Американская культура: традиции и обычаи США. Культурные особенности Культура 60 в европе и америке

Движение Контркультуры 60-70-х гг. XX века

В качестве примера социального движения, изменившего доминирующую систему ценностей, рассмотрим движение молодежной Контр культуры. Следуя классификации Блумера, это движение явно следует отнести к смешанному типу.
Выше мы уже отмечали, что термин "контркультура" ввел Теодор Роззак. Этим термином принято обозначать ряд довольно близких идейных течений, сложившихся в американском обществе (главным образом, среди молодежи) в 60-70-е годы, и заимствованных молодежью других западных стран.
Идейная доминанта Контркультуры - протест против американского образа жизни и потребительских ценностей "среднего класса".
Истоки Контркультуры - 50-е годы, время взрывного роста уровня жизни американцев. Впервые за всю историю большинство американцев стали жить весьма обеспеченно, имея возможность, в частности, дать своим детям хорошее образование. В американском обществе утвердился культ потребления, погони за материальными ценностями, тотальный конформизм ("будь как все", "будь не хуже других"). Контркультура стала ответом молодежи на эти ценности. Молодежь (как правило, выходцы из зажиточных слоев) отвергла ценности старшего поколения, причем отвержение приобретало разные формы и прошло несколько этапов.
Первое поколение "отвергающих" - поколение "битников", практиковало "богемный" стиль жизнь: алкоголь, наркотики, свободный секс, художественное творчество как основная форма самовыражения личности (приоритет отдавался авангардным формам искусства), отвержение религиозных (протестантских) традиций "отцов", интерес к религиям Востока, особенно дзен-буддизму ("бунтарский дзен"). Литературный портрет этой эпохи - роман Дж. Керуака "Бродяги дхармы".
Второе поколение - это "хиппи" - "дети цветов". Граница между битниками и хиппи условна: поздние битники - это, фактически, первые хиппи. "Хиппи" - не самоназвание бунтующей молодежи, а прозвище, данное журналистами, которое позже было принято и самой молодежью. Большинство хиппи - молодые выходцы из среднего класса, отказавшиеся от жизненной программы и жизненного стиля, предполагавшихся их социальным положением. Образ хиппи, длинноволосого и одетого в живописные лохмотья, - символ Америки 60-х. Хиппи вели бродячий образ жизни, перемещаясь по Америке "автостопом", создавали "коммуны" в противовес традиционной семье, практиковали свободные сексуальные связи (что в пуританской Америке выглядел особенно крамольным). Хиппи стремились возродить "естественный образ жизни", вернуться к природе и отвергали техническую цивилизацию. Время хиппи - время войны США во Вьетнаме. Хиппи были ярко выраженными пацифистами, их лозунг: "Занимайся любовью, а не войной". Музыкальным выражением ценностей и образа жизни хиппи стал рок. Хиппи вели активный религиозный поиск, подобно битникам, они искали истину в восточных учениях, но наметился и интерес к христианству. Хиппи особенно привлекал мистический опыт, опыт слияния с трансцендентным началом, выход за пределы своего "Я". С этими исканиями хиппи связана так называемая "психоделическая революция" - распространение употребления психоактивных веществ (психоделиков, прежде всего, ЛСД). С помощью ЛСД "мистический опыт", расширяющий сознание, мог получить, практически, каждый. Повальное увлечение ЛСД и несчастные случаи, связанные с приемом "кислоты", вызвали запрет ЛСД в США и ужесточение уголовных преследований за распространение наркотиков. Идеи Контркультуры хиппи нашли выражение в творчестве Кена Кизи, Томаса Вульфа, фильмах "Беспечный ездок", "Забриски пойнт".
"Хиппизм" как таковой прекратил активное существование в 70-е годы. Эстетика, внешняя атрибутика хиппи были "приватизированы" массовой культурой и получили широкое распространение.
Контркультура имела и политическую составляющую. Она включала не только мирных хиппи, но и ряд радикальных политических течений и организаций, исповедующих разные варианты марксизма, троцкизма и маоизма и заявлявших о себе акциями политического протеста. Наиболее яркое политическое событие в данном контексте - это студенческая революция 1968 года в Париже.
Значение движения Контркультуры для западных обществ трудно переоценить. Отметим наиболее важные культурные последствия
- критика потребительского общества;
- осознание и распространение ценности самореализации личности;
- осознание экологической проблематики;
- либерализация традиционной сексуальной морали;
- появление новых музыкальных и эстетических стилей;
- активизация религиозных исканий, поворот к "новой духовности".
Были и политические последствия, в частности, расширение политических прав молодежи, ослабление расовой сегрегации в США.
Контркультура повлияла и на экономическую жизнь. Появился "молодежный сектор" индустрии досуга: молодежная музыка, молодежная мода. Сложилась, по замечанию С. Левиковой, "коммерческая молодежная культура", создаваемая "для молодежи", а не самой молодежью. И в этом можно увидеть частичное поражение молодежной Контркультуры, протестовавшей против потребительских ценностей, но создавшей, в итоге, новые модели потребления.

Тем не менее, несмотря на это, считается, что в основе ее лежит культура поселенцев из Англии. Недаром в США говорили и говорят по-прежнему на английском языке.

Формирование культуры в США

Нельзя не отметить, что язык формировался в Америке не так как в Англии – произношение, словарный запас несколько разнятся. Причина в следующем: много слов, наречий американцы позаимствовали у переселенцев, индейцев, которые населяли тогда их земли.

В связи с этим появилось выражение «американский язык ». Хотя и англичане, и американцы понимают друг друга без труда. Известно, что наиболее специфическим и интересным считается южный диалект, негритянский.

На формирование культуры США большое влияние оказали такие страны, как Германия, Италия, Бельгия.

Немалую роль исполнила британская культура. Изначально США известны смешением культур разных народов. Однако многие народы не потеряли своей индивидуальности, скорее понятие «смешение» необходимо заменить на «адаптация».

Культура воспитания коренного населения такова, что они в первую очередь всегда думают о том, что ждет их в будущем.

Еще одна характерная черта в менталитете страны – родители и дети, достигшие совершеннолетия не помогают друг другу. При этом, естественно культура США широких масс сильно отличалась от культуры верхних слоев общества.

Литература США

Пожалуй, при изучении культуры США наибольший интерес представляет американская музыка. Она богата традициями, разнообразием стилей и жанров. При этом сейчас большое значение имеет именно концертная деятельность.

На сегодняшний день американская индустрия музыки считается наиболее развитой в мире. Нельзя не отметить и то, что музыкальные веяния афро-американцев, так блюз, джаз и хип-хоп, также наложили свой отпечаток на становление творчества многих исполнителей.

Сочетание фольклора, старых элементов и новых давали удивительный ни на что не похожий результат.

С начала 17 века на территории США стали создаваться литературные произведения, причем непосредственно в британских колониях Северной Америки. Этап формирования литературы подошел к концу в начале 19 века.

И романтизм в культуре США как всегда сыграл тут далеко не последнюю роль. Настал период Гражданской войны и в 60-х гг. 19 века в литературе прослеживаются демократические тенденции.

Пожалуй, всем известно имя легендарного писателя Марка Твена. Именно он способствовал тому, что реализм в литературе США стал набирать силу. Благодаря М. Твену многие реалии того времени были описаны без прикрас.

Также приблизительно в этот период происходит зарождение модернизма в литературе США. Такие поэты, как Т.Элиот и Э. Паунд, выказывали свой протест против обезличивания людей в Америке. Уже 70-80 гг.прошлого века – эпоха бунтарей, культура зачастую носит разрушительный характер.

Музеи, университеты и культура США

Музеи США также представляют большой интерес для ценителей истории, живописи и иных видов искусств. Наиболее известные среди них - Метрополитен-музей, Музей искусства Квинс, которые расположены в Нью-Йорке.

Большой популярностью пользуется Национальная галерея искусств Вашингтона . Здесь находятся полотна Рембранта, Леонардо да Винчи, Моне и др. В Висконсе находится Музей цирка, который собрал огромное количество экспонатов со всего мира, посвященных этой тематике.

Наиболее старыми университетами Америки считаются Гарвардский, Пенсильванский, Колумбийский и пр. Они возникли еще в 17-18 вв. На тот момент они по большей части были школами богословов, то есть готовили и обучали только священников.

Кстати до 2 Мировой войны считалось, что американские университеты стоят ниже по статусу, нежели учебные заведения европейских стран. Однако уже с середины 20 в. приоритеты смесились и уже сейчас студентов в Америке гораздо больше, чем в иных странах.

Конец XIX – XX вв. является одним из сложнейших периодов в развитии мировой культуры. Это время отмечено мировыми войнами, социальными катаклизмами, национальными конфликтами; это период научно-технического прогресса, начала атомной, космической эры человеческой цивилизации. Все это определило сложность и противоречивость социокультурных процессов, обусловило поиски новых художественных систем, методов, течений.

При всем разнообразии явлений культуры конца XIX – XX вв. можно выделить две основные тенденции художественного развития: это реализм и нереалистические направления, получившие название модернизма (фр. modern – новейший, современный), или авангарда. Это противостояние получило свое воплощение в различных видах искусства.

Философские идеи А. Шопенгауэра, Н. Гартмана, Ф. Ницше, А. Бергсона легли в основу различных направлений искусства XX века, связанных с отходом от реализма и объединяемых в понятиемодернизма.

Первым художественным течением этого плана былфовизм (фр. fauve – дикий зверь), его представители получили название "диких". В 1905 году на выставке в Париже А. Матисс , А. Дерен , А. Марке и другие экспонировали свои картины, поразившие резким противопоставлением цветов и упрощенностью форм.

Анри Матисс (1869 – 1954) – живописец яркого колористического и декоративного дарования, начал как реалист, прошел через увлечение импрессионизмом, но в поисках повышенной интенсивности чистого и звучного цвета пришел к упрощенности форм, в которых почти нет объема. Композиция строится на контрасте цветов, ритмичности линий рисунка, крупных цветовых плоскостей. Условность формы и пространства ведет к орнаментальному характеру полотен (натюрморт "Красные рыбы", "Семейный портрет", панно "Танец ", "Музыка " и другие).

В этом же направлении развивалось творчество пейзажиста А. Марке (1875 – 1947), впоследствии ставшего одним из наиболее последовательных реалистов в европейском пейзаже первой половины XX века.

Почти одновременно с фовизмом возникаеткубизм, направление, связанное с именами художников Пабло Пикассо (1881 – 1973), Жоржа Брака (1882 – 1963) и поэта Гийома Аполлинера (1880 – 1918). От Сезанна кубисты взяли тенденцию к схематизации предметов, но они пошли далее – к разложению изображения предмета на плоскости и комбинированию этими плоскостями. Цвет сознательно изгонялся из живописи, поражавшей аскетизмом палитры. Кубизм оказал значительное влияние на развитие мировой живописи.

П. Пикассо отдал дань увлечению кубизмом ("Три женщины", "Портрет Воллара" и другие), но его сложная, напряженная творческая жизнь, проникнутая бесконечными исканиями, не укладывается в схему какого-либо одного метода или направления. Уже в ранний период творчества ("голубой" – 1901 – 1904 и "розовый" – 1905-1906) проявляется сила его психологического проникновения в человеческие характеры, судьбы, гуманизм, особая чуткость. Герои его картин - простые женщины, странствующие актеры, акробаты, люди одинокие и обездоленные ("Старый нищий с мальчиком ", "Девочка на шаре ", "Любительницы абсента" и другие). Уже здесь художник обращался к повышенной выразительности форм, экспрессивности. В дальнейшем ощущение дисгармоничности мира приводит П. Пикассо к усилению приемов деформации в живописи.

Поразительна многогранность творчества Пикассо. Это и иллюстрации к "Метаморфозам " Овидия – рисунки, воскрешающие светлый гуманизм античности, реалистические портреты и натюрморты, выполненные в неповторимой индивидуальной манере; это графические работы, раскрывающие темы всемирного зла, мрачной силы, воплощенной в образах минотавра и других чудовищ; это и панно "Герника " (1937) – глубоко трагическое произведение, обличающее фашизм, решенное в стилистике кубизма. Многие работы Пикассо полны света, восхищения красотой человека ("Мать и дитя", "Танец с бандерильями", портреты и другие). С глубоким уважением отзываясь о своих великих предшественниках, Пикассо изобразил мир, увиденный глазами человека XX века.

В 1909 г. в Италии зарождается новое модернистское направление–футуризм (от лат. – будущее). У его истоков стоял поэт Т. Маринетти (1876 – 1944), опубликовавший первый манифест футуристов. В группу вошли художники У. Боччони (1882 – 1916), К. Карра (1881 – 1966), Дж. Северини (1883 – 1966) и другие. В манифесте содержался призыв воспевать красоту скорости и агрессивность движения, свойственные XX веку, но в то же время разрушать библиотеки, музеи, академии "всех сортов".

Итальянский футуризм всегда подчеркивал свою антидемократическую направленность. В "Политической программе футуризма" (1913) утверждались идеи милитаризма и национального превосходства. В области художественного творчества низлагались все традиционные принципы, отвергались реалистические формы, даже кубизму ставился в упрек "чрезмерный реализм". Футуристы надеялись воссоздать в искусстве физические явления природы – звук, скорость, электричество и т.д., утверждая, что только их творчество может воспроизвести пульс современной жизни (Боччони – "Эластичность", "Смех", Карра – "Портрет Маринетти", Северини – "Голубая танцовщица" и другие).

И кубизм, и футуризм прервали свое развитие в связи с Первой мировой войной, хотя отдельные явления этих течений получили дальнейшее распространение. В России футуризм нашел воплощение в живописи и поэзии Д. Бурлюка , В. Маяковского , В. Хлебникова , А. Крученых , имевшей характер "эпатирования" окружающего общества, отказа от классических традиций.

Своеобразием отличалось творчество художников, объединенных идеями экспрессионизма, зародившегося в Германии, инициатором течения явился Э.Л.Кирхнер (1880 – 1938), в группу вошли К. Шмидт-Ротлуф (1884 – 1970), М. Пехштейн (1881 – 1955), О. Мюллер (1874 – 1930) и другие. Это же направление развивалось в театральном и особенно киноискусстве. Выступив и против импрессионизма, и против салонного искусства, эти художники искали жесткие, порой дисгармоничные цвета, пронзительное освещение, стремясь донести свое нервное напряжение, передать сильнейшие человеческие чувства (темы: безработица, убогие кабаки, люди "дна" и т.п.). Экспрессионисты добивались глубокой психологической выразительности.

Мировая война разъединила художников, но не устранила экспрессионизма, появились новые его сторонники: бельгиец К. Пермере (1886 – 1952) и Ф. Ван ден Берге (1883 – 1939), Ж. Крюгер (1894 – 1941) в Люксембурге и другие. Заметно влияние экспрессионизма и на современных художников. В этом плане работает, например, шведский скульптор Б. Нистрем (скульптура "...теперь темнеет моя дорога", посвященная поэту Д. Андерсону, и другие). Приемы экспрессионизма позволяют раскрыть тему трагедийных ситуаций современной жизни.

Действительность XX века, уровень технического прогресса давали двоякое представление о мире материальном и нематериальном. Материя, пространство, время, космос, волны, колебания, вибрации, рентгеновские лучи, впоследствии лазерное излучение, атомная энергия и т.д. – все это не поддавалось чувственному восприятию мира, предметы казались лишь обманчивой видимостью. И родилось искусство, отразившее это новое мироощущение.

В 1910 г. русский художник В. Кандинский (1816 – 1944) создал свои "Композиции ", которые дали начало новому направлению в мировой живописи, получившему названиеабстракционизм (беспредметное искусство). Его композиции явились символами субъективного внутреннего состояния, сохранившими связь с эстетикой психологического "настроения", характерной для декадентства конца XIX века.

Представители этого нового беспредметного искусства считали, что нельзя себя связывать рамками оптического опыта, который дает лишь иллюзии. Художник, утверждали они, должен заглянуть за внешнюю оболочку мира и показать его суть, его внутреннюю природу.

Кандинский, испытав влияние Сезанна, символистов (знаменательны его мысли о символике цвета в трактате "О духовном в искусстве"), видел в живописи возможность воплотить бессознательное, интуитивное, голос "внутреннего диктата". Рано уехав из России, Кандинский прожил большую часть своей жизни в Германии, во Франции, оказав огромное влияние на современную культуру.

Знаменательно, что русский православный философ о. П. Флоренский привлекает художественное творчество и теоретические положения В. Кандинского для раскрытия своих мыслей о духовности в искусстве; в абстрактной живописи он видит поиски наиболее идеального, надмирного, абсолютного. Цель искусства, считает о. П. Флоренский, – "преодоление чувственной видимости, натуралистической коры случайного" и обращение к общезначимому, устойчивому и неизменному. Он говорит о самоценном значении чистой живописи, ее духовной направленности, что смыкается с мыслями В.Кандинского, изложенными в трактате "О духовном в искусстве".

Вслед за Кандинским к беспредметной живописи приходят художники и теоретики из разных стран: К. Малевич , Пит Мондриан , супруги Делоне,Глез, Метценже, Боччони, Дуусбург, Клее и другие. Заметную роль в распространении абстракционизма играл творческий центр в Германии Баухауз , где преподавали Кандинский, Клее и другие лидеры движения.

В 30-е гг. XX в. абстрактное искусство находит последователей в США. В годы Второй мировой войны эти тенденции укрепляются в связи с тем, что многие деятели культуры, спасаясь от фашизма, эмигрируют в США. Это – Пит Мондриан , Ханс Рихтер и другие, здесь же живет в этот период Марк Шагал . Формируется группа американских абстрактных экспрессионистов: Дж. Поллок, А. Горки, В. де Куинг, М. Ротко, их последователь в Европе А. Вольф. В своих работах они используют не только краски, но и другие материалы для создания наибольшей рельефности.

Центральной фигурой американской абстрактной живописи является Джексон Поллок (1912 – 1956). Утверждая, что важен не результат, а процесс творчества, он превратил живопись в мистический процесс. Его метод получил название "дриппинг " (беспорядочное разбрасывание красок из банки при помощи кистей).

Во Франции параллель этому способу письма–ташизм (живопись пятнами). Французский абстракционист Ж. Матье давал своим картинамисторические названия: "Битва при Бувине", "Капетинги повсюду" и т.п. Англичане назвали подобный прием в изобразительном искусстве "живописью действия".

В 60-е гг. в США возникают течения модернизма под названием"поп-арт" (популярное искусство) и"оп-арт". "Поп-арт" явился своеобразной реакцией на абстракционизм. Беспредметному искусству он противопоставил грубый мир вполне реальных вещей. Художники этого направления считают, что каждый предмет может стать произведением искусства. Соединенные в особые комбинации вещи приобретают новые качества. Подобные работы были представлены на выставке "Новый реализм" (галерея С. Джениса, затем – Музей современного искусства Гуггенхейма, 1962). В 1964 г. состоялась крупнейшая международная выставка в Венеции – Биенале, где были представлены экспонаты "поп-арта" (различные вещи в случайных соединениях); авторы – Дж. Чемберлен, К. Ольденбург, Дж. Дайн и другие. Крупнейший мастер "поп-арта" – Роберт Раушенберг (ранняя работа "Картина времени": к закрашенному красками холсту прикреплены часы и т.п.). С 1963 г. он освоил метод шелкографии как способ перевода на холст различных фотографий, афиш, репродукций, которые комбинируются с кусками масляной живописи и различными предметами (композиции "Обстановка", "Исследователь").

Вызывая страстные полемики, "поп-арт", тем не менее, нашел своих последователей, получил свое официальное признание и проник в выставочные залы Франции, Италии, Германии, Австрии, Швейцарии, даже Королевской Академии в Лондоне.

"Оп-арт " противопоставил себя "поп-арту". Это направление пошло по пути новой абстракции, создавая свой особый мир, особую среду и формы. Создатели "оп-арта" отказались от холстов и красок. Первостепенное значение в их конструкциях из дерева, стекла и металла имеют эффекты цвета и света (они создаются при помощи линз, зеркал, вращающихся механизмов и т.д.). Это мелькание лучей образует подобие орнаментов и представляет эффектное зрелище. Выставки "оп-арта", начиная с 1965 года: "Чуткий глаз", "Колористический динамизм", "11 вибраций", "Импульс" и другие. Достижения "оп-арта" были использованы в промышленности и прикладном искусстве (мебель, ткани, посуда, одежда).

В 20-е гг. формируется новое направление авангардистского искусства–сюрреализм. Название позаимствовано у Аполлинера и означает "надреализм", хотя есть и иные толкования: "суперреализм", "сверхреализм". Основателем группы художников и литераторов явился писатель и теоретик искусства А. Бретон , к нему присоединились Ж. Арп , М. Эрнст , Л. Арагон , П. Элюар и другие. Они были уверены в том, что бессознательное и неразумное начало олицетворяет собой высшую истину, которая и должна быть воплощена в искусстве.

На это направление оказала воздействие философия А. Бергсона , его мысли об интуитивном озарении. Но особое значение для сюрреалистов имела теория психоанализа австрийского врача и философа З. Фрейда , содержащая обоснование подсознательных факторов психики, являющихся стимулом творческой деятельности художника.

Сюрреализм, считает А. Бретон, основывается на вере в высшую реальность определенных форм ассоциаций, во всесилие сновидений, в свободную игру мышления (три "Манифеста сюрреализма " с 1924 по 1930 гг.). Видный представитель раннего сюрреализма Макс Эрнст (1881 – 1976) первый попытался придать различным мистическим элементам видимость реального существования. Это направление проявило себя в живописи, скульптуре, литературе, театре, киноискусстве различных стран: Франции, Германии, Испании, Бельгии, Англии, США, Латинской Америки и других. Сюрреализм стал логическим продолжениемдадаизма (фр. dada – деревянная лошадка, в переносном смысле – детский лепет), его парадоксальности.

Концентрированное выражение особенностей художественного языка сюрреализма содержится в творчестве испанского художника Сальвадора Дали (1904 – 1989). Дарование Дали было многогранно: живописец, театральный художник, автор киносценариев, постановщик фильмов, дизайнер и т.д. Он не переставал поражать воображение зрителей парадоксальностью образного восприятия, неисчерпаемой фантазией. Сверхоригинальный художник, Дали в то же время постоянно вел диалог с классиками, в его работах – своеобразные цитаты из Рафаэля, Вермеера, Микеланджело, которые он трансформировал в своих композиционных решениях ("Загадочные элементы в пейзаже", "Испания", "Трансформация Кранаха" и т.д.). Его работы требуют более глубокого и сложного отношения: "Атомная Леда ", "Лицо войны ", "Геополитик, наблюдающий рождение нового человека", "Искушение св. Антония" и другие.

Одна из самых глубоких картин Дали – "Предчувствие Гражданской войны " (1936). Два огромных существа, напоминающие деформированные, сросшиеся части человеческого тела, сцеплены между собой в жуткой схватке. Искажено болью и страданием лицо одного из них. Они вызывают чувство отвращения, являются контрастными по отношению к прекрасно написанному реалистическому пейзажу: миниатюрные изображения старинных городков на фоне невысокой горной гряды. Картина символизирует антивоенную идею, звучит как призыв к человеческому разуму, суровое предупреждение. Сам Дали так писал о картине:

"Это не просто монстры-призраки испанской Гражданской войны, а войны... как таковой".

Знаменательны картины, в которых Дали обращался к образу Христа: "Христос Валенсийский", "Гиперкубическое распятие", "Тайная вечеря" и особенно – "Христос св. Иоанна ". Распятый на кресте Христос распростерт над миром. Он летит над неким космическим пейзажем. Наклонный крест отгораживает нас от мрачной бездны, заполняющей верхнюю часть холста. Распятый Христос как бы удерживает эту всепоглощающую тьму своей жертвенностью. Впервые в мировом искусстве художник пренебрег каноном, определяющим композицию Распятия.

Творческое наследие Дали огромно; его идеи, образы, художественный метод далеко неоднозначны и достаточно противоречивы , как и личность самого художника, которая будет удивлять и волновать, раздражать и восхищать многие поколения. Сальвадор Дали и его творчество – существенная составная часть духовного наследия XX века,

Один из выдающихся деятелей культуры XX века – французский архитектор Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере, 1887 – 1965), явившийся главойконструктивизма. Он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности современной техники. Его идеалы – простота и ясность геометрических объемов железобетонных конструкций (диорама "Современный город на 3 миллиона жителей" – 1922, план реконструкции центра Парижа – "План Вуазен", 1925, проект "Лучезарного города", 1930 и другие.).

В последний период деятельности Ле Корбюзье создал экспериментальный 17-этажный жилой дом в Марселе (1947 – 1952), в котором стремился решить проблему "идеального дома", частично осуществив проект "Лучезарного города". К поздним работам Ле Корбюзье относится здание Секретариата Чандигархе (Индия, 1958 г.).

Видную роль в развитии современной архитектуры сыграла деятельность центра Баухауз (Германия) во главе с В. Гропиусом . На первый план выдвигались инженерно-технические принципы, ясно выраженный каркас здания.

Развитие американского города определила чикагская школа: небоскребы с нависающими стенами. Облик Нью-Йорка, например, представляет резкий контраст между небоскребами (конторское здание "Эмпайр Стэйт Билдинг", в 102 этажа, высотой 407 м. и Рокфеллер-центр, в 72 этажа, высотой в 384 м.) и множеством других различных по масштабам зданий. Американский архитектор Райт разрабатывает так называемый "стиль прерий ", где отрицает небоскребы, уплотненность застройки и стремится к связи с природой (коттеджи, окруженные садами, например, "Дом над водопадом" в Бир-Ране, 1936 г.)

Конструктивные возможности железобетона стремится использовать П. Нерви (малый дворец спорта в Риме, 1956 – 1957 гг) и другие.

Наряду с развитием авангардистских тенденций в XX веке плодотворно работают художники-реалисты, и как художественный методреализм находит воплощение в различных видах искусства Европы и Америки. Прежде всего в живописи, литературе, театре.

Так, в США в 1908 г. художники-реалисты объединились в группу "Восьмерка": Г. Генри, Д. Слоун, Д. Лакс и другие. Они ставили задачу показать жизнь большого города с изнанки (прозвище группы "Школа мусорного ящика"). Из мастерской Г. Генри вышли прославленные живописцы: Д. Беллоуз, автор многочисленных картин на темы современности, Р. Кент и другие.

Р. Кент (1882 – 1971) свое творчество посвятил народам Гренландии, Аляски, могучей природе Атлантики. Художник изображает суровую, не тронутую цивилизацией природу. Четкий географический рисунок, контрасты освещения, кристаллические формы передают напряженную жизнь природы. Отважные жители Севера воплощают идеал свободного человека, смело вступающего в борьбу с суровой природой.

Наряду с различными школами модернизмареализм приобретает все более широкое распространение. Эти тенденции проявились в скульптуре. Э.А. Бурдель – (1861 – 1929) – художник напряженных чувств с высокими помыслами. Его работы: статуя "Стреляющий Геракл", Аполлон, конная статуя генерала Альвеара, портрет Бетховена и другие. А. Майоль (1861 – 1944) – обращение к античной скульптуре, преклонение перед благородной естественной красотой человека: "Помона", памятник Сезанну, аллегорическая статуя "Иль-де-Франс" и другие. Ш.Деспио (1874 – 1946) – мастер скульптурного портрета,

Своеобразно направление в современном американском искусстве, названное риджнонализмом; суть его – в обращении к местной американской тематике, к "почве", противопоставление европейскому искусству. Возглавили это направление художники Т.Х. Бентон, Г. Вуд, С. Кэрри, их общая программа "Америка прежде всего". Но каждый из них обладает своеобразной творческой манерой.

Т.Х. Бентон – разносторонний художник. Он обращался к монументальной живописи, жанру портрета, книжной графике. Прославился фресками: росписи Новой школы социальных исследований (1931), Музея Американского искусства Уитни (1932), Университета штата Индиана (1933), капитолия штата Миссури в Джеферсон-сити (1936). Эти фрески отражают события истории Америки, сцены народной жизни и т.п. В 1940 г. Бентон иллюстрировал роман Дж.Стейнбека "Гроздья гнева".

Г. Вуд обратился к теме единения человека с природой ("Женщина с цветком" и другие). Известны его портреты, самый выдающийся – "Американская готика " (1930) – парный портрет фермера и его жены, отмеченный чертами психологической выразительности,

Тема творчества С.Кэрри – сельские мотивы, сцены жизни фермеров, история Америки.

Среди лучших американских художников-реалистов следует назвать семью Уайетов: основатель – Н.К. Уайет, прославившийся как книжный иллюстратор, его сын – Эндрю Уайет, живописец, известный и в Европе (почетный член нескольких европейских академий), внук – современный художник Джеймс Уайет, работающий в манере традиционного реализма. Особенной любовью пользуются картины Эндрю Уайета , изображающие мир простых вещей, природу его края. Самая известная – "Мир Кристины ": молодая женщина среди прекрасной природы, поэтичный мир человека, находящегося в единстве с миром природы. Основное содержание творчества Уайетов глубоко гуманистично.

Национальным своеобразием отличается и живописная школа искусстваМексики, которой присуща многовековая традиция: отражение своей истории в монументальных произведениях искусства. В XX веке сформировалось художественное направление, получившее название "мексиканский мурализм ". Его характерные черты: новаторский дух и строгое следование традиции. Это художники Диего Ривера , Хосе Клименте Ороско , Давид Альфаро Сикейрос . Ими созданы фрески, отразившие историю и современную жизнь мексиканского народа ("Земля плодоносящая", "Кошмар войны и мечта о мире" – Д. Ривера, "Новая демократия", "На службе наций" – Д.А. Сикейрос и другие).

Романтический пафос, образы борцов, использование элементов древней мексиканской орнаментики и наивного фольклора, восходящего к культуре древнейших народов (майя, ацтеков) – черты этого искусства, проникнутого широко понятной идеей человечности. Знаменательно и то, что этими выдающимися художниками решена проблема связи живописи и архитектуры, вводятся приемы фотомонтажа. В технике настенной живописи применяются новые материалы.

В европейском изобразительном искусстве после Второй мировой войны важное место занимает направлениенеореализма, представители которого обратились к жизни народа, простого человека, характеристике его внутреннего и внешнего мира. Группу неореалистов Франции возглавил А. Фужерон , мастер-рационалист, отразивший социальные потрясения XX века ("Париж 1943 года", "Слава Андре Улье", "Страна шахт", "18 марта 1871 года" и другие).

Неореализм нашел воплощение в творчестве Б.Таслицкого, графика и карикатуриста Ж. Эйфеля. В Италии, где неореализм отразился и в киноискусстве (Феллини, Виторио де Сика, Антониони, Пазолини и другие), в живописи это направление возглавил Ренато Гуттузо , художник-мыслитель, политический деятель, борец против фашизма. Темы его произведений – это контрасты эпохи, история родной страны, образы патриотов, погибающих во имя родины, жизнь простых людей Италии (графическая серия "С нами бог", "Рокко у патефона", серия картин "Человек в толпе" и др.). Реализм Гуттузо обогащен достижениями постимпрессионизма, модернизма.

Реалистический метод находит свое развитие и в скульптуре : итальянский мастер Дж. Манцу ("Голова Инге", "Танцовщицы", "Кардинал" и др.), скульпторы Скандинавии и Финляндии, например, В. Аалтонен (портретная галлерея современников) и другие. Следует отметить и творчество датского графика-карикатуриста Херлуфа Бидструпа, запечатлевшего в острой комической форме черты эпохи.

Литературная жизнь Европы и Америки в конце XIX-XX вв. представлена крупнейшими именами, также воплощавшими различные идейно-эстетические позиции.

В 90-е гг. XIX века начинает свое развитие новейшая европейская литература. На рубеже веков во французской литературе возникают символизм (А. Рембо, П. Верлен, С. Маларме), натурализм (Э. Золя), в полемике с этими направлениями развивается реализм. Из писателей этого периода наиболее значительным является Эмиль Золя (1840 – 1902), выдвинувший теорию "экспериментального романа". Унаследовал реалистические традиции и Ги де Мопассан (1850 – 1893), находившийся в преддверии XX столетия в состоянии напряженных поисков новых средств художественной выразительности.

Крупнейшим представителем французской реалистической литературы XX века явились А. Франс (1844 – 1944), автор сатирических и гротескных романов "Остров пингвинов", "Восстание ангелов" и другие, и Р. Роллан (1866 – 1944), создатель эпопеи "Жан-Кристоф", повести "Кола-Брюньон", продолжившей традиции Рабле. На позициях критического реализма стоял Р. Мартен дю Гар (роман "Семья Тибо"), Ф. Мориак ("Клубок змей") и другие.

После Второй мировой войны французская проза, анализируя социальные конфликты эпохи, обращается к жизни различных классов общества: М. Дрюон "Сильные мира сего ", Э. Базен "Семья Резо " и другие. Реалистические и натуралистические традиции переплетаются в творчестве Франсуазы Саган.

Идеи экзистенциализма , постановка нравственных проблем находят воплощение в творчестве А. Камю (повесть "Посторонний", роман "Чума"), в "новом романе" Натали Саррот ("3олотые плоды"). Возникает "театр абсурда " (лат. absurdus – неуместный, нелепый), питающийся идеями А. Камю , Ж.-П. Сартра . Это и пьесы Э. Ионеско "Лысая певица", С. Беккета "В ожидании Годо" и других. Заметный вклад в культуру Франции внесли Р. Мерль, обличитель фашизма и войны ("Смерть – мое ремесло"), Луи Арагон (поэт, издатель, романист) и многие другие.

Линия европейского романа развертывается на рубеже веков и в английской литературе, где она представлена реалистическими произведениями Дж. Голсуорси (трилогия "Сага о Форсайтах"), У.С. Моэма ("Бремя страстей человеческих"), Э.М. Форстера ("Поездка в Индию") и другие. Создателем жанра социально-фантастического романа новейшего времени явился Герберт Уэллс (1866 – 1946), автор широко известных романов: "Машина времени ", "Человек-невидимка ", "Война миров " и другие. Параллельно с фантастическими он создает и социально-бытовые романы ("Колеса фортуны", "История мистера Поля").

"Энциклопедией модернизма" назвали роман Дж. Джойса (1882 – 1941) "Улисс" , который положил начало литературе "потока сознания", отражающей тончайшие нюансы духовной жизни героев. Эту же эстетическую позицию занимали Д. Ричардсон, В. Вульф, Д.Г. Лоренс. Социальную жизнь страны отразили тяготевшие к реализму писатели так называемого "потерянного поколения" – Р. Олдингтон (1892 – 1962), автор романов "Смерть героя", "Все люди-враги", А. Кронин (1896 – 1981) – "Звезды смотрят вниз", "Циатдель" и другие, Д.Пристли (1894-1984) – романы "Добрые товарищи", "Волшебники" и др.

Традиция развития романа продолжает развиваться и после Второй мировой войны. В антиутопиях Дж. Оруэлла (1903 – 1950) – сатиры "Ферма зверей", "1984" и другие – нашел выражение пессимистический взгляд писателя на социалистическое общество, ужас перед возможной победой тоталитаризма. Мотивами экзистенциализма проникнуты романы Айрис Мердок – "Под сетью", "Колокол", "Черный принц" и др. Эти произведения исполнены напряженных творческих исканий, веры в силы человека, способного противостоять хаосу жизни. Крупнейшим романистом XX века является Грэм Грин (1904 – 1991): "Тихий американец", "Комедианты", "Почетный консул" и другие. Социальная критика здесь сочетается с глубоким психологизмом. Развивая традиции европейской романистики, создает серию романов "Чужие и братья" Ч.П. Сноу (1905 – 1980). Политические темы раскрываются в романах Дж. Олдриджа (р. 1918) – "Дипломат", "Горы и оружие", "Морской орел" и другие.

Современный английский роман отличается тематическим многообразием: антиколониальная тема (Д. Стюарт, Н. Льюис), научная фантастика (А.Кларк, Дж.Уиндем), философские темы (К.Уилсон), социально-политические в гротескных романах и повестях М.Спарк и другие, детективные (Агата Кристи, Дж. Ле Карре и другие).

Замечательные образцы романа дала литература США. На рубеже XIX – XX вв. – творчество Марка Твена (1835 – 1910), Джека Лондона (1876 – 1916) и другие. Одна из вершин американского критического реализма XX века – творчество Теодора Драйзера (1871 – 1945). Его романы отразили социальные конфликты времени, трагедию человека в мире зла, глубокие гуманистические идеи. Вершиной творчества Драйзера является роман "Американская трагедия ", выдающееся произведение критического реализма.

Глубокий психологизм и реализм отличает творчество Эрнеста Хемингуэя (1899 – 1961). В своих произведениях он воплотил гуманистические идеи, раскрыл драматизм исторического процесса, выразил веру в человека и его активный гуманизм. Видные писатели США: Дж. Сэлинджер, Дж. Апдайк, Дж. Болдуин, Дж. Чивер, К. Воннегут, Р. Брэдбери и другие.


Похожая информация.


Будучи страной иммигрантов, Соединённые Штаты находятся под влиянием многих культур, включая в себя различные обычаи и традиции в религии, искусстве, еде и во многом другом. Почти каждый регион мира повлиял на американскую культуру, но в первую очередь это были англичане, которые колонизировали страну ещё в начале 1600-х годов. Также культуры коренных американцев, латиноамериканцев, африканцев и азиатов оказали мощное влияние на страну.

Соединённые Штаты иногда описывают как»плавильный котёл», в который различные народы добавили свой собственный аромат или вкус, сформировав одну большую американскую культуру. Так же, как культуры всего мира оказали влияние на США, теперь американская культура влияет на весь мир. Термин западной культуры в широком смысле часто относится к Соединённым Штатам и Европе.
Будучи третьей по величине страной в мире, с населением более 315 миллионов человек — США имеет самое большое культурное разнообразие в мире. Север, юг, запад и восток страны имеют разные традиции и обычаи. Ниже мы приведём краткий обзор культуры Соединённых Штатов.

Язык

Страна не имеет одного официального языка, хотя 31 из 50 штатов предоставили этот статус английскому языку. Более 90% населения США говорит и понимает по-английски и большинство официальных дел ведётся именно на этом языке.

В то время как почти все языки в мире можно услышать в Соединённых Штатах — испанский, китайский, французский и немецкий языки являются одними из наиболее часто употребляемых (не считая английского). Каждый регион США, в частности юг, имеет своё собственное произношение с использованием уникальных слов и фраз.

Религия

Почти все известные религии практикуются в Соединённых Штатах, так как страна была основана на идее религиозной свободы.

Более 75% американцев считают себя христианами. Приблизительно половина из них — протестанты, около четверти — католики, и небольшой процент — мормоны. После христианства иудаизм является второй наиболее распространённой религией — примерно 1,4% населения. Около 20% американцев не имеют религиозной принадлежности.

Американский стиль

Стиль одежды в США зависит от региона и климата, но в основном это стиль «casual» — повседневная одежда, где основная функция это удобство. Стиль «деним» (грубая джинсовая ткань), кроссовки, ковбойские шляпы и сапоги — это некоторые предметы одежды, которые тесно связаны с образом американцев.

«Ральф Лорен», «Кельвин Кляйн», «Майкл Корс» и «Виктория Сикрет» являются известными американскими брендами. Также американская мода сильно подвержена влиянию своих знаменитостей.

Американская еда

Американская кухня находилась под влиянием европейцев и коренных американцев в своей ранней истории. На сегодняшний день существует ряд продуктов, которые, как правило, определяются как американские: гамбургеры, хот-доги, чипсы, макароны с сыром и мясной хлеб. Фраза «Такой американский, как яблочный пирог» стала обозначать то, что является подлинно американским.

Существуют также стили приготовления пищи и типы продуктов, которые являются специфическими для региона. Южный стиль приготовления пищи, который часто называют американской «удобной» едой, включает в себя такие блюда, как жареная курица, капуста, спаржевая фасоль и кукурузный хлеб. Текс-мекс — популярная разновидность кухни в штате Техас и на юго-западе, представляет собой смесь испанских и мексиканских стилей приготовления пищи и включает в себя такие элементы, как перец чили, буррито и содержит большое количество бобов и тёртого сыра.

Искусство

Соединённые Штаты широко известны во всём мире как лидирующая страна по производству средств массовой информации, включая телевидение и кинематограф.

Отрасли телевещания начали развиваться в Соединённых Штатах в начале 1950-х, когда американские телевизионные программы начали показывать по всему миру. США также имеет яркую киноиндустрию, сосредоточенную в Голливуде, а американские фильмы пользуются популярностью во всем мире. Нью-Йорк является домом Бродвея и американцы имеют богатую театральную историю. Американская музыка очень разнообразна, можно выделить ритм-н-блюз, джаз, госпел, кантри, рок-н -ролл и хип-хоп.

Спорт

Соединённые Штаты являются спортивно-ориентированной страной с миллионами поклонников, следящими за футбольными, бейсбольными, баскетбольными и хоккейными матчами помимо множества других видов спорта.

Бейсбол, который появился в колониальной Америке, стал официальным спортом в середине 1800-х годов и по сей день известен как любимое времяпрепровождение американцев, хотя сейчас его популярность затмил футбол.

Американские праздники

Американцы празднуют свою независимость от Великобритании 4-го июля. День Памяти отмечается в последний понедельник мая и чтит память тех, кто умер на военной службе. День Труда отмечается в первый понедельник сентября, и чествует рабочую силу страны. День Благодарения, ещё один отличительный американский праздник, приходится на четвёртый четверг ноября и уходит корнями к колониальным временам.

В День Президентов отмечают дни рождения Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна в третий понедельник февраля. Вклад ветеранов в развитие и свободу страны чествуется в День Ветеранов 11 ноября. Вклад лидера движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга отмечают в третий понедельник января.

Но основное внимание в этой статье мы хотим уделить самым необычным и интересным американским традициям, которые существуют по сей день. Далее вы сможете ознакомиться со списком десяти самых странных традиций США.

10 странных американских традиций

Как вы планируете праздновать Новый год в этом году? Будете ли вы бегать по окрестностям, разбивая старую посуду об соседские двери? Если вы живете в Дании, то очень даже возможно. Или может вы выберете каких-нибудь знаменитостей, которые произвели настоящий фурор в новостях в течение года, сделаете их чучела, а затем подожжёте и будете смотреть как они горят? Не похоже на вас? А если бы вы были родом из Эквадора, то это вполне могло бы быть правдой.

Традиции очень варьируются по всему миру, и обычаи одного общества часто кажутся совершенно безумными для другого. Американская культура и традиции стали хорошо известны во всех уголках планеты, благодаря напряженной работе Голливуда и СМИ. Но это не означает, что все американские традиции спокойно воспринимаются людьми из других стран. Далее мы рассмотрим 10 традиций США, которые американцы считают абсолютно нормальными, но в других странах люди считают их в лучшем случае странными.

  1. «Тейлгейт пати» (тусовки возле открытой задней двери автомобиля)

Когда американцы посещают спортивные соревнования (в частности футбольные матчи), то им не достаточно просто прийти и занять свои места — они должны прибыть за несколько часов, чтобы должным образом подготовиться к просмотру игры.

Разукрашенные цветами любимых спортивных команд, люди будут тусоваться возле своих автомобилей на стоянке стадиона, жарить еду на гриле, попивая холодные алкогольные напитки и играть на газоне, бросая друг другу футбольные мячи.

Многие «тейлгейтеры» (так называют людей, устраивающих тусовки возле задних дверей своих автомобилей) серьёзно готовятся к подобным мероприятиям и даже привозят с собой музыкальные центры, телевизоры и спутниковые антенны, придавая чувство глобальности спортивному событию. Как рано фанаты приезжают, чтобы начать «тейлгейт пати»? Пределов не существует. Некоторые из них прибывают на рассвете, начиная праздновать, а некоторые даже ночью, чтобы занять приличное место!

Но когда дело доходит до футбольных матчей, традиции не ограничиваются парковочными стоянками. Далее вы узнаете о ещё одной странной американской одержимости, связанной с футболом.

  1. Просмотр рекламы во время Супер Боула (американский футбол)

Подавляющее большинство зрителей Супер Боула — американцы, и они с нетерпением ждут перерыва в большой игре, чтобы увидеть, какой рекламный ролик удивит их больше всего на этот раз. В последующие дни, эта реклама очень активно обсуждается снова и снова, с удовольствием и до тошноты, возможно даже больше, чем сама (порою скучная) игра.

Какая реклама была самой дорогой? Какие из них были на удивление дешёвыми? За какие деньги был продан коммерческий слот? Потенциальные вопросы — бесконечны. Что касается ответов, то в 2011 году, одной из самых популярных была реклама «Doritos» (чипсы), стоимость создания которой составила около 500 долларов. Всего около 60-ти рекламных роликов были запущены в эфир на протяжении всей игры, стоимостью до 3-х миллионов долларов за тридцатисекундный ролик. За 100 тысяч долларов в секунду рекламодатели рады поощрять эту странную американскую традицию.

  1. Празднование Американской мечты

Хотя американская мечта не имеет конкретного определения и изменялась на протяжении многих лет, нельзя отрицать, что американцы в целом по-прежнему учат своих детей, что это мечта, к которой все должны стремиться. Правда это или нет — это другой вопрос.

На эмоциональном уровне американская мечта вызывает чувство свободы в стремлениях и возможностях и равный доступ к пути процветания для всех, кто готов упорно работать для её достижения. На более практическом уровне, многие утверждают, что достижение американской мечты стало приравниваться к обычному потребительству и правам собственности, а не стремлению к самой идее свободы. Независимо от того где же истина, национальной традицией по-прежнему является обязанность передать идею, что американская мечта осуществима для каждого поколения. Далее мы рассмотрим менее приятные ценности, передаваемые следующим поколениям.

  1. Повышенный интерес к судебным делам

Американцы любят сенсации, а средства массовой информации с удовольствием предоставляют их, преподнося это в простой и невероятно преувеличенной форме. Вот почему, к примеру, каждые два года в США происходит новый «судебный процесс века». Все прошедшие «судебные процессы века» коллективно забываются, так как новый оказывается гораздо более громким, неприятным, отвратительным (можно вставить много прилагательных), чем последний.

Часто в этих процессах принимают участие знаменитости — это касается и «Толстяка» Арбакла, и О. Джея Симпсона, и бывшего президента Билла Клинтона, но также часто судебные процессы делают знаменитостей из рядовых граждан. Судебное дело Кейси Энтони является хорошим примером недавнего «судебного процесса века», который обычного человека поставил под пристальное наблюдение СМИ. Её известность принесла ей в основном только общественное порицание. Однако, вероятнее всего, что через несколько лет будет установлена новая сцена для следующего «судебного процесса века».

  1. «Punkin Chunkin» (Панкин Чанкин)

Каждый год, когда стебли кукурузы поднимаются к небу и листья желтеют, люди в Соединённых Штатах часто съезжаются на фермы, чтобы посетить осенние фестивали. Большинство мероприятий на этих фестивалях — семейные. Можно кататься на возу, выбирать тыквы, гулять по лабиринтам из кукурузы, дегустировать сидр, играть с домашними животными во дворе и в таком духе.

Но что действительно выделяет некоторые из этих осенних мероприятий, так это желание посетителей наблюдать как тыквы (эти безвредные полезные плоды) взрывают в воздухе и запускают на большие расстояния на сельскохозяйственных угодьях. Есть несколько способов как достичь этого, чтобы удовлетворить толпу: с помощью воздушных пушек, катапульты или машин с помощью раскручивания и центробежной силы. Единственные, кто не веселятся от всей души в это время — это, пожалуй, тыквы.

  1. Угощение или шутка

Во многих культурах существуют устойчивые исторические традиции, связанные с переодеванием во время Хэллоуина и обменом различными угощениями, но лишь немногие из этих традиций заставляют детей ходить от двери к двери, прося сладости со словами: «угощение или шутка!»

Эта странная практика имеет американское происхождение. Тогда как в любое другое время года родители запрещают детям общаться с незнакомыми людьми, выпрашивая конфеты и бродить по улицам в ночное время, вдруг они меняют свой настрой и поощряют все эти действия в один волшебный вечер каждую осень.

  1. Президентское помилование индейки

День благодарения в целом, кажется, может озадачить тех, кто не погружён в американские традиции, но, вероятно, ни один фестиваль индеек не покажется более странным, чем ежегодная церемония, в ходе которой современные президенты дают официальное помилование живой индейке, представленной им Национальной Федерацией Индейки (НФИ). Интересно то, что было много путаницы даже среди американцев о действительном происхождении этой странной традиции.

Хотя «НФИ» предоставляла президентам индейку ежегодно, начиная с 1947 года, сама идея «помилования», избавляя птичку от печки, возникла не сразу. Первая птица, которая получила официальное «президентское помилование» была доставлена в Розовый Сад в 1989 году, когда президент Джордж Буш-старший выразил это как акт доброжелательности, который сейчас превратился в ежегодную американскую традицию.

  1. Распродажи в «чёрную пятницу»

Через несколько часов после того как миллионы непомилованных индеек съедаются американцами на День Благодарения, армии покупателей выдвигаются в поход по магазинам, чтобы сделать покупки по списку рождественских подарков. Распродажи «чёрной пятницы» традиционно проходят на выходных, которые затем перетекают в «кибер понедельник» — новая традиция, которая стала популярна с ростом интернет-магазинов.

В 2010 году национальная федерация розничной торговли провела опрос населения. По полученным данным — более 200 миллионов людей совершали покупки в интернете и в магазинах по всей стране в течение выходных после Дня Благодарения, а ещё 106 миллионов американцев планировали делать покупки через интернет в понедельник.

Большинство из тех, кто совершал покупки в «чёрную пятницу» прибыли в цивилизованное время, но многие «крепкие орешки» пошли дальше и начали свой день в изнурительно ранний час. В редких случаях среди покупателей возникали массовые беспорядки или ужасная давка в попытке получить конкретный продукт или заключить определённую сделку.

  1. День сурка

Пусть грызуны решают, как скоро американцам можно снимать тёплую одежду. Каждый год сурки по всей стране (но прежде всего всем известный сурок Фил из города Панксатони, штат Пенсильвания) выставляются напоказ, чтобы предсказать, сколько ещё времени осталось до прихода весны.

Либо ещё шесть недель зимы, либо ранняя весна — всё зависит от того, видит ли сурок свою тень. Эта традиция продолжается с 1800 года, несмотря на довольно скромные достижения в области прогнозирования погоды, как показывает опыт. И если говорить об измерении вещей странными средствами, то у нас есть последняя американская традиция для вас.

  1. Дюймы, чайные ложки и тонна кирпичей

Вполне приемлемо использовать метрическую систему в США. Конгресс впервые утвердил её в 1866 году и продолжал это делать в последующие годы. Но традиции говорят совсем о другом. Хотя правительство теперь требует использования метрической системы некоторых государственных секторов и настоятельно призывает к нему во многих частных предприятиях, американская общественность никогда её не использовала и практически отвергла, что делает Соединённые Штаты единственной промышленно развитой страной, где это происходит.

В попытке сдвинуть дело с места, Конгресс даже принял закон об использовании метрической системы в 1975 году и создал «совет», который должен был осуществить требуемый переход. Но, видимо Конгресс не уполномочил «совет» достаточным авторитетом и американский народ отреагировал слабо и продолжил мерить всё милями, футами, унциями и так далее.

Революции 1848-1849 гг. в Европе, несмотря на их поражение, имели серьезные социально-экономические и политические последствия. Они еще более ослабили феодальные отношения в ряде стран, обусловили установление конституционного порядка в Сардинском королевстве и Пруссии, проведение либерально-конституционных реформ в Бельгии, Голландии и Швейцарии. В целом революции способствовали ускорению развития капитализма.

Дальнейший подъем производительных сил. Социальные изменения.

50-60-е годы были временем бурного роста капиталистической экономики. «От революционных потрясений Европа перешла к промышленной горячке» ". С завершением промышленного переворота Англия продолжала наращивать свой промышленный потенциал «... с быстротой, неслыханной даже для этой колыбели современной индустрии»2. Промышленная и торговая монополия, захваченная Англией еще в первой половине

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13. С. 515.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 201.

века, достигла в 60-е годы своей вершины. Разрыв в размерах промышленного производства между Англией и другими более развитыми в промышленном отношении странами (Францией, Бельгией, Германией, США) продолжал увеличиваться, несмотря на ускорение темпов их экономического развития. Громадные колониальные владения Англии с населением, которое примерно в 8 раз превышало население метрополии, поглощали все больше английских промышленных товаров, особенно хлопчатобумажных тканей.

К исходу 60-х годов капиталистические отношения утвердились почти во всех странах Европы. Промышленный переворот в той или иной мере уже охватил большинство европейских стран; он завершился во Франции, был близок к завершению в Бельгии, шел полным ходом в Германии, Австрийской империи и в США. Эти страны уже широко использовали машины собственного производства. В Германии закладывались основы будущей мощной тяжелой индустрии - металлургии, машиностроения, химии. Капиталистические отношения продолжали внедряться в Латинской Америке, где развернулось строительство железных дорог, начиналось применение машин в промышленном производстве.

Концентрируя промышленность, ускоряя разорение мелких производителей, капитализм вызвал быстрый рост городов и городского населения. В Европе к 70-м годам были уже десятки городов, насчитывавших более 100 и 200 тыс. жителей. Продолжали возникать города нового промышленного типа, подобные Манчестеру, в которых концентрировались большие массы рабочего населения. Социальная поляризация затронула и старые города: в них в стороне от административного центра и богатых кварталов росли рабочие районы с их скученностью, бедностью, неустроенностью. Англия стала первой страной, в которой городское население превысило сельское. Ускоренная урбанизация - одно из самых примечательных явлений XIX в. Она резко меняла уклад жизни миллионов людей, создавала дополнительный спрос на продукты сельского хозяйства, стимулировала производство их на рынок и интенсификацию хозяйства.

Продолжали совершенствоваться методы земледелия, и, что особенно важно, началось массовое внедрение сельскохозяйственных машин, работавших, однако, еще на конной тяге (паровые машины практически использовали только на молотьбе). Эта новая техника применялась в крупных капиталистических хозяйствах в Европе и на фермах в США, которые лидировали по масштабам применения и производства сельскохозяйственных машин: в 60-е годы здесь были изготовлены сотни тысяч сенокосилок и десятки тысяч жнеек.

Разительные изменения происходили на транспорте. За 20 лет было построено 170 тыс. км железных дорог. Шло активное строительство шоссейных дорог и каналов. Пароходы начали теснить деревянные парусные суда, а железные винтовые пароходы - колесные. Внедрение электрического проволочного телеграфа, который обеспечивал невиданную ранее быстроту передачи информации, явилось подлинным переворотом в средствах коммуникации. В 1851 г. Англия была соединена телеграфной линией с Францией, в 60-е годы - с Индией и Северной Америкой (благодаря прокладке подводного кабеля через Атлантический океан). Телеграфная связь ускоряла и облегчала торговые операции. Активизировалась и почтовая связь: в Англии в 1860 г. было отправлено писем в 6 раз больше, чем в 1840 г. Благодаря совершенствованию транспортных средств население стало более подвижным, громадное развитие морского судоходства резко увеличило эмиграцию: за период с 1846 по 1875 г. Европу покинуло 9 млн. человек (по сравнению с 1,5 млн. за первую половину века). В этом потоке переселенцев, направлявшихся главным образом в США, преобладали беднота, разорившиеся ремесленники и крестьяне.

Мировая торговля стремительно расширялась, ее объем всего за два десятилетия вырос в 2,5 раза. Одним из стимулов роста являлся приток золота, открытого в Калифорнии и Австралии, что в немалой степени притягивало сюда переселенцев из Европы.

Огромный размах строительства железных дорог и судов, увеличение удельного веса тяжелой промышленности требова-

ли все более крупных капиталов. Росло число акционерных обществ, расширялась кредитно-банковская система, предназначенная для финансирования промышленности.

Распространяясь по земному шару, капитализм экономически все теснее связывал страны и континенты через мировой капиталистический рынок. В результате промышленной революции отчетливее проступало деление мира на небольшую группу европейских государств и США, в которых ускоренно развивалась промышленность, и огромное большинство отсталых аграрных стран (включая колонии), превращавшихся в поставщиков промышленного сырья и продовольствия для экономически передовых метрополий.

Присущие капиталистическому способу производства противоречия также приобрели мировой масштаб. Очередной кризис перепроизводства в 1857 г. впервые принял мировой характер, он потряс большинство стран Европы и США, остро отозвался в колониях. Таким же охватом отличался и следующий кризис 1866 г.

Бурный подъем материального производства и обмена породил новые формы общественных связей, вызвал перемены в сфере информации и образования. В 1851 г. в Лондоне открылась первая всемирная промышленная и сельскохозяйственная выставка. Стали созываться международные научные съезды. Возросла информация: в середине века выходило уже более 4 тыс. газет и журналов. Увели-

чение количества и тиражей периодических изданий и выпускаемых книг объяснялось совершенствованием типографского производства, в котором также стали использоваться машины (в частности, наборные и печатные). Входила в массовое употребление фотография.

Несколько поднялся культурный уровень трудящихся масс. Стремительное развитие и усложнение промышленных процессов требовали более подготовленной рабочей силы. Почти повсюду расширялась система народного образования, преимущественно начального. В ряде стран вводилось обязательное (Австро-Венгрия, Пруссия, Англия) и бесплатное (Дания, Пруссия, Румыния, США) начальное обучение. Однако начальная школа находилась еще под сильным влиянием духовенства. Общей тенденцией было повышение грамотности населения. В Англии в 1861 г. грамотность мужчин достигла более 75% (в 1841 г. - примерно 67%), во Франции в конце 60-х годов - 76% по сравнению с 50% в середине 30-х годов, в Голландии - более 80%, а в Германии - более 90% к началу 70-х годов.

Положение рабочего класса. Рабочее движение.

Развитие капитализма сопровождалось колоссальным накоплением богатства. В 60-е годы в ряде стран заработная плата рабочих несколько увеличилась, однако доля пролетариата в производимом им богатстве сокращалась. Уделом

подавляющей части пролетариата оставались крайняя бедность, нищета, неуверенность в завтрашнем дне. Особенно тяжелыми были его жилищные условия. Периоды кризисов, когда происходило расширение безработицы и снижение оплаты труда, были особенно бедственными для трудящихся.

В 50-60-е годы ряды пролетариата быстро росли, в Европе его численность почти удвоилась. Рабочие мануфактур и мелких ремесленных мастерских все еще преобладали в большинстве стран Европы и США, однако укрупнение размеров производства продвинуло вперед концентрацию труда и увеличило удельный вес фабрично-заводского пролетариата. Этот процесс способствовал развитию классового сознания рабочих.

Внедрение капиталистических отношений меняло лицо деревни: в ряде стран образовались большие группы сельского пролетариата. К началу 70-х годов в Англии насчитывалось 1 млн. 250 тыс. наемных сельскохозяйственных рабочих, в США - 800 тыс. В Пруссии, Италии и Испании миллионы батраков, наделенных крошечными участками земли, по своему положению также приближались к сельскому пролетариату.

Тяжелые последствия мирового экономического кризиса 1857 г. активизировали затихшую было стачечную борьбу, усилили тягу рабочих к созданию самостоятельных организаций (профсоюзов, обществ взаимопомощи и др.), а такие события, как Гражданская война в США и восстание в Польше в 1863 г., пробудили стремление к международной сплоченности. Возникшее в таких условиях Международное Товарищество Рабочих открыло новый этап рабочего движения. Первый Интернационал дал мощный толчок распространению марксизма среди передовых рабочих многих стран, способствовал его соединению с массовым пролетарским движением. Руководители Первого Интернационала К. Маркс и Ф. Энгельс в 50-60-е годы продолжали работать над теорией научного коммунизма, обогатив ее важнейшими выводами о путях революционного преобразования общества, о завоевании пролетариатом политической власти, о диктатуре пролетариата и необходимости его союза с крестьянством. С выходом в свет I тома «Капитала» научный коммунизм встал на прочный фундамент экономической теории.

Национально-буржуазные движения и войны.

Буржуазные революции и преобразования. Полоса политической реакции, наступившей после подавления революций 1848-1849 гг., оказалась короткой. 50- 60-е годы в Европе и Америке ознаменовались многочисленными социально-политическими потрясениями. Они были вызваны продолжавшейся борьбой за устранение препятствий, которые все еще мешали развитию капитализма. В Западной Европе завершалась эпоха длительной борьбы буржуазии и народных масс против феодальных порядков. В указанный период она приняла преимущественно форму национально-освободительных и объединительных движений и войн, цель которых заключалась в создании национальных государств.

В 1859-1860 гг. была ликвидирована в основном политическая раздробленность Италии, и это привело к образованию единого итальянского государства. В 1867 г. Пруссия сумела объединить под своим главенством большую часть Германии, а в 1871 г. создать единое германское государство. Нарастала борьба за национальную независимость в Ирландии. Подъем в 60-е годы национального движения угнетенных народов Австрийской империи (прежде всего венгров), а также ее поражения в войнах 50-60-х годов вынудили монархию Габсбургов осуществить в 1867 г. буржуазные преобразования и ввести в империи конституционный строй (однако национальное угнетение большинства народов монархии сохранялось). В 1859-1862 гг. в результате объединения Валахии и Молдовы возникло единое румынское государство. В 60-е годы произошла также мощная вспышка национально-освободительной борьбы в Польше (восстание 1863 г.) 3.

Обострение социально-политических противоречий в Испании, вызванное сохра

3 О развитии национально-освободительного движения народов Восточной и Юго-Восточной Европы от конца XVIII в. до 60-х годов XIX в. см. в главе 15.

нением многочисленных феодальных пережитков и засильем реакции, явилось причиной двух буржуазных революций, которые произошли в этой стране в 50-х - начале 70-х годов.

Новые возможности для развития капитализма в Европе открыла отмена крепостного права в России в 1861 г.

К исходу 60-х годов все страны Европы (кроме Швейцарии) по своему государственному устройству оставались монархиями. Однако за исключением России и Франции (в которых сохранялись царское самодержавие в одной и бонапартистская диктатура в другой) неограниченных монархических режимов в Европе уже не существовало - их сменили различные формы конституционно-парламентского строя, носившего, однако, весьма недемократический характер; во многих странах сохранялись также те или иные элементы дворянских прерогатив и привилегий, феодальные пережитки.

Важнейшим историческим событием этого периода на Американском континенте стала вторая буржуазная революция в США. Начавшись с Гражданской войны 1861 -1865 гг., она привела к ликвидации рабовладельческой системы и утверждению капиталистического строя на всей территории страны. В 1867 г. добилась полного внутреннего самоуправления Канада. Упорная борьба за проведение дальнейших буржуазных преобразований развертывалась в странах Латинской Америки. Среди связанных с этой борьбой событий выделяются буржуазная революция в Мексике в 50-х годах, которая была направлена на ликвидацию феодальных пережитков и рабства и переросла в 60-е годы, вследствие военного вмешательства бонапартистской Франции, в национально-освободительную войну мексиканского народа, изгнавшего иностранных интервентов.

Славной страницей освободительной борьбы народов Латинской Америки явилась всенародная «великая война» за независимость и ликвидацию рабства, развернувшаяся в 1868-1879 гг. на Кубе, которая все еще оставалась колонией Испании.