Где прошла коронация Наполеона I? Ювелирные украшения на коронации наполеона

Наполеон Бонапарт - великий французский император, коронация которого состоялась 2 декабря 1804 года.

Жак-Луи Давид в революционный период

Событие такого масштаба не могло пройти незамеченным, и Наполеон за несколько месяцев до коронации заказал картину, отображающую все величие этого действия, у художника Жака-Луи Давида.

Давид - представитель классицизма во французской живописи. Участвовал в революционном движении и выступал за свержение короля Создал ряд картин на революционную тематику: «Смерть Марата», «Клятва в зале для игры в мяч». Примерно в это же время основал Национальный музей в Лувре.

""Коронация Наполеона"" - картина Давида, расположенная в данный момент в Лувре, и посмотреть ее могут все посетители музея. Вообще-то, оригинальное название полотна - "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года", но в обиходе чаще используется именно сокращенный вариант.

Предложение Наполеона художник принял с огромной радостью, так как был его приверженцем и полностью разделял взгляды будущего императора. К тому же после смерти Робеспьера он жаждал нового витка своего творчества.

Подготовка к коронации Наполеона I

Наполеон славился своей любовью к Цезарям и Римской империи в целом, поэтому свое восхождение на трон хотел провести в соответствии с собственными вкусами.

Самой коронации в стиле Древнего Рима предшествовала глобальная подготовка, а местом проведения церемонии стал знаменитый который быстро отстраивали после последствий недавней революции, а также украшали в духе древней империи.

‘’Коронация Наполеона’’ стала пиком творчества мастера и способствовала обновлению классицизма посредством реализма.

Полотно Давида

Все фигуры на полотне тщательно проработаны, благодаря чему все действующие лица хорошо узнаваемы. Кроме того, художник явно продемонстрировал свое отношение к определенным аспектам, которые явно подвергаются критике со стороны живописца и в какой-то мере отдают непочтительностью.

На картине ""Коронация Наполеона"" Жак-Луи Давид постарался передать все события данной церемонии.

Например, религиозная обстановка всей процедуры, роскошь и помпезность, да и сам Папа Римский, облаченный в золото и с самодовольным взглядом на лице, вовсе не создают атмосферы духовности, а являются, скорее, насмешкой. Это и есть основное непочтение. Так как Давид обладал революционным характером, он изобразил Нотр-Дам как место сборища дилетантов, а не в качестве храма Господа.

Когда император увидел готовую картину, он потребовал от живописца изменить сцену, где Папа сидит с отсутствующим видом, с руками, сложенными у себя на коленях. Аргументация Наполеона была предельно ясна: он заставил приехать слугу Бога из такой дали не для того, чтобы тот ничего не делал.

Классический реализм Давида

Сам Наполеон был представителем мелкой буржуазии, и его вид в шикарном королевском одеянии сам по себе должен был вызвать насмешки, но живописцу удалось сгладить этот факт, сделав акцент на мужественности и величии его позы.

Будущая императрица Жозефина имела весьма дурную славу, но ее муж потребовал короновать и ее, несмотря на то что ни одна королева не была удостоена подобной чести. Чтобы замять этот факт, Давид изобразил покорность женщины, уделив особое внимание ее внешней красоте.

На пороге становления нового императорского режима во Франции реализм Давида отдает некой карикатурной направленностью. Некоторые критики видят эти проявления в изображении всей церемонии. Обладая критичным умом, Давид мог так поступить, если его что-то не устраивало, несмотря на симпатию к новому лидеру.

Хотя Давид присутствовал на самой церемонии и делал некоторые подготовительные эскизы, картина не является стопроцентным отображением реальных событий. Художник внес некие коррективы. Ярким примером является изображение матери императора, величаво устроившейся между двумя центральными колоннами на заднем фоне. Ведь на самом деле она не присутствовала на коронации сына, а находилась в это время в Риме. На холсте же она окидывает Наполеона встревожено-печальным взглядом.

Можно заметить еще одно искажение действительности. На картине правитель изображен с лавровым венком на голове, в то время как на самом деле он снял его, чтобы надеть корону. Многие считали, что венок подходит императору больше, чем корона, поэтому после определенных колебаний Давид отдал предпочтение именно ему.

Если бы художник следовал реальности, ему надлежало бы изобразить Наполеона в ногах у Папы Римского, а Жозефину поставить еще ниже. Однако, зная о непростых отношениях между правителем и представителем духовенства, он отказался от этой идеи.

Поэтому Давид остановился на коронации императрицы Наполеоном.

Мастер также отдал должное изображению величественности архитектурного сооружения. Это прослеживается через многочисленные вертикальные оси - три колонны, алтарь с высокими свечами.

Главные герои картины

На картине изображено от 153 до 200 человек, но не все они поддаются идентификации. Однако безошибочно узнаются следующие персонажи:

  • кардинал Фэш, кардинал Капрара, греческий патриарх, которые обосновались вокруг Пия VII;
  • принцы Нэвшателя и Понте-Корво, французский канцлер, принц Мурат и три маршала - они составляли группу офицеров императора, на голове у каждого шляпа с перьями;
  • братья и сестры Наполеона, фрейлины, принцессы, составляющие свиту императрицы;
  • повернутые лицом к зрителю мать Наполеона, мадам Су, мадам де Фонтанжес, месье де Коссе-Бриссак, месье де Лавилль и генерал Боумон.

Окончание работы над картиной

В 1807 году работа над картиной ""Коронация Наполеона"" была закончена. Наполеон рассматривал полотно около часа, после чего восторженно воскликнул, что Давид прекрасно справился с задачей и создал императору нужное амплуа. Впоследствии картину выставили на обозрение публики, что придало ей значительной популярности.

""Коронация Наполеона"" (год примечательного события указан в начале статьи) радовала парижан на протяжении всего года. Примечательно, что за свой труд Давид попросил всего сто тысяч франков, что вызывало множество споров с имперской ""бухгалтерией"", которая находила массу причин, чтобы не выдавать гонорар.

Картина ""Коронация Наполеона"" (дата начала работы над полотном - 21 декабря 1805 года, завершения - январь 1808 г.) стала самым великим творением ее автора.

Рассматривая драгоценности Жозефины нельзя не упомянуть о том, кто ей их дарил - о Наполеоне. Ему и самому драгоценности не давали покоя, особенно его беспокоили Грандиозные завоевания Древнего Рима. Его неизменно восхищал романский ювелирный стиль с лавровыми и дубовыми листьями, гирляндами, орлами, мечами, факелами… Лавровый венок Бонапарта - чистейшей воды ампир: одно из самых дорогих ювелирных направлений. Ампир высокомерен — не терпит серебра, его оправа — платина и 18-ти каратное золото, элитные камни — бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины.

Особенного рассказа заслуживает - Коронация: и торжество, и блеск, и драгоценности в изобилии, да и история уж очень занятная:

Андреа Аппиани, коронация Наполеона

Сенат Французской республики предложил Наполеону Бонапарту податься в императоры. Первый консул с готовностью отрапортовал: «Я принимаю титул, который вы нашли полезным. Для блага народа».


Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни.


Для коронации выбрали многострадальный собор Парижской Богоматери. Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.

Прибытие Наполеона в ратушу

И вот, карета, запряженная восемью лошадьми, остановилась у собора. Из нее вышли: Наполеон в длинной белой атласной тунике, расшитой золотом и Жозефина, в белом атласном платье, с золотыми узорами. Идея коронационных костюмов принадлежит художнику Жану Батисту Исабею. Во время церемонии наряды менялись несколько раз. В кульминационный момент с плеч Бонапарта ниспадала темно-красная бархатная мантия с горностаем. Тяжелая мантия, вышитая золотыми пчелами, весила восемьдесят фунтов, ее поддерживали четыре сановника. Бархатную мантию Жозефины, за ней несли три сестры Наполеона.

Наполеон, коронация

В основу церемонии положена коронация Бурбонов. Церемониймейстер — граф Луи Филип де Сепор, отчаянно старался порадовать новоявленного императора. Граф Де Сепор припомнил, что достославного короля Карла Великого в 768 году приветствовала процессия из двенадцати девственниц с зажженными свечами, и предложил повторить шествие. Но кто-то иронично поинтересовался, где, после беспредела революции, можно найти в столице столько девственниц? Тогда сосредоточились на императорских регалиях. И опять осечка — во время революции не уцелели не только девственницы, но и атрибуты французской короны. Некоторые пришлось делать заново.

Корона

Наполеон, коронация
Папа Римский появился в соборе Парижской Богоматери к гимну «Tu es Petrus». В момент коронации, как только Пий VII произнес: «Получают императорскую корону…», Наполеон неожиданно повернулся, жестом дал понять Папе, что сам знает, что делать дальше: сам надел «корону Карла Великого», потом заменил ее на золотой лавровый венок. Затем короновал, ставшую перед ним на колени Жозефину. Ограниченному в действиях Пию VII, ничего не оставалось, как объявить всем на латыни: «Император навсегда!».

Бьенне, корона Карла Великого (Шарлеманя), Лувр

И еще одна корона. Имперская корона или Корона Карла Великого (вид спереди). X век

вид сбоку

Корона Карла Великого (Шарлеманя) — древняя регалия королей франков, а после 1237 года, королей Франции. Была сделана из четырех пластин, увенчанных крестом, украшенных драгоценными камнями, а позднее, большими геральдическими лилиями. Корона несколько столетий венчала французских королей, но во время революции была утрачена. Парижский ювелир Мартин-Гийом Бьенне, по заказу Наполеона изготовил золотую корону в средневековом стиле. Восемь полуарок сошлись в центре, увенчанные распятием. Главную регалию, как и прежние венцы французских королей, назвали нескромно «корона Карла Великого». Ныне корона Шарлеманя №2 находится в Лувре, в зале Аполлона.

«Лавровый венок» Наполеона

Наполеон - давний поклонник Римской империи, спал и видел: императоры, как истинные победители, венчались лавровыми венками. Чем хуже он — Бонапарт? Ювелиры выковали золотой лавровый венок. Символ доблести, обошелся казне в 8 000 франков.

Подлинный лист сохраненный Изабе, придворным художником Наполеона I

Лавровый венок Наполеона в 1819 году будет уничтожен королем Луи XVIII. Существуют его многочисленные копии и единственный подлинный лист. Когда Жан-Батист Исабей писал очередной портрет Бонапарта, вынесли корону, чтобы художник мог понять ее пропорции. Император надел лавровый венок и пока пристраивал на голове — отвалился лист. Наполеон попросил Исабея сохранить его. С чувством благоговения Жан-Батист исполнил пожелание императора. Этот лист - единственная уцелевшая часть императорской лавровой короны.

А что же Жозефина?
А Наполеон ее тоже короновал. Сам!

Пий VII благословил регалии и державу, помазал священным елеем и возложил на алтарь. Наполеон, не доверяя никому, взял с алтаря корону Карла Великого и увенчал ею свою буйную головушку. Поносил, снял, и «просто» надел лавровый венок. Сверкая золотыми листиками на голове, с короной Карла Великого в руках, он приблизился к, стоящей на коленях, Жозефине и поднял корону над ее головой.

Этот момент и запечатлен на картине Жака-Луи Давида. Кстати сейчас подлинная тиара Жозефины является собственностью фирмы Van Cleef and Aspels.

Энгр, Наполеон на троне

Знаменитая картина Жака-Луи Давида имеет длинное информативное название «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Это был серьезный заказ серьезного человека - без пяти минут императора. Работа над картиной, длившаяся три года, была завершена в конце 1807-го. В феврале 1808-го года, полотно впервые встретилось со зрителями.

Корона Карла Великого в представлении Жака-Луи Давида

Певец революции Жак-Луи Давид писать красиво умел, до этого он был придворным живописцем короля. Это умение ему пригодилось, чтобы изобразить коронацию Наполеона. Нескромные императорские костюмы, короны, драгоценности, словно насмешка над аристократами, казненными за приставку «де» перед именами, куска кружев или кольца знатности… Мелкий дворянин, в вышитых перчатках и платье пурпурного бархата, настоял на том, чтобы его красавица-жена, с весьма дурной репутацией, тоже была коронована. Все промолчали, даже не вспомнили — ни одна из королев, в течение нескольких веков, не удостаивалась подобной чести.

Жак-Луи Давид, Жозефина на коронации

В первом варианте картины Давида, Наполеон короновал сам себя правой рукой, а в левой — держал шпагу с «Регентом», прижимая к сердцу. Но ученик художника посоветовал изобразить императора, коронующим Жозефину. Это была редкая наглость (смотрите выше).

и еще раз, крупнее:
Лувр. Картина Жака-Луи Давида

Тщеславие Наполеона выплеснулось в нарядах из бархата расшитого пчелами - символами королевской власти. Этот знак, минуя Бурбонов, связал нового императора с древними Меровингами. Пчела заменила геральдическую лилию.

Французский государственный деятель и полководец, император Наполеон Бонапарт (Napoleon Bonaparte) родился 15 августа 1769 года в городе Аяччо на острове Корсика. Происходил из семьи незнатного корсиканского дворянина.

В 1784 году окончил Бриеннское военное училище, в 1785 году - Парижскую военную школу. Профессиональную военную службу начал в 1785 году в чине младшего лейтенанта артиллерии в королевской армии.

С первых дней Великой французской революции 1789-1799 годов Бонапарт включился в политическую борьбу на острове Корсика, примкнул к наиболее радикальному крылу республиканцев. В 1792 году в Валансе вступил в Якобинский клуб.

В 1793 году сторонники Франции на Корсике, где в это время находился Бонапарт, потерпели поражение. Конфликт с корсиканскими сепаратистами вынудил его бежать с острова во Францию. Бонапарт стал командиром артиллерийской батареи в Ницце. Отличился в сражении против англичан при Тулоне, был произведен в бригадные генералы и назначен начальником артиллерии Альпийской армии. После контрреволюционного переворота в июне 1794 года за связи с якобинцами Бонапарт был отстранен от должности и арестован, но вскоре освобожден. Числился в резерве военного министерства, в сентябре 1795 года, после отказа от предложенной должности командира пехотной бригады, был уволен из армии.

В октябре 1795 года член Директории (французское правительство в 1795-1799 годов) Поль Баррас, возглавивший борьбу с монархическим заговором, взял Наполеона в помощники. Бонапарт проявил себя при подавлении мятежа роялистов в октябре 1795 года, за что был назначен командующим войсками Парижского гарнизона. В феврале 1796 года был назначен командующим Итальянской армией, во главе которой осуществил победоносную итальянскую кампанию (1796-1797).

В 1798-1801 годах возглавлял Египетскую экспедицию, которая, несмотря на взятие Александрии и Каира и разгром мамелюков в битве у пирамид, потерпела поражение.

В октябре 1799 года Бонапарт прибыл в Париж, где царила обстановка острого политического кризиса. Опираясь на влиятельные круги буржуазии, 9-10 ноября 1799 года произвел государственный переворот. Правительство Директории было низложено, а Французскую республику возглавили три консула, первым из которых стал Наполеон.

Заключенный в 1801 году конкордат (договор) с римским папой обеспечил Наполеону поддержку католической церкви.

В августе 1802 года он добился своего назначения пожизненным консулом.

В июне 1804 года Бонапарт был провозглашен императором Наполеоном I.

2 декабря 1804 года в ходе пышной церемонии, проходившей в соборе Парижской Богоматери с участием папы римского, Наполеон короновал себя императором французов.

В марте 1805 года короновался и в Милане, после того как Италия признала его своим королем.

Внешняя политика Наполеона I была направлена на достижение политической и экономической гегемонии в Европе. С приходом его к власти Франция вступила в период почти непрерывных войн . Благодаря военным успехам, Наполеон значительно расширил территорию империи, поставил в зависимость от Франции большинство государств Западной и Центральной Европы.

Наполеон был не только императором Франции, протянувшейся до левого берега Рейна, но также королем Италии, посредником Швейцарской конфедерации и протектором Рейнской конфедерации. Королями стали его братья: Жозеф в Неаполе, Луи в Голландии, Жером в Вестфалии.

Эта империя по своей территории была сравнима с империей Карла Великого или Священной Римской империей Карла V.

В 1812 году Наполеон предпринял поход на Россию, окончившийся его полным поражением и ставший началом крушения империи. Вступление в марте 1814 года в Париж войск антифранцузской коалиции вынудило Наполеона I отречься от престола (6 апреля 1814 года). Союзники-победители сохранили Наполеону титул императора и отдали ему во владение остров Эльба в Средиземном море.

В 1815 году Наполеон, воспользовавшись недовольством народа политикой сменивших его во Франции Бурбонов и возникшими на Венском конгрессе разногласиями между державами-победительницами, попытался вернуть себе трон. В марте 1815 года во главе небольшого отряда он неожиданно высадился на юге Франции и через три недели без единого выстрела вступил в Париж. Вторичное правление Наполеона I, вошедшее в историю под названием "Сто дней", продолжалось недолго. Император не оправдал возлагавшихся на него французским народом надежд. Все это, а также поражение Наполеона I в битве при Ватерлоо и привели его ко второму отречению и ссылке на остров Святой Елены в Атлантическом океане, где он и умер 5 мая 1821 года. В 1840 году прах Наполеона был перевезен в Париж, в Дом инвалидов

Мировая военная историография высоко оценивает деятельность Наполеона I как полководца, умело использовавшего для развития военного дела объективные условия, созданные французской буржуазной революцией. Его полководческая деятельность оказала большое влияние на развитие военного искусства XIX века.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Традиционно, по субботам, мы публикуем для вас ответы на викторину в формате «Вопрос - ответ». Вопросы у нас самые разные как простые, так и достаточно сложные. Викторина очень интересная и достаточно популярная, мы же просто помогаем вам проверить свои знания и убедиться, что вы выбрали правильный вариант ответа, из четырех предложенных. И у нас очередной вопрос в викторине - Где прошла коронация Наполеона I?

  • A. в Соборе Парижской Богоматери
  • B. на месте разрушения Бастилии
  • C. в Пантеоне
  • D. в Лувре

Правильный ответ A. в Соборе Парижской Богоматери

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. Этому предшествовала серьезная подготовка к празднику в стиле Цезаря. По всему Парижу, окна богачей были завешаны знаменами и коврами, в оконных проемах бедняков полоскались разукрашенные простыни. Для коронации выбрали собор Парижской Богоматери.
Архитекторы Персье и Фонтень спешно залечивали повреждения нанесенные революцией и декорировали Нотр Дам в стиле Империи.
Картина была создана Давидом по заказу самого Наполеона I. На ней изображён эпизод коронации императора, произошедший 2 декабря 1804 года в соборе Парижской Богоматери. Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII даёт ему своё благословение.

18 мая 1804 г. был издан сенатус-консультум, провозгласивший Наполеона Бонапарта императором. Императорский сан объявлялся наследственным и передавался "по нисходящей линии кровному и законному потомству Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке первородства".

Жан-Жак Камбасерес, председатель Сената, немедленно выехал в Сен-Клу, резиденцию Первого консула, чтобы зачитать ему сенатус-консультум. Тот отреагировал сдержанно: «Я принимаю этот титул, который вы нашли полезным для славы народа». Разумеется, это не было для него новостью.

18 мая Французская Республика согласно новой Конституции прекратила свое существование, Франция отныне именовалась Французской Империей.

Как только была провозглашена Империя, Итальянская Республика должна была быть превращена в вассальное королевство. Итальянцы согласились на такое изменение, оговорив, что две короны остаются отдельными. Наполеон хотел посадить на трон своего брата Жозефа, но тот скромно отказался. Он хотел оставаться французским принцем и сохранить в Империи свои права на наследование. Наполеон в конце концов решил сам надеть железную корону (Милан, 26 мая 1805 г.) и именовал себя Императором французов, королем Италии.

Наполеон считал, что настоящий император должен получить благословение Рима, как Карл Великий за тысячу лет до этого. Следует отметить, что Карл Великий сам ездил к римскому Папе. Наполеон же вызвал понтифика в Париж. После долгих размышлений Пий VII всё-таки согласился приехать на коронацию императора. А что ему оставалось? Французские войска стояли совсем недалеко от Рима.


1. Наполеон принимает в Сен-Клу сенаторов и консулов, провозгласивших его Императором французов, Жорж Руже.

Декрет от 18 июля 1804 г. утвердил протокольный наряд всех участников церемонии. Под присмотром графа де Ремюза, мастера королевского гардероба, засуетились мастера по вышиванию, изготовители нарядов и портные. Коленкур, грандконюший, подготовил экипажи. Он отобрал 140 лошадей, 8 из которых были светло-рыжими для кареты Императора, и заказал 40 новых экипажей для членов кортежа.

По заказу Наполеона ювелир Бьенне разработал "Отличия Императора": золотую корону в виде лаврового венка; большой вермиловый скипетр, украшенный орлом, восседающим на молнии; жезл юстиции из слоновой кости с пятью растопыренными пальцами на вермиловой основе; вермиловый шар, украшенный крестом; и золотую цепь Почетного Легиона.



2. Наполеон планирует церемонию коронации, Жан Жорж Вибер.

И вот наконец 1–2 декабря состоялись долгожданные торжества. 10 фримера (1 декабря) Сенат в полном составе явился в Тюильрийский дворец, чтобы сообщить результаты плебисцита: три миллиона пятьсот семьдесят две тысячи голосов были поданы за провозглашение Наполеона императором французов и две тысячи пятьсот семьдесят девять голосов - против.


3. Репетиция Коронации, Жак Мари Гастон де Бревиль.

2 декабря 1804 г. Во внутреннем дворе Тюильри и на украшенных балконах дворца громадная толпа ждет выезда Наполеона и Жозефины. Незадолго до десяти утра появилась Императрица. Она просто сияла в своем коронационном платье, которое отлично сидело на ней и делало моложе. Жозефина была одета в белую сатиновую тогу, украшенную золотыми пчелами и бриллиантами, которые сверкали в лучах солнца в этот прекрасный, но холодный день. Вскоре вышел Император, одетый в костюм французского стиля из красного вельвета, украшенный золотом. Ровно в десять залпы артиллерии возвестили парижанам о выезде кортежа. Во главе его гарцевал маршал Мюрат, окруженный своими офицерами в полном наряде, за ними следовали эскадроны карабинеров и кирасиров. После выступали гвардейцы и мамелюки, затем герольды и десять карет с министрами, гранд-офицерами Империи или Короны и принцессами семьи. В сердце кортежа находилась карета суверенов, громадная, роскошная, отделанная золотом повозка резного дерева с восемью окнами, запряженная восемью великолепными гнедыми. Она медленно продвигалась со скоростью, приличествующей монархам.



4. 2 декабря 1804 года. Кортеж Императора направляется из Тюильри к Собору Парижской богоматери.

Кортеж с трудом пробрался сквозь извилистый лабиринт узких улочек, ведущий к Нотр-Даму. Громадная толпа - примерно 500 000 зрителей - еще более замедлила продвижение процессии. Отовсюду раздавались приветственные крики в честь Императора и Императрицы.

Был уже почти полдень, когда императорская карета остановилась перед дворцом архиепископа. Наполеон и Жозефина переоделись в большой коронационный наряд. Император повесил на бок меч, поместил на голову золотую лавровую корону и взял в руки скипетр и жезл. Императрица надела тиару из аметистов, а на плечи набросила императорскую мантию.

В заледеневшем соборе уже несколько часов ожидал папа Пий VII, выглядевший, как покорная жертва. Приветствуемая духовенством, императорская пара взошла на хоры, а папа запел "Творца".



5. Коронация Наполеона I, Жак Луи Давид.

Когда папа хотел возложить на его голову корону, Наполеон выхватил ее из рук первосвященника и вознес её над своей головой. Этот жест возложения на себя короны имел символический смысл: император не пожелал принимать корону из чьих бы то ни было рук, кроме своих собственных.

Один из свидетелей вспоминает: "Он напоминал античный медальон. Но он был сильно бледен, искренне растроган, а выражение глаз было суровым и несколько обеспокоенным". Император сошел вниз по ступенькам, подошел к Жозефине и сам короновал ее. Императрица после этого встала, чтобы занять свое место на троне, стоящем на возвышении. Но принцессы держали шлейф ее мантии с таким отвращением и злонамеренностью, что она почти споткнулась, откинувшись под весом вельвета и горностаев. Между Императрицей и ее золовками началась горячая перебранка.


6. Наполеон в полном императорском облачении, Жан Огюст Доминик Энгр.

Папа обнял Императора и запел "Vivat Imperator in aeternum!", который прогремел по всему собору, сопровождаемый "Te Deum". Затем там же, под гулкими сводами собора, император громким голосом принес присягу. Император клялся управлять единственно в целях пользы, счастья и славы французского народа.


7. Фейерверки по случаю коронации Наполеона.

С этой минуты Наполеон считался "коронованным представителем победившей Революции". Церемонию окончили герольды, возвестив: "Прославленный и августейший Наполеон, Император французов, коронован и возведен на престол, да здравствует Император!"



8. Аллегорическое изображение императора Наполеона, Андреа Аппиани.

В три часа пополудни кортеж тронулся в обратный путь к Тюильри. Празднества начались на следующий день: дневной концерт перед Тюильри, балы на Плас де ла Конкорд и на бульварах, раздача на улицах 75 000 серебряных медалей, разбрасываемых герольдами, как делали короли Франции, и фейерверк вечером.