Где стоит памятник петра 1. Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе "Медный всадник". Историческая ценность монументов, посвященных Петру I

Петр Первый – бесспорно ключевая фигура для Санкт-Петербурга, обязанного своим рождением Российскому Царю. Поэтому, горожане трепетно относятся к памяти Великого Петра, образ которого увековечен многими архитекторами.

Медный всадник

Безусловно, самый известный памятник Петру Первому, который был воздвигнут по приказу Екатерины Второй, чтившей и приклонявшейся перед величием императора.

На постаменте по приказу императрица была выполнена надпись «Петру Первому Екатерина Вторая лѣта 1782», Конная статуя была выполнена скульптором Этьеном Фальконе, а голову императора исполнила его ученица Мари Анн Колло. Петр I изображен в динамике, на вздыбленной лошади. Тем самым Фальконе хотел показать силу императора, его рвение двигаться только вперед и вести страну к светлому будущему.

Змея под копытами лошади императора символизирует победу Петра Великого над его врагами и противниками его реформ. Постамент был задуман скульптором в виде волны. Для него потребовалась огромная глыба высотой в 11,2 метра. Нужная глыба была найдена крестьянином Семеном Вишняковым недалеко от деревни Лахта. Существует поверье, что пока Петр Первый находится на своем месте, с Санкт-Петербургом будет все хорошо…

Месторасположение: Сенатская площадь

Памятник Петру I у Инженерного замка

Еще при жизни Петра Первого скульптор Бартоломео Карло Растрелли (отец знаменитого архитектора Бартоломео Франческо Растрелли) начал создание этого памятника – первой конной статуи в России. Однако, памятник был отлит лишь к 1747 году и еще долгое время не мог обрести своего места. Первоначально планировалось установить его на Дворцовой площади после завершения строительства Зимнего дворца. Однако, после смерти Елизаветы, интерес к творению Растрелли был потерян, а памятник был закрыт в амбаре Литейного двора на Васильевском острове. Несколько десятков лет о нем никто не вспоминал. Лишь Павел I вспомнил о величественном монументе и по его приказу он был установлен перед Михайловским (Инженерным) замком.

Торжественное открытие памятника Петру Первому состоялось в 1800 году. На пьедестале монумента Павел I велел сделать надпись «Прадеду – правнук», как бы в противовес надписи на Медном всаднике: «Петру Первому – Екатерина Вторая».

Местоположение: площадь перед Инженерным замком, Садовая ул., 2

Памятник «Царь-плотник»

Памятник «Царь-плотник» является копией памятника Петру Великому, установленного в 1911 году в Нидерландах. Однако, история не так проста….

Всем известно, что Петр I увлекался ремеслами и корабельным делам. Отсюда и появилась идея у скульптура Л.А. Бернштама изобразить русского императора за любимым делом — строительством нового судна. В 1907 году Николай Второй заинтересовался двумя гипсовыми макетами памятников Леопольда Бернштама, представленными на выставке в Париже.

Один макет носил название “Петр, спасающий рыбаков близ Лахты”, другой - “Петр, обучающийся корабельному мастерству в Саардаме”.

По указу Николая Второго в 1910 году с макетов были отлиты бронзовые памятники и установлены на Адмиралтейской набережной Петербурга. Они стали подарком императора на его двухсотлетие Северной столицы. В 1911 году по распоряжению Николая II с памятника “Царь-плотник” отлили две бронзовые копии. Одна, меньшего размера, была установлена в Летнем саду в 1913 году.

Другая, точная копия памятника, российское правительство передало в дар старинному Саардаму (Ниделанды). Однако, после революции памятники Петру Первому-реформатору были отмечены, как не представляющие художественной ценности и отправлены на переплавку. Лишь в 1996 году правительство Королевства Нидерланды презентовало Санкт- Петербургу копию памятника “Царь-плотник”. Считается, что пришедший к памятнику может попросить императора помочь в поиске работы или продвижении по карьерной лестнице.

Месторасположение: Адмиралтейская набережная

Бюст Петр I на Московском вокзале

Приезжающих на Московский вокзал встречает сам император – основатель Петербурга! В центре светового зала Московского вокзала установлен бюст Петра Первого. Бюст был выполнен скульптором А.С. Чаркиным, который взял за основу бюст Петра I, созданный в 20-х года 18 века К.Б. Растрелли. Установка бюста в 1993 году прошла без пышной церемонии открытия и была приурочена к возвращению города его исторического названия.

Местоположение: Площадь Восстания, Московский вокзал

Бюст Петра I у домика Петра I

История города неразрывно связано в первой скромной обителью императора Петра Первого – скромным домиком, расположенным на Петровской набережной. В 1875 году в честь 150-ти летней годовщины со дня смерти Петра Первого был установлен памятник Петру I работы скульптора Николя-Франсуа Жилле. Он представляет собой бюст, установленный на высокий постамент, выполненный из красного гранита.

Местоположение: Петровская наб. дом 6

Памятник Петру I работы Шемякина

В 1991 года на территории Петропавловской крепости перед зданием бывшей гауптвахты был открыт памятник Петру I, который до сих пор вызывает у многих не однозначные эмоции…

Скульптура является работой петербургского художника Михаила Шемякина. Считается, что автору удалось достичь максимальной схожести с реальным лицом Петра Первого благодаря использованию при его создании подлинной посмертной восковой маски императора, снятой Растрелли. Однако, весь образ Петра первого выполнен в гротескной манере, свойственной автору.

Местоположение: Петропавловская крепость

Памятник Петр I в аэропорту Пулково

Скульптор Михаил Дронов представил Петра Первого в образе современного пассажира аэропорта, который спешит в путешествие по России. Благодаря этому, в зоне внутренних рейсов, каждый может попросить у Петра Первого благословения в добрый путь! Император облечен в одежду того времени, однако с одной руке он держит смартфон, а другой тянет за ручку чемодан. Статуя выполнена из Пулковской глины и отлита в бронзе. Высота статуи соответствует историческому росту императора и составляет 2 метра 20 сантиметров.

Местоположение: «Пулково», зона внутренних рейсов

Бюст Петра I на фасаде Нахимовского училища

Здание Нахимовского училища является одной из визитных карточек Санкт-Петербурга. Оно было построено в 1910-1912 годах по проекту А. И. Дмитриева для Городского училищного дома имени Петра Великого. С 1944 года в здании размещается военно- морское училище. Замысел строительства Училищного дома имени Петра Великого был приурочен к 200-летию Санкт-Петербурга.

Так как здание изначально планировалось не только как учебное заведение, но и как памятник архитектуры в стиле ретроспективизма, оно получило изысканный и запоминающийся облик. Место для него было выбрано вблизи домика Петра Первого. Бюст Петру I работы скульптора В.В.Кузнецова был установлен на уровне 3-го этажа фасада Нахимовского училища в проеме, имеющем декоративное оформление.

Местоположение: Петроградская набережная, дом 2

Памятник Петру I З.К. Церетели

В 2006 году на площади перед гостиницей Прибалтийская, расположенной на Васильевском острове, был открыт памятник Петру Первому работы скульптора З.К. Церетели. Первоначально памятник был представлен на персональной выставке Зураба Церетели, проходившей в петербургском Манеже в 2005 году. Статуя выполнена из бронзы, а постамент из красно-вишневого полированного гранита. Высота пьедестала памятника составила 8 метров, благодаря чему Петр Первый возвышается над своим городом.

"Медный всадник" — памятник первому российскому императору Петру I, стал одним из символов Санкт-Петербурга . Его торжественное открытие, приуроченное к 20-летию царствования императрицы Екатерины II, состоялось 18 августа (7 августа по старому стилю) 1782 года на Сенатской площади.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла .

Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьена-Мориса Фальконе, давно мечтавшего создать монументальное произведение. Эскиз из воска был сделан мастером еще в Париже, а после приезда его в Россию в 1766 году началась работа над гипсовой моделью в величину статуи.

Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как "созидателя, законодателя и благодетеля своей страны", который "простирает десницу над объезжаемой им страной". Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.

Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.

Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.

Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: "Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778". В августе того же года скульптор покинул Россию , не дождавшись открытия монумента.

Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен .

Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.

Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: "Петру Первому Екатерина Вторая". Установкой памятника руководил скульптор Гордеев .

Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.

В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.

Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.

Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.

Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.

Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра .

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.

"Медный всадник" неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.

Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.

В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно на Сенатской площади.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Памятник Петру I - "В ознаменование 300-летия российского флота" - невероятной высоты скульптура, установленная на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в 1997 году. Исполинский монумент стал третьим по высоте памятником в Москве, а по степени своей скандальности оставил далеко позади всех мыслимых конкурентов.

Пётр I Великий (1672 - 1725) - последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский, вошедший в историю как прогрессивный реформатор российской государственности и военного дела, а также как создатель регулярного российского флота. Современные историки оценивают его личность и вклад в развитие России достаточно противоречиво, но если значение прочих достижений первого российского императора они могут подвергнуть сомнению, то создание флота однозначно стало его триумфом.

Скульптура изображает гигантского Петра Первого за штурвалом непропорционально малого парусного судна. Лицо императора выполнено с портретным сходством, а фигура облачена в древнеримские доспехи и плащ; левой рукой он удерживает штурвал, правую же поднял, демонстрируя огромный позолоченный свиток. Судно, которым управляет бронзовый Пётр, сделано непропорционально, даже карикатурно маленьким по сравнению с его фигурой; на его палубе, словно грибы, стоят ещё более маленькие городские здания, на крышах которых и стоит император. Мачта, огромная по сравнению с размерами судна, отличается высокой детализацией, а на бушприт водружён двуглавый орёл. В качестве пьедестала для масштабного памятника служит стилизованная ростральная колонна, ростры которой украшены Андреевскими флагами. Монумент установлен на небольшом искусственном острове, который обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Высота памятника - 98 метров. Это третий по высоте памятник Москвы и России после монументов Победы (141,8 метра) и (107 метров).

Технические детали

В инженерном смысле монумент представляет собой уникальное сооружение.

Его несущий каркас построен из нержавеющей стали, поверх которой навешены бронзовые детали. Внутри пьедестала предусмотрена лестница для наблюдения за состоянием памятника. Фигура Петра и корабль собирались по отдельности и монтировались уже в готовом виде. Паруса, со стороны кажущиеся монолитными, также имеют внутри металлический каркас, служащий для облегчения их веса. Любопытно, что ванты корабля представляют собой настоящие плетёные канаты: их сплели из нескольких тросов из нержавеющей стали и закрепили таким образом, чтобы полностью исключить их подвижность. На работах по монтажу задействовали 120 человек.

Для строительства использовали высококачественную бронзу. При монтаже её покрывали специальным защитным лаком, предотвращающим коррозию и изменение цвета.

История памятника

Любопытно, что история установки исполинского Петра фактически началась с совсем другого памятника.

20 октября 1996 года в России отмечали 300-летие российского флота, и за год до этого российские моряки при поддержке первого заместителя Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова обратились к правительству России с просьбой установить на набережной напротив Третьяковской галереи памятник по эскизу скульптора Льва Кербеля. Однако, московские власти взялись разрешить все вопросы с памятником самостоятельно, и решением правительства Москвы были организованы специальные комиссии, которые сочли задумку Церетели более интересной. Вместе с тем, скульптору рекомендовали внести в проект некоторые изменения: одеть Петра в традиционную российскую форму, разместить внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев и убрать двуглавого орла с бушприта. Автор к рекомендациям не прислушался.

Построить памятник к празднику, разумеется, уже не представлялось возможным: на его проектирование и строительство ушло около года, и он был открыт 5 сентября 1997 года - в день празднования 850-летия Москвы.

Любопытно, что ещё при строительстве памятника с ним вышел громкий эксцесс: 6 июля 1997 года члены радикальной подпольной группы "Реввоенсовет" заминировали Петра. Взрывать памятник, однако, не стали: по разным версиям, подрыв был толи отменён, толи предотвращён. Позже участники организации были привлечены к ответственности за терроризм.

К сожалению, горожане в основном не приняли новый памятник: он вызвал отторжение и был резко раскритикован, причём принять Петра не смогли даже спустя годы после установки скульптуры. Активная общественность не раз инициировала дискуссии и кампании за снос памятника, а некоторые другие российские города даже изъявляли готовность его принять, но пока что он остаётся на своём месте. И, видимо, останется навсегда: как бы там ни было, вне зависимости от отношения горожан к памятнику, постепенно москвичи к нему привыкают.

"Вас здесь не стояло": критика монумента

Памятник Петру I стал, вероятно, самым скандальным монументом в истории современной Москвы, став живой городской легендой.

Первое, что смутило горожан - слухи о том, что памятник является слегка переработанной скульптурой Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США и Испании к 500-летию открытия Американского континента, но те отказались. Скульптор опроверг эти слухи, но им по-прежнему верят. В музее-мастерской Зураба Церетели есть макеты обоих памятников, которые специально демонстрируются рядом, чтобы публика могла увидеть различия между ними.

Вопросы возникли и к ростральной колонне в пьедестале памятника - дело в том, что ростральные колонны принято украшать трофейными рострами (или их скульптурными изображениями) вражеских кораблей, но в монументе на них закреплены Андреевские флаги - символика российского флота. Таким образом, Пётр с памятника словно воюет с российским флотом. Кроме того, москвичей огорчили место и размеры памятника: ведь Пётр Первый связан в первую очередь с Петербургом, и горожанам показалось нелогичным строить настолько огромный памятник ему в Москве, да ещё в самом центре, где он сильно вмешивается в городские панорамы. Смутили и странные пропорции гигантского императора к маленькому кораблю.

В разные годы отдельные общественные деятели и организации неоднократно предлагали снести, перенести и даже построить вокруг Петра небоскрёб. Дискуссия была особенно острой после открытия монумента, московские СМИ публиковали большое количество статей против памятника, а общественные деятели собирали подписи и занимались агитацией за его снос, но позже всё поутихло. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова споры разгорелись вновь, но памятник пережил и их.

Любопытно, что обилие критики породило массу ироничных названий, которыми именуют памятник в народе: "Пётр Христофорович", "Кинг-Конг", "Колумб с головой Петра", "Гулливер" и ряд прочих.

Так или иначе, в наши дни памятник Петру I стал одной из самых из самых известных достопримечательностей Москвы. Да и как не стать, если его видно из половины центра города?

Памятник Петру I "В ознаменование 300-летия российского флота" находится на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала в районе фабрики "Красный Октябрь". Добраться до него можно пешком от станций метро "Парк Культуры" Сокольнической и Кольцевой линий, "Полянка" Серпуховско-Тимирязевской и "Октябрьская" Калужско-Рижской.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

На насыпном острове на Москве -реке стоит памятник высотой почти 100 м.
Это - памятник Петру I (Памятник в ознаменование 300-летия Российского Флота) работы известного скульптора Зураба Церетели. Царь Петр I как-будто стоит на палубе рассекающего волны корабля. Сам памятник очень величественный во всех смыслах. Конструкции устанавливали по частям уже на месте: корабль, пьедестал, мачты, паруса, фигура императора. Прочный каркас создан из нержавеющей стали, облицован бронзой и покрыт специальным составом для защиты от погодных явлений. Оказывается, внутри памятника есть лестница - по ней поднимаются смотрители, отслеживающие состояние монумента.

Эта столичная достопримечательность отлично видна с прогулочного пароходика, их множество курсируют в течение навигационного периода по Москве - реке. Сама конструкция в виду ее высоты отлично видна и с разных точек с суши.

Любопытна история создания памятника Петру I.

Якобы, в начале 90-х годов Церетели создал скульптуру Христофора Колумба. Повод был отличный - 500 лет со дня открытия американского континента. Но статуя оказалась невостребованной и после переработки и доработки из нее сделали и установили ту самую статую Петра I. Эта версия не подтверждена официально.

А официально - памятник посвящен морякам в честь 300-летия Российского Флота, хотя, опять таки по слухам, к этой дате планировали установить напротив совсем другой памятник (тоже статуя Петра) другого архитектора - скульптора - Льва Кербеля. Оказывается, правительство Москвы (напоминаю, это было в 90-х гг прошлого века) создало комиссию, и комиссия устроила что-то типа "Церетели VS Кербель". Выиграл Церетели, его задумку комиссия назвала "неповторимо прекрасной", но все же рекомендовала некоторые доделки.

И вот в дни празднования 850-летия Москвы, в начале сентября 1997 года памятник был торжественно открыт.

Открытие сопровождалось недовольством определенных слоев архитекторов и . Была даже проведена акция "Вас здесь не стояло" со сбором подписей против установки. Среди причин "против" - слишком уж он (памятник) огромный, да и место не подходящее.

Сейчас все эти акции -"против" связывают в том числе и (!) с тем, "чтобы остановить на пути в президенты". Во как! Никто и не ожидал!

А в 1997 году радикальная российская группа Реввоенсовет чуть не взорвала памятник (взрывчатку заложить успели), но что-то там не срослось: то ли здравый смысл возобладал, то ли аноним позвонил - рассекретил.

А, спустя 10 лет, в 2007 году, всерьез звучали предложения "обстроить" памятник стеклом и бетоном, была бы очередная "башня", с памятником внутри и, возможно, смотровой площадкой.

Говорят, что даже устанавливали ящик - сбор средств для демонтажа всех творений Церетели на территории Москвы. Но, проявив уважение к скульптору и его семье, основание на сбор добровольных пожертвований изменили - "на снос памятников, уродующих город".

После отставки мэра Ю.М.Лужкова звучали призывы по переносу или даже - сносу памятника. Но волевое решение префекта ЦАО (Центрального Административного Округа) - "стоит и будет стоять" остановило недовольных.

Так или иначе, попадая в Центр Москвы, гуляя по старым , жители и многочисленные гости нашего города видят как маяк очертание памятника "В ознаменование 300-летия Российского Флота" с мощной фигурой царя - реформатора Петра I.

Интересно ваше отношение (если есть) к этому неоднозначному творению.