Памятник петру 1 на крымской набережной. Как устроен памятник Петру I Церетели? Легенда о появлении памятника

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" или памятник Петру Великому работы Зураба Церетели был официально открыт ровно 15 лет назад.

98-метровая работа Церетели стала одним из самых высоких памятников в России и в мире. Ей уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке. Возможно, памятник Петру стал и одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой сделан из нержавеющей стали, а детали облицовки выполнены из бронзы, весит более 2000 т. Памятник состоит из трех частей: пьедестала (нижняя часть памятника), корабля и фигуры Петра. Все части собирались по отдельности. И чтобы создать памятник, скульптору потребовалось чуть меньше года.

Статуя была установлена на искусственном острове с помощью 120 монтажников . Данные о суммах, затраченных на работу, разнятся. Неофициальные источники утверждают, что стоимость возведения бронзового царя - около 20 млн. долл. Из официальных источников известно, что на установку монумента было потрачено 100 млрд. руб., то есть 16,5 млн. долл.

Если верить СМИ, эта уникальная инженерная конструкция изначально представляла собой памятник Колумбу, которую автор хотел продать Испании, США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Американского континента. Однако никто не принял предложение скульптора.

Судя по словам экспертов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько неточностей. Ростры - трофеи с вражеских кораблей - установлены неправильно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, поэтому получается, что царь Петр воевал против собственного флота. По правилам, Андреевский флаг вывешивается на корме. Интересно, что это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Петр.

Было опровергнуто и официальное название памятника - "В ознаменование 300-летия российского флота". Монумент не мог иметь такое название в первую очередь, потому что 300-летие российского флота праздновалось за год до открытия памятника. Кроме того, в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили установить в честь праздника в Москве памятник работы народного художника академика Льва Кербеля.

Сразу же после завершения монтажных работ памятник невзлюбили за внешний вид, за огромные размеры, за неудачное месторасположение и за то, что гигантский монумент не представлял ценности для города. Под лозунгом "Вас здесь не стояло" проводился сбор подписей против установки памятника. Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в 1997 году, больше половины москвичей были против памятника. Споры не утихали долгое время. С памятником пытались бороться не только на бюрократическом уровне. Существуют слухи, что сначала памятник даже пытались взорвать. Позднее, в 2007 году, появился проект, авторы которого предлагали накрыть монумент стеклянным кожухом. В этом же году проходил сбор пожертвований на демонтаж памятника. Однако собрать удалось не более 100 тыс руб. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова памятник Петру предложили перенести в Санкт-Петербург, но там отказались от такой щедрости, сказав, что в городе уже есть один монумент царю работы Церетели.

На стороне недовольных граждан выступили и иностранные организации. Так, в 2008 году памятник работы Церетели занял десятую позицию в списке самых уродливых сооружений мира, по версии сайта "Виртуальный турист".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Памятник "В ознаменование 300-летия российского флота" или памятник Петру Великому работы Зураба Церетели был официально открыт ровно 15 лет назад.

98-метровая работа Церетели стала одним из самых высоких памятников в России и в мире. Ей уступает даже Статуя Свободы в Нью-Йорке. Возможно, памятник Петру стал и одним из самых тяжелых. Скульптура, каркас которой сделан из нержавеющей стали, а детали облицовки выполнены из бронзы, весит более 2000 т. Памятник состоит из трех частей: пьедестала (нижняя часть памятника), корабля и фигуры Петра. Все части собирались по отдельности. И чтобы создать памятник, скульптору потребовалось чуть меньше года.

Статуя была установлена на искусственном острове с помощью 120 монтажников . Данные о суммах, затраченных на работу, разнятся. Неофициальные источники утверждают, что стоимость возведения бронзового царя - около 20 млн. долл. Из официальных источников известно, что на установку монумента было потрачено 100 млрд. руб., то есть 16,5 млн. долл.

Если верить СМИ, эта уникальная инженерная конструкция изначально представляла собой памятник Колумбу, которую автор хотел продать Испании, США и странам Латинской Америки к 500-летию открытия Американского континента. Однако никто не принял предложение скульптора.

Судя по словам экспертов в области морской истории, при создании памятника было допущено несколько неточностей. Ростры - трофеи с вражеских кораблей - установлены неправильно. На памятнике ростры увенчаны Андреевским флагом, поэтому получается, что царь Петр воевал против собственного флота. По правилам, Андреевский флаг вывешивается на корме. Интересно, что это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Петр.

Было опровергнуто и официальное название памятника - "В ознаменование 300-летия российского флота". Монумент не мог иметь такое название в первую очередь, потому что 300-летие российского флота праздновалось за год до открытия памятника. Кроме того, в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили установить в честь праздника в Москве памятник работы народного художника академика Льва Кербеля.

Сразу же после завершения монтажных работ памятник невзлюбили за внешний вид, за огромные размеры, за неудачное месторасположение и за то, что гигантский монумент не представлял ценности для города. Под лозунгом "Вас здесь не стояло" проводился сбор подписей против установки памятника. Согласно многочисленным соцопросам, проведенным в 1997 году, больше половины москвичей были против памятника. Споры не утихали долгое время. С памятником пытались бороться не только на бюрократическом уровне. Существуют слухи, что сначала памятник даже пытались взорвать. Позднее, в 2007 году, появился проект, авторы которого предлагали накрыть монумент стеклянным кожухом. В этом же году проходил сбор пожертвований на демонтаж памятника. Однако собрать удалось не более 100 тыс руб. После отставки мэра Москвы Юрия Лужкова памятник Петру предложили перенести в Санкт-Петербург, но там отказались от такой щедрости, сказав, что в городе уже есть один монумент царю работы Церетели.

На стороне недовольных граждан выступили и иностранные организации. Так, в 2008 году памятник работы Церетели занял десятую позицию в списке самых уродливых сооружений мира, по версии сайта "Виртуальный турист".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Память об этом великом человеке увековечена не только , но и по всей Европе. Главным напоминанием о существовании этой культовой личности являются величественные памятники, некоторые из которых заслуживают особого внимания. Ниже перечень, в котором подробно описано - в каких городах стоят памятники Петру I:

  1. «Медный всадник» в Санкт-Петербурге. Это один из наиболее старых и известных на весь мир монументов, возведение которого заняло более десяти лет. Открытие этого знаменитого памятника состоялось 7 (18) августа 1782 года. Он расположился на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Свое красноречивое название памятник получил благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы. Модель великолепного полководца была разработана скульптором Этьеном Фальконе в 1768 - 1770 гг. Голову монумента создала талантливая ученица скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, создал Фёдор Гордеев. Отливание происходило под зорким оком мастера Василия Екимова и было закончено в 1778 году. Все остальные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен.
  2. Конный памятник на территории Михайловского замка в Санкт-Петербурге. Он был отлит из бронзы итальянским скульптором Бартоломео Карло Растрелли, который создал его еще при жизни этого великого императора. Возведение было завершено в 1747 году, но он так и не был установлен на свое место. Позднее Мартелли представил собственный проект, а окончательно он был воздвигнут на пьедестал только в 1800 году.
  3. Памятник в Таганроге. Величественная скульптура талантливого мастера Марка Матвеевича Антокольского, которая была установлена в 1903 году. Это единственный ныне экземпляр, который был отлит под пристальным руководством мастера. Он является одним из наиболее значимых и запоминающихся во всей Ростовской области.
  4. Монумент в Москве «В ознаменование 300-летия российского флота». Он был поставлен на постамент в 1997 году по официальному приказу Правительства столицы на искусственно созданном острове, насыпанном у разъединения Москвы-реки и Водоотводного канала. Один из наиболее внушительных в России объектов. Высота - 98 метров, рост фигуры Петра - 18 м. Уникальнейшее строение, каркас которого создан из прочной стали, с навешенными бронзовыми элементами облицовки. Каждая из его частей собиралась отдельно. Для этой скульптуры использовалась бронза наивысшего качества. Памятник был торжественно открыт 5 сентября 1997 года в рамках всероссийского празднования 850-летия столицы.
  5. Памятная фигура в Сочи. Скульптура великого российского императора возвышается над одним из красивейших городов Краснодарского края - Сочи. Памятник был открыт 1 мая 2008 года на площади у мелководного причала морского порта. Высота этого величественного бронзового монумента с постаментом - примерно 5,5 м (сама фигура царя-реформатора - 3,4 м), он был создан на заводе в Минске (Беларусь). Вес - 5 тонн. Спонсировал проект - Э. Кагосян. Авторы гениального сооружения - скульпторы из Сочи А. Бутаев и В. Звонов, они работали над композицией в течение четырёх месяцев.

  6. Монумент в Нижнем Новгороде. Он был открыт 24 сентября 2014 года напротив Зачатьевской башни Кремля. Авторами этого сооружения являются Алексей Щитов и Сергей Шорохов. Скульптура была создана из бронзы. Общая высота данного сооружения составляет примерно 6,7 м. Памятник Петру представляет собой горделивую фигуру со злым и угрожающим взглядом в натуральную величину.
  7. Статуя в Воронеже. Создана Антоном Шварцом и открыта 30 августа в далеком 1860 году. В свое время он был одним из величественных памятников Петру I. При работе была использована посмертная маска Петра I. Авторы тщательно проработали все мельчайшие детали лица и костюма.
  8. Памятник в Архангельске. Поставлен в 1914 году в Петровском парке и является значимым фрагментом искусства. Памятник был сооружен по инициативе архангельского губернатора Ивана Васильевича Сосновского. Он был отлит по эскизам М.М. Антокольского родным племянником покойного скульптора во французской столице в 1909 году.
  9. Скульптура в городе Туле. Она установлена на улице Советской перед зданием управления Тульского оружейного завода, основание которого связано с именем первого российского императора. Торжественное открытие состоялось в 1912 году. Автором является известный Роберт Романович Бах.

  10. Царь-плотник на Адмиралтейской набережной в Санкт-Петербурге. Он был установлен в 1996 году по проекту скульптора Леопольда Адольфовича Бернштама.
  11. Памятник в городе Азове Ростовской области. Он был установлен в 1996 году в начале Петровского бульвара. Сама идея данного монумента рассматривалась еще в 1947 году, и именно тогда архитекторы Азова, разрабатывающие генеральный план города, намеревались установить памятник Петру I на Рыночной площади города (ныне площадь III Интернационала). Он был открыт 19 июля 1996 года во время отмечания 300-летия российского флота. Расположен в красивейшей части Петровского бульвара перед Московской улицей.

Историческая ценность монументов, посвященных Петру I

Выше указано, в каких городах стоят памятники , которые имеют наибольшую историческую ценность. Среди них есть наиболее старые, которые были установлены несколько веков назад. Лишь только один из них был создан при жизни великого правителя, поэтому он поражает своей богатой историей. Над всеми из них трудились наиболее талантливые скульпторы, которые заслуживают внимания.

Попасть внутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», памятник тщательно охраняется, и разрешение на его посещение требует целого ряда подписей и печатей. Но встретили нас в итоге радушно, провели по всем закоулкам памятника, поделились схемами и чертежами и только внутрь парусов не пустили, так как без альпинистской подготовки туда не добраться. Нашими экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса, и Салкарбек Шамканов, руководитель ИПГ по надзору и эксплуатации главного монумента ГУП «Гормост». Итак, добро пожаловать на борт царского корабля!

Внешняя сторона

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Всероссийский Петр I (который и при жизни отличался немалым ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент тщательно охраняется. Связано это в основном с вандалами, которые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета или даже отпилить что-либо от бронзовых облицовочных листов — тем более что бронза, пошедшая на монумент, высококачественная и достаточно дорогая. С деревянной палубы островка непосредственно на постамент попасть нельзя: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Несущий элемент верхней части скульптуры (от 33,6 метров) — мачта, укреплённая дополнительными подкосами; система напоминает трёхгранную пирамиду. На снимке слева -один из подкосов, по которому можно подняться наверх. В нескольких местах (примерно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъём, поэтому до самого верха мы не добрались. Преодолеть их не так и трудно, но на это нужно отдельное разрешение.

Фонтан самый обыкновенный: под деревянным настилом расположены три мощных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная проблема — серьезная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить гораздо чаще, чем на обычных городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную металлическую лестницу, мы перебираемся и через крошечную квадратную дверцу попадаем внутрь. Сразу становится темно и страшно.

Ниже плинтуса: башня

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.


Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во‑первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.


Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

Выше крыши: мачта

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.


Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!


Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Требует ухода!

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.


Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Что будет с Петром?

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.


На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, — в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов.


Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», - писал Дидро о Фальконе.

Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой – другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.

Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа... Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как побе­дителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот ее-то и надо показать людям», - писал он Дидро.

Работа над памятником Петру I - Медный всадник

Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.

Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.

Отливка Медного всадника

Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой – не более одного сантиметра.

Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, ее пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».

Установка Медного всадника

Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.

Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.

В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж .

Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы .

Памятник Медный всадник

Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо богатого седла - звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника – восемь тонн, а высота – пять метров.

Медный всадник - название

Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.

Легенды и Мифы о Медном всаднике

  • Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан – так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
  • Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте – памятник Как змея спасла Петра I
  • Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
  • Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России

Интересные факты о памятнике Медный всадник

  • Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
  • Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда все-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
  • В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года

Медный всадник в Санкт-Петербурге - главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.