Культура древней греции кратко по периодам. Этапы развития культуры древней греции

Современная культура Греции , при всех устремлениях к новизне и оригинальности бережно сохраняет три традиции.

Во-первых, античную. Получают государственную поддержку существующие музеи античной культуры и организуются новые. Так, вблизи Акрополя недавно создан Музей древнего сценического искусства: показывают маски, котурны, костюмы, читают тексты классической драматургии.

В Греции сохранилось довольно много античных театров под открытым небом. В них, и не только в них, ставят древние трагедии и комедии - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. В школах изучаются античная мифология и литература, главным образом в переводе.

Но в гимназиях, гуманитарных лицеях, в университетах изучают древнегреческий язык и классическую культуру весьма основательно.

Классическая филология в Греции находится на достойном уровне. Древнее наследие культуры Греции - греческая литература охватывает поэзию, драму, философские и исторические трактаты, книги с описанием путешествий.

Гомер (9-ое столетие до н.э), автор "Илиады" и "Одиссеи", был самым известным греческим автором древности. Первый в мире автор книги о путешествиях был Pausanias, который во 2-ом столетии до н.э написал "Путеводитель по Греции". Многочисленные издания этой книги теперь уже доступны и на английском языке.

Sappho (который жил на остров Lesvos в 5-ом столетии до н.э) известен своей поэзией о любви, посвященной женщинам.

В эти дни наиболее известен романист Никос Казантзакис - самый читаемый греческий автор. А классики современной Греции даже были награждены Нобелевской премией - это писатели Джордж Сеферис и Одиссеус Элитис.

Культура древней Греции

Когда мы говорим о древней Греции как непрерывном культурном феномене, мы должны помнить о том, что, как и в любой культуре, представления людей о мире и его основах подвержены эволюции.

Во времена расцвета греческих государств-полисов, когда в Афинах воцарилась демократия, представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Это видно по тому, какие изменения претерпел образ Зевса - из громовержца, который ссорился с другими богами, был капризен и злоупотреблял своей силой они превратился в разумного правителя мира, где все совершается по его мудрым указаниям.

Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в отношениях дионисийского и аполлонического начал. Этот вопрос был детально проанализирован Фридрихом Ницше . По Ницше бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, чарующем, но и полном опасностей мире дикой природы.

Этот мир, в принципе непонятный для человека и хаотический, законом в нем является произвол богов, символизирующих силы природы. Однако не один лишь страх вызывал этот мир у греческого человека: для него было возможным и естественным растворение в этом хаосе, ощущение счастья принадлежности к этому мистическому миру.

Орудие Диониса - опьянение,не знающее преград,которое пробуждает душу от тягостного сна потока форм и влечет ее в чарующую область жизни, не знающую преград и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магией мира добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису, из которых наиболее известными нам являются ежегодно проходившие мистерии в Элевсине.

На этих празднествах грек постигал природу дионисийского мира в экстазе, уносящем душу на крыльях сладостного безумия во дворец Всепоглощающей Любви, понимавшейся, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Ницше полагает, чтозначение дионисийских оргий в искуплении мира и духовном просветлении, которое позволяет в иные дни не быть раздавленным ужасом мира.

Мир Диониса - мир телесной символики, причем не ограниченной масками и строгостью ритуала, а всецело подчиняющей пляски, ритмизующей все тело участника, соединяющей его со всеми и растворяющей его во всем.

Именно здесь Ницше видит истоки музыкальных гармоний, ритмов и динамики. Он также полагает, что в дионисийских мистериях лежат истоки великого искусства античной трагедии.

"Неопровержимое предание утверждает, чтогреческая трагедия в своей древнейшей форме имела своей темой исключительно страдания Диониса и что в течении довольно продолжительного времени единственный сценический герой был именно Дионис".

Второе естество греческой культуры - гармонии порядка и соразмерности - заложено в аполлоническом начале. Его олицетворение - прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает людей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего - музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант.

Аполлон - гений величавой гармонии. Из хаоса первозданного океана жизни он творит мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом, соразмерным с замыслом целостности. Это Мировой Художник и его творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, порядка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному.

В отличие от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон бессмертен и неизменен, ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремящийся развоплотиться.

Ницше полагает, что аполлоническое - это проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется в дионисийском, однако противоположной направленности: это стремление всему найти свое место означает прежде всего найти место в мире себе, обезопасить свою личность от дезинтеграции, согласившись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограниченности весь мир.

Искусство Греции .

В период турецкого господства искусство – помимо церковного и таких народных и прикладных его разновидностей, как резьба по дереву, ковка по металлу, гончарное искусство и вышивание, – практически не развивалось.

После провозглашения независимости король Оттон I пригласил многих греческих художников на учебу в Мюнхен, где они испытали влияние германской художественной школы 19 в.

Впоследствии греческие художники стажировались и в других странах Западной Европы, особенно во Франции. В итоге, несмотря на попытки сохранить в искусстве античные и византийские традиции, преобладающим оказалось влияние западноевропейских направлений.

Ведущее место среди живописцев современной Греции занимает Костис Партенис , именно он принес в Грецию идеи французского импрессионизма. Партенис, подобно многим другим греческим художникам, не останавливался на каком-либо одном стиле.

Он прошел через увлечения экспрессионизмом, кубизмом и другими современными направлениями. В духе экспрессионизма творили видные греческие художники Георгос Бузианис и Никос Хадзикирьякос-Гикас. Кроме модернистов, в стране сложилась целая плеяда неореалистов, включая Янниса Царухиса и Д.Диамантопулоса.

Другая значительная группа художников, среди которых выделяется Фотис Контоглу , успешно работала над возрождением традиций византийского искусства.

Современные греческие скульпторы тоже относятся к разным европейским направлениям, но остается значительная группа сторонников античных традиций.

Из представителей неоклассической школы выделяется Костас Димитриадес, который воспитывался в духе французского натурализма. Среди тех, кто отошел от романтической школы, основанной Роденом, отметим А.Апартиса и М.Томбаса, работающих в разных современных направлениях. Абстрактное искусство представлено в кубистских скульптурах А.Апергиса.

Музыка и театр .

В области музыкального искусства сохранилась старинная традиция, проявляющаяся в народных песнях. Эти песни подразделяются на танцевальные, семейные, траурные и героические, многие из них возникли в византийскую эпоху или еще раньше.

На протяжении 19 и 20 вв. греческие композиторы, как и их соотечественники в литературе и искусстве, опирались на народные предания и античные сюжеты. Попытки создания национальной музыки были предприняты Манолисом Каломирисом (1883–1963), Э.Риадисом (1890–1935) и Георгиосом Пониридисом. Каломирис использовал темы из византийской церковной музыки и положил на музыку поэмы Паламаса и Сикелианоса.

Пониридис создал многочисленные песни, часто на слова лирических стихотворений Кавафиса и других греческих поэтов. Современные тенденции выражены в сочинениях Деметриоса Скалкотаса (1905–1945) и Георгиоса Сикелианоса. Манос Хадзидакис – известный композитор, который часто вдохновлялся народными мелодиями.

Афинская консерватория, с давних пор центр музыкальной культуры Греции, выпустила немало певцов и композиторов международного класса, включая композитора Д.Митропулоса (1896–1960) и оперную звезду Марию Каллас.

После возрождения театрального искусства в начале 20 в. в Греции произошел подъем драматургии. В 1930 был открыт Национальный театр , а затем образовался ряд других театров с постоянной труппой.

Ежегодно в Афинах, Эпидавре и Додоне прямо в античных амфитеатрах проводятся фестивали театрального и музыкального искусства, на которых артистами Национального театра исполняются античные драмы.

Народное искусство .

В небольших городах и на островах сохраняются вековые традиции кустарных ремесел. Изделия из золота и серебра производятся в Салониках, Афинах, на острове Керкира (Корфу) и в Янине; вышивка и кружева – на Ионических островах и островах Эгейского моря; Крит и Эпир славятся шерстяными одеялами и коврами ручной работы. Греция производит также резные деревянные, керамические и кованные металлические изделия.

Кино весьма популярно в Греции .

Несколько греческих фильмов, среди которых Никогда по воскресеньям, получили награды на международных кинофестивалях. Среди греческих кинозвезд мировой известности достигла Мелина Меркури. Работавший во Франции кинорежиссер К.Коста-Гаврас получил премии за такие фильмы, как Z и Осадное положение.

Понятие «античность» появилось в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты ввели термин «античный» (лат. antiguus — древний) для определения греко-римской культуры, древнейшей из известных в то время. Не умаляя значения других древних цивилизаций, следует признать, что особое влияние на историю народов Европы оказали , эллинистические государства и Древний Рим.

В эволюции культуры Древней Греции обычно выделяют пять периодов:

  1. Эгейский период (2800-1100 до н.э.) — крито-микенская культура.
  2. Гомеровский период (XI-IX вв. до н.э.) — распад родоплеменного общества.
  3. Период архаичной культуры (VIII-VI вв. до н.э.) — становление рабовладельческих государств — полисов.
  4. Классический период (V-IV вв. до н.э.) — расцвет полисов.
  5. Эпоха эллинизма (323-146 до н.э.) — упадок полисов, империя Македонского, эллинистические государства.

Крито-микенская культура

Центрами крито-микенской культуры считались остров Крит и город Микены. Вся жизнь на Крите сосредоточивалась вокруг дворцов, воспринимавшихся как единый архитектурный ансамбль. Особого внимания заслуживает замечательная настенная живопись внутри помещений, коридоров и портиков. Среди памятников ремесел и искусств критской цивилизации, дошедших до нас, - прекрасные фрески, замечательные бронзовые статуэтки, оружие и великолепная полихромная (многоцветная) керамика. Важную роль в жизни Крита играла религия; там сложилась особая форма царской власти — теократия, при которой светская и духовная власть принадлежала одному лицу.

Расцвет микенской (или ахейской) цивилизации приходится на XV-XIII вв. до н.э. Как и на Крите, основное воплощение культуры — дворцы. Наиболее значительные из них найдены в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Иолке.

Эгейский период наиболее ярко представлен двумя памятниками – Микенским и Кносским дворцами. Последний более известен сегодня как Лабиринт из мифа о Тезее и Минотавре. После археологических раскопок ученые подтвердили правдивость этой легенды. Сохранился только первый этаж, но в нем насчитывается более трехсот комнат! Кроме дворцов крито-микенский период известен масками ахейских вождей и критскими скульптурами малой формы. Статуэтки, найденные в тайниках дворца, поражают своей филигранностью.

Таким образом, культура Древней Греции зародилась из симбиоза древней островной цивилизации Крита и пришедших ахейских и дорийских племен, которые осели на Балканском полуострове.

В конце XIII в. до н.э. огромная масса северо-балканских варварских, не затронутых крито-микенской цивилизацией племен устремилась на юг. Ведущую роль в этом переселении народов играло греческое племя дорийцев. Они обладали большим преимуществом перед ахейцами -более эффективным, чем бронзовое, железным оружием. Именно с приходом дорийцев в XII-XI вв. до н.э. начинается в Греции железный век, и именно в это время прекращает свое существование крито-микенская цивилизация.

Культура гомеровского периода

Следующий период греческой истории обычно называют гомеровским - по имени великого Гомера. Его прекрасные поэмы «Илиада» и «Одиссея», созданные в VIII в. до н.э. -важнейший источник информации об этом времени. В этот период происходит как бы накопление сил перед новым стремительным подъемом. Огромное значение имело коренное обновление технической базы — широкое распространение железа и его внедрение в производство. Это подготовило путь исторического развития, вступив на который, греки смогли в течение 3 — 4 веков достигнуть невиданных в истории человечества высот культурного и социального прогресса, оставив далеко позади своих соседей как на Востоке, так и на Западе.

Культура архаического периода

Архаический период греческой истории охватывает VIII-VI вв. до н.э. В это время проходила Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного и Мраморного морей. В результате греческий мир вышел из состояния изоляции, в котором оказался после крушения крито-микенской культуры. Греки научились многому у других народов: у лидийцев — чеканке монет, у финикийцев - алфавитному письму, которое они усовершенствовали. На развитие науки и искусства оказали влияние также достижения Древнего Вавилона и Египта. Эти и другие элементы чужих культур органично вошли в греческую культуру.

В VIII-VI вв. до н. э. в Греции социально-экономическое и политическое развитие достигло такого уровня, который придал античному обществу особую специфику по сравнению с другими цивилизациями древности. К этим явлениям относятся: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис основная форма политической организации, идеи суверенитета народа и демократическая форма правления. Наиболее крупные полисы -Афины, Спарта, Коринф, Аргос, Фивы. Важными центрами экономических, политических, культурных связей между полисами становятся общегреческие святилища , возникновению которых способствовало создание единого пантеона богов в результате слияния местных культов.

Важной составляющей духовной жизни была мифология , чрезвычайно богатая и увлекательная. Более двух тысячелетий она остается источником вдохновения многих поэтов и художников. Замечательно творчество Гесиода (VIII-VII вв. до н.э.), написавшего поэмы «Теогония» (о происхождении богов) и «Труды и дни». В «Теогонии» предпринята попытка систематизировать не только родословную богов, но и историю происхождения мира.

В эпоху архаики возникла первая философская система античности — натурфилософия . Ее представители (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову всего сущего, при этом они воспринимали мир как единое материальное целое. Пифагор (VI в. до н.э.) и его последователи шли по той же линии исследования первопричины мира, основой всего сущего они считали числа и числовые отношения, внесли значительный вклад в развитие математики, астрономии и теории музыки.

В VIII-VI вв. до н.э. зарождается греческая историография . К этому же времени относится и возникновение .

Несмотря на то, что архаический период Греция не представляла собой единой страны, регулярные торговые связи между отдельными полисами вели к формированию этнического самосознания — греки постепенно стали осознавать себя единым народом, отличным от других. Одним из проявлений такого самосознания были знаменитые Олимпийские игры (первые — в 776 г. до н.э.), на которые допускались только эллины.

Культура классического периода

Классический период истории Древней Греции продлился от рубежа VI-V вв. до н. э. до 339 г. до н.э. Это расцвет полисной организации общества. Свобода во всех сферах общественной жизни - особая гордость граждан греческого полиса. Центром греческой культуры стали Афины. Афинское государство только за одно столетие (V в. до н. э.) подарило человечеству такие имена как Сократ и Платон, Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан, Фидий и Фукидид, Фемистокл, Перикл, Ксенофонт.

Внешнее проявление внутренней свободы греков — их демократия. Становление греческой демократии начинается с «военной демократии» гомеровских времен, затем реформы Солона и Клисфена (VI в. до н.э.), и, наконец, ее развитие в «золотой век» Перикла (время правления 490-429 г.г. до н.э.). Граждане полиса, подражая природе и богам, обслуживаемые рабами, вполне наслаждались благами жизни в благоустроенных, по их представлению, небольших государствах, ощущая себя подлинно независимыми и полновластными. Вырабатывалась полисная система ценностей: твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. К его ценностям относились признание превосходства земледельческого труда над всеми другими видами деятельности (исключение составляла лишь Спарта) и осуждение стремления к прибыли.

Особую отличительную черту от других цивилизаций составляет античный антропоцентризм. Именно в Афинах философ Протагор из Абдеры (ок. 490 — ок. 420 г.г. до н.э.) провозглашает знаменитое изречение «человек есть мера всех вещей». Для греков человек — олицетворение всего сущего, прообраз всего созданного и создаваемого; он стал не только преобладающей, но почти единственной темой классического искусства. Такое самочувствие греков отразилось в искусстве архаического и классического периодов, которое не знает образцов не только духовного, но и телесного страдания. Мирон, Поликлет, Фидий — величайшие скульпторы этой поры — изображали богов и героев. Их «олимпийское» спокойствие, величественность, состояние духа, лишенное сомнений и волнений, выражают то совершенство, которого человек если и не достиг, то достичь может и должен.

Только в IV в. до н.э. — поздняя классика, — когда греки обнаружили в жизни новые, неподвластные им грани, место величия постепенно начинают занимать человеческие переживания, страсти, порывы. Эти процессы проявляются как в скульптуре, так и в литературе. Трагедии Эсхила (поздняя архаика) выражают идеи (идеальное долженствование) человеческого подвига, патриотического долга вообще. Софокл (классика) славит уже человека, причем сам он говорит, что изображает людей, какими они должны быть. Еврипид (поздняя классика) стремится показать людей такими, каковы они в действительности, со всеми их слабостями и пороками.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография. «Отцом истории» еще древние называли Геродота (454-430 гг. до н.э.). Он написал законченное, прекрасно изложенное произведение — «Историю», на основе сюжетов греко-персидских войн.

Главная задача искусства V в. до н.э. его основа — правдивое изображение человека, сильного, энергичного, полного достоинства и равновесия душевных сил - победителя в персидских войнах, свободного гражданина полиса. В это время расцвета достигает реалистическая скульптура в мраморе и бронзе. Великолепны работы Фидия («Афина-Воительница», «Афина-Парфенос» для Парфенона в Афинах, «Зевс» -для храма в Олимпии), Мирона («Дискобол»), Поликлета (статуя Геры, выполненная из золота и слоновой кости, «Дорифор», «Раненая амазонка»).

Гармония, соразмерность, классические пропорции — вот то, что завораживает нас в античном искусстве и на века определило европейские каноны красоты и совершенства. Чувства порядка и меры - важнейшие для античности: зло понималось как безмерность, а благо — как умеренность. «Меру во всем соблюдай!» учил древнегреческий поэт Гесиод. «Ничего слишком!» — гласила надпись над входом в святилище Аполлона в Дельфах.

Культура эпохи эллинизма

В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Начало этому положил Восточный поход Александра Македонского (356-323 г.г. до н.э.) и массовый колонизационный поток эллинов во вновь завоеванные земли. Это привело к разрушению полисной демократии. В результате постепенно сложилась новая ступень развития материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов. Распространение и влияние цивилизации эллинизма было чрезвычайно широким: Западная и Восточная Европа, Передняя и Центральная Азия, Северная Африка. Наступила эпоха эллинизма — синтез эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, заложивший основу всей последующей истории европейской культуры.

Культура эллинистической цивилизации сочетала в себе местные устойчивые традиции с традициями культуры, привнесенной завоевателями и переселенцами, греками и негреками.

Эти изменения обусловили потребность эллинов разобраться в своем внутреннем мире. Навстречу этой потребности шли новые философские течения: киники, эпикуреизм, стоицизм (философия в Греции всегда считалась не столько предметом изучения, сколько руководительницею жизни). Главным был вопрос: откуда берутся зло и несправедливость в мире и как жить, чтобы сохранить хотя бы моральную, внутреннюю независимость и свободу?

Даже беглое перечисление достижений культуры эллинизма показывает ее непреходящее значение в истории человечества. Эллинизм обогатил мировую цивилизацию новыми открытиями в области научных знаний и изобретательства. Достаточно назвать в этой связи имена Евклида (III в. до н.э.) и Архимеда (ок. 287- 212 до н.э.)

В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии, описывающие идеальное общественное устройство.

Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились общественные здания нового типа: библиотека, мусейон, служивший центром работ и применения научных знаний. Эти и другие достижения культуры, унаследованные позднее Византийской империей, арабами, вошли в золотой фонд общечеловеческой культуры.

Достоинство греческой культуры в том, что она открыла человека-гражданина, провозгласив верховенство его разума и свободы, идеалы демократии и гуманизма. Истории неведомы более выдающиеся открытия, ибо для человека нет ничего более ценного, чем сам человек.

Античная культура Древней Греции

Характерные черты древнегреческой культуры

Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211). Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.

Г
реция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства.
Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется

возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры: - интерактивный характер (интеракция – взаимодействие), так как она синтезировала достижения культур многих народов: ахейскую, крито-микенскую, египетскую, финикийскую, избегая слепого подражания;

Космологизм, ибо Космос выступал абсолютом культуры. Он не только Мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Утверждались эстетические категории – красота, мера. Мера едина и неделима, она – характеристика совершенства. "Прекрасное есть надлежащая мера во всем "- Демокрит. Природа Греции сама осуществляет меру – в ней нет ничего громадного, все обозримо и понятно. Поэтому одна из основных черт бытия – гармония – единство в многообразии.

Наличие канона – совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Теоретик пропорции – скульптор Поликлет (2-я пол. V в. до н. э.), автор труда "Канон".

Идеал, к которому должен стремиться человек – калокагатия (kalos) – прекрасный, (agalhos) – хороший, добрый. Достичь идеала можно упражнениями, образованием и воспитанием.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком., о чем писал Протагор - "Человек есть мера всех вещей".

Антропоцентричность культуры предполагала культ тела человека.

Состязательность характеризовала различные сферы жизни греческого общества – художественную, спортивную и др. Первые Олимпийские были проведены в 776 г. до н.э.

В Древней Греции берет начало диалектика – умение вести беседу.

Греческая культура поистине празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов.

Связующим (?) звеном между древневосточными цивилизациями и античностью являлась крито-микенская культура (II тыс. до н.э.). О ее высоком уровне развития свидетельствует развитая письменность, технические изобретения (водопровод и бассейны), наличие астрономических знаний, расцвет искусства (фрески царских дворцов в Кноссе и Фесте, расписные каменные сосуды, изящные изображения женщин, керамика). Крито-микенское искусство было прекрасной прелюдией греческого искусства. Письменным источником, содержащим бесценные сведения о культуре крито-микенской цивилизации, являются "Илиада" и "Одиссея".

Г
омеровская эпоха (X-VIII вв. до н. э.)
характеризовалась упадком культуры, так как в XI в. до н. э. в Грецию вторглись дорийцы, принесшие примитивные формы культуры - так называемый геометрический стиль искусства, похожий на искусство неолита. Общество того времени было безграмотным. Широкое распространение получили мифологические представления, послужившие основой развития античной науки, литературы и искусства.

С VIII-VI вв. до н. э., периода возникновения полисного строя, складываются вполне отчетливые и цельные стилистические черты греческой архаики. Становление и развитие культуры греческих полисов (городов-государств) базировалось на достижениях в развитии горного дела и металлургии, строительной техники и архитектуры, керамического и текстильного производства, развитии флота.

В эту эпоху возникли почти все основные формы античной культуры и искусства – материалистическая и весьма рациональная философия, классическая литература (лирическая поэзия), изобразительное искусство – архитектура, скульптура, живопись. Архаическая культура – исходный рубеж классической культуры Эллады.

Социальной основой образования и развития античной культуры служил полис – типичная для Древней Греции и Древнего Рима форма социально-экономической и политической организации общества. В полисы входила городская территория и окружающие ее земледельческие поселения.

В полисах действовали разные органы управления, но верховным органом в большинстве полисов было народное собрание. Еще одной особенностью полиса было совпадение политической и военной организации. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивающим неприкосновенность полиса, а значит и своей собственности. В соответствии с основными принципами полиса вырабатывалась полисная система ценностей: уверенность в том, что полис – высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, а благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса.

Непременным атрибутом полиса являлись театры, музеи, гимназии, стадионы, рынки и т.д. Полисы выступали также центрами становления и развития философии, науки, литературы, искусства, архитектуры и т.д.

Именно в условиях полисной культуры родилась личность, так как полисная демократия предоставляла такую возможность, защищая ее права и свободу.

С падением полиса (IV в. до н. э.) начинается упадок греческой культуры, но сохранилось достоинство данной культуры, ценнейшим завоеванием которой была личность.

Мифология

Большую роль в оформлении античной культуры сыграла мифология. Сами по себе мифы представляют собой архаические повествования о деяниях богов и героев на основе фантастических представлений о мире. В своей основе мифы содержат описания творения мира, происхождения людей и животных.

Греческая мифология сложилась во II тыс. до н э. В это время окончательно оформился пантеон богов, живущих на горе Олимп и подчиненных власти одного бога – Зевса, "отца людей и богов". Каждое олимпийское божество было наделено определенными функциями: Афина – богиня войны, высших родов искусства, ремесел, охранительница городов и стран; Гермес – бог торговли; Артемида – богиня охоты; Афродита – богиня любви и красоты и т.д.

Пантеон богов воспроизводился в архитектурных сооружениях (храм Артемиды и др.). Антропоморфизированные изображения богов стали основной формой развития античного искусства.

Философия . Особое место в древнегреческой культуре занимает философия. Не будем останавливаться подробно (это – предмет истории философии), отметим ряд основных положений.

Во-первых , признавая огромную роль древневосточных культур в дальнейшем развитии человечества, следует признать именно Древнюю Грецию в качестве той ступени социального развития, на которой рождается философия. Рождение философии сопровождалось разложением мифа. От него философия унаследовала целестно-мировоззренческое восприятие мира. Но вместе с тем, в процессе своего развития, философия в
бирала в себя различные предшествующие научные знания, бытовые описания. В результате довольно четко оформился отличительный признак философии – стремление к мудрости, к постижению мира и места человека в нем. Именно не мудрость сама по себе, а любовь к мудрости, стремление к ней как постоянное состояние человеческого духа.

Во-вторых, философия развивалась в пределах полисов как свободные объединения, школы, например, милетская школа (VI в. до н.э.), положившая начало материалистическому направлению в философии, элейская школа (VI-V вв. до н. э.) и др.

Новый период в ее развитии начался с Сократа (V в. до н. э.), который признавал истинно философскими чисто человеческие проблемы. Грандиозные философские системы Платона и Аристотеля включали в себя основные мировоззренческие положения, учение о бытии и небытии, диалектику, теорию познания, эстетику, логику, учение о государстве и др.

Древнегреческая философия явилась исходной основой всего последующего развития западноевропейской философии.

В
-третьих, именно древнегреческая философия положила начало формированию системы понятий, категорий, которые в своей совокупности остались и поныне средоточием знания – развивающегося, обогащающегося в ходе практического и духовного освоения мира.

Наука

В тесном взаимодействии с философией развивались естественно-научные взгляды древних греков. Их источник – та же мифология, но именно поэтому раннегреческая наука во многом отличается от современной. Это были лишь зачатки той или иной группы естественных наук. Греки в VI в. до н э. представляли мир следующим образом: он замкнут и един, сверху ограничен небесным куполом, по которому совершали регулярные движения. Солнце, Луна и другие планеты. Они зафиксировали ритмику природных процессов, смену дня и ночи, чередование фаз Луны, смену времен года и др.

Выделялись 4 субстанции природы, жизненно необходимые для повседневной деятельности человека: земля, вода, огонь и воздух. Гармонию мира, космический порядок нарушают катастрофы и стихии: землетрясения, ураганы, наводнения, затмения, которые тогда не могли объяснить, а потому они характеризовались как проявления неких мистических сил.

Древнегреческая наука была единой, нерасчлененной, не распавшейся на философию и естествознание, и его отдельные дисциплины. Мир в целом понимался как единое целое, подчас даже уподобляющееся огромному животному. Античная наука увековечила себя в истории духовной культуры созданием атомистики. Атомистическое учение Левкиппа и Демокрита служило мировоззренческим и методологическим основанием развития науки вплоть до XIХ в. "Физика" Аристотеля была посвящена изучению природы и положила начало физической науке.

В Древней Греции стали формироваться и биологические знания. Начальные научные представления о зарождении живых организмов разрабатывали Анаксагор, Эмпедокл и Демокрит. Величайшим врачом античности был Гиппократ. Ряд биологических трактатов написал Аристотель.

Н
а рубеже VII-VI вв. до н. э. возникла история как самостоятельный жанр литературы. Древние историки описывали главным образом историю отдельных городов и местностей, т.е. это был рассказ о том, что было в прошлом. Первым историком античного мира считается "отец истории" Геродот, который, как и его последователь Фукидид, посвятил свои произведения описаниям войн. Автор 40-томной "Истории" Полибий считал важнейшей задачей истории поиск и изложение причин событий и явлений. Но в целом, история как наука, ориентировалась на описание конкретных, единичных исторических событий.

Литература

Д
ревнегреческая литература – древнейшая из европейских литератур, у истоков которой (VIII в. до н. э. находятся "Илиада" и "Одиссея", приписываемые слепому певцу Гомеру. Литература – еще один росток духовной культуры, выросший из мифологии. Античная литература полна разнообразных сюжетов о борьбе богов и героев со злом, несправедливостью, стремления к достижению гармонии в жизни. В ней рождается идея единства внешней и внутренней красоты, физического и духовного совершенства личности. Человек смертен, но бессмертна слава героев. В древнегреческой литературе появляется лирика и трагедия. Известны лирические поэты Гесиод, Анакреонт, поэтесса Сафо. Родоначальником классической формы трагедии был Эсхил, автор трилогии "Орестея", "Прикованный Прометей" и др. Известны также трагические поэты Греции Софокл и Еврипид. Еврипид в трагедии "Просительницы" устами главного героя Тезея выражен свои социальные взгляды.

Высокого уровня развития достигла архитектура, скульптура, возник театр. Уже в архаическую эпоху возникла ордерная система постройки храмов (выделение несущих и весомых частей), которые строились в честь богов – храм Аполлона, Артемиды. Эта традиция продолжается в эпоху классики – Храм Зевса, Афинский акрополь и др.

В VIII в. зародилась скульптура, главными объектами и изображения которой становились боги и богини, легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Таковы произведены Фидия - статуя Зевса, Поликлета – статуя Дорифора, Мирона "Дискобол" и др. Но постепенно происходит отход от идеализированного образа человека. Так возникает искусство Праксителя и его наиболее известная работа – Афродита Книдская, где сочетаются элементы строгости, чистоты, лирического начала. В произведениях Скопаса ("Вакханки), углубляется психологизм, экспрессия.

В эллинистическую эпоху усиливается роль эстетического эффекта, драматизм (Венера Милосская, "Лаокоон" и др.)

В целом, значение древнегреческого искусства в общечеловеческом содержании идеалов, гармонии рационального и эмоционального, логики и чувства, абсолютного и относительного. Приоритетное направление отдавалось возвышенной красоте.

Со второй половины IV в. до н. э. начинается новый период в древнегреческой истории и культуре – период эллинизма.

В широком смысле понятие эллинизм означает этап в истории стран Восточного Средиземноморья со времени походов Александра Македонского (334-323 гг. до н. э.) до завоевания этих стран Римом. В 86 г. до н. э. римляне завоевали Афины, в 30 г. до н. э. – Египет. 27 г. до н. э. – дата рождения Римской империи.

Эллинистическая культура не была единообразной на всей территории эллинистического мира. Культурная жизнь различных центров отличалась в зависимости от уровня экономики, развитости общественных отношений, соотношения этнических групп. Общим было то, что классическими образцами социальной экономики и политического развития выступили древнегреческая литература, философия, наука, архитектура. В эллинистической культуре наметился переход от грандиозных философских систем (Платон, Аристотель) к учениям индивидуалистического плана (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), сужение социальной тематики в художественной литературе. Эллинистическая литература отличается полным аполитизмом или понимает политику как прославление монархии.

Широкое распространение получила научная литература, связанная с именами Евклида, Архимеда, Птолемея. Выдающиеся открытия были сделаны в области астрономии. Так, в III в. до н. э. Аристарх Самосский первым в истории науки создал гелиоцентрическую систему мира, которую воспроизвел в XVI в. Н.Коперник.

В III в. до н. э. литература получила развитие в новых культурных центрах, главным образом в Александрии, где была одна из лучших библиотек – Александрийская. Это – время расцвета эпиграмм, стиля гимнов, небывалого универсализма эллинистической культуры.

Таким образом, Древняя Греция поистине является колыбелью европейской цивилизации, потому, что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Она содержала в себе истоки всех последующих достижений европейской культуры (философию, естественные науки, литературу, искусство). Многие отрасли современной науки выросли на основе трудов древнегреческих ученых и философов.

Значительная часть научной терминологии, названия многих наук, большинство имен, многочисленные пословицы и поговорки были рождены в древнегреческом языке.

Культура древней Греции, иначе именуемая, как античная, многообразна. Сложно найти такой вид искусства, в котором не оставили бы свой след эллины, то есть греческий народ. И след этот весьма заметный, ни одному другому народу пока не удалось достичь таких огромных успехов в различных сферах культуры, каких когда-то достигли греки.

Многое было унаследовано эллинами от соседних восточных народов. Влияние Египта и Вавилона на культуру древней Греции достаточно заметно, однако, греки не копировали образцы искусства, они лишь брали их за основу, которую доводили до классического идеала. Этот идеал актуален до сих пор, античная культура все так же служит образцом для подражания, кажется, время над ней совсем невластно. И разве может быть иначе, ведь создавая скульптуры, поэмы, здания, и даже философские трактаты, древние греки исходили из общих понятий, таких как «красота» и «добро». В таких работах в культ возводилось человеческое тело, атлетичная фигура воспринималось, как нечто почти божественное, то, что не может ни заслуживать внимания, потому что красиво само по себе.

Эгейский период культуры древней Греции

Всю культуру древней Греции принято условно разделять на несколько этапов. Первый эгейский, иногда именуемый крито-микенским или же минойским. Наиболее широкое развитие здесь получили архитектура и скульптура. Самые яркие памятники этого этапа - Микенский и Кносский дворец, недошедшие до наших дней в первозданном виде. Однако от этого их значимость для понимания общих закономерностей строительства того времени не уменьшается. Второй замок, кроме всего прочего, свидетельствует современникам и о правдивости одного из мифов древней Греции - о Тезее и Минотавре. Произведя раскопки, археологи убедились в том, что описанные события не вымысел, и действительно имели место быть. Масштаб дворца поражает, сохранившийся первый этаж строения насчитывает более 300 комнат. Ни мало удивляет и наличие системы водоснабжения и канализации.

В минойский период активно развивались многочисленные ремесла, переплавлялась бронза, особое внимание уделялось искусству керамики. Дошедшие до нас скульптуры, статуэтки и причудливо украшенные вазы, относящиеся к этому этапу развития древней Греции, свидетельствуют о филигранном мастерстве эллинов. Искусно вылепленные детали создают впечатление, что перед нами не статуя вовсе, а настоящая девушка. Многообразия сюжетов свидетельствует о развитости Эллады, несмотря на то что в это время она только начинала зарождаться.

Отличилась эта эпоха и живописью. Множество безымянных росписей, нанесенных на стены разных дворцов, отлично подтверждают это. Помимо них, можно выделить и вполне конкретные работы с названиями, например, «Игра с быком».

Гомеровский период культуры древней Греции.

Крито-микенская культура очень сложна и многогранна. К сожалению, с XI по IX века до нашей эры она полностью перестала существовать, так же как и вся минойская цивилизации. Когда все старое было разрушено, без промедлений был начат процесс создания нового устройства жизни, складывания общества. Столь переломный момент находит отражения в письменных памятниках культуры, работах Гомера. Главным описываемым событием являлась Троянская война. Так как никаких других источников информации об этой эпохи не сохранилось, этот небольшой период многие ученые выделяют, как «Гомеровский».
После того как все страшные события остались позади, процессы в обществе стали протекать весьма стремительно, вновь начала активное развитие. В VIII -VI века до нашей эры происходит множество общественно значимых событий, главным из которых является становление городов-государств, или же полисов. Именно в это время происходит формирование культуры древней Греции в том виде, в котором ее представляют многие сегодня.

Архаичный период культуры древней Греции
В период архаичной культуры появилось алфавитное письмо. Возникновение системы образования приводит к развитию философии и различных наук, в том числе и математики. Активное развитие ремесел стало причиной развития широких торговых связей, которые, в свою очередь, послужили толчком для чеканки монет, и активации денежного оборота. В общем, в это время равномерно развивались все институты общества. Если говорить о культуре, то наиболее ярко представляет эту эпоху архитектура и скульптура. На смену дворцов пришли храмы. Малые формы скульптуры отходят на второй план, распространяется монументальная, сперва деревянная а затем и каменная. В массовое сознание уверенно входит идеал человека, у которого душа в полной гармонии с телом, и развиты обе составляющие личности. В связи с этим культ тела становится еще более всеобъемлющим, и все чаще встречается два варианта скульптуры: курос, воспевавшая атлетичную фигуру юноши, и женская фигура в драпировках, к примеру, кора.

Помимо скульптуры и архитектуры в архаичный период развивается и поэзия. Если до этого, в гомеровский период основными литературными произведениями считались «Илиада» и «Одиссея», то теперь к ним прибавились и поэмы Геосиода. Ярчайшим образцом греческой поэзии можно назвать работы единственной женщины-поэтессы того времени Сапфо, дошедшие до современного человека в неполном варианте. Известным становится и Анакреонт, которого восхищала жизнь. Он один из тех, кто в своих произведениях призывал к получению от жизни наслаждения, жить лишь для ублажения собственных желаний.

Классический период культуры древней Греции.
Однако все это лишь подготовительные этапы. Крито-микенский, гомеровский и архаичный периоды подготовили отличную почву для развития. К V веку до нашей эры были созданы все необходимые условия для становления истиной культуры древней Греции. Всего лишь за один век эллины сумели достичь того, что до сих пор еще не удалось ни одному из когда-либо существовавших народов - они создали образцы и идеалы для всех видов искусства. Этот благодатный период ученые окрестили классическим.
Промежуток с V по IV век до нашей эры известен, в первую очередь такими именами, как Сократ, Платон и Аристотель. Эти гении философской мысли зародили не только основы философии, но и прочих смежных наук, а также литературы.

Так как в классический период окончательно утверждается система городов-полисов, а успешные военный действия постоянно приводят к увеличению территорий, в это время небывалых высот достигает архитектура, увеличивается строительство городов. Появляется некий образец устройства городских улиц - акрополь. Его главным преимуществом является четкое разделения всех зданий на зоны: жилая, общественная, торговая, производственная и портовая. Каждый такой город имеет парадные ворота, несколько храмов. Таким образом, любой греческий населенный пункт того времени был точно таким же, как и все прочие, что не позволяло случайному путнику заблудиться. Самым известным Акрополем является Афинский, он по праву входит в список выдающихся архитектурных шедевров.

Самые известные памятники классического периода.
Помимо Акрополя есть еще немало любопытных сооружений того времени. Так, храм Артемиды в Эфесе был отнесен к семи чудесам света. В нем располагались не менее известные статуи Праксителя и Скопаса, а, кроме того, великолепные росписи на стенах, это и придавало строению неповторимый колорит.
Второй памятник этого периода, также относящийся к чудесам света была граница Мавсола, правителя Карий. Высота сооружения 40 м была разделена на два равных этажа. Помимо гробницы самого правителя там же было расположено и погребение его жены. Сверху у памятника была крыша, наподобие пирамиды. Она была украшена колесницей, в которой стояли Мавсол и его жена. С боковых сторон оно было увенчано двумя типами скульптур - большими львами и всадники.

Скульптура классического периода.
Скульптуры классического периода, это в основном фигуры богов, такие памятники изготавливались специально для храмов. Известны многочисленные статуи богини Афины различной высоты, или Зевса, особенно тот, что располагается в храме города Олимпия и уходит вверх над уровнем земли на 14 м. Боги непременно изображались с присущими им бытовыми атрибутами, нельзя было представить себе Апполона без кифары, так же как и Афину без копья и шлема.

Обращались и к другой, более приземленной тематике. Об этом свидетельствуют работы скульптора Пифагора Регийского с говорящими названиями «Мальчик, вынимающий занозу», или же творение Поликлета «Раненая амазонка». Активное обращение к изображению человека послужило причиной возникновения первого труда о пропорциях человеческого тела. «Канон» стал отличным теоретическим подспорьем для многих мастеров, впрочем, актуален и в наши дни.

Фигуры позднего классического периода были особенно подвижны, им были присущи множественные движения, каждая поза была живой, оттого, так часто при взгляде на подобные скульптуры возникает ощущение, что перед нами вовсе не камень, а живой, настоящий человек.

Литература классического периода.
Но не одной архитектурой и скульптурой известна классическая эпоха развития древнегреческой культуры. В это время набирает обороты и литературы. Ярчайшим представителем поэзии является Пиндар. Этот период характеризуется и возникновением театра, а, значит, расцветам трагедий. Здесь ключевыми именами становятся Эсхил, со своим произведением «Прикованный Прометей», Софокл со знаменитым «Эдил-царем», а также Еврипид и его версия «Медеи». Вообще существовал ряд общепринятых сюжетов, которые были общими для нескольких авторов, при этом все творцы по-своему изображали душевные метания героя, его переживания. Пытались не просто показать ситуацию, но и сказать о предпосылках, приоткрыть сущность характеров.
Помимо трагедии активно развивается и комедия. Здесь наиболее ярко себя проявил Аристофан, прибегая к разговорному стилю, легкости и доступности речи. Любовь публики была безграничной, потому что все творения Аристофана были просты и понятны простым обывателям. Автор предлагал для зрительского размышления злободневные темы, центральной же была тема мира.

Эллионизм.
Заключительным периодом греческой культуры условно называют эллионизмом. По сути, это не чисто греческая культура, а результат ее синтеза, симбиоза с культурой восточной. Рим возможно и захватывает территорию Греции, но вместе с тем перенимает у некогда могущественной державы культуры, традиции и даже богов.
Философия в это время уже не развивается так активно, как раньше. Современная царица наук - математика, наоборот развивалась очень активно. Появление на научной Арене Евклида и Архимеда этому немало поспособствовало. Двое ученых разработали теорию для нынешней геометрии, физики и алгебры. Было совершено множество научных открытий, появились различные технические изобретения, и все это ни мало способствовало возникновению различных изобретений.
Рассматривая искусство стоит отметить, что наиболее заметно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Только теперь на смену храма приходят общественные строения, к примеру, театры, библиотеки, здания гимнасий, но не только. Также развивается в это время и частное, дворцовое строительство. Из интереснейших объектов можно выделить, к примеру, Александрийский маяк, высотой около 120 м.

Скульптура эллионизма
Скульптура этого этапа в целом мало чем отличается от классической, правда есть все же специфические особенности. Внутренний драматизм поз и мимики изображаемых людей относится к таковым. И все строение теперь приобретают совсем другой масштаб, представляя собой действительно высокие статуи. К примеру, широко известна статуя бога Гелиоса, иначе Колосс Родосский, высотой 36 метров. Ввиду своих габаритов и местонахождения это творения просуществовало недолго, полностью разрушившись по вине землетрясения.

Многогранность древнегреческой культуры.
Древняя Греция прекратила свое существование в 146 году до нашей эры, однако, ее неповторимая культура жива и поныне. В каждой науке, и в каждом виде современного искусства можно встретить отголоски того периода, когда Эллада была могущественной развитой и передовой страной, а эллины одним из самых грамотных и высокоорганизованных народов. Любой образованный человек просто обязан знать античную культуру. Да и разве может быть по-другому, если культура эта изучается с детства. Начиная с книжки с картинками «Мифы древней Греции» Куна.

Став взрослыми и завершив образования в школе а затем в институте, влияние эллинской культуры на человека не ослабевает, ведь сюжеты всех литературных произведений и фильмов, так или иначе взяты именно из античной мифологии, греки прописали все возможные варианты развития событий. И, бесспорно, каждый знает культовые скульптуры древней Греции, для этого вовсе не обязательно побывать в этой стране, достаточно время от времени пользоваться интернетом или просматривать телевизор. Однако вполне понятно, что как бы кто ни пытался, просто невозможно охватить древнегреческую культуру целиком, объем материала слишком велик. И при этом все же не может скрыться от глаз тот факт, что практически не зная ни одного ученого Вавилона, древнего Египта, любой современный человек сможет назвать немало имен греческих ученых, не прибегая при этом к помощи дополнительных средств информации.

Что сделали древние греки для современного человека?
Безусловно, есть множество того, за что человечество могло бы отблагодарить древних греков. Это философия, астрономия, медицина, разнообразные политические термины, театр, литература - всего на самом деле не перечесть. Если же говорить об отличительных особенностях культуры древней Греции в целом, можно выделить вазопись, как вид искусства, различные статую древнегреческих богов, многие из которых дошли сквозь века и до наших дней. Также на общем фоне выделяются и различные архитектурные строения, от замков до храмов. Культура древней Греции немыслима и без литературы, причем весьма разнообразной. Помимо того что эллины сами творили в самых разных стилях и жанрах, они еще описали каждый из ныне существующих. «Поэтика» Аристотеля представляет собой кладезь мысли, в ней описаны все особенности трех литературных родов: лирики, эпоса и драмы.

А кроме того, в этом же теоретическом труде обосновываются такие термины, как хронотоп, форма, композиция. Все это в немалой степени повлияло на все последующие попытки создать художественный текст. Проще говоря, становится вполне понятно, что культура древней Греции для современного человека важна также, как она была важна когда-то для самих эллинов. Без нее может состояться личность, не может протекать ни один творческий процесс.

Дали миру философию, риторику, астрономию и множество наук? Это все результаты развития греческой культуры.

Культура Древней Греции - уникальное явление, давшее общекультурные ценности буквально во всех областях духовной и материальной деятельности человечества. Всего три поколения деятелей культуры Древней Греции создали искусство высокой классики, заложили основы европейской цивилизации и образы для подражания на многие тысячелетия. Усвоив культурный опыт Египта и Вавилона, Древняя Греция определила свой собственный путь как в социально-политического развитии общества, так и в философских поисках и художественно-эстетическом осмыслении мира.

В Древней Греции существовали «научно-исследовательские центры», очень развитые для своего времени: огромные библиотеки (в Пергаме, Александрии и других городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на острове Фарос).

Античная культура не была отягощена азиатской традицией, хотя древним грекам и были знакомы достижения культуры как Древнего Египта, так и народов Востока. Антропологическое противоречие духа и тела решено было античной культурой в пользу последнего, придав ей «телесный» стиль. Современные исследователи иногда усматривают корни этой «телесности» в античном рабстве. В рабовладельческом обществе ни полноценность человека, ни сам человек не могли быть поняты, а потому человек и его духовная жизнь осмысливались по типу физических тел или вещей. Так конструируется все античное мировоззрение: наука, религия, философия и искусство.

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги - прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Масло оливы - символ Древней Греции, разменная монета и предмет гордости, дар Афины. Его употребляли в пищу, им освещали помещения, умывались и натирали тело как средством для увлажнения кожи в сухом климате. Трепетное отношение к оливе и оливковому маслу сохранилось в Греции и поныне.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля : «Человек - животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Знаменитый «греческий профиль» (нос, плавно переходящий в высокий лоб без обозначения переносицы) почти не встречается в реальной жизни и считается художественной условностью, придуманной древнегреческими мастерами.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути. Культура Греции - древняя культура, но как и любая другая культура, она в свое время претерпела изменения. По мере того как развивалось общество, какие проблемы становились на его пути, приходилось перерабатывать и переосмысливать образы и сюжеты мифов и придавать им новое содержание. Например, во времена расцвета греческих государств-полисов представления греков о богах уже сильно разнились от тех сказочных, полунаивных представлений, какие были во времена Гомера.

Так, образ капризного и злоупотребляющего властью Зевса превратился в мудрого, разумного правителя мира. Наиболее наглядно перемены в греческой духовной культуре проявляются в период развития дионисийского и аполлонического культа. Так, например, бог Дионис символизировал для греков самосознание человека, живущего в таинственном, но полном опасностей мире дикой природы. Греки еще не проводили анализ природы, поэтому мир, в принципе, непонятный человеку, был подвластен богам, и законом в нем являлся произвол богов, символизирующих необъяснимые силы природы.

Одной из популярнейших в Древней Греции игр был «коттаб»: участники пиров выплёскивали остатки вина из своих кубков, стараясь попасть в цель.

Однако этот мир вызывал у греков не только страх, они пытались ощутить счастье от принадлежности к мистическому миру и раствориться в хаосе. Кроме того что Дионис был незаконнорожденным богом, отчего должен был бороться за право пойти в числе олимпийских богов и.за повсеместное установление своего культа, он был ущемлен в правах, подобно человеку, и должен был их отстаивать. Не последней деталью для процветания культа Диониса явилось и то, что орудием этого бога было опьянение, не знающее преград, которое пробуждает душу и открывает ей ту сторону жизни, где нет препон и подчинений.

Именно подобного выхода за рамки собственной ограниченности и трепета перед магическим миром добивались греки во время праздников, посвященных богу Дионису. На этих празднествах греки погружались в природу дионисийского мира. Они желали оргий, экстаза, безумия, которые унесут душу во дворец Всепоглощающей Любви, воспринимая ее, по-видимому, глубинной сущностью мироздания. Страной с высокоразвитой древней культурой, сыгравшей огромную роль в становлении и развитии мировой культуры, является античная Греция, где возникновение рабовладельческого общества, а одновременно философии, относится к VII-VI вв. до н. э. и связано с распадом первобытного патриархально-родового уклада жизни, которому соответствовало мифологическое мышление.

Слово «лауреат», обозначающее победителя конкурса, означает «увенчанный лаврами». Лавровый венок у эллинов был наградой победителю в Пифийских играх, им увенчивали «любимцев Аполлона» - поэтов. Лавру приписывали и пророческий дар: его ели жрецы, чтобы узнать будущее.

Мифология - эта форма общественного сознания, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях общественного развития. Наиболее характерная черта религиозных представлений древних греков до рабовладельческого общества (VII-VI вв. до н. э.) заключается в отражении родовых связей в форме мифа, тотемизма и культа предков. Мифологический образ человеческого мышления объективно был отражением реальной родовой общественно-экономической практики. Памятниками древнегреческой мифологии считаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера, сочинения Гесиода «Теогония» и «Труды и дни», отражавшие образ мышления человека родового общества.

В основе мифологической культуры Древней Греции лежит материально-чувственный или одушевленно-разумный космологизм. Космос понимается здесь как абсолют, божество, но античные боги - это не что иное, как те идеи, которые воплощаются в Космосе, то есть законы природы, управляющие им. Космос выступает как абсолют (нет того, что его создало) и как произведение искусства. Представление греков о мире сводится к представлению о нём как о театральной сцене, где люди - актёры, а всё вместе (мир и люди) - порождение Космоса.