Сектор газа хой биография. В этом жж новым френдам рады как никогда, а старых френдов вообще за родственников считают

Россия Профессии Годы активности 1985-2000 Певческий голос тенор Инструменты акустическая гитара
ритм-гитара
секвенсор
Жанры авторская песня
русский рок
комедийный рок
хард-рок
панк-рок
фолк-рок
хоррор-панк
мелодекламация
рэп-рок
синти-панк
техно
рэп-метал
альтернативный метал
Псевдонимы Хой Коллективы «Сектор Газа » Лейблы «Black Box» (1989-1990)
«S.B.A./Gala Records » (1991-2000)
Автограф sektorgaza.net Аудио, фото, видео на Викискладе

Ю́рий Никола́евич Клински́х (Хой ) (27 июля , Воронеж - 4 июля , Воронеж) - советский и российский музыкант, певец, автор песен, основатель и бессменный лидер группы «Сектор Газа ».

Биография

Детство

Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора Газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. Но всё же ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, старался не злоупотреблять. Нецензурные выражения и жаргонизмы в его песнях передают характер и особенности речи персонажей.

Творчество «Сектора Газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Хой использовал в своих песнях элементы явно фольклорного происхождения. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой» , и Хой соглашается с таким определением своих трудов.

За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1 % от всего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ . Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями.
За время творческой деятельности Юрий побывал с гастролями во многих городах России и за её пределами (Белоруссия , Германия , Израиль , Казахстан , Латвия , Литва , Молдавия , Украина , Эстония).

Смерть

Последней студийной работой Юрия Клинских и группы «Сектор Газа» стал альбом «Восставший из Ада », вышедший уже после его смерти.

Внешние изображения
Надгробный памятник Юрию Клинских на Левобережном кладбище Воронежа.

Смерти Юрия предшествовали странные обстоятельства. Так, на своём последнем концерте он пытался исполнить песню «Демобилизация» под минусовку , однако не сумел этого сделать и просто ушёл со сцены. Эту же песню при записи последнего альбома «Восставший из Ада» звукорежиссёр группы Андрей Дельцов порекомендовал включить в следующий альбом (она якобы не подходила по стилистике), но Юрий убедил звукорежиссёра не делать этого, опасаясь не дожить до следующего альбома .

В одной из песен он также пел: «Сектор газа - здесь не дожить до сорока», и по стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня. В песне «Укус вампира» также есть слова, описывающие его же смерть, ставшие впоследствии пророческими:

Со слов же Ольги Самариной, у Юры прямо перед смертью действительно жгло в груди - «кровь кипятком по венам бежит» , «всё огнём жжёт» .

Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. В Успенском храме было проведено отпевание . Затем тело Юрия Клинских было предано земле на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а).

Видео по теме

Семья и личная жизнь

Отец - Николай Митрофанович Клинских (15 июня 1935 - 23 августа 2005), до пенсии работал инженером на Воронежском авиационном заводе .
Мать - Мария Кузьминична Клинских (Влашева) (25 августа 1932 - 3 сентября 2017), до пенсии работала клепальщицей на Воронежском авиационном заводе .
Братья (единоутробные) - Анатолий и Леонид Япрынцевы.
Жена - Галина Клинских (род. 17 сентября 1962), после смерти Юрия так и не вышла замуж, живёт с младшей дочерью.
Две дочери - Ирина Мелеховец (Клинских; род. 3 августа 1986) - психолог, окончила ВГПУ и Лилия Клинских (род. 13 января 1995) - окончила магистратуру ВГУ , является сотрудницей компании «Лукойл ». У старшей дочери есть сын Матвей (род. 27 июня 2011).

В 1991 году на своём концерте в Москве познакомился с Ольгой Самариной (род. 13 апреля 1975) , с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины. По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков .

Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё. Всё остальное - это уже не наши проблемы.

Дискография

Сольный альбом

«Акустический альбом»

  • Юрий Клинских - автор музыки и слов, вокал, акустическая гитара .
Название Длительность
1. «Вступление » 01:42
2. «Без вина » 02:54
3. «Шестиструнная подруга » 04:13
4. «Про лето » 02:47
5. «Милая » 04:03
6. «Первая любовь » 02:50
7. «Про скромного мальчишку » 04:22
8. «Интро » 00:23
9. «У пруда (Людмила) » 04:37
10. «Проходят годы словно миг… » 04:21
11. «Крест » 00:45
12. «Вампиры » 02:25
13. «Про раннюю женитьбу » 02:00
14. «Он так её любил » 02:29
15. «Заключение » 03:28
43:19
  • Данный магнитоальбом был записан в 1981 году, однако часть песен была стёрта и заново перезаписана в начале 1985 года. Официально не издавался, а хранился в семейном архиве Клинских. Был обнародован спустя несколько лет после смерти Юрия Клинских.
  • Во всемирной сети также известен под названиями «Акустика» и «Проходят годы, словно миг…».
  • Из пятнадцати композиций лишь две в видоизменённой форме вошли в альбом «Зловещие мертвецы » 1990 года - «Без вина» и «Вампиры», а остальные тринадцать уникальны.
  • В 2015 году запись с аудиокассеты (кроме песен «Крест», «Про раннюю женитьбу») была официально оцифрована с проведением специальной реставрационной работы над звуком и последующего ремастеринга с целью удаления звуковых дефектов, возникших в период хранения плёнки, а также достижения приемлемого качества звучания, сохранив при этом оригинальный аналоговый звук. Песни «Милая», «Людмила», «Он так её любил» получили новые аранжировки.

В группе

Прочие записи

«Вой на Луну» (песня)

«Вой на Луну» - на данный момент единственная профессиональная студийная запись из неизданного ранее материала, сделанная Юрием Клинских, которую он забраковал.
Впервые была издана в 2015 году на одноимённом сборнике редких песен, являющаяся самой неизвестной среди остальных неизданных с акустического альбома. Она была записана в 1995 году и, возможно, должна была войти в альбом «Газовая атака » (1996), однако до 2015 года не было известно, сохранилась ли её фонограмма.

Память

Телепередачи и фильмы

Книги

Музыка

  • В июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.
  • В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группе «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как: «НАИВ », «Кирпичи », Сергей Кагадеев (eх-«НОМ »), «Монгол Шуудан », «Бахыт-Компот », Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа ») и другие.
  • Также в 2005 году в ответ на официальный трибьют-альбом вышли ещё два неофициальных, названные «Альтернативный трибьют» и «Фанатский трибьют».
  • В 2009 году в интернете появился сборник, состоящий из кавер-версий песен и посвящений, который известен под названием "Народный трибьют «Памяти Юры Хоя».
  • 4 июля 2010 года памяти Юрия Клинских был посвящён концерт, прошедший в городе Екатеринбурге в клубе «Нирвана» под названием «10 лет без Хоя».
  • 22 января и 15 июля 2012 года в Уфе состоялись трибьют-концерты памяти группы. Участники уфимских групп «Capellan», «Miscreant» и «Нечто» объединились под названием «Газпром» исключительно для исполнения песен «Сектора Газа».
  • 6 декабря 2012 года в городе Санкт-Петербурге на сцене клуба «Космонавт» прошёл концерт, посвящённый 25-летию группы «Сектор Газа». Выступали: «Бахыт-Компот », «Х.. забей », «НОМ », «Бригадный Подряд », «КняZz », «Глеб Самойлоff & The Matrixx » и Юлия Коган .
  • 5 июля 2014 года в Риге в клубе «Melnā Piektdiena» прошёл сборный трибьют-концерт «Газовая атака», с участием местных рок-групп, посвящённый памяти лидера культовой рок-группы «Сектор Газа» Юрия Клинских.
  • 26 июля 2014 года в городе Самаре в рок-баре «Подвал» прошёл концерт под названием «Мне - 50!», посвящённый пятидесятилетию лидера легендарного «Сектор Газа» Юрия Клинских, с участием самарских групп и исполнителей.
  • 27 июля 2014 года в Воронеже к пятидесятой годовщине со дня рождения Юрия Клинских прошёл фестиваль памяти под открытым небом .
  • В 2014 году участниками международного музыкального онлайн-проекта «DAEMONIGHT» был выпущен трибьют-альбом к 50-летию Юрия Клинских.
  • 13 ноября 2015 года состоялся релиз альбома «Вой на Луну » - сборника неизданных песен из раннего творчества Юрия Клинских в новом звучании и лучших песен «Сектор Газа».
  • 11 декабря 2015 года в

«Жить, наверное, лучше, не имея ничего… Ты становишься свободен, как зверь, как птица… Небо… Много времени на творчество...» Юрий Клинских.

Его мама Мария Кузьминична была домохозяйкой, а отец Николай Митрофанович Клинских - инженером, работавшим на Воронежском авиазаводе. Юрий был не единственным сыном четы Клинских, у него было двое старших братьев. Юрий с детства рос смышлёным и любознательным мальчиком, интересуясь всем, что мог увидеть. В школе Юрий ни чем особенным не выделялся, учился на тройки и носил домой «неуды» за поведение. В его аттестате о среднем образовании была одна единственная четвёрка по труду. Юрий часто не ходил на первые уроки, при этом допоздна засиживался дома с книжками. Он был честен и старался никогда не врать.

Старшие братья с юного возраста приобщили Юру к музыке, в доме Клинских часто можно было услышать рок-н-ролл. Все три брата помимо советской музыки слушали группы The Beatles и Deep Purplе - сначала на пластинках, потом на бобинах. Отец приучил младшего сына к поэзии, изучению литературы и правил стихосложения. Он и сам всю жизнь писал стихи, публиковался, но без особого успеха. Данные Николаем Митрофановичем уроки позже проявились в разухабистых песнях сына, которые, несмотря на «безобразное» по мнению литературных критиков, содержание, имели «безупречный слог и стиль».

Если со слогом Юре помог отец, то с содержанием помогали каникулы в деревне, куда Юрий нередко уезжал на целое лето. Другим источником вдохновения для Юрия стали фильмы ужасов – сначала советские, такие как «Вий», потом – любые, которые можно было достать на кассетах. Играть на гитаре Хой научился ещё в школе и тогда же сложил свои первые песни.

Его часть дислоцировалась на Дальнем Востоке. Незадолго до службы в армии он познакомился со своей будущей женой Галиной. Без особых происшествий Юрий отслужил в Благовещенске водителем танка и в 1984 году демобилизовался.

После армии Юрий пошел работать в ГАИ, но в милиции не прижился. «Чтоб в милиции работать, нужно плохим человеком быть. Есть там, конечно, и нормальные, но им там не место», - говорил позже Юрий. Сам он всегда любил скорость и машины, старался не штрафовать немного превысивших скорость водителей, жалел людей из сёл. При этом не любил лебезить перед начальством. Однажды Юрий остановил мэра Воронежа, ехавшего на красный свет. А на вопрос: «Знаешь, кто я?», - ответил, что, знать не хочет. В другой раз он остановил важного священника, и за оба этих раза нажил себе неприятности. Кроме того Хой никогда не мог выполнить назначенный руководством ГАИ план по штрафам. Три года в работы в милиции были для него настоящей каторгой.

Последние несколько месяцев своей службы в органах внутренних дел Юрий служил во вневедомственной охране, считая дни до нового «дембеля». Как позже вспоминал Николай Митрофанович, последний день в милиции Юрий еле отработал, пришёл домой, снял с себя форму, бросил на пол и стать топтать ее ногами. Покончив с плохой, по его мнению, работой, Юрий работал фрезеровщиком, оператором ЧПУ-станка на «Видеофоне» и грузчиком. В свободное время он писал песни и играл на гитаре. Он купил «Волгу» и чуть было не разбился на ней на московской трассе где-то под Тулой. Восстановленный после аварии автомобиль Юрий продал, и после этого от отечественных марок автомобилей старался держаться подальше. Среди его следующих автомобилей был красный дизельный VolksWagen Golf III и белая Daewoo Нексия с электропакетом и кондиционером.

В свободное от подработок время Юрий смотрел мистические фильмы или фильмы ужасов, играл на бильярде и занимался музыкой. В период с 1981-го по 1985 год он записал на магнитофон акустический альбом «Проходят годы словно миг…». А когда в Воронеже открылся рок-клуб, Юрий сделался его завсегдатаем. На весеннем концерте в 1987 году он впервые сыграл несколько песен, которые начал писать тогда же – в феврале и марте. Как Юрий позже рассказывал – ему не нравилась бедность тем самодеятельных коллективов и он решил обогатить рок-клуб своим участием. «Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь. Потом, когда пришёл с армии, работал на заводе и ни о чём не думал. Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось, и так всё и пошло…», - рассказывал позже Юрий.

Юрий пел в клубе сольно или приглашал кого-то. 5 декабря 1987 года он собрал первый состав своего «Сектора Газа» и спел песни «Я мразь», «Сумасшедший труп», «Утопленник» и «Колхозный панк» на сцене рок-клуба. «Панком никогда себя не считал...», - при этом говорил Юрий.

Первое время «Сектор Газа» выступал на разогреве у приезжавших в Воронеж групп, таких как «Звуки Му» и «Дети». Название «Сектор Газа» было для Юры «загадочным сочетанием» и одновременно – своей «в доску» воронежской реальностью. В его детстве оно было на слуху из-за арабо-израильского противостояния, о котором тогда часто говорили по радио. А в Воронеже так называли промышленную зону с большим количеством заводов и дымящихся труб, и соответствующей криминальной атмосферой, где как раз располагался рок-клуб. В общем, придумать название своей команде Юрию было просто. По его словам, это было «местное название для группы, которая не собиралась выходить за пределы городского рок-клy6a». В дальнейшем состав «Сектора Газа» за все время своего существования претерпел многие изменения, но солист и лидер группы всегда оставался один: Юрий Хой подбирал людей под себя.

Через два года, к 1989 году, группа записала два «кассетных» альбома - «Плуги-вуги» и «Колхозный панк». Качество записей было ужасным, и они разошлись исключительно в Воронеже. Прорывом для команды стал альбом «Зловещие мертвецы», изданный в 1990 году.

Многие произведения, особенно из ранних песен, были для Юрия автобиографичны. Песни «Ява» и «Мент» были написаны после выхода Юрия из вытрезвителя, а песни «Ядрёна вошь» и «Взял вину на себя» были посвящены брату. В то время сам Юрий пытался «развести» себя и «лирического героя» - «этакого монстра в вонючих носках, пострадавшего от всех известных венерических заболеваний и заработавшего импотенцию». Он говорил, что петь о человеческих пороках ещё не значит одобрять их. Для Юры такие песни были, скорее, каким-то особым способом борьбы с ними.

Классическим «панком» Хой себя никогда не считал. «Может быть, в начале творчества чистая «панкуха» кое-где и просматривалась» - рассказывал он в своих интервью. В основном Юрий делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к стилю. И действительно – в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны. Сам Юра определял стиль своей команды как «фьюжн».

С матершиной мы родились, с матершиной мы живём.
С матершиной мы учились, с матершиной и помрём.
Матершину мы вкушали с материнским молоком.
С матершиной мой папаша бил мамашу кулаком.

Образцами для подражания и любимой музыкой для Хоя были западные группы - Rage Against The Machine, Biohazard, AC/DC и Alice Cooper. В последние годы Юра находился под впечатлением от тяжёлого рэпа с его блюзами, чёткой ритмикой и рок-гитарами, а на протяжении всей своей карьеры любил панк и дэт-метал. В интервью Юрий рассказывал: «Сектор Газа» даже не группа, а один из моих проектов. Я и сейчас не могу сказать, что «Сектор» - это группа. Это скорее концертный состав, потому что на студии я всегда работаю один. И с 1992 года приглашаю Игоря Жирнова - гитариста группы «Рондо». Я вообще не сторонник менять музыкантов, как, скажем, это делает тот же БГ. Если кто уходил - то только по своей воле. Главное в коллективе - чтобы человек был не козлистым. Ведь иногда тур может затянуться на несколько недель или даже больше. И находиться рядом с таким - нет уж, извините».

Псевдоним «Хой» к Юре прицепился сразу и довольно прочно. Вообще этот возглас тогда использовали многие исполнители – от Вени Д`ркина до Егора Летова, позаимствовав то ли из Oi! музыки британских кокни, то ли из умствований БГ, но псевдонимом его сделал только Юрий Клинских. «Хой, месяц молодой! Висит – гвоздём прибит!», - говорил Веня Д`ркин. Как говорил сам Юрий: «Хой» - просто восклицание, я часто произношу его во время песен. То, что оно напоминает кому-то Цоя (с которым Юра был лично, хоть и эпизодически, знаком) - случайность». Однако в последние годы жизни Юрий стал меньше пользоваться псевдонимом «чтоб с гаишниками проблем не было». А то – остановят, а он «Да вы что, парни, я ж солист в «Секторе Газа». А они – «Врёшь! Там Хой поёт».

После успеха альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь», которые Юрий отправил в Москву с помощью своего знакомого, начались выступления группы на разных тусовках, но Юрию это быстро надоело. «Когда мы вышли на большую сцену, то нами стал заниматься человек, который до этого работал только с «попсой» и которого при слове «рок-н-ролл» начинало тошнить», - говорил в интервью Юрий Хой.

В Москву – «развратный город наглой молодёжи» Юрий переезжать не пожелал, хотя возможностью записываться на студии «Мир» воспользовался. Его записи издавал один из первых российских лейблов - «Gala Records». У Юрия начались легальные концерты, а вместе с ним – концерты липовых «Хоев» по городам. Сам Юрий не любил «светиться» и сознательно поддерживал разрастание слухов и легенд о своей группе. Из-за гигантских продаж на кассетах его группу знали все, но большую часть звуковых носителей выпускали пираты. Хой не жаловался, жил с тех процентов, которые «Gala Records» выплачивала ему после реализации прав в Москве, официальных релизов на «Black Box» в Воронеже и многочисленных концертов. «Я не стесняюсь своего города, я в нем прожил всю жизнь, в нем же, скорее всего, умру…», - говорил Юрий.

За время творческой деятельности группа побывала с гастролями во многих городах России и за её пределами – в Беларуси, Германии, Израиле, Казахстане, Латвии, Литве, Молдавии, Украине и Эстонии. Альбомы выходили в 1994 году, потом были переизданы «Gala Records» в 1997 году.

«Нажми на газ» и «Колхозный панк» также были изданы в 1991 и 1993 году – уже на компакт-дисках и неизменных кассетах. В 1991 году на своём концерте в Москве Юрий познакомился с Ольгой Самариной, с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины.

Популярность группы «Сектор Газа» росла очень быстро. Известно, что от песен «Сектора Газа» был в восторге Владимир Жириновский, и аполитичный Хой «отвечал взаимностью» лидеру ЛДПР, но – за деньги. Своих политических пристрастий Юра не имел, посылая всю политику «…в жопу. Буравчиком!».

Политическим строем он был вполне доволен, потому что имел возможность зарабатывать неплохие деньги на своём таланте. «Нам нет разницы, для кого играть, от политики мы далеки. Платит Жириновский - играем для Жириновского, будет платить другая фракция - сыграем для неё», - говорил Юрий Хой. Впрочем, Хой полагал, что если бы ему пришлось застрять в грузчиках, то, конечно, он был бы недоволен правительством.

Вот все говорят: на Западе всё очень хорошо.
Кто это скажет мне вот так, сотру я в порошок!
Всё, что советское, - ништяк - машины и штаны,
Пусть дорого всё стоит, но всё наше, пацаны.

По мере роста популярности песни Хоя стали фактически народной музыкой, музыкой дембелей, ПТУшников, студентов и сельской молодёжи. Жлоброкгруппа – так иронично часто называли «Сектор Газа» - группу, которую сам Хой сравнивал с порнухой, и которую не принимал ни рок, ни поп-музыка. Творчество группы понравилось даже Юрию Никулину. После того, как Юрий Хой отыграл концерт в цирке Никулина, знаменитый артист пригласил молодого человека к себе в гримёрку. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам.

Песни Юрия Хоя поражали слушателей своей откровенностью. Он с хирургической точностью вскрывал самый глубокие тайники человеческой души, о которых не говорили в СССР. Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Артистизм лидера группы и только живые выступления были противоположны концертам исполнителей, выступавших под фонограмму. Юрий Хой вызывал ажиотаж и вне сцены: например, во время одного из его последних концертов в Воронеже, он разъезжал по городу на лошади, изображая Кощея Бессмертного. Относительно своего имиджа у Юрия Хоя была весьма интересная позиция – он старался меньше рассказывать о группе, считая, что отсутствие полной информации вызывает у слушателя больший ажиотаж.

Известно, что Юрий хотел сыграть в концерте с группами ДДТ или «Алиса», но его не звали, а сам он не напрашивался. В 1994 году им была записана панк-опера «Кащей бессмертный», представлявшая собой трэш-смесь русских сказок и музыки в духе АС/DC, Red Hot Chili Peppers и Ace Of Base. К этой «сказке» планировалось создание видеоряда, но этому помешала смерть Юрия. Он успел отснять всего несколько сцен, и сейчас в интернете имеются рабочие видеоверсии треков: «Ария Ивана и Лягушки», «Вторая ария Ивана» и «Третья ария Ивана».

Хоем был снят клип на песню «Туман» - с черно-белой хроникой российских войн. Всего у «Сектора Газа» вышло 4 клипа. Пятый клип на песню «Ночь страха» не был закончен из-за смерти певца.

Начиная с 1996 года, Юрий Хой несколько раз менял стиль группы, многие тексты становились более серьёзными и очищались от мата. Результатом этих экспериментов стал альбом «Газовая атака», ставший впоследствии самым коммерчески успешным за всю историю группы. В 1999 году Юрий Клинских стал персонажем комикса «Похождения Юры Хоя в царстве зла». Комикс состоял из сказочных приключений, героем которых был сам лидер «Сектор Газа», собирающий свои альбомы. Автором комикса был художник Дмитрий Самборский.

В конце 1990-х годов «Сектор Газа» выпустил ряд техно-ремиксов с участием воронежского DJ Крота. В последние годы жизни Юрий решил изменить имидж и звучание. Вместо косухи, рваных джинсов, старых маек и армейских ботинок в его гардеробе появились чёрные дорогие туфли, тёмные брюки и рубашка. Вместо разухабистого «колхозного» панка слушателям был предложен «клёвый тяжеляк» последнего альбома. «Я все время стремился к тяжелому звуку», - говорил Юрий Хой.

К концу 1990-х годов друзья стали подозревать у него сильную наркотическую зависимость. К тому же, как полагали друзья, его спутница Ольга была наркоманкой. «Я перепробовал практически все наркотики, но ни к чему не привык и не собираюсь привыкать. Попробовал - и хватит», - говорил Юрий Хой.

В 2000 году Юрий был полон самых радужных планов. Он три года вынашивал концепцию нового альбома, который изначально должен был называться «Бедный Юрик». В 1998 году Юрий изменил название на «Восставший из ада», решив сделать полностью мистический рэповый альбом, работу над которым Юрий закончил в июне 2000 года. Но его релиза так и не дождался.

4 июля съёмка была запланирована на 16 часов, в ней должны были принять участие сам Хой и его подруга Ольга Самарина. До съёмок им необходимо было посетить гримёра в Театре Юного Зрителя. С утра Юрий чувствовал себя неважно, он был бледен, лоб покрывался испариной, он не мог понять, что с ним происходит, но выпив таблетку аспирина, все равно решил ехать.

В 11:30 Юрий Хой и Ольга Самарина вышли из съемной квартиры на улице Дорожная, в Юго-Западном районе. На автомобиле они направились к гримёру, встреча с которым была назначена на 12:00. В 11:40 в дороге Юрий чувствовал себя все хуже и хуже, и решил изменить маршрут. Он свернул на улицу Барнаульскую, где в частном секторе жил его знакомый Андрей Ксенз. Хой зашел к нему в дом и сразу лег на диван, не в силах стоять на ногах. Его мучила сильная боль в левом боку и животе. Ольга находилась рядом. Вскоре она вышла в другую комнату за сигаретами, и там услышала грохот – это Юрий упал на пол, потеряв сознание.

Ольга и хозяин дома безуспешно пытались вернуть Хоя к жизни, делая ему искусственное дыхание. Они пытались вызвать «скорую» помощь, однако, там наотрез отказывались записывать адрес с сомнительной репутацией наркопритона. С пятого раза Самариной всё же удалось передать адрес. Она выбежала на улицу встречать «скорую». В это время Юрий умер.

В дальнейшем в официальных медицинских документах было записано: «Скоропостижная смерть». Что же касается неофициальной версии, то их было множество. Точно можно сказать лишь то, что Юрия убил его образ жизни, бешеные гастроли, работа на износ - в последние 10 лет на концертах Хой всегда выкладывался до конца и никогда не следил за своим здоровьем. Не могли не сказаться и последствия бурной молодости: «С 23 лет я не помню себя трезвым и дня», - примерно так охарактеризовал Хой свою молодость.

Я парень очень скромный,
Я парень очень тихий.
Вообще, когда я трезвый, я чистый эталон.
Но часто я зверею, но часто я шизею,
Как только бормотухи я высажу баллон.

Он стал следить за здоровьем только в самое последнее время, когда было уже поздно. К тому же во время гастролей по Дальнему Востоку осенью 1999 года Юрий заболел гепатитом С.

Юрий Хой, обожавший тяжёлый звук и тяжёлый рэп, скорость, простые слова и мистические ужасы, даже свою смерть «сделал» похожей на непритязательный «ужастик». Сумма цифр её даты составила 13, его последний альбом – «Восставший из ада» - содержал 13 песен, был 13 альбомом, вышедшим на 13 году существования «СГ», а два поминальных дня – 9 и 40 пришлись на 13-е число.

Юрий Хой был похоронен на Левобережном кладбище в Воронеже.

В память о Юрии Клинских была создана документальная телепередача, показанная 20 октября 2000 года на телеканале РТР в рамках проекта «Башня». А в июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.

В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержала воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских. В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группы «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как «НАИВ», «Кирпичи», Сергей Кагадеев («НОМ»), «Монгол Шуудан», «Бахыт-Компот», Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа») и другие группы. 30 июня 2006 года на канале ДТВ в телепередаче «Как уходили кумиры» в эфир вышел сюжет о творчестве Юрия Клинских.

5 октября 2008 года памяти Юрия Клинских был посвящён короткий фильм, показанный на телеканале НТВ в телепередаче «Главный герой».

6 декабря 2012 года в городе Санкт-Петербурге прошёл концерт, посвящённый 25-летию группы «Сектор Газа». 26 июля 2014 года в городе Самаре в рок-баре «Подвал» прошёл концерт под названием «Мне - 50!», посвящённый пятидесятилетию лидера легендарного «Сектор Газа» Юрия Клинских, с участием самарских групп и исполнителей.


Россия Россия

Профессии Годы активности 1987-2000 Певческий голос тенор Инструменты акустическая гитара
ритм-гитара
секвенсор
вокал
Жанры авторская песня
русский рок
комедийный рок
хард-рок
панк-рок
фолк-рок
хоррор-панк
мелодекламация
рэп-рок
синти-панк
техно
рэп-метал
альтернативный метал
Псевдонимы Хой Коллективы «Сектор Газа » Лейблы «Black Box» (1989-1990)
«S.B.A./Gala Records » (1991-2000)
Автограф sektorgaza.net Аудио, фото, видео на Викискладе

Ю́рий Никола́евич Клински́х (Хой ) (27 июля , Воронеж - 4 июля , Воронеж) - советский и российский музыкант, певец, автор, композитор, основатель и бессменный лидер группы «Сектор Газа ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Классная песня посвященная Юре Хою/27.07.2017

    ✪ СЕКТОР ГАЗА- Памяти Юрия (хоя) ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ МУЖИКОВ! ПОПРОБУЙ ОТОРВАТЬСЯ.

    ✪ Группа ПЕГАС - Юрию "Хою" Клинских (Сектор газа) посвящается (27.07.2016)

    ✪ Юрий Клинских Хой Сектор Газа Як на хуторе

    Субтитры

Биография

Детство

Творчество

Большой пласт творчества Юрия Клинских посвящён остросоциальным проблемам времён перестройки , «лихих 90-х », а также теме загробной жизни и мистики . В своих песнях он старался учитывать события общественной и личной жизни, поступки людей, повседневные бытовые ситуации, при этом используя в текстах некоторых композиций ненормативную лексику .

Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора Газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. Но всё же ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, старался не злоупотреблять. Нецензурные выражения и жаргонизмы в его песнях передают характер и особенности речи персонажей.

Творчество «Сектора газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Хой использовал в своих песнях элементы явно фольклорного происхождения. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем и Надеждой Бабкиной называет секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой» , и Хой соглашается с таким определением своих трудов.

За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1 % от всего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ . Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями.
За время творческой деятельности Юрий побывал с гастролями во многих городах России и за её пределами (Беларусь , Германия , Израиль , Казахстан , Латвия , Литва , Молдавия , Украина , Эстония).

Смерть

В одной из песен он также пел: «Сектор газа - здесь не дожить до сорока» , и по стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня. В песне «Укус вампира» также есть слова, описывающие его же смерть, ставшие впоследствии пророческими:

Со слов же Ольги Самариной, у Юры прямо перед смертью действительно жгло в груди - «кровь кипятком по венам бежит» , «всё огнём жжёт» .

Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. В Успенском храме было проведено отпевание . Затем тело Юрия Клинских было предано земле на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а).

Семья и личная жизнь

Отец - Николай Митрофанович, до пенсии работал инженером, скончался 23 августа 2005 года, похоронен недалеко от сына.
Мать - Мария Кузьминична (род. 1932), пенсионерка, работала клепальщицей на заводе .
Брат (единоутробный) - Анатолий Япрынцев.
Жена - Галина, после смерти Юрия так и не вышла замуж, живёт с младшей дочерью.
Две дочери - Ирина (3 августа 1986) - психолог, окончила Воронежский пединститут и Лилия (13 января 1995) - студентка. У старшей дочери есть сын Матвей (27 июня 2011).

В 1991 году на своём концерте в Москве познакомился с Ольгой Самариной , с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины. По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков .

На одном из концертов от ЛДПР был удостоен диплома «За развитие отечественной культуры».

  • Творчество группы нравилось даже Юрию Никулину . После того, как Юрий (Хой) Клинских отыграл концерт в цирке Никулина , знаменитый артист пригласил молодого человека к себе в гримёрку. Под слова восхищения и благодарности Никулин достал бутылочку коньяка и предложил Хою побеседовать. Сам артист был так польщён данными комплиментами, что часто рассказывал об этом случае своим друзьям и родственникам.
  • В 1999 году Юрий Клинских стал персонажем комикса «Похождения Юры Хоя в царстве зла». Комикс состоит из сказочных приключений, героем которых является лидер «Сектор Газа», собирающий свои альбомы. Автор комикса - художник Дмитрий Самборский.

Дискография

Сольный альбом

«Акустический альбом»

  • Юрий Клинских - автор музыки и слов, вокал, акустическая гитара .
Название Длительность
1. «Вступление » 01:42
2. «Без вина » 02:54
3. «Шестиструнная подруга » 04:13
4. «Про лето » 02:47
5. «Милая » 04:03
6. «Первая любовь » 02:50
7. «Про скромного мальчишку » 04:22
8. «Интро » 00:23
9. «У пруда (Людмила) » 04:37
10. «Проходят годы словно миг… » 04:21
11. «Крест » 00:45
12. «Вампиры » 02:25
13. «Про раннюю женитьбу » 02:00
14. «Он так её любил » 02:29
15. «Заключение » 03:28
43:19
  • Данный магнитоальбом был записан в 1981 году, однако часть песен была стёрта и заново перезаписана в начале 1985 года. Официально не издавался, а хранился в семейном архиве Клинских. Был обнародован спустя несколько лет после смерти Юрия Клинских.
  • Во всемирной сети также известен под названиями «Акустика» и «Проходят годы, словно миг…».
  • Из пятнадцати композиций лишь две в видоизменённой форме вошли в альбом «Зловещие мертвецы » 1990 года -
    «Без вина» и «Вампиры», а остальные тринадцать уникальны.
  • В 2015 году запись с аудиокассеты (кроме песен «Крест», «Про раннюю женитьбу») была официально оцифрована с проведением специальной реставрационной работы над звуком и последующего ремастеринга с целью удаления звуковых дефектов, возникших в период хранения плёнки, а также достижения приемлемого качества звучания, сохранив при этом оригинальный аналоговый звук. Песни «Милая», «Людмила», «Он так её любил» получили новые аранжировки.

В группе

Прочие записи

«Вой на Луну» (песня)

«Вой на Луну» - на данный момент единственная профессиональная студийная запись из неизданного ранее материала, сделанная Юрием Клинских, которую он забраковал.
Впервые была издана в 2015 году на одноимённом сборнике редких песен, являющаяся самой неизвестной среди остальных неизданных с акустического альбома. Она была записана в 1995 году и, возможно, должна была войти в альбом «Газовая атака » (1996), однако до 2015 года не было известно, сохранилась ли её фонограмма.

Память

Телепередачи и фильмы

Книги

  • В октябре 2001 года вышла книга Владимира Тихомирова «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю» - иллюстрированная история жизни и творчества Юрия Клинских и группы «Сектор Газа».
  • В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержит воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских.
  • В июле 2015 года вышла электронная книга Аслана Курбанова «Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских» - собрание ранее не публиковавшихся интервью Юрия Клинских.

Музыка

  • В июне 2002 года группа «Сектор Газовой Атаки» выпустила свой дебютный альбом, который посвятила памяти Юрия.
  • В 2005 году звукозаписывающая студия «Gala Records» выпустила трибьют-альбом группе «Сектор Газа», в котором участвовали такие группы и исполнители, как: «НАИВ », «Кирпичи », Сергей Кагадеев (eх-«НОМ »), «Монгол Шуудан », «Бахыт-Компот », Игорь Кущев (eх-«Сектор Газа ») и другие.
  • Также в 2005 году в ответ на официальный трибьют-альбом вышли ещё два неофициальных, названные «Альтернативный трибьют» и «Фанатский трибьют».
  • В 2009 году в интернете появился сборник, состоящий из кавер-версий песен и посвящений, который известен под названием «Народный трибьют «Памяти Юры Хоя».
  • 4 июля 2010 года памяти Юрия Клинских был посвящён концерт, прошедший в городе Екатеринбурге в клубе «Нирвана» под названием «10 лет без Хоя».
  • 22 января и 15 июля 2012 года в

Лидер панк-группы «Сектор Газа» Юрий Хой, причина смерти которого (по официальным документам) - сердечный приступ, оставил после себя большое количество загадок. В одной своей песне он пел, что здесь не дожить до сорока. Автор не смог достичь этого рубежа. Он умер в возрасте 35 полных лет. До 36-го дня рождения ему не хватило всего 23 дней. Трагедия случилась 4 июля 2000 года.

Рождение идола 90-х

Юрий Николаевич Клинских (псевдоним - Юрий Хой), биография которого очень интересна, родился 27.07.1964. Произошло это в Воронеже. Школьные года будущего певца прошли с с которой он проводил больше времени, чем с учебниками. Соответственно, отличником или хорошистом Юрия назвать было нельзя.

Несмотря на то что Юра рос в обычной рабочей советской семье, он выбрал для себя неформальный образ и стиль жизни, не слишком понимаемый в то время. Однако это не повлияло на развитие специфического литературного склада его ума. Юрий самостоятельно писал тексты для своих песен. Его стихи затрагивали запретные темы, на которые многие из его соотечественников даже и говорить стеснялись.

Поиск своего Я

После службы в вооружённых силах он некоторое время работал сотрудником ГИБДД, но, не найдя себя в этом деле, ушёл на завод. В конце 80-х в Воронеже открылся первый рок-клуб. Он располагался в промышленной зоне города, вдалеке от центра. Первое время певец выступал сольно, без присутствия на сцене посторонних лиц. Пел он свои собственные песни. В 1987 году Юрий Клинских создаёт свою группу и называет её в честь этой зоны города - «Сектор Газа». Первое выступление коллектива состоялось 5 декабря того же года.

Слава и популярность

Первые 2-3 года молодой коллектив не был популярен и выступал на разогреве рок-групп, приезжающих в город. Постепенно, прямо пропорционально падению гласности в уже начавшей разваливаться стране, матерные песни стали более популярны и доступны для обычного слушателя. Население наконец-то получило доступ к запретным ранее темам. Таким образом, в московских киосках появились пиратские записи группы «Сектор Газа». Юрий Хой и его коллектив, правда, прибыли не имели никакой.

Популярность группа получила только после выпуска третьего и четвёртого альбомов - «Зловещие мертвецы», «Ядрёна вошь». Через год, после того как Юрий Клинских отправил через своего друга записи песен в Москву, он получает ответ и приглашение от звукозаписывающей студии «Мир».

Два предыдущих альбома были переизданы и выпущены на кассетах и пластинках. «Сектор Газа» начинает сотрудничать с первой в СССР коммерческой звукозаписывающей компанией «Гала Рекордс». В 1994 году летом группа выпускает очередной шедевр, поразивший многих своим стилем. Им стала панк-опера «Кощей Бессмертный». В дальнейших планах Юрия было сделать видеоверсию этого альбома. Но скоропостижная смерть не дала ему осуществить задуманное.

Середина 90-х считается расцветом популярности коллектива. Но это не приносит музыкантам больших заработков. Большая часть их творчества продаётся в перезаписи на пиратском рынке. Популярность группы подтверждается многочисленными гастролями по многим городам России и странам содружества.

Юра Клинских меняет свой имидж. Косуха, футболка и джинсы меняются на дорогой костюм и отглаженную рубашку. В творчестве тоже присутствуют определённые изменения: нецензурной лексики становится меньше, тексты песен затрагивают более серьёзные темы и менее скандальные. Но это не особенно влияет на популярность группы. Тем не менее альбом «Газовая атака» стал самым продаваемым из всех ранее изданных.

Творчество

Несмотря на то что Юрий Хой не имел музыкального образования, коллектив под его руководством достиг небывалого пика популярности и выпустил 13 студийных альбомов, которые можно послушать в настоящее время. Причём некоторые фрагменты его стихов стали настоящими и полноценными цитатами, встречающимися в обычной жизни, например:

Доблестная, честная и сердцу дорогая,

Госавтоинспекция, ты нам как мать родная.

Личная жизнь

Юрий Хой, причина смерти которого для многих остаётся неразгаданной, родился в обычной рабочей семье. Родители трудились на Воронежском сталелитейном заводе. Несмотря на свой образ борца за свободу слова и неформала, он был женат и имел двух дочерей, Ирину и Лилию.

С будущей супругой, Галиной, Юрий познакомился ещё до армии. После демобилизации они сыграли свадьбу. Хотя с 1991 года после знакомства с Ольгой Самариной у певца и начался бурный роман, он не ушёл из семьи. Но тем не менее свои отношения с любовницей Юрий не скрывал. По словам общих знакомых, именно она и привлекла Хоя к наркотикам.

Смерть поэта

Скорая помощь, приехавшая на вызов, зафиксировала скончавшегося молодого человека: девушка, находящаяся рядом, называла его по имени - Юрий Хой. Причина смерти была для многих неприемлемой. Никогда не имевший проблем с сердцем, певец умер от сердечного приступа.

Второй вариант того, от чего умер Юрий Хой - это наркозависимость и алкоголизм, которые в совокупности медленно, но верно убивали молодого талантливого парня. Но эта версия является неофициальной. Всем родным и знакомым певец говорил, что с наркотиками уже завязал.

Из официальных документов ничего кроме того, что в его крови был обнаружен гепатит С, неизвестно. Милицией отдельного расследования не проводилось, так как врачебное заключение зафиксировало обычную смерть без следов криминала.

"Битва экстрасенсов"

Специфические и откровенные темы, которые певец выбирал для своих песен, повлияли на дальнейшую жизнь его родственников даже после смерти Юрия. Дело в том, что на Юрий Хой, периодически разрушается надгробный памятник. Он будто лопается пополам. Дочь певца обратилась в телевизионный проект «Битва экстрасенсов» с просьбой попытаться разобраться в этом странном вопросе.

Запись отчётов знаменитых чародеев и магов была размещена в 15 сезоне в 5 серии проекта. В ходе дискуссий был представлен один из лопнувших надгробных памятников. Некоторые экстрасенсы смогли точно указать то, что элемент, покрытый тканью, принесён в студию с кладбища. Татьяна Ларина даже перенеслась в царство мёртвых и смогла там пообщаться с усопшим. Она рассказала, что он просит у своих родственников прощения и умоляет их не винить его в безвременном уходе из жизни.

Другие утверждали, что человек, которому был установлен этот памятник, очень часто ходил по лезвию бритвы: употреблял алкоголь, принимал наркотики, выступал на своих концертах с песнями от лица мертвецов, восхваляя смерть:

…От неё не убежать,

От неё нельзя дышать.

Я возьму велосипед

И отправлюсь на тот свет.

Ну, я пошел...

К тому же смерть клавишника группы была предсказана именно магами из проекта «Битва экстрасенсов». Юрий Хой, по их словам, своими песнями навлёк зло на всех участников знаменитого коллектива, и теперь они обречены.

Утрата

Так от чего умер Юрий Хой? Был это гепатит С, вызванный алкоголем и наркотиками, принимаемыми ранее, или это обычный сердечный приступ? А может быть, в этом замешаны потусторонние силы? Этот вопрос до сих пор остаётся неразгаданным, ведь автор не один раз упоминал в своих стихах смерть, вампиров, вурдалаков, мертвецов, сатану, ведьм.

Свой последний альбом «Восставший из Ада» Хой практически полностью посвятил потусторонним силам. Причём родственники напоминают, что он умер, пытаясь записать последнюю песню из своего 13 альбома. Это является ещё одним загадочным фрагментом из жизни легендарного певца по имени Юрий Хой. Причина смерти человека, репертуар которого по своей популярности приравнивается к стихам Виктора Цоя, до сих пор остаётся загадкой и хранит много неясного.

Биография Юрия Хоя зеркально похожа на биографию каждого советского неформала. Юрий Хой (Клинских) родился в Воронеже, 27 июля 1964 года, в семье рядового сто двадцати рублевого инженера.


Юра отвратительно учился в школе, предпочитая ненужной математике, и без школьных уроков отлично знакомому русскому языку дворовые концерты на гитаре.
Немалое значение в его дальнейшей жизни получили другие уроки – родной отец, влюбленный в русскую поэзию, и не реализовавший себя в рифмоплетстве, сумел передать и увлечение ею, и знания родному сыну.

После школы биография Юрия Хоя тоже пошла по стандартному для троечника пути: с трудом получивший диплом будущий поет и музыкант ушел в армию, а вернувшись, поработал сначала инспектором ГАИ, а потом устроился на обыкновенный завод, которых в Воронеже тогда было великое множество. Материальные блага его мало занимали – тогда бы он остался дорожным постовым. И о карьере он не заботился – ее на заводах не строят.


« » - созданная им группа - родилась на свет практически одновременно с Воронежским рок-клубом. Ее название имеет второстепенное отношение к Палестине. Тогда у всех на слуху было это словосочетание, ибо о восточном конфликте безостановочно твердили в телевизионных новостях, и местные жители нарекли Сектором Газа Воронежскую промышленную зону, собственно на территории которой и был расположен рок-клуб. Слава к коллективу пришла в лихие девяностые, когда политика гласности возбудила огромный интерес ко всему, что раньше было запретным. Особенно уместными стали неформальные русские выражения, ставшие неотъемлемой частью написанных Хоем русских народных рок-гимнов. Трехэтажные маты и похабная тематика пришлись ко двору. Музыкальные коммерсанты даже заключили с группой контракт, но денег на ней так и не заработали. Зато коллектив добился широкой известности.


Вопреки устоявшемуся народному имиджу бунтаря-одиночки Юрий Хой был прочно женат на Галине Клинских, у них в браке родились две дочери - Ирина и Лиля.


Собственно, на этом и заканчивается биография Юрия Хоя. Народ распространял разные слухи о его трагической гибели – будто он попал в аварию, или его зверски убили. Видимо, хотелось заострить внимание на преждевременном уходе горячо любимого кумира. По официальной версии он умер от сердечного приступа. Существует информация о том, что Хой принимал наркотики и заболел гепатитом, что и стало истинной причиной смерти. В одной из своих песен он пророчески спел: «Сектор газа - здесь не дожить до сорока». И не дожил 23 дня до собственного тридцати шестилетия.