От чего культура поведения зависит от. I. Этикет и культура поведения

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Департамент научно-технологической политики и образования.

ФГОУ ВПО «Красноярский государственный аграрный университет»

РЕФЕРАТ
Культура поведения

Выполнил: ст-т Полякова Е.А.

ИАППП 3 курс Тх-32

Проверил: канд. ист. наук, доцент

Бочкарев В.П.

Красноярск 2010

План

1. Введение ……………………………………………………………………..... 3

2. Из истории этикета …………………………………………………………… 4

3. Культура поведения и нравственность ……………………………………… 7

4. Современные нормы поведения в разных странах ………………….……. 11

5. Заключение ………………………………………………………...………… 15

6. Литература ……………..........................................................................……. 16

1. Введение

Оценивая культурный уровень того или иного человека, мы в первую очередь имеем в виду его внешние проявления, то есть поведение. Случайные, мимолётные встречи с незнакомыми людьми на улице, в городском транспорте, в магазине, могут оказаться для нас приятными или наоборот огорчить.

Культурный человек, прежде всего, должен быть вежлив. Нередко цитируют слова Сервантеса: "Ничто не стоит нам так дёшево и не ценится людьми так дорого, как вежливость". Вежливость, возможно, не самая важная из добродетелей. Гораздо труднее быть, например, принципиальным, справедливым, мужественным. Но стоит вспомнить, насколько облегчает людям жизнь вежливость и насколько усложняют и даже отравляют её грубость, хамство. Значение вежливости в человеческом общении трудно переоценить.

    Из истории этикета

Этикет – слово французского происхождения. На одном из пышных и изысканных приёмов у короля Людовика XIV гостям вручали карточки с перечислением некоторых требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек – "этикеток" и произошло слово "этикет", вошедшее впоследствии в языки многих стран. Понятие "этикет" включает в себя форму, манеру поведения, правила вежливости, принятые в том обществе, где живёт каждый из нас.

Значительная часть правил этикета пришла к нам из прошлого, и даже из древнего мира. Бесполезные и незначительные правила, отсеивались по мере исторического развития, сохранялись для потомков лишь наиболее рациональные из них, проверенные временем.

Например, у скандинавов мы заимствовали также правило предоставлять почётные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

Нравы французского дворянства в XVII веке представляли собой смесь дерзости и галантности, фамильярности и церемонности. Даже светской даме, делая реверанс, следовало выполнить его изящно и согласовать в то же время с рангом того лица, к которому он относился. Мужчины оставались в шляпе во время визитов и даже за столом. За чьё-нибудь здоровье пили стоя или опустившись на колено, но обязательно с обнажённой шпагой в руке и без шляпы.

На парадных обедах сотрапезники рассаживались в один ряд: знатнейший из присутствующих занимал место на почётном конце стола и не имел соседей с правой стороны. По его левую руку садился следующий по знатности гость, и так далее до противоположного конца стола. Хозяин дома занимал место в зависимости от своего титула и положения.

Очень распространены были поцелуи. Они служили не только обычным приветствием, но вместе с объятиями заменяли собой поздравления, выражение благодарности и дружеские излияния.

Руководство хорошего тона 1640 года рекомендовало мыть руки каждый день, а лицо почти так же часто, а руководство 1673 года – советовало придворным "держать в чистоте волосы, глаза, зубы, руки, и даже ноги, особенно летом, чтобы не вызвать тошноты у своих собеседников".

Разумеется, этикет сегодняшнего дня далёк от хороших манер времён французского короля. Но всё же, заметим, что значительная часть его правил пришла к нам из истории, а некоторые – даже из древней истории. Современный этикет наследует обычаи и традиции поведения всех народов. Со времён Древнего Рима пришёл к нам обычай гостеприимства. Столовые приборы, правилами пользования которыми порой пренебрегают, были в почёте уже у древних египтян. А умение есть красиво и бесшумно всегда считалось необходимым компонентом культуры, большим достоинством.

В позднее средневековье правила этикета приобретают характер закона, разумеется, только для дворянства. С XVIII века начинают печатать пособия по этикету. При Петре I трижды издавали книжку для юношества "Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению". В ней вслед за азбукой и арифметикой излагались правила, как сидеть за столом и управляться с вилкой и ножом, на каком расстоянии снимать шляпу при встрече со знакомыми и т. д. Любопытны рекомендации о поведении в общественных местах и за столом: "Никто не имеет право повеся голову и потупя глаза вниз по улице ходить или на людей косо взглядывать, но прямо и не согнувшись ступать". Или другое: "Над ествою не чавкай как свинья и головы не чиши, не проглотя куска не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкаться и кашлять не пригоже". Этикет прямо был соотнесён с нравственными отношениями.

Разработкой правил этикета в сочетании с критикой его сословного, унижающего достоинство простых людей характера занимались великие просветители, литераторы.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

3. Культура поведения и нравственность

В последние десятилетия активно возрождается интерес к культуре поведения, особенно у молодежи. Молодые люди хотят знать, как себя вести в разных случаях жизни, как говорить, как двигаться, как вести себя в общественном месте…

Но интерес возник не сразу. Мы ежедневно встречаемся со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, во многом зависят и настроение людей, и наши будущие отношения с ними. В этикете нет мелочей. Один и тот же поступок, даже незначительно нарушающий общепринятые нормы, одними воспринимается безразлично, а иными – с обидой. Поэтому лучше во всех ситуациях стремиться к максимальной вежливости.

Вежливым называют поведение, соответствующее принятым в данном обществе правилам приличия и манерам, которые в значительной мере менялись исторически, да и сегодня весьма различны у разных народов. Но за всей этой пестротой правил и форм поведения проступает то, что является главным в вежливости: внимание и уважение к окружающим.

А воспитанность? Чем же она отличается от вежливости? Можно сказать так: воспитанность – это вежливость, перешедшая в привычку, ставшая второй натурой. Есть разница между просто вежливым человеком и человеком.

Воспитанный человек, не задумываясь, автоматически делает то, о чём "просто вежливый" знает, но что не всегда делает: при обращении к нему старшего, поднимается с места, если тот говорит стоя; пропускает вперёд женщину; снимает головной убор там, где его полагается снимать; уступает место и т.п. "Просто вежливый" иногда это сделает, иногда – нет. В зависимости от настроения и обстоятельств. Думаю, понятно, что настоящая культура имеет место лишь там, где появляется воспитанность, где правила этикета, внешней культуры, вежливого поведения, становятся внутренней потребностью, воплощаются в характере, становятся неотъемлемыми его чертами.

Различают несколько видов этикета, основным из которых являются:

Придворный этикет – строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

Дипломатический этикет – специфическая форма поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

Воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

Общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Придворный этикет строго соблюдается как установленный порядок и форма обхождения при дворах монархов, однако сохраняется только в монархических странах.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Каждое действие, каждое обращение необходимо, как Вы знаете, сопровождать уместными к случаю ритуалами, "волшебными словами": пожалуйста, благодарю вас и др. Это элементарная вежливость, которую, на мой взгляд, необходимо выполнять каждому. Ведь не так уж это и сложно – пожелать человеку доброго утра и спокойной ночи, хорошего здоровья и приятного аппетита, благодарить за помощь или услугу, и уметь произносить слова извинения, если не прав.

Необходимо всегда помнить одно мудрое изречение: "Основное положения всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя…" (К. Либкнехт). Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение этикета определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремиться не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас.

Этикет включает в себя не только словесные формы выражения вежливости и сочувствия. Этикет слова и действия не должен вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если – при всей правильности и вежливости поведения – молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии. Благоприятное впечатление производит хорошо, со вкусом одетый вежливый человек, который знает, как держаться в любых обстоятельствах, и ведёт себя соответственно.

Одеваясь (и даже ещё раньше – приобретая одежду), надо иметь в виду, что одежда, походка, манера стоять, сидеть, даже смеяться, образуют своеобразную знаковую систему; так или иначе одетый человек о чем-то заявляет, что-то сообщает о себе другим. Например, свадебное платье, праздничный костюм – знаки предстоящего торжества; спортивный костюм, теннисная ракетка в руках "говорят", что человек – спортсмен; небрежная прическа и неопрятные джинсы – о том, что человек пренебрегает эстетическими чувствами других. Грязь под ногтями и запачканная одежда вовсе не сигнализирует о принадлежности человека к рабочему классу. Они просто неряхи, которым недоступны ни правила личной гигиены, ни понятия об эстетике внешнего вида. Громкие переговоры во время киносеанса, неснятая в помещении шапка – признаки невоспитанности и эгоизма.

"По одежде встречают, по уму провожают", гласит русская народная мудрость. Другими словами, в общении важны и внешний вид, и сказанные слова. Этикет, как уже упоминалось, регулирует общение, взаимодействие людей. Быть хорошим собеседником значит знать предмет разговора, то есть понимать, о чём говоришь, и излагать собственные суждения не только правильно, но и интересно, без занудства. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что может быть неприятно Вам, неприятно окружающим.

Умение управлять своими эмоциями приобретает важное значение при общении с людьми. Воспитанный и культурный человек никогда не выплескивает своё плохое и очень хорошее настроение на окружающих. Хорошие манеры подразумевают, что обладатель их ни словом, ни действием, ни взглядом не покажет своего раздражения и недовольства, а лучшим средством подавить в себе неприятные эмоции являются доброжелательность, внимание, умение выслушать собеседника, помочь ему в случае необходимости. Очень ценится в этикете улыбка.

4. Современные нормы поведения в разных странах

Правила вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране не находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

В манере поведения человек проявляет уровень своей культуры, воспитания (манера курить, жать руку, говорить и т.д.). Многие российские бизнесмены, попав за границу, с истинно русским размахом бросают на ветер огромные суммы, покупая особняки или проигрывая в казино и ресторанах. В цивилизованном обществе это не принято. Здесь не стремятся к демонстрации богатства. Это чисто варварская черта.

От поведения и способа общения с представителем другой культуры зависит его отношение к вам. Поэтому, мне показалось нужным рассмотреть основные нормы поведения туристов.

ПОЕЗДКА НА ПОЕЗДЕ.

В Англии посадка на поезд – довольно строгий ритуал, которому должны следовать все гости страны. У входа в вагон люди становятся в очередь, здесь не принято толпиться, отталкивая друг друга, расталкивая детей и женщин. Очередь англичане уважают везде – на автобусных остановках, в кино, в магазинах и в других заведениях. Так что если Вы не хотите прослыть невеждой, лучше не забывать об этом маленьком правиле.

В английских поездах обычно бывают вагоны двух классов – первого и третьего. В поездах дальнего следования вагоны разделены на купе, в которые открываются в коридор (как и в России). В Великобритании билет сначала проверяет контролёр, а потом вы отдаете его, проходя через турникет на конечной станции своего путешествия.

Достижения техники быстро распространяются по всему миру, и оборудование поездов меняется на глазах. В Испании, например, есть чудесный экспресс "Талыго", идущий из Мадрида в Сан-Себастьян и Барселону. Это один из самых быстрых поездов в мире (вагоны в нём сделаны из алюминия), еду там подают на запечатанных подносах. А шведский поезд "Круиз в страну белых ночей", соединяющий Стокгольм с Заполярьем, столь роскошен, что это трудно себе представить. В нем предусмотрено всё: прачечная, душ, музыкальный салон, остановки, во время которых можно осмотреть достопримечательности.

В Японии железнодорожные ветки соединяют между собой все острова. Поезда там четко разделены на классы. Японские поезда одни из самых комфортабельных и быстрых в мире. Храните билеты – у вас их попросят в конце поездки. Остановки в Японии очень короткие, так что надо быть собранным, чтобы успеть выйти. Станцию объявляют по-японски, и по-английски. Информация на платформе также оглашается на двух языках. Так что, если вы ко времени путешествия не овладели японским языком, то позаботьтесь хотя бы об английском, он вам, безусловно, пригодиться.

ТРАДИЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ ПИЩИ.

У некоторых народов поведению за столом придаётся большое значение. Нарушение застольных обычаев расценивается как преднамеренная демонстрация неуважения к хозяевам дома.

Интересная традиция существует у народов Бурятии. Воспитанный бурят не выпьет напитка, не брызнув перед этим с пальца "жертвоприношения духам". При этом верить в существование духов совсем не обязательно.

Японцы, впрочем, как и китайцы, используют за обедом палочки – это всем известный факт. Они бывают нескольких видов: самые простые делаются из дерева, а самые дорогие – из слоновой кости. Но даже в национальном ресторане вы можете попросить нож и вилку, в больших ресторанах они подаются всегда. Но, всё-таки хотелось отметить, что блюда восточной кухни кажутся вкуснее, если их едят палочками. Есть палочками очень интересно, но пока вы не стали мастером, не старайтесь пользоваться ими весь обед: успеете умереть с голоду, пока вам удастся взять хоть кусочек, лучше предварительно хорошенько потренироваться.

Есть ещё одна японская традиция – подавать перед едой горячее полотенце. Не пытайтесь класть его на колени или засовывать за воротник. Этим вы только позабавите своих японских друзей и покажите незнание восточного этикета. Когда официант протянет вам корзину или поднос с горячими салфетками, возьмите одну и вытрите руки, можно освежить также лицо и шею. Через секунду официант подставит вам поднос, куда вы сможете бросить использованную салфетку.

РУССКАЯ ЖЕНЩИНА ЗА ГРАНИЦЕЙ.

Хотя горожане в разных странах уже привыкли к нам, но иногда внешность и поведение русских девушек и женщин может быть воспринято как открытое приглашение, сулящее нам не слишком приятные перспективы. В романских странах (во Франции, Италии, Испании и др.) женщины никогда не собираются вместе, чтобы выпить, как это принято в России. Любая девушка и женская компания, заглядывающая в бар, где продаются крепкие напитки, должна ожидать неприятных реплик в свой адрес.

Во всех романских странах мужчины, как правило, пускаются в необыкновенные преувеличения относительно достоинств своей дамы, особенно на людях: "Ты совершенно великолепна!" или "Такие глаза бывают у ангелов!" Все подробные излияния надо принимать с поправкой на южную экзальтированность и спокойно благодарить. В романском этикете все публичные излияния чувств очень личностны и ярки, но это всё игра. Не каждый мужчина безумно влюбляется в любую женщину, с которой его знакомят.

КАК ХОДИТЬ В ГОСТИ.

Как правило, в странах Западной Европы, в отличие от Америки, не считается хорошим тоном, когда гости расточают похвалы дому, в который они приглашены. Пока у Вас не спросят мнения об обстановке, лучше всего помалкивать. Хозяйка дома может сказать: "Я хочу, чтобы вы взглянули на сад. Я провожу там кучу времени – цветы моё хобби". Причина сдержанности состоит в том, что хорошо воспитанные люди боятся унизить менее состоятельных гостей, восхищаясь чужим богатством. Хочу ещё раз отметить, что данное замечание не относится к Соединённым Штатам.

5. Заключение:

Традиции и обычаи складывались веками, передавались из поколения в поколение, и у каждого народа они свои. Из древних народных традиций постепенно складывались и совершенствовались законы проведения празднеств, гостеприимства, застольного этикета.

Этикет был и остаётся необходимым современному человеку, он не устарел с веками, а скорее, наоборот. Необходимо уметь вести себя дома и в обществе так, чтобы заслужить всеобщее уважение.

Интеллигентность состоит не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя комфортно. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Личности . Деловой... соблюдение правил культуры поведения , которая предполагает первую очередь глубокое уважение человеческой личности . Социальная...

  • Культура поведения в общественных местах

    Реферат >> Этика

    ... №3» «Образовательный центр» Проект Культура поведения в общественных местах Выполнили: ... заинтересованность других и скрывать собственную личность . Говорить с кем-либо... только то, что относится к культуре поведения в общественных местах и 2) представление...

  • Социальное поведение личности (2)

    Реферат >> Социология

    Его работе «Культура . История. Личность» . 9 Вместе с тем, концепции социального поведения , раскрывающей единую... социального поведения личности . Цель диссертационного исследования заключается в осмыслении сущности социального поведения личности и...

  • Девиантное поведение личности (1)

    Реферат >> Социология

    Люди утрачивают чувство ожидаемого поведения . Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. ... с. 69-76] 2.3 ПРОФИЛАКТИКА ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных...

  • Культура поведения является хорошим индикатором общей образованности и воспитанности человека. Именно частью культуры поведения является этикет, без знания правил которого в разных ситуациях практически невозможно комфортно влиться в современное общество.

    Культура поведения человека

    Культура поведения объединяет в себе правила, нормы, духовные и моральные ценности, которые регулируют то, как человек поведет себя в обществе и какими будут его взаимоотношения с другими членами социума.

    Исходя из этого, культуру поведения делят на внутреннюю и внешнюю.

    Внутренняя культура поведения

    Моральные качества и принципы, нравственные ценности и идеалы человека - вот что входит во внутреннюю культуру поведения. Ее определяет наличие доброты, мужества, милосердия, доброжелательности, чувства справедливости и чувства долга, честности, вежливости и многих других внутренних качеств, которые, в свою очередь, определяют личность и характер человека.

    Внешняя культура поведения

    Общие манеры, нормы и правила поведенческого и речевого этикета, знание и готовность их соблюдать составляют внешнюю культуру поведения человека. Она-то и находит свое проявление в быту и социуме.

    Как правило, внутренняя культура напрямую связана с внешней и оказывает на нее свое влияние. Однако внешняя культура не всегда является непосредственным отражением культуры внутренней, а иногда может даже вступать с ней в откровенное противоречие: так, недостаток нравственности и моральных принципов компенсируется на некоторое время проявлениями внешней культуры, когда человек хочет показаться вежливее, благовоспитаннее и приятнее, чем он есть на самом деле.

    При этом такой ход невозможен в обратную сторону: слабая внешняя культура всегда свидетельствует о соответствующем уровне внутренней культуры.

    Внутренняя культура зависит от множества различных факторов влияния - таких как воспитание и микроклимат в семье, влияние школы/рабочего коллектива и другой среды, в которой пребывает человек, и даже влияние средств массовой информации. А вот внешняя культура и работа над ней - это те знания и навыки, о приобретении которых может сознательно побеспокоиться каждый из нас.

    Основные правила культуры поведения

    Практически для каждой жизненной ситуации и общественного места можно выделить определенный набор правил, которые стоит соблюдать, к примеру, в больнице, в аэропорту, в театре и т. д. Мы же рассмотрим самые общие правила культуры поведения людей, которые особенно пригодятся в повседневной жизни.

    • Не забывайте здороваться с людьми. Даже с теми, с кем вы плохо знакомы — простой кивок головы вряд ли вас затруднит. А иногда поприветствовать можно и незнакомца, например, при совместной поездке в лифте или выгуле собак.
    • Когда вы куда-то заходите — в здание или в транспорт — в первую очередь всегда выпускайте тех, кто хочет выйти, а потом уже входите сами.

    • Культура поведения и скромность - хорошие друзья, поэтому старайтесь не хвастаться ничем перед людьми, особенно теми, кто младше вас.
    • Если человек обладает какими-то заметными недостатками во внешности или даже серьезными изъянами, не нужно его разглядывать - во всяком случае, не больше и не дольше, чем человека стандартной внешности.
    • Культура поведения сильной половины человечества значительно возрастет, стоит только начать уступать места в транспорте женщинам с тяжелыми сумками, пожилым людям, инвалидам и беременным, открывать им двери и пропускать вперед.

    • Уважайте здоровье некурящих людей и курите только в специально отведенных для этого местах. Если вы в гостях, то, в крайнем случае, выходите курить на улицу; чтобы покурить на балконе или «в форточку», сначала заручитесь разрешением хозяина.
    • В магазине и аптеке заранее определяйтесь с товарами, которые вы хотите приобрести - некрасиво заставлять очередь позади вас томиться в ожидании, пока вы вспомните все необходимое и придумаете по ходу дела еще парочку наименований.

    Правила поведения на улице

    Кроме правил дорожного движения, существуют и другие правила, которых следует придерживаться на улице, если хочется прослыть воспитанным человеком с высокой культурой поведения.

    • Уступайте дорогу тем, кто очень спешит.
    • В толпе не пробивайте себе путь локтями.

    • Будьте особенно внимательны к пожилым людям, родителям с детьми, инвалидам и маленьким детям.
    • На узкой дороге помните, что вы не одни. Не занимайте всю ширину тротуара. Идя в компании, тем более оставляйте место для прохожих, идущих быстрее вас.
    • Встретившись со знакомым, не останавливайтесь разговаривать посреди тротуара.

    • При необходимости спросить дорогу, не забывайте про вежливое обращение и благодарность.
    • Не выбрасывайте мусор никуда, кроме специально предназначенных для этого урн и баков.

    Культура поведения в транспорте

    Своеобразные правила этикета существуют и для городского транспорта:

    • Ожидая свой автобус, соблюдайте порядок очереди.
    • Если вы едете вместе с другом или знакомым, или разговариваете по телефону, старайтесь делать это как можно более тихо и ненавязчиво.

    • Не кушайте ничего в транспорте.
    • Помогайте в маршрутках и автобусах передавать деньги за проезд. И оплачивайте его за себя, конечно же.
    • Помните, что вы в транспорте — не единственный пассажир, ведите себя аккуратно, не толкайтесь, не наступайте никому на ноги.
    • Не проталкивайтесь к выходу напролом, спросите, не выходит ли кто на вашей остановке. Если же об этом спрашивают вас - ответьте и пропустите человека, чтобы смог пройти мимо.
    • Не занимайте в общественном транспорте сиденья, предназначенные для инвалидов, пожилых и пассажиров с детьми, уступайте им и обычные места.

    Прием пищи занимает большую и важную часть нашей жизни, поэтому еще одни правила, без которых высокая культура поведения человека невозможна — это правила поведения за столом .

    Культура поведения в школе

    Отдельно поговорим о правилах поведения детей школьного возраста. Культура поведения и взаимоотношений в этом случае предполагает, что школьники должны с уважением относиться к учителям и ко всем работникам школы. При любых обстоятельствах должны сохраняться отношения «учитель - ученик», даже в общении с младшим преподавательским составом. В личную жизнь учителей и других учеников дети не вмешиваются.

    При встрече с учителем школьники здороваются первыми. Нельзя забывать про культуру речи : в ней не должно быть жаргонизмов, нецензурной лексики, грубых и оскорбительных выражений; повышать тон на учителя тоже не стоит.

    Ученики не должны создавать беспорядки на школьной территории, бегать, кричать, ввязываться в споры и драки с другими учениками, применять физическую силу.

    Порча школьного имущества и высокая культура поведения тоже несовместимы, так что ребенок должен понимать, что рисовать на школьной мебели, плеваться, приклеивать жвачки - это плохо. Соответственно, дети должны соблюдать порядок, поддерживать чистоту и не мусорить в школе.

    Приходить на урок ученики должны опрятно одетыми, не опаздывая, а лучше всего - минут за двадцать до начала первого по расписанию урока, особенно в зимний период, чтобы успеть переобуться в сменную обувь и приготовиться к занятиям.

    К началу урока дети должны сидеть на своих местах. Когда в классную комнату заходит учитель, дети встают, чтобы его поприветствовать, и ждут, пока он им ответит, подав сигнал сесть.

    Культура поведения на уроке предусматривает внимание и тишину со стороны учащихся. Дети должны понимать, что учебное время предназначено, собственно, для обучения, а отдохнуть и поболтать всегда можно на переменке. Отвечать на вопросы учителя или задать вопрос ему самому ребенок может, подняв руку и дождавшись учительской реакции.

    Ученикам нельзя покидать территорию школы в учебное время без ведома учителей. На уроке, если учащемуся нужно выйти, он поднимает руку и просит разрешения у учителя.

    Обучая правилам этикета учащихся, однако, не забудьте подумать и о себе, то есть о том, хорошо ли вы поработали над собственной культурой поведения на работе и достаточно ли близко вы знакомы с деловым этикетом .

    А с помощью этого видео вы можете поработать над еще одной частью культуры поведения - дорожной! Начинающим и опытным автомобилистам на заметку.

    В широком смысле культура поведения объединяет все сферы внешней и внутренней культуры человека: взаимоотношения в коллективе, с другими людьми, отношение к труду, к окружающей среде, поведение в общественных местах, быту, организацию свободного времени, гигиену, стиль, эстетику мимики и пантомимы, культуры речи…

    В более узком смысле культура поведения — это составная часть общей культуры, выступает внешним проявлением духовного богатства личности, ее внутреннего мира. В таком смысле ее характеризуют как совокупность форм повседневного поведения человека. является только одной составляющей культуры поведения и включает в себя конкретные правила, например: формы обращения, приветствия, прощания…

    Его считают чисто внешней формой «очеловечивания» человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей, аффектов. Этикет, как правило, имеет национальный колорит, носит конкретный исторический характер, в определенной степени является социально обусловленным. Понятие этикета много векторное: этикет служебный, учебный, военный, семейный, праздничный, профессиональный, дипломатический.

    Культуру можно описать как способность человека формировать свое поведение, общение с другими, среда и отношение к жизни с помощью духа. Целью и назначением культуры является красота или гармония всего, что существует. Красота — это луч света с неба, отражение бытия личности и ее главное желание, это место, где встречаются истина и доброта, где воспитывается гуманность: через Бога — к ближним.

    Культурная личность та, которая гармонизировала в себе достоинства и ценности. Свет, радость, благодарность, красота — это вечные источники, которыми она насквозь пропитана. Если чего-то из этого не хватает, то вместо искусства она создаст подделку, вместо истины — полу истину, вместо доброты — притворство, вместо свободы — рабство страсти. «Человек, не имеющий культуры, не понимает искусства, неопрятный и не умеет одеваться, безвкусно украшает свой дом и небрежно говорит и работает. Он интересуется лишь поверхностными вещами, такими как спорт, политика, развлечения. Такие люди считают себя очень важными, их легко обидеть, им не хватает изящества, они склонны взрываться по пустякам, хотят стать богатыми и пытаются наладить связи с богатыми и знаменитыми. Они грубые и назойливые. Это наивные сложные люди. Главный их симптом — бессодержательность».

    Культурный человек — скромный и правдивый. Он ценит другого, милосердно, великодушно относится к его слабостям, комплексам и ограничениям. Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк писал: «Такт — это неписаная договоренность не замечать чужих ошибок и не заниматься исправлением их». Глубины культуры можно достичь только благодаря пожертвованиям, самоотречению и поиску. Культурных высот достигают — через созерцательную молитву, которая является истинным общением с Творцом — источником красоты и гармонии.

    Безупречные манеры требуют времени, определенного обучения, т.е. знание правил должно стать хорошей привычкой. В привычке то или иное действие автоматизируется, осуществляется без специальных усилий, напряжений, размышлений. Ценность постоянной привычки заключается в том, что она освобождает сознание человека от лишних хлопот и высвобождает внутреннюю энергию на реализацию и решение важных дел. Чем чаще мы повторяем усвоенные формы поведения, и тем больше они становятся совершенными, поведение естественным, непринужденным. То есть привычка — это вторая природа, которая требует постоянного упражнения.

    Перед собой и другими людьми человек предстает в первую очередь через поведение. Ведущая мотивация поведения - самоутверждение личности.

    Культура самоутверждения имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Оптимальное их состояние в культуре - единство, согласованность.

    В этом случае и личность выступает цельным субъектом и объектом собственной культуры и культуры общества. В отношениях двух индивидов, индивида и микрогруппы поведение проявляется как общение. Культура общения может возникать в реальном, а также и в потенциальном взаимодействии, еще только намечаемом, планируемом. Общение имеет очень много форм проявления: разговор, знакомство, товарищество, дружба, любовь, общение в учебном, трудовом и ином коллективе, общение в семье, досуговое общение, общение по интересам и т. д. Но у культуры поведения и культуры общения существует одна ведущая основа - нравственность.


    Служебная, профессиональная, правовая, политическая и другие формы социальной активности личности косвенно или непосредственно влияют на поведение и общение, на их культурологическое содержание. Как поведение, так и общение личности в любой сфере жизнедеятельности признаются культурными, если они нравственны. Нравственное поведение и нравственное общение оцениваются всегда положительно. Выше отмечалось, что нормы, принципы и законы морали общества определяют основное содержание нравственной культуры субъектов, придают ей позитивный характер.

    Добросовестность, ответственность, справедливость - эти и другие понятия, характеризующие нравственную культуру, применимы ко всем сферам деятельности человека. Но они отражают также специфику поведения и общения. Отступления от этих норм и принципов признаются аморальными или безнравственными. Характерна в этом плане данная академиком Н. Моисеевым оценка нынешней экономической активности в России с точки зрения категории безнравственности. У нас, считает он, «начался самый страшный период в истории России - дележ имущества. Вопросы нравственности, благополучия Родины, патриотизма отходят на второй план, а биосоциальные законы начинают диктовать свои условия жизни». Ситуация и на рубеже XX - XXI вв. в России мало изменилась в лучшую сторону. Нравственное содержание поведения и общения в экономической сфере, нравственный характер трудовой деятельности требуют существенного изменения.

    Культуру поведения личности можно определить как меру согласованности индивидуально-личностного достоинства с общественными установлениями разрешительного или запретительного характера. Культура поведения личности - умение демонстрировать свои положительные качества себе и другим. Это способность соблюдать установленные обществом нормы, сохраняя при этом личностную самостоятельность. Культура поведения личности выражается в поступках и действиях, стиле и способах обнаружения своих достоинств, проявлении возможностей и способностей, которые могут быть положительно восприняты как самой личностью, так и другими людьми. Культура поведения реализуется индивидуально или в какой-либо группе. В межличностных взаимосвязях поведение приобретает характер общения.


    Культура общения - один из способов воспроизводства человека как личности посредством обмена опытом, взаимовлияния, сочувствия и понимания, совместного творчества и созидания. Общение может быть индивидуально межличностным и общением в составе социальной группы. Культура общения предполагает и включает то, что находится выше поведения и взаимодействия животных. Она возвышает и положительно выделяет человека из окружающей среды. Культура общения воспроизводит человеческое в человеке. Она во многом зависит от субъективных установок личности: влечений, желаний, потребностей и интересов, симпатий или антипатий, доверительности или настороженности, установки на сочувствие или на нейтральность, пассивность, отчужденность, от приятности или неприятности общения и т. д. Культурологические признаки общения проявляются во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности - в семье, коллективе единомышленников, профессиональных и иных группах, в различных ситуациях и т. п. Культура общения проявляется в отзывчивости, гуманности, в настроенности на сопереживание и взаимодействие.

    Обмен мыслями и опытом, чувствами и поступками, обсуждение конкретных проблем и решение совместных задач, поиск и обработка информации, выработка позиций и формирование мнений составляют содержание общения. Культура общения благодаря богатству своего содержания и многообразию форм проявления выступает одним из ведущих факторов образования и воспитания личности. Она, например, немыслима без языкового общения.

    Культура речи - ведущий элемент механизма общения, способ установления взаимочувствования и взаимопонимания. На основе языкового, и, прежде всего речевого, общения осуществляется творчество, созидание не только предметов и явлений культуры, но и самого человека. Другими языковыми формами общения могут выступать способы первой сигнальной системы: мимика, жесты, другие моторные движения, выражения глаз, демонстрация психических состояний и т. п. Общение реализуется и социально-культурными средствами: музыкальными звуками, танцевальными фигурами, скульптурными или живописными формами, единицами информации и др.


    Важнейшим средством формирования культуры поведения и общения, а также и деятельности выступает этикет. Этикет - это совокупность правил, которые определяют культурные формы поведения, общения и деятельности людей.

    Этикета формировались еще в древних обществах. Но самостоятельное значение они приобрели в Новое время как набор правил поведения и общения при монарших дворах, в элитных группах и т. п. С развитием светских общественных отношений этикеты возникают в различных социальных слоях и общностях, корпоративных группах.

    В современном обществе существует большое количество этикетов, которые можно объединить в три группы в соответствии с основными способами формирования и проявления культуры личности: этикеты поведения, этикеты общения, этикеты деятельности (деловые этикеты). К этикетам поведения относятся: этикет поведения на улице, этикет поведения в гостях, этикет поведения в общественных местах, этикет поведения в группе и др. Наиболее «разработан» этикет поведения в гостях, который включает ряд «разделов»: общие правила, правила знакомства (если приглашенный еще не знаком с инициатором приглашения), правила поведения за столом, правила приема пищи и ведения беседы (общения) и др. Например, согласно общим правилам этикета поведения в гостях, не рекомендуется приходить в гости без приглашения хозяев или без их предварительного уведомления; в гости не приходят раньше 12 дня и позже 20 часов вечера; прежде чем войти в квартиру, необходимо прекратить курить (если вы курили) и снять головной убор; в гости рекомендуется приходить в назначенное время, опаздывать более чем на 10 минут считается неприличным и др.

    К этикетам общения относятся: этикет знакомства, этикет ведения разговора (общения) за столом, этикет «для двоих», этикет общения в молодежной среде, этикет общения в семье, этикет общения в средневозрастной среде, этикет общения с старшевозрастной среде и др. Так, непреложными правилами культурного общения в семье считается употребление слов «спасибо», «пожалуйста», «извини», «прости» и других им подобных. В семейном общении они так же необходимы, как и в других сферах общения. Эти слова становятся условными, когда семейные отношения имеют длительный срок и являются прочными. Обращаться друг к другу в семье можно с использованием различных ласкательных, уменьшительных слов, но в присутствии других людей этого делать не рекомендуется.

    В доме важна личная гигиена, порядок в квартире, опрятность одежды. Это заслуживающие внимания факторы формирования авторитета родителей у детей, а также взаимного авторитета супругов. Чистить зубы и умываться над раковиной, где моют посуду, не следует. Каждый член семьи должен убирать за собой и поддерживать порядок в доме. Обязанности между членами семьи распределяются, как правило, добровольно, но в зависимости от возраста. Финансовые дела в семье ведут родители или один из них по договоренности. Родителям не следует читать письма и другие личные записи детей без их согласия. В семейных отношениях неприменима ирония, а тем более язвительность. Следует избегать недомолвок. В возникшем споре не следует ссылаться на третьих лиц. Не рекомендуется в споре прибегать к обобщениям. Коротких ссор в семье избежать невозможно, но важно, чтобы они не переходили в правило семейного общения. Уважительность, вежливость, сопереживание и другие нравственные нормы - залог прочных, здоровых и искренних семейных отношений.


    Конечно, практика жизни выработала и много других правил этикета семейного общения. Их соблюдение - конкретный показатель высокой культуры семейной жизни как исходной ячейки общества.

    Группа этикетов деятельности (деловых этикетов) объединяет правила видов профессиональной деятельности: дипломатический этикет, этикет врачебной деятельности, этикет учителя, педагога, правовой этикет, военный этикет и др. Существуют этикеты других видов деятельности: этикет письменных сообщений, этикет телефонных переговоров, этикет туриста, этикет социологических опросов и т. д. Все деловые этикеты связаны с конкретно-предметной творческо-созидательной, маркетинговой или досуговой сферами деятельности.

    Культурологическое содержание этикетов значимо не только для личности, но и других социальных субъектов. Правила этикетов в основной их части содержат опыт многих поколений, образцы жизнедеятельности. Они имеют высокую социальную ценность, показывают меру приобщения индивида к достигнутой культуре общности и общества. Следование этикетам - эффективный путь культурного воспитания, формирования у личности высоких социальных качеств. Правила этикетов - регулятор поведения, общения и деятельности людей, точный и конкретный показатель образованности и воспитанности.

    В бывшей столице Японии Киото находится так называемый «философский сад» - сад камней. Его создал монах Соами за четыре столетия до того, как современные художники утвердили язык абстрактного искусства. С трех сторон сад ограничен монастырскими стенами. Его можно увидеть лишь с одной стороны. И с каждым шагом взгляду посетителя открывается только 14 из 15 камней. Получается, что по мере движения мир представляется посетителю всегда иным. Так происходит и с культурой личности.

    Продвигаясь по пути жизни, человек по-новому воспринимает культуру общества, что-то создает, а что-то и утрачивает. Так формируется и личностная культура - знакомая и незнакомая для индивида. Культуру общества личность наблюдает и интегрируется в нее всегда индивидуально.


    Человек не может усвоить все богатство культуры. Но содержание и признаки культуры личности достаточно конкретны. Их приобретение на каждом шагу жизненного пути - главный смысл человеческого измерения культуры.

    Таким образом, культура личности формируется посредством приобщения к культуре общества через поведение, общение и деятельность, посредством воспроизводства культуры общества и самой личности. Важная роль в этом процессе принадлежит этикетам, а также возможностям и способностям самой личности.

    совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то и, раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. Напр., требование уважения к людям применительно к повседневному поведению выражается в правилах вежливости, деликатности, в такте, предупредительности, в умении беречь чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с т. зр. К. п. означает аккуратность в выполнении обещаний и возвращении позаимствованного, своевременность и точность в осуществлении договоренности и др. Честность по форме своего проявления совпадает с прямотой, искренностью. В широком плане в понятие К. п. входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы (Быта нравственность), организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украсить жилище); эстетические свойства присущей человеку мимики и пантомимики, выражений лица и телодвижений (грация). Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. В известном смысле к К. п. можно отнести культуру труда, способность правильно организовать рабочее время и место, найти целесообразные приемы и Операции для достижения максимально полезных результатов и получения высокого качества производимой продукции. В марксистской этике и педагогике К. п. рассматривается как органическое единство этического и эстетического в духовном и внешнем облике человека. Попытки противопоставить эти два понятия являются пережитком представлений, связанных с классовым об-вом, где манера вести себя, одеваться и обладание изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к «высшему кругу», в то же время внешняя культура часто не соответствовала внутреннему облику человека. Вежливость и вообще соблюдение определенного этикета в об-ве, основанном на принципах эгоизма, часто скрывали за собой взаимное равнодушие и отчужденность, безразличное или даже пренебрежительное и враждебное отношение к людям. Поэтому этикет, принимая в осн. характер чисто внешнего ритуала, не основывался на действительно гуманном отношении к людям. Такое формальное понимание К. п. совершенно чуждо социалистическому об-ву, в к-ром она рассматривается как общепринятая форма внешнего выражения подлинной человечности, Здесь К. п. того или иного человека в известной мере характеризует его духовный и морально-эстетический облик, показывает, насколько глубоко и органично он усвоил культурное достояние человечества, сделал его своим собственным достоянием (Нравственная культура личности).