннады и каскад в Петергофе , интерьеры дворцов в Стрельне , Гатчине и Павловске , а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Награды

  • 1 января 1811 года, в связи с завершением работ по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге, архитектор был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • 26 сентября 1811 года, по случаю освящения Казанского собора А. Н. Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и пенсией.

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой , однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) - прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец - Никифор Степанович Воронихин
  • Мать - Пелагея Ивановна
  • Племянник - Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор .

Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 - 23 января 1822) - англичанке и чертёжнице , проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать огромное количество различных бумаг, так как Мэри Лонд исповедовала другую веру и не хотела сначала переходить в православие, а Синод не давал разрешения на брак православного человека и протестантки. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1807 - 21.02.1814 года - собственная дача - Каменноостровский проспект , 62 (дача была разобрана в 1980 году, а в 2006-2008 гг. на её месте построен современный жилой дом).

Примечания

Литература

  • Аплаксин А. Казанский собор. - СПб. , 1911;
  • Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. - Л.-М.: Гос. изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963
  • Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. - Л.: Лениздат , 1971. - (Зодчие нашего города)
  • Панов В. А. Архитектор А. Н. Воронихин. - М., 1937;
  • Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / сост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. :
О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно. В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю — 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Это была семья крепостных крестьян графа Строганова , на Урале. Мальчишкой семи лет он попадает в мастерскую уральского иконописца Гаврилы Юшкова . К 13 годам рисует, увлекся архитектурой. Талант юноши привлёк внимание Строганова, который часто брал своего крепостного в многочисленные поездки по стране.
Результатом этих поездок стал альбом зарисовок и акварелей на 125 листах, известный под названием "Путешествующий по России живописец". В качестве награды за труд, граф отправил Воронихина учиться в Москву . Здесь у Баженова, в Московской школе архитектуры, Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве.
Перед молодым человеком раскрывались новые, неведомые ему жизненные пути.
В 1785 году А. Воронихин получил вольную, однако связей со своим бывшим хозяином и покровителем не прерывает. Напротив, многое делал для строительства и украшения дворцов графа и его семьи. С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии . За границу он отправился вместе с сыном Строганова Павлом, на полном обеспечении барона. Незаметно пролетели два года в Женеве и в разъездах. В Париже было чему поучиться. Целые дни и вечера Андрей проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, как мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.

Вернувшись в Россию Воронихин занимается реконструкцией дворца Строгановых на Мойке, и усадьбы на Черной речке. Он создает прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства залов, в то же время продолжая свое самообразование.

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек.

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе . С 1802 года он стал профессором Академии художеств. Всю жизнь этот человек оттачивал свой талант и знания упорным трудом, что не мешало создавать вокруг его имени мутный ропот завистников и интриганов.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой .

Значительной работой Воронихина стало здание Горного кадетского корпуса - первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но главным творением жизни архитектора стал Казанский собор.

«Горный кадетский институт» — настоящий памятник русской культуры начала 19го столетия. В 1806 году на берегу Невы Воронихин воздвиг здание, фасад которого состоит из громадного фронтона, покоящегося на двенадцати мощных колоннах. По сторонам портала — две большие скульптурные группы, на берегу — спуск к воде в виде гигантской лестницы.



Горный институт

Здание Горного института архитектор задумал построить как храм науки «геологии». В этом произведении Андрей Никифорович создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь.




Работая на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке, он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора.

Воронихин женится на 31-летней Марии Фёдоровне (принявшей православие) проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. У супругов было шесть сыновей, двое умерли в детстве, остальные тоже прожили немного, не оставив потомков.


Вид на Строгановскую дачу. худ.Воронихин А.Н 1794 г


Несмотря на признание таланта живописца, Воронихин всю свою жизнь посвятил архитектуре. Постройка Казанского собора явилась делом всей жизни Воронихина. «Комиссия о построении Казанской церкви» — так именовала она себя — 8 января 1801 года, во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать проект Воронихина. Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись:

«Кроме сих статей, быть по сему».

Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым — это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе.

Умер Воронихин А.Н в 1814году, прожив всего 54года, исполнив до конца свое жизненное предначертание. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На этом же кладбище покоится прах покровителя архитектора и его бывшего барина - графа Строганова.

Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814)

Каждый, кто хоть раз бывал в Ленинграде, запомнил здание Казанского собора, образующее торжественную площадь на главной магистрали великого города - Невском проспекте. С этим величественным сооружением связана память о героике Отечественной войны 1812 года: великий русский полководец Кутузов погребён в Казанском соборе, а перед двумя порталами крыльев-колоннад собора установлены памятники водителям российских армий в войне 1812 года - Кутузову и Барклаю. Знамёна, отбитые у наполеоновских войск, хранятся в соборе. Там же находятся и другие замечательные трофеи русской армии - ключи Берлина, памятник победы над немцами и взятия прусской столицы русскими войсками. Казанский собор с его торжественными, триумфальными и архитектурными формами - это монумент исторических побед русского народа. Творцом этого выдающегося памятника русского зодчества является Андрей Никифорович Воронихин.

Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии в семье крепостного человека, принадлежавшего богатейшему сановнику графу А. С. Строганову. В возрасте одного года маленький Андрей был взят из Усолья в Петербург, в семью Строганова и был фактически усыновлён. Молва считала Андрея Воронихина побочным сыном Строганова.

Благодаря этой близости к Строганову, А. Н. Воронихин получил прекрасное образование. Юношей он брал уроки архитектуры у выдающегося зодчего В. И. Баженова, обучаясь в то же время живописи, к которой он обнаружил с ранних лет выдающиеся способности. Призвание к искусству определило жизненный путь молодого Воронихина. Он колебался некоторое время между живописью и архитектурой, отдав себя в итоге последней, но не оставляя в течение всей своей жизни также и живописных занятий. А. Н. Воронихин как художник и зодчий сложился во время больших путешествий по родной стране и за границу - путешествий, которым он посвятил около десяти лет и в которых сочеталось живое изучение природы, стран и людей с напряжённой работой над собой, с обучением у выдающихся мастеров и непосредственным изучением классических памятников искусства.

Поездки по России А. Н. Воронихин осуществил вместе с сыном Строганова Павлом, с ним же он отправился и в чужие края. Оба молодых человека в течение нескольких лет объездили юг и север России, побывали в глухих краях Заонежья, в Архангельске и на Ладоге, в Крыму, на Украине, в Поволжье и на Урале. После этих больших странствий по родной земле А. Н. Воронихин попал на Запад - сперва в Швейцарию и Италию, а затем в Париж, мировой центр тогдашнего художественного и архитектурного движения. Здесь молодой художник мог брать уроки у опытнейших мастеров и изучать в натуре выдающиеся образцы западноевропейского искусства.

А. Н. Воронихин вместе с Павлом Строгановым оказались во Франции в бурные годы революции. Воспитатель Строганова, француз Ромм, сопровождавший обоих молодых людей во время их заграничного путешествия, был видным деятелем якобинской партии. Оба молодых человека стали близкими свидетелями революционных событий, знаменовавших крушение феодального строя во Франции. В то же время А. Н. Воронихин получил возможность хорошо изучить новые направления в искусстве, формировавшиеся в эту пору под знаком возрождения античной классики и пристального изучения памятников древней Греции и Рима.

Великие образцы античного зодчества, с которыми молодой художник ознакомился во время своей поездки в Италию, произвели на него глубокое впечатление. Он вернулся на родину, обогащённый этим соприкосновением с великими образцами искусства древности и полный больших творческих идей. Свой талант и горячую любовь к русской культуре, к родной земле он вложил в широкие архитектурные замыслы, которые вскоре ему удалось осуществить на практике.

В 1800 г. в Петербурге началось строительство громадного храма - Казанского собора. Благодаря содействию Строганова, а ещё более - благодаря первоклассному качеству представленного А. Н. Воронихиным проекта, сооружение этого грандиозного здания было поручено ему, ещё совсем молодому архитектору. Взяться за такое сложное строительство было для зодчего, только начинавшего свою практическую деятельность, очень смелым шагом. Андрей Воронихин был к этому времени известен главным образом как превосходный рисовальщик, автор ряда картин из области так называемой "перспективной живописи", т. е. картин, изображавших внутренние виды тех или иных зданий, убранство зал и других покоев, а также архитектурные пейзажи. Среди этих живописных работ А. Н. Воронихина особенно известны картины "Загородная дача А. С. Строганова" и "Картинная галлерея Строганова". Однако подлинным призванием молодого художника была архитектура. И на строительстве Казанского собора, одного из крупнейших сооружений эпохи, А. Н. Воронихин показал всю силу своего таланта, всю зрелость своего мастерства.

Давая задание на постройку нового столичного собора, Павел I предписал строить новый храм наподобие собора св. Петра в Риме, одного из крупнейших памятников итальянского Возрождения. В сооружении римского собора, продолжавшемся свыше 100 лет, принимали участие самые прославленные мастера зодчества - от Браманте и Микель Анджело до Мадерна и Бернини. А. Н. Воронихин, однако, не пошёл по пути подражания римскому собору. Более того, сохранив основную схему храма с примыкающими к нему крыльями-колоннадами, русский зодчий создал произведение не только совершенно самостоятельное, но в основе своей глубоко противоположное идее и архитектурной концепции собора св. Петра. Этот последний представляет собой грандиозное храмовое здание, господствующее над прилегающей к нему площадью: при посредстве громадных колоннад пространство площади как бы охватывается храмом, целиком подчиняется ему. Совершенно иной была идея А. Н. Воронихина: своей главной задачей он считал создание торжественной площади, которая не подчиняется зданию собора, а имеет самостоятельное архитектурное значение. Корпус собора как таковой почти не виден, будучи скрыт мощными колоннадами, обрамляющими площадь. На первый план выступает, таким образом, градостроительная задача - создание архитектурного ансамбля городской площади. Именно к этому стремился А. Н. Воронихин. Подобно другим мастерам русской классической архитектуры конца XVIII и начала XIX вв., он думал, прежде всего, о городе как целом, а не об отдельном здании. Интересы архитектурного построения города были для него основными. И ему удалось создать не только монументальное здание нового собора, но и торжественный ансамбль площади.

Замысел А. Н. Воронихина был ещё более смелым: он запроектировал вторую колоннаду, которая должна была образовать ещё одну, симметричную первой, площадь по другую сторону собора. Эта часть проекта осталась неосуществлённой. Но А. Н. Воронихину удалось дополнить ансамбль Казанского собора великолепной решёткой, образующей необыкновенно изящное, ажурное и в то же время торжественное обрамление небольшой боковой площади перед входом в собор. Эта чугунная решётка с гранитными столбами, выполненная по рисунку Воронихина, настоящий шедевр тончайшей архитектурной графики.

Превосходный рисовальщик, А. Н. Воронихин сочетал в своём творчестве монументальные мощные формы таких громадных сооружений, как Казанский собор и Горный институт, с тонкими, подчас миниатюрными произведениями - изящнейшими парковыми павильонами и беседками, ажурными решётками, фонтанами. Зодчий, тяготевший к могучим архитектурным образам античного мира, был в то же время искусным мастером малых архитектурных форм. По проектам А. Н. Воронихина выполнены многочисленные предметы обстановки дворцовых покоев - мебель, отделка зал и кабинетов в Павловском дворце. Ему же принадлежит небольшой прекрасный фонтан на Пулковой горе близ Ленинграда, а в альбомах зодчего мы находим бесчисленные наброски, рисунки, акварели, посвящённые теме фонтана, а также разнообразнейшим парковым постройкам - беседкам, мостикам, оградам, декоративным урнам, павильонам. В этих же альбомах, хранящихся главным образом в Музее архитектуры в Москве, а также в Музее Академии художеств в Ленинграде, сохранились полные изящества и высокого вкуса наброски А. Н. Воронихина для различных предметов внутренней обстановки. Здесь мы находим и классические мотивы античных ваз и урн, и строгие по форме предметы мебели, и тонкую графику декоративной отделки стен, плафонов, дверей. А. Н. Воронихин может по праву считаться одним из создателей русского классического стиля начала XIX в. в области искусства интерьера.

Чёткость и ясность классической художественной формы характерна и для больших, и для малых работ А. Н. Воронихина. Наряду с Казанским собором, крупнейшим произведением зодчего является монументальное здание Горного института в Ленинграде. Фасад этого здания с его мощным 12-колонным портиком обращён к Неве и выходит на набережную. Это сооружение напоминает строгий античный храм, лишённый каких бы то ни было внешних украшений и производящий сильнейшее художественное впечатление благородной простотой и мощью громадного портика, выступающего на фоне гладких стен. Двенадцать колонн Горного института, увенчанных фронтоном, представляют собой, бесспорно, один из самых сильных образов русской архитектуры начала XIX в. Перед этим могучим портиком, у обоих его концов, установлены скульптурные группы на мифологические темы: одна группа изображает борьбу Геракла с Антеем и выполнена талантливым скульптором Пименовым, другая группа - "Похищение Прозерпины" - работа скульптора Демут-Малиновского. Сочетание этих скульптур, наполненных движением, борьбой, напряжением мускульных усилий, со строго статичным массивным портиком образует яркий художественный контраст.

Если в здании Горного института Воронихин дал до предела сильные и монолитные архитектурные формы, то в "Розовом павильоне" в Павловске зодчий показал другую сторону своего дарования. "Розовый павильон" - изящное и уютное деревянное здание, увенчанное небольшим куполом и расположенное в глубине парка среди тенистой зелени. Крупное столичное здание, выходящее на набережную реки, требует сильных, мужественных архитектурных форм, а небольшая парковая постройка должна прежде всего гармонировать с зеленью листвы и отличаться лёгкостью и изяществом своего облика. Именно таков "Розовый павильон" в Павловске с его деревянными колоннами и выточенными из дерева деталями. В период временной оккупации Павловска немецкими войсками фашистские варвары сожгли дотла "Розовый павильон" и на месте уничтоженного творения А. Н. Воронихина устроили дзот. От прекрасного образца воронихинского творчества не осталось и следа. В огне погибли и замечательная роспись и точёные деревянные детали.


"Розовый павильон" в Павловске

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции. Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня - прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени. Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек. К несчастью, и этот отличный образец усадебной архитектуры подвергся бессмысленному разрушению в кратковременный период немецкой оккупации Калужской области. Всегда занятый крупными строительными работами, А. Н. Воронихин много сил уделял подготовке молодых зодчих. Его педагогическая деятельность началась в 1800 г. в Академии художеств, где он состоял сперва преподавателем, а затем младшим профессором по классу архитектуры. В 1811 г., после смерти выдающегося зодчего А. Д. Захарова, бывшего в течение многих лет старшим профессором архитектуры в Академии, Воронихин был избран на его место и занимал эту руководящую педагогическую должность до конца своих дней. А. Н. Воронихин скончался 5 марта 1814 г. в самом расцвете своего творчества и, подобно своему старшему современнику Захарову, в разгаре больших строительных работ и архитектурных замыслов, целиком поглощавших все силы и мысли неутомимого мастера.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой. А. Н. Воронихин почерпнул из своих заграничных впечатлений всё лучшее, что давала архитектура и строительная техника его времени на Западе, глубоко освоив в то же время великие образцы античного искусства. Он уделял громадное внимание конструктивно-технической стороне дела, изучая последние достижения строительной техники и умело пользуясь этими достижениями при расчёте и осуществлении таких сложных архитектурно-строительных композиций, как, например, купол и барабан Казанского собора. Передовой зодчий своего времени, Воронихин ни по глубине своих специальных познаний, ни по уровню мастерства не уступал самым знаменитым архитекторам Западной Европы, во многом превосходя их оригинальностью и широтой архитектурных замыслов.

А. Н. Воронихин - один из тех крупнейших мастеров русского зодчества, которые, исходя из принципов античной классики, сумели наполнить старые архитектурные формы новым содержанием. В этом новом содержании, столь характерном для исканий русской архитектуры конца XVIII и начала XIX веков, ярко и глубоко сказываются давние национальные традиции русского зодчества, идущие от народных истоков и органически связанные со всем развитием русской культуры того времени. Творчество А. Н. Воронихина, расцвет которого совпадает с замечательным подъёмом русской культуры в эпоху Отечественной войны 1812 г., перекликается с классическими образцами русской поэзии и музыки начала XIX в. Это творчество наполнено живым чувством родной природы, в нём гармонически звучат мотивы мощи и величия родной страны.

В произведениях этого блестящего мастера классической школы русской архитектуры нашла своё выражение идея города как архитектурного целого - идея, воплотившаяся в архитектурных ансамблях и монументальных зданиях классического Петербурга. А. Н. Воронихин принадлежит к числу тех выдающихся строителей, которым наша северная столица особенно обязана красотой, цельностью и мощью своего архитектурного облика. В то же время в работах А. Н. Воронихина привлекает живое чувство русской природы, - лирическое начало, свойственное произведениям больших мастеров русского зодчества. А. Н. Воронихин великолепно знал старую русскую архитектуру. С альбомом рисовальщика он объездил почти всю родную страну. Его зарисовки карандашом, пером, тушью и акварелью составили значительный альбом (125 листов), названный им "Путешествующий по России живописец". Казанский собор, Горный институт, парковые и усадебные постройки А. Н. Воронихина, а также его рисунки и неосуществлённые проекты входят в золотой фонд художественной культуры нашей страны. Это - подлинно классические образцы архитектурного мастерства, сочетающего в себе самое лучшее из мировой архитектурной культуры с глубоко своеобразным, национальным творчеством большого русского мастера, горячо любившего родной город, родную страну.

О А. Н. Воронихине : Панов В. А., Архитектор А. Н. Воронихин, Очерк жизни и творчества. Изд. Всесоюзной академии архитектуры, М., 1937; Грабарь И., История русского искусства, т. III - История архитектуры (Петербургская архитектура в XVIII и XIX вв.), Спб., гл. XXVI.

Выдающийся русский зодчий Андрей Никифорович Воронихин внес внушительный вклад в развитие отечественной архитектуры. Его постройки создают неповторимый облик Санкт-Петербурга. Да и сама жизнь архитектора достойна восхищения и удивления, пройдя путь от крепостного до придворного, он остался верным себе и своему характеру.

Семья и детство

А. Н. Воронихин родился 17 октября 1759 года в селе Новое Усолье Его отец был крепостным графа А. С. Строганова. В более поздние времена ходил по Петербургу слух, что Андрей был результатом внебрачной связи Строганова с крепостной Марфой. Но сам архитектор никогда не касался этой темы, и все его родственники категорически опровергают эту версию. Александр Строганов долгое время был президентом Академии художеств в Санкт-Петербурге, в его поместье были развиты различные художественные промыслы, существовало несколько мастерских. В одной из них, в мастерской иконописи, и обучался маленький Андрей, который очень рано проявил способности к рисованию.

Призвание

Строганов чутко присматривался к талантам людей и рано заметил способности мальчика в крепостной семье. Так Андрей попал в мастерскую Гаврилы Юшкова в селе Ильинском, при Тыскорском монастыре. В 1777 году Строганов отправляет юношу для продолжения образования в Москву, где Андрей Никифорович Воронихин обучается живописи. Он получает навыки миниатюриста, затем учится перспективной живописи. Но в это время судьба сводит его с крупнейшими архитекторами Москвы - В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Под их влиянием Воронихин увлекается архитектурой. Живопись же остается для него хобби и дополнительной возможностью выразить свои замыслы в зодчестве. В 1778 году он принимает участие в росписи в команде с другими московскими мастерами.

Годы учебы

В 1779 году граф Строганов перевозит Воронихина в Санкт-Петербург, чтобы он мог всерьез заняться учебой в сфере зодчества. Он живет в доме графа, дружит с его сыном Павлом. Юноши вместе совершают несколько поездок по России, посещают Москву, юг России, Украину, осматривают черноморское побережье. В общей сложности путешествие длилось пять лет. Юноши чрезвычайно сблизились друг с другом, чувствуя себя почти братьями. Их образованием занимается выписанный из Франции по рекомендации Дени Дидро учитель - Жильбер Ромм. Молодые люди получают систематические знания по истории, естествознанию, математике, языкам. Такое образование было привычным делом в России тех времен.

В 1786 году граф Строганов дает крепостному Воронихину вольную, и он уже почти как равный отправляется с Павлом Александровичем и Жильбером Роммом в большое заграничное турне, осуществляемое при финансировании графа Строганова. Такой способ получения знаний о мире также был типичным для 18 века. Андрей Воронихин, биография которого тесно связана с семьей Строгановых, вместе с Павлом посещает Германию, Швейцарию, Францию. Там Воронихин получил широчайшие знания по архитектуре, он внимательно изучал постройки Европы, в частности немало часов посвятил исследованию Пантеона в Париже, сделал много зарисовок.

Революционная молодость

Будущий архитектор Воронихин и граф Павел Строганов надолго остались в Париже, где изучали зодчество, механику, историю. Там их застала Французская революция. Учитель молодых людей Жильбер Ромм был активным республиканцем и смог заразить своими идеями Строганова, в то время как Воронихин был далек от революционных событий, его больше увлекает искусство. Он много времени проводит в библиотеках, посещает музеи, увлекается ампиром и окончательно утверждается в желании стать архитектором. А Павел и Жильбер активно участвуют в революционных действиях. Граф А. Н. Строганов срочно требует молодых людей на родину. Ромм же остается в Париже, становится одним из лидеров революционеров, даже входит в Конвент, работает над новым календарем Республики. Позже его вместе с другими революционерами гильотинируют.

Первые шаги в профессии

В 1790 году архитектор возвращается в Санкт-Петербург, и его покровитель решает, что он готов к серьезной работе, и доверяет ему перестройку и отделку своего дворца, который сильно пострадал при пожаре. Во главе реконструкции встает Воронихин. Работы охватили огромную площадь, он достраивает библиотеку, картинную галерею, столовую, оформляет вестибюль и минеральный кабинет. Прежнюю барочную отделку, созданную Растрелли, зодчий меняет на строгий классический стиль. Строганов очень доволен своим протеже. Воронихин, постройки которого отличаются основательностью и изысканным стилем, показал себя как серьезный и грамотный зодчий. Это открыло ему дорогу в профессию.

Становление мастера

Окончив работы в Строгановском дворце, архитектор Воронихин приступает к перестройке дачи графа на Черной речке, затем к отделке дома в усадьбе Городня. Эти большие проекты позволили архитектору утвердиться в своих представлениях о жилой архитектуре, он приобретает практические навыки и постепенно набирается профессиональной силы и уверенности.

За проект колоннад для императорской резиденции в Петергофе Воронихин получает звание академика архитектуры. Ранее, в 1797 году, он уже получил звание академика перспективной живописи за цикл городских пейзажей, в том числе за работы «Вид картинной галереи в Строгановском дворце», «Вид Строгановской дачи», в которых он гармонично сочетал два своих любимых ремесла.

Дача Строганова в Новой деревне, созданная Воронихиным, стала завершающей постройкой начального периода в творчестве зодчего. В этой постройке уже в полной мере виден масштаб и сила дарования архитектора.

Казанский собор

В 1799 году в Петербурге был объявлен конкурс на проект Казанской церкви на Невском проспекте. Император Павел Первый очень хотел видеть в столице России сооружение, подобное по грандиозности собору Святого Петра в Риме. Многие именитые архитекторы подают свои проекты на рассмотрение, но выигрывает конкурс малоизвестный еще Андрей Воронихин. был заложен в 1801 году и строился 10 лет. Проект органично продолжал палладианский стиль, который развивал в России Воронихин сотрудничал с английским зодчим, а в будущем заменял его на императорских заказах. Желаемое сходство с собором в Риме архитектор достигает при помощи полукруглой колоннады, которая раскрывается на Невский проспект. Грандиозное сооружение стало одним из самых оригинальных зданий России. Притом что работы по его созданию осложнялись недостаточностью площади, а также дефицитом средств, которые требовали постоянного внесения изменений в отделку собора. Храм был освящен в 1811 году, тогда же автору проекта был пожалован и право на получение пенсии из государственной казны.

Горный институт

В 1803 году Воронихин приступает к работе над вторым самым значимым в своей жизни проектом - зданием Горного института. Александр Первый поставил перед архитектором грандиозную задачу - создать сооружение, по которому иностранцы бы судили о величии российского государства. А. Н. Воронихин проектирует здание в любимом греческом стиле, но не прямо копирует античную архитектуру, а создает современное представление о ней. Грандиозный портик с колоннами придает постройке особую значительность и величие. Впечатление усиливают две крупных скульптурных группы «Геркулес и Антей» и «Похищение Прозерпины» русских скульпторов. Русский ампир в этом здании воплотился в своих лучших чертах. Кроме экстерьера Воронихин проектирует внутренне убранство института, придавая огромное значение деталям. Величественное здание с дорическими колоннами гармонично завершило композицию василеостровской набережной и придало виду из Зимнего дворца желаемую масштабность. Оформление выдвинутого портика является одним из самых необычных архитектурных решений своего времени.

Петербургские адреса Воронихина

Параллельно с работами над Казанским собором архитектор Воронихин ведет несколько проектов в Павловске, где строит знаменитый Розовый павильон, возводит несколько мостов и построек разного назначения. Воронихин является автором итальянского павильона, нескольких каскадов и колоннад в Петергофе. Также он выполняет частные заказы, в частности руководит реконструкцией дома министра уделов на Дворцовой набережной, работает над домами семьи Строгановых, в особняке Голицыных строит домовую церковь. Мастер принял участие в создании монетного двора в Петропавловской крепости, проектировал фонтан на Пулковой горе.

Дворцы

В 1803 году архитектор Воронихин привлекается к реконструкции центрального корпуса дворца в Павловске. Мария Федоровна доверяла зодчему, он отделывал ее покои в Зимнем дворце, поэтому она положилась на его вкус и сделала его главным архитектором Павловска. Воронихин полностью перепланирует постройки, создает орнаменты для Почти одновременно архитектор работает над переделкой дворца Шереметьевых на Фонтанке. Они хотели создать интерьеры в модном классическом стиле, и Воронихин им в этом помог. Он создал просторные залы для собрания большого количества людей.

Еще одна значительная работа архитектора - это Константиновский дворец в Стрельне. Здание сильно обветшало со времен Петра Первого, и владелец дал приказ сохранить внешний облик, но модернизировать интерьеры. Воронихин полностью перепланировал внутренне убранство, разработал интерьеры в стиле ампир и руководил работами по реализации проекта. Однако пожар 1803 года почти полностью уничтожил отделку, а следующую реконструкцию поручили уже другому зодчему.

Частная жизнь

Андрей Воронихин (1759-1814) прожил интересную жизнь, при огромной загруженности на работе он реализовался и в семейной жизни. Еще в 1801 году архитектор женился на дочке английского пастора Мэри Лонд, или Марии Федоровне на русский манер. Она была сначала гувернанткой в доме Строгановых, а затем чертежницей и 10 лет проработала вместе с мастером. Невеста отказалась менять вероисповедание, и для заключения брака Воронихину пришлось собрать немало бумаг. После свадьбы молодые поселились в собственном доме. У пары родилось шесть сыновей, но почти все прожили недолго, на сегодняшний день прямых потомков Воронихина не осталось. Архитектор много и напряженно работал, в свободное время любил заниматься живописью, много читал.

Завершение пути и память

Скончался архитектор 21 февраля 1814 года. Похоронили его на самом престижном кладбище Санкт-Петербурга, в Александро-Невской лавре. На его памятнике потомки изобразили силуэт Казанского собора - главной постройки зодчего.

Лишь немногие здания Воронихина сохранились до наших дней. Но два его главных шедевра до сих пор украшают Петербург. Также сохранились некоторые его интерьеры и множество проектов, которые дают представление о мощи его таланта. Живописные работы Воронихина хранятся в Эрмитаже и Русском музее, а также в собрании Академии художеств.

Ученики Воронихина

Русский ампир нашел в творчестве Воронихина наиболее полное воплощение. Его ученики продолжали дело учителя, некоторые в прямом смысле. Так, Андрей Михайлов вместо наставника наблюдал за строительством Казанского собора. В своих авторских постройках Михайлов следует традициям Воронихина. Наиболее удачным его сооружением является церковь Святой Екатерины на Васильевском острове. Простота и элегантность замысла выдержаны в стиле Воронихина. Еще один ученик - Денис Филиппов - остался в истории архитектуры как автор Дома Академии наук на Васильевском острове, который также имеет типичные черты воронихинского ампира. Третий значительный последователь и ученик архитектора - Петр Плавов - известен как создатель Обуховской больницы на Загородном проспекте и лестницы Опекунского совета. Эти проекты также выдержаны в классическом стиле, пропагандируемом Воронихиным.