Трусость — самый страшный порок. Психология личности. Трусость самый страшный порок

"Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле предательство и убийство»

В Москве на Болотной площади установлен ансамбль скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

"Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений. Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно здравомыслящим и честным людям надо задуматься. Не будьте равнодушными, боритесь, делайте все, чтобы сберечь будущее России".
Михаил Шемякин

Как будто из болота, грязи, вязкой тины обыденной жизни эти уроды вылезли, тянут свои скрюченные руки к зрителю, пытаются уволочь на дно… Здесь - Наркомания, Проституция, Пьянство, Садизм. Налево от центра - 6 статуй, направо - 6 других. А что в центре?

А в центре - фигура, смотрящая одновременно в две стороны и заткнувшую в нежелании слушать и слышать уши, стоящая надо всеми остальными. Это самый страшный из пороков современности, в первую очередь из-за него в мире ежесекундно множится количество горя, страданий, смертей, катастроф. И этот грех мы плодим каждым своим шагом, нередко даже не замечая этого.

Кто эта фигура? Михаил Шемякин в центр поставил самый страшный порок современности - Равнодушие .

Оно слепо, оно глухо, мира вокруг него нет. «Хата с краю», «дело - сторона», «без меня разберутся», «пройти мимо», «думать о себе» - эти словосочетания сегодня регламентируют все поведение людей. «Следи за собой, будь осторожен…» Занятие, не приносящее денег, смешно… Мы, не задумываясь, говорим: «Все нормально», забывая, что синонимы «нормы» - это «никак», «обыденно», «серо», «стандартно», «безлико». Общество нормальных людей - это страшно.

*** Я не знаю, как взбудоражить вас в недрах ваших квартир,
Как растревожить, какими такими дустами?
Но знаю, что если завтра погибнет мир,
он погибнет только по вашей вине, равнодушные!

*** Когда же человек становится равнодушным?
Тогда, когда святые понятия превращаются для него
В привычный набор слов, в пустой звук.

Святые понятия как - Родина, любовь, ветеран, милосердие, память, мать.

*** Самое страшное равнодушие - это равнодушие к собственной матери. Равнодушие, обида, непонимание - очень часто эти качества накапливаются в нас, и родной близкий человек становится чужим. Мама . Мы всегда в долгу перед нею. Хлопотливая, вечно озабоченная нашими делами, всегда готовая пожертвовать ради нас своим покоем и благополучием, принимающая наши радости и горести, как свои, - нет, ближе, чем свои! Но мы спешим, торопимся и забываем маме что-то сказать, поцеловать, как должное принимаем её заботу о нас, откладывая благодарность на потом.

Легче всего обидеть мать,
Она обидой не ответит,
И только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер!»

*** Равнодушие… а как же, память о тех, кто остался в земле навсегда, и кто живёт рядом с нами. О солдатах, подаривших нам мир. Откуда в России появляются молодые люди, цепляющие на себя мерзкую символику, забывая о тех 20 миллионах, которые…

Прошла война, ушла за поворот,
В чехлах стоят гвардейские знамёна.
И жизнь, и время движутся вперёд.
Отстали только двадцать миллионов.

*** Может быть, взрослые, оберегая хрупкую впечатлительную душу ребёнка, не рассказывали ему правды о войне, о фашизме, о человеческом горе, может, сам он считал, что это «дела давно минувших дней», а сейчас есть гораздо интереснее и важнее занятия.

Есть имена, и есть такие даты,
Они нетленной сущности полны.
Мы в буднях перед ними виноваты.
Не замолить по праздникам вины.

*** И это не одна вина человека. Люди стали безразличны к маленьким трагедиям. Раньше, когда ребенок один шел по улице, прохожие непременно интересовались, не потерялся ли он, все ли в порядке. Сейчас просто проходят мимо. Болевой порог в обществе повысился. Чтобы заплакать, сегодня нам нужно увидеть что-то чудовищное.

Мы смотрим сквозь кривые зеркала
И видим жизнь как сгусток темноты,
Совсем не различая ни тепла,
Ни счастья, ни любви, ни красоты.
И доброта в тех зеркалах - обман,
Притворство и губительное зло…

Так почему ж мы смотрим сквозь туман
На лживое, продажное стекло?
Зачем плохое в людях замечать
И о чужих ошибках говорить?
Зачем от чёрной зависти сгорать,
На всех потоки ненависти лить?

Мы просто перестали уважать,
Ценить добро, смеяться и любить.
Мы постепенно стали забывать,
Что значит в полном смысле слова -
ЖИТЬ!

*** Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить даже малейшую заботу об униженном. Нет, нельзя бояться делать добро. От этого станет и нам радостнее и светлее. Если мы сделали что-то от чистого сердца, искренне пожалели человека и при этом его не унизили, то вспомним его благодарный взгляд. Как бы нам не было тяжело от своих внутренних переживаний, мы сумели найти в себе душевные силы, оторваться от них, помочь тому, кто страдает больше нас. Пропустив через себя боль другого, постороннего нам человека, мы излечиваемся от собственной боли. Это есть милосердие, которое строится на уважении и чувстве сострадания, сопричастности к человеку.

Милосердное отношение ко всему, что нас окружает: к человеку, к природе, к животным, птицам, рыбам, даже к насекомым, проявляется в поступках. Нам надо научиться дарить тепло, доброту, милосердие, и оно обязательно нам вернётся сторицей. Важно найти мир и в своей душе, где не будет злобы и агрессии, равнодушия и ненависти.

*** ...митинги, демонстрации солидарности! И всё-таки иногда слышим: «Кому это всё нужно? Пустая трата времени эти митинги, демонстрации солидарности! Что толку? Голосом больше, голосом меньше…» А ведь это и есть равнодушие. «Мелкое?» нет, равнодушие опасно всегда, в любом виде.

*** Есть такая болезнь: «госпитализм». В больнице умерла девочка, умница и любимица всего персонала. Несчастное «отказное» дитя, которому было три года, скончалось от этой болезни. И она не первая и, наверное, не последняя. Эта болезнь развивается оттого, что ребёнка просто некому приласкать, спеть песенку, поцеловать на ночь. При всей любви к ней санитарок, им было не до ребёнка, когда столько забот; главное, чтобы он был накормлен и сухой. Но весь персонал был в шоке. Умереть от невнимания . Разве это не страшно? Вот от чего могут гибнуть дети.

*** А вот ещё один случай.
К девушке на улице пристали хулиганы. Было ещё светло, вокруг много людей. Все проходили и делали вид, что ничего не замечают. Только один юноша подошёл и попытался угомонить хулиганов. Завязалась драка. На помощь никто и не пришёл. Когда один из хулиганов вынул нож, девушка закричала. В ответ на крик никто не подошёл. Юношу хулиганы ранили ножом и убежали. Скорая приехать не успела. Это равнодушие и страх окружающих убили молодого человека. И таких историй очень много.

*** Если мы будем сначала просто не обращать внимания на чужое горе, заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то тем самым мы убьем в себе самое ценное качество - способность делать добро . Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи.

*** Люди, будьте добрыми друг к другу, будьте чуткими! Нравственность и доброта - великие силы, и надо правильно их понимать. Добро воспитывает и возвеличивает человека, злость и равнодушие унижают его.

"Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь, названия человека", - говорил Саади. Но неужели всё так плохо?

*** Многие любят, сидя у телевизора, обсудить положение в мире, посочувствовать, поохать… Но есть и другие люди…

Ветеран великой Отечественной войны весь мёд, собранный со своей пасеки, отправил в военный госпиталь солдатам, раненым в Чечне.
- Благотворительный фонд "Детские Сердца" создан для помощи детям, больным врожденными пороками сердца.
- Инициативная группа "Доноры - детям" ориентирована на поиск доноров крови для пациентов Гематологического центра Российской детской клинической больницы.
....

Чистоту, простоту мы у древних берём.
Саги, сказки из прошлого тащим.
Потому что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем!

Каждому хочется жить в стране, где не страшно выйти на улицу, где вечером можно спокойно гулять по парку, где по телевизору показывают действительно произведения искусства, и где мы будем спокойны за свою жизнь, ведь рядом не будет равнодушных людей и каждый человек протянет руку помощи

Не для себя деревья плодоносят,
И реки чистых вод своих не пьют,
Не просят хлеба для себя колосья,
Дома не для себя хранят уют.
Себя мы с ними сравнивать не будем,
Но каждый знает, эту жизнь любя,
Что чем щедрее отдаёшь ты людям,
Тем радостней живёшь и для себя.


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Когда Михаил Афанасьевич Булгаков писал роман о Мастере, едва ли он предполагал, что создает самое значимое произведение русской литературы ХХ века. Сегодня произведение заслуженно входит в списки наиболее читаемых книг мира, оставаясь при этом объектом бесконечного спора литературоведов и философов.

А для сайт «Мастер и Маргарита» - просто любимая история, полная загадок и бесконечной мудрости. То, что больше всего нужно в наше непростое время.

  • Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!
  • Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда, но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются.
  • Недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих.
  • Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые.
  • Трудный народ эти женщины!
  • Человек без сюрприза внутри, в своём ящике, неинтересен.
  • Все будет правильно, на этом построен мир.
  • Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!
  • Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.
  • Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.
  • Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом, весьма крупно.
  • Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут.
  • Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
  • Помилуйте... Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!
  • Вторая свежесть - вот что вздор! Свежесть бывает только одна - первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!
  • Правду говорить легко и приятно.
  • Зачем же гнаться по следам того, что уже окончено?
  • - Достоевский умер.
    - Протестую, Достоевский бессмертен!
  • А факт - самая упрямая в мире вещь.
  • Все теории стоят одна другой. Есть среди них и такая, согласно которой каждому будет дано по его вере. Да сбудется же это!
  • Вино какой страны вы предпочитаете в это время дня?
  • Моя драма в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным.
  • - Трусость - один из самых страшных человеческих пороков.
    - Нет, я осмелюсь вам возразить. Трусость - самый страшный человеческий порок.
  • Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.
  • Самый страшный гнев - гнев бессилия.
  • Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?
  • Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза - никогда!
  • Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны... ну, что ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних... Квартирный вопрос только испортил их.
  • Что бы ни говорили пессимисты, земля все же совершенно прекрасна, а под луною и просто неповторима.

Сколько бы человечество ни существовало, его всегда будут волновать нравственные проблемы: честь, долг, совесть. Эти вопросы и поднимает М.А. Булгаков в своем лучшем философском романе «Мастер и Маргарита», заставляя читателя по-новому осмыслить жизнь и оценить значение нравственных сторон человека, а также задуматься, что важнее в жизни – власть, могущество, деньги или собственная духовная свобода, ведущая к добру и справедливости, и спокойная совесть. Если человек не свободен, он всего боится, ему приходится поступать вопреки своим желаниям и совести, то есть в нем проявляется самый страшный порок – трусость. А трусость ведет к безнравственным поступкам, за которые человека ожидает самая страшная кара – муки совести. Такие муки совести почти 2 тысячи лет не давали покоя главному герою романа Мастера Понтию Пилату.

М.А. Булгаков переносит читателя в древний Ершалаим во дворец пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата, к которому привели подследственного из Галилеи, арестованного за подстрекательство к разрушению ершалаимского храма. Лицо его было разбито, а руки связаны. Несмотря на мучившую прокуратора головную боль, как человек, обличенный властью, он вынужден был допросить преступника. Понтий Пилат, могущественный, грозный и властный человек, не терпящий возражений и привыкший к безропотному повиновению подчиненных и рабов, был возмущен обращением к нему арестованного: «Добрый человек, поверь мне!» Вызвав Марка Крысобоя (начальника особой кунтурии), он приказал проучить подсудимого. Недаром прокуратор сам называл себя «свирепым чудовищем». После наказания Понтий Пилат продолжил допрос и выяснил, что арестованный по имени Иешуа Га-Ноцри – грамотный человек, знающий греческий язык, и заговорил с ним по-гречески. Понтий Пилат заинтересовывается бродячим философом, он понимает, что столкнулся не с лицемером, а с умным и мудрым человеком, который обладает еще и чудесным свойством снимать головную боль. Также прокуратор убеждается в том, что духовная позиция Га-Ноцри: «злых людей нет на свете» искренняя и осознанная, что Иешуа живет по своим законам, законам добра и справедливости. Поэтому считает, что все люди свободны и равны. Он и с прокуратором держится как независимый человек: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, я полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека». Прокуратор удивляется, как просто и прямо Иешуа возражает ему, господину, и не возмущается. А арестованный продолжал: «Беда в том,… что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей. Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон…» Пилат почувствовал, что осужденный в чем-то главном абсолютно прав и его духовная убежденность настолько сильна, что даже сборщик податей, Левий Матвей, презрев деньги, всюду следует за своим Учителем. У прокуратора появилось желание спасти ни в чем не повинного врача и философа: он объявит Га-Ноцри душевнобольным и вышлет на остров в Средиземном море, где находится его резиденция. Но этому не суждено было сбыться, потому что по делу Иешуа существует донос Иуды из Кириафа, в котором сообщается, что философ говорил «доброму и любознательному человеку» о том, «что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть». Таким образом, оскорбив власть кесаря, Иешуа подписал себе смертный приговор. Даже ради спасения своей жизни он не отрекается от своих убеждений, не пытается солгать или что-то скрыть, так как говорить правду для него «легко и приятно». Иешуа повели на казнь, а Понтий Пилат с этого момента потерял покой, потому что отправил на казнь невиновного человека. Ему смутно показалось, «что он чего-то недоговорил с осужденным, а может быть, чего-то недослушал». Он почувствовал, что его поступку не будет прощения, и возненавидел всех, кто способствовал осуждению философа, а в первую очередь себя самого, так как совершенно сознательно пошел на сделку с совестью, испугавшись внутреннего желания восстановить справедливость. Он, умный политик и искусный дипломат, давно понял, что, живя в тоталитарном государстве, нельзя оставаться самим собой, что необходимость лицемерия лишила его веры в людей и сделала его жизнь скудной и бессмысленной, что и заметил Иешуа. Непоколебимая нравственная позиция Га-Ноцри помогла осознать Пилату свою слабость и ничтожность. Чтобы облегчить свои страдания и хоть как-то очистить совесть, Пилат распоряжается убить Иуду, предавшего Иешуа. Но муки совести его не отпускают, поэтому во сне, в котором прокуратор увидел, что не послал на казнь бродячего философа, он от радости плакал и смеялся. А наяву казнил себя за то, что испугался встать на сторону Иешуа и спасти его, потому что помиловать Га-Ноцри означало поставить под удар самого себя. Не было бы протокола допроса, он, может быть, отпустил бы бродячего философа. Но карьера и страх перед кесарем оказались сильнее внутреннего голоса.

Если бы Пилат был в ладу с самим собой и своим понятием о нравственности, его бы совесть не мучила. Но он, санкционировав казнь Иешуа, поступил вопреки «своей воле и своим желаниям, из одной только трусости…», которая оборачивается для прокуратора двухтысячелетней мукой раскаяния. По мнению Булгакова, люди с двойной моралью, как Понтий Пилат, очень опасны, потому что из-за своего малодушия и трусости они совершают подлость, зло. Таким образом, в романе неоспоримо доказано утверждение носителя добра и справедливости Иешуа, что «трусость – самый страшный порок».

Потрясает своей глубиной и всеохватностью. Сатирические главы, в которых свита Воланда морочит московских обывателей, мешаются в романе с лирическими главами, посвященными Мастеру и Маргарите. Фантастическое в романе выглядывает из-за повседневного, по улицам Москвы разгуливает нечисть, прекрасная Маргарита превращается в ведьму, а администратор Варьете становится вампиром. Необычна и композиция «Мастера и Маргариты»: книга состоит из двух романов: собственно романа о трагической судьбе Мастера и четырех глав из романа Мастера о Понтии Пилате.
«Ершалаимские» главы представляют собой содержательный и философский центр романа. Роман о Пилате отсылает читателя к тексту Священного Писания, но при этом творчески переосмысливает Евангелие. Между его героем Иешуа Га-Ноцри и евангельским Иисусом есть важные различия: у Иешуа нет последователей, кроме бывшего сборщика податей Левия Матвея, человека «с козлиным пергаментом», который записывает речи Га-Ноцри, но «записывает неверно». Иешуа на допросе у Пилата отрицает, что он въезжал в город на осле, и толпа приветствовала его криками. Толпа, скорее всего, избила бродячего философа — на допрос он приходит с уже обезображенным лицом. К тому же не Иешуа является главным героем романа Мастера, хотя его проповедь любви и истины, несомненно, важна для философии романа. Главным героем «ершалаимских» глав выступает пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
С образом Понтия Пилата связаны основные нравственные вопросы романа, такие как проблема совести и власти, трусости и милосердия. Встреча с Иешуа навсегда изменяет жизнь прокуратора. В сцене допроса он почти неподвижен, но внешняя статичность еще сильнее оттеняет его возбуждение, динамичность и свободу его мысли, напряженную внутреннюю борьбу с привычными ему принципами и законами. Пилат понимает, что «бродячий философ» невиновен, ему страстно хочется побеседовать с ним подольше. Он видит в Иешуа умного и правдивого собеседника, увлекается беседой с ним, на мгновение забывая, что он ведет допрос, и секретарь Пилата в ужасе роняет пергамент, слыша беседу двух свободных людей. Переворот в душе Пилата символизирует ласточка, которая залетает в зал во время разговора прокуратора и Иешуа; ее быстрый и легкий полет символизирует свободу, в частности свободу совести. Именно во время ее полета в голове у Пилата возникает решение оправдать «бродячего философа». Когда же в дело вмешивается «закон об оскорблении величества», Пилат «бешеным взором» провожает ту же ласточку, осознавая иллюзорность своей свободы.
Внутренние мучения Пилата происходят оттого, что его власть, практически ничем не ограниченная в Иудее, становится теперь его слабым местом. Трусливые и подлые законы, подобные закону об оскорблении кесаря, предписывают ему приговорить философа к казни. Но его сердце, его совесть говорят ему о невиновности Иешуа. Понятие совести тесно связано в романе с понятием власти. Пилат не может поступиться своей карьерой ради того, чтобы спасти «юродивого» Иешуа. Так получается, что внешне всесильный прокуратор, внушающий ужас своим слугам, оказывается бессильным в том, что касается законов совести, а не государства. Пилат боится защитить Иешуа. Страшным призраком появляется перед прокуратором в полутьме дворца образ римского императора: «…на плешивой голове сидел редкозубый венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот с отвисшей нижней капризной губой». Ради такого императора Пилату приходится осудить Иешуа. Почти физическую муку ощущает прокуратор, когда объявляет, стоя на помосте, о начале казни преступников, всех, кроме Вар-раввана: «Под веками у него вспыхнул зеленый огонь, от него загорелся мозг…». Ему кажется, что все вокруг него умерло, после он сам переживает настоящую духовную смерть: «…ему показалось, что солнце, зазвенев, лопнуло над ним и залило ему огнем уши. В этом огне бушевали рев, визги, стоны, хохот и свист».
После того, как казнь преступников состоялась, Пилат узнает от верного Афрания, что во время казни Га-Ноцри был немногословен и сказал только, что «в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость». Прокуратор понимает, что свою последнюю проповедь Иешуа читал для него, его волнение выдает «внезапно треснувший голос». Всадника Золотое Копье нельзя назвать трусом — несколько лет назад он спас великана Крысобоя, бросившись ему на помощь в гущу германцев. Но душевная трусость, боязнь за свое положение в обществе, страх перед публичным осмеянием и гневом римского императора сильнее, чем страх в бою. Слишком поздно Пилат превозмогает свой страх. Ему снится, что он шагает рядом с философом по лунному лучу, спорит, и они «ни в чем не сходятся друг с другом», что делает их спор особенно интересным. И когда философ говорит Пилату, что трусость — один из самых страшных пороков, прокуратор возражает ему: «это самый страшный порок». Во сне прокуратор осознает, что теперь он согласен «погубить свою карьеру» ради «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».
Назвав трусость «самым страшным пороком», прокуратор решает свою судьбу. Карой Понтию Пилату становится бессмертие и «неслыханная слава». И 2000 лет спустя люди все еще будут помнить и повторять его имя как имя человека, осудившего на казнь «бродячего философа». А сам прокуратор около двух тысяч лет сидит на каменной площадке и спит, и только в полнолуние его терзает бессонница. Его собака Банга разделяет с ним наказание «вечностью». Как Воланд объяснит это Маргарите: «…кто любит, должен разделять участь того, кого он любит».
По роману Мастера, Пилат пытается искупить вину перед Иешуа тем, что приказывает убить Иуду. Но убийство, даже под видом справедливой мести, противоречит всей жизненной философии Иешуа. Возможно, тысячелетнее наказание Пилата связано не только с его предательством по отношению к Га-Ноцри, но и с тем, что он «не дослушал» философа, не понял его до конца.
В финале романа Мастер отпускает своего героя бежать по лунному лучу к Иешуа, который, по словам Воланда, прочитал роман.
Каким же образом мотив трусости трансформируется в «московских» главах романа? Вряд ли можно обвинить в трусости Мастера, сжегшего свой роман, отказавшегося от всего и добровольно ушедшего в лечебницу для душевнобольных. Это трагедия усталости, нежелания жить и творить. «Мне удирать некуда», — отвечает Мастер Ивану, предположившему, что легко удрать из больницы, обладая, как Мастер, связкой всех больничных ключей. Возможно, в трусости можно обвинить московских литераторов, ведь литературная ситуация в Москве 30-х годов XX века была такова, что писатель мог создавать только вещи, угодные государству, либо не писать вообще. Но этот мотив проскальзывает в романе только намеком, догадкой Мастера. Он признается Ивану, что по критическим статьям в его адрес было видно, что «авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим».
Таким образом, мотив трусости воплощается главным образом в романе о Понтии Пилате. То, что роман Мастера вызывает ассоциации с библейским текстом, придает роману общечеловеческое значение, насыщает его культурными и историческими ассоциациями. Проблематика романа бесконечно расширяется, вбирая в себя весь человеческий опыт, заставляя каждого читателя задуматься о том, почему трусость оказывается «самым страшным пороком».

Как в романе «Мастер и Маргарита» доказывается утверждение: «Трусость – самый страшный порок»?

«Трусость – самый страшный порок»,-таковы были последние слова Иешуа Га-Ноцри перед смертью. Почему же из множества человеческих пороков он признает ужаснейшим трусость?
Я думаю, что Иешуа много раздумывал над человеком, над его мыслями и поступками, и, возможно, он сделал вывод, что трусость – есть основа порока, его отправная точка, его основная деталь и первоисточник. Человек будет грешить, потому что боится. Он боится многого: боится быть нищим, боится быть брошенным, отвергнутым, непонятым, боится быть униженным, порабощенным, ничтожным. Чтобы избежать этого многие, почти все, пускаются во все тяжкие и становятся заложниками пороков: зависти и пошлости, хитрости и подлости, обмана и алчности. Таковы почти все мы. Таковыми показывает Булгаков и москвичей 30-х годов 20-го века. «Москвичей испортил квартирный вопрос»,- говорит Булгаков. И вот мы видим, как они, трясясь от страха не получить свои заветные квадратные метры, несут Никанору Ивановичу Босому свои виды на жительства. А там: «мольбы, угрозы, кляузы, доносы, обещания произвести ремонт на свой счет, указания на несносную тесноту и невозможность жить в одной квартире с бандитами. В числе прочего было потрясающе
е по своей художественной силе описание похищения пельменей, уложенных непосредственно в карман пиджака, в квартире № 31, два обещания покончить жизнь самоубийством и одно признание в тайной беременности.»
Решающим же аргументом для сдачи квартиры иностранцам для Никанора Ивановича становятся четыреста рублей, всунутые ему Коровьевым и спрятанные в вентиляционный ход в уборной. Рубли чудесным образом превращаются в доллары, а Никанор Иванович, в свою очередь, помимо взяточника, превращается еще и в валютчика. После чего он попадает в милицию, а затем в сумасшедший дом, где ему снятся очень интересные сны. А ведь все эти неприятности произошли из-за его страха продешевить за квартиру!
В Варьете Воланд и его свита дают искрометный сеанс черной магии, на котором мы наблюдаем, как людьми правит алчность. «Несчастные» москвичи рвутся к сцене, боясь опоздать, боясь не получить самые лучшие туфли, самые модные платья и самые ароматные духи. На следующий день после «обогащения» москвичи остаются ни с чем, а Воланд торжествует!
Мы видим также Варенуху, хама и лгуна, видим ресторан «Грибоедов» для писателей, не имеющих таланта, зато имеющих удостоверение МАССОЛИТа, видим мы поклонение москвичей иностранцам,и еще множество интересных эпизодов наблюдаем мы в Москве.
Подытоживает же эту летопись человеческих пороков, образованных, как мы помним, трусостью, великий бал у Сатаны, спроецировавший все происходящее на вечность и свидетельствующий: так было, есть, так будет всегда.
Но не все так безнадежно, и нет «темного царства» без «луча света» в нем. Есть в романе люди, разделяющие мнение Иешуа. Это Маргарита, смелая женщина, заключившая сделку с самим дьяволом, во имя любимого. Она не стала жить, обманывая себя, утешая себя мыслью, что мастер мертв, она не изменила ему. Совершив один грех, она избежала многих, потому что не побоялась спуститься в ад на бал к Сатане и его свите. Это и мастер, отказавшийся писать роман угодный времени, МАССОЛИТу и государству. Он написал роман о прокураторе Иудеи и обрек себя на отверженность.
Доказательством же утверждения: «Трусость- самый страшный порок»,- является непосредственно финал романа: москвичи обречены не вечные мучения или небытие, а Маргарита и мастер обретают душевный покой. Нужно быть смелым, свободным от условностей и предрассудков, тогда ты будешь свободен и после смерти, иначе твоя дорога ведет в ад.