Палаццо-питти. Палаццо Питти Palazzo Pitti

Результат многолетней зависти сегодня ежедневно привлекает тысячи туристов и искусствоведов. Дворец Питти во Флоренции создавали с обязательным условием: он должен был превосходить владения династии Медичи. Однако судьба любит шутить: и именно они завершали это грандиозное строительство.

Сегодня Палаццо Питти – это музейный комплекс, на территории которого находится несколько галерей и музеев, а также потрясающий парк.

Брунелеско или Фанчели?

Много лет считалось, что Палаццо спроектировал легендарный флорентийский архитектор Брунелеско, однако позже исследователи пришли к выводу, что работами руководил ученик гения – Лука Фанчелли. А заказчиком дворца был местный банкир, имя которого и носит ныне весь комплекс – Лука Питти.

История здания переносит нас в XV век, когда во Флоренции правили представители династии Медичи. А Питти, будучи их финансистом, организовал заговор против влиятельной семьи. Символом его власти и должен был стать Палаццо.

Согласно замыслу дворец должен был превосходить по размеру любое из зданий, возведенных Медичи.

Согласно документам XV века, в заказе было четко прописано: внутренний двор сооружения должен быть такого размера, чтобы там мог поместиться весь дворец Медичи. А окна замка не должны были уступать в параметрах дверям замков сломленных правителей.

Чтобы построить такое гигантское сооружение требовалось немало рабочих рук. На строительство принимали каждого желающего, в том числе, преступников и изгнанных. Однако в 64 году XV века турки-османы подкосили европейскую торговлю, у Питти закончились деньги, работы остановили. А спустя восемь лет банкир умер, так и не увидев величайшего творения своей жизни, а его семья осталась жить в недостроенном дворце.

В начале XVI века власть вернулась в руки Медичи, и они выкупили сооружение. Козимо I подарил его своей жене Элеоноре Толедской. И работы начались с новой силой. От первоначального проекта решили особо не отступать, но здание значительно расшили, увеличив его площадь в 2 раза.

Кроме того, был задуман закрытый переход (переход Вазари) к зданию Правительства. Были выкуплены и земли за дворцом, на территории которых сегодня находятся сады Боболи. В XIX веке здание являлось резиденцией короля Италии, потомки которого в начале 20-го подарили его государству. После этого на территории 150 помещений открыли свои двери экспозиционные залы.

В начале 2000-х во время реконструкции замка рабочие обнаружили тайные комнаты (ванные), представляющие образцы убранства XVIII века.

Экстерьер

Стиль ренессанс лежит в основе трехэтажного здания в форме идеального куба, обшитого грубым камнем. Каждый пролет имеет десятиметровую высоту. На первом этаже имеются гигантские двери и два окна от пола до потолка. Остальные пролеты отличают соединенные балконом огромные окна, а под крышей имеется лоджия. Попасть на второй этаж можно минуя первый, благодаря лестнице, которой, кстати, не было в первоначальном проекте.

Главным архитектурным достоянием комплекса считается внутренний двор, признанным лучшим образцом в стиле ренессанс в своем роде. Колонны по своей фактуре напоминают деревья, а на внешних стенах здания имеются фрески, на одной из которых изображен первоначальный облик Палаццо Питти.

Возведенные в XIX веке полукруглые пристройки, сделали дворцовую площадь полностью закрытой. Левое возведенное крыло назвали «Рондо Бахуса» (в здании расположена одноименная скульптура). Правое же именуют «Каретное рондо».

Интерьеры дворца

В XVIII и XIX веке изменения в соответствии с требованиями моды претерпело и внутреннее убранство. Интерьеры получили видимые признаки реставрации и неоклассицизма.

Сегодня внутри дворца расположились многочисленные галереи и музеи, однако когда-то среди всех этих произведений искусства жила династия Медичи.

Они перевезли сюда все скульптуры и полотна знаменитых художников, произведения из серебра и камней. Так роскошная галерея появилась на втором этаже здания задолго до того, как ее открыли для публики. Стены были расписаны Пьетро да Кортоном. С тех самых пор картины висят в том же порядке.

Музейный комплекс

Палаццо Питти – это целый город, объединяющий прекрасное, созданное и природой, и людьми.

Перед дворцом находится наклонная площадь, получившая немало отзывов. Она привлекает туристов и местных жителей, мечтающих об отдыхе. Здесь нередко делают фото или лежат прямо на земле представители творческой среды и путешественники.

А позади Палаццо раскинулись удивительные сады Боболи. Густые зеленые аллеи уводят в таинственные лабиринты, между которыми приютились уличные скульптуры (каждая имеет высокую историческую ценность!) и фонтаны, беседки и террасы.

По образу и подобию этих садов создавался Версаль и другие самые красивые европейские парки.

Амфитеатр, увенчанный египетским обелиском – главная площадка сада, на которой в прошлые века проходили главные торжества королевской семьи. Во времена Медичи именно на его территории давали пышные приемы, а на сцену выходили итальянские актеры и оперные певцы. Выставки и концерты проходят в саду и в наши дни.

Время работы парка: с 8.15 до 16.30 с ноября по февраль, до 17-30 в марте, до 18-30 в сентябре и октябре, до 19-30 летом.

Галерея Палатина

Барочные залы открыли для публики в 20-е годы XIX века. Тогда посетители могли любоваться работами Караваджо, Тинторетто, Веласкеса, Ван Дейка, Рафаэля (11 работ – это самая большая коллекция в мире!) и других мастеров эпохи Возрождения. Сейчас в 30 залах и переходах можно увидеть и Рубенса, Боттичелли, Тициана, Мурильо. Широко представлено и более позднее искусство итальянских мастеров (вплоть до начала 20). Всего более 500 полотен.

Приобретая билет, знайте, что он дает право посетить и галерею современного искусства.

Галерея современного искусства

Здесь представлены работы мастеров, которые работали в XIX–XX веках. Особенно любопытны картины художников, именовавших себя «Маккьяйоли».

Музей серебра

Переезжая в Палаццо Питти, Медичи прихватили с собой и легендарную коллекцию серебра, которую сегодня можно увидеть в специальном музее, расположенном на территории. Это не только столовое серебро, но и вазы удивительных дизайнов и другие изделия.

Музей карет и костюма

Более 6 тысяч экспонатов моды и стиля выставлены в Малом дворце Палаццо Питти. Также на территории есть музей транспорта, демонстрирующий первые повозки, прекрасные кареты и автомобили.

Местоположение на карте

Адрес: Флоренция, Piazza Pitti, 1. Добраться можно пешком по южному берегу Арно через Понте Веккьо, а затем по улице Гвиччардини. Она и приведет к площади Питти. Или на автобусах 11 и 36 (остановка San Felice).

Телефон: +39 055 294883.
Часы работы музеев и галерей: с 8.15 до 18.50, воскресенье – выходной.
Цена: 12 € за все музеи до 16-00 и 9 € после.

Чтобы избежать очередей возле кассы, можно воспользоваться онлайн сервисом покупки билетов на официальном сайте музейного центра: www.polomuseale.firenze.it .

Вконтакте

Палаццо Питти – один из главных музейных комплексов Флоренции. Для горожан и гостей города открыто 140 залов общей площадью 32 тыс. м2. Палатинскую галерею, музей серебра, музей карет, музей фарфора, галерею современного искусства на площади Питти ежегодно посещает около 1 млн. человек.

Страницы истории

Строительство самого большого палаццо Флоренции стало результатом соперничества двух благородных семей города. Преуспевающий банкир и сторонник дома Медичи Л. Питти решился таким образом бросить вызов своему покровителю. Главным условием при заключении договора с архитектором Л. Франчелли в 1458 г. было, чтоб его новый дворец превзошел по масштабности и роскоши резиденцию дома Медичи палаццо Веккьо.

Для осуществления своей цели он не жалел никаких средств и не стеснялся в выборе методов, используя при строительстве труд осуждённых преступников. Вполне возможно, что его тщеславие стало одной из причин финансового краха семьи. Л. Питти так и не успел в полной мере удовлетворить свои амбиции: строительство палаццо завершилось в 1487 г. уже после его смерти.

Наследники банкира не имели возможности содержать грандиозное здание в порядке и почти век оно пребывало в полузаброшенном состоянии. Подлинной насмешкой судьбы над амбициозными планами Л. Патти стало то, что в XVI в палаццо перешёл в собственность представителей рода Медичи. В 1549 г. его приобрела у Б. Питти Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи I.

Новые владельцы не сразу сделали палаццо своим постоянным домом. По распоряжению герцога, он подвергся значительной перестройке. В 1558-1570 гг. Б. Амманати построил монументальную лестницу, ведущую к парадном входу дворца. Он же в эти годы почти в 2 раза увеличил размеры палаццо, выполнив проект пристроя со стороны двора в стиле маньеризма. В 1565 г. Д. Вазари закончил строительство крытой галереи, проходящей над рекой Арно и соединяющей палаццо Питти, Уффици и Веккьо.

В 1616 г. в облик дворца снова были внесены значительные изменения. Внуку Б. Амманати Д. Париджи было поручено увеличить площадь палаццо за счет строительства пристроя с северной стороны. В 1631 г. его сын архитектор А. Париджи выполнил аналогичную работу с южной стороны здания.

В 1737 г род Медичи пресёкся и права на палаццо перешли новому правителю Тосканы из лотарингской династии Франциску I Стефану. В 1828 г. с соизволения герцога Леопольда II часть залов палаццо с бесценными шедеврами живописи и скульптуры стали доступны для широкой публики.

Последний раз палаццо перестраивался в 1783-1820 гг. В эти годы по проектам архитекторов Д. Руджери, Г. М. Палеотти и П. Поччинати к зданию были добавлены два крыла-рондо, огибающие площадь.

В результате бурных событий Рисорджименто Флоренция на несколько лет становится столицей единой Италии, а палаццо Питти в 1865-1871 гг. было резиденцией её первого короля Виктора Эммануила I. В собственности савойской династии дворец и художественная коллекция оставались до 1919 г. В этом году по указу Виктора Эммануила III они были переданы государству и с этого момента начинается история современного музейного комплекса.

Архитектурный стиль палаццо

Внешний облик здания эпохи Ренессанса не вполне соответствует современным представлениям о дворцах. Рустованная кладка из грубо отёсанного флорентийского камня и почти полное отсутствие изящных архитектурных элементов декора создаёт ощущение монументальности, несокрушимой твердыни, свойственной скорее средневековому замку.

Высота здания составляет 38 м, а линия главного фасада превышает 200 м. Однако, первоначально палаццо был длиной всего 107 м. Это соответствует семи центральным окнам в трёхэтажной части здания. По всей линии фасада на уровне 2-го и 3-го этажей устроен балкон с каменной баллюстрадой.

Пилястры и полукруглые арки фасада подчеркивают его чёткую планировку. Немногочисленные декоративные украшения представлены только головами львов в герцогских коронах над окнами первого этажа.

Со стороны двора в отделке стен чередуется кладка из камня с ровной и грубо обработанной поверхностью. Неровная поверхность колонн, украшающих палаццо, напоминает стволы деревьев сада Боболи, тем самым подчеркивая близость искусства и природы. Левое и правое крылья палаццо, а также двухэтажные флигели, созданные в XVII и XVIII вв. гармонично сочетаются с основным объёмом здания.

Интерьер дворца

Убранство внутреннего пространства живо контрастирует с аскетичностью фасадов здания. Первоначальный интерьер палаццо сохранился лишь частично: то, что можно увидеть здесь сегодня создано в основном в XVII- XVIII вв. Его коридоры, залы и галереи в изобилии украшают лепные позолоченные орнаменты, мозаичные наборные паркеты, гобелены и многочисленные фрески.

В XVII в. по распоряжению герцога Фердинанда II Медичи была проведена перепланировка второго этажа. Его залы были объединены в барочную анфиладу и украшены фресками П. ди Кортона с сюжетами о жизни обитателей Олимпа: Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна и Венеры.

Не только этим, но и многим другим помещениям палаццо дали название сюжеты настенной живописи или имена выполнивших их в разное время живописцев. Зал Кастагноли носит имя художника, расписавшего потолок. Фрески на тему великого библейского потопа, выполненные Л. Адамоло, объясняют происхождение названия Зала ковчега.

Д. Колигнон украсил одно из помещений палаццо росписью, иллюстрирующей предания о Психее. Его же кисти принадлежит декоративное убранство на тему древнегреческого мифа Зала Прометея. Наконец, живопись на потолке зала Улисса кисти Г. Мартелини повествует о приключениях хитроумного царя Итаки.

Сады Боболи

Живописный парк площадью 4 га за палаццо на склоне холма по желанию Элеоноры Толедской. был создан трудами Н. Триболо в 1551 г. После его кончины в дальнейшем работу над его совершенствованием продолжили Д. Вазари и Б. Аммонати.

Главная аллея ведёт от амфитеатра в древнегреческом стиле к большому фонтану со статуей Нептуна. На сцене под открытым небом регулярно ставились спектакли по произведениям Публия Теренция Афра и Д. Б. Чини. Иногда здесь устраивались грандиозные зрелища, вроде морского сражения между 12 кораблями турецкого и христианского флотов, для чего перед амфитеатром был создан искусственный бассейн глубиной около 2 м.

Вдоль садовых аллей и около гротов Пещера Моисея и Большой пещеры, созданных по проекту Б. Буанталетти в 1583-1593 гг., установлено около 200 скульптур. Среди достопримечательностей выделяется древнеегипетский обелиск из Луксора, перенесённый сюда с римской виллы Медичи.

Парк был открыт для публики намного раньше палаццо, уже в 1766 г., и быстро стал популярным местом отдыха. Для русского человека особенно приятно, что этот уголок Флоренции был любимым местом неспешных прогулок Ф. М. Достоевского.

Михаил Малиновский

Отправляясь во Флоренцию – на родину Возрождения и величайших мастеров этой эпохи: Да Винчи, Микеланджело, Макиавелли и Данте, – нужно непременно остановиться в этом городе хотя бы на неделю: за меньший срок вам просто не удастся обойти все достопримечательности: дворцы и храмы, музеи и площади… За каждым новым поворотом старинных улочек будут открываться все новые и новые чудеса, например, палаццо Питти. Палаццо Питти во Флоренции – это самое большое палаццо в городе и одно из самых больших и величественных в Италии, история его насчитывает уже 560 лет, и сегодня это – целый кладезь музейных экспозиций, которые будут интересны каждому любознательному туристу.

Многие люди, не знающие итальянского языка или, хотя бы, основной культурологической и искусствоведческой терминологии, почему-то делают предположение, что это площадь. Но нет: палаццо – это дворец. Флоренция вообще могла бы издавать искусствоведческие словари с терминами из области живописи, скульптуры и архитектуры, ведь многие «культурные» слова, которыми пользуются сегодня по всему миру, и многие явления, обозначаемые этими словами, родились на свет именно в этом итальянском городе.

Чем же характеризуется палаццо:

  • это итальянский дворец 15-18 веков постройки
  • преимущественно такие дворцы строились в черте города богатыми аристократами: купцами, банкирами и политиками, а также членами громких династий
  • в классическом варианте в палаццо три этажа
  • нижний этаж отводился под служебные и складские помещения, комнаты прислуги, а также иногда использовался для содержания там животных и транспортных средств
  • на среднем этаже находились гостевые комнаты, кухни и столовые, библиотеки и другие общественные помещения
  • на верхнем этаже обычно располагались хозяйские спальни

Ну а теперь, уже со знанием дела, вернемся непосредственно к палаццо Питти.

История строительства

Первый камень нового дворца был заложен в 1458 году, само строительство продлилось шесть лет – довольно немного по тем временам. Но даже этого хватило, чтобы история возведения палаццо была окутана целым ворохом легенд и предположений. К сожалению, сегодня историки уже не могут наверняка сказать, где правда, а где – вымысел?

Лука Питти – богатейший флорентийский банкир, соперничавший по влиятельности и богатству с самим Козимо Медичи, – был и другом последнего, и соперником одновременно. Известно, что Питти даже устраивал против Медичи заговор – не для того, чтобы свергнуть того или убить, а чтобы заставить прислушаться к своему мнению в делах политических.

И Медичи вынужден был прислушаться: именно под влиянием Питти в середине 15 века во Флоренции была временно восстановлена демократическая система власти, а выборы снова стали организовываться по жребию, а не по праву родства и наследования. В то же время, в последние годы жизни Медичи одаривал Питти щедрыми дарами.

Строительство нового дворца было для Питти делом чести: говорят, что он хотел «перещеголять» дворцы своего друга размерами и величественностью. С размерами – однозначно получилось: палаццо Питти даже спустя пять с половиной веков – самое большое в городе и одно из самых больших в стране. С величественностью – фифти-фифти: здание хоть и выглядит величественным и монументальным, но его всегда обвиняли и до сих пор обвиняют в серости и громоздкости, и что «перегнать» Медичи таки не удалось. На вкус и цвет, как говорится…

Легенды рассказывают, что Питти повелел сделать окна своего нового палаццо больше ворот во дворцах Медичи, а еще – что все шесть лет, пока велось строительство, здесь укрывались беглые преступники: Питти и его люди покрывали мошенников, воров и даже убийц в обмен на то, что те будут работать на стройке, а сама стройка, якобы, велась днем и ночью, без перерывов и выходных. Правда все это или нет – сейчас уже сказать невозможно.

В 1464 году строительство было вынужденно остановлено. Большая часть дворца к тому времени была готова, но еще требовались какие-то доработки, оформление фасада и внутреннего убранства. Но Питти не мог больше вкладываться в дело своей жизни: его друг и покровитель Козимо Медичи скончался, к власти пришел Джироламо Савонарола, известный в истории как беспощадный диктатор, к тому же рьяно осуждавший богатство и роскошь, и у бывшего банкира начались серьезные финансовые проблемы. Справиться с ними он не смог, и в 1472 году, заметно порастеряв свое состояние, умер, оставив незавершенный дворец своим потомкам.

Но и потомки Луки удержать постройку в семейном наследии не смогли: в 1549 году окончательно разорившийся Бонаккосро Питти – достоверно не известно, кем он приходился Луке: сыном, внуком или иным родственником, – был вынужден продать палаццо. Новой его владелицей стала Элеонора Толедская, супруга Козимо Медичи – другого, – и именно под их покровительством здание было достроено и расширено.

Кто был архитектором первоначального варианта палаццо, неизвестно. Есть предположения, что это были Брунеллески и его подмастерье Франчелли, но современные историки соглашаются только со вторым именем: сам Брунеллески скончался еще за несколько лет до закладки первого камня будущего дворца. Во времена же Козимо и Элеоноры строительство велось под руководством самих Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Самым примечательным фактом можно назвать то, что между палаццо Питти и палаццо Веккьо, предыдущей резиденцией Медичи, был построен огромный коридор, позволявший перемещаться между дворцами, не выходя на улицу.

При сыне Козимо и Элеоноры, Фердинанде Первом Медичи, здесь хранились все основные богатства и огромная коллекция украшений знаменитой династии. Еще позже здание принадлежало семействам Лотарингов и Савойев. В начале 20 столетия палаццо было национализировано, то есть передано государству, здесь открыли несколько музеев и художественные галереи. На сегодняшний день палаццо Питти – одно из самых посещаемых туристических мест Флоренции, здесь ежедневно проводятся различные экскурсии.

Архитектура

Стилистически палаццо Питти относится к кватроченто (этот термин, кстати, тоже родился во Флоренции): в нем соединились образность Средневековья, нормы христианской культуры и веяния Проторенессанса. Мощное и величественное здание палаццо как будто давит сверху, заставляя покорно опустить взгляды. Но Лука Питти этого и добивался: та же облицовка фасада рустом – грубо отесанным камнем, – намекает на то, что дворец в его понимании должен был производить грозное и жесткое впечатление.

В здании три этажа, причем каждый верхний этаж меньше предыдущего, таким образом, дворец как бы уходит ввысь, подобно египетской пирамиде. Также это четкое деление заметно благодаря полукруглым аркам и пилястрам, которые были сделаны уже во времена Элеоноры Толедской. Впрочем, считается, что Вазари и Амманати следовали первоначальному замыслу и планам, сделанным еще при жизни Питти.

Галерея Палатина

Галерея Палатина – или Палатинская, – сама по себе, даже без выставленных там шедевров живописи, очень красива и самобытна. Некоторые залы, расписанные итальянцем Пьетро да Кортона, представляют собой общий мифологический рисунок и даже названы именами древнеримских и древнегреческих богов: Венеры – богини красоты и плодородия, – Аполлона – бога света и покровителя искусств, – Марса – бога войны и сельского хозяйства, – Юпитера – верховного бога, – и Сатурна – бога земледелия и времени.

Что касается картин галереи, то их начали собирать еще Медичи, затем дело было продолжено и Лотарингами. Именно здесь, во дворце Питти, самая большая в мире коллекция шедевров Рафаэля: целых одиннадцать картин! Есть здесь и работы таких известнейших мастеров, как Тициан, Рубенс, Ван Дейк и Караваджо.

Галерея современного искусства

Кроме шедевров времен Возрождения славится палаццо Питти и галереей современного искусства, где выставлены картины живописцев 19 века. Большинство из них писали в технике маккьяйоли (еще одно флорентийское слово!) – особом стиле, отличающемся свободной манерой и ярко выраженными «пятнами». Вполне возможно, что именно из маккьяйоли вырос импрессионизм.

Сокровища великих герцогов

Второе название – Музей серебра. Музей довольно внушительный: почти тридцать залов, и один роскошнее и богаче другого. Эта коллекция также собрана семейством Медичи: здесь и виртуозно отлитое, резное, изящное столовое серебро, и ювелирные украшения легендарной династии, и коралловые и жемчужные сувениры, и миниатюрные фигурки, вырезанные из вишневых косточек и слоновой кости, и византийские вазы, и амфоры из восточных стран, и шедевры венецианского ювелирного дела, и драгоценные и полудрагоценные камни, и восхитительный прозрачный янтарь… Похожие роскошные и богатые коллекции можно встретить разве что в залах Лувра и Эрмитажа.

Музей моды и костюма

Это собрание сравнительно молодое – музей открылся всего лишь в 1983 году. Тем не менее, сегодня он насчитывает уже больше 6 тысяч экспонатов, и каждое уважающее себя издание давно внесло его в списки лучших музеев моды и костюма в мире.

Безусловно, большая часть костюмов коллекции – итальянские: шедевры Мариано Фортуни, Марии Галенга, Эльзы Скиапарелли. Все эти женщины – известные дизайнеры и модельеры конца 19 – начала 20 века. Именно их стараниями развивалась современная итальянская мода. Есть здесь и костюмы аристократического общества 18-20 веков, и театральные костюмы, и некоторые украшения, и одежды знаменитых итальянских актрис, например, Элеоноры Дузе. Здесь же – знаменитые работы из коллекций великолепной Коко Шанель.

Кроме того, в музее моды есть и транспортные средства: кареты, повозки, первые автомобили. Можно увидеть цельные композиции, когда рядом с женским и мужским манекенами в костюмах определенных годов находится транспортное средство того же времени.

Поскольку ткань очень быстро разрушается на свету, все экспонаты находятся под стеклом, а в самом помещении царят полумрак и прохлада. Кроме того, чтобы костюмы не находились слишком долго на манекенах, каждые два года вся экспозиция полностью меняется. Временные же выставки меняются еще чаще. Фотографировать здесь можно, но только без вспышки. Кроме того, отправляясь в музей моды и костюма, обязательно оденьтесь потеплее.

Королевские и императорские апартаменты

В правом крыле палаццо располагаются апартаменты правившей в 19 веке династии Савойев. В те времена Флоренция была столицей Италии, и король Витторио Эмануэле Второй проживал здесь некоторое время вместе со своей семьей как в частной резиденции. Именно тогда в покоях была установлена роскошная винтажная мебель и завезены различные предметы искусства – картины, скульптуры и рельефы, – 16-19 веков.

Время работы и цены на билеты

Туристов в палаццо Питти всегда много, но утешает одно: площадь и сам дворец такие огромные, что толкаться вряд ли придется.

Режим работы таков:

  • пн выходной день
  • вт-вс 08.15.-18.50

Кассы при этом закрываются на полтора часа раньше. Также экспозиции могут не работать по крупным праздникам. Стоимость общего билета для осмотра всех достопримечательностей палаццо Питти и прилегающих к нему знаменитых роскошных садов Боболи – 38 евро. Однако есть варианты за 16, 18 евро и др., позволяющие осмотреть только часть территории в тех или иных комбинациях. Кроме того, билет можно забронировать на официальном сайте палаццо (стоимость брони – еще 3 евро), тогда можно будет пройти в особую очередь с электронным ваучером или распечаткой.

Экскурсии – индивидуальные, семейные и групповые, – покупаются по отдельным дополнительным билетам.

Где находится и как добраться

Точный адрес палаццо: площадь Питти, Флоренция. Мимо него ходят автобусы No11 и No36, кроме того, можно добраться до дворца на такси. Если же вы гуляете по городу пешком, то площадь и палаццо непременно окажутся в вашем маршруте, ведь они находятся в историческом центре Флоренции, и мимо такого великолепия вы точно не пройдете.

Палаццо Питти во Флоренции на карте

Сокровищницу Медичи, музеи фарфора, серебра, карет, галереи костюма, современного искусства и Палатинскую галерею позволяет посетить Палаццо Питти – флорентийская достопримечательность, поражающая не только богатством коллекции, но и грандиозностью размера.

Как добраться

Адрес: Piazza dei Pitti Firenze, Italia. Доехать можно автобусами № 11 и 36. Остановка San Felice.

Время работы: 8:00 — 19:00 (ежедневно, кроме понедельника)

Старинный дворец, названный в честь своего первого хозяина и расположенный на площади «имение его же», – вовсе не редкость в Италии. Огромный , крупнейший музейный комплекс Флоренции, можно смело занести в список таких вот «именных» дворцов. Сегодня его здание на Площади Питти является просто городским музеем, а ещё несколько столетий назад оно блистало воистину королевским величием, ведь Медичи и герцоги Лотарингские «не побрезговали» домом одного флорентийского банкира и превратили его в королевскую резиденцию.

Палаццо Питти. Страницы истории

История создания Палаццо Питти во Флоренции (особенно её ранний этап) представляет собой смесь исторических фактов, рассказов современников и догадок историков. Неоспоримым является то, что Флоренция в начале XV века находилась под властью семейства Медичи. Одним из преданных друзей и помощников Козимо Медичи был в те времена весьма состоятельный банкир Лука Питти. За оказанную правительству помощь он не стеснялся регулярно принимать щедрые дары, и даже был произведён в рыцари. Как оказалось, дружба стареющего Медичи и амбициозного Питти не выдержала испытание властью, и летом 1458 года последний организовал заговор против Медичи, добившись избрания нового правительства.

Но простого свержения бывшего друга и покровителя Луке Питти оказалось мало. В том же году банкир начал строительство собственного дворца, который по замыслу превзошёл бы любой из домов бывшего правящего семейства. Некоторые исторические документы свидетельствуют, что архитектору был заказан дворец настолько величественный, что в его внутреннем дворике мог бы поместиться дворец Медичи, а его окна превосходили бы вход дома бывшего друга.

В XVI веке Вазари утверждал, что создание столь грандиозного строения было поручено Филиппо Брунеллески. Но последние исследования доказывают, что архитектором Палаццо Питти был его ученик Лука Франчелли. Версия историков подтверждается и тем фактом, что Брунеллески умер за 12 лет до начала строительства дворца во Флоренции. В масштабном процессе строительства были задействован практически все, кто мог быть полезен в той или иной степени. Макиавелли писал, что во дворце находили пристанище даже изгнанные из города граждане и беглые преступники. Несмотря на смелость архитектурного замысла и суровость рустованного каменного фасада, флорентийский Палаццо Питти, так и не превзошёл дворцы Медичи в спокойствии и величии.

Смерть Козимо Медичи и нарушение торговых связей привело к разорению многих некогда богатых семейств. Не стали исключением и сами Питти. В 1464 году им пришлось остановить строительство дворца, а ещё через 6 лет умер сам хозяин дома, так и не увидев его готовым. Тем не менее, какое-то влияние Питти за собой, всё же, сохранили, поскольку продолжали жить в семейном дворце. Но длилось это не долго. Уже в 1537 году Козимо I вернул власть во Флоренции Медичи, а в 1549 году выкупил у совсем обнищавших потомков Луки Питти Палаццо и подарил его супруге Элеоноре Толедской.

Правда, нового правителя не устроили размеры дворца, и он решил расширить его, взяв за основу первоначальный проект. За счёт расширения тыльной стороны здание было увеличено почти вдвое. В конечном итоге длина здания достигла 205 метров, а высота – 38 метров, а его внутреннее пространство разбивали на части арки с пилястрами. Дабы объединить Палаццо Питти с Палаццо Веккьо, в котором в те времена проходили заседания правительства, Джорджо Вазари построил в 1565 году крытый коридор, проходящий и через дворец и Понте Веккьо. Земля позади дворца была также выкуплена Медичи, и несколько позже там был разбит красивейший парк, знакомый нынешним туристам как .

До 1737 года Дворец Питти оставался официальной резиденций Медичи, пока не умер последний прямой потомок по мужской линии Джан Гастоне. Некоторое время в доме проживала сестра последнего из Медичи. С её смертью род окончательно прервался, и дворец, а вместе с ним и власть перешли к новому Великому герцогу тосканскому из Лотарингского дома. Австрийское правление недолго прерывалось Наполеоном, а в 1860 году Лотарингов в Палаццо Питти сменила Савойская династия. Во время освободительного движения Рисорджименто Флоренция стала столицей Италии, в 1865–1871 годах во дворце жил король Виктор Эммануил II, а в 1919 году уже его внук Виктор Эммануил III национализировал и подарил дом державе.

После успешной национализации Палаццо Питти во Флоренции и прилегающие сады были разделены на музей и пять галерей искусств. Для посетителей открыто около 140 помещений и выставочных залов, оформление внутреннего убранства которых происходило в XVII и XVIII веках. Во время реконструкции 2005 года было найдено несколько ранее скрытых помещений – ванных комнат XVIII века. Удивительно, но устройство водопровода в них мало, чем отличается от современного.

Об архитектурных особенностях Палаццо Питти во Флоренции

Флорентийский Палаццо Питти не только один из самых больших дворцов в стране. Его с полным правом можно отнести и к числу самых впечатляющих. Безусловно, внешняя отделка типичного для ренессансной архитектуры строения, несколько неожиданна для тех времён. Равный по глубине и высоте трёхэтажный куб снаружи покрывает грубый рустовый камень, обычно использовавшийся для облицовки общественных зданий, а никак ни жилых домов. Три больших входных двери ведут во дворец, каждый из этажей которого более 10 метров высотой. По семь окон располагаются на втором и третьем этажах, окна фасада соединяет длинный балкон, а прямо под крышей располагается лоджия.

Правда, уже первая реконструкция, инициированная Козимо Медичи, привела к изменению облика палаццо: боковые входы были превращены в напольные окна, а, благодаря новой лестнице, можно было попасть прямо на второй этаж. Но главные изменения, внесённые в планировку Амманати, касаются внутреннего двора. Это один из красивейших ренессансных внутренних двориков. Грубая и гладкая текстуры чередуются на внутренних стенах дворца, а похожие на стволы деревьев шероховатые колонны подчёркивают близость живой природы и искусства.

Последние архитектурные изменения были сделаны в конце XVIII начале XIX века. Архитекторы Поччианти и Паолетти с двух боков дворца пристроили по полукруглому крылу, в результате чего площадь палаццо оказалась окружённой стенами с трёх сторон. В честь находящейся неподалёку статуи Бахуса левое крыло получило название «Рондо Бахуса», правое же нарекли «Каретным рондо».

Интерьер Палаццо Питти с XVIII века до наших дней

К сожалению, внутреннее убранство комнат времён Питти и Медичи не сохранилось, и большинство залов тяготеют к манере неоклассицизма. К примеру, белую комнату с фресками братьев Албертоли «довели до неоклассики» архитекторы Кастаньоли и Террени, а Джузеппе Чачиалли создал знаменитые ванну Наполеона и вестибюль Марии Бурбон, являющиеся немыми свидетелями французских страниц в истории дворца.

Сегодня интерьер Палаццо Питти поражает роскошью: белая с золотым лепнина, шёлковые обои и ценные гобелены, фрески и мебель времён Наполеона…

Палатинская галерея

Начало коллекции галереи Палаццо Питти положили Медичи, перевёзшие из Палаццо Веккьо скульптуры, полотна живописцев, серебряные изделия и драгоценности. Продолжили их дело герцоги Лотарингские. При этом роскошные помещения в стиле барокко стали превосходным фоном для произведений искусства, а картины мастеров – достойным декором. Почти сразу весь второй этаж был превращён в галерею, особого внимания в которой были достойны мифологические залы Аполлона, Венеры, Юпитера, Марса и Сатурна, расписанные небезызвестным Пьетро да Кортона.

По большому счёту, получившаяся в результате уникальная коллекция полотен, изначально завозилась во дворец лишь в качестве украшений. Даже сегодня картины расположены на стенах Плаццо Питтти так, как их повесили хозяева. А вовсе не сгруппированы по залам или художникам, как тому должно быть в музее. Несмотря на это, ни один мировой музей не может похвастаться такой коллекцией работ Рафаэля. Его полотен здесь одиннадцать. А ещё Караваджо, Тициан, Рубенс, Ван Дейк, Тинторетто, Понтормо, Мурильо и многие другие представители флорентийской и венецианской школ живописи.

Галерея современного искусства

Здесь посетители смогут ознакомиться с работами мастеров кисти более позднего периода – XIX – XX веков. Особого внимания достойны работы представителей флорентийской группы «Маккьяйоли». Такое название группа единомышленников получила за свою свободную манеру письма в виде разнообразных цветовых пятен (от итальянского macchia – пятно).

Музей серебра

Уникальная коллекция предметов искусства не только итальянских мастеров поражает воображение в музее серебра. Безусловно, главной его изюминкой является коллекция ваз Лоренцо Великолепного. Здесь есть и вазы империи Сасанидов, и древнеримские амфоры, и византийские творения, и даже работы венецианцев XIV столетия. Но не только вазами славен музей серебра Палаццо Питти. Драгоценные камни, изделия из слоновой кости, серебра и золота «разбросаны» по разным залам и создают атмосферу сказочного богатства. Чего стоит одна площадь Синьори в миниатюре, выложенная драгоценными камнями и золотом!

Кроме того, в музее карет можно увидеть первые автомобили и повозки без рессор. В музее костюма, расположившемся в Малом дворце, осмотреть коллекцию из 6 000 костюмов и аксессуаров. А в правом крыле Палаццо стоит посетить королевские апартаменты и почувствовать себя венценосной особой.

Как видите, Палаццо Питти во Флоренции достоин внимания туристов. Принимает посетителей он ежедневно, кроме понедельника, с 8.00 до 19.00. Правда, вход внутрь обычно прекращается в 17.30. Это и не удивительно. Чтобы осмотреть одну только Палатинскую галерею с её 500 полотнами, понадобиться не один час.

Палаццо-Питти (Флоренция, Италия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

Предыдущая фотография Следующая фотография

На южном берегу Арно, неподалеку от моста Понте-Веккьо , вдоль площади Питти растянулось громадное здание, облицованное грубым золотистым камнем. Это самый крупный флорентийский дворец 16 века, резиденция герцогов Тосканских и двух королевских династий - Габсбург-Лотарингской и Савойской. Однако строение носит имя первого хозяина - банкира Луки Питти, жаждавшего превзойти роскошью владетелей Флоренции.

Ходят слухи, что перед архитектором стояла задача возвести здание с внутренним двором, куда поместился бы любой дом рода Медичи. Но банкир умер, семья разорилась, герцог Козимо в 1550 г. выкупил недостроенные хоромы. Ныне здесь разместились несколько музеев.

Что посмотреть

Стены Королевских апартаментов и галереи Палатина увешаны картинами великих мастеров Возрождения. Среди 500 полотен 11 - кисти Рафаэля Санти (это самая большая коллекция в мире), 13 холстов Тициана, множество работ Ван Дейка, Рубенса, Мурильо, Боттичелли, Тинторетто, Веласкеса, Караваджо и Рубенса. Роскошные интерьеры обставлены великолепной мебелью и вазами ручной работы.

В Галерее современного искусства выставлены картины и скульптуры в стилях от неоклассицизма и романтизма конца 18 столетия до декаданса, символизма, постимпрессионизма первых десятилетий 20 века. В экспозиции работы Хайеса, Лега, Синьорини, Фаттори, Писсарро, Болдини, Магелли.

Совершенно необычны картины флорентийских мастеров, написанные яркими цветными пятнами. Сами художники называли себя «Маккьяйоли» от итальянского слова macchia - пятно.

В Музее серебра можно увидеть вазы и статуи из полудрагоценных камней, горных кристаллов, янтаря и слоновой кости, древнеримские амфоры, собрание сосудов периода Сасанидской империи в Иране. Великолепен серебряный макет площади Синьории, украшенный драгоценными камнями.

Коллекцию Музея моды начали собирать в 16 веке, сегодня в ней 6000 экземпляров платьев, костюмов, модных аксессуаров, нижнего белья, ювелирных изделий и бижутерии. Основная экспозиция меняется раз в два года. В Музее карет демонстрируются роскошные средства передвижения королей и герцогов, украшенные резьбой и позолотой. Здесь же стоят их первые автомобили.

Практическая информация

Адрес: Флоренция, Piazza Pitti, 1. Веб-сайт (на англ.).

Как добраться: на автобусах №№ C3, D до ост. Pitti.

Время работы: со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:50, выходной день - понедельник. Цена билета для взрослых на одну выставку с 1.03 по 31.10 - 16 EUR, с 1.11 по 28.02 - 10 EUR. Цена комбинированного билета для взрослых на все выставки с 1.03 по 31.10 - 38 EUR, с 1.11 по 28.02 - 18 EUR. На посещение дворца с 8:00 до 9:00 - скидка 50 %. Подробная информация на сайте. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.