Cочинение «Художественное мастерство Тургенева в раскрытии идейных противоречий эпохи в романе "Отцы и дети". Тема урока. И. С. Тургенев «Отцы и дети». Отражение эпохи в романе Эпоха произведении отцы и дети

Эпоха, отраженная в романе

«Отцы и дети»

Цель: - познакомить учащихся с особенностями исторического и культур –

ного развития России 60-х годов XIX века (эпохи, отраженной в

романе «Отцы и дети»;

Развитие речи учащихся;

Воспитание любви к историческому прошлому России.

Ход урока:

1. Изучение нового материала:

Вступление : (Звучит романс «Утро туманное»)

Каждый раз, когда слушаешь этот романс, поражаешься удивительной точности и взвешенности каждого слова, каждой детали в произведениях. «Нехотя вспомнишь и время былое. Вспомнишь и лица, давно позабытые». Тургенев пытался донести до читателя малейшие колебания в общественной жизни.

Как я уже говорила ни раз, в произведениях XIX века нет ничего случайного, нужно только прислушаться, присмотреться и стать очевидцем событий, привычных и знакомых для читателя современника.

В центре любого романа Тургенева стоит герой, которому предстоит пройти ряд испытаний. И повествование традиционно для Тургенева начинается с зарисовок, которые послужат фоном для развития основного действия. Этим фоном и является эпоха исторических перемен. Итак, запишите тему урока…

Ржавеет золото, истлевает сталь.

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле – печаль

И долговечней царственное слово.

Именно слово способно передать через сотни лет едва уловимый звук, рассказать о музыкальном фоне романа.

- Сообщение «Музыкальный фон романа» (5 минут);

Герои романа спорят о жизни, искусстве, природе. Единственное, что не вызывает разногласия, это музыка Моцарта. (Звучит 11 соната Моцарта). (3 минуты).

Любите живопись, поэты!

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

И, действительно, слово не отделить от изображения, которое встает перед глазами читающего. рассматривался авторами многих критических статей, как мастер пейзажных зарисовок, однако те же критики утверждали, что роман «Отцы и дети» - явление исключительное. Здесь основной композиционный прием – диалог. Но все-таки… (Сообщение «Пейзажные зарисовки в романе» ).

Картины природы, музыка, свет…, но картина всегда является ущербной, если нет конкретизации. Действие происходит в конкретное историческое время, которое критики характеризуют, как… (Сообщение « Русская критика об эпохе 60-х годов» ).

А теперь еще раз обратимся к тексту:

Исходная дата повествования?

Обратите внимание на дату, записанную на доске (19 февраля 1861 года). Какое событие связано с ней?

За сколько лет до отмены крепостного права происходит действие романа?

Что характерно для эпохи крепостного права?

Наиболее ярким литературным произведением, отразившим все тяготы положения крепостных крестьян, является «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева… (наблюдение по тексту)… Эпоха крепостного права изображена и в романе «Отцы и дети», но…

Отмечает ли Тургенев некоторые особенности?

Что это за усовершенствованный тип людей?

Следовательно, можно сделать вывод о том, что, казалось бы, никаких правительственных реформ не произошло, но жизнь существенно изменилась, и все последующие действия – попытка узаконить существующее положение. О чем свидетельствуют и историки… (Сообщение «Историческая ситуация 60-х годов» ):

Крымская война стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показало неэффективность социальной и экономической систем России. За период с 1856 по 1860 год в России возникло такое число акционерных компаний, которое превысило их численность за предыдущие 20 лет. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли.

Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитии революционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 годы

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II. В манифесте 19 марта 1856года, в котором описывались неблагоприятные для России условия Парижского мира, была сделана первая заявка правительства на предстоящие реформы. Через несколько дней после этого в речи перед представителями дворянства в Москве император, говоря об освобождении крестьян, произнес: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу».

В конце 1856 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу (возглавил его шеф жандармов, А. Орлов). Однако проведение кардинальной реформы требовало большей гласности, и комитет, просуществовав около года, был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам, опиравшийся в своей работе на губернские комитеты, от которых исходили предложения по проведению реформ.

- Какие существенные признаки рассмотренной эпохи мы с вами можем выделить? Что это за эпоха?

2. Выводы по уроку:

Таким образом, казалось бы, привычное фоновое явление приобретает четкие линии и признаки. И порою кажется, что в спор двух гигантов Базарова и Кирсанова вмешивается третье лицо, способное расставить все по своим местам – российская действительность. А вот об этом мы поговорим на последующих уроках.

3.Домашнее задание: чтение романа

План проведения предметной недели:

1. Открытие недели «Наш прекрасный русский язык !»

2. Конкурс чтецов.

3. Викторина по произведениям.

4. Встреча в литературно – музыкальной гостиной «Остановка: весна!».

5. Подведение итогов Недели русского языка и литературы.

Объявляются конкурсы:

На лучшее произведение о любви;

На лучшую иллюстрацию к стихотворению «Я помню чудное мгновенье»;

На лучший кроссворд по произведениям;

- «Грамотей». Инструкция:

1. Написать текст;

2.Допустить как можно больше ошибок;

3.Победит тот, у кого ошибок будет больше.

Усвоение содержания повести

«Дети подземелья»

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обсуждение содержания повести:

1. Звучит романс «Жаворонок»

2. Сцена из повести «Дети подземелья»

3. Размышляя о российской действительности, Некрасов напишет:

Пусть говорит изменчивая мода,

Что тема старая страдания народа

И что поэзия забыть ее должна!

Не верьте, юноши! – Она жива!

Как доказательство этому звучит одна из самых «гуманных» и в то же время «одна из самых страшных», по мнению М. Горького, повестей, анализу которой мы посвятим сегодняшний урок.

Тема, затронутая в данном произведении (нищета, социальное неравенство, взаимоотношения между людьми), является актуальной для литературы конца 19- начала 20 века. Достаточно просто перечислить названия произведений тех лет: М. Горький «На дне», Куприн «Яма», Бунин «Суходол». Как вы считаете: является ли случайностью обращение к данной теме? (Сообщение «Историческая ситуация рубежа веков»).

В соответствии с этим, как можно трактовать название произведения?

Сложная организация художественно произведения получила название композиция. В композиции особое место занимает исходная точка повествования. Она оказывает влияние на то, какие события пытается донести до читателя автор и то как он это делает.

От чьего лица ведется повествование?

Почему автор избирает повествование от первого лица (Короленко отходит от общепринятого стереотипа: взгляда на «дурное общество» только лишь как сборище преступников, олицетворение всевозможных пороков)? Он изображает этих людей как личностей, способных тонко чувствовать, сопереживать, стыдиться своего положения. Он стирает границу между понятиями положительный и отрицательный герой. Его герой – жертва обстоятельств, к которому нужно проявить доброту и сострадание).

Каких же героев создает Короленко в своей повести?

А теперь от характеристики героев обратимся к сюжету:

1. Расскажите о городе, в котором происходит действие повести?

2. Что являлось самым замечательным сооружением, привлекшим внимание главного героя?

3. Что случилось в один из дней?

4. Куда исчезло «дурное общество»? Расскажите о нем?

5. При каких обстоятельствах произошло знакомство с Валеком и Марусей?

6. Как вы считаете, почему дети подружились?

7. Звучит запись песни «На улице дождик». Что общего в сюжете песни и в сюжете повести? Чем они различаются?

8. Какие выводы были сделаны главным героем из этой истории?

9. Какой идеал человека провозглашает Короленко?

10. Как вы считаете, актуальна ли данная тема в настоящее время?

3.Заключение:

Нищета, нищие – понятия, ставшие актуальными для нас в 90-е годы, ворвались в нашу жизнь стремительно, изменив ее до неузнаваемости. Мы можем по - разному относится к этому явлению. Но этот вопрос останется открытым, пока он существует. И, возможно ни одному поколению придется рассуждать на эту тему. (Звучит запись «Генералы песчаных карьеров»).

Обобщающий урок по творчеству

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Обобщение изученного:

А) Домашнее задание прошлого урока заключалось в том, что вам необходимо было прочитать любое произведение. Итак, какие произведения вы прочитали? А теперь вам предстоит разделиться на группы (основной признак разделения - прочитанное произведение). Задание: Подготовьте небольшой рассказ о прочитанном произведении.

Б) Вспомните содержание произведений Короленко. В большинстве произведений героями их является дети. А сейчас посмотрите внимательно на эти два портрета. Это портреты мальчиков, нарисованные разными художниками: Тропининым и Зеленцовым. Какой из этих портретов наиболее соответствует образу героя? Почему?

В) Согласитесь, что многие произведения Короленко связаны с музыкой. А одно из них даже называется «Слепой музыкант». Через музыку герой этой повести мог наиболее полно выразить свое отношение к действительности, но музыка была для него и средством познания. Давайте же и мы сейчас послушаем музыку: (Задание: какое из музыкальных произведений наиболее полно отражает мелодику произведений?). Звучат отрывки из «Лунной сонаты» Л. Бетховена, симфонии №5 Моцарта, «Рассвет» Э. Грига.

Г) Мы начали наш урок на серьезной ноте: говорили об особенностях произведений Короленко, о музыке, живописи. А завершит наш урок блиц – викторина:

1. Как звали отца В. Короленко?

2. В каком году родился писатель?

3. Назовите 5 любых произведений Короленко?

4. Назовите 5 героев произведений Короленко?

5. Какие цвета встречаются в произведениях Короленко?

6. Назовите 3 произведения Короленко, в которых главными произведения являются дети?

3. Выводы по уроку:

Сегодня мы завершаем изучение творчества. Собственно, не творчества, а лишь его небольшой части. С творчеством Короленко более подробно вам предстоит познакомиться в 11 классе . Мы подробно изучили два его произведения: очерк «Парадокс» и миниатюру «Огоньки», а также кратко познакомились с еще несколькими произведениями. Мне хочется верить, что творчество Короленко оставило след в ваших душах, заинтересовало, заставило задуматься. «Человек создан для счастья, как птица для полета».

Стык эпох в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Роман «Отцы и дети» писался на стыке двух эпох, и в нем отражены основные идеи дворян и разночинцев-демократов и разделяющие их противоречия. Главный герой романа — Базаров — представляет собой новое поколение демократов, которые впоследствии должны стать революционерами. Сам Тургенев говорит, что под демократами надо понимать революционеров. В самом деле, многие взгляды Базарова указывают на его революционную сущность. И хотя в романе его активная деятельность как революционера не показана, сам герой в спорах с Павлом Петровичем замечает: «Нас не так мало, как вы полагаете» и: «От копеечной свечки... Москва сгорела».
Образ Базарова наиболее полно раскрывается в его взаимоотношениях с другими героями романа. Тургенев рисует сливки высшего общества — семью потомственных дворян-аристократов Кирсановых— и противопоставляет их взгляды взглядам и убеждениям Евгения Базарова. Даже при первом знакомстве бросаются в глаза различия между этими людьми. Одежда, внешний вид, манеры, речь выдают в Павле Петровиче аристократа-англомана. Его взгляды и убеждения соответствуют взглядам всего дворянства в целом. Он подсознательно боится Базарова, видит в нем разрушителя нравственных устоев теперешнего общества. На каких же позициях стоит Базаров? Он считает себя нигилистом, следовательно, человеком, отрицающим все, в первую очередь старый порядок, старые авторитеты и принципы. «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем», — говорит Базаров. Он утверждает, что старый мир, а вместе с ним и его представители, дворяне, изжили себя, поэтому им требуется замена, а эту замену надо начинать с полного разрушения: «сперва надо место очистить». Здесь в идеологии Базарова намечается важный пробел. Что будет после того, как все разрушится? На этот вопрос у Базарова нет конкретного ответа, будущее для него неясно.
Базаров глубоко сочувствует русскому народу, мужикам. Он сожалеет о его невежестве, темноте, отсталости и ищет способы, как можно помочь простым людям. Для начала, он считает, надо исправить общество.
У Базарова мало практических знаний, его позиция — это позиция теоретика. Несовершенство общества и общественные болезни он объясняет характером самого общества. «Мы приблизительно знаем, отчего происходят телесные недуги; а нравственные болезни происходят от дурного воспитания, от всяких пустяков, которыми сызмала набивают людские головы, от безобразного состояния общества... — говорит Базаров. — Исправьте общество, и болезней не будет». Что касается воспитания, о котором здесь говорит тургеневский герой, то воспитывать, на его взгляд, каждый должен сам себя, так, как он и поступает. Тургенев не показывает, как и под влиянием чего происходило воспитание Базарова но в романе он представлен как человек сильной воли, умный и деятельный. Даже в имении Кирсановых он не сидит на месте, проводит физические и химические опыты, занимается естествознанием.
В спорах с Павлом Петровичем были затронуты вопросы, касающиеся литературы, поэзии и искусства в целом. Базаров полагает, что искусство ничего не значит и ничего не дает человеку, скорее приводит к бесплодным мечтаниям.
Природа для Базарова только «мастерская», и он считает, что «человек в ней работник». Нигилизм Базарова базировался не на пустом месте. Молодежь 60-х годов в основном уповала на естественнонаучную и практическую деятельность, полагая, что лишь точные знания и практические действия помогут в переустройстве мира. Далеко не все в эту эпоху понимали истинный преобразующий смысл искусства.
Как и во многих других произведениях, Тургенев проводит испытание героя любовью. Здесь характер Базарова предстает еще с одной стороны, надо сказать с лучшей. Мы привыкли считать героя романа человеком с холодным рассудком, которому чужды всякие чувства, в том числе и любовь. Это подтверждает его высказывание о женщинах как о существах довольно глупых. Одинцова была женщиной умной, красивой, но эгоистичной и холодной. Любовь к ней не принесла Базарову счастья.
Остаток жизни Базаров провел в имении своих родителей. Тургенев описывает родителей Базарова как чутких, добрых, глубоко любящих своего сына и трагически переживающих его смерть. На примере семьи Базаровых Тургенев также показал конфликт поколений. Суть его в том, что Базаров, несмотря на то что любит своих родителей, идет по другой дороге, не той, которая была у старшего поколения. Родителям, прожившим другую жизнь, трудно понять своего сына. Но сын не может жить так, как жили его родители. Базаров одинок в своей семье. И не только в семье. Он вынужден расстаться и со своими учениками. Аркадий женится и отходит от взглядов своего учителя. Ситников и Кукшина не столько последователи демократов, сколько спутники, каждой новой идеи.
И вот уже в конце концов Базаров горько говорит о том, что он не нужен своей родине.
Базаров — самый яркий из героев романа «Отцы и дети». Это сильный, смелый, мужественный человек, но человек будущей России. Настоящее общество не готово принять этого человека. Даже Аркадий предпочитает демократическим взглядам Базарова тихую жизнь отцовского поколения. Но физическая смерть не означает смерть духовную. Дело Базарова продолжат те, кто придет следом за ним.

29.03.2013 21830 0

Уроки 76–77
РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ 60-
х ГОДОВ XIX Века

Цели : напомнить учащимся позицию писателя в литературной и общественной борьбе в период работы над романом; подчеркнуть особенности таланта Тургенева «улавливать» современность, откликаться на все новое, только что зарождавшееся в русской жизни; рассказать об истории написания романа, выяснить смысл названия, обменяться первоначальными впечатлениями о прочитанном произведении; на материале романа «Отцы и дети» охарактеризовать эпоху 60-х годов XIX века.

Ход уроков

I. Беседа с учащимися по вопроса м:

1. Каково значение журнала «Современник» для И. С. Тургенева?

2. В чем причина разрыва писателя с «Современником» и Н. А. Некрасовым?

3. Расскажите о русской общественной жизни 60-х годов XIX века.

(В 60-е годы XIX века началась новая эпоха русской жизни. Определились враждующие силы общества: консерваторы , защищающие старые порядки, либералы , выступающие за постепенные изменения в общественно-политической жизни России (сам Тургенев – сторонник постепенных реформистских преобразований в стране), и демократы , настроенные на немедленное разрушение старых и установление новых порядков (герой Тургенева – Базаров – относится к этим силам.)

И. С. Тургенев был свидетелем торжества революционеров-демократов над либералами. Он восхищался мужеством русских революционеров, но не верил в перспективы их деятельности, поэтому особенно остро ощущал недостатки и крайности революционного движения шестидесятников, получивших в романе «Отцы и дети» название «нигилизм». Нигилисты, по словам современного литературоведа Н. И. Пруцкого, действительно «готовы были отрицать прекрасное, искусство, эстетику… Нигилисты называли себя «ужасными реалистами», сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента».

Роман «Отцы и дети» – роман злободневный, во многом объясняющий жизнь русского общества. Тургенев «уловил и развернул» в романе основной конфликт кризисной эпохи – бескомпромиссную борьбу либералов с революционерами-демократами. В книге Тургенев размышляет о смене поколений, о вечной борьбе старого и нового, о бережном отношении к культурному наследию. Эти вечные проблемы обрели емкую формулировку в заглавии романа «Отцы и дети» – это «универсальный охват действительности» во всей ее полноте: от прошлого через настоящее к будущему.)

II. Реализация индивидуального задания.

Сообщение учащегося.

история написания романа

«Отцы и дети» создавались в тревожную эпоху. Роман был задуман в 1860 г. в Англии, во время летнего отдыха Тургенева. Продолжал работу над романом писатель в Париже. Но, судя по письмам к друзьям, дело продвигалось медленно. В мае 1861 года Тургенев приехал в Россию, в Спасское-Лутовиново. Под влиянием непосредственных впечатлений работа пошла успешно.

Роман «Отцы и дети» был завершен к августу 1861 года.

В период работы над книгой Тургенева постигли разочарования. Одним за другим следовали разрывы с людьми, которых он ценил.

После романа «Накануне» и статьи Н. Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» Тургенев порвал с «Современником», с которым его связывало многое, он был его сотрудником в течение пятнадцати лет.

Затем возник конфликт с И. А. Гончаровым, что привело к разрыву отношений, вслед за этим (летом 1861 г.) произошла ссора с Л. Н. Толстым, чуть не закончившаяся дуэлью.

Рушилась вера Тургенева в силу дружеских чувств.

Роман «Отцы и дети» был напечатан в журнале «Русский вестник» в феврале 1862 года, посвящен В. Г. Белинскому, направлен «против дворянства как передового класса».

И. С. Тургенев: «В основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача (он умер незадолго до 1860 г.). В этом замечательном человеке воплотилось… то едва народившееся, еще бродившее начало, которое потом получило название нигилизма. Впечатление, произведенное на меня этой личностью, было очень сильно и в то же время не совсем ясно: я… напряженно прислушивался и приглядывался ко всему, что меня окружало… Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встречал на то, что мне чудилось повсюду…»

О прототипах Тургенев писал: «Николай Петрович [Кирсанов] – это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович [Кирсанов] – Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники».

В характере Николая Петровича Тургенев запечатлел очень много автобиографического, отношение писателя к этому герою сочувственное.

У Павла Петровича Кирсанова оказались прототипы: Алексей Аркадьевич Столыпин, офицер, друг и родственник М. Ю. Лермонтова; братья Александр, Аркадий и Климентий Россет, гвардейские офицеры, близкие знакомые Пушкина.

III. Анализ содержания романа «Отцы и дети».

Вопросы и задания :

1. Когда происходят события? Прочитайте начало романа.

2. Кто приезжает вместе с Аркадием? (Николай Петрович Кирсанов ожидает приезда сына, но Аркадий приезжает вместе с Базаровым, демократом-разночинцем, героем новой эпохи.)

3. Анализ пейзажа (описан в 3-й главе романа), представшего глазам Аркадия и Базарова по дороге в Марьино.

Чтение со слов : «Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными…»

4. Каково положение крестьян? Какие детали пейзажа об этом говорят?

5. Почему, на ваш взгляд, Тургенев избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы? (Перед нами социальная функция пейзажа. Автор отбирает в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни крестьян. Нищета, бедность во всем. Пруды с «худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками», разоренные кладбища: задавленные нищетой живые забыли о мертвых… «Сердце Аркадия понемногу сжималось».)

6. Анализ второй части пейзажа (3-я глава). Чтение со слов: «А пока он размышлял, весна брала свое…» Какие чувства возникают после прочтения? (Писатель полон оптимизма. Пейзаж прекрасен! Жизнь природы захватывает. Нет ни одной детали, омрачающей настроение!)

7. На материале романа расскажите о взаимоотношениях крестьян и помещиков. («Лес… только я его продал», «…земля отходит к мужикам…», «…оброка не платят…», «размежевался с крестьянами…» Николай Петрович переводит крестьян с барщины на оброк, забирает себе хорошие земли, использует труд вольнонаемных рабочих, вырубает лес, который должен отойти к мужикам, делает все, чтобы защитить свои интересы. Крестьяне сопротивляются по-своему – отказываются от выполнения барских повинностей.)

8. Кто же будет осуществлять необходимые преобразования? (Конечно же, новые люди новой эпохи, такие как Базаров, разночинец по происхождению и убеждениям.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа (11–15-я главы).

2. Составить характеристику Н. П. Кирсанова.

3. Анализ поведения Е. Базарова в гостях. Его взаимоотношения с Аркадием и П. П. Кирсановым.

Пейзаж является неотъемлемой частью большинства художественных произведений. Он не связан непосредственно с сюжетом, но выполняет в произведении множество важных функций. Помимо эстетической роли, пейзаж служит для характеристики обстановки, времени, эпохи, а также для психологической характеристики героев, анализа их внутреннего мира и состояния.

И. С. Тургенев является признанным мастером пейзажа в русской литературе. Его роман «Отцы и дети» (1861) лучшим образом демонстрирует это. Пейзаж в произведении помогает дать характеристику эпохе, в которую происходит действие. Так, роман начинается с описания владений Николая Петровича Кирсанова: «Места, по которым они проезжали, не могли называться живописными… Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках…исхудалые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам».

Этот пейзаж показывает положение крестьян после реформы 1861 года. Народу дали свободу, но изменилось ли его положение? Писатель показывает, что нет. Кроме того, этот пейзаж косвенно характеризует и помещика Кирсанова. Он ведет дело по старинке, в нем нет деловой хватки, которая позже обнаружится у его сына. Тургенев показывает, что необходимы перемены, старое дворянство изживает себя. Но как эти перемены должны происходить? Ответ на этот вопрос и составляет суть романа.

Пейзаж помогает Тургеневу раскрыть внутренний мир героев, охарактеризовать их. Мы знаем, что Базаров был холоден к красотам природы, считал их лишь фоном для жизни человека. В то же время все Кирсановы в душе восхищались родными пейзажами, отдыхали душой на лоне природы. Это для Тургенева верный признак истинности их натуры, естественности, душевной чуткости: «Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… «Как хорошо, боже мой!» - подумал Николай Петрович».

Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова на мечтательный лад. Он думает (и его мысли созвучны авторским и нашим), что «можно сочувствовать природе», наслаждаться ее вечной красотой. Кроме того, мы понимаем, что природа - это не просто фон. Это отдельная вселенная, живущая своей жизнью, по своим законам. Она обладает огромной мудростью, часто недоступной людям. Человек является лишь частью природы, его жизнь созвучна ее жизни, и только в гармонии с природой человек может быть счастлив.

Пейзаж в романе помогает выразить и авторскую точку зрения. Так, например, описанием «славного свежего» утра открывается эпизод дуэли Павла Петровича Кирсанова с Базаровым. Тургенев подробно описывает это летнее: «маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков».

Природа живет своей жизнью, мудрой, спокойной, вечной. На ее фоне выглядит нелепо и смешно «мелкие разборки» людишек, их суета, нелепые споры, ради которых они готовы пожертвовать своей жизнью.

В двадцать пятой и двадцать шестой главах романа рассказывается история любви и женитьбы Аркадия Кирсанова. Эта история очень ясная, спокойная, гармоничная. Поэтому и пейзаж преподнесен здесь в таких же тонах, характеризуя историю любви героев: «слабый ветер, бледно-зеленые пятна света, ровная тень». Этот пейзаж подчеркивает также контраст Аркадия и Кати Базарову, то есть еще и косвенно характеризует главного героя романа.

Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище «являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли», «два-три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на «немой камень», под которым лежит их сын.

В это описание Тургенев внес свою оценку Базарова и его дела. С любовью и болью говорит он о своем герое и в то же время утверждает мысль о том, что «страстное, грешное, бунтующее сердце» его героя билось во имя временных преходящих целей: «цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют... о вечном примирении и о жизни бесконечной».

В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина «белой зимы с жестокою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом» в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроением Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назад навсегда соединивших свои судьбы.

Во всех этих картинах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова для ее изображения. Важно, что картины природы в «Отцах и детях» занимают незначительное место по сравнению с первыми романами Тургенева («Рудин», «Накануне», «Дворянское гнездо»). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая их природа.

В пейзаже - в заключительном аккорде книги - Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. Поэтому природу в романе никак нельзя назвать «равнодушной» - она непосредственный участник всех событий в жизни героев «Отцов и детей».

В чем же состоит художественное мастерство писателя, который сумел раскрыть идейные противоречия эпохи в романе. Для произведения характерны лаконичность, сжатость. Тургенев отбирает небольшое количество эпизодов, но все они необходимы для характеристики главных и второстепенных героев. Например, используя вставной эпизод (рассказ Аркадия о жизни своего дяди), Тургенев сразу решает три задачи: характеризует пустую, бесцельную жизнь Павла Петровича, подмечает непрочность увлечения Аркадия нигилизмом, восхищается прямотой, силой убеждения Базарова.
Меня пленяет в этом произведении все: и стройность композиции, и мастерски обрисованные портреты героев, их язык... А пейзаж!.. Ведь общепризнанно, что Тургенев - непревзойденный мастер пейзажа. Основным приемом в раскрытии портретов, характеров и убеждений героев у Тургенева является антитеза. Кажется, что этот прием Иван Сергеевич доводит до совершенства.
Как можно забыть высокого Базарова, его “огромный лоб”, “просторный череп”, длинные волосы (признак демократизма в то время), его “красную руку”, не знавшую перчаток! Сразу видно, что это человек большого ума, небогатый, знакомый с трудом. А его противник Павел Петрович, генеральский сын, изнежен, избалован жизнью. Чего стоят его руки, белые, как у женщины, с розовыми ногтями, его тугие воротнички, его породистое лицо. Кирсанов, как и Базаров, умен, но это не отражается в его портрете. Евгений, человек дела, поборник естествознания, мало обращает внимания на свою “одежонку”. Павел Петрович же много времени проводит за своим туалетом. И нас сегодня немного смешат его “фесочка”, “лаковые полусапожки” и прочее, как в свое время они смешили Базарова.
Вообще же писатель тонко пользуется таким приемом, как ирония. Контрастность героев в сочетании с ней проявляется и в манере их речи.
Внутренний мир героев раскрывается больше всего в спорах-диалогах, хотя встречаются и внутренние монологи, в которых автор выступает замечательным психологом (этот прием более характерен для поздней литературы, особенно для Достоевского и Толстого). 10-я глава романа посвящена такому спору. Павел Петрович вышел к вечернему чаю, уже готовый к бою с “господином нигилистом”, весь “горел от нетерпения”, хотя и обещал брату “не позабыться”. Базаров же отвечал ему “ленивым голосом”. Этих деталей достаточно, чтобы понять отношение друг к другу “отцов и детей”. Писатель только отмечает, что победа осталась на стороне более сильного противника, поэтому Павел Петрович не сдержался.
Но, конечно, яснее всего выражаются идейные противоречия эпохи в самих спорах. Лаконично, как это вообще свойственно ему, Тургенев сумел выразить в спорах между Базаровым и другими героями разные точки зрения на волнующее общество вопросы: о русском народе и его судьбе, о путях развития страны, об отношении к существующим порядкам, о семье, о браке, об искусстве. Эти вопросы разделяли тогдашнее мыслящее общество на революционеров-демократов, либералов и консерваторов.

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России - 60-е годы XIX века...

    Молодость - время для усвоения мудрости, старость - время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»...

    Стесненность интриги коллизиями, в свою очередь, отразилась на размещении отдельных ее частей, способствовала сближению завязки с кульминацией и кульминации с развязкой. Строго говоря, в романе «Отцы и дети» кульминация интриги почти совпадает с развязкой...

    В романе “Отцы и дети” речь идет об остром, непримиримом конфликте между аристократами и демократами, между либералами и революционерами-разночинцами. Хотя И.С. Тургенев не верил в перспективность дела Базарова, он прекрасно понимал превосходство...