Виды субкультуры и их характеристика. "Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры" В чем заключается особенности молодежной субкультуры

Субкультуры в современном российском обществе можно типологизировать в виде следующей схемы (рис. 1).

Рис. 1.

Охарактеризуем подробно особенности наиболее яркого проявления субкультур в российском обществе – молодежной.

Молодежные субкультуры в современной России охватывают в основном школьников старших классов. Психологи утверждают, что так тины формируют самооценку, им легче самоутвердиться в группировках, чем реальными поступками, свидетельствующими о взрослости. Молодежь же утверждает, что дело не в заниженной самооценке: новые веяния в российском обществе обусловливают смену принятых установок.

Как бы то ни было, молодежных течений сегодня достаточно, и их приверженцев объединяет многое, от философии до символики. Краткий обзор основных из этих течений представляет нам следующую картину.

Формирование подростковых субкультур в России имеет свои специфические причины, отличные от стран Запада. Прежде всего, это - социальная и экономическая неустойчивость общества. Экономический подъем, наблюдавшийся в последние годы, принципиально картину не изменил. Проще говоря, нашу молодежь волнуют не те потребности, которые стимулируют различные молодежные движения на Западе, а проблема преодоления жизненных трудностей, порой и просто физического выживания. Во-вторых, наиболее желанной перспективой для сегодняшних подростков представляется быстрое достижение престижного социального положения. 11

Неформалы сильно отличаются друг от друга заявленными целями, ценностями и, как следствие, поведением и времяпровождением. К примеру, объединяются по признаку предпочтения определенных стилей музыки, танцев. Не говоря уже о футбольных болельщиках: таких объединений - около 80%.

На фоне распространения в стране субкультур и псевдокультур растет уровень преступности среди российской молодежи: по статистике, каждый пятый молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет хотя бы раз совершил правонарушение или преступление. И это тоже связано со спецификой молодежных субкультур в России. Так, около 9% от всей численности подростковых группировок - наркоманы и токсикоманы.

В 1986 году было официально признано существование неформальных группировок в СССР. По молчаливому согласию подростки стали «отгораживаться» от взрослых одеждой, атрибутикой, сленгом, манерами и моралью, за что и подвергались осуждению. Тогда-то подростковые группировки и начали делить на асоциальные, антисоциальные и т.д.

Например, панки, хиппи, байкеры, рокобилли относили к асоциальным: угрозы обществу они не представляли, но и общим нормам поведения не подчинялись. Антисоциальными называли подростковые группировки, которые носили агрессивный характер, утверждаясь за счет других.

А вот подростковые банды, не относясь ни к той, ни к другой группе, так и остались отдельной классификацией: «банды». Так называли объединения подростков по территориальному признаку: здесь царили свои нравы и законы, ценился культ силы и умение драться. В ходу были такие выражения, как «травка», «прикидка», «счетчик» и тому подобное; принято было ходить при оружии. И ныне банды по-прежнему враждуют друг с другом и терроризируют «нейтральных» подростков. Такие организации называют также, в зависимости от места, «конторами», шайками. В них входят «боевики» 16-18-ти лет и «шелуха» – подростки лет 14. Возглавляют банды лидеры от 19 до 22 лет.

В отдельную группу выделились всем известные молодежные группировки, избравшие символику со свастикой. Они называют себя «фашиками», «фашистами», «наци», «нацистами», «Национальным фронтом». В народе же они больше известны как скинхеды («бритоголовые»).

Но есть и молодежные объединения, которые получили название просоциальных: это объединения по защите природы, памятников архитектуры. Эти группы, цель которых – приносить пользу обществу, малочисленны, но активны.

Также существуют неформальные группы художественного направления. Интересен и так называемый «компьютерный андеграунд» – своеобразный молодежный мир, в котором много подгрупп со специфической структурой: на самом низком уровне находятся юзеры (пользователи), потом идет группа «пойнтов», далее – «сисопы», или системные операторы (администраторы), руководят же ими так называемые сетевые коммуникаторы. В этом мире существует свой особый сленг и стиль общения. Отсутствие постоянного контакта в «реале» они компенсируют обменом электронными письмами, который стал их ритуалом. 12

Люберы – широко известная молодежная группировка с ярко выраженной агрессивностью в поведении. Первоначально это было стихийное объединение подростков, боровшихся за «оздоровление» общества: они «перевоспитывали» бомжей, проституток, алкоголиков и т.д., преследуя и избивая их. Они появлялись в разных городах России, всегда готовые к неожиданному нападению.

Эта практика стихийных избиений несколько позже стала «образцом» для скинхедов и баркашовцев – группировок с более организованной структурой, также состоявших в основном из подростков.

Скины. Их отличительный символ - свастика, знак, который даже не говорит, а кричит сам за себя. Носят его наши с вами современники, которые родились намного позже победы над фашизмом. Они называют себя фашистами и этим гордятся. Кто-то даже знаком с отдельными высказываниями и произведениями Ницше и Шпенглера. Большинство же следуют простой установке: «основную часть «недочеловеков» надо уничтожить, а остальных превратить в рабов».

Как сформировавшееся молодежное движение скины появились в России еще в начале 90-х годов ХХ века. В основном среди сторонников фашистской идеологии – молодежь до 21 года, хотя в их рядах есть и люди 22-26 лет.

Подростки-скины выделяются из толпы бритыми головами, черной одеждой, брюками, заправленными в ботинки. Иногда на одежде присутствует изображение питбуля. В общественных местах стараются появляться группками. Встретить их можно в основном вечером, когда настает «их» время. Тусоваться они стараются в разных местах, а при встречах могут устраивать обсуждение «хроники дня». И если одним ненацистом стало меньше... то эта новость принесет бурную радость.

Фаны. Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики - одна из самых активных подростковых групп в России.

Что характерно для фанов – они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.

Впрочем, и эти объединения сильно разнятся. Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни».

Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге – «пьяница»). Как можно догадаться, это – болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

Экологисты. Такие молодежные движения, защищающие окружающую среду, в России непопулярны и малочисленны (всего 4%), даже в Чернобыле. Акции российского «Гринписа» по большей части неэффективны и являются подражанием Западу. Такие движения удобно формировать при официальных структурах: самостоятельно существовать они не могут из-за материальных трудностей и правовых препятствий.

Байкеры и мотоциклисты. В середине 80-х распространилось новое направление в музыке – хэви-металл. А еще появились длинноволосые ребята, на мотоциклах и в косухах, которым даже в голову не приходило следовать правилам дорожного движения. Их стали называть байкерами.

Узкий круг «своих» принимал к себе новеньких только после отбора, и исключительно тех, кто мог отстоять свои убеждения кулаками. Сила и тренировки культивировались, мускулы наращивались, внешний вид становился все более устрашающим.

Многие байкеры действительно были металлистами, а на концертах выступали даже добровольной охраной. Символом абсолютной байкерской свободы стал флаг Конфедерации.

Однако для того, чтобы подражать байкерам Запада, нужно иметь хороший материальный достаток. Кроме того, имея мотоциклы, их владельцы не могут исправить элементарные поломки. А ведь умение привести в порядок своего «коня» является неотъемлемым элементом субкультуры.

Сейчас движение байкеров в России обрело иной смысл. Молодежь, придерживающаяся образа жизни байкеров, не имеет идейной основы. Это движение еще не до конца сформировалось среди ребят из семей с небольшим доходом. Но оно уже не байкерское. Это небольшие группки без какой-либо атрибутики и даже названия. С байкерами они себя теперь не ассоциируют. А съезды на мотофестиваль в Малоярославце демонстрируют уже совсем иной стиль жизни молодежи.

Участники фестиваля сами собирают или переделывают свои мотоциклы. Подростки могут буквально переселиться на несколько месяцев в гараж или устроить мастерскую прямо в квартире. После завершения работы они компаниями ездят на мотоциклах по городу, соблюдая все правила движения и не ставя перед собой каких-то целей.

Рейверы. В англо-русском словаре вы быстро найдете перевод слова «rave», означающего «бредить», «бред». В Интернете, можно наткнуться еще на одно определение в «Словаре современного сленга» Т. Торна: «рейв» – «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения».

Последнее определение точнее всего описывает поведение образовавшейся молодежной субкультуры в России и сформировавшийся у тинов ночной образ жизни.

Почему ночной? Потому что обычно рейверы – посетители ночных клубов, и, надо заметить, недешевых. Неудивительно, что эта группа малочисленна по сравнению с теми, чьи увлечения требуют меньших затрат.

Хип-хоп-культура. Среди российских подростковых сообществ группировка хип-хоперов появилась давно и, видимо, надолго.

Когда кто-то начинает говорить о хип-хопе, сразу возникает ассоциация с английским словом «street» – улица. Считается, что это направление родилось на улицах цветных кварталов США.

Вспоминаются и другие словечки, которые уже давно на слуху и часто употребляются среди подростков: «брейк-данс», «рэп», «граффити», «ди-джеинг» и даже «стритбол» (уличный футбол) и «роллинг» (катание на роликах). «Подгруппы» хип-хопа разнообразны, возможно, именно поэтому данная субкультура охватила довольно широкие круги молодежи в России.

Сейчас направление поддерживается органами государственной власти и становится все более популярным и на сцене. Эта молодежная субкультура противопоставляется криминальным подростковым группировкам, т.к. «битвы» здесь пропагандируются исключительно с целью установить, кто лучше владеет техникой того или другого из танцевальных направлений.

Среди поклонников этой субкультуры ценится ловкость, умение двигаться и только потом уже – сила, необходимая для акробатических движений. Особенно наглядно это можно наблюдать в брейке, или ломаном танце, который нашел много поклонников среди наших подростков.

Появились и все большей популярностью пользуются хип-хоп-школы, а также проводимые фестивали, конкурсы, в том числе и граффити.

Хоть название и происходит от итальянского «царапать», на самом деле это совсем не царапанье. Данное направление давно стало арт-дизайном, который теперь можно увидеть не только на стенах домов или заборах, но и в клубах, оформленных в молодежном стиле.

Подростки увлеклись этим видом «настенной живописи» и начали совершенствоваться в технике исполнения, проводя «мастер-классы», так что разрисованные стены все чаще пестрили и «радовали» обилием цветов.

Общественность устала с этим бороться, и городские власти нередко были вынуждены отводить специальные места, где ребята могли бы «отрываться в полный рост», пока хватит сил, времени, фантазии и, конечно, краски в баллончиках.

Сейчас можно встретить много подростков, одетых в хип-хоп-стиле, но вовсе не относящихся к приверженцам этого направления. Подобный стиль в одежде продиктован, прежде всего, относительной дешевизной, а также изобилием этих товаров на рынке.

Феномен «романтической компенсации повседневной рутины» воплощают совершенно уникальные и весьма популярные в данное время молодежные движения. Они ярко демонстрируют стремление молодых людей к обновлению, «украшению» своей жизни чем-то необычным, пытаются привнести в серые будни захватывающие впечатления и адреналин, часто посредством экстрима. Последователи этих течений объединяются для занятий экстремальными видами спорта или для походов в глухую тайгу, чтобы «забросить» себя все в те же экстремальные условия.

Диггеры. Их влечет таинственность подземных ходов, опасности подземного мира... Закрытость этого общества, которое не любит афишировать свои действия и свое существование в принципе, привлекает молодежь. Таких объединений много по всей России. Они объединяются в маленькие группки и не любят принимать в свои ряды кого-то еще.

Диггеры имеют нечто общее с экологистами: «общаясь» постоянно с подземными коммуникациями, они предупреждают об оседании фундамента, экологических проблемах, которыми могут быть чреваты земные недра.

Толкинисты. Движение родилось благодаря увлечению молодежи ролевыми играми с многочисленными персонажами из книг Джона Рональда Роуэла Толкиена «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмарилион». Постепенно движение стало не только молодежным, но и общественным, провозгласив своим лозунгом: «Тусоваться всегда, тусоваться везде, даже на суше, даже в воде». Так называемые «тусовки» проходят в костюмах эльфов, гномов, гоблинов и т.д., – как правило, самодельных.

Популярное среди толкинистов времяпровождение – «бои» с использованием деревянного оружия. Могут они встречаться и для общения, обсуждения сценариев для следующих встреч, но неизменно ведут себя соответственно выбранным ролям, не выходя из образа. У них даже выработался собственный этикет в общении: «аристократический», с подчеркнуто витиеватыми фразами.

Особый интерес представляют «семейные отношения» толкинистов. Они могут даже «повенчаться», причем «жрец» произносит: «Я венчаю вас во имя водки, пива и спиртнаго духа». «Жених» и «невеста» целуются, а собравшиеся считают вслух. Насчитали до 20 - значит, в случае «развода» нужно будет поставить 20 бутылок пива. Невыгодно «разводиться», да? Говорят, что «сказочные» свадьбы нередко заканчиваются реальными...

Считается, что ролевые игры помогают решить молодым людям всегда актуальную проблему общения в молодежной среде. Но начинает казаться, что для этих ребят мир, созданный Толкиеном, реальнее российской действительности... Молодые россияне пытаются уйти в этот яркий мир от того, что их окружает.

Семенова И.

На сегодняшний день наша страна пребывает в глубочайшем кризисе (политического, экономического, культурного, духовного характера) и удержаться от социальной катастрофы – насущная задача. В такие периоды важнейшим условием выживания общества и его перспектив является то, насколько понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда она идет, сама или подталкиваемая стихией социальных процессов?

Какие ожидания можно связать с ее поведением? Ожидание ближних перспектив – это обеспечение общественной безопасности самому себе сегодня, ожидание дальних – выживание и благополучие своих детей, обеспечение собственной старости завтра. От этого в немалой степени зависит судьба и перспективы социальных преобразований в современной России.

На начало XXI века в гуманитарных науках проблемы влияния молодежных субкультур на общество и формирование личности проанализированы недостаточно. И если раньше это было связано, прежде всего, с неизученностью этих проблем, то сегодня это обусловлено, в первую очередь, недостаточностью наработок. В частности, социология молодежи и ее отдельные направления все еще находятся в поиске адекватных себе социально-философских концепций исторического развития и социального устройства современного мира. Это обусловило актуальность темы данной работы: «Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры». Явление молодежной субкультуры представляет собой поле неограниченных исследований, поскольку является проблемой социального порядка, связанной с решением многих проблем развития человека, и, в частности, формированием его норм и ценностей.

Поэтому цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. Исходя из цели, были определены следующие задачи :

1.Выявить особенности субкультуры молодежи.

2. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме.

3. Проанализировать особенности субкультуры молодежи г.Сердобска.

Исходя из цели и задач исследования, мы выстроили гипотезу : молодежная субкультура, являясь, с одной стороны отражением интересов, склонностей, ценностных ориентаций определенной группы юношей и девушек, с дугой стороны непосредственным образом влияет на процесс формирования и развития личности ее членов, тем самым на формирование их норм и ценностей.

Объектом исследования является субкультура современной молодежи. Предмет исследования: механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на общество. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Практическая значимость исследования в этой области социологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов социологии молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области социологии молодежи могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«СЕРДОБСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ГБОУ СПО «СМТ»)

ДОКЛАД

для научно-практической конференции

Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры

Научный руководитель:

Гончарова Т.А. – преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Исполнитель:

Семенова И.А. студент группы У-21 специальности 190604

Сердобск

2011

Готическая субкультура

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. В России Gothic-субкультура зародилась совсем недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения этой самой gothic-субкультуры в мире. Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила, которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера, которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков чувствовали себя в привычной обстановке. Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе, в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе, отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного, самосовершенствование…

Эмо

На базе поклонников эмо (особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей) и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Отаку

Термин «отаку» применяется в отношении любителей аниме и манги. Но, если любой отаку - анимешник, то не всякий анимешник - отаку, так как в отаку - это человек очень серьезно увлеченный аниме, мангой, культурой и историей Японии (причем все это вместе и сразу). На основе личных наблюдений и данных собранных на просторах интернета можно выделить некоторые признаки отаку: интересуется историей и культурой Японии (здесь я бы хотела немного оговориться, что степень увлечения может быть различной, от простого прочтения статей, увлечения японской кухней ит.п., до серьезного изучения языка и истории страны и поездок туда; имеет обширную коллекцию аниме и манги, музыки клипов или игр; читает специальные издания об аниме или посещает соответствующие страницы в интернете; участвует в аниме - фестивалях, косплее и других мероприятиях; занимается каким-либо творчеством (рисование, проза, стихи, АМВ и.т.п).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мы наблюдаем активное формирование очень интересной молодежной субкультуры.


Подписи к слайдам:

«Культура и субкультура. Специфика молодежной субкультуры»

Цель работы – выявить механизм формирования молодежной субкультуры и ее влияние на жизнь общества. З адачи: 1.Выявить особенности субкультуры молодежи. 2.Рассмотреть историческую постановку проблемы. 3. Изучить зарубежные и отечественные исследования по данной проблеме. 4. Проанализировать особенности формирования субкультуры молодежи г.Сердобска.

Готика зародилась в конце 70-х – начале 80-х как ответвление от мрачноватого и депрессивного стиля пост-панк. Термин «Goth» был придуман журналистами для характеристики нового стиля, и означал – «варварский» из-за грубости и жесткости звучания новой музыки.

Эмо (англ. emo, сокращение от «эмоциональный») - термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной или полностью отсутствующей музыкальной составляющей. На базе поклонников эмо и родственных жанров возникла одноимённая субкультура.

Панк-рок 60-х годов принято называть «гаражным роком». То, что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов, местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых, белых народных мотивов с элементами доморощенной музыки скиффл. Впервые с конца 50-х годов у американской молодежи появилась «своя» музыка.

Отаку В последние годы в развитии аниме наблюдался очередной период активного роста. Аниме стало повсеместно популярным за пределами Японии, вызвав развитие соответствующих субкультуры во многих странах.

Граффити Г раффити появились на свет в Нью-Йорке конца 60-х, когда тинэйджер по имени Деметривс впервые начал выводить свой творческий псевдоним TAKI и номер своей улицы 183 на стенах и станциях подземки по всему Манхеттену.

Социологическое исследование

Молодежные субкультуры для России - явление молодое. В традиционном обществе их не было, поскольку не было «молодежи» в современном понимании. Ребенок сразу вырастал во взрослого человека со всеми его обязанностями и особенностями поведения. Обычно это было связано с браком, срок которого на Руси, как и в иных традиционных обществах, наступал с половым созреванием. Женщина чуть старше 30 лет часто уже была бабушкой и нянчилась с внуками, а ее муж распоряжался большой семьей, состоявшей из нескольких поколений родственников.

Как утверждает Ф. Гайда, подобное общество при его ценностном консерватизме было крайне мобильно - каждый его член играл важную социальную роль. Более того, не было нужды в какой-то нарочито выдуманной государственной идеологии или национальной идее, чувство ответственности прививалось с пеленок, а оно почти всегда отгораживало от непатриотического или эгоистического поведения.

Освобожденные в 1762 году от обязательной службы дворяне, быстро проникшиеся чувством собственной исключительности, субкультуры, однако, не образовывали. Кроме того, субкультура - явление преимущественно городское, а Россия в целом оставалась обществом аграрным. В начале XIX века молодое дворянство восприняло английский дендизм, но субкультурой это вряд ли назовешь: молодых денди в столицах были единицы. Налицо имитация западного образца .

Все это лишний раз подтверждает факт влияния на образование тех или иных молодежных течений условий окружающей действительности и общественных факторов. Распад традиционных общественных связей всегда порождает неформальные объединения. Появляется необходимость отличаться от всего вокруг, и сразу же находится выход - новая социальная реальность.

Субкультурная активность молодежи зависит от многих факторов: от уровня образования (более выражено стремление присоединиться к той или иной субкультуре у лиц с низким уровнем образования), от возраста (в основном это молодые люди 16-18 лет), от места жительства (как уже было сказано, неформальные движения больше характерны для городской среды с её обилием социальных связей).

Брешин А.А. дает следующее деление субкультур :

1) по социально-правовому признаку:

· социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам;

· просоциальные или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности;

· асоциальные;

2) по направленности интересов:

· увлечение современной молодежной музыкой;

· околоспортивные - различные фанаты;

· философско-мистические;

· защитники окружающей среды;

3) по групповому признаку:

· по образу жизни - «системники» (хакеры, блоггеры, геймеры);

· по способам времяпрепровождений;

· по социальной позиции - экокультурные (Green Peace);

· по творческой направленности (художники, поэты, музыканты и т.д.).

Выделенные типы классификации субкультур различаются по степени выраженности феноменов межгрупповой дифференциации и базируются на выделении одного социально значимого признака, на котором строится классификация.

В общем, молодежные субкультуры, под которыми понимается гомогенная возрастная группа людей, объединенных формальными или неформальными признаками, имеют свою специфику. У членов группы обнаруживается целый ряд общих черт. Определяющей общей чертой является возраст. Наряду с ним выявляются и другие общие черты: такие, например, как пол, социальная роль, социальное происхождение, соседские отношения и, наконец, образ мыслей и формы поведения. При такой трактовке субкультура понимается как любое неформальное молодежное объединение, которое имеет несколько основных уровней .

Обычно первый уровень - это сама группа молодых людей, объединенных общими интересами (к такой, например, относится субкультура флэш-моб). Второй уровень - это группы молодежи, принципиально отрицающие общественные ценности, выступающие за построение общества с иными ценностями, декларируемыми их субкультурой (скинхеды, панки). Третий уровень - молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности (анархисты).

Можно выделить основные характеристики современных молодежных субкультур: кратковременность, наличие своеобразных правил поведения в обществе, минимализм в символике, строгий внутренний самоорганизующийся характер.

Однако на современном этапе в обществе присутствуют и такие субкультуры, которые не просто являются формой самореализации молодежи, но и представляют собой уникальное социокультурное и психологическое образование, отличающееся от ранее возникших и до сих пор имеющих место в мире субкультур склонностью к художественно-театральным постановкам (флэш-мобы) и граффити (райтеры) как уникальной формой уличного искусства. Из этого можно сделать вывод о том, что появление новых субкультурных образований в нашей стране обуславливается не только стремлением революционных образом перевернуть настоящий ход вещей или полностью абстрагироваться от действительности, но и стремлением позиционировать себя и молодежь в целом как самостоятельную и деятельную массу людей, готовых к объединению и поддержанию благоприятного климата в обществе.

Также важно отметить, что субкультурную молодежь в основном представляют люди из достаточно благополучных и состоятельных семей. Если даже в самой благополучной семье с уже возмужавшим подростком продолжают обходиться, как с маленьким ребенком, контролируя каждый его вздох и шаг, то, как правило, этот подросток либо постепенно превращается в совершенно беспомощное, безвольное, инфантильное существо, либо очень скоро оказывается в неформальной молодежной организации, в группе равных. В таком случае молодежная субкультура превращается для молодого человека в своего рода игру, отсутствие которой у многих людей в молодости оборачивается в будущем неумением «вписываться в общество».

Как отмечает Светлана Игоревна Левикова, доктор философских наук, для возникновения молодежной субкультуры необходимо сочетание как минимум следующих факторов :

· отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий (так называемая реакция эмансипации и негативизма);

· попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем;

· поиск молодыми людьми референтных групп со сходными целевыми установками (так называемая реакция группирования).

С предпосылками молодежной субкультуры имеют дело в нескольких случаях, обычно в следующих:

· в семье, где имеет место излишний контроль родителей или, наоборот, предоставление подростку сверхсвободы, как уже отмечалось ранее;

· в формальной группе (организации), к которой принадлежат молодые люди (как правило, в учебном заведении);

· в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (опыт страха, боли, убийства, крови, потери товарищей), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что молодой человек уже не вписывается в мирную жизнь, в которую возвращается;

· среди безработных, а также временно или частично занятых.

Стоит отметить, что появление молодежных субкультур в России по большей части связано с влиянием Запада. Однако в российской среде некоторые из субкультур являются простым заимствованием, а другие могут отражать скорее сходство мотивов действий. Яркий пример тому - российские скинхеды (нацисты, расисты и т.д.), возникшие как движение в начале 90-х годов ХХ века. Хоть они и близки к западным аналогам по форме, но порождены, прежде всего, внутренними проблемами страны. В целом, имеются разные дистанции российских субкультурных феноменов от западных образцов.

По мнению Владимира Андреевича Лукова, российского культуролога и литературоведа, российскую специфику субкультурных образований в молодежной среде, а точнее их слабую развитость в традиционном для Запада понимании, определяют три фактора.

Первый - социальная и экономическая неустойчивость российского общества на протяжении последних полутора десятилетий и обнищание основной части населения. В последние годы молодые люди с низким уровнем денежных доходов составляли около 20% населения, а своей возрастной группе - почти 28%. Доля же безработной молодежи насчитывала около 37%. Для значительной части молодежи проблема физического выживания отодвигает на задний план потребности, реализуемые в формах молодежных субкультур .

Второй фактор - особенности социальной мобильности в российском обществе. Каналы восходящей социальной мобильности еще в 1990-е годы претерпели коренные изменения, и молодежь получила возможность достигать престижное социальное положение в очень короткие сроки. Первоначально это привело к оттоку молодежи из системы образования, особенно высшего и послевузовского: для быстрого успеха (понимаемого как обогащение и достигаемого в основном в сфере торговли и услуг) высокий уровень образования был скорее помехой, чем помощью. Но позже вновь усилилась тяга к получению образования как гаранта личного жизненного успеха. Кроме того, действует фактор укрывания юношей от службы в армии.

Возможность быстро достичь успеха, стать богатым, в действительности слишком часто основанная на криминале, является, тем не менее, основой для социальных установок и ожиданий значительной части российской молодежи. Этим во многом вытесняется идентификация с субкультурными ценностями в западном смысле, поскольку такая идентификация в российских социокультурных условиях противоречит реализации установок на материальное благополучие.

Третий фактор - аномия в российском обществе в дюркгеймовом смысле, т.е. утеря тех нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности и обеспечения приемлемой социальной идентичности. В молодежной среде аномия ведет к парадоксальному сочетанию актуальных оценок и глубинных ценностных предпочтений.

В плане актуальных оценок особенно значимо отношение молодежи к органам государственной власти, к высшим должностным лицам. В середине 1990-х годов негативные оценки преобладали повсеместно, но и исследования последнего времени фиксируют относительно низкие показатели доверия молодежи к государственным структурам. Важным итогом недоверия к власти является распространение уверенности молодых россиян в том, что можно полагаться только на собственные силы. На фоне социальной аномии широчайшее распространение приобретает преступность среди российской молодежи. Этот драматический факт имеет непосредственное отношение к специфике молодежных субкультур в России .

Если попытаться выявить черты, свойственные различным субкультурным образованиям в молодежной среде, то связь с субкультурами криминала окажется одной из наиболее часто представленных наряду с влиянием западной молодежной моды, феноменом романтической компенсации повседневной рутины, а также воспроизводством некоторых черт советского прошлого. Именно эти четыре характеристики могут выступать как основа типологизации молодежных субкультур в России.

Вообще, основой любой субкультуры всегда является утопия - представление о возможностях некой группы людей объединиться и совместными усилиями перевернуть окружающий мир. Это может быть мировая революция и всемирная коммуна, технократическое будущее и победа национальной сборной в мировом чемпионате. Вопрос только в масштабах сознания, а его, как известно, можно расширять различными способами. Для субкультур это задача крайне важная.

Ф. Гайда пишет, что студенты XIX века читали новейшие книжки, готовили конспекты и обсуждали их на собраниях с целью немедленного внедрения в повседневность вычитанных идей. Спустя век стало принято сочинять остросоциальные стихи или философские притчи и класть их на музыку, в перерывах между этим благородным занятием принимая те или иные стимулирующие творчество препараты. Иногда они оказывались слишком сильными. В итоге все заканчивалось разочарованием. По мере сужения горизонтов мысли цели субкультур тоже мельчают. Постепенно основным ориентиром становится релаксация. Но сознанию опасно существовать в таком состоянии вечно, это ведет к его подчинению и разрушению. Личность постепенно затрется, выгорит, а иллюзорное единство с единомышленниками разрушится .

Поводя итог, можно сказать, что субкультура - это то, что дает возможность человеку выразить себя как сильную, независимую личность. Она предоставляет молодежи все то, чего им не хватает в повседневной жизни. Однако нельзя забывать о том, что, в конечном счете, можно получить лишь полное отрешение от общества как такового, замкнуться в себе и навечно остаться в роли игрока в идеальный мир.

Культура общества – сложное и многообразное явление. Как в обществе, состоящем из разных слоев людей, в рамках его культуры всегда существуют различные культуры: взрослая и молодежная, светская и религиозная, сельская и городская, традиционная и новая, народная и профессиональная и т.п. Поэтому культура общества выступает как совокупность различных культур или субкультур (от лат. sub – под) и ее составляющих. Субкультура формируется, как правило, на основе половозрастных, этнических, религиозных, социальных различий людей.

Многообразие культуры общества не исключает существование в ней доминирующей, принятой большинством людей общей культуры, которая образует как бы ядро культуры общества. Именно ядро культуры формирует облик, «лицо» общества и передается от поколения к поколению, аккумулируясь и реализуясь в устной речи и письменности, культурных памятниках и эталонных произведениях искусства, в образцах общепринятой деятельности. Субкультура, как правило, является своеобразной модификацией и конкретизацией общей культуры общества, приспособлением ее под нужды, интересы и потребности определенной группы людей.

В первобытном обществе культура была однородной, в ней не было каких-либо субкультур. На последующих этапах истории культура начинает дифференцироваться, в ней возникают различные субкультуры. Так, в наше время молодежь от 14 до 30 лет выделилась в относительно самостоятельную группу и стала носителем особой – молодежной субкультуры.

В узком смысле молодежная субкультура – это культура, созданная самой молодежью. Вместе с тем сегодня молодежная субкультура выходит за рамки того, что создается самой молодежью, и включает в себя культуру, специально создаваемую для молодежи, включая массовую. Значительная часть современной культурной индустрии общества ориентированна на удовлетворение запросов и вкусов молодежи, касающихся досуга, развлечений, моды, производства одежды, обуви, украшений. Это связанно еще с тем, что молодежь составляет почти половину населения современного общества, в силу чего ее роль в общественной и культурной жизни все время возрастает. Во многом, по этой причине, в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилось встречное движение со стороны взрослых, которые не спешат расстаться со своей молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуют у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения.

В целом для молодежи характерно эмоциональное поведение и восприятие мира. Именно в этой сфере она чаще всего расходится с культурой старших поколений, где ей труднее всего находить взаимопонимание и взаимное доверие. Поэтому наилучшей средой для нее оказываются сообщества сверстников, позволяющие с интересом провести досуг, обсудить личные проблемы, весело развлечься, которые становятся главным местом создания молодежной субкультуры.

Молодежная субкультура представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творческую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов, т.е. молодых людей, утративших прежние социальные связи. Значительная часть молодежи с молодежной субкультурой не связана, либо эта связь с ней является весьма слабой и символической.

Основные виды и формы современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает сильным эмоциональным воздействием, является лучшим способом самовыражения. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. К примеру, одна из любимых словообразовательных моделей хиппи – прибавление суффикса -ак, -як к основе прилагательных (и иногда глаголов): «нижняк» - нижнее белье, «крутняк» - сложная или «крутая» ситуация, «отходняк» - похмелье, «голяк» - полное отсутствие чего либо. Распространенным явлением молодежного сленга стал сегодня «стеб» - иронически-издевательское отношение к тому, о чем идет речь. Можно предположить, что «стеб» - это своеобразный механизм защиты молодежи от «невкайфов», т.е. неприятных жизненных ситуаций.

Одежда и обувь представителей молодежных субкультур включают в первую очередь кроссовки, джинсы и куртку. Во внешнем виде большое значение придается прическе, длине волос. Все элементы субкультуры несут символическую нагрузку, подчеркивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Так рокеры – это одетые с ног до головы в кожу мотоциклисты. Они культивируют «мужской дух», жесткость и прямоту межличностного отношения. Больше всего они любят собираться ночью и кататься по городу. Отличающиеся особой агрессивностью скинхеды (бритоголовые) одеваются в широкие штаны на подтяжках, на ногах – тяжелые ботинки.

Панки (переводится с англ. со значением «испорченный», «никчемный», «человек зла») – это тесно связанные с «панк-роком» молодые люди с ирокезом, т.е. начесанным «гребнем» на голове, носят обычно черную и темную одежду, а также разорванные в клочья джинсы.

Металлисты – любители музыки « хеви металл», в соответствии с названием группы навешивают на себя всякий железный хлам – булавки, клепки.

Рэпперы (от англ. «треп») – поклонники брейк – танца и ритм – музыки с произносимыми рифмовыми фразами, отличаются штанами до колен, бейсболкой, кроссовками, либо ботами на ногах.

Носители грандж – культуры имеют длинные волосы, рваные джинсы, тяжелые ботинки военного образца, ярые сторонники татуировок и пирсинга, т.е. проколов носов, ушей, сосков, бровей, пупков.

Рейверы – одеваются в кислотные и люминесцирующие одежды ярких обжигающих тонов – оранжевого, салатового и синего цвета, отличаются активным стилем жизни в ночное время под действием экстези – специального химического транквилизатора и наркотической смеси.

Современная молодежная субкультура распадается на множество групп и течений, наиболее активные из которых объединяются вокруг тех или иных рок-групп. Часть из них составляют поклонники (фанаты) какой либо спортивной команды – футбольной, баскетбольной, хоккейной и т.д.

Современные молодежные субкультуры во многом сходны с контркультурой хиппи (с англ. hip – апатия, меланхолия), имевшей место среди студенческой молодежи и интеллигенции Запада в 1960-е годы. Хиппи выступили с полным отрицанием всей западной цивилизации и господствующей культуры, провозгласили свою систему ценностей, в которой особое место заняли «новая чувствительность» и свобода самовыражения. Особая роль отводилась ими «сексуальной революции», которая должна была сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений морали. Символами любви для хиппи выступали цветы, которые они носили в волосах и на одежде. Отсюда их движение называли еще «цветочной революцией». Протест против существующего общества и культуры принял у хиппи форму бегства то этой жизни и культуры. Они уходили из городов и жили коммунами, либо вообще уходили из жизни под действием наркотиков.

В начале 1970-х движение контркультуры хиппи охватил кризис и сейчас оно сошло на нет.

Молодежная субкультура является переходным этапом в жизни молодежи. Вместе с включением во взрослую жизнь молодые люди становятся либо потребителями массовой культуры, либо отдают предпочтение высокой культуре, в той или иной мере сохраняя верность некоторым элементам молодежной культуры.

Как социальное явление молодёжная субкультура возникла в результате ускорения темпов социокультурных изменений, связана с резким увеличением периода обязательного обучения для широких масс, возникновением специфической социально - демографической группы, получившей название «молодёжь». В современных условиях чрезвычайной подвижности всех социальных процессов в российском обществе культуру молодежи следует рассматривать в нескольких плоскостях, равно обусловливающих уровень и направленность культурной самореализации, которая понимается нами как содержательная сторона культурной деятельности молодого человека.

Отечественная молодёжная субкультура в своём развитии прошла тот же путь, что и субкультура западной молодёжи: субкультура – контркультура – субкультуры (многообразие стилей). Специфика заключается в некотором запаздывании во времени. Отсюда: заимствование преобладает над самобытностью, а саморазвитие во многом носит догоняющий характер. Ценности и нормы отечественной молодёжной субкультуры, её символика и атрибутика приходили в противоречие с официальной авторитарной культурой. В то же время определяющей характеристикой молодёжной субкультуры в России является феномен субъективной размытости, неопределённости, отчуждения от основных нормативных ценностей, ценностей большинства .

Поэтому присущая и западной молодёжной субкультуре вытесненность на периферию общественной жизни (в сферу развлечения и досуга) стала в ней определяющей. Досуговая окраска молодёжной субкультуры наложила отпечаток и на характер молодёжных группировок. В этой связи основным критерием соотнесённости молодого индивида с определённой субкультурой в России становятся внешний вид и символическая атрибутика. Специфика группировок проявлялась в определённом стиле одежды, специальной символике (украшения, причёски и т.д.), особом сленге, жаргоне, увлечениях .

Состояние и развитие молодежной культуры в современной России, обусловлено следующими факторами:

1. Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей. Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести к состоянию социальной анемии и фрустрации населения, непосредственным образом повлиявшему на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность – все это обусловило специфический характер культурной самореализации молодого человека.

2. Современная российская культура, как на институциональном, так и на субъектно-деятельностном уровнях в настоящее время находится в кризисном состоянии, как и само общество. С одной стороны, значимость культурного развития населения для успешной реализации социальных проектов и выхода из кризиса не в полной мере осознается органами управления, с другой – коммерциализация культурного процесса, все более заметный отход от норм и ценностей «высокой» культуры к усредненным образцам агрессивной массовой культуры, наиболее явственно проявляющийся в электронных средствах массовой информации, также не может не отразиться на системе установок, ориентации и культурных идеалов молодого человека.

3. Попытки реализации целостной программы гуманитарной социализации в государственном масштабе не увенчались успехом. Сегодня единая система гуманитарного воспитания практически отсутствует, а частные инициативы в этой сфере, осуществляемые в экспериментальных или негосударственных учебных заведениях, охватывают лишь немногочисленные группы молодежи крупных российских городов. В большинстве же школ гуманитарная социализация ограничивается стандартным набором гуманитарных дисциплин и так называемой внеучебной работой, которая не столько приобщает молодых людей к культурным ценностям, сколько отвращает от них в польку рекреативно развлекательной самореализации. Нередко гуманитарная социализация носит коммерческий характер (так называемое «элитное образование»), и характер гуманитарной социализации все заметнее обусловлен уровнем доходов родителей школьника или самого молодого человека.

4. Юношеский возраст (15 – 18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении. Группы сверстников выполняют социально-психологическую терапевтическую функцию – преодоления социального отчуждения. Естественно, в подобных группах складываются собственные культурные нормы и установки, обусловленные в первую очередь эмоционально-чувственным восприятием действительности и юношеским нонконформизмом.

5 Особенности поколения оказывают существенное влияние на молодежную субкультуру, обладающую не столько возрастными, сколько генерационными особенностями. В этом феномене наиболее отчетливо проявляются молодежные формы сознания и поведения.

Говоря о молодежной субкультуре в России, необходимо учитывать наличие существенных региональных и национальных различий. Кроме того, начиная с 90-х гг. XX столетия, усугубляется ценностное и имущественное расслоение молодежи. Так, в частности, вряд ли корректно говорить в социально-психологическом смысле, например, о петербургской молодежи, как единой группе населения. Безусловно, как поведение, так и ценности, например, молодого бизнесмена, с одной стороны, и молодого безработного – с другой, не могут не отличаться друг от друга. Тем не менее, существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению России. Его определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства) .

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга. Молодёжью досуг зачастую воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодежную субкультуру в России отличают следующие черты:

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге – «ничегонеделание»), в то время, как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами – образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей американского образа жизни в его примитивном и облегченном воспроизведении. Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы экстраполируются на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов молодых людей, потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд отверженных), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе). Групповые стереотипы и иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента Суть ценностей молодежи одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодежи осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения – наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия. Однако большая часть молодежных и подростковых передач ТВ отличается крайне низким художественным уровнем и никак не разрушает, а скорее, напротив, подкрепляет те стереотипы и ту иерархию ценностей, которые уже сформировались на уровне референтной группы – наиболее эффективного культурного коммуникатора.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификщии. Эта тенденция, в высокой мере отличающая, прежде всего российскую молодежь, обусловлена не только вестернизацией массового молодежного сознания, но и характером гуманитарной социализации в ее институциональных формах. Интериоризация норм и ценностей, проходящая в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае – вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм. Между тем именно этническая культура является цементирующим звеном социокультурной трансмиссии. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются приобщением к православию, между тем как народные традиции, безусловно, не ограничиваются одними лишь религиозными ценностями Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в формировании положительных чувств в отношении к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть любовью к Отечеству, а не в знакомстве и в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии. Таким образом, отмечается преобладающая тенденция на трансформацию молодежной субкультуры в современной России, что, так или иначе, отражается на содержании субкультурных связей различных социальных слоёв российской молодёжи .

Поскольку молодёжь неоднородна, молодёжная субкультура проявляется в различных формах, типология которых зависит от различных оснований и отличается многообразием.

К примеру, отечественный социолог С.С. Фролов предлагает классифицировать молодёжные субкультуры, по основанию принадлежности к ним индивида, выделяя и нгруппы и аутогруппы молодёжной субкультуры. Ингруппы , к которым индивид чувствует принадлежность, считает их своими и в отношении которых он использует категорию «мы». При этом человек разделяет мнения и чувства представителей группы, единодушен с ними в постановке и достижении целей. Аутогруппы это те молодёжные субкультуры , к которым индивид не принадлежит и в отношении которых он использует категорию «другие», вместо категории «мы». При этом у индивидов существуют черты и признаки, отделяющие их от остальных представителей группы .

Молодёжные субкультуры можно классифицировать, по способу взаимоотношений индивидов, выделяя первичные и вторичные молодёжные субкультуры. Первичные молодёжной субкультуры, представители которых видят друг в друге индивида и личность, молодые люди интересуют друг друга как личности, у них общие интересы, надежды и чувства, в своей группе они полностью удовлетворяют потребности в общении. Такие группы ориентированы на взаимосвязь её представителей. Во в торичных молодёжных субкультурах отношения между индивидами носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Такие группы, как правило, ориентированы на достижение цели.

В зависимости от интенсивности общения , молодёжные субкультуры делятся на малые группы , для которых характерны взаимодействия каждого индивида с каждым и большие группы, для которых нехарактерны личные контакты между отдельными представителями группы.

В характеристике Н. Фрадкина , молодёжные субкультуры классифицируются на основе их взаимоотношений с обществом. При этом выделяются просоциальные, асоциальные и антисоциальные молодёжные субкультуры. Просоциальные молодёжные субкультуры поддерживают ценности общества, асоциальные – нейтральны по отношению к ним; антисоциальные – способствуют разрушению общественных ценностей (контркультурны по своему характеру). В свою очередь, каждый из видов субкультуры может включать в себя группы принадлежности и референтные группы; большие и малые группы; постоянные и случайные группы; с демократическим или авторитарным типом взаимодействия; разновозрастные и равновозрастные; разнополые и однополые .

А.В. Толстых предлагает следующую типологию молодёжных субкультур:

    общественно-политические («наши», «молодая гвардия», «единство»). Цель – пропаганда общественно-политических идей, взглядов и мнений. Не агрессивны до определённого промежутка времени;

    радикалы (люберы, скины). Агрессивны. Цель – выступление против определённых идей, взглядов, точек зрения. Во главе радикалов, как правило, стоят представители старшего поколения;

    эколого-этические группы (зелёные). Цель – улучшение экологической ситуации. Абсолютно не агрессивны;

    неформальные молодёжные движения, объединения (хиппи, панки). Цель – пропаганда определённого образа жизни, мировоззрения. Не агрессивны до определённых моментов;

    нетрадиционные религиозные группировки (сатанисты, культовые группы, представители сект). Цель – пропаганда религиозных взглядов и учений. Внешне социально не агрессивны;

    группы по интересам .

Типология С. Сергеева и А. Тарасова. С. Сергеев предлагает следующую классификацию молодёжных субкультур: романтическая субкультура (хиппи, толкиенисты и т.д.); гедонистическо-развлекательная (мажоры, рейверы, рэпперы); криминальная (гопники, люберы); анархистско-нигилистская (панки). В свою очередь А. Тарасов предлагает следующую типологию: золотая молодёжь; наркоманы; уголовная среда; голубая тусовка; неофашисты и скинхеды; нацболы; футбольные фанаты; попсовики; старая контркультура; сатанисты, новая контркультура .