Исследовательская работа по математике, геометрия мордовских узоров в вышивке. Мордовский орнамент занятие

с. Большая Елховка

Введение……………………………………………………………………………………………5

Глава 1. Симметрия – основополагающий принцип устройства мира………………………...6

Глава 2 .Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа………………………………………………….11

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки……………………………………..13

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы………………………...17

Заключение……………………………………………………………………………………….19

Терминологический словарь……………………………………………………………………..20

Список литературы……………………………………………………………………………….21

1. Введение

Изучая математику, мы открываем все новое и новые слагаемые прекрасного, приближаясь к пониманию, а в дальнейшем и к созданию красоты и гармонии.

Гармония (от греч. harmonia) означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обусловливающие внутреннюю и внешнюю форму предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Последние две характеристики относятся, прежде всего к математике. Ведь математика - это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. А красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и научных открытиях. Поистине:

Во всем царит гармонии закон,

И в мире все суть ритм, аккорд и тон.

Дж. Драйден

На протяжении многих столетий оттачивалось народное художественное мастерство мордовского народа. История мордвы нашла свое отражение в декоративно - прикладном искусстве, древние традиции которого получили свое яркое воплощение в шитье бисером, художественной обработке дерева , в узорном ткачестве, аппликации . Но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Ее самобытность и высокие художественные достоинства привлекли мое внимание.

Актуальность исследования обусловлена рассмотрением состава орнаментального мотива композиции в мордовских узорах с точки зрения математики.

Цель работы - исследовать геометрические узоры в орнаменте мордовской вышивки

Задачи:

1.Выявить, виды симметрии в орнаментальных формах мордовских узоров

2. Охарактеризовать композиционные особенности узоров

3. Рассмотреть расположение орнамента на костюмах мордвы

Объект исследования: вышивка на костюмах мордвы

Предмет исследования: геометрия узоров в вышивке

Глава 1 . Симметрия – основополагающий принцип устройства мира

Красота и гармония тесно связаны с симметрией, это подметили еще древние архитекторы и художники. Слово симметрия происходит от греческого слова, которое означает «такая же мера».

Симметрия принадлежит к числу широко и повсеместно распространенных явлений. Ее всеобщность служит эффективным инструментом познания природы. Симметрия в природе – следствие необходимости сохранять устойчивость. За видимой симметрией внешних форм лежит невидимая внутренняя симметрия построения, пространственного расположения элементов, гарантирующего равновесие. Можно сказать, что симметрия – это проявление стремления материи к надежности и прочности. Действительно, симметричные формы наиболее устойчивы к разному роду воздействиям, поскольку они обеспечивают повторяемость удачных форм.

Однако природа была бы слаба и бездарна , если бы все время только дублировала саму себя. Даже для повторения своих созданий она выбирает различные пути, что особенно наглядно прослеживается в разных видах симметрии.

Симметрия многообразна. Неизменность тех или иных объектов может наблюдаться по отношению к разным операциям – поворотам, отражениям, переносам.

Будем называть симметрией фигуры любое преобразование, переводящее фигуру в себя, т. е. обеспечивающее ее самосовмещение.

Вначале перечислим знакомые виды симметрии. К ним относятся три вида: симметрия относительно точки (центральная симметрия), симметрия относительно прямой (осевая симметрия) и симметрия относительно плоскости.

Симметрия относительно точки (центральная симметрия ):

Симметрия относительно прямой (осевая симметрия ):

Симметрия относительно плоскости (зеркальная симметрия) – называется такое отображение пространства на себя, при котором любая точка переходит в симметричную

ей относительно плоскости точку

Каждый человек имеет хотя бы интуитивное представление о симметрии. Разве во всем в жизни симметрия?

Действительно, достаточно оглянуться вокруг, чтобы убедиться, что это так: рыбы и птицы, животные и насекомые, обезьяна и человек, цветы и листья, грибы и водоросли – во всем в жизни симметрия! Что такое симметрия?

Греческое слово συμμετριά означат совместная мера, соразмерность. Первоначальное понятие о геометрической симметрии как о соразмерности частей целого, как о гармонии пропорций целого с течением времени приобрело универсальный смысл и было осознано как всеобщая идея инвариантности (т. е. неизменности) относительно преобразований.

Итак, геометрический объект считается симметричным, если с ним можно сделать что-то такое, после чего он останется неизменным. Например, пятиконечная звезда, будучи

повернута на 72=(360: 5), займет первоначальное положение

Симметрия, воспринимаемая человеком как закономерность структуры, как внешнее проявление внутреннего порядка, обладает эстетической ценностью, воспринимается как красота.

В искусстве орнамента используются такие типы геометрической симметрии, как

бордюр, розетки, сетки.

БОРДЮР – это периодически повторяющийся рисунок.

Бордюр представляют собой тип переносной симметрии, когда каждая предыдущая фигура совпадает с последующей при поступательном перемещении вдоль бордюра на постоянный интервал (шаг симметрии).

Любой бордюр может быть совмещён сам с собой параллельным переносом. При рисовании бордюров кроме параллельного переноса используется симметрия относительно прямой, и центральная симметрия.

Всего существует 7 видов бордюров

обладают только симметрией параллельного переноса относительно некоторой оси

. порстоены не только при помощи параллельного переноса, но и поворотной симметрии

Элементы бордюров

обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относитеьлно горизонтальной оси

Элементы бордюров обладают зеркальной симметрией относительно вертикальной горизонтальной

Элементы бордюров, кроме скользящего отражения обладают зеркальной симметрией

| Элементы бордюров обладают симметрией скользящего отражения относительно оси переноса

Розетки

получаются поворотом фигуры вокруг вертикальной оси симметрии на го 360 : n

(n = 2,3,4, …) т. е обладает поворотной симметрией n –ого порядка

Сетчатые орнаменты

В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными фигурами. В математике такое замощение называется - сетчатые орнаменты . Известно, что только два рода фигур - различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты и ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами заполняют плоскость сплошь, без пропусков и наложений, с помощью одних лишь переносов, сохраняя ориентацию. В зависимости от того, какие виды симметрии присущи отдельному бесконечно повторяющемуся в орнаменте элементу, такие орнаменты делятся на 17 групп.

На рисунке показана орнаментальная симметрия, которая строится на одной из пяти возможных плоских решеток , основу которых составляют правильный треугольник, квадрат, прямоугольник,параллелограмм и правильный шестиугольник.

Глава 2.Орнаментальные мотивы мордовской вышивки

2.1. Орнамент - отпечаток души народа

«Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский - какой угодно, национальный или варварский, - он всегда говорящ, видящ, деятелен».

О. Мандельштам

Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает украшение

Орнамент - один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. в те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.

По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга, естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг - солнце, квадрат - земля, треугольник - горы, свастика - движение солнца, спираль - развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов - днища, оборотные стороны.

Но ранние декоративно - орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15-10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор. Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует, но иногда он может стать основой формообразования изделия.

Орнамент всегда связан с формой, масштабом, материалом изделия, его практическим назначением и художественно - образным смыслом. Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник в народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае­мой поверхности. Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

1. Состоит обычно из повторяющихся элементов-мотивов, которые являются основой орнамента. Определенное сочетание мотивов создает художественный образ.

2. Орнамент может быть повторяющимся (раппортным) и замкнутым (в круге, в квадрате).

Орнамент может быть многоцветным (полихромным) и одноцветным (монохромным).

Виды орнаментов : геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный.

2.2. Геометрия в орнаменте мордовской вышивки

Математика декора, геометрия стежка-

Простота и совершенство нитью красной сплетена,

И в покае, и в сюлгамо

Симметричности узор

Ромб, квадрат, прямоугольник

Украшают панар твой.

В народном творчестве выражались нравственные, эстетические идеалы мордвы. Художественный вкус мордовского народа формировался с учетом традиций финно-угорских народов и взаимодействия культур соседних народов, в первую очередь, русской. Пробудить эту дремлющую в нас память нам помогло многоцветье орнаментов. В каждом национальном орнаменте узоры были не случайны, а глубоко символичны.

Известный исследователь этнографии народов Поволжья конца ХIХ начала XX века

так писал о мордовском костюме:

"Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - "долматиком" византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придает ей значительную тяжесть и торжественность".

Каждый человек ощущает себя частью чего-то: семьи, общества и даже Вселенной. Кроме того, каждый из нас чувствует свою принадлежность к тому или иному этносу

Многовековая история каждого народа формирует свои жизненные идеалы. Из поколения в поколение на протяжении веков на соответствии природного и человеческого формировались народные символы, знаковая фиксация окружающего мира.

В мордовских узорах преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры, среди которых по характеру и сложности выделяются более двух десятков групп. Основными среди них являются такие как зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

В народном творчестве, где орнамент нашел наибольшее распространение, постепенно складывались устойчивые формы и принципы построения орнамента, во многом определившие национальные художественные традиции разных народов. Каждая эпоха, каждая национальная культура выработала свою систему орнамента - мотивы, формы, расположение на украшае­мой поверхности.

Поэтому часто по орнаменту можно определить, к какому времени и к какой стране относится то или иное произведение искусства.

Исходным вариантом для получения узоров является сетка , построенная на основе ромба с продленными и загнутыми сторонами.

Другим весьма распространенным видом симметрии в мордовском орнаменте является бордюр . Бордюры из простейших фигур (наклонные отрезки прямых, ромбы, зигзаги и др.), заключенные между двумя горизонтальными или вертикальными параллельными прямыми применялись практически для всех частей одежды и головных уборов мордвы.

Розетка, как вид симметрии, нашла широкое применение в орнаменте мордовской вышивки. Она является композиционным центром наплечных вышивок. Большинство розеток построено на основе ромба.


Мордовским орнаментом восхищаются и в России, и за границей. Последнее время эрзянская и мокшанская вышивка интересует ученых - этнографов. Мордовский орнамент

Это сложнейшая пластическая система, все в нем гармонично, выверено, точно рассчитано

Глава 3. Композиционные особенности узоров на рубахах мордвы

Мордовия с древних времен славилась своими яркими национальными костюмами.

Красота одежды - в вышивках, которыми ее украшали.

Основные цвета - красный, зеленый, желтый.

Узоры оформлялись черной или синей окантовкой.

Композиционное расположение вышивок на мокшанских и эрзянских женских рубахах

определялось покроем одежды. В узорах на одежде различили родовые знаки - «резы», похожие на древние руны - знаки рунического письма древних скандинавов и германцев.

Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций.

Особенности рубахи (панар) мордвы - мокши

Характерная черта кроя рубахи (панар)- прямоугольное полотнище. Полотнище холста, перегнутое по утку пополам, составляет перед и спину рубахи. Бока получаются из двух более коротких холстин, пришитых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава, пришитые к центральному полотнищу, расширены треугольными клиньями. Грудной вырез - треугольной формы

В основе узоров геометрического орнамента, лежит ромб. Орнаментальные бордюры окаймляют края подола, рукавов, ворота. Рисунок дерева часто составлял основу бордюров на подолах и обшлагах рубах. Некогда колорит и технические приемы ее были близки к эрзянским. Но время внесло в традиционную вышивку многоцветие. несмотря на то, что мокшанская вышивка мелкая и не закрывает значительные участки холста из – за особого построения орнамента, она воспринимается ковровой. Для орнамента характерен геометрический характер. Орнамент состоит из полосок, ромбов, квадратов, розеток, треугольников и т. д.

Особенности рубахи мордвы - эрзи

Рубаха – главный компонент женского костюма. Покрой рубахи туникообразным. Ее стан состоит из двух полотнищ прямоугольной формы в центре вдоль шва два разреза. Один глубокий треугольный для головы, другой - на подоле, необходимый при ходьбе. Прямые рукава. Под рукава вшиты квадратные ластовицы.

Анализируя вышивку с точки зрения геометрии, мы видим, что у ворота, в области ключицы, обычно выполнялся ромб – «сельме». Особый орнамент окаймлял разрез на подоле. Небольшие треугольники вышивались в месте соединения полотнищ холста по бокам или у основания продольных полос сзади. Но в целом вышитый орнамент эрзянской рубахи прост. Обычно он включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Богатство геометрических мотивов в орнаментальных формах мордовских узорах вызывало и будет вызывать интерес. Новые орнаментальные композиции, выполненные с соблюдением характерных для национальной вышивки приемов, широко используются в вышивке современных изделий. Орнаментальные мотивы, ранее имевшие символическое значение, обращаются в чисто декоративные формы.

Заключение

В данной работе рассмотрена геометрия узоров, преобладающая в орнаменте мордовской вышивки. В результате проведенного исследования мы видим, что:

1. Сложность орнаментальных форм подчинена законам симметрии.

2. Преобладающими орнаментальными мотивами являются геометрические узоры: квадраты, ромбы, треугольники, восьмиконечные звезды, вытянутые шестигранники, сложные розетки, построенные на основе ромба или на основе правильных восьми - и шестиугольников.

3.Для орнамента мордовской вышивки характерны такие виды симметрии, как бордюр, сетка, розетка.

4. Основу узоров на рубахе мордвы - мокша составляет геометрический орнамент – ромб.

5. Узор на рубахе - эрзи включает точечные композиции, прямые и ломаные лини. В узорах видны ромбы, ромбы со вписанными квадратами.

Задачи, поставленные в данной работе, являются полностью решенными.

Терминологический словарь

БОРДЮР – периодически повторяющийся рисунок

КВАДРАТ – прямоугольник, у которого все стороны равны

ОРНАМЕНТ - узор, построенный чередованием в определенном порядке

рисунков или линий

ПРЯМОУГОЛЬНИК – параллелограмм, у которого все углы прямые

РОЗЕТКА – это круглый орнамент, встречающееся в вышивках, в резьбе по дереву.

РОМБ – параллелограмм, у которого все стороны равны

СЕТЧАТЫЙ ОРНАМЕНТ - заполнение плоскости одинаковыми прямолинейными

фигурами

Список литературы

1.Балашов: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.

3. Мордовское народное изобразительное искусство

4.., Сурина народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд - во

5.Лузгин Мордовии. Саранск. Морд. кн. из - во 1993г

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНИТЭР»
РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«От природы к творчеству:
«Мордовский орнамент»
(1 год обучения)

ПОДГОТОВИЛ: П.Д.О. Воеводина Н.М.

Рузаевский МР-2015 г.
Тема занятия: «Мордовский орнамент»
На вид орнамент неприметен
Но он столетия живет
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Б. Дубровский.

Цели и задачи:
Познакомить учащихся с мордовским орнаментом, разнообразием форм, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, пониманию истоков народного искусства. Выполнить мордовский орнамент из круп.
Воспитывать любовь и интерес к традиционной культуре мордовского народов, к своей Родине и ее истории, воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса труда.
Формирование художественного вкуса, эстетического чувства, цветовой гармонии.
Развитие трудовых навыков и самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.
Оборудование: картон, карандаши, клей ПВА, кисточки, зубочистки, крашенные крупы, образцы работ, презентация.
Тип занятия: изучение нового материала.
Методы ведения: рассказ педагога с элементами беседы.
Ход занятия:
Вводная часть.
1.Организационный момент.
2Сообщение темы, целей и содержания занятия.
2. Теоретическая часть.
1.Изучение нового материала. Рассказ педагога с элементами беседы об истории возникновения орнамента, мордовских узорах
2.Выступление учащихся.
3.Закрепление изученного материала
Практическая часть
1.Выполнение мордовского орнамента из круп.
Итоговая часть.
Мини-выставка выполненных работ.
2 .Подведение итогов занятия.

Ход занятия.
. Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Рады приветствовать Вас на нашем занятие.
Я хочу начать наше занятие строками мордовского поэта Петра Гайни.
Мой край родной – мордовская земля!
Тебе слагаю песни я свои.
Люблю твои раздольные поля,
Суры и Мокши чистые струи,
Люблю твоих нарядов простоту,
Твои обряды, звучный твой язык,
Твоих сказаний смелую мечту,
Которой с детства я внимать привык.

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о родном крае - Республике Мордовия. Вы познакомитесь с составляющими элементами мордовских узоров, с их названиями, научитесь расшифровывать их значение и выполните мордовский орнамент из круп.
Ребята! Народы, какой национальности живут в Мордовии?
- Мордва, русские, татары, чуваши и т. д.
- Чем отличаются люди разных национальностей?
- Они разговаривают на своем родном языке.
- - У каждого народа свои игры и песни.
Люди разных национальностей отличаются внешним видом.
Народные костюмы украшены различными узорами или орнаментом
Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.
Существуют следующие виды орнаментов:
1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)
2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)
3. Зооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)
4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)
Орнамент один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И, все-таки, в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. Мордовский орнамент - набор характерных для мордвы узоров.
Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.
В декоративно-прикладном искусстве он имеет наибольшую эстетическую и смысловую нагрузку. Самыми древними являются мотивы из простейших геометрических фигур: треугольников, зигзагов, елочки, косых линий, диагонально пересеченных квадратов. Все они в творчески переработанном виде воплотились в резьбе по дереву, вышивке, шитье бисером и вязании.
. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры.
Сейчас мы поближе познакомимся с некоторыми из них.
1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия.
2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа.
3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное.
4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью.
5) S-овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова
Мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.
Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.
Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.
1) Белый цвет. Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.
2) Красный цвет. Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.
3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.
4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.
5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.
Наши ребята приготовили стихотворения о Мордовии, давайте их послушаем.
Вопросы для закрепления.
1.Что такое орнамент?
2.Какие основные узоры в мордовском орнаменте?
3.Какие цвета встречаются в мордовских узорах?

Физкультминутка.
Раз -подняться, подтянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять – руками помахать
Шесть – на место тихо сесть.

Сегодня мы с вами выполним мордовский орнамент из круп. Для работы нам потребуется эскиз орнамента, клей ПВА, зубочистки и крупы. Крупы предварительно окрашиваются гуашевыми красками.
Давайте повторим правила техники безопасности.

Практическая часть.
Нарисовать мордовский орнамент на картоне.
Нанести клей ПВА на часть рисунка.
Выкладывать крупу соответствующего цвета зубочисткой.
Зополнить таким образом весь орнамент.
Готовую работу можно приклееить на диск с магнитом и использовать как магнитик на холодильник.

Итоговая часть.
Мини выставка работ. Анализ выполненных работ.
Вам понравилось наше занятие?
Ребята, мне очень понравилось ваше участие на занятие. Спасибо вам за прекрасные работы
Будем внимательно, добросовестно изучать старое,
чтобы еще лучше познать новое.
(К.С.Станиславский)

Литература:

1.Балашов Б.А. Мордва: Историко – культурные очерки. Саранск. Мордовское книжное издательство,1995г.
2.Мартьянов В.Н. Мордовская народная вышивка. Саранск. Мордовское книжное издательство,1991 г.
3. Крюкова Т.А.Мордовское народное изобразительное искусство.
4. Прокина Т.С., Сурина М.И. Мордовский народный костюм, 1990, Мордовское книжное изд- во.
5. Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск. Морд. кн. из- во 1993 г.
6 Первушкин. В.П. Мордовский орнамент / Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001.

Время: 2 часа

Оборудование:

Для учителя – презентация, эскизы узоров вышивки, образцы вышивок.

Для учащихся – рабочая тетрадь

Тип: комбинированный

Цели и задачи:

1. Воспитание эмоциональной отзывчивости на красоту народного творчества.

2. Ознакомление с композицией мордовской вышивки: орнаментальные мотивы, цветовая гамма, расположение узоров в костюме. Знакомство с особенностями эрзянской вышивки.

3. Развитие культуры взаимоотношений, интереса и любви к национальным корням.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Слайд 1

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку.

Я хочу начать наш урок строками мордовского поэта Петра Гайни.

Мой край родной – мордовская земля!

Тебе слагаю песни я свои.

Люблю твои раздольные поля,

Суры и Мокши чистые струи,

Люблю твоих нарядов простоту,

Твои обряды, звучный твой язык,

Твоих сказаний смелую мечту,

Которой с детства я внимать привык.

2. Сообщение темы, целей и содержания урока.

Тема занятия звучит так: «Мордовские узоры». Сегодня вы познакомитесь с составляющими элементами мордовских узоров, с их названиями и научитесь расшифровывать их значение. Слайд 2

3. Изучение нового материала.

Как развивалось художественное творчество мордовского народа. Мордовские узоры пополнялись и видоизменялись благодаря общению мордовского народа с соседними народами. Со временем образовалась знаковая система присущая только мордовскому орнаменту, мордовской вышивке.

Мордовские узоры которыми украшали одежду тесно связаны с религией мордовского народа. Поэтому в орнаменте мордовской вышивке можно увидеть цветущие ветви деревьев, яркое солнце дарящее своё тепло земле и людям, зверей и птиц, полноводные реки, зелёные леса, бескрайние покрытые цветами луга, созревшие сочные плоды которыми так щедро делится мордовская земля.

Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Существуют следующие виды орнаментов :

1. Геометрический (состоит из кругов, точек, линий, ромбов, звезд, линий и т.д.)

2. Растительный (составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и др.)

3. З ооморфный (изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных)

4. Антропоморфный (в качестве мотивов используют мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека)

В мордовской вышивке преобладающими мотивами являются геометрические, но встречаются еще и две категории мотивов: изображения птиц и деревьев. Основными среди мордовских узоров являются: ромбы, квадраты, треугольники, зигзаги, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звёзды, вытянутые шестигранники, S-овидные фигуры. Сейчас мы поближе познакомимся с некоторыми из них.

Мордовские узоры.

1) Квадрат или чаще всего ромб является главным элементом орнамента вышивки. Это универсальный символ, который имеет несколько значений, и самое важное из них - изобилия, плодородия. Слайды 3-6

2) Зигзаг. Можно считать символом воды. Издревле человек почитал водные источники: родники, реки, озера, моря. У многих народов мира распространены мифы о том, что все в мире произошло из воды, которая является первоосновой всего сущего. В мордовских мифах вода (Иневедь, т. е. большая, великая вода) также является первичным элементом мироздания, она соответствует началу мира. По представлениям мордвы, Великая вода была и своеобразной преградой, отделяющей мир живых от потустороннего мира, где обитают умершие и сверхъестественные существа. Слайды7-9

3) Восьмиконечная звезда. Символизировала солнце. В мифах и обрядах мордовского народа явственно видны остатки былого религиозного восприятия огня, т. е. отношение к нему, как к чему-то сверхъестественному, особым образом влияющему на жизнь человека. В древности люди считали пламя порождением небесного светила, вероятно, из-за того, что они вначале научились пользоваться именно «небесным» огнем, возникшим в результате удара молнии. Кроме того, между пламенем костра и солнцем было много общего. Они оказывали благоприятное воздействие (согревали, освещали), но так же могли обжечь, сжечь дома, посевы, а молния (порождение огня небесного) - убить человека или животное. Слайды 10-12

4) Роговидные узоры. Символизировали деревья и траву. В заклинаниях и молитвах мордвы часто упоминались божества дерева Чувтонь-ава и Чувтонь-паз, под ними подразумевались покровители живого дерева. К ним обращались знахарки при исцелении больных. Скорее всего, подобные представления возникли на основе первичного обожествления самих деревьев, которые у многих народов служили символами плодородия, здоровья и богатства. В мифологии мордвы подобное почитание деревьев выразилось в образе так называемого мирового дерева или древа жизни, в качестве которого выступают яблоня, дуб или береза. Оно описывается как самое большое дерево леса, отличающееся своей высотой, толщиной, ветвистостью и пышностью. Слайды 13-17

5) S -овидные фигуры. Символизировали водоплавающих птиц и конские голова. Слайды 18-20

Вы уже знаете о том, что мордовскими узорами украшали в основном одежду. И узоры в этом случае выполняли роль оберегов. У языческой мордвы было много богов: боги огня – Тол-ава и Тол-атя, богиня солнца Чиава или Шиава, боги воды - Ведь-ава и Ведь-атя, хранительница леса - Вирь-ава, хранительница поля - Пакс-ава, подательница урожая - Норов-ава и многие другие. Украшая свою одежду узорами символизирующими огонь, солнце, воду, растения, плодородие люди просили защиты у своих богов.

Все мордовские узоры настолько тесно переплетаются между собой что один и тот же узор можно отнести к двум или нескольким символам.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Исходное положение - стоя прямо за спинкой стула, носки и пятки сомкнуть, руки опираются о спинку стула. Медленно подняться на пальцы, сохранить такое положение на некоторое время. Опуститься на всю ступню, перенеся тяжесть тела на внешнюю сторону стопы.

Исходное положение - стоя. Поднять левую (правую) ногу. Разгибать и сгибать (оттянуть носок вниз, носок на себя). Упражнение выполняется в быстром темпе. Повторить 10-12 раз каждой ногой.

Исходное положение - стоя, поднять левую (прямую) ногу. Выполнить круговые движения стопой.

Ученики заполняют таблицу.

Таблица. Мордовские узоры.

Название узора

Изображение узора

Символика

Боги

изобилие, плодородия

Норов-ава

Ведь-ава и Ведь-атя

Восьмиконечная звезда

Солнце и огонь

Тол-ава и Тол-атя,

Чиава или Шиава

Роговидные узоры

деревья и трава

Вирь-ава и Вирь-атя

S-овидные фигуры

птицы и конские голова

Волцы-Пас

Стоит также затронуть виды симметрии мордовской вышивки:

a) Сетка.

b) Бордюр.

c) Розетка. Слайды 22-27

Все эти виды включают в себя большое количество узоров и их разновидностей.

Цвета в мордовских узорах также носят символическое значение.

1) Белый цвет . Символизирует изобилие, благо, добро, жизнь, чистоту, святость, сдержанность, невинность.

2) Красный цвет . Являлся одним из самых распространенных и любимых у мордвы, обладал множеством символических смыслов, обозначая любовь, красоту, силу, смелость, эмоциональность, здоровье, тепло, победу.

3) Черный цвет. Его восприятие было негативным либо нейтральным.

4) Зеленый цвет. Этот цвет был тесно связан с окружающим миром природы, поэтому воплощал собой молодость, незрелость.

5) Желтый цвет. Символизировал зрелость, полезность, ценность.

Просмотр слайдов с комментариями учителя. Слайды28-31

4. Закрепление пройденного материала.

Ученики выполняют индивидуальные задания по листочкам (см. приложение).

5. Подведение итогов.

Что такое орнамент?

Какие виды симметрии вы знаете?

Какие цвета используют при создании мордовских узоров?

Какие мордовские узоры вы знаете?

Сегодня на уроке вы познакомились с простыми мордовскими узорами и сложными орнаментами. Вы узнали о символике мордовских узоров и символике цветов, которые используют в вышивке.

6. Домашнее задание.

Выставление оценок.

Художественное творчество мордовского народа формировалось с учетом традиций финно-угорского мира и взаимодействия с культурами соседних народов. Наиболее ярко оно проявилось в орнаментике народного мордовского костюма, бытовых и ритуальных предметах, зодчестве.

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы.

Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае - розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало.

Фрагмент вышивки передника.Конец XIX – начало XX в.
Казанская губерния, Чистопольский уезд
с. Сиделькино (ныне Челно-Вершинский район Самарской области)


Фрагмент вышивки рубахи покай. XIX – начало XX в.
Самарская губерния, Ставропольский уезд
с. Старая Бесовка (ныне Новомалыклинской район Ульяновской области)


Наиболее часто встречающиеся у мордвы знаки - это восьмиконечная звезда или розетка. Существуют всевозможные вариации и их разновидности. Только в вышивке можно насчитать около десяти вариантов.


Фрагмент вышивки мокшанской рубахи. XIX в.
Пензенская губерния, Наровчатский уезд
с. Алькино (ныне Ковылкинский район РМ)


Ромб является универсальным полисемантическим символом, олицетворяющим плодовитость. Орнамент ромбического характера использовали на керамической посуде, в вышивке, на домовой резьбе. Прямой и косой кресты встречаются в декоративной резьбе по дереву, вышивке, ткачестве.


Фрагмент нагрудной вышивки распашной одежды руця. Начало XX в.
Симбирская губерния. Алатырский уезд (ныне Дубенский район РМ)


Сетчатые орнаменты и бордюры являются наиболее распространенными типами орнаментальных композиций. Наибольшее количество вариантов бордюров дает мотив ромба с продленными сторонами, с тремя отростками на каждой стороне, с продленными и загнутыми сторонами и т. д.


И. В. Хомякова


Литература:


Белицер В. Н. Народная одежда мордвы / В. Н. Белицер. – М. : Наука, 1973. – 216 с.

Крюкова Т. А. Мордовское народное изобразительное искусство / Т. А. Крюкова. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1968. – 210 с.
Лузгин А. С. Осмысление традиций орнаментальных мотивов мордвы: учеб. пособие / А. С. Лузгин, В. И. Рогачев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. – 88 с.
Мартьянов В. Н. Мордовская народная вышивка / В. Н. Мартьянов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. – 116 с.
Мартьянов В. Н. Памятники прикладного искусства мордвы / В. Н. Мартьянов. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1971. – 121 с.
Юрченкова Н. Г. Мифология фино-угорских народов как пространство взаимодейстия культур / Н. Г. Юрченкова // Материалы международной научно-практической конференции «Финно-угры как часть мировой культуры». – Саранск: Тип. Крас. Окт., 2008. – С. 28–29.
Heikel A. Mordvalaisten Pukujaja kuoseja. Trachter und muster der Mordvinen / A. Heikel. – Helsingissa: Suomalaisen kirjallsuuden seuran kirjapainon osokevhtio, 1899.

Иллюстрации:

Мордовский народный костюм: альбом /авт.-сост. Т. П. Прокина; пер. на англ. яз. Н. Н. Плеханкова; фот. Б. А. Тишулин. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2007. – 464 с.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Исследовательский проект тема « Традиции мордовского орнамента: история и современность» Выполнила: Павлова Ю. 2016 г.

2 слайд

Описание слайда:

Мордва – это народ, говорящий на одном из финно-угорских диалектов. Проживает он в бассейнах двух рек, Мокши и Суры, и в междуречье Белой и Волги. Это один из коренных народов Российской Федерации. В границах самой республики Мордовия проживает треть этого народа, а большая его часть расселена по соседним областям РФ. Кстати, сами представители этого народа себя так не называют. Этот этноним произошел из слова, переводящегося как «мужчина, человек». Мордва делятся на две основные этнические группы – эрзя и мокша

3 слайд

Описание слайда:

Что такое орнамент Часто предметы быта, одежда, архитектурные сооружения украшаются орнаментом – узором из одинаковых повторяющихся фигур. Однако в древности орнамент имел не столько функцию украшения, сколько служил оберегом, защитой человека от злых сил.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Веками формировавшийся образ мира воплотился в присущих только мордовскому народу знаковой системе, орнаментальных композициях. Орнаментальные мотивы возникли как ассоциации с явлениями окружающей природы, с растениями, плодами, животными. Это образы коня, утицы, процветающей ветви, восходящие к языческой древности, культу деревьев и воды, культу природы, частью которой чувствовал себя человек. Образ дерева мы можем увидеть на предметах утвари, на одежде. Дерево изображалось в виде горизонтальных линий, косых крестов, елочек, которые складывались в оригинальные композиции. В мордовской вышивке, украшениях немало узоров, связанных с образом водной птицы. Орнамент на мордовской утвари

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Головные уборы - важная часть в комплексе мордовского народного костюма. В прошлом отражали социальное, семейное, общественное положение. От головного убора зависела и прическа. Прическа – (сеендема – мокшанская, судрявкс – эрзянская). У мордвы играла существенную роль в комплексе народного костюма. Выполняла не только эстетическую и практическую функцию, но и отражала социальное положение человека. Традиционной прической девушек конца 18 в. – коса. В мордовских народных песнях подчеркивается светлый цвет волос («светлее солнца»). Более старинная мордовская прическа – из нескольких, косичек, сохранилась у лукояновской мордвы – эрьзи до начала 20в. У мордвы – мокши был распространен обычай подрезать около ушей волосы и укладывать их в виде завитков (усманят).

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Часто на разных предметах весь орнамент состоит из одних только зигзагов, кругов, волнистых линий, в другом случае – розеток, квадратов, ромбов, происхождение которых восходит к древним родовым знакам. Каждый знак декора в прошлом был осмыслен и сообщал о связях человеческой жизни с миром божественным и загробным. Круг в мордовской этнознаковой символике использовался как символ солнца, луны, колеса, кольца. Треугольник символизировал завершение, женское начало. Квадрат – порядок, истину, справедливость, мужское начало Фрагмент вышивки передника.Конец XIX – начало XX в. Казанская губерния, Чистопольский уезд Фрагмент вышивки рубахи покай. XIX – начало XX в. Самарская губерния, Ставропольский уезд

10 слайд

Описание слайда:

Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты. Изготовленная вручную, праздничная одежда бережно хранилась и передавалась по наследству. Мордовский народный костюм сохранил многие самобытные и архаичные черты в своем облике. Покрой одежды и головных уборов мокшанских женщин и комплекс нагрудных и набедренных украшений позволяют воспроизвести черты предшествующих современному костюму деталей. В узорах мордовских вышивок прослеживается символика, восходящая к древним верованиям народа. Женская мордовская одежда с орнаментом

11 слайд

Описание слайда:

Между девушками каждой деревни шло постоянное соревнование в искусстве вышивания. А на свадьбе было принято демонстрировать многочисленные вышитые невестой рубашки, платки, полотенца и другие подарки, прежде чем она вручит их жениху и его родственникам, участникам свадебной церемонии. Широкое распространение у мордвы получили браслеты, перстни, кольца. Археологические изыскания свидетельствуют о самобытности древнего ювелирного производства у мордвы. Женское мордовское соревнование в искусстве вышивания

12 слайд

Описание слайда:

Традиционный костюм мокши Традиционный костюм эрзи Традиционный народный костюм в разной степени сохранился у мокши и эрзи. Если мордовки-мокшанки ещё довольно часто одевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты национальной одежды, то мордовки-эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по праздникам или на концерты художественной самодеятельности. Свахи надевают его на свадьбу, а некоторые пожилые женщины берегут в качестве посмертной одежды.